Краткая биография городецкий

Биография Городецкий в кратком изложении, сочинения по произведениям, аудиокниги, полные и краткие содержания.

Краткая биография городецкий

Сергей Митрофанович Городецкий

Cергей Митрофанович Городецкий (1884 — 1967)

Русский поэт, наряду с Гумилевым основатель и теоретик акмеизма (его «второй основоположник», по выражению Брюсова).

Родился 5 января 1884 года в Петербурге. В 1902 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлеченно изучал славянские языки, историю искусств, русскую литературу, рисовал. Проучился до 1912 года, но так и не окончил университета.

Первая книга «Ярь» (конец 1906) отразила интерес поэта к народному творчеству, к воспроизведению древней славянской мифологии в близких современной литературе формах и принесла ему известность. Эту тематику продолжает второй сборник стихов «Перун» (1907), встреченный уже не так восторжено. Третий сборник «Дикая воля» (1908) почти не был замечен ни критиками ни читателями. К этому времени относятся и первые прозаические опыты, работы в драматургии: «Повести. Рассказы» (1910), «На земле», «Старые гнезда» (оба 1914), «Адам» (1915), трагедия «Марит» (1908), комедия «Темный ветер» и др., но не принесшие ему явного успеха.

Одна из заслуг — введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910—1920-х годах писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты.

В 1911 г. Городецкий выступил в роли ученого-литературоведа и подготовил к печати первое собрание сочинений , снабдив его обстоятельной вступительной статьей и комментариями.

С 1912 года вместе с Гумилевым начинает, выступая с докладами, активно прокламировать акмеизм, участвует в создании «Цеха поэтов». Сборники «Ива» (1912), «Цветущий посох» (1914) отражают акмеистические настроения.

В годы первой мировой войны оказался во власти шовинистских настроений. Это отражает сборник «Четырнадцатый год» (1915).

Весной 1916 г., поссорившись с Вяч. Ивановым и А. Блоком, разочарованный в литературной деятельности, Городецкий едет корреспондентом газеты «Русское слово» на Кавказский фронт. И здесь он осознает несостоятельность своих недавних представлений о войне. Он пишет проникнутые болью стихи (сборник «Ангел Армении» (1918)).

Февральскую революцию встретил в Иране, работая в лагере для тифозных больных (воспоминания в романе «Алый смерч» (1927)). Октябрьские события застали его в Тифлисе, где он читал курс эстетики в Тифлисской консерватории, работал редактором журнала «Арс» и организовал местный «Цех поэтов».

Осенью 1921 года переехал в Москву, где работал в литературном отделе газеты «Известия» и вместе с Н. Асеевым руководил литчастью Театра революции. В 20-е годы часто менял свою литературную позицию, много печатался: повести «Памятник восстания», «Черная шаль» (1921), книга «Серп», сборники «Миролом» (1923), «Из тьмы к свету» (1926), «Грань» (1929), поэма «Красный Питер» (1928).

С начала 30-х стал меньше писать, а большее переводил, создавал оперные либретто (именно им был создан новый текст к опере Глинки «Иван Сусанин» (1937−1945)).

Сергей Митрофанович Городецкий родился 17 января 1884 года в столице Российской империи, городе Санкт-Петербург. В возрасте 18-ти лет поступил на историко-филологический факультет, но не окончил его.

Известность пришла к писателю после издания в 1906 году первой книги «Ярь», но его последующие издания («Перун» и «Дикая воля») уже не имели и десятой части популярности первого сборника. Также, к неудачным работам Городецкого можно отнести и его первые прозаические попытки «Повести. Рассказы», «На земле», «Старые гнезда» и др.

Главной заслугой Сергея Митрофановича на литературном поприще, считается введение в отечественную литературу детского фольклора. В течение 10 лет Городецкий писал много стихотворений для детей, собирался открыть детскую газету.

Именно Городецкий в 1911 г. помог И. С. Никитину с выпуском первого собрание сочинений. Следующим направлением в творчестве писателя становиться акмеизм. Его попытки на этом поприще активно поддерживались со стороны Гумилёва. Среди их совместных наработок сборники «Ива» (1912) и «Цветущий посох» (1914).

Но на акмеизме Городецкий не остановился, и во время Первой мировой войны был полностью поглощён шовинистическими настроениями, которые нашли своё отражение в сборнике «Четырнадцатый год».

С 1916 года работает корреспондентом на Кавказском фронте. Затем на время покидает Россию, и направляется в Иран (в лагерь для больных тифом), а затем в Тифлис. В Тифлисе его работа снова возвращается в творческое русло-чтение курса эстетики в Тифлисской консерватории и работа редактором журнала «Арс».

Спустя пять лет возвращается в Москву, устраивается на работу в газету «Известия» (литературный отдел). Активные поиски себя в литературе Городецкий продолжает до 30-х годов, пробуя свои силы в новых жанрах. Со временем основным родом его деятельности становиться переводы и оперные либретто (среди которых стоит выделить текст к опере «Иван Сусанин»). Умер писатель в Обнинске, в 1967 году.

Краткая биография Сергея Городецкого

ФИО: Городецкий Сергей Митрофанович
Дата рождения: 17 января 1884 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Поэт, переводчик, педагог
Дата смерти: 7 июня ‎1967 г. (83 года)

Детство и юность

Городецкий Сергей Митрофанович родился 5 января (это старый стиль; 17 января — новый стиль) в 1884 г. в городе Санкт-Петербург. Мальчик рос в семье интеллигентных дворян. Его отец, Городецкий Митрофан Иванович, был земским деятелем, а также сотрудником Министерства внутренних дел. Мама же, Екатерина Николаевна, увлекалась культурой, искусством и была знакома с Тургеневым. Благодаря этому в доме Городецких часто собирались разные известные писатели, поэты и другие деятели культуры. Даже сам Николай Семенович Лесков подарил маленькому Сереже своего «Левшу» с личной подписью.

Детство мальчика прошло в по-настоящему интеллигентной и духовно-насыщенной семье, которая ценила культурные ценности и традиции. Его отец увлекался живописью (он был художником-самоучкой), писал небольшие картины, был этнографом-литератором, поэтому с самого детства Митрофан Иванович обучал сына любви к книгам, современным в то время авторам, а также к Александру Сергеевичу Пушкину, Михаилу Юрьевичу Лермонтову и другим писателям. Мама помогала изучать всем детям семьи, а их было пять (три мальчика и две девочки), не только иностранные языки, но и историю искусств.

Ужасное для всей семьи событие случилось в 1893 году, когда отец Сергея, Митрофан Иванович, умер. Будущему поэту было всего девять лет. Вся забота о пятерых детях полностью легла на хрупкие плечи Екатерины Николаевны.

Благодаря тому, что дома Сергей получил хорошее и качественное образование, юноша легко поступил в гимназию в родном городе Санкт-Петербурге, и очень скоро стал одним из лучших учеников этой гимназии. Также Сергей помогал своей матери в содержании семьи – он давал частные уроки, а ведь мальчик был всего лишь в шестом классе.

Нужно обязательно отметить, что Сергей Городецкий не только писал стихи, но также увлекался изучением славянских языков, фольклором, историей искусств.

Сергей Городецкий с Николаем Гумелевым

Краткая биография

  1. В 1902 г. Сергей закончил гимназию в Санкт-Петербурге с золотой медалью.
  2. Также в 1902 г. поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет. Во время учебы познакомился и сильно сдружился с Александром Блоком, который самым первым увидел в Сергее задатки поэта и который не раз помогал в литературной жизни поэта.
  3. В 1906 году Городецкий выпускает свой первый и знаменитый сборник стихов — «Ярь».
  4. «Ярь» настолько произвела положительные впечатления, что поэт решает продолжить писать, и поэтому в 1907 году выходит сборник «Перун», в 1908 году – «Дикая воля», в 1910 году – «Русь», но, к большому сожалению и разочарованию автора, они не получили от публики должного эффекта, как «Ярь».
  5. Потерпев некоторые неудачи со сборниками, Сергей пытается писать прозу, и поэтому в период с 1910 год по 1915 год выходят его произведения: «На земле», «Старые гнезда», «Повести. Рассказы», «Адам». Среди них даже есть комедия «Темный ветер» и трагедия «Марит».
  6. В 1912 году вместе с Николаем Степановичем Гумилевым и другими поэтами образует «Цех поэтов», где Городецкий занял позицию главного идеолога нового течения в поэзии – акмеизма (переход к новому течению произошел из-за разочарования Городецкого в символизме, который ранее поэт поддерживал).
  7. Главным примером акмеизма в творчестве поэта был сборник стихов «Ива», который был выпущен в 1913 году.
  8. Спустя три года с образования, в 1915 году, «Цех поэтов» распался, а Городецкий начал поддерживать Сергея Есенина, Николая Клюева и других начинающих, совершенно новых крестьянских поэтов. С этого момента началась дружба Городецкого с Есениным.
  9. В 1916 году Сергей Городецкий поссорился с Александром Блоком из-за разочарований в литературных произведениях и уехал на фронт на Кавказ, как военный корреспондент, а после пару лет работал санитаром в лагере для заболевших тифом.
  10. В 1917 году выпускает книгу «Ангел Армении», где раскрывает проблему армянского геноцида.
  11. Сергей Митрофанович также писал и для детей. В период с 1910 по 1920 года выходили его детские книги, такие как «Ау», «Федька-чурбан», «Хозяйка-лентяйка».
  12. В 1918 году в одном из своих стихотворений поэт говорит о том, что стоит на стороне революции. С тех пор он начал выпускать политические стихи, так называемые агитки.
  13. В 1920 году Сергей Митрофанович работает в столице Азербайджана, городе Баку, руководителем агитационного отдела РОСТА и литературной частью политического управления Каспийского флота.
  14. С 1921 г. Сергей живет в Москве, редактирует такие журналы, как «Известия», «Искусство трудящимся», переводит работы иностранных писателей и даже композиторов.
  15. В 1958 г. Был опубликован автобиографический очерк «Мой путь».
  16. В 1964 г. Городецкий получает орден «Знак Почёта»
  17. Последние годы своей жизни провел в преподавании в Литературном институте имени Максима Горького.
  18. Умер Городецкий Сергей Митрофанович в 1967 году 7 июня. Ему было 83 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, где похоронена его жена.
Читайте также  Краткая биография мариво

Личная жизнь поэта

Личная жизнь у Сергея Митрофановича сложилась очень хорошо. В 1908 году известный на то время поэт женился на Анне Козельской. Она была студенткой Бестужевских курсов, начинающей актрисой. Она, как и сам Сергей, писала стихи, а после и вовсе начала увлекаться язычеством, пантеизмом древних славян. Она была знакома со всеми известными писателями того времени и другими деятелями искусства, и даже сам Александр Блок отметил необыкновенную красоту жены друга.

Один из художников назвал Анну нимфой, и этим именем ее называли как Сергей Митрофанович, так и его друзья, и знакомые. Их любовь была крепкой и верной до самого последнего вздоха Анны Городецкой. Она умерла в 1945 году.

В 1909 году у Сергея и Анны родилась дочь. Ее назвали Рогнедой. Жизнь дочери поэта была довольно необычной. Уже в 17 лет она вышла замуж за шахматиста. Они часто путешествовали по Европе до тех самых пор, пока ее муж не умер. Девушка женилась во второй раз, уже на композиторе, но, к сожалению, брак был неудачным и вскоре был расторгнут.

Вывод

Городецкий Сергей Митрофанович – известный русский поэт, один из представителей такого литературного течения, как акмеизм. Он был главным идеологом этого направления, поддерживал молодых поэтов и давал им основу для развития своего творчества. За всю жизнь он написал множество прекрасных стихов, где раскрывал облики Древней Руси, историей которой он так увлекался.

Биография Сергея Городецкого

Сергей Митрофанович Городецкий – русский писатель, переводчик и педагог – родился 5 (17) января 1884 года в Санкт-Петербурге.

Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Окончил в 1902 с золотой медалью 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, в 1900-е учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией.

В 1905 посещал «башню» Вячеслава Иванова. В 1906-1907 опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. В 1909 публиковался в журнале «Пробуждение». В 1910-е Городецкий разошёлся с символистами, и в 1912 стал одним из организаторов Цеха поэтов (совместно с поэтом Николаем Гумилёвым). В 1915 протежировал так называемым «новым крестьянским поэтам» (С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев, А. Ширяевец).

С осени 1916 находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента. Позднее некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражёна тема геноцида армян. Будучи в Баку, Городецкий заведовал художественным отделением РОСТА, затем работал в Политуправлении Каспийского флота.

С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию — как народов СССР, так и зарубежную. До 1924 работал завлитом в Московском Театре Революции, редактировал журнал «Искусство трудящимся», затем до 1932 — в литературном отделе газеты «Известия». В 1930-е много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Перевёл либретто опер «Фиделио» Бетховена, «Водонос» Керубини, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера.

Создал либретто одной из первых опер советской тематики — «Прорыв» композитора С. И. Потоцкого — о Гражданской войне. Для композитора В. М. Юровского написал либретто оперы «Дума про Опанаса» (1938) по одноимённой поэме Э. Г. Багрицкого. Написал новый текст («немонархический») оперы М. Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин».

Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.

Выступал как критик и литературовед. В 1911 подготовил и издал двухтомное собрание стихотворений Ивана Никитина с собственной вступительной статьёй.

В 1958 опубликовал автобиографический очерк «Мой путь».

Сергей Городецкий умер 7 июня 1967 года в Обнинске. Похоронен на Ваганьковском кладбище (36 уч.).

Книги:
Ярь, 1907; 1909.
Перун, 1907.
Дикая воля, 1908.
Ия: Стихи для детей, 1908.
Кладбище страстей, 1909.
Русь, 1910.
Повести и рассказы, 1910.
Царевич Малыш, 1910.
Ива, 1913.
Цветущий посох, 1914.
На земле, 1914.
Четырнадцатый год, 1915.
Пушкину, 1915.
Изборник: Стихи 1905-1917 гг., 1916.
Алый смерч, 1918; 1927.
Судьба России, 1918.
Ангел Армении, 1919.
Серп, 1921.
Миролом, 1923.
Весна безбожника, 1925.
Старуха на духу, 1925.
Из тьмы к свету, 1926.
Про Ивана-Безбожника, 1926.
Московские рассказы, 1927.
Грань, 1929.
Избранные лирические и лиро-эпические стихотворения. 1905-1935, 1936.
Думы, 1942.
Песня дружбы, 1947.
Стихотворения. 1905-1955, 1956.
Стихи, 1964.
Стихи, 1966.
Стихотворения и поэмы, 1974.
Русские портреты, 1978.
Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания, 1984.

Городецкий Сергей Митрофанович

С. М. Городецкий – русский поэт «серебряного века», сначала – приверженец символизма, потом – акмеизма, автор нескольких поэтических сборников.

↑ Ранние годы

Сергей Городецкий – коренной петербуржец, потомственный интеллигент – родился в 1884 году, 17 января, в семье с дворянскими корнями, где ценились мораль, образование, культура. Неудивительно, что с детства он впитывал дух лучших традиций русской интеллигенции, был окружен вниманием, родители занимались его воспитанием и образованием буквально с младенчества. В гимназии, куда поступил уже с хорошим багажом знаний, он был успешным учеником. Уже в шестом классе, в связи с материальными затруднениями в семье он вполне качественно давал частные уроки. Окончив гимназию, Городецкий стал студентом историко-филологического факультета в Петербургском университете (1902).

↑ Первые шаги в поэзии

В самом начале 1907 г. у Городецкого вышел первый сборник стихотворений под названием «Ярь», его оценили поэты и читатели, а автор получил широкое признание. В стихах звучали темы русского народного творчества, было стремление передать восприятие полнокровности мира в фольклорных образах, первобытных, зримых, колоритных. Первозданность мира он видел в образах славянской мифологии: бога Перуна, Ярилы, Веснянки и других. В них он выразил идею первобытных сил, полноты жизни, чистоты и непосредственности чувств.

В середине того же года вышел и второй сборник стихов Городецкого – «Перун», в котором прослеживались уже знакомые читателям мотивы и образы. От символизма – к акмеизму. Русская поэзия конца 19-го – начала 20 веков пестрела множеством различных литературных течений, направлений, групп. Сначала Городецкий примкнул к символистам. В соответствии с их кодексом, в эти годы он писал стихи многозначно-иносказательно, но и в них чувствовалось доверие к вечным культурным ценностям, присутствующим в фольклоре. Таковы его книги этого периода: «Дикая воля», «Русь», «Ива». В 1913 г. Городецкому стали близки идеи акмеизма.

Вместе с Николаем Гумилевым Городецкий стал организатором «Цеха поэтов». Это было нечто вроде клуба или творческой мастерской, где главным был Гумилев и куда допускались только избранные. В «Цехе» собирались поэты, читали свои стихи, которые потом подвергались обсуждению. Акмеизм привлек Городецкого своей «земной» сутью, без идеализации жизни, без усложненной метафоричности. В это время Сергей Митрофанович выпустил новый сборник – «Цветущий посох» (1914). В этой книге он размышляет о жизни, искусстве и о себе как человеке и поэте. Гумилев, кстати, похвалил стихи Городецкого, сказав, что он обладает «неиссякаемой певучей силой».

Читайте также  Краткая биография черный саша

↑ Годы Первой мировой войны и революции

В период Первой мировой поэт, как и многие тогда, был захвачен волной казенного патриотизма, фальшь которого постиг спустя время. В его новом сборнике «Ангел Армении» прослеживается глубокий духовный кризис поэта (1918). Октябрьский переворот застал Городецкого во время его пребывания на Кавказе, где он занимался разнообразной культурной работой сначала в Тифлисе, потом – в Баку. В прессе тут выходят его статьи о русской культуре, о художниках и писателях, публикуются его критические заметки.

↑ Послереволюционное творчество

Приехав в Москву (1921), Городецкий вновь становится активным участником литературной жизни. Его творчество стало более разнообразно по тематике и стилистике. Он обогатил свой литературный багаж сатирическими памфлетами, песнями, частушками. Выпустил несколько сборников: «Серп», «Миролом», «Стык», «Из тьмы к свету», «Грань» и другие. О Первой мировой – его роман «Алый смерч» (1927).

Великая Отечественная война породила новые темы, по-новому зазвучал и голос Сергея Городецкого как поэта. Тему войны он раскрывает в своей лирической поэме «Три сына», которая только в 1956 году была впервые опубликована. Городецкий был автором и нескольких книг для детей: «Ау», «Федька-чурбан», «Хозяйка-лентяйка» и другие. Поэт много занимался переводами украинских, болгарских, армянских, белорусских поэтов. Умер Сергей Городецкий 8 июня 1967 года и похоронен в г. Обнинске (Калужская область).

Городецкий, Сергей Митрофанович

Серге́й Митрофа́нович Городе́цкий (5 (17) января 1884, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 июня 1967, Обнинск, СССР) — русский и советский поэт.

Содержание

Биография

Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Окончил 6-ю Санкт-петербургскую гимназию [1] , в 1900-е годы учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией. В 1905 посещал «башню» Вячеслава Иванова. В 1906—1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. Но в 1910-е гг. Городецкий разошёлся с символистами и в 1912 стал одним из организаторов Цеха поэтов. В 1915 протежировал так называемым «новым крестьянским поэтам» (С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев, А. Ширяевец).

С осени 1916 года находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента. Позднее некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражена тема геноцида армян. Будучи в Баку, Городецкий заведовал художественным отделением РОСТА, затем работал в Политуправлении Каспийского флота. С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию — как народов СССР, так и зарубежную. До 1924 работал завлитом в Московском Театре Революции, затем до 1932 — в литературном отделе газеты «Известия». В 1930-е гг. много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Перевёл либретто опер: «Фиделио» Бетховена, «Водонос» Керубини, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера. Написал новый текст («немонархический») оперы М. Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин». Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.

Выступал как критик и литературовед. В 1911 году подготовил и издал двухтомное собрание стихотворений Ивана Никитина с собственной вступительной статьёй.

В 1958 г. опубликовал автобиографический очерк «Мой путь».

Творчество

В своей ранней лирике Городецкий испытал влияние символистов, прежде всего — Вячеслава Иванова, А. Блока и К. Бальмонта, для него характерно возвращение к мотивам языческой славянской мифологии и первобытных сил, проявляющихся в связи с природой. После большевистского переворота Городецкий писал политические стихи — от агиток периода гражданской войны, приветствий пролетарским поэтам (1921), партийным съездам (1931, 1958) и космонавтам (1962) до текста кантаты «Песнь о партии».

Семья

  • Жена — актриса и поэтесса Анна Алексеевна Городецкая (урожд. Козельская);(лит. псевдоним Нимфа Бел-конь-Любомирская); (1889—1945). Замужем за С. Г. с 1908. По словам А. А. Блока отличалась необыкновенной красотой.
  • Дочь — Рогнеда Городецкая-Бирюкова (р. 1909), внучка Наталья Юрьевна Бирюкова, правнучка — Татьяна.
  • Брат — Городецкий Александр Митрофанович (1886—1914), художник, периодически страдал психическими нервными расстройствами. Болел, последние два года парализованный. Автор картины «Венок на могилу Комиссаржевской», скомпонирированной из кусочков ваты.

Адреса в Санкт-Петербурге

1911—1913 — доходный дом — набережная реки Фонтанки, 143.

Книги

  • Ярь.- СПб., 1907 (2-е изд.-1910).
  • Перун.- СПб., «Оры», 1907.
  • Дикая воля.- СПб., «Факелы», 1908.
  • Ия. Стихи для детей. 1908
  • Кладбище страстей. Рассказы, т. 1, 1909
  • Русь.- М., изд. Сытина, 1910.
  • Ива.- СПб., «Шиповник», 1913.
  • Цветущий посох.- СПб., 1914.
  • Четырнадцатый год.- Пг., «Лукоморье», 1915.
  • Пушкину. — Пю.,1915
  • Изборник. Стихи 1905—1917 гг.- М., 1916.
  • Алый смерч. — Тифлис, 1918, М. 1927
  • Судьба России. — Тифлис, 1918.
  • Ангел Армении.- Тифлис, 1919.
  • Серп.- Пг., Гиз, 1921.
  • Миролом.-М., Гиз, 1923.
  • Весна безбожника Л., Прибой, 1925.
  • Старуха на духу, М., «Атеист» 1925
  • Из тьмы к свету. — Л., ГИЗ, 1926
  • Про Ивана-Безбожника, Л., ГИЗ, 1926
  • Московские рассказы. — М., 1927
  • Грань.- М., 1929.
  • Избранные лирические и лиро-эпические стихотворения. 1905—1935.- М., 1936.
  • Думы.- Ташкент, 1942.
  • Песня дружбы.- Минск, 1947.
  • Стихотворения. 1905—1955.- М., 1956.
  • Стихи.- М., 1964.
  • Стихи.- М., 1966.
  • Стихотворения и поэмы, 1974

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М .: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8

Примечания

  1. Электронная энциклопедия Санкт-Петербурга

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Ссылки

Портал «Персоналии»
Портал «Санкт-Петербург»
Сергей Городецкий в Викитеке ?
Сергей Городецкий на Викискладе ?
Проект «Литература»
  • Серебряный век
  • Стихира
  • Слова
  • О Финляндии в поэзии Городецкого

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Покоритель зари, или Плавание на край света
  • Овиц (семья)

Смотреть что такое «Городецкий, Сергей Митрофанович» в других словарях:

Городецкий Сергей Митрофанович — Городецкий Сергей Митрофанович, талантливый поэт модернист. Родился в 1884 г. в дворянской семье, учился на филологическом факультете Петербургского университета. Рано обратил на себя внимание языческими стихами . В них, исходя из идей Вячеслава… … Биографический словарь

ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович — (1884 1967) русский поэт. Один из организаторов Цеха поэтов (см. Акмеизм). В сборнике Ярь (1907) темы и образы русского фольклора. Поэмы (в т. ч. Красный Питер , 1922) … Большой Энциклопедический словарь

Городецкий Сергей Митрофанович — [5(17). 1.1884, Петербург, 8.6.1967, Москва], русский советский поэт. Родился в семье писателя этнографа. Первый сборник стихов «Ярь» (1907) отразил интерес поэта к народному творчеству. Используя мотивы древнеславянской языческой мифологии, Г.… … Большая советская энциклопедия

Городецкий, Сергей Митрофанович — Городецкий Сергей Митрофанович (1884–1967) первыми своими книгами «Перун» и «Ярь» (1907) потряс самых взыскательных ценителей, в третьей – «Дикая воля» (1908) – казался самоповторяющимся, а в следующих – исписавшимся; зачинатель акмеизма (вместе… … Русские поэты Серебряного века

Читайте также  Краткая биография сенкевич

Городецкий Сергей Митрофанович — (1884 1967), русский поэт. Один из организаторов «Цеха поэтов» (см Акмеизм). В сборнике «Ярь» (1907) темы и образы русского фольклора. Поэмы (в том числе «Красный Питер», 1922). * * * ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович … Энциклопедический словарь

Городецкий, Сергей Митрофанович — (род. 1884) современный русский поэт; из дворян; сын литератора этнографа; окончил историко филологический факультет Петербургского ун та (специальность теория и история искусства и литературы). Во время империалистской войны, в 1916 1917,… … Большая биографическая энциклопедия

ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович — (1884—1967), русский советский поэт. Сб. стихов «Ярь», «Перун» (оба — 1907), «Дикая воля» (1908), «Изборник» (1916), «Ангел Армении». (1918), «Серп» (1921), «Думы» (1942), «Северное сияние» (опубл. 1968) и др. Поэмы «Шофер Владо» (1918) … Литературный энциклопедический словарь

Сергей Митрофанович Городецкий — Сергей Городецкий Сергей Городецкий С. М. Городецкий с женой. Портрет работы И. Репина (1914) Имя при рождении: Сергей Городецкий Дата рождения: 5 (17) января 1884 Место рождения: Санкт Петербург … Википедия

Городецкий — Сергей Митрофанович (1884 ) современный поэт. Р. в Петербурге в семье литератора историографа. Образование получил на историко филологическом факультете Петербургского университета. Первая книга стихов «Ярь» появилась в 1907. До 1912 Г. примыкал… … Литературная энциклопедия

Сергей Городецкий

Городецкий Сергей Митрофанович (5 (17) января 1884, Санкт-Петербург — 7 июня 1967, Обнинск) — русский поэт, прозаик, драматург, критик, публицист, художник.

Сын писателя-этнографа М.И. Городецкого, Сергей Городецкий родился в семье с прочными культурными традициями и демократическими устоями. Отец служил в земском отделе министерства внутренних дел, но был известен и как литератор, автор статей по истории археологии, этнографии, фольклору. В Городецком рано проявились склонности к рисованию и стихотворчеству. Окончив 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, он в 1902 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (не окончил), где познакомился и сблизился с А.А. Блоком. С этого времени Городецкий увлёкся поэзией.

Образность и стилистику первых стихотворных опытов Сергея Городецкого определили, с одной стороны, влияния, идущие от поэзии младших символистов — Блока, Андрея Белого, с другой — впечатления, вынесенные им из поездки в Псковскую губернию, где молодой поэт участвовал в крестьянских играх, записывал песни, поверья, вживаясь в дух народного мифотворчества. Стихи Городецкого, пропитанные пантеистическим ощущением полноты и единства окружающего мира, были с восторгом приняты в «башне»Вяч. Иванова, которую он посещал в 1905 году, и сделали его «знаменитым в одну ночь». Сам Сергей Городецкий так вспоминал об этом: «. в конце 1905 года я, прочитав свои «ярильские» стихи в присутствии всего символического Олимпа, то есть Вячеслава Иванова, Бальмонта, Брюсова, Сологуба, Блока, Белого,Мережковского, Гиппиус, Бердяева, профессоров Зелинского и Ростовцева, стал «знаменитым» поэтом и на недолгое время изюминкой «сред»«.

В 1906—1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. На сборник «Ярь» откликнулись В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок. Привлекали чувства свежести, жизнерадостности, веявшие со страниц книги молодого поэта, его умение выразить в слове переживания души, близкой к природным стихиям.

Жажда «большой, здоровой поэзии» и «искание мировой гармонии», с ранних лет вдохновлявшие Городецкого и бросавшие его из одной крайности в другую (от «мистического анархизма» к «реалистическому символизму» и акмеизму), приводят его к своеобразно трактуемой «русской идее», к поискам объединяющего начала в христианской религии и ее носителях — нищих, калеках («Русь», 1910). Однако «религиозные искания» Городецкого не встретили поддержки у его ближайшего окружения, и безжалостный приговор Вяч. Иванова, вынесенный сборнику «Русь», положил конец отношениям Городецкого и вождя петербургских символистов.

В 1911 Городецкий стал одним из организаторов «Цеха поэтов». 20 октября 1911 г. на квартире Городецкого состоялось организационное заседание «Цеха поэтов», на котором он вместе с Н.С. Гумилевым был избран «синдиком» «Цеха». Так начался новый этап его литературной деятельности — акмеистический. Городецкий становится одним из идейных вдохновителей новой поэтической школы. Выступая как критик, он энергично поддерживает собратьев по «Цеху поэтов» (А.А. Ахматову, О.Э. Мандельштама и других) и сам получает поддержку со стороны «мэтра» — Гумилева.

Вышедший в 1914 г. сборник «Цветущий посох», объединивший стихи 1912 г., был представлен автором как программно-акмеистский. Это было подчеркнуто и в предваряющем сборник «Посвящении», и в продуманной архитектонике сборника, построенного как своеобразный дневник, и в выборе стихотворной формы — восьмистиший, дающих, по мнению Гумилева, «возможность запечатлеть самые мимолетные мысли и ощущения». «Деятельное любование миром» в его «прекрасной сложности» и при этом ясность и четкость поэтической мысли — вот цель, которую ставил перед собой поэт на путях акмеистического совершенствования.

В начале первой мировой войны Сергей Городецкий поспешил отозваться на официальный патриотизм сборником стихов «Четырнадцатый год» (1915), что привело его к «ссоре с передовой русской литературой». В 1915 г., после фактического распада первого «Цеха поэтов», Городецкий активно популяризировал творчество «новых крестьянских поэтов» (Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, С.А. Есенина, Б.А. Верхоустииского, А. Ширяевец), по его инициативе были созданы группы «Краса» и «Страда», объединяющие крестьянских поэтов.

В 1916 г. Городецкий уезжает из Петрограда на Кавказский фронт как корреспондент газеты «Русское слово». Там и застала его Октябрьская революция. В первые послереволюционные годы, работая в Тифлисе и Баку, Сергей Городецкий становится видной фигурой литературной жизни Закавказья. Городецкий поступает на службу в РОСТА, затем в Политуправление Каспийского флота. В 1919 г. в Тифлисе он пытается создать объединение молодых поэтов, аналогичное акмеистскому «Цеху поэтов». В сборнике под характерным названием «Акмэ», изданном тифлисским «Цехом поэтов», Городецкий выступил с несколькими стихотворениями в новой стилевой манере (два «Ноктюрна», «Бессмертие», «Черепа»). В них поэт развивает прежний акмеистский тезис приятия мира «во всей совокупности красот и безобразий», смыкаясь с тем крылом акмеизма, которое было представлено именами В.И. Нарбута и М.А. Зенкевича.

С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию народов СССР. До 1924 работал в Театре Революции, затем до 1932 — в литературном отделе газеты «Известия». В Москве Сергей Городецкий не оставлял попыток возрождения «нового» акмеизма. В 1925 г. вышел подготовленный им сборник «Стык» — орган московского «Цеха поэтов». Поиски поэтического языка, эквивалентного переживаниям революции, объединили в сборнике таких разных поэтов, как П. Г. Антокольский и М. А. Зенкевич, В. М. Инбер и И. Л. Сельвинский, Г.А. Шенгели и А.В. Ширяевец. В 1920-е годы Городецкий издал сборники своих стихов «Серп» (1921), «Миролом» (1923), «Из тьмы к свету» (1926), «Грань» (1929).

В 1930-е гг. много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Написал новый текст («немонархический») оперы М. Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин». Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.

В 1958 г. опубликовал автобиографический очерк «Мой путь». В 1960-е пишет стихи, посвященные подвигу космонавтов. В последние годы жизни преподавал в Литературном институте им. М. Горького, работая с заочниками. Последние стихи — «Горячее время», «Видна дорога».

Умер Сергей Городецкий 7 июня 1967 в Обнинске.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: