Краткая биография макаренко

Макаренко Антон Семенович — краткая биография ФИО: Макаренко Антон Семенович Дата рождения: 13.03.1888 Место рождения: Белополье, Украина Знак зодиака: Рыбы

Краткая биография макаренко

Макаренко Антон Семенович — краткая биография

ФИО: Макаренко Антон Семенович
Дата рождения: 13.03.1888
Место рождения: Белополье, Украина
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Педагог, воспитатель, писатель
Дата смерти: 01.04.1939 (51 год)

Судьба великого советского педагога и автора литературных произведений Антона Семеновича Макаренко необычна и интересна. Он разработал педагогическую концепцию, показывающую передовые способы воспитания «трудных» подростков. Макаренко отличался целеустремленностью, честностью, прямолинейностью и любовью к детям.

Его активная жизненная позиция не раз выступала в противовес мнению окружающих, в том числе – вышестоящих чиновников. Но трудолюбие и упорство Макаренко доказало, что его педагогические воззрения – передовые, и опережают свое время. При жизни он испытал немало профессиональных трудностей и не получил должного общественного признания. Но после смерти Атона Семеновича назвали великим учителем и официально включили в международную четверку педагогов, чьи методы изменили взгляды на воспитание детей в 20 веке.

Детство и юность

Антон Макаренко был первым ребенком в обычной украинской семье. Он родился в первый день весны 1888 года в селе Белополье Харьковского района. Поселение находилось недалеко от железнодорожной станции, где отец Антона трудился маляром. У будущего педагога был младший брат Виталий, впоследствии ставший выдающимся офицером и из-за службы царю вынужденный уехать из страны после революционных событий.

С детства у Антона Макаренко наблюдались проблемы со зрением – близорукость, поэтому он был вынужден носить очки, за что получал насмешки от сверстников. Позже диагноз стал причиной досрочного освобождения от военной службы.

Антон Макаренко в детстве

В доме семьи Макаренко всегда были книги, и маленький мальчик вместо активных игр на улице отдавал предпочтение литературе. Родители рано поняли его тягу к знаниям и постарались сделать все, чтобы ребенок смог получить достойное образование. В 1895 году, когда ребенку исполнилось 7 лет, он был зачислен в двухклассное училище, где получил начальное образование.

Затем семья переехала в город Крюков, где была возможность освоить еще 4 класса школьной программы. Макаренко был зачислен в уездное училище Кременчуга, где сначала получил общее образование, а затем, в 16 лет, поступил на годовые педагогические курсы. С этого момента началось становление молодого учителя в профессии.

Антон Макаренко в молодости

Основные события жизни

  1. С 1 сентября 1905 года зачислен на работу в школу города Крюкова учителем. Преподавал русский язык, литературу, черчение.
  2. С 1 августа 1914 года – студент Полтавского педагогического университета (Учительского института).
  3. В 1914 году состоялось знаковое знакомство с Максимом Горьким. Макаренко отправил ему на рецензию свое первое литературное произведение «Глупый день». Горький подверг рассказ серьезной критике, но общение с молодым учителем продолжил.
  4. Период с 1916 по 1917 годы – служба в рядах вооруженных сил. Уволен в запас досрочно в связи с плохим зрением.
  5. В 1920 году получил разрешение на создание первой для него воспитательной колонии имени М.Горького. Контингент учащихся: беспризорные дети и подростки, малолетние преступники. Был заведующим колонии до 1928 года.
  6. В 1925 году начал собирать и обрабатывать материал для написания легендарного произведения «Педагогическая поэма» — труде о методах воспитания детей в условиях колонии.
  7. В 1926 году произошло объединение «колонистов» с детским домом под Харьковом. Число воспитанников превысило 400 человек. Макаренко продолжал заведовать колонией и вводил новаторские методики.
  8. В 1927 году становится руководителем детской трудовой коммуны в Новом Харькове.
  9. В 1928 году подвергается резкой критике педагогического сообщества за новаторские методы работы с детьми. Вынужден оставить работу заведующего колонией. Но продолжает трудиться в новом проекте – воспитательной коммуне.
  10. С 1930 по 1935 активно занимается писательством. Издает ряд серьезных научных и публицистических статей, очерки и зарисовки о работе с «трудными» детьми. В 1935 году полностью заканчивает и издает «Педагогическую поэму».
  11. В 1935 году переезжает в Киев в связи с назначением в аппарат НКВД в отдел трудовых колоний. Целью его работы было обобщение опыта работы с детьми и внедрение его повсеместно на территории Украины. Но государственная служба и отсутствие реальной практики тяготили учителя. Кроме того, многие его коллеги не соглашались с новаторским подходом.
  12. В 1937 году переезжает в Москву, тесно сотрудничает с периодическими изданиями для педагогов, родителей и широкой аудитории. Публикует рассказы и статьи о воспитании, участвует во встречах с читателями.
  13. В 1938 году начинает широкую просветительскую деятельность. Читает тематические лекции в Москве и Ленинграде, активно выступает перед педагогами.
  14. В связи с указом от 31.01.1939 получает весомую награду – орден Трудового Красного знамени.
  15. В 1939 году завершает работу над знаковым литературным произведением «Флаги на башнях», работает над сценарием одноименного фильма по роману.
  16. 1 апреля 1939 года Макаренко умирает на железнодорожной станции Голицыно во время командировки. Официальная причина – остановка сердца. Но современные следователи обращают внимание на ряд существенных несостыковок и деталей в заключение о смерти, в частности, разнящихся показаниях свидетелей кончины педагога. По неофициальной версии, Макаренко мог быть отравлен ядом, вызывающим проблемы с сердцем.

Личная жизнь

Первой – гражданской – женой Макаренко была Елизавета Григорович. Пара познакомилась в 1906 году, когда Антону было 18 лет, а Елизавете – 26 лет. Женщина ушла от мужа к молодому избраннику, работала с ним в воспитательной колонии и во всем поддерживала. Их связь не одобряли родственники, особенно отец Макаренко. Расстались они спустя 20 лет, не оформив отношения и не родив детей.

С Елизаветой Григорович

В 1920 году у брата педагога Виталия Макаренко родилась дочь Олимпиада. Незадолго до появления малышки на свет, ее отцу пришлось в срочном порядке уехать из страны, чтобы спастись от преследования большевиков. Антон Макаренко принял решение взять девочку под опеку. Он полностью занимался воспитанием ребенка.

В 1935 году на очередную проверку в колонию Антона Семеновича пришла молодой специалист Галина Стахиевна Салько.

Галина Стахиевна Салько

Женщина, в отличии от других ревизоров, одобрила воспитательные методы Макаренко и расположила педагога к себе. Их чувства оказались взаимны, и вскоре пара оформила официальные отношения. Сына Салько – Льва – Макаренко усыновил после сочетания браком с его матерью. Родных детей у Антона Семеновича не было.

Влияние личности и педагогических взглядов

Выдающийся учитель, просветитель и писатель Антон Семенович Макаренко считается образцом советской педагогики. Он создал и ввел в практику новейшие для своего времени методики воспитания беспризорных подростков и детей с преступным прошлым. Его идеи часто были спорными, вызывали осуждение общественности, но были необходимы для исторического периода 1910-1930-х годов. Литературное и педагогическое наследие Макаренко используется в практике сегодня в России и мире.

По его произведениям сняты популярные фильмы «Педагогическая поэма» (1955 год) и «Флаги на башнях» (1958 год), точно изображающие реалии начала 20 века. В России и Украине именем педагога называют улицы, школы, исследовательские лаборатории, педагогические училища и институты. Творчеству Макаренко посвящены несколько музеев. Все указывает на огромное влияние Антона Семеновича Макаренко на современную педагогическую науку и практику.

Антон Семенович Макаренко: биография, семья, педагогическая деятельность, книги

  • 7 Февраля, 2020
  • Искусство
  • Наталья Дронг

Опытом и знаниями выдающегося русского педагога, воспитателя, новатора и писателя пользовались и продолжают пользоваться последователи его педагогических подходов и взглядов в разных странах.

Труды Антона Семеновича Макаренко, создателя особой системы воспитания подрастающего поколения, и сегодня изучают и чтят прогрессивные педагоги всего мира.

Его литературные труды переведены на разные языки.

Биография Антона Семеновича Макаренко: молодые годы

Будущий выдающийся педагог родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье, Сумского уезда, Харьковской губернии.

Родители Антона Семеновича Макаренко — простые по происхождению люди. Отец Семен Григорьевич, высококвалифицированный маляр, трудился в железнодорожном депо Харьковской железной дороги, мать Татьяна Михайловна вела домашнее хозяйство.

Глава семьи был хорошо образован, выписывал из Москвы и Санкт-Петербурга техническую литературу, много читал и пользовался авторитетом в депо.

Читайте также  Краткая биография сент-экзюпери

Кроме Антона, в семье воспитывались еще двое младших детей: сестра Александра и брат Виталий.

У семейства Макаренко был большой дом, окруженный садом.

Глядя на отца, Антон с детства пристрастился к чтению. Мальчик рос сосредоточенным, не очень разговорчивым, часто болел и мало общался со сверстниками. Его замкнутость и слабое зрение не раз становились предметом насмешек, порою очень жестоких, со стороны ровесников.

Следуя по стопам отца, в 9 лет Антон начал обучаться ремеслу в железнодорожном училище, а после переезда семьи в Крюков (ныне Полтавская область) продолжил четырехгодичное образование в Кременчугском училище и окончил его в 1904 году.

Уже в этот период юноша увлекается педагогикой. Антон Макаренко в 1905 году оканчивает краткие учительские курсы и начинает преподавать русский язык, рисование и черчение в Крюковском железнодорожном училище.

В 1917 году Макаренко блестяще защищает дипломную работу по теме «Кризис современной педагогики» в Полтавском учительском институте и оканчивает его с золотой медалью.

Дипломированного специалиста призывают в армию, но слабое зрение не позволяет продолжить службу. Антона Семеновича демобилизуют.

С 1918 года Антон Семенович Макаренко работает инспектором городского Высшего начального училища в Крюкове (Кременчугский уезд).

После перебирается жить в Полтаву и заведует начальным городским училищем.

Основание трудовой колонии им. М. Горького

В 1920 году Губернский отдел народного образования поручает Антону Семеновичу создать в селе Ковалевка, расположенном недалеко от Полтавы, колонию для несовершеннолетних подростков с криминальным прошлым.

Ранее обучавший обычных детей, Антон Макаренко берется за перевоспитание подопечных-воришек, не желающих работать и учиться. Педагогу удается наладить отношения с бывшими беспризорниками.

Постепенно талантливый воспитатель убеждает ребят в том, что колония может быть для них не тюрьмой, а домом, в котором они станут полноправными хозяевами и сами будут распоряжаться плодами своего труда.

Колонию называют трудовой, поскольку одним из методов воспитания ее учащихся является совместный труд на общее благо для обозримой и конкретной цели.

С 1921 года колония носит имя Максима Горького, активно интересующегося воспитательно-педагогической системой увлеченного своим делом энтузиаста. Известный уже к тому времени писатель сыграл значительную роль в педагогической биографии Макаренко.

Через шесть лет после основания трудовую колонию вместе с ее руководителем переводят из Ковалевки в Куряжский монастырь под Харьковом и объединяют с колонией, в которой живут неисправимые, казалось бы, беспризорники-воры.

Макаренко и здесь удается доказать действенность своего метода, основанного на доверии и требовательности, сочетающего в себе школьное обучение и производительный труд (воспитанники колонии учились и вели сельское хозяйство).

Работа в детской трудовой коммуне им. Ф. Э. Дзержинского

Успехи учителя-новатора не дают покоя менее удачливым коллегам, которым педагогические идеи Антона Макаренко видятся нецелесообразными.

Необоснованные нападки, очернительство, критика Н. К. Крупской и признание в 1928 году Народным комиссариатом просвещения Украины его системы воспитания «не советской» вынуждают Антона Семеновича оставить работу в колонии. Но от своих принципов в педагогической работе он не отказывается.

В 1928 году Макаренко переходит в структуру НКВД и возглавляет детскую трудовую Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков (до этого он около года трудился в ней по совместительству).

И снова педагогу удается доказать действенность своего метода, сочетающего обучение, производительный труд, строгую дисциплину и справедливое поощрение.

Уже в 1930 году Харьковский машиностроительный институт открывает в коммуне свой рабочий факультет.

С 1932 года начинают работать заводы по производству электроинструментов и фотоаппаратов ФЭД.

С 1933 года колония первой среди детских советских учреждений стала не только полностью окупать затраты на свое содержание, но и давать стране большую прибыль.

Детская преступность и беспризорность среди воспитанников коммуны, как и ранее в колонии им. Горького, были полностью ликвидированы.

Переезд в Киев

В 1935 году Макаренко переводят на работу в Киев. Здесь он занимает должность начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины.

Осенью 1936 года по доносу с бывшего места работы, коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, Антон Семенович был обвинен в критике Сталина и сотрудничестве с украинскими оппортунистами.

Москва: последние годы жизни

Для того чтобы избежать преследований, Антон Семенович Макаренко в 1937 году уезжает в Москву.

В столице Макаренко, поглощенный писательской деятельностью, общается с читателями, делится профессиональным опытом с педагогической общественностью.

В 1939 году Президиум Верховного Совета СССР вручает признанному педагогу орден Трудового Красного Знамени.

Сценарий фильма «Флаги на башнях» об учащихся и воспитателях детской трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского — одна из последних литературных работ в педагогической биографии Макаренко. 1 апреля 1939 года великого педагога не стало.

Похоронен Макаренко на Новодевичьем кладбище в Москве.

Литературная деятельность

Педагогическая деятельность Антона Макаренко нашла отражение во многих его литературных произведениях.

Первый писательский опыт педагога был не самым успешным и подвергся в 1914 году критике Максима Горького. Последующие одиннадцать лет Макаренко ничего не писал, но записные книги все же вел.

Позже, последовав совету Горького, побывавшего в трудовой колонии под Полтавой, Антон Семенович снова вернулся к литературной деятельности. Практическое знание и понимание того, как должен быть устроен воспитательный и обучающий процесс, легли в основу статей и книг Антона Макаренко.

В 1925 году он приступил к работе над своим главным произведением — «Педагогической поэмой» (окончена в 1935 году).

В 1932 году увидела свет книга «Марш 30 года» о детской трудовой коммуне им. Дзержинского.

Методику педагогической деятельности и воспитания Макаренко продолжил разрабатывать и описал ее в ряде опубликованных статей.

В 1934 году Антон Семенович Макаренко вступает в ряды членов Союза советских писателей.

«Методика организации воспитательного процесса», первая научная работа педагога-писателя, вышла в 1936 году. Со ставшей известной и очень популярной «Книгой для родителей» читатели знакомятся в 1937 году.

Факты личной биографии Макаренко описал в повести «Честь» (1938 год) и в неоконченном романе «Пути поколения».

Среди литературных произведений Макаренко — очерки и статьи, повести и романы, рассказы, пьесы, киносценарии.

Родной брат

Многое о личности Макаренко рассказано его братом Виталием в книге воспоминаний «Мой брат Антон Семенович».

Виталий — офицер царской армии, сторонник Белого движения. Он участвовал в боях Первой мировой войны, был ранен и отмечен наградой за героизм. После Октябрьской революции 1917 года эмигрировал за рубеж.

Виталий помогал старшему брату в его педагогической деятельности. Именно по его совету Антон Семенович применял в обучении элементы игры и военизации.

Последние годы жизни Виталий Семенович провел во Франции.

Национальная принадлежность

Национальность выдающегося педагога не раз становилась предметом дискуссий между историками, изучающими детали педагогической биографии Макаренко. Оспаривалась «русскость» Антона Семеновича, а его биографы обвинялись в политической конъюнктурности.

Макаренко прекрасно владел украинским языком, мог изъясняться на польском, но его литературные труды и письма написаны на русском языке. Эти неоспоримые факты, а также высказывания брата Виталия однозначно подтверждают русскую самоидентификацию гения педагогики.

Сохранение памяти

В России и на Украине насчитывается около 12 музеев, связанных с именем и деятельностью А. С. Макаренко.

Именем выдающегося педагога названы учебные заведения и улицы во многих городах.

1988 год ЮНЕСКО был объявлен годом Антона Семеновича Макаренко (в честь его столетнего юбилея).

К 130-летию со дня рождения Антона Семеновича Макаренко, в 2018 году, в Риме прошла научно-практическая конференция.

В Италии и России созданы и работают Макаренковские ассоциации.

Макаренко, Антон Семёнович

Из Википедии — свободной энциклопедии

Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке [1] .

Основная воспитательная и педагогическая деятельность А. С. Макаренко относится к первому пятнадцатилетию послереволюционного времени (1920—1934), когда школы и иные воспитательные учреждения, с одной стороны, крайне слабо снабжались, с другой — над ними не было столь жёстких стандартизации и идеологического контроля, которые были установлены с середины 1930-х годов.

Читайте также  Краткая биография роб-грийе

Убедившись после принятия в 1920 г. заведования колонией для малолетних правонарушителей (под Полтавой) в практической неработоспособности общепринятых воспитательных и педагогических подходов того времени, А. С. Макаренко на основе обычаев и приёмов народной педагогики (в том числе «общего дела», то есть воспитания и обучения через привлечение к посильному труду для достижения понятных и обозримых целей к общей пользе), разработанной им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, а также глубокой веры в человека (в том числе на основе философии произведений М. Горького) и ряда других подходов, предложил и успешно опробовал в Колонии им. М. Горького воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии его имя. В своих трудах Макаренко утверждал, что применяемая им в уголовно-исправительных заведениях система изначально предназначалась для всех сколько-нибудь здоровых школьников и всех учебных заведений.

Демократические основы (соуправление воспитанников и сотрудников, общее собрание, систематическая ротация командиров отрядов и т. д.), являющиеся неотъемлемой составляющей этой системы, противоречили практике большевистской педагогики. Уже в мае 1928 г. Н. К. Крупская на VIII съезде комсомола критикует систему Макаренко, а другие руководители советской педагогики вскоре прямо называют её «несоветской» (что цитируется в «Педагогической поэме»). В том же году А. С. Макаренко, несмотря на все воспитательные, учебные и хозяйственные успехи, снимают с поста зав. Колонии им. Горького (в которой быстро и жёстко насаждаются обычные советские порядки), а от ареста его спасает только переход в систему НКВД, где его покровитель, нарком НКВД Украины В. А. Балицкий, предлагает опальному педагогу возглавить новое воспитательное учреждение — Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского. Вскоре коллективом Коммуны были достигнуты ещё более впечатляющие успехи, уже в области промышленного производства. Но в середине 1930-х, «из производственной необходимости» и в условиях надвигающейся войны, Макаренко отстраняется от заведования коммуной, а созданные заводы передаются для круглосуточной работы военному ведомству. Перейдя в наркомат, Макаренко пытается подготовить распространение своего опыта для других исправительных учреждений Украины, но его подходы слишком расходятся с практикой советской жизни, и он по сути вынужден уехать в Москву, чтобы по возможности завершить литературное описание своего педагогического опыта и разработок, начатое по настойчивому совету М. Горького, выступившего первым редактором «Педагогической поэмы» — самого известного в России и за рубежом произведения А. С. Макаренко. Его книги издаются во многих странах [2] .

Ряд исследователей, например, Симон Соловейчик, отмечают, что вокруг воспитательно-педагогического наследия А. С. Макаренко с течением времени страсти обсуждения не только не утихают (как это обычно происходит), а даже разгораются с новой силой, что связывается с тем, что существенные и глубокие противоречия и недостатки советского и постсоветского воспитания и обучения, успешно разрешавшиеся Макаренко, во многом остаются камнем преткновения современной российской школы и имеют большие общественные накладки как в уровне воспитания и обучения, так и умственного, морального и психического здоровья подрастающего поколения [3] .

Антон Макаренко

Биография

Антон Макаренко – преподаватель, вошедший в четверку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Правда, заслуги мужчины признали уже после смерти талантливого учителя. Впрочем, для самого Макаренко это не играло большой роли.

Портрет Антона Макаренко

Нашедший собственное призвание, Антон Семенович посвятил большую часть жизни перевоспитанию трудных подростков. Бывшие ученики, испытавшие на себе новаторские методы Макаренко, добились заметных успехов и написали немало книг, посвященных деятельности педагога.

Детство и юность

1 апреля 1888 года в семье работника железнодорожной станции, расположенной в городе Белополье Сумского уезда, родился первенец. Счастливые родители назвали ребенка Антоном. Вскоре после сына у супругов Макаренко появились еще один мальчик и девочка. Увы, младшая дочь умерла еще в младенчестве.

Антон Макаренко в детстве

Старший Антон тоже рос болезненным. Хилый мальчик не участвовал в общих дворовых забавах, предпочитая проводить время с книгами, которых в доме Макаренко было достаточно. Несмотря на должность разнорабочего и маляра, отец будущего педагога любил читать и привил эту особенность детям.

Замкнутость и близорукость, заставляющая Антона носить очки, сделали мальчика непопулярным среди ровесников. Над мальчиком часто и жестоко издевались. В 1895 году родители отдали ребенка в двухклассную начальную школу, учеба в которой давалась Антону легко. Образ всезнайки не прибавил ребенку в глазах сверстников авторитета.

Молодой Антон Макаренко в армии

Когда мальчику исполнилось 13, семья перебралась в город Крюков, чтобы дети Макаренко могли продолжить образование. Антон поступил в Кременчугское 4-классное городское училище, которое закончил с отличием и похвальными грамотами.

В 1904 году Антон впервые задумывается о будущей профессии и поступает слушателем на педагогические курсы, после окончания которых получает право преподавать в начальной школе.

Педагогика

Первыми учениками Макаренко стали дети города Крюкова. Но почти сразу Антон осознает, что знаний для работы недостаточно. В 1914 году молодой человек поступает в Полтавский учительский институт. Параллельно с приобретением новых знаний Антон много времени посвящает писательской деятельности. Первый свой рассказ — «Глупый день» — Макаренко отправляет Горькому.

Максим Горький и Антон Макаренко

В ответ писатель присылает Антону письмо, где безжалостно критикует произведение. После провала Макаренко 13 лет не предпримет попыток написать книгу. Но отношения с Горьким педагог будет поддерживать на протяжении всей жизни.

Развивать собственную систему перевоспитания мужчина начал в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевке, расположенном рядом с Полтавой. Макаренко внедрил методику, при которой трудные подростки делились на группы и самостоятельно обустраивали быт. Своеобразная коммуна привлекла внимание властей, но новость об избиении детей (Макаренко один раз ударил воспитанника) лишила педагога должности.

Педагог Антон Макаренко

Найти новую работу преподавателю помог Горький. Писатель посодействовал переходу Макаренко в колонию, расположенную рядом с Харьковом, и посоветовал вновь попытаться создать литературное произведение.

В новом заведении Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Под руководством мужчины трудные подростки стали изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Параллельно с новостями о новаторских методах Макаренко в свет выходят три произведения педагога: «Марш 30 года», «ФД — 1» и «Педагогическая поэма».

Антон Макаренко с воспитанниками

И снова представители власти, внимательно следящие за педагогом, прекратили преподавательские эксперименты. Макаренко перевели в Киев на должность помощника начальника отдела трудовых колоний.

Осознав, что вернуться к любимому делу уже не позволят, Макаренко посвящает себя написанию книг. Нашумевшая «Педагогическая поэма» обеспечила мужчине место в Союзе советских писателей. Спустя год на имя бывшего преподавателя приходит анонимка. Макаренко обвинили в критике Сталина. Антон Семенович, предупрежденный бывшими сослуживцами, успел перебраться в Москву.

Книги Антона Макаренко

В столице мужчина продолжает писать книги. В соавторстве с женой Макаренко заканчивает «Книгу для родителей», где подробно описывает собственный взгляд на воспитание детей. Антон Семенович утверждает, что ребенок нуждается в коллективе, который поможет адаптироваться в социуме. Не менее важна для человека возможность свободной реализации.

Следующим условием гармоничного развития стала трудовая деятельность – воспитанники Макаренко самостоятельно зарабатывали на собственные нужды. Позже произведение, как и многие остальные творения Антона Семеновича, экранизируют. Уже после смерти педагога на экраны выйдут фильмы «Поэтическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Личная жизнь

Первой любовью Макаренко стала Елизавета Федоровна Григорович. К моменту встречи с Антоном женщина уже была замужем за священником. К тому же возлюбленная была старше избранника на 8 лет. Знакомство молодых людей организовал муж Елизаветы.

Антон Макаренко и Елизавета Григорович

В 20 лет Антон плохо ладил со сверстниками и даже помышлял о самоубийстве. Чтобы спасти душу юноши, священник вел с Макаренко долгие беседы и также привлек к разговорам Елизавету. Вскоре молодые люди поняли, что влюблены. Новость ошарашила всех. Старший Макаренко выгнал сына из дома, но Антон не бросил возлюбленную.

Читайте также  Краткая биография Беллы Ахмадулиной

Как и Макаренко, Елизавета получила педагогическое образование и вместе с любимым работала в колонии имени Горького (колония в селе Ковалевке). Роман продолжался 20 лет и закончился по инициативе Антона. В письме брату педагог заявил, что в Елизавете проснулись «атавизмы старой поповской семьи».

Антон Макаренко и его жена Галина

Женился Макаренко в 1935 году. С будущей женой педагог познакомился на работе – Галина Стахиевна работала инспектором Наркомнадзора и приехала в колонию с проверкой. Женщина воспитывала сына Льва, которого Антон Семенович усыновил после регистрации брака.

Отдавая все свое время воспитанникам, Макаренко так и не стал отцом. Зато заменил родителя пасынку и племяннице Олимпиаде – дочери младшего брата. Виталий Макаренко, с юности служивший в белогвардейском полку, вынужден был бежать из России. На родине осталась беременная жена. После рождения племянница полностью перешла под опеку педагога.

Смерть

Умер Макаренко 1 апреля 1939 года при странных обстоятельствах. Мужчина, возвращавшийся из Дома отдыха писателей в Подмосковье, опаздывал на электричку. Антона Семенович ждали в издательстве с новыми готовыми статьями о принципах воспитания. Вбежав в вагон, Макаренко упал на пол и больше не очнулся.

Могила Антона Макаренко

Официальная причина смерти – сердечный приступ. Ходили слухи, что в Москве Макаренко должны были арестовать, поэтому педагог не выдержал напряжения. Вскрытие показало, что сердце талантливого воспитателя повреждено необычным образом. Орган принимает подобный вид, если в организм попал яд. Но подтверждение отравления найдено не было.

Макаренко похоронили на Новодевичьем кладбище. Советские газеты разместили на страницах некролог, где упомянули Антона Семеновича как заслуженного писателя. О педагогической деятельности мужчины не напечатали ни слова.

Библиография

  • 1932 – «Мажор»
  • 1932 – «Марш 30 года»
  • 1932 – «ФД-1»
  • 1935 – «Педагогическая поэма»
  • 1936 – «Методика организации воспитательного процесса»
  • 1937 – «Книга для родителей»
  • 1938 – «Честь»
  • 1938 – «Флаги на башнях»
  • 1939 – «Лекция о воспитании детей»

Цитаты

Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

Коллектив — не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.

Доклад «Макаренко Антон Семёнович» для студентов

Инна Пискунова
Доклад «Макаренко Антон Семёнович» для студентов

Макаренко Антон Семёнович.

Родился 1 марта 1888 году в городе Белополье в Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в городе Кременчуге, затем учительские курсы. В 1905–1914 годах преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 годах служил ратником в действующей армии, затем был демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 году с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт.

В то время считалось, что человек либо от рождения склонен к порокам, или же от рождения порядочен. Несмотря на это, Макаренко считал, что правильное воспитание является главным условием для формирования достойного человека. Когда он заведовал различными учреждениями для малолетних правонарушителей, то добивался там беспрецедентных успехов. Макаренко использовал огромную воспитательную силу работы в коллективе. Школьное обучение сочеталось с производительным трудом в команде, где объединялись требовательность, доверие и дух игры. Заведовал колонией на Украине, которая имела славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии. Макаренко написал «Педагогическую поэму»– уникальную книгу, в которой он показал путь воспитания личности. В 1935 году Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины. В сентябре 1936 году на него из коммуны им. Ф. Э. Дзержинского поступил политический донос – причиной его были консерватизм и зависть менее удачливых коллег. В этом доносе Макаренко обвиняли в критике И. В. Сталина. После этого писателю пришлось переехать в Москву. В 1937 году он завершил работу над «Книгой для родителей». В начале 1939 году Макаренко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Активная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939.

Основные идеи и уникальный практический опыт Макаренко в воспитании подростков, особенно трудных, находят отклик у многих педагогов разных стран вплоть до наших дней.

Решением ЮНЕСКО Макаренко признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренкоиз его воспитанников: С. А. Калабалин (1903-1972) и его супругу, и А. Г. Явлинского (1915—1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского, Л. В. Конисевич. проф., д. п. н. В. В. Кумарина (1928—2002, начал с успешного внедрения системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению системы Макаренко, Г. М. Кубракова (Казахстан, И. А. Зязюна (Украина, а также А. А. Католикова, А. А. Захаренко, А. С. Гуревича, В. М. Макарченкова и др.

В 1959 году вышла пьеса «Не пищать!», написанная М. Э. Козаковым и А. Б. Мариенгофом для юношества по мотивам нескольких произведений А. С. Макаренко — в первую очередь, конечно, по «Педагогической поэме».

24 октября 2011 в Харькове по ул. Сумской, 128 (напротив парка М. Горького) был разобран и перевезен памятник А. С. Макаренко. Памятник, возведенный в 1969 году на средства рабочих, вновь установлен внутри охраняемой территории Харьковского машиностроительного завода «ФЭД».

Фотоотчет «Час поэзии для студентов» Поэтическое наследие Асадова: читая вечное, доброе, мудрое В сентябре в Усть-Илимском техникуме отраслевых технологий прошел час поэзии, посвященный 95-летию со дня рождения знаменитого поэта Эдуарда.

Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа во время занятий Чтобы будущие педагоги освоили теорию и методику экологического образования дошкольников, хорошо знали и применяли в работе с детьми различные.

Инклюзивное образование студентов с сенсорными и двигательными нарушениями. Рекомендации педагогам Среднее профессиональное и высшее образование является одним из наиболее эффективных путей устройства жизни. Оно дает свободу жизненного.

Мастер-класс по экспериментированию с водой и песком для студентов Мастер-класс по экспериментированию с водой и песком для студентов Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования.

Мастер-класс для студентов педагогического колледжа «Рисуем сказку на камнях» Мастер класс «Рисуем сказку на камнях». «Развитие творческих способностей детей рисуем сказку на камнях». Лето – удивительная и благодатная.

Сценарий открытия декады «Олонхо» для студентов День Олонхо 27.11.17. Ведущие: Лида Борисова и Илья Минько 1-3 Голос за кадром:1. ФИЛЬМ НА СТИХ Цвети якутская земля Благословенная во веки,.

Открытое занятие по математике для студентов педагогического колледжа Цель: Закрепить представления детей об основном правиле счёта: считать предметы можно в любом направлении, но нельзя пропустить ни один.

Программа по наставничеству студентов-практикантов АНКЕТА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ Уважаемый студент! Социально-реабилитационный центр проводит анкетирование, цель которого.

Роль книги в жизни студентов педагогического колледжа [ Аннотация] В статье рассматривается вопрос о роли книги в жизни студентов педагогического колледжа. Автор затрагивает вопрос о важности.

Презентация «Художественная литература о воспитании детей в творчестве А. С. Макаренко» Слайд 1 тема Художественная литература о воспитании детей в творчестве А. С. Макаренко. Слайд 2 — слова Сегодня мне хотелось бы остановиться.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: