Краткая биография готье

Биография Теофиля Готье

Пьер Жюль Теофиль Готье – французский прозаик и поэт романтической школы, журналист, критик, путешественник – родился 31 августа 1811 года в Тарбе, на юге Франции, но вскорости его семья переехала в столицу.

Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток на темперамент поэта, сохранившего на всю жизнь, проведённую почти исключительно в Париже, тоску по югу и тому, что он называет в своей автобиографии «южным фоном» („un fond méridional“).

Получив блестящее гуманитарное образование, Готье начал с живописи и, состоя учеником в мастерской Риу, стал ревностным сторонником романтизма, сосредоточивавшегося около идола тогдашней молодежи, В. Гюго. В баталиях, происходивших на представлениях „Hernani“ («Эрнани»), Готье принимал энергичное участие, предводительствуя отрядом восторженной молодежи. Тогдашний костюм Готье, его красный жилет и длинные волосы, вошли в историю романтизма; воспоминания о них преследовали Готье долго после того, как он перестал выражать своё литературное мировоззрение внешними признаками.

В 1830 вышел первый томик стихотворений Готье „Poésies“, внешнему успеху которого сильно повредили политические события. Этим сборником он вступил в романтический cénacle, как называл себя кружок молодых энтузиастов нового направления. Ближайшими друзьями Готье были Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили, что они живут поэзией, завтракая одой и обедая балладой. К периоду 1830-1836 годов относятся многие из самых известных произведений Готье – поэма «Альбертус» („Albertus“ 1832), романы «Молодая Франция», („ La Jeune France “ 1834), «Мадемуазель де Мопен» („Mademoiselle de Maupin“ 1835), „Fortunio“ (1838), «Слеза дьявола» („Une larme du diable“ 1839), а также первая часть книги о забытых поэтах XV-XVII веков «Гротески» („Grotesques“).

В поэме «Альбертус» Готье примкнул к самому крайнему романтизму по выбору сюжета и его обработке, представляющей квинтэссенцию романтической приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Но уже в «Молодой Франции» Готье вносит в общее течение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности, умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля. Одна из самых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника – известный рассказ «Гнездо соловья» („Un nid de rossignols“).

В „Comédie de la Mort “, составляющей вместе с некоторыми другими стихотворениями второй сборник стихотворений Готье «Комедия смерти» (1838), поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать от мёртвых тайну жизни и смерти. Из других пьес сборника некоторые, как, например, „Thébaide“, „Ténèbres“, отмечены беспричинной мрачностью, которую романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но наряду с ними есть грациозные и естественно-поэтичные пьесы, как „Coquetterie posthume“, „ La Caravane “, „ La Chimère “, „Le Sphinx“, „Pastel“. В них уже сказывается необыкновенная артистичность в отделке стиха, составляющая главную прелесть поэзии Готье.

Самое законченное поэтическое произведение Готье – его сборник «Эмали и камеи» („Emaux et Camées“), отводящий ему одно из самых выдающихся мест во французской поэзии. Над стихотворениями этой книги поэт с любовью работал в часы досуга последние двадцать лет жизни. Сборник этот при жизни поэта выходил в шести изданиях, пополняясь новыми лирическими миниатюрами: в издании 1852 состоял из 18 стихотворений, в издании 1853 к ним добавилось ещё два стихотворения. Изданная в 1858 книга содержала 18 стихотворений первого издания и 9 новых, но не включала 2 стихотворения второго издания. Издание 1863 включало 38 стихотворений, 1866 – 39. В окончательное издание 1872, вышедшее за несколько месяцев до смерти Готье, вошло 47 стихотворений

Забота о средствах к существованию сделала Готье журналистом, и в этом он видел проклятие своей жизни. Готье рано дебютировал как художественный критик – уже в октябре 1831 в «Le Mercure» появилась его статья о бюсте Виктора Гюго. Началось плодотворное сотрудничество с целым рядом парижских газет: «Le Cabinet de Lecture» («Читальный зал»), « La France littéraire» («Литературная Франция»), «Ariel, journal du monde élégant» («Ариель, газета высшего света»), «Le Figaro», « La Chronique de Paris» («Хроника Парижа»).

Начиная с 1836 и до самой смерти Готье, вёл еженедельный драматический фельетон, сначала в „Presse“ Э. Жирардена, потом в „Journal Officiel“. Он написал, кроме того, несколько книг критического и историко-литературного содержания, из которых самая выдающаяся – „Grotesques“ (1844), в которых автор «открыл» нескольких давно забытых поэтов XV и XVI веков, таких как Вийон, Скюдери, Сирано де Бержерак, Сент-Аман, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить и артистически передать духовный облик писателя.

Поэт, критик и романист, Готье также был страстным любителем путешествий, объехавшим всю Европу, в том числе Россию, которой посвящены «Путешествие в Россию» („Voyage en Russie“) (1867) и «Сокровища русского искусства» („Trésors d’art de la Russie “) (1860-1863). Он описал свои путевые впечатления в ряде художественных очерков: („Voyage d’Espagne“, „Italia“, „L’Orient“ и другие). Они отличаются необычной для большинства путешественников точностью и вместе с тем поэтичностью описаний природы.

Библиографический перечень написанного Готье (Ch. Spoelberch de Lovenjoul, „Histoire des oeuvres de Th. Gautier“, 1887) занимает 2 тома. Конечно, его драматические фельетоны погибли, забытые в старых газетах (часть их, впрочем, собрана в „Histoire de l’art dramatique en France depuis 25 ans“, 1859). Но его романы, описания путешествий, критические произведения и, главным образом, стихотворения обеспечили ему первостепенное место во французской литературе. Его благоговейное преклонение перед чистотой и законченностью формы и терпеливое, тщательное отделывание каждой строчки стихов или прозы делают его родоначальником сменившей во Франции романтизм школы парнасцев.

Известностью пользуется приключенческий роман о жизни бродячих комедиантов во Франции XVII века «Капитан Фракасс» („Le Capitaine Fracasse“, 1863).

Его дочь Юдифь пошла по стопам отца и также посвятила свою жизнь литературе; ей принадлежит множество переводов с японского языка.

Теофиль Готье умер 23 октября 1872 года в Нёйи, близ Парижа.

Теофиль Готье

Биография

Теофиль Готье — французский поэт и прозаик, сочетавший в творчестве несколько популярных направлений и течений. Начав работать в стилистике романтизма, позднее он примкнул к парнасцам. Кроме того, Готье работал журналистом, был драматургом и критиком.

Детство и юность

Пьер Жюль Теофиль Готье родился в расположенном рядом с испанской границей Тарбе 31 августа 1811-го. Спустя некоторое время его семья перебралась в Париж. Готье часто тосковал по родным местам, с которыми его связывал южный темперамент. Юноша получил хорошее гуманитарное образование. Он изучал живопись и стал последователем романтизма, которым была увлечена молодежь той эпохи.

Готье называл себя последователем Виктора Гюго. В молодости поэт уделял внимание внешним данным, но, набравшись опыта, понял, что содержание важнее формы. Образ Теофиля, молодого человека с длинными волосами, воплощал романтического героя в искусстве этого периода.

Личная жизнь

Теофиль Готье состоял в браке, но о личной жизни пары известно мало. Жена родила ему дочь Юдифь. Она оказалась из числа детей, которые следуют по стопам родителей, и стала литературным деятелем. Большое место в ее творчестве занимали переводы с японского языка.

Творчество

Дебютный стихотворный сборник Теофиль Готье опубликовал в 1830-м. На тот момент начинающему автору было 19 лет. Книга получила название «Стихи». До 1836 года Готье издал произведения «Альбертус», «Молодая Франция», «Слезы дьявола», «Фортуна». Сквозь сочинения поэта, пополнявшие его библиографию, просматривалось изменение творческой манеры. Будучи приверженцем романтизма, он сочетал простоту и любовь к поэзии с типичными приметами направления.

Помимо поэтического поприща, Теофиль Готье реализовался как журналист. Эту стезю он предпочитал как сферу, приносящую деньги. К работе мужчина относился без вдохновения, с четким материалистичным расчетом, так как она приносила ему основной доход. Продолжительное время литератор публиковался в журнале «Пресса», создавая для публики драматические фельетоны. Он также занимался художественной и литературной критикой.

В 1844-м свет увидел проект «Гротеск», объединивший несколько забытых публикой авторов. В их числе оказались Франсуа Вийон и Савиньен Сирано де Бержерак. Литературную деятельность Готье совмещал с путешествиями. Он объездил всю Европу и гостил в России. Результатом поездки стали очерки под названием «Путешествие в Россию». В 1867-м автор опубликовал книгу «Сокровища русского искусства». Теофиль Готье любил фиксировать туристические впечатления. Они сохранились в виде самостоятельных произведений, описывающих красоты природы и живописные виды.

Самым знаменитым творением литератора стал сборник «Эмали и камеи», работа над которым велась в 1850–1870 годах. У автора ушло почти 20 лет на создание произведений для этой книги. В ней он отразил переживания и чувства, воспоминания и мечты. Было опубликовано 6 изданий сборника, каждое из которых несло в себе новые сочинения. Если в 1852-м он состоял из 18 стихотворений, то к 1872-му книга содержала 47 творений.

Известным романом Готье считается «Капитан Фракасс». Впервые произведение было издано в 1863-м. Его перевели на иностранные языки, а в России сочинение переиздавали дважды. Роман описывает Францию 17-го века и правление Людовика XIII. Основным лейтмотивом является любовная линия юного барона и бродячей актрисы. Чтобы заслужить симпатию, молодой человек выходит на сцену и воплощает образ капитана Фракасса, героя комедии дель арте.

Читайте также  Краткая биография мережковский

Теофиль Готье — обладатель обширной библиографии. Его произведения запечатлели имя автора на страницах истории европейской литературы. Мужчина, создавший за творческую биографию длиной в 40 лет множество разножанровых сочинений, считается родоначальником школы парнасцев, которая пришла на смену романтизму. Правда, судя по отзывам современников поэта, не все его коллеги по цеху поддерживали эту точку зрения.

Смерть

Готье скончался 23 октября в 1872 года неподалеку от Парижа, в городке Нейи. Причина его смерти не освещается. Могила поэта находится на кладбище Монмартр. Сегодня его фото публикуют в учебниках по истории зарубежной литературы и искусства.

Готье Теофиль — поэт эпохи романтизма

Французская поэзия XIX века подарила миру немало талантливых авторов. Одним их самых ярких в то время оказался Готье Теофиль. Критик романтической школы, создавший десятки стихотворений и поэм, популярных не только во Франции, но и за ее пределами.

Личная жизнь поэта

В столице Готье получил отменное образование с гуманитарным уклоном. Поначалу рьяно увлекался живописью, довольно рано стал сторонником романтического направления в искусстве. Своим первым учителем считал Виктора Гюго.

Юный поэт хорошо запомнился современникам своим ярким нарядом. Его неизменный красный жилет и длинные распущенные волосы стали образом для романтического юноши того времени.

Первые публикации

Причем если ранняя поэма «Альбертус» написана в классическом романтическом стиле, то уже в романе «Молодая Франция» ясно прослеживается творческая индивидуальность писателя. В первую очередь это простота и поэтичность, которые уравновешивают чрезмерную вычурность и резкость классического романтического стиля.

Вершина поэтического творчества

В первую очередь все это относится к сборнику «Эмали и камеи». Над ним Готье работал в 50-70-х годах XIX века. Ему автор уделял любую свободную минуту практически на протяжении всех последних 20 лет своей жизни. Все без исключения произведения, вошедшие в этот сборник, связаны с личными воспоминаниями и переживаниями. При жизни Готье Теофиль выпустил 6 изданий «Эмали и камеи», каждое из которых дополнялось новыми произведениями. Если в 1852 году в него вошли 18 стихотворений, то в окончательном варианте 1872 года, увидевшем свет за несколько месяцев до смерти поэта, было уже 47 лирических миниатюр.

Странствующий журналист

В журнале «Пресса» Жирардена Готье до самой смерти публиковал драматические фельетоны на злобу дня. Помимо этого, писал книги, посвященные критике и истории литературы. Так, в работе «Гротеск» 1844 года Готье открыл для широкого круга читателей несколько поэтов XV-XVI веков, которые были неоправданно забыты. Среди них Вийон и Сирано де Бержерак.

В то же время Готье был заядлым путешественником. Посетил практически все страны Европы, в том числе побывал и в России. Поездке в последствии посвятил очерки «Путешествие в Россию» 1867-го и «Сокровища русского искусства» 1863 года.

Свои путевые впечатления описал в художественных очерках Теофиль Готье. Биография автора в них хорошо прослеживается. Это «Путешествие в Испанию», «Италия» и «Восток». Их отличает редкая для литературы такого жанра точность пейзажей и поэтическое представление красот природы.

Самый известный роман

Действия происходят в годы правления во Франции Людовика XIII. Это начало XVII века. Главный герой — молодой барон де Сигоньяк — живет в родовом имении в Гаскони. Это полуразрушенный замок, в котором при нем остается только один верный слуга.

Все изменяется, когда в замок на ночевку пускают труппу бродячих артистов. Юный барон без памяти влюбляется в актрису Изабеллу и следует за артистами в Париж. В пути один из членов труппы умирает, и де Сигоньяк решается на небывалый для человка его статуса в то время поступок. Чтобы добиться расположения Изабеллы, он выходит на сцену и начинает играть роль капитана Фракасса. Это классический персонаж итальянской комедии дель арте. Типаж авантюриста-военного.

Дальше события развиваются как в захватывающем детективе. Изабеллу стремится соблазнить молодой герцог де Валломбрез. Наш барон вызывает его на поединок, одерживает победу, но герцог не оставляет своих попыток. Он организует похищение Изабеллы из парижской гостиницы, а к самому де Сигоньяку подсылает наемного убийцу. Однако последний терпит фиаско.

Концовка больше похожа на индийскую мелодраму. Изабелла томится в замке герцога, который настойчиво предлагает ей свою любовь. Однако в последний момент, благодаря фамильному перстню, выясняется, что Изабелла и герцог — брат и сестра.

Герцог и барон мирятся, де Сигоньяк берет красавицу в жены. В конце еще и обнаруживает фамильный клад в старом замке, спрятанный там его предками.

Наследие Готье

Несмотря на любовь к поэзии и творчеству, достаточно времени им уделять не мог Теофиль Готье. Стихи создавать удавалось только в свободное время, а всю остальную жизнь он посвящал журналистике и решению материальных проблем. Из-за этого многие произведения были проникнуты нотками грусти, часто чувствуется невозможность реализовать все замыслы и идеи.

Теофиль Готье скончался в 1872 году в Нейи близ Парижа. Ему был 61 год.

Готье, Теофиль

Пьер Жюль Теофиль Готье

стихотворение, поэма, роман

Пьер Жюль Теофи́ль Готье́ (фр. Pierre Jules Théophile Gautier ; 31 августа 1811, Тарб — 23 октября 1872, Нёйи близ Парижа) — французский поэт и критик романтической школы.

Содержание

Биография

Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток на темперамент поэта, сохранившего на всю жизнь, проведённую почти исключительно в Париже, тоску по югу и тому, что он называет в своей автобиографии «южным фоном» ( „un fond méridional“ ). Получив блестящее гуманитарное образование, Готье начал с живописи и, состоя учеником в мастерской Риу, стал ревностным сторонником романтизма, сосредоточивавшегося около идола тогдашней молодежи, В. Гюго. В баталиях, происходивших на представлениях „Hernani“ («Эрнани»), Готье принимал энергичное участие, предводительствуя отрядом восторженной молодежи. Тогдашний костюм Готье, его красный жилет и длинные волосы, вошли в историю романтизма; воспоминания о них преследовали Готье долго после того, как он перестал выражать своё литературное мировоззрение внешними признаками.

В 1830 году вышел первый томик стихотворений Готье „Poésies“ , внешнему успеху которого сильно повредили политические события. Этим сборником он вступил в романтический cénacle , как называл себя кружок молодых энтузиастов нового направления. Ближайшими друзьями Готье были Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили, что они живут поэзией, завтракая одой и обедая балладой. «Мы верили тогда, — писал Готье Сент-Бёву, вспоминая об этом времени, — мы любили, мы восторгались, мы были опьянены прекрасным, у нас была божественная мания искусства». К периоду 1830—1836 годов относятся многие из самых известных произведений Готье — поэма «Альбертус» ( „Albertus“ 1832), романы «Молодая Франция», ( „La Jeune- France“ 1834),«Мадемуазель Мопен» ( „Mademoiselle de Maupin“ 1835), „Fortunio“ (1838),«Слеза дьявола» ( „Une larme du diable“ 1839), a также первая часть книги о забытых поэтах XV—XVII веков «Гротески» „Grotesques“ .

В поэме «Альбертус» Готье примкнул к самому крайнему романтизму по выбору сюжета и его обработке, представляющей квинтэссенцию романтической приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Но уже в «Молодой Франции» Готье вносит в общее течение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности, умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля. Одна из самых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника — известный рассказ «Гнездо соловья» „Un nid de rossignols“ .

В „Comédie de la Mort“ , составляющей вместе с некоторыми другими стихотворениями второй сборник стихотворений Готье «Комедия смерти» (1838), поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать от мёртвых тайну жизни и смерти. Из других пьес сборника некоторые, как, например, „Thébaide“ , „Ténèbres“ , отмечены беспричинной мрачностью, которую романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но наряду с ними есть грациозные и естественно-поэтичные пьесы, как „Coquetterie posthume“ , „La Caravane“ , „La Chimère“ , „Le Sphinx“ , „Pastel“ . В них сказывается уже необыкновенная артистичность в отделке стиха, составляющая главную прелесть поэзии Готье и доставившая ему название „magicien des lettres françaises“ , как гласит бодлеровское посвящение ему сборника стихотворений «Цветы зла» „Fleurs du Mal“ .

Эмали и камеи

Самое законченное поэтическое произведение Готье — его сборник «Эмали и камеи» ( „Emaux et Camées“ ), отводящее ему одно из самых выдающихся мест во французской поэзии. Над стихотворениями этой книги поэт с любовью работал в часы досуга последние двадцать лет жизни. Каждое из них действительно отделано, как драгоценный камень, и вместе с тем проникнуто искренностью. Все стихотворения связаны с каким-нибудь личным воспоминанием, с чем-нибудь пережитым. Сборник этот при жизни поэта выходил в шести изданиях, пополняясь новыми лирическими миниатюрами: в издании 1852 года состоял из 18 стихотворений, в издании 1853 года к ним добавилось ещё два стихотворения. Изданная в 1858 году книга содержала 18 стихотворений первого издания и 9 новых, но не включала 2 стихотворения второго издания. Издание 1863 года включало 38 стихотворений, 1866 года — 39. В окончательное издание 1872 года, вышедшее за несколько месяцев до смерти Готье, вошло 47 стихотворений

Читайте также  Краткая биография акутагава

Журналистика

Забота о средствах к существованию сделала Готье журналистом, и в этом он видел проклятие своей жизни. Начиная с 1836 года и до самой смерти Готье, вёл еженедельный драматический фельетон, сначала в „Presse“ Э. Жирардена, потом в „Journal Officiel“ . Он написал, кроме того, несколько книг критического и историко-литературного содержания, из которых самая выдающаяся — „Grotesques“ (1844), в которых автор «открыл» нескольких давно забытых поэтов XV и XVI веков, как Вийона, Скюдери, Бержерака, Сент-Амана, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить и артистически передать духовный облик писателя; стиль книги делает её образцом законченно художественной французской прозы. Теми же качествами отличаются его „Histoire du romantisme“ и „Rapport sur les progrès de la poésie française“ , отличающиеся, к тому же, как и „Grotesques“ , беспристрастием критических суждений, чуждых всякого партийного фанатизма.

Путешествия

Кроме поэта, критика и романиста Готье совмещал в своём лице ещё страстного любителя путешествий, объехавшего всю Европу — в том числе Россию, которой посвящены „Voyage en Russie“ (1867) и „Trésors d’art de la Russie“ (1860—1863), — и Восток и описавшего свои путевые впечатления в ряде художественных очерков ( „Voyage d’Espagne“ , „Italia“ , „L’Orient“ и другие). Они отличаются необычной для большинства путешественников точностью и вместе с тем поэтичностью описаний природы. В общем Готье — в истинном смысле слова полиграф, создавший в 40 лет писательской жизни изумительную массу сочинений на самые разнообразные сюжеты.

Наследие

Библиографический перечень написанного им (Ch. Spoelberch de Lovenjoul, „Histoire des oeuvres de Th. Gautier“ , 1887) занимает 2 тома. Конечно, его драматические фельетоны погибли, забытые в старых газетах (часть их, впрочем, собрана в „Histoire de l’art dramatique en France depuis 25 ans“ , 1859). Но его романы, описания путешествий, критические произведения и, главным образом, его стихотворения обеспечили ему первостепенное место во французской литературе. Его благоговейное преклонение перед чистотой и законченностью формы, его терпеливое, тщательное отделывание каждой строчки стихов или прозы делают его родоначальником сменившей во Франции романтизм школы парнасцев.

„Emaux et Camées“ Готье принадлежат к одной категории с „Poêmes Barbares“ Леконта де Лиля, „Bonheur“ Сюлли-Прюдома и другими.

Беззаветно преданный поэзии, он мог заниматься ею только в часы досуга и всю жизнь был стеснён материальными заботами и ненавистной ему журнальной работой. Это клало отпечаток грусти на его произведения; в его автобиографических вещах видно постоянное отчаяние от невозможности исполнить теснившиеся в нём поэтические замыслы.

Известностью пользуется приключенческий роман о жизни бродячих комедиантов во Франции XVII века «Капитан Фракасс» ( „Le Capitaine Fracasse“ , 1863; русский перевод 1895, 1957). Во Франции роман экранизировался в 1929, 1942, 1961 годах, в СССР — в 1984 году.

Переводы

На русский язык стихи Готье переводили В. Г. Бенедиктов, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, В. В. Левика, О. Н. Чюмина, А. С. Эфрон, А.М.Гелескул и многие другие поэты и переводчики. Неоднократно разными поэтами переводились на русский язык стихотворения сборники «Эмали и камеи». Первый полный русский перевод всего сборника выполнен Н. С. Гумилёвым (1914).

Роман Le Roman de La Momie (1858) переведённый А. Воротниковым и К. Жихаревой как «Роман мумии», изданный в 1911 году, был заново отредактирован и сверен с оригиналом в 2010 году и выпускался уже как «Роман о мумии».

Литература

Готье, Теофиль в Викицитатнике ?
Готье, Теофиль в Викитеке ?
Готье, Теофиль на Викискладе ?
  • Emile Bergerat. Théophile Gautier. (1879)
  • Feydeau. Théophile Gautier (1874)
  • Теофиль Готье Эмали и камеи / Сост. Г. К. Косиков. — Москва: Радуга, 1989. — 368 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-05-002427-7
  • Зенкин С. Н.Теофиль Готье и «искусство для искусства» // Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999, с. 170—200

Избранные сочинения. В 2-х тт. Художественная литература. 1972

Два актера на одну роль. Сборник новелл. Правда. 1991

Мадемуазель де Мопен. Терра. 1997

Романическая проза. В 2-х тт. Серия «Литературные памятники». Ладомир, Наука. 2012

Теофиль Готье (1811—1872)

25 февраля 1830 г. на премьере драмы Виктора Гюго «Эрнани, или Кастильская честь», послужившей поводом для решительной схватки романтиков и классиков, зрители помимо прочего были эпатированы появлением молодого человека, одетого в средневековый пурпурный камзол. Молодого человека звали Теофиль Готье. Он принадлежал к сообществу артистической молодёжи, которое позднее стали называть «Молодой Францией» или «Малым Сенаклем» (от фр. cenacle — «содружество»).

Готье и его друзья подчёркивали свою преемственность по отношению к «Большому Сенаклю», куда в 20-х гг. XIX в. входили писатели-романтики Ш. Нодье, В. Гюго, А де Виньи

В юном Готье в это время ещё боролись писатель и живописец (отсюда, по его собственному объяснению, цвет одежды — своего рода вызов «бесцветности» эпохи Реставрации). В литературе Готье так навсегда и остался художником, перенеся в сферу письма приёмы изобразительного искусства и открыв тем самым совершенно новые пути французской поэзии и прозе.

Первый поэтический сборник Готье (1830 г.) не был замечен ни критикой, ни читателями. Два года спустя он издаёт ещё одну книгу стихов, добавив к первому изданию новые стихотворения и поэму «Альбертус, или Душа и грех», посвящённую своему кумиру — Гюго.

Один из парижских издателей предложил Готье сочинить роман об Аделаиде де Мопен — известной авантюристке XVII в., выдававшей себя за мужчину. От писателя ждали исторического повествования наподобие романов Вальтера Скотта, который был тогда в особой моде. Однако «Мадемуазель де Мопен» (1835— 1836 гг.) скорее смесь романа-исповеди в духе романтизма и авантюрно-эротического сочинения в стиле галантной прозы XVIII в.

В 1833 г. Готье взялся за создание серии портретов писателей XV—XVII вв., забытых или полузабытых тогда во Франции (бродяги Франсуа Вийона, дуэлянта Сирано де Бержерака и др.), и затем объединил их в книгу «Гротески»

Это написанный в форме эпистолярного романа рассказ о молодой красивой женщине, которая, прежде чем связать свою судьбу с представителем сильного пола, решает узнать его поближе, для чего переодевается в мужчину. После разнообразных приключений она оказывается в замке вместе с молодой девушкой Розеттой, испытывающей к ней неподдельную страсть, и юношей д’Альбертом (в нём отразились черты современного Готье романтического героя, с его усталостью, разочарованием, одиночеством), который начинает подозревать её истинный пол.

Описывая жизнь некогда существовавшего исторического лица, Готье почти не изображает события и нравы времени: колорит эпохи в его романе складывается из отсылок к искусству (так, архитектурная панорама Парижа XVII в. дана по образцу соответствующих картин в романе «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго). Книга наполнена большим количеством отступлений, цитат и скрытых реминисценций (лат. «воспоминание») из произведений полузабытых в то время авторов XVII—XVIII вв.

«Мадемуазель де Мопен» — это пример эстетского искусства, сторонящегося социальных и философски проблем, противопоставляющего себя классическому (отсюда, в частности, отсутствие в романе какой бы то ни было морали). В предисловии Готье ратовал за «бесполезную красоту»: «Подлинно прекрасно лишь то, что не может приносить никакой пользы; всё полезное — безобразно».

Для большинства героев Готье характерно стремление к метаморфозе, переходу в другую цивилизацию, перевоплощению в другого человека, хотя конкретные формы перевоплощения могут быть различны — от сновидения и чёрной магии до бытового маскарада и театральной игры. Д’Альберт, герой первого романа Готье «Мадемуазель де Мопен», признаётся: «Никто не желал, как я, пожить чужой жизнью, в чужой оболочке». Сама Мадлен де Мопен предстаёт перед читателями в нескольких обличьях: кавалера Теодора, за которого она себя выдаёт, героини шекспировской комедии, которую играет, мужского персонажа, за которого выдаёт себя её героиня. Отсюда свойственный вообще романтизму и в высшей степени Готье культ актёрской игры, приобретающий символический смысл. Так, в последнем, наиболее известном романе Готье «Капитан Фракасс» (1861 — 1863 гг.) барон де Сигоньяк, аристократ, из любви к актрисе присоединяющийся к труппе бродячего театра, любит не только саму актрису Изабеллу, но и всех героинь, которых она играет.

Поэтический сборник «Эмали и камеи» шесть раз выходил ещё при жизни писателя, постоянно разрастаясь в объёме

В необычайной страсти Готье к метаморфозам и путешествиям был и свой парадокс: экзотические мотивы тесно связаны в его творчестве с поэзией дома и домашнего очага. За окном мог бушевать хаос, а в мире домашнего уюта человек оставался окружённым, по выражению современного исследователя, «ласково прикасающимися к нему вещами».

Оставив дождь и темноту
стучаться в окна мне сильнее,
Я пел «Эмали и камеи».
(Перевод Н. С. Гумилёва.)

Это слова из вступительного сонета Готье к поэтическому сборнику «Эмали и камеи». Первое его издание, появившееся в 1852 г., ознаменовало в определённом смысле конец романтической поэзии и стало провозвестником новой — парнасской, эстетской — поэзии, обращённой уже не к внутреннему миру человека (как у романтиков), но к внешнему миру вещей и явлений. «Не следует допускать чувствительности в своих произведениях, ибо чувствительность — это низменная сторона в искусстве и литературе», — говорил Готье.

Читайте также  Краткая биография гейм

Большинство стихов сборника носит описательный, «вещный» характер, поражает своим изяществом и отточенностью. Их сквозная тема — чистое созерцание красоты. Последнее стихотворение — «Искусство» — программное. Поэзия представляется в нём подобной скульптуре.

В конце 50-х гг., когда молодые писатели (в их числе Гюстав Флобер, братья Эдмон и Жюль Гонкуры, Шарль Бодлер, Шарль Леконт де Лиль) поднимают знамя «искусства для искусства», они провозглашают Готье одним из своих главных учителей. Бодлер называет его «безупречным поэтом» и посвящает ему «Цветы Зла». А сборник «Эмали и камеи» становится своего рода библией парнасцев.

Самого Готье в последние годы жизни всё более угнетает одиночество. Он мысленно возвращается к старым временам и начинает работать над мемуарной «Историей романтизма». Теперь уже его бывшие товарищи по «Малому Сенаклк», когда-то им осмеянные, видятся ему бесстрашными рыцарями, а время юности — золотым веком: «Нам выпала честь принадлежать к этому юношескому отряду, который сражался за идеал, поэзию и свободу искусства с такою пылкою отвагой и самопожертвованием, какие уже неведомы ныне».

Краткая биография готье

ГОТЬЕ Теофиль [Theophile Gautier, 1811-1872] — французский писатель. В первый период своего творчества примыкал к группе романтиков, сторонников Виктора Гюго. Принимал активное участие в бравурных выступлениях романтической молодежи, в частности, в защите пьесы Гюго «Эрнани». Знаменитый «красный жилет» Г., его «меровингская» шевелюра и другие экстравагантности внешности характеризуют живописный быт романтических кружков (сенаклей). Кружок улицы Дуаннэ особенно близок молодому Г. [1883]. Его друзья — Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль, Роже де Бовуар, Урлияк, Девериа и другие писатели и художники. Из их среды рекрутировались те писатели «Молодой Франции» (Les Jeunes-France), облик которых Готье нарисовал несколько сатирически в одноименном сборнике своих повестей. Эта экстравагантная молодежь, вступившая в борьбу с «буржуазией» и «мещанским бытом», составляла в сущности аполитичную группу буржуазно-аристократической богемы, которую Жерар де Нерваль назвал «галантной богемой». Творчество Г. первого периода — типично романтическая поэзия всего «необычайного», «чудовищного», «гигантского». Первый сборник стихотворений Г. вышел в 1830 («Poesies»); успеху его повредили политические события. В плане индивидуалистической юношеской поэзии Г. были и стихотворные сборники — «Альбертус» (Albertus, 1832) и «Комедия смерти» (Comedie de la mort, 1838) и романы — «Мадмуазель Мопэн» (Mademoiselle de Maupin, 1835), «Фортунио» (Fortunio, 1838) и др. «Альбертус» — характерный образец вычурного романтического стиля: эксцентрический сюжет, утрированные метафоры и антитезы. Это любовная поэма в духе «Мардош» и «Ролла» Мюссэ; герой ее — «дьявольский и фешенебельный» персонаж, в к-ром байронизм сочетается с легкомысленностью парижского бульварного фланера. Такой же тип денди-набаба — Фортунио, герой одноименного романа. В «Комедии смерти» много мотивов демонического романтизма, характерная кладбищенская тематика — могилы и лунный свет. Однако в указанных произведениях и в новеллах с экзотическими и фантастическими по преимуществу сюжетами встречаются необычные для романтиков пластические изображения пейзажа или предметов, зачастую переданные в различных живописных стилях. Среди романтиков Г. особенно культивировал «живописное изображение». Он стремился «показать» (faire voir) предмет. Уже в юности он увлекался живописью (учился в ателье художника Риуля). Все это облегчило переход Готье к парнасской поэтике, для к-рой особенно характерно пластическое изображение. Лучший стихотворный сборник Г. — с характерным названием «Эмали и камеи» (Emaux et camees, 1852) — относится уже к парнасскому периоду его творчества. Стихотворения этого сборника — мастерские пластические этюды — уголки пейзажа, натюрморт и т. п. Это — «этюды от руки», «симфонии в белом мажоре» и т. п. Отныне Г. стремится к «оптическому ритму», пространственному принципу композиции, которые являлись обычными для парнасцев. Г. называл себя «человеком, для которого внешний мир существует». Чувство вещи, характерное для Г., сказалось и в его авантюрном романе «Капитан Фракасс», — своего рода сюите эстампов о веке Людовика XIII, и в «Романе Мумии», где в изображении Египта за 1 000 лет до христ. эры Г. отошел от фальшивой декоративности типично романтического восприятия исторических эпох. Парнасец с 50-х гг., Готье в своем декларативном стихотворении «Искусство» говорил о мастерстве, считая основным достижением искусства преодоление материала, устанавливая аналогию между поэзией и пластическими искусствами: «Ваяй, шлифуй, чекань медали. / Твои витающие сны / На вечной стали / Да будут запечатлены». Бодлер, посвящая Г. свои «Цветы зла», назвал его «непогрешимым поэтом», «магом словесного искусства». Парнасская поэтика Г. была им намечена и в предисловии к «Цветам зла» Бодлера. В нем он выступает против «поэзии сердца» романтиков, в защиту «бесстрастной поэзии», против романтической теории непроизвольного вдохновения и, отрицая искусственное возбуждение (гашиш, морфий и т. п.), бывшее в моде у демонических романтиков 30-х гг., говорит о волевом начале поэтического творчества и принципе труда в искусстве. Г. был одним из ярких представителей теории «искусства для искусства»; он боролся против «утилитаризма» в поэзии: «все, что полезно, — говорил он, — уродливо». Художественной реализацией культа искусства явился эротический роман Г., гимн красоте — «Мадмуазель Мопэн». Он прокламировал аполитичность, аморализм и крайний формализм в искусстве. Его любимой формулой было — «все исходит от формы». Принципы искусства для искусства Г. совпали с требованиями объективности в поэзии у парнасцев, к которым принадлежали и писатели из радикальной республиканской буржуазной молодежи, даже социалистической, отошедшей от общественности после крушения революции 1848 (например Леконт де Лиль). Но у Г. в его подчеркивании аполитичности поэзии («он ни красный, ни белый и даже не трехцветный; он никакой, и замечает революцию, когда пули разбивают стекла» — предисловие к «Первым поэмам», 1832) сказывается общественный консерватизм и даже буржуазная реакционность. Этот юношеский тезис последовательно был раскрыт Готье во всем своем творчестве вплоть до дней Коммуны. — Враг буржуазной промышленной культуры, Готье вынужден был заниматься журналистикой в прессе, развивавшейся в то время в широкие капиталистические предприятия. Как профессионал-журналист (художественный критик) Г. работал с 1836 по день смерти в «Прессе» Жирардена, затем во «Всемирном монитере» и в «Официальной газете». Он написал также несколько историко-литературных книг; самая оригинальная из них — «Гротески» (Grotesques) — посвящена забытым меньшим поэтам XV-XVII вв. Он дал яркие психологические образы, в духе критики Сент-Бёва, поэтов — Вийона, Сирано де Бержерака, Сент-Амана и др. Большой историко-литературный интерес представляет и его книга «История романтизма». Особое место в творчестве Г. занимают его книги путешествий — путевые впечатления, красочно изображающие многообразный пейзаж и предметы искусства, которые ему приходилось видеть от Египта до России («Путешествие в Россию», «Путешествие в Испанию», «Италия», «Восток» и другие). Путешествия Г. стоят в одном плане с экзотическими мотивами его творчества. «Экзотизм в пространстве и во времени» Г. считал характерной чертой поэтов искусства для искусства. Г. писал также драмы и либретто балетов. Всего он издал при жизни более 60 книг.

Библиография: I. Наиболее полное издание произведений Г. в 34 тт. вышло у Шарпантье. Библиография произведений Г. занимает два тома (Spoelberch de Lovenjoul. Histoire des ?uvres de T. Gautier, 1887). Переводов произведений Г. на русск. яз. относительно немного: Капитан Фракасс, СПБ., 1895; Милитона, СПБ., 1847 и СПБ., 1872; Спирит; Двойная звезда и др. Стихи Г. переводили: Н. Греков (Новые стихотворения, М., 1866); М. Волошин (Стихотворения, 1910); Н. Хвостов (Огни и отражения, 1912); В. Брюсов (см. его «Французские лирики XIX в.», СПБ., 1909 и «Собр. сочин.», т. XXI, СПБ., 1913); Н. Гумилев (хороший перевод сборника «Эмали и камеи», СПБ., 1914) и др.

II. Де ла Барт, Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908; Гумилев Н., «Аполлон», 1911, IX; Плеханов Г., в ст. «Искусство и общественная жизнь», сборник «Искусство», М., 1922; Richet E., Theophile Gautier, l’homme, la vie et l’?uvre, 1873; Feydeau, Theophile Gautier, 1874; Bergerat E., Theophile Gautier. Entretiens, souvenirs et correspondances, 1879; Spronk M., Les artistes litteraires, 1889; du Camp M., Theophile Gautier, 1890; Cassagne A., La theorie de l’art pour l’art en France chez les derniers romantiques et les premiers realistes, 1906; Patch H. E., The dramatic Criticism of Th. Gautier, 1922; Boscgot A., Theophile Gautier meconnu, 1925; Largier Leo, Theophile Gautier (с богатой иконографией); Faguet E., XIX siecle; Brunetiere F., L’evolution de la poesie lyrique en France au XIX siecle. Писали о Г. также Барбэ д’Оревильи, Банвиль, Ш. Бодлер и др.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: