Краткая биография волошин
Максимилиан Александрович Волошин — краткая биография
ФИО: | Волошин Максимилиан Александрович |
Дата рождения: | 28.05.1877 |
Место рождения: | Киев, Украина |
Знак зодиака: | Телец |
Деятельность: | Поэт, переводчик, художник |
Дата смерти: | 11.08.1932 (55 лет) |
Детство и юность
Максимилиан Александрович Волошин – один из самых известных представителей Серебряного века, великолепный поэт-символист, журналист, литературный и художественный критик. Талантливый творец не только писал стихи, но также переводил зарубежную литературу, писал картины. Появился на свет 16 мая (по старому стилю) 1877 г. в древнем городе Киев. При рождении мальчику дали двойную фамилию Кириенко-Волошин.
Отец будущего поэта, Александр Кириенко-Волошин, работал юристом, дослужился до звания коллежского советника. Мать, Елена Оттобальдовна (девичья фамилия – Глазер) происходила из немецкого дворянского рода. По тем временам Максим считался поздним ребенком: матери на момент рождения сына было 37 лет. Отношения между супругами были напряжёнными и вскоре закончились расставанием. Когда мальчику было 4 года, отец скоропостижно скончался.
Родители — Александр Максимович и Елена Оттобальдовна (с Максимилианом на руках)
Семья не раз переезжала, маленькому Максимилиану довелось пожить в Таганроге, Симферополе и Москве. В столице Империи мальчик поступил в гимназию, но спустя шесть лет вновь сменил место жительства. В 1893 г. Елена Оттобальдовна вместе с сыном переехала в крымский Коктебель. В 1897 г. подросток закончил Феодосийскую гимназию.
Максимилиан Волошин во время учебы в гимназии
Краткая биография
- В 1897 г. поступил в Московский университет. Под влиянием матери юноша пошел по стопам отца и выбрал учебу на юридическом факультете.
- В 1899 г. участвовал в беспорядках, за что был отчислен. Способному студенту дали шанс восстановиться на факультете, однако он предпочел заняться самообразованием.
М. П. Свободин и М. А. Волошин(Феодосия, 1899)
- Следующие четыре года жизни молодой человек провел в путешествиях по Европе. Во Франции юноша много времени посвятил собственному развитию, посещал лекции в Сорбонне, учился рисовать в Париже. Известная художница Е. С. Кругликова давала Максимилиану частные уроки рисования и гравюры. В это же время увлекся поэзией.
- В 1903 г. вернулся в Москву и начал посещать поэтические кружки символистов. В том же году появились первые публикации работ начинающего поэта. С тех пор Волошин жил на две страны, периодически уезжал в Париж, затем возвращался в Россию и проводил время в Москве.
- В 1904-1906 гг. печатался в ежемесячном журнале «Весы» и газете «Русь».
- Весной 1905 г. молодого поэта посвятили в масоны. Обряд состоялся в Париже, изначально литератора приняли в ложе №137, которая носила название «Труд и истинные верные друзья». Спустя несколько дней посвященный ушел в ложу «Гора Синайская» №
Максимилиан Волошин (Париж, 1905)
- В 1907 г. переехал в Коктебель и начал работу над циклом «Киммерийские сумерки».
- В 1908-1909 гг. опубликовал несколько критических статей во французских периодических изданиях.
- В 1909 г. серьезно поссорился с другим известным поэтом – Николаем Гумилёвым. Причиной конфликта стало нелестное высказывание Гумилева об их общей знакомой – поэтессе Елизавете Дмитриевой. Максимилиан хорошо относился к девушке, они вместе увлекались антропософией, много беседовали о поэзии и регулярно переписывались вплоть до самой смерти поэтессы. Литератора возмутили резкие и неприличные слова Николая Степановича, и он дал пощечину оппоненту. Оскорбленный Гумилев вызвал своего обидчика на дуэль. Поединок состоялся на берегу Черной речки, секундантами противников выступили шахматист Евгений Зновско-Боровский и писатель Алексей Николаевич Толстой. К счастью, в тот день никто не пострадал: Гумилев выстрелил мимо, а пистолет его оппонента два раза дал осечку.
Максимилиан Волошин (1909)
- В 1910 г. в свет вышел первый сборник произведений поэта, который получил скромное название «Стихотворения. 1900-1910». К тому времени Максимилиан Александрович заработал авторитет в столичных литературных кругах и слыл строгим критиком.
- В 1914 г. плодотворно занимался как литературой, так и живописью. Литератор выпустил сборник культурологических статей «Лики творчества» и написал пейзажи «Испания. У моря» и «Париж. Площадь Согласия ночью».
- В том же году всерьез увлекся антропософией и отправился в швейцарский город Дорнах, куда в то время стекались из разных стран последователи нового учения для строительства первого Гетеанума. В числе единомышленников были такие известные личности как поэт Андрей Белый со своей женой Асей Тургеневой, а также бывшая жена самого Волошина – Маргарита.
- Когда Российская Империя вступила в Первую мировую войну, литератор написал письмо Владимиру Сухомлинову, служившему на тот момент военным министром. В письме Волошин отказался нести военную службу и участвовать в жестоких боях, которые он открыто называл «кровавой бойней».
- В начале 1915 г. отправился в Париж и, потрясенный ужасами войны, опубликовал цикл пацифистских стихотворений «Anno mundi ardentis 1915». Параллельно с поэзией, продолжал активно заниматься изобразительным искусством, и даже отправлял свои работы на выставки «Мира искусства». Главным вдохновением для художника служила великолепная природа Коктебеля, акварели с видами Крыма позже сложились в «Коктебельскую сюиту».
- Весной 1916 г. возвратился в Россию и продолжил писать статьи о культуре и искусстве.
- В начале 1917 г. начал продвигать идею создания Всероссийского союза художников. С апреля почти безвылазно проживал в Крыму. Во время Гражданской войны не стал выступать ни за одного правителя, заняв позицию стороннего наблюдателя. Поэт постоянно прятал в своем доме гонимых, независимо от их политических убеждений. Когда власть в Коктебеле захватили «белые», он спасал «красных», когда же город отвоевали большевики, в доме литератора скрывались выжившие белогвардейцы. Помимо этого, Волошин написал письмо в защиту коллеги-поэта Осипа Мандельштама, которому грозил расстрел.
- В 1921 г. создал в Коктебеле два прекрасных полотна: «Два дерева в долине» и «Пейзаж с озером и горами».
- В 1923 г. опубликовал в Берлине книгу «Стихи о терроре».
- В 1924 г. организовал в своем доме бесплатный Дом творчества.
- В 1925 г. крымская природа вдохновила художника на написание картин «Розовые сумерки» и «Холмы, иссушенные зноем».
- В 1926 г. из-под кисти художника вышли пейзажи «Лунный вихрь» и «Свинцовый свет».
- В 1932 г. заболел гриппом, который осложнился пневмонией. 11 августа второй инсульт оборвал жизнь поэта. Максимилиана Александровича похоронили на горе Кучук-Янышар в пригороде Коктебеля.
- В начале августа 1984 г. в доме литератора, который он завещал Союзу писателей, торжественно открылся «Музей М. Волошина».
- В 1987 г. на экраны вышел кинофильм «В Крыму не всегда лето», где в числе персонажей появился Волошин в исполнении актера Евгения Лазарева.
Личная жизнь
Был женат дважды. Первый раз поэт сделал предложение художнице Маргарите Сабашниковой. Пара поженилась в апреле 1906 г. После свадьбы молодожены поселились в Петербурге. Союз творческих личностей оказался недолговечным, уже через год, в 1907 г., Максимилиан и Маргарита развелись. Дружба поэта и художницы пережила их брак: бывшие супруги сумели на долгие годы сохранить теплые отношения.
Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова
В марте 1927 г. литератор женился на фельдшере Марии Заболоцкой и прожил с ней последние пять лет своей жизни. Волошин познакомился с девушкой в 1922 г., в то время Мария Степановна ухаживала за его больной матерью. После свадьбы заботливая супруга стала настоящей опорой для своего знаменитого мужа и поддерживала любимого во всех делах. Детей у пары не было.
Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая
Овдовев, женщина сохранила творения и дом Максимилиана Александровича для потомков. Мария Степановна долгое время добивалась открытия музея в память о Волошина, но не дожила до этого радостного события. Вдову писателя похоронили рядом с могилой мужа.
Достижения
Максимилиан Волошин был разносторонне одаренной личностью и добился успеха во всех своих делах и увлечениях: писательстве, живописи, литературной критике. Благодаря его таланту переводчика читатели могут по сей день наслаждаться произведениями иноязычных авторов.
Но главным призванием Волошина всегда была поэзия, он отдавался ей со всей страстью и вдохновением. У выдающегося поэта был свой особый, неповторимый стиль, его произведения выделяются среди творений других символистов и по праву входят в сборники лучших сочинений Серебряного века. В своих произведениях автор поднимал важные темы войны, насилия, размышлял о прошлом и будущем родной страны. Многие работы писателя остаются актуальными по сей день.
Максимилиан Волошин
краткая биография
Роль и место в литературе
Среди представителей эпохи «Серебряного века» особое место занимает разносторонняя личность М. Волошина. В области литературы он проявил себя как талантливый переводчик, поэт, художник, драматург и критик. Ему принадлежит важное место в разработке концепций научной поэзии.
Щедро одаренный талантами, поэт помимо литературы, занимался живописью, писал изысканные пейзажи, был создателем эс ки зов занавеса при стро ительстве храма в Швейцарии.
М.А. Волошин был в числе первых краеведов Крыма. Его работы о связи древней архитектуры с особенностями ландшафта по лу чили широкое признание. В числе его научных изысканий были геология, метрология, а стро номия.
Происхождение и ранние годы
Максимилиан с мамой
16 мая 1877 г. у коллежского советника, юриста Александра Максимовича Ки риенко-Волошина и Елены Оттобальдовны Глазер родился сын Максимилиан. Родиной будущего поэта был Ки ев. В роду отца были за поро жс ки е каза ки , пред ки матери – обрусевшие немцы.
Дом в Коктебеле, построенный по проекту Волошина
Через некоторое время Волошины переехали в Таганрог. Глава семьи умер, когда мальчику было 4 года. Мать ради заработка перебралась в Москву, поступила на с лу жбу, и без какой-либо поддерж ки сама содержала и воспитывала сына.
Образование
В 1887 г. Максимилиан поступил в частную гимназию Поливанова, а в 1888 – перевелся в Московскую казенную гимназию. В столице Волошины прожили до 1893 года. Затем тяжелое материальное положение заставило их оставить столицу, и купить недорогое жилье в Крыму. Продолжал гимназическое обучение Макс уже в Феодосии.
В 1897 г. Елена Оттобальдовна настояла на поступлении сына на юридичес ки й факультет Московского университета. Однако на втором году обучения Волошина отчислили за активное участие во Всероссийской студенческой забастовке. Он был выслан из Москвы, и определен под надзор феодосийской полиции сроком на один год.
В этом же году он впервые на полгода отправляется в Европу для знакомства с ее культурой. По возвращении в Москву, Максимилиан экстерном сдает экзамены и переводится на третий курс. В начале 1900 г. он вновь посещает Европу. В конце 1900 г. Волошин едет в Среднюю Азию, где публикует в газете «Русс ки й Туркестан» стихи и статьи. Будучи в Ташкенте, он решает оставить университет. В 1901 г. вновь совершает путешествие в Европу. Во Франции, в университете Сор бонны с лу шает литературные лекции, становится участником культурной богемы Парижа, продолжает писать стихи и заниматься самообразованием.
Творчество
В 1903 году Волошин возвращается в Москву. Здесь он тесно сближается с симво лист ами, активно публикуются его произведения. С этого времени начинается его жизнь на две страны – Россию и Францию. Он проделывает очень большую работу по сближению русской и франц уз ской культур. Из Парижа приходят его кор респонденции для журнала «Весы», о России он пишет для франц уз с ки х издательств.
В 1910 году выходит первый сборник стихов М. Волошина. Чуть позже свет у вид ели еще две книги – « Ки ммерийская весна» и « Ки ммерийс ки е сумер ки », основанные на библейской, славянской и греческой мифологии. В этот же период выходят сонеты « Лу нария» и стихотворение «Звездная кор она», считающиеся самыми значительными произведениями поэта.
Максимилиан с Еленой Оттобальдовной
В 1914 г. Волошин выпускает сборник статей «Ли ки творчества» о культуре. В 1915 – описывает ужасы войны в произведении «В год пылающего мира 1915». К этому периоду относится начало его пейзажного творчества. Работы с акварельными изображениями Крыма выставляются на выставках «Мира искусства».
Во время Гра жданской войны и последующей затем революции поэт находился в Коктебеле. Революцию Волошин принял как неизбежность, что обусловило изменение направления его творчества. Импрессионистс ки е зарисов ки и философс ки е размышления сменились работами о судьбе страны, ее истории и избранности. Это отражено в книгах «Неопалимая купина», «Россия», «Путями Каина».
На двадцатые годы приходится расцвет литературного творчества Волошина. Стихи его в этот период пользовались огромной популярностью, хотя практичес ки не издавались в России. Он тесно взаимодействовал с новыми властями, принимая участие в орган изации охраны памятников, читал лекции, вступил в Союз писателей, орган изовывал выстав ки собственных пейзажей.
Едва ли не лу чшим творением поэта является по стро енный им в Коктебеле дом. Сюда съезжались знаменитые поэты Серебряного века, устраивались литературные вечера, проводились разные турниры. В этом доме Волошин окончательно поселился после женитьбы, и прожил в нем до конца жизни, запечатлевая на холсте изумительные крымс ки е пейзажи.
Фрагмент стихотворения
Неопалимая купина М. Волошин
Была ли ты? есть? или нет?
Омут… стремнина… головокруженье…
Бездна… безумие… бред…
Всё неразумно, необычайно:
Взмахи побед и разрух…
Мысль замирает пред вещею тайной
И ужасается дух.
Каждый, коснувшийся дерзкой рукою, —
Карл под Полтавой, ужален Москвою
Главные произведения
М. Волошин в свое время прошел пешком по всей России. Естественно, что впечатления об этих путешествиях поэт излагал на бумаге. Так появлялись стихотворения, посвященные тем местам, где ему довелось побывать. Многое в его творчестве посвящено зарубежным поездкам в Западную Европу, Египет, Грецию.
Похороны Максимилиана Волошина
В произведениях о войне поэт призывал к человеколюбию, осознанно не принимая какую-либо сторону. Он просто защищал всех людей, враждующих между собой, от власти и от полити ки .
Стихотворение «Коктебель» было написано в 1918 году, в разгар революционных преобразований. Оно насквозь пронизано любовью к Крыму, той земле, которая на всю жизнь стала источником его вдохновения и как поэта, и как художника. Духовное слияние мастера и прекрасной природы знаменует поэтическое признание в любви к этому краю.
В 1919 году было написано стихотворение « Гра жданская война». Это было самое напряженное для России время, и всю боль и тревогу за Родину поэт выразил в этом произведении. Исходя из сознательно выбранной им нейтральной роли, Волошин стремится познать правду и той, и другой враждующей стороны. Все это преподносится читателю с помощью необычайно яр ки х средств выражения, которые были свойственны поэзии Волошина.
В 1922 году появилось стихотворение «На дне преисподней». Ужасающий голод, репрессии, разруха царили в это время в России, что и нашло отражение в названии произведения. Оно посвящено двум вели ки м людям – Н. Гумилеву и А. Блоку, чьи трагичес ки е смерти оставили неизгладимый след в душе ранимого и впечатлительного Максимилиана Волошина.
Последние годы
В любимом Коктебеле М. Волошин провел безвыездно последние 10 лет жизни. Его постоянно навещали советс ки е литераторы, приезжающие в Крым на отдых. Летом 1932 года у поэта с лу чился инсульт, после которого речь его стала невнятной, а движения почти
полностью о гра ничены.
В этот период его навестил Н.К. Чуковс ки й с радостной новостью о том, что стихи Волошина начнут издаваться в «Новом мире». К сожалению, второй удар, настигший поэта через несколько дней, не оставил ему шансов.
М. Волошин умер 11 августа 1932 года. По завещанию его похоронили на горе Кучук-Янышар недалеко от Коктебеля. Дом был завещан Союзу писателей.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1877 | Год рождения Максимилиана Волошина |
1881 | Смерть отца. Переезд в Таганрог |
1887 | Поступление в гимназию Поливанова |
1888 | Переход в московскую казенную гимназию |
1893 | Переезд в Крым |
1897 | Поступление в Московс ки й университет |
1899 | Исключение из университета |
1900 | Восстановление в университете на 2 курсе |
1901 | Первая поездка в Париж. Посещение лекций в Сор бонне |
1903 | Стро ительство дома в Коктебеле |
1909 | Подготовка издания журнала «Аполлон» |
1911 | Отъезд в Париж кор респондентом «Московской газеты» |
1913 | Выход книги статей «Ли ки творчества» |
1915 | Выход стихов «В эти дни», «Петербург» и др. |
1916 | Выход второй книги стихов «Anno Mundi Ardentis. 1915» |
1917 | Написание стихотворения «Святая Русь» |
1918 | В Москве вышел третий сборник стихов «Иверни» |
1919 | Издание «Неопалимой купины» |
1921 | Работа инспектором по охране памятников |
1924 | Работа над поэмой «Россия» |
1926 | Выход стихотворения «Дом поэта» |
1927 | Открытие выстав ки акварелей М. Волошина |
1928 | Вступление в члены Всероссийского Союза писателей |
1931 | Назначение персональной пенсии |
1932 | Не стало М.А. Волошина |
Интересные факты
- М. Волошин так и не окончил Московс ки й университет;
- в Париже присоединился к масонам;
- официально отказался от участия в Первой Мировой войне;
- в 1909 году стрелялся на дуэли с Н. Гумилевым;
- в годы Гра жданской войны в его доме укрывались как красные, так и белые;
- его ру ки обладали исцеляющей силой. Мог снять боль прикосновением.
Память о поэте
В Москве функционирует библиотека имени М. А. Волошина.
Дом-м уз ей М. Волошина в Коктебеле.
В Ки еве, на доме, в котором родился М. Волошин, установлена мемориальная доска.
Учреждены Международный Волошинс ки й конкурс, Международная Волошинская премия, фестиваль «Волошинс ки й сентябрь»
Краткая биография Максимилиана Волошина
Максимилиан Волошин — один из самых эксцентричных и загадочных поэтов ХХ века. Великий мистификатор и балагур, он оставил огромное творческое наследие, предоставив нам самим разбираться, что есть в его жизни правда, а что ложь.
Всю свою жизнь Волошин постигал мир, по крупинке собирая все то — мудрое и вечное, что составляет наше бытие. Марина Цветаева, оставившая немало воспоминаний о нем, писала: «Макс сам был планета. И мы, крутившиеся вокруг него, в каком-то другом, большем, круге, крутились совместно с ним вокруг светила, которого мы не знали. Макс был знающий. У него была тайна,…, этой тайны не узнал никто…» Волошин действительно был выдающейся личностью, человек-оркестр, обладавший многими талантами. Невероятно любознательный, он торопился все успеть в жизни, испробовать себя на разных поприщах, изучить, разобраться в законах вселенной, заглянуть вглубь истории.
Волошин родился в мае 1877 года в Киеве у супружеской четы Кириенко-Волошиных. Через два года после рождения Максимилиана семья распалась, и мать, забрав сына, переехала в Севастополь. Строгая и величественная, по-немецки педантичная и властная женщина, она оказала значительное влияние на формирование личности поэта. Обстоятельный и аккуратный, Волошин умел дружить по-настоящему, искренне. Позднее М. Цветаева напишет о нем, как об обладателе «германской качественности дружбы». При этом Волошин добродушен, друзья называют его солнечным человеком, у него великолепное чувство юмора и он увлечен самыми разнообразными учениями, от новомодной психологии Фрейда, до средневековой алхимии и спиритизма. Обладатель необычной внешности, невысокий, коренастый, широколицый, с пышной бородой, Волошин нередко становился объектом ироничных выпадов и даже откровенных насмешек.
«Макс был настоящим чадом, порождением, исчадием земли. Раскрылась земля и породила: такого, совсем готового, огромного гнома, дремучего великана, немножко быка, немножко бога… со всеми морскими и земными солями в крови…» (М.Цветаева). Но Волошин не обращал внимания на выпады, напротив, его любимой одеждой стала безразмерная холщовая рубаха до колен, которую сам он называл «хитон». И в этом образе была запечатлена вся его суть – не то добрый сказочный домовой, собиравший в своем жилище лучшие дарования серебряного века, не то последователь графа Толстого, бродивший по окрестностям Коктебеля, опираясь на посох. Вообще, Волошин обожал долгие прогулки, и так, пешим, он исходил и все восточное побережье Крыма, и почти всю южную Европу, останавливаясь на ночлег в дешевых гостиницах. Сам он считал, что странствия — одна из форм познания мира, эпох, и писал о себе: «ступни горят, в пыли дорог душа».
Детство Волошина прошло в бедности, они переезжали то в Таганрог, затем в Москву. Но, несмотря на это, Макс рос смышленым ребенком. Общительный и жизнерадостный, он уже тогда был увлечен рисованием и поэзией, с удовольствием декламировал стихи Некрасова, Пушкина, Ершова. В пятилетнем возрасте Максимилиан сам научился читать, а будучи гимназистом уже писал свои первые стихи.
В 1893 году семья переехала в Коктебель и началась новая веха в жизни Волошина. Макс был несказанно рад переезду, Москва казалась ему «затхлой», учеба в гимназии — скучной, а отметки в аттестате явно не соответствовали его блестящим знаниям.
В то время Коктебель – пустынная долина, постепенно заселяемая дачниками. Именно Волошин, с его обаянием и умением объединять вокруг себя талантливых людей, впоследствии сделает Коктебель одним из любимых мест отдыха русской богемы. А пока что Макса отправили на учебу в Феодосию. Этот городок восхитил молодого поэта, его улочки еще хранили атмосферу средневековой Италии, а на склоне гор возвышались башни генуэзской цитадели. Этот город стал знаковым в жизни Волошина, здесь у него появились первые близкие приятели, здесь его настигла первая влюбленность. В период обучения в гимназии Волошин открыл в себе таланты режиссера и актера, а его рисунки были одобрены самим И.К. Айвазовским. В то же время Волошин не забывал и о поэзии, и хотя его стихи пользовались большим успехом, пока его произведения – это больше подражание великим русским поэтам. Он был еще молод и не «нащупал» свой стиль, однако, с упоением оттачивал свое мастерство, занимаясь переводами произведений немецких поэтов.
Следующий период жизни поэта – неоднократные путешествия в Европу, экспедиция в Среднюю Азию — стали завершающим этапом формирования поэтического дара поэта. Он обрел свой стиль, его поэзия стала самобытной и глубокомысленной.
И все же главным детищем Волошина стал его «Дом поэтов» в Коктебеле. Творческая интеллигенция приезжала туда не только отдыхать, но и в поисках убежища. Щедрый Волошин принимал всех, спасая от гонений, укрывая лучезарным светом своей души.
«Он так же давал, как другие берут. С жадностью». (М. Цветаева). В его доме всегда были гости. Веселые, хмельные, они могли сутками кутить, и нередко между ними вспыхивали яростные споры и ссоры, но Волошин, словно третейский судья, мирил их и объединял, находя подход ко всем. В это же время сам поэт все глубже переживал события, происходящие в стране, в его стихах все чаще звучал мотив России – великомученицы.
«Отдалась разбойнику и вору…
И пошла, поруганной и нищей,
И рабой последнего раба».
За сборник «Стихи о терроре» и многолетний труд — поэму «Путями Каина» на Волошина на долгие годы навесят ярлык «контрреволюционера», и его стихи вплоть до 1961 года будут запрещены.
Максимилиан Волошин умер в 1932 году. По завещанию, его похоронили на коктебельской горе Кучук-Енишар, там, откуда виден его любимый дом.
Максимилиан Александрович Волошин
Фото Все
Видео Все
Крымский инопланетянин. Мистика Волошина. Документальный фильм
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН. «Божий бич». Библейский сюжет
Поэзия. Максимилиан Волошин (1977)
Максимилиан Волошин — биография
Максимилиан Волошин – известный русский поэт, художник-пейзажист, переводчик, критик.
Он обрел славу еще при жизни. В поэзии он был живописцем, в живописи – поэтом. Его следы сохранились не только в крымской почве, но и в почве русской культуры – в искусстве, поэзии, философии, живописи. Поэт, которому удалось соединить палитру художника и слово, искусствовед, краевед – Максимилиан Волошин. Друзья называли его просто чудаком Максом.
Детство
Родился Максимилиан Кириенко-Волошин 28 мая 1877 года в Киеве, в семье коллежского советника, юриста Александра Кириенко-Влошина, потомка запорожских казаков, и немки Елены Глазер. Дед мальчика по материнской линии – Оттобальд Глазер, был инженером-полковником. Мать будущего поэта обладала сильным и волевым характером, она оставила мужа вскоре после рождения Максимилиана. Отец Макса скончался в 1881 году, когда ему было всего четыре года, поэтому мальчик вырос с мамой без отцовского воспитания. Впрочем, оно и не понадобилось, мать сама пыталась культивировать в сыне бойцовские качества характера, но у нее не получилось. Однажды Марина Цветаева отметила, что Макс растет дружелюбным и миролюбивым, «без когтей».
В шестнадцать лет Максимилиан с матерью переехали в Крым, поселились в Коктебеле. Елена все еще не теряла надежды воспитать из него бойца, поэтому подговаривала соседских мальчишек, чтобы они спровоцировали Максимилиана на драку. Матери нравилось, что подросток увлекается оккультизмом, она не ругала его за то, что он просиживал по два года в каждом классе гимназии. По мнению одного из учителей, Макс был полным идиотом, и научить его чему-либо просто невозможно. Прошло всего шесть месяцев, этот учитель умер, и на его похоронах именно Максимилиан читал вслух свои необыкновенные стихи.
В 1897 году Волошин поступил в Московский университет на юридический факультет. Он не пропускал ни одной лекции, но учеба мало интересовала поэтически настроенного студента. Он занимался своим саморазвитием вне стен вуза. Диплом университета молодой человек так и не получил, его отчислили в 1899 году за участие в беспорядках. После этого Максимилиан больше не пытался продолжить обучение, занимался самостоятельно.
Творчество
В 1910 году Волошин выпустил свою первую книгу, которую назвал очень просто – «Стихотворения». Она состояла из первых работ поэта, тех, что стали пробой пера, в которых он стремится познать человеческое естество в единении с судьбами мира. Эта книга стала началом его творческой биографии. Следующей работой автора стал сборник стихов на антивоенную тематику – «Anno mundi ardentis», что в переводе звучит как «В год пылающего мира». Эту книгу он издает в 1916 году, и тогда же навсегда оседает в милом его сердце Коктебеле, месте, которое вдохновляло поэта на написание прекрасных стихов и сонетов.
Максимилиан Волошин за столом
В период с 1918-го по 1919-й годы Волошин напечатал еще две книги своих стихотворений – «Иверни» и «Демоны глухонемые». Особенно красочными получились те строчки стихов, в которых описывается Восточный Крым, с невероятной красотой его природы.
В 1903 году Максимилиан начал печататься в издании «Весы» и газете «Русь». Потом он сотрудничал со многими журналами и газетами – «Аполлон», «Золотое руно», «Утро России», «Русская художественная летопись», которые размещали на своих страницах его публикации о поэзии и живописи. Его статьи имеют огромную ценность и сейчас, их объем измеряется несколькими томами.
Максимилиан Волошин в газете «Русь»
После покушения на картину «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина в 1913 году, Максимилиан выпустил брошюру под названием «О Репине», в которой выступает против натурализма в искусстве. После этого многие журналы отказались с ним сотрудничать, Максимилиана обвиняли в том, что он оговорил почитаемого всеми художника. Однако в 1914-м Волошин снова выпустил книгу со своими статьями, которой дал название «Лики творчества».
Живопись
Волошин решил заняться живописью, чтобы иметь профессиональное суждение об этом виде искусства. В 1913-м ему покорилась техника темперы, а спустя год он мог похвастаться своими первыми работами – этюдами, выполненными акварелью – «Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью». Максимилиан работал на акварельной бумаге плохого качества, поэтому выработал привычку работать так, чтобы не допускать никаких помарок и исправлений.
Картина Максимилиана Волошина «Париж. Площадь Согласия ночью»
В каждом новом произведении Волошина просвечивалась житейская мудрость и любовь. Во время создания своих шедевров, он думал о том, как сочетаются между собой четыре земные стихии и об их связи с космосом. Все написанные художником пейзажи сохраняли свою фактуру и плотность, даже на холсте оставались светопроницаемыми.
Волошин вдохновлялся работами классиков – живописцев из Японии, а также картинами своего товарища Константина Богаевского, художника из Феодосии. Именно его рисунки Волошин использовал в качестве иллюстраций своего первого сборника, выпущенного в 1910 году. Эммануил Магдесян, Иван Айвазовский, Лев Лагорио, Максимилиан Волошин – они достойно представляют Киммерийскую школу живописи.
Личная жизнь
С детства Максимилиан был полным, маленького роста мальчиком, единственным достоинством которого была шикарная шевелюра на голове. Глядя на внешний вид молодого человека, женщины не видели в нем мужественности и силы, присущей настоящим мужчинам. Чудаковатого писателя не воспринимали, как мужчину, скорее, как подругу, с которой можно и в баню сходить, не испытывая при этом никакого дискомфорта.
Максимилиан Волошин с Маргаритой Сабашниковой
Однако это женское мнение абсолютно не влияло на личную жизнь литератора, его амурная копилка пополнялась с завидной регулярностью. Первый раз Максимилиан женился на художнице Маргарите Сабашниковой, роман с которой начался в самом подходящем для этого месте – городе Париже. Они вместе бывали на лекциях в Сорбонне, во время которых Волошин и обратил внимание на хорошенькую девушку, внешность которой напоминала ему царицу Таиах.
В тот день, когда они познакомились, Максимилиан пригласил девушку в музей и подвел к статуе египетской правительницы. Он писал друзьям об этом своем открытии, о том, что до конца не понимает, как такое может быть. Художнику казалось, что статуя ожила и перевоплотилась в его избранницу Маргариту. Друзья шутили по этому поводу, и убедительно просили его не жениться на изваянии из алебастра.
Свадьба Максимилиана Волошина с Маргаритой Сабашниковой
Влюбленные поженились в 1906-м и поселились в Петербурге, по соседству с известным поэтом Вячеславом Ивановым. В его квартире раз в неделю проходило собрание символистов. Зачастую на этих сборищах присутствовали и молодожены — Максимилиан и Маргарита. Пока Волошин с увлечением декламировал свои стихи, участвовал в различных спорах и дискуссиях, Маргарита тихо беседовала с хозяином квартиры Ивановым. Она сетовала на то, что ее представление о жизни настоящей художницы не совпадает с реальностью, что ей не хватает страстей и драматизма, и что мода на дружные семейные пары давно прошла.
Постепенно между Вячеславом Ивановым и Маргаритой начали зарождаться чувства. Волошин в это время влюбился в драматурга Елизавету Дмитриеву. В 1909-м Максимилиан и Елизавета придумали для нее образ таинственной красавицы-католички, дали ей имя Черубина де Габриак. Под этим псевдонимом Дмитриева печатала свои произведения на страницах журнала «Аполлон».
Эта мистификация была раскрыта буквально через три месяца. В ноябре того же, 1909 года, Николай Гумилев дал негативную оценку поэтессе, которую услышал Максимилиан. А ведь это именно Гумилев в свое время свел Волошина и Дмитриеву. Максимилиану очень не понравилось заявление Гумилева в адрес Елизаветы, и он отвесил поэту звонкую пощечину.
Дуэль Максимилиана Волошина с Николаем Гумилевым
После этого Волошину и Гумилеву ничего не оставалось делать, как встретиться на дуэли. Максимилиан пытался отстоять честь красивой хромоногой девушки. Поединок состоялся на Черной реке, благо, никто из дуэлянтов не пострадал. После этого законная жена Волошина объявила ему, что подает на развод. Позже стало известно, что супруга Вячеслава Иванова предложила ей жить втроем, и Маргарита дала согласие.
В 1922-м в Крым пришел голод. Матери Волошина – Елене Оттобальдовне, день ото дня становилось все хуже. Обеспокоенный состоянием ее здоровья Максимилиан уговорил фельдшера Марию Заболоцкую из соседней деревни переехать в их селение. Но это мало помогло, мать поэта скончалась. Зато в личной жизни художника произошли перемены – в 1927 году он женился на Марии, которая поддерживала его все это время.
Максимилиан Волошин с женой Марией
Детей ни в одном из браков Волошина не было. Не стал исключением и союз художника с Марией. Их семейная жизнь протекала дружно и гармонично, Мария была рядом всегда, в дни печали и в радостные дни, до самой смерти Волошина. После его похорон, вдова сохранила весь уклад их коктебельской жизни, постоянно принимала в доме покойного супруга художников и поэтов, бывавших в Коктебеле.
Смерть
Максимилиан всегда много и плодотворно работал. Не стали исключением и последние годы его жизни, он продолжал литературную деятельность и писал картины акварелью. Он уже давно страдал от астмы, но в июле 1932 года заболел воспалением легких и гриппом. Затем у него случился инсульт, который и стал причиной смерти 11 августа 1932 года. Поэта похоронили на горе Кучук-Янышар, рядом с его любимым Коктебелем.
Скульптор Сергей Меркулов снял слепок с лица покойного Волошина и создал его посмертную маску. Вдова поэта – Мария Заболоцкая, сохранила творческое наследие Максимилиана Волошина, и добилась того, чтобы его дом в августе 1984-го стал музеем.
Избранные стихи
- Я быть устал среди людей
- Китеж
- Северовосток
- Венок сонетов
- Благословение
- Эта бледная весна
- Солнце
- Старые письма
- Ступни горят, в пыли дорог душа
- Я ждал страданья столько лет
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Максимилиан Волошин
Биография
Отчисленный из университета поэт и художник Максимилиан Волошин удивлял современников разносторонностью своих интересов. Творец, который умел заключать страсти, бушующие внутри, в рамки стихотворного жанра, помимо живописи и поэзии, писал критические статьи, занимался переводами, а также увлекался астрономическими и метеорологическими наблюдениями.
Портрет Максимилиана Волошина
Его яркая, полная бурных событий и разнообразных встреч жизнь с начала 1917 года сосредоточилась в России. На литературных вечерах, проводимых писателем в построенном им лично доме в Коктебеле, неоднократно присутствовали и сын Корнея Чуковского – Николай, и Осип Мандельштам, и Михаил Булгаков, и даже Марина Цветаева.
Детство и юность
Максимилиан Александрович Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве. Мать поэта Елена Оттобальдовна была женщиной волевой и самобытной. Вскоре после рождения сына она разошлась с мужем. В Максе женщина хотела воспитать бойцовский характер, а мальчик рос, как впоследствии сказала о нем Марина Цветаева, «без когтей», был ко всем миролюбив и дружелюбен.
Максимилиан Волошин в детстве с мамой
Известно, что в Коктебеле, куда Волошин переехал с матерью в 16 лет, Елена даже нанимала окрестных мальчишек, чтобы они вызывали Максимилиана на драку. Мать приветствовала интерес сына к оккультизму и нисколько не огорчалась, что в гимназии тот вечно оставался на второй год. Один из учителей Макса однажды сказал, что научить чему-либо идиота невозможно. Не прошло и полугода, как на похоронах того самого преподавателя Волошин декламировал свои чудесные стихи.
Максимилиан Волошин в молодости
Хотя писатель с 1897 по 1899 год был студентом юридического факультета Московского университета и исправно посещал лекции, свои удивительно разносторонние знания он уже тогда получал самостоятельно. Из биографии публициста известно, что получить диплом Максимилиан так и не сумел. Отчисленный за участие в беспорядках, парень решил не продолжать обучение и заняться самообразованием.
Литература
Первая книга Волошина – «Стихотворения» – вышла в 1910 году. В работах, вошедших в сборник, четко прослеживалось стремление автора познать судьбы мира и историю человечества в целом. В 1916-ом писатель выпускает в свет сборник антивоенных стихов «Anno mundi ardentis» («В год пылающего мира»). В этом же году прочно обосновывается в любимом Коктебеле, которому он позже посвятил пару сонетов.
Книги Максимилиана Волошина
В 1918 и 1919 годы выходят две его новые книги стихов — «Иверни» и «Демоны глухонемые». В каждой строке неизменно чувствуется рука литератора. Особенно красочны стихотворения Волошина, посвященные природе Восточного Крыма.
Статуя Максимилиана Волошина
С 1903 года Волошин печатает свои репортажи в журнале «Весы» и газете «Русь». В дальнейшем он пишет статьи о живописи и поэзии для журналов «Золотое руно», «Аполлон», газет «Русская художественная летопись» и «Утро России». Общий объем работ, которые по сей день не утратили своей ценности, составляет не один том.
Максимилиан Волошин в Коктебеле
В 1913-ом, в связи с нашумевшим покушением на картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван», Волошин выступил против натурализма в искусстве, опубликовав брошюру «О Репине». И хотя после этого редакции большинства журналов закрыли перед ним свои двери, посчитав работу выпадом против почитаемого публикой художника, в 1914 году вышла книга статей Максимилиана «Лики творчества».
Живопись
Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве. Летом 1913 года он освоил технику темперы, а уже в следующем году написал свои первые этюды акварелью («Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью»). Плохого качества акварельная бумага приучила Волошина работать сразу нужным тоном, без исправлений и помарок.
Картина Максимилиана Волошина «Библейская земля»
Каждое новое произведение Максимилиана несло в себе частицу мудрости и любви. Создавая картины, художник размышлял о соотношении четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня) и о глубинном смысле космоса. Каждый нарисованный Максимилианом пейзаж сохранял свою плотность и фактуру и оставался светопроницаемым даже на холсте («Пейзаж с озером и горами», «Розовые сумерки», «Холмы, иссушенные зноем», «Лунный вихрь», «Свинцовый свет»).
Картина Максимилиана Волошина «Кара-Даг в облаках»
Максимилиана вдохновляли классические произведения японских живописцев, а также картины его друга – феодосийского художника Константина Богаевского, чьи иллюстрации украсили первый волошинский сборник стихов 1910 года. Наряду с Иваном Айвазовским, Эммануилом Магдесяном и Львом Лагорио, Волошина сегодня причисляют к представителям Киммерийской школы живописи.
Личная жизнь
Полнота в совокупности с маленьким ростом и непокорной гривой волос на голове создавала у противоположного пола обманчивое впечатление о мужской несостоятельности Волошина. Женщины рядом с чудаковатым писателем чувствовали себя в безопасности и считали, что мало похожего на настоящего мужчину литератора не зазорно позвать с собой в баню потереть спинку.
Максимилиан Волошин и дети с соседних дворов
На протяжении всей жизни Волошин пользовался этим заблуждением, пополняя свою амурную копилку новыми именами. Первой женой критика была художница Маргарита Сабашникова. Их роман начался в Париже. Молодые люди посещали лекции в Сорбонне, на одной из которых писатель и приметил девушку, как две капли воды похожую на царицу Таиах.
В день знакомства литератор отвел избранницу в музей и показал ей изваяние правительницы Египта. В письмах друзьям Максимилиан признавался, что никак не может поверить в то, что Маргарита – настоящий человек из плоти и крови. Приятели в ответных посланиях шутливо просили влюбчивого поэта не брать в жены барышню из алебастра.
Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова
После свадьбы, состоявшейся в 1906 году, влюбленные переехали в Петербург. Их соседом был популярный поэт Вячеслав Иванов. В квартире писателя каждую неделю собирались символисты. Частым гостем был и Волошин с супругой. Пока Максимилиан увлеченно декламировал, спорил и цитировал, его благоверная вела тихие разговоры с Ивановым. В беседах Маргарита неоднократно заявляла, что в ее представлении жизнь настоящей художницы должна быть пронизана драматизмом и что дружные супружеские пары нынче не в моде.
В период, когда у Вячеслава и Маргариты только зарождались романтические чувства, Волошин воспылал любовью к драматургу Елизавете Дмитриевой, с которой он в 1909 году сочинил весьма успешную литературную мистификацию – таинственную красавицу-католичку Черубину де Габриак, чьи произведения публиковались в журнале «Аполлон».
Максимилиан Волошин и Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак)
Мистификация продлилась всего 3 месяца, затем Черубину разоблачили. В ноябре этого же года Николай Гумилев, который в свое время познакомил Дмитриеву с Волошиным, при Максимилиане нелицеприятно высказался сторону поэтессы, за что незамедлительно получил от автора стихотворения «Венеция» пощечину.
В итоге некрасивая хромоногая девушка стала причиной, по которой Волошин и Гумилев устроили дуэль на Черной реке. После скандального поединка, в ходе которого чудом никто не пострадал, жена Максимилиана сообщила погруженному в омут амурных страстей мужу о намерении развестись. Как выяснилось позже, супруга Иванова предложила Маргарите жить втроем, и та согласилась.
Максимилиан Волошин и его жена Мария Заболоцкая
В 1922 году в Крыму начался голод. Мать публициста, Елена Оттобальдовна, стала заметно сдавать. Макс переманил для горячо любимой родительницы из соседнего селения фельдшерицу Марию Заболоцкую. Именно на этой доброй и отзывчивой женщине, стоявшей подле него во время похорон матери, он женился в марте 1927 года.
И хотя у супругов так и не получилось обзавестись детьми, Мария Степановна была рядом с писателем и в радости, и в печали вплоть до его смерти. Овдовев, она не изменила коктебельских порядков и также продолжала принимать в доме Волошина странствующих поэтов и художников.
Смерть
Последние годы жизни поэта были насыщены работой – Максимилиан много писал и рисовал акварелью. В июле 1932-го давно беспокоившая публициста астма осложнилась гриппом и воспалением легких. Волошин скончался после инсульта 11 августа 1932 года. Его могила находится на расположенной в паре километров от Коктебеля горе Кучук-Янышар.
Могила Максимилиана Волошина
После смерти именитого литератора скульптор Сергей Меркуров, создавший посмертные маски Льва Толстого, Владимира Маяковского, Михаила Булгакова и Владимира Ильича Ленина, снял слепок и с лица почившего Волошина. Жене писателя, Марии Заболоцкой, удалось сохранить творческое наследие горячо любимого мужа. Благодаря ее стараниям в августе 1984 года расположенный в Крыму дом Максимилиана получил статус музея.
Волошин, Максимилиан Александрович
Максимилиа́н Алекса́ндрович Воло́шин (фамилия при рождении — Кирие́нко-Воло́шин; 16 [28] мая 1877, Киев, Российская империя — 11 августа 1932, Коктебель, Крымская АССР, РСФСР, СССР) — русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.
Содержание
Биография
Максимилиан Кириенко-Волошин (родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве, в семье юриста, коллежского советника).
Вскоре после рождения сына у родителей Волошина произошёл разрыв отношений, Максимилиан остался с матерью, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер, 1850—1923), родственные и творческие отношения с ней поэт поддерживал до конца её жизни. Отец Максимилиана умер в 1881 году.
Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе. [1]
Свое среднее образование Волошин начал в 1-й Московской гимназии. [2]
Когда они с матерью переехали в Крым в Коктебель (1893), Максимилиан пошёл в Феодосийскую гимназию (здание сохранилось, ныне в нём Феодосийский Государственный Финансово-Экономический Институт (ФГФЭИ)). Пешеходный путь из Коктебеля в Феодосию составляет около семи километров по гористой пустынной местности, поэтому Волошин жил на съемных квартирах в Феодосии.
С 1897 по 1899 год Максимилиан учился в Московском университете, был отчислен «за участие в беспорядках» [3] с правом восстановления, продолжать обучение не стал, занялся самообразованием. В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой.
Вернувшись в начале 1903 года в Москву, легко становится «своим» в среде русских символистов; начинает активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делает для сближения русского и французского искусства; с 1904 года из Парижа регулярно посылает корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», пишет о России для французской прессы. [1]
23 марта 1905 года в Париже стал масоном получив посвящение в масонской ложе «Труд и истинные верные друзья» № 137 (ВЛФ). [4] В апреле того же года перешёл в ложу «Гора Синайская» № 6 (ВЛФ). [5] [6]
В апреле 1906 года женится на художнице М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге. Их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина.
В 1907 году Волошин принимает решение об отъезде в Коктебель. Пишет цикл «Киммерийские сумерки». С 1910 года он работает над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, выступает в защиту художественных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (хотя сам стоит вне литературных и художественных групп). [1] [7]
22 ноября 1909 года между Волошиным и Н. Гумилёвым состоялась дуэль на Чёрной речке. Имя секунданта Гумилёва не известно. Секундантом Волошина был граф Алексей Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак. Её он просил о ходатайстве для вступления в антропософское общество, их переписка длилась всю жизнь, до смерти Дмитриевой в 1928 году.
Первый сборник «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнассца». В 1914 году выходит книга избранных статей о культуре — «Лики творчества»; в 1915 — книга страстных стихотворений об ужасе войны — «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он всё больше внимания уделяет занятиям живописью, пишет акварельные пейзажи Крыма, выставляет свои работы на выставках «Мира искусства».
13 февраля 1913 года Волошин в Политехническом музее прочитал публичную лекцию «О художественной ценности пострадавшей картины Репина». В лекции им была высказана мысль, что в самой картине «таятся саморазрушительные силы», что именно её содержание и художественная форма вызвали агрессию против неё. [8]
Летом 1914 года, увлечённый идеями антропософии, Волошин приезжает в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками более чем из 70 стран (в том числе Андрей Белый, Ася Тургенева, Маргарита Волошина и др.) приступает к постройке «Гетеанума» — храма святого Иоанна, символа братства народов и религий [9]
В 1914 году Волошин пишет письмо Военному министру России Сухомлинову с отказом от военной службы и участия «в кровавой бойне» Первой мировой войны.
После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903—1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». М. Волошин часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника — поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушенные краски, линию морского горизонта — какой-то колдовской, все организующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные пейзажи к Киммерийской школе живописи. [7]
В годы Гражданской войны поэт пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, — белых от красных. Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела. [1]
В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превращает свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР).
9 марта 1927 года зарегистрирован брак Максимилиана Волошина с Марией Степановной Заболоцкой (1887—1976), которая став женой поэта, разделила с ним трудные годы (1922—1932) и была его опорой. После смерти поэта она сумела сохранить его творческое наследие и сам «Дом поэта», что является ярким примером гражданского мужества.
Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле, и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля. Свой дом Волошин завещал Союзу писателей. [1]
Творчество Максимилиана Александровича имело и имеет большую популярность. Среди людей, на которых повлияли его труды, были Цветаева, Жуковский, Ануфриева и многие другие.
Память
- 1 августа 1984 года в Коктебеле состоялось торжественное открытие музея «Дом-музей Максимилиана Волошина».
- 19 июня 2007 года в Киеве состоялось открытие мемориальной доски на доме, в котором родился Максимилиан Александрович Волошин (дом № 4 на улице Тарасовской в Киеве).
- Учреждена Международная Волошинская премия.
- В Москве действует культурный центр-библиотека имени Максимилиана Волошина по адресу — Новодевичий проезд дом 10 (м. Спортивная)
Адреса в Санкт-Петербурге
Осень 1906 — весна 1907 года — квартира Е. Н. Званцевой в доходном доме И. И. Дернова — Таврическая улица, 35.
Библиография
- Волошин М. Стихотворения. 1900—1910 / Фронтисписы и рис. в тексте К. Ф. Богаевского; Обл. А. Арнштама. — М.: Гриф, 1910. — 128 с.
- «Лики творчества» (1914)
- Волошин М. Anno mundi ardentis. 1915 / Обл. Л. Бакста. — М.: Зерна, 1916. — 70 с.
- Волошин М. Иверни: (Избранные стихотворения) / Обл. С. Чехонина (Худ. б-чка «Творчество». N 9-10) — М.: Творчество, 1918. — 136 с.
- Волошин М. Демоны глухонемые / Рис., заставки и фронт. автора; Портр. поэта на обл. К. А. Шервашидзе. — Харьков: Камена, 1919. — 62 с.
- Волошин М. Усобица: Стихи о революции. — Львов: Живое слово, 1923. — 24 с.
- Волошин М. Стихи о терроре / Обл. Л. Голубева-Багрянородного. — Берлин: Кн-во писателей в Берлине, 1923. — 72 с.
- Волошин М. Демоны глухонемые / Обл. Ив. Пуни. Изд. 2-е. — Берлин: Кн-во писателей в Берлине, 1923. — 74 с.
- Волошин М. Пути России: Стихотворения / Под ред. и с предисл. Вяч. Завалишина. — Регенсбург: Эхо, 1946. — 62 с.
- Максимилиан Волошин — художник. Сборник материалов. — М.: Советский художник, 1976. — 240 с. илл.
Живописные работы
- «Испания. У моря» (1914)
- «Париж. Площадь Согласия ночью» (1914)
- «Два дерева в долине. Коктебель» (1921)
- «Пейзаж с озером и горами» (1921)
- «Розовые сумерки» (1925)
- «Холмы, иссушенные зноем» (1925)
- «Лунный вихрь» (1926)
- «Свинцовый свет» (1926)
Документальные фильмы
- 1992 год — «Киммерийский затворник. Максимилиан Волошин» (документальный фильм, 2 серии (Гостелерадио СССР); режиссёр и автор сценария — Олег Рябоконь)
- 2004 год — «Легенды серебряного века: Фильм 1. Максимилиан Волошин. Голоса» (документальный фильм, киновидеостудия «Риск» (Россия), режиссёр — Андрей Осипов)
- 2004 год — «Демоны глухонемые». Максимилиан Волошин.(Видеофильм из цикла «Плоды просвещения», телеканал «Культура»)
- 2005 год — «Божий бич». Максимилиан Волошин (из цикла «Библейский сюжет», телеканал «Культура»)
Интересные факты
Сам Волошин так вспоминал о гимназическом периоде своей жизни: «Когда отзывы о моих московских успехах были моей матерью представлены в феодосийскую гимназию, то директор, гуманный и престарелый Василий Ксенофонтович Виноградов, развел руками и сказал: „Сударыня, мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем“». [10]