Краткая биография готорн

Биография Натаниэля Готорна

Краткая биография готорн

Биография Натаниэля Готорна

Натаниэль Готорн (Натаниэль Хоторн) – один из первых и наиболее общепризнанных мастеров американской литературы – родился 4 июля 1804 года в Сейлеме, Массачусетс, в семье морского капитана.

Предки его были ревностными пуританами. Ранняя смерть отца обрекла семью Готорна на бедное, затворническое существование. Готорн окончил Боудонский колледж в 1825 и после этого вернулся в Сейлем, где уединённо жил в течение одиннадцати лет, создавая свои первые новеллы.

Уже с детства Готорн обнаруживал крайнюю нелюдимость. Он испытывал, особенно в молодости, угрызения совести за своих предков-пуритан, один из которых вынес обвинительный приговор сейлемским ведьмам. С самых ранних произведений заметное место в его прозе занимала тема вины за старые грехи, в том числе за грехи предков.

Первый роман был неудачен — «Фэншо» (Fanshaw, 1828). Первые очерки его изданы были под заглавием «Twice Told Stories» (1837); о них восторженно отозвались Г.У. Лонгфелло и Э.А. По. Принужденный, вследствие стесненных материальных обстоятельств, принять место таможенного надсмотрщика (работал в таможне Бостона и Сейлема), Готорн продолжал писать и издал в 1841 сборник детских рассказов под заглавием «Grandfathers Chair». В 1842 он собрал лучшие свои новеллы на исторические и сверхъестественные сюжеты в сборнике «Mosses from an Old Manse».

Пережив краткое увлечение трансцендентализмом, в 1841 он примкнул к Брукфарм — фурьеристской коммуне, члены которой стремились сочетать физический труд с духовной культурой. В течение нескольких месяцев он работал в поле, в лесу и на скотном дворе, а по вечерам участвовал в беседах на философские и на моральные темы. Но скоро наступило разочарование. В конце 1841 Готорн покинул общину.

В 1850 он опубликовал первый роман, «Алая буква», который принёс писателю широкое признание в Европе и стал бестселлером, хотя и не принёс больших доходов. На следующий год Готорн выпустил второй роман, «The House of the Seven Gables», в центре которого оказывается история упадка и вырождения сейлемского семейства. Историю своего разочарования в фурьеризме он поведал в романе «Блайтдейль» (The Blithedale Romance, 1852).Совершенство художественной формы романов Готорна и глубина их нравственной проблематики нашли многочисленных почитателей среди молодых литераторов. Один из них — Герман Мелвилл — поселился рядом с ним и посвятил Готорну «в знак преклонения перед его гением» свой знаменитый роман «Моби Дик».

Между 1853 и 1857 Готорн жил в Европе, занимая место американского консула в Ливерпуле. Он посетил Италию, где написал «The Marble Faun», объездил Шотландию и, вернувшись в Америку, попал в самый разгар Гражданской войны. Друг его, бывший президент Союза Франклин Пирс, объявлен был изменником, и посвящённая ему новая книга Готорна, «Our Old Home», стоила последнему той популярности, которой он было достиг. Последние годы Готорна были полны физических страданий. Их он провёл в полном уединении. Он начинал, но не закончил работу над четырьмя романами.

Натаниэль Готорн умер 19 мая 1864 года в Плимуте, Нью-Гэмпшир.

Произведения:

Сборники рассказов:
«Дважды рассказанные рассказы» (Twice-Told Tales, 1837, 1842),
«Мхи старой усадьбы» (Mosses from an Old Manse, 1846),
«Снегурочка и другие дважды рассказанные рассказы» (The Snow-Image and Other Twice-Told Tales, 1851).

Книги для детей:
«Дедушкино кресло» (Grandfather’s Chair, 1841),
«Знаменитые старики» (Famous Old People, 1841),
«Дерево свободы» (Liberty Tree, 1841),
«Биографические рассказы для детей» (Biographical Stories for Children, 1842),
«Книга чудес» (A Wonder Book, 1852),
«Тэнглвудские рассказы» (Tanglewood Tales, 1853).

Романы:
«Алая буква» (The Scarlet Letter, 1850),
«Дом о семи фронтонах» (The House of the Seven Gables, 1851),
«Блитдейл» (The Blithedale Romance, 1852),
«Мраморный фавн» (The Marble Fawn, 1860).
«Наша старая родина» (Our Old Home, 1863) — очерки об Англии.
Сборник «Всеобщая история Питера Парли» (Peter Parley’s Universal History, 1837).

Натаниэль Готорн. Биография и творчество

Младший современник Ирвинга Натаниэль Готорн (1804—1864) был одним из его преемников в плане исследования жанровых возможностей краткой прозы (хотя, в отличие от Ирвинга, писал и романы) и развития американской новеллы. Он выступил самым ярким продолжателем ирвинговской традиции американской романтической новеллы-сказки.

Готорн явился преемником Ирвинга и в плане пристального внимания к колониальному прошлому Америки, в котором он также видел истоки многих проблем современного американского сознания. Он так же вольно, как Ирвинг, обращался с историческим материалом, исповедуя принципы романтической историографии, то есть предпочитая быть верным не букве, но духу воссоздаваемой им эпохи. Как и Ирвинг, Готорн питал усиленный интерес к фольклору американских первопоселенцев. При этом, несмотря на столь многочисленные совпадения творческих установок двух крупных писателей-романтиков, трудно представить себе фигуры, менее сходные, чем Ирвинг и Готорн.

Диаметральная противоположность меж ними определяется принадлежностью как к разным поколениям — «отцов» и «детей» американского романтизма, так и к разным регионам США; разительное несходство их личных темпераментов также уходит корнями в особенности духовной культуры взрастивших их регионов. Ирвинг, экспатриант, «гражданин мира» всемерно стремился расширить свои духовные горизонты, Готорн же, напротив, сознательно культивировал свою новоанглийскую самоуглубленность. В высшей степени своеобразная личность Натаниэля Готорна — во многом продукт Новой Англии, Салема, где Готорн родился и провел в добровольном затворничестве значительную часть своей жизни.

Предки писателя прибыли сюда в 1630 году среди первых колонистов-пуритан Массачусетского залива. Прапрапрадед Готорна Уильям и его сын Джон Гаторны прославились в Салеме как самые ревностные пуритане: первый из них с особым рвением преследовал квакеров в 1650-е, второй, прозванный «бичом ведьм», председательствовал на знаменитых салемских процессах 1690-х годов и, как гласило семейное предание, был проклят одной из осужденных им на смерть женщин. Написание фамилии «Hathorne» на «Hawthorne» — «боярышник», национальный цветок Америки — изменил уже Натаниэль Готорн, выбирая себе литературный псевдоним. Человек с болезненно обостренной совестью и богатым воображением, он помнил о «проклятом наследии предков» постоянно, и отсюда вытекают многие темы и образы его произведений.

Отец Готорна, капитан торгового судна, умер вдали от дома в 1808; его вдова с тремя детьми перебралась в родительский дом и в последующие сорок лет редко покидала свою комнату. Жизнь Готорна была не слишком богата событиями и внешними впечатлениями; все драматические конфликты и трагические сомнения — все его напряженные духовные переживания были достоянием его внутреннего мира, надежно скрытого от посторонних глаз.

Он рано пристрастился к чтению и к одиноким долгим прогулкам — развил, по его выражению, «проклятую привычку к одиночеству», которую лишь временно и частично нарушили годы (с 1821 по 1825), проведенные в Бодуйенском колледже в штате Мэйн. Соучениками Готорна оказались будущий поэт Генри Лонгфелло и будущий четырнадцатый президент США Франклин Пирс. Несмотря на попытки участвовать в студенческой жизни, Готорн и здесь не мог преодолеть замкнутости, никого не допускал в свой внутренний мир и ничем, кроме прекрасной наружности, не выделялся (по отзывам современников, он был «красивее лорда Байрона»).

По возвращении из колледжа в Салем к матери и сестрам, он целиком вернулся и к прежнему образу жизни — дальним прогулкам по окрестностям, а когда стемнеет — по городу, к запойному чтению книг по истории пуританской Новой Англии, готических романов и английской литературы XVIII века. Тогда же он начал писать и в 1828 году анонимно опубликовал роман «Фэншо», который впоследствии не желал признавать, и в начале 1830-х обратился к краткой прозе. Первое, признанное читателями и удовлетворившее автора произведение Готорна, — сборник новелл «Дважды рассказанные истории» — появился в 1837 году.

К этому времени круг общения писателя несколько расширился и включил образованное и прогрессивное семейство Пибоди: со старшей дочерью Пибоди, Элизабет, Готорна связывали издательские дела, с младшей, двадцатишестилетней Софией, которую жестокие приступы мигрени сделали затворницей, его соединили пламенная любовь и родство душ. София Пибоди стала впоследствии женой Готорна и матерью его троих детей. Четыре года, разделившие романтическую тайную помолвку и бракосочетание, Готорн сначала зарабатывал деньги для будущей семьи, служа на бостонской таможне (1839—1841), а затем занимался самоусовершенствованием, примкнув к трансценденталистской коммуне Брук-Фарм.

В 1841 вышел двухтомный сборник рассказов для детей из новоанглийской истории «Дедушкино кресло», а в год свадьбы — второе, значительно расширенное издание «Дважды рассказанных историй» (1842). Несмотря на финансовые затруднения, которые временами испытывало семейство, брак оказался исключительно счастливым: «Я женат на Весне, я повенчан с Маем!» — не уставал восклицать Готорн. Супруги обосновались в Конкорде, центральном городе Новой Англии; узкий круг их знакомств составили трансценденталисты Эмерсон, Маргарет Фуллер, Торо, Чэннинг, Бронсон Олкотт, позднее — Г. Мелвилл. В дальнейшем Готорны несколько раз меняли место жительства, всегда, впрочем, оставаясь в пределах Новой Англии, Массачусетса: Салем, Леннокс, Бостон, Конкорд.

В ущерб продуктивности литературного труда писатель служил на таможне (1846—1849): за это время был опубликован лишь один, правда, замечательный, сборник краткой прозы «Легенды старой усадьбы» (1846), куда вошли, в частности, ранняя и горькая «новоанглийская сказка» «Молодой Браун» и причудливая изысканная «итальянская сказка» «Дочь Рапачини», новеллы о стремлении к совершенству «Родимое пятно» и «Мастер красоты».

Следующие три года, совпавшие с началом Американского Ренессанса, оказываются для Готорна-писателя наиболее плодотворными. За несколько месяцев он пишет свой самый знаменитый роман «Алая буква» (1850) — романтическое исследование истории Новой Англии и пуританского сознания, публикует романы «Дом о семи фронтонах» (1851) и «Счастливый дол» (1852), сборник рассказов «Снегурочка и другие дважды рассказанные истории» (1851), две книги детских сказок, основанных на древнегреческой мифологии — «Книгу чудес для мальчиков и девочек» (1851) и «Тэнглвудские истории для мальчиков и девочек» (1852). За это время американская и европейская репутация Готорна как литератора упрочилась настолько, что его теперь ставили в один ряд с сэром Вальтером Скоттом и Чарльзом Диккенсом; он впервые зарабатывал сочинительством достаточно, чтобы содержать семью и купить постоянный дом в Конкорде.

Читайте также  Краткая биография чернышевский

Но именно в это время его бывший однокашник по Бодуйенскому колледжу Франклин Пирс, только что избранный президентом США, назначил Готорна американским консулом в Ливерпуле. Общественные обязанности — будь то таможенная служба в Бостоне и Салеме или почетная и доходная должность консула США в Англии — всегда мешали литературной деятельности Готорна; он, впрочем, постоянно вел записные книжки, которые потом ложились в основу его произведений. Так и на сей раз, художественным итогом его четырехлетнего пребывания на дипломатическом посту (1853—1857) явилась опубликованная лишь в 1863 году книга «английских» очерков «Наша старая родина». По окончании консульского срока Готорн с семьей отправился в двухгодичное итальянское путешествие, тогда-то и был написан его последний завершенный роман «Мраморный фавн» (1860). Они вернулись в свой дом в Конкорде лишь летом 1860-го, меньше, чем за год до начала Гражданской войны.

Во время войны Готорн, который всегда осуждал рабство, занял необычную для новоангличанина позицию: «эксперт» в данном вопросе, он не принимал фанатизма ни с той, ни с другой стороны, о Джоне Брауне говорил, что «еще никого не вешали так справедливо», — и был глубоко опечален тем, что нация «воюет сама с собой». По мере развития войны он все больше падал духом, а с начала 1864 года его физическое здоровье стало необъяснимо и стремительно ухудшаться: он ослабел настолько, что едва мог держать перо. Для восстановления душевных и физических сил его вывезли весной в Плимут на побережье, где он внезапно и тихо умер во сне.

Готорновское наследие достаточно обширно и очень разнообразно. Оно охватывает различные прозаические жанры: роман, классическую новеллу, новеллу-сказку, эссе, скетч, очерк. Но сто с лишним рассказов Готорна — это лишь малая часть того, что было намечено в его записных книжках. Помимо пяти опубликованных романов, у него были готовы сюжеты еще пяти. Эти нереализованные замыслы — результат не творческой лени, а необыкновенной требовательности к себе. Готорн беспощадно жег то, что его не устраивало (такая участь постигла, например, его первый сборник рассказов «Семь легенд моей родины» и некоторые из поздних произведений).

Все творчество Н. Готорна (даже те немногие произведения, антураж и действие которых удалены от американской действительности), неразрывно связано с Новой Англией, где писатель безвыездно провел пятьдесят из шестидесяти лет своей жизни. Историческое прошлое страны, волновавшее всех американских романтиков, — это для Готорна новоанглийское пуританство XVII века (как для Ирвинга — быт голландских поселенцев, а для Купера — фронтир и героика Войны за независимость). На этой основе разворачивается действие романа «Алая буква» и многих рассказов Готорна: «Кроткий мальчик», «Седой заступник», «Эндикотт и красный крест», «Майский шест на веселой горе», сказок «Молодой Браун» и «Хохолок».

Как правило, конкретные ситуации и главные герои таких произведений — плод авторского воображения, однако, в них исключительно точно воссозданы быт и особенности мышления новоанглийских пуритан, самый дух того времени. Это романтическая историография, которая уже была знакома читателям по романам англичанина В. Скотта и американцев В. Ирвинга и Дж. Фенимора Купера. Своеобразие Готорна заключается в использовании новоанглийского устного творчества — поверий, преданий, рассказов времен «охоты на ведьм», в которых ярко запечатлелись особенности пуританского сознания.

В 1830—1840-е годы национальный фольклор, благодаря деятельности первых отечественных собирателей (Снеллинга, Скулкрафта, М. Истмен, Джонса), уже прочно вошел в культурный обиход американцев. Сам Готорн, с детства живший в атмосфере семейных легенд, являлся одним из носителей новоанглийской устной традиции. Для автора — потомка Уильяма и Джона Гаторнов – прошлое оказывалось спаянным с настоящим поистине неразрывно.

Отношение Готорна к истории его края было двойственным: он видел пороки прошлого (фанатизм, жестокость, ханжество), частично унаследованные потомками, но считал, что «железные пуритане» обладали вместе с тем цельностью, простотой, мужеством и неподкупностью — качествами, которые начисто утратили его современники. Во многом поэтому Массачусетс, а часто даже Салем XVII столетия стали для Готорна некоей областью творческого вдохновения, как долина реки Гудзон XVIII века для Ирвинга.

Разумеется, не все произведения Готорна (как, впрочем, и Ирвинга) исторические; он сам говорил, что часть из них посвящена истории, часть — современности и часть — вечности. Деление это, однако, оказывается относительным, ибо все три категории у Готорна взаимосвязаны, и связь эта имеет иной характер, чем у его предшественника по романтизму. Интерес Готорна в каждом из его романов и рассказов сосредоточен на человеке; природа, история и бытовые реалии предстают пропущенными через восприятие героя, увиденными его глазами.

Из совокупности всех готорновских произведений возникает неразрывная цепь человечества, объединяющая людей силой греха, страдания и любви. Предельно наглядной становится разница между американскими писателями-романтиками разных поколений при сопоставлении сказочного творчества Готорна с ирвинговским, ибо литературная сказка, в силу известной условности сказочного жанра и обобщенности ситуаций, выступает своего рода «барометром» романтического сознания.

Читайте также другие статьи раздела «Литература XIX века. Романтизм. Реализм»:

Художественное открытие Америки и другие открытия

Романтический нативизм и романтический гуманизм

Национальная история и история души народа

История и современность Америки в диалогах культур

Готорн, Натаниэль

рассказ, новелла, роман

Натаниэль Го́торн (Натаниэль Хоторн, англ. Nathaniel Hawthorne ; 4 июля 1804, Сейлем, Массачусетс — 19 мая 1864, Плимут, Нью-Гэмпшир) — один из первых и наиболее общепризнанных мастеров американской литературы. Он внёс большой вклад в становление жанра рассказа (новеллы) и обогатил литературу романтизма введением элементов аллегории и символизма.

Содержание

Биография

Окончил Боудин-колледж (1825). Уже с детства Готорн обнаруживал крайнюю нелюдимость. Он испытывал, особенно в молодости, угрызения совести за своих предков-пуритан, один из которых вынес обвинительный приговор салемским ведьмам. С самых ранних произведений заметное место в его прозе занимала тема вины за старые грехи, в том числе грехи предков.

Первый роман был неудачен — «Фэншо» ( „Fanshaw“ , 1828). Первые очерки его изданы были под заглавием «Дважды рассказанные истории» „Twice told Stories“ (1837); о них восторженно отозвались Г. У. Лонгфелло и Э. А. По. Принужденный, вследствие стесненных материальных обстоятельств, принять место таможенного надсмотрщика (работал в таможне Бостона и Сейлема), Готорн продолжал писать и издал в 1841 году сборник детских рассказов под заглавием „Grandfathers Chair“ . В 1842 году собрал лучшие свои новеллы на исторические и сверхъестественные сюжеты в сборнике «Рассказы старой усадьбы»

Пережив краткое увлечение трансцендентализмом, в 1841 году он примкнул к Брукфарм — фурьеристской коммуне, члены которой стремились сочетать физический труд с духовной культурой. В 1850 году опубликовал первый роман, «Алая буква», который принёс писателю широкое признание в Европе и стал бестселлером, хотя и не принёс больших доходов. На следующий год Готорн выпустил второй роман, «Дом о семи фронтонах», в центре которого оказывается история упадка и вырождения сейлемского семейства. Историю своего разочарования в фурьеризме он поведал в романе «Блайтдейль» (1852, русский перевод 1913).

Совершенство художественной формы романов Готорна и глубина их нравственной проблематики нашли многочисленных почитателей среди молодых литераторов, таких, как Генри Джеймс. Один из них — Герман Мелвилл — поселился рядом с ним и посвятил Готорну «в знак преклонения перед его гением» свой знаменитый роман «Моби Дик».

Между 1853 и 1857 годами Готорн жил в Европе, занимая место американского консула в Ливерпуле. Он посетил Италию, где написал „The Marble Faun“ , объездил Шотландию и, вернувшись в Америку, попал в самый разгар Гражданской войны между штатами. Друг его, бывший президент Союза Франклин Пирс, объявлен был изменником, и посвященная ему новая книга Готорна, „Our old Home“ , стоила последнему той популярности, которой он было достиг. Последние годы Готорна были полны физических страданий. Он написал ещё только недоконченный рассказ „Septimius Felton“ и отрывок „The Dolliver Romance“ . Начинал, но не закончил работу над четырьмя новыми романами.

Новеллы Готорна

  • «Погребение Роджера Мэлвина» (1832) — действие этого рассказа начинается в 1725 году, когда после битвы с индейцами Роджер Мэлвин и его будущий зять Рёбен пробираются через заросли к своим. Поскольку оба ранены, старший из беглецов убеждает другого оставить его в лесу, при условии, что позднее тот вернётся с подмогой и либо спасёт его, либо предаст погребению его тело. Для опознания места Рёбен привязывает к верхушке молодого дуба свой платок. По возвращении в поселение Рёбен не решается признаться невесте, что оставил её отца на верную смерть, и пренебрегает данным тому обещанием. Однако душе его нет покоя. Много лет спустя Рёбен с женой и сыном отправляются в поисках лучшей доли на запад. Во время охоты Рёбен случайным выстрелом убивает сына. Когда он склоняется над его телом, вверху разгибается ветка дуба, на которой взивается привязанный им за много лет до этого платок.
  • «Мой родич, майор Молинью» (1831) — исторический рассказ о времени, предшествующем Американской революции. Повествование ведётся от имени молодого провинциала, прибывшего в Бостон, чтобы устроиться на службу по протекции родственника, майора Молинью. Оказавшись в центре предреволюционного волнения, он долго не может понять, что происходит вокруг, пока мимо не проводят униженного и подвергутого гражданской казни британца Молинью, с которым он связывал мечты о карьере.
  • «Молодой Браун» (1835) — действие происходит в пуританской Новой Англии XVII века. Молодой сейлемец по имени Браун ночью оставляет жену, чтобы встретиться в лесу с таинственной демонической фигурой, которая зовёт его на совершение нечистого обряда в ночной чаще. Молодой человек колеблется, не вернуться ли ему к молодой жене, но встречает спешащих на ночной шабаш горожан, среди которых и его возлюбленная. Пробудившись поутру, он не может определить, было ли всё произошедшее явью или видением, становится нелюдимым и до самой смерти подозревает окружающих в чёрных делах.
  • «Опыт доктора Хейдеггера» (1837) — аллегорический рассказ о старом учёном, который обнаружил источник вечной молодости. Его товарищи пробуют эликсир молодости — и на время возвращаются к греховным проказам былых лет. Этот опыт убеждает старика, что уж лучше старость, чем постоянное повторение ошибок юности.
  • «Родимое пятно» (1843) повествует о молодом учёном аристократе, которого изводит родинка на щеке прекрасной жены — единственный изъян на её теле. Он убеждает её вывести родимое пятно при помощи косметической операции, однако, как только жена обретает физическое совершенство, душа покидает её тело. Ярко выписана фигура похожего на Франкенштейна помощника учёного. В финале повествователь делает вывод о том, что лучшее — враг хорошего.
  • «Дочь Рапачини» (1844) — переработка старинной истории о красавице, которую с детства кормили ядами, чтобы во время соития с суженым она отравила его тело. На сюжет этого рассказа созданы пьеса Октавио Паса, опера и фильм.
Читайте также  Краткая биография песков

Характеристика творчества

Творчество Готорна глубоко впитало пуританскую традицию Новой Англии — исторического центра первых поселенцев. Отвергая слепой фанатизм официальной пуританской идеологии (новелла «Кроткий мальчик»), Готорн идеализировал некоторые черты пуританской этики, видя в ней единственную гарантию нравственной стойкости, чистоты и условие гармонического существования (новелла «Великий карбункул»).

В своих новеллах Готорн рисует своеобразную жизнь первых пуританских пришельцев Америки, их всепоглощающее благочестие, суровость и непреклонность их нравственных понятий и трагическую борьбу между прямолинейными требованиями отвлеченной морали и естественными, непреодолимыми стремлениями человеческой природы. В рассказах Готорн особенно ярко выступают живые натуры, которых не иссушила пуританская набожность и которые поэтому становятся жертвами общественных условий. Готорн окружает их поэтическим ореолом, не делая их, однако, протестантами против взглядов окружающей их среды; они действуют инстинктивно и потому глубоко каются и стараются искупить свою «вину» раскаянием.

Реализм бытописательной и психологической части своих рассказов Готорн соединяет с мистической призрачностью некоторых отдельных фигур. Так, например, если Эстер Прин в „Scarlet Letter“ («Алая буква») — вполне живая личность, то её незаконная дочь, грациозная и полудикая — лишь поэтический символ греха матери, совершенно нематериальное существо, сливающее свою жизнь с жизнью полей и лесов.

Взаимосвязь прошлого и настоящего, взаимопроникновение реальности и фантастики, романтический пафос и подробное бытописательство, сатирический гротеск образуют идейно-художественное своеобразие новеллистики и романов Готорн — «Алая буква» (1850, русский перевод 1856), «Дом о семи шпилях» («Дом о семи фронтонах»; 1851, русский перевод 1852; 1975). По уменью возбуждать представления о предметах, не называя их по имени, Готорна можно сравнить с Эдгаром По, с которым он вообще имеет много общего в своих художественных приёмах.

Дополнительную глубину рассказам и романам Готорна придают элементы символизма: отдельные предметы приобретают в его трактовке значение, несопоставимое со своей повседневной функцией, и освещают повествование новым светом. Если в «Алой букве» знак, который героиня вынуждена была носить на груди, стал зримой печатью греха, то во втором романе таких символов несколько, главный среди них — ветшающий среди окружающей бурной растительности дом семейства Пинчонов. В «Погребении Роджера Мэлвина» символическую нагрузку несёт пригнутая в молодости главным героем дубовая ветка.

Писателю свойственно трагическое мироощущение. В творчестве Готорна выразилась романтическая критика современной ему цивилизации и отразились поиски положительного нравственного идеала и полноценной человеческой личности.

ГОТОРН, НАТАНИЕЛ

ГОТОРН, НАТАНИЕЛ (Hawthorne, Nathaniel) (1804–1864), американский романист. Родился 4 июля 1804 в Сейлеме (шт. Массачусетс). В юности Готорн увлекся историей своей семьи. Его предок Уильям Хоторн прибыл из Англии на корабле «Арабелла» в 1630 и вскоре занял высокое положение в Сейлеме. Судья Джон Готорн участвовал в процессах над сейлемскими ведьмами (1692), и одна из осужденных прокляла его и всех его потомков. Позже Готорн использовал этот эпизод в своем романе Дом о семи фронтонах.

И до, и после окончания колледжа Боудена он много читал по истории первопоселенцев Америки, на всю жизнь сохранив интерес к психологии пуританства и сделав многих героев либо первыми пуританами-поселенцами, либо людьми с пуританскими корнями. Зачастую темой его произведений становилась борьба ограниченной пуританской философии и человеческих порывов. Проблема греха стала ведущей темой в Алой букве (The Scarlet Letter), Доме о семи фронтонах (The House of the Seven Gables), Мраморном фавне (The Marble Faun) и Черной вуали священника (The Minister’s Black Veil).

Окончив колледж, следующие 12 лет Готорн провел дома, сочиняя рассказы, которые печатал в календарях, журналах и газетах. Ситуации, характеры и описания мест действия он черпал из летних поездок по Новой Англии.

Позднее все написанное было собрано и опубликовано в книге Дважды рассказанные истории (Twice-Told Tales, 1837). Наиболее известны рассказы Седой заступник (The Gray Champion), Кроткий мальчик (The Gentle Boy), Великий Карбункул (The Great Carbuncle) и Эксперимент доктора Хейдеггера (Dr. Heidegger’s Experiment). В последнем рассказе и некоторых других, вошедших в 1842 в продолжение Дважды рассказанных историй, получил отражение интерес Готорна к аллегории.

В доме Г.У.Лонгфелло Готорн познакомился с будущим президентом Гарвардского университета К.Фелтоном и поэтом и критиком Дж.Р.Лоуэллом, а через сестер Пибоди, Софию и Элизабет в 1837 сошелся с Р.У.Эмерсоном, Г.Торо и Маргарет Фуллер. Решив жениться на Софии, он нашел регулярный заработок. За эти годы им была создана лишь серия детских книг по истории заселения Америки, которую опубликовала Элизабет Пибоди.

В 1841 Готорн потерял работу на таможне. По совету Софии Пибоди, горячей сторонницы движения трансценденталистов, Хоторн присоединился к общине «Брук-Фарм» и вложил в нее все свои сбережения. Он надеялся обрести место, где смог бы начать семейную жизнь, но уже через несколько месяцев обнаружил, что постоянное общение с людьми ему не подходит, и покинул общину.

После женитьбы в 1842 Натаниел и София на три года переезжают в Конкорд. Там Готорн провел счастливейшие годы своей жизни, там были написаны рассказы, которые вошли в сборник Легенды старой усадьбы (Mosses from an Old Manse, 1846). После рождения первого ребенка Готорн устроился инспектором на сейлемскую таможню. Спустя четыре года, за которые Готорн ничего не написал, в результате интриг местных политиков он был уволен.

Следующие два с половиной года его творчество переживает расцвет. Он получил признание как выдающийся американский писатель и автор самого глубокого психологического романа, созданного в Америке, – Алая буква (1850). С неменьшим энтузиазмом были встречены последующие его произведения – Дом о семи фронтонах (1851), Роман о Блайтдейле (The Blithedale Romance, 1852), материалом для которого послужило пребывание Готорна в общине Брук-Фарм, сборник рассказов Снегурочка и другие дважды рассказанные истории (The Snow Image and Other Tales, 1851), два сборника для детей – ставшие классикой Книга чудес (A Wonder Book, 1852) и Тэнглвудские истории (Tanglewood Tales, 1853).

Литературный успех принес финансовую независимость, и, проведя полтора года в городе Леноксе на западе Массачусетса (1850–1851), Готорн купил дом Б.Олкотта в Конкорде, куда переехал весной 1852.

В благодарность за участие в президентской компании Фр.Пирса, бывшего сокурсника, чью биографию Готорн написал в 1852, ему предложили пост консула в Ливерпуле, и в 1853 он впервые выехал за границу. Вдали от родины он создал всего одно произведение – повесть Мраморный фавн (1860), с типично готорновскими героями и множеством подробных и оригинальных описаний образцов итальянского искусства.

В 1861 Готорн с семейством вернулся домой. В последние годы жизни он опубликовал сборник эссе Наша старая родина (Our Old Home, 1863), где отразились его впечатления от Англии, и работал над четырьмя так и не законченными романами, опубликованными уже после его смерти. Умер Готорн в Плимуте 15 мая 1864.

Брукс В.В. Расцвет Новой Англии. – В кн.: Брукс В.В. Писатель и американская жизнь, т. 1. М., 1967
Каули М. Готорн в уединении. – В кн.: Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973
Готорн Н. Избранные произведения, тт. 1–2. Л., 1982

Готорн Натаниэль: краткая биография писателя

Натаниэль Готорн является общепризнанным мастером пера в американской литературе. Он творил в эпоху романтизма и своим творчеством очень обогатил ее, сделав популярным жанр новеллы.

Ранняя жизнь

Писатель родился в 1804 году в городе Салеме. Его предки эмигрировали из Англии и довольно неплохо устроились в Америке. В частности, его прапрадед был одним из руководителей колонии Массачусетского залива. Да и вся мужская линия впоследствии занимала довольно высокие должности, в том числе судейские. Знаменитый процесс над ведьмами в Салеме как раз вел прадед писателя Джон Готорн.

Читайте также  Краткая биография гессе

Натаниэль был сыном морского капитана, который погиб от лихорадки, когда мальчишке было четыре года. Его мать и две сестры остались на попечении родственников.

В детстве Готорн получил серьезную травму ноги и на всю жизнь остался хромым.

В двенадцатилетнем возрасте Натаниэль вместе с семьей приехал в штат Мэн, где жил на ферме. Впоследствии он будет часто мыслями возвращаться в те времена, скучая о дремучих лесах и невообразимой тишине тех мест.

Он вернулся в Салем, чтобы окончить там школу. С ранних лет его тянуло к литературной деятельности, и он даже самостоятельно выпустил газету, наполненную авторскими работами.

По настоянию своего дяди Готорн Натаниэль поступил в Боудинский колледж, который окончил в 1825 году. Учеба не имела для него большого смысла, тем более он не собирался становиться юристом, как того хотел его дядя. Натаниэль все больше витал в облаках, мечтая о карьере писателя.

Творчество

Писатель всегда считал себя виноватым в родстве с его предками-пуританами, из-за решения которых многие люди были казнены во время Салемского процесса. Он всячески старался оградиться от родства с ними.

Многие его произведения на фоне прошлых событий наполнены чувством вины, а тема грехов предков поднимается почти постоянно.

Его первый роман «Фэншо» вышел в 1828 году, но потерпел неудачу. Однако Готорн не пришел в отчаяние, он продолжал творить, писал много новелл на мистические и сказочные темы, выпустил несколько сборников детских рассказов (среди которых «Дедушкино кресло», «Книга чудес»).

Поскольку его финансовое положение было весьма затруднительным, Натаниэль работал надсмотрщиком на таможне. Для этого ему часто приходилось бывать в Бостоне. Надобность в этом отпала после выхода его романа «Алая буква».

Произведение вызвало большой резонанс не только в американском обществе, но и в Европе, враз сделав имя Натаниэля Готорна известным.

«Алая буква» рассказывает историю Эстер Прин, которая забеременела и родила ребенка в то время, пока муж ее отсутствовал. Никто не знал, жив ли он. Общество было нетерпимо к девушке, осуждало ее и приговорило к гражданской казни. Ее привязали к столбу и вышили на ее одежде красными нитками букву «А», что являлось отметкой ее измены.

Вскоре вернулся муж Эстер и, узнав о случившемся, попытался выяснить, кто его соперник. Им оказался местный молодой священник.

Натаниэль Готорн, книги которого всегда отличались серьезностью рассматриваемых социальных и психологических проблем, подвергся критике религиозных организаций, в то время как читатели и литературные критики приняли произведение восторженно.

Последние годы

Четыре года Готорн Натаниэль прожил в Европе, занимая там должность посла. Он много путешествовал по континенту, а вернувшись в Америку, попал в самый разгар Гражданской войны.

Его друг Франклин Пирс, бывший президентом страны, был объявлен изменником. Считалось, что именно из-за его недальновидной деятельности отношения между Севером и Югом дошли до решающей точки.

А поскольку Готорн Натаниэль посвятил своему другу книгу, его репутация тоже была потеряна. А пришедшая недавно популярность обратилась против него.

В последние годы Готорн мучился от сильнейших болей в животе. Несмотря на это, он вместе со своим товарищем Пирсом отправился в Нью-Гемпшир на экскурсию. Там во время ночной остановки он и скончался. Это произошло 19 мая 1864 года.

Примечательно, что именно этой ночью его старший сын Джулиан проходил инициацию в братстве «Дельта Каппа Эпсилон» в Гарварде. Всю ночь он пролежал в закрытом гробу с завязанными глазами.

Личная жизнь

В 1842 году писатель женился на Софии Пибоди. Их брак был очень счастливым, несмотря на склады характеров обоих. Молодые люди были очень застенчивыми, София отличалась молчаливостью, Натаниэль — замкнутостью.

У пары родилось трое детей: дочери Уна и Роуз и сын Джулиан.

Натаниэль Готорн Биография

Автор Натаниэль Готорн (1804–1864) наиболее известен своими романами «Алое письмо» и «Дом семи фронтонов», а также написал много рассказов.

Кем был Натаниэль Готорн?

Родившийся в Салеме, штат Массачусетс в 1804 году, рассказы Натаниэля Готорна включают «Мой родственник, майор Молинью» (1832), «Похороны Роджера Мальвина» (1832) ), «Молодой Гудман Браун» (1835) и сборник «Сказки дважды». Он наиболее известен своими романами «Алое письмо» (1850) и «Дом семи фронтонов» (1851). Его использование аллегории и символики делает Готорна одним из наиболее изученных авторов.

Семейное наследие

Родился 4 июля 1804, в Салеме, штат Массачусетс, жизнь Натаниэля Готорна была погружена в пуританское наследие. Ранний предок, Уильям Хаторн, впервые эмигрировал из Англии в Америку в 1630 году и поселился в Салеме, штат Массачусетс, где он стал судьей, известным своим суровым приговором. Сын Уильяма, Джон Хаторн, был одним из трех судей во время судебных процессов над Салемской ведьмой в 1690-х годах. Позднее Натаниэль добавил к его имени, чтобы дистанцироваться от этой стороны семьи.

Ранняя жизнь и образование

Натаниэль был единственным сыном Натаниэля и Элизабет Кларк Хаторн (Мэннинг). Его отец, морской капитан, умер в 1808 году от желтой лихорадки в море. Семья осталась с скудной финансовой поддержкой и переехала к богатым братьям Элизабет. Травма ноги в раннем возрасте сделала Натаниэля неподвижным в течение нескольких месяцев, в течение которых у него развился жадный аппетит к чтению и он решил стать писателем.

С помощью своих богатых дядюшек молодой Готорн посещал Колледж Боудоина с 1821 по 1825 год. Там он встретился и подружился с Генри Уодсвортом Лонгфелло и будущим президентом Франклином Пирсом. По его собственному признанию, он был небрежным учеником с небольшим аппетитом к учебе.

Короткие рассказы и сборники рассказов

Во время учебы в колледже Натаниэль Готорн ужасно скучал по своей матери и двум сестрам, и по окончании учебы вернулся домой на 12-летнее пребывание. За это время он начал писать с целью и вскоре нашел свой голос самостоятельно опубликовал несколько историй, среди которых «Лощина трех холмов» и «Повесть старушки». К 1832 году он написал «Мои родственники, майор Молинье» и «Погребение Роджера Малвина», две из его величайших сказок, а в 1837 году — «Дважды сказанные сказки». Хотя его письмо принесло ему некоторую известность, оно не принесло надежного дохода, и какое-то время он работал в Бостонской таможне, взвешивая и добывая соль и уголь.

Будущий успех и брак

Натаниэль Готорн положил конец своему добровольному уединению дома примерно в то же время, когда он встретил Софи Пибоди, художника, иллюстратора и трансценденталиста. Во время их ухаживания Готорн провел некоторое время в сообществе Брук-Фарм, где он познакомился с Ральфом Уолдо Эмерсоном и Генри Дэвидом Торо. Он не нашел трансцендентализма в его пользу, но жизнь в коммуне позволила ему сэкономить деньги на его предстоящий брак с Софией. После длительного ухаживания, частично продленного из-за слабого здоровья Софии, пара вышла замуж 9 июля 1842 года. Они быстро поселились в Конкорде, штат Массачусетс, и арендовали Старый Мансе, принадлежащий Ральфу Уолдо Эмерсону. В 1844 году у них родился первый из трех детей.

«Алая буква»

С ростом долга и растущей семьей Готорн переехал в Салем. Пожизненный демократ, политические связи помогли ему найти работу геодезиста в Салемской таможне в 1846 году, предоставив его семье необходимую финансовую безопасность. Однако, когда был избран президент виг Захари Тейлор, Готорн потерял свое назначение из-за политического фаворитизма. Увольнение превратилось в благословение, которое дало ему время написать свой шедевр «Алое письмо», историю двух влюбленных, вступивших в конфликт с пуританскими моральными законами. Книга была одной из первых серийных публикаций в Соединенных Штатах, и ее широкое распространение сделало Готорн знаменитым.

Другие книги

Натаниэль Готорн никогда не чувствовал себя комфортно, живя в Салеме, и был полон решимости вывезти свою семью из пуританских атрибутов города. Они переехали в Красный дом в Леноксе, штат Массачусетс, где у него сложилась тесная дружба с писателем Моби Дика Германом Мелвиллом. В это время Готорн наслаждался своим самым плодотворным периодом в качестве писателя, издававшего «Дом семи фронтонов», «Романтика Blithedale» и «Tanglewood Tales».

Годы заграницей

Во время выборов 1852 года Натаниэль Готорн написал предвыборную биографию для своего друга по колледжу Франклина Пирса. Когда Пирс был избран президентом, он назначил Готорна американским консулом в Британии в качестве награды. Готорн оставался в Англии с 1853 по 1857 год. Этот период послужил вдохновением для романа Готорна «Наш старый дом».

После службы в качестве консула Натаниэль Готорн отправился со своей семьей в длительный отпуск в Италию, а затем обратно в Англию. В 1860 году он закончил свой последний роман «Мраморный фавн». В том же году Готорн перевез свою семью обратно в Соединенные Штаты и поселился в Уэйсайд в Конкорде, штат Массачусетс.

Последние годы

После 1860 года стало очевидно, что Готорн шел мимо своего расцвета. Стремясь возродить свою прежнюю производительность, он не добился большого успеха. Черновики были в основном несвязными и оставались незаконченными. У некоторых даже были признаки психической регрессии. Его здоровье стало ухудшаться, и он, казалось, сильно постарел, волосы побелели и испытывали медлительность мысли. В течение нескольких месяцев он отказывался обращаться за медицинской помощью и умер во сне 19 мая 1864 года в Плимуте, Нью-Гемпшир.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: