Краткая биография грасиан-и-моралес
Краткая биография грасиан-и-моралес
Краткая биография Бальтасара Грасиан-и-Моралеса (8 января 1601 — 6 декабря 1658).
Бальтасар Грасиан-и-Моралес — испанский писатель, выдающийся представитель литературы барокко, теоретик литературы, основатель жанра афористической литературы, философ, моралист, иезуит, священник. Был уроженцем испанского селения Бельмонте, появился на свет 8 января 1601 г. в многодетном семействе, главой которого был бедный сельский врач. Детские годы Бальтасара прошли в атмосфере бедности. Материальное положение во многом предопределило и дальнейшую судьбу Бальтасара, его братьев и сестер: их всех отдали послушниками в монастыри, принадлежавшие разным орденам. В 1619 г. дядя Бальтасара, который служил капелланом в соборной церкви Толедо, помог племяннику попасть на обучение в школу иезуитского ордена. В городах Херона и Каллатаюда он постигал философию, грамматику, а в 1623 г. Грасиан становится студентом Сарагосского университета и изучает теологию.
Окончив это учебное заведение, Грасиан становится преподавателем грамматики и риторики в каллатаюдском колледже. В 1631 г. ему довелось отучиться в Валенсии, специальной школе проповедников и исповедников ордена иезуитов. 30-летний Грасиан-и-Моралес работал преподавателем в Лериде, вел теологию, в иезуитской коллегии Ганди учил слушателей философии.
В 1636 г. в биографии Грасиана начинается новый этап. Связан он был с переездом на новое место – Уэску, город, который в то время слыл в Арагоне одним из культурных центров. В городской иезуитской коллегии ему предстояло служить проповедником и исповедником. Здесь Грасиана окружали не только братья по вере: он вращался среди людей, страстно увлекающихся искусством, литературой, философией, и пребывание в этой среде сыграло огромную роль в том, что Грасиан-и-Моралес стал всерьез заниматься литературной деятельностью.
Нравоучительный трактат «Герой», который стал первым крупным произведением, представленным общественности, был написан буквально через год после переезда в Уэску, в 1637 г. В этом городе у него был друг – очень состоятельный и при этом образованный человек, собравший в своем дворце богатую библиотеку. В ней Грасиан проводил почти все свободное от службы время, в ее стенах и написал дебютный трактат, который тепло приняли читатели не только родной Испании, но и других европейских стран. Книга увидела свет под именем Лоренсо Грасиана, двоюродного брата Бальтасара, т.к. члены ордена иезуитов не имели права публиковать что-либо без прохождения внутренней цензуры.
В 1642 г. из-под пера Грасиана вышел трактат-антология «Остроумие, или Искусство изощренного ума», в 1646 г. — трактат «Благоразумный», посвященный аристократическому воспитанию. Еще через год вышло новое произведение, которое впоследствии перевели на множество европейских языков — «Карманный оракул, или Наука благоразумия», представлявшее собой сборник авторских афоризмов.
Последний десяток лет в творческой биографии Грасиана был посвящен, главным образом, «Критикону» (1651–1657) — большому роману-притче, аллегории, в центре которого была жизнь человека в современном социуме. Творчество Грасиана приносило ему все больше известности и почета, но в то же время ослабляло его позиции как члена иезуитского ордена, ставило в двусмысленное положение. В 1651 г. состоялось назначение писателя на должность руководителя кафедры Святого писания в Сарагосском университете, а в 1653 г. была опубликована вторая часть «Критикона», что вызвало огромное возмущение нового, менее лояльного, руководства ордена.
В 1655 г. священник написал «Размышления о причастии» — произведение сугубо религиозного характера, единственное в творческом наследии подписанное настоящим именем. В этой книге он отрекся от того, что является автором приписываемых ему книг сомнительного содержания. Однако уже в 1657 г. появляется третья часть «Критикона», и чаша терпения руководства переполняется окончательно. Грасиана осуждают, лишают права преподавания и сочинительства, отправляют в заштатный городок, где под присмотром иезуитов он вынужден соблюдать строгий пост, где ему не дозволяют иметь бумагу, чернила и перо, следят буквально за каждым шагом. После суда Бальтасар Грасиан-и-Моралес прожил меньше года, скончавшись 6 декабря 1658 г.
Грасиан-и-Моралес Бальтасар
Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracián y Morales ; 1601, Бельмонте — 6 декабря 1658, Тарасона) — испанский писатель, философ и теоретик литературы, иезуит.
Биография
Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.
В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсая). Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагорна, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе. Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.
В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагонской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.
«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).
В России Грасиана публиковали в период 1742—1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.
Сочинения
- «Герой» (1637)
- «Политик» (1640)
- «Остроумие, или Искусство Изощренного Ума» (1642)
- «Благоразумный» (1646)
- «Карманный оракул, или Наука благоразумия» (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек») (1647)
- «Критикон»: Часть I — 1651; Часть II — 1653; Часть III — 1657.
- «Размышления о причастии» (1655) — единственное произведение, подписанное настоящим именем.
- Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960.
- Правила Бальтасара Грасиана Как управлять судьбой
Русский перевод
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Грасиас
- Грасиан Б.
Смотреть что такое «Грасиан-и-Моралес Бальтасар» в других словарях:
Грасиан-и-Моралес Бальтасар — (Gracián y Morales) (1601 1658), испанский писатель, священник иезуит. Виднейший теоретик барокко. Трактат о поэтической метафоре «Остроумие, или Искусство изощрённого ума» (1642), книга афоризмов «Карманный оракул» (1647), философско утопический … Энциклопедический словарь
ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС Бальтасар — ГРАСИАН И МОРАЛЕС (Gracian y Morales) Бальтасар (1601 58) испанский писатель, священник иезуит. Виднейший теоретик барокко. Автор трактата о поэтической метафоре Остроумие, или Искусство изощренного ума (1642), книги афоризмов Карманный оракул… … Большой Энциклопедический словарь
Грасиан-и-Моралес Бальтасар — Грасиан и Моралес (Gracian у Morales) Бальтасар (8.1.1601, Бельмонте, 6.12.1658, Тарасона), испанский писатель и философ моралист. Трактаты «Герой» (1637, рус. пер. «Ирой», 1792), «Благоразумный» (1646) и др. излагают аристократические идеалы… … Большая советская энциклопедия
ГРАСИАН-и-МОРАЛЕС Бальтасар — ГРАСИАН и МОРАЛЕС (Gracián y Morales) Бальтасар (16011658), испанский писатель, философ. Политич. и филос. этич. трактаты «Герой» (1637, п. «Ирой», 1792), «Благоразумный» (1646), «Обиходный оракул, или Искусство быть благоразумным»… … Литературный энциклопедический словарь
Грасиан-и-Моралес (Gracian у Morales) — Грасиан и Моралес Бальтасар (Gracian у Morales, Baltasar) (1601 1658) Испанский писатель, философ моралист. Cвященник иезуит. Родился 8 января 1601, Бельмонте. Ввел e stilo culto (гонгоризм) в прозу, ввел термин вкус . Автор книги Обиходный… … Сводная энциклопедия афоризмов
Бальтасар Грасиан-и-Моралес — (1601 1658 гг.) писатель и философ Будь искусен в гневе. Коль возможно, пусть трезвое размышление предотвратит грубую вспышку для благоразумного это нетрудно. Важные друзья для важных дел… Поэтому иметь важных друзей и уметь их сберечь важней,… … Сводная энциклопедия афоризмов
ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС — (Gracian) Бальтасар (род. 8 янв. 1601, Бельмонтедель Калатайю, близ Сарагосы – ум. 6 дек. 1685, Таррагона) – исп. писатель; ректор иезуитского колледжа. Написал «Карманный оракул» («Oriculo manual у arte de prudentia», 1653), введение в мировую… … Философская энциклопедия
Грасиан-и-Моралес (Gracián y Morales) Бальтасар — (16011658), испанский писатель, священник иезуит. Виднейший теоретик барокко. Трактат о поэтической метафоре «Остроумие, или Искусство изощрённого ума» (1642), книга афоризмов «Карманный оракул» (1647), философско утопический роман… … Большой Энциклопедический словарь
Грасиан-и-Моралес — (Gracian у Morales) Бальтасар (8.1.1601, Бельмонте, 6.12.1658, Тарасона), испанский писатель и философ моралист. Трактаты «Герой» (1637, рус. пер. «Ирой», 1792), «Благоразумный» (1646) и др. излагают аристократические идеалы… … Большая советская энциклопедия
Грасиан-и-Моралес Б. — ГРАСИÁН И МОРÁЛЕС (Gracián y Morales) Бальтасар (160158), исп. писатель, священник иезуит. Виднейший теоретик барокко. Трактат о поэтич. метафоре Остроумие, или Искусство изощрённого ума (1642), книга афоризмов Карманный оракул (1647),… … Биографический словарь
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Цитатник
Этот торт очень легко и просто приготовить в домашних условиях, даже если вам пришлось все под.
— Я не забуду тебя никогда исп.Эмин Второе дыхание песни Владимира Кузьмина . А мне лично бол.
Серия сообщений «виноград»: Часть 1 — Виноград: зиму пережил, что дальше?Часть 2 — Подкорм.
Низкокалорийный десерт, который содержит всего 80 ккал на 100 гр, легко приготовить.
8 удивительных фактов о легендарном Скрипаче дьявола Сын портового грузчика Никколо Паганини .
—Музыка
—Помощь новичкам
—Метки
—Рубрики
- дача (2)
- аффирмация и цитата дня (17)
- Аюрведа (8)
- Библиотека (23)
- Андрэ Моруа (1)
- Романовы (1)
- Бизнес (20)
- биографии,знаменательные даты (42)
- блюда из овощей (40)
- блюда из тыквы (3)
- украшение блюд (5)
- блюда из рыбы (22)
- блюда к празднику (3)
- готовим в горшочках (4)
- видио (90)
- мультфильмы раскраски (2)
- фильмы (29)
- энергия Любви (3)
- этикет (3)
- вокруг света,традиции,необычное (91)
- горячие новости (49)
- все для дневника (171)
- СХЕМЫ (30)
- фотошоп (16)
- все о цветах (4)
- все о кошках (16)
- вяжем детям (122)
- вязание спицами (50)
- гадания (5)
- ГОРОСКОП, (47)
- знаки зодиака — Близнецы (13)
- лунный гороскоп (5)
- лунный календарь (15)
- готовим в термомиксе (9)
- готовим в горшочках (78)
- дизайн,ремонт (31)
- дизайн кухни (2)
- женщины (13)
- животные (20)
- мои кошечки (3)
- здоровье (164)
- восстановление зрения (4)
- ЗДОРОВЬЕ БЕЗ ЛЕКАРСТВ (50)
- Китайская Медицина (2)
- ксанго (1)
- лечение аритмии (4)
- лечение-остеохондроз (4)
- лечим почки (3)
- лечим суставы (8)
- мудры пальцев (5)
- Неумывакин И.П (9)
- очищение кишечника (1)
- очищение организма (3)
- сон (4)
- СУ ДЖОК-терапия (2)
- ирландское кружево (2)
- искусство (25)
- Испания (34)
- танцы (2)
- испанская кухня (5)
- Лучшие рецепты (4)
- йога (29)
- исцеляющие упражнения (14)
- красивая фигура (28)
- красота мира (17)
- любимые мелочи (14)
- М.С.Норбеков (1)
- магия цветов (13)
- магия цвета (2)
- магия камней (9)
- магия на удачу (15)
- магия денег (3)
- магия слова (2)
- магия на исполнение желаний (2)
- МАНТРЫ (19)
- массаж (36)
- аkкупунктура (4)
- мистика (5)
- TARO (4)
- МИФЫ,ИСТОРИИ (11)
- мои путешествия (4)
- Курорты,Санатории (2)
- молитва,религия (53)
- иконы (4)
- молитвы из книг Джозефа Мэрфи (1)
- МУЗЕИ (1)
- музыка (146)
- Adriano Celentano (3)
- романсы (1)
- Стас Михайлов -концерт (1)
- Игорь Крутой (1)
- караоке (4)
- тексты песен (6)
- Шопен (3)
- нумерология (12)
- обычаи,заговоры,поверья (8)
- ОФОРМЛЕНИЕ БЛЮД (8)
- память,мышление (17)
- пасха (11)
- ПЕРЕВОДЧИК (0)
- поздравления (41)
- пожелания (4)
- поздравления с днем рождения (12)
- поздравления с Новым годом (12)
- полезно знать (37)
- мировой порядок (3)
- Самое Интересное (4)
- уход за одеждой (2)
- полезные свойства овощей и фруктов (5)
- чаи,кисели.напитки из трав (2)
- притча,мудрость (51)
- психология (97)
- исцеление Души (18)
- Наталья Грейс (2)
- Н. Грейс (2)
- ПРАВИЛА ЖИЗНИ (14)
- самогипноз (2)
- Секрет успеха (3)
- этикет (4)
- развитие детей (26)
- таланты детей (7)
- УЧИМСЯ РИСОВАТЬ (5)
- разделители (28)
- СХЕМЫ (21)
- рамки (72)
- рамки медицинские (3)
- рамочки детские (7)
- рамочки для видио (4)
- рамочки- рукоделие (10)
- рамки женщины (22)
- рамки животных (4)
- рамки кулинарные (20)
- рамки поздравляю (10)
- рамки поздравляю (5)
- рамки природы (24)
- рамочки он и она (3)
- рецепты народной медицины (8)
- рукоделие,вязание (45)
- вышивка лентами (1)
- ковровые изделия своими руками (10)
- холодный фарфор (2)
- сайты (47)
- библиотека (2)
- сайт-шитье,вышивание (3)
- сайты-Здоровья (1)
- сайты-кулинарии (1)
- салаты (5)
- Секреты молодости (23)
- стихи (82)
- стихи=Самариной (10)
- талисманы,обереги,заговоры (4)
- танцы (2)
- тесты (12)
- торты (37)
- пирожки (1)
- торты без выпечки (3)
- украшение блюд (3)
- улыбнитесь (30)
- уход за волосами,телом (35)
- уход за кожей (58)
- макияж (6)
- маски (24)
- УЧИМСЯ РИСОВАТЬ (1)
- уютный дом (54)
- фитотерапия (44)
- энциклопедия продуктов (17)
- ФОТО —АЛЬБОМ (1)
- фэн-шуй (6)
- хлебопечь (7)
- несладкая выпечка (5)
- тесто (1)
- чакры,ЭКСТРОСЕНСОРИКА (15)
- карма (1)
- шитьё (87)
- выкройки (10)
- курсы кройки и шитья (19)
- мастер (2)
- шьем брюки (2)
- шьем пиджаки (3)
- шьем платья (9)
- школа вязания крючком (95)
- Все для ног- тапочки,гольфы,носки. (7)
- платья,костюмы (9)
- журналы,книги,сайты (2)
- узоры крючком (17)
- цветы крючком (2)
- школа вязания спицами (110)
- пальто (7)
- платье (17)
- свитера,кофточки (13)
- узоры спицами (22)
- шляпы,шапки, (10)
- штукатурные работы (0)
- эзотерика (9)
- школа таро (2)
—Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Онлайн-игра «Empire»Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
- Словарный запасПриложение показывает, в виде облака, 100 наиболее используемых слов в вашем дневнике, или в дневниках друзей. Каждое слово является ссылкой, на поиск этого слова в вашем дневнике.
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
- Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
—Ссылки
—Фотоальбом
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Биография — ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС БАЛЬТАСАР
Биография — ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС БАЛЬТАСАР (1601-1658)
Высказывания и афоризмы Грасиан-и-Моралеса
Грасиан-и-Моралес Бальтасар, испанский писатель, философ, родился 8 января 1601 г. в семье врача в селении Бельмонте (Арагон). Из-за бедности родителей был отдан в школу ордена иезуитов, затем учился в университете Сарагосы. По окончании университета стал профессором философии и риторики в колледжах и университетах Испании.
В 1637 г. написал трактат «Герой», чем вызвал неудовольствие капитула ордена иезуитов, а в 1640 г. — книгу «Политик», которая не понравилась королю Филиппу IV Габсбургу.
В 1646 г. издал трактат «Благоразумный», где изложил нравственные принципы аристократического воспитания, а в следующем году — книгу «Обиходный оракул, или Искусство быть благоразумным» (в русском переводе книга вышла в 1739 и 1760 гг. под названием «Придворный человек»). В ней даны 300 правил житейской мудрости.
В 1651—1657 гг. Грасиан написал большой роман с аллегорией «Критикой». В нем мрачная картина действительности, наполненная абсурдом, предрассудками, ловушками для неискушенного человека, противопоставлена гармонии природы в образе человека-дикаря, волею судьбы оказавшегося в условиях цивилизации XVII века. Подлинно европейскую славу принесли Грасиану его нравственно-морализаторские труды, переведенные в начале на французский язык, а затем и на все основные европейские языки, после чего Грасиан стал считаться основателем жанра афористической литературы. Ввел в обиход термин «вкус». Умер в городе Тарагона 6 декабря 1658 г.
Высказывания, изречения, афоризмы Бальтасара Грасиан-и-Моралеса
Искусство долго жить: жить достойно. Две вещи быстро приканчивают человека: глупость и распутство. Одни потеряли жизнь потому, что хранить ее не умели, и другие — потому что не хотели.
Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества.
Не отказывай сразу, пусть разочарование входит по капле.
Не перегружай себя ни трудами, ни чужой завистью — ты загубишь свою жизнь и умертвишь свой дух. Иные распространяют это правило и на знания — но ведь кто не познает, тот не живет.
Пользуйся тем, что ты нов; пока ты — новинка, тебя ценят. Новое нравится, оно вносит разнообразие, освежает удовольствие — новенькую посредственность больше ценят, чем привычную знаменитость.
Видя в людях дурное, не радуйся, тем более не обсуждай. Сплетник ненавистен вовеки. Скажешь худое, услышишь худшее.
Молчание — алтарь осторожности.
Делать дело — и показывать дело. Все ценится не за суть, а за вид. Иметь достоинство и уметь его показать — двойное достоинство: чего не видно, того как бы и нет.
Угодничество опаснее ненависти.
Видеть недостатки, невзирая на лица. От честных глаз да не укроется порча, даже прикрытая парчою; пусть на пороке златой венец, но и злату не скрыть зла. Раболепие пребудет низостью, хотя бы предмет его был высок. Пороки можно скрасить, но никого они не красят. Толкуют, что такой-де герой допустил то?то и то-то, но не соображают, что в этом-то он и не был героем. Однако пример вышестоящего так красноречив, что и недостойное делает привлекательным: раболепие подражало великому даже в безобразии лица, забывая истину — что в великих простительно, то в ничтожных отвратительно.
Мир полон дураков, да никто глупости своей не замечает, даже не подозревает.
Хочешь уважения — не начинай с оскорбления.
Действовать, когда сомневаешься в разумности деяния, — опасно, лучше воздержись. Благоразумие не допускает неуверенности, оно всегда шествует при полуденном свете разума.
Думать об удачном исходе. Иные больше озабочены тем, чтобы не отклоняться от раз взятого направления, нежели думают о достижении цели; однако порицание за неуспех всегда заглушит похвалу за усердие. Победителю незачем оправдываться.
Человек удачного завершения. Кто входит в чертог Фортуны через врата радости, выходит через врата скорби — и наоборот. Посему думай о конце дела, заботься о том, чтобы счастливо выйти, а не о том, чтобы красиво войти.
Худшие враги — из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым, по наиболее уязвимому месту.
Важнее разбираться в видах и свойствах людей, чем трав и камней. Это одно из самых тонких житейских искусств.
Много рассуждать — споры затевать.
Никогда не действовать в пылу страсти — все сделаешь не так. Кто не в себе, тот и не отвечает за себя, страсть изгоняет разум.
И сам не фамильярничай и другим не дозволяй. Панибратство губительно для превосходства, присущего человеку порядочному, а затем — и для почтения к нему.
БАЛЬТАСАР ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС (BALTASAR GRACIÁN Y MORALES. 1601-1658)
— прозаик, моралист и теоретик искусства эпохи барокко, автор аллегорической «эпопеи в прозе» «Критикон», моральных трактатов «Герой» (1637), «Политик» (1640), «Благоразумный» (1646), «Искусство изобретательности, или Трактат об Остроумии» (1642; 2-е, расширенное издание —
1648, под названием «Остроумие и искусство изобретательности»), сборника афоризмов «Карманный оракул» (1647). Мышление Грасиана глубоко парадоксально, а его творчество вырастает из напряженного согласования противоречащих друг другу установок и утверждений. Человеческий идеал Грасиана-моралиста — Герой одноименного трактата и герои других его произведений — Личность, то есть «гигант», обладатель великой воли и выдающихся способностей, творец самого себя, наделенный вместе с тем такими «добродетелями», как скрытность, проницательность, расчетливая рассудительность и способность мимикрировать, сливаясь с враждебным окружением; перечисленные качества, объединенные под общим понятием Благоразумие, равно как и высота духа, дают Герою возможность противостоять изменчивости Фортуны. С современной же точки зрения Личность Грасиана — абсолютная обезличенность, максимальная подгонка индивидуальности под надындивидуальный стандарт. В философско-этических воззрениях Грасиана отразились его век и его личная судьба: рожденный в арагонском селении Бельмонте, в семье простого лекаря, не исключено, что «новохристианского» происхождения (фамилия «Грасиан» — латинизированный перевод древнееврейского «хен» — милость), предназначенный с детства к духовной карьере, принявший монашеский обет в Ордене иезуитов (так называемое «монашество в миру») и сделавший в Ордене определенную карьеру, Грасиан в то же время постоянно подвергался гонениям и преследованиям (вплоть до ссылки и приговора к строгому покаянию «на хлебе и воде» за год до смерти) за «высокомерие» и успехи на литературном поприще (свои сочинения, принесшие ему всеевропейскую известность, Грасиан создавал и публиковал без орденских санкций). Эстетические взгляды Грасиана — одно из самых ярких проявлений барочного взгляда на творчество как на активизацию воображения потребителя искусства, который должен стать «соавтором» поэта, создателя причудливых метафор и загадочных аллегорий.
— обширное аллегорическое повествование философско-моральной и сатирической направленности, которое нередко именуют «романом», но задуманное самим автором как «эпическая поэма в прозе». Современные исследователи определяют жанр «Критикона» как эпопею-мениппею, в которой в форме аллегорического повествования, построенного по фабульной схеме позднегреческого романа испытаний, представлен поиск человеком смысла своего существования. Герои «Критикона» — Критило и Андренио, лишенные индивидуальности, обязательной для героев романа, — двуипостасное воплощение человеческой природы как противоречивого единства разума и чувственности, культуры и природы, опыта и заблуждений. Смысл человеческой жизни, по Грасиану, — в обретении человеком бессмертия, гарантом которого служат его великие деяния и его творения. Наряду с небесным блаженством, уготованным праведникам (традиционное христианское решение темы победы над смертью), героев Грасиана в конце жизненного пути ожидает Остров Бессмертия, куда попадают также немногие избранные, но мера их избранничества — не христианское смирение, а героическое самовозвеличивание. Человек проходит свой жизненный путь под знаком разочарования в прелестях плотского и социализированного существования (центральная тема культуры барокко). В «Критиконе» представлен весь цикл человеческой жизни — от рождения до смерти, — разделенный на четыре «возраста» (детство, юность, зрелость и старость), уподобленных временам года от весны до зимы. Каждая из главок «эпопеи» носит название «кризис» и изображает освобождение мужающего Андренио, а то и его более умудренного жизнью спутника от какой-либо из иллюзий. Одновременно, проводя своих героев по градам и весям современной ему Испании и по дорогам Европы, Грасиан разворачивает сатирико-критическую панораму европейской цивилизации на заре Нового времени, говоря о своем веке, что он «не для людей выдающихся ни в ратных делах, ни в подвигах«, изображая аллегорическую улицу Города Мира заполненной «всяческими скотами и гадами», так что «люди истинно достойные не смеют показаться, живут уединенно, замкнувшись в своей умеренности и скромности». Ложь, лицемерие, обман, фальшивое мнение скотоподобной толпы царят в мире, но всесильное время уничтожает все, кроме плодов Высокого духа.
Карманный оракул; Критикон / Изд. подгот. Е.М.Лысенко и Л. Е. Пинский. — М.: Наука, 1981. — 631 с. — (Лит. памятники). Obras completas / Estudio prelim, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. — Madrid: Aguilar, 1960. — CCLXXI, 1319 p.
Литература Gracián y su época: Actas de la I Reunión de filólogos aragoneses. — Zaragoza: Inst. Fernando el Católico, 1986; Correa Calderón E. Baltasar Gracián: Su vida y su obra. — Madrid: Gredos, 1970. — 426 p.; Heger K. Baltasar Gracián. — Zaragoza: Inst. Fernando el Católico, 1982. — 230 p.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес — краткая биография
Бальтасар Грасиан-и-Моралес — испанский писатель, выдающийся представитель литературы барокко, теоретик литературы, основатель жанра афористической литературы, философ, моралист, иезуит, священник. Был уроженцем испанского селения Бельмонте, появился на свет 8 января 1601 г. в многодетном семействе, главой которого был бедный сельский врач.
Детские годы Бальтасара прошли в атмосфере бедности. Материальное положение во многом предопределило и дальнейшую судьбу Бальтасара, его братьев и сестер: их всех отдали послушниками в монастыри, принадлежавшие разным орденам. В 1619 г. дядя Бальтасара, который служил капелланом в соборной церкви Толедо, помог племяннику попасть на обучение в школу иезуитского ордена. В городах Херона и Каллатаюда он постигал философию, грамматику, а в 1623 г. Грасиан становится студентом Сарагосского университета и изучает теологию.
Окончив это учебное заведение, Грасиан становится преподавателем грамматики и риторики в каллатаюдском колледже. В 1631 г. ему довелось отучиться в Валенсии, специальной школе проповедников и исповедников ордена иезуитов. 30-летний Грасиан-и-Моралес работал преподавателем в Лериде, вел теологию, в иезуитской коллегии Ганди учил слушателей философии.
В 1636 г. в биографии Грасиана начинается новый этап. Связан он был с переездом на новое место – Уэску, город, который в то время слыл в Арагоне одним из культурных центров. В городской иезуитской коллегии ему предстояло служить проповедником и исповедником. Здесь Грасиана окружали не только братья по вере: он вращался среди людей, страстно увлекающихся искусством, литературой, философией, и пребывание в этой среде сыграло огромную роль в том, что Грасиан-и-Моралес стал всерьез заниматься литературной деятельностью.
Нравоучительный трактат «Герой», который стал первым крупным произведением, представленным общественности, был написан буквально через год после переезда в Уэску, в 1637 г. В этом городе у него был друг – очень состоятельный и при этом образованный человек, собравший в своем дворце богатую библиотеку. В ней Грасиан проводил почти все свободное от службы время, в ее стенах и написал дебютный трактат, который тепло приняли читатели не только родной Испании, но и других европейских стран. Книга увидела свет под именем Лоренсо Грасиана, двоюродного брата Бальтасара, т.к. члены ордена иезуитов не имели права публиковать что-либо без прохождения внутренней цензуры.
В 1642 г. из-под пера Грасиана вышел трактат-антология «Остроумие, или Искусство изощренного ума», в 1646 г. — трактат «Благоразумный», посвященный аристократическому воспитанию. Еще через год вышло новое произведение, которое впоследствии перевели на множество европейских языков — «Карманный оракул, или Наука благоразумия», представлявшее собой сборник авторских афоризмов.
Последний десяток лет в творческой биографии Грасиана был посвящен, главным образом, «Критикону» (1651–1657) — большому роману-притче, аллегории, в центре которого была жизнь человека в современном социуме. Творчество Грасиана приносило ему все больше известности и почета, но в то же время ослабляло его позиции как члена иезуитского ордена, ставило в двусмысленное положение. В 1651 г. состоялось назначение писателя на должность руководителя кафедры Святого писания в Сарагосском университете, а в 1653 г. была опубликована вторая часть «Критикона», что вызвало огромное возмущение нового, менее лояльного, руководства ордена.
В 1655 г. священник написал «Размышления о причастии» — произведение сугубо религиозного характера, единственное в творческом наследии подписанное настоящим именем. В этой книге он отрекся от того, что является автором приписываемых ему книг сомнительного содержания. Однако уже в 1657 г. появляется третья часть «Критикона», и чаша терпения руководства переполняется окончательно. Грасиана осуждают, лишают права преподавания и сочинительства, отправляют в заштатный городок, где под присмотром иезуитов он вынужден соблюдать строгий пост, где ему не дозволяют иметь бумагу, чернила и перо, следят буквально за каждым шагом. После суда Бальтасар Грасиан-и-Моралес прожил меньше года, скончавшись 6 декабря 1658 г.
Бальтасар Грасиан: афоризмы и биография
Бальтасар Грасиан – выдающийся испанский писатель 17 века. Он успешно сочетал духовную и мирскую деятельность – был иезуитом и философом одновременно. В наследство он оставил великолепные книги, которые составили антологию испанской литературы и до сих пор являются классическими произведениями эпохи барокко.
Биография
По скудным сведениям, Бальтасар Грасиан родился в 1601 году в Бельмонте, в Испании. Он был сыном бедного сельского врача, и с ранних лет ему была уготовлена судьба священника. Известно, что в 1619 году его дядя помог поступить ему в школу иезуитов Калатаюде и Уэски. После окончания школы Грасиан Бальтасар самостоятельно изучал грамматику и философию в городах Каллатаюда и Херона, в 1623 году ему посчастливилось стать студентом университета Сарагосы, где он посвятил себя изучению теологии.
Окончив университет, будущий писатель становится преподавателем риторики и грамматики в колледже Калалютуда. В 1631 году он проходит дополнительное обучение в школе ордена иезуитов, где готовили проповедников и исповедников.
Литературное окружение
В 1636 году Бальтасар Грасиан начал новый этап своей жизни. Он был связан с переездом в город Уэску, который в те времена являлся важнейшим культурным центром провинции Арагон. Переезд был связан с новым назначением – в местном храме Грасиану предстояло служить проповедником. Именно здесь зарождались новые имена в сфере культуры, литературы и искусства, и, возможно, именно под влиянием такой атмосферы Бальтасар Грасиан решился написать свой первый литературный труд.
Трактат «Герой»
Свой первый трактат Грасиан назвал «Герой». Данный литературный труд был написан очень быстро, буквально за год после переезда в Уэску. Неоценимую помощь в написании трактата будущему писателю оказал богатый и влиятельный друг, имевший прекрасную библиотеку. «Герой» — прекрасный образец средневековой дидактической прозы, в котором, как в зеркале, отражаются достоинства и моральные качества, которые должны иметь те, кто стремится получить признание среди своих сверстников. С помощью этой работы Грасиан начинает разрабатывать тему моральной философии. Трактат увидел свет под именем Лоренцо Грасиана, который являлся кузеном Бальтасара, ведь, согласно орденскому уставу, иезуиты не имели права публиковать свои труды, которые не прошли внутреннюю цензуру.
«Карманный оракул»
Наибольшую известность философу принес сборник его собственных цитат и афоризмов, известных под именем «Карманный оракул». В нем приведены афоризмы Бальтасара Грасиана и Моралеса, которые в остроумной форме предлагают собственному читателю быть благоразумным и терпеливым. Например, известны такие сентенции Грасиана, как:
- «мертвого льва даже зайцы лягают»;
- «к благоприятному случаю ведут долгие дороги времени»;
- «скоро свершается – скоро разрушается»;
- «не следует постоянно острить: вечная потеха – для дела помеха»;
- «не справиться с делом – меньшая беда, нежели не начинать дела вовсе, ведь портится стоячая вода, а не проточная».
Таких коротких нравоучительных рассуждений в книге достаточно много. Бальтасар Грасиан, афоризмы которого были такими живыми и остроумными, быстро стал известным и популярным. На фоне унылой богословской литературы его изречения были тем самым глотком живой воды, которого так не хватало испанскому просвещению. Карманный оракул был очень популярен и в Испании, и за ее пределами – еще при жизни Бальтасара Грасиана небольшое литературное произведение было переведено на многие европейские языки.
Вершина таланта
И сам Грасиан Бальтасар, и его критики заслуженно считали основным произведением этого писателя роман «Карпер». В нем Грасиан показывает собственное видение того, каким должен быть окружающий мир. Литература такого толка была весьма распространена в эпоху поздней античности, и вот, через тысячу лет, Бальтасар решает вернуться к этой форме повествования. Главные герои олицетворяли собой природу и культуру как символы осторожного отражения и спонтанного импульса. В конце повествования делается вывод, что природа несовершенна, и в конце концов культура спасает мир и приводит к бессмертию. Как и другие его произведения, этот роман будет подписан именем другого человека.
Наследие Бальтасара
Последние десять лет своей жизни Грасиан посвятил написанию «Критикона» -объемного труда, рассказывающего о месте человека в современной жизни. Светское творчество приносило автору большую известность и почет, но и сильно настораживало иезуитский орден, руководство которого было недовольно литературным творчеством священника.
В конце своей жизни священник напишет одну единственную вещь, подписанную его собственным именем – Бальтасар Грасиан. Книги, выпущенные ранее, уже вовсю ходили по стране, но формально их авторами являлись другие люди. В трактате «Размышления о причастии» автор на фоне сугубо религиозных размышлений отрекается от собственных литературных произведений. Это следовало сделать, так как терпение руководства ордена иезуитов подходило к концу. Тем не менее вскоре выходит последняя часть «Критикона», несомненно принадлежавшая перу Бальтасара, и автора привлекают к суду.