Краткая биография бестужев-марлинский

Биография Бестужев-Марлинский в кратком изложении, сочинения по произведениям, аудиокниги, полные и краткие содержания.

Краткая биография бестужев-марлинский

Александр Александрович Бестужев-Марлинский

Александр Александрович Бестужев (псевдоним Mарлинский; 23 октября (3 ноября) 1797, Санкт-Петербург — 7 (19) июня 1837, Адлер) — русский писатель, критик, публицист; декабрист.

Сын Александра Федосеевича Бестужева (1761—1810), издававшего вместе с в 1798 «Санктпетербургский журнал» и составившего «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества». Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения ген. Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полк.

За участие в заговоре декабристов 1825 был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 переведён на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведён и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено.

На литературное поприще выступил в 1819 году с стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения», а в 1820 был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821 напечатана отдельной книжкой его «Поездка в Ревель», а в 1823—1825 он вместе с , издавал альманах Полярная звезда.

Этот альманах — по своему времени весьма замечательное литературное явление — был встречен общим сочувствием; вокруг молодых, талантливых и любимых публикой редакторов соединились почти все передовые представители нашей тогдашней литературы, включая и Пушкина, который из Одессы и потом из псковской своей деревни поддерживал с Бестужевым оживлённую переписку по литературным вопросам и посылал ему свои стихи. В «Полярной звезде» Бестужев выступил не только как романист («Замок Нейгаузен», «Роман в семи письмах», «Ревельский турнир», «Изменник»), но и как литературный критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживлённую полемику.

Это было время, когда в русской литературе, благодаря в особенности произведениям Пушкина, был поставлен ребром вопрос о форме и содержания художественного творчества — вопрос о так называемом «классицизме» и «романтизме». Все молодые и свежие литературные силы вслед за Пушкиным стали под знамя нового направления, которое окрестили названием «романтизма» и которое, в сущности, было практической проповедью свободы художественного вдохновения, независимости от признанных литературных авторитетов как в выборе содержания для поэтических произведений, так и в приёмах его обработки. Горячим и ревностным защитником этого направления явился и Бестужев.

Он резко и вместе с тем остроумно нападал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно и что литературные староверы, продолжая загромождать словесность этой мертвечиной, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приёмов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы — таковы были основные положения критики Бестужева. Идеальными типами поэтов-художников он ставил Шекспира, Шиллера, в особенности же Байрона и (впоследствии) Виктора Гюго. Не отличаясь глубиной взгляда, критические статьи Бестужева производили, однако же, сильное впечатление своей пылкостью, живостью и оригинальностью; они всегда вызывали более или менее оживлённый обмен мнений, всеми читались и обсуждались и, таким образом, будили в нашей литературе критическую мысль в то время, когда наша литературная критика была ещё, можно сказать, в зародыше. Белинский признал за этими статьями Бестужева «неотъемлемую и важную заслугу русской литературе и литературному образованию русского общества», прибавив к этому, что Б. «был первый, сказавший в нашей литературе много нового», так что критика второй половины 20-х годов была во многих отношениях только повторением литературных обозрений «Полярной звезды». Литературная деятельность периода ссылки. Декабрьские события 1825 г. на время прервали литературную деятельность Бестужева. Уже отпечатанные листы «Полярной звезды» на 1826 с его статьёй были уничтожены. Сам он сначала был отвезён в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири. Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием «Андрей, князь Переяславский», первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в Санкт-Петербурге (1828). В следующем году Бестужев был переведён на Кавказ рядовым с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830. С этого года, сначала без имени, а потом — под псевдонимом Марлинского в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда» и пр.), изданные в 1832 в 5-ти томах под заглавием «Русские повести и рассказы» (без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые томы; в 1839 явилось третье издание, в 12-ти частях; в 1847 — четвёртое. Главнейшие повести М. перепечатаны в 1880-х гг. в «Дешёвой библиотеке» . Оценка современниками. Этими своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрёл себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надёжной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, — ими не только все зачитывались — их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе… Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего ещё и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже). Романтический стиль прозы Марлинского. В своих романах и повестях Марлинский явился настоящим «романтиком». В них мы видим стиль и приёмы, очень близко напоминающие немецкий Sturm und Drang 70-х годов прошлого столетия и «неистовую» французскую беллетристику школы В. Гюго (которым Марлинский всего больше увлекался). Как там, так и здесь — стремление рисовать натуры идеальные в добре и зле, чувства глубокие, страсти сильные и пылкие, для которых нет иного выражения, кроме самого патетического; как там, так и здесь — игра сравнениями и контрастами возвышенного и пошлого, благородного и тривиального; во имя презрения к классическим теориям и правилам — усиленная погоня за красивой, оригинальной фразой, за эффектом, за остроумием — словом, за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Гёте называлось «гениальностью», а на языке поклонников и критиков Марлинского получило ироническое название «бестужевских капель». Герои Марлинского выражают свою душевную бурю блестящим, риторическим языком, в театрально-изысканной позе; в них «всё, о чём так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют женщины, в чём так стараются притворяться любовники, — кипит, как растопленная медь, над которой и самые пары, не находя истока, зажигаются пламенем… Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она увлекает и жжёт все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котёл даже холодное море»… «Природа, — говорит один из этих героев Марлинского, — наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих»… «Я готов, — говорит другой, — источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки»… Оценка Белинского и упадок славы Бестужева. Белинский определил Марлинского как талант внешний, указав этим и на главную причину его быстрого возвышения и ещё более быстрого падения в литературе. В конце XIX века, в эпоху реализма и публицистического подхода к литературе, преобладало критическое отношене к прозе Марлинского. Словарь Брокгауза и Ефрона так оценивает его творчество: Совершенное пренебрежение к реальной житейской правде и её требованиям (которые в ту пору никому из писателей даже и не снились) и полная искусственность, сочиненность и замысла, и его выполнения. Марлинский первый выпустил в нашу литературу целую толпу аристократически-изящных «высших натур» — князей Лидиных, Греминых, Звездиных и им подобных, которые живут только райским блаженством любви или адскими муками ревности и ненависти, — людей, «чело» которых отмечено особой печатью сильной страсти. И ни в том, ни в другом, ни в десятом из этих эффектных героев в действительности нет ни капли настоящей крови, нет настоящей, реальной жизни, характера, типа. Все они — бледные и бесплотные призраки, созданные фантазией беллетриста-романтика и лишь снаружи прикрытые яркими блёстками вычурного слога. В самом деле, им зачитывались и восхищались только до тех пор, пока в литературе не явилась свежая струя в повестях сначала Пушкина, потом — Гоголя, поставивших писателю совсем иные требования, практически указавших на необходимость свести литературу с её отвлечённых высот на почву действительной жизни. Как только эта необходимость была почувствована, как только читатель заявил о своём желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических прикрас — он уже не мог по-прежнему восхищаться «гениальностью» Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт. Влияние на литературу. Лучшими из повестей Марлинского считаются: «Фрегат Надежда», «Аммалат-бек», «Мулла-Нур» и «Страшное Гадание». В его повестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среда этой обстановки татары и черкесы наделены чрезвычайно «неистовыми» байроновскими чувствами. Стиль и характер Марлинского имели в своё время большое влияние на нашу изящную литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры, нельзя не заметить, что его манера до известной степени отразилась и в повестях Пушкина («Выстрел»), и в «Герое нашего времени» Лермонтова, и ещё более — в драмах последнего.

Александр Александрович Бестужев родился 23 октября 1979 года в Санкт- Петербурге. Писатель, критик, декабрист.

Получил домашнее образование, затем обучался в Горном корпусе. Проходил службу в лейб-гвардейском Драгунском полку. Участвовал в заговоре декабристов в 1825 году, за что был сослан в Якутск. В 1829 году его перевели солдатом на Кавказ.

Был участником многих сражений, получил чин унтер- офицера и георгиевский крест, после чего стал прапорщиком.

Читайте также  Краткая биография чаадаев

Смерть настигла его в лесу, в конфликте с горцами на мысе Адлер, 7 июня 1837 г. Долгие поиски его тела не обвенчались успехом.

В 1819 году печатал свои работы в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения». Писал стихи и небольшие рассказы. В 1820 году вступил в петербургское Общество любителей российской словесности. В 1821 году вышла в свет книга Бестужева «Поездка в Ревель». Затем он вместе с Рылеевым работал над альманахом Полярная звезда.

В «Полярной звезде» Бестужев выступил в роли литературного критика, его литературные обзоры обратили на себя внимание и вызвали оживление.

Критические статьи Бестужева впечатляли пылкостью и оригинальностью, и всегда читались и обсуждались. Его идеалами были Шекспир, Шиллер и Байрон.

События в декабре 1825 года на время приостановили литературную деятельность Бестужева. После ссылки в Якутск, помимо изучения иностранных языков, Бестужев занялся изучением местных обычаев и нравов. Выпустил несколько этнографических статей о Сибири. В 1829 году его переводят на Кавказ, а в 1830 он возвращается к литературе. Под псевдонимом Марлинский в журналах и газетах он публикует свои повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда»). В 1832 выходит его пятитомник «Русские повести и рассказы». В 1835 году печатается второе издание, а в 1839 выходит в свет третье издание в 12-ти частях.

Бестужев- Марлинский был широко известен благодаря своим произведениям. Его новые повести ожидали с нетерпением и передавали из рук в руки, вызывая восхищение, а его сочинения очень быстро раскупались. Не зря писателя в 30- х годах называли «Пушкиным прозы».

Бестужев-Марлинский Александр Александр

Краткие содержания

(1797-1837)

Александр Александрович Бестужев (писал под псевдонимом Марлинский) родился 23 октября (по старому стилю 3 ноября) 1797 года в Санкт-Петербурге, скончался в возрасте 39 лет 7 (19) июня 1837 года в Адлере. Он был известным русским писателем, критиком, публицистом. Участвовал в декабрьском восстании 1825 года.

Отец писателя, Александр Федосеевич Бестужев (годы жизни1761-1810), родом из обедневших дворян, был известен изданием «Санкт-петербургского журнала» (соавтор И.П. Пнин) и книги по воспитанию будущих воинов. Мать была мещанского рода. Очень добрая и понимающая женщина. Именно на ней держался весь дом, в котором частыми гостями были литераторы и художники.

Учиться Александра отдают в Горный корпус, но закончить его ему не удалось, так как Бестужев становится адъютантом в главноуправляющих путях сообщения, затем служит в драгунском полку в Петергофе. Квартира Бестужева тогда располагалась в Марли (вот отсюда и появится его псевдоним «Марлинский»). Все шло как нельзя лучше: положение в свете укреплялось, карьера по службе продвигалась своим чередом.

Все рухнуло в декабре 1825 года, 14 числа. Бестужев вышел на Сенатскую площадь вместе со своими единомышленниками. Когда восстание потерпело крах, ему удалось скрыться, но, узнав, что большинство друзей арестовано — назавтра же сам явился в Зимний дворец для дачи показаний на себя. Его тут же заключили в Петропавловскую крепость, где он и услышал: сначала приговор — смертная казнь, затем — 20 лет каторги. Через год Александру Александровичу по велению царя Николая I смягчили и это наказание — он отправляется в Якутск уже на поселение.

Прозябание на севере томит Бестужева, и он письмо за письмом посылает к царю с просьбой отправиться на Кавказ для участия в боевых действиях. Уж лучше погибнуть, чем уныло существовать. Царская милость на это снисходит к нему только в 1829 году, ему разрешают служить простым солдатом, но его командирам от самого императора дано указание: ни при каких боевых заслугах не награждать, в чине не повышать. И все же Георгиевским крестом Бестужев был награжден, и до прапорщика дослужился.

А погиб он, как и хотел, в бою. Это было в лесу на мысе Адлер, правда тело его так и не нашли.

Впервые свои произведения Бестужев опубликовал в 1819 году в журналах «Сын Отечества» и «Соревнователь просвещения», это были несколько стихов и маленькие рассказы. И уже на следующий год он состоит в петербургском обществе любителей российской словесности. А еще через год выходит книга «Поездка в Ревель».

С 1823 года по 1825 год он и К.Ф. Рылеев издают альманах «Полярная звезда». Альманах этот был настолько новым и замечательным литературным явлением, что нашел отклик и сочувствие у всех неравнодушных к судьбе России образованных людей. Он становится для них как бы объединяющим центром. Все это очень интересовало и Пушкина. Александр Сергеевич вел с Бестужевым очень активную переписку сначала из Одессы, а потом и из Михайловского, где находился в принудительной ссылке. Поэт присылал для альманаха стихи. Именно в «Полярной звезде» увидели свет новые романы и самого Бестужева: «Ревельский турнир», «Изменник», «Замок Нейгаузен», «Роман в семи письмах». Там же он печатал и критические статьи по вопросам литературы и журналистики. Они вызывали у читателей оживленный интерес, и вокруг них всегда была страстная полемика.

В это время среди литераторов шел постоянный спор между сторонниками классицизма и сторонниками утверждающегося в России романтизма. Обострению вопроса о соотношении формы и содержания в художественном творчестве способствовали произведения Пушкина. Молодое поколение авторов приветствовало появление нового направления, которое давало свободу художественному вдохновению, независимость в выборе формы поэтических произведений. Конечно же, на сторону романтиков встал и Бестужев.

Он ревностно защищал новое направление и обличал тех, кто стоял на позиции сохранения традиций классицизма. Бестужев был убежден, что времена классицизма уже прошли, и на современном этапе просто глупо пользоваться уже ставшей мертвой пафосной манерой письма XVIII века, он называл это старым хламом, мешающим поэтическому творчеству и свободе выражения мыслей.

Примером идеального типа поэта-художника он считал Шекспира и Шиллера. Но особенное значение он придавал творчеству Байрона (влияния которого не избежал ни Пушкин, ни Лермонтов, ни целая череда замечательных русских поэтов), а впоследствии и Виктора Гюго. Критика Бестужева не отличалась основательностью, но его статьи, тем не менее, производили огромное впечатление и влияние на других, потому что он зажигал, он будил мысль. На тот период литературной критики, как таковой, практически не существовало, так что можно сказать, что Бестужев стоял у ее истоков. Недаром Белинский признавал, что статьи Бестужева имели огромное значение для развития литературной мысли, потому как содержали в себе много нового. И надо признать, что литературная критика почти целое десятилетие потом лишь повторяла, углубляла и расширяла то, что было сказано Бестужевым в «Полярной звезде».

Литературное творчество периода ссылки

События декабря 1825 года и все, что потом было с ними связано, временно остановили литературное творчество Бестужева. То, что было написано и уже даже отпечатано для выхода «Полярной звезды» в 1826 году, естественно света не увидело. Только в Якутске Бестужев вновь берется за перо. Сначала он пишет этнографические заметки, так как достаточно много времени посвятил изучению самобытности якутского края. Также много времени он уделяет изучению иностранных языков. За год до переезда на Кавказ он начинает работу над повестью в стихах «Андрей, князь Переяславский». Одна глава этого произведения была в том же году напечатана в Санкт-Петербурге, правда без согласия автора и без указания его имени.

По приезду на Кавказ ему сначала было не до творчества, так как он постоянно находился то в экспедициях, то в боевых вылазках. Возвращением в литературу можно назвать 1830 год. Именно с этого времени, сначала анонимно, затем, используя, псевдоним Марлинский, в журналах стали появляться его рассказы и повести: («Наезды», «Лейтенант Белозор», «Испытание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда», «Страшное гадание», и пр.). Через два года эти и другие произведения вышли пятитомником под общим названием «Русские повести и рассказы», но автор указан не был. Через три года, в 1835 году, при переиздании у пятитомника автор появился — А. Марлинский, и с тех пор ежегодно в свет выходили все новые и новые тома, и при очередном (третьем) переиздании (уже после смерти автора) томов насчитывалось 12. Четвертое переиздание вышло в 1847 году. И еще одно издание было в 1880-х годах, где были перепечатаны самые известные и читаемые произведения А. Бестужева-Марлинского.

Своими книгами Бестужев-Марлинский в короткий срок стал известным и популярным среди читающей русской публики. Его новые повести нетерпеливо ждали, а потом книги переходили из рук в руки и зачитывались до дыр, выучивались наизусть. Издатели журналов и альманахов печатали Марлинского с удовольствием, так как его произведения обеспечивали периодическим изданиям увеличение подписчиков.

После того, как пришла известность, пришло и признание. Многие считали, что равных в прозе Бестужеву нет, что он — это Пушкин прозы. Чем же объяснялся такой необыкновенный успех? Прежде всего, это связано тем, что автор сделал героями своих произведений обыкновенных людей обыкновенного русского общества, описывал русскую природу, и оказался изобретательным на всякого рода эффекты в сюжетной линии. Читателей завораживал язык этих книг, цветистый, изысканный, полный риторики и чувств. Это было так ново, так ни на что не похоже, что русский читатель, действительно, лучше еще и не читал (проза Пушкина и Гоголя еще не появилась).

Итак, Марлинский — это настоящий «романтик». При создании своих повестей и романов он использует приемы раннего немецкого романтизма конца 18 века, опирается на школу французской беллетристики своего любимого В. Гюго. Всех их объединяет стремление изображать своих героев необыкновенными. Если уж чувства — то глубокие, страсти — то сжигающие и всеобъемлющие, если герой добрый — то до идеальности, если злой — то чудовищности. Все в произведениях романтиков строится на контрасте: возвышенность и пошлость, благородство и низость. Оттого и язык наполнен красивыми и оригинальными фразами, отсюда и эффектность, и остроумие. В немецкой литературе это называлось «гениальностью», а поклонники и критики Марлинского будут называть это «бестужевскими каплями».

Что и говорить, но язык героев Марлинского, которым они облекают в слова свою душу и выражают свою страсть, необыкновенен по пафосу и метафоричности. К примеру, вот так один из героев Бестужева объясняет свое поведение: «Небеса наказали меня необузданными страстями, которых не могли смирить или удержать ни воспитание, ни общество; жгучая кровь бурлит в жилах моих». А вот говорит другой герой: «Я готов источать кровь по одной капле, и, если это будет доказательством любви, — растерзать свое сердце у вас на глазах на мелкие лоскутки».

Причины забвения Бестужева

По определению Белинского, талант Марлинского является талантом внешним. В этом утверждении сразу определяются и причины быстрого возвышения и стремительного падения автора в литературе. К концу XIX века уже торжествовал реализм и публицистический подход к литературе, а потому проза Марлинского подвергалась нещадной критике. Его творчество стало оцениваться иначе. Возьмем, к примеру, словарь Брокгауза и Ефрона. Здесь Марлинского обвиняют в совершеннейшем пренебрежении к реальной, житейской правде, в полной искусственности, сочиненности и замысла, и его воплощения. Считается, что именно Марлинский выпустил на сцену литературного действия толпу изящных аристократов, в понимании автора — высших натур. Это и князья Лидины, Гремины, Звездины и им подобные. Все эти герои или купаются в райском блаженстве любви, или терзаются ревностью и ненавистью, это те, на ком природа поставила печать необузданной страсти. Но за всей этой эффектностью нет ни капли правды реальной жизни, нет настоящих характеров и типов. Все это бесплотная фантазия автора-романтика, сумевшего написать лишь призраки, прикрыв их красивыми словами.

Читайте также  Краткая биография марло

И все же Бестужевым зачитывались, но до той поры, пока не обрушилась на читателей освежающая и будоражащая волна повестей Пушкина, а затем и Гоголя. Эти классики литературу с заоблачных высот фантазий бросили под ноги людям, сделали ее доступной для восприятия любому: от царей и до кухарки. Тогда и читатель понял, что это то, что ему нужно. Читатель просто неистово захотел видеть на страницах книг именно себя и своих близких и именно в простых жизненных обстоятельствах, а не в воздушных замках. Читатель стал не мечтать, а искать в книгах ответы на вопросы, которые задает душа. С такими требованиями к литературе произведениям Марлинского уже было невозможно конкурировать с реализмом. И писатель был практически забыт.

Влияние на литературу

«Мулла-Нур», «Страшное Гадание», «Фрегат Надежда» и «Аммалат-бек» — это лучшие повести Бестужева-Марлинского. В произведениях о кавказской жизни хорошо описаны картины природы, интересно показаны нравы местного населения, если не брать во внимание то неистовство татар и черкесов, которыми они наделены автором явно в байроновском стиле.

А то, что творчество Марлинского стало ступенью в нашей литературе для тех, кто шел позже, — это, несомненно. Сравните его манеру и манеру Пушкина в «Выстреле» — найдете много общего. Но большее влияние Бестужев оказал на Лермонтова (такого же любителя байроновских героев), это можно проследить и в драмах, и в «Герое нашего времени».

Биография Александра Бестужева-Марлинского

Александр Александрович Бестужев (публиковался под псевдонимом «Марлинский») – русский писатель-байронист, критик, публицист эпохи романтизма и декабрист – родился 23 октября (3 ноября) 1797 года в Санкт-Петербурге (Россия).

Сын Александра Федосеевича Бестужева (1761-1810), издававшего вместе с И. П. Пниным в 1798 «Санкт-Петербургский журнал» и составившего «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества». Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения генерала Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полк.

За участие в заговоре декабристов в 1825 был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 переведён на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведён и в прапорщики.

Александр Бестужев-Марлинский погиб в стычке с горцами 7 (19) июля 1837 года в лесу, на мысе Адлер (ныне микрорайон Адлер города Сочи); тело его не найдено.

На литературное поприще выступил в 1819 со стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения», а в 1820 был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821 напечатана отдельной книжкой его «Поездка в Ревель», а в 1823-1825 он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах «Полярная звезда».

Этот альманах — по своему времени весьма замечательное литературное явление — был встречен общим сочувствием; вокруг молодых, талантливых и любимых публикой редакторов соединились почти все передовые представители нашей тогдашней литературы, включая и Пушкина, который из Одессы и потом из псковской своей деревни поддерживал с Бестужевым оживлённую переписку по литературным вопросам и посылал ему свои стихи. В «Полярной звезде» Бестужев выступил не только как романист («Замок Нейгаузен», «Роман в семи письмах», «Ревельский турнир», «Изменник»), но и как литературный критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживлённую полемику.

Декабрьские события 1825 на время прервали литературную деятельность Бестужева. Уже отпечатанные листы «Полярной звезды» на 1826 год с его статьёй были уничтожены. Сам он сначала был отвезён в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири. Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием «Андрей, князь Переяславский», первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в Санкт-Петербурге (1828).

В следующем году Бестужев был переведён на Кавказ рядовым с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830. Работал и жил он в городе Дербенте, в Дагестане. С 1830, сначала без имени, а потом — под псевдонимом Марлинский в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда» и пр.), изданные в 1832 в пяти томах под заглавием «Русские повести и рассказы» (без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые тома; в 1839 явилось третье издание, в 12 частях; в 1847-м — четвёртое. Главнейшие повести Марлинского перепечатаны в 1880-х гг. в «Дешёвой библиотеке» А. С. Суворина.

Своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрёл себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надёжной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, — ими не только все зачитывались — их заучивали наизусть.

В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе… Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас.

Все эти свойства его произведений были в тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего ещё и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).

Биография Бестужева-Марлинского Александра Александровича

В данной презентации даны краткие сведения биографии Бестужева- Марлинского Александра Александровича, прозаика, критика, поэта. Показаны его литературные знакомства с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым; связь с активными деятелями Северного общества. Определена роль во время восстания декабристов на Сенатской площади.

Скачать:

Вложение Размер
besstuzhev-marlinskiy_blohina.pptx 1.78 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Бестужев-Марлинский Александр Александрович (псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. — 07 июня (19 июня) 1837 г.) — прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома.

В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним — Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам . Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха « Зимцерла », но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К К у», «Подражание первой сатире Буало », «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина « Эсфирь » и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819).

Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом , Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным . Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель », навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей. Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева.

В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен », «Ревельский турнир», «Замок Венден », «Замок Эйзен » — авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста.

14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске.

С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Биография Бестужева-Марлинского Александра Александровича

Бестужев-Марлинский Александр Александрович (псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. — 07 июня (19 июня) 1837 г.) — прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома.

В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним — Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К К у», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819).

Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева.

В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» — авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста.

14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Краткая биография Александр Александрович Бестужев (*Общие критические статьи)

А. А. Бестужев (1797—1837) родился в знатной, но обедневшей русской семье. Учился в Горном кадетском корпусе, с 1816 г.— юнкер драгунского полка, стоявшего под Петербургом в Марли (отсюда псевдоним писателя — А. Марлинский). В 1820-е гг. Бестужев — блестящий гвардейский офицер, а затем и адъютант герцога Вюртем-бергского, известный дуэлянт, принимает участие в увеселениях высшего петербургского общества. В эти же годы начинается и его литературная и политическая деятельность. С 1820 г. Бестужев — один из руководителей «Вольного общества любителей российской словесности», объединившего литературные силы оппозиционно настроенных дворян. Совместно с Рылеевым пишет агитационные противоправительственные песни («Ах, где те острова. » и др.), с ним же.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

издает альманах «Полярная звезда» (1823—1825), где выступает с годовыми обзорами русской литературы, сыгравшими важную роль в становлении романтических принципов искусства. Ведущий критик первой половины 20-х гг., Бестужев пишет также стихи и обращается к прозе, которая становится важнейшей частью его творческого наследия («Поездка в Ревель», 1821; «Замок Нейгаузен», 1824; «Ревельский турнир», 1825 и др.). В 1824—1825 гг. входит в инициативную группу Северного общества, в ночь перед восстанием 14 декабря убеждает солдат не присягать Николаю I, а на следующий день выводит на Сенатскую площадь Московский полк. После разгрома восстания приговорен к 20 годам каторжных работ, замененных ссылкой в Сибирь. В 1829 г. переведен рядовым на Кавказ в действующую армию. В ссылке и в армии продолжает литературную деятельность: пишет критические разборы, стихи, поэму «Андрей, князь Переяславский». Основное внимание по-прежнему уделяет прозе, создавая светские, батальные, бытоописа-тельные повести, исторические очерки, среди них «Испытание», «Латник», «Лейтенант Белозор», «Страшное гаданье», «Аммалат-Бек» и др. Как прозаик в конце 20-х — начале 30-х гг. Бестужев пользуется огромной популярностью, создав особый стиль — «марлинизм», отличающийся пристрастием к романтическим сюжетам, ярким, необыкновенным характерам, экзотике, метафорическому повествованию. В 1837 г. был убит черкесами в боях у мыса Адлер.

Замок Эйзен.— Текст печатается по изданию: А. А. Бестужев-Марлинский. Сочинения: В 2-х т. Т. I. М.: Худ. лит., 1981. Первоначальное название новеллы — «Кровь за кровь». Под данным заглавием была опубликована в альманахе «Звездочка», тираж которого вышел после декабрьского восстания и сразу был арестован полицией. О. Сомов передал текст новеллы в «Невский альманах», где она была опубликована в 1827 г. под измененным названием.

«. целые воспожинки. » (с. 85).— Воспожинки — время после окончания жатвы.

«Пергала. » (с. 88) — эстонское бранное слово: черт, сатана.

«. у замка рыцаря Бока. » (с. 89).— Фамилия принадлежит древнему лифляндскому роду. Представителем рода был знаменитый Тимотеус фон Бок (1787—1836), современник Бестужева, один из наиболее приближенных к Александру I людей. За обращенную к царю «Записку», содержавшую резкую критику российского самодержавия, был заключен Александром I в Шлиссельбургскую крепость и объявлен сумасшедшим (см. роман Я. Кросса «Императорский безумец»).

«. фламское полотно. » (с. 90) — шелковая пряжа особенного фасона с петельками и утолщениями.

«. в огромных своих фишбейнах. » (с. 90).— Фишбейн (нем. Fischbein) — китовый ус, использовался для изготовления обруча, вставлявшегося под юбку у бедер. Здесь в значении: юбка с каркасом (так наз. фижмы, или кринолин).

«. словно щур. » (с. 91).— Щур — маленькая птичка с ярким оперением из семейства вьюрковых.

«. высеку тебя путлищами» (с. 93).— Путлище — ремень, которым привязывается к седлу стремя.

«. на пищу святого Антония!» (с. 93).— Антоний Фивский (ок. 250—356) — основатель христианского монашества, отшельник, умерщвлял плоть, питаясь исключительно хлебом и водой.

«. словно таксы трюфелей. » (с. 93).— Трюфель — гриб, произрастающий под землей. Уменьем отыскивать трюфеля славятся таксы.

«. совесть накраплена и подрезана, как шулерская карта. » (с. 93).— В картежной игре нередко использовался мошеннический (шулерский) способ опознания карты по ее внешней стороне («рубашке»). Для этого карты крапили, нанося на «рубашку» особую разметку в виде малоразличимых пятнышек.

«. к духову дню. » (с. 95).— Духов день-—праздник сошествия Святого Духа, празднуемый на следующий день после Троицы и, соответственно, на 51-й день, считая от Пасхи. На Духов день жилище украшалось ветвями березы.

«. причитать Лазаря» (с. 96).— Лазарь-—персонаж евангельской притчи о нищем, который валялся в струпьях у ворот богача, желая напитаться крохами с его стола. В загробной жизни он получает от бога воздаяние, в то время как богач мучается в адском пламени. В России Лазарь был излюбленным героем духовных стихов, а выражение «петь (причитать) Лазаря» стало синонимом причитания нищих. Здесь в значении: вымаливать, выпрашивать.

«Пресвятая Бригитта!» (с. 96).— Бригитта, шведская монахиня XIV в., основательница женского монашеского ордена. Канонизирована церковью. Культ Бригитты был широко распространен в Лифляндии: в XV в. в окрестностях Ревеля (Таллинна) был построен монастырь ее имени.

Источники:

    Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII — начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.— М.: Дет. лит., 1991.— 270 с

В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id2079

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: