Краткая биография грасс

Биография Гюнтера Грасса: фото, личная жизнь, причина смерти, книги, писатель, цитаты, трилогия, стихи

Краткая биография грасс

Гюнтер Грасс

Биография

Личность и творчество немецкого писателя Гюнтера Грасса до сих пор вызывает неподдельный интерес искусствоведов, потому что помимо создания прозаических произведений, в 1999 году удостоенных Нобелевской премии, он прославился как эссеист и поэт. Во время Второй мировой войны побывав на службе в рядах нацистского подразделения Кригсмарине, автор занялся переосмыслением истории и, вступив в ряды новой Социал-демократической партии Германии, посвятил этому делу 70 лет.

Детство и юность

Жизненный путь Гюнтера Вильгельма Грасса начался 16 октября 1927 года в городе-государстве Данциге, где он вместе с сестрой Вальтраудой рос и воспитывался в многонациональной семье.

Отец, владевший бакалейной лавкой и жилыми помещениями, был протестантом и немцем по происхождению, а мать, уроженка польского Поморья — Кашубии, принадлежала к католической вере.

Не испытывая разногласий по поводу религии, родители имели собственную недвижимость, которая приносила скромные доходы, достаточные для обучения детей. Гюнтер ходил в среднюю и старшую группу в гимназии Conradinum, а после уроков помогал в церкви во время мессы и других богослужений.

В начале Второй мировой войны будущий писатель был членом молодежного отряда Адольфа Гитлера, а по достижении 17-летнего возраста получил документы и ушел на фронт. В апреле 1945 года во время сражения в рядах эсэсовской танковой дивизии Грасс получил легкое ранение, а незадолго до победы советской армии попал в плен в городе Мариенбад.

Раскаявшись в приверженности нацистам, в конце 1940-х годов Грасс нашел убежище неподалеку от Дюссельдорфа, где занялся изучением скульптуры и графики в художественной академии. Затем, подрабатывая официантом, поднял уровень собственного образования и в 1956 году окончил Берлинский университет изящных искусств.

Личная жизнь

В молодости, обучаясь в Берлинском университете, Грасс позаботился об устройстве личной жизни, и студентка балетных курсов Анна Шварц, приехавшая из Швейцарии, вскоре после знакомства стала его женой. Сыграв свадьбу, супруги разделили быт между Парижем и Веттингемом, с 1957 по 1965 год в их семье родились четверо детей.

Когда младший сын Бруно достиг 7-летнего возраста, писатель перестал уделять внимание своей супруге и завел романы с художницей и учительницей, подаривших ему двух дочерей. А через несколько лет после официального развода с Анной в его жизни появилась концертирующая органистка Ута Грунет, с которой он сочетался браком и счастливо прожил остаток дней.

Книги

Интересен тот факт, что писательская биография Грасса началась с написания поэтических сборников, а вслед за стихами он создал ряд либретто для балетов и пьес. И только потом мужчина приступил к сочинению рассказов и романов, и «Жестяной барабан», ставший в 1959 году дебютной работой, принес автору славу и успех.

Спустя 10 месяцев после публикации это произведение, написанное в жанре сюрреалистического гротеска, положило начало «Данцигской трилогии» и было номинировано на литературный приз. А одноименный фильм режиссера Фолькера Шлёндорфа, удостоенный премий «Золотая пальмовая ветвь» и «Оскар», дублирован на разные языки мира, включая итальянский, английский, русский и иврит.

В начале 1960-х годов автор завершил начатую историю в книгах «Кошки-мышки» и «Собачьи годы», ставших первым шагом к переосмыслению нацизма и его влияния на жизни людей.

После публикации этих сочинений в Германии Грасс примкнул к новой Социал-демократической партии и писал речи для известных политиков, среди которых был Вилли Брандт. Впоследствии цитаты из этих набросков были использованы в пьесе «Плебеи репетируют восстание», а также в романе под названием «Головорожденные, или Немцы вымирают».

В 1980–1990-х годах немецкий писатель пополнил библиографию такими произведениями, как «Моё столетие», «Широкое поле», «Крысиха» и «Крик жерлянки». Его творчество было удостоено Нобелевской премии за «игриво-мрачный» исторический взгляд. А незадолго до смерти Гюнтер, публично признавшийся в ошибках молодости, связанных со службой в нацистских формированиях, создавал книги в жанре автобиографического романа.

Смерть

За 10 лет до смерти, произошедшей 13 апреля 2015 года по причине попадания в организм инфекции, Грасс со второй супругой поселился в герцогстве Лауэнбург, и в его доме, расположенном в местечке Белендорф, сейчас находится мемориальный музей. Там собраны фотографии, оригиналы книг и личные вещи писателя, а также воспоминания современников, близких родственников и друзей.

Цитаты

«Лишь истинные ленивцы способны совершать открытия, делающие работу менее трудоемкой»

«Даже плохие книги все равно остаются книгами и потому священны»

«Кто забывает историю собственного народа, тот не достоин её!»

1043,Гюнтер Грасс краткая биография — советы эксперта

Жизнь и творчество Гюнтера Грасса.

Гюнтер Грасс был многосторонней и развитой творческой личностью. Он занимался скульптурой и рисовал, однако он наиболее известен именно по своим литературным произведениям. Именно в этой области он стал лауреатом Нобелевской премии.

Годы жизни писателя

Гюнтер родился в смешанной семье – его отец был протестантом и немцем, а мать принадлежала к одной из польских общин и была католичкой. В юности будущий писатель даже помогал священнику во время проведения служб. Рос мальчик в городе Данциге, там же несколько лет учился в местной школе.

В этот период немецкой истории большинство сверстников Грасса состояли в специализированных нацистских обществах. Уже в 16 лет он был помощником по обслуживанию зенитных ПВО, так как обязательному призыву подвергались все учащиеся старшей школы. Кроме этого он полгода отработал на обязательных в нацистской Германии для юноши работах.

Гюнтер в 17 лет добровольно пытался податься в германские войска, для службы на подводной лодке. Его туда не взяли. Во время получения Нобелевской премии он объяснял это тем, что немецкая пропаганда не акцентировала внимание на количестве жертв и методах работы вермахта, при этом она активно внедряла в умы молодежи важность и красоту военного братства, особую роль Германии в мировой истории. Кроме этого, юноша в этот период как никогда испытывал родительское давление, подавляющее любое инакомыслие.

Грасс учился в художественной академии, где изучал графику и скульптуру, работая в это время швейцаром. Потом он продолжил образование в Академии Искусств в Берлине. Успеха Гюнтер добился и на личном фронте – у него было две жены и шестеро детей, причем сам писатель говорил, что два ребенка его второй супруги – Уте Грунтер, были ему как родные. Когда, в 2015 году, Грасс умер, у него было уже 18 внуков.

Биография

Личность и творчество немецкого писателя Гюнтера Грасса до сих пор вызывает неподдельный интерес искусствоведов, потому что помимо создания прозаических произведений, в 1999 году удостоенных Нобелевской премии, он прославился как эссеист и поэт. Во время Второй мировой войны побывав на службе в рядах нацистского подразделения Кригсмарине, автор занялся переосмыслением истории и, вступив в ряды новой Социал-демократической партии Германии, посвятил этому делу 70 лет.

Основные работы

Основной работой Грасса считается «Жестяной барабан». Он был членом «группы 47» и именно за эту работу получил премию этого объединения немецких писателей. Этот роман является первой частью трилогии, которая включает в себя еще и новеллу «Кошки-мышки», и роман «Собачьи годы». Наиболее знаменитой пьесой этого автора стало произведение «Плебеи репетируют восстание». Это политизированная работа была о восстании рабочих проходящее в 1953 году.

Гюнтер Грасс – один из лучших немецких писателей послевоенного периода. Его рассказ о том, что он хотел поступить на службу в Вермахт, всколыхнул общественность, однако ни в коем случае не повлиял на восприятие и признание таланта писателя.

Детство и юность

Жизненный путь Гюнтера Вильгельма Грасса начался 16 октября 1927 года в городе-государстве Данциге, где он вместе с сестрой Вальтраудой рос и воспитывался в многонациональной семье.

Отец, владевший бакалейной лавкой и жилыми помещениями, был протестантом и немцем по происхождению, а мать, уроженка польского Поморья — Кашубии, принадлежала к католической вере.

Гюнтер Грасс в молодости

Не испытывая разногласий по поводу религии, родители имели собственную недвижимость, которая приносила скромные доходы, достаточные для обучения детей. Гюнтер ходил в среднюю и старшую группу в гимназии Conradinum, а после уроков помогал в церкви во время мессы и других богослужений.

В начале Второй мировой войны будущий писатель был членом молодежного отряда Адольфа Гитлера, а по достижении 17-летнего возраста получил документы и ушел на фронт. В апреле 1945 года во время сражения в рядах эсэсовской танковой дивизии Грасс получил легкое ранение, а незадолго до победы советской армии попал в плен в городе Мариенбад.

Раскаявшись в приверженности нацистам, в конце 1940-х годов Грасс нашел убежище неподалеку от Дюссельдорфа, где занялся изучением скульптуры и графики в художественной академии. Затем, подрабатывая официантом, поднял уровень собственного образования и в 1956 году окончил Берлинский университет изящных искусств.

Личная жизнь

В молодости, обучаясь в Берлинском университете, Грасс позаботился об устройстве личной жизни, и студентка балетных курсов Анна Шварц, приехавшая из Швейцарии, вскоре после знакомства стала его женой. Сыграв свадьбу, супруги разделили быт между Парижем и Веттингемом, с 1957 по 1965 год в их семье родились четверо детей.

Когда младший сын Бруно достиг 7-летнего возраста, писатель перестал уделять внимание своей супруге и завел романы с художницей и учительницей, подаривших ему двух дочерей. А через несколько лет после официального развода с Анной в его жизни появилась концертирующая органистка Ута Грунет, с которой он сочетался браком и счастливо прожил остаток дней.

Книги

Интересен тот факт, что писательская биография Грасса началась с написания поэтических сборников, а вслед за стихами он создал ряд либретто для балетов и пьес. И только потом мужчина приступил к сочинению рассказов и романов, и «Жестяной барабан», ставший в 1959 году дебютной работой, принес автору славу и успех.

Спустя 10 месяцев после публикации это произведение, написанное в жанре сюрреалистического гротеска, положило начало «Данцигской трилогии» и было номинировано на литературный приз. А одноименный фильм режиссера Фолькера Шлёндорфа, удостоенный премий «Золотая пальмовая ветвь» и «Оскар», дублирован на разные языки мира, включая итальянский, английский, русский и иврит.

В начале 1960-х годов автор завершил начатую историю в книгах «Кошки-мышки» и «Собачьи годы», ставших первым шагом к переосмыслению нацизма и его влияния на жизни людей.

После публикации этих сочинений в Германии Грасс примкнул к новой Социал-демократической партии и писал речи для известных политиков, среди которых был Вилли Брандт. Впоследствии цитаты из этих набросков были использованы в пьесе «Плебеи репетируют восстание», а также в романе под названием «Головорожденные, или Немцы вымирают».

Читайте также  Краткая биография менандр

В 1980–1990-х годах немецкий писатель пополнил библиографию такими произведениями, как «Моё столетие», «Широкое поле», «Крысиха» и «Крик жерлянки». Его творчество было удостоено Нобелевской премии за «игриво-мрачный» исторический взгляд. А незадолго до смерти Гюнтер, публично признавшийся в ошибках молодости, связанных со службой в нацистских формированиях, создавал книги в жанре автобиографического романа.

Работы

1969 — Под местным наркозом / Örtlich betäubt
1972 — Из дневника улитки / Aus dem Tagebuch einer Schnecke
1977 — Камбала / Der Butt
1982 — Вымыслы / Kopfgeburten
1979 — Встреча в Тельгте / Das Treffen in Telgte
1986 — Крысиха / Die Rättin
1992 — Крик жерлянки / Unkenrufe
1999 — Моё столетие / Mein Jahrhundert
2002 — Траектория краба / Im Krebsgang
2009 — Луковица памяти / Beim Häuten der Zwiebel
Фотокамера / Die Box
2009 — По пути из Германии в Германию / Unterwegs von Deutschland nach Deutschland. Tagebuch
2010 — Слова Гримм / Grimms Wörter

Смерть

За 10 лет до смерти, произошедшей 13 апреля 2015 года по причине попадания в организм инфекции, Грасс со второй супругой поселился в герцогстве Лауэнбург, и в его доме, расположенном в местечке Белендорф, сейчас находится мемориальный музей. Там собраны фотографии, оригиналы книг и личные вещи писателя, а также воспоминания современников, близких родственников и друзей.

Цитаты

«Лишь истинные ленивцы способны совершать открытия, делающие работу менее трудоемкой»

«Даже плохие книги все равно остаются книгами и потому священны»

«Кто забывает историю собственного народа, тот не достоин её!»

От СС до Нобелевской премии. Непридуманная жизнь Гюнтера Грасса

16 октября 1927 года родился немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс.

Летом 2006 года Германия пережила шок. Нобелевский лауреат по литературе, прославленный писатель Гюнтер Грасс, в интервью газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» признался, что в юности служил в СС.

Откровения Грасса стали шоком для немцев. Спустя шесть десятилетий после окончания войны, когда, казалось, осуждены все преступники, выплачены все компенсации, состоялось покаяние, из шкафа выпадает очередной скелет.

Человек, вернувший Германию в мировую литературу

Гюнтера Грасса в Германии считали «совестью нации». В 1959 году писатель выпустил роман «Жестяной барабан» — гротескную историю мальчика Оскара Мацерата, который с приходом к власти в Германии национал-социалистов отказывается расти в знак протеста против происходящих в обществе перемен.

«Жестяной барабан» вернул послевоенную Германию в мировую литературу, а самого Грасса сделал «голосом обожженного поколения» немцев. В 1979 году экранизация «Жестяного барабана» была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и премии «Оскар».

Грасс стал классиком при жизни, каждое его произведение ожидалось с нетерпением, каждое его заявление привлекало внимание. Сторонник социал-демократов, он порвал с партией, посчитав в начале 1990-х, что партия «поправела». В начале 1980-х он был в числе активных противников размещения американских ракет «Першинг-2» на территории ФРГ.

Когда Германия пребывала в эйфории от объединения, он с сожалением говорил о «поглощении» ГДР, считая, что от этого процесса будет больше вреда, чем пользы.

В 1999 году Нобелевский комитет присудил Гюнтеру Грассу Нобелевскую премию по литературе.

Мальчик из Вольного города

И вот, спустя семь лет после этой награды выяснилось, что антифашист и борец за мир Гюнтер Грасс носил эсэсовскую форму.

Возмущенные критики требовали вернуть награды, включая Нобелевскую премию, отказаться от звания Почетного гражданина Гданьска.

Грасс на происходящий шум вокруг себя смотрел с недоумением. Всю жизнь в присущей ему форме он рассказывал о своей юности, о том, что происходило вокруг. Его служба в СС была не сознательным выбором, а, скорее случайностью. На «истинного арийца» Гюнтер Грасс никак не тянул.

Он родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциг, бывшей германской территории, отделенной от Германии по итогам Первой мировой войны. Отец Гюнтера, Вильгельм Грасс, был этническим немцем, успешным торговцем. Мать, Хелена, принадлежала к кашубам — небольшой западнославянской группе, проживавшей на севере Польши и Германии.

Ему не было 12, когда в сентябре 1939 года Данциг (польский Гданьск) был захвачен немецкими войсками. Польские почтовые служащие Гданьска держали оборону в течение 15 часов, и почти все погибли — одни в бою, другие были расстреляны гитлеровцами.

Юнец в форме СС

Воспитание по методикам Третьего Рейха принесло свои плоды — в 15 лет активный член «Гитлерюгенда» Гюнтер Грасс рвался на фронт, подавая заявления с просьбой зачислить его на флот, в экипаж подводной лодки.

Свои первые литературные произведения он печатал в нацистской газете, и имел все шансы стать новым рупором пропаганды Рейха.

Но когда Гюнтеру исполнилось 17 лет, гитлеровцам было уже не до пропаганды. В октябре 1944 года Грасс узнал, что будет служить в 10-й танковой дивизии СС «Фрундсберг».

У него не было шанса отказаться, да он и не пытался — по признанию Гюнтера Грасса, он «до конца верил в победу». Правда, по его словам, крови на руках юного эсэсовца не было.

В последний день рождения Гитлера, 20 апреля 1945 года, Гюнтер «получил в подарок» ранение. Танковая дивизия несла потери, теснимая советскими войсками. Но в плен раненый юный эсэсовец попал к американцам — произошло это 8 мая, когда война практически завершилась.

Для американцев, искавших среди служащих СС как военных преступников, так и полезные для себя кадры, он был слишком юн и зелен. В апреле 1946 года Гюнтер Грасс был освобожден из лагеря для военнопленных, и начал свой путь к литературной славе.

«Как и почему я на голубом глазу верил этой идеологии и шел за ней?»

Для того, чтобы рассказать о своей службе в СС, писателю потребовалось шестьдесят лет. Вслед за его признаниями вышел автобиографический роман «Луковица памяти», в котором Грасс вспоминал свою юность.

Кто-то увидел в этом пиар новой книги, но сам писатель признавался, что все дело в трудном процессе осмысления, необходимости найти нужные слова для описания пережитого.

«Только когда я решил написать о моем детстве, о том, что со мной происходило, как с ребенком и подростком, я нашел литературную форму, которая позволила мне, наконец, писать и рассказывать о моей службе в СС, — объяснял Грасс, — Но в моей книге тема попадания в СС не самая главная. Главное — это мучающие меня вопросы о моей тогдашней наивности. Как и почему я на голубом глазу верил этой идеологии и шел за ней? Почему во мне не возникало вопросов, когда мой польский дядя после штурма польского почтамта в 1939 году в Данциге был расстрелян? Почему я ни о чем не спрашивал, когда исчез мой учитель латыни, высказавший сомнение в конечной победе?»

В конечном счете, репутация Грасса не рухнула. Скандал позволил снизить помпезность торжеств по случаю его 80-летия, которые писатель категорически не одобрял.

«То, что должно быть сказано»

В своей Нобелевской речи Грасс говорил: «Наихудшее прегрешение писателя в глазах власть имущих состоит в том, что он не хочет вместе со своими книгами шествовать вместе с победителем, а скорее предпочитает вертеться там, где на обочине исторических процессов стоят проигравшие, которые многое могут рассказать, но не получают слова. Тот, кто наделяет их голосом, ставит победу под сомнение».

Свою юношескую наивность на излете жизни он искуплял готовностью говорить те вещи, которые не нравились властям.

В 2012 году опубликовал стихотворение «То, что должно быть сказано», в котором обрушился на Израиль за его планы превентивной войны против Ирана. За это власти Израиля объявили его персоной нон грата, заметив, что немец форму СС с себя снял, но от образа мыслей не отказался.

Следующим его стихотворением стал «Позор Европы», в котором Грасс бичевал европейские элиты за доведение до хаоса и разорения Греции, колыбели современной европейской цивилизации.

«Ты духовно захиреешь без страны, дух которой придумал тебя, Европа», — предупреждал Гюнтер Грасс.

«Мы движемся к Третьей мировой войне»

С большой прозой писатель расстался еще в 2013 году, заметив, что на создание нового романа у него уже не хватит ни сил, ни времени. Последние месяцы он посвящал стихам, живописи, а также давал интервью.

Гюнтер Грасс умер 13 апреля 2015 года в возрасте 87 лет в клинической больнице города Любека. За три недели до смерти в интервью испанскому изданию El Pais он говорил о Европе, России и будущем человечества.

«. я не говорю, что произошедшее с Крымом было оправдано. Это не оправдано, но это надо понять. То, что нам нужно сделать, — понять Россию. Украине пообещали вступление в Евросоюз, а затем вход в состав НАТО, вполне логично, что Россия раздраженно отреагировала на это, — говорил Грасс, — к ним вновь возвращается страх быть окруженными врагом».

«Мы движемся к Третьей мировой войне. Войны происходят по всему миру. Мы рискуем снова повторить собственные ошибки. Война может наступить, а мы, словно лунатики, даже не заметим ее приближения. На сегодняшний день, с одной стороны у нас есть Украина, где ситуация не становится лучше. В Израиле и Палестине ситуация становится только хуже. Америка оставила Ирак в катастрофическом состоянии. Зверства, совершаемые „Исламским государством“, а также проблема в Сирии, о которой молчат в новостях, но люди там продолжают убивать друг друга», — говорил Гюнтер Грасс весной 2015 года.

Всю жизнь он вглядывался в прошлое, чтобы будущее стало другим. И его «Жестяной барабан» по-прежнему стучит, будя тех, кто безмятежно спит, не видя подступающей беды.

Грасс Гюнтер

книги: Грасс Гюнтер

Гюнтер Грасс (нем. Günter Grass или Graß; р. 16 октября 1927, Вольный город Данциг) — немецкий писатель, скульптор, художник, график, лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 года.

Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциге (ныне Гданьск). По воспоминаниям самого писателя, приведённым в книгах «Жестяной барабан» и «Луковица памяти», его родители занимались торговлей. По этническому происхождению отец писателя — немец, мать — представительница кашубского народа.

Читайте также  Краткая биография карамзин

Во время Второй мировой войны в 15 лет вместе со своими одноклассниками был призван в обслугу зенитной батареи, затем отбыл трудовую повинность и в ноябре 1944 г. был зачислен в 10-ю танковую дивизию Ваффен-СС, в составе которой участвовал в сражении с советскими войсками в апреле 1945 г. и был ранен. После войны пробыл в американском плену до 1946 года.

С 1947 по 1948 год обучался профессии каменотёса в Дюссельдорфе. После этого Грасс учился скульптуре и живописи в Академии искусств в Дюссельдорфе. С 1953 по 1956 год продолжил изучение живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Берлине под руководством скульптора Карла Хартунга.

С 1956 по 1959 годы жил в Париже. В 1960 году вернулся в Берлин, где жил до 1972 года. С 1972 по 1987 год Грасс жил в Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне.

В 1954 году Грасс женился на Анне Шварц, с которой развёлся в 1978 году. В 1979 году Грасс женился второй раз на Уте Грунерт.

В 1956—1957 годах Гюнтер Грасс начал выставлять свои скульптурные и графические работы и одновременно начал заниматься литературой. В то время Грасс писал рассказы, стихи и пьесы, которые сам он относил к театру абсурда.

Образным языком был написан и роман «Жестяной барабан». За этот роман он получил премию «Группы 47», к которой он сам принадлежал с 1957 года. В 1960 году жюри литературной премии города Бремена хотело присудить свою премию роману «Жестяной барабан», но сенат Бремена воспротивился этому. В 1979 году роман был экранизирован режиссёром Фолькером Шлёндорфом. Фильм «Жестяной барабан» получил главный приз Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — в 1979 году, а также «Оскара» как лучший иностранный фильм.

Роман «Жестяной барабан» был опубликован в 1959 году. В этом романе реальные исторические события конфронтируют с сюрреалистически-гротескным образным языком Грасса. Стиль, в котором написан роман «Жестяной барабан», стал стилем Гюнтера Грасса.

Его второй роман «Кошки-мышки», действие которого происходит во время второй мировой войны в Данциге и в котором рассказывается история юного Иохима Малке , вызвал скандал. Гессенский министр работы и здравоохранения, из-за описанной в романе сцены онанизма, сделал запрос в федеральные органы надзора о проверке романа как имеющего аморальное содержание. Но после последовавших протестов общественности и других писателей запрос был отозван.

На выборах Грасс поддерживал Социал-демократическую партию Германии и стал её членом в 1982 году. В 1990 году высказался против воссоединения Германии (ФРГ и ГДР). Грасс считал, что объединённая Германия может возродиться как воинственное государство.

В 1985 году вместе с джазовым музыкантом Гюнтером Зоммером выпускает много необычных записей, на которых читает свои произведения под музыку Зоммера.

В 1999 году в возрасте 72 лет Гюнтер Грасс был удостоен Нобелевской премии в области литературы.

В 2005 году основал литературный кружок — «Любекские литературные встречи».

В августе 2006 г. в Германии вокруг имени Гюнтера Грасса и его моральной роли в послевоенной Германии разгорелся скандал. Писатель признался в том, что в молодости состоял в рядах Ваффен-СС. В то время, по словам Грасса, он воспринимал эту организацию как космополитические элитные войска, а в двойных рунах в петлицах униформы Ваффен-СС не видел ничего предосудительного. Грасс заявил, что во время службы в Ваффен-СС он не совершал военных преступлений и не сделал ни единого выстрела.

Скандальное откровение Грасса вызвало общественный резонанс и побудило его к написанию мемуаров. «Луковица памяти» увидела свет в 2006 году. В книге причудливым образом сплелись реальные факты из жизни писателя и апокрифические эпизоды (например, совместное выступление Гюнтера Грасса с Луи Армстронгом или игра в кости с, предположительно, Йозефом Ратцингером во время совместного пребывания в американском лагере для военнопленных). Следует отметить, что «Луковица памяти» — не первое произведение, где вместо фиктивного рассказчика выступает сам Гюнтер Грасс. Подобный прием был использован в книге «Из дневника улитки» в 1972-ом году.

Своеобразным продолжением автобиографического цикла стала книга Грасса «Фотокамера» (2009). Это семейная хроника Грасса, все персонажи которой легко узнаваемы, невзирая на подмену имен.

Зимой 2009-го года увидел свет следующий том автобиографического цикла Грасса под названием «По пути из Германии в Германию» — это реальный дневник писателя за 1990-ый год.

8 апреля 2012 года Израиль объявил Гюнтера Грасса персоной нон-грата за обнародование стихотворения под названием «То, что должно быть сказано», в котором тот резко критиковал Израиль за угрозу превентивной войны в отношении Ирана из-за его ядерной программы и напомнил, что у самого Израиля имеется созданное в тайне ядерное оружие. Формальным поводом для этого решения стала служба писателя в частях СС — по законам Израиля это является пособничеством нацизму и основанием для отказа во въездной визе. В связи с данным скандалом Г.Грасс пояснил, что к Израилю в целом он испытывает глубокую симпатию и его ошибка состоит в том, что он писал про Израиль в целом, а не про нынешнее израильское правительство. Он заявил, что не встал на сторону Ирана, а призывал международное сообщество контролировать обе стороны конфликта, и выразил удивление тому, что, хотя он получил много писем поддержки и одобрения его позиции, немецкая пресса посчитала возможным дать высказаться только его критикам. Бывший посол Израиля в Германии Ави Примор, хотя и негативно отнесся к стихотворению Грасса, но назвал решение министерства внутренних дел Израиля преувеличенным и популистским и сказал, что нет никаких оснований считать Грасса антисемитом. Еврейская община Германии также посчитала действия властей Израиля чрезмерными.Через 2 месяца Грасс опубликовал другое стихотворение актульной политической тематики «Стыд Европы», обвиняя на этот раз Европу и международных ростовщиков в нападках на Грецию. Напоминая немцам что «Они своим оружием ранили благославленную островами страну , неся вместе со своими мундирами Хелдерлина в ранце» он завершает «В маразме ты сморщищься без страны, дух которой тебя Европа создал» .

В настоящее время Гюнтер Грасс живёт в окрестностях Любека. Собственно в Любеке находится его дом, где хранится основная часть его рукописей и художественных работ.

Грасс Гюнтер

Краткие содержания

Грасс Гюнтер родился 16 октября 1927 года в городе Данциге в Германии. Сейчас ему 85 лет. Имеет немецкое гражданство. Писатель, художник, скульптор, график.

Родился и вырос Грасс в торговой среде. Отец его был немец, мать — кашубка (этот народ проживал на южном побережье Балтийского моря). Когда мальчику было пятнадцать лет, началась Вторая мировая война. Он был призван в армию, вместе со своими одноклассниками. Они обслуживали зенитную батарею, затем отбывали трудовую повинность. В 1944 году Гюнтер Грасс в составе десятой танковой дивизии Ваффен-СС сражался на передовой, был ранен русскими солдатами. Побывал в американском плену.

В 1947-1948 гг. учился на каменотеса в Дюссельдорфе. Затем в 1953-1956 гг. он изучал живопись в Высшей школе изобразительных искусств Берлина, осваивал элементы скульптурного творчества в ученичестве у Карла Хартунга.

В 1956-1959 гг. жил во Франции, в Париже. Затем в 1960 году вернулся в Западный Берлин. В 1972-1987 гг. жил в Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне. Сейчас Грасс живет в пригороде города Любека. Занимается творчеством. Его личная жизнь началась в 1954 году, он женился на Анне Шварц, но 1978 году они развелись.

Вот такая насыщенная событиями жизнь состоялась у Гюнтера Грасса. По политическим убеждениям он социал-демократ. В 1982 году стал членом германской социал-демократической партии. В 1990 году выступал против воссоединения двух Германий, считая, что возможно возрождение ее военного тоталитаризма из-за усиления мощи.

Всю свою жизнь Гюнтер Грасс обладал высоким художественным вкусом, стремился передать людям свое понимание прекрасного в жизни. С 1956 года он стал выставлять графические и скульптурные свои работы. В то же время он занимался и писательством: писал прозу, эссе. Свой жанр он назвал театром абсурда. Именно такой жизненный опыт, такое восприятие жизни, наверное, дала ему действительность, сложные исторические события, происходившие вокруг него за время его жизни.

Биография Граса Гюнтера очень многогранна. Как писатель, он дебютировал в 1959 году с романом «Жестяной барабан». За него он получил премию «Группы 47», в которую вступил в 1957 году. В «Жестяном барабане» Грасс рассказывает о своем детстве, перемежая описание исторических событий рассуждениями о них. Его сюрреалистические гротескные образы сразу же покорили публику: он показал себя сложившимся писателем, со своим слогом, со своими взглядами на происходящее вокруг. Он стал одним из немногих немецких писателей после Второй мировой войны, который получил мировую известность и признание. Однако жюри литературной премии города Бремена в 1960 году не смогло дать премию этому роману, так как сенат города не позволил это сделать.

В 1979 году по роману «Жестяной барабан» был снят фильм режиссером Фолькером Шлёндорфом, который получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале и премию «Оскара» на лучший иностранный фильм.

Второй роман писателя «Кошка и мышь» тоже вызвал споры и неоднозначное отношение. Его даже называли аморальным. Но, в конце концов, он был признан достойным для издания и чтения. Действие романа происходит во время Второй мировой войны.

За свои литературные заслуги Грасс был удостоен премии Фельтринелли (1982 год) и Нобелевской премии (в 1999 году).

Поиск новых жанров в искусстве тоже не чужд Грассу. В 1985 году он вместе с музыкантом Гюнтером Зоммером создает аудио-записи джазовой музыки с голосом автора, читающего прозаические произведения. Эти записи оригинальны и необычны.

Свое понимание искусства Грасс стремится передать молодым. В 2005 году он организовал специальный литературный кружок «Любекские литературные встречи», где общается с молодыми немецкими писателями.

И все же в Германии неоднозначное отношение к писателю остается. В 2006 году был поднят скандал вокруг его службы в молодые годы в танковой дивизии Ваффен-СС. Говорили, что такой человек аморален и не может быть писателем и учить молодежь, как жить.

Грасс, со своей стороны, объяснил, что в молодости считал эту организацию космополитическими элитными войсками и за время службы там не участвовал в военных действиях, поэтому не считает себя военным преступником.

Читайте также  Краткая биография бичер-стоу

В 2006 году Гюнтер написал еще одно произведение на историческую тему под названием «Луковица памяти». Основные факты из своей жизни он описал в преломлении реальных исторических событий Второй мировой войны. Описал людей, с которыми встречался в американском лагере военнопленных. Все они — реальные участники исторических событий (например Йозеф Ратцингер).

В «Луковице памяти» реальный участник описываемых событий сам Грасс, но он использует абстрактного персонажа для рассказа о происходящем. Такой прием уже был опробован им ранее в 1972 году при написании книги «Из дневника улитки».

Книга Грасса «Фотокамера. Истории из темной комнаты» продолжила цикл его автобиографических повествований. Она написана совсем недавно, в 2009 году. Персонажи произведения — члены его семьи и ближайшее окружение.

В этом же 2009 году Грассом написана еще одна книга автобиографического цикла «По пути из Германии в Германию». В ней писатель описывает события 1990 года в виде дневника.

В 2012 году Гюнтер Грасс был объявлен израильским правительством персоной нон-гранта, антисемитом, ему было отказано в возможности посещать Израиль. Поводом послужило написание Грассом стихотворения «То, что должно быть сказано». В этом стихотворении писатель осудил Израиль за его военную угрозу Ирану в связи с его ядерной программой. Он напомнил израильскому правительству о существовании и в их стране тайного ядерного оружия.

Правительство Израиля объяснило свое решение не литературной деятельностью Грасса, а фактами его службы в частях СС, его, якобы, пособничеством нацизму.

Писатель объяснил, что не имеет ничего против Израиля, просто критикует действия его нынешнего правительства и призывает мировую общественность обратить внимание на его двуличие в отношении Ирана. Еврейская община в Германии согласилась с объяснением писателя и поддержала его. Ошибочным решением правительства Израиля назвал осуждение Грасса и Ави Примор, бывший посол Израиля в Германии.

Гюнтер Грасс продолжает свободно высказывать свое мнение, в том числе и на политику. В стихотворении «Стыд Европы» он обвинил Европу и мировых ростовщиков в притеснении Греции. Он напомнил, что Греция — страна с древней историй, прекрасными культурными традициями, ее нужно поддерживать, ибо она несет свет культуры в Европу.

Сейчас Гюнтер Грасс продолжает литературную работу. Скоро мир увидит его новые произведения.

Грасс, Гюнтер

прозаик, поэт, эссеист

Содержание

Биография

Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциге (ныне Гданьск). По воспоминаниям самого писателя, приведённым в книгах «Жестяной барабан» и «Луковица памяти», его родители занимались торговлей. По этническому происхождению отец писателя — немец, мать — представительница кашубского народа [1] .

Во время Второй мировой войны в 15 лет вместе со своими одноклассниками был призван в обслугу зенитной батареи, затем отбыл трудовую повинность и в ноябре 1944 г. был зачислен в 10-ю танковую дивизию Ваффен-СС, в составе которой участвовал в сражении с советскими войсками в апреле 1945 г. и был ранен. После войны пробыл в американском плену до 1946 года.

С 1947 по 1948 год обучался профессии каменотёса в Дюссельдорфе. После этого Грасс учился скульптуре и живописи в Академии искусств в Дюссельдорфе. С 1953 по 1956 год продолжил изучение живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Берлине под руководством скульптора Карла Хартунга.

С 1956 по 1959 годы жил в Париже. В 1960 году вернулся в Берлин, где жил до 1972 года. С 1972 по 1987 год Грасс жил в Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне.

В 1954 году Грасс женился на Анне Шварц, с которой развёлся в 1978 году. В 1979 году Грасс женился второй раз на Уте Грунерт.

В 1956—1957 годах Гюнтер Грасс начал выставлять свои скульптурные и графические работы и одновременно начал заниматься литературой. В то время Грасс писал рассказы, стихи и пьесы, которые сам он относил к театру абсурда.

Образным языком был написан и роман «Жестяной барабан» (нем. Die Blechtrommel ). За этот роман он получил премию «Группы 47», к которой он сам принадлежал с 1957 года. В 1960 году жюри литературной премии города Бремена хотело присудить свою премию роману «Жестяной барабан», но сенат Бремена воспротивился этому. В 1979 году роман был экранизирован режиссёром Фолькером Шлёндорфом. Фильм «Жестяной барабан» получил главный приз Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — в 1979 году, а также «Оскара» как лучший иностранный фильм.

Роман «Жестяной барабан» был опубликован в 1959 году. В этом романе реальные исторические события конфронтируют с сюрреалистически-гротескным образным языком Грасса. Стиль, в котором написан роман «Жестяной барабан», стал стилем Гюнтера Грасса.

С первым же романом («Жестяной барабан») Гюнтер Грасс получил мировую известность. Впервые после Второй мировой войны немецкий писатель получил международное признание.

Его второй роман «Кошка и мышь», действие которого происходит во время второй мировой войны в Данциге и в котором рассказывается история юного Иохима Малке (Joachim Mahlke), вызвал скандал. Гессенский министр работы и здравоохранения, из-за описанной в романе сцены онанизма, сделал запрос в федеральные органы надзора о проверке романа как имеющего аморальное содержание. Но после последовавших протестов общественности и других писателей запрос был отозван.

На выборах Грасс поддерживал Социал-демократическую партию Германии и стал её членом в 1982 году. В 1990 году высказался против воссоединения Германии (ФРГ и ГДР). Грасс считал, что объединённая Германия может возродиться как воинственное государство.

В 1985 году вместе с джазовым музыкантом Гюнтером Зоммером (Günter Sommer) выпускает много необычных записей, на которых читает свои произведения под музыку Зоммера.

В 1999 году в возрасте 72 лет Гюнтер Грасс был удостоен Нобелевской премии в области литературы.

В 2005 году основал литературный кружок — «Любекские литературные встречи».

В настоящее время Гюнтер Грасс живёт в окрестностях Любека. Собственно в Любеке находится его дом, где хранится основная часть его рукописей и художественных работ.

В августе 2006 г. в Германии вокруг имени Гюнтера Грасса и его моральной роли в послевоенной Германии разгорелся скандал. Писатель признался в том, что в молодости состоял в рядах Ваффен-СС. В то время, по словам Грасса, он воспринимал эту организацию как космополитические элитные войска, а в двойных рунах в петлицах униформы Ваффен-СС не видел ничего предосудительного. Грасс заявил, что во время службы в Ваффен-СС он не совершал военных преступлений и не сделал ни единого выстрела.

Скандальное откровение Грасса вызвало общественный резонанс и побудило его к написанию мемуаров. «Луковица памяти» увидела свет в 2006 году. В книге причудливым образом сплелись реальные факты из жизни писателя и апокрифические эпизоды (например, совместное выступление Гюнтера Грасса с Луи Армстронгом или игра в кости с, предположительно, Йозефом Ратцингером во время совместного пребывания в американском лагере для военнопленных). Следует отметить, что «Луковица памяти» — не первое произведение, где вместо фиктивного рассказчика выступает сам Гюнтер Грасс. Подобный прием был использован в книге «Из дневника улитки» в 1972-ом году.

Своеобразным продолжением автобиографического цикла стала книга Грасса «Фотокамера. Истории из темной комнаты» (2009). Это семейная хроника Грасса, все персонажи которой легко узнаваемы, невзирая на подмену имен.

Зимой 2009-го года увидел свет следующий том автобиографического цикла Грасса под названием «По пути из Германии в Германию» — это реальный дневник писателя за 1990-ый год.

8 апреля 2012 года Израиль объявил Гюнтера Грасса персоной нон-грата за обнародование стихотворения под названием «То, что должно быть сказано», в котором тот резко критиковал Израиль за угрозу превентивной войны в отношении Ирана из-за его ядерной программы и напомнил, что у самого Израиля имеется созданное в тайне ядерное оружие. Формальным поводом для этого решения стала служба писателя в частях СС — по законам Израиля это является пособничеством нацизму и основанием для отказа во въездной визе. В связи с данным скандалом Г.Грасс пояснил, что к Израилю в целом он испытывает глубокую симпатию и его ошибка состоит в том, что он писал про Израиль в целом, а не про нынешнее израильское правительство. Он заявил, что не встал на сторону Ирана, а призывал международное сообщество контролировать обе стороны конфликта, и выразил удивление тому, что, хотя он получил много писем поддержки и одобрения его позиции, немецкая пресса посчитала возможным дать высказаться только его критикам. Бывший посол Израиля в Германии Ави Примор, хотя и негативно отнесся к стихотворению Грасса, но назвал решение министерства внутренних дел Израиля преувеличенным и популистским и сказал, что нет никаких оснований считать Грасса антисемитом. Еврейская община Германии также посчитала действия властей Израиля чрезмерными. [2] [3] [4] [5] Через 2 месяца Грасс опубликовал другое стихотворение актульной политической тематики «Стыд Европы», обвиняя на этот раз Европу и международных ростовщиков в нападках на Грецию. Напоминая немцам что «Они своим оружием ранили благославленную островами страну , неся вместе со своими мундирами Хелдерлина (см. Гёльдерлин, Иоганн Христиан Фридрих) в ранце» он завершает «В маразме ты сморщищься без страны, дух которой тебя Европа создал» [6] .

В настоящее время Грасс продолжает работу над своим мемуарным циклом.

Цитата Грасса из его Нобелевской речи

В ужасе мы наблюдаем, что капитализм, с тех пор как его брат социализм объявлен мёртвым, страдает манией величия…

Подобно тому как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой ее торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга — будь то расщепление атома или также удостоенная премии расшифровка генов, — принес миру радости и горести, так и литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, — и все во имя рода человеческого.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: