Краткая биография сумароков

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ И РАННЕ ТВОРЧЕСТВО СУМАРОКОВА

Краткая биография писателя

Александр Петрович Сумароков родился 14 (25) ноября 1717 в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II. Сумароков получил хорошее домашнее образование, его педагогом был учитель наследника престола, будущего императора Павла II. В 1732 был отдан в специальное учебное заведение для детей высшего дворянства -Сухопутный шляхетный корпус, который называли “Рыцарской академией”. Ко времени окончания корпуса (1740) были напечатаны две Оды Сумарокова, в которых поэт воспевал императрицу Анну Иоанновну. Ученики Сухопутного шляхетного корпуса получали поверхностное образование, но блестящая карьера была им обеспечена. Не стал исключением и Сумароков, который был выпущен из корпуса адъютантом вице-канцлера графа М.Головкина, а в 1741, после воцарения императрицы Елизаветы Петровны, стал адъютантом ее фаворита графа А.Разумовского.

В этот период Сумароков называл себя поэтом “нежной страсти”: сочинял модные любовные и пасторальные песенки (“Негде, в маленьком леску” и др., всего около 150), которые имели большой успех, писал также пастушеские идиллии (всего 7) и эклоги (всего 65). Характеризуя эклоги Сумарокова, В.Г. Белинский писал, что автор “не думал быть соблазнительным или неприличным, а, напротив, он хлопотал о нравственности”. Критик основывался на посвящении, написанном Сумароковым к собранию эклог, в котором автор писал: “В эклогах моих возвещается нежность и верность, а не злопристойное сластолюбие, и нет таковых речей, кои бы слуху были противны”.

Работа в жанре эклоги способствовала тому, что у поэта выработался легкий, музыкальный стих, близкий к разговорному языку того времени. Основным размером, который использовал Сумароков в своих эклогах, элегиях, сатирах, эпистолах и трагедиях, был шестистопный ямб -русская разновидность александрийского стиха.

В одах, написанных в 1740-е годы, Сумароков руководствовался образцами, данными в этом жанре М.В.Ломоносовым. Это не помешало ему полемизировать с учителем по литературно-теоретическим вопросам. Ломоносов и Сумароков представляли два течения русского классицизма. В отличие от Ломоносова, Сумароков считал главными задачами поэзии не постановку общенациональных проблем, а служение идеалам дворянства. Поэзия, по его мнению, должна быть в первую очередь не величественной, а “приятной”. В 1750-е годы Сумароков выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, который сам называл “вздорными одами”. Эти комические оды были в известной степени и автопародиями.

Сумароков пробовал свои силы во всех жанрах классицизма, писал сафические, горацианские, анакреонтические и другие оды, стансы, сонеты и т.д. Кроме того, он открыл для русской литературы жанр стихотворной трагедии. Сумароков начал писать трагедии во второй половине 1740-х годов, создав 9 произведений этого жанра: Хорев (1747), Синав и Трувор (1750), Димитрий Самозванец (1771) и др. В трагедиях, написанных в соответствии с канонами классицизма, в полной мере проявились политические взгляды Сумарокова. Так, трагический финал Хорева проистекал из того, что главный герой, “идеальный монарх”, потворствовал собственным страстям -подозрительности и недоверчивости. “Тиран на престоле” становится причиной страданий многих людей — такова главная мысль трагедии Димитрий Самозванец.

Созданию драматических произведений не в последнюю очередь способствовало то, что в 1756 Сумароков был назначен первым директором Российского театра в Петербурге. Театр существовал во многом благодаря его энергии.

В годы царствования Екатерины II Сумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетных комедий в прозе (Тресотиниус, 1750, Опекун, 1765, Рогоносец по воображению, 1772 и др).

По своим философским убеждениям Сумароков был рационалистом, сформулировал свои взгляды на устройство человеческой жизни следующим образом: “Что на природе и истине основано, то никогда премениться не может, а что другие основания имеет, то похваляется, похуляется, вводится и выводится по произволению каждого и без всякого рассудка”. Его идеалом был просвещенный дворянский патриотизм, противостоящий некультурному провинциализму, столичной галломании и чиновничьей продажности.

Одновременно с первыми трагедиями Сумароков начал писать литературно-теоретические стихотворные произведения — эпистолы. В 1774 издал две из них — Эпистолу о российском языке и О стихотворстве в одной книге Наставление хотящим быти писателями. Одной из важнейших идей эпистол Сумарокова была идея о величии русского языка. В Эпистоле о российском языке он писал: “Прекрасный наш язык способен ко всему”. Язык Сумарокова гораздо ближе к разговорному языку просвещенных дворян, чем язык его современников Ломоносова и Тредиаковского.

Важным для него было не воспроизведение колорита эпохи, а политическая дидактика, провести которую в массы позволил исторический сюжет. Отличие состояло также в том, что во французских трагедиях сравнивался монархический и республиканский образ правления (в “Цинне” Корнеля, в “Бруте” и “Юлии Цезаре” Вольтера), в трагедиях Сумарокова республиканская тема отсутствует. Как убежденный монархист, он мог тирании противопоставить только просвещенный абсолютизм.

Трагедии Сумарокова представляют собой своеобразную школу гражданских добродетелей, рассчитанную не только на рядовых дворян, но и на монархов. В этом — одна из причин недоброжелательного отношения к драматургу Екатерины II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков затрагивает в своих пьесах его нравственные ценности. Рождается коллизия долга и страсти. Долг повелевает героям неукоснительно выполнять их гражданские обязанности, страсти — любовь, подозрительность, ревность, деспотические наклонности — препятствуют их осуществлению. В связи с этим в трагедиях Сумарокова представлены два типа героев. Первые из них, вступая в поединок с охватившей их страстью, в конце концов преодолевают свои колебания и с честью выполняют свой гражданский долг. К ним относятся Хорев (пьеса “Хорев”), Гамлет (персонаж из одноименной пьесы, представляющей собой вольную переделку трагедии Шекспира), Трувор (трагедия “Синав и Трувор”) и ряд других.

Проблема обуздания, преодоления личного “страстного” начала акцентируется в репликах действующих лиц. “Преодолей себя и вознесися паче”,— поучает Трувора новгородский боярин Гостомысл,

При жизни Сумарокова не было издано полное собрание его сочинений, хотя выходило много стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку.

Сумароков умер в Москве, 59 лет от роду, и похоронен в Донском монастыре.

После смерти поэта Новиков дважды издавал Полное собрание всех сочинений Сумарокова (1781, 1787).

Сумароков, Александр Петрович

Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (1717—1777) — русский поэт, писатель и драматург XVIII в.

Содержание

Биография

Родился 14 (25) ноября 1717 года в Москве в доме №6 по Вознесенскому переулку. Обучался дома, продолжил образование в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни — по образцу французских поэтов и В. К. Тредиаковского (Тредьяковского). Окончив корпус в 1740 году, был зачислен на службу. Сперва в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А. Г. Разумовского.

Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова. Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра». За «Хоревом» последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.

Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался в других областях литературы. В 1755—1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762—1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год — ряд сборников его стихотворений.

Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. В 1761 году он потерял управление театром. Позже, в 1769 году, переселился в Москву. Здесь, заброшенный покровителями и разорившийся, он умер 1 (12) октября 1777 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве [1] .

Творчество

Творчество Сумарокова развивается в рамках классицизма, в том виде, какой он принял во Франции XVII — нач. XVIII вв. Современные почитатели поэтому не раз провозглашали Сумарокова «наперсником Буало», «северным Расином», «Мольером», «российским Лафонтеном».

Литературная деятельность Сумарокова отличается своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.

Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким». Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров — басни, комедии, сатиры, эпиграммы.

Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача — «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»: Сумароков высмеивает пустое сословное чванство («не в титла, в действии быть должно дворянином»), предостерегает от злоупотребления помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратному свету», где «синица» рассказывает, что «за морем — людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»).

Сумароков — один из зачинателей русской пародии, цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова.

Примечания

  1. Донское кладбище (Проверено 14 ноября 2009)

Ссылки

Сумароков, Александр Петрович в Викицитатнике ?
Сумароков, Александр Петрович в Викитеке ?
Сумароков, Александр Петрович на Викискладе ?
  • А. П. Сумароков. Избранные произведения в Русской виртуальной библиотеке.
  • А. П. Сумароков. Лингвистические сочинения (в оригинальной орфографии) на сайте «История лингвистики».
  • Захаров Н. В.Сумароков и Шекспир // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 5 — Филология.
  • Захаров Н. В.У истоков русского шекспиризма: А. П. Сумароков, М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (Шекспировские штудии XIII). — М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2009.
  • Калганова В. Е.Русский Мольер (Сумароков-комедиограф) // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 5 — Филология.
  • Сумароков, Александр Петрович в библиотеке Максима Мошкова
  • Письмо неизвестного к А.П. Сумарокову. 1769 г. / Публ. и коммент. Н.С. Тихонравова // Русская старина, 1884. — Т. 41. — № 3. — С. 609-618. — Под загл.: Александр Петрович Сумароков. Современная его характеристика (май 1769).
  • Языков Д.Д. Новые материалы для биографии А.П. Сумарокова // Исторический вестник, 1885. – Т. 20. – № 5. – С. 442-447.
Читайте также  Краткая биография мо

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Киноплёнка
  • Колобок

Смотреть что такое «Сумароков, Александр Петрович» в других словарях:

Сумароков, Александр Петрович — известный писатель, родился в 1718 г., умер 1 октября 1777 г. в Москве. О месте своего рождения С. говорит в стихах к герцогу Браганцу: Где Вильманштранд, я там по близости рожден, Как был Голицыным край Финский побежден. Из предков С. известен… … Большая биографическая энциклопедия

Сумароков, Александр Петрович — Александр Петрович Сумароков. СУМАРОКОВ Александр Петрович (1717 1777), русский писатель, представитель классицизма. В трагедиях Хорев (1747), Синав и Трувор (1750), Димитрий Самозванец (1771) соединил любовные темы с общественной и философской… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сумароков Александр Петрович — Сумароков (Александр Петрович) известный писатель. Родился в 1718 г., в Финляндии, близ Вильманстранда. Отец его, Петр Панкратьевич, крестник Петра Великого , был человеком по тому времени образованным, в особенности по части литературы, и… … Биографический словарь

Сумароков Александр Петрович — [14(25). 11. 1717, Петербург, 1(12). 10. 1777, Москва], русский писатель. Происходил из старинной дворянской семьи. В 1732 40 учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи. Популярность поэту принесли любовные песни,… … Большая советская энциклопедия

СУМАРОКОВ Александр Петрович — (1717 77) русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях Хорев (1747), Синав и Трувор (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни … Большой Энциклопедический словарь

Сумароков Александр Петрович — (1717 1777), русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни. * * * СУМАРОКОВ Александр Петрович СУМАРОКОВ… … Энциклопедический словарь

Сумароков Александр Петрович — (1717, Москва — 1777, там же), поэт и драматург, один из ведущих представителей русского классицизма, действительный статский советник. Родился в принадлежавшем деду особняке в Большом Чернышёвском переулке, д. 6 (ныне ). В 1732—40… … Москва (энциклопедия)

Сумароков Александр Петрович — известный писатель. Род. в 1718 г., в Финляндии, близ Вильманстранда. Отец его, Петр Панкратьевич, крестник Петра Вел., был человеком по тому времени образованным, в особенности по части литературы, и принадлежал к искренним сторонникам… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СУМАРОКОВ Александр Петрович — (1717 1777), русский писатель. Изд. журн. «Трудолюбивая пчела» (1759). Сб. «Элегии», «Сатиры» (оба 1774); басни (сб. «Притчи», ч. 1 3, 1762 69); любовные песни, оды, эклоги. Стихотв. эпистолы, в т. ч. «О русском языке», «О стихотворстве» (обе … … Литературный энциклопедический словарь

Сумароков, Александр Петрович — Смотри также (1718 1777). Пушкин не любил С. В своем юношеском послании К Жуковскому он называет С. карликом в сравнении с Расином . Русский Расин , как прозывали С., рифмою попрал и вкус и ум . Слабое дитя чужих уроков, завистливый гордец,… … Словарь литературных типов

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Сумароков Александр Петрович. Биография

Александр Петрович Сумароков, сын действительного тайного советника Петра Панкратьевича, родился 14 ноября 1717 года. Воспитывался он сначала дома, а с 1731 года — в сухопутном шляхетском кадетском корпусе, единственном в то время высшем учебном заведении в России, где вскоре своими способностями обратил на себя внимание начальства.

Одаренный умом, пылким воображением и нежным сердцем, он с детства посвятил себя науке и литературе. Еще будучи кадетом, он попробовал свои силы в сочинении трагедий, которые находили читателей и почитателей не только между товарищами, но и вне стен корпуса.

В 1740 году он был выпущен в офицеры и вскоре после того поступил адъютантом к графу А.Г.Румянцеву. Первая трагедия Сумарокова «Хорев» была напечатана в 1747 году и целых три года находила одних читателей и слушателей, а не зрителей. И только в 1749 году была сыграна кадетами сухопутного шляхетского корпуса, в присутствии самого Сумарокова.

Узнав о том от графа Разумовского, императрица Елизавета Петровна приказала кадетам повторить это представление во дворце. Спектакль удался как нельзя больше. Все присутствовавшие были в восторге. Императрица была растрогана до слез, позвала к себе в ложу Сумарокова, осыпала его похвалами и подарила ему драгоценный перстень со своей руки. Ободренный успехом, молодой драматург написал в скором времени еще две трагедии, «Синав и Трувор» и «Семиру», которые окончательно упрочили его славу в глазах современников.

В 1756 году вышел высочайший указ об учреждении придворного русского театра, причем Сумароков, имевший чин полковника, был назначен его директором. Первым делом нового директора было расширение репертуара новыми своими пьесами: трагедиями, операми и комедиями. Затем, желая поднять положение актеров в обществе, он попросил для них дворянское отличие — ношение шпаг. Но самым важным делом его директорства было открытие театра в Москве, для чего был командирован им туда известный актер Волков, ярославский антрепренер.

Император Петр III произвел Сумарокова в бригадиры, а Екатерина II — в действительные статские советники и пожаловала кавалером ордена Святой Анны первого класса. В 1761 году Сумароков оставил управление театром и жил с тех пор в то Петербурге, то в Москве.

Кроме названных выше трех трагедий, Сумароков написал следующие: «Гамлет», «Артистона», «Ярополк и Демиза» (1758),»Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав (1774). Но из них имели успех только «Гамлет» и «Дмитрий Самозванец».

Первый успех и название русского Расина, данное Сумарокову тотчас после представления «Хорева», внушили ему желание сочинить что-нибудь не расиновское, а еще небывалое на парижской сцене — и Сумароков, слегка ознакомившись с Шекспиром, решился по-своему воспользоваться его «Гамлетом». Но и тут наш драматург поступил по-своему добросовестно, то есть воспользовался всего одним сюжетом, да и то, перекроил его на свой лад. Например, он нашел неприличным выводить на сцену пришельцев из могилы и заменил явление тени отца Гамлета сном, привидевшемся герою трагедии. Самый конец трагедии он изменил совершенно: вместо кровавой развязки, которой Шекспир завершает свою трагедию, Сумароков оканчивает ее очень наивно: наказанием порока и торжеством добродетели, то есть — соединением двух пламенных сердец, Гамлета и Офелии, законным браком и словами Офелии, умывающей руки в смерти своего отца, Полония.

В «Дмитрие Самозванце» также заметно подражание Шекспиру: главное действующее лицо трагедии имеет сходство с Ричардом III, из одноименной драмы Шекспира. Кроме девяти трагедий, давших славу Сумарокову, он написал еще двенадцать комедий, три оперы и одну драму. Комедии Сумарокова иногда довольно забавно рисуют современное ему общество, где французское образование уже начало пускать свои корни, но еще далеко не укоренилось, не освоилось с жизнью.

Не только драматическая поэзия была призванием Сумарокова: чтобы сравниться с Вольтером, он писал во всех жанрах и потому не преуспел ни в одном из них, тем более, что он имел привычку сочинять торопливо, не заботясь об обработке написанного. Он писал оды, перелагал псалмы, сочинял послания, сатиры, басни, сказки, идиллии, песни, элегии, эклоги, стансы, сонеты, загадки, эпиграммы, эпитафии и мадригалы. Словом, писал все и обо всем. Страсть к героическим поэмам проявилась у него немного позже.

Более всего Сумарокову удавались басни. Многие из них читаются до сих пор с удовольствием. Недаром современники ставили Сумарокова выше Лафонтена! Вместе с тем, современники придавали уж слишком большое значение произведениям Сумарокова: они от души восхищались его трагедиями, которые считали равными произведениям Корнеля и Расина, смеялись до слез, любуясь его комедиями, не уступавшими, по их мнению, мольеровским, декламировали его притчи, которые ставили выше басен Лафонтена и сердились, читая его сатиры и эпиграммы. И мнение это разделяли лучшие люди того времени.

Отец русского театра, Сумароков, перенес в Россию современную ему французскую драму, сохранил без всякого изменения все правила, условия и форму парижского театра. В комедиях же, подражая Мольеру, показал образцы разговорной прозы, пытаясь, таким образом, создать комедию из русских нравов. Наконец, его сатиры, его простодушно-желчные выходки против крапивного семени, равно как и некоторые прозаические статьи, более или менее касавшиеся вопросов современной ему действительности — всё это указывает на какое-то стремление к сближению литературы с жизнью. И вместе с тем говорит, что сочинения Сумарокова, несмотря на свой устаревший язык и отсутствие художественности, заслуживают изучения, а имя его заслуживает уважения потомства.

Сумароков был до крайности самолюбив и вспыльчив, но, вместе с тем, добр и великодушен, любил правду и ненавидел зло и невежество.

Сумароков умер в Москве 1 октября 1777 года и похоронен в Донском монастыре. Сочинения Сумарокова были собраны после его смерти Новиковым и изданы им в 1781-1782 годах в десяти томах. Второе издание было напечатано тем же Новиковым в 1787 году.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Мемория. Александр Сумароков

25 ноября 1717 года родился поэт и драматург Александр Сумароков.

Личное дело

Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777) родился в финляндском городе Вильманстранд (ныне Лаппеэнранта), где в то время служил его отец, офицер Вологодского драгунского полка. Получил основательное домашнее образование, затем был отправлен на учебу в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Окончив корпус в 1740 году в чине поручика, был зачислен на службу в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем был произведен в капитаны и стал адъютантом графа Алексея Разумовского. В конце 1745 года уже в чине майора Сумароков был назначен заведующим канцелярией Лейб-компании – привилегированной гренадерской роты Преображенского полка, где служили участники дворцового переворота 1741 года, когда к власти пришла Елизавета Петровна. Рота занималась охраной лично императрицы и членов императорской семьи. Вследствие своего особого положения лейб-компанцы отличались «крайней распущенностью и почти полным отсутствием дисциплины». Усилия Сумарокова по укреплению дисциплины приводили к многочисленным конфликтам.

Уже учась в кадетском корпусе, Александр Сумароков начал сочинять стихи. Он прочитал труд Тредьяковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и стал сторонником новой системы русского стихосложения – силлабо-тонической. Перелагал стихами псалмы, писал песни, подражая Тредьяковскому и французским поэтам, к выпуску сочинил от имени учащихся корпуса две поздравительные оды в адрес императрицы Анны Иоанновны. В дальнейшем сочетал активную литературную деятельность со службой.

Читайте также  Краткая биография хаксли

В 1751 году получает чин полковника, в 1755 – бригадира. С декабря следующего года одновременно с военной службой начинает исполнять должность директора Российского театра в Петербурге, созданного незадолго до этого на основе ярославской труппы Федора Волкова. В 1759 году Сумароков начал издавать первый русский частный журнал «Трудолюбивая пчела». Журнал выходил раз в месяц. Фельетоны и сатирические статьи, публикуемые в «Трудолюбивой пчеле» Сумароковым, вызывали недовольство и в литературной среде, и у вельмож. Надзор за журналом усилился и, выпустив двенадцать номеров, Сумароков прекратил издание.

В 1761 году Сумароков вышел в отставку, чтобы заняться исключительно литературной и театральной деятельностью. В 1769 году переехал в Москву. В Петербург вернулся в августе 1773 года для хлопот по изданию своих сочинений и постановки пьес в придворном театре. Последние годы жизни Сумарокова были омрачены болезнью (он постепенно стал слепнуть) и финансовыми неурядицами. Вполне обеспеченный в начале жизни, он был слишком расточителен и не относился к ведению хозяйства с должным вниманием. Чтобы расплатиться с долгами, ему распродавать библиотеку. В 1774 году кредиторы не позволили ему покинуть Петербург, вернуться в Москву Сумароков смог лишь в январе 1775. 29 сентября 1777 года в Москве с аукциона был продан его дом. Спустя три дня Александр Сумароков умер.

Чем знаменит

Литературное наследие Александра Сумарокова обширно. Помимо множества стихотворений в самых разных жанрах он сочинил девять трагедий, двенадцать комедий, две оперы, переложения всех библейских псалмов (некоторых – в двух вариантах). Свое литературное творчество он воспринимал как просвещение своих читателей – дворян, которые должны были по литературным примерам научиться добрым нравам. Именно просвещенное дворянство он считал основой идеального общества.

Сумароков выступал и как проводник идей европейской культуры в России. Он стремился создать образцы произведений всех жанров, а также познакомить читателей с культурными достижениями Европы. Для решения последней задачи он, в частности, опубликовал сокращенный перевод трактата Буало «Поэтическое искусство» под названием «Епистола о стихотворстве», где в примечаниях рассказал о более чем двадцати классиках мировой поэзии («Шекеспир, аглинский трагик и комик, в котором и очень худого, и чрезвычайно хорошего очень много. Умер 23 дня апреля, в 1616 году, на 53 века своего»). Он переводил на русский язык произведения Вольтера, Корнеля и Расина.

Образцовый поэт-классицист, Сумароков уступал в восприятии современников Ломоносову в произведениях высокого стиля, однако ему принадлежит немало удачных открытий в стихах среднего и низкого жанров: песнях, баснях. Опыты Сумарокова в простом слоге, которые были по языку куда ближе к обыденной речи дворян его времени, чем аналогичные произведения Ломоносова и Тредьяковского, были предвестниками стилистической реформы Карамзина и его последователей.

О чем надо знать

Александр Сумароков легко наживал себе врагов. Мало того, что по характеру он был очень самолюбив и вспыльчив, склонен к вспышкам гнева. Также, будучи родовитым дворянином, он презирал людей более низкого происхождения, хотя те, в силу своего чина, и обладали властью. Такие взгляды лишь ухудшали его отношения с цензорами и театральным начальством. Казалось бы, его положение должно было упрочиться после воцарения Екатерины II, которую он воспевал в «Трудовой пчеле» еще до того, как она стала императрицей. Но Екатерине пришлись не по нраву слишком критические для власти сатирические стихи Сумарокова. Позже отношение Екатерины к поэту и вовсе испортилось из-за его отзывов о «Наказе» Екатерины II. Сумароков умудрился рассориться и со своими родными, он даже чуть не был лишен по суду права управлять своим имуществом.

Прямая речь

В далеки в высоте пределы
Я дерзостно мой дух вознес;
Куда влететь не могут стрелы,
Я зрю себя в краях небес.
Я слышу ангелов просящих
И тако к вышнему гласящих:
«Правитель естества! Внемли,
Исторгни скипетр оттомана!
Достойна такового сана
Екатерина на земли».
А. П. Сумароков «Ода государыне императрице Екатерине II на взятие Хотина и покорение Молдавии»

Коль строки с рифмами — стихами то зовут.
Стихи по правилам премудрых муз плывут.
Слог песен должен быть приятен, прост и ясен,
Витийств не надобно; он сам собой прекрасен;
Чтоб ум в нем был сокрыт и говорила страсть;
Не он над ним большой — имеет сердце власть.
Не делай из богинь красавице примера
И в страсти не вспевай: «Прости, моя Венера,
Хоть всех собрать богинь, тебя прекрасней нет»,
Скажи, прощаяся: «Прости теперь, мой свет!
Не будет дня, чтоб я, не зри очей любезных,
Не источал из глаз своих потоков слезных.
Места, свидетели минувших сладких дней,
Их станут вображать на памяти моей.
Уж начали меня терзати мысли люты,
И окончалися приятные минуты.
Прости в последний раз и помни, как любил».
А. П. Сумароков «Эпистола II»

Прости, моя любезная, мой свет, прости,
Мне сказано назавтрее в поход ийти;
Не ведомо мне то, увижусь ли с тобой,
Ин ты хотя в последний раз побудь со мной.

Покинь тоску, иль смертный рок меня унес?
Не плачь о мне, прекрасная, не трать ты слез.
Имей на мысли то к отраде ты себе,
Что я оттоль с победою приду к тебе.

Когда умру, умру я там с ружьем в руках,
Разя и защищаяся, не знав, что страх;
Услышишь ты, что я не робок в поле был,
Дрался с такой горячностью, с какой любил.
Вот трубка, пусть достанется тебе она!
Вот мой стакан, наполненный еще вина;
Для всех своих красот ты выпей из него,
И будь ко мне наследницей лишь ты его.

А если алебарду заслужу я там,
С какой явлюся радостью к твоим глазам!
В подарок принесу я шиты башмаки,
Манжеты, опахало, щегольски чулки.
А. П. Сумароков «Прости, моя любезная…»

Язык мой должен я притворству покорить;
Иное чувствовать, иное говорить,
И быти мерзостным лукавцам я подобен.
Вот поступь, если царь неправеден и злобен.
А. П. Сумароков Фрагмент из трагедии «Дмитрий Самозванец»

Уведомился я, что прислана за подписанием Ломоносова в Государственную Штатс-Контору о удержании моего жалованья промемория, дабы тем возвратить издержанную казну за напечатание моих трагедий; а понеже, хотя я и от Штатс-Конторы жалованье поручаю, однако под ведомством оной Конторы не состою, того ради оная Контора удерживать моего жалованья по Присылке Ломоносова, надеюся, не благоволит. А оный Ломоносов, яко человек, на которого я имею подозрения, по челобитью моему в силу указов, как известный мне злодей, будет от моих дел отрешен. Оный Ломоносов, может быть, принял дерзновение делать таковые на меня нападения оттого, что он часто от пьянства сходит с ума, что всему городу известно, и (как уповательно) то он ту промеморию подписал на меня в обыкновенном своем безумстве; ибо Академия причины не имеет взыскивать с меня деньги таковым порядком, понеже я не только от казенных долгов, но и ни от каких никогда не отпирался. Я Государственную Штатс-Контору нижайше прошу, чтобы она не состоящего под своим ведомством человека, по тому только одному, что он от нее жалованье получает, наказывать не благоволила; ибо ежели бы Академия хотела с меня Деньги взыскивать, оскорбляя так чувствительно и меня, честного человека, то бы должна была она писать не в то место, от которого я жалованье получаю, но где я под ведомством состою; ибо всегда и часто с ума сходящий Ломоносов не может повелением своим ни одной полушки удержать из моего жалованья, хотя бы он и в целом уме был; потому что я свое жалованье получаю по именному Ее Императорского Величества указу и служу от начала службы моей беспорочно. А он, Ломоносов, таковые во пьянстве дерзновения делал неоднократно, за что содержался несколько времени под караулом и отрешен был от присутствия Конференции. А что он не в полном разуме, в том я свидетельствуюсь сочиненною им Риторикою и Грамматикою.
Доношение в Государственную Штатс-Контору от бригадира Александра Сумарокова

Сумароков, вероятно, почитал себя русским Вольтером и по примеру образца своего покушался омногосложить свое дарование. Но если он обманулся в расчетах авторского тщеславия, то не менее того имел он нечто вольтеровское, а именно его раздражительность, несколько его сатирической горячности, которые нимало не назидательны, но часто забавны и увлекательны. Тяжба между им и Ломоносовым давно решена, и, за исключением нескольких остроумных замечаний [со стороны Сумарокова] об языке нашем, нечему научиться из фактов сей забытой тяжбы; но все еще любопытно читать их, потому что личность Сумарокова в них сказывается. То же можно сказать и о войне его с Тредьяковским, прибавив, что здесь тяжба решена забвением, насильственною мировою сделкою, скрепленною потомством, которое отказалось от Сумарокова и от Тредьяковского; но апелляции существуют. Особливо же забавны памфлеты его против подьячих; хотя они также уже чужды нам по содержанию своему, но драгоценны и ныне по истине и силе чувства и по патриотизму, их одушевляющим. Они уже не трепещут интересом минуты, но еще трепет гнева, но авторский жар еще в них сохранились.
П. А. Вяземский

8 фактов о Александре Сумарокове

  • Единственным жанром, который не поддавался Сумарокову, стала эпическая поэма. После его смерти в бумагах Сумарокова был найден черновик поэмы «Димитриада», но поэт остановился, написав всего одну страницу.
  • В 1766 году Сумароков разошелся со своей женой, с которой прожил в браке двадцать лет. Его фактической женой стала Вера Прохорова, дочь его кучера. В 1774 году они обвенчались. У Сумарокова было две дочери от первой жены и дочь и сын от второй. Вера умерла за пять месяцев до смерти Сумарокова, и он, по собственному признанию, «плакал непрестанно двенадцать недель».
  • Сумарокову принадлежит один из вариантов эзоповской басни о вороне и лисице.
  • Сумароков сочинил пьесу «Гамлет» по мотивам Шекспира, переделав его трагедию в пьесу, построенную по канонам классицизма. Он писал: «„Гамлет“ мой, кроме монолога в окончании третьего действия и Клавдиева на колени падения, на Шекеспирову трагедию едва ли походит». Тень отца Гамлета превратилась у Сумарокова в сновидение, Клавдий вместе с Полонием планировали убить Гертруду и насильно выдать Офелию за Клавдия, Гамлет оказался человеком решительной воли и решительных действий, в финале Гертруда постригается в монахини, Полоний совершает самоубийство, а Гамлет становится королем и собирается обручиться с Офелией.
  • «Эпистолу к российским ратникам» Сумароков подписал инициалами А. С., отчего многие читатели заподозрили, что это произведение написал Александр Суворов.
  • По преданию, похороны Сумарокова оплатили московские театральные актеры.
  • Могила Сумарокова на Донском кладбище в Москве была потеряна уже в начале XIX века. Нынешний памятник установили лишь в 1951 году.
  • Пушкин называл главной заслугой Сумарокова то, что «Сумароков требовал уважения к стихотворству» в пору пренебрежительного отношения к литературе.
Читайте также  Краткая биография кюхельбекер

Материалы об Александре Сумарокове

Умер писатель, драматург Александр Петрович Сумароков

1.10.1777 (14.10). – Умер писатель, драматург Александр Петрович Сумароков

Александр Петрович Сумароков (14.11.1717–1.10.1777) – поэт и драматург. Родился в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I. Сумароков получил домашнее образование, его педагогом был иностранец – учитель наследника престола, будущего Императора Петра II. В 1732 г. был отдан в специальное учебное заведение для детей высшего дворянства – Сухопутный шляхетный корпус, устроенный по прусскому образцу, который называли «Рыцарской академией». Там Сумароков вскоре выделился серьезным отношением к научным занятиям и в особенности влечением к литературе.

Первыми произведениями Сумарокова, написанными еще в корпусе, были переложения псалмов, любовные песни и оды; образцами для них служили французские поэты и вирши Тредьяковского. Ко времени окончания корпуса (1740) были напечатаны две пышные и пустые оды, в которых поэт воспевал Императрицу Анну Иоанновну. Ученики Сухопутного шляхетного корпуса получали поверхностное образование, но блестящая карьера была им обезпечена. Не стал исключением и Сумароков, который был выпущен из корпуса адъютантом вице-канцлера графа М. Головкина, а в 1741 г., после воцарения Императрицы Елизаветы Петровны, стал адъютантом ее фаворита графа А. Разумовского. Служба при нем доставила Сумарокову возможность бывать в высшем обществе столицы и привела к знакомству с известными деятелями того времени.

В этот период Сумароков называл себя поэтом «нежной страсти»: сочинял модные любовные и пасторальные песенки (всего около 150), которые имели большой успех, писал также пастушеские идиллии (всего 7) и эклоги (всего 65). В посвящении к собранию своих эклог Сумароков писал: «В эклогах моих возвещается нежность и верность, а не злопристойное сластолюбие, и нет таковых речей, кои бы слуху были противны».

Работа в этих жанрах способствала тому, что у поэта выработался легкий стих, близкий к разговорному языку того времени. Основным размером, который использовал Сумароков, был шестистопный ямб – русская разновидность александрийского стиха.

В одах, написанных в 1740-е гг., Сумароков руководствовался образцами, данными в этом жанре М.В. Ломоносовым. Это не помешало ему полемизировать с учителем по литературно-теоретическим вопросам. Ломоносов и Сумароков представляли два течения русского классицизма. В отличие от государственника Ломоносова, Сумароков считал главными задачами поэзии не постановку общенациональных проблем, а служение нравственным идеалам. Поэзия, по его мнению, должна быть в первую очередь «приятной». В 1750-е гг. Сумароков даже выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, который сам называл «вздорными одами».

Во второй половине 1740-х гг. Сумароков ввел в русскую литературу жанр стихотворной трагедии, создав 9 произведений этого жанра: «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750), «Димитрий Самозванец» (1771) и др. В трагедиях, написанных в соответствии с канонами классицизма и во многом заимствованных из французских трагедий (план, идеи, характер, даже целые сцены и монологи), проявились и критические взгляды Сумарокова относительно недостатков властителей, которые становятся причиной страданий многих людей. Тем не менее в 1756 г. Сумароков был назначен первым директором Российского театра в Петербурге и оказал несомненное влияние на русское театральное искусство. Сумароков сочинял также оперы и балеты, в которые вводил драматический элемент и намеки на современные события. После ухода в отставку в 1761 г. (многие придворные чины были недовольны его критичностью) поэт полностью посвятил себя литературной деятельности.

В конце царствования Императрицы Елизаветы Сумароков выступил против установившегося стиля правления. Его возмущало то, что дворяне не соответствуют идеальному образу «сыновей отечества», что процветает взяточничество. В 1759 г. он начал издавать журнал «Трудолюбивая пчела», посвященный жене наследника престола, будущей Императрице Екатерине II, с которой он связывал надежды на устроение жизни по более нравственным принципам. В журнале содержались нападки на вельмож, из-за чего он через год после основания закрылся закрылся по недостатку средств и нежеланию Императрицы финансировать его.

Оппозиционность Сумарокова и его постоянная борьба с цензурой не в последнюю очередь была основана на его тяжелом, раздражительном характере. Житейские и литературные конфликты – в частности, конфликт с Ломоносовым – отчасти тоже объясняются этим обстоятельством. И приход Екатерины II к власти разочаровал Сумарокова тем, что кучка ее фаворитов в первую очередь взялась не за служение общему благу, а за удовлетворение личных потребностей. На собственное положение Сумароков, возможно, намекал в трагедии «Димитрий Самозванец»: «Язык мой должен я притворству покорить; / Иное чувствовать, иное говорить, / И быти мерзостным лукавцам я подобен. / Вот поступь, если царь неправеден и злобен». В годы царствования Екатерины II Сумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетных комедий в прозе («Тресотиниус», 1750; «Опекун», 1765; «Рогоносец по воображению», 1772; и др).

Однако при всей трудности своего характера, Сумароков руководствовался нравственными принципами, которые считал обязательными для дворянства. Вот отношение Сумарокова к высшему слою общества: «Слово чернь, принадлежит низкому народу, а не слово подлый народ; ибо подлый народ суть каторжники и прочие презренные твари, а не ремесленники и земледельцы. У нас сие имя всем тем дается, которые не дворяне. Дворянин! Великая важность! Разумный священник и проповедник величества Божия, или кратко богослов, естествослов, астроном, ритор, живописец, скульптор, архитектор и проч. по сему глупому положению [то есть не причисленные к дворянскому сословию. – Ред.] – члены черни. О несносная дворянская гордость, достойная презрения! Истинная чернь суть невежды, хотя бы они и великие чины имели, богатство Крезово и влекли бы свой род от Зевса и Юноны, которых никогда не бывало».

Императрица Екатерина ценила принципиальность Сумарокова и, несмотря на необходимость подчас делать этой «горячей голове» внушения, не лишала его своего расположения. Все сочинения его печатались на счет Кабинета. Однако она охлаждала его в конфликтах с придворными вельможами: «Таким образом вы сохраните спокойствие души, необходимое для произведений вашего пера, а мне всегда приятнее будет видеть представление страстей в ваших драмах, нежели в ваших письмах».

По своим философским убеждениям Сумароков был рационалистом и сформулировал свои взгляды на устройство человеческой жизни следующим образом: «Что на природе и истине основано, то никогда премениться не может, а что другие основания имеет, то похваляется, похуляется, вводится и выводится по произволению каждого и без всякого рассудка». Его идеалом был просвещенный дворянский патриотизм, противостоящий некультурному провинциализму, столичной франкомании и чиновничьей продажности. В каком-то смысле Сумарокова можно назвать западником, и хотя в то время таков был весь правящий слой, включая Императрицу, самомнение его было чрезвычайно велико: он называл Вольтера единственным, вместе с Метастазием, достойным своим «совместником». И этот вольтеровский эталон также характеризует его как «плоть от плоти» петровской эпохи.

Одновременно с первыми трагедиями Сумароков начал писать литературно-теоретические стихотворные произведения – эпистолы. В 1774 г. издал две из них – «Эпистолу о российском языке» и «О стихотворстве в одной книге. Наставление хотящим быти писателями». Одной из важнейших тем у него была идея о величии русского языка. Язык Сумарокова гораздо ближе к разговорному языку просвещенных дворян, чем язык его современников Ломоносова и Тредиаковского. Этим творчество Сумарокова оказало большое влияние на современную ему и последующую русскую литературу. В частности, Пушкин считал его главной заслугой то, что «Сумароков требовал уважения к стихотворству» в пору пренебрежительного отношения к литературе.

Не был счастлив конфликтный Сумароков и в семейной жизни. Он был женат три раза. Из четырех сыновей один умер в молодости; трое других утонули, стараясь спасти друг друга. С 1771 г. Сумароков жил то в Москве, то в деревне, изредка наезжая в Петербург, по делам или по вызову Императрицы. Он умер 1 октября 1777 г. в Москве, 59 лет от роду, и похоронен в Донском монастыре.

При всех своих слабостях и мiровоззренческой ограниченности, Сумароков имел доброе сердце и готов был последним поделиться с бедняком. Он никогда не упускал случая заступиться за гонимого, выразить резкий протест против поругания человеческого достоинства в крестьянине. В тяжелые минуты душой Сумарокова овладевало религиозное чувство, и он искал утешения от скорбей в псалмах; он переложил Псалтирь в стихи и писал духовные сочинения, хотя в них столь же мало поэзии, как и в его «духовных одах». Его творчество, включая критические статьи и рассуждения в прозе, имеет в настоящее время лишь историческое значение как «духовная» картина наиболее нерусского в дореволюционной России, западнического XVIII века.

При жизни Сумарокова не было издано полного собрания его сочинений, хотя выходило много стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку. После смерти поэта масон Новиков дважды издавал «Полное собрание всех сочинений Сумарокова» (1781, 1787).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: