Краткая биография грекова

Краткая биография грекова

Греков Митрофан Борисович (до 1911 Митрофан Павлович Мартыщенко) (3.6.1882, хутор Шарпаевка Донской области — 27.11.1934, Ставрополь), художник. Сын казака. Образование получил в Одесском художественном училище (1903) и Петербургской Академии художеств (1911), ученик Ф.А. Рубо. С 1913 писал картины на батальные темы истории полков русской гвардии. Участник 1-й мировой войны, рядовой. В 1920 вступил добровольцем в Красную армию. Служил в 1-й Конной армии, руководил кружками изобразительного искусства, рисовал карикатуры, плакаты, декорации к спектаклям и т.д. В 1925- 29 член Ассоциации художников революционной России (АХРР). Основоположник советской батальной живописи. Сделал себе имя на изображении подвигов Красной армии, создании идеализированного, приукрашенного образа героя Гражданской войны — картины «Корниловцы» (1919), «Подвоз снарядов к Новочеркасску» (1920). «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского» (1921), «В отряд к Буденному» (1923), «Ликвидация остатков армии генерала Кржижановского» (1925), «Тачанка» (1925), «Трубачи 1-й Конной» (1934). Одновременно внес свой вклад в прославление И.В. Сталина, написав в т.ч. полотно «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в окопах Царицынского фронта» (1934). Всего автор более чем 300 картин. Один из инициаторов создания в СССР панорам и диорам. В 1935 имя Грекова присвоено Студии военных художников.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Греков Митрофан Борисович (до 1911 — Мартыщенко Митрофан Павлович) [3(15).6.1882, хутор Шарпаевка, ныне Ростовской обл.,— 27.11.1934, Севастополь], советский художник, один из основоположников сов. батальной живописи. Учился в Одесском художеств, уч-ще (1898—1903), затем в Петерб. академии художеств (1903—11). Ученик И. Е. Репина и Ф. А. Рубо. В 1-ю мировую войну был призван в армию рядовым, 3 года находился на фронте. В период Гражд. войны одним из первых обратился к её отображению в изобразит, искусстве. За полтора десятилетия (1918—34) создал ок. 300 картин, запечатлев в них боевой путь 1-й Конной армии и образ народа, героически сражавшегося за Сов. власть. Для картин Г. характерны историч. достоверность, правдивое воссоздание атмосферы Гражд. войны. С большим мастерством рисует художник батальные сцены, передаёт характер и динамику боя («Тачанка», «Кавалерийская атака», «Зимний поход Первой Конной», «Взятие Новочеркасска» и др.). Многие холсты Г. отличаются тончайшим психологизмом («Корниловцы», «В отряд к Буденному», «Трубачи Первой Конной армии»).

Г. был также большим мастером пейзажа, к-рый придавал его картинам на воен. тему художественной законченность («Бой под Егорлыкской», «Чертов мост», «На Кубань» и др.). Г. инициатор создания в сов. изобразительном искусстве диорам и панорам. В 1929 он закончил диораму «Взятие Ростова». Смерть оборвала его работу над панорамой «Штурм Перекопа». Живописи Г. свойственны искренность и простота. Он был страстным борцом за принципы социалистич. реализма в искусстве. Имя Г. присвоено Студии военных художников, созданной в 1935. Произведения Г. помогают формировать духовный облик сов. воинов, оказывают существ, помощь в военно-патриотич. работе. Начиная с 1966 за лучшие произведения на военно-патриотич. тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и 3 серебряные медали им. Грекова.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

М.Греков. Знаменосец и трубач.

Трубачи Первой Конной. 1934 г.

В отряд к Будённому. 1923 г.

М.Б. Греков. Красноармейская тачанка. Выезд на позиции. 1933 г.

М.Б. Греков. Бой у Карпово-Обрывской слободы. 1933 г.

Г.И. Прокопинский. К.Е. Ворошилов и члены РВС в мастерской М. Б. Грекова. 1955 г.
(Сам Греков изображен слева, возле полотна).

Александр Таратынов. Памятник М. Б. Грекову. 1989

Репродукции в электронном виде публикуются в рамках совместного проекта «Роман-газеты» и Студии военных художников имени М. Б. Грекова.

Литература:

Грекова Т. Т. Певец подвига М. Греков. Изд. 2-е. М., 1973;

М. Б. Греков в воспоминаниях современников. Л., 1966;

Тимошин Г. А. Митрофан Борисович Греков. Жизнь и творчество. М.. 1961.

Далее читайте:

Ирина Ненарокомова. Военный летописец: Митрофан Греков (очерк о художнике для детей, с иллюстрациями).

Митрофан Греков: биография, батальные картины

Митрофан Борисович Греков (Mitrofan Grekov, настоящее имя Мартыщенко Митрофан Павлович; родился 15 июня 1882 г. — умер 27 ноября 1934 г.) был одним из родоначальников и наиболее ярких представителей батального жанра в советской живописи. Творчество этого художника стало переходным этапом между реалистическими традициями XIX века и искусством социалистического реализма. Греков видел Гражданскую войну своими глазами и запечатлел ее на многочисленных полотнах. Его батальные картины отличаются динамичностью, ясной композицией, высокой достоверностью и вниманием к деталям.

Молодость Митрофана Грекова

Митрофан Греков родился в 1882 году в семье донского казака. Митрофан рос на хуторе, где не было условий для серьезных занятий рисованием. Учиться приходилось самостоятельно вплоть до поступления в Одесское художественное училище в 15-летнем возрасте. Еще через 5 лет были успешно сданы экзамены в Петербургскую академию художеств. Сначала Греков занимался в мастерской Ильи Репина, а затем перешел в батальную мастерскую Франца Рубо — знаменитого баталиста-классика. У него молодой художник учился добиваться невероятной реалистичности изображений. Во время учебы он работал над панорамами Рубо «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва».

В 1912 году Греков отправляется на воинскую службу, а с началом Первой мировой войны — на фронт. Три года он служил в составе 19-й казачьей сотни и даже в тяжелых условиях солдатского быта находил возможность делать зарисовки. В результате тяжелого ранения и проблем со здоровьем в 1917 году он мобилизуется, но военная тема осталась для него главной до конца жизни.

Приход революции Греков встретил с энтузиазмом и в 1920-м вступил добровольцем в Красную Армию. В первой половине 20-х он создает серию батальных картин, посвященных победам над белогвардейцами и проникнутых романтикой революционной стихии. Во многих ранних работах заметна антимилитаристская тема, а изображение военных будней отличается глубокой правдивостью. Это роднит творчество молодого Грекова с традициями Василия Верещагина.

Зрелые годы Грекова

В 1927-м году в Новочеркасске прошла первая персональная выставка Митрофана Грекова, а в 1930-м — он стал одним из создателей Союза советских художников. В этот период его увлекают идеи разработки диорамных и панорамных работ. В течение нескольких месяцев Греков с помощниками напряженно трудился над «Взятием Ростова» — полотном размером 4 на 8 метров. Эта работа подорвала здоровье художника, но результат был достоин восхищения: чтобы увидеть грандиозную диораму, зрители выстраивались в длинную очередь. К сожалению, во Второй мировой полотно сгорело при бомбардировке поезда, на котором его эвакуировали.

Также Греков был руководителем групп, писавших «Егорлыкский бой» и «Под Варшавой», но вынужден был оставить работу из-за проблем со здоровьем.

В начале 30-х художник работал над двумя диорамами: «Перекоп» и «Оборона Царицына». Они также остались незавершенными, но сохранилось много эскизов и масштабные картины к ним. В 1933-м Греков узнает о планах устроить его персональную выставку в следующем году. Чтобы наиболее полно представить на ней события Гражданской войны, он работает день и ночь и лишь за зимние месяцы создает более 10 полотен. Выставка открылась 12 ноября, а спустя две недели художник-баталист умер от остановки сердца в Севастополе, где собирался с группой коллег писать этюды к панораме «Штурм Перекопа».

Настоящая всенародная слава пришла к мастеру после посмертной выставки, где было представлено более 300 работ. Сейчас многие его картины выставляются в Третьяковке, Русском музее и доме-музее Грекова в Новочеркасске.

Если вам интересна военная тема в искусстве, то на сайте Very Important Lot вы наверняка найдете работы, достойные вашей коллекции. На аукционах регулярно выставляются заслуживающие внимания работы знаменитых и менее известных авторов.

Греков (Мартыщенко) Митрофан Борисович (Павлович) [1882—1934]

Греков родился 3 июня 1882 года в казачьей семье, на хуторе Шарпаевка Области войска Донского (в н. вр. Ростовская область). Настоящее имя — Мартыщенко Митрофан Павлович.

Сначала Греков был самоучка, но вскоре в 1898 г. он поступил в Одесское художественное училище. Успешно окончив училище, в 1903 г. Греков поступает в Петербургскую Академию художеств, где учится у И. Е. Репина и Ф. А. Рубо — мастера батальной живописи. Во время учебы Греков принимает участие в работе над панорамами своего педагога Ф. А. Рубо — «Оборона Севастополя» (1907) и «Бородинская битва» (1911).

В 1911 г. Греков за конкурсную работу «Волы в плугу» удостаивается звания художника.

С 1912 г. Грекова мобилизуют в армию, а в начале Первой мировой войны он оказывается на германском фронте. В 1917 г. Греков демобилизуется по причине тяжелой болезни. С фронта он привез множество зарисовок. Некоторое время он работает преподавателем рисования и чистописания в Новочеркасске в эвакуированной из Варшавы 3-ей мужской гимназии Влащлавского, параллельно с этим он пишет серию живописных работ на тему разгрома Белой армии: «Бредут» (1919), «Корниловцы»(1919), «Отверженные. Отступление корниловцев» (1922). Эти произведения стоят у истоков советской батальной живописи. Новочеркасский период Грекова продолжался с 1918 г. по 1931 г., почти 13 лет, и был очень плодотворным: всего в Новочеркасске Грековым было написано более 70 живописных работ, несмотря на крайне тяжёлое материальное положение семьи Грековых: иногда художнику и его родным нечего было есть.

Читайте также  Краткая биография бо

1920 году, когда Красная Армия вступила в Новочеркасск, Греков создает картину «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», которой открывает новый уже советский этап своего творчества. Художник добровольцем пошёл в Красную Армию. Он руководил кружком рисования на военных курсах, вёл пропагандистскую деятельность и написал свои первые работы, посвященные Первой Конной армии.

30 июня 1957 г. , спустя 23 года после внезапной смерти Грекова, в Новочеркасске был открыт мемориальный Дом-музей М.Б. Грекова, а Песчаная улица, на которой жил художник, переминована в улицу имени Грекова.

В 1923 году Греков знакомится с К.Е. Ворошиловым, который поддержал художника в его творческих начинаниях. Греков по заказу Ворошилова создает портреты героев Гражданской войны. Помощь в работе над темой о Первой Конной оказывают ее руководители: С.М. Буденный и Е.А. Щаденко.

В 1923 году три полотна Грекова были выставлены в Москве, в Центральном доме Красной Армии. После закрытия выставки картины М. Грекова поступили в числе лучших батальных полотен во вновь организованный Музей Красной Армии. Окрылённый таким успехом, художник вплотную приступает к работе над циклом работ, посвящённых истории Первой Конной. Чтобы восстановить историческую правду, он беседует с бойцами и командирами армии, встречается и с самим С.М. Буденным.

Результатом этой напряжённой работы явились картина «Красногвардейский отряд в 1918 году», изображающая уход из станицы казаков-партизан, «Отряд Буденного в 1918 году» и «Красное знамя в Сальских степях». В 1924 году появляется его знаменитая «Тачанка», которой художник дал название «Пулеметам продвинуться вперед!», а также картина «Бой за Ростов под Большими Салами». «Тачанка» экспонировалась на 7-й выставке АХРР и принесла Грекову известность. После этой выставки Греков вступил в АХРР и возглавил новочеркасский филиал объединения молодежи Ассоциации. В 1926 году художник демобилизовался из армии.

В 1929 году Греков вновь обращается к монументальной живописи и создает диораму «Взятие Ростова». Эта работа не дошла до наших дней: она сгорела во время бомбежки в Пятигорске в период Великой Отечественной войны. Греков создает эскизы к диорамам «Егорлыкский бой» (1931), «Штурм Перекопа» (1931), «Памятник Первой Конной», «Оборона Цырицына» (обе 1933).

В последние годы своей жизни художник находится на самом пике творческих сил и вдохновенно трудится, мастерство его оттачивается. Тогда появляется ряд фундаментальных произведений: «Конармейская тачанка» (1933), «Трубачи Первой Конной Армии» (1934), «На Кубань» (1934) и др. В 1934 году Греков с группой художников выехал в Севастополь для создания над панорамы «Штурм Перекопа», но внезапно умер от сердечного приступа.

Тысячи людей пришли проводить в последний путь Грекова.

М. Б. Греков сыграл огромную роль в развитии искусства молодой советской республики. Будучи воспитанником Академии и продолжателем реалистических традиций русской живописной школы XIX в., он был знаменосцем зарождающегося стиля новой эпохи — социалистического реализма. Произведения «В отряд к Буденному» (1923), «Ликвидация остатков армии генерала Кржижановского» (1924), «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной армии» (1934) находятся в Третьяковской галерее.

Греков, Митрофан Борисович

Митрофан Павлович Мартыщенко

Митрофан Павлович Мартыщенко известный в основном под именем Митрофан Борисович Греков (3 июня 1882, х.Шарпаевка, Яновская волость, Донецкий округ, Область Войска Донского — 27 ноября 1934, Севастополь) — советский художник-баталист русского казачьего происхождения.

Содержание

Жизнеописание

Настоящее имя — Мартыщенко Митрофан Павлович. Родился в казачьей семье, на хуторе Шарпаевка Области Войска Донского (ныне Ростовская область).

Сначала поступил учиться живописи в Одесское художественное училище (у Костанди, Кириак Константинович), затем оказался в Петербургской академии художеств, где обучался у Репина и Ф. А. Рубо — классика батального жанра. Стал основателем советского батального жанра.

В Первую мировую войну был на фронте, откуда привез множество зарисовок. В Гражданской войне воевал в составе Красной армии, куда ушёл добровольцем. Документировал подвиги Первой конной армии Буденного.

Был членом АХРР. Жил в Новочеркасске и в Москве.

Наиболее знаменитые работы художника: «Трубачи Первой конной», «Тачанка», «Бой при Егорлыкской», «Замерзшие казаки генерала Павлова».

Работы в коллекциях

Память

  • В Москве с 1934 года работает студия военных художников имени М. Б. Грекова.
  • Именем М. Б. Грекова названо Ростовское художественное училище.
  • Именем М. Б. Грекова названо Одесское художественное училище.
  • В Новочеркасске существует Дом-музей М. Б. Грекова.
  • С 1966 года за лучшие произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и 3 серебряные медали им. Грекова.

Источники

Греков, Митрофан Борисович на Викискладе ?
  • Греков, Митрофан Борисович на «Родоводе». Дерево предков и потомков

Литература

  • Грекова Т. Т. Певец подвига М. Греков. Изд. 2-е. — М.: Воениздат, 1973. — 125 с.
  • М. Б. Греков в воспоминаниях современников. — Л.: Художник РСФСР, 1966. — 136 с.
  • Тимошин Г. А. Митрофан Борисович Греков. Жизнь и творчество. — М.: Советский художник, 1961. — 358 с.
  • Лапунова Н. Ф. Митрофан Борисович Греков. Монография. — М.: Изобр. ис-во, 1982. — 248 с.

Ссылки

  • Биография на сайте «Яндекс.Словари»
  • Музей М. Б. Грекова в Новочеркасске
  • Галерея работ на Maslovka
  • О Митрофане Грекове в Киножурнале «Хочу всё знать» на YouTube
  • Исследования краеведов
  • Сборник статей о Митрофане Грекове на сайте BeautifulArt.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Зубная нить
  • Барселона (футбольный клуб, Гуаякиль)

Смотреть что такое «Греков, Митрофан Борисович» в других словарях:

Греков, Митрофан Борисович — Митрофан Борисович Греков. ГРЕКОВ Митрофан Борисович (1882 1934), живописец баталист. Произведения посвященные 1 й Конной армии и событиям Гражданской войны (“Тачанка”, 1925). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Греков Митрофан Борисович — (до 1911 Мартыщенко Митрофан Павлович) (1882 1934), советский живописец. Баталист. Учился в Одесском художественном училище (1898 1903) и в петербургской АХ (1903 11) у Ф. А. Рубо. Член АХРР (1925 29). Для произведений Грекова,… … Художественная энциклопедия

Греков Митрофан Борисович — (до 1911 Мартыщенко Митрофан Павлович) [3(15). 6. 1882, хутор Шарпаевка, ныне Ростовской обл., 27.11.1934, Севастополь], советский живописец баталист. Учился в Одесском художественном училище (1898 1903) и петербургской АХ (1903 11) у Ф. А. Рубо … Большая советская энциклопедия

ГРЕКОВ Митрофан Борисович — (1882 1934) российский живописец. Основоположник советской батальной живописи. Запечатлел события Гражданской войны ( Тачанка , 1925). Инициатор создания панорам и диорам … Большой Энциклопедический словарь

Греков Митрофан Борисович — (1882 1934), живописец баталист. Художник «историограф» 1 й Конной армии, в многочисленных полотнах запечатлел события Гражданской войны («Тачанка», 1925; «Кавалерийская атака», 1927). Имя Грекова присвоено Студии военных художников в Москве. * * … Энциклопедический словарь

Греков Митрофан Борисович — Митрофан Борисович Греков Мемориальная табличка на фасаде Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова Имя при рождении: Митрофан Павлович Мартыщенко Дата рождения: 3 июня … Википедия

Греков Митрофан Борисович — (имя и фам. до 1911 Митрофан Павлович Мартыщенко; 1882–1934) – рус. живописец. Баталист. Автор произв., запечатлевших боевой путь 1 й Конной армии, др. события Гражд. войны: «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной армии» (1934), «Кавалерийская… … Энциклопедический словарь псевдонимов

Греков, Митрофан Борисович — Род. 1882, ум. 1934. Советский живописец баталист, автор полотен, посвященных событиям Гражданской войны («Тачанка», 1925). Создатель панорам и диорам … Большая биографическая энциклопедия

Митрофан Борисович Греков — Мемориальная табличка на фасаде Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова Имя при рождении: Митрофан Павлович Мартыщенко Дата рождения: 3 июня … Википедия

Греков, Митрофан — Митрофан Борисович Греков Мемориальная табличка на фасаде Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова Имя при рождении: Митрофан Павлович Мартыщенко Дата рождения: 3 июня … Википедия

Тайны баталиста Грекова

Выдающийся советский баталист Греков стал символом воинского изобразительного искусства. Но в его роду было немало тайн, которые он был вынужден скрывать. Судьба вела художника по воинской стезе. Он родился на Дону, где казачьи традиции служения издавна приобщали мальчиков к воинской культуре.

В официальной биографии художника сказано, что огромная панорама «Оборона Севастополя» стала для Грекова первой большой работой, которую он выполнял со многими талантливыми учениками Рубо.

Он снова пытается встать на «мирные» художественные рельсы, написав несколько пейзажей, но годичная воинская повинность вносит в его жизнь коррективы. Отбывая службу, Греков сделал множество зарисовок, олицетворяющих уникальность и самобытность кирасирского, Павловского и гренадерского полков.

В 1911 году он сменил свою фамилию и отчество. Теперь вместо Митрофана Павловича Мартыщенко он стал Митрофаном Борисовичем Грековым.

Это произошло после выставки своей первой работы, получившей всеобщую похвалу и принёсшей ему официальное звание художника.

Читайте также  Краткая биография тёпфер

Первая мировая война, германский фронт. Мало кто догадывается, что простой ординарец в казачьей сотне не только воюет с немцами, но и в уме пишет картины, чтобы потом, в набросках, претворить их в жизнь. Ему подвластно понять и с точностью передать характер и быт простого солдата. Это удивительные рисунки! Если посмотреть на его карандашные зарисовки, сделанные примерно в 1914 году, то поражает прежде всего максимальный натурализм рисунков. Художнику удаётся передать вдумчиво-одухотворённое лицо солдата, который пишет, возможно, последнюю весточку домой, но не о скорой смерти и болях думает русский солдат. Его лицо светится счастьем прикосновения к родным людям посредством письма.

Тяжёлое ранение. Возвращение на родину. Революция. Все эти события стремительным вихрем проносятся лавиной в жизни Грекова и оставляют свой красный след. И след этот — гражданской войны, когда брат идёт на брата, когда рвутся заживо кровные узы.

В 1920 году, когда Красная Армия входит в Новочеркасск, Греков пишет картину «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», используя холст и масло. Именно эта картина станет разделительной чертой, которую Греков уже не сможет, да и не захочет перейти по идеологическим причинам.

Он в добровольном порядке надевает на себя будёновку и идёт преподавать на первые курсы военных художников, организованные по своей собственной инициативе. Новой власти были нужны талантливые люди, которые смогли бы правильно выстроить военную идеологию в картинах и плакатах. Эту задачу Грекову выполнить удалось.

За что был удостоен высокой похвалы от командующего Северо-Кавказским военным округом Клима Ворошилова. Об этой встрече в своём автобиографическом очерке Греков пишет так: «В 1920 году я встречаю вождей Первой конной армии, К. Е. Ворошилова и С. М. Будённого. Подаю записку с предложением оказать мне содействие в моем намерении писать на темы гражданской войны. Я присутствую на совещании о моем предложении. Помню дословно такой разговор: один из командиров говорит, что у нас армия без штанов, а мы будем картины писать, на это Климентий Ефимович ответил командиру: «Ты рассуждаешь неправильно, у нас должны быть и армия и искусство», и сам обещает привести мне краски из Москвы».

Судя по картинам, высокой похвалы картины художника удостаиваются и от Будённого. «В отряд к Буденному» (1923), «Тачанка» (1925), «На привале» «На походе. Первая конная» (1927). Во всех картинах главными героями, по сути, становятся не люди, а удивительные, стремительные, живые в своём порыве боевые лошади («Красноармейская тачанка. Выезд на позиции», 1933).

За несколько лет он создаёт несколько грандиозных картин. Практически в каждой из них, за редким исключением, присутствуют лошади. Он любил лошадей. С любовью выписывал характер лошади, попавшей в страшные военные передряги. Он всегда помешал в центр композиции одну или несколько лошадей. Картины становились живыми, они двигались, жили, дышали, спасали, наступали, оборонялись, погибали, оставаясь навечно запечатлёнными на холсте. Это удивительная методика работы художника стала основой для последующих его творений.

Но в 1926 году он написал рапорт о демобилизации из армии по состоянию здоровья. Он уходит из армии, чтобы быть ближе к ней: текущая работа отнимает у него много времени, а ему хотелось писать как можно больше картин. И он пишет. Каждый год рождаются его новые картины: «Бегство белых из Новочеркасска в 1920 году», «Комбриг ведет в атаку».

«Бой за Ростов у села Генеральский Мост», «Бой за Ростов под Большими Салами» (1926). Большие Салы — это хутор в нескольких километрах от Ростова, в сторону Таганрога.

И, наконец, в 1929 году к годовщине Первой конной армии он создаёт первую советскую диораму «Взятие Ростова». К сожалению, в годы Второй мировой войны это творение художника было безвозвратно утеряно. Обстоятельства этой потери неизвестны.

Примерно через пять лет Греков переезжает в Москву, чтобы стать одним из членов Союза советских художников. Сталинский заказ — картина «Перекоп», состоящая из четырёх диорам, — должна была стать монументальным произведением советского художественного искусства. И это грандиозное дело должен был возглавить именно Греков. Таков был замысел. Но провидению было суждено сделать так, что во время предварительных зарисовок в Крыму художника нежданно постиг сердечный приступ. 27 ноября 1934 года его не стало. Ему было 52 года.

Родные и близкие художника были потрясены случившимся. В память о своём друге Ворошилов приказал организовать в Особой отдельной кавалерийской бригаде имени Сталина изобразительную мастерскую самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова. Она положила начало созданию одноимённой студии военных художников.

Его именем названы два училища: Ростовское художественное училище и одесское. В Новочеркасске, в просторном казачьем доме на полтора этажа, давно и успешно работает дом-музей М.Б. Грекова. В этом доме он создал лучшие свои картины.


С 1996 года за лучшие произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и три серебряных медали имени Грекова. Во многих музеях страны хранятся картины прославленного художника.

Немало тайн оставил после себя Греков и в своём творческом наследии. Сохранилось 53 его работы. В основном это пейзажи. (Если честно, то лично мне пейзажи сами по себе не нравятся. Тусклые они. Кажется, что художник подбирал соответствующий фон для своих будущих картин.)

Он написал в память о своих родных краях картину «Хутор Шарпаевка. 1912 г.», когда ещё учился в Академии художеств. Но её он старался не выставлять.

Мы побывали на том месте, где стоял дом, в котором, по предположениям односельчан, родился Митрофан Борисович. Он был уроженцем небольшого казачьего хутора Шарпаевка (ныне хутор Костино-Быстрянский) Яновской волости (ныне Морозовский район) Области Войска Донского. Надо признать, что земляки с почтение относятся к наследию великого художника. В его честь названа одна из улиц хутора.

Но деревенское детство не стало решающим в его становлении как художника. О том, насколько ему было сложно реализовать свой невесть откуда взявшийся дар к рисованию, Митрофан Борисович напишет в своей автобиографии: «Детство провел в трудовой семье земледельцев. Сельский быт, степи, лошади, волы. До 17 лет я не видел ни одной картины, кроме репродукций в журнале «Нива», но рисовал с детского возраста, конечно, от себя, потому что о рисовании с натуры не имел представления. В семье у нас кроме меня никто этим не увлекался. Единственный мой руководитель, который, может быть, определил мой жанр, — дядя, крестьянин. Он часто вырезал мне из дерева коней и быков чрезвычайно примитивно, даже без ног. Я, помню, сознавал, что они мало походят на коней и быков. Вспоминаю, что меня несколько смущала застывшая их форма. С годами у меня развилась большая страсть к рисованию, что стало моим отдыхом».

Но краеведы нашли документы, подтверждающие, что вместе с остальными пятью братьями и сёстрами определением Дворянского Депутатского собрания области Войска Донского от 27 февраля 1915 года Митрофан был сопричислен к дворянскому роду.

Значимы для потомков и другие литературные открытия краеведа Милютинского района Николая Ивановича Приходько. Его исследования о судьбе баталиста позволили впервые составить генеалогическое древо Грековых.

В своей монографии «Древний род Грековых» (экземпляр хранится сегодня в Милютинском краеведческом музее) он доказал, что Митрофан Борисович родился не в Тарасовском, а в Морозовском районе Ростовской области. После семи лет мальчик проживал в Милютинском районе, в хуторе Ивановке, основанном его дедом, войсковым старшиной Иваном Борисовичем Грековым.

Об этом местный краевед пишет в «Летописи Милютинского края»: «Род Грековых уходит своими глубокими корнями ко времени активного образования казачества второй половины XVI века. Отец художника Борис Иванович в 1890 году по стечению семейных обстоятельств вынужден был покинуть хутор Шарпаевку близ станицы Морозовской и поселиться на реке Березовой. Но не на пустое место он приехал, а на обжитое помещичье подворье с домом, садом и хозяйственными постройками. Первые четыре класса будущий художник обучался в Маньково-Берёзовской церковно-приходской школе, куда осенью и весной его возили в дрожках, запряженных конем по кличке Русак.

Впоследствии художник изобразил своего четвероного друга на полотне под названием «Конь Русак».

Обучаясь в Каменском окружном училище, в Одесском художественном училище и Петербургской академии, Митрофан Борисович все летние каникулы проводил в родной Ивановской усадьбе. Работал вместе с остальными членами семьи в поле, рыбачил, охотился.

Все Грековы были страстными охотниками.

Митрофан не расставался с мольбертом. В Ивановке им написаны либо сделаны наброски таких картин о природе и быте, как «Луга», «Копички», «Охота на лис», «Выселки слободы Маньково-Берёзовской», «Усадьба зажиточного крестьянина» и другие.

После гражданской войны в доме Грековых находилась начальная школа. Потом при строительстве школы дом разобрали одновременно с церковью.

Читайте также  Краткая биография гейне

Митрофан Борисович весь новочеркасский период жизни, вплоть до отъезда в Москву в 1927 году, ежегодно навещал родной хуторок, бывая в гостях у своих друзей — крестьян Шумских.

При активном участии краеведа Николая Приходько установлена мемориальная доска на здании Маньково-Берёзовской школы, где учился знаменитый художник, собраны надгробия дворянского рода Грековых, найдена надгробная плита прадеда Митрофана Борисовича.

Точно детектив разыскивал Николай Иванович следы грековского семейства. Ему удалось выяснить, что потомки художника живут в Канаде. По приглашению краеведа в 2002 году гости из Канады (племянник живописца Александр Александрович и его супруга Елена Всеволодовна) приехали с частным визитом в Милютинский район. Благодаря участию Приходько гости увидели дорогие сердцу места, связанные с именем легендарного предка: переезд по грековскому тракту, генеральскую балку, бывшее имение Грековых, могилы дедов. К сожалению, краеведа Приходько уже нет в живых. Однако я уверена, что еще много интересных страниц о детских и юношеских годах художника предстоит открыть. Ведь отсюда идёт главный свет его полотен — внутренний свет доброты, несмотря на их военную направленность.

Мало кому из художников удалось пронести капли добра на жёстких воинских картинах. Это стало ещё одной отличительной чертой великого советского баталиста. Его творчество стало основой для создания другими художниками великолепных работ по военной тематике.

Греков Митрофан Борисович (1882 — 1934)

Греков М. Б.

Все творчество М. Б. Грекова — свидетельство поразительной целеустремленности и цельности. У него нет иных тем и сюжетов, кроме эпизодов героической летописи подвигов Красной Армии в гражданскую войну. Многие советские художники обращались впоследствии к тем же событиям, но отличительной чертой композиций Грекова является то, что создавал он их не по историческим источникам, не по архивным материалам и не по литературным описаниям, а на основе личных впечатлений и переживаний.

Лихие всадники, несущиеся по степи Донского края с его неоглядными просторами, пулеметные тачанки, играющие марш трубачи — все это оживает на полотнах Грекова. И не только потому, что сам он родом из казацкой семьи, уроженец хутора Шарпаевка Яновской области Войска Донского, но и потому, что он сам был участником военных походов и кровавых боев с деникинской армией на юге России.

Первые впечатления армейской жизни он получил еще раньше. В течение трех лет, с самого начала первой мировой войны, в составе 19-й казачьей сотни Греков пробыл на германском фронте. Здесь он приобщился к военному быту, ко всем превратностям солдатской судьбы, здесь же был тяжело ранен.

Позднее, когда в 1920 году Греков вступил в ряды Красной Армии, он так вспоминал об этом в автобиографии: «. События так волновали, так захватывали, что нельзя было не писать. Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям. Это дало мне возможность наблюдать боевые движения войск, познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей. Их внутреннее идейное содержание рисовало в особом романтическом свете наблюдаемые мотивы и эпизоды, которые стали потом темами моих картин. » Художественное образование Греков получил сначала в Одесском художественном училище, а затем в стенах Петербургской Академии художеств. Его учителями были сначала И.Е.Репин, а затем Ф.А.Рубо, автор Севастопольской панорамы, профессор батальной живописи, выделявший Грекова в числе лучших учеников. У своих учителей Греков воспринял методы и принципы реалистической живописи, которым остался верен до конца жизни.

Уже его первые полотна 19-х — 20-х годов, над которыми он начал работать в белогвардейском тылу в Новочеркасске, были посвящены борьбе революционного народа. Об этом можно судить даже по их названиям: «Красноармейцы врываются в станицу, занятую деникинцами», «Зимний поход Первой Конной», «Вступление полка им.Володарского в Новочеркасск». Это по большей части многофигурные композиции. Действие в этих полотнах показано в самых напряженных моментах: то это исполненный бурной динамики бросок, где в рукопашной схватке не на живот, а на смерть схлестнулись силы противников; то уверенно движущаяся лавина солдат пехотного полка, вступающего в город; то растянувшаяся бесконечной лентой на снежном поле красная конница.

Эти запечатленные Грековым сцены свидетельствовали о той героической эпохе, в которой все просто, даже буднично, но в ней, лишенной ложного пафоса, ощущается достоверность и правда. Эти выхваченные из жизни, почти документальные полотна легли в основу того, что создано Грековым в последующие годы.

Жизнь Грекова безвременно оборвалась в 1934 году. В посмертном приказе Наркомата Обороны, отмечавшем особые заслуги «талантливого живописца гражданской войны», был пункт о создании в Особой Отдельной кавалерийской бригаде изомастерской имени М.Б.Грекова. Из нее выросла широкоизвестная Студия военных художников имени М.Б.Грекова, из которой вышло много замечательных художников-баталистов.

Тачанка (1925)

Вот летит в яростном движении прямо на зрителя конармейская тачанка, с алой лентой в узде коренника. Ничто не может остановить ее стремительного полета, кажется, что кони рассекают густой знойный воздух жаркого дня, земля клубится под копытами. Конный вихрь залит ярким солнечным светом, золотом отливают стерня и копёнки сжатого хлеба на переднем плане, а позади, в небе, стоит иссиня-черная грозовая туча.

В этом романтически-приподнятом образе угадана не знающая ни препятствий, ни преград стихия революции.

Вспоминается известная революционная песня:

Ты лети с дороги, птица! Зверь, с дороги уходи! Видишь, облако клубится, кони мчатся впереди!

И с налета с поворота по цепи врагов густой застрочил из пулемета пулеметчик молодой.

Эх, тачанка-ростовчанка, наша гордость и краса, конармейская тачанка, все четыре колеса!

Знамёнщик и трубач (1934)


Знамёнщик и трубач обычно находятся впереди войска. они зовут за собой, вселяют в бойцов мужество призывными звуками трубы, развевающимся алым знаменем, которое уверенной рукой держит загорелый от длинных дорог знамёнщик. Его конь, возбужденный звуками боя, пытается пуститься вскачь, но сдерживается знамёнщиком. В медную трубу трубит трубач на белом коне, с накинутой на плечи буркой. Скудный пейзаж дополняет картину, — пыльная степь с редкими валунами, чахлые кустики зелени и яркое синее небо над головой.

Конь Русак. На Кубань!

Чертов мост (1931) На походе. Первая Конная. (1927)

На пути к Царицыну

Трубачи первой Конной Армии (1934)

Здесь снова мотив походного движения колонны Конармии. При взгляде на картину невольно приходят на память строки некогда популярной песни:

«С неба полуденного жара -не подступи.

Конница Буденного раскинулась в степи. «

Цокая копытами по шляху, надвигается на зрителя шеренга белоснежных коней с бравыми музхыкантами. Полковое знамя осеняет группу словно гигантским горделивым крылом. Подъехавший командир, ухарски уперев руку в бедро, кричит, подзадоривая трубачей: «А ну, давай еще! Давай сильней!» Насыщенное темно-рыжее пятно его гнедого коня усиливает сверкание белизны шерсти лошадей, на которых сидят музыканты. Этот контраст в сочетании с пламенеющим тоном воинского стяга составляет главный акцент колористической гаммы. Солнечный свет заставляет гореть расплавленным золотом медь духовых инструментов. Картина полна сияния и солнечных отблесков.

Художник показывает лишь авангард колонны, спускающейся с гребня степного кургана. Поэтому ее продолжение, уходящее вглубь пространства, за раму, кажется нескончаемым, а следовательно, сила и мощь — неодолимыми — этим приемом он закрепляет идею несокрушимой силы народа. Боевое знамя, оказавшееся в момент походного движения на самой вершине холма, будто полыхает над всей необъятной далью, тающей в дымке золотистой степной пыли.

В отряд к Буденному (1923)


Это первая значительная картина Грекова. Здесь он продолжает традиции Верещагина — избегает парадности. Художник выбирает будничную сцену — по донской степи едет одинокий всадник, ведя вторую запасную лошадь с притороченной к седлу винтовкой. Высокий поднятый горизонт позволяет показать за конником колоссальное открытое пространство. Оно воочию свидетельствует о немалом пути, проделанном героем. Опасности же, подстерегающие его на этом пути, эмоционально дают себя как бы ощутить в цвете добела раскаленного неба и знойного марева, затянувшего дали. Свое напряжение в колорит вносят и короткие тени, падающие на дорогу резкими пятнами. Художник изображает момент, когда конник смог наконец прикрепить к папахе красную ленточку, символизирующую дело, за которое он будет бороться. Бедная одежда и отсутствие казачьих лампасов, бедная винтовка вместо кавалерийского карабина говорят за себя достаточно красноречиво. Это селянин, казак из станицы. Его бросающаяся в глаза сутуловатость связана с многолетним крестьянским трудом за плугом или сохою. Он уходит к своим единомышленникам, отстаивающим свободу и счастье народа.

Чертов мост (1931)

Кавалерийская атака 1-й Конной армии (1927)

Кирасиры (1911)

Конница на привале (1930)

Лейб-гвардии гренадерский полк.

Разоружение деникинцев

Станица Платовская (1934)

Замерзшие казаки генерала Павлова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: