Краткая биография григорович

Григорович Дмитрий Васильевич: биография и фото, самые известные произведения

Дмитрий Васильевич Григорович – известнейший российский писатель. Его произведения заслуженно относятся к русской классической литературе Золотого века. На протяжении многих лет книги Дмитрия Васильевича Григоровича изучаются в школе по обязательной программе. Каждый любитель литературы знаком с произведениями данного автора.

Краткая биография Дмитрия Васильевича Григоровича

Родился писатель 31 марта 1822 года в Симбирской губернии. Семья, в которой рос Дмитрий Васильевич Григорович, отличалась в обществе своим положением: отец был богатым помещиком, а мать – прекрасной женщиной, имеющей французские корни.

Фото Дмитрия Васильевича Григоровича нельзя найти, поскольку писатель не застал технологического прогресса, однако его портреты представлены в данной статье.

Писатель рано потерял отца. Дмитрия воспитывали мать и бабушка. Они дали ему прекрасное образование. Однако мальчик плохо говорил по-русски, потому что и мама, и бабушка были чистокровными француженками, что сильно повлияло на разговорную речь Григоровича. Постепенно осваивая русский язык, писатель еще очень долгое время говорил с явным французским акцентом.

Образование

Говоря о биографии Дмитрия Васильевича Григоровича, важно отметить, какое образование было у писателя. Когда мальчику исполнилось восемь лет, мать решила отправить его в Москву, где он мог бы учиться во французском пансионе. Решение было принято.

После окончания пансиона Дмитрий Васильевич Григорович уже определился с тем, как он хочет устроить свою жизнь. Писатель переехал в Санкт-Петербург и продолжил свое образование в инженерном училище. Именно там Григорович познакомился с выдающимся писателем – Федором Михайловичем Достоевским.

У Дмитрия не было интереса к точным и естественным наукам, поэтому он решил попробовать свои силы в искусстве. Молодой человек перевелся в Академию художеств, где завел знакомство с еще одним талантливым писателем – Тарасом Шевченко.

Первые шаги

Первые произведения Дмитрия Васильевича Григоровича были очень слабыми, в сравнении с литературным творчеством того времени. Рассказы, которые печатались в литературных журналах («Собачка», «Театральная карета»), не пользовались популярностью. Несмотря на это, Дмитрий не переставал писать, все больше развивая в себе качества настоящего писателя.

Как раз во время своих первых литературных опытов Григорович знакомится с известным крестьянским поэтом Некрасовым. В это время поэт издавал множество сборников, которые пользовались успехом. Именно в одном из таких изданий появилось произведение, которое вышло из-под пера сразу трех писателей: Некрасова, Достоевского и Григоровича. Повесть получила название «Как опасно предаваться честолюбивым снам». В этом издании было напечатано и другое произведение Григоровича – «Штука полотна».

Удачное начало

После триумфа «Штуки полотна» Дмитрий Васильевич написал повесть «Петербургские шарманщики». Этим произведением автор обратил на себя внимание уже известного литературного деятеля – Белинского. В это время Дмитрий Григорович печатался в издательстве, для которого критик писал небольшие очерки.

Становление писателя

Дмитрий Васильевич Григорович был плохо знаком с традициями крестьян. Однако в свои 23 года он был членом литературного кружка Бекетовых, что сильно повлияло на его жизненные установки. Именно это стало толчком для написания масштабного произведения «Деревня». Пройдя через огромную работу, которая познакомила писателя со всеми тонкостями и особенностями крестьянской жизни, Григорович создал свое имя в литературных кругах.

Именно после этого объемного произведения Дмитрия Васильевича приняли в обществе как действительно талантливого писателя. После триумфального романа из-под руки Григоровича выходит произведение «Антон-горемыка». Сам Белинский говорил о повести только положительно, отмечая, какая она трогательная и жизненная одновременно. Однако не всем читателям понравились описания крестьянской бедности: славянофилы, которые принимали только величие простого народа, посчитали это произведение попыткой унизить крестьянский слой общества. Несмотря на такую критику, Дмитрий Васильевич продолжил писать.

Разрыв с известным журналом

В 1860 году произошел раскол в журнале «Современник»: началось противостояние между писателями, происходящими из дворян, и молодыми приверженцами радикальных установок. Григорович, будучи дворянином, поддерживал первых и ушел из издательства.

Известный публицист того времени Чернышевский очень резко высказался в своей статье о творчестве Ивана Тургенева и Дмитрия Григоровича. Существует даже утверждение, что именно с момента написания этой статьи писатель с презрением относился к Чернышевскому, с которым у него когда-то были довольно теплые отношения.

Дальнейшая деятельность

С 1864 года о Дмитрии Васильевиче Григоровиче не было ничего слышно. Писатель будто исчез: больше не было ни новых произведений, ни публикаций. Однако Дмитрий попал в творческий кризис – людские взгляды менялись так быстро, что писатель просто не видел никакой связи с современностью.

Оставив литературную деятельность, он активно содействовал развитию «Общества поощрения художеств». Связано это было с тем, что писатель на протяжении очень долгого времени работал в нем главным секретарем. За долгие годы работы писатель был награжден чином действительного статского советника. Писателю была начислена хорошая пенсия.

Последние годы жизни

Будучи уже на пенсии, писатель написал повесть «Гуттаперчевый мальчик». Дмитрий Васильевич Григорович рассказал о судьбе несчастного мальчика-сироты, который оказался в цирке. Мальчик выполнял акробатические трюки, он был тих и замкнут. Единственным, к кому главный герой испытывал доверие, был клоун, страдающий сильной алкогольной зависимостью. Он старался обходиться с мальчиком с теплотой, пытался радовать подарками, которые делал без повода.

Во время одного из выступлений юному акробату предстояло подняться на огромную высоту и перевернуться вверх ногами. Трюк должен был выполняться без страховки. Мальчик не смог удержаться на высоте и упал, сломав себе ребра и разбив грудную клетку. Представление было завершено. В эту же ночь клоун несколько раз подходил к уже мертвому телу мальчика – удар о пол оказался смертельным. Трогательное произведение по достоинству считается одним из лучших творений писателя, написанных за все время.

Скончался известный писатель 3 января 1900 года в возрасте 77 лет. Дмитрий Васильевич был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Значение творчества писателя

Главным образом творчество Григоровича определялось его повестями «Антон-горемыка» и «Деревня». Произведения, рассказывающие о нелегкой судьбе крестьян, о трудностях, происходящих в жизни просто народа, стали известны на весь мир. Такие писатели, как Салтыков, Толстой и многие другие, открыто заявляли о том, что произведения Григоровича имеют огромное значение для всей русской культуры.

Именно Дмитрий Васильевич стал первым писателем-дворянином, который описывал жизнь простых людей в своих произведениях. Рассказывая читателям о бытовой жизни крестьян, Григоровичу удалось воспроизвести все житейские проблемы и трудности с достоверностью. Как уже позже отмечали литературные критики, ему удалось это сделать даже удачнее, чем Тургеневу. Произведения Григоровича были способны по-настоящему оставить незабываемое впечатление у читательской аудитории. Творчество писателя было запоминающимся. Он идеализировал крестьян, создавал добрые образы, описывал природу с тем обожанием, которое присуще только поклонникам своей родины.

Несмотря на все это, в 1860 году этот жанр литературы стал терять свое значение и актуальность. Новые взгляды, которые стали поддерживаться в обществе, исключали возможности печатания произведений Григоровича.

Общий вывод

Произведения Дмитрия Васильевича несут особое значение для русской литературы. Сегодня они могут рассказать читателям о многих аспектах жизни того времени. Кроме того, Григорович является уникальным писателем – он был одним из немногих, кто мог изображать трогательность быта с легким юмором. Сегодня литературоведы говорят о том, что Дмитрий Григорович – это русский Чарльз Диккенс.

Трогательные и одновременно ироничные произведения писателя уже не пользуются сегодня такой известностью, однако для тех, кто хочет понять историю Российского государства, произведения Дмитрия Васильевича имеют немаловажное значение.

Григорович, Дмитрий Васильевич

Дми́трий Васи́льевич Григоро́вич ( 19 марта (31 марта) 1822 ( 18220331 ) — 22 декабря 1899 (3 января 1900)) — русский писатель.

Содержание

Биография

Родился 19 (31) марта 1822 года в селе Черемшан (Никольское) Ставропольского уезда Симбирской губернии, умер 22 декабря (по другим сведениям 26 декабря) 1899 (3 января 1900) в Петербурге.

Отец его был помещик, отставной гусар, служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба; мать — француженка, Сидония де Вармон (Сидония Петровна), дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Григорович рано лишился отца, устроившего семью в Каширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. В 8 лет его отвезли в Москву, где он пробыл около 3 лет во французском же пансионе «Монигетти», по окончании оного в 1836 поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет), в котором проучился до 1840 г., и где познакомился с Ф. М. Достоевским. Наполовину француз, Григорович в ранней молодости неудовлетворительно владел русским языком, долго говорил с французским акцентом. Не имея к точным наукам никаких предпочтений, позже переводится в Академию художеств. Здесь он довольно близко познакомился с Тарасом Шевченко.

В 1858—1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».

Первые литературные опыты

Первые литературные опыты Григоровича рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», были ещё очень слабы в художественном отношении. Около 1841 г. он познакомился с Некрасовым, в то время издававшим различные сборники: юмористический альманах «Первое апреля», где появилось коллективное произведение трёх авторов: Григоровича, Достоевского и Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам» и самостоятельное произведение «Штука полотна» 1846; «Физиология Петербурга», где был напечатан физиологический очерк молодого писателя «Петербургские шарманщики» 1845, которым он обратил на себя внимание Белинского. Также писал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле».

В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых, в неполные 23 года он берётся за большую повесть, и в конце 1846 г. была напечатана (в «Отечественных Записках») «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 году в «Современнике» — знаменитый «Антон Горемыка». «По прочтении этой трогательной повести, — говорил Белинский, — в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные». Григорович первый посвятил большую повесть ежедневному быту самого серого простонародья — не того, «лубошного», а народа во всей его неприглядности. Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича унижение народа.

Читайте также  Краткая биография тредиаковский

За ним последовал ряд небольших повестей из столичной жизни.

Разрыв с «Современником»

В начале 1860-х гг., когда в редакции «Современника» произошёл раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Григорович был всецело с первой группой и вышел из «Современника». Чернышевский в своей статье «Не начало ли перемены?» подверг резкой критике Тургенева и Григоровича. По мнению современников, с тех пор Григорович к Чернышевскому, лидеру радикалов, относился с ненавистью.

С 1864 года Григорович надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по «Обществу поощрения художеств», деятельным секретарем которого он оставался долгое время. За долголетние труды по обществу Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия.

В середине 1880-х годов Григорович снова берется за перо и пишет повести «Гуттаперчевый мальчик», «Акробаты благотворительности» и «Воспоминания» 1893.

Адреса в Санкт-Петербурге

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810502000 объект № 7810502000
  • 1844—1846 — квартира Ф. М. Достоевского в доходном доме К. Я. Пряничникова — Владимирская улица, 11 (Графский пер., 10). Памятник истории Федерального значения;
  • 1870—1893 — дворовый флигель — Большая Морская улица, 38;
  • 1893 — 22.12.1899 года — Мещанская улица, 28, кв. 9.

Значение творчества

Положение Григоровича в литературе целиком определяется его повестями «Деревня» и «Антон Горемыка». Их горячо приветствовал Белинский, об их большом значении для своего времени говорили Салтыков, Л. Толстой и др. Григорович в этих произведениях явился основоположником дворянского народничества в литературе. У Григоровича значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших «Записках охотника» Тургенева и у всех других его предшественников и современников. Крепостной крестьянин показан у Григоровича не только со стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. Сгущение мрачных красок в этих повестях Григоровича способствовало более цельному читательскому впечатлению. «Жаление» крепостного мужика, которым проникнуты повести Григоровича, носит барский характер, что не исключает его искренности. В последующих рассказах и романах Григорович из крестьянского быта чувствуется склонность к писанию идиллий, к сентиментальному изображению крестьянских добродетелей. В «Рыбаках» Григорович дает идеальный образ крестьянина, явно определенный классовой позицией автора: для Григоровича здравый смысл крестьянина заключается в «безусловной покорности и полном примирении с скромной долей, определенной провидением». В том же романе, как и в некоторых других своих рассказах, Григорович противопоставил крестьянскому жизненному укладу развивающийся фабричный быт. Он скорбит о разложении и деморализации, вносимых фабрикой в крестьянскую жизнь; типичный фабричный рабочий для Григоровича — совершенно отрицательное явление. Изобилие этнографического элемента в крестьянских произведениях Григоровича — народные обряды, обычаи, суеверия, песни и пр. — характерно для дворянского народничества той поры.

Уже в 1860-е гг. мужицкая беллетристика Григоровича стала терять свою актуальность. Чернышевский, в более ранних статьях высоко ставивший Григоровича, позже довольно едко отзывался об «Антоне Горемыке». В своих изображениях помещиков (роман «Просёлочные дороги») Григорович был ближе к Гоголю, чем, например, к Тургеневу и другим утонченным представителям дворянской культуры, но юмор, на который Григорович здесь претендует, ему совершенно не удался. Описание столичной жизни у него («Похождения Накатова», «Столичные родственники» и пр.) не имеет никакой цены, мелко в смысле сатиры. В литературной манере Григоровича, с его гуманизмом, сочувственным изображением разных маленьких людей, склонностью к эффектам — много родственного Диккенсу; иногда Григорович доходил до слишком явного подражания английскому юмористу («Просёлочные дороги»). При своей склонности к живописи Григорович отводит очень много места пейзажу — особенно из хорошо ему знакомой приокской полосы. Пейзажи Григоровича, который считался в свое время великим мастером в этой области, содержат очень много деталей, но мало связаны с действием.

Произведения

Библиография

  • Бродский Н. Л., Ст. в «Истории русской литературы XIX в.», т. II, изд. «Мир»
  • Коган П. С., Очерки по истории новейшей русской литературы, т. II, изд. 5-е, М., 1926
  • Войтоловский Л. Н., История русской литературы XIX и XX вв., ч. 1, Гиз, М., 1926.
  • Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910
  • Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.
  • Григорович Д. В. Избранные сочинения. Москва, 1955
  • Кузнецов С. О.. Вклад представителей рода Строгоновых и Д. В. Григоровича в реформирование Общества поощрения художников в 1860—1870-е гг. // Известия Санкт-Петербургской Лесотехнической академии. Вып. 178. СПб., 2006. С.300-317.

Источник

За основу статьи взято: Клевенский М. Григорович // Литературная энциклопедия: Том 3. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. Издание в 11 т. — [М.], 1929—1939.

Значение ГРИГОРОВИЧ ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Григорович, Дмитрий Васильевич — известный писатель. Родился 19 марта 1822 г. в Симбирске, умер 26 декабря 1899 г. Отец его был помещик, отставной гусар, мать — француженка, дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Григорович рано лишился отца, устроившего семью в Каширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему чисто французское воспитание. 8 лет его отвезли в Москву, где он пробыл около 3 лет во французском же пансионе Монигетти, а в середине 30-х годов поступил в санкт-петербургское инженерное училище. Его товарищами были здесь Достоевский , Тотлебен , Радецкий . К точным наукам, составлявшим главный предмет преподавания, Григорович не имел ни малейшего призвания. Его влекло к себе искусство, и, кроме рисования, к которому у него был талант, он мало чем занимался в училище. Случай помог ему убедить мать позволить ему оставить учебное заведение, столь мало соответствовавшее всему складу его способностей. Гуляя раз по улице, он не заметил проезжавшего мимо великого князя Михаила Павловича и не отдал ему чести. Это повлекло за собой ряд трагикомических последствий, весьма забавно рассказанных в «Воспоминаниях» Григоровича. Рассеянного кадета посадили на неопределенное время в карцер и только по болезни перевели на некоторое время в лазарет. Испуганная такими строгостями, мать Григоровича поддалась после этого настояниям сына, и он променял инженерное училище на Академию Художеств. Но и тут Григорович оставался очень короткое время, потому что серьезного художественного дарования у него не было. К тому же его сильно начинала привлекать к себе литература. Еще будучи «кондуктором» инженерного училища, он около 1841 г. познакомился с Некрасовым , в то время издававшим разные юмористические сборники: «Первое апреля», «Физиология Петербурга» и др. В них появились пробы пера молодого писателя — «Штука полотна» и «Петербургские шарманщики». Кроме того, он переводил разные книжки для Плюшара , писал небольшие очерки в «Литературной Газете» и театральные фельетоны в «Северной Пчеле». В конце 1846 г. была напечатана (в «Отечественных Записках») «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 г. в «Современнике» — знаменитый «Антон Горемыка». За ним последовал ряд небольших повестей из петербургской жизни — «Капельмейстер Сусликов» (1848), «Похождения Накатова» (1849), «Свистулькин», «Школа гостеприимства» и др.; романы «Проселочные дороги» (1852) и «Два генерала» (1864), два романа из народной жизни — «Рыбаки» (1852) и «Переселенцы» (1855) и многое другое. В 1858 — 59 г. Григорович, по поручению морского министерства, совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие: «Корабль Ретвизан». В начале 60-х годов литературная деятельность Григоровича почти прекращается, и он, в качестве секретаря общества поощрения художеств, всецело отдает себя делу споспешествования русскому искусству. Благодаря его энергии, прекрасно организована при обществе рисовальная школа, в которой получают первоначальное художественное образование многие сотни учеников; его же стараниями устроен замечательный художественный музей при обществе, мастерские, библиотека и, наконец, пожалован обществу бывший дом градоначальника на Большой Морской. За долголетние труды по обществу Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия. Со средины 80-х годов Григорович снова берется за перо и пишет повести: «Гутаперчевый мальчик», «Акробаты благотворительности» и «Воспоминания» (1893). Кроме отдельных произведений, полные собрания сочинений Григоровича были издаваемы в 1859 г., в 1872 г., в 1890 г. (Н. Г. Мартыновым, в 10 т.), в 1896 г. даны в качестве приложения к «Ниве» (12 томов). Литературная деятельность Григоровича служит удивительно яркой иллюстрацией того почти стихийного влияния, которое оказывают на всякого писателя основные течения эпохи формирования его духовно-нравственного существа. Если мы, в самом деле, обратимся к «Воспоминаниям» Григоровича, в которых он очень подробно знакомит нас с душевной жизнью первой половины своей деятельности, мы не преминем убедиться, что трудно было бы придумать человека менее подходящего к тому, чтобы стать отцом русской «мужицкой» беллетристики. Полуфранцуз не только по крови, но и по воспитанию, Григорович в ранней молодости настолько неудовлетворительно владел русским языком, что даже долго говорит с французским акцентом. Когда двадцати трех лет от роду он начал свою первую большую повесть «Деревня», ему страшно трудно было справиться с самим процессом подбора подходящих слов и выражений. Не менее любопытным фактом биографии Григоровича является и то, что он, в сущности, весьма мало знал деревню и народ. Отрочество и юность он провел в Москве и Петербурге, а наезды в деревню были и очень редки, и очень непродолжительны. Но самое главное — по всему складу своих вкусов и наклонностей Григорович весьма мало подходил для роли выразителя той пламенной заботы о благе народа, которой характеризуется миросозерцание эпохи Белинского . Из тех же «Воспоминаний» видно, что всю свою жизнь он был типичнейшим «эстетиком», поклонником «чистой красоты» и т. д. Чтение его ограничивалось исключительно романами и повестями; не увлекался он, подобно большинству своих литературных сверстников, ни Гегелем, ни Фурье, ни французским движением, подготовившим 1848 г., ни вообще какими бы то ни было теоретическими вопросами. Но таково неотразимое действие идей, составляющих сущность эпохи, что они как бы носятся в воздухе и впитываются молодой душой почти инстинктивно. Достаточно было Григоровичу сойтись с кружком братьев Бекетовых (химика и ботаника), где собиралось много хорошей молодежи, чтобы почувствовать, по собственному его выражению, все «легкомыслие» своего прежнего умственного строя, когда его «общественные вопросы нисколько не занимали». Ему стало больно «за отсталость», его охватило неудержимое желание написать что-нибудь серьезное — и он одно за другим пишет «Деревню» и «Антона Горемыку». Этими двумя повестями определяется положение Григоровича в истории русской литературы. Значение первой из них — в том, что здесь «натуральная школа» впервые направила свое творчество на изображение народа в тесном смысле слова. До того литературная молодежь довольствовалась возбуждением симпатии к мелкому мещанству и бедному чиновничеству. Ниже она еще не опускалась. Григорович первый посвятил целую повесть ежедневному быту самого серого простонародья — не того, говорящего всегда шутками да прибаутками простонародья, которое фигурирует в повестях Даля , и не того «народа», который является в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» окутанным в поэтическую дымку легенд и поверий, а народа во всей неприглядности его ежедневной обстановки. Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича унижение народа. Но если «Деревня» имеет выдающееся значение как первая попытка новой русской литературы возбудить интерес к реальному народному быту, то еще несравненно большую важность имел «Антон Горемыка», где интерес перешел в самую горячую симпатию и где так рельефно обрисовано тягостное и бесправное положение крепостного крестьянина. «По прочтении этой трогательной повести, — говорил Белинский, — в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные». Сколько-нибудь определеннее великий критик не мог выразиться; но в те времена умели читать между строк, и «важные» мысли о крепостном праве действительно теснились в голове всякого читателя «Антона Горемыки», хотя прямого протеста в нем нет и быть не могло по цензурным условиям. Сам автор, правда, закончил повесть тем, что выведенные из терпения крестьяне поджигают дом ненавистного управляющего и его самого бросают в огонь. Но просвещеннейший из цензоров 40-х годов, Никитенко , переделал конец и совершенно несообразно с общим складом характера главного героя заставил его пристать к конокрадам и потом каяться миру перед отправлением в Сибирь. Скомканный и неестественный конец повести нимало, однако, не ослабил общего смысла повести, которая производила потрясающее впечатление. Историческое значение «Антона Горемыки», вообще, не меньше, чем «Записок охотника». Уступая им в художественных достоинствах и в глубине народной психологии, «Антон Горемыка» яснее и непосредственнее обрисовывал ужасы крепостного права. Если возводить 19-е февраля к его литературному генезису, то слезы, пролитые над «Антоном Горемыкой», занимают в нем такое же почетное место, как чувство глубокого уважения к народу, которое читателя «Записок охотника» приводило к убеждению, что народ достоин свободы. В «Деревне» и «Антоне Горемыке» Григорович сразу достиг кульминационного пункта своего творчества. Талант, по художественным достоинствам своим, второстепенный, Григорович только потому создал эти две перворазрядные по своему историческому значению вещи, что в них ему удалось ловить «момент» и заставить биться, согласно с собственным сердцем, сердца всего, что было в русском обществе хорошего и честного. Но стоило пройти «моменту», стоило общественному сознанию вступить в дальнейший фазис своего поступательного движения — и Григорович, ничуть не утратив основных свойств своего дарования, уже не мог идти в первых рядах. Все остальные многочисленные произведения Григоровича из народной жизни написаны с не ослабевшей симпатией к народу; но уже не было надобности возбуждать эту симпатию в читателе. Семена, брошенные «Антоном Горемыкой», взошли пышным цветом, и потому «Рыбаки», «Переселенцы» и др. уже мало кого волновали. Следует прибавить, впрочем, что и в чисто художественном отношении пространные народные романы Григоровича уступают первым его повестям. Правда, язык в них по-прежнему прост и естественен, прекрасные описания природы соответствуют действительности, фабула интересна, но в общем романы растянуты и страдают мелодраматизмом и искусственными эффектами. Упреки в «пейзанстве», т. е. в том, что российским незамысловатым мужичкам приданы Григоровичем совершенно несвойственные им французско-романтические качества, в известной степени справедливы по отношению к большим его народным романам. Идеализации в них действительно немало. Вне изображения народной жизни произведения Григоровича не представляют собой литературного интереса. Его «петербургские» повести, в которых обыкновенно фигурируют мелкие франты и люди, неудачно лезущие в знать, его натянуто-юмористические очерки и даже описание путешествия — все это, говоря кудреватым выражением Белинского, ничего не прибавило к «тоталитету» известности Григоровича. Некоторое исключение составляет только позднейшая повесть Григоровича «Акробаты благотворительности», где верно схвачены типичные черты петербургской карьеристской филантропии. Литературу о Григоровиче см. у Венгерова , «Источники Словаря русских писателей», и Владиславлева , «Русские писатели». С. Венгеров.

Читайте также  Краткая биография кокто

Дмитрий Григорович, русский писатель

Вы будете перенаправлены на Автор24

Расска́з – это основной жанр малой повествовательной прозы.

Биография Дмитрия Григоровича

Русский писатель Дмитрий Васильевич Григорович родился в марте 1822 года в селе Черемшан Ставропольского уезда. Отец будущего писателя был отставным гусаром, помещиком, работал управляющим имением матери В. А. Соллогуба. Мать писателя, Сидония де Вармон, была дочерью казненного на гильотине роялиста де Вармона.

Григорович рано остался без отца, воспитанием будущего писателя занимались мать и бабушка, поэтому Григорович в ранней молодости не очень хорошо владел русским языком, и достаточно долго говорил с французским акцентом. В возрасте восьми лет его привезли в Москву, где на протяжении трех лет он пробыл во французском пансионе «Монигетти». В 1836 году, по окончании пансиона, Дмитрий Григорович поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище. Здесь писатель проучился до 1840 года. В училище Григорович познакомился с Ф. М. Достоевским.

Григорович не имел склонностей к точным наукам, поэтому перевелся в Академию художеств, где познакомился с Тарасом Шевченко.

В 1858-1859 годах Дмитрий Григорович по поручению морского министерства осуществил путешествие вокруг Европы. Это путешествие он описал в ряде очерков, которые носят общее название «Корабль Ретвизан».

В декабре 1899 года Дмитрий Григорович скончался в Петербурге.

Начало литературной деятельности

Первые литературные произведения Дмитрия Григоровича, рассказы «Театральная карета» и «Собачка» были опубликованы в издании «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду». Эти рассказы в художественном отношении были очень слабы.

В 1841 году Григорович познакомился с Некрасовым, который в то время издавал различные сборники. В юмористическом альманахе под названием «Первое апреля» было опубликовано коллективное произведение трех писателей – Достоевского, Некрасова и Григоровича под названием «Как опасно предаваться честолюбивым снам». Здесь же было опубликовано и самостоятельное произведение Григоровича «Штука полотна». В издании «Физиология Петербурга» был опубликован физиологический очерк Дмитрия Григоровича «Петербургские шарманщики». Этим очерком, напечатанным в 1845 году, Григорович привлек внимание Белинского. Также небольшие очерки Григоровича печатались в «Литературной газете», а в «Северной пчеле» публиковались его театральные фельетоны.

Готовые работы на аналогичную тему

Григорович плохо знал быт крестьянства и был мало с ним знаком, но под влиянием кружка Бекетовых он взялся за большую повесть. В 1846 году в журнале «Отечественные записки» было опубликовано произведение «Деревня», которое сразу же принесло автору известность в литературных кругах. В 1847 году в журнале «Современник» было напечатано произведение «Антон-Горемыка». Белинский писал, что после прочтения этого трогательного произведения в голове читателя волей-неволей появляются грустные и важные мысли. Дмитрий Григорович впервые посвятил большую повесть каждодневному быту самого неприметного простого люда во всей его неприглядности. Народный быт в этой повести нарисован с такой необычной для того времени жизненность, что любившие народ исключительно в проявлениях его величавости славянофилы усмотрели в произведении Григоровича унижение народа.

После выхода этой повести Григорович написал несколько повестей, посвященных столичной жизни.

Разрыв с «Современником»

В 1860-х годах в редакции журнала «Современник» между молодыми радикальными разночинцами и группой писателей-дворян произошел раскол. Дмитрий Григорович поддерживал группу дворян и ушел из журнала. В своей статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский подверг жесткой критике Григоровича и Тургенева. По мнению современников писателя, с этого момента Григорович относился с ненавистью к Чернышевскому, который был лидером радикалов.

С 1864 года Григорович практически ничего не публикует. В этот период он работает деятельным секретарем Общества поощрения художеств. За многолетний труд в обществе писатель получил чин действительного статского советника и пожизненное пенсионное содержание.

В 1880-х годах Дмитрий Григорович снова начинает писать. В этот период выходят в свет повести «Акробаты благотворительности», «Гуттаперчевый мальчик» и «Воспоминания».

Значение творчества Д. В. Григоровича

Положение Дмитрия Григоровича в отечественной литературе определяется произведениями «Антон-Горемыка» и «Деревня», которые горячо приветствовал Белинский и о большом значении которых говорили Л. Толстой, Салтыков и другие писатели.

Дмитрий Григорович является основоположником дворянского народничества в русской литературе.

В произведениях Григоровича крепостной крестьянин показывается не только в способности к человеческим чувствам, но и в своих отношениях к кулаку, в своей каждодневной работе, в грубой неприглядности быта.

Благодаря сгущению мрачных красок в повестях Григоровича у читателя складывается особое впечатление. Жалость к крепостному мужику в произведениях Дмитрия Григоровича несмотря на барский характер является искренней. В следующих произведениях на тему крестьянского быта прослеживается склонность писателя к сентиментальному изображению добродетелей крестьян.

В произведении «Рыбаки» писатель дает идеальный образ крестьянина, который явно определяется классовой позицией писателя.

Для Дмитрия Григоровича здравый смысл мужика-крестьянина состоит в полном примирении со скромной долей, которая определена для него судьбой.

В этом романе писатель крестьянскому укладу жизни противопоставляет развивающийся фабричный быт, который для Григоровича является крайне отрицательным явлением.

В 1860-е годы мужицкая беллетристика Дмитрия Григоровича начала постепенно терять актуальность. Чернышевский, который в ранних статьях хорошо отзывался об «Антоне Горемыке», позже стал говорить о нем довольно едко. В изображениях помещиков Григорович был ближе к Гоголю, чем к утонченным представителям дворянства, таким как Тургенев.

В своих произведениях Дмитрий Григорович много внимания уделяет пейзажу. Писатель в свое время считался великим мастером в этой области. Однако эти пейзажи, содержащие очень много деталей, с действием связаны мало.

Основные произведения Дмитрия Григоровича:

  • «Переселенцы» (роман)
  • «Рыбаки» (роман)
  • «Прохожий» (повесть)
  • «Алексей Чемезов» (повесть)
  • «Проселочные дороги» (роман)
  • «Два генерала» (роман)
  • «Кошка и мышка» (повесть)
  • «Неудавшаяся жизнь» (рассказ)
  • «Четыре времени года» (рассказ)
  • «Пахатник и бархатник» (рассказ)
  • «Театральная карета» (рассказ) и другие.

Григорович Дмитрий Васильевич: биография, творчество, годы жизни, фото

Это был настоящий русский писатель, переводчик и искусствовед, современник Достоевского и Тургенева. Григорович Дмитрий Васильевич (годы жизни которого датируются с 19.03.1822 г. по 22.12.1899 г.) родился в деревне Черемшан, что в Симбирской губернии. Широкую известность ему принесла повесть «Деревня», большую часть которой он посвятил описанию ежедневного быта простого народа, во всех его тяготах, нищете и неприглядности. Он сделал это очень жизненно и искусно без привычной величавости и прославлений. Так не привыкли видеть свой народ славянофилы, поэтому они усмотрели в этой повести унижение достоинства русского народа.

Григорович Дмитрий Васильевич: биография

Его отец был гусаром, уже в отставке управляющим имением матери писателя графа В.А. Соллогуба. Мать Григоровича – Сидония де Вармон — была дочерью французского роялиста, погибшего на гильотине. Отца у писателя не стало очень рано, о нем заботились мама и бабушка. Они же воспитали его на французский манер. Имея полуфранцузские корни, Григорович плохо говорил на русском. Когда ему исполнилось 8 лет, его отправили учиться во французский пансионат «Монигетти» города Москвы, после окончания которого он продолжил получать свое образование уже в Санкт-Петербургском инженерном училище, куда поступил в 1836 году. Проучившись там до 1840 года и познакомившись с Ф. М. Достоевским, он, понимая, что точные науки не для него, переводится в Академию художеств. Здесь судьба его сводит с Т. Г. Шевченко, но и в этом учебном заведении Григорович Дмитрий Васильевич не задерживается.

Читайте также  Краткая биография воскобойников

Самые первые его работы такие как «Театральна карета», «Собачка», напечатанные в известном издании, были достаточно слабы именно в художественном плане.

Примерно в 1841 году он знакомится с Н. А. Некрасовым, который на то время занимался издательством различных сборников, в том числе альманаха «Первое апреля», в котором было напечатано произведение сразу трех авторов: Достоевского, Некрасова и Григоровича, носившее название «Как опасно предаваться честолюбивым снам». Затем там же вышел рассказ «Штука полотна» (1846 г.), которое стало уже самостоятельным произведением писателя. В «Литературной газете» Григорович печатал свои небольшие очерки, а в «Северной пчеле» — фельетоны.

Литературные сообщества

В 1842 году Григорович Дмитрий Васильевич устраивается в дирекцию императорских театров, где в среде литераторов он находит себе знакомых и друзей. С 1845 он тесно сотрудничает с Н. А. Некрасовым в издательстве, публикующем альманах «Физиология Петербурга», который выпустит очерк Григоровича «Петербургские шарманщики» (1845 г.)

Интересен тот факт, что писатель, немного зная о быте крестьян, будучи в кружке Бекетова, в свои 23 года берется писать большую повесть «Деревня» (1846 г.), чуть позже она будет напечатана в «Отечественных записках». Отмеченный критиком Белинским, писателями Салтыковым — Щедриным и Толстым, Григорович приобретает популярность.

В 1847 году он пишет повесть «Антон-Горемыка» и печатает ее в «Современнике». Критики и писатели с единодушным одобрением восприняли это произведение. Григорович приобретает литературное имя и создает ряд коротких повестей, описав в них уже столичную жизнь.

Дальше в 1852 году будут «Проселочные дороги», в 1853 году — «Рыбаки». Его произведения не останутся незамеченными в тогдашних литературных кругах. Понабравшись опыта, он по поручению министерства морского транспорта с 1858 по 1859 годы путешествует по Европе и пишет ряд очерков, которым позже даст название «Корабль Ретвизан».

Раскол и забвение

В 60-х годах в журнале «Современник» назрел раскол между молодыми писателями-дворянами и радикальными разночинцами. Григорович примкнул к первой группе и был вынужден покинуть редакцию. Чернышевский – лидер радикалов, раскритиковал Григоровича и Тургенева, высказавший свое мнение в статье «Не начало ли перемены?». С этой поры они стали врагами.

С 1864 года Григорович Дмитрий Васильевич, не находя общий язык с современностью, с головой уходит в работу, ведь тогда он работал секретарем «Общества поощрения художеств». За эти труды ему была пожалована пожизненная пенсия и чин действительного статского советника.

В середине 80-х он опять берется за литературное творчество и создает повести «Гуттаперчевый мальчик» (1883 г.), «Акробаты благотворительности» (1885 г).

Григорович Дмитрий Васильевич: рассказы, список

В последние свои годы он занимается написанием «Литературных воспоминаний» (1893 г.), где для будущих поколений рисует портреты Л. Толстого, И. Тургенева и других классиков, с которыми ему пришлось общаться в жизни.

Григорович умер 22 декабря 1899 года в Петербурге. Его похоронили на Волковом кладбище.

Ниже представим перечень его произведений:

1845 г.– «Петербургские шарманщики».

1846 г.– «Штука полотна».

1846 г. – «Деревня».

1847 г. – «Антон-Горемыка».

1848 г. – «Капельмейстер Сусликов».

1849 г. – «Похождение Накатова».

1849 г. – «Четыре времени года».

1852 г. – «Смедовская долина».

1852 г. – «Проселочные дороги».

1852 г. – «Мать и дочь».

1854 г. – «Прохожий».

1855 г. – «Свистулькин».

1855 г. – «Школа гостеприимства».

1855-1856 гг. – «Переселенцы».

1860 г. – «Пахатник и бархатник».

1864 г. – «Два генерала».

1883 г. – «Гуттаперчевый мальчик».

1885 г. – «Акробаты благотворительности».

1893 г. – «Литературные воспоминания».

Вот основной список литературных шедевров, который оставил своему будущему поколению Григорович Дмитрий Васильевич. Произведения этого писателя заставляют мыслить, сострадать и переоценивать жизнь, романтизма здесь не увидишь, сплошной реализм.

Григорович Дмитрий Павлович: биография, интересные факты

Григорович Дмитрий Павлович (1883-1938) вошел в историю как талантливый, образованный авиаконструктор и инженер. Его умом были сконструированы первые отечественные самолеты, однако и его не пощадила суровая репрессионная машина…

Биография Дмитрия Павловича Григоровича

Дмитрий Павлович появился на свет 25 января 1883 года. Родился в интеллигентной семье. Его род может похвастаться известными писателями по мужской линии. Отец работал на сахарном заводе, после начал служить в военном ведомстве. Ядвига Константиновна — мать будущего инженера — была дочерью земского врача. После выпуска из училища Дмитрий поступил в Киевский политехнический институт. В 1911 году уехал в Петербург, где начал заниматься журналистикой, издавая журнал технической направленности «Вестник воздухоплавания». Окончил два этих учебных заведения с отличием и отправился за получением опыта в Европу.

Любовь к конструированию

Двадцатый век стал переломным периодом в истории мира. Научно-технический рывок дал толчок развитию новых отраслей. Молодые интеллигентные люди начала двадцатого столетия увлекалась авиацией, это хобби появилось и у Григоровича Дмитрия Павловича. По воспоминаниям первой жены, в 1909 году Дмитрий окончил Киевский политехнический институт, затем начал увлекаться авиацией, заманив и ее в эту сферу.

Изобретения Григоровича Дмитрия Павловича

  1. Первый летательный аппарат Дмитрий создал из бамбука. По словам жены, их комната и мастерская была завалена бамбуком, моторами и прочими деталями. Название самолет не имел.
  2. В 1909 году был сконструирован маленький спортивный биплан Г-1 мощностью 25 лошадиных сил. Успешный тест прошел 10 января 1910 года в Киеве.
  3. Молодой инженер мечтал создать гидросамолет. Это желание имело логическое обоснование. Россия была богата водными ресурсами и нуждалась в самолете, который смог бы приземляться на воде. В 1913 г. была спроектирована первая в мире «летающая лодка М-1»
  4. Спустя небольшой промежуток времени была создана улучшенная версия » М-1″, а затем «М-2» и «М-4»
  5. В 1915 году была спроектирована и собрана «летающая лодка М-5», которая во многом превосходила зарубежные аналоги.
  6. В самые горячие годы первой мировой войны молодой конструктор Григорович Дмитрий Павлович создал первый в мире гидросамолет-истребитель «М-11», кабина которого была оббита броней.

СССР перенимает опыт у западных стран

В конце 20-х годов советское правительство свертывает новую экономическую политику и встает на рельсы индустриализации. Сложная экономическая и техническая ситуация вынудила Сталина прибегнуть к разным, даже не к самым гуманным средствам.

В январе 1928-го Революционный военный совет СССР ознакомился с докладом начальника ВВС Петра Баранова о состоянии авиации. После ознакомления с ним Реввоенсовет постановил, что техническое состояние авиации находится на достойном уровне, за исключением истребительной ее части. Противоречила поставленным задачам и морская разведывательная авиация, что не удовлетворяло руководство.

Советское правительство приняло решение о создании конструкторского бюро по американскому образцу. США своих инженеров размещало в гостиницы повышенного комфорта, где создавались наилучшие условия для их жизни и работы. Однако вместе с таким уровнем жизни вводилась и строжайшая дисциплина с временной изоляцией от внешнего мира. Американцы заключили, что только в таких условиях секретные разработки и проектирования наиболее эффективны и защищены от вражеской контрразведки.

Арест и заключение под стражу

Казалось бы, за что может попасть за решетку гениальный инженер, подаривший не только своей родной стране, но и миру блестящие модели самолетов? За что арестовали Григоровича Дмитрия Павловича?

В Советском Союзе американским опытом воспользовались лишь частично. Разница заключалась в условиях жизни инженеров. Вместо комфортабельных номеров ученые получали тюремные камеры. Объяснялось это желанием властей организовать самую жесткую и строгую дисциплину. Юридически это было оформлено, как тюремное заключение по статье.

Прибывая в заключении, конструкторы спроектировали различные версии будущего истребителя. Самолету дали шифр ВТ-13 (внутренняя тюрьма – 13-й вариант). Над всеми инженерами, которых собрали в конструкторском бюро, главенствовал ОГПУ. После первых значительных результатов заключенным позволили увидеться с родственниками.

Спустя пару месяцев арестантам организовали приятную неожиданность. Их привезли в мастерскую завода под номером 39. Внутри ангара оказались относительно комфортные кровати и большой стол со стопкой газет и журналов, которые инженеры могли почитать. Им позволили разместиться по своему усмотрению и предоставили некоторую свободу. Арестованным давали большие порции на обед, через время им предоставили парикмахера, стали возить на автобусах в баню.

В таких условиях трудились великие инженеры сталинской эпохи, что, по мнению руководства, дало феноменальный результат. В 1991 году Григоровича Дмитрия Павловича реабилитировали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: