Краткая биография трифонов

Биография Юрия Трифонова

Юрий Валентинович Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве. Отец — донской казак по происхождению, профессиональный революционер, член партии большевиков с 1904, участник двух революций, один из создателей петроградской Красной гвардии, во время Гражданской войны член коллегии Наркомвоена, член Реввоенсоветов нескольких фронтов.

В 1937 родители Трифонова были репрессированы. Трифонова и его младшую сестру усыновила бабушка, Т.Л. Словатинская.

Осенью 1941 вместе с родными эвакуировался в Ташкент. В 1942, окончив там школу, он завербовался на военный авиационный завод и вернулся в Москву. На заводе работал слесарем, диспетчером цеха, техником. В 1944 стал редактором заводской многотиражки. В том же году поступил на заочное отделение Литературного института. Подал заявление на факультет поэзии (в архиве писателя сохранилось более 100 никогда не публиковавшихся стихотворений), но принят был на отделение прозы. В 1945 перевелся на очное отделение Литературного института, занимался в творческих семинарах К.А. Федина и К.Г. Паустовского. Окончил институт в 1949.

Первыми публикациями были фельетоны из студенческой жизни, напечатанные в газете «Московский комсомолец» в 1947 и 1948 («Широкий диапазон» и «Узкие специалисты»). Первый его рассказ «В степи» был опубликован в 1948 в альманахе молодых писателей «Молодая гвардия».

В 1950 в «Новом мире» Твардовского появилась повесть Трифонова «Студенты». Успех ее был очень велик. Она получила Сталинскую премию, «посыпались всякие лестные предложения, — вспоминал писатель, — из «Мосфильма», с радио, из издательства». Повесть была популярна. В редакцию журнала приходило множество писем читателей, ее обсуждали в самых разных аудиториях. При всем успехе повесть действительно только напоминала жизнь. Сам Трифонов признавал: «Были бы силы, время и, главное, желание, я бы переписал эту книгу заново от первой до последней страницы». Но когда книга вышла, успех воспринимался ее автором как должное. Об этом свидетельствует инсценировка «Студентов» — «Молодые годы» — и написанная годом позже пьеса о художниках «Залог успеха» (1951), поставленные в Театре им. М.Н. Ермоловой А.М. Лобановым. Пьеса была подвергнута довольно резкой критике и сейчас забыта.

После шумного успеха «Студентов» для Трифонова, по его собственному определению, наступил «изнурительный период каких-то метаний». В то время он начал писать о спорте. В течение 18 лет Трифонов был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого журнала и крупных газет на Олимпийских играх в Риме, Инсбруке, Гренобле, на нескольких чемпионатах мира по хоккею, волейболу. Он написал десятки рассказов, статей, репортажей, заметок на спортивные темы. Многие из них вошли в сборниках «В конце сезона» (1961), «Факелы на Фламинио» (1965), «Игры в сумерках» (1970). В «спортивных» произведениях проявилось открыто то, что впоследствии станет одной из главных тем его творчества,— усилие духа в достижении победы, пусть даже над самим собой.

С 1952 начались поездки Трифонова в Туркмению на строительство Туркменского, потом Каракумского канала. Поездки продолжались около восьми лет. Итогом их стали сборник рассказов «Под солнцем» (1959) и роман «Утоление жажды», опубликованный в 1963 в журнале «Знамя». Роман не раз переиздавался, в т.ч. и в «Роман-газета», выдвигался на соискание Ленинской премии 1965, был инсценирован и экранизирован. Правда, как говорил Трифонов, читали роман, по сравнению со «Студентами», «гораздо более спокойно и даже, пожалуй, вяло».

«Утоление жажды» оказалось характерным «оттепельным» произведением, оставаясь во многом одним из многочисленных «производственных» романов тех лет. Однако в нем уже были персонажи и мысли, которые позже окажутся в центре внимания писателя.

Название романа «Утоление жажды» критика расшифровывала не только как утоление жажды земли, ждущей воды, но и утоление человеческой жажды справедливости. Стремлением восстановить справедливость была продиктована и повесть «Отблеск костра» (1965) — документальное повествование об отце писателя. В конце 1960-х он начинает цикл т.н. московских или городских повестей: «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), потом к ним присоединились «Другая жизнь» (1975) и «Дом на набережной» (1976). Сюжеты этих книг, особенно первых трех, как будто посвящены лишь «подробностям» быта современного горожанина. Повседневная жизнь городских обитателей, сразу узнаваемая читателями, казалась многим критикам единственной темой книг.

Критике 1960-70-х понадобилось много времени, чтобы понять, что за воспроизведением быта современного города скрыто осмысление «вечных тем», того, что составляет сущность человеческой жизни. В применении к творчеству Трифонова оправдались слова одного из его героев: «Подвиг — это понимание. Понимание другого. Боже мой, как это трудно!»

Книга о народовольцах «Нетерпение» (1973) воспринималась по контрасту с «городскими» повестями. Тем более что появилась она после первых трех из них, когда часть критики попыталась создать Трифонову репутацию всего лишь современного бытописателя, поглощенного каждодневной суетой горожан, занятых, по определению писателя, «великими пустяками» жизни.

«Нетерпение» — книга о террористах XIX в., нетерпеливо подталкивающих ход истории, готовящих покушение на царя, погибающих на эшафоте.

Об ощущении слитности прошлого и настоящего написан роман «Старик» (1978). В нем в одной жизни оказались взаимосвязаны история и на первый взгляд как будто не имеющая к ней отношения, исчезающая бесследно в суете повседневности, поглощенная сама собой современность. «Старик» — роман об уходящих людях и уходящем, исчезающем, кончающемся вместе с ними времени. У персонажей романа пропадает ощущение себя частью той бесконечной нити, о которой говорил герой «Другой жизни». Эта нить, оказывается, обрывается не с окончанием жизни, но с исчезновением памяти о прошлом.

Уже после смерти писателя в 1980 были опубликованы его роман «Время и место» и повесть в рассказах «Опрокинутый дом». В 1987 журнал «Дружба народов» напечатал роман «Исчезновение», который Трифонов писал много лет и не успел закончить.

«Время и место» начинается вопросом: «Надо ли вспоминать?» Последние произведения Трифонова стали ответом на этот вопрос. «Время и место» писатель определил как «роман самосознания». Последние книги оказались поэтому более автобиографичными, чем предшествующие им. Повествование в них, входя в новые психологические и нравственные слои, приобрело более свободную форму.

Начиная с повестей 1960-х — почти за 15 лет — Трифонов оказался одним из основателей особого направления новейшей русской литературы — т.н. городской прозы, в которой он создал собственный мир. Его книги объединены не столько общими, переходящими из одной в другую персонажами-горожанами, сколько мыслями и взглядами на жизнь и героев, и автора. Главной задачей литературы Трифонов считал отображение феномена жизни и феномена времени в их взаимосвязи, выраженной в судьбе человека.

Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года в Москве от тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Юрий Валентинович Трифонов, краткая биография

Биографическая справка

Юрий Валентинович Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве. Отец писателя – Валентин Андреевич Трифонов, революционер, государственный и военный деятель, в период с 1923 по 1926 год занимал должность председателя Военной коллегии Верховного суда СССР. Мать – Евгения Абрамовна Лурье, которая была зоотехником, потом – инженером-экономистом, после этого – детской писательницей.

В 1932 году семья Трифонова поселилась в «Доме правительства», который позже станет широко известен как «Дом на набережной», благодаря одноименной повести Юрия Трифонова. В 1937-38 годах родители писателя были репрессированы. Отца расстреляли. Мать приговорили к восьми годам лагерей. На свободу она вышла в мае 1945 года.

Воспитание Трифонова и его сестры легло на плечи бабушки по материнской линии. Часть войны писатель провел в эвакуации в Ташкенте. После возвращения в Москву начал работать на авиационном заводе. В 1944 году Трифонов, еще в школе увлекавшийся литературой, поступил в Литературный институт им. Горького на отделение прозы. Окончил вуз в 1949 году. В качестве дипломной работы выступала повесть «Студенты». Ее опубликовал журнал «Новый мир». Произведение, посвященное молодому послевоенному поколению, принесло автору популярность и Сталинскую премию третьей степени.

Далее, по признанию самого Трифонова, последовал «изнурительный период каких-то метаний». В то время в его творчестве появилась спортивная тема. На протяжении 18 лет писатель был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого издания и крупных газет на трех Олимпийских играх, нескольких чемпионатах мира по волейболу, хоккею.

В 1952 году Трифонов отправился в первую поездку в Туркмению, чтобы разобраться в самом себе и найти материал для новых произведений. Затем он ездил туда снова и снова, всего восемь раз в течение десяти лет. Сначала писатель наблюдал за строительством Главного Туркменского канала, потом – Каракумского канала. Результатом этих поездок стали рассказы и очерки, объединенные в сборник «Под солнцем» (1959), а также роман «Утоление жажды», напечатанный в 1963 году. Его экранизировали, не раз переиздавали, выдвинули на соискание Ленинской премии в 1965 году.

Читайте также  Краткая биография арбузов

В конце 1960-х годов Трифонов начал работать над циклом так называемых московских повестей. Первая среди них – «Обмен» (1969). Следующие – «Предварительные итоги» (1970) и «Долгое прощание» (1971). Впоследствии к ним добавились «Другая жизнь» (1975) и «Дом на набережной» (1976). Именно «Дом на набережной» стал в итоге самым популярным произведением Трифонова.

В 1970-е годы Трифонов пишет два романа – «Нетерпение» о народовольцах и «Старик» о старом участнике гражданской войны. Их можно объединить в условную трилогию с созданной в 1967 году повестью «Отблеск костра», в которой Трифонов осмыслял революцию и ее последствия, а также пытался оправдать собственного отца, ранее реабилитированного.

Книги Трифонова издавались тиражами в 30-50 тысяч экземпляров – небольшое количество по меркам 1970-х годов. При этом они пользовались большим спросом. Чтобы почитать журналы с публикациями его произведений, в библиотеке приходилось записываться в очередь.

В 1981 году Трифонов завершил работу над романом «Время и место», который можно считать итоговым произведением писателя. Критика тех лет прохладно встретила книгу. В числе минусов называлась «недостаточная художественность».

Трифонов скончался 28 марта 1981 года. Причиной смерти стала тромбоэмболия легочной артерии. Могила писателя находится на Кунцевском кладбище. После смерти Трифонова, в 1987 году, был опубликован его роман «Исчезновение».

Краткий анализ творчества

В произведениях Трифонов нередко обращался к прошлому. Правда, он проявлял интерес только к определенным временным периодам. Внимание писателя было сосредоточено на эпохах и явлениях, предопределивших судьбу его поколения, оказавших на него сильнейшее влияние. Как отмечает литературовед Наталия Иванова, какие бы периоды Трифонов ни затрагивал – современность, 1870-е или 1930-е годы – он всегда исследовал проблему взаимоотношений общества и человека. По мнению писателя, личность ответственна за свои поступки, «из которых складывается история народа, страны». Что касается общества, то оно не вправе «пренебрегать судьбой отдельного человека».

Зачастую проза Трифонова носит автобиографичный характер. Например, это касается «Дома на набережной». В частности, один из ее персонажей – Антон Овчинников, всесторонне развитый мальчик, которым восхищается главный герой – Глебов. Прототип Овчинникова – Лев Федотов. Он был другом детства Трифонова.

Для творчества Трифонова была характерна недоговоренность. Еще в 1959 году писатель отметил, что Чехов «совершил переворот в области формы», открыв «великую силу недосказанности». Впоследствии Трифонов назвал «пробелы» тем, что «необходимо прозе», так как в них рождается «еще одна тема, еще одна мысль».

Юрий Трифонов

Биография

Прозаик Юрий Трифонов появился на свет в один день и год с другим известным русским литератором — фантастом Аркадием Стругацким. Автор «Дома на набережной» был любим женщинами и обласкан властями. Его произведения печатались огромными тиражами и котировались на Западе, а он продолжал стыдиться первой опубликованной повести.

Детство и юность

Юрий Валентинович родился в 1925 году в Москве. Судьбы членов семьи писателя неоднократно пересекались с биографиями руководителей Советского Союза. В квартире Юриной бабушки Татьяны Александровны Лурье (Словатинской) на Васильевском острове Санкт-Петербурга до революции останавливался Иосиф Сталин. Татьяна Александровна штопала вещи будущего вождя всех народов и, по слухам, имела с ним роман.

Отец литератора — Валентин Андреевич, революционер родом с Дона, тоже отлично знал Иосифа Джугашвили еще с царских времен и, как и Коба, был очарован красотой и умом Татьяны Словатинской. Однако затем донской казак Трифонов увлекся дочерью своей бывшей возлюбленной, Женей, и позвал девушку замуж. Мать Юры была младше отца на 16 лет и, кроме сына, подарила супругу дочь, названную в честь бабушки — Таней.

Практически все родственники Юрия Трифонова имели склонность к литераторству: мама публиковала произведения для детей под псевдонимом Е. Таюрина, а папа в 1936 году написал книгу «Контуры грядущей войны», в которой предсказал нападение Германии на Советский Союз. Дядя по отцу издавал романы про Гражданскую войну, а двоюродный брат и ровесник Георгий Трифонов впоследствии стал известен как автор стихов и автобиографической прозы Михаил Демин.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала жить в здание, построенное для партийных и советских руководителей. В школе Юра писал стихи и редактировал стенгазету, а Валентин Трифонов руководил становлением советской юриспруденции.

В 1937 году Юриного отца арестовали, а через год расстреляли. Репрессировали и маму будущего литератора (аресту матери мальчик посвятил неумелое, но пронзительное стихотворение). Бабушка через старые связи добилась смягчения участи дочери, но из дома на набережной семью выселили. С началом войны Юрий с бабушкой и сестрой эвакуировался в Ташкент, но вскоре вернулся в Москву и работал на оборонном заводе. Тогда же юноша вступил в комсомол.

Интересный факт: молодой Трифонов видел себя стихотворцем, а не прозаиком, и подал документы на поэтическое отделение литературного института. Но приемная комиссия раскритиковала вирши начинающего литератора, похвалив Юрины рассказы. Парень поступил на отделение прозы и навсегда покончил с поэзией. Дипломная работа Трифонова — конъюнктурная повесть «Студенты», обличающая космополитов, удостоилась Сталинской премии.

Книги

Критики Трифонова упрекали писателя в бытописательстве. В одном из последних рассказов «Вечные темы» Юрий Валентинович объясняет свою тягу к точной прорисовке бытовых деталей, житейских ситуаций и душевных терзаний маленького советского человека. Действие обычно разворачивается в Москве: из рассказа «Верка и Зоя» и повести «Обмен» читатели узнают не только о перипетиях жизни героев, но и о жилищном строительстве.

Сквозной нитью в произведениях писателя проходит проблема нравственного выбора: она присутствует и в главной книге Трифонова «Дом на набережной», и в повести «Другая жизнь», и в исповедальном романе «Время и место». Автор не щадит себя: в цитатах часто угадываются этические метания писателя-интеллигента.

Ряд трифоновских книг посвящен истории: роман «Старик» рассказывает об установлении советской власти на Дону, а «Нетерпение» — о Желябове и других народовольцах. Когда «Нетерпение» вышло в свет, в Европе обострилась проблема терроризма, и на волне интереса к людям, идущим во имя идей на убийства, произведения Трифонова стали популярными за рубежом. В 1980-м Юрия Валентиновича выдвинули на соискание Нобелевской премии по литературе. Получению высшей литературной награды помешала кончина писателя.

Личная жизнь

Трифонов трижды вступал в брак, причем все жены прозаика, судя по фото, были красавицами. По оценке дочери писателя Ольги, сейчас проживающей в Германии, в личной жизни отец не отличался высокими моральными качествами, предавал любящих его женщин и тратил движения души на творчество, а не на близких людей.

«Иногда и молчание собственное казнит». Юрий Трифонов (1925—1981), писатель.

Первой супругой Юрия Валентиновича стала солистка Большого театра Нина Нелина, происходившая из семьи известных художников. Молодые люди любили друг друга, но часто скандалили. Одной из причин размолвок могло быть прошлое певицы: ее, как и балерин главного театра СССР, принудительно привозили на банкеты Лаврентия Берии, заканчивающиеся ночными оргиями. Намек на это обстоятельство содержится в повести Трифонова «Долгое прощание», экранизированной в 2004 году.

Писатель месяцами пропадал в командировках, в частности, собирал материал для произведения «Утоление жажды». От переживаний у жены развился букет болезней, и она отправилась на лечение в Литву. Через несколько дней женщина скончалась от сердечного приступа. Домашние хлопоты свалились на дочь-подростка.

Юрий Трифонов и его жена Ольга

Вторая жена прозаика — редактор Алла Пастухова — влюбилась в Трифонова-писателя раньше, чем познакомилась с ним лично. Молодая красавица написала хвалебную рецензию на произведение литератора. Именно для курируемой ею серии «Пламенные революционеры» Трифонов написал роман «Нетерпение».

Ради Юрия Алла развелась с мужем и подружилась с дочерью любимого. Благодаря Пастуховой проза Трифонова стала плотной и эмоционально насыщенной. Получив признание, литератор стал пренебрегать женой, а для быта ни один из супругов не был создан. В итоге отношения сначала переросли в гостевой брак, а потом распались.

Юрий Трифонов — писатель, киносценарист В 1966-1969 годах он написал ряд рассказов – «Вера и Зойка», «В грибную осень».

Третья жена Ольга Мирошниченко ради любви к Трифонову также ушла от мужа. Добрачный роман длился 7 лет, но, по заверениям Ольги, она обратила внимание на суженого — тогда кудрявого юношу, спешившего на завод, еще в детсадовском возрасте. Интересный факт: третий тесть Юрия Валентиновича тоже был связан со сталинской семьей — учился вместе со второй супругой вождя Надеждой Аллилуевой. Ольга подарила немолодому литератору сына Валентина.

Читайте также  Краткая биография княжнин

Смерть

Роковым числом для писателя было «двадцать восемь». 28 августа Трифонов родился, а 28 марта умер. Это случилось в последний год брежневской эпохи.

28 августа 1925 года родился Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981). Юрий Валентинович ТРИФОНОВ (1925 — 28.3.1981), писатель. Источник фото:1abzac.ru

55-летний прозаик восстанавливался в больнице после операции по удалению почечной опухоли. В ожидании обхода Трифонов позавтракал и прилег почитать газету со своим интервью. Когда врачи пришли, литератор был уже мертв. Причиной смерти стала легочная тромбоэмболия.

Могила Юрия Валентиновича находится на Кунцевском кладбище. В 2003 году на стене дома на набережной появилась мемориальная доска памяти писателя.

Цитаты

«В разные времена настоящее выглядит по-разному» («Дом на набережной»)

«Человек должен бояться одного — самого себя» («Время и место»)

«Как же не понимать, что людей не любят не за их пороки, а любят не за их добродетели» («Обмен»)

«Всякий брак — не соединение двух людей, как думают, а соединение или сшибка двух кланов. Всякий брак — двоемирие. Встретились две системы в космосе и сшибаются намертво, навсегда. Кто кого? Кто для чего? Кто чем?» («Другая жизнь»)

Юрий Трифонов

  • Дата и место рождения: 28 августа 1925 (55 лет), Москва, СССР
  • Дата смерти: 28 марта 1981

Участвовал 0

Его коллеги по цеху

Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981) – советский писатель. Прославился своими произведениями о жизни интеллигенции в сталинскую эпоху и в период застоя.

Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве, в семье известного революционера Валентина Андреевича Трифонова и зоотехника Евгении Абрамовны Лурье. В 1938 году его родителей репрессировали. Юрия и его сестру воспитывала бабушка Татьяна Александровна Лурье.

Годы войны будущий писатель провёл в эвакуации в Ташкенте. Как «сын врага народа» он не имел права на поступление в вуз, поэтому после окончания школы Юрий работал слесарем на авиационном заводе, затем стал диспетчером цеха и редактором заводской газеты и только в 1944 году поступил в московский Литературный институт имени Горького.

Первые рассказы Трифонова«Знакомые места» и «В степи» – были опубликованы в 1948 году. В 1950 году вышел роман «Студенты» о молодых людях послевоенного поколения – дипломная работа Трифонова. За эту книгу молодой писатель получил Государственную премию СССР.

Затем Юрий Трифонов решил написать книгу о строительстве Каракумского канала и в 1952 году уехал в Туркмению. Результатом многолетней работы стал роман «Утоление жажды», вышедший в 1963 году. За 11 лет в СССР произошло множество событий: смерть Сталина, XX съезд, разоблачение культа личности, реабилитация репрессированных, среди которых был и отец Трифонова… Все это нашло отражение в «Утолении жажды» – книге, которая изначально задумывалась как производственный роман.

В 1969 году Трифонов выпустил повесть «Обмен». Простая и страшная история о том, «как испортил людей квартирный вопрос», открыла цикл так называемых городских повестей Трифонова. К этому циклу относятся также повести «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной». Эти произведения рассказывают о конформизме и неизбывном страхе перед системой, которым отличался «хомо советикус».

Главный герой «Дома на набережной» – зрелый мужчина, живущий спокойной и сытой жизнью, старательно пытается забыть о подлости, которую совершил, будучи студентом. Юность Вадима Глебова пришлась на годы сталинских репрессий; герой предал возлюбленную и подставил под удар её семью, чтобы спасти собственную шкуру.

В повести «Дом на набережной» есть автобиографические моменты. Но сильнее всего автобиографическая тема проявляется в последнем произведении Трифонова «Опрокинутый дом», изданном уже после его смерти. Также Юрий Трифонов написал документальную повесть о своём отце – «Отблеск костра» (1965).

В 1980 году писатель Генрих Белль предложил выдвинуть Юрия Трифонова на Нобелевскую премию. У советского писателя были все шансы получить награду, но в 1981 году он неожиданно скончался, а Нобелевскую премию полагается присуждать только живым.

Произведения Трифонова неоднократно экранизировались. В 1966 году вышел фильм «Утоление жажды». В 1989 году увидела свет драма «Свой крест» по мотивам повести «Другая жизнь». В 2004 году режиссёр Сергей Урсуляк снял картину «Долгое прощание», а в 2007 году вышел многосерийный фильм Аркадия Кордона «Дом на набережной». Также Юрий Трифонов стал сценаристом нескольких фильмов: «Хоккеисты» (1965), «О чём не узнают трибуны» (1976).

Юрий Трифонов был трижды женат: на оперной певице Нине Алексеевне Нелиной, затем на редакторе «Политиздата» Алле Сергеевне Пастуховой и, наконец, на писательнице Ольге Романовне Мирошниченко, с которой жил до самой смерти. В первом браке родилась дочь Ольга, в третьем – сын Валентин.

Трифонов, Юрий Валентинович

рассказы «Знакомые места» и «В степи» (1948)

Ю́рий Валенти́нович Три́фонов (28 августа 1925, Москва — 28 марта 1981, там же) — советский писатель, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-х—1970-х годов в СССР [1] . Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

Содержание

Семья

Отец Юрия Трифонова — революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР Валентин Андреевич Трифонов (1888—1938). Мать — зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница Евгения Абрамовна Лурье (1904—1975; литературный псевдоним — Е. Таюрина).

В 1937—1938 годах родители Юрия Трифонова были репрессированы. Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Рейзнер) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд. Словатинской, 1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны; в годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой и сестрой жил в эвакуации в Ташкенте. Дед — меньшевик-подпольщик Абрам Лурье (1875—1924); его брат — Арон Лурия, публицист, один из организаторов социал-демократического «Рабочего знамени»; двоюродный брат — советский политический деятель Арон Сольц.

Дядя писателя по отцу — командарм Евгений Трифонов (псевдоним — Е. Бражнов; 1885—1937); его сын (двоюродный брат Юрия Трифонова) — писатель-невозвращенец Михаил Дёмин (настоящее имя — Георгий Евгеньевич Трифонов; 1926—1984), автор нескольких поэтических сборников и автобиографической прозы.

Биография. Творчество

Ещё в школе Юрий Трифонов заинтересовался литературой. Был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. В 1942—1945 годах работал на заводе сначала слесарем, потом — диспетчером цеха. Весной—осенью 1945 года редактировал заводскую газету. В 1944—1945 годах учился в Литературном институте имени А. М. Горького.

В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя — «Знакомые места» (в журнале «Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», № 2). Дипломная работа Юрия Трифонова — написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принёсшая автору широкую известность — была посвящена молодому послевоенному поколению. Однако буквально через полгода после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института за то, что не указал в анкете факт ареста отца. В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от нее.

После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для ее продолжения, однако радушный прием, который поначалу ему оказал в своем журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов. Вторая половина 1950-х — начало 1960-х стали смутным временем в творческой биографии писателя. В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963-м, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал. Тогда же Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966—1969 годах — рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть «Отблеск костра» (1967). В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и её последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.

Читайте также  Краткая биография вега

В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести». Действие «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» — в начале 1950-х, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е. Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.

Но самую большую славу писателю принес именно «Дом на набережной» — повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных датах проживания есть разночтения. «В 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как „Дом на набережной“ (по названию повести Трифонова)» [1] . В дневниковых записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Лёву Федотова, жившего также в этом знаменитом доме [2] .

В 2003 году на доме установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нём роман „Дом на набережной“» [3] .

Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная её тема — судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х — середины 1970-х годов.

Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х гг. тиражами (30-50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках. Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.

С другой стороны, Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным литератором. В своем творчестве он никоим образом не покушался на устои советской власти. Так что относить Трифонова к диссидентам было бы ошибкой.

Манера письма Трифонова — неторопливая, рефлектирующая, он часто пользуется ретроспективой и сменой перспективы; основной упор писатель делает на человеке с его недостатками и сомнениями, отказываясь от какой бы то ни было чётко выраженной общественно-политической оценки. [4]

В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году — роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра». «Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах. Как всегда у Трифонова, история в «Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.

В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного. В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом. Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий — 1930-е, 40-е, 50-е, 70-е годы.

В 1987 году был посмертно издан роман «Исчезновение».

Восприятие прозы Трифонова в СССР и России со временем менялось. Начиная со второй половины 1980-х гг. он был практически забыт, однако в 2000-х гг. начался рост интереса к прозе Трифонова, которая ныне по праву считается классической.

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за повесть «Студенты» (1950)
  • орден «Знак Почёта» (1975)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Личная жизнь

Первая жена Юрия Трифонова (1949—1966) — оперная певица (колоратурное сопрано), солистка Большого театра Нина Нелина (настоящее имя — Неля Амшеевна Нюренберг; 1923—1966), дочь известного художника Амшея Нюренберга (1887—1979), племянница художника Давида Девинова (настоящее имя — Давид Маркович Нюренберг; 1896—1964). В 1951 году у Юрия Трифонова и Нины Нелиной родилась дочь Ольга — в замужестве Ольга Юрьевна Тангян, кандидат филологических наук, ныне живущая в Дюссельдорфе.

Третья жена (с 1975 года, фактический брак; она же обладатель авторских прав [источник не указан 954 дня] наравне с двумя детьми Ю. В. Трифонова) — писательница Ольга Мирошниченко (род. 1938; её первый муж — писатель Георгий Берёзко). Их сын — Валентин Юрьевич Трифонов (род. 1979).

Примечания

  1. 12Трифонов Юрий Валентинович. Биография и фото (Проверено 6 января 2011)
  2. Юрий Трифонов.Из дневников и рабочих тетрадей. // magazines.russ.ru. Архивировано из первоисточника 28 июня 2012.Проверено 7 июня 2012.
  3. Юрий Трифонов вернулся в Дом на набережной (Проверено 6 января 2011)
  4. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М .: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8 . — С. 429.
  5. Кунцевское кладбище (Проверено 6 января 2011)

Ссылки

Литература Персоналии СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Гаврусев, Степан Захарович
  • Варуна

Смотреть что такое «Трифонов, Юрий Валентинович» в других словарях:

Трифонов, Юрий Валентинович — Юрий Валентинович Трифонов. ТРИФОНОВ Юрий Валентинович (1925 81), русский писатель. Проблема нравственного выбора интеллигентного героя в атмосфере конформизма 1960 70 х гг., осмысление драматических событий прошлого (революция, Гражданская война … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ТРИФОНОВ Юрий Валентинович — (1925 8..1) русский писатель. роман Студенты (1950; Государственная премия СССР, 195..1); исторический роман Нетерпение (1973) о народовольцах. Проблема нравственного выбора в атмосфере 60 70 х гг., тема революции, Гражданской войны, сталинских… … Большой Энциклопедический словарь

Трифонов Юрий Валентинович — (р. 28.8.1925, Москва), русский советский писатель. Сын В. А. Трифонова. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1949). Печатается с 1947. Известность приобрёл роман «Студенты» (1950; Государственная премия СССР, 1951). В 1963 опубликовал… … Большая советская энциклопедия

ТРИФОНОВ Юрий Валентинович — (28.08.1925, Москва 28.03.1981, Москва), сценарист. Лауреат Государственной премии (1951, за повесть «Студенты»). Окончил Литературный институт имени М.Горького (1949, поступил на заочное отделение, впоследствии был переведен на очное). Писатель … Энциклопедия кино

Трифонов Юрий Валентинович — (1925 1981), русский писатель. Романы «Студенты» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Утоление жажды» (1963), исторический роман «Нетерпение» (1973) о народовольцах. В «московских» психологических повестях «Обмен» (1969), «Другая жизнь»… … Энциклопедический словарь

Трифонов Юрий Валентинович — (1925, Москва — 1981, там же), писатель. Сын видного советского военачальника В.А. Трифонова, репрессированного в 1937. Родился на , где семья Трифонова жила до 1933. С 1934 Трифоновы жили в д. 2, корпус 7, на улице Серафимовича (), откуда… … Москва (энциклопедия)

ТРИФОНОВ Юрий Валентинович — (1925—81), русский советский писатель. Ром. «Студенты» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), «Утоление жажды» (1963), ист. ром. «Нетерпение» (1973). Док. мемуарная кн. «Отблеск костра» (1965). Пов. «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970),… … Литературный энциклопедический словарь

Трифонов, Юрий Валентинович — Род. 1925, ум. 1981. Писатель. Окончил Литературный институт. Участник семинара К. Г. Паустовского, К. А. Федина. Произведения: «Студенты» (1949 1950), рассказы («Бакко», «Очки», «Одиночество Клыча Дурды» и … Большая биографическая энциклопедия

Трифонов, Юрий (значения) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трифонов. Юрий Трифонов: Трифонов, Юрий Александрович (р. 1946), известен под псевдонимом Юрий Кувалдин советский и российский писатель, издатель, редактор. Отец Александра Трифонова.… … Википедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: