Краткая биография ибсен

Генрик Ибсен — краткая биография Полное имя: Генрик Юхан Ибсен Дата рождения: 20 марта 1828 г. Место рождения: Шиен, Норвегия Знак зодиака: Рыбы

Краткая биография ибсен

Генрик Ибсен — краткая биография

Полное имя: Генрик Юхан Ибсен
Дата рождения: 20 марта 1828 г.
Место рождения: Шиен, Норвегия
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Драматург, публицист, поэт
Дата смерти: 23 мая 1906 г. (78 лет)

Детство и юность

Будущий писатель родился 20 марта 1828 года в небольшом норвежском городе Шиене. Семья была обеспеченная: купец Кнуд Ибсен, отец Генрика, был женат на Марихене Альтенбург, дочери богатого судовладельца. Однако когда юному Ибсену было 8 лет, его отец обанкротился. Чтобы выплатить долги и кредиты, семья заложила свое имущество.

Мальчик, не отличавшийся общительностью, ещё больше замкнулся в себе. В возрасте 15 лет он отправился учиться в соседний городок Гримстад. Несколько лет Генрик работал у аптекаря, но денег на свою работу он получал мало. Чтобы отвлечься и заработать, Ибсен рисовал карикатуры, писал сатирические стихотворения и эпиграммы. Вскоре это сделало его популярным в кругу прогрессивных молодых людей Гримстада.

Краткая биография

  • В 1848 году Европу потрясли революционные события в нескольких странах, которые позже получили название «Весна народов». Ибсен откликается на происходящее стихотворениями на политическую тематику. Этот год считается началом творческой деятельности писателя.
  • 1849 год – окончание начавшихся революций. Ибсен в это время готовится поступать в медицинскую академию и в перерыве между занятиями пишет свою первую пьесу – драму «Катилина». Опубликована она была под псевдонимом. Критики же встретили эту пьесу достаточно холодно. Увлеченное занятие писательством или недостаточно хорошая подготовка не позволили Генрику поступить в медицинскую академию.
  • В этом же году 28 апреля 1850 года писатель перебирается в Христианию, так тогда назывался город Осло, где начинает готовиться к поступлению в университет. Именно там в сентябре того же года состоялась первая постановка пьесы, и это была не «Катилина». Национально-романтическое произведение «Богатырский курган» отвечало потребностям и стремлениям норвежской молодежи середины 19 века. Однако театр в Христиании ставил в основном произведения датских драматургов, и зритель не откликался на ибсеновские сюжеты.
  • Генрик начинает писать много общественно-политических статей и очерков, а в 1951 году принимает участие в издании оппозиционного листка «Manden».
  • Вскоре писатель становится штатным драматургом и режиссёром театра в богатом городе Бергене, где стремились развивать и поддерживать национальный норвежское искусство. Он был обязан писать не менее одной пьесы в год, которую ставили бы на сцене этого театра. С 1852 года драматурга назначают руководителем театра в Бергене. Начался период расцвета художественного мастерства Ибсена, время его увлечения норвежским и скандинавским фольклором.
  • В 1853 году пьеса «Ночь на Иванов день», которая была создана годом ранее, ставится в Бергене. Произведению, которое так и осталось неопубликованным, было суждено с треском провалиться. Действие, происходящее в современной зрителю Норвегии, было переполнено фантастикой, вымыслом и иронией, и публика не поняла такой постановки.
  • Ибсен очень переживал за свой провал и через год 1954 выходит пьеса в прозе «Фру Ингер из Эстрота». Трагический сюжет рассказывает о борьбе Норвегии против Дании в 16 веке. И хотя, в отличие от предыдущей пьесы, эта работа была более понятной с интересным закрученным сюжетом и интригами, она также провалилась.
  • В период с 1855 по 1856 годы Генрик Ибсен создает «Пир в Сульхауге». За основу сюжета были взяты народные баллады средневековья, прозаические диалоги гармонично сменялись балладными напевами. Успешная постановка вывела Ибсена в ряды известных драматургов Норвегии. В 1856 году состоялась постановка еще одной «средневековой» пьесы писателя «Улаф Лилиенкранс».
  • Ибсен оставался в Бергене в качестве руководителя театра вплоть до 1957 г. Он успел срежиссировать ещё одну свою работу «Воители в Хельгеланде». После этого писатель покидает Берген и возвращается в Христианию, где становится режиссером и руководителем недавно появившегося в городе Национального норвежского театра. Заняв руководящий пост, Ибсен, создавая работы на основе национального фольклора, старается бороться с тенденцией театра ставить датские пьесы с датскими актерами и на датском языке.
  • В 1862 году он пишет сатирическую пьесу «Комедия любви» о норвежских мещанах, которая была разгромлена критиками. В этом же году Ибсен покидает пост руководителя театра, однако стоит сказать, что его деятельность не осталась бесплодной. Через год театр пришел к решению ставить пьесы только на норвежском языке.
  • Материальное положение писателя оставляло желать лучшего. В 1864 году он высказывает идею о едином норвежском народе в исторической драме «Борьба за престол». Однако разочарование в окружающей действительности, жесткая реакция критиков на его работы и желание увидеть иное, побуждают его отправиться за границу. В этом же 1864, спустя полтора года ожиданий, Ибсен получает писательскую стипендию от норвежского парламента и со своей женой и маленьким сыном уезжает в Рим.
  • В 1865 году из-под пера Ибсена выходит пятиактная драма в стихах «Бранд», повествующая о священнике-идеалисте.

Одна из старейших фотографий Ибсена ок. 1863/64, примерно в то время, когда он начал писать «Бранд»

  • Через два года появляется пьеса «Пер Гюнт», где главный герой – молодой человек, не стремящийся поступать добропорядочно, в отличие от героя «Бранда». Эти две пьесы закрепили славу норвежца. Он становится в один ряд с известными драматургами своего времени.

Генрик Ибсен (крайний слева) с друзьями в Риме, ок. 1867 г.

  • 1869 год – время выхода прозаической комедии «Союз молодежи».
  • Через 10 лет Ибсен напишет свою знаменитую аналитическую драму «Кукольный дом», которая будет пользоваться большой популярностью в России. В этом произведении писатель поднимает вопрос о разных ролях мужчин и женщин, критикует современное общество и его нормы.
  • Через два года под влиянием французского натурализма он создает драму «Привидения». Опубликована работа была в том же 1881 году, и на нее тут же обрушился шквал критики. Зрители не могли принять критику церкви и освещение запретных в викторианскую эпоху тем.
  • Пьеса «Враг народа» 1882 г. стала ответом Ибсена публике и критикам.
  • Писатель заинтересовался импрессионизмом, и под влиянием этого направления в 1884 году вышла драма «Дикая утка», в которой переосмысляется образ шекспировского Гамлета.
  • 1891 год ознаменовался возвращением Ибсена в Норвегию. Живя за границей 27 лет, драматург лишь дважды ненадолго возвращался на родину.
  • 1892 –1896 годы – время создания поздних произведений, где на передний план выходит тема «сильного человека». Это такие пьесы, как «Строитель Сольнес» и «Йун Габриель Боркман».
  • Последние годы жизни Ибсен болел. Скончался писатель 23 мая 1906 года от инсульта.

Генрик Ибсен в последние годы жизни

Личная жизнь

Генрик Ибсен никогда не слыл сердцеедом, был скромен и робок в общении с женщинами. Приехав в Гримстат, юноша познакомился с горничной Софи Биркедален, которая работала у аптекаря. Между ними завязались отношения, и в 1846 году Софи родила мальчика, которого назвала Ханс Якоб Хенриксен. Некоторое время Ибсен помогал материально возлюбленной, но после переезда в Христианию связь между ними оборвалась, и писатель больше никогда не видел сына.

В столице Ибсен познакомился с Сюзанной Торесен, дочерью священника. В январе 1856 года влюбленные обручились, а поженились они только летом 1858 года.

Жена — Сюзанна Торесен

Через год после свадьбы 23 декабря 1859 года на свет появился их единственный ребенок, Сигурд Ибсен. Он впоследствии он станет журналистом и политическим деятелем.

Сын — Сигурд Ибсен

Вывод

Генрик Иоганн Ибсен – знаменитый норвежский драматург 19 века. Будучи включенным в социальную и политическую жизнь своей страны, он выступал против культурного засилья Дании и стремился реорганизовать театр. Создавая пьесы на основе норвежских легенд, писатель доказывал, что национальная литература богата и стоит внимания мирового читателя. Ибсен фактически возрождал литературный язык Норвегии.

Глубокий психологизм произведений, продуманный сюжет и злободневность затрагиваемых проблем сделали Генрика Ибсена великим драматургом, оказавшим влияние на мировую литературу.

Краткая биография Генрика Ибсена

Ибсен Генрик (1828-1906 гг.)

Норвежский драматург. Родился в портовом городе Шиен (Южная Норвегия) в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836 г.

В шестнадцать лет Ибсен оставляет дом и отправляется в Гримстад, где работает учеником аптекаря. Занявшись журналистикой, пишет сатирические стихи. Выкраивая время, готовится к экзаменам в университет в Христиании.

К 1850 г Ибсен написал первые стихи и драму «Катилина», тираноборческие мотивы которой навеяны революционными событиями 1848 в Европе.

Бросает медицину и переезжает в Христианию, где участвует в политической жизни, сотрудничает в газетах и журналах.

26 сентября 1850 г поставлена пьеса Ибсена —одноактная лирическая драма «Богатырский курган».

В 1851—1857 гг. благодаря пьесам «Катилина» и «Богатырский курган» Ибсен занимает место драматурга, режиссера и художественного руководителя Норвежского театра в Бергене.

В конце 1840 — начале 1850-х гг. Ибсен обратился к сатире и гротеску; буржуазной современности Ибсена противопоставлял героическое национальное прошлое, мир патриархальной крестьянской жизни и возвышенность человеческих чувств. Пишет пьесы «Иванова ночь», «Фру Ингер из Эстрота», «Пир в Сульхауге». Она и «Катилина» — единственные пьесы Ибсена 50-х гг., которые в этот период пользуются успехом Создает также пьесу «Воители в Хельгеланде», основанную на сагах.

Читайте также  Краткая биография улицкая

В 1857 г Ибсен переезжает в Христианию и возглавляет столичный Норвежский театр, художественным руководителем которого остается до 1862 г.

В 1858 г. Ибсен женится на Сусанне Торесен. Рождается их единственный сын Сигурд.

В 1864 г на полученную стипендию и с помощью друзей Ибсен уезжает в Италию. За рубежом он остается двадцать семь лет.

В 1864—1891 гг. жил в Риме, Дрездене, Мюнхене.

В 1866 г. появляется драматическая поэма «Бранд», главный герой которой — человек необычной цельности и силы, не останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего идеала. Следом выходит пьеса в стихах «Пер Гюнт». Герой этой пьесы — полная противоположность Бранду. Пер Гюнт, простой крестьянский парень, воплощение душевной слабости человека. Эта пьеса символизирует окончательное размежевание Ибсена с романтизмом и романтической идеализацией характера.

На рубеже 70-х гг. Ибсен пишет политические и историко-философские стихи.

В 1873 г заканчивает дилогию о Юлиане-отступнике «Кесарь и галилеянин», которую он называет «мировой драмой», где решаются проблемы устройства мира и возникает идея «третьего царства» — нравственно-политического идеала драматурга.

Мировая слава приходит к Ибсену в конце 70-х гг., когда он выступает с острокритическими пьесами из современной жизни, драмами идей.

Основная тема пьес «Столпы общества», «Кукольный дом», «Привидения», «Враг народа» — несоответствие между показным блеском буржуазного общества и его фальшивой внутренней сутью. Пьесы построены аналитически, драматическое напряжение создается не внешними событиями, а постепенным раскрытием сюжетных тайн и подтекстом.

С середины 80-х гг. социальная критика у Ибсена ослабевает («Дикая утка»), В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка, одновременно усиливаются элементы символики. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план, однако Ибсен беспощаден к своим героям, когда они осуществляют свое призвание за счет жизни и счастья других людей: «Росмерсхольм», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес», «Йун Габриель Боркман».

Начиная с 80-х годов, имя Ибсена служило во всем мире знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. Его пьесы шли во многих театрах. «Пер Гюнт» был положен на музыку Э. Григом.

В 1891 г Ибсен возвращается на родину. 70-летие Ибсена становится национальным праздником в Норвегии.

23 мая 1906 г после тяжелой продолжительной болезни Ибсен умер в Христиании.

Генрик Ибсен

Биография

Генрик Ибсен – первое имя, которое вспомнит каждый культурный человек, как только речь зайдет о литературе Норвегии. Но творчество Ибсена — уже не норвежское, а мировое достояние. Ратуя за возрождение норвежской культуры, с трепетом относясь к фольклору, драматург покинул родину на двадцать семь лет. Пьесы, после которых Ибсен получил всемирное признание, создавались в Германии и Италии. А персонажи Ибсена, загнанные автором в жесткие рамки сюжета, всегда были живыми.

Детство и юность

В зажиточной семье Ибсенов 20 марта 1828 года родился мальчик, которому родители дали имя Генрик. В 1836 году семья Ибсенов обанкротилась, пришлось заложить все имущество, чтобы расплатиться с кредиторами.

Драматург Генрик Ибсен

Такая перемена социального положения больно ударила по маленькому Генрику. И раньше не отличавшийся общительностью, мальчик и вовсе замкнулся в собственном мирке. Тем ярче проявился талант – еще в гимназии Ибсен начал облекать фантазии, порой жутковато-сказочные, в слова.

В Норвегии, пусть она и была 400 лет датской колонией, учиться могли даже бедняки. Но Генрику пришлось вместо учебы зарабатывать на жизнь. Пятнадцатилетнего парня родители в 1843 году отправили в соседний город Гримстад, где тот стал учеником аптекаря.

Бюст Генрика Ибсена

Работа в аптеке не мешала творчеству, наоборот, душа требовала самореализации. Благодаря стихам, эпиграммам и карикатурам на горожан к 1847-му Генрик обрел популярность у радикально настроенной молодежи Гримстада.

После революционных событий в Европе 1848 года Ибсен взялся за политическую лирику и написал первую пьесу «Катилина», которая не пользовалась популярностью.

Литература

В 1850 году молодой человек поехал в Христианию (так до 1924 года называли Осло), чтобы поступить в университет, но место учебы заняла околополитическая деятельность: преподавание в воскресной школе рабочего объединения, демонстрации протеста, сотрудничество с рабочей газетой и студенческим журналом.

Писатель Генрик Ибсен

За три года написаны три пьесы, и тогда же состоялось знакомство с Бьёрнстьерне Бьёрнсоном – драматургом, театральным и общественным деятелем. С ним Ибсен быстро сошелся, так как оба верили в необходимость национального самосознания норвежцев.

В 1852 году удача повернулась лицом к молодому драматургу – Ибсена пригласили в Берген, в первый Норвежский национальный театр, где тот и прослужил художественным руководителем до 1857 года. Свежие пьесы Ибсена сразу обретали сценическое воплощение, а еще появилась возможность изучить театральную кухню, что однозначно позволило вырасти драматургическому мастерству.

Постановка пьесы Генрика Ибсена «Привидения»

С 1857 по 1862 годы Ибсен руководил Норвежским театром в Христиании и боролся с Христианийским театром, в котором спектакли ставились на датском, а актеры были сплошь датчане. Ну и, конечно, не прекращал творить, при написании пьес беря за основу норвежские саги. В 1863 году, когда Генрик Ибсен уже оставил пост руководителя, два театра слились в один, и спектакли теперь шли только на норвежском.

Генрик Ибсен за работой

Бурная деятельность драматурга имела под собой желание жить в достатке, обладая должным социальным уровнем, в том числе — общественным признанием. Тут, несомненно, сказалось тяжелое детство. Полтора года Ибсен добивался писательской стипендии от стортинга (парламент Норвегии).

Наконец получив желаемое в 1864 году, с помощью друзей Ибсен с семьей покинул родину и обосновался в Италии. Там за два года создал две пьесы, «Бранд» и «Пер Гюнт», вложив в них всю душу, весь накопленный опыт, как жизненный, так и литературный.

Музыка Эдварда Грига к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт»

«Пера Гюнта» датчане и норвежцы восприняли отрицательно. Ганс Христиан Андерсен отзывался о пьесе как о худшем произведении, какое когда-либо читал. Спасла ситуацию Сольвейг. А еще – Эдвард Григ, написавший музыку к спектаклю «Пер Гюнт» по просьбе драматурга.

Дальнейшее творчество Ибсена попало из сетей норвежских саг в русло реализма. О социальных проблемах говорят шедевры драматургии «Кукольный дом», «Привидения», «Дикая утка», «Строитель Сольнес» и другие пьесы.

Постановка пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом»

Например, в основу драмы «Кукольный дом» легли реальные события. Основная тема произведения – «женский вопрос», но затрагивается не только положение женщин в обществе. Речь идет и о свободе личности в целом. А прототипом главной героини стала Лаура Килер – писательница, дружившая с Ибсеном, который, собственно, и посоветовал юной 19-летней девице заниматься литературой.

В библиографии Генрика Ибсена читатель не найдет ни романов, ни рассказов – только поэмы, стихи и пьесы. Не оставил драматург и дневники. Зато пьесы вошли в «золотой фонд» мировой драматургии. Книги с произведениями Ибсена издаются на разных языках, а его афоризмы давно ушли в народ.

Личная жизнь

Молодой Ибсен был робок с женщинами. Тем не менее, Генрику повезло встретить Сюзанну Торесен. Энергичная дочь священника стала женой драматурга в 1858 году, а в 1859-м родила Ибсену единственного сына – Сигурда.

Генрик Ибсен и его жена Сюзанна

Генрик Ибсен ни разу не оказывался вовлеченным в скандалы, связанные с личной жизнью. Творческие натуры – люди увлекающиеся и влюбчивые, и Ибсен – не исключение. Но, несмотря на это, Сюзанна оставалась его единственной женщиной до самой смерти.

Смерть

В 1891 году, став знаменитым в Европе, Ибсен вернулся из добровольной ссылки, продлившейся 27 лет. В Христиании Генрик прожил 15 лет, успев написать четыре последние пьесы. 23 мая 1906 года после продолжительной тяжелой болезни завершилась биография норвежского драматурга.

Похороны Генрика Ибсена

Интересный факт рассказывал доктор Эдвард Булл. Перед смертью Ибсена у него в комнате собрались родственники, и сиделка отметила, что сегодня больной лучше выглядит. Драматург отчетливо произнес:

Цитаты

«Большинство людей умирает, так по-настоящему и не пожив. К счастью для них, они этого просто не осознают».

«Чтобы согрешить по-настоящему, к этому делу надо отнестись серьезно».

«Самый сильный тот, кто борется в одиночку».

«…некоторых людей любишь больше всего на свете, а с другими как-то больше всего хочется бывать».

Генрик Ибсен, Биография, Личная жизнь

Изгнанный норвежский драматург Генрик Ибсен написал «Кукольный дом» и «Гедду Габлер», в последней из которых фигурировал один из самых известных персонажей театра.

Синопсис

Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в Шиене, Норвегия. В 1862 году его сослали в Италию, где он написал трагедию Брэнда. В 1868 году Ибсен переехал в Германию, где он написал одно из своих самых известных произведений: пьесу «Дом куклы». В 1890 году он написал «Гедду Габлер», создав одного из самых известных персонажей театра. К 1891 году Ибсен вернул в Норвегию литературного героя. Он умер 23 мая 1906 года в Осло, Норвегия.

Читайте также  Краткая биография гуань

Детство

В детстве Генрик Ибсен не проявлял особых признаков театрального гения, которым он станет. Он вырос в небольшом норвежском прибрежном городке Шиен как самый старший из пяти детей, рожденных от Кнуда и Марихена Ибсена. Его отец был успешным торговцем, а мать рисовала, играла на пианино и любила ходить в театр. Сам Ибсен также проявил интерес к тому, чтобы стать художником.

Семья была брошена в нищету, когда Ибсену было 8 лет из-за проблем с отцовским бизнесом. Почти все следы их предыдущего достатка пришлось распродать, чтобы покрыть долги, и семья переехала на изношенную ферму недалеко от города. Там Ибсен проводил большую часть своего времени, читая, рисуя и выполняя магические трюки.

В 15 лет Ибсен бросил школу и пошел работать. Он получил должность ученика в аптеке в Гримстаде. Ибсен работал там шесть лет, используя свое ограниченное свободное время для написания стихов и рисования. В 1849 году он написал свою первую пьесу «Катилина», драму, написанную в стихах по образцу одного из его великих влияний, Уильяма Шекспира.

Ранние произведения

Ибсен переехал в Кристианию (позже известный как Осло) в 1850 году, чтобы подготовиться к сдаче экзаменов в университете для обучения в Университете Кристиании. Живя в столице, он подружился с другими писателями и артистами. Один из этих друзей, Оле Шулеруд, заплатил за публикацию первой пьесы Ибсена «Катилина», которая не получила большого внимания.

В следующем году Ибсен встретил роковую встречу со скрипачом и театральным менеджером Оле Буллом. Буллу понравился Ибсен, и он предложил ему работу в качестве писателя и менеджера Норвежского театра в Бергене. Положение оказалось интенсивным учебником по всем театральным вещам и даже включало поездки за границу, чтобы узнать больше о его ремесле. В 1857 году Ибсен вернулся в Кристианию, чтобы запустить там еще один театр. Это оказалось разочаровывающим предприятием для него, с другими, утверждающими, что он плохо управлял театром, и призывавшими к его отставке. Несмотря на свои трудности, Ибсен нашел время написать комедию о любви, сатирический взгляд на брак, в 1862 году.

Запись в изгнании

Ибсен покинул Норвегию в 1862 году, в конце концов обосновавшись в Италии в течение времени. Там он написал «Бренд» — трагедию из пяти человек о священнослужителе, чья лихорадочная преданность своей вере стоила ему его семьи и, в конечном счете, его жизни в 1865 году. Пьеса сделала его знаменитым в Скандинавии. Два года спустя Ибсен создал одно из своих шедевров, Peer Gynt. Современная версия греческого эпоса прошлого, стихотворная игра следует за заглавным персонажем в квесте.

В 1868 году Ибсен переехал в Германию. Во время своего пребывания там он увидел свою социальную драму «Столпы общества», впервые показанную в Мюнхене. Спектакль помог ему начать карьеру, и вскоре за ним последовала одна из его самых знаменитых работ — «Кукольный дом». Эта пьеса 1879 года заговорила по всей Европе, исследуя борьбу Норы с традиционными ролями жены и матери и ее собственную потребность в самоисследовании. Ибсен снова поставил под сомнение общепринятые социальные практики того времени, удивив свою аудиторию и вызвав дебаты. Примерно в это же время он вернулся в Рим.

Его следующая работа, «Призраки 1881 года», вызвала еще больше споров, затрагивая такие темы, как инцест и венерические заболевания. Возмущение было настолько сильным, что спектакль не показывался широко до двух лет спустя. Его следующая работа, «Враг народа», показала, что один человек находится в конфликте со своей общиной. Некоторые критики говорят, что это был ответ Ибсена на обратную реакцию, которую он получил для Призраков. Ибсен написал «Даму с моря» (1888), а затем вскоре отправился обратно в Норвегию, где он проведет остаток своих лет. Одна из его самых знаменитых работ — «Хедда Габлер». Вместе с Хеддой Габлер (1890) Ибсен создал одного из самых известных персонажей театра. Хедда, дочь генерала, является новобрачной, которая ненавидела своего ученого мужа, но все же она разрушает прежнюю любовь, которая стоит на пути ее мужа в учебе. Персонажа иногда называли Гамлетом женского пола после знаменитой трагической фигуры Шекспира.

Назад в Норвегию

В 1891 году Ибсен вернулся в Норвегию как литературный герой. Возможно, он ушел как расстроенный артист, но вернулся как всемирно известный драматург. Большую часть своей жизни Ибсен жил почти скрытным существованием. Но он, казалось, процветал в центре внимания в последующие годы, становясь своего рода туристической достопримечательностью в Кристиании. Он также наслаждался событиями, проведенными в его честь в 1898 году в ознаменование его семидесятилетия.

Его более поздние работы, кажется, имеют более саморефлексивное качество со зрелыми ведущими героями, оглядывающимися назад и живущими с последствиями своих предыдущих жизненных выборов. И каждая драма, кажется, заканчивается темной нотой. Первой пьесой, написанной после его возвращения в Норвегию, был «Мастер-строитель». Титульный персонаж встречает женщину из своего прошлого, которая призывает его выполнить обещание. В «Когда мы мертвы просыпаемся», написанном в 1899 году, старый скульптор сталкивается с одной из своих бывших моделей и пытается вернуть утраченную творческую искру. Это оказалось его последней игрой.

Последние годы

В 1900 году у Ибсена была серия ударов, из-за которых он не мог писать. Ему удалось прожить еще несколько лет, но он не присутствовал в течение большей части этого времени. Ибсен умер 23 мая 1906 года. Его последними словами были «Наоборот!» на норвежском. Считается литературным титаном во время его кончины, он получил государственные похороны от норвежского правительства.

Хотя Ибсен может уйти, его работа продолжает выполняться по всему миру. «Пер Гюнт», «Кукольный дом» и «Хедда Габлер» — самые популярные пьесы на сегодняшний день. Актрисы, такие как Джиллиан Андерсон и Кейт Бланшетт, снялись в персонажах Ибсена, Норы и Хедды Габлер, которые считаются двумя самыми требовательными театральными ролями в истории. В дополнение к своим пьесам Ибсен также написал около 300 стихов.

Работы Ибсена продержались на протяжении многих лет, потому что он затрагивал универсальные темы и исследовал состояние человека так, как никто другой до него не сталкивался. Автор Джеймс Джойс однажды написал, что Ибсен «вызвал больше дискуссий и критики, чем у любого другого живого человека». По сей день его пьесы продолжают бросать вызов его аудитории.

Личная жизнь

В отличие от многих других писателей и поэтов у Ибсена был долгий и, казалось бы, счастливый брак с Сюзанной Даа Торесен. Пара поженилась в 1858 году и в следующем году приветствовала их единственного ребенка, сына Сигурда. У Ибсена также был сын от более ранних отношений. Он был отцом ребенка с горничной в 1846 году, работая учеником. В то время как он предоставил некоторую финансовую поддержку, Ибсен никогда не встречал мальчика.

Ибсен, Генрих

Генрик (Хенрик) Иоган Ибсен (норв. Henrik Johan Ibsen ; 20 марта 1828, Шиен — 23 мая 1906, Кристиания) — выдающийся норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы». Занимался также поэзией и публицистикой.

Содержание

Биография

Раннее творчество

Генрик Ибсен родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836 году.

Начиная с 1844 года Генрик Ибсен работал аптекарем. Тогда он написал первые стихи и драму из древенеримской истории «Катилина» (Catilina, 1850), мотивы которых отражают революционные события 1848 в Европе. Драма вышла под псевдонимом и успехом не пользовалась. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса Ибсена «Богатырский курган» (Kjæmpehøjen). В 1852—1857 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, а в 1857—1862 возглавлял Норвежский театр в Христиании. Бергенский период жизни совпадает с увлечением писателя политическим национализмом и скандинавским фольклором. Так появились «средневековые» пьесы «Фру Ингер из Эстрота» (Fru Inger til Østeraad, 1854), «Пир в Сульхауге» (Gildet paa Solhoug, в 1855-56 принесшая Ибсену всенорвежскую славу), «Ульф Лилиенкранс» (Olaf Liljekrans, 1856), «Воители в Хельгеланде» (Hærmændene paa Helgeland, 1857). В 1862 году Ибсен пишет произведение «Комедия любви», в которой наметилась сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Однако и собственно литературные (невозможность полностью описать человеческие взаимоотношения при помощи средневековых образов и романтических клише), и внелитературные (разочарование в национализме после австро-прусско-датской войны) причины побудили Ибсена уехать за рубеж в поисках новых форм.

Начало драматической реформы

Ибсен четверть века провёл за границей, жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Бранд» (Brand, 1865) и «Пер Гюнт» (Peer Gynt, 1867). Они иллюстрируют противоположные черты характера самого Ибсена, а также и его современника. Священник Бранд — серьёзный и суровый проповедник человеческой свободы и религиозности, на его максимализме лежит отпечаток учения С. Кьеркегора. Пер Гюнт, напротив, ищет личного счастья и не находит. Вместе с тем Пер едва ли не больший гуманист и поэт, нежели Бранд.

Читайте также  Краткая биография гончаров

В конце 1860 — начале 1870-х гг. в условиях обострения социально-политических противоречий Ибсен ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане Отступнике «Кесарь и галилеянин» (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке.

«Кукольный дом»

Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (Et Dikkehjem, 1879). Декорации квартиры Хельмера и Норы погружают зрителя или читателя в мещанскую идиллию. Её разрушает поверенный Крогстад, напоминающий Норе о подделанном ею векселе. Торвальд Хельмер ссорится с женой и всячески обвиняет её. Неожиданно Крогстад перевоспитывается и присылает вексель Норе. Хельмер тут же успокаивается и предлагает жене вернуться к нормальной жизни, но Нора уже осознала, как мало она значит для мужа. Она обличает мещанский семейный строй:

Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами.

Пьеса заканчивается уходом Норы. Однако её не следует воспринимать как социальную, для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.

1880-е годы

Первая драма, написанная Ибсеном после «Кукольного дома» — «Привидения» (Gengangere, 1881). Она использует многие мотивы «Бранда»: наследственность, религия, идеализм (воплощённый во фру Альвинг). Но в «Привидениях» критиками отмечается значительное влияние французского натурализма.

В пьесе «Враг народа» (En Folkefiende, 1882) очередной максималист Стокман требует закрыть загрязнённый сточными водами источник, на котором держится курортный город. Естественно, что горожане требуют скрыть правду об источнике и выгоняют Стокмана из города. В свою очередь, он в едких и прочувствованных монологах порицает идею власти большинства и современное общество и остаётся с чувством собственной правоты.

В написанной под воздействием импрессионизма и Шекспира драме «Дикая утка» (Vildanden, 1884) идеалист Грегерс противопоставлен гуманисту-доктору, который считает, что людям нельзя открывать всего, что происходит в их жизни. «Новый Гамлет» Грегерс не внимает советам доктора и рассекречивает тайны своей семьи, что в конечном итоге приводит к самоубийству его сестры Хедвиги.

Позднее творчество

В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план. Ибсен становится беспощадным к своим героям. Примеры этих пьес — «Строитель Сольнес» (Bygmester Solness, 1892), «Йун Габриель Боркман» (John Gabriel Borkman, 1896).

«Строитель Сольнес» — наиболее значимая из поздних драм Ибсена. Сольнес, как и Ибсен, мечется между высоким призванием и жизненным комфортом. Юная Хильда, напоминающая Хедвигу из «Дикой утки», требует от него вернуться к строительству башен. Пьеса заканчивается падением строителя, до сих пор не истолкованного литературоведами. По одной из версий, творчество и жизнь несовместимы, по другой — только так и может закончитьь свой путь истинный художник.

Ибсен скончался в 1906 году от удара.

Постановки и экранизации пьес

Драмы Ибсена пользуются популярностью в театрах. Многие из них были поставлены К. С. Станиславским, а роль Стокмана считалась одной из лучших в его исполнении. В настоящее время пьесы Ибсена можно увидеть, например, во МХАТе им. Чехова.

Фильмы по произведениям Г. Ибсена регулярно снимаются на его родине. Среди них можно назвать две «Дикие утки» (1963 и 1970), «Нору (Кукольный дом)» (1973), «Фру Ингер из Эстрота» (1975), «Женщину с моря» (1979), «Врага народа» (2004). За пределами Норвегии были экранизированы «Терье Виген» (Швеция, 1917), «Кукольный дом» (Франция/Великобритания, 1973), «Гедда Габлер» (Великобритания, 1993).

Ибсен и Россия

В России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Ему посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай Минский. На советской сцене чаще всего ставились «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Эдварда Грига. В 2006 году массово отмечалось столетие смерти Ибсена.

Генрик Ибсен
Henrik Johan Ibsen

Норвежский драматург. Основатель европейской «новой драмы». Поэт и публицист. Наиболее известны романтические драмы на сюжеты скандинавских саг и исторические пьесы: «Фру Ингер из Эстрота», «Пир в Сульхауге», «Улаф Лилиенкранс», «Воители в Хельгеланде», «Гедда Габлер».

Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в городе Шиен, Норвегия. Мальчик вырос в богатой датской семье судовладельцев, имеющей древние норвежские корни. В 1836 году его семья обанкротилась, и привычная хорошо поставленная жизнь круто изменилась. Прежние друзья и знакомые стали постепенно отдаляться, начались лишения. Людская жестокость отразилась на будущем драматурге. От природы необщительный, теперь стал еще более искать уединения.

Уже в школе Ибсен поражал учителей превосходными сочинениями. В возрасте шестнадцати лет ему пришлось поступить в ученики аптекаря близлежащего городка Гримштадта, с населением всего 800 жителей. Работая в аптеке, мечтал о дальнейшем образовании и получении докторского диплома. Однако через пять лет решил бросить аптеку и отправился в датский город Христианию, где ему пришлось вести первое время жизнь полную всяких лишений.

В Христиании Ибсен понемногу вошел в творческие круги, стал печататься, а вскоре устроился на должность режиссера народного театра в Бергене. В нем он находился на протяжении пяти лет и в 1857 вернулся в Христианию, также на должность директора театра.

В 1858 году Генрик женился, и был счастлив в семейной жизни. В 1864 году Ибсен получил писательский пенсион и отправился в путешествие по миру. Сначала поселился в Риме, где жил в полном уединении, потом переехал в Триест, затем в Дрезден, Мюнхен, Берлин.

Наиболее известны романтические драмы Ибсена на сюжеты скандинавских саг и исторические пьесы, философско-символические драматические поэмы «Бранд» и «Пер Гюнт»; острокритические социальные реалистические драмы «Кукольный дом», «Привидения», «Враг народа». В драмах «Дикая утка», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес» автор подчеркивает глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью действительности.

Ибсен своим творчеством утверждает значимость общечеловеческой проблематики свободы, говоря, что в том-то именно и заключается свобода, чтобы исчерпать свое призвание.

Генрик Иоганн Ибсен скончался 23 мая 1906 года после продолжительной болезни в норвежской столице Осло в возрасте 78 лет. Похоронен на кладбище «Cemetery of Our Saviour».

Семья Генрика Ибсена

Жена — Сюзанна Торесен (брак с 1858), дочь священника.
Сын — Сигурд (род. 1859), журналист.

Творчество Генрика Ибсена

Библиография

1850 — «Катилина»
1850 — «Богатырский курган»
1852 — «Норма, или Любовь политика»
1853 — «Иванова ночь»
1855 — «Фру Ингер из Эстрота»
1856 — «Пир в Сульхауге»
1856 — «Воители в Хельгеланде»
1857 — «Улаф Лильекранс»
1862 — «Комедия любви»
1863 — «Борьба за престол»
1866 — «Бранд»
1867 — «Пер Гюнт»
1869 — «Союз молодежи»
1873 — «Кесарь и галилеянин»
1877 — «Столпы общества»
1879 — «Кукольный дом»
1881 — «Привидения»
1882 — «Враг народа»
1884 — «Дикая утка»
1886 — «Росмерсхольм»
1888 — «Женщина с моря»
1890 — «Гедда Габлер»
1892 — «Строитель Сольнес»
1894 — «Маленький Эйольфе»
1896 — «Йун Габриель Боркман»
1899 — «Когда мы, мертвые, пробуждаемся»

Память о Генрике Ибсене

В России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Русский дипломат Маврикий Прозор был официальным переводчиком нескольких пьес Ибсена на французский язык.

Ибсену посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Леонид Андреев, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Лев Шестов.

На советской сцене чаще всего ставились «Кукольный дом», «Привидения» и, в концертном исполнении, «Пер Гюнт» с музыкой Эдварда Грига.

В 1956 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная Ибсену.

В 2006 году массово отмечалось столетие смерти Ибсена.

В честь Генрика Ибсена назван кратер на Меркурии.

С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года — Международная премия Ибсена.

В городе Шиен действует Театр Ибсена.

Один из черновых вариантов вступления к пьесе Ибсена «Строитель Сольнес», более известный как «В этом доме они тихо жили вдвоем. » в переводе Анны Ахматовой, послужил текстом одноименной песни украинской мелодик-хардкор группы Date Rape.

Драмы Ибсена пользуются популярностью в театрах. Многие из них были поставлены в начале XX века Станиславским и Немировичем-Данченко на сцене Художественного театра, а роль Стокмана считалась одной из лучших в репертуаре Станиславского.

Фильмы по произведениям великого писателя и драматурга Генрика Ибсена регулярно снимаются на его родине. Среди них можно назвать такие, как: «Дикая утка», «Кукольный дом», «Фру Ингер из Эстрота», «Женщина с моря», «Враг народа», «Пер Гюнт», «Гедда Габлер». За пределами Норвегии экранизированы «Терье Виген», «Кукольный дом», «Гедда Габлер».

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: