Краткая биография корчак

Януш Корчак — краткая биография

Полное имя: Януш Корчак
Дата рождения: 22 июля 1878 г.
Место рождения: Варшава, Польша
Знак зодиака: Рак
Чем известен: Педагог, врач, писатель, публицист, общественный деятель
Дата смерти: 7 августа 1942 г. (64 года)

Детство и юность

Хенрик Гольдшмидт (имя Януша Корчака при рождении) родился в 1878 году в Варшаве в семье знаменитого адвоката Юзефа Гольдшмидта и его супруги Цецилии.

В семь лет Хенрик пошел в подготовительную школу. Начало учебы оставило неприятные воспоминания: в школе придерживались жесткой дисциплины, царила атмосфера принуждения, применялись телесные наказания. Продолжил обучение в русской восьмилетней гимназии.

Януш Корчак в детстве (1888)

В 1889 году у Юзефа Гольдшмидта проявились признаки душевной болезни. Домашнее лечение не давало результатов, и вскоре его пришлось поместить в дорогостоящую клинику. Материальное положение семьи расстроилось. В 15 лет Хенрику пришлось начать зарабатывать уроками и репетиторством. Тогда впервые обнаружились его педагогические способности, умение заинтересовать учеников. В то же время юноша занимался литературным творчеством, писал стихи, прозу, в 18 лет начал вести колонку на темы воспитания детей в варшавской газете.

Хенрику нравилось учить детей и писать, но изучать он решил медицину.

Краткая биография

  • 1898 – поступил на медицинский факультет Варшавского университета. В студенческие годы не прекращает литературную деятельность. Свои произведения подписывает псевдонимом «Януш Корчак», взятым из романа Ю. Крашевского.
  • 1901 – впервые произведение Корчака, повесть «Дети улицы», выпущено отдельным изданием.
  • 1905 – окончил университет и мобилизован на русско-японскую войну. Служил врачом в санитарном поезде.
  • 1906 – вернулся в Варшаву и начал работать в еврейской детской больнице. Одновременно занимался частной врачебной практикой. Доходы от лечения состоятельных людей тратил на покупку лекарств для бедняков и не брал с них денег за лечение.
  • 1907-1908 – работал в детских летних лагерях воспитателем и врачом. Ввел обязательные взвешивания и медицинские осмотры детей, а в детских коллективах – самоуправление.

Януш Корчак (четвертый слева) в центре для польских детей в Вильгельмувке (1908)

  • 1907, 1910, 1911 – с целью повышения квалификации и изучения опыта посещал детские больницы, воспитательные учреждения и приюты в Берлине, Париже Лондоне.
  • 1911 – стал директором приюта в Варшаве для детей из бедных еврейских семей.
  • 1912 – приют переехал в новое здание, построенное на деньги, собранные благотворительным обществом, членом правления которого был Корчак. Здание было оборудовано редкими для того времени удобствами: имелось паровое отопление и электричество, ванные комнаты отделаны кафелем.
  • 1914 – мобилизован на Восточный фронт Первой мировой войны в составе российской армии. В течение четырех лет служил ординатором полевого госпиталя.
  • 1918 – издана важнейшая книга Корчака – «Как любить ребенка». Ключевая идея книги: чтобы любить ребенка, надо знать и понимать природу детей, их мир; видеть в ребенке равноправную со взрослым личность.
  • 1918 – вернулся в Варшаву и стал руководить приютом для еврейских детей «Дом сирот». Также сотрудничал с приютом «Наш дом» для польских детей. В детских коллективах были реализованы идеи самоуправления: существовали детский парламент – сейм, товарищеский суд, выходила рукописная газета.
  • 1919 – служил в польской армии в военном госпитале под Варшавой во время советско-польской войны.
  • 1919 – выход из печати дилогии «Король Матиуш Первый» и «Матиуш на необитаемом острове». Философская сказка-притча получила мировое признание. В ней воплотились идеи Корчака о справедливом устройстве мира, мысли об ответственности власти.
  • 1926, октябрь – в Варшаве начала выходить первая в мире детская газета – еженедельник «Малое обозрение», корреспондентами которой были дети и подростки. Корчак инициировал издание и редактировал его в 1926-1930 гг. Еженедельник перестал существовать в сентябре 1939 года.
  • 1929 – издана книга «Право ребенка на уважение». По мнению Корчака, уважение ребенка, его свободы и достоинства, признание его личности такой же значимой, как взрослых, – важнейшее условие воспитания свободного творческого человека.
  • 1934, 1936 – побывал в Палестине по приглашению бывших воспитанников. Посещал святые места, изучал устройство сельскохозяйственных общин – кибуцев, жизнь еврейских детей. В связи с нарастанием в Европе, в том числе Польше, антисемитизма Корчак серьезно задумывался о переселении в Палестину.
  • 1935-1936, 1938 – сотрудничество с польским радио. Беседы Старого Доктора на темы воспитания детей слушала вся Польша, они стали классикой литературы «звучащего слова».

Януш Корчак с постояльцами дома сирот «Маленькая роза» (Вавер, 1938)

  • 1939, сентябрь – оккупация Польши. Корчак продолжал работать в приютах, добывая еду, топливо и лекарства для детей в тяжелых военных условиях, принимал в приют потерявших родственников детей.
  • 1940 – Дом сирот перемещен в варшавское гетто. Корчак отверг все предложения и возможности побега из гетто и спасения от преследований, считая долгом оставаться с детьми до конца. Также поступили и другие воспитатели Дома сирот. В нечеловеческих условиях они продолжали воспитывать детей, сохраняя правила жизни и обычаи приюта как в мирное время.
  • 1942, август – несмотря на старания Корчака сохранить жизнь воспитанникам Дома сирот, они были депортированы гитлеровцами в концлагерь Треблинка. Вместе с детьми отправились воспитатели. Через несколько дней дети, Корчак и другие воспитатели приняли смерть в газовой камере.

Януш Корчак в последние годы жизни

Личная жизнь

Януш Корчак, посвятивший жизнь лечению и воспитанию детей, никогда не был женат и не имел собственных детей. Он принял решение не вступать в брак, считая, что душевная болезнь отца может повлиять на его потомство.

Ближайшим другом и соратником Корчака, его первой помощницей была Стефания Вильчинская, много лет работавшая с ним в приюте для еврейских детей. Их отношения он сам называл «педагогической любовью». Вильчинская, как и Корчак, погибла в газовой камере концлагеря Треблинка вместе с воспитанниками Дома сирот.

Януш Корчак и Стефания Вильчинска

Выдающийся педагог и писатель

Януш Корчак – всемирно известный выдающийся польско-еврейский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Его имя – символ самопожертвования, огромной любви и уважения к детям.

Сказки и педагогические произведения Корчака удивляют поразительной способностью понять душу ребенка, его переживания и проблемы. Труды Корчака написаны доступным языком. В них серьезность и убедительность рекомендаций сочетается с увлекательной формой повествования – яркими метафорами, проникновенным лиризмом.

Краткая биография Януша Корчака Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Демакова Ирина Дмитриевна

Текст научной работы на тему «Краткая биография Януша Корчака»

Краткая биография Януша Корчака

Корчак бъл врачом, писателем и педагогом.

И его жизнь — некое педагогическое евангелие, возвещение благой вести о ребёнке.

Годы жизни Януша Корчака с 1878 по 1942. Настоящее имя — Генрик Гольдшмит. Писатель, педагог, врач. Родился 22 июля 1878 г. в Варшаве в семье известного юриста. В 1898 г. он окончил русскую гимназию, где царила жёсткая дисциплина. Преподавание велось на русском языке, но дети осваивали, кроме русского, латынь, греческий, французский и немецкий языки. После окончания гимназии он становится студентом медицинского факультета Варшавского университета. С первого курса он начинает активную журналистскую деятельность под псевдонимом Януш Корчак. В 1904 г. оканчивает университет и начинает работать врачом-педиатром в одной из детских больниц Варшавы. В том же году участвует в русско-японской войне в качестве врача полевого госпиталя. По возвращении с войны работает в одной из детских клиник. В 1905 г. выходит первая повесть Корчака «Дитя гостиной», принёсшая автору большой успех. В этой повести Корчак впервые заговорил о воспитании.

Корчак вступает на путь реформаторства не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель, педагог. Начало начал он видит в кардинальном преобразовании детского воспитания. «Реформировать мир — это значит реформировать воспитание», — пишет он. В 1907— 1908 гг. Корчак работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляют сироты и дети из малоимущих семей. Позже в книге «Король Матиуш Первый» он напишет: «Реформаторов ожидает плохой конец. Только после их смерти люди начинают видеть, что они были правы, и воздвигают им памятники».

В 1912 г. Корчак фактически отказывается от карьеры врача и становится директором «Дома Сирот», которым руководит более тридцати лет, до конца жизни. После окончания Первой мировой войны Корчак вместе с Мариной Фальской организует варшавский детский приют «Наш Дом». В страшные годы Первой мировой войны рождается одна из главных педагогических книг Корчака — «Как любить ребёнка» (1918), которая стала его жизненным кредо. Корчак не только неустанно заявлял о несправедливости общества к детям — он подтверждал свои мысли ежедневными делами,

Читайте также  Краткая биография андреев

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

книгами, статьями, самобытными передачами на польском радио. За двадцать лет между двумя мировыми войнами Корчак становится мозговым центром и душой двух приютов — «Наш дом» и «Дом Сирот», где создаёт детскую республику, ячейку равенства и справедливости. Помимо работы с детьми, Корчак воплощает свой опыт в книги. Лучшие из них: «Воспитательные моменты» (1919), программная книга — «Право ребёнка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930). Настоящим событием в мире литературы становятся новые книги Корчака: дилогия «Король Матиуш I», адресованная детям и взрослым и переведённая на все языки мира, и «Король Матиуш на безлюдном острове» (1923). Этот шедевр принёс Корчаку мировую славу и позволил занять его произведениям достойное место среди лучших философских сказок. Корчак требует признания равноценности и самоценности личности ребёнка, признания за ним права на индивидуальность. Впервые в истории педагогики Корчак создаёт в «Доме Сирот» выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет, главными задачами которых стало не принуждение, а воспитание самосознания. Превыше всего ценилась здесь способность размышлять, умение относиться к себе критически.

Когда Гитлер вторгся в Польшу и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими подопечными. Вот последние записи из знаменитого «Дневника», который он вёл в гетто, чудом спасённого его учениками. «Последний год, последний месяц или час. Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось бы только сказать: сами избирайте свой путь». Его дневник — трагический и несмотря ни на что светлый и исполненный веры в людей документ эпохи.

5 августа 1942 г. Последний марш детей «Дома Сирот» по платформе к вагонам, увозившим их на смерть, превратился в трагическое шествие. А через несколько дней в концлагере Треблинка Корчак вместе со своими детьми вошёл в газовую камеру. На месте смерти Корчака, в Треблинке стоит большой камень. На нём короткая надпись: «Януш Корчак и дети». В 1978 г. исполнилось сто лет со дня рождения Корчака, ЮНЕСКО объявил 1978 г. — годом Януша Корчака. Это событие отмечали дети и взрослые по всей Земле. В 2012 г. в Варшаве торжественно отметили 100-летие «Дома Сирот». В 2018 г. — 140 лет со дня рождения Корчака. Шествие Корчака по миру продолжается.

Януш Корчак — биография

Краткая информация

  • Семья и детство
  • Образование и призвание
  • Корчак и Украина
  • Сиротская демократия Корчака
  • Варшавское гетто и Треблинка
  • Интересные факты
  • Титулы и награды

Януш Корчак стал известным педагогом из-за пережитых неприятностей в детстве. Болезнь отца, безденежье, отсутствие доброты в гимназии — всё это способствовало тому, что он до конца своих дней помогал еврейским сиротам почувствовать себя нужными и любимыми.

Семья и детство

Януш Корчак — ненастоящее имя известного педагога. От рождения он назывался Хенриком Гольдшмидтом, вторым его именем было Эрш или Хэрш — в честь дедушки. Несмотря на то, что родители будущего педагога были евреями, в их доме не слишком придерживались иудаистских обрядов. В то время множество польских евреев были весьма ассимилированными, поэтому дома к нему обращались, используя польское имя Хенрик.

Его отец был адвокатом, автором различных монографий. Кроме него в семье также воспитывали младшую дочь Анну.

Поскольку в то время часть Польши была под Российской Империей, то первые свои знания Хенрик получал в российской гимназии, где ни на капельку не изменились армейские уставы былых времён. Жёсткая дисциплина, физические наказания за проступки, унижения, и, конечно же, издевательство над евреями, который не любили в царской России.

Но кроме всего этого там преподавали множество интересных для Хенрика предметов, например, языки. Французский, латынь, греческий и немецкий, хотя сами преподаватели общались с гимназистами исключительно на русском.

Когда Хенрику было одиннадцать, у его отца начались проблемы со здоровьем. Врачи обнаружили у него психические нарушения, и его пришлось определить в клинику для душевнобольных. Поскольку содержать отца в хорошей больнице стоило больших денег, уже через несколько лет с деньгами начались серьёзные проблемы. Чтобы хоть как-нибудь улучшить положение, Хенрик идёт на свою первую работу — репетитором. Ему тогда было 15 лет.

Образование и призвание

Как это часто случается, обстоятельства сами указали Хенрику на его будущую профессию. Болезнь отца и подработки учителем стали его призванием. Поэтому двадцатилетним он подаёт документы на медицинский факультет университета Варшавы, мечтая помочь отцу вылечиться, но тот вскоре умирает в больнице. Параллельно Хенрик слушает курс подпольного университета, где улучшает свои качества как педагог.

Уже с ранних лет Хенрик интересовался литературной деятельностью. А после смерти отца его переживания выплеснулись в пьесе о сумасшедшем, который уничтожает собственную семью. Эту работу он даже отправил на литературный конкурс. Но, скромный от природы Хенрик просто не мог подписать пьесу своим именем, так появляется псевдоним Януш Корчак.

В 1899 он даже был в Швейцарии, чтобы послушать лекции известного местного педагога Иоганна Песталоцци. Больше всего его уже тогда интересуют больницы и детские школы.

Начиная с 1903 и следующие восемь лет он работал в больнице для еврейских детей на Сенной, а летом подрабатывал воспитателем в детских лагерях. В те же годы он вступает в Общество помощи сиротам, организованное опять же евреями в Варшаве.

В конце весны 1905 года Гольдшмидт стал дипломированным врачом, после чего участвовал в Русско-японской войне, поехав на фронт как военный врач.

После возвращение Генрик решает завязать с медицинской практикой, и свою жизнь посвятить именно воспитанию детей. Несколько лет он накапливает знания в сфере педагогики, слушая лекции во Франции, Англии и Германии.

Результатом становится его «Дом сирот», который открыл двери в 1911 году. Сиротинец на улице Крахмальной в Варшаве стал местом для самых несчастных детей того времени — еврейских. Гонимые в стране, в которой процветали антисемитские взгляды, брошенные собственными родителями, Гольдшмидт стал для них и отцом, и другом. Мягкий, но весьма требовательный Хенрик не только находил общий язык с детьми улиц, но и с богатыми евреями Варшавы, ведь именно они давали деньги на содержание беспризорников.

Корчак и Украина

Во время Первой мировой Корчак-Гольдшмидт был на территории современной Украины. Как военный врач он помогал в госпитале поблизости Тернополя. Там, на улицах города, он подобрал мальчика Штефана, мать которого умерла, а отца забрали в армию. Ребёнок не умел ни читать, ни писать, а сердобольный Корчак забрал его к себе в казарму, где научил не только письменности, но и в азам ремесла — при госпитале была мастерская. Обо всём этом известно из записей в дневнике Корчака.

В Тернополе педагог заболел, и его отправили в Киев на лечение. Там же он продолжил свою работу в приютах для сирот, количество которых после войны резко увеличилось. В Киеве же Корчак и написал своё самое знаменитое творение — книгу «Как любить ребёнка».

Сиротская демократия Корчака

В 1918 Корчак вернулся в Варшаву и вновь принялся руководить своим сиротинцем. Кроме того он становится и радиоведущим — под именем Старый Доктор ведёт программу, где рассказывает молодым мамам об азах воспитания и ухода за детьми. Также начинает читать лекции в педагогических университетах, пишет статьи в журналы о педагогике.

Во время польско-советской войны опять помогает как военный врач, на этот раз в госпитале города Лодзь.

Кроме «Дома сирот» Корчак также 15 лет до 1936 помогал в организации «Нашего дома» — ещё одного сиротинца на окраине Варшавы.

С 1926 до 1932 был соредактором еженедельника Mały Przegląd, статьи для которого писали его воспитанники. Это было приложение к варшавской еврейской газете Nasz Przegląd.

Своих детей Корчак старался воспитывать как хороших евреев, читал им талмуды и учил основам справедливости. Так, в стенах «Дома сирот» была не только редакция газеты, но и свой суд и присяжные. За каждую шалость виновник получал наказание. Суд присяжных рассматривал дело и выносил приговор. Если он был слишком строгим, то Корчак имел право голоса. Но на самом деле его самого несколько раз «осудили», когда он ошибочно выругал невиновного воспитанника.

В сиротинце его называли либо Старым Доктором, либо Королём детей.

Варшавское гетто и Треблинка

О Корчаке часто отзывались, как о добром, но своенравном человеке: он очень плохо переносил несправедливость. Когда Варшаву в 1939 оккупировали нацисты, он не повиновался приказу носить звезду Давида на рукаве. Корчак ощущал себя польским офицером, который не должен повиноваться приказам противника.

Читайте также  Краткая биография ахматова

Через год сиротинец перевели в стены Варшавского гетто. А самого Корчака на месяц посадили в тюрьму — за неповиновение по поводу нарукавной повязки. Освободили его оттуда по просьбе местного провокатора и агента гестапо. Тот попросту хотел получить «своего» человека в стенах гетто, но Корчак не согласился.

Даже в гетто Корчак делал всё возможное, чтобы его воспитанники хорошо питались. Он постоянно связывался с юденратом и выбивал из них деньги на еду для детей. Самое ужасное, что он тогда видел на улицах гетто — это мёртвые дети, которых даже некому было похоронить, поэтому своих он лелеял пуще прежнего. В последние дни пребывания в гетто Корчак настолько погрузился в депрессию из-за происходящего, что предложил юденрату дать разрешение на эвтаназию для его сирот. По его мнению, это было намного гуманнее, чем оставить детей погибать от голода.

В августе 1942 Дом сирот решили депортировать из города. Друзья Корчака до последнего уговаривали его бежать, но он не согласился. Так великого педагога вместе с его воспитанниками отправили в концлагерь Треблинку.

6 августа Корчак и его сироты погибли там в газовой камере.

Краткий курс истории. Януш Корчак

22 июля 1878 года родился выдающийся классик педагогической мысли, польский врач, писатель и общественный деятель Януш Корчак.

Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика является наукой
о ребенке, а не о человеке. Вспыльчивый ребенок, не помня себя,
ударил; взрослый, не помня себя, убил. Детей нет – есть люди, но
с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями,
иной игрой чувств…
Я. Корчак. Как любить ребенка: Интернат

Детский доктор

Настоящее имя Корчака – Эрш Хенрик Гольдшмит. Он родился в Царстве Польском, входившем тогда в состав Российской империи, в интеллигентной семье: дед – врач, отец – адвокат. Свободы в детстве Януша не было, мать не позволяла ему проводить время с детьми не своего социального статуса, так что жизнь ребенка проходила в четырех стенах. Смерть главы семейства привела к потере Гольдшмитами прежнего социального положения. Чтобы как-то справиться с утратой отца, Корчак взялся за перо – и с тех пор писал всегда (первые его рассказы публиковались в еженедельных польских журналах). В 1898 году он поступил на медицинский факультет Варшавского университета, там же появился его творческий псевдоним – Януш Корчак. Профессора в университете говорили, что Корчаку, слишком сильно сочувствующему больному, никогда не стать врачом, а он, студент первого курса, принявший решение стать детским доктором, искренне не понимал, как можно оставаться безучастным к страданиям ребенка. После поездки по Швейцарии, где Корчак посещал детские больницы и школы, в Варшаве он все чаще стал бывать в бедных кварталах, приносил детям еду и лекарства, рассказывал истории. Это была настоящая двойная жизнь: днем – приличный студент, вечером – походы по трущобам. Помогая нуждающимся детям, Корчак забывал о собственных проблемах в семье и со здоровьем.

Дом сирот. Оркестр под управлением Януша Корчака

Детская республика

В 1904 году Корчак устроился врачом в больницу для детей из бедных семей. Эту работу он считал тогда основным своим делом. Затем была стажировка в Германии для повышения квалификации. Во время поездки он значительную часть времени провел, посещая центры для содержания малолетних преступников и приют для умственно отсталых детей. Вернувшись в Варшаву, уже будучи весьма знаменитым, Корчак пребывал в поисках выхода из следующей ситуации: он может вылечить детей с разными заболеваниями, но дальше эти дети попадут назад, в трущобы, в нездоровую среду. Как быть? Корчак принял решение оставить медицину и работать в детском приюте. В шок были повергнуты все – и родные, и пациенты. На педагогическом поприще Корчак начал осуществлять свою мечту – создавать детский дом, в котором дети имели бы такие же права, как и взрослые. В рабочем районе на спонсорские деньги он стал строить настоящую детскую республику, которая открылась в 1911 году. Прекрасно сознавая, что дети не ангелы, что у них свои особенности черт характера, Корчак полагал, что детство должно быть счастливым несмотря ни на что и это счастье человек должен запомнить на всю жизнь. Мало кто верил в успех эксперимента Корчака, тем более что большинство его воспитанников были сиротами или детьми из неблагополучных семей, которых он просто подбирал с улицы, они даже не знали, что такое простыни и подушки. В 1912 году детская республика со своим парламентом, газетой, конституцией была выстроена.

Януш Корчак со своими воспитанниками

Две войны

В 1914 году Корчак был вынужден по призыву отправиться в военно-полевой госпиталь на Восточный фронт Первой мировой войны, среди всех жутких последствий которой было и сиротство. Волею судьбы Корчак попал в Киев и создал там аналогичный варшавскому приют. Тогда же он начал писать свою знаменитую книгу «Как любить ребенка», негласно называемую «Библия для родителей». В 1918 году Корчак вернулся в Варшаву (Польша тогда получила независимость) и продолжил заниматься своей педагогической и литературной деятельностью. К Корчаку под конец жизни относились неоднозначно. Одни считали его неудачником, старым холостяком (Корчак действительно принес личное счастье в жертву ради своих воспитанников) без банковских сбережений, да еще с опасной для лихолетья Второй мировой войны национальностью. Другие видели в Корчаке или увидели со временем баловня судьбы, чьи сказки переводились на многие мировые языки, а научные работы легли в основу первой в мире Женевской декларации прав ребенка (1959 года). За права детей Корчак боролся всю жизнь и выделял среди них три основных: право ребенка на смерть; на сегодняшний день; быть тем, что он есть. В октябре 1940 года, оккупировавшие Польшу гитлеровцы создали в Варшаве гетто для евреев, куда позднее перевели и сиротский приют Корчака. Он всеми силами самоотверженно старался сохранить детскую республику, долго и наивно верил в то, что детей нацисты не тронут. Члены польского Сопротивления, когда поползли слухи о готовящихся чистках в гетто, предложили Корчаку бежать, но он отказался покинуть своих воспитанников (их было почти 200 человек). Позже он еще дважды отказался оставить их: перед этапированием в лагерь смерти Треблинку и перед лицом солдата, узнавшего знаменитого писателя, уже у входа в товарный поезд, направлявшийся в Треблинку, где 6 августа 1942 года Януша Корчака и всех детей завели в газовую камеру…

Памятник «Януш Корчак с детьми» в Иерусалиме

Януш Корчак. Жизнь во имя детей

15-летний педагог

В 1878 году в Варшаве в еврейской семье Гольдшмидтов родился мальчик, которого в честь его деда назвали Хиршем. Хирш Гольдшмидт был известным и уважаемым в Варшаве врачом. Отец мальчика, Юзеф Гольдшмидт, избрал другую стезю, став успешным адвокатом.

В отличие от многих других еврейских семей, Гольдшмидты не так сильно держались за национальные корни, поэтому родившийся мальчик получил еще и польское имя – Хенрик.

Детство Хенрика Гольдшмидта не было радужным – отношение к евреям в Российской Империи, частью которой являлась на тот момент Польша, было, мягко говоря, сдержанным. Педагогические приемы в русской гимназии не отличались гуманизмом – учителя пороли провинившихся детей, кричали на них, били линейками.

Суровость школьной жизни дополнилась для Хенрика проблемами дома – когда ему было 11, у его отца проявилось психическое расстройство.

От тяжести жизни Хенрик спасался чтением и стихосложением. Но вскоре стало необходимо зарабатывать на жизнь – счета за лечение отца «съедали» большую часть семейного бюджета.

15-летний Хенрик, которому учеба как таковая давалась хорошо, занялся платным репетиторством. И у Хенрика проявился педагогический талант – к ученикам, которые были немногим младше его, он находил особой подход. Сказкой, разговором, он умел подать скучный школьный предмет так, будто ничего интереснее в мире не существует.

Врач, учитель, писатель…

Хенрик и сам чувствовал, что нашел свое призвание. Уже в 18 лет он опубликовал первую статью по проблемам педагогики, которая получила название «Гордиев узел». В этой статье юноша, почти подросток, всерьез ставил вопрос, который актуален и сейчас: настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях — и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов?

Редактор еженедельника, опубликовавший статью, был так восхищен его талантом, что доверил Хенрику вести колонку в издании.

Впрочем, сам молодой человек к своим педагогическо-писательским опытам относился не очень серьезно. После смерти отца Хенрик решил, что прокормить родных ему поможет медицина, и поступил на медфакультет Варшавского университета.

Читайте также  Краткая биография казаков

Писать, однако, он не бросил. Больше того, написал пьесу под названием «Каким путем?» о сумасшедшем, губящем свою семью. Здесь явно сказались личные переживания, вызванные историей отца. Пьесу Хенрик выставил на конкурс, подписавшись псевдонимом Януш Корчак.

Молодой человек оказался успешен сразу в трех ипостасях — он талантливый педагог и писатель, и в этих двух своих сферах деятельности он известен как Януш Корчак, а в медицине он успешный врач Хенрик Гольдшмидт.

Он ездит по Европе, изучает различные методики педагогики, которые описывает в статьях, и одновременно совершенствует свои медицинские навыки.

Дом, который построил Корчак

В 1905 году Хенрика Гольдшмидта призвали на русско-японскую войну в качестве военного медика. На фронте он не только лечил раненых, но и помогал взрослым людям преодолевать ужасы войны, отвлекая их светлыми историями и сказками.

После войны Хенрик вернулся в Польшу и с удивлением обнаружил, что здесь его писательская популярность выросла неимоверно. Тем не менее, он продолжил медицинскую практику.

В 1907-1908 годах Хенрик Гольдшмидт отправляется сначала в Берлин, а затем во Францию и Англию. Он изучает педагогику, причем стажировки проходят за его счет.

В 1910 году Хенрик Гольдшмидт принимает важнейшее решение – он прекращает медицинскую практику и становится директором вновь основанного «Дома сирот» для еврейских детей. Именно в этом заведении Хенрик Гольдшмидт, которого с этого времени большинство будет знать как Януш Корчак, планирует воплотить в жизнь свои педагогические идеи.

Заниматься еврейскими сиротами Корчак стал неслучайно – в Польше, пропитанной духом антисемитизма, положение именно этих детей было наиболее тяжелым.

Благодаря своей известности и популярности, Корчаку удалось привлечь помощь меценатов для строительства своего «Дома». В 1912 году стройка была завершена. Это было уникальное четырехэтажное здание, в котором все устроено для нужд детей, для их воспитания и обучения.

Как любить ребенка

Корчак и его помощница и соратница Стефания Вильчинская в первый год деятельности приюта работали по 16-18 часов в день. Приходилось с трудом преодолеть уличные привычки вчерашних беспризорников, работать с учителями, не готовыми к таким ученикам.

Во главу угла Януш Корчак ставил нравственное воспитание. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления. По мнению педагога, приют – это справедливая община, где юные граждане создают собственный парламент, суд и газету. В процессе общего труда они учатся взаимопомощи и справедливости, развивают в себе чувство ответственности.

Спустя несколько лет схожим путем пойдет советский педагог Антон Макаренко. Интересно, что Януш Корчак знал и с интересом изучал систему Макаренко.

С началом Первой Мировой войны Януш Корчак вновь оказался на фронте в качестве военного врача. Но среди ужасов войны он начал писать один из своих главных трудов – книгу «Как любить ребенка». Главная мысль, которую выразил педагог в работе — вы не любите ребенка своего или чужого, если не видите в нем самостоятельную личность, обладающую правом вырасти и стать таким, каким ему уготовано судьбой. Вы не сможете понять ребенка, пока не познаете себя.

После окончания Первой Мировой войны Корчак оказался в рядах армии независимой Польши, перенес тиф, от которого едва не умер, и лишь по окончании советско-польской войны вернулся в свой «Дом сирот».

Он продолжал экспериментировать – основал газету, где репортерами были дети. Те, кто не умел писать, могли прийти в редакцию и рассказать репортеру о том, что их волновало.

Пять заповедей воспитания

Все эти педагогические проекты, новые книги достигались неимоверным трудом. Приют зависел от помощи меценатов, а их становилось все меньше из-за экономических проблем. Антисемитизм в Польше оставался настолько серьезной проблемой, что Корчак подумывал переехать в Палестину, где укреплялись еврейские поселения, впоследствии положившие начало государству Израиль.

В 1934 году в Палестине Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей:

  1. Любить ребенка вообще, а не только своего собственного.
  2. Наблюдать ребенка.
  3. Не давить на ребенка.
  4. Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.
  5. Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком.

В Варшаве Корчак вел радиопередачу о педагогике под псевдонимом Старый Доктор. К середине 30-х его приют считался успешной новаторской педагогической системой, книги были известны в мире, однако в Польше многие считали, что еврей не должен учить, как воспитывать детей.

В феврале 1937 года антисемитские настроения в Польше достигли своего пика. Радиопередачу закрыли. Корчак понимал, что надо уезжать, однако перевести приют в Палестину было делом непростым, хотя там и жили к тому времени уже многие бывшие воспитанники педагога. Но главное – Януш Корчак не был готов отказаться от своей Родины – Польши.

Жизнь на краю гибели

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу – началась Вторая Мировая война. Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы.

Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба – борьба за жизни своих воспитанников. Для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта, а отбросами, подлежавшими уничтожению. Несмотря на то, что те меценаты, которые раньше помогали Корчаку и его воспитанникам, эмигрировали, доктор Корчак находил возможности для продолжения деятельности приюта. Речь шла об элементарном выживании детей, поскольку даже продуктов катастрофически не хватало. Одежду дети научились шить сами.

Летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчаку удалось невозможное – он вывез детей в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах.

Однако осенью того же года даже авторитет старого педагога не помог ему предотвратить переселение его маленьких воспитанников в Варшавское гетто. Более того, сам Корчак оказался в тюрьме. Смелый, но наивный педагог попытался пожаловаться немецким властям на действия солдат, отобравших при въезде в гетто повозку с картошкой, предназначенную для питания детей. Разгневанные гитлеровцы припомнили ему и то, что он, в нарушение нацистского закона, не носил обязательную для всех евреев повязку со звездой Давида.

В тюрьме он провел месяц, после чего его все-таки отпустили в гетто, к его сиротам. Здоровье 62-летнего педагога было сильно подорвано, но он продолжал свою работу, несмотря ни на что.

Доставать продукты становилось все тяжелее – когда кругом безысходность, сердцем черствеют даже самые душевные люди и самые близкие друзья.

В 1941 году, в условиях полного отчаяния и очевидно приближающейся гибели Януш Корчак выступил с еще одним предложением – создать место, где умирающие от голода и болезней беспризорные дети могли проводить свои последние часы, получая утешение и возможность уйти из жизни достойно. Фактически Януш Корчак предвосхитил идею будущих детских хосписов.

С детьми до конца

Немцы постепенно начали уничтожать обитателей Варшавского гетто. Страницы дневника, который вел Януш Корчак, запечатлели нарастающий ужас происходящего.

Но даже в этих условиях педагог продолжал учить, лечить, воспитывать детей, который фактически уже были обречены. Более того, приют доктора Корчака ставил детские спектакли, что кажется совершенно немыслимым, с учетом того, что его воспитанники от перенесенных страданий еле держались на ногах.

В конце июля 1942 года стало известно, что сироты из приюта Януша Корчака будут депортированы. Точного места назначения не называлось, но это не предвещало ничего хорошего – немцы объявили, что депортации подлежат все «непроизводительные элементы». Педагог сделал последнюю отчаянную попытку спасти подопечных – предложил на базе приюта организовать фабрику по пошиву военной формы, тем самым доказывая, что дети могут быть полезны оккупантам.

6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь взрослых.

Педагогический авторитет Януша Корчака был столь велик, что в момент погрузки в вагон к нему подошел один из немецких офицеров, протянув лист бумаги. Всемирно известному педагогу-новатору гитлеровцы дарили жизнь.

Однако Старый Доктор не оставил своих воспитанников в самый страшный час их жизни.

Януш Корчак, Стефания Вильчинская и все дети из их приюта приняли мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: