Краткая биография лессинг

ЛЕССИНГ, ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ

ЛЕССИНГ, ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ (Lessing, Gotthold Ephraim) (1729–1781), критик и драматург; в Германии 18 в. вместе с И.В.Гёте и Ф.Шиллером стал творцом золотого века немецкой литературы. Родился 22 января 1729 в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло мало времени для богословских штудий. Принимал активное участие в театральной труппе, основанной актрисой Каролиной Нейбер (1697–1760), которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение – комедию Молодой ученый (Der junge Gelehrte, 1748). Ортодокс Лессинг-старший вызвал сына домой и разрешил вернуться в Лейпциг только ценой отказа от театра; единственной уступкой, на которую согласился отец, было позволение перейти на медицинский факультет. Вскоре по возвращении Лессинга в Лейпциг труппа Нейбер распалась, оставив Лессинга с подписанными им неоплаченными векселями. Уплатив долги из своей стипендии, он уехал из Лейпцига.

Следующие три года Лессинг провел в Берлине, стараясь заработать на жизнь пером. С финансовой точки зрения он не преуспел, зато необычайно вырос как критик и литератор. Вместе с Кр.Милиусом, лейпцигским родственником и другом, Лессинг некоторое время издавал ежеквартальный журнал по проблемам театра (1750), писал критические статьи для «Фоссише цайтунг» («Vossische Zeitung»; в то время – «Berliner Privilegierte Zeitung»), переводил пьесы и создал ряд оригинальных драматических произведений.

В конце 1751 он поступил в Виттенбергский университет, где через год получил степень магистра. Затем вернулся в Берлин и следующие три года упорно трудился, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя. Беспристрастность и убедительность его критических суждений снискали ему уважение читателей. Опубликованные в шести томах Сочинения (Schriften, 1753–1755) включали, помимо выходивших ранее анонимно эпиграмм и анакреонтических стихов, ряд научных, критических и драматических произведений. Особое место занимают Защиты (Rettungen), написанные с целью восстановить справедливость в отношении некоторых исторических лиц, в частности принадлежавших эпохе Реформации. Помимо ранних драм, Лессинг включил в книгу новую драму в прозе – Мисс Сара Сампсон (Miss Sara Sampson, 1755), первую в немецкой литературе «мещанскую» драму. Созданная прежде всего по образцу Лондонского купца Дж.Лилло (1731), эта донельзя сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, только подражая более естественному английскому театру, немцы смогут создать подлинно национальную драму. Мисс Сара Сампсон оказала глубокое воздействие на последующую немецкую драматургию, хотя сама по себе устарела уже через два десятка лет.

В 1758 вместе с философом М.Мендельсоном и книготорговцем К.Ф.Николаи Лессинг основал литературный журнал «Письма о новейшей литературе» («Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759–1765), и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось недолго, его критические оценки взбудоражили застойную литературную атмосферу того времени. Он яростно обрушивался на французских псевдоклассицистов и немецких теоретиков, особенно на И.К.Готшеда (1700–1766), который ориентировал немецкий театр на французскую драму.

В 1760 Лессинг переехал в Бреславль (ныне Вроцлав, Польша) и стал секретарем военного губернатора Силезии генерала Тауэнцина. Секретарские обязанности оставляли ему достаточно времени – здесь он в основном собрал материал для Лаокоона (Laokoon), изучал Спинозу и историю раннего христианства, а также начал работу над лучшей своей комедией Минна фон Барнхельм (Minna von Barnhelm, 1767), используя накопленные в Бреславле впечатления для обрисовки характеров и событий, давших яркий конфликт любви и чести в эпоху Семилетней войны.

В 1765 Лессинг возвратился в Берлин и в следующем году опубликовал знаменитый трактат об эстетических принципах Лаокоон, наряду с Историей античного искусства И.И.Винкельмана (1764) явившийся высшим достижением литературно-эстетической мысли 18 в. Этой работой Лессинг проложил путь к изощренной эстетике последующих поколений, определив границы между визуальными искусствами (живопись) и аудиоискусствами (поэзия).

В 1767 Лессинг занял пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге. Это предприятие вскоре обнаружило свою несостоятельность и осталось в памяти лишь благодаря лессинговской Гамбургской драматургии (Hamburgische Dramaturgie, 1767–1769). Задуманная как постоянный обзор театральных постановок, Гамбургская драматургия вылилась в анализ драматургической теории и псевдоклассицистской драмы Корнеля и Вольтера. Аристотелева теория драмы в Поэтике оставалась для Лессинга высшим авторитетом, однако его творческая интерпретация теории трагедии покончила с диктатом единства места, времени и действия, который французские толкователи Аристотеля сохранили как обязательную предпосылку «хорошей» драмы.

После краха Национального театра и издательства, которое писатель основал в Гамбурге совместно с И.К.Боде, Лессинг занял пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг). За исключением девяти месяцев (1775–1776), когда он сопровождал принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, остаток жизни Лессинг провел в Вольфенбюттеле, где и умер в 1781.

Вскоре после переезда в Вольфенбюттель Лессинг опубликовал наиболее значительную из своих драм – Эмилию Галотти (Emilia Galotti, 1772). Действие драмы, в основе которой лежит римская легенда об Аппии и Виргинии, происходит при некоем итальянском дворе. Лессинг поставил перед собой задачу явить в современных обстоятельствах благородный строй античной трагедии, не ограничиваясь социальным протестом, столь характерным для буржуазной трагедии. Позднее он еще раз вернулся к сценическому творчеству, написав «драматическую поэму» Натан Мудрый (Nathan der Weise, 1779), самую популярную, хотя драматургически не самую совершенную из всех его пьес. Натан – призыв просвещенного либерала к религиозной терпимости, притча, показывающая, что не вера, а характер определяет личность человека. Это первая значительная немецкая драма, написанная белым стихом, который впоследствии стал типичным для классической немецкой драмы.

В 1780 Лессинг опубликовал эссе Воспитание рода человеческого (Die Erziehung des Menschengeschlechts), написанное еще в 1777. В ста пронумерованных параграфах этого эссе философ-просветитель видит в религиозной истории человечества поступательное движение к универсальному гуманизму, выходящему за пределы всех и всяческих догм.

Биография Лессинг Г.Э.

Готхольд Эфраим Лессинг (нем. Gotthold Ephraim Lessing; 22 января 1729, Каменц, Саксония, — 15 февраля 1781, Брауншвейг) — немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы.

Родился в семье лютеранского пастора; с 1746 года учился на богослова в Лейпциге в местном университете, хотя его более занимала античная литература и театр. Он был участником театральной труппы, основанной актрисой Фредерикой Каролиной Нойбер, с которой и поставила своё первое драматическое произведение – комедию «Молодой учёный» (1748). Это вызвало неудовольствие отца, затребовавшего сына домой и разрешившего вернуться в Лейпциг только при условии отказа от театра; однако, Готхольду было позволено перевестись на медицинский факультет.

Радикальный сторонник разума и просвещения, находившийся в оппозиции к церковной догматике, он не смог найти себе места для службы в Берлине, Дрездене, Вене или Гамбурге с тем, чтобы иметь гарантированный заработок, и был вынужден занять место придворного библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг) в 1769 году. Его обязанностью было составление каталогов книг, что весьма его тяготило. Лессинг прожил в этом городе 12 лет.

Был масоном. В 1771 году прошёл посвящение в масонской ложе «Трёх Золотых Роз» в Гамбурге. Лессинг является автором фундаментального труда «Gespräche für Freimaurer», написанного в 1778—1780 годах. В этом сочинении он обрушивается с критикой на немецкие ложи, где гнездятся все пороки современности: фантастические измышления неотамплиеров и разглагольствования о бесклассовом обществе. Лессинг полагал, что главное, чем следует заниматься масонам, состоит в обеспечении свободного эзотерического поиска истины.

Ещё через 25 лет, в конце жизни в 1778 году, им была сочинена драма «Натан Мудрыйruen», ставшая проповедью веротерпимости и человечности. Общество уже не сомневалось в правдоподобности сюжета и согласилось с тем, что и среди евреев есть достойные во всех отношениях люди, так как все знали, что прототипом для Натана служил Мозес Мендельсон. Знакомство в 1754 году с Лессингом, начавшееся с общего увлечения шахматами, сыграло решающую роль в судьбе Мендельсона, которому Лессинг многие годы оказывал протекцию (их дружеское общение за шахматной доской изображено на картине «Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону» Морица Даниэля Оппенгейма).

Вскоре силы начали его оставлять, и 15 февраля 1781 года он умер в Брауншвейге.

Сохраняя верность принципам просветительского рационализма, Лессинг соединил их с более глубокими взглядами на природу, историю и искусство. История человечества, по его мнению, представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности. Свобода слова и мнения были необходимы ему для борьбы с существующими феодальными порядками. Он быстро освободился от иллюзий в отношении «короля-философа» Фридриха II и назвал Пруссию «самой рабской страной Европы».

Центральное место в творческом наследии Лессинга занимают работы по эстетике и художественной критике. Он дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве. Выступая против норм классицизма, философ отстаивал идею демократизации героя, правдивость, естественность актёров на сцене. Лессинг обосновал идею действительности в поэзии в противовес описательности («Литература не только успокаивает красотой, но и будоражит сознание»).

Одно из ярких произведений «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором Лессинг сравнивает два вида искусства: живопись и поэзию — на примере скульптуры Лаокоона, описанной Садолето, и Лаокоона, показанного Вергилием. Под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще.

Читайте также  Краткая биография гари

Пьесы

— «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье»
— «Эмилия Галотти»
— «Мисс Сара Сампсон»
— «Натан Мудрый»
— «Филот»

Другие труды

— «Басни в прозе»
— «Материалы к Фаусту»
— «Гамбургская драматургия»
— «Воспитание человеческого рода»

Библиография

На русском языке

— Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М.-Л., 1936.
— Готхольд Эфраим Лессинг. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Общая редакция, вступ. статья и примечания Г. М. Фридлендера; Художник З. М. Секач. — М.: Художественная литература, 1957. — 520 с. — (Памятники мировой эстетической и критической мысли). — 75 000 экз. (в пер., суперобл.)
— Готхольд Лессинг. Воспитание человеческого рода // «Лики культуры» : альманах / Пер. М. Левиной. — М.: Юристъ, 1995.

— В честь героини пьесы Лессинга «Натан Мудрый» назван астероид (573) Реха, открытый в 1905 году.
— К 200-летию со дня рождения Лессинга Фридрихом Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль.
— Лессинг изображён на монетах 3 и 5 рейхсмарок Веймарской Республики 1929 года и на почтовых марках ГДР 1954 года, ФРГ 1961 года.

Краткая биография лессинг

ЛЕ́ССИНГ (Lessing), Готхольд Эфраим (22.I.1729, Каменц в Саксонии, — 15.II.1781, Брауншвейг) — нем. писатель, просветитель, один из основоположников нем. классич. лит-ры. Род. в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском (1746—48) и Виттенбергском (1748) ун-тах. Неудовлетворенность схоластич. псевдонаукой и жажда духовной независимости привели Л. в Берлин, где службе при дворе и покровительству знати он предпочел полуголодное существование писателя и журналиста. В 1760—65 Л. — в гуще событий Семилетней войны; он был секретарем прусского генерала Тауэнцина. В 1767—68 Л. участвовал в попытке группы передовых театр. деятелей основать постоянный театр в Гамбурге, к-рый в условиях феод. раздробленности должен был стать оплотом прогрес. нем. культуры. Через 2 года театр потерпел крах. Оставшись без средств, Л. вынужден был принять приглашение захолустного брауншвейгского герцога на скуднооплачиваемую должность библиотекаря в Вольфенбюттеле. Здесь он провел последние годы, борясь с нуждой и лишениями.

Выдающийся писатель-баснописец и драматург, эстетик и лит. критик, Л. сыграл видную роль в истории нем. философии и обществ. мысли. Уже в ранних соч. — комедии «Молодой ученый» («Der junge Gelehrte», 1747—1748), в баснях и эпиграммах, фрагменте незаконч. трагедии «Самуэль Генци» («Samuel Henzi», 1749, опубл. 1753) Л. выступил как один из самых смелых и независимых умов Германии. Упрочению его репутации способствовали публицистич. выступления, в к-рых обнаружилось его блестящее иск-во полемиста: «„Vademecum“ (памятная книжка — Ред.) для г-на Ланге, пастора в Лаубингене» (1754) и др. Осн. стержнем деятельности Л. была борьба с идеологией абсолютизма, защита интересов широких демократич. слоев, заинтересованных в политич. объединении страны, уничтожении феодализма и сословности, создании демократич. нац. культуры. Юношеские анакреонтич. песни Л. направлены против религ. аскетизма, защищают право человека

«Минна фон Барнхельм». Илл. Д. Н. Ходовецкого. 1769.

на радости жизни. Остро сатирич. характер имели его басни и эпиграммы, высмеивающие нравы знати и нем. филистерства. В «Рассуждениях о басне» («Abhandlungen über die Fabel», 1759) Л. выступил как крупнейший теоретик этого жанра. Требуя от басни простоты, краткости, поучительности, умения выразить общее моральное правило с помощью общедоступного рассказа о простейшем житейском случае, Л. стремился осуществить эту программу в своих прозаич. баснях («Fabeln», 1759). Ранние нравоучит. комедии Л. написаны в духе господствовавшего в Германии классицизма И. Х. Готшеда, вызов которому Л. бросил в трагедии «Мисс Сара Сампсон» («Miss Sara Sampson», 1755), первой в Германии семейной «мещанской» драме, героиня к-рой — добродетельная девушка, соблазненная аристократом. Комедия «Минна фон Барнхельм» («Minna von Barnhelm», 1767) — первое в нем. лит-ре 18 в. драматич. произв. с живыми нар. типами. В образах благородного майора Тельхейма и его невесты Минны Л. изобразил носителей живого патриотич. чувства в условиях расколотой Семилетней войной, раздробленной феод. Германии. Гуманность Тельхейма и Минны противопоставлена в комедии безразличию Фридриха II и его военщины к судьбам простых людей. В трагедии «Эмилия Галотти» («Emilia Galotti», 1772), действие к-рой из цензурных соображений перенесено в Италию, Л. в прозрачной форме обрисовал тип слабохарактерного и сластолюбивого мелкого нем. деспота 18 в. Поступок Одоарда Галотти, к-рый убивает дочь, чтобы она не стала княжеской фавориткой, символизирует гневный протест лучших представителей бюргерства против царившего в Германии того времени княжеского произвола. Венцом драматургии Л. явилась драматич. поэма «Натан Мудрый» («Nathan der Weise», 1779), направленная против церк. реакции в защиту гуманности, равенства и братства народов.

Эстетич. работы Л., в к-рых отразились свойственные его мировоззрению материалистич. тенденции, — одна из вершин передовой бурж.-демократич. эстетики

«Эмилия Галотти». Сцена из спектакля Театра русской драмы им. М. Горького. Днепропетровск. 1940.

«Натан Мудрый». Сцена из спектакля Дрезденского театра. 1960.

18 в. Л. отстаивал принцип сближения иск-ва и лит-ры с жизнью и освобождения их от стеснительных, сословно-аристократич. норм. В 17-м из «Писем о новейшей немецкой литературе» («Briefe die neueste Literatur betreffend», 1759—65) драматургии франц. классицизма с его аристократич. тенденциями, на к-рую ориентировался Готшед, Л. противопоставил реалистич. и демократич. образцы — Шекспира, нем. нар. драму о Фаусте (включенный в это письмо отрывок из незаконч. пьесы Л. «Фауст» явился одним из стимулов к созданию «Фауста» И. В. Гёте). В критич. соч. «Лаокоон. » («Laokoon, oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie», 1766) Л. в противовес принципу идеализации, характерному для поклонника античности И. Винкельмана, обосновал реалистич. учение о поэзии. Предметом изображения в пространственных искусствах — скульптуре и живописи — являются тела, в поэзии же — действия, развивающиеся во времени. Поэзии доступна более широкая сфера изображения, чем живописи и скульптуре, она способна охватить жизнь во всем ее богатстве, передать ее динамику. Борьбу с эстетикой классицизма Л. продолжил в «Гамбургской драматургии» («Hamburgische Dramaturgie», Bd 1—2, 1767—69), где заложены теоретич. основы нем. нац. реалистич. театра и драмы. Л. рассматривает здесь театр как трибуну, как «добавление к законам» (см. Избр. произв., М., 1953, с. 519), служащее орудием обществ. воспитания. Задача драматургии и театра — правдивое воспроизведение всей полноты жизни. Требуя от театра естественности, правдивости, простоты формы, Л. подвергает суровой критике франц. трагедию 17 в. за холодность, аффектированность — результат мертвящего влияния придворного «общества». По убеждению Л., трагедия должна изображать возвышенные и трагич. переживания не только одних королей, но и простых людей. Как и др. просветители-рационалисты, Л. не вполне преодолел внеисторич. отношение своих предшественников

Театральная библиотека. Берлин. 1754. Титульный лист.

к «Поэтике» Аристотеля, хотя дал новое творческое ее истолкование. Осн. законом драмы, по Л., является единство действия, единства же времени и места, на соблюдении к-рых настаивали теоретики классицизма, необязательны, они ведут к безжизненной «правильности». Типичность в иск-ве может иметь многообразный характер. Цель трагедии — возбуждать в зрителе не только ужас, но и сострадание, воспитывая в нем силу и мужество, соединенные с отзывчивостью. Величайшей заслугой Л. является высокая оценка Шекспира, драмы к-рого он сблизил с антич. драматургией и противопоставил трагедиям 17 в.

Памятник Лессингу в Брауншвейге по проекту Ритшеля. 1853.

Важное значение для развития передовой нем. лит-ры и публицистики имели полемич. соч. Л.: «Письма антикварного содержания» («Briefe antiquarischen Inhalts», 1768—1769) — против влиятельного псевдоученого-антиквара Клотца, и особенно памфлет «Анти-Гёце» («Anti-Goeze», 1778) — против реакционера-доносчика пастора Гёце. В первом Л. выступил с осуждением мертвой, оторванной от жизни схоластич. науки, а во втором защищал права свободного научного исследования от посягательств церк. реакции. В философ. соч. Л. опирался на идеи Б. Спинозы и Г. В. Лейбница, истолковав их материалистически (см. запись его разговора с Ф. Г. Якоби, 1780, сделанную последним в кн.: «Об учении Спинозы», 1785), защищал независимость науки и нравственности от религии. В соч. «Воспитание человеческого рода» («Erziehung des Menschengeschlechts», 1780) Л. доказывал, что различные религии являются ступенями на пути «воспитания» человечества, зрелость к-рого приведет к полному освобождению от религии, торжеству разума и справедливости. В соч. «Эрнст и Фальк» (1778—80), посвященном критике религии, феод. общества и гос-ва, получили выражение диалектич. догадки о противоречиях обществ. развития, но вместе с тем проявилась характерная для нем. Просвещения созерцательность, надежды на медленный, стихийный прогресс культуры, что составляет слабую сторону взглядов Л.

«. Отец новой немецкой литературы», по определению Н. Г. Чернышевского (Полн. собр. соч., т. 4, 1948, с. 9), Л. нашел продолжателей своего дела в лице И. В. Гёте, Ф. Шиллера и др. деятелей Германии. Высокую оценку Л. дали К. Маркс, Ф. Энгельс, рус. революц. демократы. В России драматургия Л. стала известна еще в 18 в. В 1788 Н. М. Карамзин напечатал перевод «Эмилии Галотти». О Л.-драматурге и теоретике драмы сочувственно отзывались А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев. Чернышевский посвятил Л. монографию (1857), где осветил его историч. роль и борьбу за преобразование нем. лит-ры. Марксистскую оценку деятельности Л., разоблачающую реакц. фальсификацию его наследия бурж. наукой, дал Ф. Меринг в «Легенде о Лессинге» (1893).

Соч.: Sämthche Schriften, 3 Aufl., Bd 1—23, Stuttg., 1886—1924 (Bd 22, Tl 2, 1919, содержит перечень лит-ры о Лессинге с 1749 по 1919); Werke, Tl 1—25, В., 1925—35; Gesammelte Werke, Bd 1—10, В., 1954—58; Auswahl, Bd 1—3, Lpz., 1952; Briefe

Читайте также  Краткая биография биэн

von und an G. E. Lessing, Bd 1—5, Lpz., 1904—07; Gespräche, В., 1924; в рус. пер. — Соч., т. 1—5, СПБ, 1882—83; Собр. соч., т. 1—10, СПБ, 1904; Избр. произв., М., 1953; Драмы, М. — Л., 1937; Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936; Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Добролюбов Н. А., Лаокоон. Соч. Лессинга. [Рец.], Собр. соч., т. 4, М. — Л., 1962; Гриб В. Р., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Альтман И., Теория драмы Лессинга, в его кн.: Избр. статьи, М., 1957; Фридлендер Г., Лессинг. Очерк творчества, М., 1957; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М. — Л., 1934, с. 91—470; Манн Т., Памяти Лессинга, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Манн Г., Лессинг, Соч., т. 8, М., 1958; Kommerell M., Lessing und Aristoteles, 2 Aufl., Fr./M., [1957]; Mann O., Lessing, 2 Aufl.. Hamb., 1961; Schneider H., Das Buch-Lessing, Bern — Münch., [1961]; Szarota E. M., Lessings «Laokoon», Weimar, 1959; Rilla P., Lessing und sein Zeitalter, B., 1960; Braun J. W., Lessing im Urteil seiner Zeitgenossen, Bd 1—3, B., 1884—97; Korff H. A., Lessing, Kleist, Schiller, Lpz., 1961; Seidel S., G. E. Lessing, 1729—1781. Eine Einführung in sein Leben und Werk, B., 1963.

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Смотреть что такое ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ в других словарях:

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ

Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Каменц, Саксония, — 15.2. 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик. смотреть

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ

(Lessing, Gotthold Ephraim) ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ ЛЕССИНГ. Портрет работы Г.Мая (1768). (1729-1781), критик и драматург; в Германии 18 в. вместе с И.В.Гете и. смотреть

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ

Л́́ЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729—81), нем. писатель-просветитель, теоретик лит-ры и иск-ва. В России известен с 60-х гг. 18 в. Влияние драмату. смотреть

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ

(22.1.1729, Каменц, Саксония 15.2.1781, Брауншвейг), нем. философ-просветитель, писатель, критик. Сохраняя верность общим принципам просветит. рационализма, Л. соединил их с новыми, более глубокими взглядами на природу, историю, иск-во, преодолев ограниченность вольфианского рационализма в философии (см. Вольф), лютеранской ортодоксии, классицизма в поэтике. Как критик и эстетик Л. обосновывал принципы реалистич. художеств. образа вслед за Шефтсбери и др. мыслителями 18 в., боровшимися с отвлечённостью аллегорич. и условных фигур иск-ва барокко и классицизма. В трактате «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» (1766, рус. пер. 1957) Л. даёт замечат. анализ сущности и средств словесного и изобразит. иск-в, положив начало интенсивным размышлениям о природе различных иск-в («Критич. леса» Гердера, возражавшего Л., и др.). В новаторской «Гамбургской драматургии» (Bd 1-2, 1767-69, рус. пер. 1936), цикле критич. и эстетич. очерков, Л. доказывал соответствие драматургич. принципов Шекспира аристотелевскому определению трагедии. Несмотря на кажущуюся нормативность подобного хода мысли Л. шёл к углублённому постижению художеств. произведений в их «внутр. форме». Точно так же критика условных форм подводила к новой трактовке художеств. символа и к ориентации на пластич. образы античности, заново открытой И. И. Винкельманом (трактат Л. «Как представляли смерть древние» «Wie die Alten den Tod gebildet», 1769). Наиболее значительными для Л.-мыслителя были последние годы его жизни. Не принимая филос. интуитивизма, как и свойственного движению «Бури и натиска» культа гения, чувства, чувственности, Л. публикует тезисы «Воспитание человеч. рода» («Die Erziehung des Menschengeschlechts», 1780, анонимно), в к-рых вплотную подходит к идее органич. развития и поступат. движения человечества к совершенству. смотреть

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ

(1729-1781) нем. драматург, философ-просветитель. В филос. соч. «Воспитание человеческого рода» (1780) высказал мысль о том, что в будущем об-ве религия уступит место просвещенному разуму. Все религии, включая христианство, Л. рассматривал как этапы нравств. эволюции человечества по направлению к «ес-теств. религии», означающей торжество разума, справедливости, гуманности. В драме «Натан Мудрый» (1779) Л. проводит идею необходимости веротерпимости и отстаивает право людей на свободомыслие. смотреть

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ

Лессинг Готхольд Эфраим (1729-1781) — немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик Просвещения, основоположник немецкой классической литературы. В борьбе за демократическую национальную культуру как средство политического обновления Германии создал первую немецкую «мещанскую драму» «Мисс Сара Симпсон» (1755). Автор драмы «Натан Мудрый» (в России выходила в переводе П. Вейнберга, см.), трагедии «Эмилия Галотти». смотреть

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ (17291781)

немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен высокому статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в интеллектуальной реформе Л. явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой *Гамбургской драматургии* (1767-1768) Л. обосновал право третьего сословия быть предметом художественного изображения. Такими стали его драмы: *Сарра Сампсон*, *Эмилия Галотти*, *Линна фон Барнхельм*. Вершиной драматического творчества Л. стала драма *Натан мудрый*, главным героем которой явился даже не немец, а еврей, отрицающий все положительные религии и проповедующий свободу совести и братской любви к людям. Театр был главной сферой деятельности Л., но и в других областях искусства он стал подлинным реформатором. В своем эстетическом трактате *Лаокоон, или о границах живописи и поэзии* Л. выступил ярким противником классицизма и феодально-придворной поэзии, сторонником реалистического изображения действительности. Л. не изложил своих философских взглядов в целостном и систематическом виде, уделяя главное внимание все же сфере искусства: его художественные произведения и литературная критика позволяли ему высказывать свои довольно радикальные взгляды. Судя по сохранившимся фрагментам, философское мировоззрение Л. представляло собой соединение философии Лейбница со взглядами Спинозы. Л. считал, что *предопределенная* гармония Лейбница есть не что иное, как искаженное учение Спинозы о единстве души и тела, которые суть одно и то же, но представляющееся то в качестве мышления, то в качестве протяженности. В найденном после его смерти фрагменте под названием *О действительности вещей вне Бога* Л. говорит, что между Богом и вещами нет и не может быть никакого разрыва. Бог существует не вне мира, а в нем самом. Хотя Л. и иронизировал над лейбницевской гармонией, он принял из его системы принцип развития, подчеркивая действенное начало и непрерывное движение в природе. Все в мире, по Л., находится в движении, в движении к совершенству. Л. стал основателем пантеизма в Германии. Он говорил о единстве окружающего мира, о том, что природа и дух проявления одной и той же субстанции; закономерности мира вытекают из него самого; мир несотворим и неуничтожим. Однако известен этот спинозизм Л. стал лишь после его смерти благодаря Якоби, опубликовавшему в 1785 в *Письмах Мендельсону об учении Спинозы* свою беседу с Л., в которой последний признает себя спинозистом и говорит, что для него нет лучше философии, нежели философия Спинозы. Мендельсон не поверил Якоби, завязалась переписка, она была опубликована, вызвала многочисленные отклики, ибо Спиноза в Германии был тогда запрещен. О Спинозе заговорили открыто, возник так называемый *спор о пантеизме*, вылившийся в дискуссию по главным философским вопросам. После спора Л. стал знаменит. Проблема совершенствования человека и человечества стала основополагающей идеей полемики Л. с пастором Геце, а также трактата *Воспитание человеческого рода* (1780), ставшего своего рода духовным завещанием Л. По словам Чернышевского, *если был в Германии, от Спинозы до Канта, человек не менее их одаренный природою для философии, то это, без сомнения, был Л. крупнейший представитель радикального крыла немецкого Просвещения*. смотреть

Краткая биография готхольда лесинга. Готхольд Эфраим Лессинг

Краткая биография готхольда лесинга. Готхольд Эфраим Лессинг

Краткая биография Готхольда Э. Лессинга (22 января 1729 — 15 февраля 1781).

Готхольд Эфраим Лессинг — знаменитый немецкий писатель, поэт, драматург, теоретик искусства, литературный критик, одна из крупнейших фигур европейской литературы эпохи Просвещения. За ним закрепился статус основоположника немецкой классической литературы; Лессингу наряду с Шиллером и И.В. Гете принадлежит заслуга создания произведений такого уровня, что впоследствии их время назовут золотым веком национальной литературы.

22 января 1729 г. он появился на свет в семействе лютеранского пастора, проживавшем в г. Каменц (Саксония). После окончания школы на протяжении 1746-1748 гг. Готхольд Эфраим являлся студентом Лейпцигского университета (богословский факультет), проявляя больше интереса к театру и античной литературе, чем к учебным дисциплинам. Принимал активное участие в деятельности театральной труппы Каролины Нейбер – позднее именно ею будет поставлена комедия «Молодой ученый», драматический дебют Лессинга.

По окончании университета он в течение трех лет жил в Берлине, не стремясь сделать духовную или научную карьеру и занимаясь сочинением художественных произведений (к этому периоду в его творческом багаже уже было несколько комедий, сделавших его достаточно известным, а также од, басен, эпиграмм и др.), переводами, литературной критикой (сотрудничал с «Берлинской привилегированной газетой» в качестве рецензента).

Читайте также  Краткая биография генри

В конце 1751 г. Готхольд Эфраим Лессинг продолжил образование в Виттенбергском университете, через год получив степень магистра, снова переехал в столицу. Литератор принципиально избегал любой официальной службы, в том числе весьма выгодной, видя в ней угрозу своей независимости, предпочитал жить на эпизодические гонорары. За эти годы работы заработал авторитет как мастер художественного слова и блестящий критик, отличающийся объективностью и проницательностью. В 1755 г. выходит его новое детище — прозаическая «Мисс Сара Сампсон» — первая в национальной литературе семейная «мещанская» драма, сделавшая его по-настоящему известным. Вместе с другими произведениями, в том числе критическими и научными, она вошла в шеститомник «Сочинений». Статус лидера национальной журналистики Лессинг получил благодаря публикациям в основанном им с товарищами литературном журнале «Письма о новейшей литературе» (1759-1765).

На протяжении 1760-1765 гг. Лессинг – секретарь прусского генерала Тауэнцина, губернатора Силезии, с 1767 г. — литературный консультант и критик Немецкого национального театра (Гамбург). Его отзывы знаменовали собой наступление нового периода развития театральной критики. На протяжении 1767-1768 Готхольд Эфраим предпринимал попытки основать в этом же городе свой театр, но затея не удалась. Для получения стабильного заработка Лессинг в 1770 г. устраивается работать в Вольфенбюттельскую герцогскую библиотеку придворным библиотекарем, и с этого события начинается новый период в его биографии, который оказался самым морально тяжелым для писателя. На протяжении девяти месяцев в 1775-1776 гг. он путешествовал с принцем Леопольдом Брауншвейгским по Италии, а все остальное время до 15 февраля 1781 г., даты своей смерти, провел в этом городе, работая на тяготившей его должности придворного библиотекаря.

Лессинг, будучи радикальным сторонником просвещения и человеческого разума, вел непримиримую борьбу с церковной ортодоксальной догматикой, идеологией абсолютизма, видел в демократической национальной культуре средство покончить с феодализмом, политической раздробленностью государства, засильем сословных и других предрассудков. Пафосом этой борьбы наполнены его произведения, среди которых наибольшую известность получили «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый», «Минна фон Барнхельм» и др.

Краткая биография Готхольда Лесинга

Лессинг Готхольд Эфраим (1729- 1781гг.)

Немецкий критик и драматург. В XVIII в. вместе с И.В. Гёте и Ф. Шиллером стал творцом золотого века немецкой литературы.

Родился 22 января 1729 г. в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 г. поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло мало времени для богословских штудий. Активно участвовал в работе театральной труппы, основанной актрисой Каролиной Нейбер, которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение —комедию «Молодой ученый».

Следующие три года Лессинг провел в Берлине, стараясь заработать на жизнь пером. Он преуспел как критик и литератор, некоторое время издавал ежеквартальный журнал по проблемам театра, писал критические статьи для «Фоссише цайтунг», переводил пьесы и создал ряд оригинальных драматических произведений.

В конце 1751 г. он поступил в Виттенбергский университет, где через год получил степень магистра. Затем вернулся в Берлин и следующие три года упорно трудился, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя. Беспристрастность и убедительность его критических суждений снискали ему уважение читателей. Опубликованные в шести томах «Сочинения» включали, помимо выходивших ранее анонимно эпиграмм и стихов, ряд научных, критических и драматических произведений, Лессинг включил в книгу новую драму в прозе — «Мисс Сара Сампсон». В1758 г. вместе с философом М. Мендельсоном и книготорговцем К.Ф. Николаи Лессинг основал литературный журнал «Письма о новейшей литературе», и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось недолго; его критические оценки взбудоражили застойную литературную атмосферу того времени.

В 1760 г. Лессинг переехал в Бреславль (ныне Вроцлав, Польша) и стал секретарем военного губернатора Силезии генерала Тауэнцина. Здесь он в основном собрал материал для «Лаокоона», изучал Спинозу и историю раннего христианства, а также начал работу над лучшей своей комедией «Минна фон Барнхельм». В1767 г. Лессинг занял пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге. В1772 г. Лессинг опубликовал наиболее значительную из своих драм — «Эмилию Галотти».

Позднее он еще раз вернулся к сценическому творчеству, написав «драматическую поэму» «Натан Мудрый», самую популярную из всех его пьес. В 1780 г. Лессинг опубликовал эссе «Воспитание рода человеческого». После краха Национального театра и издательства, которое писатель основал в Гамбурге совместно с И.К. Воде, Лессинг занял пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг).

За исключением девяти месяцев (1775—1776 гг.), когда он сопровождал принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, остаток жизни Лессинг провел в Вольфенбюттеле, где и умер в 1781 г.

О поэте

Информация

Биография

Готхольд Эфраим Лессин — немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы.

Родился в семье лютеранского пастора; учился в Лейпциге. Многие критики нашли невероятным, чтобы среди евреев могли быть такие просвещённые, благородные люди, как герой пьесы Лессинга. Через пять лет после написания пьесы Лессинг познакомился с Мозесом Мендельсоном и был счастлив убедиться, что не ошибся и образ «благородного еврея» в действительности нашёл яркое подтверждение.

Радикальный сторонник разума и просвещения, находившийся в оппозиции к церковной догматике, он не смог найти себе места для службы в Берлине, Дрездене, Вене или…

Готхольд Эфраим Лессин — немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы.

Родился в семье лютеранского пастора; учился в Лейпциге. Многие критики нашли невероятным, чтобы среди евреев могли быть такие просвещённые, благородные люди, как герой пьесы Лессинга. Через пять лет после написания пьесы Лессинг познакомился с Мозесом Мендельсоном и был счастлив убедиться, что не ошибся и образ «благородного еврея» в действительности нашёл яркое подтверждение.

Радикальный сторонник разума и просвещения, находившийся в оппозиции к церковной догматике, он не смог найти себе места для службы в Берлине, Дрездене, Вене или Гамбурге с тем, чтобы иметь гарантированный заработок, и был вынужден занять место придворного библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг) в 1769 году. Его обязанностью было составление каталогов книг, что весьма его тяготило. Лессинг прожил в этом городе 12 лет.

Был масоном. В 1771 году прошёл посвящение в масонской ложе «Трех Золотых Роз» в Гамбурге. Лессинг является автором фундаментального труда «Gesprache fur Freimaurer», написанного в 1778—1780 годах. В этом сочинении он обрушивается с критикой на немецкие ложи, где гнездятся все пороки современности: фантастические измышления неотамплиеров и разглагольствования о бесклассовом обществе. Лессинг полагал, что главное, чем следует заниматься масонам, состоит в обеспечении свободного эзотерического поиска истины.

Ещё через 25 лет, в конце жизни в 1778 году, им была сочинена драма «Натан Мудрый», ставшая проповедью веротерпимости и человечности. Общество уже не сомневалось в правдоподобности сюжета и согласилось с тем, что и среди евреев есть достойные во всех отношениях люди, так как все знали, что прототипом для Натана служил Мозес Мендельсон.

Вскоре силы начали его оставлять, и 15 февраля 1781 года он умер в Брауншвейге.Родился в небольшом городке в Саксонии. В 1746 году уехал в Лейпциг изучать теологию и медицину (1746-1748). Долгое время работал редактором Vossische Zeitung и других изданий, пока жил в Лейпциге и Берлине. В 1752 получил магистерскую степень.

В 1767 покинул Берлин и уехал в Гамбург уже в качестве драматурга в Национальном Театре Гамбурга, где проработал три года. Много путешествовал по Европе.

Умер в возрасте 52 лет в Брауншвейге.

Библиография

Пьесы
«Минна фон Барнхельм, или солдатское счастье»
«Эмилия Галотти»
«Мисс Сара Сампсон»
«Натан Мудрый»
др. труды
«Материалы к Фаусту»
«Гамбургская драматургия»* Der junge Gelehrte (1748)
* Der Freigeist (749)
* Die Juden (Евреи) (1749)
* Miß Sara Sampson (Мисс Сара Сампсон) (1755)
* Philotas (1759)
* Fabeln (1759)
* Laokoon oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie (Лаокоон, или о границах живописи и поэзии) (1766)
* Minna von Barnhelm (Минна фон Барнхельм, или солдатское счастье) ( (1767)
* Emilia Galotti (Эмилия Галотти) (1772)
* Anti-Goeze (1778)
* Nathan der Weise (Натан Мудрый) (1779)
* Ernst und Falk — Gespräche…

Пьесы
«Минна фон Барнхельм, или солдатское счастье»
«Эмилия Галотти»
«Мисс Сара Сампсон»
«Натан Мудрый»
др. труды
«Материалы к Фаусту»
«Гамбургская драматургия»* Der junge Gelehrte (1748)
* Der Freigeist (749)
* Die Juden (Евреи) (1749)
* Miß Sara Sampson (Мисс Сара Сампсон) (1755)
* Philotas (1759)
* Fabeln (1759)
* Laokoon oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie (Лаокоон, или о границах живописи и поэзии) (1766)
* Minna von Barnhelm (Минна фон Барнхельм, или солдатское счастье) ( (1767)
* Emilia Galotti (Эмилия Галотти) (1772)
* Anti-Goeze (1778)
* Nathan der Weise (Натан Мудрый) (1779)
* Ernst und Falk — Gespräche für Freymäurer (1776-1778)
* Die Erziehung des Menschengeschlechts (1780)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: