Краткая биография шенье

Шенье: биография, коротко о жизни и творчестве: Шенье


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

АНДРЕ МАРИ ШЕНЬЕ (1762-1794)

Андре Мари Шенье родился 30 октября 1762 года в Стамбуле. Его отец Луи Шенье был коммерсантом, выходцем из третьего сословия, и выполнял в Турции обязанности торгового консула Франции. Мать поэта была гречанкой и славилась своей изысканной красотой.

В 1764 году Шенье-старший был отозван из Стамбула, и семья три года жила в провинции. Потом Луи направили по дипломатическим делам в Марокко, а его дети уехали в Париж.

У Андре были еще три брата и четыре сестры. Невзирая на низкое происхождение, Луи удалось пристроить трех сыновей – Константина, Андре и Мари-Жозефа – в аристократический Наваррский коллеж, основанный в XIV веке и ставший со временем одним из лучших учебных заведений Франции. Четвертый брат – Луи-Совер – избрал военную карьеру.

Первые поэтические наброски Шенье относятся еще ко времени его пребывания в Наваррском коллеже и датируются 1778 годом. Поэт с юных лет был влюблен в античность, в древнюю Элладу и ее поэтов, а потому начал он с «Идиллий» и «Элегий».

По окончании коллежа Андре и его младший брат Мари-Жозеф поселились вместе в Париже. Правда, в 1782 году Андре выезжал в Страсбург с целью поступить на службу в армию. Но поэт уже тогда был болен нефритом, и ему пришлось отказаться от военной карьеры. После возвращения Андре братья целиком посвятили себя поэзии. Андре по-прежнему подражал древним грекам, а Мари-Жозеф с головой ушел в патриотическую тему.

В 1787 году Андре Шенье получил должность секретаря посла в Англии. В Лондоне он пробыл до 1790 года, хотя часто короткими наездами возвращался во Францию. Окончательно поэт вернулся, когда своими глазами увидел первые результаты революции.

Вкратце события развивались следующим образом. Французская аристократия довела страну до последней степени истощения. Когда на престол взошел король Людовик XVI (1774-1792), во Франции был голод и шла так называемая «мучная война» – волнения из-за дороговизны на хлеб. Это не помешало королю и королеве Марии-Антуанетте не жалеть денег на веселую жизнь. Пышные балы при голоде в стране усиливали ненависть населения к самодержцу и национальной аристократии. Обстановка накалилась до предела. 13 июля 1788 года во Франции случилось ужасное стихийное бедствие – чудовищный град уничтожил все посевы. Это послужило толчком для роковых волнений. Начались массовые антимонархические выступления.

В целях успокоения народа король собрал в мае 1789 года представительный орган – Генеральные штаты, которые в июне того же года провозгласили себя Национальным собранием, а оно уже в июле получило ранг Учредительного собрания – органа, собранного для установления формы правления в стране и принятия Конституции государства. Король попытался разогнать Собрание. В ответ произошло всенародное восстание, пиком которого стал штурм 14 июля 1789 года главной тюрьмы Франции – крепости Бастилии. Эта дата стала началом Великой французской буржуазной революции (1789-1794).

Революция шла по нарастающей. На первом ее этапе власть захватили представители крупной буржуазии и либерального дворянства. По месту их заседания в монастыре Ордена фельянов они получили название «фельяны». Руководил фельянами прославленный маркиз Мари Жозеф Лафайет.

Именно в дни торжества фельянов и вернулся в Париж Андре Шенье. Поэт был в восторге от происходивших событий. И это понятно. Хотя семья Шенье была богатой, а его самого запросто приглашали в аристократические салоны, молодой человек всю жизнь чувствовал сословное неравенство. По причудам того времени Шенье даже пытался «одворянить» свое имя и называться кавалером де Сент-Андре, но это не могло уравнять его в правах с родовыми дворянами.

Летом 1790 года Шенье вступил в «Общество 1789 года» – серьезную политическую организацию фельянов, во главе которой стояли умеренные депутаты Учредительного собрания. Членами общества были Лафайет, Оноре Мирабо, Шарль-Морис Талейран и другие. «Общество» находилось на позициях конституционной монархии.

Вопрос о судьбе Революции особо остро встал летом 1791 года в связи с политическим кризисом. Поводом к нему послужило бегство короля и его семьи из Парижа с целью возглавить контрреволюционные силы. Оно завершилось арестом беглецов в Варенне. Вокруг судьбы короля и монархии разыгрались политические страсти. 16 июня 1791 года победу в Учредительном собрании одержали сторонники конституционной монархии фельяны, по решению которых Национальная гвардия во главе с Лафайетом расстреляла 17 июня республиканскую манифестацию.

Пиком политической карьеры Андре Шенье стала его публицистическая деятельность. На протяжении года – с лета 1791 по лето 1792 года, вплоть до демократического восстания 10 августа 1792 года, свергнувшего монархию, он являлся ведущим либеральным журналистом Парижа. Основу его статей зачастую составляли речи, произнесенные поэтом в Клубе фельянов.

В известном памфлете «Мнение, высказанное французскому народу по поводу его настоящих врагов» Шенье объявил истинными врагами революции радикальных революционеров – якобинцев. Автор не называл конкретные имена, но скрытый смысл его выступления сразу уловили вожди радикалов – Жан-Поль Марат, Жак Эбер, Камиль Демулен. С их стороны началась пока еще словесная атака на явного врага.

В апреле 1791 года в памфлете «О духе партий» Шенье с тревогой указывал, что радикалы ведут дело к гражданской войне. Поэт призывал закончить революцию. Но тут фельянам сделал подножку один из их вождей – граф Мирабо. Он умер, и после его смерти открылось, что борец с абсолютизмом на словах, граф был тайным шпионом короля в рядах революционеров и при этом получал солидное вознаграждение. На этом политическое влияние фельянов, «Общества 1789 года» и ее идеологов, Андре Шенье в том числе, фактически с позором закончилось. Конечно, никто не собирался сидеть сложа руки, но на недавних сподвижников Мирабо отныне смотрели как на заведомо корыстных лгунов.

Тем временем младший брат поэта Мари-Жозеф Шенье стал якобинцем. Будучи весьма одаренным писателем, он блестяще отвечал на каждое выступление Андре, стараясь публиковаться в тех же печатных органах, что и старший брат. Отметим, что противоположные политические пристрастия братьев Шенье не отразились на их личных дружеских отношениях. Мари-Жозеф всегда подчеркивал, что Андре является «гражданином, достойным уважения».

К началу 1792 года во Франции начался экономический кризис, шла бурная инфляция, росли цены на продовольствие. Все это вызвало мощные народные волнения. Особенно активными были городские трудовые слои – ремесленники, рабочие, лавочники, мелкие предприниматели. Все они получили в истории единое название – «санкюлоты». Это была главная социальная опора радикальных революционеров – якобинцев.

Наступление кризиса было ускорено объявлением 20 апреля 1792 года Францией войны Австрийской империи, а затем и Пруссии. Военные действия сразу же приняли неблагоприятный оборот для французских армий. Якобинцы требовали принятия действенных мер общественного спасения, идущих вразрез с Конституцией, и объявления отечества в опасности.

В тревожные дни лета 1792 года радикалы возглавили массовое революционное движение. Фактически это был крах фальянов. 10 августа произошло еще одно народное восстание, в ходе которого король был низложен, а Франция стала республикой. В сентябре был учрежден Национальный конвент – высший законодательный и исполнительный орган Первой Французской республики.

Разочарованию Андре Шенье не было предела. Он отошел было от политической борьбы, но вернулся в конце 1792 года во время судебного процесса над Людовиком XVI. Узнав о суде Конвента над королем, Шенье поместил в журнале «Французский Меркурий» цикл статей, в которых доказывал, что статус Конвента и Конституция не позволяют судить короля, но лишь дают возможность отрешить Людовика от власти. Но это был вопль безумца в пустоту. Конвент признал короля виновным в государственной измене и приговорил его к смертной казни. 21 января 1793 года Людовик XVI был обезглавлен.

С июля 1792 года имя Андре Шенье как врага революции было внесено в проскрипционные списки якобинцев. Когда в результате народного восстания 31 мая – 2 июня 1793 года в Париже была установлена якобинская диктатура, оставаться ему в Париже стало небезопасно. Поэт нашел убежище в Версале, где и жил до весны 1794 года.

Здесь Андре Шенье узнал об убийстве 17 июля 1793 года одного из вождей революции Жана Поля Марата. Его заколола кинжалом двадцатипятилетняя французская дворянка Мария-Анна-Шарлотта де Корде д’Армон (1768-1793). Девушка утверждала, что именно яростный революционер Марат, прозванный «Другом Народа», является главным организатором гражданской войны в стране. 17 июля 1793 года новая Жанна д’Арк Франции была гильотинирована.

Потрясенный подвигом Шарлотты Корде, Андре Шенье написал одно из величайших своих произведений – оду «Шарлотте Корде». Горьким предсказанием звучало в оде прославление «благородной презрительной усмешки», с которой надо встречать казнь за свои убеждения.

Узнав о преследованиях своего друга, журналиста маркиза Пасторе, вместе с которым Андре сотрудничал в «Парижской газете», поэт покинул свое убежище и пришел в Пасси, где жил Пасторе. 7 марта 1794 года в доме опального маркиза он был арестован случайно нагрянувшей стражей как подозрительное лицо.

Первоначально Андре числился простым заключенным, а причиной его ареста были общие соображения безопасности, основанные на Законе о подозреваемых. Но через два месяца его отец Луи Шенье обратился в комиссию, уполномоченную рассматривать дела «подозреваемых заключенных», с докладной запиской в защиту сына. В результате следователи обратили на Андре особое внимание. Тут же всплыли его политические статьи. И из подозреваемого Шенье сразу превратился в государственного преступника. Его ложно обвинили в не существовавшем «тюремном заговоре».

Все месяцы ареста в Сен-Лазар поэт сочинял стихи. Нашелся сочувствующий надзиратель, который помог Луи Шенье вынести рукописи на волю.

Среди тюремных произведений поэта особо выделяется «Юная пленница». Биографы по сей день гадают, кто послужил прототипом героини произведения. Многие указывают на некую Эме де Куаньи, одну из многих женщин, которых любил Андре. Эме и ее любовник граф Монтрон были заключены в Сен-Лазар в одно время с Шенье. Женщине, которую литературоведы называют «последней музой поэта», удалось избежать гильотины: она подкупили охрану и сбежала. Впоследствии Эме де Куаньи вела бурный распутный образ жизни и умерла в 1820 году.

После долгих и тщетных хлопот за него, Андре Шенье был гильотинирован 8 термидора II года (26 июля 1794 года).

Тотчас же после казни многие стали несправедливо обвинять Мари-Жозефа Шенье в равнодушии к судьбе Андре. Однако младший брат не имел достаточного влияния среди якобинцев. Когда оказались в застенках два брата драматурга – Андре и Луи-Савье, никто из власть имущих не пожелал помочь Мари-Жозефу.

Читайте также  Краткая биография мурасаки

В последние дни он сделал все возможное для спасения брата. Именно благодаря Мари-Жозефу дело несколько раз откладывалось. Если бы удалось его отложить еще на двое суток, Андре Шенье дождался бы падения Робеспьера и был бы спасен. Мари-Жозеф был одним из активнейших организаторов и участников термидорианского переворота[160]. После свержения Робеспьера он отошел от политической деятельности и тихо умер в 1811 году.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение.

Шенье, Андре-Мари

Андре Мари Шенье (фр. André Marie de Chénier ; 30 октября 1762, Стамбул — 25 июля 1794, Париж) — знаменитый французский поэт, журналист и политический деятель.

Содержание

Биография

Шенье родился в Стамбуле в семье французского дипломата. Воспитывался в Париже, где у матери был салон, который посещали многие литераторы, учёные и художники.

Условно жизненный путь Шенье можно разделить на два основных этапа. Первый этап жизни Шенье ознаменовался лишь путешествиями в Швейцарию и Италию. К этому времени относятся поэтические произведения Шенье на античные мотивы, а также стихи о привольной молодой жизни в Париже.

По возвращении из Англии, совпавшему с событиями 1789 года, начинается второй период короткой жизни Шенье, который печально закончился его смертью на эшафоте. Шенье выступает в это время уже вдумчивым и смелым патриотом и общественным деятелем, и это находит отражение в его поэтическом творчестве. Внимание и наблюдательность Шенье, которые он проявлял к жизни, заметны в его ранних заметках о различных характерах, позволяющих сравнивать Шенье с Лабрюйером. Но теперь Шенье не только наблюдатель, но и участник жизни. В 1789 г. Шенье состоял в «Обществе Трюдэнов», основанном его друзьями и товарищами по Наваррскому коллежу, братьями Трюдэнами и де Панжами. Вместе с ними он горячо приветствовал революцию. Само название печатного органа общества: «Journal de la société de 1789» характеризует царившие настроения. Однако Шенье и его друзья обеспокоены антиконституционной деятельностью клубов, нарушавшей правильную и спокойную созидательную работу уполномоченных страны. Брат Шенье Мари-Жозеф сближается с якобинцами, но сам Андре возлагает все надежды на деятельность законодателей. Об этом и первая политическая статья Шенье: «Совет французскому народу о его настоящих врагах», датированная 28 августа 1790 г. Под врагами народа Шенье подразумевал якобинцев; он продолжал критиковать их в своих статьях, появившихся в 1792 г. в журнале «Journal de Paris». Наиболее известная из них посвящена празднеству восставших солдат швейцарского полка Шатовье. Шенье выступал с речами в клубе «Фельянов», и именно этот успех привёл Шенье в журналистику. С увлечением политикой политизируется и его муза: Шенье пишет оду Шарлотте Корде. Она примечательна тем, что отражает отношение Шенье к политике. В противоположность своему брату, Шенье держится в высшей степени гордо и независимо. Он обличает демагогов, в которых видит новую породу льстецов. Сам он при этом примеряет красивую тогу одинокого и непонятого. «Хорошо, честно и сладостно, — пишет он в одной из статей, — ради строгих истин подвергаться ненависти бесстыжих деспотов, тиранящих свободу во имя самой свободы». Горьким предсказанием звучит в оде к Шарлотте Корде восхваление «благородной презрительной усмешки», с которой надо встречать казнь за свои убеждения. Самыми жёсткими к якобинцам были статьи в «Journal de Paris»: «О причинах распрей, приводящих в смятение Францию и останавливающих введение в ней свободы» (26 февраля 1792 г.) и «Письмо Людовика XVI к французскому народу». Шенье предлагал даже произнести речь в защиту короля. Такого рода политическая деятельность сама по себе в те времена горячей борьбы представляла опасность. Якобинцы его откровенно ненавидели. В 1792 г. он на время оставляет Париж и в тиши Версаля, созерцающим отшельником, вновь целиком отдаётся поэзии. Осталось неизвестным, почему в самый разгар террора 1793 г. Шенье вернулся в Париж. Он был арестован 7 марта 1794 г. по подозрению в сношениях с роялистами и был казнён на гильотине 25 июля 1794 г. (8 термидора II года) вместе с Жаном Руше.

Ничего неизвестно о том, как встретил смерть Шенье, но о его настроении в тюрьме можно судить по его «Ямбам» и стихотворению «Молодая узница», написанному в честь красавицы герцогини Флери, урождённой Куаньи. Вместе с Шенье в тюрьме сидели и его друзья Трюдэны. Сразу после казни Шенье его брат Мари-Жозеф был несправедливо обвинён в равнодушии к судьбе брата, приведшему к его гибели. Поводом к таким обвинениям стала горячая газетная полемика братьев, в которой Мари-Жозеф, возможно, был чересчур эмоционален. Однако в последние дни жизни брата он пытался сделать всё возможное. Благодаря ему рассмотрение дела Шенье несколько раз откладывалось. Если бы удалось его отложить ещё на 2 суток, то Шенье, возможно, остался бы жив после падения режима Робеспьера.

Творчество

Когда в начале XIX в. стихи Шенье получили известность, их автора назвали предвестником романтизма. «Шенье, — пишет Сент-Бёв, — был провозвестником новой поэзии; он принёс с собой новую лиру; у неё, правда, ещё недоставало нескольких струн, но теперь эти струны добавлены его последователями». Однако провозвестником новой поэзии Шенье является лишь в теории, в своей поэме «Изобретение» (L’Invention). Его идиллии и элегии соответствуют самым строгим канонам классицизма и, за исключением разве что лирического настроения, в них нет ни одного намёка на характерные для романтиков мотивы. Со времён Эгжера и его книги «Эллинизм во Франции» Шенье считается одиноким поэтом-классиком и гуманистом, стоящим в одном ряду с аббатом Бартелеми, автором «Путешествия молодого Анахарзиса», с графом де Кайлюсом и прочими учёными археологами-эллинистами. Эту характеристику Шенье развил Эмиль Фаге, по мнению которого Шенье должен быть назван провозвестником Парнаса, то есть Леконта де Лиля и Эредиа. Подобные различия в характеристике Шенье вполне естественны. Загадочный и самодостаточный, он стоит в стороне от основного течения в истории литературы Франции. Вместе с Гесснером и Томсоном Шенье причисляется к одиноким фигурам в истории литературы, которые на рубеже двух эпох не принадлежат ни одной из них и отражают особенности обеих. Шенье выглядит из них самым одиноким.

Исходной точкой творческих исканий Шенье был действительно эллинизм — особый, своеобразный и новый гуманизм, который возник в некоторых избранных умах на исходе ложноклассической поры французской образованности. С эллинистами Шенье встречался и сблизился в салоне своей матери. Здесь же он слышал и о Винкельмане. Полугреческое происхождение заставило Шенье с особой страстностью взяться за изучение древнегреческой поэзии, в особенности влияния древнегреческих классиков на французскую литературу начиная с Ронсара и Малерба, для того чтобы создавать собственные произведения в подражание классикам, заимствуя и воспроизводя свойственные их творчеству образы и настроение. Написанные Шенье в этом стиле идиллии и элегии остались неизданными. Шенье погиб в возрасте тридцати двух лет. Обычно в этом возрасте почти каждый поэт считает необходимым обратиться к своей аудитории через поэтический сборник. Поэтому весьма правдоподобной кажется догадка Эмиля Фагэ о том, что сам Шенье не считал свою поэзию достойной издания. «Слепец», «Больной» и целый ряд его элегий безусловно совершенны и не уступают более поздним эллинистским творениям Анатоля Франса, Леконта де Лиля и Эредиа, но Шенье чувствовал в себе силы для гораздо большего. Он уже давно пережил свой эллинизм; его поэма «Гермес», сохранившаяся лишь в отрывках, должна была соответствовать принципам той новой и глубоко своеобразной поэтики, которые он формулировал в «Изобретении». В нём он отказывается от подражания античным авторам; Шенье манят новые формы красоты, новые звуки и новые образы. Он повторяет это в категорической форме несколько раз. Прежде всего Шенье желает быть современным. Проживи Шенье дольше, мы знали бы его, вероятно, не как эллиниста, а именно как нового поэта, провозвестника новых принципов поэзии.

Как это ни странно, но чтобы понять Шенье, надо сосредоточиться на изучении отрывков незаконченного «Гермеса» и «Ямбов» в свете вполне уже законченного «Изобретения». Тогда провозвестник новой поэзии Шенье не покажется предтечей романтизма, как считал Сент-Бёв. Романтизм искал вдохновения в прошлом, романтиков увлекали средние века, Шекспир, живописный Восток. Романтизм развивался одновременно с возвратом свергнутого революцией христианства, с нарождением новой идеалистической философии. Он научился у Руссо руководствоваться чувствами, от Шатобриана он узнал о загадочных и знойных страстях. Ничего подобного нет в поэзии Шенье, и его творческие искания не совпадают с этим направлением. Шенье с большим почтением относился к Руссо и оценил Шекспира, «сына гордой Темзы, неукротимого врага покорности, стремящегося победить древних их собственным примером»; но в первую очередь Шенье — рационалист, который превыше всего ставит Монтескьё и Бюффона. Его увлекает разум и научность. «Торричелли, Ньютон, Кеплер, Галилей, — пишет он в „Изобретении“, — более счастливые учёные, чем древние, они открыли целые сокровища новому Вергилию». Шенье мечтает, чтобы поэты творили так, как творили бы Вергилий и Гомер, если бы они родились в конце XVIII в. во Франции. «Пусть, — восклицает Шенье, — среди нас творческие умы достигнут величия Вергилия и Гомера!» Тут нет и тени сходства с романтиками. Если бы Шенье остался в живых, то скорее всего нам было бы известно ещё одно течение французской поэзии, в значительной степени антиромантическое. При всей ограниченности сведений о Шенье можно с уверенностью сказать, что Франция потеряла в нём поэта, призванием которого было поэтическое отражение самых жгучих запросов современности, основанное на научно-философском мировоззрении. Таков был замысел «Гермеса», судя по сохранившимся отрывкам. Изучая их, Сент-Бёв показал, что «Гермес» должен был стать поэмой о мироздании от геологического образования Земли до появления современного общества и государства. Все отрывки «Гермеса» отражают, по мнению Сент-Бёва, рационалистическое, научно-философский взгляд автора. По всей видимости, Шенье работал над «Гермесом» длительное время.

Хронологию создания произведений Шенье восстановить достаточно сложно. Представляется возможным лишь приблизительно выявить переломный для мировоззрения поэта момент, ознаменовавший переход от эллинизма раннего творчества к философско-поэтическим исканиям последних лет и совпавший по времени с созданием поэмы «L’Invention». Эмиль Фагэ предполагает, что эта поэма была написана около 1788 г., когда Шенье состоял при французском посольстве в Лондоне. Это были годы грустного одиночества вдали от близких. Из писем его брата Мари-Жозефа известно, что пребывание в Англии привело Шенье так же, как до этого Вольтера, к изменению литературных пристрастий. Таким образом, в жизненном и творческом пути Шенье можно выделить этап ранней молодости и творческих исканий, проведённый в Париже среди светских развлечений, и более зрелые годы по возвращении из Англии в (1789)г., характеризующиеся вдумчивым и глубоким отношением к жизни и творческому призванию.

Читайте также  Краткая биография сервантес

Издания стихов

Первое издание стихов Шенье вышло в 1819 г. благодаря поэту Латушу, причём текст подвергся редактуре издателя. Тот же текст вошёл и в издание 1874 г. в 3 томах. В 1862 г. появилось более полное издание Шенье, сделанное Беком де Фукьером (второе издание в 1872 г.); в 1874 г. вышло ещё одно издание стихов Шенье, осуществлённое племянником поэта Габриэлем де Шенье. В него вошли некоторые до того времени неизданные стихотворения. Главным изданием считается издание Бека де Фукьера, с учётом издания Габриеля де Шенье. Некоторые произведения Шенье в прозе вошли в издание Латуша. В 1842 г. вышел комментарий Шенье к Малербу. В 1872 г. Бек де Фукьер собрал также прозаические произведения Шенье. Множество бумаг Шенье всё ещё хранил Габриэль Шенье и никому не показывал до самой своей смерти (1880). По его завещанию, эти рукописи попали в руки госпожи Шенье; она также ревниво хранила их до смерти в 1892 г. и даже передав их своим завещанием в Национальную библиотеку, не позволила пользоваться ими ещё в течение 7 лет. Только в 1900 г. А. Лефран впервые прикоснулся к таинственным документам. Оказалось, что Габриэль де Шенье уже издал все стихотворения и таким образом сохранял лишь прозаические отрывки. Из них напечатаны: полностью новое произведение Шенье «La Perfection des Arts» (в «Revue de Paris», 1900, 15 октября и 1 ноября); «Apologie» (в «Revue Bleue», 5 мая 1900 г.) и несколько отрывков в «Revue d’histoire littéraire de France» (1901, апрель-июнь).

Шенье А. биография

ШЕНЬЕ, АНДРЕ МАРИ (Chnier, Andr Marie) (1762-1794), французский поэт. Родился 30 октября 1762 в Стамбуле в семье французского дипломата. Воспитывался в Париже, где у матери был салон, который посещали многие литераторы, ученые и художники.

Поначалу Шенье был привержен идеям революции, однако затем осуждал крайности и публиковал смелые статьи против якобинцев. Он посвятил оду Шарлотте Корде, убийце Ж. П. Марата, помогал К. Мальзербу в подготовке защиты Людовика XVI. Шенье был арестован 7 марта 1794 и гильотинирован 25 июля 1794.

В тюрьме Шенье написал Ямбы (Iambes),

Поэзия Шенье – необычное сочетание античного культа красоты с рационализмом 18 в. Метрическое разнообразие и гибкость, ярко выраженный личностный характер письма ставят Шенье в ряд предшественников романтизма в поэзии.

Шенье Андре-Марн ( 1762 – 1794 ) – знаменитый французский поэт. Когда в начале XIX в. впервые стали известны

Его идиллии и элегии проникнуты, напротив, самым строгим классицизмом и, вроме разве лирического настроения, в них нет ни одного намека на характерные для романтиков мотивы. Со времени книги Эгжера “Эллинизм во Франции” Шенье считается одиноким поэтом-классиком и гуманистом, которому приходится отводить место рядом с аббатом Бартелеми, автором “Путешествия молодого Анахарзиса”, рядом с графом де Кайлюсом и прочими учеными археологами-эллинистами. Это определение Шенье недавно еще развил Эмиль Фагэ, по мнению которого Шенье должен быть назван провозвестником “Парнасса”, т. е. Леконта де Лиля и Гередиа. Подобные разногласия в характеристике Шенье вполне естественны.

Он стоит совершенно в стороне от широкого русла литературной истории Франции, загадочный и самостоятельный. Вместе с Гесснером и Томсоном он принадлежит к тем одиноким фигурам в истории литературы, которые появляются на рубеже двух эпох, не принадлежа ни к одной из них и отражая на себе особенности обеих. Таким одиноким Шенье представляется даже гораздо более, чем два названных писателя.

Точкой отправления художественных исканий Шенье был действительно “эллинизм”, т. е. тот особый, своеобразный, и новый гуманизм, который возник у некоторых избранных умов на исходе ложноклассической поры французской образованности. С эллинистами Шенье встречался и сблизился в салоне своей матери. Здесь же он слышал и о Винкельмане.

Полугреческое происхождение заставило Шенье с особой страстностью взяться за изучение древнегреческой поэзии, проследить влияние классиков на французскую литературу со времен Ронсара и Малерба и самому творить, подражая классикам, заимствуя у них и воспроизводя присущие им образы и настроения. Написанные им в этом духе идиллии и элегии остались им не изданными, не смотря на то, что погиб Шенье тридцати двух лет, т. е. в таком возрасте, когда почти каждый поэт уже считает необходимым печатно выступить перед читающей публикой. Весьма правдоподобной кажется, поэтому, догадка Эмиля Фагэ, что на все то поэтическое наследие, которое оставил по себе Шенье, он сам смотрел лишь как на juvenilia и вовсе не желал издавать эти еще казавшиеся ему подражательными произведения. Конечно, его “Слепец”, его “Больной” и целый ряд его элегий совершенны и не уступают позднейшим таким же эллинизирующим созданиям Анатоля Франса, Леконта де Лила и Геродиа; но Шенье чувствовал в себе силы для гораздо большего.

Он уже давно пережил свой эллинизм; его поэма “Гермес”, оставшаяся лишь в отрывках, должна была отвечать той новой и глубоко своеобразной поэтике, которую он формулировал в “L’Invention”. Здесь его уже манит прочь от подражания древним; его зовут к себе новые формы красоты, новые звуки и новые образы. Он категорически говорит это несколько раз.

Шенье прежде всего хочет быть современным. Проживи Шенье дольше, мы знали бы его, вероятно, как эллиниста, а именно как нового поэта, провозвестника новых начал в поэзии. Как это ни кажется странным, но чтобы понять Шенье, надо все свое внимание обратить именно на отрывки недоконченного “Гермеса” и на его “Ямбы”, рассматривая их при этом при свете вполне уже законченной “L’Invention”; тогда Шенье, провозвестник новой поэзии, окажется вовсе не предтечей романтизма, как думал Сонт-Бев.

Романтизм искал вдохновения в прошлом. Романтиков соблазняли средние века, Шекспир, живописность Востока; они развивались параллельно с возвратом к опрокинутому революцией христианству, с нарождением новой идеалистической философии. Романтизм научился от Руссо руководствоваться чувством, от Шатобриана узнал о загадочной и знойной прелести страстей.

Ничего подобного нет у Шенье и не по этому пути идут его искания. Он предпочитал Руссо Вольтеру и в Англии понял Шекспира, “сына гордой Темзы, неукротимого врага покорности, стремящегося победить древних их собственным примером”; но прежде всего Шенье рационалист, выше всего он ставит Монтескье и Бюффона. Его увлекает рассудочность и научность. “Торичелли, Ньютон, Кеплер, Галилей – пишет он в L’Invention” – более ученые и счастливые в своих усилиях, чем древние, открыли целые сокровища новому Виргилию”. Он хочет, чтобы поэты творили теперь так, как творили бы Виргилий и Гомер, если бы они родились в конце XVIII в. во Франции. “Пусть – восклицает Шенье – среди нас творческие умы достигнут величия Виргилия и Гомера!” Тут нет и тени сходства с романтиками.

Останься в живых Шенье, вернее всего мы имели бы особое, своеобразное течение во французской поэзии, течение в значительной степени антиромантическое. Даже при наших скудных сведениях о Шенье мы можем с уверенностью сказать, что Франция потеряла в нем поэта, призванием которого было бы найти поэтическое выражение для самых жгучих запросов современности, для увлечения положительным знанием, для научно-философского взгляда на мироздание. Таков был именно замысел “Гермеса”; это видно по его отрывкам. Изучая их, еще Сент-Бев показал, что “Гермес” должен был представить собою поэму о мироздании, от геологического образования Земли до появления современного общества и государства.

Во всех отрывках, относящихся к “Гермесу”, Сент-Бев с неудовольствием видит отражение рационалистических, научно-философских воззрений. “Гермес” был, по-видимому, долгим и постоянным спутником трудолюбивого одиночества Шенье. Указать, в какие моменты своей жизни работал над ним поэт, совершенно невозможно. Вообще нельзя восстановить хронологию произведений Шенье.

Мы можем лишь очень приблизительно различить момент перелома в воззрениях Шенье, отразившегося в поэме “L’invention” и означающего переход от эллинизма ранней молодости к философско-поэтическим исканиям последних лет. Эмиль Фагэ предполагает, что эта поэма возникла около 1788 г., когда Шенье состоял при французском посольстве в Лондоне. Это весьма правдоподобно. Это были единственные годы, которые Шенье провел одиноко, вдали от своих.

Он очень грустил в эти годы. Из писем в нему его брата Мари-Жозефа видно также, что пребывание в Англии привело Шенье, как раньше Вольтера, к обновлению литературных взглядов. Если принять предположение Фагэ, жизнь Шенье придется таким образом подразделить на раннюю молодость, проведенную почти непрерывно в Париже, среди светских развлечений и художественных исканий, и на более зрелые годы, когда, по возвращении из Англии (1789), Шенье уже глубже вдумывался и в жизнь и в задачи художественного творчества.

Первый период жизни Шенье разнообразится лишь путешествием в Швейцарию и Италию. К этому первому периоду относятся все стихи на античные мотивы и почти все те, которые отражают молодое приволье веселой парижской жизни. С возвращением из Англии, приблизительно совпавшим с событиями 1789 года, начинается второй период жизни Шенье, закончившийся смертью на эшафоте.

Тут мы видим Шенье уже вдумчивым и смелым патриотом и общественным деятелем, и это начинает отражаться в его стихотворениях. Что Шенье и прежде очень пристально вглядывался в жизнь, это видно уже из его более ранних заметок о различных характерах, заставивших назвать Шенье зачаточным Ла-Брюером XVII в. Но теперь Шенье не только свидетель жизни, но и участник ее. В 1789 г. Шенье принадлежал к “Обществу Трюдэнов”, основанному его друзьями и товарищами по наварскому коллежу, братьями Трюдэнами и де-Панжами. Вместе с ними он горячо приветствовал революцию.

Самое название органа общества: “Journal de la societe de 1789” характеризует настроение. Однако, Шенье и его друзей уже начинает беспокоить антиконституционная деятельность клубов, нарушавшая правильную и спокойную созидательную работу уполномоченных страны. Брат Андрея, Мари-Жозеф, сближается с якобинцами, но сам Андре ждет наступления лучшего будущего лишь от законодательной деятельности.

Отсюда и первая политическая статья Шенье : “Совет французскому народу о его настоящих врагах” (28 авг. 1790 г.). Под врагами народа Шенье подразумевал якобинцев; их он не переставал преследовать и в статьях, появлявшихся в 1792 г. в “Journal de Paris”.

Читайте также  Краткая биография ли ч.

Одна из наиболее значительных посвящена празднеству возмутившихся солдат швейцарского полка Шатовье. Шенье выступал и в качестве оратора в клубе “Фельянов”, и именно успех его здесь и заставил его друзей понудить его к журнализму. Но мере того как Шенье отдается политике, политической становится и его муза; он пишет оду к Шарлотте Кордэ.

Эта ода интересна особенно тем, что она характеризирует отношение Шенье к политике. В противоположность своему брату, Шенье держится в высшей степени гордо и независимо. Он обличает демагогов, в которых видит новую породу льстецов.

Шенье не только ненавидит политиканствующую демагогическую лесть: он, может быть, даже слишком старательно облекается в красивую тогу одинокого и непонятого. “Хорошо, честно и сладостно, – пишет он в одной статье, – ради строгих истин подвергаться ненависти бесстыжих деспотов, тиранизирующих свободу во имя самой свободы”. Горьким предсказанием звучит в оде к Шарлотте Кордэ прославление “благородной презрительной усмешки”, с которой надо встречать казнь за свои убеждения. Наиболее вызывающими по отношению к якобинцам были статьи в “Journal de Paris”: “О причинах распрей, приводящих в смятение Францию и останавливающих введение в ней свободы” (26 февр.

1792 г.), и “Письмо Людовика XVI к французскому народу”. Шенье предлагал даже произнести защитительную речь за короля. Такая политическая деятельность сама собою в те времена горячей борьбы ставила Шенье в опасное положение. Якобинцам он не мог не быть в высшей степени ненавистен.

В 1792 г. он на время оставляет Париж и в тиши Версаля вновь целиком отдается поэзии, вновь ведет созерцательное отшельническое существование. Почему в 1793 г., в самый разгар террора, Шенье вернулся в Париж – неизвестно. Тут его ждал скорый арест, по подозрению в сношениях с роялистами.

После долгих и тщетных хлопот за него он погиб на плахе 8 термидора II-го года (26 июля 1794 г.). О том, как встретил смерть Шенье, ничего неизвестно, но о его настроении в тюрьме можно судить по его ямбам и прелестному стихотворению “Молодая узница”, написанному в честь красавицы герцогини Флери, урожденной Куаньи. Вместе с Шенье сидели в тюрьме и его друзья Трюдэны.

Тотчас же после казни Шенье его брата Мари-Жозефа стали несправедливо обвинять в братоубийственном равнодушии к его судьбе. Повод к такому обвинению дала горячая газетная полемика братьев, в которой Мари-Жозеф, может быть, и не выказал должной умеренности. Но в последние дни он все сделал, что мог, для брата.

Благодаря ему его дело несколько раз откладывалось. Если бы удалось его отложить еще на 2 суток, Шенье дождался бы падения Робеспьера и был бы спасен.

Краткая биография шенье

«Когда великая нация, состарившись в заблуждениях и праздности, устаёт от долгого летаргического сна и посредством справедливого и законного восстания обретает свои права, а кроме того разрушает строй, тот, что лишал её этих прав, то она не может сию минуту же утвердиться и прийти в спокойное состояние при Новом порядке, тот, что должен придерживаться за Старым».

Так, смирно и велеречиво, в академическом стиле, свойственном публицистике раннего этапа Великой французской революции, формулировал свои мысли Андре Шенье стихотворец, мыслитель и терпила той самой свободы, за которую он ратовал пером и делом.

Родившийся в Константинополе сынуля богатого французского коммерсанта к началу революции уже не хлопчик, но супруг ему 27 лет. Для той эпохи возраст зрелости и великих свершений.

Четверо братьев Шенье избирают в чём-то схожие карьеры. Константин и Мари-Жозеф литераторы, Андре стихотворец и газетчик, Совер офицер. Вставшая на дыбы и припустившая галопом существование страны после этого 1789 года то разводит их, то сводит вкупе. Спокойствию, научным занятиям, неспешному быту сыновей обеспеченного семейства приходит финал.

Подъялась сызнова усталая секира

И жертву новую зовёт.

Певец готов; задумчивая лира

В концевой раз ему поёт.

Заутро казнь, нормальный пир народу;

Но лира юного певца

О чём поёт? Поёт она свободу:

Не изменилась до конца.

Эти строки Пушкина навечно утвердили в нашем сознании представление об Андре Шенье, как о романтической фигуре, поэте, павшем жертвой революционных эксцессов. Правда, «юному певцу» в год гибели уже 32 года, и лира его в значительно большей степени публицистическая, чем поэтическая.

С 1790 года, когда триумфальные восторги по поводу национального единения выветриваются и революция входит в крутое пике социальных разногласий, приближаясь к гражданской войне, Шенье неустанно выступает в многочисленных тогдашних газетах и листках с позиций либеральных. Он не сильно верит «Его Величеству Народу», опасается, что тирания масс и вождей-демагогов будет пострашнее тирании Бурбонов, настаивает на революционном лидерстве третьего сословия. Он ядовито напоминает: в разрушенной Бастилии обнаружили пятерых узников, трое их которых были полностью довольны своей жизнью и на свободу не хотели, единственный был умалишённый, и только единственный обрадовался свободе, но его обронила и невзначай растоптала орда освободителей, когда несла на руках по улице.

Уже с июля 1792 года имя Шенье в проскрипционных списках «врагов и подозрительных». С установлением якобинской Республики в конце сентября 1792 года он вынужден хорониться.

Узнав о суде Конвента над королём, начавшемся в декабре 1792 года, Шенье помещает в журнале «Французский Меркурий» цикл статей, в которых доказывает, что статус Конвента и Конституция не позволяют судить короля, позволяют только отрешить его от власти. Эти статьи смертный вердикт самому себе.

Шенье мог бы отсидеться в Версале, где у него были друзья и покровители. Тем не менее летом 1794 года он появился в Париже, тотчас же был арестован и препровождён в тюрьму Сен-Лазар. Далее: высосанное из пальца обвинение в «тюремном заговоре», комедия суда длительностью в две минуты.

Андре Шенье гильотинировали 25 июля 1794 года, за два дня до термидорианского переворота и падения диктатуры Робеспьера.

Мог ли он выжить? Встрой ли. В темное время суток на 28 июля, уже после этого переворота, в тюрьмах Консьержери и Сен-Лазар были по инерции казнены 80 мужчина.

Так же читайте биографии известных людей:
Андре Мальро Andre Malraux

Учился в лицее Кондорсе и Национальной школе восточных языков, увлекался антропологией, археологией и историей. В 1924 предпринял путешествие в..
читать далее →

Андре Тешине Andre Teshine

На этой неделе в России в ограниченный прокат выходит фильм — событие Берлинского фестиваля, картина французского режиссера Андре Тешине Повернуть..
читать далее →

Андре Тан Andre Tan

Андре Тан — известный украинский дизайнер. Родился 24 октября 1983 года.Андре Тан является изобретателем собственного стиля под названием «Smart..
читать далее →

Андре Агасси Andre Agassi

Андре Агасси — американский спортсмен, теннисист. Родился 29 апреля 1970 года.В 1995-2000 годах Андре Агасси являлся первой ракеткой мира. Андре..
читать далее →

Андре-Мари Шенье

Точность Выборочно проверено
Андре-Мари Шенье
фр. André Marie de Chénier
р. 30 октября 1762 ( <>-<>-<> ) , Стамбул
ум. 25 июля 1794 ( <>-<>-<> ) (31 год) , Париж
знаменитый французский поэт.

Содержание

  • 1 Поэзия
    • 1.1 Буколики. Идиллии и отрывки идиллий ( Bucoliques. Idylles et fragments d’idylles )
    • 1.2 Эпиграммы ( Épigrammes )
    • 1.3 Элегии ( Élégies )
    • 1.4 Ямбы ( Iambes )
  • 2 См. также
  • 3 Ссылки

Поэзия [ править ]

  • «Près des bords où Venise est reine de la mer…»
    • «Близ мест, где царствует Венеция златая…» — перевод А. С. Пушкина
  • «C’est le dieu de Niza, c’est le vainqueur du Gange…»
    • «Вот он, низийский бог, смиритель диких стран…» — перевод А. К. Толстого

Буколики. Идиллии и отрывки идиллий ( Bucoliques. Idylles et fragments d’idylles ) [ править ]

  • La Jeune Tarentine
    • Невеста («О, что сбылось с тобой, невеста молодая?») — вольный перевод И. И. Козлова 1835
  • La Jeune Locrienne
  • Amymone
    • Амимона («Привет тебе, привет, певучая волна. ») — перевод Л. А. Мея, 1855
  • Ô jeune adolescent
    • Лида («Ланиты у меня на солнце загорели…») — перевод А. А. Фета
  • Hercule
    • «Покров, упитанный язвительною кровью…» — перевод А. С. Пушкина, 1835

Эпиграммы ( Épigrammes ) [ править ]

  • II. «Nouveau cultivateur, armé d’un aiguillon…»
    • «Крылатый бог любви, склоняся над сохой…» — перевод А. К. Толстого
    • «Амур взялся за плуг — и, земледелец новый…» — перевод В. Г. Бенедиктов
  • XV. «Accours, jeune Chromis, je t’aime, et je suis belle…»
    • «Ко мне, младой Хромид, смотри, как я прекрасна. » — перевод А. К. Толстого
  • XXIII. «Je sais, quand le midi leur fait désirer l’ombre…»
    • Наяда («Есть грот: Наяда там в полдневные часы…») — перевод Е. А. Боратынского
    • Наяда («Когда, в полдневный жар, так сладостна прохлада…») — перевод И. П. Крешева, опубл. в 1843
  • XXV. «L’impur et fier époux que la chèvre désire…»
    • «Супруг надменный коз, лоснящийся от жиру…» — перевод А. А. Фета
    • «Супруг блудливых коз, нечистый и кичливый…» — перевод А. К. Толстого, 1856
  • XXXIII. «Fille du vieux pasteur, qui d’une main agile…»
    • «Багровый гаснет день; толпится за оградой…» — перевод А. К. Толстого

Элегии ( Élégies ) [ править ]

  • XV. «Partons, la voile est prête, et Bysance m’appelle…»
    • «Пора! корабль готов, и ждёт нас Византия…» — перевод Н. П. Грекова, 1866
  • XXIII. «Jeune fille, ton cœur avec nous veut se taire…»
    • «Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедает…» — перевод А. С. Пушкина, 1824
  • XXIV. «Ô nécessité dure ! ô pesant esclavage . »
    • «Под бурею судеб, унылый, часто я…» — перевод Е. А. Боратынского
  • Fragments d’élégies
    • III. «A compter nos brebis je remplace ma mère…»
      • «Я вместо матери уже считаю стадо…» — перевод А. К. Толстого
    • IV. «Bel astre de Vénus, de son front délicat…»
      • Элегия («О ты, звезда любви, ещё на небесах…») — перевод И. И. Козлова, 1835

Ямбы ( Iambes ) [ править ]

  • IX. «Comme un dernier rayon, comme un dernier zéphyre…»
    • «Последний солнца луч привет свой в час исхода…» — перевод Н. П. Грекова, 1866

См. также [ править ]

  • Андрей Шенье (Пушкин)
  • Внемли, о Гелиос, серебряным луком звенящий (Пушкин)

Ссылки [ править ]

  • Шенье на сайте Кругосвет
  • Стихи и переводы поэзии Шенье на сайте Klassikpoez

Переводы и позднейшие редакции произведений этого автора могут являться объектами авторских прав соответствующих лиц согласно статье 1260 ГК РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: