Краткая биография метерлинк

Метерлинк Морис

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (франц. Maurice Maeterlinck) — бельгийский писатель, драматург, философ.

Содержание

  • 1 Морис Метерлинк / Биография
  • 2 Морис Метерлинк / Книги
  • 3 О жизни и творчестве
  • 4 Награды, премии
  • 5 Морис Метерлинк / Экранизации

Морис Метерлинк / Биография

Морис Метерлинк родился 29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте. Будущий писатель происходил из зажиточной фламандской семьи. Его отец, Полидор, был нотариусом, а мать, Матильда Колетта Франсуаза (в девичестве Ван ден Бош) — дочерью богатого юриста. Кроме Мориса у супругов было ещё трое детей: Оскар, Эрнест и Мария.

Ребёнком Морис Метерлинк много времени проводил в Остакере, поселении, расположенном на берегу канала, соединяющего города Гент и Тернёзен. Он получил начальное домашнее образование. А с 1874 по 1881 год Метерлинк учился в иезуитском колледже Святой Барбары в Генте. Уже в те годы Морис начал увлекаться поэзией. В этом же колледже учились Эмиль Верхарн и Жорж Роденбах, которые, как и Метерлинк, стали писателями и прославили на весь мир бельгийскую литературу. Все трое впоследствии вспоминали годы учения в колледже с отвращением. Там же у Мориса на всю жизнь отбили всяческое уважение к церкви и религии. Однако в колледже он подружился с Шарлем Ван Лербергом и Грегуаром Ле Руа, которые стали поэтами.

Несмотря на то, что Морис был увлечён литературой, отец настоял на том, чтобы он поступил на юридический факультет Гентского университета. Как раз к этому периоду относятся первые публикации стихотворений Метерлинка, свидетельствовавшие о сильном влиянии на него французского символизма. Стихи появились на страницах журнала «Молодая Бельгия», который сыграл значительную роль в развитии бельгийской литературы.

Получив диплом в 1885 году, Морис уехал на полугодовую стажировку в Париж. Эта поездка окончательно определила будущее Метерлинка. Он сразу вошёл в высшую литературную среду, познакомившись со знаменитыми поэтами-символистами Стефаном Малларме и Огюстом Вилье де Лиль-Аданом, которые приняли его в свой круг.

Первый период творчества Метерлинка был связан с формированием символистской концепции мира и символистской поэтики. Его рассказ «Избиение младенцев» («Le Massacre des innocents», 1886) — своеобразная попытка запечатлеть в слове одноимённую картину нидерландского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего. Так же, как и Брейгель, Метерлинк переносит библейский сюжет в конкретно-историческую эпоху, изображая беспощадность испанцев, напавших на нидерландскую деревню. При этом чудовищность описываемых событий резко контрастирует с бесстрастным тоном повествования.

Вернувшись в Гент, М. Метерлинк некоторое время работал адвокатом. Но литературному творчеству он уделял бо́льшее внимание. В 1889 году вышел его первый поэтический сборник «Теплицы» («Serres chaudes»). Стихотворения сборника наполнены неясными намёками, символами, диковинными сочетаниями образов. В том же 1889 году Морис Метерлинк опубликовал свою первую пьесу — «Принцессу Мален» («La Princesse Maleine»). Это произведение он создал по мотивам сказки братьев Гримм «Дева Малейн». В отличие от сказки, пьеса Метерлинка лишена привычного счастливого финала. «Принцесса Мален» заканчивается гибелью главной героини. Торжество добра над злом носит только нравственный характер. При этом наивную Мален сопровождает какая-то тайна, объяснения которой нет в трагическом финале. Эта героиня оказывается первой в ряду так называемых «предупреждённых» в драматургии Метерлинка, которым приоткрыты тайны бытия, но разгадать их они не в силах.

Страшная пьеса-сказка Метерлинка поначалу не пользовалась большим спросом у читателей. Всего около пятнадцати книг было раскуплено, ещё десяток автор раздарил друзьям. Однако 24 августа 1890 года во французской газете «Фигаро» появилась рецензия писателя Октава Мирбо на пьесу Метерлинка. Французский писатель восторженно отозвался о «Принцессе Мален», написав, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное произведение нашего времени». Эта рецензия привлекла внимание к творчеству малоизвестного бельгийского автора. На пьесу Метерлинка откликнулся и Эмиль Верхарн, которому принадлежат следующие строки: «Никогда ещё не было в нашей литературе подобной независимости от общепринятого, столь лихорадочного стремления освободиться от всех оков».

Неожиданный успех «Принцессы Мален» позволил Метерлинку навсегда отказаться от адвокатской практики и полностью погрузиться в литературное творчество. Следует также отметить, что свои произведения Метерлинк писал на французском языке.

Дальнейшему признанию Мориса Метерлинка в немалой степени способствовали постановки его «маленьких драм»: «Непрошенная» («L’Intruse», 1890), «Слепые» («Les Aveugles», 1890), «Семь принцесс» («Les Sept Princesses», 1891). В этих пьесах отсутствует динамичность в развитии сюжета, персонажи никак не проявляют себя в поступках, покорно ожидая, что принесёт им неотвратимо надвигающаяся судьба. Метерлинк создал в этих произведениях гнетущую атмосферу постоянно нарастающей тревоги и страха. Персонажи Метерлинка оставлены наедине с загадкой, над их судьбой властвуют таинственные силы, суть которых никто не может постичь.

В 1892 году М. Метерлинк создал пятиактную драму «Пеллеас и Мелизанда» («Pelléas et Mélisande»), которая принесла ему широкую известность за пределами Бельгии и Франции. Эта драма вдохновила на создание музыкальных произведений таких композиторов, как Клод Дебюсси, Ян Сибелиус, Арнольд Шёнберг.

Будучи символистом, М. Метерлинк решил испытать свои силы в кукольном театре, где было проще обыграть символику произведения. В 1894 году он создал три пьесы для марионеток: «Алладина и Паламид» («Alladine et Palomides»), «Там, внутри» («Intérieur») и «Смерть Тентажиля» («La Mort de Tintagiles»). Этим трём пьесам уже не присуща атмосфера трагизма, свойственная первым драматическим произведениям писателя. С этих произведений начался постепенный отход Метерлинка от его философии, согласно которой всем руководят невидимые и роковые силы, которым человек не в силах противостоять.

Первый период своего творчества Морис Метерлинк провёл в Бельгии. Вероятно, атмосфера Гента, родного города писателя, оказала влияние на настроение его произведений. Готические церкви, величественный средневековый замок, ветхие дома, узкие переулки и тёмные каналы — всё в городе носило отпечаток старины.

В 1895 году Метерлинк познакомился с Жоржеттой Леблан, французской актрисой и оперной певицей, которая на двадцать три года стала его спутницей. Вместе с ней он навсегда покинул Гент и переехал во Францию (1896). С этого момента начался второй период творчества писателя, характеризующийся постепенным отходом от мистицизма. От новых произведений Метерлинка уже не веет ощущением полной безысходности, а главных героев его пьес сложно назвать марионетками, которых дёргают за верёвочки.

Новый этап творчества писателя начался с пьесы «Аглавена и Селизетта» («Aglavaine et Sélysette», 1896). Как и в других произведениях Метерлинка, в этой пьесе нет счастливого конца. Селизетта, главная героиня пьесы, гибнет, но это дело рук не Неизвестного вершителя человеческих судеб, а самой героини, жертвующей собой во имя любви.

В 1899 году была опубликована пьеса «Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение» («Ariane et Barbe-Bleue»). Вновь писатель обратился к сказочному сюжету: на этот раз на создание произведения Метерлинка вдохновила сказка Шарля Перро «Синяя Борода».

В конце XIX — первом десятилетии XX века Морис Метерлинк начал работать над метафизическими эссе и трактатами. В 1896 году появился его трактат «Сокровище смиренных» («Le Trésor des humbles»), в котором изложена поэтика метерлинковского «статического» театра «молчания» (или «ожидания»). В 1898 году писатель опубликовал работу «Мудрость и судьба» («La Sagesse et la destinée»), которая положила начало циклу философских эссе о проблемах познания и этики. В 1900 году вышел труд Метерлинка «Жизнь пчёл» («La Vie des abeilles»). Впоследствии он ещё не раз писал книги натурфилософского характера, в которых тонкие наблюдения за жизнью насекомых и растений неотделимы от размышлений о развитии человеческого общества. Это произведения «Разум цветов» («L’Intelligence des fleurs», 1907), «Жизнь термитов» («La Vie des termites»,1926), «Жизнь муравьёв» («La Vie des fourmis», 1930).

В 1902 году Метерлинк создал пьесу «Монна Ванна» («Monna Vanna»), действие которой разворачивается в Пизе конца XV века. В 1903 году появилась пьеса «Чудо Святого Антония» («Le Miracle de saint Antoine») — сатира на современный мир. В том же году была создана пьеса «Жуазель» («Joyzelle»), в которой говорится о высшей, неэгоистической форме любви, о самопожертвовании.

В 1907 году Морис Метерлинк вместе с Жоржеттой Леблан поселился в Нормандии, превратив в свой дом старинное аббатство Сент-Вандрий. Именно там, в 1908 году, он написал феерию «Синяя птица» («L’Oiseau bleu»), которая считается вершиной его творчества.

«Синяя птица» — это авторская интерпретация нескольких сказочных мотивов, главная цель которых — рассказать о трудном пути человека к правде и добру. Ещё в «маленьких драмах» Метерлинка ребёнок выступал символом неясной надежды на разумность и доброту. В «Синей птице» именно детям Фея Берилюна доверяет поиски истины. Во сне Тильтилю и Митиль, детям дровосека, предстоит отправиться в удивительное путешествие, чтобы отыскать Синюю птицу, которая необходима заболевшей соседской девочке. С помощью волшебного алмаза, который дала им Фея, чтобы они могли увидеть суть вещей, дети оживляют предметы и стихии, их домашние животные начинают говорить. Под предводительством Души Света вместе с душами стихий, предметов и животных дети отправляются в путь. Герои пьесы в своих поисках проходят Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Лес, Кладбище, Сады Блаженств и Царство Будущего. Детям приходится преодолевать множество препятствий, сталкиваться с коварством, рисковать жизнью. Многие истины открываются Тильтилю и Митиль в ходе путешествия, одна из них, возможно, самая важная: счастье заключается в самом его поиске.

    Синняя птица / Морис Метерлинк. Художник Игорь Олейников. Издательство «Никея». Книга готовится к выпуску (дата обращения: 05.07.2020)

Синняя птица / Морис Метерлинк. Художник Игорь Олейников. Издательство «Никея». Книга готовится к изданию

Метерлинк

Метерлинк, Морис

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк
(фр. Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlinck )

поэт, драматург, философ

Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк (фр. Maurice (Mooris) Polydore Marie Bernard Maeterlinck ; 29 августа 1862, Гент — 6 мая (по некоторым источникам — 5-го мая) 1949, Ницца) — бельгийский поэт, драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1911. Автор философской пьесы-притчи «Синяя птица», посвященной вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия — Синей птицы. Произведения Метерлинка отражают попытки души достичь понимания и любви.

Содержание

Биография

Бельгийский период

Морис Метерлинк родился в Бельгии, в семье богатого нотариуса. Семья была франкоговорящей, поэтому Метерлинк позже написал большую часть своих произведений на французском языке. Многие из его первых произведений (в основном, юридические наработки) не сохранились, так как были уничтожены автором, сохранились лишь фрагменты. В 1883 году на страницах журнала «Jeune Belgique» было опубликовано первое стихотворение Метерлинка. В 1885 году он получил право заниматься адвокатской практикой, окончив юридический факультет Гентского университета. В 1888 году увидел свет изданный за счет средств семьи автора поэтический сборник «Оранжереи», а год спустя была написана «Принцесса Мален» (La Princesse Maleine) — первая пьеса Метерлинка, снискавшая похвалу Октава Мирбо. В 1889 вышел сборник стихов «Теплицы» (Les Serres chaudes), в 1896 — сборник «12 песен» (в 1900 — «15 песен»).

Читайте также  Краткая биография эленшлегер

Метерлинк во Франции

С 1896 Метерлинк живёт во Франции, преимущественно в Париже. Здесь он сближается с символистами, которые оказывают на него огромное влияние. Идеализм и символизм нашли отражение в ранних художественных произведениях Метерлинка (книга «Сокровище смиренных», 1896). Известность Метерлинку приносит пьеса-сказка «Принцесса Мален» 1889; одноактные пьесы «Непрошеная», «Слепые», (обе 1890) — пьесы о неудовлетворенности, которая заставляет искать и не находить счастье и любовь в повседневной жизни; драма «Пелеас и Мелисанда», 1892 — символическая драма идеальных влюбленных, которые уничножают сами себя в поисках совершенства. Критики охарактеризовали это как «драматургия молчания, намёков и недомолвок». Главные темы его творчества — смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории. В 1902 году увидела свет пьеса «Монна Ванна», в которой появляется тема протеста человека против всевластия рока.

В 1909 г. была поставлена знаменитая «Синяя птица» (1908), в которой герои путешествуют по свету в поисках счастья, а находят его у себя дома. Феномен неудовлетворенности человека и поисков счастья продолжает исследоваться Метерлинком в продолжении феерии «Синяя птица» — пьесе «Обручение» (1918).

В поздних пьесах Метерлинк обращался к библейским, сказочным и историческим сюжетам. Мотив смерти постоянно присутствует в произведениях писателя, а в позднем творчестве нарастает интерес к мистике и оккультизму.

В философских эссе Метерлинк обращается к философии и эстетике символизма. В самых известных философских произведениях «Жизнь пчел» (1901), «Жизнь термитов» (1926) и «Жизнь муравьев» (1930) писатель пытался объяснить жизнь и деятельность человека через аналогии, взятые из наблюдений за природой.

В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за его многостороннюю литературную деятельность, и особенно его драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией».

В 1940 Метерлинк бежал от германской оккупации в США, из-за проблем со здоровьем вернулся во Францию в 1947. Скончался писатель в Ницце 6 мая 1949 года от сердечного приступа.

Сочинения

Пьесы

  • Принцесса Мален (La Princesse Maleine, 1889).
  • Слепые (Les Aveugles, 1890).
  • Непрошенная (L’Intruse,1891).
  • Семь принцесс (Les Sept princesses, 1891).
  • Пелеас и Мелисанда (Pelléas et Mélisande, 1893).
  • Алладина и Паломид (Alladine et Palomides, 1894).
  • Там внутри (Intérieur, 1894).
  • Смерть Тентажиля (La Mort de Tintagiles, 1894).
  • Аглавена и Селизетта (Aglavaine et Sélysette, 1896).
  • Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение (Ariane et Barbe-Bleue, 1896).
  • Сестра Беатриса (Sœur Béatrice, 1900).
  • Монна Ванна (Monna Vanna, 1902).
  • Жуазель (Joyzelle, 1903).
  • Чудо Святого Антония (Le Miracle de saint Antoine, 1903).
  • Синяя птица (L’Oiseau bleu, 1908).
  • Мария Магдалина (Marie-Magdeleine, 1913).
  • Бургомистр Стильмонда (Le Bourgmestre de Stilmonde, 1919).
  • Обручение (Les Fiançailles, 1922).
  • Беда проходит (Le Malheur passé, 1925).
  • Мария Виктория (Marie-Victoire, 1925).
  • Могущество мертвых (La puissance des morts, 1926).
  • Иуда Искариот (Judas de Kerioth, 1929).
  • Берникель (Berniquel, 1929).
  • Принцесса Изабелла (La Princess Isabelle, 1935).
  • Жанна д’Арк (Jeanne d’Arc, 1945).

Философские эссе

  • Сокровище смиренных (Le Trésor des humbles, 1896).
  • Мудрость и судьба (La Sagesse et la destinée, 1898).
  • Жизнь пчел (La Vie des Abeilles, 1901).
  • Сокровенный храм (Le temple enseveli, 1902).
  • Двойной сад (Le Double Jardin, 1904).
  • Разум цветов (L’Intelligence des Fleurs, 1907).
  • Смерть (La Mort, 1913).
  • Мелочи войны (Les Débris de la guerre, 1916).
  • Жизнь термитов (La Vie des Termites, 1926).
  • Жизнь пространства (La Vie de l’Espace, 1928).
  • Великая феерия (La Grande Féerie, 1929).
  • Жизнь муравьев (La Vie des Fourmis, 1930).
  • Стеклянный паук (L’Araignée de verre, 1932).
  • Великий закон (La Grande Loi, 1933).
  • Перед великим молчанием (Avant le grand silence, 1934).
  • Песочные часы (1936).
  • Тень крыльев (L’Ombre des ailes, 1936).
  • Перед лицом Бога (Devant Dieu, 1937).
  • Широкие врата (1939).
  • Иной мир, или Солнечные часы (L’Autre Monde ou le cadran stellaire, 1942).

Стихи

  • Оранжереи (Serres chaudes,1889)
  • Двенадцать песен (Douze Chansons, 1896)
  • Пятнадцать песен (Quinze chansons, 1900)

Мемуары

  • Голубые пузыри (Счастливые воспоминания, Bulles bleues, 1948). (Отрывки в русском переводе К. О. Рагозиной в «Лавке Языков»)

Издание сочинений в русском переводе

  • Сочинения в трех томах. – СПб., 1902-1906.
  • Полное собрание сочинений в шести томах. – СПб, 1910.
  • Полное собрание сочинений в четырех томах (двух книгах). – Пг., 1915.
  • Пьесы. – М., 1958.
  • Пьесы. – М., 1972.
  • Избранные произведения. – М., 1996.
  • Жуазель. Пьесы. – СПб, 2000.
  • Тайная жизнь термитов. – СПб, 2002.

Влияние на современное творчество

В «Эвакуаторе» Дмитрия Быкова в предисловии даётся полная версия стихотворения «Пришли и сказали. » из сборника «Пятнадцать Песен» в переводе Ксении Рагозиной, а затем главный герой часто по тексту повторял цитату.

Стихотворение Мориса Метерлинка из сборника «Пятнадцать песен» легло в основу песни «А если бы он» четвёртого альбома фолк-рок группы «Мельница» «Дикие травы». [1] [2]

Литература

Рагозина К. О. «Смерть Тентажиля» на театре в России. Глава кандидатской диссертации. Литературный Институт им. Горького. 1998.

Рагозина К. О. За три сезона до «Синей птицы». Глава кандидатской диссертации. Литературный Институт им. Горького. 1998.

Шкунаева И. Д. Ранний театр Мориса Метерлинка; Театр Метерлинка в начале XX века // Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М.: Искусство, 1973.

Примечания

  1. http://www.melnitsa.net/forum/viewtopic.php?p=973368#p973368
  2. http://ylgur.livejournal.com/103170.html

Ссылки

  • Метерлинк в библиотеке Либрусек
  • Морис Метерлинк в SPEAKING IN TONGUES / Лавка языков
  • Метерлинк, Морис в библиотеке Максима Мошкова
  • Морис Метерлинк: биография, произведения
  • Эскизы Михаила Шемякина к нереализованной экранизации пьес Мориса Метерлинка

Полный список | (1901—1925) | (1926—1950) | (1951—1975) | (1976—2000) | (2001—2025)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Метемпсихоза
  • Метерлинк М.

Смотреть что такое «Метерлинк» в других словарях:

Метерлинк — Морис (Maurice Maeterlinck, 1862 ) знаменитый бельгийский писатель, один из крупнейших представителей символизма (см.) в Европе. Поэт эпохи загнивания капитализма, он воплотил в своей поэзии тревожное умонастроение господствующего класса, его… … Литературная энциклопедия

Метерлинк — Метерлинк, Морис (род. в 1862 г.) бельгийский поэт. Написал целый ряд драм и несколько книг полу философского, полу поэтического характера. Метерлинк имел большой успех среди русской упадочной интеллигенции в начале XX века, в особенности во… … 1000 биографий

МЕТЕРЛИНК — (Maeterlinck) Морис (1862 1949), бельгийский драматург символист, поэт; писал на французском языке. С 1896 жил во Франции. Пьесы сказки: Принцесса Мален (1889), Пелеас и Мелисанда (1892; музыкальные интерпретации К. Дебюсси, А. Шенберга, Я.… … Современная энциклопедия

Метерлинк М. — Морис Метерлинк Maurice Maeterlinck Имя при рождении: Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (фр. Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlinck) Дата рождения: 29 августа 1862(18620829) … Википедия

Метерлинк — (Maeterlinck) Морис (29. 8.1862, Гент, 5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции. Идеалистические символистские взгляды раннего М.… … Большая советская энциклопедия

Метерлинк — I (Мэтерлинк Морис) (Maeterlinck, род. в 1862 г.) бельгийский драматург символист, обратил на себя внимание бельгийских критиков сборником стихотворений: Les Serres chaudes и драматическими пьесами: Les Aveugles и L Intruse . Более широкую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Метерлинк М. — МÉТЕРЛИ́НК (Maeterlinck) Морис (1862–1949), бельг. драматург, поэт. Писал на франц. яз. С 1896 жил во Франции. Символистские пьесы сказки: Принцесса Мален (1889), Пелеас и Мелисанда (1892; муз. интерпретации К. Дебюсси, А. Шёнберга, Я.… … Биографический словарь

МЕТЕРЛИНК Морис — МЕТЕРЛИНК, МОРИС ПОЛИДОР МАРИ БЕРНАР (Maeterlink, Maurice Polydore Marie Bernard) (1862 1949), бельгийский драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1911. Родился 29 августа 1862 в Генте, во… … Энциклопедия Кольера

Метерлинк Морис — Метерлинк (Maeterlinck) Морис (29. 8.1862, Гент, 5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции. Идеалистические символистские взгляды раннего М … Большая советская энциклопедия

МЕТЕРЛИНК (Maeterlinck) Морис — (1862 1949) бельгийский драматург, поэт (писал на французском языке). Его символистская поэтика выражала протест против приземленности натурализма. Пьесы Сестра Беатриса (1900), Монна Ванна (1902), Синяя птица (1908). Нобелевская премия (1911) … Большой Энциклопедический словарь

Творчество и биография Мориса Метерлинка

Известный бельгийский писатель Метерлинк родился 29 августа 1862 года в обеспеченной семье в городе Генте. Его отец был профессиональным нотариусом, мать – дочерью юриста. Семейство будущего писателя пользовалось большим уважением среди жителей города.

Детские и юношеские годы

До того как Морису исполнилось 12 лет, родители организовывали для него домашнее обучение. Биография Мориса Метерлинка, по его собственному признанию, началась не в самых радужных тонах. В 1874 году для обучения мальчика послали в колледж иезуитов. Сам писатель называл это время одним из самых неприятных отрезков своей жизни.

Родители хотели, чтобы их сын пошел по стопам отца и тоже стал нотариусом. Однако ребенок совершенно не проявлял интереса ни к правоведению, ни к истории. Все, чем интересовался Морис Метерлинк, — книги и музыка.

В 1881 году юному Метерлинку все-таки пришлось подчиниться воле отца и он поступает на юридическое отделение Гентского университета. Но весь свой досуг подросток продолжает проводить среди книг. В 1885 году Метерлинк получает диплом об образовании. И снова под давлением родителей делает следующий шаг – уезжает в Париж для продолжения своего обучения в Сорбонне. Однако, как и прежде, все его свободное время оказывается посвященным литературе.

Читайте также  Краткая биография хайям

Противостояние с родителями

По возвращении в родной город Гент Метерлинк продолжает заниматься литературой наравне с юриспруденцией. Биография Мориса Метерлинка на данном этапе представляет собой борьбу между собственным призванием и желанием угодить родителям. Все свои произведения, написанные в это время, Метерлинк печатает во Франции – для того, чтобы о нем не стало известно в родном городе.

В 1889 году увидел свет первый сборник его стихов под названием «Теплицы». В этом же году, уже в Брюсселе, писатель издает пьесу «Принцесса Мален», попросив для этого у матери 250 франков. Сюжет этого произведения писатель позаимствовал из сказок братьев Гримм. Однако он переделал обычную историю про злую королеву, убивающую своих детей, в драму о противостоянии главного персонажа и непреодолимой судьбы.

Первое издание

Поначалу события развивались по самому обычному сценарию – около десятка книг было раскуплено, еще несколько Метерлинк подарил друзьям и знакомым. Однако внезапно, 24 августа 1890 года, в парижском издании «Фигаро» выходит статья с замечанием критика Октава Мирбо о том, что «неизвестный писатель Морис Метерлинк создал самое гениальное произведение нашей эпохи».

Критик Мирбо пишет письмо Метерлинку, в котором убедительно просит его посвящать все свое свободное время литературному творчеству. Именно вмешательство Мирбо помогло писателю побороть сопротивление родителей. Теперь биография Мориса Метерлинка кардинально меняет свое направление.

Начало писательской карьеры

Он делает окончательный выбор. Его произведения начинают печататься в местной прессе и получают заслуженную похвалу критиков. Вдохновленный Метерлинк оставляет юриспруденцию навсегда. Теперь литература – это все, чем занят Морис Метерлинк. Пьесы его очень высоко оцениваются критиками, некоторые из них даже называют начинающего писателя новым Шекспиром.

Известно, что Метерлинк был очень склонен к использованию метафор и подтекстов в своих произведениях. Поэтому поначалу он пишет главным образом сказки и пьесы. Его герои общаются между собой краткими, однако очень емкими и многозначительными, фразами. Особенно у Мориса получается писать пьесы для марионеток – ведь, в отличие от живых актеров, через искусственную куклу гораздо проще передать символ и выразить подтекст.

Главные произведения

В 1895 году писатель впервые встречает девушку, ставшую для него и спутницей, и секретарем, и помощницей во всех делах – Жоржетту Леблан. А в 1896 году пара переезжает в столицу Франции – Париж. С этого времени Метерлинк пишет множество метафорических рассказов, которые входят в его сборники. Это «Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба» и «Жизнь пчел». В последнем, к примеру, суетная человеческая жизнь сравнивается с жизнью пчел.

Одно из наиболее популярных произведений Метерлинка – «Синяя птица» — было поставлено Станиславским в Москве. Премьера произошла в 1908 году. Постановка имела большой успех на театральных сценах других столиц – Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Впервые здесь узнают о том, что представляет собой мир, который создал Морис Метерлинк. Цитаты из его произведений звучат повсюду. Например, «Кто меня любит и кого люблю я, те всегда меня найдут…», «Видеть и не любить, значит, смотреть в темноту», «Не беспокойся. Они играют в то, что они счастливы…»

Особенности творчества писателя

Мир, где на первый план выходят аллегории и метафоры, является единственным в своем роде измерением, которое создал Морис Метерлинк. Интересные факты о его творчестве, например, описаны в книге «Великие писатели ХХ века». В качестве примера здесь приводится рассказ писателя «Слепые». Все его герои живут на острове, и среди них нет зрячих. Эти люди ожидают прихода неизвестного мессии – Спасителя. И видит его лишь один ребенок, оказавшийся зрячим.

Весь этот рассказ полон метафор. Остров означает человеческую жизнь, а окружающий его океан – неизвестность и смерть. Маяк на берегу острова символизирует науку. Зрячий ребенок является прообразом нового искусства. Это традиционная расшифровка одного из рассказов писателя. Однако, как полагается, символ может иметь множество значений.

Биография Мориса Метерлинка: последние годы

Из последних сочинений Метерлинка увидело свет очень мало произведений. Причиной тому послужило, возможно, творческое истощение писателя. Он начал повторять сам себя. В 1932 году королем Бельгии писатель удостаивается титула графа. В 1940 году писатель вместе с семьей эмигрирует в Штаты. В 1947 году он возвращается в Европу. Умер Метерлинк от сердечного приступа 6 мая 1949 года в Ницце.

Морис Метерлинк

Вы будете перенаправлены на Автор24

Биография писателя

Известный бельгийский писатель и философ Морис Метерлинк (полное имя Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк) родился в 29 августа 1862 года в бельгийском городе Гент. Его отец был обеспеченным нотариусом. В семье в основном говорили на французском языке, именно поэтому большая часть своих работ Метерлинк писал на этом языке.

В 1874 году Морис Метерлинк поступает в Иезуитский колледж. В колледже поощрялось увлечение религиозные теми и всячески возбранялось интерес к французским романам.

Во времена своей юности Метерлинк пробует себя как поэт и писатель, но родители юноши настаивают на юридической карьере сына.

В 1883 году было опубликовано первое стихотворение Метерлинка.

В 1885 году юноша успешно окончил Гентский университет, где он получил специальность юриста и занялся частной юридической практикой.

В 1888 году в публикацию вышел первый сборник стихов писателя под названием «Оранжереи». Этот сборник Метерлинку финансово помогла опубликовать его семья.

Через год Метерлинк выпустил свою первую известную пьесы «Принцесса Мален». В последующие годы писатель продуктивно работал над написанием других пьес. Основная характеристика его произведений — это фаталистические и мистические мотивы.

В 1896 году Метерлинк перебирается во Францию, живет в Париже. Именно в этом городе он знакомится с творчеством символистов, которые в последствии оказали большое влияние на его собственную деятельность.

В Париже он так же знакомится со своей возлюбленной оперной певицей актрисой и писательницей Жоржеттой Леблан. Их отношения длятся на протяжении 23 лет. Ее образ часто мелькает в произведениях писателя. Однако семья писателя негативно отнеслась к их связи, потому что Леблан была замужем, но церковь не позволяла им развестись. В это время Метерлинк продолжает плодотворно трудиться, в этот временной промежуток из-под его пера выходят такие стихотворения как «Двенадцать песен», «Сокровище смиренных», «Жизнь пчёл».

Готовые работы на аналогичную тему

В 1906 году Метерлинк и Леблан переехали на виллу Грасс. Примерно в это же время писателю ставят диагноз неврастения. В этом же году он написал работу «Разум цветов», в ней он симпатизировал идеям социалистов.

В 1908 году Метерлинк написал свое известное произведение «Синяя птица», которое в последствии было поставлено на сцене театра в 1909 году. В этом произведении он рассказывает о том, как люди пытаются найти счастье путешествуя по миру, в то время как их настоящее счастье находится в их родном доме. В продолжении этой темы в 1918 году выходит пьеса «Обручение».

1910 год стал не простым для Метерлинка, в этом году скончалась его мать, ее смерть повлекла за собой обострении неврастении, которой страдал писатель. Позже писатель знакомится с юной девушкой Рене Даон.

В 1911 году Метерлинк был удостоен Нобелевской премии по литературе за свои многообразную литературную деятельность.

Начиная с 1913 году писателя начинает интересовать мистицизм.

В 1914 году, когда начинается оккупация Бельгии Германией, он вступает в ряды Французского иностранного легиона и выступает с лекциями о неприятеле и героических подвигах бельгийского народа.

В 1919 году Метерлинк женится на Рене Даон и соглашается сотрудничать с США для написания сценариев к американским фильмам.

Основное мотивы, которыми увлекается писатель это религиозные, сказочные, мистические и оккультные сюжеты. Тема смерти присутствует практически в каждом произведении.

Начиная с 1920 года Метерлинк меняет привычный жанр пьес на жанр эссе. Основными темами его эссе продолжают быть философия и символизм. В своих эссе он сравнивает мир природы с жизнью человека.

В 1930 году Метерлинк приобрел замок, а через два года получил титул графа.

В 1940 году начинается немецкая оккупация, и писатель перебирается в США. В 1947 году он возвращается во Францию.

В 1949 году в Ницце Морис Метерлинк скончался от сердечного приступа.

Творчество Метерлинка

В 1889 году в свет вышел первый стихотворный сборник «Оранжереи». В тихи стихах чувствуется пессимистическое настроения, печаль и тоска. В этом же году писатель опубликовал свою пьесу «Принцесса Мален». Сначала ни сборник стихов, ни пьеса не были востребованы читателями. Но вскоре Метерлинк знакомится с представителями направления символизма, они высоко оценили творчество писателя, посчитав идеи его творчества созвучными с их идеями. В 1890 году к писателю наконец то приходит известность. В своих произведениях писатель показывает внутренний мир человека, основной мотив его пьес – это судьба. Метерлинк создал свой собственный тип героя – «предупрежденный» — это те люди, который глубже других понимают судьбу и рок.

В 1891 году в свет вышла еще одна пьеса автора «Непрошенная». Это первое произведение писателя, где фигурирует тема смерти.

Другая не менее известная пьеса Метерлинка «Слепые» продолжает тему смерти. Герои пьесы слепые, чей поводырь священник умер, и они остались одни в темном лесу, единственный зрячий среди них – это младенец, который может только лишь кричать от страха перед ужасающим будущим. Писатель проводит параллель между сюжет этой пьесы и всем человечеством.

Изначально Метерлинк пишет свои пьес для театра кукол. Он считал, что именно марионетка (кукла) воплотит в произведении идею автора в неизменном виде, живой же актер так или иначе вносит часть себя в свою игру. Но позже Метерлинк изменил свое мнение, он посчитал, что границы кукольного театра чересчур жёсткие для его пьес.

В основном герои пьес писателя имеют скудные представления относительно мира, в котором они живут и практически не осознают свою человеческую природу.

Читайте также  Краткая биография элиот дж.

Особое место в его творчестве уделяется судьбе и року, таким образом Метерлинк продолжает идеи Шопенгауэра.

Метерлинк сформулировал идею «статической драмы», то есть актеры его пес должны вести себя подобно куклам, не выражать эмоций, а лишь повиноваться судьбе.

Наиболее значимыми в творчестве писателя считаются произведения:

  • «Принцесса Мален»
  • «Слепые»
  • «Непрошенная»
  • «Семь принцесс»
  • «Чудо Святого Антония»
  • «Синяя птица»
  • «Жизнь пчёл»
  • «Разум цветов»

«Синяя птица»

«Синяя птица» это самое известное произволение М. Метерлинка. Пьеса была опубликована в 1908 году, в этом же году она была поставлена в театре.

Это произведение некоторым образом отливается от большинства пьес Метерлинка. В ней есть романтическое видение писателя. Своим произведением писатель хочет, чтобы его читатель задумался о смысле жизни и научились видеть ее красоту в простых вещах здесь и сейчас. Главный герой пьесы брат и сестра Тильтиль и Митиль. Они отправляются на поиски Синей птицы, которая поможет в выздоровлении дочери феи Берилюны. Во время своего путешествия дети научились видеть душу у предметов и животных, они поняли, что каждый человек рождён для того чтобы принести нечто важное в этот мир. В конце произведения они находят Синюю птицу, это оказалась птица горлица, которая жила у мальчика Тильтиля в хижине. Он отдает эту птице дочери соседки, которая была очень похожа на Фею, но к сожалению птица улетает, но Тильтиль обещает вновь найти птицу. Пьеса наполнена символами и аллегориями. В целом можно сказать, что пьеса несет в себе оптимистической настроение. Этим произведением Метерлинк побуждает всех людей просунуться от сна и наконец то увидеть необычную красоту этого мира, ценить каждый прожитый миг и наслаждаться счастьем.

Морис Метерлинк (Maurice Maeterlinck)

Страна: Бельгия
Родился: 29 августа 1862 г.
Умер: 6 мая 1949 г.

Псевдонимы:

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlinck) — бельгийский драматург, эссеист и поэт.

Родился в 1862 г. в Генте, в зажиточной фламандской семье. Его отец был нотариусом, а мать – дочерью богатого юриста. С 1874 по 1881 г. Метерлинк посещал иезуитский колледж. Мальчик интересовался поэзией, литературой, однако родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете. Получив в 1885 г. диплом, Метерлинк едет в Париж для совершенствования в юриспруденции, однако те 6 месяцев, которые он провёл в Париже, целиком были отданы литературе. В Париже Метерлинк знакомится с поэтами-символистами Стефаном Малларме и Вилье де Лиль-Аданом. По совету писателя-декадента Жориса Карла Гюисманса Метерлинк читает книгу фламандского мистика XIV в. Яна ван Рёйсбрука «Одеяние духовного брака», которую в 1891 г. переводит на французский язык.

По возвращении в Гент Метерлинк работает юристом, продолжает заниматься литературой. В парижском ежемесячнике «Плеяда» («La Pléiade») печатается новелла Метерлинка «Избиение младенцев» («Le massacre des innocents», 1886), а в 1889 г. он выпускает поэтический сборник «Теплицы» («Serres chaudes») и пьесу-сказку «Принцесса Мален» («La princesse Maleine»), хвалебную рецензию на которую помещает в «Фигаро» влиятельный французский критик Октав Мирбо: Мирбо назвал «Принцессу Мален» шедевром, а её автора сравнил с Шекспиром. Ободрённый похвалой знаменитого критика, Метерлинк оставляет юридическую практику и целиком посвящает себя литературе.

В последующие годы Метерлинк пишет символические пьесы: «Непрошеная» («L’intruse», 1890) – драма, практически лишённая действия, в которой семья ждёт, пока умрёт роженица (это первая пьеса драматурга о смерти, одиночестве); «Слепые» («Les aveugles», 1890) – здесь метафорой смерти является группа слепых, потерявшихся в тёмном лесу; «Семь принцесс» («Les sept princesses», 1891) – сказка о принце, который должен разбудить от смертельного сна семь принцесс; «Пелеас и Мелисанда» («Pelléas et Mélisande», 1892) – история преступной страсти с трагическим финалом (существует одноимённая опера Клода Дебюсси, 1902). Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки; герои говорят мало, короткими, многозначительными фразами, многое остаётся в подтексте.

В 1894 г. Метерлинк пишет три пьесы для марионеток: «Алладина и Паломид» («Alladine et Palomides»), «Там, внутри» («Intérieur») и «Смерть Тентажиля» («La mort de Tintagiles»). К театру кукол драматург обращается потому, что, в отличие от живых актёров, куклы могут сыграть символ, передать архетип его героев.

В 1895 г. Метерлинк встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая стала его спутницей на 23 года. Леблан, волевая, образованная женщина, совмещала обязанности секретаря и импресарио Метерлинка, оберегала его спокойствие, ограждала от посторонних. Кроме того, Жоржетта исполняла главные роли, в основном властных женщин, в таких пьесах драматурга, как «Аглавена и Селизетта» («Aglavaine et Sélysette», 1896), «Ариана и Синяя Борода» («Ariane et Barbe-Bleue», 1901), «Монна Ванна» («Monna Vanna», 1902) и «Жуазель» («Joyzelle», 1903). Эти пьесы являются более традиционными и, по мнению биографа Метерлинка Беттины Кнапп, более слабыми, чем пьесы-сказки и пьесы для марионеток.

В 1896 г. Метерлинк и Леблан переехали из Гента, где его пьесы стали предметом насмешек, в Париж. В эти годы Метерлинк пишет метафизические эссе и трактаты, которые вошли в «Сокровище смиренных» («Le trésor des humbles», 1896), «Мудрость и судьба» («La sagesse et la destinée», 1898) и «Жизнь пчёл» («La vie des abeilles», 1901), где проводится аналогия между активностью пчелы и человеческим поведением.

«Синяя птица» («L’oiseau bleu»), возможно самая популярная пьеса Метерлинка, была впервые поставлена в 1908 г. Станиславским в Московском Художественном театре; играли «Синюю птицу» и в Лондоне, Нью-Йорке, Париже. В этой пьесе Метерлинк возвращается к символической сказочной манере своих произведений 1890-х гг. «Синяя птица» завоевала популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью. Рассказ об одном из героев этой пьесы, Тильтиле, Метерлинк продолжает в пьесе-феерии «Обручение» («Les fiançailles», 1918).

В 1911 г. Метерлинку была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». В своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен особо выделил пьесу «Аглавена и Селизетта», что не согласуется с довольно низкой оценкой этой пьесы сегодня. Из-за болезни Метерлинк не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре Метерлинку предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.

Во время первой мировой войны Метерлинк попытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но не попал в неё из-за возраста. Патриотическая деятельность драматурга состояла, таким образом, в чтении пропагандистских лекций в Европе и в Соединённых Штатах. В это время его отношения с Леблан испортились, и после войны они расстались. В 1919 г. Метерлинк женится на Рене Даон, актрисе, игравшей в «Синей птице». В последние годы жизни Метерлинк писал больше статей, чем пьес; с 1927 по 1942 г. вышло 12 томов его сочинений, наиболее интересным из которых является «Жизнь термитов» («La vie des termites», 1926), иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма, превращающих людей в термитов – хорошо организованных, но тупых существ. Другие философские трактаты этого периода — «Жизнь пространства» («La vie de l’espace», 1928), «Большая феерия» («La grande féerie», 1929) и «Великий закон» («La grande loi», 1933).

B 1939 г., когда нацистская Германия угрожала Европе, Метерлинк переехал в Португалию под покровительство диктатора Португалии Антониу Салазара.

Когда же стало очевидным, что Португалия тоже может оказаться под пятой Гитлера, Метерлинк вместе с женой уезжает в Соединённые Штаты, где он прожил всю войну и вернулся в Ниццу в свой особняк «Пчельник» в 1947 г. Метерлинк умер 6 мая 1949 г. от сердечного приступа. Поскольку при жизни писатель был убеждённым атеистом, он был похоронен не по церковному обряду.

Помимо Нобелевской премии, Метерлинк получил почётную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда (1920) и португальский орден Меча св. Якова (1939). В 1932 г. король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.

Своей по-прежнему высокой репутацией Метерлинк обязан в основном пьесам, которые ставятся до сих пор. Драматург считается одним из родоначальников театра абсурда, его произведения оказали особое влияние на пьесы Сэмюэла Беккета. Опера Дебюсси «Пелеас и Мелисанда» входит в репертуар многих оперных театров мира.

«Метерлинк ни к чему не призывает и не выносит никому приговоров, – писала в 1967 г. Жоанна Патаки Козофф. – Его искусство никогда не превращается в пропаганду, ибо оно апеллирует к фундаментальным ценностям, которые находятся вне политики и психиатрии». В монографии «Морис Метерлинк» (1975) критик Беттина Кнапп предполагает, что Метерлинк часто обращался к жанру сказки потому, что сказка является «глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам».

Примечание к биографии:

Фантастическое в творчестве:

Самая известная пьеса Метерлинка «Синяя птица» (в настоящее время в русском переводе более распространён пересказ-сказка Леонида Яхнина) рассказывает о детях дровосека Тильтиле и Митиле, отправившихся по велению феи искать Синюю птицу, символ лучшего будущего, когда люди будут «всё знать и всё видеть». В сопровождении Света, Огня, Молока, Воды, Сахара, Пса и Кота они навещают разные сказочные миры, испытав много страха и ужаса, а также сомнений и радости в поисках этой птицы. Позже Метерлинк напишет продолжение «Синей птицы» пьесу «Обручение», где повзрослевший Тильтиль (ему уже 16) по велению всё той же феи отправляется к своим Детям и Предкам, чтобы те выбрали среди знакомых девушек его единственную любовь на всю жизнь.

Ещё раньше была написана сатирическая пьеса «Чудо святого Антония», по сюжету которой на похороны мадам Ортанс является св. Антоний и совершает чудо — воскрешает покойную.

В эссе «О бессмертии» сам Метерлинк писал: «Создавая себе фантастический мир, мы ближе к истине, чем пребывая в доступной нашим смущениям реальности».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: