Краткая биография олби

Биография Эдварда Олби

Эдвард Олби – американский драматург, представитель «театра абсурда»; лауреат Пулитцеровской премии – родился 12 марта 1928 года в Вашингтоне и спустя две недели был усыновлен семьёй богатого владельца театральных залов Ридом и Фрэнсис Олби.

Окончил школу Чоат и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (штат Коннектикут). Затем обосновался в Нью-Йорке, перебиваясь случайными заработками, служил клерком, барменом, продавцом книг и пластинок, работал для радио, хотя материально был обеспечен. Жил в Гринвич-Виллидж, пробовал себя в поэзии и прозе.

Как драматург дебютировал в 1959, позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение Олби-Барр-Уайлдер.

В 1960 выпустил первый сборник пьес, обозначив в предисловии к нему установку на «Необычное. Невероятное. Неожиданное».

Эдвард Олби является представителем т.н. «театра абсурда». Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби бессмысленность современной жизни. В них заметно влияние Э. Ионеско, и Олби охотно признает, что многим обязан французскому драматургу. За пьесу «Неустойчивое равновесие» (A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за «Морской пейзаж» (Seascape, 1975), в 1994 — за пьесу «Три высокие женщины» (Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами.

Творчество Олби говорит об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию. В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как борьбу за самоутверждение. Наиболее ярко она воплощена в пьесе «Кто боится Вирджинии Вулф?» (Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1962; премия «Тони»), где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей.

Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория «Крошка Алиса» (Tiny Alice, 1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и «Ящик и цитаты из председателя Мао» (Box — Mao — Box, 1968), где речь персонажей на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог.

Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трёхактных, были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США. Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы «Что случилось в зоопарке» (The Zoo Story, 1959), «Смерть Бесси Смит» (The Death of Bessie Smith, 1960), «Фэм и Йем» (Fam and Yam, 1960), «Американская мечта» (The American Dream, 1961), «Дама из Дюбука» (The Lady from Dubuque, 1977) и «Человек с тремя руками» (The Man With Three Arms, 1983).

Ему принадлежат инсценировки «Баллада о невесёлом кабачке» (The Ballad of the Sad Cafe, 1963) по повести Карсон Маккалерс, «Малькольм» (Malkolm) по роману Дж. Парди, «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s, 1966) по повести Трумена Капоте, переработка пьесы английского драматурга Джайлза Купера «Все в саду» (Everything in the Garden, 1967) и «Лолита» (Lolita, 1979) по роману В.В. Набокова, «Пьеса про младенца» (The Play About the Baby, 2000) и др. Одно из последних произведений Олби — «Me, myself and I» («Я, я сам и моя персона») было поставлено в Нью-Йорке в 2010.

В 1996 Олби получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь, в 1997 президент Б. Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства.

Эдвард Олби умер 16 сентября 2016 года после непродолжительной болезни в своём доме в пригороде Нью-Йорка.

Пьесы:
Что случилось в зоопарке (The Zoo Story, 1958)
Смерть Бесси Смит (The Death of Bessie Smith, 1959)
Песочница (The Sandbox, 1959)
Фэм и Йем (Fam and Yam, 1959)
Американская мечта (The American Dream, 1960)
Кто боится Вирджинии Вулф? / «Не боюсь Вирджинии Вулф» (Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1961-1962)
Баллада о невесёлом кабачке (The Ballad of the Sad Cafe, 1963; по повести Карсон Маккалерс)
Крошка Алиса (Tiny Alice, 1964)
Малкольм (Malcolm, 1965; по роману Джеймса Парди)
Неустойчивое равновесие (A Delicate Balance, 1966)
Завтрак у Тиффани (Breakfast at Tiffany’s, 1966; по роману Трумена Капоте)
Всё в саду (Everything in the Garden, 1967)
Ящик и цитаты из председателя Мао Цзэдуна (Box and Quotations from Chairman Mao Tse-Tung, 1968)
Всё кончено (All Over, 1971)
Морской пейзаж (Seascape, 1974)
Слушая (Listening, 1975)
Подсчитывая пути (Counting the Ways, 1976)
Дама из Дюбюка (The Lady from Dubuque, 1977-1979)
Лолита (Lolita, 1981; по роману Владимира Набокова)
Человек с тремя руками (The Man With Three Arms, 1981)
Найдя солнце (Finding the Sun, 1983)
Пьеса о браке (Marriage Play, 1986-1987)
Три высокие женщины (Three Tall Women, 1990-1991)
Пьеса Лорки (The Lorca Play, 1992)
Фрагменты (Fragments, 1993)
Пьеса о младенце (The Play About the Baby, 1996)
Оккупант (Occupant, 2001)
Коза, или Кто такая Сильвия? (The Goat, or Who Is Sylvia?, 2002)
Тук! Тук! Кто там!? (Knock! Knock! Who’s There. 2003)
Питер и Джерри (Peter & Jerry, 2004). Акт первый: Домашняя жизнь; Акт второй: Что случилось в зоопарке (с 2009 — Дома в зоопарке / At Home at the Zoo)
Я как таковой и я (Me Myself and I, 2007)

Награды:
«Кто боится Вирджинии Вулф?» (Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1962), премия «Тони»
За пьесу «Неустойчивое равновесие» (A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967)
В 1975 получил Пулитцеровскую премию за «Морской пейзаж» (Seascape, 1975)
В 1994 — за пьесу «Три высокие женщины» (Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами
«Коза, или Кто такая Сильвия», была в 2000 выдвинута на премию «Тони»

Экранизации:
«Кто боится Вирджинии Вулф?» (фильм 1966 года);
«Кто боится Вирджинии Вулф?» (фильм-спектакль 1992 года).

Эдвард Олби биография. Драматург

Лауреат Пулитцеровской премии драматург Эдвард Олби считается одним из величайших американских драматургов своего поколения за его пьесы, включая «Что случилось в зоопарке» и » Кто боится Вирджинии Вулф?».

Кто такой Эдвард Олби?

Ранние популярные одноактные пьесы драматурга Эдварда Олби, в том числе «Что случилось в зоопарке» (1959), сделали его критиком американских ценностей. Он был наиболее известен своей первой полнометражной пьесой «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1962), удостоенная премии «Тони» постановка, которая также стала фильмом 1966 года с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в главных ролях. Олби получил Пулитцеровскую премию за «Неустойчивое равновесие» (1966), «Морской пейзаж» (1974) и «Три высокие женщины» (1990), а также множество других наград.

Ранняя жизнь

Эдвард Олби родился 12 марта 1928 года в Виргинии. Его мать была Луиза Харви, и о его отце мало что известно. Он был усыновлен в возрасте 18 дней Ридом и Фрэнсисом Олби, которые дали ему свою фамилию. Его родители владели и показывали верховых лошадей, и некоторое время его отец помогал управлять сетью успешных семейных водевильных театров. Хотя у него было привилегированное детство, Эдвард чувствовал себя отчужденным от своих консервативных родителей, с которыми он чувствовал себя мало связанным.
Побродив по разным частным школам и посетив военную академию, он некоторое время учился в Тринити-колледже в Хартфорде, штат Коннектикут, прежде чем в конце 1940-х годов порвать со своей приемной семьей и найти общину в оживленном кругу художников, живущих в Гринвич-Виллидж. В интервью Чарли Роузу, Олби рассказал о разрыве со своей семьей: «Я думаю, что они хотели кого-то, кто был бы корпоративным головорезом или, возможно, врачом или адвокатом или чем-то респектабельным» — сказал он. — Они не хотели, чтобы у них на руках был писатель. Боже милостивый, нет». Олби работал на разных работах и жил на деньги, полученные в наследство, в то время как он начал экспериментировать с различными стилями письма. В 1950-х годах он подружился с другими писателями, художниками и музыкантами, включая драматурга Уильяма Инге и композиторов Дэвида Даймонда, Аарона Копленда и Уильяма Фланагана, который стал его любовником в 1950-х годах.

Читайте также  Краткая биография франк

«Что случилось в зоопарке»

Олби писал короткие рассказы, стихи и неопубликованный роман, но не нашел своего голоса, пока не написал пьесы. Критики и зрители обратили внимание на его работу с дебютом его экзистенциальной одноактной пьесы «Что случилось в зоопарке», которую он написал на пишущей машинке из офиса Western Union, где он работал, согласно биографии «Edward Albee: A Singular Journey by Mel Gussow».

Премьера пьесы о напряженной встрече двух незнакомцев на скамейке в парке Нью-Йорка состоялась в Берлине в 1959 году, где она была хорошо принята. Он открылся в Провинстаунском театре в Гринвич-Виллидж в 1960 году и зарядил энергией бродвейское театральное сообщество. Олби сказал, что хочет вызвать у зрителей чувство дискомфорта. «Я хочу, чтобы зрители выбежали из театра, но вернулись и посмотрели спектакль снова» — сказал он.
Он написал еще три одноактные пьесы, которые были хорошо приняты за пределами Бродвея: «Песочница» (1959), «Смерть Бесси Смит» (1959) и «Американская мечта» (1960).

«Кто боится Вирджинии Вулф?»

Олби дебютировал на Бродвее в 1962 году с пьесой «Кто боится Вирджинии Вулф?», более чем трехчасовой пьесой об экзистенциально чреватых отношениях между профессором средних лет Джорджем и его женой Мартой, которые втягивают пару приглашенных гостей в их дисфункцию в ночь пьяных конфронтаций. Некоторые критики пришли в ужас от необузданных эмоций на сцене, другие сочли это откровением. Постановка стала большим хитом, получив премию «Тони» за лучшую пьесу. Жюри также присудило ему Пулитцеровскую премию, но консультативный совет Пулитцера отклонил их рекомендацию.
Пьеса обрела другую жизнь, когда была адаптирована для экрана в фильме 1966 года с Ричардом Бертоном и Элизабет Тейлор в главных ролях, получившем премию «Оскар» за лучшую женскую роль.

Десятилетия спустя, пьеса «Кто боится Вирджинии Вулф?» считается классикой современного театра. Были поставлены различные отмеченные наградами бродвейские спектакли, включая постановку 1976 года с Колин Дьюхерст и Беном Газаррой в главных ролях, постановку 2005 года с Кэтлин Тернер и Биллом Ирвином в главных ролях и постановку 2010 года с Эми Мортон и Трейси Леттс в главных ролях.

«Три высокие женщины»

За пять десятилетий Олби создал более двух десятков пьес, включая экранизации произведений других авторов, включая «Баллада о невесёлом кабачке» (1963), основанную на повести Карсона Маккалерса: «Малкольм» (1965), основанную на романе Джеймса Парди, и «Лолиту» (1981), основанную на классике Владимира Набокова.

Олби — лауреат трех Пулитцеровских премий, получивший премию в 1967 году за «Неустойчивое равновесие», мрачную комедию о несчастной богатой семье, и в 1975 году за «Морской пейзаж», экзистенциальную встречу пожилой пары и двух эволюционировавших антропоморфных ящериц. «Неустойчивое равновесие» стало еще одной работой, выведенной на большой экран в фильме 1973 года с Кэтрин Хепберн и Полом Скофилдом в главных ролях.

Некоторое время Олби боролся с алкоголизмом и много лет не писал успешной пьесы. Его пьесы, в том числе «Дама из Дюбюка» (1979) и «Человек с тремя руками» (1981), были провальными.

Олби вернулся к критике в 1990-е годы со своей пьесой «Три высокие женщины», исследующей его чувства к матери через трех женщин, изображенных на разных этапах их жизни. В 1994 году он получил свою третью Пулитцеровскую премию за пьесу.

Он продолжал писать в 2000-е годы с такими работами, как «Коза, или Кто такая Сильвия?» (2002) о браке, который распадается, когда муж влюбляется в козу; Оккупант (2001) посмертное интервью со скульптором Луизой Невельсон; «Я как таковой и я» (2007) абсурдистский взгляд на отношения матери с ее сыновьями-близнецами.

Личная жизнь

Олби сказал, что знал, что он гей, когда ему было 8 лет. После его отношений с Уильямом Флэнаганом, он стал связан с коллегой драматурга Терренса Макнелли в течение более чем шести лет в 1960-х годах. В 1971 году он начал многолетние отношения со скульптором Джонатаном Томасом. Томас умер от рака в 2005 году
В 1967 году драматург основал Фонд Эдварда Ф. Олби, который позволяет писателям и художникам проводить ретрит в Монтоке на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Олби получил множество наград за свою работу, в том числе был лауреатом премии Кеннеди (1996), Национальной медали искусств (1996) и премии Тони за пожизненные достижения (2005). Сборник его эссе «Растягивая мой разум» был опубликован в 2005 году.

Смерть и наследие

После непродолжительной болезни Олби умер в своем доме в Монтоке, штат Нью-Йорк, 16 сентября 2016 года в возрасте 88 лет.

Он запомнился как один из выдающихся драматургов своего поколения, известный своим особым использованием языка, бросая вызов аудитории, чтобы исследовать страдания, вызванные традиционными, искусственными социальными традициями. «Он изобрел новый язык — первый подлинно новый голос в театре со времен Теннесси Уильямса» — сказал Терренс Макнелли газете «Лос-Анджелес таймс» после смерти Олби. — Он создал здоровый мир. Он был скульптором слов».

Эдвард Олби

Если у вас есть справочные книги или статьи , или если вы знаете , качественных веб — сайтов , посвященных теме обсуждаемого здесь, пожалуйста , заполните эту статью, давая ссылки , полезные для его контролируемости и связывая их с « Notes разделе». И ссылки «

Резюме

  • 1 Биография
  • 2 Работа
    • 2.1 Пьесы
    • 2.2 Тесты
  • 3 призы и отличия
  • 4 встречи
  • 5 Примечания и ссылки
  • 6 приложений
    • 6.1 Библиография
    • 6.2 Внешние ссылки

биография

Усыновленный Ридом и Фрэнсис Олби через две недели после его рождения, Эдвард Олби был очень молод в театральном мире, принадлежащем его приемному отцу. Несмотря на довольно хаотичное образование, Эдвард Олби быстро начал писать стихи, пьесы и рассказы, а затем начал общаться с художниками и интеллектуалами, несмотря на несогласие его матери. Последний изгоняет его и исключает из завещания, когда ему исполнится 18 лет, из-за его гомосексуальности . В 1990 году Эдвард Олби выразил свои чувства к ней в « Трех высоких женщинах» . За это произведение он будет награжден третьей Пулитцеровской премией в 1994 году , первые две были присуждены ему в 1967 году за «Деликатный баланс» и в 1975 году за « Морской пейзаж» .

Он также является автором « Истории зоопарка» (1958 г.), «Песочницы» , пьесы, посвященной его бабушке по материнской линии (1959 г.), « Кто боится Вирджинии Вульф?». (1963) и «Спектакль о младенце» (2001). Через абсурд, экзистенциализм и метафизику Эдвард Олби критикует в своих пьесах современное состояние и американскую жизнь. В 2002 году « Ла Шевр» или «Тихая Сильвия»? Пьеса, рассказывающая о зоофилии и здравомыслящем буржуа из числа американских левых, имела большой успех у публики и критиков на Бродвее : она была поставлена ​​в 309 спектаклях и получила премию « Тони» как лучшую пьесу года.

Произведение искусства

Драматическое шоу

  • 1958: История зоопарка ( The Zoo Story )
  • 1959: Смерть Бесси Смит ( The Death of Bessie Smith )
  • 1959: Песочница ( The Sandbox )
  • 1959: Фам и Ям
  • 1960: Мечта об Америке ( Американская мечта )
  • 1962: Кто боится Вирджинии Вульф?( Кто боится Вирджинии Вульф? )
  • 1964: Крошечная Алиса
  • 1966: Деликатный баланс ( Тонкий баланс )
  • 1966: Завтрак у Тиффани (мюзикл)
  • 1967: Все в саду ( Everything in the Garden ) (американская адаптация пьесы британского драматурга Джайлза Купера )
  • 1968: Коробка и цитаты председателя Мао Цзэ-дуна (драматический диптих)
  • 1971: Повсюду
  • 1974: Морской пейзаж
  • 1975: Прослушивание
  • 1976: Считая пути
  • 1979: Дама из Дубьюка
  • 1981: Лолита (экранизация одноименного романа Владимира Набокова )
  • 1981: Человек с тремя руками
  • 1983: В поисках солнца
  • 1987: Брачная игра
  • 1991 Три высоких женщины ( Three High Women )
  • 1992: Пьеса Лорки
  • 1993: Фрагменты
  • 1996: Спектакль о младенце
  • 2001: Житель
  • 2002: Коза, или Кто такая Сильвия?( Коза, или Кто такая Сильвия? )
  • 2003: Стук! Стук! Кто здесь!
  • 2004: Питер и Джерри (игра переделана из Zoo Story и переименована в Дома в зоопарке в 2009 году)
  • 2007: Я, я и я
  • 2009: La Maison et le Zoo ( Дома в зоопарке )
Читайте также  Краткая биография есенин

Тестирование

  • Растягивая мой разум: очерки 1960–2005 (2005)

Награды и признание

  • 1960: Премия Drama Desk Award Вернона Райса — История зоопарка
  • 1963: Tony Award за лучшую пьесу для Afraid Who Вирджинии Вульф?
  • 1967: Пулитцеровская премия за драму — тонкий баланс
  • 1975: Пулитцеровская премия за драму — Морской пейзаж
  • 1994: Пулитцеровская премия за драму — три высокие женщины
  • 1996: Национальная медаль искусств
  • 2002: Премия Drama Desk Award за выдающуюся новую пьесу — Коза, или Кто такая Сильвия?
  • 2002: Tony Award за лучшую игру для Коза, или Кто такая Сильвия?
  • 2005: Специальная премия Тони за жизненные достижения
  • 2008: Специальная награда Drama Desk Award

Назначения

  • Премия Тони 1964 года за лучшую пьесу — Баллада о печальном кафе
  • Премия Тони 1965 года за лучшую авторскую пьесу — Крошечная Алиса
  • 1965 Премия Тони за лучшую пьесу — Крошечная Алиса
  • Премия Тони 1967 года за лучшую пьесу — Деликатный баланс
  • 1975 Премия Drama Desk за выдающуюся новую пьесу — морской пейзаж
  • 1975 Премия Тони за лучшую пьесу — Морской пейзаж
  • 1976 Drama Desk Award Выдающийся режиссер пьесы — Кто боится Вирджинии Вульф?
  • 1994 Drama Desk Award за выдающуюся игру — три высокие женщины
  • Пулитцеровская премия 2001 года за драму — спектакль о младенце
  • Пулитцеровская премия 2003 года за драму — Коза, или кто такая Сильвия?
  • Премия Тони 2005 года за лучшее возобновление пьесы — Кто боится Вирджинии Вульф?

Примечания и ссылки

  1. ↑(in) Джеймс Лачно, « Биография Эдварда Олби » , в The Telegraph , 13 апреля 2011 г. (по состоянию на 18 сентября 2016 г. ) .
  2. ↑ Пьер Лавиль, « Эдвард Олби, ностальгия по ребенку » , на Télérama , 17 сентября 2016 г. (по состоянию на 18 сентября 2016 г. ) .
  3. ↑« Эдвард Олби, автор книги« Кто боится Вирджинии Вульф? » «, Мертв » , на сайте lemonde.fr , 17 сентября 2016 г. (по состоянию на 18 сентября 2016 г. ) .
  4. ↑(in) Надя Клопш, Семья в пьесах Эдварда Олби «Песочница» и «Кто боится Вирджинии Вульф?» , ГРИН Верлаг, 2010 г. , 20 стр. ( ISBN978-3-640-53775-4 , читать онлайн ) , стр. 4

Приложения

О других проектах Викимедиа:

  • Эдвард Олби , на Wikimedia Commons

Эдвард Олби

Кто такой Эдвард Олби?

Эдвард Франклин Олби III (12 марта 1928 — 16 сентября 2016) — американский драматург, автор таких известных произведений как «Что случилось в зоопарке» (1958), «Песочница» (1959), «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1962) и «Неустойчивое равновесие» (1966). Три его пьесы завоевали Пулитцеровскую премию «За лучшую драму», а две другие его работы получили премию «Тони» за лучшую пьесу.

Произведения Олби часто рассматривают как откровенные исследования современного общества. Его ранние работы раскрывают автора как представителя «театра абсурда», который достиг своего пика в работах европейских драматургов, таких как Сэмюэл Беккет, Эжен Ионеско и Жан Жене. Средний период творчества автора составили пьесы, которые исследовали психологию созревания, брака и сексуальных отношений. Более молодые американские драматурги, такие как Паула Фогель, обращаются к Олди за дерзким миксом театральности и едкого диалога, помогая заново отстроить послевоенный американский театр в начале 1960-х. Позже в своем творчестве, Олби продолжает экспериментировать в таких работах, как «Коза, или Кто такая Сильвия?» (2002).

Биография Эдварда Олби

Эдвард Олби родился в 1928 г. Спустя две недели, он был усыновлен и доставлен в Ларчмонт в округе Вестчестер, Нью-Йорк, где он и вырос. Приемный отец Олби, Рид А. Олби, сын театрального магната Эдварда Франклина Олби II, владел несколькими театрами. Его приемная мать, третья жена Рида, Фрэнсис (Коттер), была светским человеком.

Олби посещал среднюю школу Клинтона, затем школу Лоуренсвилля в Нью-Джерси, из которой его исключили. Затем он был отправлен в Военную академию Валли Форж в городе Уэйн, штат Пенсильвания, где был уволен менее чем за год. Он поступил в среднюю школу (теперь школа Розмари Холл) в Валлингфорде, штат Коннектикут, которую окончил в 1946 г. Его формальное образование продолжилось в Тринити-колледже в Хартфорде, штат Коннектикут, откуда он был исключен в 1947 году за пропуск занятий и отказ от обязательного посещения часовни.

Олби ушел из дома навсегда в подростковом возрасте. В более позднем интервью, он сказал: «Я никогда не чувствовал себя комфортно с приемными родителями. Я не думаю, что они знали, как быть родителями. Я, вероятно, тоже не знал, как быть сыном. » Совсем недавно, он сказал интервьюеру Чарли Роуз, что был «выброшен», потому что его родители хотели, чтобы он стал «корпоративным бандитом» и не одобряли его стремлений стать писателем.

Творчество Эдварда Олби

Олби перебрался в Нью-Йорк на Гринвич-Виллидж, где, перебиваясь случайными заработками, учился писать пьесы. Его первая пьеса, «Что случилось в зоопарке», которая была написана в течение трех недель, впервые была поставлена ​​в Берлине в 1959 году, прежде чем стала не-Бродвейской премьерой в 1960 г. Его следующий спектакль, «Смерть Бесси Смит», также дебютировал в Берлине, до премьеры в Нью-Йорке.

Наиболее знаковая пьеса Олби, «Кто боится Вирджинии Вулф?», открылась на Бродвее в театре Билли Роуз 13 октября 1962 года и закрылась 16 мая 1964 года, после пяти предварительных просмотров и 664 спектаклей. Спорная пьеса выиграла премию «Тони» за лучшую игру в 1963 году и была выбвинута жюри для награждения Пулитцеровской премией в 1963 году, но консультативным комитетом было принято решение не давать премию за драму вообще. Два члена жюри, Джон Мейсон Браун и Джон Гасснер, впоследствии подали в отставку в знак протеста. Экранизация дискуссионной пьесы, в главной роли с Элизабет Тейлор, Ричардом Бертоном, Джорджем Сигалом и Сэнди Деннис, была удостоена Академической премии в 1966 году. В 2013 году фильм был выбран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном Реестре фильмов Соединенных Штатов, как «культурно, исторически, или эстетически значимый».

Согласно данным «Нью-Йорк таймс», Олби признан «лучшим американский драматургом своего поколения».

Чуть меньше прилежного ученика, Олби позже посвятил большую часть своего времени развитию американского университетского театра. Совсем недавно, он был заслуженным профессором в Университете Хьюстона, где преподавал эксклюзивный курс драматургии. Его пьесы публикуются драматической службой Сэмюэля Франца, и др.

Достижения Эдварда Олби

Член Совета Гильдии драматургов, Олби получил три Пулитцеровские премии за драмы — «Неустойчивое равновесие» (1967), «Морской пейзаж» (1975 г.), а также «Три высокие женщины (1994 год).

Эдвард Олби был избран членом Американской академии искусств и наук в 1972 г. В 1985 г. он был зачислен в Американский театральный зал Славы. В 1999 году Олби получил от Международного фонда Лауры Перл премию, как лучший американский драматург. Он получил специальную премию «Тони» за жизненные достижения (2005 год); Золотую медаль за драму от Американской академии и Института искусств и литературы (1980); а также награду Центра Кеннеди и Национальную медаль за достижения в области искусства (обе в 1996 году). В 2009 году Олби получил почетную степень Болгарской Национальной академии театрального и киноискусства (NATFA), стал членом Глобального альянса театральных школ.

В 2008 году в рамках празднования восьмидесятилетия Эдварда Олби, ряд его пьес были поставлены на прославленных подмостках вне Бродвея, включая исторический театр Черри Лейн, где драматург осуществил постановку двух своих ранних произведений — «Американской мечты» и «Песочницы».

Фонд Эдварда Олби

Олби основал Фонд Эдварда Ф. Олби в 1967 году, из гонораров от спектаклей по пьесе «Кто боится Вирджинии Вулф?». Фонд финансирует Центр творческих личностей памяти Уильяма Фланагана (названный в честь композитора Уильяма Фланагана, но более известный как «Амбар») в Монтауке, Нью-Йорк, в качестве резиденции для писателей и художников. Миссия Фонда заключается в том, чтобы «служить писателям и художникам из всех слоев общества, предоставляя время и пространство, в котором можна работать без помех.»

Читайте также  Краткая биография бронте ш.

Личная жизнь Эдварда Олби

Олби откровенно заявлял, что впервые понял, что был геем, в возрасте 12 лет. Он был кратковременно увлечен дебютанткой Ларчмонта Дельфиной Вейссингер, и хотя их отношения закончились, когда она переехала в Англию, Эдвард оставался близким другом семьи Вейссингер. Подрастая, он проводил много времени в доме Вейссингеров, чем в своем собственном, из-за разногласий со своими приемными родителями. Олби настаивал на том, что не хотел быть известен как «гей-писатель», заявив в своей речи на получении Пионерской премии Лэмбского литературного фонда «За достижения в жизни» в 2011 году : «Писатель, которому случается быть геем или лесбиянкой, должен быть в состоянии превзойти себя. Я не гей-писатель. Я писатель, которому случилось быть геем «. Его давний партнер, Джонатан Томас, скульптор, умер 2 мая 2005 года, от рака мочевого пузыря. Они были партнерами с 1971 года до смерти Томаса. Олби также имел отношения несколько лет с драматургом Терренсом МакНалли в течение 1950-х годов.

Смерть Эдварда Олби

Эдвард Олби умер в своем доме в Монтауке, штат Нью-Йорк, 16 сентября 2016 года, в возрасте 88.

Награды и номинации Эдварда Олби

  • «Кто боится Вирджинии Вулф?» (Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1962), премия «Тони»
  • За пьесу «Неустойчивое равновесие» (A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967)
  • В 1975 получил Пулитцеровскую премию за «Морской пейзаж» (Seascape, 1975)
  • В 1994 — за пьесу «Три высокие женщины» (Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами
  • В 1996 Олби получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь
  • В 1997 президент Б. Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства
  • «Коза, или Кто такая Сильвия», была в 2000 году выдвинута на премию «Тони»

Произведения Эдварда Олби

Произведения, написанные или адаптированные Олби:

Краткая биография олби

Олби (Albee), Эдвард [Франклин]

Олби (Albee), Эдвард [Франклин] (p. 12.III.1928, Вашингтон) — драматург. В раннем младенчестве был усыновлен Ридом А. Олби, богатым владельцем театральных залов. Учился в частных учебных заведениях, но систематического образования не получил. Первая публикация — небольшая пьеса «Ересь» (Schism, 1946) в школьном литературном журнале, о конфликте между любовью и верой.

В 1950 г. Олби поселяется в Гринич-виллидж, пишет прозу, стихи, одновременно служит клерком, барменом, посыльным, продавцом книг и пластинок, работает для радио, хотя материально был обеспечен.

Одноактная пьеса «Что случилось в зоопарке» (The Zoo Story), отвергнутая нью-йоркскими продюсерами, была поставлена осенью 1959 г. в «Мастерской» Шиллеровского театра (Зап. Берлин). Американскую премьеру подготовила некоммерческая труппа «Провинстаун» (январь 1960) в одной программе с «Последней лентой Краппа» С. Беккета.

В предисловии к своему первому сборнику пьес (1960) Олби декларировал установку на «Необычное. Невероятное. Неожиданное». В статье «Какой театр действительно абсурден?» (What is the Theatre of Absurd?, 1962) отверг традиции утешительства и развлекательности на Бродвее, его закоснелые формы («подражание уступило место подражанию подражания»), объявил себя сторонником «театра абсурда» как единственно способного, по его мнению, показать неприкрашенную правду жизни, оговорив, что драма в США, совершенно очевидно, «ближе к ибсеновской и чеховской традиции, чем во Франции».

Издерганный люмпен-интеллектуал Джерри в «Зоопарке» отчаянно ищет человеческих контактов, но не может пробить стену равнодушия и самодовольного эгоизма образованного обывателя Питера, олицетворяющего «средний класс». Пьеса — как крик о помощи, как призыв излечиться от болезни отчуждения и одновременно проникнута неверием в возможность человеческого общения иначе как через страдание или смерть. Интенсивный речевой поток, спотыкающийся о логические провалы и многозначительные паузы и ускоряющийся на повторах и языковых штампах, станет неотъемлемой чертой драматического метода писателя. Жизнь — зоопарк, и каждый заперт в своей клетке — такова метафора, так или иначе повторяющаяся во всех его вещах.

Написанная не без влияния Т. Уильямса остротрагедийная «Смерть Бесси Смит» (The Death of Bessie Smith, 1960), основанная на фактах биографии известной негритянской певицы, вскрывает духовное убожество провинциальной жизни и напряженность межнациональных отношений на Юге.

Болезненные противоречия в буржуазной семье, ее распад и самообольщения приобретают, несмотря на приемы абсурдистского театра, обобщенное качество в одноактном «Американском идеале» (The American Dream, 1961), критикующем по замыслу автора «подмену нашим обществом реальных ценностей искусственными». Фигура молодого человека, обаятельного, но совершенно выхолощенного духовно красавца,- сюрреалистический символ растраты и извращения национальных ценностей.

Тема опустошенности, физического и духовного бесплодия, опасности иллюзий разработана в самой знаменитой драме Олби — «Не боюсь Вирджинии Вулф» (Who’s Afraid of Virginia Woolf? 1962, экраниз. 1966) — первой его вещи, поставленной на Бродвее и выдержавшей 663 представления. Драматург намеренно использует шоковые ситуации и технику, чтобы обнажить «приватный ад» своих героев-интеллигентов, вовлеченных в стриндбергианскую игру полов и тщетно ищущих опору в утешительном вымысле.

Склонность драматурга к метафизической проблематике и условным театральным формам отчетливо проявилась в нарочито затемненной «Крошке Алисе» (Tiny Alice, 1964), затрагивающей религиозную сферу. К максимальной степени театральной абстрактности — пустой сцене — пришел Олби в двух взаимосвязанных «звуковых» пьесах: «Ящик» и «Цитаты председателя Мао» (Box-Mao-Box, 1968), говорящих о так называемой некоммуникабельности и кризисе цивилизации.

Возможность сохранения здравомыслия и чувства ответственности перед непостижимым и абсурдным занимает драматурга в пьесах «Шаткое равновесие» (A Delicate Balance, 1966, Пулитц. пр.) и «Леди из Дюбюка» (The Lady From Dubuque, 1980) — очередной вариант олбианской «войны в гостиной». С ними перекликается причудливая фантазия на тему взаимопонимания в условиях надвигающейся катастрофы «Морской пейзаж» (Seascape, 1974, Пулитц. пр.).

Лучшая, и, пожалуй, наиболее психологичная, драма зрелого Олби — «Все кончено» (All Over, 1971). Монологи-«арии» семи персонажей, собравшихся у смертного одра мужа, отца, любовника и т.д., сливаются в общий плач персонажей по себе самим из-за абсолютной бесцельности их существования. В пьесах «Слушая» (Listening, 1975) и «Подсчитывая способы» (Counting the Ways, 1976) внимание Олби сосредоточено на лабораторно-языковой разработке знакомых мотивов человеческой глухоты, недостатка любви, монотонности и жестокости жизни. В 1982 г. нью-йоркское издательство «Атенеум» выпустило собрание его пьес в 4 тт. Последняя поставленная вещь Олби — «Человек с тремя руками» (The Man With Three Arms, 1983). Тогда же вышел сборник его интервью и эссе.

Помимо оригинальных пьес перу Олби принадлежит ряд инсценировок: «Баллада о невеселом кабачке» (The Ballad of the Sad Cafe) по повести К. Маккалерс (1963), «Малколм» (Malcolm) по роману Дж. Парди (1965), «Все в саду» (Everything in the Garden) — переработка пьесы англичанина Дж. Купера (1967), «Лолита» (Lolita) по роману В. Набокова (1969).

«Реформистские пьесы социального протеста», по определению американского исследователя творчества Олби М. Рутенберга, пришлись ко времени в 60-е гг., когда по США прокатились волны общественного недовольства.

Разноречивость оценок творчества Олби вызвана новизной его театрального языка и эклектичностью драматургического метода: его пьесы располагаются в пограничье между театром реалистическим и модернистским. Одни его произведения примыкают к традиции американской социально-психологической драмы, другие отходят в область европейского экзистенциалистского антитеатра.

Олби несколько раз бывал в СССР. В 1976 г на русском языке вышел сборник пьес Олби «Смерть Бесси Смит и другие пьесы». С тех пор его вещи ставятся на советской сцене.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: