Краткая биография жемчужников
Алексей Михайлович Жемчужников
Жемчужников, Алексей Михайлович — лиpичecкий поэт, сатирик и юморист; род. в 1821 г.; окончил курс в училище правоведения, служил в сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку и жил в Калуге, Москве и за границей; последние годы живет в деревне.
Преобладающий элемент в поэзии Ж. — искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Ж. представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Ж. В одной из них, описавши оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:
«О, торжествующий меж нами
Покрыт и срамом и грехами
Наш современник не таков!
Он, гордо лоб закинув медный,
Пред алтарем отчизны бедной
В другом стихотворении (памятник Пушкину) Ж. так обращается к лжепатриотам:
«Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна
Любовь, которая все лучшее в нем губит —
И хочется сказать, что в наши времена
Тот честный человек, кто родину не любит».
В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к ее действительным врагам.
«О, этот вид, о, эти звуки!
О, край родной, как ты мне мил!
От долговременной разлуки
Какие радости и муки
В моей душе ты пробудил!
Твоя природа так прелестна
Она так скромно-хороша!
Но нам, сынам твоим, известно
Как на твоем просторе тесно
И в узах мучится душа…»
Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:
«И отвращения, и злобы
Исполнен к ним я с давних лет
Они — «повапленные» гробы…
Лишь настоящее прошло бы
А там — им будущего нет».
Несмотря на преобладание у Ж. патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Ж. отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще лирические стихотворения Ж., хотя, к сожалению, немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии.
Вместе с графом и своим братом Владимиром Михайловичем, Ж. был «непременным членом» при создании Козьмы Пруткова (см.) и недавно выпустил третье издание его «Сочинений». Собственные стихотворения А. М. Ж., печатавшиеся в разных журналах, изданы отдельно в 1892 г., с портретом и автобиографическим очерком.
Алексей Михайлович Жемчужников родился в 1821 г. в дворянской семье. Получил юридическое образование, окончив училище правоведения.
Работал в сенате и был участником в сенатских ревизиях Калужской и Орловской губерний, а также Таганрогского градоначальства. Дальше устроился помощником у статс-секретаря Государственного совета. Сделав хорошую карьеру, в 1858 г. Жемчужников выходит в отставку. Он переселяется в Калугу, время от времени живёт в Москве или за границей. В 1859 г. женится на Елизавете Дьяковой. Старость проводит в деревне.
Основной темой его поэзии стало глубоко прочувствованное, искреннее и метко выраженное недовольство общественным устройством и ложью. Он был редким примером истинного патриота, глубоко чувствовавшего все зло и неблагополучие своей родины, ненавидевшего её врагов и мечтающего о лучшем будущем. А также осуждал грубое национальное самомнение и шовинизм, которые называл лжепатриотизмом. Все эти чувства отображались в беспощадных сатирах автора.
Кроме патриотической сатиры в стихах Жемчужникова много чистого лиризма, в частности красоты природы, момента первой встречи и боли последней разлуки. Любовь в творчестве поэта изображена очень чистой и непорочной, абсолютно без эротизма.
Стихотворения Алексея Жемчужников с 1850 г. печатались в нескольких журналах, среди которых «Современник» и «Искра». Кроме того, вместе с братьями Владимиром и Александром, а также графом А.Толстым, поэт создал творческий союз с литературным псевдонимом Козьма Прутков.
Первая собственная книга стихов Жемчужникова была выпущена лишь в 1892 г. (в 2 томах, с автобиографическим очерком и портретом автора). В 1983 г. она была награждена пушкинской премией.
В 1900 г. издаётся новый сборник Жемчужникова с названием «Песни старости», посвящённый 50-летию литературной деятельности поэта. Тогда же ему дают звание почётного академика Российской академии наук.
Жемчужников был прекрасным лирическим поэтом, изумительным сатириком и юмористом. Умер Алексей Михайлович в г. Тамбове в 1908 г.
Жемчужников А.
Содержание
Биография
Родился в дворянской семье и приходился племянником известному писателю Антонию Погорельскому, двоюродным братом Алексею Толстому. Вырос в родовом имении Павловка под Ельцом, затем учился в Санкт-Петербурге в гимназии и в Училище правоведения. Жемчужников служил в Сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря Государственного совета. Его карьера развивалась довольно успешно, однако в 1858 он вышел в отставку, что было жестом отчасти демонстративным. Последующие пять лет Жемчужников жил в Калуге и отчасти в Москве, тесно общаясь со своим соучеником и мужем своей сестры, калужским губернатором Виктором Арцимовичем (видным политиком реформаторского крыла), а также с жившими в Калуге бывшими декабристами, прежде всего с Гавриилом Батеньковым.
В 1863—1884 Жемчужников живёт за границей: в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Вернувшись в Россию, главным образом остается в Тамбове и Тамбовской губернии, в имении своего зятя Михаила Баратынского (родственника поэта Евгения Баратынского).
Творчество
Печатался Жемчужников с 1850 в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Искра». На раннем этапе творчества Жемчужникова наиболее заметной его частью была созданная совместно с братом Владимиром и двоюродным братом Алексеем Толстым литературная маска Козьмы Пруткова.
В 1859—1869 Жемчужников не печатался и почти не писал. Затем постепенно, особенно после возвращения в Россию в 1884, начал возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892, однако уже как том признанного мастера, с портретом автора и автобиографическим очерком. В 1900, к 50-летию его литературной деятельности, вышел в свет новый сборник Жемчужникова «Песни старости». В том же году он был избран почётным академиком Российской Академии наук. Юбилейные торжества были отмечены сердечными приветствиями Льва Толстого, Владимира Соловьёва и других крупнейших деятелей русской культуры.
Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова — искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представлял крайне редкий в то время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатире Жемчужникова. В одной из них, описав оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:
О, торжествующий меж нами Покрыт и срамом и грехами Наш современник не таков! Он, гордо лоб закинув медный, Пред алтарем отчизны бедной Священнодействовать готов.
В другом стихотворении («Памятник Пушкину») Жемчужников так обращается к лжепатриотам:
Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна Любовь, которая все лучшее в нём губит — И хочется сказать, что в наши времена Тот честный человек, кто родину не любит.
В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к её действительным врагам.
О, этот вид, о, эти звуки! О, край родной, как ты мне мил! От долговременной разлуки Какие радости и муки В моей душе ты пробудил! Твоя природа так прелестна Она так скромно-хороша! Но нам, сынам твоим, известно Как на твоем просторе тесно И в узах мучится душа…
Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:
И отвращения, и злобы Исполнен к ним я с давних лет Они — «повапленные» гробы… Лишь настоящее прошло бы А там — им будущего нет.
Несмотря на преобладание у Жемчужникова патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Жемчужников отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство проявляется здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще, лирические стихотворения Жемчужникова, хотя и немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и занимают своё неотъемлемое почетное место в русской поэзии.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Метки
—Рубрики
- Писатели и книги (816)
- 19 век (98)
- Бунин (55)
- Чехов (29)
- Достоевский (28)
- Лев Толстой (22)
- Пришвин (20)
- Шекспир (15)
- Куприн (14)
- Лесков (11)
- Аксаков (8)
- Максим Горький (4)
- Поэты и поэзия (619)
- Поэты XIX века (142)
- Лермонтов (32)
- Рубцов (25)
- Заболоцкий (23)
- Анненский (18)
- Фет (17)
- Серебряный век (596)
- Цветаева (131)
- Блок (76)
- Ахматова (54)
- Гумилёв (48)
- Мандельштам (37)
- Бальмонт (22)
- Есенин (19)
- Хлебников (19)
- Леонид Андреев (9)
- Михаил Кузмин (4)
- Волошин (2)
- композиторы и дирижёры (446)
- Бетховен (48)
- Вагнер (27)
- Шопен (26)
- Шостакович (23)
- Моцарт (18)
- Шуман (14)
- Шуберт (13)
- Бах (10)
- Дебюсси (9)
- Сибелиус (6)
- Лист (2)
- живопись (438)
- Голландия (38)
- Ван Гог (29)
- Ренуар (16)
- Босх (9)
- Марк Шагал (8)
- Кандинский (4)
- Русские художники (387)
- Врубель (23)
- Валентин Серов (17)
- Коровин (14)
- Левитан (12)
- Крамской (9)
- Кустодиев (9)
- Борисов-Мусатов (8)
- Васнецовы (7)
- Иван Шишкин (7)
- Кипренский (6)
- Музыка и музыканты (369)
- Ростропович (12)
- Художники и картины (340)
- Альбрехт Дюрер, (11)
- Гейнсборо (6)
- Искусство (304)
- Волошин (15)
- Мыслители (280)
- Леонардо да Винчи (27)
- Герман Гессе (19)
- Флоренский (11)
- Видео и фильмы (261)
- Тарковские (62)
- Артисты (245)
- Русские композиторы (225)
- Римский-Корсаков (22)
- Скрябин (18)
- Чайковский (17)
- Мусоргский (15)
- Свиридов (15)
- Глинка (11)
- Танеев (10)
- Даргомыжский (4)
- Балет (224)
- Есть женщины . (214)
- Ольга Берггольц (14)
- Вне разделов (210)
- Иван Толстой (29)
- опера (195)
- История России (191)
- Цветы и поздравления (188)
- Май (22)
- Учёные и открытия (186)
- Наши . (180)
- Шукшин (23)
- Шаламов (17)
- Платонов (16)
- Лихачёв (12)
- Астафьев (12)
- космонавты (12)
- На здоровье (180)
- Наша Земля (175)
- Научно-популярное (174)
- танцовщики (151)
- нуриев (22)
- Цискаридзе (20)
- Барышников (20)
- Васильев (16)
- Лиепа (8)
- Годунов (7)
- нежинский (7)
- Лавровский (1)
- Святые . (146)
- Замечательные люди (130)
- 1812, 1945 (129)
- Герои 1812 (16)
- Cкульптура (127)
- Микеланджело (21)
- Города и памятники (127)
- Великие балерины (126)
- Максимова (24)
- Анна Павлова (13)
- Уланова (10)
- Пушкин (126)
- Замечательные места и промыслы (122)
- Песни и мелодии (103)
- Театр и актёры (103)
- Обучающие материалы (103)
- Авангард (99)
- прерафаэлиты (21)
- кандинский (13)
- Ларионов и Гончарова (10)
- Филонов (3)
- Природа. Животные (98)
- Русские не в России (98)
- Борис Зайцев (8)
- Еда (92)
- Фотографии (90)
- Аудиокниги (83)
- Кто мы (81)
- Наша родина (80)
- Наука (76)
- Славянская культура (75)
- Пастернак (69)
- О Японии (68)
- Рахманинов (65)
- ДаКар (60)
- Балетмейстеры (53)
- Баланчин (8)
- Минкус (6)
- Эйфман (5)
- Материаловедение (52)
- Бродский (42)
- Архитектура (41)
- Гауди (11)
- Геометрия и символы (39)
- Эшер (6)
- Экопроблемы (39)
- Романовы (36)
- Моря и океаны (35)
- Реки и озёра (15)
- Непознанное (31)
- Шестидесятники (14)
- Аксёнов (7)
- справочники (13)
- Мудрые . (12)
- Рюриковичи (8)
- Возрождение (6)
- Леонардо да Винчи (2)
- северное возрождение (2)
—Цитатник
Русский язык в XVII — начале ХХ вв. Друзья! Наш великий и могучий русский язык, претерпевший з.
Боб Чилкотт В 1904 году немецкий писатель Оскар Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назв.
✨Хоть сейчас в Голливуд: десять оперных красавцев Американский тенор Джей Хантер М.
. Фотография. Париж, 1915 г. Находящаяся на пике славы (интервью, статьи, .
✨ Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? «Турандот» Пуччини в п.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Жемчужников Алексей Михайлович — лирический поэт, сатирик и юморист (1821 — 1908)
Жемчужников Алексей Михайлович родился 22 февраля 1821 года в Почепе (ныне — это Брянская область), в дворянской семье. Он приходился племянником известному писателю Антонию Погорельскому, двоюродным братом Алексея Толстого. Вырос в родовом имении Павловка под Ельцом, затем учился в Санкт-Петербурге в гимназии и в Училище правоведения. Жемчужников служил в Сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря Государственного совета. Его карьера развивалась довольно успешно, однако в 1858 году он вышел в отставку, что было жестом отчасти демонстративным.
Последующие пять лет Алексей Жемчужников жил в Кал уге и отчасти в Москве, тесно общаясь со своим соучеником и мужем св оей сестры, калужским губернатором Виктором Арцимовичем (видным политиком реформаторского крыла), а также с жившими в Калуге бывшими дека бристами, прежде всего с Гаврилом Батеньковым.
С 1850 Алексей Жемчужников печатался в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Искра».
В 1863—1884 годах Алексей Жемчужников жил за границей: в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Вернувшись в Россию, главным образом остается в Тамбове и Тамбовской губернии, в имении своего зятя Михаила Баратынского (родственника поэта Евгения Баратынского).
Полевые цветы на зеленом лугу.
Безучастно на них я глядеть не могу.
Умилителен вид этой нежной красы
В блеске знойного дня иль сквозь слезы росы;
Без причуд, без нужды, чтоб чья-либо рука
Охраняла ее, как красу цветника;
Этой щедрой красы, что, не зная оград,
Всех приветом дарит, всем струит аромат;
Этой скромной красы, без ревнивых забот:
Полюбуется ль кто или мимо пройдет.
Коллективный портрет: А. Толстой, Алексей Жемчужников, Александр Жемчужников, Владимир Жемчужников, Козьма Прутков.
Н аиболее заметной частью творчества Жемчужникова на раннем ег о этапе была литературная маска Козьмы Пруткова, созданная вместе с братьями Владимиром, Александром и двоюродным братом Алексеем Толстым .
Философские мысли Козьмы Пруткова
Нельзя объять необъятное.
Глядя на мир, нельзя не удивляться.
Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален.
Век живи — век учись и ты наконец, достигнешь того что подобно мудрецу — будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною ещё большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы ещё меньшая.
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Не робей перед врагом: лютейший враг человека — он сам.
Усердие все превозмогает.
Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
Люби ближнего, но не давайся ему в обман!
Рассчитано, что петербуржец, проживающий на солнцепеке, выигрывает двадцать процентов здоровья.
В 1859—1869 Алексей Жемчужников не печатался и почти не писал. Уже после того как в 1884 году приехал в Россию, он начал постепенно возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892, однако, уже как том признанного мастера, с портретом автора и автобиографическим очерком. В 1900 году он был избран почётным академиком Российской Академии наук. К 50-летию литературной деятельности Жемчужникова вышел в свет сборник «Песни старости».
Преобладающий элемент в поэзии Алексей Жемчужникова — искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представлял крайне редкий в то время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатире Жемчужникова.
Наряду с патриотической сатирой, в поэзии Жемчужникова много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Жемчужников отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство проявляется в прозрачной чистоте, без эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы Тютчева. Вообще, немногочисленные лирические стихотворения Жемчужникова занимают своё неотъемлемое почетное место в русской поэзии.
Стихи Алексея Жемчужникова. Музыка Оскара Строка
В начале марта 1908 года А. М. Жемчужников написал последнее свое стихотворение — «Льву Николаевичу Толстому». А через две с половиной недели — 7 апреля по новому стилю — он скончался.
Рубрики: | Поэты и поэзия/Поэты XIX века |
Метки: Алексей Жемчужников поэт
Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям
Краткая биография жемчужников
Алексей Михайлович Жемчужников родился 23 февраля 1821 года в городе Почеп Черниговской губернии (ныне райцентр Брянской области) в старинной дворянской семье. У его отца, Михаила Николаевича, в Елецком уезде Орловской губернии (теперь Липецкая область) было имение Павловка, где и прошло детство будущего поэта, куда не раз он приезжал впоследствии.
В «Автобиографическом очерке», датированном 17 февраля 1892 года, Жемчужников писал о себе:
«Воспитывался до 14-летнего возраста дома. Потом поступил, в 1835 году, в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, из которой вскоре вышел, чтобы держать экзамен в только что основанное императорское училище правоведения, куда и был принят. Окончив курс, я вышел из училища и 1841 году с чином 9-го класса. Я поступил на службу в Сенат. Летом 1847 года я перешел из Сената на должности помощника юрисконсульта, а в 1849 году поступил на службу в Государственную канцелярию. 1-го января 1858 года я вышел в отставку» 1 .
Работая в Сенате, Алексей Михайлович продолжал свои литературные занятия. Захваченный театральной лихорадкой, он решил стать драматургом и писал уже не только для домашней сцены, но и с намерением войти в репертуар Александрийского театра, пробуя себя в самых различных драматических жанрах.
В 1850 году в журнале «Современник» он поместил одноактную комедию «Странная ночь». Это было первое произведение, опубликованное А. М. Жемчужниковым в печати. Вместе со своим двоюродным братом А. К. Толстым он пишет комедию «Фантазия», которая 8 января 1851 года была поставлена на сцене Александрийского театра в Петербурге. Это был водевиль, в котором авторы издевались над убожеством тогдашнего комедийного театрального репертуара. Эффект от спектакля был ошеломляющим. По велению Николая I «Фантазию» запретили к дальнейшей постановке на сцене. Фактически это был дебют Козьмы Пруткова, писателя, созданного воображением братьев Жемчужниковых и Алексея Константиновича Толстого. В Козьме Пруткове соединились свойственный николаевским временам гипноз чина, тупоумие, духовное ничтожество казенных людей, их легкомыслие и самодовольство. В 1854 году в юмористическом отделе «Современника» были напечатаны «Досуги Козьмы Пруткова». Публиковался Козьма Прутков и позже, когда А. М. Жемчужников вышел в отставку в 1858 году, чтобы жить «вне мундиров и парадов». Произведения «прутковского цикла» принесли поэту широкую известность.
Выйдя в отставку, А. М. Жемчужников жил в Калуге и Москве, затем продолжительное время за границей: в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Там он продолжал литературные занятия, отсылая свои произведения в журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник».
Только в 1884 году Жемчужников возвратился на родину и целиком отдался литературному труду. Стихи его никогда не достигали такой выразительности, гражданственной определенности, как в эти годы. В них часто звучало искреннее сочувствие угнетенному народу, стойкая вражда к самодержавному произволу и политической реакции («Духа не угашайте», «Новая вариация на старую тему», «Столковались», «Скерцо на гражданские мотивы»).
Многие стихотворения 80-90-годов написаны в любимой Павловке, где Жемчужников прожил десять лет. Находилась она километрах в двух от долгоруковского села Вязовое. Там были барский дом с мезонином, служебные постройки, сад с липовыми аллеями и два пруда.
Полюбив с детства русскую природу, А. М. Жемчужников впоследствии не раз возвращался к ней в своих произведениях:
Обитель мирная, приют благословенный,
Обетованная мне господом земля!
Мне краше и милей, о вы, во всей вселенной –
Мой сельский дом, и сад, и роща, и поля.
И далее через четверостишие он продолжает:
За все, что есть в тебе, за все, что слышу, вижу,
За тихий твой простор, за красоту твою,
За то, что нет в тебе того, что ненавижу,
Родимый угол мой, тебя я так люблю 2 .
Жемчужников умел передать словом звуки и краски природы, нарисовать подмеченные зорким и любящим глазом поэтические подробности зимы, весеннего оживления, знойного лета. Его стихи о природе дышат искренней, горячей любовью к Родине.
В поздних стихах поэта воспроизведена редко встречающаяся в литературе лирика старости, мудрой, жизнелюбивой («Песни старости», «Прощальные песни»).
Об обаянии личности А. М. Жемчужникова И. А. Бунин рассказывал в своих «Автобиографических заметках»: «изящен, душист, свеж и бодр, несмотря на всю слабость здоровья». Он отмечал и удивительную скромность поэта, взыскательность к своему творчеству. Лишь на 71-м году жизни Алексей Михайлович впервые подготовил свои произведения для отдельного издания. «Мне все хотелось, – признавался поэт, – написать еще что-нибудь получше прежнего, и я не терял надежды, что это исполню. Теперь издаю полное собрание моих стихотворений, но не потому, что надежда моя исполнилась, а потому что наконец – пора!» 3 .
В 1892 году вышли стихотворения А. М. Жемчужникова в двух томах. При жизни поэта было издано еще два сборника его произведений: «Песни старости» (1900) и «Прощальные песни» (1908).
Я жду, чтобы теперь меня сменил поэт,
В котором доблести горело б ярче пламя,
И принял от меня не знавшее побед,
Но незапятнанное знамя.
— так писал поэт в своем литературном завещании.
Русская критика конца XIX века видела в Жемчужникове продолжателя поэтических традиций классики. Его творчество высоко ценили Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, они вдохновляли и всячески ободряли поэта. Жемчужников гордился сердечной дружбой с Л. Н. Толстым, который писал в день полувекового литературного юбилея поэта: «Очень радуюсь случаю напомнить тебе о себе сердечным поздравлением с твоей твердой и благородной пятидесятилетней литературной деятельностью. Поздравляю себя с тоже почти пятидесятилетней с тобой дружбой, которая никогда ничем не нарушалась» 4 .
Умер Алексей Михайлович Жемчужников 7 апреля 1908 года в Тамбове, похоронен в Москве.
1 Жемчужников А. М. Избранные произведения. М.-Л.; Сов. писатель, 1963, с. 61.
2 Жемчужников А. М. Избранные произведения. М.-Л.: Сов писатель, 1963. с. 162-163.
3 Жемчужников А. М. — В кн.: Писатели Орловского края:биобиблиогр. словарь. Орел, 1981, с. 66.
4 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М., 1933, т. 72, с. 302.
Произведения автора
- Странная ночь: комедия в одном действии в стихах. – СПб., 1850. – 55 с.
- Стихотворения: в 2-х т. – СПб., 1892.
- Стихотворения: в 2-х т. – 2-е изд. – СПб., 1898.
- Песни старости: стихотворения. 1892-1898. – СПб., 1900. – 131 с.
- Прощальные песни. 1900-1907. – СПб., 1908. – 76 с.
- Стихотворения: в 2-х т. – 2 изд., – СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. – Т. 2. – 256 с.
- Избранное / подгот. текста и вступит, статья Б. Илешина. – Тамбов: Кн. изд-во, 1959. – 320 с.
- Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1988. – 332 с.: ил. – (Поэтическая Россия).
- Избранные произведения. – М.-Л.: Сов. писатель, 1963. – 415 с. – (Б-ка поэта. Большая серия).
- Подымовское дело // Орловский библиофил: альманах. – Орел, 2006. – Вып. 8. – С. 94-108.
Литература о жизни и творчестве
- Христенко И. А. Место, на котором находилась усадьба Павловка, связанная с жизнью и творчеством поэта А. М. Жемчужникова // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Липецкая область. – М., 1980. – С. 63-64. – (Труды НИИ культуры; Т. 87).
- Жуков Д. А. Козьма Прутков и его друзья. – М.: Худож. лит., 1983. – 384 с.
- Перья на голове, коньяк на столе и два пистолета в руках : [о А. М. Жемчужникове по «Воспоминаниям оренбургского старожила» П. П. Жакмона на стр. «Исторического вестника»] / подгот. А. Дмитриев // Липецкая газета. – 1998. – 24 апр.
- Харлампиди О. Д. Козьма Прутков и его создатели // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие. – 2-е изд., доработ. и доп. – Елец, 1999. – С. 182-193.
- Поляков А. М. Имение поэта: [д. Павловка Богато-Платовской волости Елец. уезда принадлежала А. М. Жемчужникову] // Липецкая газета. – 1999. – 28 мая. – С. 5.
- Братья Жемчужниковы – знатные земляки : [уч-ся и преподаватели Стегаловской ср. шк. Долгорук. р-на, что в с. Приютовка, установили мемориал. доску на месте усадьбы братьев Жемчужниковых] // Липецкая газета. – 2001. – 3 апр.
- Федорин И. А. «Поэзия… в моём наследстве» // Узы памяти: книга очерков / И. А. Федорин. – Елец, 2007. – С. 48-51.
- Зорин В. Потомок Гоголя, предок Чехова: [о Кузьме Пруткове и его «родителях»] // Добрый вечер. – 2008. – 26 марта-1 апр. (№ 13). – С. 15.
- Кукрак С. Поклонник знанья и свободы // Золотой ключик. – 2009. – 4 авг. (№ 16). – С. 3-5.: ил.
- Конышев Ю. Печаль пересмешника : о Козьме Пруткове и Алексее Жемчужникове // Липецкая газета. – 2011. – 25 февр. – С. 7.
- Ляпин Д. А. Поэт и гражданин // История Елецкого уезда в XVIII – начале XX веках / Д. А. Ляпин. – Саратов: Новый ветер, 2012. – С. 149-151. : портр.
- Неермолова Н. «Быть может, средь нравственной скверны иных от паденья спасет задушевная речь. »: духовная нива поэта Алексея Жемчужникова : разработка урока // Духовно-нравственное воспитание. – 2012. – № 5. – С. 68-73.
Справочные материалы
- Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 9.
- Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. – Липецк, 2010. – С. 240-241.: портр.
- Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 140-142.: ил.
- Русские писатели. 1800-1917 : биогр. словарь. – М., 1992. – Т. 2. – С. 264-267.
- История русской литературы XIX века: библиогр. указ./ под ред. К. Д. Муратовой. – М.-Л., 1962. – С. 325-327.
- Русские поэты XX века: материалы для библиографии. – М., 2007. – С. 198. – (Studia poetica).
- Писатели Липецкого края: библиогр. указ. – Воронеж, 1986. – Вып. 1. – С. 38-43.
- Главная /
- Персоналии /
- Жили, пребывали в Липецком крае
-
Персоналии
Терпигорев Сергей Николаевич (1841–.
Писатель и публицист, автор повестей, рассказов о трудной жизни простого народа в царской России. Родился с.
Нырков Дмитрий Николаевич (1971-200.
Поэт Дмитрий Нырков родился 3 июля 1971 года в г. Липецке в семье инженеров-металлургов.
Сигунов Петр Николаевич (1931–1983).
Писатель-натуралист. Родился в д. Глебовка Становлянского района.
Памятные места
Мемориальная доска М. В. Водопьянов.
Установлена на здании школы № 9, которой присвоено имя писателя.
Мемориальный музей памяти Л. Н. Тол.
Музей находится в доме, в котором провел свои последние дни великий писатель.
Бюст И. А. Бунина (г. Липецк).
Бюст писателя установлен в гимназии № 1 города Липецка в 2015 году к 145-летию со дня рождения писателя.
- Главная страница
- Персоналии
- Уроженцы Липецкого края
- Жили, пребывали в Липецком крае
- Географический указатель
- Памятные места
- Литературные премии
- Литературные объединения
- Литературные фестивали
- Литературный журнал «Петровский мост»
- О проекте
- И. А. Бунин. Хроники
© 2013-2021 Литературная карта Липецкой области. Все права защищены.
Здесь под небом чужим, я, как гость нежеланный. Ко дню рождения А.Жемчужникова
22 февраля 1821 года родился русский лирический поэт, сатирик и юморист. Один из создателей образа Козьмы Пруткова А.М. Жемчужников. Поэт-гуманист, предвестник Есенина, Рубцова и чеховского смеха.
«Если поскользнёшься и утонешь, то можешь легко лишиться жизни»
Читатель! разочти вперёд свои депансы. К. Прутков
Всё в бедной отчизне////Преступно иль глупо!////Всё веяния жизни —////Как запахи трупа!////А. Жемчужников////*////Мне побед не надо,////Да и как мне побеждать?////Мне теперь одна отрада —////В дурачки с тобой сыграть.////Ф. Сологуб
Одно время в СМИ громом среди ясного неба прозвучало сообщение о том, что в одной из российских республик (неважно какой, не суть) вводится духовно-нравственная паспортизация молодёжи. В чём она заключается?
На территории республики каждый молодой человек в возрасте 14-35 лет должен пройти духовно-нравственную паспортизацию. И получить документ, в котором будут указаны его личные характеристики, национальная принадлежность и т.д. Здесь же, в паспорте, надобно отметить лиц, ответственных за этого человека.
Ничего не напоминает.
А вот послушайте, из старенького:
«…Истинный патриот должен быть враг всех так называемых «вопросов»! С учреждением такого руководительного правительственного издания даже злонамеренные люди, если б они дерзнули быть иногда несогласными с указанным «господствующим» мнением, естественно, будут остерегаться противоречить оному, дабы не подпасть подозрению и наказанию. Можно даже ручаться, что каждый, желая спокойствия своим детям и родственникам, будет и им внушать уважение к «господствующему» мнению; и, таким образом, благодетельные последствия предлагаемой меры отразятся не только на современниках, но даже на самом отдалённом потомстве». Козьма Прутков. «Проект: о введении единомыслия в России». 1859 год.
Ничего нового, в принципе, в том достопочтимом (южном) крае не придумали.
Духовно-нравственное воспитание, конечно, необходимо. Как и военно-патриотическое, и идеологическое, и политическое. Только вот всё это сильно напоминает чащобы фарисейства семимильными шагами наступающего-приближающегося в пятидесятых годах XX века коммунизма — молодости мира! …С голоногой строгостью «чистеньких» пионеров Октября. С веригами и кандалами глухонемой звериности. Со всесторонне и гармонично развитыми людьми равенства и счастья — под прикрытием некой нерушимой и вовек не сгибаемой партийно-национальной идеи, но…
К истинной вере, «твердеющей в книгохранилищах Ватикана», данное постановление вряд ли имеет какое-то отношение. Все мы прекрасно знаем, чем кончилось то возвышенное социалистическое предприятие бредового оборотничества мелких бесов. Чем кончилась та эпоха сучьев и бурелома, до одури отравленная ядом: «Гибель воет у дверей…» — говорила Ахматова. Эпоха выродилась, погибла.
В отличие от неумирающего и напрямую связанного с героем повествования гусара, действительного статского советника Козьмы Петровича Пруткова — поныне литературно здравствующего и вполне себе процветающего, необычайно по-философски и событийно свежего. До сих пор повсеместно actual.
Начнём издалека… С популярнейшего танго и крайне интересной временно́й коллизии. Потому что связана эта коллизия с незабвенной личностью дорогого героя текста: Алексея Михайловича Жемчужникова, представителя Золотого века русской поэзии.
Однажды в 1923 году, в Польшу, из неудавшихся румынских гастролей прибыл неотразимый и страстный король кафешантанов Александр Вертинский. Неблагонадёжный элемент, — по сведениям НКВД: — недавний эмигрант первой волны.
Вкупе с замечательным аккомпаниатором, бывшим российским подданным Ежи Петербурским (без «г», чем грешат многие издания, — авт.) они создают настоящий непревзойдённый шедевр — шлягер «Журавли».
На стихи Вертинского:
Здесь под небом чужим, я, как гость нежеланный////Средь угрюмых людей, незнакомой земли,////Слышу крики и плач, вижу птиц караваны —////Подлетают, спеша, на ночлег журавли…
У Ежи это не первое стопроцентное попадание в цель: тут и «Танго милонга», и знаменитые «Утомлённые солнцем», и «Синий платочек».
«Журавли» же, в свою очередь, по-настоящему вспыхнули всеми цветами радуги и зрительского признания ближе к 30-м — Германия, вновь румынская Бессарабия, европейские кабаре и пабы.
С неизъяснимой непредсказуемостью авторство музыки Вертинский почему-то приписывал себе. А слова — старому русскому поэту А. Жемчужникову. Тем самым снимая вопросы цензурного порядка (он не был стеснён никакими договорённостями с композитором).
В конце войны отредактированная и всласть переиначенная на всевозможные лады песня (причём «осенние» журавли стали «весенними»), — на трофейных аккордеонах отправляется в СССР. Где была подхвачена всевозможными подпольными и разрешёнными джаз-бандами. Записана-переписана сонмами рентгеновских плёнок. И на десятилетия успешно вошла в кабацкий репертуар.
Текст не раз по-любительски и по идеологическим причинам переделывался («там есть право на труд, там меня понимают» и т.п). Авторство в пластинках даже не указывалось уже…
И только в наши дни появилась искусствоведческая, одномоментно мифологическая версия происхождения «Журавлей». В частности версия Н. Овсянникова.
Вертинский, по доносу посаженный в Бухаресте в тюрьму (1922), с печалью «распятого Христоса» вдруг увидал из-за камерных решёток далёких птиц. Изящно и гордо плывущих в чужом небе. Как же тут было не вспомнить превосходное стихотворение Алексея Михайловича Жемчужникова, — хорошо знакомое беглому советскому артисту, — «Осенние журавли»:
Сквозь вечерний туман, мне, под небом стемневшим,////Слышен крик журавлей, всё ясней и ясней…////Сердце к ним понеслось, издалёка летевшим,////Из холодной страны, с обнажённых степей.//// ////Я ту знаю страну, где уж солнце без силы,////Где уж савана ждёт, холодея, земля////И где в голых лесах воет ветер унылый, —////То родимый мой край, то отчизна моя.
К слову добавим, актёр мог бы исполнять номер и на оригинальные стихи Жемчужникова. Но Вертинский не был бы Вертинским, если бы что-то происходило без личного его вмешательства: в поэзию либо музыку произведения. Вот он и сделал, сейчас бы сказали: кавер-версию на классический текст.
…А Жемчужников не был бы Жемчужниковым, не оставшись в памяти потомков прекрасными виршами, бескрайней любовью к родимому краю — «холодеющей» отчизне, и… неуёмным фонтанирующим юмором, разумеется. Куда ж без этого: «Я понимаю смех, тот горький смех сквозь слёзы…»
Ведь кто как не он со товарищи мог, надев вицмундиры, за ночь объехать всех петербургских архитекторов с жутким известием об Исаакиевском соборе, внезапно провалившемся под землю! И что утром спозаранку всенепременно надлежит явиться во дворец к императору.
Вообще юношеские шутки братьев Жемчужниковых и иже с ними явились несметными прообразами будущих литературных жемчужин. В основном эмоционально-эпизодического характера — в виде мизансцен и блестящих скетчей.
Тем не менее в некоем смысле они определили целое эстетическое, поведенческое направление гигантов глобального юмора подобно Чехову.
Наверняка Антон Павлович, работая над «Смертью чиновника», вспоминал историю о том, как кто-то из братьев — в партере театра — специально слоном прошёлся по ноге высокопоставленного сановника. И потом каждый божий день досаждал ему с нелепыми извинениями. Досаждал до тех пор, пока тот не взъярился и не погнал обидчика к чёртовой матери!
А Лев Толстой, обрисовывая неуёмные кутежи Безухова с Курагиным, похохатывал над барахтающимся в Фонтанке цирковым косолапым с привязанным Жемчужниковыми к хребту квартальным — спина к спине: медведь-пароход.
Помните несчастного канючащего Паниковского: «Дай миллион, дай миллион!» — Фантазия Остапа Бендера мало чем отличалась от затеянного братьями Жемчужниковыми ежедневного потешного моциона с министром финансов: «Министр финансов — пружина деятельности!» — раз от разу приподнимая шляпу. Пока последний, вконец выведенный из равновесия, не пошёл с жалобой к государю.
Так и слышится возмущённый возглас Николая I: «Много я видел на своём веку глупостей, но такой ещё никогда не видел!»
Правда, произнесено это не по поводу странной жалобы затюканного напрочь министра. А об одноактной комедии-пасквиле «Фантазия» (1851).
Практически первом российском опыте в жанре драмы абсурда. Авторства упомянутого вначале консервативного новатора, философа-дилетанта Козьмы Пруткова. Совместного детища трёх ро́дных братьев Жемчужниковых и одного двоюродного — А. Толстого: «Ну, батюшка! твоя собачка только похожа на мою; а эта моя, настоящая Фантазия! Прощай! Ты более не нужен ни мне, ни Лизе! Пошёл вон! …А вас, милые дети, я благословляю. Будьте счастливы и благополучны; размножайтесь и любите как себя взаимно, так и своих будущих многочисленных детей, — точно так же, как я люблю свою Фантазию. (Целует моську.) Теперь пойдём домой».
Комедию — «тщательно спланированный скандал» — закрыли на следующий же день после премьеры. Литераторов-озорников это нисколько не смутило и не удивило. А наоборот, раззадорило.
Средь современности бесцветной////Вступили в связь добро и зло;////И равнодушье незаметно,////Как ночь, нас всех заволокло.//// ////…Иль вдруг родится мысль больная,////Что людям надобна война, —////И рвёмся мы к войне, не зная////Ни почему, ни с кем она.
Автор этих строк Алексей Жемчужников конца XIX в., имманентно, чудесным манером вписывается в эстетическую серединку меж двух могутных вех, от XVIII до XX вв. Где каждый, — от извечных антиподов Тредиаковского с Сумароковым до извечных друзей Пастернака с Ахматовой, — по-своему сопротивлялся вялой бескрылости «шкурного времени».
Он не революционен, — но непримирим. Чрезвычайно лиричен и напевен, — использует оружием насмешку, шутку и сатиру.
Прорываясь вперёд, безжалостно рубит на пути фетовские никчемные лесные ели, завесившие рукавами тропинку. Зашорившие пристальный гражданский взор в ледяном молчании безысходности: «…взгляну ли вокруг — ничего ниоткуда не видно».
Средь «современности бесцветной» он тягостно ищет хоть что-нибудь — хоть какие-то следы прежних смеха и слёз. Священных слов или чувств. «Но пусто! — восклицает великолепный Лев Аннинский: — Ничего не входит в ум, дремлющий средь замёрзшей реальности. Тайны нет… вернее, есть какая-то «белая тайна», непроницаемая и безответная. Напрягаешь слух и ничего не слышишь».
Вот он и стоит безмолвно — пред «грустной картиной зимы», — вспоминая прошлое, о чём-то плача и думая: «О, наши прежние затеи!! О, волей грезившие дни. » — Кругом ханжество, фальшь. Показуха.
Славный либерал прекраснодушных тургеневских 1840-х. Проклинающий страну, где уж «солнце без силы». Осуждающий богом хранимую державу, безнадёжно и надолго завязшую средь колдобин, рытвин и грязи по бесконечным её нивам, весям, градам.
Поэт, добравшийся до «шлагбаума веков», свято когда-то веривший в родного слова возрождение и исправление нравов. Исступлённо, в опустошении сжимается душой в мыслях о неисправимой «природе человечьей». Вслепую рвущейся в кровавую бойню, не зная ни почему, ни «с кем она»… эта скоро грядущая война всех против всех. И супротив рожна…
Хотели ль мы порядок стройный////От смутных оградить тревог,////Взнуздать мы думали ль порок////И дерзость мысли беспокойной, —//// ////Но в страшный мы вступили бой,////Все средства в помощь призывая,////И по земле своей родной////Прошли как язва моровая.
Биография Жемчужников Александр Михайлович
(1826 — 30 апреля 1896 года в Витебске) — литератор.
Некролог Нам сообщают, что 30 апреля, в своем витебском имении Лоберж, умер Александр Михайлович Жемчужников.
Покойный сын действительного тайного советника, сенатора М. Н. Жемчужникова и родной брат известного современного поэта, родился в 1828 году. По Высочайшему повелению, девяти лет он отдан был в Александровский корпус (1835), оттуда перешел в 1 кадетский (1838), но, не окончив там курса, подготовился дома и поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Выпущенный из университета со степенью кандидата (1850), покойный начал службу при оренбургском генерал-губернаторе графе В. А. Перовском, при котором и состоял до 1867 года, после чего вышел в отставку и занялся сельским хозяйством.
В 1853 году, на страницах «Современника», им были напечатаны «Басни», которые послужили поводом к появлению в том же журнале так называемых «Досугов Козьмы Пруткова»: под таким названием, как известно, помещались остроумные стихотворения и метко выраженные заметки или афоризмы, вышедшие из-под пера покойного, его братьев Алексея и Владимира Михайловичей, а также их двоюродного брата, известного поэта, графа А. К. Толстого.
Произведения этих лиц, под псевдонимом Козьмы Пруткова, имели большой успех: недавно они вышли пятым отдельным изданием. («Московские Ведомости», 1896, № 120.) Библиография О нем: «Исторический Вестник», 1896, кн. 6, с. 1055; 1905, кн. 4, с. 80-82. «Новое Время», 1896, № 7249.Биография Жемчужников Александр Михайлович
Ещё биографии:
Жемчужников Алексей Михайлович — лиpичecкий поэт, сатирик и юморист; род. в 1821 г.; окончил курс в училище правоведения, служил в сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства;.
Жемчужников Владимир Михайлович — сын сенатора Михаила Николаевича Ж. и жены его Ольги Алексеевны, рожденной Перовской, родился 11-го апреля 1830 г., был в Санкт-Петербургском университете, сперва на юридическом, а потом на историко-филологическом факультетах.
Жемчужников Лев Михайлович (Gemtchouchnicof); Здесь помещается, без всяких изменений, автобиография, присланная мне самим художником. «Я родился 2 ноября 1828, в деревне, в Орловской губернии, Елецкого уезда. Первоначальное воспитание я получил в Царскосельском малолетнем.
Жемчужников Аполлон Аполлонович — генерал-майор, начальник штаба отдельного Сибирского корпуса. Родился в 1798 году, умер в 1848 г. В службу вступил 26 марта 1815 г. колонновожатым в свиту Его Императорского Величества по квартирмейстерской.
Гвоздев Иван Михайлович (умер 14 ноября 1896 года в Петербурге) — заслуженный профессор. Некролог 14 ноября скончался в Петербурге, после продолжительной болезни, Иван Михайлович Гвоздев, заслуженный профессор Казанского университета, один из. немногих представителей.
Жемчужников Михаил Николаевич — действительный тайный советник, сенатор, дворянин Орловской губернии, родился 9 ноября 1788 года, умер 3 сентября 1865 г. Окончив курс наук в 1-м кадетском корпусе, Ж. 25 февраля 1806 г.
Поздняк Дмитрий Михайлович (1844 — 9 октября 1896 г. в Петербурге) — член совета Главного управления по делам печати, действительный статский советник. Некролог В Петербурге, на Волковом кладбище, 12 октября похоронили члена совета.
Бехтер Александр Николаевич (1840 — 16 ноября 1896 года в Петербурге) — помощник главного начальника женских гимназий. Некролог 16 ноября, в Петербурге, скончался бывший помощник начальника Петербургских женских гимназий, действительный статский советник Александр.
Имшенецкий Александр Иосифович (1787 — 22 мая 1896 года в Петербурге) — генерал-лейтенант. Некролог Генерал-лейтенант Александр Иосифович Имшенецкий скончался на днях, дожив до 109 лет. Родился он в 1787 году и начал службу.
Мансветов Валентин Михайлович (умер 16 февраля 1896 г. в Петербурге) — студент. Вчера в клинике проф. Ратимова скончался студент V курса Военно-Медицинской академии В. М. Мансветов. Покойный около 2 лет работал в лаборатории.
Жемчужников Аполлон Степанович — генерал-лейтенант, бывший начальник 22 пехотной дивизии. Родился 22 декабря 1764 года, умер 24 июля 1840 г. Происходил из дворян. Воспитывался в Сухопутном кадетском корпусе, из которого выпущен 18 февраля.
Куклин Михаил Михайлович (умер 7 ноября 1896 г. в Вологде) — учитель-инспектор, автор. Некролог Нам пишут, что 7 ноября скоропостижно скончался учитель-инспектор Вологодского городского училища М. М. Куклин. Покойный был сын бедного сельского.
Бобрищев-Пушкин Александр Михайлович — писатель и судебный деятель (1851-1903). Окончив курс в Училище правоведения, служил по судебному ведомству. С 1896 по 1900 г. был председателем СПб. окружного суда, затем членом консультации при министерстве.
Жемчужников 2-й Антон Аполлонович (1800 — 11.12.1873). — Поручик квартирмейстерской части. Отец — генерал-лейтенант Аполлон Степ. Жемчужников, мать — Анна Ив. Типольт; за отцом в Костромской губ. 40 душ. В службу вступил юнкером в.
Жемчужников Юрий Аполлонович [26 апр. (8 мая) 1885 — 9 янв. 1957] — сов. геолог, специалист в области геологии и петрографии угля, чл.-корр. АН СССР (с 1946). Окончил Горный ин-т в Петрограде (1915).
Кирпотенко Александр Потапович (23 февраля 1842 г. — 24 февраля 1896 г. в Петербурге) — преподаватель. Некролог Скончавшийся в ночь на 24 февраля преподаватель Александровского кадетского корпуса Александр Потапович Кирпотенко хорошо известен в.
Карачунский Лев Михайлович (умер 10 сентября 1896 г. в Петербурге) — журналист. Некролог В ночь на сегодня, 10-го сентября, скончался от скоротечной чахотки Лев Михайлович Карачунский. Покойный среди петербургских и московских журналистов пользовался.
Денисов Илья Самуилович (1818 — 2 апреля 1896 года в Петербурге) — протоиерей. Некролог 2 апреля скончался настоятель церкви св. Екатерины Великомученицы (при Императорской Академии художеств), заслуженный протоиерей Илья Самуилович Денисов. Покойный два.
Белоусов Петр Петрович (умер 2 августа 1896 года в Туле) — санитарный врач. 2 августа Тула лишилась одного из своих видных общественных деятелей: умер от скоротечной чахотки городской санитарный врач П. П. Белоусов.
Обресков Александр Михайлович — тайный советник, сенатор, сын сенатора Михаила Алексеевича Обрескова. Родился в 1793 году, умер в 1885 году. В 1804 году был зачислен на службу юнкером в коллегию иностранных дел. В.
Арсеньев Александр Васильевич (1854 — 14 января 1896 года в Петербурге) — журналист. Некролог В ночь с субботы на воскресенье, 14 января, скончался после тяжкой и продолжительной болезни Александр Васильевич Арсеньев, известный сотрудник.
Стругачев Александр Михайлович Руководитель УМНС России по Еврейской автономной области. Родился 17 августа 1961 в Комсомольске-на-Амуре. В 1986 году окончил планово-экономический факультет Хабаровского института народного хозяйства, после чего три года проработал в органах.
Куманин Федор Александрович (1855 — 24 апреля 1896 г. в Москве) — редактор-издатель. Некролог В ночь на 24 апреля скончался редактор-издатель журналов: «Театрал», «Театральная Библиотека», «Читатель» и «Справочного Листка для сценических деятелей» Федор.
Гутен-Чапский граф Карл-Эмерик Карлович (1828 — 10 июля 1896 года в Кракове) — археолог. Некролог 10 июля скончался в Кракове известный польский археолог граф Карл-Эмерик Карлович Гуттен-Чапский. Покойный родился в 1828 году в Пинском.
Аргамаков Василий Федорович (1840 — 16 июля 1896 года в Петербурге) — генерал-майор. Некролог Скончавшийся на днях генерал-майор Василий Федорович Аргамаков, принадлежал к числу славных сподвижников покойного М. Д. Скобелева во время последней.
Шайтанов Александр Михайлович — протоиерей; родился в семье священника Вельского уезда, Вологодской губернии в 1811 году и умер 4-го мая 1879 г. в Верховажье. Получил образование в Вологодской Духовной Семинарии, курс которой окончил.
Жуковский Петр Владимирович (8 июня 1824 — 11 февраля 1896 года в Петербурге) — камергер Высочайшего Двора. Некролог Вчера, 11 февраля, скончался от воспаления легких камергер двора Его Величества, Петр Владимирович Жуковский. Покойный.
Пестов Александр Степанович (умер 16 июня 1896 г. в Москве) — редактор описей и изданий Московского архива Министерства юстиции, статский советник. Памяти A. C. Пестова. 16 сего июня после продолжительной болезни скончался редактор.
Плавский Александр Михайлович — сенатор; происходил из дворян, родился 4-го июля 1807 года, окончил курс в бывшем Императорском Виленском университете в 1830 году со степенью кандидата философии и в следующем году поступил на.
Потемкин Александр Михайлович — действительный тайный советник, С.-Петербургский губернский предводитель дворянства, родился 30-го января 1787 г. и был сыном генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина и жены его Татьяны Васильевны, урожденной Энгельгардт — родной племянницы.
Биография Жемчужников Александр Михайлович