Краткая биография камю

Альбер Камю краткая биография

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Мондови (Драан) во французском Алжире. Его отец, Люсьен Камю, был эльзасского происхождения. Он работал сельскохозяйственным рабочим, пока не был призван в армию после Первой мировой войны.
Мать писателя, Катрин Камю — испанского происхождения, работала уборщицей. Она была неграмотной и глухой, помимо Альбера у нее был старший сын Люсьен.
11 октября 1914 года, когда Камю было всего 11 месяцев, его отец умер от травм, полученных на поле битвы. После этого Катрин переехала в Алжир со своими детьми, где жила ее мать.
В 1918 году будущий французский прозаик начал учебу в местной школе. Очень скоро он привлек внимание своего учителя Луи Жермена, который посоветовал ему искать дополнительные деньги для посещения средней школы.
В 1923 году Камю зачислили в лицей «Буге», где он преуспел в учебе и спорте. Молодому лицеисту особенно нравилось играть в футбол и плавать.
В 1930 году Альбер заболел туберкулезом. Из-за страха, что он заразит других, его отправили жить к родственникам Гюставу и Антуанетте Ако — владельцам мясной лавки. Супруги были относительно обеспеченными, имели склонность к литературе и владели большой библиотекой.
Надеясь, что Камю однажды возьмет на себя его дело, Гюстав начал покупать ему хорошую одежду и давать карманные деньги. Но тяга знаний пересилила в молодом человеке тягу к материальному процветанию.
Одним из его любимых учителей в этот период был Жан Гренье, преподаватель философии. Воодушевленный им, Камю начал писать стихи и публиковать их в литературном журнале под названием «Суд».
В 1932 году Альбер получил степень бакалавра. В следующем году он поступил в Алжирский университет, специализирующийся на философии. Молодой человек также получал образование в области социологии и психологии.
Вскоре он оставил дом своего дяди и начал жить сам по себе.

Карьера

В 1935 году Камю основал «Театр дю Травэйл» («Рабочий театр») и начал писать пьесы. К тому времени он присоединился к Французской коммунистической партии, многие его работы несли на себе отпечаток его воззрений.
Одновременно Альбер работал над диссертацией под названием «Христианская метафизика и неоплатонизм: Плотин и Августин». В то же время он перенес еще один приступ туберкулеза. Чтобы восстановить свое здоровье, Камю отправился во Французские Альпы, а затем вернулся в Алжир.
Он сосредоточился на писательской деятельности и в 1937 году был принят на работу в социалистическую газету «Алжир-република» в качестве журналиста. В том же году Камю исключили из коммунистической партии. Разочарованный системой, он переименовал Театр дю Травел в Театр де л’Эктипе (Театр команды).

Основные работы

Камю лучше всего помнят за пропаганду абсурдизма, в котором говорится о конфликте между стремлением человека искать смысл жизни и его неспособностью найти его. Он ввел эту философию в своем эссе «Миф о сизифе» (1942 год). Двумя другими крупными работами писателя являются «La Peste» и «La Chute». «La Chute» — философский роман, который пытается объяснить, как человек способен совершать злые дела, «La Peste» рассказывает историю о чуме, поразившей алжирский город Оран.
Награды и достижения
В 1957 году Камю была присуждена Нобелевская премия по литературе за литературную деятельность, освещающую проблемы человеческой совести.

Личная жизнь и наследие

16 июня 1934 года Камю женился на Симоне Хие. Раньше она была невестой его друга Мак-Поля Фуше. Однако брак длился недолго, супруги развелись в сентябре 1940 года.
3 декабря 1940 года писатель женился на Франсине Фор, пианистке и математике, с которой он встречался в 1937 году. Хотя он любил свою жену, Камю не верил в институт брака и имел любовниц. У пары были две дочери — Кэтрин и Джин, родившиеся 5 сентября 1945 года.
Альбер Камю умер в автокатастрофе, в маленьком городке Виллебвин, 4 января 1960 года, в возрасте 46 лет. Хотя многие предполагали, что авария была подстроена, доказательств этому нет.
Два его произведения были опубликованы посмертно. Среди них «Счастливая смерть» (опубликованная в 1971 году) была написана в конце 1930-х годов. Другой роман «Первый человек» (1995), Камю написал незадолго до смерти.

Альбер Камю

Биография

Французский писатель, эссеист и драматург Альбер Камю был литературным представителем своего поколения. Одержимость философскими проблемами смысла жизни и поиск истинных ценностей обеспечили писателю культовый статус среди читателей и принесли Нобелевскую премию по литературе в 44 года.

Детство и юность

Альбер Камю появился на свет 7 ноября 1913 года в Мондови, Алжир, тогда являвшегося частью Франции. Его отец-француз был убит во время Первой мировой войны, когда Альберу исполнился один год. Мать мальчика, испанка по происхождению, смогла обеспечить небольшой доход и жилье в бедном районе Алжира благодаря неквалифицированному труду.

Альбер Камю в детстве

Детство Альбера было бедным и солнечным. Жизнь в Алжире заставила Камю чувствовать себя богатым из-за умеренного климата. Судя по высказыванию Камю, он «жил в нищете, но также и в чувственном восторге». Его испанское наследие дало ему чувство собственного достоинства в бедности и страсть к чести. Камю начал писать в раннем возрасте.

В алжирском университете он блестяще изучал философию — ценность и смысл жизни, делая акценты на сравнении эллинизма и христианства. Еще будучи студентом, парень основал театр, одновременно руководил и играл в спектаклях. В 17 лет Альбер заболел туберкулезом, что не позволяло ему заниматься спортивной, военной и преподавательской деятельностью. Камю работал на различных должностях, прежде чем стать журналистом в 1938 году.

Альбер Камю в молодости

Его первыми опубликованными работами были «Изнанка и лицо» в 1937 году и «Брачный пир» в 1939-м — собрание эссе, посвященных значению жизни и ее радостям, а также бессмысленности. Стиль письма Альбера Камю знаменовал собой разрыв с традиционным буржуазным романом. Его меньше интересовал психологический анализ, нежели философские проблемы.

Камю развил идею абсурдизма, которая обеспечила тему для большей части его ранних работ. Абсурд — это пропасть между стремлением человека к счастью и миру, который он может понять рационально, и реальным миром, который запутан и иррационален. Вторая стадия мысли Камю возникла из первой: человек должен не просто принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее. Это восстание не политическое, а во имя традиционных ценностей.

Книги

Первый роман Камю «Посторонний», опубликованный в 1942 году, был посвящен негативному аспекту человека. Книга повествует о молодом клерке по имени Мерсо, являющемся рассказчиком и главным героем. Мерсо чужды всеми ожидаемые человеческие эмоции, он «лунатик» по жизни. Кризис романа разворачивается на пляже, когда герой, вовлеченный в ссору не по своей вине, стреляет в араба.

Писатель Альбер Камю

Вторая часть романа посвящена его суду за убийство и приговору к смертной казни, которую он понимает примерно так же, как и то, почему убил араба. Мерсо абсолютно честен в описании своих чувств, и именно эта честность делает его «чужим» в мире и обеспечивает обвинительный приговор. Общая ситуация символизирует абсурдный характер жизни, и этот эффект усиливается намеренно плоским и бесцветным стилем книги.

Камю вернулся в Алжир в 1941 году и закончил свою следующую книгу «Миф о Сизифе», также опубликованную в 1942 году. Это философское эссе о природе бессмысленности жизни. Мифический персонаж Сизиф, приговоренный к вечности, поднимает тяжелый камень в гору только для того, чтобы он снова скатился вниз. Сизиф становится символом человечества и в своих постоянных усилиях добивается определенной печальной победы.

В 1942 году, вернувшись во Францию, Камю присоединился к группе «Сопротивления» и занимался подпольной журналистикой до «Освобождения» в 1944-го, когда стал редактором газеты «Бой» на 3 года. Также в этот период были поставлены его первые две пьесы: «Недоразумение» в 1944-м и «Калигула» в 1945-м.

Главную роль в первой пьесе сыграла актриса Мария Казарес. Работа с Камю перешла в более глубокие отношения длиною в 3 года. Мария оставалась в дружеских отношениях с Альбером до самой его гибели. Главной темой пьес стала бессмысленность жизни и окончательность смерти. Именно в драматургии Камю чувствовал себя наиболее успешным.

Альбер Камю и Мария Казарес

В 1947 году Альбер опубликовал свой второй роман «Чума». В этот раз Камю сфокусировался на положительной стороне человека. Описывая вымышленную атаку бубонной чумы в алжирском городе Оран, он вновь рассмотрел тему абсурдизма, выраженную бессмысленными и полностью незаслуженными страданиями и смертью, вызванными чумой.

Рассказчик, доктор Риэ, объяснил свой идеал «честности» — это человек, сохранивший силу характера и изо всех сил старающийся, даже если и безуспешно, бороться против вспышки болезни.

Альбер Камю

На одном уровне роман может быть рассмотрен как вымышленное представление о немецкой оккупации во Франции. «Чума» получил наиболее широкую известность у читателей как символ борьбы со злом и страданиями — главными моральными проблемами человечества.

Следующей важной книгой Камю стал «Бунтующий человек». В сборник вошли 3 важные философские работы писателя, без которых сложно понять до конца его концепцию экзистенциализма. В работе он задается вопросами: что такое свобода и истина, из чего состоит бытие действительно свободного человека. Жизнь по Камю — это бунт. И стоит устроить восстание ради того, чтобы жить по-настоящему.

Личная жизнь

16 июня 1934 года Камю женился на Симоне Хи, которая ранее была помолвлена с другом писателя Макс-Полем Фуше. Однако счастливая личная жизнь молодоженов продлилась недолго — пара рассталась к июлю 1936-го, а развод был завершен в сентябре 1940-го.

Альбер Камю и Франсина Форе с детьми

3 декабря 1940-го Камю женился на Франсине Форе, пианистке и учительнице математики, с которой познакомился в 1937 году. Хотя Альбер любил свою жену, он не верил в институт брак. Несмотря на это, у пары были дочери-близнецы Кэтрин и Жан, родившиеся 5 сентября 1945 года.

Смерть

В 1957 году Камю получил Нобелевскую премию по литературе за свои произведения. В том же году Альбер начал работать над четвертым важным романом, а также собирался стать директором крупного парижского театра.

4 января 1960 года он погиб в автомобильной катастрофе в небольшом городке Вильблевен. Писателю было 46 лет. Хотя многие предположили, что причиной смерти писателя стала организованная Советами авария, нет никаких доказательств этого. Камю пережили его жена и дети.

Могила Альбера Камю

Две его работы были опубликованы посмертно: «Счастливая смерть», написанная в конце 1930-х годов, а опубликованная в 1971-м, и «Первый человек» (1994), которого Камю писал на период своей смерти. Кончина писателя стала трагической потерей для литературы, так как ему еще предстояло написать произведения в более зрелом и осознанном возрасте и расширить свою творческую биографию.

Читайте также  Краткая биография чивилихин

После смерти Альбера Камю многие мировые режиссеры взялись за произведения француза, чтобы экранизировать их. Вышли уже 6 фильмов, основанных на книгах философа, и одна художественная биография, в которой приводятся оригинальные цитаты писателя и показываются его настоящие фото.

Цитаты

«Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»

«Я не хочу быть гением, мне хватает тех проблем, с которыми я сталкиваюсь, пытаясь быть просто человеком»

«Осознание того, что мы умрем, превращает нашу жизнь в шутку»

«Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя»

Альбер Камю

Альбер Камю (1913-1960) – французский прозаик, философ, эссеист и публицист, близкий к экзистенциализму. При жизни получил нарицательное имя «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957).

В биографии Альбера Камю есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Камю.

Биография Альбера Камю

Альбер Камю появился на свет 7 ноября 1913 года в Алжире, который тогда являлся частью Франции. Он родился в семье смотрителя винодельческой компании Люсьена Камю и его супруги Кутрин Сантэ, которая была малограмотной женщиной. У него был старший брат Люсьен.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии Альбера Камю произошла еще в младенческом возрасте, когда его отец погиб от смертельного ранения в ходе Первой мировой войны (1914-1918).

В результате, матери пришлось одной заботиться о сыновьях. Изначально женщина трудилась на фабрике, после чего работа уборщицей. Семья испытывала серьезные материальные проблемы, часто не имея самого необходимого.

Когда Альберу Камю исполнилось 5 лет он пошел в начальную школу, которую окончил с отличием в 1923 г. Как правило, дети того поколения больше не продолжали учиться. Вместо этого они начинали работать, чтобы помогать родителям.

Однако преподаватель школы смог убедить мать Альбера в том, чтобы мальчик продолжил учебу. Более того, он помог ему поступить в лицей и добился назначения стипендии. В данный период биографии юноша много читал и увлекался футболом, выступая за местную команду.

В 17-летнем возрасте у Камю обнаружили туберкулез. Это привело к тому, что ему пришлось прервать образование и «завязать» со спортом. И хотя ему удалось побороть болезнь, он еще долгие годы страдал от ее последствий.

Стоит отметить, что вследствие слабого здоровья Альбер был освобожден от службы в армии. В середине 30-х годов он обучался в университете, где изучал философию. К тому моменту он уже вел дневники и писал эссе.

Творчество и философия

В 1936 г. Альбер Камю удостоился степени магистра философии. Его особенно интересовала проблема смысла жизни, над которой он размышлял посредством сравнения идей эллинизма и христианства.

Одновременно с этим, Камю рассуждал над проблематикой экзистенциализма – течения в философии XX века, акцентирующего свое внимание на уникальности человеческого бытия.

Одними из первых изданных работ Альбера были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир». В последнем труде уделялось внимание смыслу существования человека и его радостям. В будущем он разовьет идею абсурдизма, которую изложит в нескольких трактатах.

Под абсурдом Камю подразумевал пропасть между стремлением человека к благополучию и миру, который он может познать с помощью разума и реальной действительности, которая в свою очередь хаотична и нерациональна.

Вторая стадия мысли появилась из первой: человек обязан не только принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее в отношении традиционных ценностей.

В годы Второй мировой войны (1939-1945) Альбер Камю продолжал заниматься писательской деятельностью, а также участвовать в антифашистских движениях. За это время он стал автором романа «Чума», повести «Посторонний» и философского эссе «Миф о Сизифе».

В «Мифе о Сизифе» автор снова поднимал тему о природе бессмысленности жизни. Герой книги Сизиф, приговоренный к вечности, катит тяжелый камень в гору только потому, чтобы он снова катился вниз.

В послевоенные годы Камю работал независимым журналистом, писал пьесы и сотрудничал с анархистами и синдикалистами. В начале 50-х годов он опубликовал «Бунтующего человека», где анализировал мятеж человека против абсурдности существования.

Вскоре коллеги Альберта, включая Жана-Поля Сартра, раскритиковали его за поддержку французской общины Алжира, после разразившейся в 1954 г. Алжирской войны.

Камю внимательно следил за политической обстановкой в Европе. Его очень огорчал рост просоветских настроений во Франции. Одновременно с этим он начинает все больше увлекаться театральным искусством, в связи с чем пишет новые пьесы.

В 1957 г. Альберу Камю вручили Нобелевскую премию по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Интересен факт, что хотя все считали его философом и экзистенциалистом, сам он так себя не называл.

Камю во время Нобелевского банкета

Альбер считал наивысшим проявлением абсурда – насильственное улучшение общества с помощью того или иного режима. Он заявлял, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами», приводит к еще большему насилию и несправедливости.

Камю до конца жизни был убежден в том, что человек не в состоянии окончательно покончить со злом. Любопытно, что хотя его относят к представителям атеистического экзистенциализма, такая характеристика весьма условна.

Как ни странно, но сам он наряду с неверием в Бога заявлял о бессмысленности жизни без Бога. Кроме этого француз никогда не называл и не считал себя атеистом.

Личная жизнь

Когда Альберу было около 21 года он взял в жены Симону Ийе, с которой прожил менее 5 лет. После этого он вступил в брак с математиком Франсине Фор. В этом союзе у пары родились двойняшки Кэтрин и Жан.

Смерть

Альбер Камю погиб 4 января 1960 года в автокатастрофе. Машина, в которой он находился вместе с семьей своего приятеля, вылетела с шоссе и врезалась в дерево.

Писатель скончался мгновенно. На момент смерти ему было 46 лет. Существуют версии будто автокатастрофа была подстроена усилиями советских спецслужб, как месть за то, что француз критиковал вторжение СССР в Венгрию.

Краткая биография камю

АЛЬБЕР КАМЮ — французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, сельскохозяйственный рабочий Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, погиб в битве на Марне в начале Первой мировой войны. Мать, испанка по национальности, Кутрин Сантэ, переехала с детьми в город Алжир.

В 1932-1937 учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы много читал, начал вести дневники, писал эссе. В 1936-1937 путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. На старших курсах…

АЛЬБЕР КАМЮ — французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, сельскохозяйственный рабочий Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, погиб в битве на Марне в начале Первой мировой войны. Мать, испанка по национальности, Кутрин Сантэ, переехала с детьми в город Алжир.

В 1932-1937 учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы много читал, начал вести дневники, писал эссе. В 1936-1937 путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме». В 1936 создал самодеятельный «Народный театр», организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова.

Ещё в 1930 у Камю был обнаружен туберкулёз, и, несмотря на выздоровление, он долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. По состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет. На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение государством социально-ориентированной политики и улучшение положение арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические материалы. В январе 1939 написан первый вариант пьесы «Калигула».

В январе 1940 Камю с будущей женой Франсин Фор переезжает в Оран, где они живут, давая частные уроки. Через два месяца они покидают Алжир и переселяются в Париж.

В Париже Альбер Камю устроился техническим редактором. В мае 1940 была закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из газеты и, не желая жить в оккупированной стране, он возвращается в Оран, где преподаёт французский язык в частной школе. В феврале 1941 закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления, становится членом подпольной организации «Комба», возвращается в Париж. В 1942 был издан «Посторонний», в 1943 — «Миф о Сизифе». С 1943 начинает печататься в подпольной газете «Комба», затем становится её редактором. С конца 1943 начинает работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны публикует под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 знакомится с Сартром, участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад — это другие»). В 1944 был написан роман «Чума» (опубликован в 1947).

После окончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность. В 1947 начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом — пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

Сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».

В 1951 выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского). Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.

Читайте также  Краткая биография гашека

Его всё больше увлекает театр, с 1954 он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже экспериментального театра. В 1956 Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». В последние годы жизни Камю практически ничего не писал.

4 января 1960 автомобиль Facel-Vega, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги. В автокатастрофе погибли Камю и сам Галлимар. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченного романа «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ А. КАМЮ

Альбемр Камюм (фр. Albert Camus, 1913-1960) — французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, сельскохозяйственный рабочий Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, погиб в битве на Марне, в начале Первой мировой войны. Мать, испанка по национальности Кутрин Сантэ, переехала с детьми в город Алжир.

В 1932-1937 гг. учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы много читал, начал вести дневники, писал эссе. В 1936-1937 гг. путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. Материальную нужду, как вспоминал Камю, значительно легче переносить там, где ее восполняет красота природы, полнота телесной жизни. Средиземноморской природе посвящены самые прекрасные страницы прозы Камю. Эта земля, сохранившая элементы античности, постоянно присутствовала в сознании Камю как солнечный аполлоновский мир, унаследовавший от эллинов ясность мысли и чувства. На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме». В 1936 году создал самодеятельный «Народный театр», организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова.

Ещё в 1930 году у Камю был обнаружен туберкулез, и, несмотря на выздоровление, он долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. По состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.

«Я находился на полпути между нищетой и солнцем,- пробовал Камю много лет спустя нащупать истоки своей мысли.- Нищета помешала мне уверовать, будто все благополучно в истории и под солнцем, солнце научило меня, что история — это не все». Молодого интеллигента в первом поколении, каких в России когда-то звали «кухаркиными детьми», неблагополучие текущей истории весьма тревожило, побуждало предъявлять суровый счет всем, кто нес за это ответственность. «Каждый раз, когда я слышу политическую речь или читаю заявление тех, кто нами управляет,- записывал он в дневнике,- я ужасаюсь, и уже не первый год, оттого что не улавливаю ни малейшего оттенка человечности. Вечно все те же слова, все та же ложь». Камю помышляет о том, чтобы корыстная возня проходимцев-политиканов была пресечена политиками другого толка, «носителями действия и вместе с тем идеалов». Сам он хотел бы выступить одним из поборников чести на поприще, где подвизается слишком много лгунов и оборотистых деляг. «Речь идет о том, чтобы жить своими мечтами и воплощать их в дела».

Однако порыв Камю к деятельности подстать мечте шел на убыль по мере того, как мир соскальзывал к очередной военной пропасти. Пожар рейхстага в Берлине, гибель Испанской республики, 1937 г., Мюнхенский сговор, развал Народного фронта во Франции, «странная война»- все это выветривало надежды на успех стараний овладеть ходом истории. Камю не прощается с мятежным настроем ума, однако уже тогда задает своему мятежу метафизическую устремленность: «Революционный дух полностью сводим к возмущению человека своим уделом. Революция всегда, со времен Прометея, поднимается против богов, тираны же и буржуазные куклы тут просто предлог». Но коль скоро за спиной у сменяющих друг друга правителей стоит извечный рок, судьба — «боги», а с ними не справиться во веки веков, то и в самом непокорстве Камю гнездится отчаяние. Убежденный, что «башни из слоновой кости давно разрушены», что с несправедливостью «либо сотрудничают, либо сражаются», третьего не дано, он ратует за вмешательство в гражданские битвы своей эпохи, заранее, однако, проникнутое — и подорванное — знанием конечной обреченности на поражение.

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже републюкен» и «Суар републюкен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение государством социально-ориентированной политики и улучшение положение арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические материалы. В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

После запрета «Суар републюкен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор переезжает в Оран, где они живут, давая частные уроки. Через два месяца они покидают Алжир и переселяются в Париж.

В Париже Альбер Камю устроился техническим редактором в газету «Пари-суар». В мае 1940 года закончен роман «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он возвращается в Оран, где преподаёт французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления, становится членом подпольной организации «Комба», возвращается в Париж. В 1942 году был издан «Посторонний», в 1943 году — «Миф о Сизифе». С 1943 года начинает печататься в подпольной газете «Комба», затем становится её редактором. С конца 1943 года начинает работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны публикует под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году знакомится с Сартром, участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад — это другие»). В 1944 году был написан роман «Чума» (опубликован только в 1947).

После окончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность. В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением, он уходит из «Комба», становится независимым журналистом — пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

В 1951 году выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского). Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 году Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 году членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.

Его всё больше увлекает театр, с 1954 года он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». В ответной речи Камю сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению». Когда Камю получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Но в последние годы жизни Камю практически ничего не писал.

4 января 1960 года автомобиль «Facel-Vega», в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги. В автокатастрофе погибли Камю и сам Галлимар. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет.

Альбер Камю: цитаты, творчество, краткая биография

Детство и юность

Альбер Камю появился на свет 7 ноября 1913 года в Мондови, Алжир, тогда являвшегося частью Франции. Его отец-француз был убит во время Первой мировой войны, когда Альберу исполнился один год. Мать мальчика, испанка по происхождению, смогла обеспечить небольшой доход и жилье в бедном районе Алжира благодаря неквалифицированному труду.


Альбер Камю в детстве

Детство Альбера было бедным и солнечным. Жизнь в Алжире заставила Камю чувствовать себя богатым из-за умеренного климата. Судя по высказыванию Камю, он «жил в нищете, но также и в чувственном восторге». Его испанское наследие дало ему чувство собственного достоинства в бедности и страсть к чести. Камю начал писать в раннем возрасте.

Читайте также  Краткая биография цинь

В алжирском университете он блестяще изучал философию — ценность и смысл жизни, делая акценты на сравнении эллинизма и христианства. Еще будучи студентом, парень основал театр, одновременно руководил и играл в спектаклях. В 17 лет Альбер заболел туберкулезом, что не позволяло ему заниматься спортивной, военной и преподавательской деятельностью. Камю работал на различных должностях, прежде чем стать журналистом в 1938 году.


Альбер Камю в молодости

Его первыми опубликованными работами были «Изнанка и лицо» в 1937 году и «Брачный пир» в 1939-м — собрание эссе, посвященных значению жизни и ее радостям, а также бессмысленности. Стиль письма Альбера Камю знаменовал собой разрыв с традиционным буржуазным романом. Его меньше интересовал психологический анализ, нежели философские проблемы.

Камю развил идею абсурдизма, которая обеспечила тему для большей части его ранних работ. Абсурд — это пропасть между стремлением человека к счастью и миру, который он может понять рационально, и реальным миром, который запутан и иррационален. Вторая стадия мысли Камю возникла из первой: человек должен не просто принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее. Это восстание не политическое, а во имя традиционных ценностей.

Книги

Первый роман Камю «Посторонний», опубликованный в 1942 году, был посвящен негативному аспекту человека. Книга повествует о молодом клерке по имени Мерсо, являющемся рассказчиком и главным героем. Мерсо чужды всеми ожидаемые человеческие эмоции, он «лунатик» по жизни. Кризис романа разворачивается на пляже, когда герой, вовлеченный в ссору не по своей вине, стреляет в араба.


Писатель Альбер Камю

Вторая часть романа посвящена его суду за убийство и приговору к смертной казни, которую он понимает примерно так же, как и то, почему убил араба. Мерсо абсолютно честен в описании своих чувств, и именно эта честность делает его «чужим» в мире и обеспечивает обвинительный приговор. Общая ситуация символизирует абсурдный характер жизни, и этот эффект усиливается намеренно плоским и бесцветным стилем книги.

Камю вернулся в Алжир в 1941 году и закончил свою следующую книгу «Миф о Сизифе», также опубликованную в 1942 году. Это философское эссе о природе бессмысленности жизни. Мифический персонаж Сизиф, приговоренный к вечности, поднимает тяжелый камень в гору только для того, чтобы он снова скатился вниз. Сизиф становится символом человечества и в своих постоянных усилиях добивается определенной печальной победы.

В 1942 году, вернувшись во Францию, Камю присоединился к группе «Сопротивления» и занимался подпольной журналистикой до «Освобождения» в 1944-го, когда стал редактором газеты «Бой» на 3 года. Также в этот период были поставлены его первые две пьесы: «Недоразумение» в 1944-м и «Калигула» в 1945-м.

Главную роль в первой пьесе сыграла актриса Мария Казарес. Работа с Камю перешла в более глубокие отношения длиною в 3 года. Мария оставалась в дружеских отношениях с Альбером до самой его гибели. Главной темой пьес стала бессмысленность жизни и окончательность смерти. Именно в драматургии Камю чувствовал себя наиболее успешным.


Альбер Камю и Мария Казарес

В 1947 году Альбер опубликовал свой второй роман «Чума». В этот раз Камю сфокусировался на положительной стороне человека. Описывая вымышленную атаку бубонной чумы в алжирском городе Оран, он вновь рассмотрел тему абсурдизма, выраженную бессмысленными и полностью незаслуженными страданиями и смертью, вызванными чумой.

Рассказчик, доктор Риэ, объяснил свой идеал «честности» — это человек, сохранивший силу характера и изо всех сил старающийся, даже если и безуспешно, бороться против вспышки болезни.


Альбер Камю

На одном уровне роман может быть рассмотрен как вымышленное представление о немецкой оккупации во Франции. «Чума» получил наиболее широкую известность у читателей как символ борьбы со злом и страданиями — главными моральными проблемами человечества.

Следующей важной книгой Камю стал «Бунтующий человек». В сборник вошли 3 важные философские работы писателя, без которых сложно понять до конца его концепцию экзистенциализма. В работе он задается вопросами: что такое свобода и истина, из чего состоит бытие действительно свободного человека. Жизнь по Камю — это бунт. И стоит устроить восстание ради того, чтобы жить по-настоящему.

О чем роман «Чума»?

Как признавался сам автор, «Чума» рассказывает в аллегорической форме историю европейского сопротивления против «коричневой чумы» — фашизма. Естественно, этим пластом содержание произведения не исчерпывается.

Камю стремился распространить образ чумы в целом на бытие. Утверждая, что чума в его романе — это не только фашизм, а вообще зло, которое свойственно бытию и никогда от него неотделимо. Чума должна осмысливаться читателем, как форму существования зла в этом мире, в тоже время становиться трагической судьбой, которая способна сократить переход самого автора от одинокого бунта к сообществу, чью борьбу необходимо разделять и поддерживать, должна происходить эволюция в направлении к солидарности и сочувствию.

Роман написан в жанре хроники, что позволяет подчеркнуто объективно подбирать лексику, ограничиваться яркими и эмоциональными высказываниями, изложение событий представлено максимально сдержанно, к ним практически нет авторских комментариев. Перед читателем преимущественно сухие факты.

Безусловно, это и роман-притча, смысл которого намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. В нем угадывается вневременной и общечеловеческий подтекст. В философском смысле его можно даже позволить себе рассматривать как некий авторский монолог, во время которого отдельные персонажи воспроизводят всевозможные версии мировоззрения писателя. Если подходить к произведению в таком смысле, то это одновременно разговор с самим собой, что при этом не лишает ключевых персонажей ярких индивидуальных черт, а также можно проследить за мотивацией, совершаемых ими поступков.

Стиль романа подчеркивает развитие творческой манеры самого Камю. Он стремится соблюдать традиции жанра, распространенного в современной интеллектуальной прозе, стараясь сохранить универсальность содержания. Роман «Чума» — аллегория, который многие сравнивают с «Библией» или древними мифами, но в отличие от притч прошлых веков, которые преимущественно тяготели к прямолинейным и весьма однозначным аллегориям, в произведении Камю можно отыскать смысловую многозначность. В этом случае роман становится уже надкультурным явлением, которое можно поставить в один ряд с «Котлованом» Андрея Платонова, «Процессом» Франца Кафки, «Моби Диком» Германа Мелвилла.

В то же время «Чума» — это роман-предостережение и роман-предупреждение, который пытается обезопасить человечество от неизбежного зла.

Цитаты из «Чумы» Камю являются наглядными иллюстрациями этих идей.

Самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо.

Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.

Самый удобный способ познакомиться с городом – это попытаться узнать, как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают.

Когда разражается война, люди обычно говорят: «Ну, это не может продлиться долго, слишком это глупо». И действительно, война — это и впрямь слишком глупо, что, впрочем, не мешает ей длиться долго.

Не может человек по-настоящему разделить чужое горе, которое не видит собственными глазами.

Стыдно быть счастливым одному.

Личная жизнь

16 июня 1934 года Камю женился на Симоне Хи, которая ранее была помолвлена с другом писателя Макс-Полем Фуше. Однако счастливая личная жизнь молодоженов продлилась недолго — пара рассталась к июлю 1936-го, а развод был завершен в сентябре 1940-го.


Альбер Камю и Франсина Форе с детьми

3 декабря 1940-го Камю женился на Франсине Форе, пианистке и учительнице математики, с которой познакомился в 1937 году. Хотя Альбер любил свою жену, он не верил в институт брак. Несмотря на это, у пары были дочери-близнецы Кэтрин и Жан, родившиеся 5 сентября 1945 года.

Цитаты о любви

Камю оставил большое количество высказываний на самые разные темы. Сейчас весьма популярны цитаты Альбера Камю о любви. Он оригинально высказывался о связи между любовью и религией, утверждая, что именно человек позволил Богу любить себя.

Любовь — это, похоже, единственное, что нас устраивало в Боге, ведь мы всегда не прочь, чтобы нас кто-то любил против нашей воли.

Если верить герою нашей статьи, человек страдает от тщеславия, если обманывает себя и других, стремясь к любви, а всем рассказывая, что хочет добиться истины. Многим эта цитата о любви Камю кажется особенно точной.

Удивительно, как тщеславен человек, который хочет внушить себе и другим, что он стремится к истине, меж тем как он жаждет любви.

По его убеждению, любовь — это мимолетное состояние, на котором нельзя, да и не получится ничего построить. Для этого, кроме любви, должны быть другие веские основания.

На любви ничего нельзя построить: она — бегство, боль, минуты восторга или стремительное падение.

Известное высказывание Альбера Камю о любви на языке оригинала звучит так:

Ne marche pas devant moi, je ne suivrai peut-etre pas. Ne marche pas derriere moi, je ne te guiderai peut-etre pas. Marche juste a cote de moi et sois mon ami.

В переводе с французского языка это означает:

Не иди впереди меня — я могу не успеть. Не иди позади меня — я могу завести не туда. Просто иди рядом со мной и будь моим другом.

Смерть

В 1957 году Камю получил Нобелевскую премию по литературе за свои произведения. В том же году Альбер начал работать над четвертым важным романом, а также собирался стать директором крупного парижского театра.

4 января 1960 года он погиб в автомобильной катастрофе в небольшом городке Вильблевен. Писателю было 46 лет. Хотя многие предположили, что причиной смерти писателя стала организованная Советами авария, нет никаких доказательств этого. Камю пережили его жена и дети.


Могила Альбера Камю

Две его работы были опубликованы посмертно: «Счастливая смерть», написанная в конце 1930-х годов, а опубликованная в 1971-м, и «Первый человек» (1994), которого Камю писал на период своей смерти. Кончина писателя стала трагической потерей для литературы, так как ему еще предстояло написать произведения в более зрелом и осознанном возрасте и расширить свою творческую биографию.

После смерти Альбера Камю многие мировые режиссеры взялись за произведения француза, чтобы экранизировать их. Вышли уже 6 фильмов, основанных на книгах философа, и одна художественная биография, в которой приводятся оригинальные цитаты писателя и показываются его настоящие фото.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: