Краткая биография ожешко - Sogetsu-Mf.ru

Краткая биография ожешко

Элиза Ожешко. Биография и избранные произведения

Краткая биография ожешко

Элиза Ожешко. Биография и избранные произведения

Элиза Ожешко (Orzeszkowa, урождённая — Эльжбета Павловская) родилась 6 июня (25 мая) 1841 года в местечке Мильковщина Гродненского уезда Гродненской губернии в семье богатого помещика и адвоката. Ее отец — Бенедикт Павловский, богатый помещик и образованный юрист, был человеком передовых взглядов. В его библиотеке была представлена почти вся французская литература эпохи Просвещения, произведения Вольтера, Дидро, Руссо. Воспитание Элиза получила в Варшавском пансионе монашеского ордена сакраменток, в котором находилась с 1852 по 1857 год. Она изучала иностранные языки, историю, арифметику, музыку, живопись, училась танцам. Уже тогда будущая романистка делает первые робкие шаги в литературу, приобретая славу школьной писательницы. Там она познакомилась с будущей поэтессой Марией Конопницкой (1842-1910). Воспитанная на чтении польских просветителей, французских энциклопедистов и английских позитивистов (Г. Бокль, Г. Спенсер и Д. С. Милль), она вошла в литературу как поборница демократизма, гуманности и технического прогресса.
В начале осени 1857 года Элиза с матерью переезжает на зиму в Гродно. Светская жизнь в тот год была необыкновенно оживленной и веселой. Сам генерал — губернатор Гродно Каликст Ожешко и его жена вводят Элизу в вышестоящее общество. Каждый вечер она на балах, маскарадах, вечерах. Элиза — самая блестящая партия во всей губернии. На ее руку немало претендентов. Но, по совету матери, она выбирает 35-летнего помещика Петра Ожешко. В 17 лет была выдана замуж за помещика Кобринского уезда Пётра Ожешко. Венчание состоялось 21 января 1858 года в Бернардинском костеле. Через 2 недели после свадьбы в морозный февральский день они переехали в Людвиново, имение Петра Ожешко. В то время в Белоруссии, как и в других областях России и Польши, в среде передовой шляхты обсуждался вопрос об аграрной реформе. Будущая писательница оказалась в самой гуще споров о положении крестьян. В Людвиново она также много читает, пользуясь привезенной из Мильковщины библиотекой отца; мечтая о труде на благо народа, открывает школу для деревенских детей. Круг интересов Петра Ожешко в основном не выходил за пределы жизни поместья, охоты и карт, поэтому ожидать от него понимания Элизе не приходилось. Муж скептически относился к ее «философствованиям», не одобрял ее стремления к общественно-просветительской деятельности. У Элизы появляется мысль о разводе, но события 1863 г. отодвинули эти намерения на несколько лет.
В период национально-освободительного восстания Ожешко была свидетельницей героических сражений повстанцев и перенесла всю горечь их поражения. Как и многие женщины ее круга, Элиза помогала повстанцам. Однажды, рискуя жизнью, будущая писательница переправила в своей карете под видом больного кузена к границе Королевства Польского одного из вождей восстания — Ромуальда Траугутта. События 1863-64 гг. оказали большое влияние на всю жизнь Ожешко. Впоследствии она писала, что именно они пробудили в ней желание служить Родине: «Все это сделал со мной и во мне 1863 год. Если бы не его молот и наковальня, моя судьба скорее всего сложилась бы иначе и я, очевидно, не стала бы писательницей».
После подавления восстания в 1864 Ожешко переезжает в разоренное царскими войсками отцовское имение Милковщизну. За причастность к восстанию муж был в 1865 сослан в Пермскую губернию, где провел 3 года, а имение было кофисковано. Брак Элизы Ожешко с Петром Ожешко по её инициативе был признан в 1869 недействительным.
В Мильковщине, где Ожешко прожила в полном одиночестве до 1869, она начинает писать. В 1866 году она посылает свой рассказ «В голодные годы» в варшавский журнал «Тыгодник илюстрированы», где его с ободряющим напутствием публикуют. Здесь же, в Мильковщине, до 1869 года Ожешко написала еще 6 романов («Последняя любовь», 1867, «В клетке», 1896, «В провинции», 1869, «Добродетельные», опубл. в 1871, и др.). В некоторых из написанных в этот период произведений нашли отражение события ее личной жизни и связанные с ними переживания. Однако первые романы Ожешко несколько тенденциозны и дидактичны, идея их часто выписана схематично. Писательница ищет свой стиль на протяжение 60-70 годов.
В 1869 году Ожешко была вынуждена продать покрытое долгами имение и переехать в Гродно. Обосновавшись в Гродно, она жила литературными трудами, занималась благотворительной и патриотической общественной деятельностью. Здесь писательница и прожила большую часть своей жизни, изредка выезжая в Варшаву или за границу для отдыха и лечения.
В 1894 писательница вышла замуж за адвоката Станислава Нагорского, с которым ее связывала тринадцатилетняя дружба, а через три года тяжело пережила его преждевременную смерть.

Главным мотивом ранних произведений Ожешко, таких как «Пан Граба» (1869), «Марта» (1873) и др., была борьба женщины за свое человеческое достоинство и общественную эмансипацию. В дальнейшем основной темой творчества писательницы стало разложение патриархального помещичьего уклада, возвышение буржуазии. В этот период были напечатаны романы «Эли Маковер» (1874-75), «Семья Брохвичей» (1876) и др. До 80-х гг. для творчества Ожешко характерны так называемые тенденциозные жанры («повесть с тезисом», «рассказ с тезисом»). Получили широкое признание чиателей такие произведения, как «Меир Эзофович» (1878), рассказы сборника «Из разных сфер» (т. 1-3, 1879-1882), повести из жизни белорусского крестьянства «Низины» (1883), «Дзюрдзи» (1885) и «Хам» (1888).
В связи с репрессивными действиями русского правительства после разгрома восстания в Гродно был официально запрещен польский язык, введены различные ограничения на издание польских книг. В этих условиях Ожешко много делает для пропаганды передовой польской культуры. В 1879 она получает разрешение на основание книгоиздательства в Вильно, однако уже в 1882 оно было закрыто властями. Писательнице запрещен выезд из Гродно, за ней устанавливается полицейский надзор.
В своих письмах Ожешко неоднократно жалуется на гнет цензуры, на необходимость переносить действие своих произведений из Вильно и Гродно в несуществующие Онвиль и Онгрод. Живя в стороне от культурного центра Польши, Варшавы, Ожешко тем не менее поддерживает тесные связи с варшавскими литераторами, а также с русскими, украинскими, чешскими писателями, переводчиками и критиками. Она знает русский язык, читает произведения русских авторов в подлиннике, внимательно следит за российскими журналами. Особенно интересует писательницу творчество Салтыкова-Щедрина, с которым она вела переписку, Достоевского и Л. Н. Толстого.
В создании реалистического романа Ожешко не могла пройти мимо опыта европейской и французской литературы. Внимание писательницы привлекает творчество украинских и белорусских авторов. Она переписывается с Иваном Франко, хорошо знает произведения Т. Шевченко, переводит несколько рассказов Марко Вовчок.
Жанр романа, по мнению Ожешко, наиболее отвечал задачам польской литературы. Главной его чертой в период 60-70 годов писательница считает проведение определенной тенденции в романе. Однако в конце 70-х Элиза Ожешко пересматривает свою концепцию тенденциозного романа и во многом от нее отказывается. Об этом свидетельствует ее собственное творчество и опубликованная в 1879 работа «О романах Т. Т. Ежа и о романее вообще». Писательница по новому ставит вопрос об отношении литературы к действительности, соотношении «тенденции» и реализма, отходит от понимания литературы как «зеркала» жизни. Это переосмысление сказывается уже в романе «Меир Езофович» (1878), посвященном жизни еврейского народа в Польше. Это произведение принесло писательнице мировую известность. Вскоре после появления роман был переведен на множество языков. Еврейской теме посвящены и рассказы «Дай цветочек» и «Сильный Самсон» (1877).
Ожешко начинает разрабатывать жанр рассказа. В конце 70-х начинает выходить серия рассказов Ожешко под общим названием «Из разных сфер», основная тема которых — жизнь городской бедноты. Обращение к малым литературным формам имело большое значение для дальнейшего художественного совершенствования мастерства Ожешко, выработки более ясного и строгого стиля.
О внимании ко всем изменениям в жизни общества, о стремлении отразить самые новые идейные течения (в частности, идеи социализма) свидетельствует цикл романов, который в польской критике принято называть «Призраки» по названию одного из романов этого цикла. В эту группу входят «Призраки», «Сильвек-могильщик», «Зыгмунт Лавич и его товарищи», «Мыльный пузырь», «Первобытные» (1880-83). О влиянии новых идей на молодежь, о своих опасениях и сомнениях Ожешко пишет в своей публицистической работе «Патриотизм и космополитизм» (1880).
В 80-е годы Ожешко пишет ряд произведений из жизни белорусской деревни (в окрестностях Гродно крестьянское население было преимущественно белорусским). Это повести «Низины» (1884), «Дзюрдзи» (1885) и «Хам» («хам» — презрительное прозвище крестьян, данное им польской шляхтой).

Значительной вехой среди творческих достижений Элизы Ожешко стал её лучший роман «Над Неманом», который она печатает в 1887 году в журнале «Тыгодник илюстрированы». В нём дается широкая эпическая картина жизни польской шляхты наднеманских земель, деградирующей шляхте противопоставлены простые и трудолюбивые крестьяне, приверженцы национально-патриотических традиций времен Польского восстания 1863 года. «Над Неманом» был с энтузиазмом принят критикой, видевшей в нем национальную эпопею.
Творчество Элизы Ожешко в 1890-1900-е годы характеризуется ростом интереса к общечеловеческим, моральным проблемам, тяготеет к рассмотрению борьбы в человеке начал Добра и Зла. Особенно это характерно для сборников рассказов «Меланхолики» (1896), «Искры» (1898) и «Мгновения» (1901). Подобно другим польским писателям старшего поколения, в период распространения модернистских тенденций Ожешко продолжает отстаивать реализм, высмеивая лозунги «чистого искусства» в этюде «Музы» (1888) и выступая против декадентских теорий в 1895. Тем не менее сама Ожешко не избежала влияния модернистской поэтики на свое творчество — в нем появляются символические и фантастические образы, поэтическая стилизация и лирические монологи (роман «Ad astra», 1902-03). В произведениях этих лет Ожешко, с одной стороны, критикует шляхту («Благородные», 1891), а с другой, идеализирует мелкопоместное дворянство, изображая его труд и дружбу с крестьянами. В связи с этим в последний период своей жизни Ожешко увлекается философской концепцией Зыгмунта Красиньского о нравственном совершенствовании народа, читает о нем в 1901 публичную лекцию. Влияние идей Красиньского сказывается в романах «Два полюса» (1893) и «Австралиец» (1894).
Произошедшая в 1905 революция, придавшая новую окраску польскому вопросу, потрясла Элизу Ожешко. Она связывает с революцией свои надежды на изменение русско-польских отношений, о чем пишет редактору журнала «Русская мысль» Виктору Гольцеву. Вопросы национального освобождения поднимаются ею в повести «И песня пусть заплачет» (1905) и сборнике рассказов «Слава побежденным» (1910), где Ожешко вновь вспоминает о героической борьбе повстанцев в 1863.
На переломе 1907-1908 годов Ожешко была в ряду организаторов товарищества любителей сцены и искусства «Музы» в Гродно. До последних дней жизни она руководила там художественно-литературным отделом. Не щадя сил, даже во время болезни, она готовила программу вечеров, читала лекции, а когда была необходимость, занималась режиссурой с любительскими актерами.

Читайте также  Краткая биография вампилов

Велика заслуга Ожешко в развитии польской новеллы, семейно-бытового и социального романа. Ее стремление к глубокому раскрытию внутреннего мира человека обогатило польскую литературу опытом психологического анализа. Вместе с произведениями Пруса и Сенкевича ее творчество составило эпоху расцвета польского реализма 19 века.

После тяжёлой болезни сердца умерла Элиза Ожешко 18 мая 1910 года в Гродно. Весь город вышел на её похороны. 20 мая в местном католическом костеле была отслужена заупокойная месса в честь памяти скончавшейся известной польской писательницы Элизы Ожешко и похоронена на гродненском кладбище. Тысячи граждан собрались и в 1929 году, когда в парке открывался гранитный памятник Элизе Ожешко.

  • Дом Элизы Ожешко в Гродно
  • Заказать экскурсию с осмотром достопримечательностей Гродно
  • Из истории города Гродно
  • Достопримечательности Гродно
  • Панорамы достопримечательностей Гродно, фото Гродно
  • Полезная информация о Гродно
  • Гостиницы, отели г. Гродно

Белорусские корни Элизы Ожешко

6 июня 2011 года в Беларуси прошли мероприятия, посвященные 170-летию со дня рождения Элизы Ожешко. Общепринятым считается, что завоевавшая всемирную славу Ожешко является польской писательницей. Без сомнения, она создавала свои творения на польском языке, сама была воспитана в польской культуре, и считала себя полькой. В то же время Элиза родилась и жила на Гродненщине, воспев в своих произведениях богатую природу и типы трудолюбивых жителей Принеманья: белорусов, евреев и поляков. Произведения Ожешко – это подлинная энциклопедия народной жизни: нравов, обычаев, обрядов, национальной кухни, рецептов народной медицины, местных топонимов и названий растений, преданий и многих других проявлений материальной и духовной культуры края. Она внесла значительный вклад в культурную и общественную жизнь Белоруссии, активно занималась просветительской и благотворительной деятельностью. Творчество великой писательницы не принадлежит исключительно одному только польскому народу, это – всемирное наследие, причем в значительной степени оно является достоянием белорусской культуры и литературы, в тот период вызревавшей в польской и русской интеллектуальной среде. Как сама Элиза Ожешко вдохновлялась образами Принеманья, так в дальнейшем идеи молодой белорусской культурной элиты, а также широкое народное творчество масс были окрылены ее произведениями. Имя Ожешко в первой четверти XX века для белорусов стояло рядом с именами Янки Купалы, Максима Богдановича, Тетки и других великих деятелей белорусского национального возрождения.

Произведения Элизы Ожешко продолжают пользоваться огромной популярностью у ее земляков. Немногие из них, однако, знают, что «польская» писательница имеет глубокие местные, белорусские корни.

Ожешко — урождённая Эльжбета Павловская (El;bieta Paw;owska), родилась в семье богатого помещика и адвоката Бенедикта Павловского в имении Мильковщина (Мильковщизна), расположенного неподалеку от местечка Скидель Гродненского уезда. Ее мать была Франтишка из рода Каменских, чье имение Михайловка также находилось в Гродненском уезде, на берегу Немана. Это — через реку от знаменитых Богатыревич и Миневич, где, уже будучи знаменитой писательницей, Элиза Ожешко любила отдыхать и заниматься литературными трудами. Фамилия Каменских, по всей видимости, произошла от шляхты местечка Каменка (ныне — Щучинский район Гродненской области), где, кстати, в местном католическом костеле, 20 июня 1841 года и была крещена Элиза Ожешко. В 17 лет Элиза была выдана за помещика Кобринского уезда Гродненской губернии Петра Ожешко и жила в его поместье в Людвиново (ныне Дрогичинский район Брестской области). Она оказывала поддержку участникам восстания 1863 года. За причастность к восстанию в 1865 ее муж был сослан в Пермскую губернию, а имение кофисковано царским правительством. В 1869 брак Элизы Ожешко с Петром Ожешко по её инициативе был признан недействительным. Обосновавшись в Гродно, в 1870 году Ожешко продала имение Павловских Мильковщизну и жила литературными трудами. В 1894 году в городе Гродно Элиза Ожешко повторно вышла замуж за Станислава Нагорского. В 1910 году, после тяжёлой болезни, она умерла в городе Гродно, похоронена на Гродненском Фарном католическом кладбище как Ожешко-Нагорская. Детей у нее не было.

Таким образом, Элиза Ожешко принадлежала к роду Павловских и имела отношение к семьям Ожешко, Нагорских и, конечно же, Каменских, которые проживали на территории Гродненской губернии, на землях современной Беларуси. Если обратиться к списку древних белорусских шляхетских родов, то можно обнаружить, что в нем присутствуют все эти фамилии: как Ожешко, так и Павловские, Нагорские и Каменские (Старажытныя беларускія шляхецкія роды. // Сайт: Открытый гербовник Беларуси: Такие же сведения нам сообщают многие авторы, изучавшие историю белорусской шляхты, например, Владимир Круковский (Уладзімір Крукоўскі. Старажытныя беларускія шляхоцкія роды. В статье: Срэбная страла ў чырвоным полі. З гісторыі беларускае шляхоцкае геральдыкі. // Часопіс «Спадчына» № 2 1995).

Правда, в случае Ожешко речь идет о фамилии Орешко, или, по-белорусски, Арэшка. В белорусской исторической энциклопедии указаны как синонимы оба варианта: Ажэшка (Арэшка).

Изначально фамилия звучала именно как Орешко (по белоруски Арэшка), в дальнейшем в тесной связи с перипетиями социально-политической истории нашей Родины она неоднократно трансформировалась. В разные периоды она писалась и звучала как Арэшка / Are;ka / Orzeszko, Areszko, Oreszko / Орешка, Орешко, Оржешко, Гарэшка. Применительно к особе Элизы Ожешко применялись варианты Элиза Ожешкова, Элиза Оржешко, на польском языке Eliza Orzeszkowa, на белорусском Эліза Ажэшка (устаревшие варианты: Эліза Арэшчыха (Ожешко, Элиза. Википедия — свободная энциклопедия. // http://ru.wikipedia.org), Эліза Гарэшка).

Кто читал поэму Адама Мицкевича “Пан Тадеуш”, не мог не обратить внимание на место, где автор говорит о том, как из одного рода (Орешко, или, как по-польски пишет поэт, Horeszko (Горешко) получилось две фамилии: белорусское слово “орэшки” в польскоязычном произношении звучало, как “ожэшки”, и фамилия стала писаться как Ожешко (Ажэшка) (Міхась Журко. Нацыянальны радавод. // http://news.21.by/society/2010/09/30/169962.html).

Фамилия Орешко впервые встречается в переписи войска Великого княжества Литовского 1528 года. Там упоминается Ян Орешко, шляхтич (земянин) Мельницкога повета Подляшского воеводства. Как представитель белорусского шляхетского рода (герба «Кораб» (Сайт «Фамильные гербы Пинщины и Белоруссии». // http://pinskhistory.by.ru/family_coats/links_coat.html).), он обязан был служить в войске ВКЛ, выставляя в случае войны восемь всадников (Перапiс войска Вялiкага княства Лiтоўскага 1528 года. Метрыка Вялiкага княства Лiтоўскага. Кн. 523. Публiчных спраў 1. — Мн.: Бел. навука, 2003. — 444 с. С. 124). Ян Орешко был достаточно крупный землевладелец. По богатству его можно сравнить с князем Богушем Масальским, имевшим земли в Волковыском и Меречском поветах Троцкого воеводства, который выставлял с этих двух частей своих владений соответственно по три и по пять всадников, а всего восемь (Перапiс войска Вялiкага княства Лiтоўскага 1528 года. Метрыка Вялiкага княства Лiтоўскага. Кн. 523. Публiчных спраў 1. — Мн.: Бел. навука, 2003. — 444 с. С. 95, 102). Мельники в то время входили в Великое княжество Литовское, позже были отторжены Польшей. Представители рода Орешко занимали разные государственные посты (стольник, подстолий, подсудья, судья, войский) в Мельникском повете (Сайт «Фамильные гербы Пинщины и Белоруссии». // http://pinskhistory.by.ru/family_coats/links_coat.html). В XVI столетии потомок воина Яна — Антоний Орешко — переселился с Подляшья в полесскую деревню Закозель, земли в окрестностях которой ему передал король и великий князь ВКЛ Сигизмунд (Жигимонт) II Август. На этих землях Орешки основали имение Людвиново, куда и выдана была замуж молодая Эльжбета Павловская (Элиза Ожешко) несколько веков спустя. До нашего времени в Закозеле сохранилась родовая часовня-усыпальница семьи Ожешко, пейзажный парк с прудами, а также частично перестроенный усадебный дом и некоторые хозяйственные постройки бывшего поместья. Остается добавить, что ныне на Белосточчине в Гайновской гмине сохранилась деревня Орешково, которая, возможно, когда-то принадлежала роду Орешко.

В переписи войска Великого княжества Литовского 1528 года упоминается также и шляхтич Ленарт Станиславович Нагорка (Накгорка) — предок Нагорских, мелкий земянин села Влосты Вышенской парафии Бельской земли Подляшского воеводства (Перапiс войска Вялiкага княства Лiтоўскага 1528 года. Метрыка Вялiкага княства Лiтоўскага. Кн. 523. Публiчных спраў 1. — Мн.: Бел. навука, 2003. — 444 с. С. 193).

Попробуем разобраться, как возникла фамилия Орешко (Ожешко). Владимир Юревич в своей книге «Беларускiя прозвiшчы» («Белорусские фамилии») пишет, что фамилии Арэх, Арэхаў, Арашонкаў, Арэшка, Арэшнікаў произошли от названия лесного куста, на котором растут орехи (арэхі). Заросли таких кустов называются орешником. (У.Юрэвiч. Беларускiя прозвiшчы. // Сайт С этим автором трудно не согласиться.

Ожешки или Орешки, как представители белорусской шляхты, свободно перемещавшейся по огромной территории страны, широко расселились в пределах Великого княжества Литовского. Они пустили корни на Минщине, Брестчине, Гродненщине и Гомельщине. Так, книга «Памяць: Гісторыка-дакументальная хроніка Крупскага раена» сообщает нам, что одна из потомков владельца крупного имения Холопеничи (ныне Крупский район Гомельской области) Марциана Халецкого — дочь Антония и Евфимии Халецких Франтишка — стала женой речицкого подкомория Антония Острейки Орешко (Арэшкі) (Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Крупскага р-на. – Мн., 1999. С. 91). Орешко-Острейки (Арэшка-Астрэйкі) наряду с Лапами, а также Ваньковичами с середины XVIII столетия становятся крупнейшими землевладельцами и на территории современного Октябрьского района Гомельской области. Как одно из свидетельств истории рода Орешко-Ожешко, может служить название деревни Орешковичи Пуховичского района Республики Беларусь, ранее — имение Игуменского уезда Минской губернии Орешковичи или Оржешковичи.

Владислав Веревкин-Шелюто сообщает, что род Орешко очень разветвлен. Он упоминает следующих представителей этой фамилии:
1. Андрей, * 1771, † 1831
х 1799-1800 Марьяна Лойко
2. Ян
х1 1799 Кристина Ромейко
х2 1819 Кристина
3. Андрэй, * 1758, † 1818

С 1799 они жыли в деревне Конюхи (Канюхі), которая принадлежала приходу Ляховичского костела (ныне Ляховичский район Брестской области). Фамилия Орешко в метрических книгах костела чаще всего писалась в форме Areszko, а также Oreszko і Orzeszko. В этих метриках вся мелкая шляхта, к которой принадлежали упомянутые представители рода, показана как крестьяне (Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта. Арэшка / Are;ka / Orzeszko, Areszko, Oreszko / Орешка, Орешко, Оржешко. Сайт: Згуртаваньне беларускай шляхты (Собрание белорусской шляхты) // http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=418.0).

Читайте также  Краткая биография ким

Из архивных документов нам известно также имя пинского войского и подстаросты начала XVIII века Михала Станислава Орешко (Беларускі археаграфічны штогоднік. Выпуск 9. Мінск. 2008. 365. Выпіс з кніг Пінскага гродскага суда ад 10.02.1723. Дэкрэт Рэляцыйнага суда ВКЛ караля Аўгуста II (гл. № 364). Варшава, 31.12.1722. Пячатка на кустодыі Пінскага гродскага суда (пінскага войскага і падстаросты Міхала Станіслава Арэшкі).

В государственном учреждении «Национальный исторический архив Беларуси» (НИАБ) (220002 Минск, ул. Кропоткина, 55) содержатся выписи из актовых книг земского суда с инвентарями имений помещиков Орешко (архивный шифр: BY НИАБ ф. 1503 (Плятер-Зиберги, графы (фамильный фонд)) оп. 1 дело № 22, 1628-1838). Там же имеются выписи из актовых книг по судебным делам между помещиками Гутовским, Оржешко и другими о владении имениями, земельных границах и т.д. (архивный шифр: BY НИАБ, ф. 1503 оп. 1 дело № 73, 1709-1841) и другие документы. Много документальных источников, имеющих отношение к истории семьи Ожешко, содержится и в НИАБ в городе Гродно, а также в национальном историческом архиве Литовской Республики.

Каким же образом Орешко превратились в Ожешко? Это произошло в результате унии с Польшей и последовавшего за этим событием отказа правителей Великого княжества Литовского от старобелорусского языка и перевода официального делопроизводства на польский язык, а также политики окатоличивания местной православной шляхты и других слоев населения. С конца XVII века и в течении XVIII века шляхта из рода Орешко, как и Павловские, а также Нагорские и Каменские, ополячилась и утратила вместе с историческим написанием фамилий также и свое национальное самосознание, со временем полностью отождествив себя с представителями польской культуры.

Элиза Ожешко глубоко связана с белорусской землей, как кровными узами, так и духовно. Объективно она оказалась воспитанной, как и многие представители привилегированных слоев Беларуси того периода, в польской культуре. Великая писательница находилась в первых рядах польского национально-освободительного движения. В то же время, воспев в своих бессмертных произведениях землю Белой Руси и ее жителей, она сполна вернула и своим предкам, и всему белорусскому народу дань уважения его традиций, самобытной культуры и великой истории.

Автор просит извинения перед читателями за то, что некоторые буквы латиницы в тексте статьи сайт автоматически исправляет на точку с запятой.

Биография Ожешко Э.

Эли́за Оже́шко (Элиза Ожешкова, Элиза Оржешко, польск. Eliza Orzeszkowa, белор. Эліза Ажэшка (устар. Эліза Арэшчыха); 6 июня 1841, деревня Мильковщина близ Гродно — 18 мая 1910, Гродно) — польская писательница и общественный деятель.

Урождённая Эльжбе́та Павло́вская (Elżbieta Pawłowska), младшая дочь богатого помещика и адвоката Бенедикта Павловского (польск. Benedykt Pawłowski) и его второй жены Франциски (в девичестве Каменской). Образование получила в Варшавском пансионе (1852—1857). В 17 лет была выдана замуж за помещика Кобринского уезда Петра Ожешко и жила в его поместье Людвиново.

Оказывала поддержку участникам польского восстания 1863 года. За причастность к восстанию муж был в 1865 сослан в Пермскую губернию, а имение было конфисковано.

Брак Элизы Ожешко с Петром Ожешко по её инициативе был признан в 1869 недействительным. Обосновавшись в Гродно, Ожешко продала имение в Милковщине (1870) и жила на доходы от литературной деятельности.

Элиза Ожешко интересовалась лекарственными травами, которые употребляли знахари и знахарки. Путешествуя по Гродненщине, она расспрашивала знахарок, собирала народные названия растений. Ею был собран гербарий и около 228 народных названий растений, многие из которых содержали описания внешнего вида и способов применения. Свои наблюдения писательница поместила в произведении под названием «Ludzie i kwiaty nad Niemnem» («Люди и цветы над Неманом»), напечатанном в географо-этнографическом журнале «Wisla» («Висла»).

В 1894 повторно вышла замуж за Станислава Нагорского. Занималась благотворительной и общественной деятельностью.

После тяжёлой болезни сердца умерла и похоронена в Гродно.

Литературная деятельность

Элиза Ожешко дебютировала в печати повестью «Картинка из голодных лет» („Obrazek z lat głodowych“) в 1866. Пользовалась псевдонимами E. O., Bąk (z Wa-Lit-No), Li…ka, Gabriela Litwinka.

Ранние романы и повести «Пан Граба» („Pan Graba“, 1869), «Марта» („Marta“, 1873 и другие написаны на темы общественной эмансипации и борьбы женщин за человеческое достоинство. Разложению патриархального помещичьего уклада и возвышению буржуазии посвящены романы «Эли Маковер» („Eli Makower“, 1874—1875), «Семья Брохвичей» („Rodzina Brochwiczów“, 1876) и другие. Для творчества Ожешко 1860-х — 1870-х гг. характерны тенденциозные жанры «повести с тезисом», «рассказа с тезисом».

Широкое признание принесли роман «Меир Эзофович» („Meir Ezofowicz“; другой русский вариант названия «Меер Иозефович»; 1878; переведён на 13 языков), рассказы сборника «Из разных сфер» (т. 1—3, 1879—1882), повести из жизни белорусских крестьян «Низины» („Niziny“, 1883), «Дзюрдзи» („Dziurdziowie“, 1885), «Хам» („Cham“, 1888).

Роман «Над Неманом» („Nad Niemnem“, 1887) расценивается как вершина достижений писательницы. В романе изображаются трудолюбивые землепашцы, верные национально-патриотическим традициям эпохи польского восстания 1863 года, и деградирующая шляхта. Из поздних произведений выделяются роман «Аргонавты» („Argonauci“, 1899) и сборник рассказов «Gloria victis» (то есть «Слава побежденным», 1910), посвящённый восстанию 1863 года.

В 1905 году выдвигалась на Нобелевскую премию по литературе (как и Лев Толстой), но её получил Генрик Сенкевич. В 1906 году в честь 40-летия её литературной деятельности была выпущена памятная медаль.

Произведения Элизы Ожешко неоднократно переводились на русский язык.

Произведения

— 1866 Obrazek z lat głodowych (дебютный рассказ)
— 1868 Ostatnia miłość (Последняя любовь)
— 1868 Z życia realisty
— 1870 Na prowincji (В провинции)
— 1870 W klatce
— 1871 Cnotliwi
— 1871 Pamiętnik Wacławy
— 1872 Pan Graba
— 1873 Na dnie sumienia
— 1873 Marta (Марта)
— 1875 Eli Makower
— 1876 Rodzina Brochwiczów
— 1876 Pompalińscy
— 1877 Maria
— 1878 Meir Ezofowicz (Меир Езофович)
— 1879—1882 Z różnych sfer (сборник коротких рассказов)
— 1881 Widma
— 1881 Sylwek Cmentarnik
— 1881 Zygmunt Ławicz i jego koledzy
— 1882—1883 Bańka mydlana
— 1883 Pierwotni
— 1885 Niziny (Низины)
— 1885 Dziurdziowie (Дзюрдзи)
— 1886 Mirtala
— 1888 Nad Niemnem
— 1888 Cham (Хам)
— 1888 Panna Antonina (сборник коротких рассказов)
— 1888 W zimowy wieczór (сборник коротких рассказов)
— 1891 Czciciel potęgi
— 1891 Jędza
— 1891 Bene nati
— 1891 Westalka
— 1893 Dwa bieguny
— 1896 Melancholicy
— 1896 Australczyk
— 1898 Iskry (сборник коротких рассказов)
— 1900 Argonauci
— 1904 Ad astra. Dwugłos
— 1904 I pieśń niech zapłacze
— 1910 Gloria victis (сборник рассказов, последняя работа Ожешко)
— Публицистика
— 1870 Kilka słów o kobietach
— 1880 Patriotyzm i kosmopolityzm
— 1882 O Żydach i kwestii żydowskiej

Издания на русском языке

— Миртала. М., Текст, 2011.
— Собрание сочинений, 6 тт. М., Художественная литература, 1991—1996.
— Сочинения, 5 тт. М., 1953—1954.
— Полное собрание сочинений, 8 тт. Киев — С-Пб — Харьков, 1902—1910.
— Собрание сочинений, 12 тт. С-Пб, 1909—1910.
— Собрание сочинений, под ред. С. С. Зелинского, 12 тт. С-Пб, 1905—1908.
— Полное собрание сочинений, перев. А. Броновицкой, 8 тт. Киев, 1902—1911.
— Собрание сочинений, 3 тт. С-Пб, 1889.

Ожешко, Элиза

E. O., Bąk (z Wa-Lit-No), Li…ka, Gabriela Litwinka

Эли́за Оже́шко (Элиза Ожешкова, Элиза Оржешко, польск. Eliza Orzeszkowa , белор. Эліза Ажэшка (устар. Эліза Арэшчыха) ; 6.06.1841, Милковщизна близ Гродно — 18.05.1910, Гродно) — польская писательница, общественная деятельница белорусского происхождения.

Содержание

Биография

Урождённая Эльжбе́та Павло́вская ( Elżbieta Pawłowska ), родилась в семье богатого помещика и адвоката. Образование получила в Варшавском пансионе (1852—1857). В 17 лет была выдана за помещика Кобринского уезда Пётра Ожешко и жила в его поместье в Людвиново. Оказывала поддержку участникам восстания 1863 года. За причастность к восстанию муж был в 1865 сослан в Пермскую губернию, а имение было конфисковано. Брак Элизы Ожешко с Петром Ожешко по её инициативе был признан в 1869 недействительным. Обосновавшись в Гродно, Ожешко продала имение Милковщизну (1870) и жила литературными трудами.

Э. Ожешко живо интересовалась лекарственными травами, которые употребляли знахари и знахарки. Путешествуя по Гродненщине, она расспрашивала знахарок, собирала народные названия растений. Ею был собран гербарий и около 228 народных названий растений, многие из которых содержали описания внешнего вида, способов применения. Свои наблюдения писательница поместила в произведении под названием «Ludzie i kwiaty nad Niemnem» («Люди и цветы над Неманом»), напечатанном в географо-этнографическом журнале «Wisla». [1]

В 1894 повторно вышла замуж за Станислава Нагорского. Занималась благотворительной и патриотической общественной деятельностью.

После тяжёлой болезни сердца умерла и похоронена в Гродно.

Литературная деятельность

Дебютировала в печати повестью «Картинка из голодных лет» ( „Obrazek z lat głodowych“ ) в 1866. Пользовалась псевдонимами E. O., Bąk (z Wa-Lit-No), Li…ka, Gabriela Litwinka.

Ранние романы и повести «Пан Граба» ( „Pan Graba“ , 1869), «Марта» ( „Marta“ , 1873 и другие написаны на темы общественной эмансипации и борьбы женщин за человеческое достоинство. Разложению патриархального помещичьего уклада и возвышению буржуазии посвящены романы «Эли Маковер» ( „Eli Makower“ , 1874—1875), «Семья Брохвичей» ( „Rodzina Brochwiczów“ , 1876) и другие. Для творчества Ожешко 1860-х — 1870-х гг. характерны тенденциозные жанры «повести с тезисом», «рассказа с тезисом».

Широкое признание принесли роман «Меир Эзофович» ( „Meir Ezofowicz“ ; другой русский вариант названия «Меер Иозефович»; 1878; переведён на 13 языков), рассказы сборника «Из разных сфер» (т. 1—3, 1879—1882), повести из жизни белорусских крестьян «Низины» ( „Niziny“ , 1883), «Дзюрдзи» ( „Dziurdziowie“ , 1885), «Хам» ( „Cham“ , 1888).

Роман «Над Неманом» ( „Nad Niemnem“ , 1887) расценивается вершиной достижений писательницы. В романе изображаются трудолюбивые землепашцы, верные национально-патриотическим традициям эпохи Польского восстания 1863, и деградирующая шляхта. Из поздних произведений выделяются роман «Аргонавты» ( „Argonauci“ , 1899) и сборник рассказов «Gloria victis» (то есть «Слава побежденным», 1910), посвящённый восстанию 1863 года.

Произведения Элизы Ожешко неоднократно переводились на русский язык.

Издания на русском языке

  • Миртала. М., Текст, 2011.
  • Сочинения, 5 тт. М., 1953—1954.
  • Полное собрание сочинений, 8 тт. Киев — С-Пб — Харьков, 1902—1910.
  • Собрание сочинений, 12 тт. С-Пб, 1909—1910.
  • Собрание сочинений, под ред. С. С. Зелинского, 12 тт. С-Пб, 1905—1908.
  • Полное собрание сочинений, перев. А. Броновицкой, 8 тт. Киев, 1902—1911.
  • Собрание сочинений, 3 тт. С-Пб, 1889.
Читайте также  Краткая биография паустовский

Примечания

  1. Лекарственные растения и их применение. Изд. 5-е, перераб. и. доп. «Наука и техника». Мн., 1974, с. 11-12

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Расы Dungeons & Dragons
  • Int3

Смотреть что такое «Ожешко, Элиза» в других словарях:

Ожешко Элиза — Элиза Ожешко Eliza Orzeszkowa 1904 Имя при рождении: Эльжбета Павловская Псевдонимы: E. O., Bąk (z Wa Lit No), Li…ka, Gabriela Litwinka Дата рождения: 6 июня 1841 Место рож … Википедия

Ожешко Элиза — (Orzeszkowa) (1841 1910), польская писательница. Реалистические рассказы (сборник «Из разных сфер», 1879 82) и повести («Дзюрдзи», 1885; «Хам», 1888) из жизни крестьян и городской бедноты. В социально бытовом романе «Над Неманом» (1887) … … Энциклопедический словарь

Ожешко Элиза — Ожешко (Orzeszkowa) Элиза (6.6.1841, Милковщизна, близ Гродно, ≈ 18.5.1910, Гродно), польская писательница. Дочь богатого помещика. Воспитывалась в Варшавском пансионе (1852≈57). Печаталась с 1866. Ранние романы и повести О. («Пан Граба», 1869;… … Большая советская энциклопедия

ОЖЕШКО Элиза — ОЖЕШКО (Orzeszkowa) Элиза (1841—1910), польская писательница. Ром. «Марта» (1873), «Эли Маковер» (1874—75), «Помпалинские» (1876), «Семья Брохвичей» (1876), «Меир Эзофович» (1878), «Над Неманом» (1887), «Аргонавты» (1899) и др.; пов.… … Литературный энциклопедический словарь

Ожешко — Ожешко, Элиза Элиза Ожешко Eliza Orzeszkowa 1904 Имя при рождении: Эльжбета Павловская Псевдонимы … Википедия

Элиза Ожешко — Eliza Orzeszkowa 1904 Имя при рождении: Эльжбета Павловская Псевдонимы: E. O., Bąk (z Wa Lit No), Li…ka, Gabriela Litwinka Дата рождения: 6 июня 1841 Место рож … Википедия

Элиза Оржешкова — Элиза Ожешко Eliza Orzeszkowa 1904 Имя при рождении: Эльжбета Павловская Псевдонимы: E. O., Bąk (z Wa Lit No), Li…ka, Gabriela Litwinka Дата рождения: 6 июня 1841 Место рож … Википедия

Ожешко Э. — Элиза Ожешко Eliza Orzeszkowa 1904 Имя при рождении: Эльжбета Павловская Псевдонимы: E. O., Bąk (z Wa Lit No), Li…ka, Gabriela Litwinka Дата рождения: 6 июня 1841 Место рож … Википедия

ОЖЕШКО (Orzeszkowa) Элиза — (1841 1910) польская писательница. Реалистические рассказы (сборник Из разных сфер , 1879 82) и повести ( Дзюрдзи , 1885, Хам , 1888) из жизни крестьян и городской бедноты. Социальные романы Над Неманом (1887), Аргонавты (1899) … Большой Энциклопедический словарь

Ожешко — (Orzeszkowa) Элиза (6.6.1841, Милковщизна, близ Гродно, 18.5.1910, Гродно), польская писательница. Дочь богатого помещика. Воспитывалась в Варшавском пансионе (1852 57). Печаталась с 1866. Ранние романы и повести О. («Пан Граба», 1869;… … Большая советская энциклопедия

ДОСЬЕ: К 175-летию писательницы Элизы Ожешко

Белорусская земля дала жизнь многим известным польским писателям, в ряду которых одно из первых мест принадлежит Элизе Ожешко. Ожешко отличается еще и тем, что всю свою жизнь связала с землей детства. Не покидала Отчизну, а черпала здесь вдохновение для своих произведений, которые имеют особенное значение для белорусского народа: лучшая часть ее творческого наследия посвящена именно ему. Писательница с состраданием «заглянула» в избу белорусского крестьянина, где не только ужаснулась его недоле, но и увидела духовную красоту, трудолюбие и чувство единения с природой. Недаром классик белорусской литературы Франтишек Богушевич назвал ее еще при жизни «каралевай жывога слова и пакутлівай праўды».

Родилась Элиза Ожешко 6 июня 1841 года в родовитой шляхетской семье Павловских в поместье Мильковщина, недалеко от Гродно. Как своим детством, так и всей сознательной жизнью она была тесно связана с этим древним белорусским городом и его околицами. Именно здесь она написала свои лучшие произведения. Самым захватывающим занятием в детстве для Элизы было чтение.

После преждевременной смерти отца осталась большая библиотека, а также прекрасная коллекция картин. Родительская библиотека в дальнейшем значительно повлияла на духовное развитие Элизы. Тем более что в доме очень почитали польские традиции. Девочка владела двумя языками — польским и французским. Белорусский язык будущая писательница слышала от крестьянских детей, своих друзей и немного разговаривала на нем.

После смерти старшей сестры Элизу отдали на воспитание в монастырский пансион в Варшаве, в котором она пробыла пять лет с 1852 по 1857 год. Воспитание там велось исходя из традиционного взгляда на роль женщины в благородном обществе: много времени отводилось на освоение светских манер, игры на фортепиано и усовершенствование французского языка. Но самыми любимыми для Элизы были лекции по польской литературе.

После окончания пансиона девушку выдали замуж за помещика Кобринского уезда Петра Ожешко, который был в родстве почти со всей поветовой знатью. Зимой 1858 года семья перебралась в имение Людвиново (ныне деревня в Дрогичинском районе). Молодая женщина мало интересовалась имением: она увлекалась чтением книг. В это время появилась прогрессивная польская литература, которая призывала бороться против угнетения, пробуждала общественную активность. Безусловно, эта литература очень повлияла на Элизу. В 1862 году вместе с младшим братом мужа Флорианом она организовала школу для сельских детей, где обучалось 20 мальчиков.

Исключительную роль в формировании мировоззрения писательницы сыграли крестьянская реформа и национально-освободительная борьба 1863-1864 годов в Беларуси. Элиза Ожешко была не только свидетельницей, но и участницей этой героической борьбы против российского самодержавия. Во время восстания она стала связной партизанского отряда Ромуальда Траугутта, действовавшего на территории Белорусского Полесья. Помогала восставшим медикаментами и продуктами питания, создала «женский легионик», который выпекал хлеб, стирал белье, поддерживал с отрядом постоянную связь. Сама Элиза прятала и лечила раненого Траугутта, одного из руководителей восстания.

В 1869 году Элиза Ожешко вернулась в Гродно и до конца своей жизни проживала в городе. Переживая горечь разгрома восстания, она начала писать. «Литвинка» — так подписывала она некоторые свои произведения. В 1866 году в журнале «Тыгоднік ілюстраваны» появился ее первый опубликованный рассказ «Малюнак з галодных гадоў» — воспоминание о голоде в белорусской крепостной деревне. С этого произведения начался большой художественный цикл о белорусах, а художественное творчество стало целью жизни и единственным средством для существования. В дальнейшем Ожешко перешла к жанру романа.

В произведениях нашли отражение рассуждения писательницы о буржуазном прогрессе и всеобщем благосостоянии («В клетке», «На провинции» и другие). Но в скором времени действительность внесла свои изменения в творчество, и она вернулась к реалистическому направлению. Писательница выступала за равноправие женщин в обществе (повести «Последняя любовь», «Пан Граба», «Марта»), защищала интересы трудящихся (сборник рассказов «Из разных сфер»), критиковала шляхетскую аристократию. В этих произведениях ощущается выразительный художественный стиль, а реалистические зарисовки из жизни проникнуты сочувствием к обиженной бедноте.

80-е годы XIX столетия являются временем наибольшего подъема творчества Элизы Ожешко, когда был написан наиболее значительный роман-эпопея «Над Неманом», где поднимались насущные проблемы тогдашней действительности. Он занял почетное место не только в польской, но и мировой литературе, о чем свидетельствуют многочисленные переводы на иностранные языки. В повестях «Низины», «Дзюрдзи», «Хам», рассказах «Эхо», «Тадеуш», «В зимний вечер» Элиза Ожешко рассказала о жизни белорусского народа, создала его психологически точный образ.

Писательница серьезно занималась изучением фольклора и этнографии, исследовала народное мировоззрение, национальный характер и культуру белорусов. Белорусскому фольклору посвящен очерк «Люди и цветы на берегах Немана», куда включены записи произведений устного народного творчества Гродненщины (лирические песни, баллады, поговорки, загадки), а также белорусские названия около 400 трав. «Зімовымі начамі і вечарамі ў думках я вандравала па тых лясах і лугах, дзе калісьці вясной, летам і восенню займалася батанічнымі назіраннямі. Я назірала за нараджэннем і жыццём раслін, чытала пра іх у вучоных кніжках, збірала гербарыі, а потым пісала пра іх у сваіх аповесцях і навелах».

В своем последнем сборнике новелл «Gloria victis» («Слава побежденным!») писательница вспоминает о героической национально-освободительной борьбе белорусского и польского народов, раскрывает трагедию патриотов-шляхтичей, не поддержанных простым народом.

Произведения Элизы Ожешко сыграли определенную роль в становление белорусского театра. Ее инсценированные повести «Хам» и рассказ «В зимний вечер» ставились Первой белорусской труппой Игната Буйницкого в 1910-1912 годы, Первым товариществом белорусской драмы и комедии, созданным Флорианом Ждановичем. Именно постановкой спектакля «В зимний вечер» открылся Белорусский государственный театр. По повести «Хам» поставлен одноименный многосерийный телефильм.

Творческое наследие Элизы Ожешко составляет более пятидесяти томов произведений разных прозаических жанров. К ним присоединяются десять томов произведений эпистолярного жанра: письма к литераторам, людям науки, друзьям-писателям, переводчикам, редакторам и издателям. Ее произведения переведены на двадцать европейских языков. Все романы, повести, рассказы, литературно-критические и публицистические статьи связаны с конкретными особенностями жизни белорусского и польского народов во второй половине XIX века.

В своих произведениях Элиза Ожешко всегда затрагивала острые проблемы современности, стремилась передать сущность и дух времени. Необыкновенно чуткая к общественным переменам, она волновала читателей правдой своего искусства, искренней любовью к человеку. В творчестве писательницы преобладает решительный протест против всякого социального и национального насилия, безграничная вера в науку, человеческий разум, необходимость труда.

Элиза Ожешко писала на польском языке, но заняла в истории белорусской литературы особенное место. Писательница с сочувствием и уважением относилась к трудолюбивому белорусскому народу, изучала его жизнь и быт, любила белорусские пейзажи, собрала богатый и оригинальный фольклорный материал. Об Элизе Ожешко писатель-краевед Владимир Содаль сказал такие слова: «Ажэшка, як ніхто да яе, апавядала свету пра беларусаў і Беларусь. Яна для нашага краю, як Гогаль для Украіны. Той быў сувязны між Украінай і Расіяй, а яна — між Беларуссю і Польшчай».

В 1905 году кандидатура писательницы представлялась на получение Нобелевской премии. Но комитет отдал тогда преимущество ее конкуренту — Генриху Сенкевичу.

Умерла Элиза Ожешко в 1910 году в Гродно. В 1929 году в этом городе писательнице установлен памятник, ее именем названа одна из главных улиц. В 2001 году в доме, где жила Элиза Ожешко, открыт музей.-0-

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: