Краткая биография петроний

Петроний Арбитр (лат. Petronius Arbiter; род. ок. 14 — ум. 66, Кумы) — автор древнеримского романа «Сатирикон», обычно отождествляемый с сенатором Петронием, о котором писал Тацит.Имя Петроний Арбитр названо во всех манускриптах романа. Его подтверждают поздне ...

Краткая биография петроний

Мудрость Человечества

Биография

Петроний Арбитр (лат. Petronius Arbiter; род. ок. 14 — ум. 66, Кумы) — автор древнеримского романа «Сатирикон», обычно отождествляемый с сенатором Петронием, о котором писал Тацит.

Имя Петроний Арбитр названо во всех манускриптах романа. Его подтверждают позднейшие ссылки и отзывы, в которых, без сомнения, речь идёт об авторе «Сатирикона».

«Смерть Петрония». Маковский К. Е. 1904

Античные свидетельства

  • Теренциан Мавр (II век н. э.) в своем сочинении «De metris» наделяет Петрония эпитетом disertus («красноречивый»; «искусный, сведущий») и, говоря об анакреонтических размерах, замечает, что их часто употреблял Петроний (в сохранившемся тексте Петрония анакреонтических размеров не встречается)
  • Макробий (конец IV — начало V в.) в комментариях ко «Сну Сципиона» говорит о нём как о романисте, который, как и Апулей, описывал страдания влюбленных. При этом первенство здесь Макробий отдает Петронию.
  • Сидоний Аполлинарий (V век) упоминает Петрония в одном ряду с Цицероном, Титом Ливием и Вергилием, которых он называет eloquii. Другие три стиха с упоминанием Петрония можно понимать в том смысле, что Петроний в латинском приапическом романе оказался на уровне греческих произведений того же рода.
  • Византийский писатель VI века Иоанн Лид называет его в числе сатириков: Турн, Ювенал, Петроний.

Все эти отзывы и упоминания, свидетельствуя об известности Петрония Арбитра в античности, не сообщают никаких сведений о его жизни.

Сенатор Петроний

Ещё в XVII веке было высказано мнение (Юст Липсий), что «Сатирикон» мог возникнуть только при Нероне, но приблизительно с конца XVIII века эта уверенность сменяется скептицизмом, а в XIX веке начинается активный пересмотр вопроса. Однако к концу XIX — началу XX века возобладало прежнее мнение, что роман — продукт эпохи Нерона и автор его — Петроний, описанный Тацитом. Эту точку зрения поддерживали издатель Петрония Ф. Бюхелер, такие крупные ученые, как Т. Моммзен, Г. Буассье. В энциклопедии Паули-Виссова (1937) решительно заявлено, что все попытки поместить Петрония в более раннее или позднее, чем эпоха Нерона, время не представляют уже никакого интереса.

Петроний у Тацита

Тацит сообщает о смерти Петрония вместе с другими представителями сенатской оппозиции: «В течение нескольких дней погибли один за другим Анней Мела, Аниций Цериал, Руфрий Криспин (рус.)итал. и Гай Петроний, Мела и Криспин — римские всадники в сенаторском достоинстве». В так называемом Codex Mediceus Тацита здесь стоит ас Petronius. В связи с этим возникло предположение, что «ac» появилось по ошибке вместо «c» (сокращение от «Гай»). Многие издатели следуют этому чтению. Другие, ссылаясь на Плиния и Плутарха, где упомянут консуляр Петроний с преноменом «Тит», ставят «Тит». В рукописях «Сатирикона» преномен отсутствует.

За и против

  • «Сатирикон» — роман о времени Нерона. Анекдоты, имена исторических персонажей относятся к этой эпохе.
  • Пародийные поэмы на Нерона («Взятие Трои») и Лукана («О гражданской войне») могли представлять интерес только для современников.
  • Петроний носит когномен «Арбитр», и консуляр Тацита был назван друзьями «elegantiae arbiter».

Против

  • В рассказе Тацита нет ничего, что указывало бы на «Сатирикон».
  • В главе LXX упомянуто manumissio per mensam (то есть предоставление рабу свободы через приглашение его к своему столу), которое вошло в силу позднее.

В литературе

  • Петроний — один из главных персонажей романа Генрика Сенкевича «Камо грядеши».
  • Петроний Арбитр и обстоятельства его ухода из жизни постоянно упоминаются героями «Реставрации обеда» Иржи Грошека.
  • Протагонист романа Вячеслава Ордынцева «Восьмой смертный грех» (2006, издательство «Эксмо»).
  • Петроний Арбитр — полное имя кота главного героя романа Роберта Хайнлайна «Дверь в лето».

Переводы

  • Петрония Арбитра Гражданская брань, поэма. / Пер. М. Муравьева. — СПб.: тип. Академии наук, 1774. — 15 с.
  • Пир Трималхиона Петрония. Первый римский роман. Издал Э. А. Ронталер. (на рус. и лат. яз.) — Одесса, 1880. — 148 с.
  • Петроний Арбитр. На ужине у Тримальхиона. / Пер. И. Холодняка. — М.: тип. Лисснера и Гешеля, 1900
  • Петроний Арбитр. Сатирикон. / Пер. Н. Пояркова, вступ. ст. Н. Я. Абрамовича. — М.: «Заря», 1913. — 174 с.
  • Петроний Арбитр. Матрона из Эфеса. / Пер. Г. Гидони, предисл. Н. Гумилева. — Пг.: изд. Гидони, 1923 (репринт: М., 1990. — 30 000 экз.)
  • Петроний Арбитр. Сатирикон. / Пер. [ В. А. Амфитеатрова-Кадашева и К. А. Лигского] под ред. Б. И. Ярхо. (Серия «Всемирная литература»). — М.-Л., 1924. — 256 с. (репринт: М., 1990. — 200 000 экз.)
    • переизд.: в серии «Библиотека всемирной литературы». — М., Художественная литература, 1969.
    • переизд.: в серии «Библиотека юмора и сатиры». — М., Правда, 1991.
  • Петроний. Сатирикон. / Пер. и комм. А. К. Гаврилова при участии Б. И. Ярхо и М. Л. Гаспарова. // Римская сатира. — М., 1989. — С. 129—238 и комм. на с. 465—500.
  • Г. Петроний Арбитр: Сатирикон. Пер. и прим. Г. М. Севера. (Серия «Новые переводы классиков».) Toronto: Aeterna, 2016.
  • В серии «Loeb classical library» роман издан под № 15.
  • В серии «Collection Budé»: Pétrone. Le Satiricon. Texte établi, traduit et annoté par A. Ernout. XLVII, 394 p.

Петроний Арбитр

Гай Петроний Арбитр (лат. Arbiter Petronius Gaius , 27 — 66 г.) — древнеримский писатель.

С именем Петрония Арбитра до нас дошло от первого века римской империи, в отрывочном виде, сочинение, под заглавием, которое в рукописях обозначается различно, но в изданиях и у историков римской литературы всего чаще встречается в форме «Сатирикон» (Satiricon или satirarum libri). Сочинение это писано прозой и стихами вперемешку, как писались сатиры, называвшиеся «менипповыми». По содержанию своему это — сатирический роман, состоящий из множества отдельных сцен, в которых живо и с большим талантом рассказываются забавные похождения и грязные истории.

Роман этот имел, очевидно, большие размеры: дошедшие до нас отрывки, относящиеся к 15-й и 16-й книгам сочинения, сами по себе представляют объём настолько значительный, что из них выходит целая книга в нашем смысле. О содержании потерянных книг сказать ничего нельзя, так как древние романы не имели такой цельности, какая требуется от нынешних.

Уцелевшие отрывки представляют собой ряд сцен, без строгой взаимной связи, нередко без начала и без конца, содержания очень пёстрого. Связью для них служит рассказ о похождениях трёх приятелей шалопаев, из сословия вольноотпущенников. Главное действующее лицо — Энколпий, человек с литературным образованием, понимающий недостатки современного обучения в риторских школах, где будущие ораторы учатся говорить речи на самые неправдоподобные темы; имена двух его спутников Аскилт и Гитон. Эти последние, состоящие между собой в особых интимных отношениях, не занимаются литературными и педагогическими вопросами, хотя и состоят в компании с Энколпием в качестве странствующих учёных и литераторов, а всецело посвящают свой ум и деятельность на плутни и мошенничество, предаваясь при этом необузданному разврату, в котором им не уступает и более образованный товарищ.

Главный эпизод сохранившейся части романа — пир у Тримальхиона, богатого самодура из вольноотпущенников, не знающего, какую новую роскошь и чудачество придумать для своего безграничного чванства и удовольствия. В этом эпизоде развёртываются картины мытья в бане, домашней и обеденной обстановки, вульгарных увеселений, декламации стихотворных экспромтов, глупости и пошлости поведения хозяина, его покрытой золотом и драгоценностями, но скупой до скаредности жены, необыкновенно грубых супружеских пререкании в присутствии гостей; самим Тримальxионом рассказывается история достижения им, бывшим рабом, колоссального состояния, которое он думает ещё увеличить присоединением к своим владениям Апулии.

Читайте также  Краткая биография фурманов

Все это рисуется с необыкновенной живостью, обличающею в авторе писателя с большим литературным талантом, с тонким уменьем наблюдать и воспроизводить явления обыденной жизни во всей их пестроте и разнообразии. К беспутному, пошлому, падшему и омерзительному миру, среди которого движется его повествование, автор относится с точки зрения спокойного наблюдателя, не чуждого, правда, юмора, но без всяких признаков протеста, скорби или ужаса. Это не мешало римскому читателю пробегать страницы романа с интересом, какой вообще возбуждает в массе публики пикантное чтение.

Сочинение Петрония ценно, как превосходный источник для знакомства с нравами средних и низших слоев римского общества первого века империи, оживающими перед читателем в своем повседневном языке, которым автор пользуется с большим искусством.

Вопрос о том, кто автор «Сатирикона», с давнего времени занимал учёных, приходивших к самым различным решениям. Так, Нибур относил роман ко времени Александра Севера, т. е. к III веку, Бурман — ко времени Августа, Пети — ко времени Константина Великого; огромное же большинство филологов, начиная со светил филологической науки XVI—XVII ст. (Питу, Казобон, Липсий) не колеблясь приписывали его Т. Петролию, известному, по Тациту, законодателю вкуса (elegautiae arbiter) при дворе Нерона. В настоящее время по этому вопросу, кажется, нет более разногласия, особенно после того как Бюхелер, главный знаток языка романа, заявил, что не только по всем обстоятельствам, среди которых движется роман, но и по языку и по технике стихотворных размеров он должен принадлежат к Нероновскому времени.

Прежде думали, что Сатирикон есть то самое описание развратных подвигов Нерона, которое, по сообщению Тацита («Ann.», XVI, 19), было в последние минуты жизни отправлено Петронием к Нерону и где он «изобразил гнусности государя, с приведением имён разделявших его разврат мужчин и женщин, и описал все, что в его сладострастных сношениях было нового». Но это мнение падает само собой при соображении, что небольшая тетрадь, написанная Петронием перед смертью, ни в каком случай не могла быть объёмистым романом величиной приблизительно в 20 книг римского калибра. Гастон Буассье («L’Opposition sous les Cesars») думает, что Сатирикон был написан Петронием прямо для Нерона и развратников, окружавших его и Поппею, и что своим осмеянием богатых вольноотпущенников, игравших такую роль при дворе Клавдия, а также пародией на поэму Лукана, у которого Нерон оспаривал поэтическое первенство, автор хотел угодить Нерону и помимо развлечения пикантным содержанием.

Прозвище Arbiter, придаваемое автору романа рукописями, не принадлежит Петронию, о котором повествует Тацит, но очевидно взято из Тацита, характеризующего его словами elegantiae arbiter. Что Сатирикон пользовался большим кругом читателей не только в древности, но и в средние века, об этом свидетельствует значительное количество дошедших до нас списков тех отрывков, по которым мы знаем о существовании целого. Не было недостатка в поклонниках романа Петрония и в новое время.

Петроний Арбитр

Краткие содержания

Петроний Арбитр считается автором одного из древнеримских романов под названием «Сатирикон»; зачастую это произведение отождествляют с Петронием, о котором было написано Тацитом. Имя Арбитр указывается практически на всех страничках манускрипта. Это было подтверждено более поздними ссылками и множеством отзывов, которые, несомненно, акцентируют внимание на том, что эта личность является автором «Сатирикона».

•Мавр Теренциан (II век нашей эры) в одном из своих сочинений под названием «De metris» указывает на то, что Петроний считается красноречивым, сведущим человеком;

•Макробий (жил в конце IV — начале V века) прокомментировав «Сны Сципиона», высказал мнение о том, что он является романистом, так как он занимался описанием страданий, переживаемых влюбленными людьми. В данном случае лидирует, несомненно, Петроний;

•Аполлинарий Сидоний (V в.) ставит Петрония наряду с самим Титом Ливием и Цицероном, а также Вергилием, называя их всех eloquii. Оставшиеся три стиха, в которых упоминается о Петронии, можно указать так, что он в исключительном латинском произведении стоит наряду с большинством произведений Греции на одном уровне.

•Иоанн Лид. Один из Византийских писателей, живший в VI веке упоминает о нем как о сатирике Турне, Ювенале.

Благодаря вышеуказанному можно сделать однозначный вывод о том, что Петроний Арбитр достаточно популярная личность античности, но, к сожалению, не сохранилось практически никаких сведений, связанных с его жизнью.

В 17 веке стало известно о том, что произведение под названием «Сатирикон» могло быть написано иной личностью, появляется масса скептических высказываний и снова данный вопрос начинает пересматриваться. Но ближе к 19 — началу 20 столетия прежнее предположение возобновилось и упоминалось то, что роман был написан во времена правления великого Нерона и в качестве автора этого вечного произведения выступает Петроний. Как видно, биография Петрония Арбитра имеет много тайн и неясностей.

Данная точка зрения была поддержана Ф. Бюхелером, который занимался издательством произведений Петрония, но и многие другие заявляли, что если произведение и существование самого Петрония поместить в другой вековой рубеж, то сразу пропадает интерес к этой личности.

Петроний и Тацит

Тацит сказал о том, что умер Петроний одновременно с иными представителями оппозиции в сенате: «На протяжении нескольких дней умерли одновременно Аниций Цериал, Руфрий Криспин и Анней Мела, Петроний Гай, Криспин — всадники Рима в достоинстве сенаторов». Одновременно с этим появилась масса предположений, что словосочетание «ac» начало появляться как ошибка «c» (в сокращении от «Гай»). Большинство издателей последовало данному чтению. Остальные начинают ссылаться на Плутарха и Плиния, где происходит упоминание консуляра по имени Петроний, где употребляется «Тит». Что интересно в рукописном варианте «Сатирикон» отсутствует.

После этого Тацит напишет:

«О Гае Петронии необходимо рассказывать подробно. Днем он спал, а ночью исполнял свои обязанности и радовался жизни. Иных властителей возвышали за усердие, он же отметился благодаря получаемым от жизни удовольствиям. Но, несмотря на все это, он не считался распутником, он не растрачивал свое имущество по пустякам, но был истинным знатоком роскоши.

В его поступках и словах прослеживалось простодушие и небрежность. Он больше был похож на проконсула Вифинии, и немного позже, получив данное звание, он выступал в роли деятеля и справлялся с различными трудностями жизни. Он снова возвратился к порокам, либо делал вид, что придается им, и позднее его приняли в тесном кругу приближенных самого Нерона. Там он получил «титул» законодателя вкуса, благодаря этому Нерон начал считать роскошным и изящным лишь то, что одобрял сам Петроний. Это послужило возникновению зависти у Тигеллина, который признал, что он в наслаждениях имеет большой опыт. И после этого Тигеллин решил обратиться к жестокости принцепса, ведь именно перед ней иные страсти отходили на задний план, и решил вменить в качестве вины дружеские отношения с Сцевином.

О случившемся доносит Тигеллин, один из рабов Петрония; оставшуюся челядь отправляют в заточение, и сам он теряет защиту после этого. Так получилось, что в этот момент сам Нерон отправился в Кампанию; следом последовал и Петроний, но его остановили в Кумах. После этого он не стал томиться и одновременно, расставаясь с жизнью, он не стремился покончить окончательно с собой. Он вскрывал вены, потом быстро перевязывал их снова, он не притрагивался к предметам первой важности и старался избежать всего, что смогло бы указать на то, что его дух поколебим. С друзьями он также не рассуждал о бессмертном существовании, с ними он не пел песен шутливого характера и не читал стихотворений. Большинство рабов он одаривал драгоценностями, остальных бил плетьми. После этого он прилег спать, для того, чтобы его смертный час был похож на естественную смерть.

Читайте также  Краткая биография кокто

В своем завещании, а это отличало его от большинства заключенных, он не начинал льстить Нерону, Тигеллину и иным властителям, а занялся описанием оргий принцепса, точно указал всех тех, кто занимался блудом, как мужчин, так и женщин, и не позабыл отметить те новшества, которые были внесены во все происходящее ежедневно, при этом приложил печать и отправил все самому Нерону. После этого он сломал свой перстень, на котором была печать, дабы никто другой не применил ее в корыстных целях.

В это время Нерон терялся в догадках и не понимал, кто мог и как мог узнать об его оргиях, но неожиданно вспомнил о некой Силии. Эту девушку он насильно принудил принимать участие во всем этом, а она в свою очередь была хорошим другом Петрония. После этого он ее возненавидел и в скором времени отправил девушку в изгнание.

Петроний Арбитр —>

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Петроний Арбитр (лат. Petronius Arbiter ; ок. 14 — 66, Кумы) — автор древнеримского романа «Сатирикон», обычно отождествляемый с сенатором Петронием, о котором писал Тацит.

Имя Петроний Арбитр названо во всех манускриптах романа. Его подтверждают позднейшие ссылки и отзывы, в которых, без сомнения, речь идёт об авторе «Сатирикона».

Античные свидетельства

  • Теренциан Мавр (II век н. э.) в своем сочинении «De metris» наделяет Петрония эпитетом disertus («красноречивый»; «искусный, сведущий») и, говоря об анакреонтических размерах, замечает, что их часто употреблял Петроний (в сохранившемся тексте Петрония анакреонтических размеров не встречается)
  • Макробий (конец IV — начало V в.) в комментариях ко «Сну Сципиона» [4] говорит о нём как о романисте, который, как и Апулей, описывал страдания влюбленных. При этом первенство здесь Макробий отдает Петронию.
  • Сидоний Аполлинарий (V век) упоминает Петрония в одном ряду с Цицероном, Титом Ливием и Вергилием, которых он называет eloquii[5] . Другие три стиха с упоминанием Петрония можно понимать в том смысле, что Петроний в латинском приапическом романе оказался на уровне греческих произведений того же рода [6] .
  • Византийский писатель VI векаИоанн Лид называет его в числе сатириков: Турн, Ювенал, Петроний [7] .

Все эти отзывы и упоминания, свидетельствуя об известности Петрония Арбитра в античности, не сообщают никаких сведений о его жизни.

Мистификация Нодо

В 1692 году французский литератор Франсуа Нодо объявил, что располагает полным текстом романа Петрония, найденном его другом, неким Дюпеном, в Белграде, освобождённом в 1688 году от турок войсками Священной лиги в ходе Великой Турецкой войны. В 1693 г. Нодо опубликовал этот текст на латыни (лат. Titi Petronii Arbitri equitis romani Satyricon cum fragmentis Albae Graecae recuperatis anno 1688 ) и в собственном французском переводе. Латинский текст сразу вызвал сомнения в своей подлинности. Окончательно его подложность была установлена в 1709 г. Питером Бурманом-старшим. Однако вплоть до нашего времени в некоторых изданиях вставки Нодо (переведённые на английский, немецкий, русский и другие языки) включают в текст, поскольку они придают дошедшим до нас фрагментам «Сатирикона» сюжетную связность. В таких случаях вставки маркируют тем или иным способом, отделяя их тем самым от аутентичного текста.

Сенатор Петроний

Ещё в XVII веке было высказано мнение (Юст Липсий), что «Сатирикон» мог возникнуть только при Нероне, но приблизительно с конца XVIII века эта уверенность сменяется скептицизмом, а в XIX веке начинается активный пересмотр вопроса. Однако к концу XIX — началу XX века возобладало прежнее мнение, что роман — продукт эпохи Нерона и автор его — Петроний, описанный Тацитом. Эту точку зрения поддерживали издатель Петрония Ф. Бюхелер, такие крупные ученые, как Т. Моммзен, Г. Буассье. В энциклопедии Паули-Виссова (1937) решительно заявлено, что все попытки поместить Петрония в более раннее или позднее, чем эпоха Нерона, время не представляют уже никакого интереса.

Петроний у Тацита

Тацит сообщает о смерти Петрония вместе с другими представителями сенатской оппозиции: «В течение нескольких дней погибли один за другим Анней Мела, Аниций Цериал, Руфрий Криспин (итал.) русск. и Гай Петроний, Мела и Криспин — римские всадники в сенаторском достоинстве» [8] . В так называемом Codex Mediceus Тацита здесь стоит ас Petronius. В связи с этим возникло предположение, что «ac» появилось по ошибке вместо «c» (сокращение от «Гай»). Многие издатели следуют этому чтению. Другие, ссылаясь на Плиния [9] и Плутарха [10] , где упомянут консуляр Петроний с преноменом «Тит», ставят «Тит». В рукописях «Сатирикона» преномен отсутствует.

За и против

  • «Сатирикон» — роман о времени Нерона. Анекдоты, имена исторических персонажей относятся к этой эпохе.
  • Пародийные поэмы на Нерона («Взятие Трои») и Лукана («О гражданской войне») могли представлять интерес только для современников.
  • Петроний носит когномен «Арбитр», и консуляр Тацита был назван друзьями «elegantiae arbiter».

Против

  • В рассказе Тацита нет ничего, что указывало бы на «Сатирикон».
  • В главе LXX упомянуто manumissio per mensam (то есть предоставление рабу свободы через приглашение его к своему столу), которое вошло в силу позднее.

В литературе

  • Петроний — один из главных персонажей романа Генрика Сенкевича«Камо грядеши».
  • Петроний Арбитр — полное имя кота главного героя романа Роберта Хайнлайна «Дверь в лето».

Переводы

  • Петрония Арбитра Гражданская брань, поэма. / Пер. М. Муравьева. — СПб.: тип. Академии наук, 1774. — 15 с.
  • Пир Трималхиона Петрония. Первый римский роман. Издал Э. А. Ронталер. (на рус. и лат. яз.) — Одесса, 1880. — 148 с.
  • Петроний Арбитр. На ужине у Тримальхиона. / Пер. И. Холодняка. — М.: тип. Лисснера и Гешеля, 1900
  • Петроний Арбитр. Сатирикон. / Пер. Н. Пояркова, вступ. ст. Н. Я. Абрамовича. — М.: «Заря», 1913. — 174 с.
  • Петроний Арбитр. Матрона из Эфеса. / Пер. Г. Гидони, предисл. Н. Гумилева. — Пг.: изд. Гидони, 1923 (репринт: М., 1990. — 30 000 экз.)
  • Петроний Арбитр. Сатирикон. / Пер. [ В. А. Амфитеатрова-Кадашева и К. А. Лигского] под ред. Б. И. Ярхо. (Серия «Всемирная литература»). — М.-Л., 1924. — 256 с. (репринт: М., 1990. — 200 000 экз.)
    • переизд.: в серии «Библиотека всемирной литературы». — М., Художественная литература, 1969.
    • переизд.: в серии «Библиотека юмора и сатиры». — М., Правда, 1991.
  • Петроний. Сатирикон. / Пер. и комм. А. К. Гаврилова при участии Б. И. Ярхо и М. Л. Гаспарова. // Римская сатира. — М., 1989. — С. 129—238 и комм. на с. 465—500.
  • Г. Петроний Арбитр: Сатирикон. Пер. и прим. Г. М. Севера. (Серия «Новые переводы классиков».) Toronto: Aeterna, 2016. ISBN 978-1-365-34629-3.
  • В серии «Loeb classical library» роман издан под № 15.
  • В серии «Collection Budé»: Pétrone. Le Satiricon. Texte établi, traduit et annoté par A. Ernout. XLVII, 394 p. ISBN 978-2-251-01138-7
Читайте также  Краткая биография кронин

ПЕТРОНИЙ

Смотреть что такое ПЕТРОНИЙ в других словарях:

ПЕТРОНИЙ

С именем П. Арбитра (Petronius Arbiter) до нас дошло от первого века Римской империи в отрывочном виде сочинение под заглавием, которое в рукописях обо. смотреть

ПЕТРОНИЙ

ПЕТРОНИЙ, Гай Петроний Арбитр (Gaius Petronius Arbiter) (г. рожд. неизв.- ум. 66 н. э., Кумы), римский писатель. При дворе Нерона назван «арбитром из. смотреть

ПЕТРОНИЙ

Петроний — С именем П. Арбитра (Petronius Arbiter) до нас дошло от первого века Римской империи в отрывочном виде сочинение под заглавием, которое в рукописях обозначается различно, но в изданиях и у историков римской литературы всего чаще встречается в форме Сатирикон (Satiricon или satirarum libri). Сочинение это написано прозой и стихами вперемежку, как писались сатиры, называвшиеся менипповыми. По содержанию своему это — сатирический роман, состоящий из множества отдельных сцен, в которых живо и с большим талантом рассказываются забавные похождения и грязные истории. Роман этот имел, очевидно, большие размеры: дошедшие до нас отрывки, относящиеся к 15-й и 16-й книгам сочинения, сами по себе представляют объем настолько значительный, что из них выходит целая книга в нашем смысле. О содержании потерянных книг мы сказать ничего не можем, так как древние романы не имели такой цельности, какая требуется от нынешних. Уцелевшие отрывки представляют собой ряд сцен без строгой взаимной связи, нередко без начала и без конца, содержания очень пестрого. Связью для них служит рассказ о похождениях трех приятелей-шалопаев из сословия вольноотпущенников. Главное действующее лицо — Энколпий, человек с литературным образованием, понимающий недостатки современного обучения в риторских школах, где будущие ораторы учатся говорить речи на самые неправдоподобные темы; имена двух его спутников — Аскилт и Гитон. Эти последние, состоящие между собой в особых интимных отношениях, не занимаются литературными и педагогическими вопросами, хотя и состоят в компании с Энколпием в качестве странствующих ученых и литераторов, а всецело посвящают свой ум и деятельность на плутни и мошенничество, предаваясь при этом необузданному разврату, в котором им не уступает и более образованный товарищ. Главный эпизод сохранившейся части романа — пир у Тримальхиона, богатого самодура из вольноотпущенников, не знающего, какую новую роскошь и чудачество придумать для своего безграничного чванства и удовольствия. Тут развертываются перед нами картины мытья в бане, домашней и обеденной обстановки, вульгарных увеселений, декламации стихотворных экспромтов, глупости и пошлости поведения хозяина, его покрытой золотом и драгоценностями, но скупой до скаредности жены, необыкновенно грубых супружеских пререканий в присутствии гостей; самим Тримальхионом рассказывается история достижения им, бывшим рабом, колоссального состояния, которое он думает еще увеличить присоединением к своим владениям Апулии. Все это рисуется с необыкновенной живостью, обличающей в авторе писателя с большим литературным талантом, с тонким уменьем наблюдать и воспроизводить явления обыденной жизни во всей их пестроте и разнообразии. К беспутному, пошлому, падшему и омерзительному миру, среди которого движется его повествование, автор относится с точки зрения спокойного наблюдателя, не чуждого, правда, юмора, но без всяких признаков протеста, скорби или ужаса. Это не мешало римскому читателю пробегать страницы романа с интересом, какой вообще возбуждает в массе публики пикантное чтение. Для нас сочинение П. драгоценно, как превосходный источник для знакомства с нравами средних и низших слоев римского общества первого века империи, оживающими перед нами в своем повседневном языке, которым автор пользуется с большим искусством. Вопрос о том, кто автор «Сатирикона», с давнего времени занимал ученых, приходивших к самым различным решениям. Так, Нибур относил роман ко времени Александра Севера, т. е. к III столетию христианской эры, Бурман — ко времени Августа, Пети — ко времени Константина Великого; огромное же большинство филологов, начиная со светил филологической науки XVI—XVII столетий (Питу, Казобон, Липсий), не колеблясь приписывали его Т. Петролию, известному, по Тациту, законодателю вкуса (elegantiae arbiter) при дворе Нерона. В настоящее время по этому вопросу, кажется, нет более разногласия, особенно после того, как Бюхелер, главный знаток языка романа, заявил, что не только по всем обстоятельствам, среди которых движется роман, но и по языку и по технике стихотворных размеров он должен принадлежать к Нероновскому времени. Прежде думали, что Сатирикон есть то самое описание развратных подвигов Нерона, которое, по сообщению Тацита («Ann.», XVI, 19), было в последние минуты жизни отправлено П. к Нерону и где он «изобразил гнусности государя с приведением имен разделявших его разврат мужчин и женщин и описал все, что в его сладострастных сношениях было нового». Но это мнение падает само собой при соображении, что небольшая тетрадь, написанная П. перед смертью, ни в каком случае не могла быть объемистым романом величиной приблизительно в 20 книг римского калибра. Гастон Буассье («L‘Opposition sous les C é sars») думает, что Сатирикон был написан П. прямо для Нерона и развратников, окружавших его и Поппею, и что своим осмеянием богатых вольноотпущенников, игравших такую роль при дворе Клавдия, а также пародией на поэму Лукана, у которого Нерон оспаривал поэтическое первенство, автор хотел угодить Нерону и помимо развлечения пикантным содержанием. Прозвище Arbiter, придаваемое автору романа рукописями, не принадлежит П., о котором повествует Тацит, но очевидно взято из Тацита, характеризующего его словами elegantiae arbiter. Что Сатирикон пользовался большим кругом читателей не только в древности, но и в средние века, об этом свидетельствует значительное количество дошедших до нас списков тех отрывков, по которым мы знаем о существовании целого. Не было недостатка в поклонниках романа П. и в новое время. Наилучшее (критическое) издание П. принадлежит Бюхелеру (Б., 1862). В 1891 г. вышло интересное издание отрывка, заключающего в себе описание обеда Тримальхиона (Cena Trimalehionis), с немецким переводом и объяснительными примечаниями Фридлендера. Есть немало французских переводов. Один из последних принадлежит Heguin de Guerte (П., 1860). По-русски неполный перевод издан Вл. Чуйко (СПб., 1882). Новейшие труды о П.: Коллиньон, «Etudes sur P étrone. La critique litté raire, l‘imitation et la parodie dans le Satiricon» (П., 1892); его же, «P étrone au moyen áge et dans la littérature franç aise» (Нанси, 1893); Э. Тома (Thomas), «L‘Envers de la societ é Romaine d‘aprè s P.» (П., 1892); Kokkia, «Napoli e il Satiricon di Petronio» (Неаполь, 1893); его же, «La satira e la parodia nel Satiricon di P. A., studiate in rapporto col ambiente storico» etc. (Турин, 18 97). В. Модестов.

ПЕТРОНИЙ

Петроний, Гай; Petronius, Gaius, прозванный Арбитром, ум. в 66 г., римский писатель и поэт. Жизнь П., его характер, а также смерть по приказу Нерона о. смотреть

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: