Краткая биография роттердамский

Эразм Роттердамский

Дезидерий Эразм, также Эразм Роттердамский, или просто Эразм (урожд. Герхард Герхардс; 1469-1536) – наиболее выдающийся ученый Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Автор одного из изданий греческого оригинала Нового Завета с комментариями, стал инициатором мирского критического исследования текста Священных писаний.

Роттердамский способствовал возврату в культурный обиход литературного наследия античности. Приобретя большую славу в Европе благодаря своим свободолюбивым воззрениям, он не принял Реформацию и в конце жизни остро дискутировал с Лютером относительно доктрины свободы воли (которую многие протестанты ставили под сомнение).

В биографии Эразма Роттердамского есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Роттердамского.

Биография Эразма Роттердамского

Эразм Роттердамский появился на свет 28 октября 1469 года (по другим источникам в 1466 или 1467 году) в Гауде (неподалеку от Роттердама) в нынешних Нидерландах. По этой причине, его фамилия скорее представляет собой прозвище, обозначающее место проживания ученого.

Детство и юность

Роттердамский был внебрачным ребенком служанки и сына бюргеров, которому прочили карьеру священника. Его воспитанием занималась мать. Еще в раннем возрасте он отличался любознательностью и тягой к получению знаний.

Изначально Эразм обучался в местной школе, после чего был переведен в школу Герта Грота, находящуюся в Девентере. Основной упор здесь делался на исследовании древней литературы. Когда Роттердамскому едва исполнилось 13 лет он стал сиротой – его родители скончались от чумы.

Эразм осознал, что в таком положении ему будет недоступна общественная карьера. В результате, после некоторых раздумий, он решил удалиться в монастырь, в котором провел 5 лет своей биографии. Стоит заметить, что монастырская атмосфера и быт были ему чужды.

В свободное время Эразм Роттердамский уделял большое внимание чтению классических произведений, а также глубокому изучению латинского и греческого языков. В кратчайшие сроки талантливый юноша смог заинтересовать меценатов своими знаниями, высоким интеллектом и прекрасным владением латинской речи.

Это привело к тому, что Епископ Камбре учредил Роттердамского на должность личного секретаря для ведения переписки на латыни. Благодаря такому привилегированному положению он смог оставить монастырь, с новой силой погрузиться в гуманистическую науку и посетить ключевые центры гуманизма той эпохи.

В скором времени Эразм обосновался в Париже, который в те годы считался центром схоластической учености. Здесь он познакомился с лордом Маунтджоем, который помог ему завести знакомства с разными известными личностями, включая Томаса Мора, Джона Фишера и Джона Колета. Тогда же он впервые смог пообщаться с британским монархом Генрихом VIII.

Общественная деятельность

Эразм Роттердамский часто путешествовал между Нидерландами, Британией, Францией и Италией. В Турине он удостоился степени доктора богословия и был тепло принят Папой римским.

В 1506 г. в ученый начал преподавательскую деятельность в Кембридже. Он преподавал греческий, являясь одним из самых авторитетных знатоков этого языка. Эразм читал богословские лекции, в основе которых находился оригинальный текст новозаветных Писаний.

Таким образом, Роттердамский был одним из первых, кто самостоятельно толковал Новый Завет опираясь непосредственно на оригинальный текст, а не на труды схоластов. Спустя 5 лет он был избран профессором Кембриджа, а еще через 2 года уехал в Германию.

После этого Эраст отправился в Великобританию и Швейцарию, где по протекции Карла Испанского получил должность советника короля. Одновременно с этим он продолжал заниматься самообразованием и посещать различные государства.

В данный период биографии Эразм Роттердамский особенно активно занимается научной и литературной деятельностью. Он обрел настолько большой авторитет в Европе, что с ним стремились вести переписку правители разных стран, Папа римский и прочие высокопоставленные лица.

У Эразма появилось множество покровителей, что позволило ему стать кардиналом и материально обеспеченным человеком. К нему приходили за советом высокопоставленные политики и предприниматели. Философ имел обширные познания в науке, культуре, религии, политике и других областях, являясь сторонником исследования и точных знаний.

Идеи и творчество

Первым крупным трудом Роттердамского стал сборник фраз и анекдотов античных авторов – «Adagia». После издания данной работы о нем узнала вся Европа. В 1504 г. он опубликовал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина».

Эразм придерживался курса духовного самосовершенствования, который ставил выше устоявшихся традиций. В ходе путешествий по британским городам, он стал автором книги «Похвала глупости» (1509). В ней он критиковал ряд схоластических идей эпохи Средневековья.

Также объектами критики философа стали обычаи, воззрения и суеверия европейцев. Одновременно с этим, он иронично высказывался о церковном быте и ритуалах. И хотя сам он не поддерживал Реформацию, его труд сыграл большую роль в данном религиозном движении.

Интересен факт, что «Похвала глупости» была переиздана 40 раз еще при жизни Роттердамского. Обладая тонким чувством юмора и оптимизмом, он верил в способность человека бороться с собственным несовершенством.

Современники прозвали Эразма «европейским оракулом», поскольку его идеи оказали серьезное влияние на мировоззрение европейцев в 16 веке. В 1515 г. свет увидела работа «Наставление христианского государя», а через года была издана «Жалоба мира», в которой затрагивались проблемы войн и пацифизма.

В произведении «О свободе воли» Роттердамский критиковал Реформацию, остро полемизируя с Мартином Лютером. Как гуманист он проявил себя в разных сферах. Он достиг больших высот в филологии, исследуя, переводя и толкуя труды Еврипида, Лукиана и прочих античных писателей.

Параллельно с этим, Эразм изучал фонетику языка и новозаветные Писания, прибегая к весьма смелой трактовке тех или иных текстов. В результате, его критические предположения, в будущем приведут к образованию некоторых протестантских течений.

Также Эразм Роттердамский имел репутацию прекрасного педагога. «Разговоры запросто», опубликованные в 1518 г., имели эффект разорвавшейся бомбы. Данное произведение произвело большое впечатление на европейских мыслителей и литераторов.

Эразм был убежден, что на развитие личности человека влияет воспитание, в основе которого включены умственное развитие, заложение основ нравственности и религиозность. При этом, большое значение имеет и физиологическое развитие.

По мнению философа, ключевой целью воспитания является раскрытие потенциала каждого отдельного человека. Он призывал к заботе и уважению детей, крайне негативно относясь к любому телесному и моральному насилию. Помимо этого, он был сторонником обязательного образования для каждого человека.

Личная жизнь

Эразм имел репутацию образцового священнослужителя, который не был замечен в любовных интригах и прочих хитросплетениях. Он не был женат и не имел детей. Многие годы его личной биографии ушли на путешествия и написание книг.

Смерть

Эразм Роттердамский умер 12 июля 1536 года от дизентерии. После себя он оставил крупное литературное наследие, закрепив за собой славу главы гуманизма.

Фото Эразма Роттердамского

Ученый Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский: краткая биография, философское учение и основные идеи

Очень многие слышали хотя бы мельком имя величайшего ученого Эпохи Возрождения – Эразма Роттердамского. Он намного перешагнул свое время, обладал уникальными познаниями в области философии и мифологии, политологии и социологии. Родился он в голландском городе Гауде, а умер в Швейцарии, в Базеле, за свою жизнь посетил десятки стран и городов, везде черпая из источника познания.

Но где бы он ни был и что бы не изучал, настоящим местом его обитания была – Античность. Он в совершенстве владел древнегреческим и латинским языками. Когда ему предложили читать лекции в одном из английских университетов, он выбрал Кембридж и читал лекции по богословию на основании настоящих текстов Ветхого и Нового Завета. Для того времени это было удивительно, поскольку существовало множество переложений и толкований всех библейских текстов.

Краткая биография

Очень интересна и поучительна биография философа. Он родился в 1469 году и был незаконнорожденным, считается, что некий католический священник согрешил со своей служанкой и от этой связи и родился будущий философ. Это состояние уже с самого младенчества закрывало ему пути в широкий мир, кроме того он родился в чрезвычайно бедной семье. Если вспомнить отношение к незаконнорожденным в то время, то сразу станет понятно, что ничего хорошего не ожидало такого ребенка. И единственное, что оставалось для молодого человека – это путь к Богу, в монастырь.

После эпидемии чумы 1485 года, во время которой скончалась его мать, Эразм со своим братом Питером приехали в город Гауда к отцу, но после его скорой смерти юноши попали в семью дальних родственников. Родичи настаивали на поступлении молодых людей в монастырь, и Эразм поступил послушником в августинский монастырь, где вскоре и принял постриг (христианский обряд принятия монашества или посвящения в духовное звание).

Таким образом, молодой Эразм посвятил свою жизнь богу. Жизнь в монастыре оставляла ему много времени для занятий языками и для изучения трудов знаменитых богословов и философов. Достаточно быстро этот юноша обратил на себя внимание блестящими способностями, отточенным греческим и латинским языком, превосходными манерами и способностями к логике и риторике.

Его проповеди не остались без внимания, и вскоре он получил могущественных меценатов. С их помощью он смог побывать во всех крупных городах Европы, где совершенствовался в философии и богословии.

Именно в Париже молодой богослов опубликовал свое первое сочинение «Адажио»- сборник афоризмов, анекдотов и крылатых фраз, принадлежащих философам античности. Именно благодаря этой книге о нем узнали в Европе.

Путешествуя по городам Англии, Эразм Роттердамский познакомился и подружился со многими философами – гуманистами, особенно близко сошелся с Томасом Мором, автором знаменитой книги «Утопия», повествующей о несуществующем острове Утопия, где в гармонии и счастье живут люди, построив новый совершенный мир.

В 1499 году после возвращения из Объединенного Королевства, философ путешествует по европейским городам: Париж, Вена, Орлеан, Роттердам. В 1505-1506 гг он смог посетить города Италии, о которых давно мечтал.

Старейший университет города Турина наградил Эразма дипломом почетного доктора философии и богословия. Папа Римский в знак особого благоволения разрешил носить светскую одежду той страны, в которой он в данный момент находится. Именно в это время была написана самая известная и популярная книга – сатира «Похвала глупости».

В 1513 году Эразм посетил Германию, в 1515 в последний раз побывал в Англии, стране, которую очень любил и в которой провел с пользой множество счастливых часов.

Читайте также  Краткая биография байрон

Вернувшись в Европу, философ поселился в Испании, поскольку король Испании, будущий император Священной Римской Империи Карл 1 предложил ему должность придворного советника. Это позволило ученому вести достаточно свободный образ жизни, не задумываясь о хлебе насущном.

Умный король вовсе не требовал от своего советника постоянного присутствия во дворце и философ не изменил своей страсти к путешествиям и побывал еще во многих городах Европы: Вене, Брюсселе, Антверпене и других.

Лишь в конце жизни Эразм обосновался в Базеле, где жил довольно замкнутой жизнью и умер в 1536 году на шестьдесят седьмом году жизни.

Философское учение

По словам самого философа, некоторые его произведения, принесшие небывалую популярность, написаны были «от нечего делать» в минуты отдыха. Например, самая известная его книга «Похвала глупости» только при жизни автора издавалась более сорока раз.

Автор считал, что эта книга будет вечной, поскольку вечна глупость человеческая. Даже самый мудрый из людей порой совершает глупые поступки, поэтому глупость можно считать двигателем прогресса. Книга – мягкая сатира, порой прорывается сарказм, а иногда мы видим иронию.

Философ мудро, но и не без улыбки, доказывает, что все беды человечества происходят от глупости людской. Конечно, современному читателю довольно трудно прочитать и осознать этот труд из-за огромного количества исторических имен и событий, а также богословской софистики, наполняющей роман, но поняв, идеи Эразма, невольно улыбаешься, соглашаясь с великим гуманистом, живущим в далеком 15 веке.

Одна из первых книг «Кинжал христианского воина»- для самого автора служила образцом поведения истинного христианина. По словам философа, настоящий христианин должен день за днем беречь и отстаивать свои ценности, бороться за них любыми способами и отвергать все соблазны.

Эразм, вслед за Лютером, считал, что следует упростить христианские обряды, обратиться к учению ранних христиан и понять, какие именно ценности заставляли их твердо выносить любые мучения и идти даже на казнь за свою веру.

Только строгие моральные правила, установленные самим Иисусом Христом, могут служить образцом для поведения истинного католика. Главная же цель христианина – помогать ближнему и реализовывать идеи Господа, так как они были написаны в учении, без искажений и схоластики.

Основные идеи философии Эразма Роттердамского

Интересно, что цитаты и афоризма великого гуманиста и философа актуальны и в наше время.

«Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой»- сколько философ и поэтов и до и после него сравнивали образование со светом и давали понять, что только свет разума способен победить вселенскую глупость.

«Нет ничего невозможного для человека, имеющего твердую волю» — всей своей жизнью философ подтверждал это утверждение, поскольку в одной из первых книг он уже установил правила поведения истинного христианина и следовал своим заветам до конца жизни.

«Язык – лучший помощник для установления добрососедских отношений», Эразм считал что люди, обладающие рассудком и нравственными принципами, могут и должны обходиться без насилия и уметь договариваться.

«Счастье состоит в основном в том, чтобы смириться с собственной судьбой и научиться быть довольным тем, что есть»- величайшая мысль, старательно культивируемая многими философами во многих странах. Человек может быть счастлив по собственному желанию, для этого он должен научиться радоваться тому, что имеет и довольствоваться своим настоящим положением. Никакое богатство и знатность не дадут настоящего счастья, если нет в душе покоя и цели жизни.

Поскольку Эразм изучал труды авторов античности и был прекрасно знаком с их философией, то и его взгляды на этику имели несколько отличную от общепринятых в то время. Итальянские философы эпохи Возрождения считали, что каждый человек может быть центром Вселенной, но для этого он должен уподобиться своему Господу – Иисусу, понять и принять всей душой его учение и дословно исполнять Его заповеди.

Но современники философа, по его собственному мнению, далеки от совершенства, причем даже Церковь и Государство поддерживают неправедный путь своих прихожан. В своих религиозных взглядах философ причудливо соединил христианское учение и видение античных авторов универсальной религии, способной удовлетворить все духовные потребности.

Эдем, по мнению Эразма Роттердамского, напоминает Республику, описанную Платоном и Аристотелем в их трудах. Философ считает, что каноническая церковь в постоянной жажде наживы отняла чистоту помыслов у христиан. Теперь главное, что необходимо для истинно верующего – это добиться духовного очищения, отрешиться от ложных ценностей и следовать сердцем за Христом и точно выполнять заповеди Господни.

Надо сказать, что с теориями философа были не согласны не только католические священнослужители, но и протестанты считали, что ученый слишком упрощает теологию и дает большую волю самому человеку, ка хозяину своей судьбы.

Учение о педагогике

Учение Эразма Роттердамского построено на христианском «гуманизме», которое учит любить и уважать всех без исключения людей. Основные постулаты педагогики таковы:

  • Человек рождается без нравственных устоев и лишь в процессе воспитания получает понятие о добре и зле,
  • Только разум – основная движущая сила любого человека,
  • Поскольку каждый обладает волей и свободой выбора, то каждый несет ответственность за свои поступки,
  • Поскольку все обладают разумом и свободной волей, то мир вполне может существовать без войн и насилия.

В Средние века очень мало говорили об особом мире ребенка и его потребностях. Философ же после большого перерыва ( с античности) заговорил о том, что ребенку требуется правильное воспитание, которое должны осуществлять разумные родители и правильно подобранные учителя.

В процессе воспитания необходимо учитывать:

  • Возраст и физиологические особенности каждого ребенка и не требовать ничего, превосходящего его силы,
  • Склонности и способности каждого ребенка. Хороший учитель должен уметь распознать склонности, находящиеся в зародышевом состоянии и умело развивать их.

Учение философа о педагогике было для его времени чрезвычайно новым и революционным. Но его взгляды на воспитание не потеряли своей актуальности и по сей день.

Дезидерий Эразм Роттердамский

Фото Все

Видео Все

Эразм Роттердамский — филолог, писатель, богослов, крупнейший учёный Северного Возрождения.

Эразм Роттердамский (рассказывает историк Наталия Басовская)

Простые истории. Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский — биография

Эразм Роттердамский — философ Северного Возрождения, которого все называли «князь гуманистов».

Эразм Роттердамский стал первым ученым и писателем, который добился такой влиятельности и популярности. До него никому не удавалось приобрести мировую известность, после него такого успеха достиг только Вольтер. Его благосклонности добивались самые могущественные из правителей того времени, выдающиеся ученые считали большой удачей находиться с ним в переписке. Стоило ему прибыть в любой населенный пункт, его торжественно встречали, и зачастую почестей ему оказывали больше, чем некоторым государям. Это было очень странно, потому что в начале своего жизненного пути он был изгоем, незаконнорожденным сиротой.

Детство

Родился Герхард Герхардс(настоящее имя мыслителя) 28 октября 1469 года в Гауде, которая в то время была пригородом Роттердама. Наверное, поэтому он и подписывался фамилией Роттердамский, которая указывала на место его рождения.

Мальчик был плодом любви служанки и сына богатых бюргеров, который должен был стать священнослужителем. Родители парня были категорически против брака их сына с простой девушкой, поэтому малыш родился вне брака. Мальчика назвали Герхардом, что в переводе означало «желанный». В те годы в моде была грецизация и латинизация, поэтому его имя в переводе с этих языков звучало как Дезидерий Эразм. Мама растила его одна.

Эразм Роттердамский

Эразм постоянно стремился к знаниям. Вначале его определили в обычную школу в родной Гауде, потом он посещал уроки в школе Герта Грота, находившейся в Девентере, где особое внимание уделялось изучению древней литературы. В 13 лет мальчик полностью осиротел, все его близкие умерли во время эпидемии чумы. Так Эразм оказался в монастыре. Родственники по отцовской линии навсегда вычеркнули мальчика из своей жизни, поэтому ни о какой помощи с их стороны речи не шло.

В 1486-1492-м годах парень жил вместе с монахами-августинцами, там же он и принял духовный сан.

Он учился постоянно, проводя время за чтением книг, углубленно изучая латынь и древнегреческий язык, оттачивая свое ораторское мастерство. Его достижения способствовали дальнейшему продвижению в жизни, и вскоре Эразм стал секретарем епископа в городе Камбре, расположенном во Франции.

С 1493-го и на протяжении следующих шести лет молодой человек проживал в Париже. Именно тогда среди его знакомых появился лорд Маунтджой. Они предприняли совместное путешествие в Лондон, и высокопоставленный лорд познакомил Эразма с Джоном Фишером, Томасом Мором, Джоном Колетом. Потом это знакомство переросло в продолжительную дружбу известных философов. Тогда же состоялось и знакомство Роттердамского и короля Генриха VIII, которое положительным образом отразилось на его биографии.

Общественная деятельность

Эразм практически всегда находился в пути. Его дорога пролегала из Нидерландов в Британию, Италию, Францию. В Турине философ стал доктором богословия, его с надлежащими почестями принял Папа Римский. В 1506-м, во время пребывания в Оксфорде, ему предложили заняться преподавательской деятельностью, но он отозвался на аналогичное предложение Кембриджского университета. Причиной такого предпочтения оказалось то, что в Кембридже трудился его друг – Джон Фишер.

Роттердамский преподавал в университете древнегреческий язык и богословие. Чтобы дать студентам как можно больше познаний в богословии, Эразм занялся переводом Нового Завета. Это был абсолютно новаторский подход к религиозным текстам, который полностью отличался от используемого ранее. В 1511-м Эразм занял место профессора университета, и трудился в этом качестве на протяжении двух лет. После этого Роттердамский отправился в Германию. Пробыв там немного времени, философ и богослов побывал с визитом в Великобритании и Швейцарии. Именно в Швейцарии он нашел себе нового покровителя в лице императора Карла V, который и предложил ему место советника при дворе. Эразм продолжает неустанно трудиться и периодически отправляется в путешествия.

Эразм Роттердамский внес весомый вклад в развитие истории гуманизма. У него была безупречная репутация и непререкаемый авторитет в обществе.

Единственный, кто затмил его в этом – Вольтер, прославившийся своими произведениями во второй половине XVIII века. Имя Эразма Роттердамского гремело по всей Европе.

Читайте также  Краткая биография озеров

Эразм вел переписку с самыми высокопоставленными мужами всех стран и народов. Ему писали кардиналы, папы, государственные мужи. Роттердамский пользовался расположением и благосклонностью самых важных исторических персон того времени. Он мог получить звание кардинала и довольствоваться пенсией, назначенной баварским правительством. Это в том случае, если бы он согласился переехать в Нюрнберг на постоянное место жительства.

Эразм пользовался непререкаемым авторитетом. Посоветоваться с мудрецом считали за честь высокопоставленные управленцы и чиновники. Он знал ответы на все вопросы, которые имели политический, научный и философский характер. Проявляя истинный гуманизм, философ ратовал за идею научного духа, который заключался в исследованиях и истинном знании.

Идеи и творчество

Первые сочинения Эразма вышли в Париже. Самая первая книга автора получила название «Adagia», и в ней были собраны поучительные истории и афоризмы, основанные на трудах древних писателей-философов. В 1501-м Роттердамский стал автором религиозно-этического трактата «Оружие христианского воина», которое вышло из печати в 1504 году. Больше всего автора интересовала философия духовного самоусовершенствования человека, он отдавал ей больше предпочтений, чем традиционным обрядам.

Эразм Роттердамский в творческом процессе

Во время поездки по Великобритании Эразм написал новое произведение – «Похвалу глупости», в котором критически оценивал схоластическое богословие средневековой эпохи. В этой книге нашли отражение мысли философа об ошибках человечества и его достижениях, которые повторяются через определенные циклы. Он отметил пороки и предрассудки, которым человечество подвержено постоянно. Эта книга еще при жизни Роттердамского издавалась сорок раз, и была переведена на все основные мировые языки.

Эразму было присуще отменное чувство юмора, оптимизм и эрудиция, поэтому во всех его трудах красной нитью проходит вера в человека, в то, что он может побороть собственное несовершенство. Творчество Эразма объединяет в себе его философские принципы, талант писателя и упорство ученого. Не зря современники прозвали его «европейским оракулом», потому что его взгляды и деятельность оказывали сильное влияние на мировосприятие людей в XVI веке.

В 1515-м вышла еще одна книга писателя – «Наставление христианского государя», спустя год он написал труд «Жалоба мира». Эти труды содержали его позицию в отношении войн и движений пацифистов. Книга «О свободе воли» выдает в нем противника Реформации. Роттердамский был глашатаем гуманизма, причем во всех его направлениях. Прославился он и как филолог, ему принадлежат переводы и толкования произведений Лукиана, Еврипида и многих других авторов Древней Греции.

Эразма всегда интересовала фонетика языка, на основании которой была создана древнегреческая наука о лингвистике. Он уделял пристальное внимание изучению Евангелия, которое толковал в очень необычном ракурсе.

Роттердамский выступал с критическими предположениями, даже не подозревая, что они когда-то дадут начало протестантскому движению христианства. Философ всерьез интересовался педагогикой. В 1518-1533 годах он работал над произведением «Разговоры запросто», которое стало одним из самых востребованных именно в этом направлении.

Эразм верил, что гармоничное развитие человеческой личности должно состоять из интеллектуального уровня, нравственности и сформированных религиозных взглядов.

Роттердамский также считал важным физиологическое развитие. Он был уверен, что очень важно добиться развития потенциала, его полного совершенствования, при этом не забывая, что каждый человек должен отвечать за совершенные им поступки. Эразм призывал уважать и заботься о детях, он категорически возражал против насилия и телесных наказаний в отношении них. Ученый считал, что каждый человек обязательно должен получить образование.

Личная жизнь

Роттердамский жил подобно священнослужителям, которые находят утешение в вере, а не в любовных связях и интригах. У него была безупречная репутация, которую он сохранил на протяжении всей своей жизни. Эразм не был женат, и наследников не оставил, его личная жизнь заключалась в путешествиях и создании научных трудов. Историки, которые пристально изучали биографию философа и ученого, не смогли уличить его ни в одном отступлении от правил.

На одном из портретов кисти художника Ганса Гольбейна Эразм изображен так, как будто он разглядывает девушку. Он был слегка смущен, и явно ощущал себя не в своей тарелке из-за этой близости к представительнице противоположного пола. Ни один из тех, кто близко знал Эразма, не мог вспомнить хоть одну интрижку из его жизни – этого просто не было.

Смерть

Великого мыслителя не стало 12 июля 1536 года. Он умер от дизентерии. Похоронили Эразма Роттердамского в кафедральном соборе Базеля, который расположен в самом центре этого города. В 1538-м на его могиле появился памятник, изготовленный из красного известняка.

В памяти потомков Эразм остался как глава гуманизма. После него осталась прекрасная библиотека и дорогое имущество. В городе Базель есть университет, в котором студенты уже много лет получают Эразмовскую стипендию.

Основные произведения

  • «Пословицы»
  • «Похвала глупости»
  • «Разговоры запросто»
  • «Воспитание христианского государя»
  • «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного»
  • «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли»
  • «О приличии детских нравов»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Эразм Роттердамский

Биография

Эразм Роттердамский – известный европейский философ, ученый и гуманист Северного Возрождения. Поклонники его творчества звали исследователя «князем гуманистов». В числе заслуг Роттердамского изучение религиозных текстов с научной позиции, трактовка богословия, а также педагогические заветы.

Детство и юность

Эразм Роттердамский родился 28 октября 1469 года, хотя некоторые источники указывают 1466-й и 1467-й как возможные годы появления мальчика на свет. Его родиной стала Гауда, располагающаяся неподалеку от Роттердама. Поэтому его фамилия – это скорее прозвище, обозначающее место проживания философа.

Портрет Эразма Роттердамского

Эразм оказался незаконнорожденным ребенком служанки и сына достопочтенных бюргеров, которому прочили карьеру священнослужителя. Вспыхнувшие между молодыми людьми чувства не ознаменовались свадьбой. Эразм воспитывался матерью под именем Гергард. Позднее в переводе с латинского языка его имя стали озвучивать как Дезидерий Эразм.

Мальчик испытывал тягу к знаниям. Поначалу он был учеником простой школы в Гауде, а затем школы Герта Грота, располагавшейся в Девентере. Основным профилем во втором учебном заведении была древняя литература. Эразм остался сиротой в 13 лет. Его семья оказалась жертвой чумы, а юношу отправили в монастырь. Родственники со стороны отца не проявляли интереса к нему, поэтому на перспективы можно было не рассчитывать.

Бюст Эразма Роттердамского

С 1486 по 1492 годы молодой человек жил в обители монахов-августинцев, где принял сан. Он посвящал обучению все свободное время, погружаясь в чтение книг, совершенствуясь в латыни и древнегреческом языке, познавая азы ораторского мастерства. Успехи юноши не остались без внимания, и он получил пост секретаря епископа французского города Камбре.

С 1493 по 1499 годы Роттердамский жил в Париже, где свел знакомство с лордом Маунтджоем. В совместном путешествии с высокопоставленной особой в Лондоне Эразм был представлен Томасу Мору, Джону Фишеру и Джону Колету. Новые знакомства положили начало продолжительной дружбе философов. В этот же период состоялся первый променад с британским королем Генрихом VIII.

Общественная деятельность

Эразм постоянно путешествовал между Нидерландами, Британией, Францией и Италией. В Турине он получил диплом доктора богословия и был радушно принят Папой Римским. В Оксфорде в 1506 году философа пригласили к преподавательской деятельности, но он отдал предпочтение Кембриджу, сделавшему похожее предложение. Выбор был сделан, исходя из того, что в последнем преподавал приятель Джон Фишер.

Джон Фишер

Эразм Роттердамский стал педагогом древнегреческого языка и учил студентов богословию. Для занятий он самостоятельно перевел и истолковал Новый Завет. В этом заключалось новаторство исследователя, раскритиковавшего привычный подход к религиозному тексту. В 1511 году Роттердамского назначили профессором Кембриджа, а спустя 2 года он уехал в Германию. Затем последовал визит в Великобританию и Швейцарию, где по протекции Карла Испанского философ стал советником короля. Ученый продолжал привычную работу и неустанно путешествовал.

Отдельное место в истории гуманизма занимает вклад Эразма Роттердамского. Он обладал безупречной репутацией и авторитетом в обществе. Единственным человеком, удостоившимся такой же славы, был Вольтер, чьи произведения были на пике популярности во 2-й половине 18 века. Слава Роттердамского гремела на всю Европу.

Ученый Эразм Роттердамский

Он состоял в переписке с правителями разных стран, папами и кардиналами, поддерживал добрые отношения с государственными мужами. Благодаря расположению сильных мира сего он мог стать кардиналом, получать пенсию от баварского правительства в случае предпочтения Нюрнберга для постоянного места жительства.

Авторитет Роттердамского был велик: к нему приходили за советом высокопоставленные чиновники и управленцы. Он отвечал на вопросы научного, политического и философского характера. Как истинный гуманист, Эразм Роттердамский придерживался идей о научном духе, радеющем за исследования и истинное знание.

Идеи и творчество

Первые книги автора увидели свет в Париже. Дебютное произведение под названием «Adagia» представляло собой компиляцию афоризмов и поучительных историй, прототипом которым послужили труды древних писателей. В 1501 году Эразм создал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина», опубликованный в 1504-м. Философию духовного самосовершенствования он ставил превыше традиционных обрядов.

Иллюстрация к трактату Эразма Роттердамского «Похвала глупости»

В путешествии по Великобритании был создан труд под названием «Похвала глупости», содержащий критические мысли относительно схоластического богословия эпохи Средневековья. В нем мыслитель рассуждает о свершениях человечества и его ошибках, повторяющихся циклично, предрассудках и пороках, актуальных в любое время. Книгу переиздавали 40 раз при жизни автора. Она переведена на популярные языки мира.

Роттердамский обладал прекрасным чувством юмора, эрудицией и оптимизмом, поэтому свою веру в человека, готового бороться с собственным несовершенством, писатель отстаивал. В творчестве Эразм Роттердамский сочетал принципы философа с привычками ученого и талантом писателя. Современники звали его «европейский оракул», так как деятельность и взгляды мыслителя серьезно влияли на мировоззрение человека в 16 веке.

В 1515 году вышла книга «Наставление христианского государя», а в 1516-м – «Жалоба мира», описывающие позицию мыслителя относительно завоевательных войн и пацифистских идей. В труде «О свободе воли» автор выступал против Реформации. Эразм Роттердамский прославлял гуманизм в различных направлениях. Он проявлял себя в качестве филолога, собирая, переводя и истолковывая произведения Еврипида, Лукиана и других древнегреческих авторов.

Читайте также  Краткая биография майков

Исследователь также изучал фонетику языка, которая легла в основу науки о лингвистике Древней Греции. Богослов изучал Евангелие, толкуя его в смелом ключе. Он выдвигал критические предположения, не зная о том, что из них возникнет протестантское движение христианства. Еще одним направлением для развития мыслителя была педагогика. «Разговоры запросто», готовившиеся с 1518 по 1533 годы, входят в число самых популярных книг в этой области.

Книги Эразма Роттердамского

Роттердамский верил, что на развитие личности человека влияет воспитание, которое предполагает интеллектуальное развитие, заложение основ нравственности и формирование религиозных взглядов.

Физиологическое развитие – немаловажный сопровождающий фактор. Главная цель воспитания – раскрыть потенциал подопечного, уважая и помня, что каждый индивид несет ответственность за поступки. Эразм пропагандировал уважение и заботу о детях, дискредитируя насилие и телесное воздействие. Он также продвигал идею о необходимости обязательного образования для каждого.

Личная жизнь

Эразм Роттердамский вел образ жизни, подходящий священнослужителю. Он не участвовал в любовных интригах и имел безупречную репутацию в отношении общения с противоположным полом. У философа не было жены и детей, а всю его личную жизнь составляли путешествия и научные труды. Исследователи, описывающие биографию мыслителя, не находят ни одного компрометирующего доказательства.

Портрет Эразма Роттердамского работы Ганса Гольбейна

Однажды Ганс Гольбейн изобразил Роттердамского на портрете якобы заглядевшимся на девушку. Но персонаж на картине был явно смущен и испытывал неудобство от близости к женщине. Никто из приятелей Эразма не делился интригующими подробностями личной жизни философа, так как их попросту не было.

Смерть

Эразм Роттердамский скончался 12 июля 1536 года. Причиной смерти стала дизентерия. Его последним пристанищем оказался кафедральный собор Базеля, находящийся на Соборной площади в сердце города. В 1538 году на могиле философа установили памятник из красного известняка.

Памятник Эразму Роттердамскому

Мыслитель ушел в иной мир, закрепив за собой славу главы гуманизма. В наследство после себя он оставил обширную библиотеку и дорогостоящее имущество. В Базеле сегодня находится университет, где которое десятилетие существует Эразмовская стипендия. Студенты здесь помнят цитаты великого гуманиста.

Цитаты

«Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя».

«Вежливость порождает и вызывает вежливость».

«Все превращает любовь и немного делает мудрым».

«Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен».

Эразм Роттердамский — краткая биография

Полное имя: Эразм Роттердамский
Дата рождения: 28 октября 1469 года
Место рождения: Базель, Швейцария
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Философ, писатель, гуманист
Дата смерти: 12 июля 1536 (66 лет)

Голландский богослов, переводчик и учёный Эразм Роттердамский заслуженно прозван современниками «князем гуманистов». Изложенные в многочисленных трудах передовые взгляды философа и богослова оказали огромное влияние на многих представителей Северного Возрождения.

В начале жизни

Точная дата рождения Эразма Роттердамского достоверно неизвестна. Большинство исследователей признаёт днём его рождения 28 октября 1469 года, но вполне вероятным считается и другой год в рамках от 1465 до 1469 года. Место его рождения также спорно. Большинство исследователей склоняются к версии, что он родился в городке Гауда.

Родители Эразма не состояли в официальном браке. Отец, Герхард Герхардс, происходил из бюргерской семьи и был рукоположен в сан священника. Его возлюбленной и матерью Эразма была дочь врача из Зевенбергена Маргарет Рутгерс.

При крещении мальчику было дано имя Герхард, впоследствии полностью вытесненное из обихода литературными псевдонимами Дезидериус Эразм и Эразм Роттердамский. В детстве у Эразма не было полноценной семьи, но его родители проявляли максимум внимания к воспитанию и образованию мальчика.

Детские годы Эразма прошли в Роттердаме. В 1475 году он вместе со своим старшим братом Петером был отправлен родителями в латинскую школу при соборной церкви св. Лебуина в Девентере. В учебном заведении они изучали греческий язык и основы христианского богословия у сторонников «нового благочестия».

Во время эпидемии чумы умирают родители Эразма и в 1485 году он прекратил обучение в Девентере. Некоторое время юноша продолжал учиться в школе «Братства нового благочестия» в Хертогенбосе, но из-за распространения эпидемии чумы вынужден был её оставить.

Годы и события

  1. 1487 год – Эразм Роттердамский становится каноником капитула св. Августина в деревне Штейн в Южной Голландии.
  2. 1488 год – Принятие монашеского обета
  3. 1492 год – Рукоположение в сан священника. Занимает должность секретаря епископа Камбре Генриха Бергенского. Временное освобождение от всех обетов из-за слабого здоровья.
  4. 1495-1499 годы – Пребывание во Франции и обучение в колледже Монтегю при Парижском университете у фламандского схоластика и реформатора церкви Я. Стандонка. Дружба с итальянским гуманистом П. Андрелини.
  5. 1499 год – Переезд в Англию по приглашению учёного и мецената У. Блаунта, барона Маунтджоя. Преподавание в Оксфордском университете. Знакомство с Т. Мором, Д. Колетом У. Гроцином, Т. Линакром и другими членами кружка «Новая учёность».
  6. 1500 год ‒ Публикация законченной ещё в Париже первой книги Эразма Роттердамского «Пословицы».
  7. 1502-1505 годы – Преподавание в колледже города Левен в Бельгии. Завершен труд «Наставления христианского воина».
  8. 1505-1506 годы – Путешествие по Англии.
  9. 1506-1509 годы – Переезд в Италию, посещение Болоньи. Работа корректором в издательстве Альдо Мануция в Венеции. Получен диплом доктора богословия университета Турина.
  10. 1509 год ‒ Непродолжительное посещение Рима.
  11. 1509-1513 годы – Пребывание в Англии.
  12. 1509 год ‒ Закончено одно из главных произведений Эразма Роттердамского ‒ книга сатиры «Похвала глупости».
  13. 1511 год – Назначен профессором греческого языка леди Маргарет Кембриджского университета.
  14. 1513-1514 годы – Путешествие по Германии. Тяжёлая болезнь и распространение слухов о смерти богослова.
  15. 1515 год – Кратковременное возвращение в Англию.
  16. 1516 год – Произведён в чин королевского советника будущего императора Священной Римской империи Карла V. Переезд в Швейцарию. Новым домом Эразма Роттердамского становится Базель. Издание на греческом языке Нового завета.
  17. 1516-1536 годы ‒ Многочисленные поездки Эразма Роттердамского во Фрайбург, Безансон, Брюссель, Лувен и другие города европейских стран.
  18. 1516 год – Опубликован труд Эразма Роттердамского «Жалоба мира», в котором изложены пацифистские идеи гуманиста.
  19. 1519 год ‒ Завершена работа над книгой «Домашние беседы».
  20. 1526 год – Углубление разногласий с М. Лютером по основам христианской доктрины. Эразм Роттердамский, в отличии от М.Лютера, не отрицал необходимость церковной иерархии и обрядов, одновременно высоко ценя свободу воли.
  21. 1529 год ‒ Переезд из ставшего оплотом протестантов Базеля в имперский католический город Фрайбург.
  22. 1536 год, 12 июля – Эразм Роттердамский умирает в Базеле от дизентерии.

Портрет кисти Г. Гольбейна

Личная жизнь

Приняв сан священника в юном возрасте, Эразм Роттердамский сознательно отказался от вступления в брак. Всю свою взрослую жизнь он провел без семьи, но в окружении друзей и единомышленников.

Сохранились указания, что у Эразма из Роттердама была склонность к гомосексуальным отношениям. Об этом свидетельствуют написанные им во время служения каноником в Штайне страстные письма к коллеге Серватиусу Роджерусу. Похожая история произошла через несколько лет в Париже, когда опекун Томаса Грея отказался от услуг Эразма как учителя. В то же время, при жизни Эразм Роттердамский никогда не обвинялся в гомосексуализме. В более зрелом возрасте он приложил массу усилий, чтобы дистанцироваться от подобных подозрений.

В повседневной жизни Эразм Роттердамский был чувствительным, легко ранимым человеком, быстро и легко сходился с самыми разными людьми. К старости он стал более недоверчив, обидчив и злопамятен. Больше всего он ненавидел самодовольство, считая его источником всех бед. Эразм из Роттердама всегда остро нуждался в постоянной моральной поддержке, дружбе, одобрении и был очень мнительным человеком.

Портрет работы Альбрехта Дюрера (1526 г.)

Общественное влияние и историческая память

Видный ученый и просветитель эпохи Возрождения способствовал возвращению в культурно-исторический процесс античного наследия. Он обладал непререкаемым авторитетом в сфере гуманитарных знаний и вёл обширную переписку с выдающимися современниками. Создатель богословской системы «Философия Христа» выступал против обмирщения церкви и стал предтечей Реформации. В историю общественно-политической мысли Эразм Роттердамский вошел как реставратор священных текстов, гуманист, острослов и социальный реформатор.

Основные труды Эразм Роттердамский опубликовал в зрелом возрасте, но оказался вполне плодовитым писателем. Полное собрание сочинений яркого представителя Северного Возрождения насчитывает 10 томов. В работах он затрагивал самые актуальные и болезненные проблемы своего времени.

В политической науке Эразм Роттердамский придерживался принципов консенсуса, компромисса и мирного сотрудничества. Им впервые озвучена идея арбитража как метода разрешения конфликтов. По его убеждениям, любой представитель власти всегда должен оставаться моральным лидером и стражем справедливости.

Как филолог, голландский гуманист находился в авангарде современной ему науки. Он популяризировал труды античных авторов и богословов Средних веков. Эразм Роттердамский был одним из немногих современников, в совершенстве знавших греческий язык. Он перевёл на европейские языки произведения Аристотеля, Плавта, Плутарха, Демосфена, Овидия, Цицерона, Светония, Иоанна Златоуста, Августина Блаженного, Оригена и Амвросия.

В педагогике Эразм Роттердамский придерживался передовых для своего времени взглядов. Он предлагал начинать обучение с раннего детства, широко используя игровые формы. Первостепенное значение уделял тренировке памяти, участию в обучении родителей, свободе воли, нравственному и умственному воспитанию, физическому развитию. Христианский педагог поддерживал веру в способность человека к самосовершенствованию и подчеркивал определяющую роль образования.

В память о выдающемся деятеле Северного Возрождения имя Эразма Роттердамского присвоено нескольким общеобразовательным школам и университетам в городах Бельгии и Нидерландов. Европейским союзом учреждена стипендия Erasmus, позволяющей студенческой молодёжи стажироваться в различных университетах стран ЕС.

В Нидерландах ежегодно торжественно отмечаются три даты, связанные с жизнью и творчеством Эразма Роттердамского. В первый день апреля в стране празднуется годовщина публикации самого известного сочинения гуманиста ‒ «Похвала глупости». Торжественные мероприятия, посвященные многообразному наследию гуманиста, проводятся в Ночь Эразма 11 июля. Официальной праздничной датой рождения философа и христианского богослова признан день 28 октября.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: