Краткая биография серафимович

Биография Серафимович в кратком изложении, сочинения по произведениям, аудиокниги, полные и краткие содержания.

Краткая биография серафимович

Серафимович Александр Серафимович

СЕРАФИМОВИЧ, АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ (1863−1949), русский писатель. Настоящая фамилия Попов. Родился 7 (19) января 1863 в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского (ныне Цимлянский район Ростовской области), сын полкового казначея, есаула Войска Донского. Рано осиротел (впечатления детства легли в основу серии его автобиографических произведений Из детской жизни, 1898; Поход, 1901; Сережа, 1907; Первые страницы, 1911; вместе с воспоминаниями, над которыми Серафимович работал в 1910-е годы, они должны были войти в исповедально-документальный и мемуарно-исторический роман Писатель). В 1883—1887 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, сблизился с революционно настроенными студенческими кругами. Был привлечен к дознанию по делу (брата В.И.Ленина) и его товарищей, покушавшихся на жизнь императора Александра III, выслан в Архангельскую губернию (до 1890; позднее в повести У холодного моря, 1909, в рассказах Сопка с крестами, 1907, Гуси, 1927, и др. писатель воссоздаст образы и быт ссыльных «политических» на Севере).

С 1890 жил на родине, с 1892 — в Новочеркасске, с 1902 — в Москве, где вошел в круг М. Горького, печатался в руководимом им издательстве «Знание». В годы Первой мировой войны — санитар врачебно-продовольственного отряда. Безоговорочно приняв Октябрьскую революцию, энергично включился в культурное строительство республики (журналист в газетах «Известия» и «Правда», в 1918 организатор первого советского литературно-художественного журнала «Творчество», в 1927—1929 глава журнала «Октябрь», один из руководителей Наркомпроса и др.).

Первые опубликованные рассказы Серафимовича На льдине (1889), Снежная пустыня, На плотах (оба 1890) навеяны тяжкими впечатлениями архангельской ссылки. Внимание к народной среде и быту, связывающее Серафимовича с демократическими традициями русской литературы (В.Г.Короленко, , и др.), проявилось во многих его рассказах и очерках, натуралистически ярко, лаконично и трезво описывающих отчаянное положение трудового человека в тисках несправедливого социального механизма (Стрелочник, 1891; Маленький шахтер, 1895; На заводе, 1898, и др.), искажение людских душ под властью собственнических инстинктов (рассказы о крестьянстве Сухое море, 1914, Фетисов курень, 1916; повесть Пески, 1908, высоко оцененная Л.Н.Толстым), первые факты открытого протеста, революционные события 1905 (Мертвые на улицах, Снег и кровь, Среди ночи, Погром, На Пресне, все 1906; У обрыва, 1907, здесь впервые обозначается тяготение прозы Серафимовича к многозначным деталям, к «взрывному» синтаксису, лозунгово-публицистической лапидарности), антивоенные настроения и революционные брожения в страдающих массах периода Первой мировой войны (очерки В Галиции, Раненые, На батарее, Шрапнель, Встреча, все 1915). Обобщенную историю русского промышленного капитализма писатель пытается воссоздать в романе Город в степи (опубл. в 1923), где символическая биография «города» отмечена признаками «азиатчины», варварства, насилия и обмана. Главное произведение Серафимовича, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы, — роман Железный поток (1924). В нем писатель, опираясь на реальные события Гражданской войны (поход Таманской армии под командованием , в романе Кожуха, летом 1918), стремился передать правду не документально-историческую, как это сделал в романе Чапаев, «не фотографическую», по собственным словам Серафимовича, а «синтетическую, обобщенную». Поставив с этой целью в центр романа образ «массы» и включая резкий прозаический очерк событий в атмосферу высокой патетики, создаваемую энергией напряженного стиля и экспрессивным метафорическим языком, Серафимович в героико-романтическом плане изобразил процесс «революционного очищения» народа, превращения анархической стихии в закаленную силу сознательных борцов. Среди других произведений писателя — серия очерков, основанных на впечатлениях от путешествия по Дону, побережью Черного моря и Кавказу, По родным степям (1912), Скитания (1913), С сыном в горах (1917); о коллективизации По донским степям (1931); пьесы Марьяна (1923) и Именины в 1919 году (1924), книги для детей и юношества (Мишка-упырь); рассказы (в т.ч. о жизни кавказцев Горное утро, В Чечне, Ингуши, все в конце 1910-х годов); военная публицистика; статьи о советских писателях, многим из которых (в т.ч. , , М.А.Шолохову) Серафимович помогал и советом и делом. В 1943 писатель, один из признанных мэтров советской литературы, получил Государственную премию СССР. Умер Серафимович в Москве 19 января 1949.

Александр Серафимович (Попов) родился 7 января 1863 года в семье полкового казначея. Жили они в Нижне-Курмоярской области. Александр рано теряет отца. С 1883 по 1887 год обучался в Петербургском университете, был выслан в Архангельскую губернию за революционное движение и за дознания по покушению на Александра III, где приступает к написанию своих первых работ: «На льдине» в 1889, «На плотах» 1890 и «Снежная пустыня» в 1890 году.

В 1890 году Александр из ссылки возвращается дамой, в 1892 отправляется в Новочеркасск, а в 1902 переезжает в Москву. Служил санитаром во время Первой мировой. В годы Октябрьской революции принимал активное участие в строительстве культуры: журналист в газетах, организатор журнала «Творчество», потом журнал «Октябрь» и многие другие.

В своем творении «Пески», за которое ему сам Л. Толстой дал свою высокую оценку, автор обрисовывает влияние денег на людей, как власть поддается на это искушение, а в «Чибис» — Александр рассказывает читателям о проблеме с «рабством», когда людей эксплуатируют, но при этом платят мизер.

С 1907 по 1910 года Серафимович переходит от очерков и рассказов к написанию романа «Город в Степи». Рассказывает своим читателям о строительстве городишка в капиталистические времена в книге «Захарка».

После революции автор пишет, как оказалось, свой самый влиятельный роман на литературу – «Железный поток» в 1924 году. Также есть на счету писателя очерки, в которых он с читателями делится своими впечатлениями о путешествии по Кавказу, Дону, побережью Черного моря: «Скитания», «По родным степям», «С сыном в горах» и многих другие. В 1943 Александра Серафимовича приставляют к награде за его влияние и развитие литературы отечества – получает Государственную премию СССР.

Умирает Александр Серафимович (Попов) в 1949 году 19 января в г. Москва.

Биография Александра Серафимовича

Александр Серафимович, русский писатель. Настоящая фамилия Попов. Родился 7 (19) января 1863 года в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского (ныне Цимлянский район Ростовской области), сын полкового казначея, есаула Войска Донского.

Детские годы провел в Польше, где был расквартирован полк отца. В 1873 вернулся с семьей на Дон в станицу Усть-Медведицкую (в 1933 году переименована в г. Серафимович). Рано осиротел. Несмотря на большие материальные лишения, окончил гимназию. В 1883-1887 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, сблизился с революционно настроенными студенческими кругами. Был привлечен к дознанию по делу А.И. Ульянова и его товарищей (1887) и сослан в Архангельскую губернию под надзором полиции. Вернувшись на Дон в 1890 году, установил связи с местными народовольческими группами, которые вели пропаганду среди рабочих.

Первый опубликованный рассказ Серафимовича «На льдине» («Русские ведомости», 1889), как и другие ранние произведения – «Снежная пустыня», «На плотах» (оба 1890), навеяны тяжкими впечатлениями архангельской ссылки. Рассказы были сочувственно встречены Г.И. Успенским и В.Г. Короленко. Внимание к народной среде и быту связывает творчество Серафимовича с традициями демократической литературы 60-70-х годов 19 века. Отчаянное положение трудового человека обрисовано во многих рассказах и очерках Серафимовича («Стрелочник», 1891; «Под землей», 1895; «Маленький шахтер», 1895; «Сцепщик», 1898; «На заводе», 1898). Работа в провинциальной («Приазовский край», «Донская речь»), а затем в московской печати позволила Серафимовичу накопить богатый запас наблюдений из жизни крестьянства, городских низов, промышленного пролетариата, интеллигенции. В публицистике Серафимовича намечены многие мотивы и темы его последующих произведений.

К началу 900-х гг. определился общественный и писательский облик Серафимовича: его убежденный демократизм, критический пафос и реалистическое дарование. Первая книга – «Очерки и рассказы» (1901). Её успех определил дальнейшую судьбу Серафимовича. В 1902 году он переезжает в Москву, становится участником литературной группы «Среда». Тогда же он познакомился с Горьким и начал сотрудничать в издательстве «Знание», которое в 1903-1908 гг. выпустило 3-томное издание «Рассказов» Серафимовича.

В предреволюционное десятилетие (1907-1917) в творчестве Серафимовича усиливается историзм. Он исследует власть собственнических инстинктов, искажающих души людей: рассказы о крестьянстве «Сухое море» (1914), «Фетисов курень» (1916), повесть «Пески» (1908), высоко оцененная Л.Н. Толстым. В романе «Город в степи» (1912) развертывается обобщенная история русского промышленного капитализма. В 1911 году Серафимович выпускает сборник рассказов для юношества «Простая жизнь».

В начале 1915 года Серафимович отправился на фронт в составе санитарного отряда. Его рассказы и очерки военного времени («Чёрный треух», 1914; «Термометр», 1914; «Шрапнель», 1915; «На побывке», 1915; «В Галиции», 1915) отличаются трезвым пониманием масштабов народного бедствия. Писатель чутко отмечает рост антивоенных настроений в народе, начало революционного брожения среди солдат («Сердце сосет», 1915; «Встреча», 1915, и др.).

Читайте также  Краткая биография констан

После Октябрьской революции 1917 года Серафимович заведовал литературно-художественным отделом «Известий», агитмассовым отделом Моссовета, вел большую работу в Наркомпросе, был военным корреспондентом «Правды». Его очерки о гражданской войне на Дону, Северном Кавказе и Украине отличались мастерством и строгой фактической точностью.

В годы революции и гражданской войны Серафимович пережил высокий творческий подъем. Главной его книгой стал роман «Железный поток» (1924). Основой романа послужило реальное событие из истории гражданской войны – героический поход Таманской армии под командованием Е.И. Ковтюха (лето 1918).

В 30-е годы Серафимович работал над большим биографическим повествованием о своей жизни и о писателях-современниках. Во время Великой Отечественной войны престарелый писатель побывал на фронте и снова взялся за перо публициста.

Умер Александр Серафимович в Москве 19 января 1949 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

СЕРАФИМОВИЧ, АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ

СЕРАФИМОВИЧ, АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ (1863–1949), русский писатель. Настоящая фамилия Попов. Родился 7 (19) января 1863 в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского (ныне Цимлянский район Ростовской области), сын полкового казначея, есаула Войска Донского. Рано осиротел (впечатления детства легли в основу серии его автобиографических произведений Из детской жизни, 1898; Поход, 1901; Сережа, 1907; Первые страницы, 1911; вместе с воспоминаниями, над которыми Серафимович работал в 1910-е годы, они должны были войти в исповедально-документальный и мемуарно-исторический роман Писатель). В 1883–1887 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, сблизился с революционно настроенными студенческими кругами. Был привлечен к дознанию по делу А.И.Ульянова (брата В.И.Ленина) и его товарищей, покушавшихся на жизнь императора Александра III, выслан в Архангельскую губернию (до 1890; позднее в повести У холодного моря, 1909, в рассказах Сопка с крестами, 1907, Гуси, 1927, и др. писатель воссоздаст образы и быт ссыльных «политических» на Севере).

С 1890 жил на родине, с 1892 – в Новочеркасске, с 1902 – в Москве, где вошел в круг М.Горького, печатался в руководимом им издательстве «Знание». В годы Первой мировой войны – санитар врачебно-продовольственного отряда. Безоговорочно приняв Октябрьскую революцию, энергично включился в культурное строительство республики (журналист в газетах «Известия» и «Правда», в 1918 организатор первого советского литературно-художественного журнала «Творчество», в 1927–1929 глава журнала «Октябрь», один из руководителей Наркомпроса и др.).

Первые опубликованные рассказы Серафимовича На льдине (1889), Снежная пустыня, На плотах (оба 1890) навеяны тяжкими впечатлениями архангельской ссылки. Внимание к народной среде и быту, связывающее Серафимовича с демократическими традициями русской литературы (В.Г.Короленко, Г.И.Успенский, Ф.М.Решетников и др.), проявилось во многих его рассказах и очерках, натуралистически ярко, лаконично и трезво описывающих отчаянное положение трудового человека в тисках несправедливого социального механизма (Стрелочник, 1891; Маленький шахтер, 1895; На заводе, 1898, и др.), искажение людских душ под властью собственнических инстинктов (рассказы о крестьянстве Сухое море, 1914, Фетисов курень, 1916; повесть Пески, 1908, высоко оцененная Л.Н.Толстым), первые факты открытого протеста, революционные события 1905 (Мертвые на улицах, Снег и кровь, Среди ночи, Погром, На Пресне, все 1906; У обрыва, 1907, здесь впервые обозначается тяготение прозы Серафимовича к многозначным деталям, к «взрывному» синтаксису, лозунгово-публицистической лапидарности), антивоенные настроения и революционные брожения в страдающих массах периода Первой мировой войны (очерки В Галиции, Раненые, На батарее, Шрапнель, Встреча, все 1915).

Обобщенную историю русского промышленного капитализма писатель пытается воссоздать в романе Город в степи (опубл. в 1923), где символическая биография «города» отмечена признаками «азиатчины», варварства, насилия и обмана. Главное произведение Серафимовича, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы, – роман Железный поток (1924). В нем писатель, опираясь на реальные события Гражданской войны (поход Таманской армии под командованием Е.И.Ковтюха, в романе Кожуха, летом 1918), стремился передать правду не документально-историческую, как это сделал Д.А.Фурманов в романе Чапаев, «не фотографическую», по собственным словам Серафимовича, а «синтетическую, обобщенную». Поставив с этой целью в центр романа образ «массы» и включая резкий прозаический очерк событий в атмосферу высокой патетики, создаваемую энергией напряженного стиля и экспрессивным метафорическим языком, Серафимович в героико-романтическом плане изобразил процесс «революционного очищения» народа, превращения анархической стихии в закаленную силу сознательных борцов.

Среди других произведений писателя – серия очерков, основанных на впечатлениях от путешествия по Дону, побережью Черного моря и Кавказу, По родным степям (1912), Скитания (1913), С сыном в горах (1917); о коллективизации По донским степям (1931); пьесы Марьяна (1923) и Именины в 1919 году (1924), книги для детей и юношества (Мишка-упырь); рассказы (в т.ч. о жизни кавказцев Горное утро, В Чечне, Ингуши, все в конце 1910-х годов); военная публицистика; статьи о советских писателях, многим из которых (в т.ч. Н.А.Островскому, Ф.В.Гладкому, М.А.Шолохову) Серафимович помогал и советом и делом. В 1943 писатель, один из признанных мэтров советской литературы, получил Государственную премию СССР.

Умер Серафимович в Москве 19 января 1949.

Фатов Н.А. Серафимович: Очерк жизни и творчества. М. – Л., 1926
Гладковская Л. Творческий путь А.С.Серафимовича. Л., 1956
Серафимович А. Собрание сочинений, тт. 1–7. М., 1959–1960
Воспоминания современников об А.С.Серафимовиче. М., 1977
Ершов Г. А.Серафимович: Страницы жизни, борьбы и творчества. М., 1982
Чалмаев В.А. Александр Серафимович. Волгоград, 1986
Серафимович А. Собрание сочинений, тт. 1–7. М., 1987
Волков А.А. А.С.Серафимович. М., 1991

Александр Серафимович

Сын Серафима – Александр Серафимович Попов – писатель Серафимович (двоюродный брат папиного деда. Папе – двоюродный дед, нам, его детям, двоюродный прадед). О нем дед Василий, которому писатель приходился двоюродным братом, говорил что, мол, зазнался – стал образованным, знаменитым, забыл родню… Дед Василий известен еще фразой, которую папа часто повторял: «Бог-то бог, сам будь не плох!».
В 1997 году, когда мы жили в Котельниково, я услышала по радио передачу, в которой участвовали внуки Серафимовича. Я написала на радио и получила ответ от жены внука Серафимовича – Людмилы Алексеевны Поповой. Она писала: «Я жена Анатолия Игоревича Попова, 35 лет живу в семье Серафимовича, с приходом в эту семью и до смерти Игоря Александровича (сына писателя, моего свекра) мы жили вместе. В доме, в котором жил А.С. Серафимович и провел последние годы своей жизни (с 37-го по 49-й год). После его смерти улица носит его имя. Знаменитая книга Ю.Трифонова «Дом на набережной» посвящена этому дому. Наш дом в этом году отмечал свое 60-летие, в связи с чем и была передача по радио (она называлась «Серафимовича, 2». Пока был жив Игорь Александрович, он много времени посвящал пропаганде творчества своего отца, организовывал конференции, переиздавал сборники сочинений, имел тесную связь с музеем А.С.Серафимовича на Дону, в г. Серафимовиче. К сожалению, во втором браке его сын Анатолий не унаследовал профессиональных качеств литератора, с первой семьей, где была дочь журналист, он расстался и, естественно, не имел того влияния на ее работу. Таким образом, когда я вошла в их семью студенткой 1 курса Историко — архивного института – все силы были вложены в меня. Я ездила на конференции по творчеству Серафимовича вместе с Игорем Александровичем, писала диплом на тему »Письма писателя Серафимовича как исторический источник по истории РАППа»(он был даже напечатан в свое время). Затем 20 лет работы в Центральном государственном архиве литературы и искусства, куда в 1951г. были переданы архивные документы А.С. Серафимовича. Так что, волею судеб, мне пришлось взять на себя дальнейшую ответственность за то, чтобы писателя Серафимовича не забывали и не вычеркивали из истории. Были попытки не включать его в новую энциклопедию, переименовать город, нашу улицу, отстояли. Конечно, это не моя личная заслуга, но мы объединились с энтузиастами нашего дома и 6 лет назад создали музей нашего «дома на набережной». Здесь история нашей страны, так как в доме жили многие военоначальники (Тухачевский), архитекторы (Иофан, построивший и наш дом), члены правительства и их семьи — Сталина, Хрущева, Микояна, Орджоникидзе – наши соседи по площадке. Открыли выставочный зал. Моя задача в память о Серафимовиче – чаще напоминать о нем. Стенд о нем самый лучший в музее. Стараюсь передать своим детям, но воспринимает только самый младший – Кирилл, у него есть тяга к прошлому. Вот ведь как получилось, что в семье я, «пришлый человек», знаю больше, чем родные внуки Анатолий и Искра. Они очень заняты, да и не очень проявляют интерес. С Искрой мы дружим, живем в одном доме с ее дочерью Татьяной, ее сыну 10 лет – это первый праправнук А.С.Серафимовича, Митя. На даче, оставленной писателем, летом живем все вместе, он еще при жизни поделил ее на две части: 1-й жене Игоря Александровича с детьми Искрой и Светланой( инвалид детства) – 2-1 этаж, 2-й –жене И.А. с Толей – 1-й этаж.
У Искры (она тележурналист) – от двух браков двое детей: дочь Татьяна (1961г.р.) – журналист, работает в АПН, и сын Егор (1973г.р.). закончил биофак МГУ.
У Анатолия (профессор, академик, проректор МЭИ) – один брак, три сына – Игорь (1968г.р.), кандидат наук, работает в Бельгии, Алексей (1972г.р.), закончил институт иностранных языков, работает в Москве, Кирилл (1979г.р.), учится на факультете журналистики.
Серафим Иванович Попов – отец писателя – простой казак, 16-летним ушел из станицы в полк. За многолетнюю службу на Кавказе был награжден двумя Георгиями и произведен в офицеры. 30-летним вернулся на Дон и вскоре женился на своей одностаничнице Раисе Александровне Дубовской. В январе 1863г. у них родился сын Александр, затем дочь Липа, сын Вениамин, сын Сергей. В 1875г. умер отец, Серафим Иванович, затем – мать. Всю жизнь А.С.Серафимович больше всех любил свою мать и младшего брата Вениамина (журналист, один из руководителей газеты «Правда», он умер раньше писателя).
Женился А.С.Серафимович в 1895г. на Ксении Александровне Петровой, очень образованной женщине, коренной донской казачке. В 1899г. родился сын Анатолий, в 1903г. – сын Игорь. С женой жили плохо, был женат второй раз, но детей любил.
Анатолий погиб в годы гражданской войны. Игорь (подполковник, работал в НАМИ) умер в1980г., похоронен на Новодевичьем кладбище, там же, где его отец – писатель. От первого брака – дочери Искра и Светлана, от второго – сын Анатолий. Выступали по радио Искра (1933г.р.) и Анатолий (1944г.р.)».
Несколько слов от Анатолия Проснякова. Вот что я нашел о Серафимовиче, своем прадеде, в Интернете. Кстати, женились мы с ним в одном возрасте и с женой у меня отношения такие же. Найти можно всегда что-то общее. Например, мой сын Ваня родился тоже 7 января. Но интересно, что мои статьи в городской газете всегда нещадно редактировали или не публиковали из-за пристрастия к критике властей, желания улучшить жизнь простых людей. Конечно, в биографии такого нет, но в сочинении на тему Серафимовича об этом ясно говорится.

Читайте также  Краткая биография балтер

СЕРАФИМОВИЧ Александр Серафимович
(Прозаик)

Информация, биография
Серафимович (настоящая фамилия — Попов) Александр Серафимович (1863 — 1949), прозаик.

Родился 7 января (19 н.с.) в станице Нижне-Курмоярской. Области Войска Донского, в семье казачьего есаула. Детские годы провел в казачьих полках в Польше. В 1873 семья вернулась на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Поступил учиться в классическую гимназию.

Смерть отца и материальные лишения осложнили жизнь, но гимназию окончил и в 1883 поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Чувствуя нехватку знаний, посещает дополнительные лекции отдельных профессоров на юридическом и естественном факультетах и штудирует общественно-экономические науки. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887 был привлечен к дознанию по делу А.Ульянова и сослан в Архангельскую губернию под надзор полиции, где пробыл три года.

Вернувшись на Дон (1890), установил связи с местными народовольческими группами, ведущими пропаганду среди рабочих.

Впечатления от ссылки нашли отражение в его первых рассказах — «На льдине»(1889), «Снежная пустыня», «На плотах» (1890), отмеченных Успенским и Короленко. В эти годы работает в провинциальных изданиях «Донская жизнь», «Приазовский край», живет уроками. В 1901 выходит первая книга Серафимовича — «Очерки и рассказы», — решившая судьбу писателя: он переезжает в Москву (1902) и всецело отдается литературной и журналистской работе.

Знакомится с Горьким, сотрудничает в издательстве «Знание», которое в 1903 — 08 выпустило трехтомник его рассказов.

Во время первой мировой войны был на фронте в составе санитарного отряда, о чем позднее напишет в очерках и рассказах.

С первых же дней Октябрьской революции активно включился в культурное строительство молодой республики: заведовал литературно-художественным отделом «Известий», агитмассовым отделом Моссовета, был военным корреспондентом «Правды».

Главной книгой Серафимовича стал роман «Железный поток», который он писал два с половиной года (опубликован в 1924), стремясь передать правду «. не фотографическую, а . синтетическую, обобщенную».

В 1930-е Серафимович выступил с серией очерков о коллективизации — «По донским степям», с рассказами о прошлом и настоящем.

Во время Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст — более 80 лет, — выезжал на фронт в район Орловской битвы. Умер А.Серафимович в Москве 19 января 1949.

Сочинение: Александр Серафимович

Александр Серафимович, псевдоним, настоящая фамилия Попов. Родился в Донской области в 1863 году. Он происходил из казацкой военно-чиновничьей среды. Детство прошло на Дону, природа которого навсегда запечатлелась в душе ребенка. Семья неоднократно переезжает из города в город, пока окончательно в 1874 году не обосновывается в станице Усть-Медведицкой. Серафимович сначала учится дома, потом поступает в гимназию, не оставившую в нем ярких воспоминаний. Первое же, самое сильное впечатление детства – расправа с беглым казаком – отразится позже в рассказе “ Этюд из детской жизни ”. Откровением станет для будущего писателя приобщение к русской классике. О знакомстве с творчеством Толстого, чья простота и искренность буквально поразили мальчика, он расскажет в очерке “ Первые страницы ”. Впоследствии своим учителем Серафимович назовет и Чехова, восторженное поклонение таланту которого он сохранит на всю жизнь.
Окончив гимназию в 1883 году, писатель продолжил образование в Петербургском университете на физико-математическом факультете. Одновременно он посещает разные революционные кружки. За что его и арестовали в 1887 и приговорили к ссылке в Архангельскую губернию. В ссылке он близко знакомится с П. Моисеенко. Там же Серафимович написал рассказ “ На льдинке ”
В 1890 году писатель получает разрешение вернуться в родные места под надзором полиции. Но он не оставляет революционную пропаганду, собирая вокруг себя молодежь. Серафимович добывает себе средства на жизнь частными уроками, но продолжает и литературную деятельность – пишет серию автобиографических рассказов о детстве (“ Бегство в Америку ”, “ Поход ”, и др.). И впоследствии события личной жизни часто становились основной многих его произведений – отсюда пристрастие Серафимовича к точности, документу.
C 1892 г. Серафимович живет в Новочеркасске, устраивается работать в газету “ Приазовский край ”, где выполняет обязанности и обозревателя, и очеркиста, и фельетониста. Острота публикаций Серафимовича, в которых содержались нападки на местные власти, на иностранных акционеров заставила редакцию расстаться с не угодным сотрудником, и он переходит в более либеральную “ Донскую речь ”, где также публикует статьи и очерки в защиту обездоленных обитателей дна, осуждает самоуправство и произвол буржуазных воротил.

Серафимович Александр Серафимович: биография, творчество

Серафимович Александр Серафимович – представитель так называемой пролетарской литературы. Творчество этого писателя созвучно с литературной деятельность Максима Горького. Его ранние рассказы находились под влиянием революционных движений второй половины девятнадцатого века. И на протяжении всего своего творческого пути он оставался верен своим взглядам и убеждениям. Какова главная идея произведений, которые создавал Александр Серафимович? В чем заключается ценность его литературного творчества?

Юность

Настоящая фамилия писателя, о котором идет речь в этой статье – Попов. Но в литературной деятельности он использовал псевдоним Серафимович. Развитие его литературных взглядов происходило в довольно сложный период в истории России. Общественная жизнь в стране во второй половине девятнадцатого века характеризуется активным революционным движением. В особенности такие настроения проявлялись среди представителей молодого поколения, а именно – студентов.

Серафимович Александр Серафимович происходил из казацкого рода. В детстве, вместе с родителями провел несколько лет в Польше. Но когда семья вернулась в родные края, будущий писатель получил гимназическое образование, после чего поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Здесь Александр Серафимович оказался в студенческом обществе, в котором революционные идеи набирали обороты. Марксистское учение мгновенно захватило сына донского казака. Но теоретическими познаниями студент отнюдь не ограничивался. Вскоре он завязал знакомство со старшим братом Ленина, Александром Ульяновым. И за участием в покушении на царя был арестован и сослан в Архангельскую губернию. Жизнь в этих краях оказала решающее влияние на весь творческий путь писателя.

Основные идеи произведений

Активная общественная жизнь, которую вел Александр Серафимович еще в студенческие годы, заложила основу для его литературного творчества. Народная тема стала главной в его произведениях. Безусловно, его идеи были направлены на марксистские и социал-демократические идеи.

Жизнь простого народа в конце века была крайне тяжелой. Сторонники идеи о необходимости государственного переворота полагали, что все зло исходит от основ царского режима. Мысли о том, как улучшить жизнь рабочих в России, все больше занимала начинающего писателя. Материалом для ранних произведений Серафимовича стала жизнь простых тружеников. И уже в начале своего творческого пути о его книгах весьма одобрительно отзывались такие писатели, как В. Короленко, Г. Успенский.

Раннее творчество

В девяностые годы главной темой в произведениях Серафимовича была жизнь представителей рабочего класса. Шахтеры, железнодорожные служащие, доменщики, и крестьяне стали героями его книг. В своих произведениях Александр Серафимович стремился показать не только их быт, но и внутренний мир. В первую очередь писателя интересовало то, о чем думает простой труженик.

Читайте также  Краткая биография рютбёф

Но специфической особенностью литературной идеи Серафимовича являлось убеждение, что тяжелые работы не столько утомляют человека физические, сколько убивают в нем общественную активность. А потому, он видел не только причины каторжного труда, но и его последствия. При этом в ранних произведениях этого писателя присутствует вера в силу народа. Он не считал неизменным и непреложным равнодушие рабочих к собственной судьбе. Так, в «Сцепщике» Серафимович изобразил первые ростки протеста, которые обнаруживались, казалось бы, среди самых отсталых социальных слоев.

Мировоззрение писателя окончательно сложилось во время пребывания в ссылке. Именно там он стал свидетелем рабочего быта простых людей и каторжников.

В ссылке

На суровом Севере Александр Попов, биография которого складывалась под влиянием исторических и общественных событий в России, завязал знакомство с одним из передовых рабочих. За спиной этого человека имелся опыт революционной борьбы, в результате чего он и оказался в ссылке. Эстетическое воззрение и литературная направленность находилась, прежде всего, под влиянием от тесного общения с подобными людьми.

Александр Попов, биография которого началась на Донских просторах, в ссылке узнал о судьбах простых людей, проживающих на Севере. Здесь ему открывался новый, неизведанный мир. Писатель слушал с интересом рассказы местных жителей. Поморы содержали свои семьи за счет рыбного промысла. Их труд был тяжелым и небезопасным. Нередко люди погибали в море. Часто возвращались домой с пустыми руками. Если же ловля была удачной, внушительную часть следовала отдавать зажиточным крестьянам, снабжавшим рыбаков снастями.

Пейзаж в творчестве Серафимовича

Писателя завораживала прекрасная, но суровая северная природа. Описание пейзажа занимало важное место в его творчестве. Такую особенность можно обнаружить в рассказе «На льдине». В этом произведении он описал своеобразную природу и быт Севера. Но он и не забывал и южные родные края. Их он не менее живописно отразил в более поздних рассказах.

Описание природы в произведении «На льдине» имеет символический характер. Автор как будто проводит параллель между холодной северной погодой, ледовыми пейзажами, короткими холодными днями и бытом местных жителей. Изображение природы помогает читателю ярче ощутить тяжелые условия, в которых находятся труженики. Против природы человек так же беззащитен, как и против социального гнета. Серафимович – писатель, в чьем творчестве главной идеей является неравенство. Рассказ «На льдине» представляет собой некий обвинительный акт против социальных сил, приведших главного героя к гибели.

«На плотах»

В произведении «На льдине» автор противопоставил бедняка Сороку кулаку. В рассказе «На плотах» социальная драма трудящегося представлена в более сложной форме. Главный герой этого произведения – плотовщик Кузьма. Он в одиночестве добывает себе на хлеб. Каждый день он находится в опасных невыносимых условиях, но его труд бесплоден. В обществе, в котором принято присваивать результаты чужой работы, социальная разобщенность оказывается губительной.

«На плотах» и «На льдине» – рассказы, с которых Серафимович начал свою серию произведений, посвященных социальному неравенству. Позже основным жанром в его творчестве стал очерк. «Снежная пустыня» является, пожалуй, промежуточным звеном между этими литературными формами. Повествование в этом произведении Серафимович ведет от первого лица. С первых страниц у читателя складывается впечатление, что в нем писатель описывает собственные переживания. От части, так и есть. Рассказчик отразил в этом произведении чувства и мысли, которые посещали его в первые дни пребывания на Севере.

После ссылки

В Архангельской губернии Александр Серафимович (Попов) пробыл чуть более года. После ссылки он поселился в станице Усть-Медведицкой, где постоянно находился под надзором полиции. Не смотря на это, он вел здесь активную литературную и общественную деятельность. Кружок, который он организовал, был предназначен для обсуждения важных культурных событий. Однако с первых дней существования организации ее участники яро спорили на политические темы.

В родных краях Серафимович быстро нашел единомышленников. Со временем важной частью в его деятельности стало незаконное распространение марксистской литературы. И именно в этот период в деятельности писателя произошел существенный сдвиг.

Особенность творчества

Советская литература на раннем этапе была представлена рядом революционно настроенных авторов. Имя Александра Серафимовича среди них ярко выделяется. Этот писатель на момент зарождения нового государства стал вполне зрелым автором с устоявшейся прочной социальной позицией. Он не подстраивался под новый общественный строй. Уже в начале двадцатого века он активно начал писать о жизни донецких шахтеров и заводских рабочих. В его творчестве развивается взгляд самостоятельного независимого художника. Советская литература в послевоенные годы включает немного авторов, для которых свойственно своеобразное видение жизни. В произведениях Александра Серафимовича присутствуют оригинальные литературные выражения. Этот писатель стал неким исследователем жизни рабочего класса. Творчество Серафимовича в этом смысле уникально.

«Капля»

Ранние рассказы Серафимовича пронизаны реализмом. Таковы произведения, посвященные быту жителей Севера. Реалистичность присутствует и в рассказах о донецких шахтерах. Революционная романтика появилась позже. Так, в рассказе «Капля» присутствует эпичность, аллегория и вера автора в то, что простой народ могут спасти общность взглядов и труд, направленный на достижение революционных целей.

Символика в этом произведении довольно проста. Существует огромная скала, и одна-единственная капля не может ее разрушить. Она падает на каменную твердыню и мгновенно погибает. Но только сотни, тысячи каплей могут пробить в этой скале отверстие.

Рассказ делится на три части. Каждая из них – революционное движение, происходившее в разные годы. Первое было уничтожено. Второе дало некоторые плоды. Писатель возлагает надежду на третье революционное движение. Именно оно способно, по его мнению, пробить твердыню царского режима.

В Москве

Романтические идеи, присутствующие в творчестве Серафимовича близки литературному стилю Горького. И потому, возможно, после переезда в Москву донской литератор очень быстро сближается с великим пролетарским писателем. И для Серафимовича, и для Горького свойственна вера в необыкновенную силу человека. Неустанная борьба простого труженика, несмотря на многовековое рабство, способная привести к окончательной победе рабочего класса.

Позже Максим Горький создает издательство «Знание», куда в первую очередь привлекает Серафимовича. Революционные события 1905 года проходят на глазах, и даже при некотором участии уроженца донских степей. В это время он снимает квартиру на Пресне и помогает рабочим строить баррикады.

После 1905 года

Исторические события, которые наблюдал Серафимович, нашли отражение в его творчестве. В произведениях этого писателя с тех пор появились пафос и восторженность. Рабочие, одурманенные пьянством и беспросветным пустым существованием, уступили место в его рассказах героям-революционерам. В этом духе создан сборник рассказов «Затерянные огни».

Литературной деятельности Александр Серафимович посвятил более полувека. Во время Второй мировой войны он стал военным корреспондентом, но не переставал писать рассказы и очерки. Главным произведением Серафимовича является повесть «Железный поток». В этом произведении писатель отразил события Гражданской войны.

Память

Александр Серафимович был удостоен множества наград. В его честь названы улицы в Москве, Казани и Минске. В Волгоградской области в честь писателя назван город, в котором после его смерти был открыт литературный музей. В станице Усть-Медведицкая в восьмидесятые годы открыли дом-музей. А в самом Волгограде воздвигнут памятник Серафимовичу.

Писатель ушел из жизни в 1949 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: