Краткая биография бюхнер

Краткая биография бюхнер

БЮХНЕР, Георг (Btichner, Georg — 17.10.1813, Годделау — 19.02.1837, Цюрих) — немецкий писатель.

Бюхнер прожил очень короткую жизнь — всего 23 года. Родился он в семье врача в Годделау под Дармштадтом (Гессенське княжество). Во время обучения в Дармштадской гимназии школьной наукой занимался мало, считая ее «мертвым хламом», зато много читал, віршував в романтическом стиле. После окончания гимназии Бюхнер учился в университетах Страсбурга и Гессена, где изучал медицину, историю и философию. Студентом он увлекся идеями французских просветителей, Великой французской революцией, мечтал о народной революции в Германии. В 1834 г. в Гессене Бюхнеру присоединился к оппозиционного демократического общества пастора Вейдіга. Вскоре уже сам Бюхнер организовал «Общество прав человека», к которому привлек студентов, ремесленников и крестьян. Он написал политический памфлет «Обращение к гессенських крестьян» («Der hessische Landbote», 1834), за написание которого его разыскивала полиция. После разгрома организации Бюхнер сбежал из Гессена в Страсбург. В начале 1836 г. Бюхнер отошел от политики, продолжил образование в Швейцарии, где получил звание доктора. Того же года начал читать лекции по анатомии в Цюрихском университете, перевел драмы В.Гюго «Мария Тюдор» и «Лукреция Борджиа». Вскоре Бюхнер заразился тифом и умер.

Литературное наследие Бюхнера небольшая, она включает три драматические произведения и одну новеллу, однако все они принадлежат к наиболее оригинальных произведений литературы Германии. По своей жизни Бюхнер был почти неизвестным, настоящее открытие его творчества произошло лишь в XX в.

Первым сочинением Бюхнера была историческая пьеса «Смерть Дантона» («Dantons Tod», 1835). Она представляет собой драматический портрет Дантона, одной из центральных фигур Французской революции. Пьеса Бюхнера является новаторской по форме: она состоит из отдельных сцен, где чередуются длинные монологи, стремительные диалоги и массовые сцены, а также философская спор, меланхолическая медитация и политическая риторика. Бюхнер запечатлел трагедию лидеров Французской революции — эпикурейца Же. Дантона, который изменил революционному делу, а также сторонника террора М. Робеспьера, по приказу которого Дантона был казнен.

Вторая пьеса Бюхнера — комедия «Леонс и Лена» («Leonce und Lena», 1836; вид. 1839). В ней соединились поэтический юмор романтической драмы-сказки и социально-политическая сатира на «карманные» немецкие государства. Интрига пьесы выстраивается вокруг обоюдного нежелания принца Леонса и принцессы Лены взять брак. Герои убегают от женитьбы, однако, внезапно встретившись, они полюбили друг друга, поженились и установили в своем королевстве гуманный общественный строй.

Третья драма Бюхнера «Войцек»(«Woyzeck», 1837; вид. 1879) осталась незавершенной. В ней говорится о военного парикмахера, солдата Франца Войцека. Он пассивный по натуре, забитый, забитый, его положение безнадежное и бессмысленное. Войцек — одинокая и бесправный человек, который противостоит враждебному миру. Капитан постой-ка поучает его, врач проводит над ним медицинские эксперименты, тамбурмажор соблазняет его жену Марию, то единственное, что принадлежало ему. Не в состоянии снести внешнего и внутреннего угнетения, герой убивает жену, после чего сам бросается в пруд. Бюхнер показал, что настоящим убийцей является не герой, а общество. Войцеке присущ тот экзистенциальное отчаяние, которое будет характерным для героев экзистенциальных и абсурдистских драм XX вв. На сюжет драмы Бюхнера австрийский композитор Альбан Берг написал оперу «Воццек» (1925).

Известно, что Бюхнер работал также над драмой о итальянского писателя «Пьетро Аретино» («Florentiner Pietro Aretino»), однако она не сохранилась. Предполагают, что рукопись этого произведения (вместе с дневником и письмами Бюхнера) уничтожила его невеста, испугавшись обыска.

Еще одним незаконченным сочинением Бюхнера новелла «Ленц» («Lenz», изд. 1839). Она посвящена немецкому писателю XVIII в., выдающемуся представителю движения «Бури и натиска» Якобу Рейнгольду Ленцу. Бюхнер раскрывает сложную психологию своего героя, описывает его жизнь в Вогезах, душевную болезнь. Ленц полон сомнений и чувства безнадежности, он чувствует абсурдность и дисгармонию существования, считает, что основой бытия является безумие. Трагедия безнадежной одиночества человека в «Неньке» такая же, как в «Войцеке». Форма новеллы, как и ее проблематика, выходят за рамки литературы XIX в.: действие разворачивается в сознании Ленца, произведение насыщено его внутренними монологами и реминисценциями.

Творчество Бюхнера повлияла на дальнейшее развитие европейской литературы, в частности на творчество натуралистов и неоромантиків, Ф. Ведекінда, Г. Гауптмана, Б. Брехта, немецких экспрессионистов, представителей «театра абсурда» (особенно А. Адамова и Е. Ионеско).

История немецкой литературы.
Георг Бюхнер (Georg Buchner, 1813—1837)

Георг Бюхнер

(Georg Buchner, 1813—1837)

Гeopr Бюхнер прожил короткую, но насыщенную драматическими событиями и вдохновенным трудом жизнь. Он явился одним из самых талантливых представителей революционно-демократической литературы.

Бюхнер родился в 1813 г. в семье врача. В Дармштадтской гимназии юноша мало занимался официальной наукой, которую называл «мертвым хламом», а с интересом читал произведения Гомера, Шекспира, Гете, Тика, Брентано, Гюго и Мюссе. В это же время Бюхнер пробует силы в литературном творчестве. Гимназические стихотворения «Лучшей матери», «Тленность» и «Ночь» написаны в романтической манере. В них он высказывал мысль о губительной силе времени, уничтожающей все живое, и рисовал фантастические картины.

Речь о Катоне Утическом, которую Бюхнер произнес на выпускном вечере, была посвящена герою Древнего Рима. Юный автор с явным восхищением отзывался о Катоне, который боролся с властолюбивым Цезарем и во имя свободы, в знак протеста против деспотизма кончил жизнь самоубийством.

После окончания гимназии Бюхнер учился в Страсбургском, а потом в Гессенском университетах. В это время в Гессене пастор Вейдиг организовывал оппозиционное демократическое общество. Бюхнер примкнул к нему, но не был согласен со взглядами Вейдига. Пастор считал, что в переустройстве современной Германии решающую роль будет играть интеллигенция, и не хотел принимать в организацию ремесленников и крестьян. Бюхнер же утверждал, что больше всех заинтересованы в изменении существующего положения в Германии люди труда, и поэтому их в первую очередь необходимо привлекать к революционной работе.

В Гессене Бюхнер создал «Общество прав человека» и написал для него «Воззвание к гессенским крестьянам» (Der hessische Landbote, 1834). Это смелое и страстное публицистическое сочинение, начинающееся словами: «Мир хижинам, война Дворцам». В нем автор проанализировал социально-политическую систему гессенского княжества. Он привел убедительные факты и цифры, показывающие бесправное положение крестьян, и развенчал конституционные иллюзии. Несмотря на то что Вейдиг-редактор смягчил многие места воззвания, каждая строка его дышит ненавистью к власть имущим. Писатель прямо и откровенно высказал в воззвании свои симпатии и антипатии, подчеркнул, что материальные интересы играют первостепенную роль в жизни общества, и призывал народ к революционным действиям.

После разгрома организации и ареста друзей Бюхнеру удалось бежать из Гессена в Страсбург. Потом он поселился в Цюрихе. Там Бюхнер усиленно изучал естественные науки, философию и медицину. Вскоре ему присвоили звание доктора.

В 1835 г. он написал историческую драму «Смерть Дантона» (Dantons Tod), которую Карл Гуцков опубликовал с искажениями, так как испугался ее «санкюлотского» духа. Подлинный текст драмы был восстановлен филологом Францозом в 1879 г.

В «Смерти Дантона» автор высказал свои социально-политические взгляды. Содержание пьесы заключается в показе борьбы -народа за удовлетворение своих насущных потребностей и трагедии вождей французской революции Дантона и Робеспьера, не понявших этого.

Дантон, будучи эпикурейцем, изменил делу революции. Он и его друзья Камилл Демулен, Геро Сешель считают, что период борьбы кончился и наступило время наслаждений. Психология Дантона противоречива. Проповедуя эпикуреизм, он в то же время скептически относится к своим идеалам. Борец за освобождение от феодализма, Дантон не идет дальше решения буржуазных задач в революции.

Робеспьер воплощает героические черты революционера. Он обладает неистощимой энергией, сильной волей и последователен в действиях. Обвинив Дантона в измене революции, он казнит его, выражая тем самым настроения народных масс.

В то же самое время Бюхнер показал фатализм и обреченность вождей революции. Робеспьер и Дантон не смогли проникнуть в сущность исторического процесса и своими индивидуалистическими устремлениями изолировали себя от масс.

Кто же является истинным двигателем истории? На этот вопрос драматург отвечает совершенно ясно. По его мнению, только народ может кардинально изменить общественные условия. Голод и нужда революционизируют его сознание, и он, лишенный всего, способен на активные и решительные действия.

и наслаждаются жизнью, а сподвижники Робеспьера заставляют народ убивать аристократов, «пробивать дыры в телах других», но они «не закрыли ни одной дыры в их штанах», в штанах тружеников.

Автор на протяжении всей пьесы подчеркивает мысль о том, что важнейшей задачей революции является борьба за удовлетворение нужд народа. В «Смерти Дантона» Бюхнер выразил материалистический взгляд на историю, и, несмотря на то, что он еще был далек от понимания теории классовой борьбы, его общественные идеалы были глубже воззрений утопических социалистов.

Идеи, высказанные Бюхнером в Гессенском воззвании, получили в пьесе совершенное художественное воплощение. «Смерть Дантона» — произведение острых социальных конфликтов и психологических коллизий. Пьеса состоит из динамичных и контрастных сцен. Длинные монологи чередуются со стремительными диалогами. В пьесе нет ничего внешне занимательного. Автор показывает внутренние процессы, происходящие в сознании героев. Язык основных и второстепенных персонажей индивидуализирован и в то же время типичен для людей, представляющих различные слои французского общества периода революции.

В незаконченной новелле «Ленд» (Lenz) Бюхнер рассказывает о представителе движения «Бури и натиска» писателе Ленце, описывает его жизнь в Вогезах, душевную болезнь и раскрывает сложную психологию героя. Ленцем часто овладевают сомнения и чувство безнадежности. Он даже склонен считать, что безумие — основа бытия. Бюхнер тонко анализирует духовную эволюцию Ленца, который из верующего человека превращается в атеиста.

В «Ленце» автор сформулировал свою эстетическую программу. Источником подлинной красоты, по его мнению, является жизнь. Сама по себе она не красива и не безобразна. Она противоречива, и настоящий художник отражает эту дисгармоничность бытия.

Читайте также  Краткая биография некрасов в. п.

«украшавших» жизнь, и критически относится к консервативным романтикам. Он считает, что в их произведениях преобладают субъективные тенденции и они не способны проникнуть в глубину действительности. Им он противопоставляет Шекспира и Гете, которые, по его убеждению, были художниками, раскрывшими красоту многогранного мира и человеческой души.

Своеобразна форма новеллы, Внешняя сюжетная основа ее проста. Почти все действие развертывается в сознании Ленца. Конфликты, раскрытые Бюхнером, — это конфликты исихологические. Новелла насыщена внутренними монологами и реминисценциями.

В 1836 г. писатель опубликовал комедию «Леоне и Лена» (Leonce und Lena), в которой сатирически изобразил монархические и аристократические слои немецкого общества.

Принц Леоне равнодушен ко всему и ведет праздную жизнь. Он наслаждается скукой и бездельем, а если и занимается чем-нибудь, то все его действия бессмысленны. Король решает женить его на принцессе Лене, но Леоне не хочет вступать с ней в брак и бежит со своим слугой Валерио.

Валерио — человек здравого смысла. Чтобы увлечь принца каким-нибудь делом, он рекомендует ему стать ученым, военным или поэтом. Леоне отвергает все эти предложения. Наука для него скучное занятие, военную жизнь он ненавидит: его пугают лазареты, наполненные ранеными, а поэтов Леоне считает акробатами. По существу принц, оценивая разные стороны человеческой деятельности, критикует схоластическую науку, военную муштру и оторванную от жизни поэзию. Устами своего героя Бюхнер осмеивает современную действительность.

царить вечное лето, благоухать розы и никто не будет заставлять людей непосильно работать.

«Леоне и Лена» — оптимистическое произведение. Автор отрицательно изобразил немецкое общество и выразил в комедии мысль о лучшем будущем Германии. Правда, это будущее он нарисовал весьма утопически. Бюхнер и сам не знал, каким оно будет, но он был уверен в том, что на смену гнилому строю придет совершенный социальный порядок.

«Леоне и Лена» — комедия социально-политическая. В ней Бюхнер зло осмеял скудоумие правителей карликовых государств и показал бессилие задавленного гнетом народа.

Драматург в совершенстве владеет мастерством комедиографа. Сюжет пьесы стремительно развивается, все сцены логично мотивированы, и каждый образ убедителен. Комедийные ситуации глубоко выявляют характеры и нравы действующих лиц,их речь индивидуализирована.

К сожалению, до нас не дошла пьеса Бюхнера об итальянском писателе Пьетро Аретино (Florentiner Pietro Aretino). По всей вероятности, это было антирелигиозное произведение, так как невеста Бюхнера и ее отец, испугавшись обыска, сожгли ее.

«Воззвании к гессенским крестьянам» и «Смерти Дантона» Бюхнер решал проблему революционного преобразования мира, а в комедии «Леоне и Лена» изобличал феодальный строй, то его незаконченная пьеса «Войцек» (Woyzeck), опубликованная только в 1879 г., раскрывает трагедию жизни бедных людей.

Источником конфликта пьесы является сама жизнь. Военный парикмахер Войцек задавлен нуждой. Он искренне полюбил девушку Марию. Она также любит его бескорыстно и преданно. У них родился ребенок. Но герои бедны, их удел — монотонный труд и рабское подчинение другим. Трагический финал пьесы (Войцек, узнав, что Мария стала любовницей барабанщика, в порыве безумия убивает ее и сам бросается в пруд) мотивирован всем ее содержанием. Общество, в котором господствуют деньги, разрушает счастье простых людей, извращает их нравственность и толкает на путь преступлений.

«Войцек» —приговор буржуазному строю.

Пьеса лишена натуралистических подробностей, нет в ней и ничего романтического. Психология Войцека, Марии, капитана, барабанщика выявляется в обычных житейских столкновениях. Замедленное развитие сюжета отнюдь не снижает динамизма трагедии. Язык персонажей естествен и богат диалектизмами.

Композитор Альбано Берг создал на сюжет «Войцека» оперу, которая в 1927 г. была поставлена в Ленинграде.

Классики мирового религиоведения

Людвиг Бюхнер критика_религии

Автор: Екатерина Середа

Людвиг Бюхнер (Friedrich Karl Christian Ludwig Büchner, 1824-1899) — немецкий врач, естествоиспытатель и философ, брат писателя Г. Бюхнера.

Вехи жизни и творчества

Родился 29 сентября 1824 года в Дармштадте, был пятым ребёнком в семье (из 8-ми). Учился в университете Гиссена, затем — в Страсбурге, Вюрцбурге и Вене, в совершенстве владел французским языком.

Вернувшись в Дармштадт, занялся медицинской практикой, затем переехал в Тюбинген, где с 1854 г. получил место приват-доцента и ассистента клиники. Именно там он написал знаменитый труд «Kraft und Stoff» («Сила и материя», 1855), в которой раскрывал своё атомистическо-материалистическое мировоззрение. Книга вызвала внимание и интенсивное обсуждение, в результате автор был вынужден оставить свое место в Тюбингене и вернулся к врачебной практике в Дармштадте. В 1881 г. Бюхнер основал «Немецкий союз свободомыслящих» и активно участвовал в его работе.

Людвиг Бюхнер явяется крупнейшим представителем материалистической философии второй половины XIX века. В СССР его имя замалчивалось, так как его воззрения не совпадали с диаматом. Ф. Энгельс относил Брюхнера к числу «вульгарных» материалистов, указывая на принципиальное отличие от марксистской философии.

Бюхнер проявил себя не столько как теоретик, сколько как популяризатор позитивных научных достижений. Его основной труд «Сила и материя» (выдержавший в России до 1905 года 17 изданий) — это скорее философский памфлет в защиту материализма, а не развитие теории. По этой причине его часто «не замечают» в трудах по истории философии: он не был схоластом, не уходил в отвлечённо-философские рассуждения, а основывался на естественнонаучных фактах и теориях. Профессиональным философам подход «от науки» казался дилетантским, при этом им было трудно воспринимать ход рассуждений автора, не имея соответствующих научных знаний. Бюхнер, в свою очередь, также критично относился к оторванным от действительности рассуждениям и писал («Сила и материя»):

«Против фактов невозможна продолжительная борьба, как невозможно идти «против рожна». Едва ли нужно говорить, что наше сочинение не имеет ничего общего с пустыми фантазиями старейшей философской школы. Эти удивительные попытки построить природу из головы, а не из наблюдения, совершенно не удались и вселили к их приверженцам такое общественное недоверие, что слово «натурфилософ» теперь почти повсюду стало научным бранным словом. /…/ Неудача старейших натурфилософских попыток может в тоже время служить яснейшим доказательством, что мир есть не осуществление единичной мысли Творца, а комплекс вещей и фактов, который мы должны признать таким, каков он на самом деле, а не таким, каким угодно представлять его нашей фантазии».

Стремление Бюхнера писать о сложных вещах максимально просто не нашла всеобщего признания, хотя некоторые и понимали важность просвещения широких масс. Ланге Ф.А. в работе «История материализма и критика его в настоящем» пишет: «мы вынуждены согласиться с Бюхнером в том, что надо раз навсегда покончить с умышленным затруднением непосвященным понимания философии». Общественная позиция Бюхнера, стремление донести передовые научные и философские идеи до народных масс, являются, по сути, продолжением традиций эпохи Просвещения XVIII века. Следует, однако, отметить, что, будучи активным сторонником и пропагандистом дарвинизма, Бюхнер распространял его принципы на общество, разделяя концепцию социал-дарвинизма.

Философские взгляды Бюхнера близки к монизму (отказу от деления мира на дух и материю), что особенно ценно в связи со временем написания работ — тогда религия ещё оставалась на позиции цензора и направителя умов. Несмотря на то, что элементы монизма можно найти ещё у древнегреческих философов, основателем монизма считается Эрнст Геккель. Своём труде «Welträthsel» (Мировые загадки, 1899). Геккель неоднократно уважением ссылается на Бюхнера, которого относит к «известнейшим вождям чистого материализма». Тем не менее, позиция Бюхнера выражается следующими словами: «Наука же ни идеалистична, ни спиритуалистична, ни материалистична, а просто естественна». Такая точка зрения ближе к современному скептицизму, а не чистому материализму: независимо от природы мира мы применяем научную методологию познания.

«Сила и материя» за полвека была издана более 20-ти раз, но русский перевод вышел лишь в 1907 г., что связано с антирелигиозной направленностью работы: мысль по Бюхнеру есть лишь функция мозга, а «духовное» — это результат деятельности мозга: «Отделять материю от духа, тело от души — значит ниспровергать естественную истину; ставить одно выше другого — это чудовищное покушение на разрушение мировой гармонии».

Особенностью взглядов Бюхнера является сочетание концепции безграничного развития науки и противопоставление её религии с пониманием ограниченности возможностей разума в возможности познания.

Краткая биография бюхнер

Бюхнер (Buchner) Людвиг (1824-1899) — немецкий философ и врач, естествоиспытатель, представитель вульгарного материализм Исследования. Основывался на взглядах Л. Фейербаха и П. Ж. Кабаниса. Ставил знак равенства между материей и веществом, одним из важнейших качеств которого является движение. Рассматривал сознание как функцию высокоорганизованной материи мозга.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 85.

Бюхнер (Buchner), Людвиг (Фридрих Карл Христиан Людвиг) (1824-1899) — немецкий врач, естествоиспытатель, философ, вульгарный материалист. Написал книги: «Природа и наука», «Психическая жизнь животных», «Дарвинизм и социализм». В своей философии Бюхнер отрицал дух (идею) как реальность; единственной реальностью считал материю. Лучшим философским учением считал философию Л. Фейербаха; был последователем «социал-дарвинизма» — механически переносил законы жизни и взаимоотношений животных на жизнь человека и общества.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 51.

Бюхнер (Buchner) Людвиг (29. 9. 1824, Дармштадт,- 1. 5. 1899, там же), немецкий врач, естествоиспытатель и философ. Сын врача, брат писателя Г. Бюхнера. Представитель вульгарного материализма, в духе которого Бюхнер отрицал диалектику и социальную природу человека; Бюхнер разделял идеи так называемого социального дарвинизма. Утверждая, что сознание (понимаемое как зеркальное отражение действительности) является продуктом материи, Бюхнер, однако, критиковал идею К. Фохта о том, что мозг выделяет мысль, подобно тому как печень — желчь (см. «Сила и материя», СПБ, 1907, с. 161). Вера в безграничные возможности науки и критика агностицизма сочетались у Бюхнера с некоторыми оговорками о «непознаваемом остатке» в предметном мире. Вслед за Ф. Энгельсом, с работами которого Бюхнер был знаком, он считал движение атрибутом материи.

Читайте также  Краткая биография гиппиус

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 4. Брасос – Веш. – М., Советская энциклопедия. – 1971. – 600 с. с илл., 39 л. илл., 8 л. карт (630.000 экз.).

Бюхнер (Büchner) Людвиг (29.9.1824, Дармштадт,— 1.5.1899, там же), немецкий философ и врач, естествоиспытатель. Представитель вульгарного материализма. Первоначально находился под сильным влиянием философии Фейербаха, которую, однако, трактовал упрощённо, ориентируясь на антропологизм и отрицательное отношение Фейербаха к диалектике Гегеля. Другим источником философских взглядов Бюхнера были идеи Кабаниса. Исходным у Бюхнера является понятие материи, тождественной веществу и обладающей рядом свойств, или сил, среди которых наиболее важное — движение. Утверждая, что мысль, сознание (понимаемое как зеркало природы) является продуктом высокоорганизованной материи — мозга, Бюхнер рассматривал духовное лишь как совокупность функций мозга (см. «Сила и материя», СПБ, 1907, с. 178). Вера в безграничные возможности науки и критика агностицизма сочетались у Бюхнера с некоторыми оговорками о непознаваемости материи самой по себе. Защищал идеи социального дарвинизма, провозглашал борьбу за существование (капиталистическую конкуренцию) основой социального развития. Передовые учёные 19 века критически использовали некоторые идеи Бюхнера для борьбы с идеализмом.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения в рус. пер.: Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных, СПБ, 1902; Дарвинизм и социализм, СПБ, 1913.

Литература: История философии, т. 3, М., 1959 (см. именной указатель); Бакpадзе К., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, гл. 1, с. 26—56.

БЮХНЕР (Buchner) Людвиг (29 сентября 1824, Дармштадт — 1 мая 1899, там же) — немецкий философ и врач, естествоиспытатель, представитель натуралистического материализма. Первоначально находился под сильным влиянием философии Фейербаха. Другим источником его философских взглядов были идеи Кабаниса. Исходным является понятие материи, тождественной веществу и обладающей рядом свойств, или сил, среди которых наиболее важное — движение. Утверждая, что мысль, сознание (понимаемое как зеркало природы) является продуктом высокоорганизованной материи — мозга, рассматривал духовное лишь как совокупность функций мозга (см. Сила и материя. СПб., 1907, с. 178). Вера в безграничные возможности науки и критика агностицизма сочетались с идеями о непознаваемости материи самой по себе. Защищал идеи социального дарвинизма, провозглашал борьбу за существование (капиталистическую конкуренцию) основой социального развития. Идеи Бюхнера оказали влияние на классификацию Ф. Энгельсом форм движения материи, на борьбу со спиритуализмом в европейской философии.

Сочинения: Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных. СПб., 1902; Дарвинизм и социализм. СПб., 1923.

Литература: История философии, т. 3. М., 1959; Бакрадзе К. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960, с. 26-56.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А — Д, с. 353.

Далее читайте:

Сочинения:

В рус. пер.: Природа и наука. Киев, 1881;

Психическая жизнь животных. СПб., 1902;

Сила и материя СПб., 1907.

Литература:

История философии, т. 3, М., 1959 (см. именной указатель);

Бакрадзе К., Очерки по истории новой и новейшей современной буржуазной философии, Тб., 1960, гл. 1, с. 26 — 56.

Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

Георг Бюхнер. Биография и творчество

Георг Бюхнер (Georg Büchner) (1813–1837), немецкий писатель, создатель реалистической драмы. Родился 17 октября 1813 под Дармштадтом. Сын врача, брат врача и естествоиспытателя Людвига Бюхнера. Изучал медицину, историю и философию в университетах Страсбурга и Гисена. В 1834 участвовал в Гисене в революционном движении. Вместе с другими радикально настроенными студентами он организует «Общество прав человека» и налаживает контакт с другим обществом – гисенских демократов. Их общей целью стало распространение демократических тайных организаций в стране. Желая привлечь к этому широкие слои общества Бюхнер пишет прокламацию «Гессенский сельский вестник» обращенную крестьянам. Уже первые ее строки выражают всю идею произведения: «Мир хижинам! Война дворцам!». Далее в тексте автор приводит убедительные доводы, что в бедствующем положении народа виновата правящая верхушка – министры и князья. Бюхнер разоблачает власть имущих и призывает народ к восстанию. За написание этого политического памфлета он разыскивался полицией, однако ему удалось скрыться и бежать в Швейцарию. В начале 1836 отошел от политики и продолжил образование. В том же 1836 начал читать лекции по анатомии в Цюрихском университете; несколько месяцев спустя — заразился тифом и умер 19 февраля 1837. Бассейны для дачи купить бассейн sporttime96.ru.

Бюхнер был выдающимся социально-политическим мыслителем и революционным демократом, а так же талантливым публицистом и писателем, пролагавшем новые пути в немецкой драме. Ему свойственно материалистическое понимание истории, он считал, что личность зависит от хода истории, от общественного климата эпохи, но сама не в состоянии вмешаться в него и дать ему другое направление. Но народные массы и их потребности в состоянии вызвать социальные преобразования. Утверждение идеи революционного насилия вместе с признанием невозможности овладеть «фатализмом истории» и было центральным противоречием бюнхеровского мировоззрения, определившим его трагический характер.

Бюхнер написал всего три драматических произведения и один прозаический фрагмент, однако они принадлежат к числу наиболее оригинальных творений немецкой литературы. Самая значительная его пьеса, «Смерть Дантона» (Dantons Tod, 1835), – драматический портрет одной из центральных фигур французской революции, Дантона. Эта пьеса была создана в дни разгрома созданного им «Общества», она отражает настроение этих дней. Бюхнер обращается к якобинскому периоду в истории французской революции. Осмысление ее опыта сочетается с размышлениями писателя над проблемами немецкой демократии, над тем, какими должны быть цели революционного преобразования и жизненные принципы возглавивших революцию. Новаторская по форме, «Смерть Дантона» состоит из отдельных сцен, где сменяют друг друга философский спор, меланхолическая медитация и политическая риторика. Из комнат действие переносится на улицы и площади Парижа, развертывается то в Конвенте, то в революционном трибунале, то в игорном салоне, то в тюремной камере. Судьбы политических деятелей и судьбы народа, исторические акции и повседневный быт создают напряженную сценическую атмосферу. Высокое содействует с банальным, трагическое с комическим – это являлось сознательной установкой Бюхнера. Он боролся за утверждение реализма в искусстве и ополчался против романтиков и их идеализации действительности. «Я за Гете и за Шекспира, но не за Шиллера» — пишет он в письме родителям в 1835 году.

Главные антагонисты в драме – это Дантон и Робеспьер. Эти герои воплощают в себе разные точки зрения на революцию и ее цели и их столкновение неминуемо. Но они также живые люди, способные страдать, сомневаться и ошибаться. Дантон – человек, с чьим именем связаны крупные дела революции, опустошен и жаждет только покоя. Он считает, что «умереть достойно легче, чем жить». Да, он популярен, у него есть жена. Но он чувствует себя одиноким. В произведении дается и психологическая мотивировка его внутреннего состояния: Дантон утратил опору, уверенность в правоте собственной позиции и даже в возможности целенаправленного участия личности в историческом процессе. Он видит, что народ хочет хлеба, а получает лишь головы казненных и понимает, что якобинский террор не решает проблем революции. А его друзья ждут от революции лишь права на наслаждения: «Мы хотим нагих богов, вакханок, олимпийских игр». Раздумья Дантона придают его образу настоящий трагизм. Вождь революции, осознавший собственное бессилие, обречен на гибель. И Дантон погибает на гильотине. В трактовке образа Дантона отразились размышления автора об итогах француской революции и его сомнения, связанные с неудавшимися надеждами на крестьянское восстание в Германии.

Похожие статьи:

Ферстер
Еще один немец – Ферстер (Johann Christian Förster) фигурирует в 1720-х годах в роли архитектора «в сарском селе и на пудожьи у дела мелницы». Он редко подписывается архитектором, чаще же всего «мармулиром и архитектом .

Эгейское искусство
В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до .

Русская техника конца XV-XVI в
Сохранилось любопытное свидетельства о том, что Иван IV поручил одному из немецких купцов призвать в Россию до 150 ремесленников, мастеров и других специалистов из разных стран Европы. Из опасений усиления России власти соседних стран зап .

Георг Бюхнер

Георг Бюхнер (1813—1837) прожил неполных 24 года и оставил после себя лишь четыре небольших художественных текста: одну новеллу и зри драмы, — входящих в настоящее время в сокровищницу немецкой литературы.

Бюхнер появился на свет незадолго до начала эпохи Реставрации на территории нрирейнского княжества Гессен в просвещенной бюргерской семье. Отец, горячий поклонник Наполеона, был потомственным врачом. Следуя желанию отца, будущий писатель поступает на медицинский факультет Страсбургского университета. В Страсбурге Бюхнер завязывает контакты с социалистами-утопистами сен-симонистской ориентации. В сознании молодого студента складывается твердое представление о революции как о единственном пути, способном вывести Германию из общественно-политического застоя. Поэтому, переведясь в Гисенский университет, Бюхнер становится одним из руководителей тайной политической организации — «Общества прав человека», которое ставило своей целью восстановить элементарные человеческие права беднейших слоев населения и имело революционную направленность.

Печатным органом «Общества» стал подпольно издаваемый «Гессенский вестник». Однако пропагандистские усилия Бюхнера и его товарищей не имели успеха в широких слоях населения. Так, крестьяне в большинстве случаев относили «Гессенский вестник» в ближайшее отделение полиции, даже не заглядывая в листок. В 1835 г. многие руководители общества были арестованы. Бюхнер избегает ареста лишь благодаря бегству в Страсбург, где он через некоторое время завершает образование защитой диссертации «О черепных нервах».

Читайте также  Краткая биография гарин-михайловский

Карьера революционера обрывается. Бюхнер вступает на научную стезю, принимая предложение занять место приват-доцента естественной истории в недавно основанном Цюрихском университете. Однако и преподавательской карьере Бюхнера не суждено было иметь продолжение. В феврале 1837 г. он скоропостижно умирает от брюшного тифа, так и не доведя до конца своего первого преподавательского семестра.

Бюхнер-писатель занимает особое место в литературе эпохи Реставрации. Демократические убеждения автора, стихийный материализм его эстетических представлений, полемическое отношение к сложившимся литературным канонам (например, к драматургии Шиллера) сближают Бюхнера с «Молодой Германией».

Четырехактная драма «Смерть Дантона» была написана Бюхнером за пять недель в 1835 г., незадолго до отъезда в Страсбург. Обращение к событиям Французской буржуазной революции 1789 г. было в известной мере логичным для экс-революционера Бюхнера, находившегося к тому же под свежим впечатлением провала «Общества прав человека» и под страхом возможного ареста. Автор драмы задается вопросами о роли личности в истории, о необходимости и возможности изменения социальных условий, о природе общественного прогресса. Написанию «Смерти Дантона» предшествовало тщательное изучение исторических источников, в частности «Истории Французской революции» (1823—1827) Тьера. Примерно одну шестую текста драмы составляют заимствованные из исторических документов дословные выдержки из речей участников событий.

Ориентируясь на исторические драмы Шекспира и Граббе, Бюхнер сознательно противопоставляет свою концепцию истории концепции Шиллера. Главная коллизия шиллеровских драм — конфликт между необходимостью и свободой, — по сути, упраздняется у Бюхнера. Личность в «Смерти Дантона» уже не обладает свободой принятия решения. Акцент переносится на поток исторического бытия, абсолютно не зависящий от усилий субъекта. Вере Шиллера в моральную непобедимость личности — носительницы положительного нравственного начала противостоит убежденность Бюхнера в «дьявольском фатализме истории» (из письма невесте от 10 марта 1834 г.). Личность, по Бюхнеру, — не более чем «пена» на гребне волны истории, марионетка в руках судьбы. Логика истории непостижима для отдельной личности, жизнь — «хаос», управляемый богом по имени «Ничто».

Коллизия «Смерти Дантона» уже не являет собой классическое противостояние двух героев-антагонистов — она выглядит гораздо более сложной. Дантон и Робеспьер, политические противники, располагаются в известном смысле «по одну сторону баррикады», если иметь в виду обособление вождей революции от насущных интересов французского народа. В то же время, в соответствии с фаталистической концепцией Бюхнера, оба героя наряду с народными массами выступают в историческом процессе лишь «марионетками», отданными во власть «неизвестным силам».

В композиции драмы и построении отдельных сцен важен решительный отход от принципов классического театра. Отдельные эпизоды «Смерти Дантона» не вытекают один из другого по принципу формальной логической последовательности. Массовые сцены либо введение «случайных», лишь однажды проявляющихся в действии представителей народа внешне выглядят как приемы ретардации, играют, однако, свою, художественно значимую роль: они помогают конкретизировать исторический конфликт. Следуя образцу исторических пьес К. Д. Граббе, Бюхнер дает в «Смерти Дантона» гениальный образчик «открытой», «эпической» драмы, выступая во многих отношениях непосредственным предшественником «эпического театра» Б. Брехта.

Трагедия «Войцек», создававшаяся в течение 1836 г. и оставшаяся из-за смерти автора незавершенной, — высшее достижение Бюхнера-драматурга.

Как и в «Смерти Дантона», Бюхнер исходит в «Войцеке» из реальных событий, подкрепленных документально, только теперь это не материал мировой истории, но криминальный случай из жизни низших слоев, подробно описывавшийся в газетах. В 1821 г. в Лейпциге солдат-цирюльник Войцек 41 года из ревности закалывает обломком кинжала свою любовницу, 46-летшою вдову полкового хирурга Воост, и приговаривается к смертной казни. Казнь приводится в исполнение, несмотря на многочисленные свидетельства того, что Войцек, душевнобольной человек, очевидно, находился в момент совершения преступления в состоянии психической невменяемости.

Делая это реальное событие сюжетной основой своей драмы (шестью годами раньше Стендаль подобным же образом использует в «Красном и черном» хронику Берте), Бюхнер совершает переворот в современных ему представлениях о трагедии. Героем полноценного трагического действия делается люмпен, «ничтожнейший человек», убогий, обделенный духовно и физически. Психология страдания «маленького человека» столь же интересна Бюхнеру-художнику, сколько для Бюхнсра-естество- испытателя привлекательны психопатологические основания убийства. Правда жизни, первая эстетическая заповедь автора, сочетается с не менее важным принципом вчувствования во внутренний мир «незначительного» человеческого существа.

Затронутая еще в «Смерти Дантона» тема отчуждения и изоляции человека как в социальном, так и в природном мире становится ведущим мотивом драмы. Солдат Войцек беден и болен: его преследуют голоса и призраки. У него есть любимая женщина, на которой он как военный не имеет права жениться, и внебрачный сын, на содержание которого не хватает денег. Чтобы обеспечить пропитание ребенку, Войцек соглашается выступить в роли подопытного кролика в экспериментах врача-материалиста, заставляющего его в течение полугола питаться одним горохом. Единственная «естественная» связь Войцека с мирозданием разрушается, когда Мария, его чувственная возлюбленная, изменяет ему с полным витальной силы тамбурмажором. Попытка вступиться за свою честь оканчивается неудачей: противник физически сильнее больного, к тому же ослабленного гороховой «диетой» Войцека. Выходом из «замкнутого круга», как в классической трагедии, оказывается убийство: Войцек закалывает неверную Марию. Детально, отстраненно и жестоко представлены подготовка к убийству (покупка ножа, прощание с товарищем по казарме) и сам механизм совершения преступления. Однако безучастность автора по отношению к происходящему — лишь кажущаяся.

Вкрапленная в драму «бабушкина сказка» звучит как символическое отражение неприкаянности главного героя, бесперспективности и безысходности его судьбы, но несет в себе также и огромный заряд сострадания к судьбе «маленького человека». «Бедное дитя», оставленное всеми на этом свете, обращает свою жалобу к небесным светилам. Но солнце является ему как «увядший подсолнух», луна — как «гнилушка», звезды — как «хлебные крошки», земля — как «перевернутый горшок». В конце сказки дитя «село и заплакало», «так оно и сидит до сих пор одно-одине- шенько». Сюжет сказки наряду со всем ходом действия — дополнительное подтверждение конечного вывода драмы: Войцек — не изверг и не тупое животное, но несчастный, затравленный жизнью человек. («Страдание — моя молитва», — произносит он однажды.) Мера страдания оказывается переполненной, и это толкает его на преступление.

Элементы гессенского диалекта в речи персонажей, вкрапленные в реплики героев пословицы и фрагменты народных песен создают в драме специфический стилевой колорит. Стихийно возникающая таким образом струя теплой народной «душевности» контрастно оттеняет неотвратимо жестокий ход событий.

Душевные страдания и душевная болезнь, одиночество, изоляция, отчужденность, оставленность Богом и людьми — темы, общие для «Войцека» и новеллы «Ленц» (1836), также обнаруженной в черновиках Бюхнера после его смерти.

Основой сюжета послужил эпизод из жизни одного из самых ярких представителей движения «бури и натиска», драматурга Я. М. Р. Ленца (1751 — 1792). В 1778 г. писатель, мучимый тяжелыми приступами шизофрении, проводит две недели в эльзасской деревне Вальдербах (в новелле — Вальдбах) в семействе пастора И. Ф. Оберлина (1740—1826), известного педагога эпохи Просвещения. По привычке работать с документальными источниками Бюхнер, давно уже интересовавшийся жизнью и творчеством Ленца, обращается к дневниковым запискам Оберлина, содержавшим детальное описание состояния больного Ленца во время его пребывания в Эльзасе.

Придерживаясь довольно-таки строго последовательности заметок Оберлина (многие фрагменты новеллы — дословные цитаты из рукописи пастора), Бюхнер в своем тексте по-иному расставляет акценты. Доминировавшую у Оберлина точку зрения объективного наблюдателя автор заменяет на внутреннюю перспективу, на «взгляд изнутри», мастерски имитируя форму восприятия («поток сознания») психически больного человека. Кроме того, к содержательному корпусу записок Оберлина присовокуплены абсолютно оригинальные эпизоды внешней и внутренней жизни героя, связанные с переживанием природы и Бога, а также спор Ленца с писателем Кауфманом об искусстве.

Источник душевных страданий героя, причина «безымянного страха», то и дело охватывающего Ленца, — превращение прежде гармонического мира в хаотическое нагромождение беспорядочных обломков. Природный и человеческий мир утратили в глазах героя былую целостность, вселенная для Ленца — уже нс космос, на ней «огромная прореха». Способность воспринимать нужды всего мироздания как свою личную боль — качество Ленца, в одинаковой мере связанное как с его душевной болезнью, так и с распространенной в пору «Бури и натиска» тенденцией к героизации личности («гениоманией»), «Вселенная представлялась ему израненной; это причиняло ему глубокую, несказанную боль».

Ленц пытается взять на себя, вместе со «вселенской болыо», также и ответственность за все несообразности мира. Невозможность как-либо повлиять на несовершенство бытия ввергает героя в еще большую пучину отчаяния, как после неудавшейся попытки воскресить умершую девочку. (Ленц ведет себя в этой ситуации, как Иисус у гроба Лазаря.) Успокоение и блаженство посещают душу Ленца лишь на короткий срок: во время чтения Библии, конных прогулок с Оберлином, а также в воскресный день, когда пастор разрешает ему произнести вместо себя проповедь.

Шизофрения Ленца, постепенная утрата героем целостной картины мира представлена Бюхнером как реакция на распавшиеся общественные взаимосвязи, на отчуждение личности от мира. Композиция новеллы (отдельные фрагменты выстраиваются друг за другом без определенной связи и переходов), а также специфический лапидарный, сравнимый разве что с прозой Г. фон Клейста, стиль, выступают художественными формами отражения «распавшегося» мира. В этом же смысле может быть истолкована и концовка произведения. Прервав новеллу на нолуфразе («Так жил он дальше. »), Бюхнер создает художественно необходимое соответствие хаотичному, несбалансированному образу жизни и внутреннему миру героя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: