Краткая биография шлегель

Шлегель Фридрих

Краткая биография шлегель

Шлегель Фридрих

Краткие содержания

(1772=1829)

В 1772 году 10 марта в Ганновере родился писатель, поэт, философ, критик и лингвист Фридрих Шлегель. Он был в числе главных теоретиков йенского романтизма.

Родители Фридриха советовали ему заняться торговой деятельностью. Он обучался юриспруденции в Лейпциге, позже вместе с братом Августом принялся изучать филологию в Геттингене. Но больше всего Фридриха интересовали древняя литература и древние языки. Окончив университет, он продолжает заниматься изучением древности. Замыслил изложить с научной точки зрения историю греческой поэзии, по примеру сочинений Винкельмана, отображавших греческое искусство в научной форме изложения. Изучал философию Платона.

1794 год — публикует в «Берлинском Ежемесячном Журнале» за ноябрь, статью «О школах греческой поэзии», в которой классифицировал поэзию Греции. Фридрих разграничил периоды греческой поэзии на ионический, дорический, аттический и александрийский. Все более и более увлекаясь древнегреческой литературой и философией, он изучает становление диалектов древнегреческого языка, рассматривая его появление, как естественное проявление речевых способностей. Изучает философию Канта.

Сравнивая изящество греческой поэзии, Шлегель страстно желал преобразить немецкую поэзию, придать ей легкости и красоты. Это желание породило критику немецкой поэзии, выражавшуюся в очередных статьях.

1796 год — опубликована статья «Об изучении греческой поэзии», основная мысль которой — побуждение, направленное к литераторам, чтобы изменить стиль написания немецкой поэзии. Шлегель призывает изучать древнюю поэзию греков, чтобы совершенствовать современную немецкую, с его точки зрения искусственную поэзию. Он приводит в пример стиль написания трагедий Софокла, указывая на их красоту, благодаря идеалистической натуральности и объективным образам; предлагает метод изменения современной немецкой литературы — подражая древним грекам в идеалистических описаниях, при этом отсеивая примесь греческого мифического колорита.

В этом же году переезжает к брату в Йену. Напечатал критический отзыв на сочинения Шиллера «Альманах муз», где плохо отозвался о Шиллере не только, как поэте, но и затронул нравственное поведение его, как человека. Позже Шлегель пытался похвалами сгладить эффект своей критики, но назад слов не воротишь, хотя его брат Август, всячески отговаривал его от публикации той заметки о Шиллере.

Рассмотрение философских воззрений Фихте, последователя Канта, оказало на Шлегеля колоссальное влияние. С этого периода Шлегель обращается к романтизму.

1797 год — переезжает в Берлин, где присоединяется к кружку свободомыслящих. В кружке были такие женщины, как Генриетта Герц, Рахель Левин, Доротея Фейт. Шлегель выступает против представителей классицизма. Публикует статью о Лессинге, в которой превозносит его за смелость и революционный настрой в отношении школы классицизма.
Шлегель писал, о людях, прикрывающих пошлость именем Лессинга. Шлегель одобряет афоризмы Лессинга, но не признает его, как поэта. Он сравнивает Лессинга с собой и находит много общего, статью Фридрих специально пишет отрывочными фразами, подражая тем самым Лессингу. Публикует в «Атенеуме» статью «Fragmente», написанную после исследования статьи о Шамфоре, его мыслях и афоризмах. В этой статье Фридрих изложил свой взгляд на поэзию.

Знакомится и заводит близкую дружбу с Шлейермахером, который также увлекался философией, позже Шлегель поселился у него в доме. Под влиянием этой дружбы он замыслил соединить философию и поэзию, забывая, что ранее за эту мысль критиковал Шиллера. Его новые идеи связаны с мистикой; пытаясь смешать религию, поэзию и философию — Шлегель приходит к туманным выводам, окутав их вдобавок мистицизмом.

Публикует «Идеи о религии» в 5-й книге «Атенеума». В книге автор утверждает, что религия является центром человеческого разума, а поэзия и философия — ее факторы. Требует восстановить давно умершие религии, намекая на мистерии, оргии и поклонение языческим или мифологическим богам. Добавив к религии поэтический пантеизм, получим, по мнению Шлегеля — настоящую католическую религию. Таким образом, Шлегель встал на путь религиозных поисков, а не на развитие искусства.

Становясь старше, увлечение древней поэзией Греции уступает увлечению новейшей поэзией. Писатель делает заявление, что Шекспир, Данте и Гёте — «великое трезвучие нового времени», тем самым требуя признания значимости новой поэзии, наряду с древней. Знакомится с Триком, общаясь с ним, определяется с новыми идеями.

1799 по1800 год — опубликован роман «Люцинда», повествующий молодости Шлегеля, о развитии романтических отношений со своей будущей женой Доротеей Фейт. Роман не представляет собой художественной ценности, но примечательно то, что это был первый шаг зарождения романтизма в немецкой литературе. В романе соблюдены все принципы романтической школы: этические и эстетические.

С женой Доротеей переезжает в Йену, где они живут у брата Шлегеля. Брат — Август Шлегель на тот момент занимался разработкой поэтических размеров для стихосложения. Фридрих, как натура увлекающаяся и поддающаяся влиянию, быстро увлекся работой брата и сам начал заниматься тем же.

Публикует в «Атенеума» «Разговор о поэзии», где подробно излагает программу развития романтической школы в литературе. Главная мысль публикации заключаются в том, чтобы изучать искусство, через его историю. Чтобы верно оценить какое-либо произведение — нужно знать историю жанра, в котором оно написано, а также историю других произведений автора, которого оценивают. В публикацию «Разговор о поэзии» входят: письмо о романе и очерк, о разнообразии стилей в сочинениях Гёте; статьи об эпохах и поэзии в них; речь о мифологии.

В статье «Речь о мифологии» Шлегель сетует на то, что во времени, в котором он живет, нет мифического колорита, который находили древние для своей поэзии. Предполагает, что будущим поколением, чтобы поэзия, как искусство сохранилось, придется выработать свою собственную мифологию. Шлегель предполагает, что это будет натурфилософия нового времени. Предлагает реанимировать мифологию древнего Востока, которая так манит его своими загадками, особенно его, привлекает Индия.

Исследует труды Сервантеса, Шекспира, Данте, Боккаччо. Публикует «Характеристика и критика» — обзор сочинений Боккаччо.

Читал лекции по философии в университете Йены, получил ученую степень. Но лекции особым успехом не пользовались, так как в них было приведено мало фактов, в основном парадоксы, что вызывало жаркую полемику со слушателями.

1802 год — Фридрих и брат Август изучали в Дрездене сокровища галереи. Переезжает с женой в Париж, где тратил всю свое время на изучение индийского и персидского языков, словоформ и истории возникновения. Издает журнал «Европа», в котором позже публикует статью «Литература», где уже под влиянием своего нового увлечения, разделяет поэзию на экзотерическую и эзотерическую.

1808 год — публикует значимое для сравнительного анализа по языкам, сочинение «О языке и мудрости индийцев». Получает место секретаря при императорской канцелярии в Вене, куда и переезжает вместе с женой.

1809 год — используя пафосные прокламации, пророчествовал о политическом возвышении Австрии, был редактором «Австрийской газеты». После провального для Австрии 1809 года, впал в глубокую депрессию и, разочарованный, начал сближаться с церковью. В этом же году принимает католицизм».

1812 год — читает лекции по литературе, оценивая ее в большей степени с точки зрения религии. Из старых пристрастий и увлечений осталась только страсть к Востоку.

1814 год — кавалер папского ордена Христа.

1819 год — посещает Италию с Маттернихом. Вернулся в Вену с идеей объединения всех религий под папский престол.

1828 год — читал лекции по философии в Дрездене.

Биография Фридриха Шлегеля

Карл Вильгельм Фридрих фон Шлегель – немецкий писатель, критик, философ, лингвист – родился 10 марта 1772 года в Ганновере (Германия) в семье пастора Иоганна Адольфа Шлегеля.

По желанию родителей готовился сначала к торговой деятельности, затем в Лейпциге изучал юриспруденцию, наконец принялся за изучение филологии вместе с братом в Геттингене. Главным предметом его занятий были древние языки и литература. По окончании курса в университете он, поселившись в Дрездене, первое время продолжал заниматься древностями. Увлекаясь сочинениями Винкельмана, объяснившего красоты и значение греческого искусства и изложившего в научной форме его историю, он задумал сделать то же самое для греческой поэзии. В ноябрьской книжке «Берлинского Ежемесячного Журнала» за 1794 он поместил статью «О школах греческой поэзии», в которой делил историю греческой поэзии на 4 эпохи: ионическую, когда преобладал эпос и господствовало чувство природы, дорическую. Здесь впервые Шлегель проявил свою способность к метким и ярким характеристикам. Во 2-й статье, напечатанной в том же журнале: «Об эстетических достоинствах греческой комедии», он разбирает комедии Аристофана скорее, впрочем, с историко-филологической точки зрения. В следующей статье «О пределах прекрасного» он говорит более об элементах прекрасного, основываясь на письмах об эстетике Шиллера. Затем следуют статьи о комедии Аристофана и о положении и достоинстве греческой женщины. Все эти статьи, несмотря на опрометчивость некоторых суждений, имели то достоинство, что рассматривали искусство и поэзию греков в связи с их жизнью и нравами.

Изучая древность, Шлегель постоянно обращался взором и к современности. Он желал бы, например, придать немецкой поэзии то же совершенство, которое он находил в греческой. Поэтому он настаивал на необходимости обстоятельного и глубокого изучения древней поэзии. Статья «Об изучении греческой поэзии» (1796) начинается с резких нападок на новую поэзию, находя, что она, в противность древней, имеет искусственное происхождение; греческая же поэзия, в особенности трагедии Софокла, достигла на почве натурализма высшей свободы, красоты, объективности и идеальности.

Читайте также  Краткая биография стоппард

Под сильным впечатлением появившихся в 1795 «Prolegomena ad Homerum» Вольфа Шлегель написал статьи о гомеровской поэзии под заглавием «Отрывок из статьи о веке греческой поэзии, её школах и различных видах» (1796). Впоследствии (в 1798) он написал «Историю поэзии греков и римлян», где дает превосходную характеристику эпопей Гомера, Гесиода, Гомеридов и среднего эпоса. В том же 1796 Шлегель, по совету Кернера, написал для шиллеровского журнала «Horen» статью «Цезарь и Александр», где дал мастерскую характеристику Цезаря, несколько, впрочем, идеализированную, но вообще не столько излагал факты, сколько философствовал по поводу их. Шиллер отказался напечатать статью, так как стиль её мало соответствовал его представлению об историческом слоге. Этот случай имел немаловажное значение в литературной деятельности Шлегеля, так как после этого он перестал заниматься древностью и изменил своё отношение к Шиллеру.

В 1796 он переселился из Дрездена в Йену к брату. Здесь он напечатал в «Германии» Рейхардта рецензию на «Альманах муз» Шиллера, несмотря на протесты Августа Шлегеля. В этой статье он провозглашал Гёте великим поэтом, а Шиллера, напротив, строго критиковал, не только как поэта, но и как человека, намекая при этом на его невоздержность и бурную молодость.

В 1797 в «Литературной Газете» Шлегель поместил рецензию на философский журнал Нитгаммера, а незадолго до того написал рецензию на философский роман Якоби «Вольдемар», одну из наиболее художественных и законченных полемических своих статей. К ней непосредственно примыкает и характеристика Г. Форстера, где он выражает сочувствие прогрессивным республиканским идеям Форстера, называет его классическим и объективным писателем.

В начале 1797 переехал в Берлин, чтоб быть поближе к редакции «Германии». Здесь он вступил в свободомыслящий кружок, где царило несколько выдающихся по уму и талантам женщин: Рахель Левин, Генриетта Герц и Доротея Фейт. Шлегель сразу сделался бойцом кружка и вступил в борьбу с представителями старой «просветительной» школы, все еще господствовавшей в Берлине. Статью о Лессинге (1797) он написал, желая вывести на чистую воду людей, прикрывающих свою пошлость именем великого писателя, показать, что воззрения его и их не имеют ничего общего между собой.

В Берлине Шлегель познакомился с Тиком, и сближение это имело благотворное влияние на обоих в смысле обогащения новыми идеями и фактами. Под влиянием дружбы с Шлейермахером и знакомства с его философией Фридрих Шлегель написал для 5-й книжки «Атенеума» «Идеи о религии» с сознательным намерением соперничать с другом.

В 1799 Фридрих Шлегель выпустил в свет роман «Люцинда», в котором описывал свою молодость и свои отношения к Доротее Фейт (Шлегель), незадолго до того сделавшейся его возлюбленной, а позже ставшей его женой. Роман этот, конечно, не может быть назван просто художественным произведением, но, тем не менее, имеет очень важное значение в истории романтизма, так как является своего рода манифестом романтической школы.

В 1799 Фридрих Шлегель переселился вместе с Доротеей в Йену и нашёл себе приют у брата. Здесь под влиянием поэтических занятий Августа Шлегеля он также начал заниматься поэзией, причем с увлечением принялся разрабатывать самые трудные размеры. Между прочим, он написал в 1801 большую элегию «Геркулес Музагет», где превозносит все тенденции романтической школы, великих основателей нового искусства и в том числе себя.

В 1799-1800 Шлегель написал для «Атенеума» «Разговор о поэзии», представляющий вторичную, более полно и подробно развитую программу тенденций романтической школы.

В 1800 Шлегель задумал прочесть в Йенском университете курс лекций по философии. Он был допущен к чтению лекций без строгого экзамена, после одной вступительной лекции. Диспут его на тему «Non critice, sed historice est philosophandum» сопровождался скандалом. Тем не менее он получил ученую степень и объявил курс лекций о трансцендентальной философии. Но лекции его, наполненные лишь парадоксами и полемикой, привлекали все меньше и меньше слушателей, и он с трудом дочитал до конца года.

В 1802 Фридрих Шлегель вместе с братом был в Дрездене, где изучал сокровища местной галереи. Оттуда он переселился вместе с Доротеей Фейт в Париж, где посвятил себя изучению персидской и индийской словесности и начал издавать журнал «Европа». В этом журнале он поместил, между прочим, статью «Литература», где делил поэзию на экзотерическую и эзотерическую; к последней он относил дидактические и аллегорико-мифологические произведения.

Там же были помещены статьи его: «Приложение к истории новейшей поэзии» и «Сведения о картинах», в которых не было ничего нового по сравнению с прежними его статьями. В них заметно только все более усиливавшееся тяготение его к мистицизму, приведшее его, наконец, к католицизму и к реакционному настроению. Но в статье «Путешествие во Францию» высказываются странные парадоксальные идеи о разъединении, как об общем характере Европы, и о возможности найти примирение, обратившись за примером к Востоку, в особенности к Индии. В общем, новый журнал отличался гораздо более умеренным духом, чем «Атенеум», и Фридрих Шлегель отказался от своей прежней резкости в суждениях и от большинства своих ранних революционных идей. В 1804 он вступил в законный брак с Доротеей Фейт. Из Парижа они переселились, по приглашению братьев Буассере, в Кельн, где Фридрих Шлегель читал лекции по философии.

В 1808 Шлегель принял католицизм. В этом же году вышло в свет его сочинение «О языке и мудрости индийцев», имевшее значение для сравнительного языкознания. В 1808 Шлегель переселился в Вену, где в марте 1809 он получил место секретаря при императорской придворной и государственной канцелярии. В 1809 он в высокопарных прокламациях предсказывал возвышение Австрии и редактировал «Австрийскую Газету». После печального для Австрии мира 1809 он впал в покорность судьбе, и пессимизм и начал все более и более сближаться с господствующей церковью. В 1812 он читал в Вене лекции по истории древней и новой литературы. В них не было и следа прежнего энтузиазма Шлегеля и смелости суждений. Литература рассматривалась здесь в связи с философией и религией, причем оценка произведений делается с чисто религиозной точки зрения; следует отметить также его пристрастие к Востоку. Все же и здесь можно встретить немало остроумных мыслей и интересных обобщений.

В 1814 он был сделан кавалером папского ордена Христа. В 1819 был с Меттернихом в Италии. Вернувшись в Вену, Фридрих Шлегель вновь посвятил себя литературным трудам, между прочим, издавая газету «Concordia» (1820-1823), с целью содействовать объединению всех вероисповеданий под эгидой папства. Таким образом, из убежденного новатора и прогрессиста он постепенно сделался одним из деятелей реакции, наступившей после наполеоновского режима. В 1827 он читал в Вене лекции по философии истории, а осенью 1828 начал в Дрездене курс лекций по философии языка и слова, прерванный внезапной смертью Фридриха Шлегеля 12 января 1829 года.

Шлегель сам издал собрание своих сочинений в 10 т. в 1822-1825 (Вена). В 1829 была издана отдельно «Philosophie der Geschichte», в 1836 в Бонне — «Philosophische Vorlesungen aus den Jahren 1804-1806» (Windischmann, Бонн, 1836). Новое издание сочинений в 15 т. вышло в Вене в 1846.

Философский словарь

— немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. вместе с братом А.В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал «Атенеум». Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и «томление по бесконечному» предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму. Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принциальной незавер-шимости всякого творчества. «Пока не найдена единственно истинная система. систематический метод остается более или менее разделяющим и обособляющим; бессистемное лирическое философствование по крайней мере не настолько разрушает целостность истины». Первый период творчества Ш. отмечен сильным влиянием идей И.И. Винкельмана, предопределившим увлечение Ш. античностью, греческой поэзией как «золотым веком» единства, господства объективно-прекрасного. Современное общество, по мнению Ш., может спасти «эстетическая революция», очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к «объективной красоте» и изначальному единству. Первый шаг к эстетической революции — создание соответствующей эстетической теории, за которое он и берется. В этом контексте он разрабатывает понятия «поэзия», «классическое», «романтическое» и др. Второй период жизнедеятельности Ш. связан с переездом в Йену (1796) и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и соответствующей ей целостной, свободной, универсальной личности, в которой «величие индивидуальности» превышает все ее отдельные дарования и произведения. Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш. через разработку понятий «ирония», «рефлексия», «цинизм», «либеральность», «игра», «остроумие». Центральным в этом списке является понятие иронии (см. Ирония, Романтизм). Ирония как форма «указания на бесконечность» является у Ш. и онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом. Ирония — не только творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности. «Иронична» природа мира, и потому звания ироника достоин лишь тот человек, «. внутри которого возросло и созрело мироздание». Эта же тема развивается Ш. и в теории романтической поэзии (или иначе — «трансцендентальной поэзии», где осуществляется саморефлексия по поводу самого акта художественного творчества). Роман как самая совершенная, по Ш., поэтическая форма современности, это «соединение двух абсолютов — абсолютной индивидуальности и абсолютной универсальности». Как многие молодые немецкие философы этого времени, Ш. пережил увлечение философией Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы. Развитие собственных философских взгляде Ш. во многое конгениально творчеству Шеллинга. Интенции сближения взглядов Фихте и Спинозы, выстраивание целостной философии индивидуальности и универсума порождают учение Ш. о символе. Символы универсума (индивидуальные формы становящегося мирового целого) постижимы не в понятиях, а в образах, символах или идеях-символах (первопонятиях). В силу этого, именно поэзия, а не философия, в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира. Весь мир есть поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность. Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как «сотворчество», ибо человек — это прежде всего высказывающееся, находящееся в ситуации общения Я. Идеал общения-сотворчества созвучен шлегелевской трактовке любви как «жизни жизни», как того сообщительного импульса, эротического слияния, которое превращает хаос в космос. «Хаос и эрос — лучшее объяснение романтического». Но любовь — не только сущность жизни, но и единственно плодотворный путь познания, поскольку для Ш. «всякое конечное я — это только фрагмент изначального пра-я, так что мир предстает как множество конечных производимых я, соотносящихся, общающихся между собой». Всякая возможность общения между я и пра-я, между я и ты основана на любви. В противовес односторонности рассудочного познания Ш. делает ядром своей гносеологии понятие «чувство» как единство духовных и душевных способностей человека. Зрелый Ш. трактует искомое единство как единство поэзии, философии и религии и обращает свои взоры на Восток, а именно к культуре Древней Индии как, по Ш., прародине такого единства. Интерес к индийской культуре сменился у Ш. волной разочарования, но его занятия положили начало немецкой санскритологии и сравнительному языкознанию. На поздних этапах творчества эстетизм Ш. сменяется идеями создания универсально-христианской философии (аналогом может, вероятно, служить шеллинговская идея философии откровения), проговариваемыми Ш. в «Философии жизни» (1828), «Философии истории» (1829) и «Философии языка и слова» (1830). По Ш., «эстетическое воззрение существенно коренится в духе человека, но в своем исключительном господстве оно становится играющей мечтательностью. Эта мечтательность, это немужественное пантеистическое головокружение, эта игра форм. недостойны великой эпохи и уже неуместны. Познание искусства и чувство природы останутся, пока мы остаемся немцами; но сила и серьезность истины, твердая вера в Бога и в наше призвание должны встать на первое место и вновь вступить в свои старые права. «. В целом, философия Ш. отвечает едкой формуле русского философа Шпета: «романтизм — падавшее христианство» и может быть рассмотрена как попытка, если не предотвратить, то хотя бы задержать падение великой христианской культуры. И.М. Наливайко

Читайте также  Краткая биография бичер-стоу

Смотреть значение Шлегель (schlegel) Фридрих (1772-1829) в других словарях

Гегель Георг Вильгельм Фридрих — (1770-1831) – немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие – «развитие» – есть характеристика.
Политический словарь

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — — выдающийся представитель немецкой классической философии. Гегель разработал фундаментальные принципы развития мировой истории. Среди них: разумность того.
Политический словарь

Гельдерлин Фридрих — (1770–1843) – немецкий поэт-романтик. В стихах и гимнах описал сакральный мир, опираясь на греческое мировосприятие Античности и проецируя его на окружающую германскую.
Политический словарь

Засс Фридрих Николаевич — (ок. 1878 — ?). Социал-демократ. Фельдшер. Член РСДРП с 1894. В конце 1921 жил в Тюменской губ., работал заведующим топливной части ГЗО. Местными чекистами характеризовался как.
Политический словарь

Лист Фридрих — (1789 – 1846) – немецкий экономист, автор теории «автаркии больших пространств», настаивал на осуществлении «таможенного союза» между Германией, Пруссией и Австрией.
Политический словарь

Ницше Фридрих — (1844–1900) – немецкий философ, принадлежит переломному моменту в истории западной философии и этот самый момент ярче других отражает и представляет. Ницше последовательно.
Политический словарь

Ратцель (ratzel) Фридрих — — немецкий географ и этнолог «отец» геополитики. Мировоззрение Р., основанное эволюционизме и дарвинизме, окраин но ярко выраженным интересом к биологии. Он рассматривал.
Политический словарь

Ратцель Фридрих — (1844–1904) – основатель политической географии. Изложил свою концепцию культуры в многотомных исследованиях: «Антропогеография» (1882—1891) и «Народоведение» (1885—1895). Главный.
Политический словарь

Сперанский Михаил Михайлов (1772-1839) — — русский либеральная мыслитель, государственный деятель, реформатор. Критика неограниченной монархии России основывается на анализе С. теоритической эволюции трех.
Политический словарь

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) — — граф, политический мыслитель, теоретик законодательства, государственный и общественный деятель. Оценивая деятельность М.М. Сперанского как идеолога реформ.
Политический словарь

Фридрих Ii Гогенштауфен — (1194–1250) – германский император, сицилийский и иерусалимский король, активно противостоявший папству в многочисленных войнах. Начал решительную борьбу за объединение.
Политический словарь

Фридрих Барбаросса Гогенштауфен — (1122–1190) – германский император, активно противостоявший папству. Совершил пять завоевательных походов, возглавил Третий крестовый. При нем средневековая Священная.
Политический словарь

Хайек Фридрих Август Фон (1899-1992) — — австрийский экономист и политический философ. Лауреат Нобелевской премии в области экономики. В книге Хайека «Дорога к рабству» (1944) генезис тоталитаризма связывался.
Политический словарь

Хайек Фридрих Фон — (1899–1992) – австрийский философ либерал-консервативного толка, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 года. Развил основные положения политического либерализма.
Политический словарь

Хильшер Фридрих — (1902–1990) – немецкий философ-антифашист, участник движения «консервативная революция», работал над воссозданием древнегерманского мировоззрения. Друг еврейского философа.
Политический словарь

Шеллинг Фридрих Вильгельм — (1775–1854) – немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы диалектики природы как живого организма, диалектически движущейся.
Политический словарь

Шиллер Фридрих — (1759–1805) – великий немецкий поэт, создавший вместе с Гете классическую школу в немецкой литературе, начал свою поэтическую деятельность в эпоху «бури и натиска». К романтическому.
Политический словарь

Шлегель Август Вильгельм — (1767–1845) – немецкий историк литературы, критик, переводчик и поэт. Как и его брат Ф. Шлегель, А. Шлегель – ведущий теоретик романтизма, впервые дал систематическое изложение.
Политический словарь

Шлегель Фридрих — (1772–1829) – немецкий критик, философ культуры, языковед, писатель. Брат А.В. Шлегеля. Ведущий теоретик йенских романтиков (учение о «романтической иронии» и др.). Один из.
Политический словарь

Юнгер Фридрих Георг — (1898–1977) – писатель, эссеист, брат Эрнста Юнгера, один из предводителей движения «Консервативная Революция», выступал за «поход молодых варварских народов против престарелого.
Политический словарь

Вайнштейн Альберт Львович (1829-1970) — советский экономист-математик. В 20-е годы работал в области экономической статистики. Разрабатывал вопросы математической статистики, применения математики в экономических.
Экономический словарь

Визер (wieser) Фридрих (1851-1926) — австрийский экономист, ученик К.Менгера. Министр торговли в правительстве Австро-Венгрии 1917-1918 гг. Развивая один из вариантов теории предельной полезности, выдвинул.
Экономический словарь

Гюгли, Фридрих (1833-1902) — —
представитель швейцарской бухгалтерской мысли. Выдвинул концепцию «константной бухгалтерии», выражавшую идею
синтеза камеральной и двойной бухгалтерии.
.
Экономический словарь

Кнапп (knapp) Георг Фридрих (1842-1926) — немецкий экономист и статистик. Сочинения по истории аграрных отношений и теории денег. Выдвинул «государственную теорию денег», в которой государству приписывал.
Экономический словарь

Лист (list) Фридрих (1789-1846) — немецкий экономист. В своем основном сочинении «Национальная система политической экономии» (1841) Лист заявил себя поборником национального единства Германии и превращения.
Экономический словарь

Ляйтнер, Фридрих — —
представитель немецкой бухгалтерской науки конца XIX начала XX вв. Ляйтнер определял
счетоводство как «хронологическое изображение неторговых операций, систематическую.
Экономический словарь

Рикардо (ricardo) Давид (1772-1823) — английский экономист, крупнейший представитель классической школы политической экономии. Дав анализ экономических явлений и процессов, Рикардо сформулировал серию.
Экономический словарь

Рошер (roscher) Вильгельм Георг Фридрих (1817-1894) — немецкий
экономист, основатель исторической школы. Основные
работы: «Краткие основы
курса политической экономии с точки зрения исторического
метода».
Экономический словарь

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) — русский государственный деятель, граф. Проекты Сперанского в области денежного обращения, кредита и бюджета содержали следующие предложения: придать государственному.
Экономический словарь

Фридрих Лист — Friedrich List 1789-1846 Лист родился в маленьком Вюртембергском городке Ройтлингене в семье кожевника. Его отец был зажиточным человеком, а в Германии уже научились ценить людей.
Экономический словарь

ШЛЕГЕЛЬ Фридрих

10.3.1772, Ганновер — 12.1.1829, Дрезден), нем. критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма. В статьях 90-х гг., написанных под влиянием И. И Винкельмана, видел в др.-греч. поэзии прообраз истинного иск-ва, воплощение «объективно-прекрасного», резко критиковал культуру и иск-во нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к «новому, пикантному и поразительному» и т. п. («Об изучении греч. поэзии» — «Uber das Studium der Griechischen Poesie», 1795-96). В кон. 90-х гг. сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков (журн. «Атеней», издававшийся Ф. и А. Шлегелями, 1798-1800). Утверждая теперь специфич. ценность современного, «романтич.» искца (в его отличие от «классического», античного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гете. В многочисл. статьях, фрагментах и афоризмах выдвинул утопич. идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетичерки преображающей мир, устремленной к «бесконечной полноте универсума», находящейся в непрестанном процессе творч. становления, принципиально незавершенной, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино иск-во, философию, науку и религию [прообраз такого слияния Ш. видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки к-рой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистич. философии («Разговор о поэзии» — «Gesprach uber die Poesie», 1800)]. С этим связано учение об иронии как выражении незамкнутой динамики мира и познания, «чувства целого», побуждающего художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего «Я», изображаемого материала и средств изображения. В духе Шлейермахера раннеромантич. идеал культуры истолковывается Ш. как пантеистич. религия «бесконечного» («Письмо о философии» — «Brief uber die Philosophie», 1799; «Идеи» — «Ideen», 1799). Формирующееся «Я» и становящийся мир, «идеальное разума» и «реальное универсума» — два полюса в картине мира у Ш, 1799-1800 («идеалреализм» как соединение Фихте и Спинозы; в дальнейшем возрастает влияние Лейбница). Бесконечное нельзя фиксировать в застывших понятиях, его можно только «открывать и созерцать» в символах — художеств. образах и филос. идеях«прапонятиях». История сознания — это история воображения («пойетич. разума»), созидающего символы.
В кельнских лекциях по философии (1804-06) -первом систематич. изложении идей Ш. — мир предстает как множество конечных производных становящихся «Я» (каждое из к-рых — только фрагмент изначального «Я»), общающихся между собою и с «пра-я»; «не-я» — это лишь некое «прото-я», или «Ты», в «пра-я сходятся все лучи философии». Лекции содержат всеохватывающую критику фидос. систем, иди типов мировоззрений, каждое из к-рых (материализм, скептицизм, пантеизм, дуализм и идеализм) является звеном в «последоват. развитии» мировой философии.
После обращения в католичество (1808) жил в Вене. В «Истории древней и новой лит-ры» (Bd l-2,1815, рус. пер., ч. 1-2, 1829-30), продолжающей традиции Гердера и занимающей значит. место в утверждении романтич. историзма, нац. лит-ры рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с религ., филос. и политич. историей. Республиканизм и приверженность идеям Великой франц. революции в 90-х гг. сменились в 1810-20-х гг. консервативно-романтич. идеалом «истинной империи», олицетворяемой австр. сословной монархией (журн. «Concordia», 1820-23). В «Философии жизни» («Vorlesungen uber die Philosophie des Lehens», 1828), «Философии истории» («Vorlesungen uber die Philosophie der Geschichte», Bd 1-2, 1829), «Философии языка и слова» («Philosophische Vorlesungen, insbesondere uber Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830) развивал идеи универсальной «христ. философии». Критикуя различные филос. системы, особенно нем. классич. идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жизни», основанной на принципах христ. «спиритуализма», считал восстановление внутр. целостности человеч. сознания в единстве всех душевных и духовных способностей (рассудка, фантазии, разума, воли и т. д. ). Ш.- один из основоположников нем. санскритологии и сравнит. языкознания («О языке и мудрости индийцев» — «Uber die Sprache und Weisheit der Indier», 1808).

Читайте также  Краткая биография колетт

Шлегель, Герман

Священная Римская империя, Рейнский союз, Германский союз, Германская империя

Содержание

  • 1 Краткая биография
  • 2 Названы в честь Шлегеля
  • 3 Библиография
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Краткая биография [ править ]

Герман Шлегель родился в 1804 году в Альтенбурге. Его отец был пивоваром и коллекционировал бабочек, что побудило в будущем учёном интерес к естествознанию. В детстве он случайно нашёл птичье гнездо, что в будущем и определило его склонности к изучению птиц. Его талант поощрялся пастором К. Л. Бремом, отцом известного зоолога Альфреда Эдмунда Брема. Герман по совету родителей не поступил в университет, а вместе с отцом стал работать в пивоварне. Однако он довольно быстро бросил работу. В 1821 году он путешествовал по Германии и Австрии. В 1824 году он оказался в Вене, где в университете посещал лекции Леопольда Фитцингера и Иоганна Геккеля. Благодаря письму Брема к Йозефу Наттереру он получил работу в Музее естествознания Вены. Через год после его прибытия директор музея Карл Франц Антон фон Шрайберс рекомендовал его К. Я. Темминку, директору музея естествознания в Лейдене, который искал ассистента.

Темминк знал многих немецких натуралистов, таких как Генрих Бойе, Йоханн Якоб Кауп, Генрих Кухль. В Лейдене Шлегель сначала работал в основном с коллекцией рептилий, но потом стал заниматься и другими животными. Его хотели отправить с научной экспедицией на о. Ява, но этому помешала неожиданная смерть Генриха Бойе, который должен был стать преемником Темминка.

В это же время Шлегель встретил Филиппа Франца фон Зибольда, и между ними завязалась крепкая дружба и эффективное сотрудничество. Они работали над Fauna Japonica (1845—1850). Они подписали именем Темминка, благодаря части, посвященной герпетологии, но эту часть он действительно написал [прояснить] . В 1837 он опубликовал свою работу по физиогномии змей, которая часто считается первой действительно научной попыткой изучения змей, которая была быстро перехвачена [прояснить] другими авторами, включая Андре-Мари Констана Дюмериля, Габриэля Биброна и Огюста Дюмериля.

Между 1839 и 1844 он написал Саломону Мюллеру в журнал Zoologische Verhandelingen результат научных исследований о природе Индии и Ближнего Востока.

Шлегель был одним из первых орнитологов, который продвигал идею географических перелетов, предложенную географом Фридрихом Фабером, но отрицал, что это происходит благодаря климату(он также приводил контраргументы). Для Шлегеля географическое распространение перелетов отражало замысел творения и поэтому не могло быть изменено эволюцией. [прояснить]

В 1858 году Темминк умер, и Шлегель после 33 лет работы под его руководством стал его преемником. Шлегеля особо интересовала юго-восточная Азия и Новая Гвинея. В 1859 он отправляет путешественника и натуралиста Генриха Агафона Бернштайна на коллекционирование птиц. После смерти Бернштайна этим занимается Герман фон Розенберг.

В это время он начинает издавать научный журнал «Заметки музея Лейдена» и обширную 14-томную книгу под названием «Музей естественной истории Нидерландов». Он нанимает троих опытных иллюстраторов: Йоханнеса Герарда Кёлеманса, Йосефа Смита и Йозефа Вольфа.

Конец жизни Шлегеля был очень тяжелым: его жена умерла в 1864, его ассистент Отто Финш покинул музей и направился в Бремен, а коллекции Британского музея стали превосходить коллекции в Лейдене.

В течение жизни Шлегелем было написано множество книг и монографий. Под руководством Шлегеля работали этнограф и натуралист Отто Финш и художник-анималист Йозеф Вольф. В 1860-е годы Шлегелю привозил образцы птиц известный путешественник Герман фон Розенберг.

Его сын — синологист Густав Шлегель.

Названы в честь Шлегеля [ править ]

В честь Шлегеля названы многие виды животных. В их числе:

  • пингвин Шлегеля (Eudyptes schlegeli),
  • кускус Шлегеля (Pseudochirulus schlegeli),
  • золотокрылый аремон (Arremon schlegeli),
  • желтобрюхая филепитта (Philepitta schlegeli),
  • ботропс Шлегеля (Bothriechis schlegelii),
  • турач Шлегеля (Francolinus schlegelii),
  • свистун Шлегеля (Pachycephala schlegelii),
  • пепельный скромный чекан (Cercomela schlegelii),
  • тайфунник Шлегеля (Pterodroma incerta).

Также в честь Германа Шлегеля назван род американских тропических лиан Шлегелия ( Schlegelia ). Ранее этот род включали в семейство Бигнониевые ( Bignoniaceae ), но в системе классификации APG II (2003) он вместе с некоторыми другими родами был выделен в отдельное семейство Шлегелиевые ( Schlegeliaceae ) в составе порядка Ясноткоцветные ( Lamiales ).

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: