Белинский — создатель русской критики

Неистовый жрец

Двести лет назад 30 мая (11 июня нового стиля) в крепости Свеаборг (ныне один из районов Хельсинки) в скромной семье морского врача родился будущий основатель русской критики Виссарион Григорьевич Белинский.

Затем был город Чембар Пензенской губернии. Мальчик был болезненный и пензенскую гимназию не окончил. Не окончил он и Московский университет, словесное отделение, откуда был выгнан за участие в студенческом литературном «Обществе 11 нумера», где читал свою антикрепостническую драму «Дмитрий Калинин». В 1831 году в журнале «Листок» опубликовал свои стихи и одновременно рецензию на пушкинского «Бориса Годунова». Начал сотрудничать в московском журнале «Телескоп», издававшийся Н.И. Надеждиным, где печатал не только статьи, но и французские переводы. Журнал ратовал за «народность» в литературе, но был закрыт за публикацию отрывков «Философических писем» Чаадаева. Здесь закладывались основы спора «западников» и «славянофилов», не оконченного и по сей день. Здесь в литературном приложении, газете «Молва», в 1834 году появилась статья Белинского «Литературные мечтания», с которой и началась его короткая, но великая литературная судьба.

Она занимает всего лишь 14 лет (в 1848 году скончался в Петербурге от чахотки). Полное собрание сочинений В. Г. Белинского занимает 13 увесистых томов. Работоспособность его была невероятной! Это была добровольная журналистская каторга. Как истинный литературный монах он почти не имел слабостей. Кроме одной — любил играть в карты. Когда пропускал ходы, вставал, уходил в соседнюю комнату и писал очередную статью. Возвращался к карточному столу, потом уходил снова. Еще любил разводить на окошках своей петербургской квартиры герань. Трогательно переживал за свои бледные цветочки, страдавшие от недостатка дневного света.

Есть знаменитая (по часто воспроизводимой гравюре В.Ф. Адта) картина А.А. Наумова «Белинский перед смертью», которую чаще называют «Некрасов у постели умирающего Белинского». Выразительное психологическое полотно! Изможденный критик в постели. Рядом — пришедшие его навестить, одетые с иголочки Некрасов и Панаев. Малолетний ребенок критика — тоже рядышком, с игрушечкой. И разумеется, в это время приходит. жандарм. Белинского очень хотели арестовать и доставить в III Отделение в 1848 году. От ареста его спасла смерть. Русская судьба.

Если бы Белинский сегодня почитал нашу литературную критику, он пришел бы в ярость! Всё, что он заповедовал, на что положил жизнь, за двести лет улетучилось безвозвратно. Вряд ли «неистовый Виссарион» был бы в восторге от нашего дележа литературных премий, от сбивания критиков в стаи для травли одного писателя, от принципа «против кого дружим», от чудовищной невнятицы в оценках. Но главное — от отсутствия огня! От холода, который царит в статьях и рецензиях.

Белинский был не просто критиком. Он был литературным жрецом по призванию. По-настоящему его натуру может понять лишь глубоко верующий в свою миссию священник. Жрец, который и часа не может провести без молитвы, как Белинский не мог провести без размышлений о русской литературе. Читая его во многом несправедливое предсмертное письмо к Гоголю по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями», нужно понимать, что это пишет невероятно оскорбленный за свою веру жрец. Это гневное письмо лучшему прихожанину его церкви, который не просто из нее ушел, но еще и опрокинул треножник со священным огнем. Белинского нельзя понять, не чувствуя жара этого огня.

Эпизод из его жизни, который умиляет даже спустя столетия. Белинский в сопровождении Тургенева впервые отправился за границу. И вот убежденный «западник» в Германии. Тургенев вальяжно показывает ему красоты европейской цивилизации. Но Белинскому отчего-то неуютно, тревожно. Чего-то не хватает. Наконец, он не выдерживает. «Иван Сергеевич, вернемся в гостиницу! Мы с вами вчера не доспорили о Гоголе. «

И все же это только одна сторона Белинского, самая лучшая, самая трогательная, но не исчерпывающая значения этой фигуры. На двести лет он заложил самые основы русской критики, отличительной чертой которой было единство эстетического, философского и общественного. Выньте один кирпичик, и русская критика, какой оставил ее Белинский, рассыпается в прах, в некоторую сумму более или менее хороших текстов о литературе. В более или менее осмысленный набор букв. В толчение воды в ступе, чем мы, по сути, и занимаемся, отказавшись от этого великого триединства. Нарушая самые основы русской критической этики.

Она сохранялась весь девятнадцатый век и начало двадцатого. Ее несли в себе Григорьев и Добролюбов, Михайловский и Скабичевский, Розанов и Меньшиков. Она сохранялась в русской эмиграции: Степун, Адамович, Айхенвальд и другие. В советской метрополии вопреки разгулу «рапповского» беспредела и при поддержке М. Горького этот огонь возжигали Воронский, Полонский и другие вменяемые коммунисты. В шестидесятые-восьмидесятые годы, при всем различии идейных убеждений, на этом же триединстве держались Лакшин и Лобанов, Кожинов и Виноградов, Аннинский и Золотусский. В 90-е что-то сломалось.

Трудно сказать, насколько Белинский актуален. Насколько для российской науки актуален Ломоносов? Просто без него ее бы не было. Как без Белинского не было бы двухсот лет русской критики.

Виссарион Белинский

В иссарион Белинский — русский критик, публицист, философ. Иван Тургенев говорил, что главной чертой его характера было «стремительное домогательство истины». Статьи Белинского для лучших журналов того времени — «Телескопа», «Отечественных записок», «Современника» — до сих пор считаются образцами критической литературы.

Увлечение литературой

Виссарион Белинский родился в 1811 году в Финляндии. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала в Пензенскую губернию, где он учился в местном училище, а чуть позже — в гимназии. С детства Белинский интересовался изучением русского языка и литературы: читал все, что печаталось тогда в журналах, переписывал стихотворения отечественных писателей.

Уездное образование не удовлетворяло любознательного юношу, поэтому в 1829 году он поступил на словесный факультет Московского университета. Первое время студенту приходилось бедствовать, пока ему не стали платить стипендию.

В комнате общежития, где жил Виссарион Белинский, стали собираться студенты, среди которых были Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Огарев, Евгений Корш, Николай Кетчер. На встречах они читали собственные произведения и обсуждали проблемы политической, общественной и литературной жизни России. Это собрание получило название «Литературное общество 11-го нумера».

Через год учебы в университете Виссарион Белинский написал свое первое литературное произведение — драму «Дмитрий Калинин» на тему крепостного права. Цензурный комитет университета не только не разрешил печатать ее, но и пригрозил ссылкой и каторгой. Белинский вскоре попал в больницу, и в 1832 году его отчислили: здоровье сочли слишком слабым, а способности — «ограниченными». Он остался без средств к существованию, поэтому начал давать частные уроки и переводить зарубежные произведения.

«Литературе расейской — моя жизнь и моя кровь»

В это время Виссарион Белинский подружился с основателем журнала «Телескоп» Николаем Надеждиным. Поначалу Белинский переводил для издания небольшие заметки, а в 1834 году опубликовал свою первую критическую статью «Литературные мечтания. Элегия в прозе». В работе автор делал обзор русской литературы — с точки зрения истории, — и рассуждал на тему ее будущего. Затем последовали другие литературные обозрения на произведения Николая Гоголя, Евгения Баратынского, Владимира Бенедиктова и Алексея Кольцова. В этих работах Белинский писал о начале новой эпохи в русской литературе.

Через два года журнал закрыли — Белинский опубликовал в нем «Философические письма» Петра Чаадаева, в которых автор восхищался европейской культурой. Белинский вновь оказался в сложном финансовом положении, все попытки найти работу были тщетны. Дела несколько улучшились в начале 1838 года, когда Белинского назначили редактором журнала «Московский наблюдатель». Здесь он публиковал свои статьи, окончательно убеждаясь, что его призвание — литературная критика.

«Нужно быть гражданином, сыном своего общества»

Спустя год работы в московском журнале Виссариону Белинскому предложили переехать в Санкт-Петербург, чтобы возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки». Эта работа — расцвет его литературной критики. Белинский писал для журнала статьи о театре и молодых современных литераторах, обзоры новых литературных произведений, библиографические и политические заметки. Эти очерки объединили историю русской литературы от Михаила Ломоносова до Александра Пушкина.

Как литературный критик Виссарион Белинский разработал теорию реализма, ввел новые понятия для оценки литературного произведения: «верность характеру героя», «современность». В статьях он пропагандировал принципы народности, требовал изображения действительной жизни, протестовал против фальши.

В 1845 году Белинский тяжело заболел, ему стало все сложнее справляться с работой. Его отношения с сотрудниками испортились, и в начале следующего года критик ушел из редакции журнала. Некоторое время он путешествовал по Югу России. Вернувшись в Петербург, Белинский устроился в журнал «Современник», однако болезнь по-прежнему мешала работать. Не считая небольших библиографических заметок, критик написал только одну крупную статью — «Обозрение литературы 1847 года».

Читайте также  Эволюция декабристского движения в начале xix века

В начале 1847 года Белинский вновь заболел и отправился поправлять здоровье за границей, но лечение не помогло. Через несколько месяцев критик возвратился в Петербург, где и умер в 1848 году. Похоронили Белинского на Волковском кладбище.

Белинский — создатель русской критики

1.Виссарион Белинский — русский критик, публицист, философ.

2. Виссарион Белинский был одним из самых известных литературных российских критиков, чьё мнение было непререкаемым авторитетом для множества его современников.

3. Глубокие познания в литературе и острый ум принесли ему известность на просторах всей России.

4. Виссарион Белинский внёс свой вклад в развитие русской литературы наравне со многими писателями.

5.Именно благодаря его публикациям многие произведения Пушкина, Достоевского и других талантливых литераторов стали известны широкой публике.

6. Белинский родился 11 июня 1811 года, за год до вторжения Наполеона в Россию, в Свеаборге, являющемся сейчас частью Хельсинки. Финские земли тогда входили в состав Российской империи.

7.На момент рождения Виссариона его отец служил в Свеаборге флотским врачом.

8. По происхождению Белинский был дворянином, так как его отец, оставив духовное образование и став врачом на государственной службе, дослужился до чина, дававшего право на потомственное дворянство.

9. Первую часть жизни Белинский прожил в окружении очень религиозной семьи. Его дед и брат деда были священниками, а двоюродный брат постригся в монахи.

10. Дед Виссариона по отцу был священнослужителем в селе Белыни, благодаря чему и появилась фамилия будущего литературного критика, Белынский. После переезда в Москву юноша заменил букву «ы» в своей фамилии на «и», сочтя такой вариант более благозвучным.

11.Семья его была небогата. Некоторые исследователи биографии Белинского даже полагают, что ранняя смерть его была обусловлена именно нищетой в детстве.

12. С юных лет В. Г. Белинский боялся заболеть туберкулёзом. Именно он и свёл его в могилу в возрасте 37 лет.

13.Читать и писать будущий литературный критик научился рано, освоив грамоту благодаря заботам одной учительницы.

В МУЗЕЕ В. Г. БЕЛИНСКОГО

14. Когда Виссариону исполнилось 5 лет, его семья переехала в Пензенскую губернию, где он учился в местном училище, а чуть позже — в гимназии.

15.С детства Белинский интересовался изучением русского языка и литературы: читал все, что печаталось тогда в журналах, переписывал стихотворения отечественных писателей.

16. Белинский бросил гимназию, до окончания её 4-летнего обучения не дотянул всего полгода, потому что учёба там была для него невыносимо скучной.

МУЗЕЙ — УСАДЬБА В. Г. БЕЛИНСКОГО В ПЕНЗЕ

17.Молодой человек задумал поступить в Московский университет, хотя его семья не могла оплатить проживание Виссариона в большом городе. Белинский заявил, что лучше будет бедствовать, чем откажется от учебы.

18.В 1829 году он поступил в Московский университет на словесный факультет и принялся пробовать свои силы в прозе и поэзии. Первое время студенту приходилось бедствовать, пока ему не стали платить стипендию.

19. Учёба в университете была сложной. Сам Белинский вспоминал, что студенты жили в ужасных условиях, в тесноте и грязи, а в столовой их кормили “пакостной падалью и супом с червями”.

20.Через год учебы в университете Виссарион Белинский написал свое первое литературное произведение — драму «Дмитрий Калинин» на тему крепостного права. Цензурный комитет университета не только не разрешил печатать ее, но и пригрозил ссылкой и каторгой.

21.Спустя три года Белинский был исключён из университета из-за крайнего недовольства цензуры, которое вызвала его трагедия «Дмитрий Калинин». При этом официальной причиной отчисления были названы плохие успехи в учёбе и слабое здоровье.

22. Исключенный из университета Белинский подрабатывал переводами зарубежных произведений и частными уроками, чтобы как-то сводить концы с концами. Но денег всё равно не хватало, и ему не раз доводилось ложиться спать голодным.

23. На протяжении всей жизни Белинский много и часто болел. Но денег на лечение у него не водилось, поэтому отдых в каком-нибудь санатории он себе позволить не мог.

24.Однажды он, будучи ещё студентом, 4 месяца пролежал в больнице с воспалением лёгких, но вынужден был выписаться, так и не долечившись.

25. В бытность Белинского студентом его комната быстро стала местом регулярных собраний членов студенческого литературного кружка.

26. В комнате общежития, где жил Виссарион Белинский, стали собираться студенты, среди которых были Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Огарев, Евгений Корш, Николай Кетчер. На встречах они читали собственные произведения и обсуждали проблемы политической, общественной и литературной жизни России. Это собрание получило название «Литературное общество 11-го нумера».

27. Собственные произведения Белинского и цензура, и публика воспринимали не слишком положительно.

28. Белинский еще раз попробовал себя в роли писателя, сочинив драму из пяти актов, но произведение не имело успеха. Тогда литератор понял, что его призванием является только критика чужих трудов.

29. Виссарион Белинский подружился с основателем журнала «Телескоп» Николаем Надеждиным. Поначалу Белинский переводил для издания небольшие заметки, а в 1834 году опубликовал свою первую критическую статью «Литературные мечтания. Элегия в прозе». В работе автор делал обзор русской литературы — с точки зрения истории, — и рассуждал на тему ее будущего.

30. Затем последовали другие литературные обозрения на произведения Николая Гоголя, Евгения Баратынского, Владимира Бенедиктова и Алексея Кольцова. В этих работах Белинский писал о начале новой эпохи в русской литературе.

31.Через два года журнал закрыли — Белинский опубликовал в нем «Философические письма» Петра Чаадаева, в которых автор восхищался европейской культурой.

32.Белинский вновь оказался в сложном финансовом положении, все попытки найти работу были тщетны. Дела несколько улучшились в начале 1838 года, когда Белинского назначили редактором журнала «Московский наблюдатель». Здесь он публиковал свои статьи, окончательно убеждаясь, что его призвание — литературная критика.

33. Одним из близких друзей Белинского был Александр Герцен. Он утверждал, что при личном общении Виссарион Григорьевич вёл себя неуверенно и говорил весьма нескладно, но всё равно всегда стойко отстаивал свою точку зрения.

34. Спустя год работы в московском журнале Виссариону Белинскому предложили переехать в Санкт-Петербург, чтобы возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки».

35.Эта работа — расцвет его литературной критики. Белинский писал для журнала статьи о театре и молодых современных литераторах, обзоры новых литературных произведений, библиографические и политические заметки. Эти очерки объединили историю русской литературы от Михаила Ломоносова до Александра Пушкина.

36.Как литературный критик Виссарион Белинский разработал теорию реализма, ввел новые понятия для оценки литературного произведения: «верность характеру героя», «современность». В статьях он пропагандировал принципы народности, требовал изображения действительной жизни, протестовал против фальши.

37. Хотя в юности Белинский был религиозным человеком, после 30 лет он стал склоняться к атеизму, заявляя, что в слове «Бог» ему мерещатся слова «тьма, кнут и цепи».

38. В начале 1830-х годов Белинский 4 месяца провел в больнице с воспалением легких, перешедшим в хроническую стадию. Он вынужден был выписаться, так и не выздоровев до конца, и жаловался родным, что его здоровье потеряно безвозвратно.

39. Он не стеснялся критиковать даже произведения своих друзей, писателей и поэтов, но его критика всегда была аргументирована.

40. Одним из наиболее видных писателей своей эпохи он называл Гоголя. Белинский считал Гоголя одним из вестников начала новой литературной эпохи.

41. У Белинского и его жены было трое детей: сын Владимир умер в четырехмесячном возрасте, дочка Вера – когда ей был год от роду, а вот дочь Ольга прожила долгую жизнь, вышла замуж и умерла только в начале 20 века.

42. В 1845 году Белинский тяжело заболел, у него развилась чахотка, ему стало все сложнее справляться с работой. Его отношения с сотрудниками испортились, и в начале следующего года критик ушел из редакции журнала «Отечественные записки» и на полгода уехал на юг России в компании артиста Щепкина.

43.После возвращения из длительного отпуска он сотрудничал с журналом, который издавали Николай Некрасов и Иван Панаев.

44. Белинский работал в журнале «Современник», однако болезнь по-прежнему мешала ему работать.

45.Не считая небольших библиографических заметок, критик в то время написал только одну крупную статью — «Обозрение литературы 1847 года».

46.Из-за усилившейся болезни Белинский уехал на лечение в Зальцбург. Находясь за границей, он написал открытое письмо Гоголю, которое в России распространялось через «самиздат» и было официально опубликовано только в начале 20 века.

47.В нем Белинский заявлял, что родине нужны не молитвы и проповеди, а пробуждение в народе чувства собственного достоинства, «потерянного в грязи несколько веков назад».

48.Из-за письма Белинского, адресованного Гоголю, к смертной казни был приговорён Достоевский, который довёл это письмо до сведения общественности. Впоследствии приговор был заменён на каторжные работы.

Читайте также  Внешняя политика россии в начале xix века

49. Отчасти именно благодаря деятельности Белинского обрёл такую известность Пушкин.

50. Виссарион Григорьевич популяризовал выражение “квасной патриотизм”, придуманное Петром Вяземским.

51. Иван Тургенев говорил, что главной чертой его характера было «стремительное домогательство истины».

52.Белинский истратил все свои скромные сбережения, пытаясь справиться с болезнью.

53. В начале 1847 года Белинский отправился поправлять здоровье за границу.

54.Лечился он и в России, и во Франции, и в Германии, но это не помогло. Заграничные врачи оказались бессильны спасти литературного критика.

55.Через несколько месяцев критик возвратился в Петербург, где и умер 7 июля 1848 года.

56.После его смерти у семьи не было денег на достойные похороны, так что обошлась погребальная церемония всего в 8 рублей.

57.Белинский был похоронен в Петербурге на Волковском кладбище.

58.Родной город Виссариона Григорьевича, Чембар в 1948 году был переименован в его честь, и сейчас он называется Белинский.

59. Статьи Белинского для лучших журналов того времени — «Телескопа», «Отечественных записок», «Современника» — до сих пор считаются образцами критической литературы.

60. За свою короткую жизнь Белинский стал одним из самых известных литературных критиков в истории.

ПАМЯТНИК В. Г. БЕЛИНСКОМУ В ГОРОДЕ ПЕНЗА

Он бросался на противника барсом

К 210-летию неистового идеалиста Виссариона Белинского

Ненавидел «квасной патриотизм» и жил
мыслями о стране и народе. Иллюстрация
из второго тома собрания сочинений
Виссариона Белинского. Санкт-Петербург,
типография М.М. Стасюлевича, 1900

«Неистовый Виссарион». Да, не зря так прозвали величайшего критика, публициста XIX века Виссариона Белинского (1811–1848), 210-летний юбилей которого будем отмечать 11 июня. Эпитет «неистовый» как нельзя лучше подходит к нему, ведь, прожив короткую по нынешним меркам жизнь, всего 37 лет, он написал бесчисленное множество неравнодушных, порой яростных литературных обзоров, заметок, рецензий, как бы мы сказали сейчас. Сначала пробовал себя также в прозе и драматургии, но все же в конце концов признал, что его призвание – критика.

Белинский был изощренным горячим полемистом, дружил, общался, дискутировал с виднейшими поэтами, критиками и писателями своего времени, в числе которых Николай Гоголь (чьи «Выбранные места из переписки с друзьями» критик изничтожил в знаменитом письме, которое было запрещено и ходило, как тогда говорили, «в списках»), Николай Некрасов, Александр Герцен, Аполлон Майков, Михаил Кольцов и многие-многие другие. Сотрудничал с ведущими журналами позапрошлого столетия – «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник», а в журнале «Московский наблюдатель» был негласным редактором. В разное время активно участвовал и разделял философские убеждения кружка писателя, поэта, публициста Николая Станкевича и демократического кружка Герцена-Огарева. Тогда среди молодых литераторов была популярна немецкая философия, в частности сочинения Гегеля. Что все активно и обсуждали.

Споры «неистового Виссариона», по воспоминаниям Герцена, часто выглядели так: «…когда он чувствовал себя уязвленным, когда касались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щек и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким и по дороге с необычайной силой, с необычайной поэзией развивал свою мысль. Спор оканчивался очень часто кровью, которая у больного лилась из горла…»

Что сказать, могучая энергетика этого человека, энергия его мысли живут в веках. Вдохновляют и поражают. Не счесть, сколько улиц, библиотек названо его именем. Город Чембар в Пензенской области, где прошло детство критика, был переименован в город Белинский. А в 2019 году, отметим, по инициативе Свердловской областной универсальной научной библиотеки имени В.Г. Белинского (Екатеринбург) была создана премия «Неистовый Виссарион». Награда присуждается ежегодно живущим в России авторам за достижения и творческую активность в области критики, обращенной к современной русскоязычной литературе XXI века. В числе ее лауреатов уже такие замечательные современные критики, как, например, Ольга Балла, Илья Кукулин, Юлия Подлубнова.

«Неистовость», которую также можно приравнять к почти фанатичному отстаиванию своих воззрений, была связана с такими идеями как, например, воспитание в себе «абсолютного человека», то есть личным саморазвитием безотносительно к окружающей действительности, позже – с печалью об этой самой действительности и отчаянной борьбой с ее злом и защитой попираемого ею достоинства человеческой личности. Надо отметить, что Белинский, несмотря на то что происходил из духовного сословия (его дед Никифор Трифонов служил священником в Белыни), был атеистом. Впрочем, при чтении статей возникает ощущение, что атеизм все же был некоей маской или щитом; просто критик, выступая с позиций эпохи Просвещения, в целом ненавидел сам институт Церкви как данность, считая его прогнившим и лживым. А приоритет отдавал уже упомянутому самосовершенствованию личности. На эту тему он и схватился жестоко с Гоголем.

Издатели журнала «Современник» навещали
безнадежно больного Белинского. Алексей
Наумов. Белинский перед смертью
(Н.А. Некрасов и И.И. Панаев у больного
В.Г. Белинского. 1881. Музей-квартира
Н.А. Некрасова, Санкт-Петербург

Конечно, его сердце болело за несчастных, за униженных крепостных, которые тогда еще по определению не могли «выдавить из себя по капле раба» или, выражаясь метафорой XX века, словами драматурга Евгения Шварца, «убить дракона в себе». И это, несомненно, было приметой передового мышления, стремящегося и стремящего других к освобождению и, так сказать, лучшей доле для всех. Однако ныне, с дистанции более чем двух веков, какими же все-таки наивно идеалистическими кажутся эти мысли. «Мы будем и юристами, и римлянами в юриспруденции, но мы будем и поэтами, и философами, народом аристократическим, народом ученым и народом воинственным, народом промышленным, торговым, общественным. В России видно начало этих элементов», – так писал критик в рецензии к «Речи, произнесенной в торжественном собрании Императорского Московского университета» (1842).

«Мечты, мечты, где ваша сладость?» – хочется ответить на эту возвышенную речь словами великого же нашего Пушкина. Кажется, если бы Белинский вдруг возродился в наше время и почитал про некоторые нынешние законопроекты или судебные дела, то помахал бы ручкой и уложился обратно в гроб. Или вот еще его трезвые, но при этом очень оптимистические слова про русских: «Русская личность пока – эмбрион, но сколько широты и силы в натуре этого эмбриона, как душна и страшна ей всякая ограниченность и узкость!» (Тут, кстати, идет полемичная перекличка с Достоевским: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил»). Но, глядя на нынешнюю общественно-политическую ситуацию, дорогой Виссарион Григорьевич, несмотря на двухвековой кровавый опыт, несмотря на труды духовных философов XX века, не уступающих по силе гвардии века XIX, думается, что эмбрион развился пока еще максимум в младенца.

Между прочим, если посмотреть этимологию слова «неистовый», то оказывается, что слово изначально означает «безумный», «обманный», «фальшивый». Но это, конечно, не так в отношении Белинского. Уж кого, как не его, считать ярым борцом за правду, за истину, за высокие убеждения (в чем-то он, безусловно, ошибался, но это отнюдь не отменяет благородства натуры и помыслов). Просто само слово, вращаясь в обиходе, претерпело изменения, и «неистовый» для нас сегодня скорее означает «активный», «бушующий», «настойчивый».

Особенно впечатляюще смотрится «неистовость» в контексте судьбы критика, его бытовых драм. Примерно лет 17 активной литературной деятельности проходили на фоне почти вечной нищеты, отсутствия постоянного места дохода и вдобавок постоянных изматывающих болезней. Белинский вообще от роду был слаб здоровьем, а это еще усугублялось нервными стрессами, полученными в детстве: «Мать моя была охотница рыскать по кумушкам; я, грудной ребенок, оставался с нянькою, нанятою девкою; чтоб я не беспокоил ее своим криком, она меня душила и била. Впрочем, я не был грудным: родился я больным при смерти, груди не брал и не знал ее… сосал я рожок, и то, если молоко было прокислое и гнилое – свежего не мог брать… Отец меня терпеть не мог, ругал, унижал, придирался, бил нещадно и ругал площадно – вечная ему память. Я в семействе был чужой».

Белинский болел сифилисом и чахоткой, от которой в итоге и умер. С врачами тоже тотально не везло – в основном попадались какие-то шарлатаны, вытягивающие из него и так небольшой доход. Личная жизнь тоже не стала большой отрадой. В письме своей жене, классной даме московского Екатерининского института Марии Орловой, он писал: «Странные мы с тобою, братец ты мой, люди: живем вместе – не уживаемся, а врозь – скучаем». Напрочь больного Белинского жена обвиняла, что он с ней плохо обращается, что покинул их, уехав лечиться, а значит – не любит семью и детей (это, между прочим, было за два года до смерти критика). Младшие дети Белинских умерли в младенчестве: сын Владимир в возрасте четырех месяцев, дочь Вера в годовалом возрасте. Выжила лишь дочь Ольга (прожив 59 лет, она умерла в1904 году).

Читайте также  Мистика и реальность личности князя олега

В общем и целом поражает то, что, несмотря на все эти тотальные жизненные невзгоды, литератор постоянно кипел энергией и сохранял силу духа. Он, противник «квасного патриотизма» (фраза, или, как бы сейчас сказали, мем Петра Вяземского, которую Белинский называл «счастливым выражением»), как бы это пафосно ни звучало, жил мыслями и чаяниями о судьбах страны и своего народа. В этом и была его «неистовость» и несгибаемый стержень.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Виссарион Белинский

Биография

Виссарион Белинский – яркий представитель русской критической мысли 19 века. Он стал основоположником этого художественного направления в России. Писатель поддерживал западнические идеи и опережал современную ему буржуазную мысль. Высочайшей оценки его труды удостоились спустя годы после кончины автора.

Детство и юность

Виссарион Григорьевич Белинский появился на свет в Финляндии 11 июня 1811 года в семье лекаря. Когда мальчику исполнилось 5 лет, Белинские покинули родные места и переехали в Пензенскую губернию. Здесь юный Виссарион изучал грамоту с местной учительницей, а затем начал посещать училище. В 1825-м он стал учеником местной гимназии. Русский язык и литература были главной любовью мальчика. Он впадал в забвение, когда зачитывался книгой или журналом.

Литературный критик Виссарион Белинский

Образование в уезде оставляло желать лучшего. Виссарион перестал посещать уроки, так как они не приносили желаемых познаний и удовлетворения. В 1825 году Белинский предпринял поездку в Москву, где поступил на словесный факультет главного университета города. У семьи не хватало финансов, чтобы поддерживать сына, но это не останавливало его. Самонадеянный юноша жил впроголодь до тех пор, пока ему не назначили стипендию. Образование Белинский получал за казенный счет.

Виссарион Белинский в молодости

Постепенно вокруг интеллигентного молодого человека собрался небольшой кружок. В его крохотной комнате университетского общежития встречались Александр Герцен, Николай Станкевич, Николай Огарев и другие любители литературы и философии. Приятели обсуждали различные произведения, делились взглядами на политическую ситуацию в стране, разговаривали о социальном устройстве и искусстве в России. Между собой студенты называли импровизированное объединение «Литературное общество 11 нумера».

Спустя год после начала обучения Белинский написал свое первое произведение. Им стала драма под названием «Дмитрий Калинин». Сочинение повествовало о проблемах крепостного права. Автор осуждал традиционные устои и помещичьи права.

Виссарион Белинский среди единомышленников

После рассмотрения произведения цензурный комитет Московского университета запретил издавать его. Более того, студента стращали каторгой и ссылкой. За первым неудачным опытом последовали болезнь и отчисление. В 1832 году педагоги решили, что юноша имеет слишком слабое здоровье и скромные способности к обучению. Ему отказали в возможности получения образования. Денег у Белинского не было. Чтобы заработать на жизнь, он занялся литературными переводами и частными уроками.

Литературная критика

Начав самостоятельную жизнь, Белинский познакомился с Борисом Надеждиным, основателем журнала «Телескоп». Новый приятель предложил писателю скромную работу в виде переводов статей для издания. Постепенно нащупывая собственный путь, Белинский определился с делом жизни. В 1834 году вышла первая критическая статья писателя, ставшая фундаментом его карьеры.

Виссарион Белинский за работой

Вместе с давно знакомым Станкевичем с 1833 года Виссарион Григорьевич посещал литературные кружки Константина Аксакова и Семена Селиванского. Писатель часто переезжал с одной квартиры на другую, так как его доходы оказались крайне скудны, а для литературной деятельности не было приспособленного пространства. Он временно останавливался у друзей: в квартире Бориса Надеждина, в доме Александра Сухово-Кобылина и даже жил в корпусе Московского Университета. К 1835 году Белинский получил работу секретарем у литератора Сергея Полторацкого.

Виссарион Белинский и Михаил Лермонтов

В 1836-м журнал «Телескоп» закрылся, что практически уничтожило Белинского, бывшего на тот момент руководителем отдела критики. Только поддержка близких друзей позволяла литературному деятелю сводить концы с концами. Аксаков пригласил Белинского преподавать в Константиновский межевой институт, и в учебное время у мужчины была постоянная работа.

В том же году он получил место внештатного редактора журнала «Московский наблюдатель». Издание закрыли спустя 3 года, а Белинский вновь оказался не у дел и без средств к существованию. Его выручил Арсений Краевский, руководивший критическим отделом журнала «Отечественные записки». В редакции писатель сдружился с Василием Боткиным. Затем Белинский покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург.

Виссарион Белинский осуждает реформу

Виссарион Григорьевич с юных лет интересовался философией, романтизмом в литературе, был протагонистом идей Гегеля и Шеллинга. С 1840 года он позволял себе резкие высказывания в адрес детерминистического прогресса, ставя судьбу конкретного человека превыше мировых судеб и интересов. Демонстрируя приверженность идеализму, Белинский был атеистом и в письмах Гоголю осуждал церковные традиции.

Биография автора безраздельно связана с литературной критикой. Патриот и западник, он был противником славянофильской идеи, воспевавшей патриархат и устаревшие устои. При этом писатель оказался яростным противником народничества. В своих работах он утверждал важность реалистических принципов в литературе.

Виссарион Белинский и Николай Гоголь

Белинский был основоположником научного подхода в этом направлении и пропагандировал «натуральную школу». Ее основателем критик называл Николая Васильевича Гоголя.

Виссарион Григорьевич разделял духовную и физическую природу человека, видя источник прогресса в развитии сознания и прогрессивных идеях. Белинский говорил, что искусство представляет собой способность мыслить образно, и это едва ли не так же сложно, как мыслить логически.

Прогрессивные идеи Виссариона Белинского актуальны и сегодня

Благодаря Виссариону Белинскому возникло литературоцентричное восприятие русской духовной культуры, а автор в ней обрел статус оратора, описывающего судьбу государства. Творческое наследие писателя заключается во множестве критических статей и описании состояния русской литературы в середине 19 века.

Личная жизнь

Несмотря на большое количество понимающих и участливых друзей, Белинский часто испытывал чувство одиночества и мечтал о настоящей семье. Нестабильное материальное положение и шаткое здоровье делали личную жизнь писателя еще более безрадостной.

Портреты Виссариона Белинского в молодости и зрелом возрасте

Возлюбленной Белинского стала Мария Васильевна Орлова. Они познакомились в период жизни Белинского в Москве и в 1842-м встретились вновь после разлуки. Орлова восхищалась творческими изысканиями критика и видела в нем новатора. Влюбленные вели переписку. В 1843 году Виссарион Григорьевич приехал к Марии Васильевне погостить на лето. Их трепетная нежная связь упрочилась, и писатель сделал предложение руки и сердца. Свадьба состоялась 12 ноября 1843-го в церкви Строительного училища. Шикарного торжества не было. Важный день отпраздновали домашним чаепитием.

Больной Виссарион Белинский в кругу семьи и друзей

Семейная жизнь принесла Белинскому новые обязательства, и он брался за любую работу, чтобы прокормить себя и жену. Платой за труды становились домашний уют и душевная гармония, которые писатель обрел в браке. Стараний супруга не хватало. Белинский часто болел, денег не хватало абсолютно ни на что.

Писатель очень любил детей. В 1845 году на свет появилась дочь Белинских, Ольга. Став отцом, Виссарион Григорьевич старался все свободное время проводить с малышкой. 24 ноября 1846-го у него родился сын Владимир, но спустя 4 месяца мальчик скончался.

Смерть

Здоровье Белинского постоянно вызывало тревогу. Он часто ощущал недомогание и был подвержен приступам чахотки. Собственный диагноз критик знал наверняка, хотя перед супругой и приятелями отшучивался. Кашель усиливался, плохое самочувствие оставалось неизменным. В 1845 году писатель был вынужден отказаться от работы в журнале. Он отправился на лечение на юг России и, вернувшись, приступил к работе в журнале «Современник».

Виссарион Белинский на смертном одре

Предпринятое в 1847 году лечение за рубежом не помогло. Смерть новорожденного сына стала ударом. Чахотка не уступала и в 1848-м стала причиной смерти критика. Белинского похоронили за счет его верных друзей на Волковском кладбище. Сегодня цитаты и портреты литературного деятеля 19 века украшают учебники по философии и истории литературы, а в городах России стоят памятники, посвященные Виссариону Белинскому.

Цитаты

«Авторитет и дружба – вода и огонь, вещи разнородные и враждебные; равенство – условие дружбы».

«Апатия и лень – истинное замерзание души и тела».

«Без любви и ненависти, без симпатии и антипатии человек есть призрак».

«Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: