Боевые действия краснознаменного балтийского флота
Боевые действия краснознаменного балтийского флота
Ш.Лпкасое, Ш.Щайнер
КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СОЮЗА С СР
В книге рассказывается о действиях Краснознаменного Цалтнй-ского флота и боях против номецко-фаишстских захпатчикон и годы Великой Отечественной войны.
На основе обширных архивных документов п по воспоминаниям как личных, так и участников событии авторы повествуют о действиях кораблей и авиации флота на морских сообщениях противника в Балтийском море н в Финском заливе, об участии моряков в обороне островов Моонзундского архипелага, Таллина, полуострова Ханко и города-героя Ленинграда, о взаимодействии Краснознаменного Балтийского флота с войсками Карельского, Ленинградского, а затем 1. 2 и 3-го Прибалтийских, 2 и 3-го Белорусских фронтов при прорыве блокады Ленинграда, освобождении Выборгского залива, изгнании немецко-фашистских войск из Советской Прибалтики и разгроме их в Восточной Пруссии и Померании и о мужестве советских мориков-балтийцев, вписавших во время этих боев немало славных страниц в боевую летопись нашей Родины.
Редактор В. С. Лупам Художник Н. К. Зикееи Технический редактор Н. В. Срибнис Корректор Р. П. Сусликооа
Сдано в набор 6Л0. 1955 г. Г-20121. Подписано к печати 27.2. 1957 г. Формат Супа: и Ь4/1&!/а* — Ы/• псч. л. =» 20.5 уел. печ. л. + 4 нкл. — »/• псч. л. = 0.82 уел. печ. л.-г 4 накидки 1’* псч. я. = 0,82 уел. псч. л. 22,187 уч.-изд. л.
Военное Издательство .Министерства Оборони Союза ССР.
Москва, Тверской бульвар, 18.
Изд. 7/7225- , Захаз lb 430.
Отпечатано с матриц во i-o.i типографии ич. К. Е. Нопошнлона Управлении Военного издательства Министерства Обороны Союза ССР.
/квинт рад— Jl’-чтр-!, Лнорцоиан ил., 10.
Иска У //. У к.
Предлагаемая вниманию читателей книга язляется первой попыткой систематизированного изложения боевых действий Краснознаменного Балтийского Флота з годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Она написана главным образом по документам Архива Исторического отделения Военно-Морского Флота СССР, до зтого времени в значительной части еще не исследованным и не обработанным для печати, а также по воспоминаниям советских моряков — участников боевых действий на Балтийском море и Ладожском озере в указанный период.
Авторы предполагают продолжить работу над данной темой. Они будут весьма благодарны читателям за критические замечания и пожелания.
Введение и главы 1—4 написаны капитаном 2 ранга В. И. Ачкасовым, главы 5—11 н заключение — капитаном 2 ранга Б. А. Вайнером.
22 июня 1941 г. гитлеровская Германия, грубо нарушив советско-германский договор о ненападении, внезапно начала военные действия против нашей страны.
К этой войне Германия готовилась при прямом попустительстве империалистов всех стран, стремившихся уничтожить социалистическое государство и поработить советский народ. Задолго до начала второй мировой войны силы международной реакции всеми средствами содействовали возрождению экономического и военного потенциалов Германии. Они видели в фашистской Германии, так же как и в милитаристской Японии, ударную силу империализма и стремились нацелить ее против Советского Союза, против растущего революционного движения в колониальных и зависимых странах.
Развязыванию фашистами войны способствовала политика «умиротворения» гитлеровской Германии и политика отказа правящих кругов западноевропейских стран, прежде всего Англии и Франции, поддерживаемых империалистами США, от системы коллективной безопасности в Европе. Такая политика привела к значительным уступкам агрессору — от ликвидации ограничений вооруженных сил Германии, установленных Версальским договором, до позорного Мюнхенского сговора, позволившего гитлеровцам безнаказанно захватить Чехословакию.
Несмотря на все старания империалистов США и Западной Европы, фашистская Германия не рискнула начать войну против СССР только своими силами. Понимая, с каким серьезным противником ей придется иметь дело, она решила мобилизовать на войну все экономические, военные и людские ресурсы Европы. Кроме Чехословакии, гитлеровцы оккупировали Австрию, Данию, Норвегию,
Польшу, Бельгию, Голландию, Францию, Югославию и Грецию, заключили поенные союзы с Италией, Испанией, Японией, Венгрией, Болгарией, Румынией, Финляндией, пошли в соглашение со Швецией, Швейцарией и Турцией. И только после того как экономика большинства западноевропейских стран была перестроена на военный лад и стала обеспечивать немецко-фашистскую армию всем необходимым, гитлеровцы решили, что их тыл вполне подготовлен к войне против СССР, и приступили к разработке плана, известного под названием плана «Барбаросса».
Таким образом, война в Западной Европе, явившаяся первым периодом второй мировой войны, фактически была периодом подготовки гитлеровской Германии к войне против СССР.
В связи с нависшей над нашей страной угрозой фашистского нашествия Коммунистическая партия и Советское правительство приняли ряд мер по обеспечению безопасности нашей Родины и укреплению ее военной мощи.
Прежде всего Советское правительство усилило оборону западных границ страны, незадолго до этого отодвинутых дальше на запад в результате воссоединения Западной Белоруссии и Западной Украины с Советской Белоруссией и Советской Украиной. Осенью 1939 г. были заключены пакты о взаимопомощи между Советским Союзом, Эстонией, Латвией и Литвой.
В 1940 г. в Прибалтийских государствах победили демократические силы. Эстония, Латвия и Литва вошли в братскую семью народов СССР, в результате чего военно-стратегическая обстановка на Балтийском театре резко изменилась в пользу нашей страны. Краснознаменный Балтийский флот получил новые порты и гавани в Финском заливе и на восточном побережье Балтийского моря (Таллин, Палдиски, Рига, Виндава, Либава и-другие).
В тот же период Советское правительство в целях улучшения взаимоотношений с Финляндией и обеспечения безопасности Ленинграда с севера предложило финляндскому правительству пересмотреть советско-финляндскую границу с учетом законных интересов Финляндии. Однако завершить переговоры мирным путем не удалось. Спровоцированные империалистами США, Англии, Франции и гитлеровской Германии, реакционные круги Финляндии отклонили мирные предложения Советского Союза. Толкая Финляндию на войну, английские и французские империалисты хотели создать условия для развязывания войны против СССР, которая их устраивала больше, чем война с гитлеровской Германией.
Но эти планы были сорваны успешными действиями Советских Вооруженных Сил. 12 марта 1940 г. по мирному договору с Финляндией к нашей стране отошли Выборг, северное побережье Ладожского озера и в Финском заливе острова Гогланд, Большой и Малый Тютерс, Лавенсари. Ссскар и острова Выборгского залива. Кроме того, мы получили в аренду полуостров Ханко. Все это улучшило базирование Краснознаменного Балтийского флота и укрепило оборону северо-западных границ СССР.
Усилению обороноспособности Советского государства способствовали и возросшие возможности социалистической экономики. Проводимая Коммунистической партией политика индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства дала хорошие результаты. В течение первых трех пятилеток наша Родина превратилась из отсталой аграрной страны в могучую индустриально-колхозную державу. Это позволило приступить к коренному техническому перевооружению Вооруженных Сил. Развернулось строительство большого морского и океанского флота. Советский Военно-Морской Флот получил в 1939— 1941 гг. современные крейсера, эскадренные миноносцы, подводные лодки, тральщики, самолеты, новую военную технику и новое оружие.
Боевое применение береговой артиллерии в Советско-финляндской войне 1939—1940 гг.
Аннотация: На основе документов, которые впервые вводятся в научный оборот, авторы анализируют действия береговой артиллерии Краснознамённого Балтийского флота на различных этапах Советско-финляндской войны 1939—1940 гг., её роль в огневом поражении противника и основные недостатки, выявленные в ходе боевых действий.
Summary. On the basis of documents, which are first introduced in the scientific revolution, the authors analyse the actions of the Red Banner Baltic Fleet’s coastal artillery at various stages of the Soviet-Finnish War of 1939-1940, its role in the enemy’s destruction by fire and the main deficiencies revealed during the fighting.
ДЯТЛОВ Владимир Васильевич — заместитель командующего войсками Западного военного округа, генерал-лейтенант, кандидат исторических наук, доцент
(191186, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 10)
МИЛЬБАХ Владимир Спартакович — заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, полковник запаса, доктор исторических наук, доцент
(195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 22)
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ БЕРЕГОВОЙ АРТИЛЛЕРИИ В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ 1939—1940 гг.
В Российском государственном архиве Военно-морского флота (РГА ВМФ) хранится значительное количество документальных материалов, в которых отражена боевая деятельность береговой артиллерии Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) в период Советско-финляндской войны: оперативные сводки штабов Северного, Южного и Западного укрепрайонов; журналы боевых действий штабов укрепрайонов, отдельных артиллерийских батарей и дивизионов; отчёты о боевых действиях Северного укреплённого района КБФ за 1939—1940 гг. и о боевых действиях отдельных артиллерийских частей; приказы комендантов укрепрайонов, командиров батарей и дивизионов; сведения о состоянии и дислокации частей; карты и схемы боевых действий береговой артиллерии.
В состав береговой обороны КБФ к 30 ноября 1939 года входили три укрепрайона (УРа) — Северный (СУР), Южный (ЮУР) и Западный (ЗУР), которые состояли из отдельных артиллерийских дивизионов и батарей.
Северный укрепрайон (комендант — комбриг В.М. Карабулькин, штаб — г. Кронштадт) включал 5 артиллерийских дивизионов (адн), в которые входили 22 батареи. 11-й адн, располагавшийся в форту «П», состоял из 6 батарей с орудиями калибров 45—203 мм. 12-й адн в форту «О» и 13-й адн в форту «Р» включали по 5 батарей калибров 45—254 мм. 14-й адн состоял из 6 батарей калибров 45—152 мм в фортах «К», 1, 2 и 3-м южных. В 15-м адн были 7 батарей калибров 45—120 мм. Кроме того, в поселке Сосновец располагалась отдельная батарея (четыре орудия калибра 100 мм)1. Всего в составе СУРа насчитывалось 111 артиллерийских орудий.
Южный укрепрайон (комендант — полковник В.Т. Румянцев, штаб — п. Лебяжье) включал три артдивизиона (9 батарей). В 1-й отдельный железнодорожный артдивизион входили две батареи — № 11 из трёх 356-мм орудий и № 12 из четырёх 180-мм орудий, установленных на специальные железнодорожные транспортёры2. 31-й отдельный артдивизион в форту «Ф» включал 4 батареи: № 311 и № 312 — по четыре 305-мм орудия, № 322 — три 152-мм орудия и № 146 — два 76-мм орудия. В 33-й артдивизион в форту «К» входили 3 батареи: № 331 — три 152-мм орудия, № 332 — четыре 120-мм орудия и № 333 — четыре 203-мм орудия. Всего в ЮУР было 31 орудие3.
Западный укрепрайон (комендант — полковник В.А. Пешков, штаб — п. Мукково) включал 2 адн: 2-й отдельный железнодорожный артдивизион из трёх батарей — № 9 (три 305-мм орудия), 17 и 18 (по четыре 180-мм орудия). В 21-й артдивизион входили две батареи — № 211 и 212 (по три 152-мм и четыре 130-мм орудия). Также в ЗУР входила отдельная полевая батарея, вооружённая четырьмя 122-мм гаубицами и четырьмя 76-мм пушками. В целом в ЗУР были 6 батарей, 33 орудия калибров 76—305 мм4.
Почти вся береговая артиллерия КБФ к началу войны с Финляндией находилась в боевом строю. Например, в Северном УРе в 1-й линии (в постоянной боевой готовности) состояли 13 батарей, во 2-й линии — 15 батарей и одна батарея была законсервирована. В Южном УРе в 1-й линии были 6 батарей, во 2-й линии — 3 батареи. В Западном УРе 2 батареи были в 1-й линии, 1 батарея — во 2-й линии, 1 батарея (305-мм) — в организационном периоде и 1 батарея (180-мм) — в стадии формирования5.
305-мм орудие
на железнодорожном транспортёре
Согласно оперативному плану КБФ от 23 ноября 1939 года Северный, Южный и Западный укрепрайоны должны были не допустить прорыва лёгких сил и торпедных катеров противника в главную базу (Кронштадт) северным и южным фарватерами, а также в манёвренную базу (Лужская губа); поддержать артогнём части 70-й стрелковой дивизии на приморском участке от госграницы до населённого пункта Ино и высадку десанта на острова Сейскаари и Лавенсаари, после их захвата — установить на островах батареи6.
С началом войны боевая деятельность береговой артиллерии КБФ была направлена на решение следующих задач: взаимодействие с частями 7-й армии, наступавшей на Карельском перешейке, и содействие отряду особого назначения КБФ в захвате островов в восточной части Финского залива.
Вторая боевая задача была решена быстро — за первые четыре дня войны (по 3 декабря 1939 г.). Выполнение первой задачи растянулось до конца февраля 1940 года. При этом стационарная артиллерия КБФ вела огонь только до 9 декабря 1939 года, после чего на Карельский перешеек были постепенно переброшены 3 крупнокалиберные железнодорожные батареи из Южного и Западного УРов. Кроме того, на береговую артиллерию КБФ была возложена задача вооружения захваченных островов Финского залива — Суурсаари, Сейскаари и Лавенсаари.
Первыми боевые действия Советско-финляндской войны начали крупнокалиберные батареи Береговой обороны КБФ. В 8.00 30 ноября 1939 года семь тяжёлых береговых батарей Северного укрепрайона, выполняя задачу, поставленную командиром 70-й стрелковой дивизии комдивом М.П. Кирпоносом, открыли огонь по целям в населённых пунктах Ино, Терийоки, Пухтола на финском берегу7. В 18.18 по форту «О» противник с финского берега открыл ответный артиллерийский огонь, который не причинил вреда советской артиллерии8. После интенсивного обстрела батареями СУРа на финском берегу в районе Куоккалы возник большой пожар, затем прогремел мощный взрыв. Вероятно, там взорвался склад боеприпасов. В 8.30 командующий КБФ флагман 2 ранга В.Ф. Трибуц приказал батареям № 311 и 312 из состава Южного укрепрайона открыть огонь по железнодорожным станциям Ино и Местерьярви. 8 минут обе станции подвергались обстрелу береговых батарей, после чего огонь перенесли на цели в деревне Пухтола и городе Терийоки. За день были израсходованы около 400 снарядов (25 305-мм, 56 254-мм, 81 203-мм и 237 152-мм). Армейское командование оценило результаты этих обстрелов как хорошие.
Кроме того, в первый день войны артиллерия флота оказала огневую поддержку отряду особого назначения КБФ, высадившему десант на острова Сейскаари и Лавенсаари. В 5.00 30 ноября комендант Западного УРа приказал командиру 305-мм железнодорожной батареи № 9 капитану Л.М. Тудеру произвести 9 выстрелов по острову Сейскаари. Приказ был выполнен точно. За 20 минут (с 10.30 до 10.50) все три орудия батареи выпустили по острову 9 фугасных снарядов9. По донесениям наблюдателей ЗУРа первый залп батареи лёг у береговой кромки, остальные — в центре острова Сейскаари. По оценке командования батарея № 9 выполнила задачу хорошо, личному составу была объявлена благодарность10. Почти одновременно был проведён такой же обстрел острова Лавенсаари силами 180-мм железнодорожной батареи № 17 капитана Н.Н. Крайнева. С 10.30 до 11.05 батарея выпустила по острову 12 фугасных снарядов. По данным наблюдателей, все залпы батареи легли точно на острове Лавенсаари.
В последующие дни береговая артиллерия поддерживала наступление левофланговых частей 7-й армии на Карельском перешейке. Для ведения огня по северному побережью Финского залива были привлечены 9 береговых батарей — 6 из Северного УРа (две 254-мм, одна 203-мм и три 152-мм), две 305-мм батареи из Южного УРа и 305-мм железнодорожная батарея № 9 из Западного УРа. Боевая работа этих батарей не была напряжённой, но их огонь оказал поддержку советским частям при прорыве финской обороны. Всего с 1 по 9 декабря 1939 года береговые батареи выпустили 489 снарядов: 50 305-мм, 121 254-мм, 81 203-мм и 237 152-мм. Оценки результатов, как правило, были очень высокими. По отзывам командования 70-й стрелковой дивизии, по чьим заявкам стреляли артиллеристы Северного укрепрайона, огонь батареи открывали всегда своевременно и вели точно по целям, оказывая большую поддержку наступавшим частям. 3 декабря военный совет КБФ направил командованию Северного УРа телеграмму: «Военный совет восхищается работой артиллеристов СУРа. Военный совет надеется, что артиллеристы ещё крепче будут громить врага до полного уничтожения»11.
Анализ записей исторического журнала СУРа со 2 ноября 1939 года по 21 марта 1940 года свидетельствует, что в ходе боевых действий береговая артиллерия сталкивалась с трудностями. Прежде всего в управлении огнём, так как связь с наступавшими стрелковыми дивизиями (70, 123, 138 сд) и частями Карельского УРа была неустойчивой. Например, 8 декабря связь СУРа с 123 сд прервалась в 12.45 и была восстановлена лишь на следующий день12. Были и трудности в корректировании огня береговой артиллерии. В боевых порядках пехоты находились два представителя КБФ, которые в основном осуществляли оперативное взаимодействие, артогонь не корректировали. Попытка в начале декабря привлечь корректировочную авиацию при обстреле цели артиллерией ЮУРа к успеху не привела. В основном береговая артиллерия вела огонь по целям огневыми налётами без корректирования огня.
После 9 декабря боевая деятельность стационарной артиллерии береговой обороны КБФ закончилась, так как финские войска находились уже вне зоны досягаемости её огня. Без поддержки мощной береговой артиллерии наступавшие на левом фланге 7-й армии советские войска оказались в трудном положении. В журнале боевых действий СУРа утром 12 декабря 1939 года было отмечено: «Получено донесение от делегата связи при батальоне КаУРа (Карельского укрепрайона. — Прим. авт.) т. Ильина. Пулемётный батальон достиг реки Лохе-Иоки, закрепились на южном берегу, я нахожусь у моста кв. 0983, батальон в течение дня и сейчас находится под сильным артогнём противника, несу большие потери, противник группируется на северном берегу реки Лохе-Иоки, артиллерия противника Кюлениеми и Карьялайнен, связи с соседом не имею, подавите артиллерию противника»13.
Для огневой поддержки пулемётных батальонов Карельского укрепрайона и частей 138 сд были привлечены корабли и авиация, но со значительным опозданием, о чём свидетельствуют записи телеграфных переговоров: «12 декабря 1939 г. 14.16. Сообщение для Ильина. Два ЭМ (эскадренных миноносца. — Прим. авт.) выходят для поддержки батальонов КАУРа; 14.50. Дано извещение Ильину, что для атаки батарей противника на Кюриниеми вылетели истребители»14.
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-92. Оп. 2. Д. 602. Л. 1, 2.
2 Подробнее о создании и боевом применении железнодорожных артустановок см.: Брагин В.И. Пушки на рельсах. М.: издание автора, 2006.
3 РГА ВМФ. Ф. Р-92. Оп. 2. Д. 602. Л. 2, 3.
Балтийский Варяг
«Корабли Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота ни при каких
обстоятельствах не должны опускать флага перед противником,
предпочитая гибель — сдаче врагам трудящихся»
Корабельный устав РК ВМФ СССР. 1940 г.
Подводная война на Балтике
Карта финского залива: 1 — Шепелевский маяк; 2 — остров Лансаари (Мощный); 3 — остров Гогланд; 4 — остров Большой Тютерс; 5 — остров Вайндло; 6 — полуостров Порккала-Удд; 7 — остров Нарген (Найссаар).
К началу Великой Отечественной войны у Краснознаменного Балтийского флота было 69 подводных лодок, включая учебные, находящиеся на капитальном ремонте и не прошедшие всех необходимых испытаний. При этом лишь несколько экипажей можно было считать полностью подготовленными к ведению боевых действий.
Подводные силы КБФ попали в тяжелейшее положение. Фронт стремительно откатывался на восток, и, выходя в море, подводники часто не знали, смогут ли вернуться на ту же самую базу, откуда выходили. Ситуация осложнялась еще и тем, что в первые же дни войны немецкие корабли и авиация выставили в Балтийское море и Финский залив почти две тысячи мин.
По ряду причин балтийским подлодкам не удалось оказать существенного воздействия на морские транспортные перевозки противника в кампанию 1941 г., хотя некоторые корабли и добились определенных успехов. Одной из самых известных по итогам первого года войны стала «Щ-323» (на этой лодке служил будущий политрук «Щ-408» А.Ф.Круглов). Экипажу субмарины был присвоен орден Красного Знамени.
Весной 1942 г. в Финском заливе немцы развернули два противолодочных рубежа: Гогландский («Зееигель») и Нарген-Порккалаудский («Насхорн»). Первый – по линии остров Гогланд — остров Большой Тютерс – Кургальский полуостров, второй – в самом узком месте залива – между полуостровом Порккала-Удд и островом Найсаар (Нарген).
К тому времени в Финском заливе было установлено порядка двадцати тысяч мин. Акваторию патрулировали несколько десятков немецких и финских кораблей и катеров, с которыми взаимодействовала противолодочная авиация. На островах и берегах залива располагались посты наблюдения и береговые батареи.
Однако и советские подводники набрались опыта, научились преодолевать заграждения, отработали свои действия в учебных классах Кронштадтской береговой базы. Для практической отработки действий командиров и экипажей по управлению подлодками использовались акватории реки Нева. Все это позволило с началом кампании 1942 г. осуществлять успешные прорывы в Балтийское море и топить суда противника, которые первое время ходили без всякого охранения.
В 1942 г. на основе докладов командиров подлодок командование КБФ считало, что в течение кампании всеми средствами было потоплено 52 транспортных судна и два боевых корабля. Фактически же противник потерял 23 судна потопленными и девять поврежденными. Еще большим был косвенный ущерб – из-за необходимости сводить суда в конвои, что сопровождалось длительными простоями в пунктах формирования, Германия недополучила в 1942 г. большое количество грузов, в том числе до 1 миллиона тонн шведской железной руды. На совещании в ставке А. Гитлера по военно-морским вопросам, состоявшемся 22 декабря 1942 г., главком ВМС Германии Э. Редер отметил: «Даже если Ленинград будет полностью уничтожен огнем артиллерии, подводная опасность не исчезнет, поскольку Кронштадт останется базой. Каждая подводная лодка, прорвавшаяся в Балтийское море, представляет угрозу для судоходства на всем море и создает опасность дальнейшего сокращения нашего дефицитного тоннажа».
Командование высоко оценило действия подводников. «Щ-320» и «Щ-406» были награждены орденом Красного Знамени, гвардейскими стали «Щ-303», «Щ-309» и «Л-3».
Но весной 1943 г. ситуация изменилась. Хотя к тому времени советские войска уже прорвали блокаду Ленинграда, силы КБФ не смогли помешать противнику усилить противолодочные рубежи в Финском заливе. Помимо тысяч новых мин, они установили на Нарген-Порккалаудском рубеже двойные противолодочные сети от берега до берега и от поверхности до самого дна, полностью перегородив подлодкам выход из Финского залива.
Еще до выхода в боевой поход погибла подлодка «Щ-323». При переходе из Ленинграда в Кронштадт в условиях плохой видимости субмарина вышла за пределы протраленного фарватера на полмили и подорвалась на мине. Погибла большая часть экипажа, включая командира корабля.
Лодки первого эшелона были готовы к выходу в море к концу апреля, но из-за позднего вскрытия восточной части залива ото льда поход пришлось отложить. «Щ-303» и «Щ-408» смогли выйти из Кронштадта только в ночь на 7 мая.
Подлодке командира В.И.Травкина удалось преодолеть Гогландский рубеж и добраться до Нарген-Порккалаудского заграждения, но пробиться через сети субмарина на смогла. На первом этапе похода подлодка один раз выходила на связь, но ее сообщение не было принято в базе. В результате командование Балтфлота решило, что лодка погибла, и отправило в море «Щ-408».
Единственная радиограмма от лодки П.С.Кузьмина была получена в начале суток 22 мая – командир докладывал, что противолодочные корабли противника не дают зарядить батареи, и просил оказать поддержку авиацией. 25 мая на Лавенсаари прибыли «Щ-406» и «С-12». Не дождавшись новых сообщений от «Щ-408», 29 мая в свой последний поход ушла «Щ-406». К этому моменту командование уже получило новое сообщение от «Щ-303», в котором командир просил разрешения вернуться в базу из-за исчерпания запасов средств регенерации воздуха. 31 мая такое разрешение было дано и 8 июня «щука» прибыла на Лавенсари.
Изучив доклад И.В.Травкина, командование КБФ решило предпринять еще одну попытку прорыва после окончания периода белых ночей. Первой вышла «С-12». 1 августа она передала радиограмму о том, что находится у острова Кери, и больше на связь не выходила.
Следом отправилась «С-9». Она попыталась торпедировать противолодочную сеть, и хотя торпеда взорвалась прохода в сети не возникло. 10 августа субмарина доложила обстановку и получила добро на возвращение на базу. По дороге домой «С-9» подорвалась на мине и погибла.
Потеряв четыре подлодки, командование КБФ прекратило попытки прорыва за пределы Финского залива. Только в сентябре 1944 г., когда Финляндия вышла из войны, советские субмарины вновь смогли выйти в Балтику.
По официальным данным, в 1944 г. подводные лодки КБФ потопили 35 транспортных судов, 2 боевых корабля и вспомогательное судно. В 1945-м жертвами балтийских подводников стали 24 транспорта и 10 кораблей.
Звания Герой Советского Союза были удостоены командиры подводных лодок С.Н.Богорад («Щ-310»), М.С.Калинин («Щ-307»), В.К.Коновалов («Л-3»), И.В.Травкин («К-52»). Орденами Красного Знамени награждены подлодки «Щ-307», «Щ-310», «Лембит», «С-13» и «К-52».
В 1944 г. подводные лодки КБФ потопили 16 кораблей и судов (еще четыре были повреждены), в 1945-м – 15.
В 1990 г. звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено А.И.Маринеско («С-13»). В 1995-м также посмертно Героем России стал А.М.Матиясевич («Лембит»).
Подводной войне на Балтике посвящены десятки исторических исследований в нашей стране и за рубежом, но до сих пор многие события той войны остаются тайной.
Балтийский флот перед Великой Отечественной войной
К лету 1941 года самый многочисленный флот Советского Союза — Краснознаменный Балтийский флот. Командует им вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц.
вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц.
Корабельный состав Балтийского флота перед войной
Балтийский флот перед началом Великой отечественной войны представляет собой довольно внушительную силу:
- 2 линейных корабля («Марат», «Октябрьская Революция»)
- 2 легких крейсера, или 3 если прибавить «Аврору» («Киров», «Максим Горький»)
- 2 лидер-эсминца («Ленинград», «Минск»)
- 19 эсминцев (Типа «Новик»: «Яков Свердлов», «Володарский», «Ленин», «Энгельс», «Артем», «Карл Маркс», «Калинин»; Типа «7»: «Сметливый», «Гневный», «Гордый», «Грозящий», «Стерегущий», «Сторожевой», «Сердитый», «Стойкий», «Сильный», «Славный», «Смелый», «Суровый»).
- 7 сторожевых кораблей типа «Ураган» («Вихрь», «Тайфун», «Циклон», «Буря», «Пурга», «Снег», «Туча»).
- 4 минных заградителя
- 24 тральщика
- 2 канонерские лодки
- 54 Торпедных катера
- 65 подводных лодок
Крейсер Максим Горький, балтийский флот
К сожалению, сила эта была далеко не монолитная. В одном строю находились корабли относящиеся не просто к разному времени – к разным эпохам. Доцусимовская «Аврора», герои Первой мировой «Новики», в муках рожденные крейсера тридцатых – все это составляло настолько пеструю смесь калибров, узлов и водоизмещений, что единым флотом назвать их массу просто не поворачивается язык.
Знаете ли вы, что. . в последний раз британские и французские корабли сошлись в битве гораздо позже Трафальгара? Ситуация понятная – промышленность СССР была на тот момент не в состоянии полностью выполнить все заявленные программы по переоснащению флота, брак, заводские недоделки – все это серьезно затягивало процесс.
Вдобавок сама кораблестроительная программа страны была далеко не идеальной – вместо того, чтоб наращивать малый флот, отлично подходящий для условий Балтики, все мощности были брошены на постройку серии из 15 громадных линкоров серии «Советский Союз».
Те силы, что имелись в наличии, рассматривались как некий промежуточный вариант – пусть пока будут, место у причальных стоек заполнять. А мы вот-вот отстроим своих гигантов, и пустим все «стариков» на металлолом. Будущее, к сожалению, оказалось совершенно не таким, каким оно виделось командованию.
Подводная лодка Балтийского флота Д-2 «Народоволец»
Авиация и ПВО Балтийского флота перед войной
Балтийский флот имел в своем составе и весьма солидный воздушный флот, под командованием генерал-майора Василия Васильевича Ермаченкова, насчитывавший 707 самолетов разных классов, в том числе:
- 368 истребителей
- 151 самолет-разведчик
- 131 бомбардировщик
- 57 торпедоносцев.
Истребитель И-16 частей ПВО Балтийского флота
Также в состав флота входили средства противовоздушной обороны в составе 93 зенитных батарей, объединявших:
- 370 орудий разных калибров
- 327 пулеметов.
Но и тут дела обстояли не самым лучшим образом, правда, из-за проблем немного иного характера. Огромный разброс как театра действий, так и военно-морских баз, привели к тому, что зенитной артиллерией места действия кораблей флота были прикрыты лишь фрагментарно, да и то, довольно «жидко». Если добавить к этому то, что первая радарная станция появилась у Балтийского флота только в конце июля 1941 года, а у летчиков ВМС просто не было радиосвязи, становится вполне понятно – координация действий всех элементов, и именуемых в итоге Краснознамённым балтийским флотом, — корабельного состава, воздушных сил и средств ПВО, была весьма посредственной.
• Справочник ВМФ • Боевые корабли того же периода • Российский флот •
Источник: компиляция на основе открытых источников и книги «Краснознаменный Балтийский флот 1941-1945»
1 минно-торпедный авиационный полк ВВС Краснознамённого Балтийского Флота
Авиация Военно-Морского Флота СССР, сформирован в 1938 г.
1 МТАП. Сформирован на базе 121-й минно-торпедной АЭ ВВС КБФ в конце 1938 г. на аэродроме Беззаботное, также использовался аэродром Котлы (оба – район Ленинград – Кронштадт). Полк был вооружен самолетами ДБ-3Т и ДБ-3 и вошел в состав 8-й АБ ВВС КБФ. Командиром полка был назначен м-р Евгений Николаевич Преображенский.
В октябре 1938 г. командиром полка был назначен м-р В.П. Воробьев.
На 1939 г. полк имел в своем составе 5 АЭ и вооружался самолетами ДБ-3Т и ДБ-3 (также временно полк эксплуатировал самолеты др. типов). Основной базой полка был аэродром Беззаботное под Ленинградом.
Приказом Командующего ВВС БФ ген./м-ра В.В. Ермоченкова от 12.10.39 г. в полку было сформировано специальное разведзвено в составе трех экипажей ДБ-3 (командир п./п-к А. Бельский, ведомые – к-н Губкин и ст. л-т Журавлев, звено должно было быть сформировано к 12.10.39 г. и поступить в оперативное подчинение Командующего ВВС БФ, обеспечивая его информацией об обстановке в Балтийском море).
Полк участвовал в войне с Финляндией с 30.11.39 г. и до конца боев 13.03.40 г.
В первый день боевых действий полку была поставлена задача найти и уничтожить броненосцы береговой обороны «Ильмаринен» и «Вяйнемяйнен». Первыми на их поиск 30.11.39 г. были подняты три самолета ДБ-3 разведзвена п./п-ка Бельского на вооруженную разведку (зарядка по 10 ФАБ-100, задача – обнаружить и атаковать броненосцы, если они не будут потоплены – навести на них др. самолеты полка). Бельский провел подготовку к полету со всем составом звена. Погода – на аэродроме Беззаботное метель, видимость до 200 м, но над Балтикой – ПМУ, видимость 2-3 км, облачность выше 3 км 5-6 баллов. Маршрут полета:
- ВМБ Котка (прошли строем под огнем ЗА без противозенитного маневра);
- ВМБ Лавиза;
- ВМБ Борго (снова обстрел ЗА);
- Хельсинки (сильный огонь ЗА, на самолете Журавлева поврежден правый мотор, на аэродром не вернулся);
- п-ов Ханко; Ботнический залив;
- ВМБ Турку (сильный заградительный огонь ЗА;
- Аландские о-ва; разворот на обратный курс тем же маршруту, но кромка облаков понизилась до 300 м;
- над Хельсинки сильный огонь ЗА, сбит командир звена Бельский.
Корабли не были обнаружены (они были отведены в территориальные воды Швеции и замаскированы), экипажи Бельского и Губкина отбомбились по запасной цели на п-ове Ханко.
В тот же день 30.11.39 г. 3-я АЭ (командир Н.А. Токарев) получила задачу уничтожить броненосцев «Ильмаринен» и «Вяйнемяйнен». Из 9 самолетов смогли взлететь 8. Корабли не были обнаружены и отбомбились по наземным объектам в г. Хельсинки. В результате по финским данным в городе погиб 91 человек.
В первый день полк потерял один самолет в аварии (самолет ДБ-3 2-й АЭ разбился на взлете).
Вероятно, уже после неудачный действий 30.11.40 г. командир 1-го МТАП был переведен на другую должность. В январе 1940 г. полк возглавил Шио Бидзинович Бидзинашвили.
14.01.40 г. одна АЭ полка (9 ДБ-3, зарядка 3 ФАБ-1000 или ФАБ-500, или БрАБ-750) должна была бомбить береговые батареи в р-не Ронониеме. СМУ – облачность 8-10 баллов, температура -40…-41 °С, и из 9 самолетов смогли запустить моторы и взлететь только три. Бомбили с высоты 200-300 м (при минимуме для ФАБ-1000 – 1000 м). Было выполнено два вылета этой тройкой, сбит истребителями ДБ-3 командира звена ст. л-та М. Никитина (он погиб, штурман ст. л-т Мирович погиб в плену, стрелок-радист старшина Н. Прокофьев обгорел, лишился пальцев, после возвращения из плена был комиссован).
20.02.40 г. полк участвовал в бомбардировке Линии Маннергейма.
25.02.40 г. экипаж л-та М. Русакова на приданном полку самолете Р-6 выполнил 3 рейса по доставке ГСМ с а/д Котлы на а/д на о. Лавенсаари. 26.02.40 г. самолет Р-6 был разбит (см.).
Броненосцы береговой обороны «Ильмаринен» и «Вяйнемяйнен» были обнаружены только 02.03.40 г., 1-й МТАП был направлен для удара по ним, но потопить их не удалось. Однако и они оказать влияние на действия ВМФ СССР не смогли.
За время конфликта 3-я АЭ полка была признана лучшей, она выполнила 52 групповых вылета, все с оценкой отлично. 3-я АЭ была награждена орденом Красного Знамени. За время финской войны полк совершил 1064 боевых вылета общим налетом 1833 час. В боевых действиях в Финляндии полк потерял не менее трех самолетов ДБ-3.
Весной 1940 г. командиром полка был назначен м-р Николай Александрович Токарев, но вскоре в этой должности был восстановлен Ш.Б. Бидзинашвили.
В середине 1940 г. на основании решений своих парламентов Латвия, Литва и Эстония вошли в состав СССР. Это вызвало резкое недовольство стран Запада и ожидались их агрессивные действия – прежде всего, со стороны Англии и Франции. Хотя считается, что существовала договоренность с Германией по этому поводу, в ее позиции уверенности не было. Также существовала опасность нелегального вывоза за пределы республик ценностей и документов.
В этой обстановке 13.06.40 г. полк получил приказ блокировать эстонские порты (дословно – задерживать и досматривать выходящие из них суда) – это предполагалось делать с помощью приданных ему гидросамолетов МБР-2, а также патрулировать воздушное пространство.
14.07.40 г. пара МБР-2 полка над территориальными водами СССР сбила пассажирский самолет Юнкерс-52 борт OH-ALL финской авиакомпании «Аэро». В обломках была найдена диппочта, на борту находились французский и американский дипкурьеры. Из-за этого случая (а также из-за кадровых вопросов) 20 августа 1940 г. (по др. данным – в октябре 1940 г.) Бидзинашвили был снят с должности командира полка и уволен в запас. Бидзинашвили был назначен начальником летно-испытательной группы серийного завода, а его сменил м-р Н.А. Токарев.
Под его руководством полк продолжил боевую подготовку – за 1940 г. средний налет экипажей составил 200 часов. Все самолеты были оборудованы РПК-2, а штурманы были обучены их использованию.
Хотя полк нес службу успешно, 19 марта 1940 г. м-р Токарев был отстранен от командования, а новым командиром 1-го МТАП был назначен м-р Николай Викторович Абрамов. Опыта полетов на сложном к освоению самолете ДБ-3 он не имел и не стремился его получить – к началу войны м-р Абрамов самолет ДБ-3 так и не освоил. Тем не менее, обучение экипажей полка обеспечивалось – силами штаба, командиров эскадрилий и звеньев.
За первую половину 1941 г. полк выполнил 78 сбросов ходовых торпед и болванок. На весну – лето 1941 г. в полку на боевом дежурстве постоянно находилось звено ДБ-3 (зарядка бомб 3 ФАБ-250 и 10 ФАБ-100, полная заправка).
На конец июня 1941 г. входил в состав 8-й АБ ВВС КБФ, полк использовал базовый аэродром Царникава, а также аэродромы Беззаботное и др. В составе полка было 5 АЭ, полностью укомплектованных личным составом и самолетами ДБ-3Т (57 машин по штату, 60 в наличии, из них исправных – 50). Три АЭ полка освоили полеты ночью в ППУ, отдельные экипажи и в СМУ, все штурманы были обучены применению РПК-2. Командир полка м-р Н. Абрамов опыта полетов на ДБ-3Т не имел, и переучиться к началу войны не успел.
В день начала Великой Отечественной войны 22.06.41 г. т на следующий день полк боевых вылетов не совершал, находяс в резерве штаба КБФ.
Первую боевую работу полк начал 24.06.41 г., получив задачу нанести удар по десанту в районе Либавы (совместно с 57-м и 73-м БАП). Десант обнаружен не был, атаковали запасную цель – порт Мемель.
С 26.06.41 г. полк участвует в налетах на аэродромы 5-го ВФ (цели – аэродромы Лахти и Лаппенранта, по данным контроля уничтожено 17 самолетов).
08 и 29.06.41 г. самолеты полка бомбили артиллерийский завод в г. Турку, ночью ставили мины в акваториях ВМБ Котка, Турку и Хельсинки.
30.06.41 г. полк участвовал в налете на переправы и войска противника в р-не Двинска. В этой операции полк потерял 13 самолетов и 10 экипажей. Экипаж л-та П. Игашева совершил двойной таран (на горящем самолете он таранил атаковавший его на пересекающихся курсах истребитель Мессершмитт Bf 109, а затем направил свою машину на скопление войск противника). Далее экипажи полка постоянно привлекались к бомбовым ударам по наземным целям в дневное время, потери не восполнялись.
13.07.41 г. самолеты полка потопили 2 транспорта противника.
В этот период основную нагрузку по планированию боевой работы несли командиры эскадрилий, а штаб части и ее командир работали недостаточно.
22 июля 1941 г. командиром полка был назначен п-к Е.Н. Преображенский.
04.08.41 группа самолетов полка (две АЭ) под командованием Преображенского была перебазирована на о. Саарема для нанесения ударов по Берлину.
В ночь на 05.08.41 г. самолеты группы произвели первую ночную аэрофотосъемку Берлина.
В ночь на 08.08.41 г. группа ДБ-3 произвела первый налет на Берлин. Главную цель бомбили 5 экипажей, остальные на нее не вышли, бомбили Данциг, Штеттин и Кенигсберг, один экипаж цели не нашел. Один самолет разбился при посадке. С аэродрома Кагул группа Преображенского совершила 86 боевых вылетов, 33 раза бомбила Берлин, сбросив на главную цель 311 бомб весом 36050 кг. Последний боевой вылет группы состоялся в ночь на 03.09.41 г., 05.09. пришел приказ на эвакуацию. Авиагруппа ВМФ действовала по Берлину в этот период гораздо более удачно, чем экипажи АДД.
В начале октября 1941 г. полк был отведен в тыл.
Осенью 1941 г. начал получать Ил-4 и Ил-4Т (старые самолеты ДБ-3Т оставались в строю до 1943 г.). Еще не закончив их освоение, часть вернулась к боевым действиям.
24.10.41 г. группа самолетов полка нанесла удар по крупной колонне противника в р-не пос. Грузино. В этом вылете командир 2-й АЭ Гречишников совершил огненный таран.
До конца 1941 года полк совершил 1520 б/в и уничтожив большое количество живой силы и техники противника. Командованием были отмечены первые удары по Берлину, работа части по тыловым объектам и по переправам на фронте, что существенно замедлило продвижение вражеских войск. Эти действия полк, как правило, вел в дневное время суток без истребительного прикрытия и без выделения сил на подавление ПВО, чему препятствовала тактическая обстановка. Это повлекло большие потери – вражеской авиацией и ЗА было сбито 77 самолетов. В то же время кадровый летный состав в значительной мере удалось сохранить.
18 января 1942 г. за успехи в боевой работе приказом НК ВМФ 1-й минно-торпедный авиаполк ВВС КБФ был преобразован в Гвардейский, сохранив свой номер «1» – он стал первой гвардейской частью АВМФ СССР.
В следующих выпусках «Справочника» читайте о боевом пути 1-го Гвардейского Клайпедского Краснознаменного МТАП
Список использованных источников будет опубликован в завершении рассказа о нем
Смысл использованных в статье и таблицах сокращений и терминов, можно узнать, открыв Словарь понятий – 1 МТАП
Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.
В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги, постеры, магниты, календари с авиацией, кораблями, танками.