Борьба за досрочное выполнение пятилетнего плана

Борьба за досрочное выполнение пятилетнего плана

Большие успехи были достигнуты в 1935—1937 гг. в развитии промышленности СССР. Благодаря освоению новой техники, творческой инициативе новаторов производства быстро росла производительность труда во всех отраслях промышленности.

Многие предприятия тяжелой и пищевой промышленности уже в ноябре 1935 г. выполнили свои годовые производственные задания. Рабочие Московского станкостроительного завода им. Орджоникидзе первыми выдвинули патриотический лозунг: «Выполним вторую пятилетку в четыре года!». Этот почин станкостроителей был подхвачен рабочими и инженерно-техническими работниками предприятий Москвы, Ленинграда и других промышленных районов. 6 декабря 1935 г. предприятия Москвы выполнили годовой план, выйдя на первое место в стране. Родина движения новаторов — Донецкий бассейн в декабре 1935 г. ежедневно выдавал на-гора 240—246 тыс. тонн угля вместо 190 тыс. тонн по плану.

Станкостроительные и автомобильные заводы произвели в 1935 г. продукции на треть больше, чем в 1934 г. Золота было добыто вдвое больше, чем в 1933 г. Производство сахара за 1935 г. выросло почти в 1,5 раза, а кожаной обуви — более чем на одну пятую.

К концу 1935 г. все отрасли народного хозяйства по объему выпущенной продукции (в неизменных ценах 1926/27 г.) перевыполнили годовые задания. Прирост промышленной продукции за один этот год превышал стоимость годовой валовой промышленной продукции предвоенной царской России.

Успехи 1935 г. послужили залогом досрочного выполнения основных заданий второго пятилетнего плана.

1936 год вошел в историю социалистического строительства как ход мощного развития движевия новаторов, массовой рабочей инх1-циативы и закрепления достижешхй передовиков. Производительность труда рабочих крупной промышленности за один этот год возросла на 21,4%, а в тяжелой промышленности, где зародилось движение новаторов,— на 26% по сравнению с 1935 г. За 1936 г. валовая продукция промышленности СССР возросла на 29%. Таких бурных темпов промышленного развития не знала ни одна страна в мире. Рост производительности труда обеспечил досрочное выполнение промышленностью не только годовой производственной программы 1936 г., но и многих важнеЙ1них заданий пятилетнего плана. Советские машиностроители, работники качественной металлургии, железнодорожники и рабочие крупной пищевохт промышленности уже в 1936 г. по ряду важнейших показателей перешагнули рубежи, намеченные второй пятилеткой.

Улучшилась работа легкой и лесной промышленности. Много разнообразной продукции страна начала получать от оснащенных передовой техникой Ташкентского и Барнаульского текстильных ютмбинатов, Смоленского и Костромского льнокомбинатов и других вновь построенных предприятий.

К 1 апреля 1937 г., т. е. за четыре года и три месяца, крупная промышленность СССР по объему валовой продукции (в ценностном выражении) выполнила второй пятилетний план. Это был закономерный результат героического труда рабочего класса и правильного руководства партии и правительства СССР.

Коллективы промышленных предприятий, включившись в социалистическое соревнование за досрочное выполнение второй пятилетки, работали с огромным патриотическим подъемом. Так, 49-тысячный коллектив Московского автозавода, руководимых энтузиастом технического прогресса И. А. Лихачевым, не снижая ритма работы, провел вторую реконструкцию завода, освоил выпуск первоклассной но тому времени легковой машины «ЗИС-101» и выполнил свой пятилетний план. Не отставал от московского автогиганта и соревновавшийся с ним Горьковский автомобильный завод.

Звание передового металлургического завода страны в 1937 г. заслужил руководимый инженерами-коммунистами К. И. Бутенко, а затем Р. В. Беланом 18-тысячный коллектив Кузнецкого металлургического комбината. Среднегодовая выплавка стали на одного рабочего на этом заводе поднялась со 165 тонн в 1932 г. до 1075 тонн в 1937 г. Замечательных успехов добились коллективы заводов качественных сталей, а также станкостроители, железнодорожники, работники пищевой промышленности. Благодаря успехам в области машиностроения и металлообработки, а также в результате создания во второй пятилетке новых отраслей промышленности объем валовой продукции, вылущенной в 1937 г. (в ценностном выражении), превысил плановые задания пятилетки, хотя в ряде отраслей по объему продукции план не был выполнен.

Коммунистическая партия, советский общественный строй пробудили к активной политической и государственной деятельности новые миллионы трудящихся. Тысячи рабочих-нередовиков были выдвинуты на руководящую работу. Бывшие машинисты П. Ф. Кривонос, А. С. Огнев и В. Д. Богданов стали начальниками важнейших железных дорог; горняки Н. А. Изотов и Н. Д. Касау-ров были назначены начальниками донецких угольных комбинатов, М. Д. Дюканова избрали секретарем Серговского горкома КП (б) У. Директором Магнитогорского металлургического комбината был назначен представитель известной в стране династии донецких металлургов П. И. Коробов. На руководящую работу в тяжелой промышленности были выдвинуты А. И. Ефремов, В. В. Вахрушев, И. И. Носенко и многие другие.

Наряду с успехами в работе промышленности имелись и недостатки. Не все решающие отрасли тяжелой промышленности развивались равномерно. Превышая наметки второго пятилетнего плана, бурно росли самые важные отрасли — машиностроительная и металлообрабатывающая, а также цветная металлургия, получившие за годы Советской власти первоклассную, новейшую производственную базу. В то же время отставали топливная промышленность, строительство и ввод в действие новых электростанций. Основные причины отставания топливной, энергетической и некоторых других отраслей тяжелой промышленности в годы второй пятилетки коренились в огромных трудностях социалистического строительства в государстве, окруженном вооруженными до зубов враждебными капиталистическими державами.

Международная обстановка и внутренние потребности народного хозяйства диктовали Советской стране максимальные темпы развития металлургии, машиностроения и особенно оборонной промышленности, для которой постоянно выделялись дополнительные средства. При напряженном государственном бюджете часть ассигнований приходилось перебрасывать с гражданских объектов в оборонную промышленность.

СССР, создавая социалистическую экономику, не получал ни иностранных займов, ни материально-технической помощи извне. Не было у Советского государства и необходимых навыков планирования в грандиозном масштабе всего народного хозяйства. Приходилось учиться на собственном опыте. В этих условиях отдельные просчеты и ошибки как в социалистическом планировании, так и в организационно-хозяйственной деятельности были неизбежны.

Но, несмотря на серьезные трудности, советская экономика развивалась успешно, ибо главной, решающей силой этого развития были многомиллионные народные массы, беспредельно доверявшие руководившей ими Коммунистической партии. Трудовая активность и творческая инициатива рабочего класса, развернувшего вместе с инженерно-технической интеллигенцией самоотверженную борьбу за скорейшее выполнение пятилетнего плана, руководство Коммунистической партии, уверенно ведущей массы вперед, социалистическая система хозяйства обеспечили выполнение решающих задач второй пятилетки.

Борьба за досрочное выполнение пятилетнего плана

В ноябре 1930 г. председателем Госплана СССР был назначен В. В. Куйбышев, а председателем ВСНХ СССР — Г. К. Орджоникидзе. Деятельность этих организаторов народного хозяйства способствовала решению задач социалистической реконструкции промышленности.

Отсталость технического оборудования, изношенность подвижного состава привели к тому, что железнодорожный транспорт стал узким местом в быстро развивав­шемся народном хозяйстве страны. Пленум ЦК Компартии, состоявшийся в июне 1931 г., дал директиву произвести коренную техническую реконструкцию железных дорог, ведущим звеном которой должна была стать элек­трификация, а также построить ряд новых железнодорожных линий, повысить заработную плату железнодорож­никам, улучшить их жилищно-бытовые условия и т. д.

Пленум принял также решение «О московском го­родском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР». В нем намечались перспективы реконструкции столицы Советского Союза Москвы и других важнейших старых промышленных городов, а вместе с тем и строительства новых социалистических городов.

По мере создания новых предприятий, оснащенных передовой техникой, все более острой становилась задача освоения этой новой техники. Между тем в стране не хватало квалифицированных, технически грамотных кадров. Тракторный завод имени Ф. Э. Дзержин­ского, построенный с учетом последних достижений науки и техники, долгое время работал с большим отставанием от плана выпуска тракторов. Одной из причин этого было слабое знание новой техники руководителями, инженерами и рабочими, неумение их слаженно работать в условиях поточного производства. Трудности подобного рода наблюдались и на многих других предприятиях. Коммунистическая партия выдвинула лозунг «Техника в период реконструкции решает все!». Это был призыв к овладению техникой, к организации ра­боты на социалистических предприятиях поновому. Чтобы ускорить подготовку инженеров и техников из среды рабочих и трудящихся крестьян, была расширена сеть промышленных академий, в которых обучались руководящие работники социалистической промышлен­ности, и в несколько раз увеличено количество высших и средних технических учебных заведений. Правитель­ство пошло на то, чтобы готовить кадры в самом процессе производства и эксплуатации машин на новых предприятиях.

В 1930—1931 гг. были «раскрыты и разгромлены вредительские организации, тормозившие развитие народного хозяйства: «Промышленная партия», кулацко-эсеровская «Трудовая крестьянская партия», меньшевистское «Союзное бюро РСДРП» и др. В то время их состав и деятельность характеризовались следующим образом. «Промпартия» объединяла верхушку старой буржуазной технической интеллигенции и занималась вредительством преимущественно в промышленности. Главари «Промпартии» Пальчинский, фон Мекк и др., состоя на службе в советских учреждениях, старались разрушать отдельные участки народного хозяйства, намеренно тормозили развитие важнейших отраслей про­мышленности. «Промпартия» была тесно связана с бывшими русскими капиталистами, находившимися за гра­ницей, которые в свою очередь поддерживали связь и с иностранными империалистическими кругами, разрабатывая совместно с ними планы интервенции против Советской страны. «Трудовая крестьянская партия» вредительствовала в области сельского хозяйства. Возглавлявшие ее антисоветские элементы яростно отстаивали интересы кулачества, боролись против индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Вредительская организация, объединившая охвостье меньшевистской партии и действовавшая под названием «Союзное бюро РСДРП», обосновалась в Госплане, ВСНХ, Центросоюзе, Госбанке и некоторых других учреждениях. Участники этой вредительской группы проводили свою подрывную работу главным образом в области пла­нирования народного хозяйства».

«Контрреволюционные вредительские организации» были ликвидированы также на Украине, в Белоруссии и других республиках.

Исключительно остро стоял вопрос об обеспечении предприятий рабочей силой. Результатом текучести кадров были частые поломки и простои машин, их преждевременный износ, уменьшение выработки, повышение себестоимости продукции.

Предприятия перешли к организованному набору рабочей силы в порядке договоров с колхозами. Были так­же приняты меры к механизации тяжелых и трудоемких производственных процессов, преодолена существовавшая ранее уравнительность в оплате труда, когда почти одинаково оплачивался труд квалифицированный и не­квалифицированный, тяжелый и легкий.

Читайте также  Политическое устройство россии в первой половине 16 века

До конца первой пятилетки не удалось полностью преодолеть текучесть рабочей силы в промышленности, но осуществленные мероприятия обеспечили ускоренный темп развития социалистической промышленности. В 1931 г. в строй вступили предприятия с основным капиталом на сумму в 3,5 млрд. рублей, что равнялось основному капиталу предприятий, построенных за предшествующие 2,5 года.

В Москве возник один из крупнейших в мире заводов по производству грузовых автомобилей — завод АМО, рассчитанный на выпуск 25 тыс. грузовиков в год. Другой крупный автомобильный завод был пущен в Горьком. Сошли с конвейера первые тракторы в Харькове. Вошел в строй завод комбайнов в Саратове производительностью в 20 тыс. машин в год. Уральцы сдали в эксплуатацию первую очередь Уральского завода тяжелого машиностроения.

В течение этого года было введено в эксплуатацию 79 новых угольных шахт и 4 новые доменные печи. Мощность пущенных электростанций почти равнялась мощности электростанций, введенных в строй за 2 предыдущих года.

Многие отрасли промышленности и отдельные пред­приятия выполнили свои пятилетние планы досрочно. За два с половиной года завершила выполнение пятилетки нефтяная промышленность, за 3 года — электротехническая, машиностроительная, рыбоконсервная и некоторые другие отрасли.

Общий объем продукции всей социалистической промышленности СССР в 1931 г. возрос на 21%, а объем продукции тяжелой индустрии — на 28%.

На предприятиях развернулось социалистическое соревнование за овладение техникой, за увеличение производительности труда. Создавались комбинаты рабочего образования, технические кружки, школы и курсы. По призыву Центрального Комитета ВЛКСМ 50 тыс. молодых рабочих поступили без отрыва от производства в институты заочного обучения для повышения своей квалификации до уровня инженеров и техников.

С 1931 г. в промышленности, на транспорте и в строительстве началось движение за внедрение хозяйственного расчета — самоокупаемости предприятий. По инициативе бригады формовщиков на ленинградском машиностроительном заводе им. Ленина, а затем и на других заводах и фабриках страны возникли хозрасчетные бригады.

В 1932 г. в строй вступили два гиганта советской металлургии — Магнитогорский и Кузнецкий заводы. 31 января была задута первая магнитогорская домна, а 7 июня — вторая, получившая почетное наименование Комсомольской, так как от рытья первого котлована до установки самых сложных механизмов эта домна была результатом труда комсомольских ударных бригад. В конце года рельсопрокатный стан Кузнецкого завода вы­дал первые рельсы.

28 марта 1932 г. в плотину Днепрогэса был уложен последний кубометр бетона. Работая по встречному плану (т. е. по плану, выдвинутому самими рабочими), ударники досрочно, к празднику 1 Мая, закончили монтаж первых турбин гидростанции. 10 октября 1932 г. состоялось торжественное открытие Днепрогэса.

Вошли в строй действующих Московский завод шарикоподшипников, станкостроительные и инструментальные заводы в Москве и Горьком, первая очередь Березниковского химкомбината и т. д. На сотнях старых предприятий завершилась коренная реконструкция.

К концу четвертого года пятилетки продукция всей социалистической промышленности составила 96,4% уровня, намеченного пятилетним планом на последний год пятилетки, а продукция тяжелой промышленности — 109,8% этого уровня.

9.2 В борьбе за выполнение первого пятилетнего плана

§ 2. В БОРЬБЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРВОГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА 1928—1932 гг.

Развертывание социалистического соревнования. С начала первой пятилетки трудящиеся Оренбуржья активно включились в борьбу за создание фундамента социалистического общества. 29 апреля 1929 г. XVI Всесоюзная партийная конференция приняла обращение к рабочим и крестьянам, в котором призывала организовать соревнование во всех областях с целью успешного осуществления великих задач пятилетки.

Уже на другой день после опубликования обращения, собравшись на митинг, более 2 тыс. рабочих и служащих Оренбургского паровозовагоноремонтного завода горячо откликнулись на призыв партии и единодушно постановили включиться в социалистическое соревнование. Вскоре в авангард соревнующихся выдвинулась бригада слесарей паровозосборочного цеха, возглавляемая Сергеем Киселевым, которая выполняла нормы выработки на 150—160%. Новые ударные бригады появились не только на паровозоремонтном заводе, но и на швейной фабрике, металлозаводе и других предприятиях Оренбурга. В мае в соревнование включились шахтеры Илецких соляных промыслов, несколько позднее его подхватили рабочие Орско-Халиловских рудников.

7—9 декабря 1929 г. состоялась первая конференция ударных бригад Оренбургского округа. К этому моменту их насчитывалось 32. Рассмотрев результаты ударного труда за первый год пятилетки, конференция отметила, что план выпуска промышленной продукции по округу перевыполнен на 13%, производительность труда поднялась на 10%, значительно снизилась себестоимость продукции.

На первых порах соревнование в округе проходило под знаком создания ударных показательных бригад. Особое внимание уделялось борьбе с прогулами, браком, простоями. Значительное распространение получило тогда устройство «музеев брака». Изготовленную с браком продукцию выставляли в цехах на видном месте, сопровождая ее сатирическими плакатами. «Музеи брака» были одной из эффективных форм борьбы с бракоделами.

В 1930—1931 гг. возникают такие формы соревнования, как общественный буксир, сквозные бригады, бригады образцовой работы, хозрасчетные бригады и бригады ДИП («Догнать и перегнать»). Основным лозунгом соревнующихся стал призыв: «Пятилетку в четыре года!» Соревнование все шире охватывало рабочих округа. Так, на паровозоремонтном заводе в мае 1931 г. в соревновании участвовало 2809 человек, или 78% всех рабочих предприятия.

Осенью 1931 г. на Оренбургском чугунолитейном заводе возникла одна из первых в округе бригада ДИП. При ее участии завод практически решил задачу замены дорогостоящих заграничных лемехов своими. Испытания, проведенные весною 1932 г., показали, что изготовленный на Оренбургском заводе лемех прочнее иностранного и в то же время в 6 раз дешевле.

Под руководством РКП(б) рабочие фабрик и заводов активно включились в движение изобретателей и рационализаторов, в работу общества «Техника — массам». На паровозоремонтном заводе в 1932 г. технической учебой была охвачена половина рабочих. В депо станции Оренбург было тогда 55 рационализаторов и изобретателей. Они внесли 191 рационализаторское предложение, давшее экономию более 74 тыс. рублей. За образцовые показатели работы депо было награждено переходящим Красным знаменем Самаро-Златоустовской железной дороги.

К концу первой пятилетки в округе уже насчитывалось 183 ударные бригады. Соревнование поистине становилось массовым.

Рекомендуемые файлы

Итоги первой пятилетки в промышленности. Героический труд рабочих Оренбуржья в борьбе за успешное выполнение пятилетки принес свои зримые плоды. Валовая продукция всей промышленности Оренбургского округа выросла в 3,1 раза. Особенно интенсивно развивалась металлообрабатывающая промышленность, выпуск которой увеличился в 6 раз.

В 2,3 раза возросла выработка электроэнергии. Этот результат в значительной мере был достигнут благодаря вступлению в строй первой очереди электростанции «Красный маяк» в Оренбурге.

В городе начали работать шорно-седельная и две швейные фабрики, хлебозавод; был реконструирован почти заново мясокомбинат. Интенсивно строился комбикормовый завод, значительно мощнее стал деревообрабатывающий «Орлее». В 1931 г. дал первые запасные части для сельскохозяйственных машин завод им. Кирова, заработал известковый завод. В последнем году пятилетки вступили в число действующих предприятий механические мастерские по ремонту оборудования мельниц и крупозаводов. В начале 1929 г. завершилось строительство железнодорожной линии Оренбург—Орск. Через год начала действовать железнодорожная линия Орск — Троицк, упрочились связи Урала с Сибирью.

Интенсивно развернулось строительство Орского мясокомбината.

В 1930 г. в Орско-Халиловском районе под руководством И. Л. Рудницкого были открыты полезные ископаемые, обнаружение которых дало основание академику А. Е. Ферсману, принимавшему непосредственное участие в организации поисковых работ, назвать Оренбуржье «жемчужиной Урала». В 1932 г. было открыто Блявинское месторождение меди.

Осуществление задач первого пятилетнего плана в развитии промышленности Оренбуржья вносило свою лепту в индустриализацию страны.

Победа колхозного строя. Отход от ленинских принципов НЭПа и кооперации затруднил перевод распыленных крестьянских хозяйств на рельсы социалистического производства. Во второй половине 1929 г., когда началась сплошная коллективизация в стране, в Оренбургском округе также наметился перелом в колхозном строительстве. Если за 11 лет Советской власти, к концу 1928 г., здесь было коллективизировано 7,4% крестьянских хозяйств, то уже к 1 октября 1929 г. их было 14,3%, то есть число хозяйств, входящих в колхозы, возросло почти вдвое. К началу же 1930 г. крестьянские хозяйства, влившиеся в колхозы, составили более половины всего их числа, или 56,5%.

Коллективизация сельского хозяйства проходила в обстановке ожесточенной борьбы с кулачеством, которое развернуло бешеную агитацию против колхозов, запугивало желающих перейти к коллективным формам ведения хозяйства, организовывало террористические акты против активистов колхозного строительства. Только в ноябре-декабре 1929 г. в Оренбургском округе кулаки совершили 46 убийств и покушений на активистов коллективизации. В селе Хабарное (невдалеке от позднее возникшего города Новотроицка) кулаками были зверски убиты комсомольцы А. Лямзин и А. Фальков. Кулаки пустили в ход ножи против комсомольцев в Подгородней Покровке, где в 1929 г. был организован колхоз «Ленинский путь».

Первые советские тракторы, прибывшие в Соль-Илецкий район в 1929 г.

На основе сплошной коллективизации развернулась ликвидация кулачества как класса. В Оренбургском округе был конфискован и передан колхозам скот и сельскохозяйственный инвентарь, примерно 6 тыс. кулацких хозяйств.

Введение — лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

В осуществлении кооперативного плана большую роль играли коммунисты из Оренбурга и других рабочих центров. Только в период сплошной коллективизации в села Оренбуржья их было послано около полутора тысяч.

Осуществлению коллективизации в нашем крае, как и по всей стране, способствовало создание на базе тракторных колонн машинно-тракторных станций. Так, к середине 1929 г. возникла первая в оренбургских степях машинно-тракторная станция в с. Желтом, а к концу весны 1930 г. их появилось здесь еще 19. Бурными темпами рос и тракторный парк округа. Если в 1928 г. тракторов было около 300, то к началу 1930 г. их число выросло более чем в 5 раз. В связи с этим остро стал вопрос о подготовке кадров трактористов. Вслед за открывшимися курсами при Сорочинской МТС стали возникать подобные в ряде городов и сел Оренбуржья.

Читайте также  Идейная борьба в русской литературе начала xix века

В ходе осуществления коллективизации было допущено нарушение ленинских принципов колхозного строительства, не хватило внимательного отношения к нуждам трудового крестьянства. Кулачество, воспользовавшись этим, подбивало крестьян на убой скота. Его поголовье в стране и в Оренбургском округе резко сократилось. В результате даже к 1934 г. поголовье крупного рогатого скота в Оренбургской области было меньше, чем в 1913 г., на 100 тыс. голов, а поголовье овец не составляло и третьей части от довоенного периода. Осуществляющееся преимущественно административно-командными методами колхозное строительство, проходившее главным образом на ура, по принципу: «Кто скорее?», означало грубые нарушения в отношении к середняку, попрание принципа добровольности. Необходимые меры, направленные против кулачества, были необоснованно распространены и на часть середняков. Все это вызвало серьезное недовольство значительной массы крестьянства, обусловило отлив от колхозов, который за несколько месяцев 1930 г. составил 30% состава колхозников Оренбургского округа.

Отмечая имевшиеся нарушения ленинских принципов, следует сказать, что коллективизация в целом укрепила социализм в деревне, позитивно отразилась на подъеме производительности труда, позволила шире вовлечь сельское население в решение проблем обеспечения страны зерном и продукцией животноводства, поскольку способствовала росту товарного зерна в Оренбуржье.

В результате победы колхозного строя в деревне крестьянство стало на социалистический путь, был ликвидирован последний наиболее многочисленный эксплуататорский класс — кулачество, ликвидирована эксплуатация человека человеком. В итоге выполнения первого пятилетнего плана в нашей стране был построен фундамент социалистического общества, была ликвидирована безработица, в основном покончено с неграмотностью, осуществлено начальное образование. Вместе со всей страной преображался и Оренбургский край.

Введение

Первые успехи в осуществлении плана индустриализации страны, быстрый рост социалистической промышленности со всей остротой поставили вопрос о необходимости усиления темпов социалистических преобразований в сельском хозяйстве.

Развитию промышленности, имеющей в своей основе общественную, социалистическую собственность на средства производства, укрепляло позиции социализма в народном хозяйстве, способствовало вытеснению капиталистических элементов. В то же время сельское хозяйство, в котором была занята значительная часть населения страны, по-прежнему оставалось мелкокрестьянским, раздробленным, имевшим в своей основе частную собственность на средства производства.

Кризис хлебопоставок 1925/26 и 1927/28 хозяйственных лет показал партийно — советскому руководству, что крестьянин уже не тот, что в годы гражданской войны. Урожай по зерновым 1926 г. был неважным, но уродились технические культуры. Крестьяне решили с пользой для своих хозяйств сдать государству больше технических и зерновых культур, меньше зерновых. Но государству нужен был хлеб для экспорта, чтобы закупать станки для индустриализации. Возникла кризисная ситуация.

Сейчас в России активно осуществляются реформы, предпринимаются меры по выходу из экономического кризиса, затронувшего все страны. Чтобы эта деятельность была эффективной, необходимо внимательное изучение уже существующего опыта. Поэтому на современном этапе развития российского общества является актуальным изучение исторического опыта в области государственной политики.

Первые пятилетки и их итоги

На всех этапах строительства социалистического общества огромную роль играли пятилетние планы развития народного хозяйства, четко определявшие все ступени развития экономики нашей страны на пути к социализму.

Первый пятилетний план на 1929-1933 гг. был утвержден XVI партийной конференцией (23 — 29 апреля 1929 г.) и V съездом Советов СССР (20 — 28 мая 1929 г.). Основными задачами плана были: быстрое развитие тяжелой промышленности как основы индустриализации, укрепление обороноспособности и экономической независимости Советской страны; вовлечение миллионных масс в колхозное строительство; хозяйственный и культурный подъем национальных республик; подъем материального и культурного уровня трудящихся. Общий объем капитальных вложений в народное хозяйство превышал 64,5 млрд. рублей.

Успешное выполнение первого пятилетнего плана привело к развернутому наступлению социализма по всему фронту. Это означало: усиление темпов развития промышленности, дальнейшее развитие колхозного движения, решительное вытеснение капиталистических элементов в городе и ликвидация кулачества как класса на базе сплошной коллективизации.

Важнейшими стройками первой пятилетки были Днепрогэс, Ново — Краматорский завод на Украине, Магнитогорский металлургический комбинат на Урале и Кузнецкий в Сибири, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения, Соликамский химкомбинат, Горьковский автомобильный завод, Туркестано-Сибирская железная дорога и т.д. Всего было построено свыше 1500 новых промышленных предприятий, свыше 100 новых городов и промышленных центров, реконструировано свыше 1000 предприятий. Заново созданы тракторная, автомобильная, химическая, авиационная промышленности. К середине 1932 г. около 15 млн. крестьянских хозяйств (61,5%) объединились в колхозы. Были образованы МТС (машинно — тракторные станции) , в колхозах и совхозах работало 148 тысяч тракторов и автомашин.

Одним из решающих условий досрочного выполнения и перевыполнения пятилетнего плана явился небывалый энтузиазм трудящихся масс. Повсеместно развернулось массовое социалистическое соревнование рабочих и служащих. Зародилось соревнование между отдельными рабочими участками, цехами, заводами, шахтами, положившее начало Всесоюзному социалистическому соревнованию за досрочное и качественное выполнение производственных заданий.

Учитывая исключительное значение социалистического соревнования, о котором писал В.И. Ленин в статье «Как организовать соревнование», XVI партийная конференция приняла обращение о социалистическом соревновании. 9 мая 1929 г. ЦК ВКП(б) в постановлении «О социалистическом соревновании фабрик и заводов» обратил внимание на важность этой формы борьбы трудящихся за выполнение плана социалистического строительства, на необходимость его увязания с производственными планами, с конкретными задачами предприятия.

Передовые рабочие, предприятия выдвинули лозунг «Догоним и перегоним капиталистические страны». Были образованы бригады ударников социалистического труда, члены которых достигали исключительно высокой производительности труда. Использование новой, высокопроизводительной техники поставило задачу подготовку специалистов высокой квалификации, способных овладеть этой техникой. Многие рабочие проходили специальную подготовку и сдавали технический минимум. Резкий рост производительности труда дал возможность пересмотреть плановые задания.

В результате к концу 1932 г., за 4 года и 3 месяца, было досрочно завершено выполнение первого пятилетнего плана.

Итогами выполнения первой пятилетки являлось: превращение нашей страны из аграрной в индустриальную, перевооружение новой техникой всех отраслей народного хозяйства, в том числе и земледелия; переход мелкого, раздробленного крестьянского хозяйства на рельсы социалистического развития на базе сплошной коллективизации; подъем материального и культурного уровня трудящихся. Была ликвидирована неграмотность населения в возрасте до 40 лет, введено всеобщее начальное обучение, расширена сеть школ, и культурных учреждений; Значителен был хозяйственный и культурный рост отсталых районов и национальных окраин. Осуществлялась подготовка квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства.

Превращение страны из аграрной в индустриальную означало превышение производства продукции тяжелой промышленности над легкой, возможность производить необходимое оборудование на отечественных предприятиях.

В результате выполнения первой пятилетки был построен экономический фундамент социалистического общества — капиталистические элементы были вытеснены из экономики страны, развились и утвердились социалистические производственные отношения.

Первый пятилетний план 1928-1933 годов

Планы первой пятилетки

Осенью 1926 г. XV партконференция записала в своих решениях: «Имея в виду необходимость форсировать постановку в нашей стране производства орудий производства с целью уничтожения зависимости от капиталистических стран в этой решающей для индустриализации области, конференция ставит перед государственными и хозяйственными органами задачу всемерного развития машиностроения». Тем самым было определено ключевое звено в индустриализации и брался курс на высокие темпы ее осуществления.

В резолюциях конференции определялись и источники накопления для индустриализации: вложение «в индустрию новых масс прибавочного продукта, создаваемого внутри самой промышленности», использование через госбюджет доходов других отраслей народного хозяйства, привлечение сбережений населения через кооперацию, сберкассы, кредит государственные займы и др. Причем делегаты конференции категорически осудили «взгляды оппозиции о необходимости проведения индустриализации путем такого обложения деревни и такой политики цен, которые неизбежно привели бы к приостановке развития сельского хозяйства. ».

В декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) принял директивы по составлению первого пятилетнего плана. В этом документе, не содержавшем конкретных плановых заданий, формулировались принципы планирования, базировавшиеся на строгом соблюдении пропорций между накоплением и потреблением промышленностью и сельским хозяйством, тяжелой и легкой промышленностью, ресурсами и др. Съезд исходил из верной установки на сбалансированное развитие народного хозяйства.

Госплан и ВСНХ на основе директив съезда приступили к разработке контрольных заданий первой пятилетки. Причём у руководителей Госплана (Кржижановский) и ВСНХ (Куйбышев) были различные подходы к индустриализации. Кржижановский выступал за поэтапное реформирование народного хозяйства, предусматривающее на первом этапе развитие добывающей промышленности и на трех последующих реконструкцию транспорта, энергетики, рациональное размещение производительных сил и последовательный подъем товарности сельского хозяйства. ВСНХ во главе с Куйбышевым трактовал индустриализацию как ускоренное развитие промышленности и прежде всего производства средств производства. В конечном итоге упор был сделан на отказ от импорта сложной техники и развитие собственных, передовых в ту пору отраслей: машиностроения, энергетики, химической промышленности, металлургии, способных индустриально поднять всю промышленность и сельское хозяйство.

По предложению председателя Госплана СССР Кржижановского разрабатывались два варианта пятилетнего плана — отправной (минимальный) и оптимальный. Задания оптимального варианта были примерно на 20 % выше отправного. ЦК ВКП(б) за основу взял оптимальный вариант плана, который в мае 1929 г. V Всесоюзный съезд Советов принял как закон.

При оценке первого пятилетнего плана историки единодушно отмечают взвешенность его заданий, которые, несмотря на их масштабность, были вполне реальны для выполнения. Планом предусматривалось увеличить за пятилетие выпуск промышленной продукции на 180%, производство средств производства на 230%, сельскохозяйственной продукции — на 55%, национального дохода — на 103%. Речь шла об исключительно быстром прогрессе, не имеющем аналогов в мировой истории. Устанавливались и некоторые абсолютные показатели. Так, производство чугуна должно было вырасти до 10 млн. т., электроэнергии до 22 млрд. кВт. Предусматривался и достаточно существенный прирост сельскохозяйственного производства, а также предметов потребления. Производительность труда в промышленности должна была вырасти на 110%, реальная зарплата на 71%, доходы крестьян — на 67%. План должен был осуществляться в условиях нэпа на основе хозрасчета предприятий и с опорой на рыночные методы стимулирования развития производства.

Читайте также  Переворот большевиков или революция, за и против

«Пятилетку — в четыре года!»

В декабре 1929 г. на съезде ударников Сталин выдвинул лозунг «Пятилетку — в четыре года!». Одновременно пересматриваются плановые задания в сторону их увеличения. Ставилась задача ежегодно удваивать капиталовложения и увеличивать производство продукции на 30%. Страна была обязана выпускать вдвое больше, чем планировалось вначале, цветных и черных металлов, автомобилей, сельскохозяйственных машин, чугуна и др. Запроектированные мощности гигантов первой пятилетки — Кузнецка и Магнитогорска — повышаются в четыре раза. Берется курс на «большой скачок» в развитии промышленности, который во многом был связан с нетерпением партийного руководства, а также широких слоёв населения разом покончить с острыми социально-экономическими проблемами и обеспечить победу социализма в СССР революционными методами коренной ломки сложившегося хозяйственного уклада и народнохозяйственных пропорций. Свою роль сыграло ложное убеждение, имеющее глубокие корни в большевизме, что в экономике можно действовать так же, как и в политике, — организовать и вдохновить массы высокими идеями и бросить их в решительный бой за осуществление светлых идеалов.

В конце 1920-х годов левый курс имел существенные шансы на успех. «Подросло новое поколение, кровно связанное с новыми условиями жизни, — писал Н. Устрялов, — первое поколение революции. Государство стало сильнее за эти годы, сильнее и политически, и экономически. Ему уже есть, что предъявить. Есть промышленность, есть кооперация, есть более или менее налаженный административный аппарат. Вот это — чрезвычайно важные факторы».

Последняя организованная оппозиция в партии — «правый уклон» во главе с Бухариным — была разгромлена, и единство партийных рядов могло обеспечить политически и организационно успех нового курса свертывания нэпа и переход к централизованному управлению народным хозяйством. Сталин хорошо знал, что основная масса коммунистов психологически готова к очередному штурму капитализма и поддержит руководство при переходе к форсированию строительства социализма. Так, на XIV съезде партии Сталин, выступая с политическим отчетом ЦК, говорил: «Если задать вопрос коммунистам, к чему готова партия, — к тому, чтобы раздеть кулака, или к тому, чтобы этого не делать, но идти к союзу с середняками, я думаю, что из 100 коммунистов 99 скажут, что партия всего больше подготовлена к лозунгу: бей кулака».

Ставка на индустриальный рывок тесно связана с курсом на сплошную коллективизацию сельского хозяйства, которая подчиняла этот обширный сектор экономики государству и создавала благоприятные условия для перекачки финансовых, сырьевых и трудовых ресурсов из аграрной в промышленную сферу.

Индустриальная лихорадка

Говоря о причинах поворота к индустриальному скачку, следует иметь в виду и внешнеполитические аспекты. Во второй половине 1929 г. западные страны из периода стабилизации вступают в полосу тяжелейшего кризиса и в советском руководстве вновь появляются надежды и крепнет убежденность в приближающемся крахе буржуазного мира. В этих условиях, как считали в Кремле, наступил благоприятный момент для индустриального рывка в передовые державы, тем самым исторический спор с капитализмом мог решиться в пользу социализма. Поэтому не случайно, что, обосновывая поворот к форсированной индустриализации, Сталин особо подчеркивал: «. задержать темпы — значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Такой призыв многим представлялся единственно верным решением и нашел отклик в широких слоях населения.

Страну буквально охватила индустриальная лихорадка. В водоворот промышленного строительства были втянуты миллионы людей, в большинстве своем с энтузиазмом обустраивавшими своё Отечество. В результате самоотверженного труда советского народа за годы первой пятилетки было введено в действие 1500 новых промышленных предприятий. На востоке страны появилась новая угольно-металлургическая база — Урало-Кузбасс с главными центрами в Магнитогорске и Кузнецке. В Мариуполе, Сталинграде, Москве, Никополе и Первоуральске были построены заводы по выплавке качественных металлов и прокатке труб. Крупные автомобильные заводы появились в Горьком и Москве, тракторные — в Сталинграде, Харькове и Челябинске, сельскохозяйственного машиностроения в Ростове-на-Дону и Запорожье, тяжелого машиностроения в Горловке, Краматорске, Свердловске (Уралмаш). Были воздвигнуты химические комбинаты в Березняках, Соликамске, Бобриках и др., наряду с крупнейшими электростанциями (Днепрогэс) был сооружен ряд крупных тепловых электростанций. Индустриализация союзных республик, в прошлом национальных окраин России, шла в основном за счет высокоразвитых районов РСФСР. Дотации из общесоюзного бюджета намного превышали собственные накопления многих союзных и автономных республик.

Машиностроение добилось серьезных успехов. Появились целые отрасли, каких не было в дореволюционной России: авиационная, тракторная, электроэнергетическая, химическая промышленность и др. Станочный парк в промышленности обновился более чем наполовину. СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, превращался в страну, производящую оборудование.

Советский союз испытывал дефицит в инженерно-технических кадрах. К началу первой пятилетки в промышленности работало всего 24,2 тыс. инженеров и техников, что составляло менее 1% к общему числу рабочих. В целях разрешения проблемы квалифицированных кадров была перестроена и расширена сеть технических вузов, увеличены фонды их финансирования, открыты промышленные академии, развёрнуты вечерние отделения в институтах, одновременно увеличено число рабфаков. В практику вошло направление на учебу передовых рабочих по путевкам партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. В результате в первую пятилетку страна получила 128,5 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, причем 45% пополнения составляли вчерашние рабочие.

Провалы первой пятилетки

Достижения впечатляющие, но не менее впечатляющими были и провалы «большого скачка» в индустриализации. Запланированные задания «первой пятилетки» по существу были сорваны, и реальные результаты далеко отставали не только от контрольных цифр завышенного, но и первоначального «оптимального» плана.

Темпы развития индустрии упали с 23,7% в 1928-1929 гг. до 5% в 1933 г., а нехватка средств привела к прекращению ассигнований 613 из 1659 основных строящихся объектов тяжелой промышленности. Была провалена программа развития черной металлургии: вместо предусмотренных пятилетним планом ввода 60 доменных печей в строй вошло 32, из предусмотренных к пуску 57 прокатных станов фактически введено в эксплуатацию 13, из намеченных планом пуска 70 мартеновских печей — 38. В связи с эмиссией усилились инфляционные процессы. Нарастала социальная напряженность в городах, куда устремились миллионы согнанных коллективизацией с родных мест сельских жителей. Дешевый труд вчерашних крестьян широко использовался на стройках пятилетки, многие объекты которой сооружались вручную, и промышленный рост шел не путем повышения производительности труда, а за счет привлечения новых рабочих рук.

Вновь построенные предприятия долго и с большим трудом выходили на запроектированные мощности. В силу низкой квалификации новых рабочих медленно осваивалась техника. Дорогостоящие импортные машины приходили в негодность или долго не могли дать соответствующих стандарту норм производительности. Начальник Главцветметзолото А. Серебровский писал в марте Г. Орджоникидзе об обследовании работы Калатинского и Красноуральского медных комбинатов: «Когда пустили 1 января этот завод, его новенькое, с иголочки, оборудование было в порядке. За два месяца его покалечили, поломали и свое неумение работать свалили на Кушвинскую станцию, которая давала ток с перебоями. Многие руководители хорошо проявляли себя при строительстве заводов, но слабо справлялись с организацией эксплуатации новых предприятий». Высок был процент брака: на отдельных предприятиях Москвы он колебался от 25 до 65 %.

От темпов индустриализации отставала система коммуникаций — узким местом оставались железнодорожный, морской и речной транспорт. Из предусмотренных планом строительства новых транспортных путей была реализована только треть, а радикальная модернизация транспорта так и не началась. В народном хозяйстве складывались серьезные диспропорции: лёгкая промышленность была принесена в жертву тяжёлой индустрии и стала серьезно отставать от нее; сельскохозяйственное производство претерпевало не подъем, а упадок. Именно в годы «большого скачка» сформировались глубокие народнохозяйственные диспропорции, которые на десятилетия вперёд будут характерны для всего развития экономики и общества в СССР.

Победоносный тон центральной и местной прессы об успехах сталинской индустриализации входил в резкое противоречие с реальными проявлениями острого социально-экономического кризиса, разразившегося в стране в 1931-1932 гг.

В ВКП(б) звучали голоса о порочности политики Сталина. Так М. Рютин писал в обращении «Ко всем членам ВКП(б): «Авантюристические темпы индустриализации, влекущие за собой колоссальное снижение реальной заработной платы рабочих и служащих, непосильные открытые и замаскированные налоги, инфляция, рост цен и падение стоимости червонца, авантюристическая коллективизация с помощью невероятных насилий, террора. привели всю страну к глубочайшему кризису, чудовищному обнищанию масс и голоду как в деревне, так и в городах. ».

Историки сходятся во мнении, что провалы в выполнении первой пятилетки заставили сталинское руководство объявить о ее досрочном выполнении (за четыре года и три месяца) с тем, чтобы внести коррективы в планирование.

Киселёв А.Ф, Щагин Э.М. Новейшая история отечества, XX век. Учебник для ВУЗов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: