Государственные деятели: а.а. аракчеев м.м. сперанский н.н. новосильцев

Реформы М. М. Сперанского. Реформы Александра I. Реформы А.А. Аракчеева. Крестьянская реформа

Государственные деятели: а.а. аракчеев м.м. сперанский н.н. новосильцев

Государственные реформы Сперанского и Аракчеева

Процесс проведения государственных реформ в России, который начался в начале 18 века был прерван после вступления страны в войну с Францией в 1805- 1807 гг. Эта война закончилась Тильзитским миром, невыгодным для России, из-за чего престиж императора был подорван. Поэтому, чтобы восстановить свой авторитет, император Александр I решил продолжить начатые реформы по совершенствованию государственного устройства.

Разработка реформ была предложена заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому.

Суть реформ М.М. Сперанского

Сперанский был хорошим и исполнительным государственным служащим, отличался выдающимися способностями и трудолюбием, сам пробился в высшие слои российской бюрократии.

В 1809 г. Сперанский представил проект коренных государственных изменений — «Введение к Уложению государственных законов».

Целью реформы являлись два главных положения:

  • замена самодержавного правления конституционным;
  • отмена крепостного права.

В предложенном Сперанским проекте реформ отражались буржуазно-либеральные принципы:

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • народное представительство;
  • выборное начало.

Согласно проекту, Государственная дума должна быть высшим законодательным органом, Сенат — судебным органом, а Комитет министров — исполнительным органом.

Из проекта реформ Сперанского следовало следующее:

  1. Государственная дума должна была выражать «мнение народа», однако инициатива принятия новых законов оставалась в руках императора и его бюрократии.
  2. Император сохранял за собой политические и административные полномочия.
  3. Дворянам и среднему сословию (купцам, мещанам, государственным крестьянам, имевшим недвижимость) должны предоставляться избирательные права.
  4. Обозначились гражданские права. Например, никто не мог быть наказан без судебного приговора.
  5. Предлагалось создать Государственный совет для рассмотрения законов и координации деятельности высших государственных учреждений.

Предоставленный проект реформ император одобрил, назвав его «удовлетворительным и полезным». Но приближенные императора выступили против проекта, увидев в нем «посягательство на священные основы российской государственности».

Из предложенных Сперанским реформ были одобрены и реализованы лишь те, которые касались создания Государственного совета и завершения министерской реформы.

В 1810 г. был создан высший законосовещательный орган — Государственный совет. Основной задачей нового органа стало приведение правовой системы к общему единообразию. Государственный секретарь руководил канцелярией Государственного совета и занимался всем текущим делопроизводством.
Первым государственным секретарем был назначен М. М. Сперанский.

В 1811 году Сперанский ввел новый законопроект — «Общее учреждение министерств», который завершал министерскую реформу. Согласно законопроекту, численность министров увеличилась до 12 человек, разделялись их пределы ответственности, определялась структура и т.п.

В 1809 г. произошло издательство «Указа о придворных званиях». Данный указ определял следующее:

  1. Служба при дворе не имеет никаких привилегий.
  2. Те, кто имеет придворные звания, должны поступать на воинскую службу или гражданскую.
  3. Чиновники обязаны иметь соответствующее образование, обязательно знать базовые дисциплины: право, историю, иностранный язык, статистику, математику.

Так, у М. М. Сперанского появилось множество врагов, назвавших его преобразования преступными. Поэтому М. М. Сперанский вынужден был уйти в отставку в марте 1812 г. Он был отстранен от государственного управления вплоть до 1816 года и сослан в Пермь.

В 1816 г. его вернули на государственную службу и присвоили звание губернатора Пензы, в 1819 году он стал генерал-губернатором Сибири.

В 1821 году император пригласил М. М. Сперанского в Петербург, указав, что его отставка была «вынужденный жертвой», на которую ему пришлось пойти, чтобы снизить рост недовольства среди большинства дворян, противившихся любым переменам.

Важно отметить, что при Александре I были предприняты попытки следующих реформ:

  1. 1815 г. — введении конституции в Царстве Польском.
  2. 1809 г.- в результате присоединения Финляндии к России император сохранил сейм и конституционное устройство Финляндии.
  3. 1819 — 1820 гг.- создание Н. Н. Новосильцевым «Уставной грамоты Российской империи». Согласно грамоте власть делилась на законодательную, исполнительную и судебную, вводился принцип равенства граждан перед законом и федеративный принцип государственного управления. Важно отметить, что данный проект принят не был и остался только на бумаге.
  4. 1808— 1810 гг.- реформы А.А. Аракчеева.

Основные положения реформ А.А. Аракчеева

А.А. Аракчеев был военным министром, пользовавшимся доверием у Александра I. В 1808 году он начал проведение реформ в армии. А.А. Аракчеев характеризовали как честного и преданного военного, который отличался беспощадностью в своей исполнительской деятельности (его девизом был следующий: «Без лести предан»).

Аракчеев провел следующие реформы:

  • реформирование артиллерии;
  • порядок в армейском хозяйстве;
  • сделал вооруженные силы мобильными.

После войны с Наполеоном в 1812 году, влияние Аракчеева на императора значительно усилилось. Он подчинил себе Госсовет, Комитет министров, Собственную Его Императорского Величества канцелярию.

Именно с деятельностью Аракчеева связан ряд серьезных преобразований, в том числе крестьянская реформа (1816—1819 гг.) Реформа была проведена в Прибалтике и отображалась в двух законопроектах — «Положении об эстляндских крестьянах» и «Положении о лифляндских крестьянах».

Согласно реформе крестьяне получали личную свободу, однако без земли, т.к. земля признавалась помещичьей собственностью. Так же крестьянам предоставлялось право владения землей на условиях аренды с последующей возможностью выкупа. Когда Аракчеев составлял проект этой реформы, он руководствовался указом императора
«не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер».

контрольный тест
тест по истории (8 класс) на тему

тест по истории

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnyy_test_istoriya.docx 33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный тест по истории России (первая половина XIX века)

1 . Кто из перечисленных ниже государственных деятелей связан с царствованием Александра I?

А) А.Аракчеев Г) М.Сперанский

Б) Н.Милютин Д) Н.Новосельцев

В) Ю.Самарин Е) А.Горчаков

Укажите верный ответ:

1) АБВ 2) АГД 3) БВЕ 4) ГЕД

2. С правлением какого монарха связан термин «Негласный комитет»?

  1. Николая I 3) Алескандра II
  2. Александра I 4) Павла I

3. Одной из особенностей промышленного развития России в пореформенные годы было:

  1. широкое привлечение в экономику иностранного капитала
  2. низкие темпы развития
  3. невмешательство государства в экономику
  4. начало промышленного переворота

4. Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е.Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.

« Граф имел обширную и непреклонную волю…

Деятель он был неутомимый, и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие».

1) М.Сперанский 3) Д.Милютин

2)А.Аракчеев 4) А.Бенкендорф

5. Кто из названных лиц руководил подготовкой «Свода законов Российской империи»?

1) М.М.Сперанский 3) Е.Ф.Канкрин

2) П.Д.Киселев 4) А.А.Аракчеев

6. В XIX веке «военными поселениями» называли:

  1. военные лагеря в сельской местности
  2. размещение войск на оккупированной территории
  3. военные учения организуемые регулярно
  4. организация войск, при которой солдаты совмещали военную службу с хозяйственной деятельностью

7. Теория официальной народности возникла в годы царствования

1) Екатерины II 3) Николая I

2) Павла I 4) Александра III

8. Какие из названных имён связаны с событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.?

  1. М.Милорадович, П.Каховский
  2. Александр II, Софья Перовская
  3. Павел I, Н.Панин
  4. Николай I, Е.Канкрин

9. Какое название в XIX веке получили сторонники особого, отличного от западного пути развития России?

1) социал-демократы 3) нестяжатели

2) слафянофилы 4) декабристы

10.Как называлась первая тайная революционная организация, возникшая в 1816 г.?

1) Северное общество 3) «Союз спасения»

2) «Союз благоденствия» 4) Южное общество

11. Что из названного относится к причинам поражения России в Крымской войне?

1) малочисленность русской армии

2) военно-техническая отсталость России

3) нарушение Англией и Францией союзнических договоров

4) Ведение военных действий на территории Турции

12. В чём заключалась сущность восточного вопроса в первой половине XIX века?

1) в споре ведущих держав по поводу дальневосточных земель

2) в обострении противоречий между ведущими европейскими державами за влияние на Ближнем Востоке и Балканах.

3) в противостоянии Англии и России в Средней Азии

4) в противоречиях России с США по вопросу о статусе Аляски

13. Какие из перечисленных ниже имён связаны с Отечественной войной 1812г.?

А) М.Скобелев В) П.Багратион Д) А Горчаков

Б) П.Нахимов Г) Н Раевский Е) Д.Давыдов

Укажите верный ответ

1) АБВ 2) ВГЕ 3) АЕГ 4) БДЕ

14. Какое из названных событий Отечественной войны 1812г. произошло позже других?

1) Смоленское сражение

2) совет в Филях

3) Бородинское сражение

4) Тарутинский марш-манёвр

15. Какие из перечисленных событий относятся к Отечественной войне 1812г.?

А) штурм Измаила Б) бои за Малоярославец

В) Тильзитский мир Г) пожар Москвы

Д) сражение под Аустерлицем Е) совет в Филях

Укажите верный ответ:

1) БГЕ 2) АДВ 3) ГАД 4) ВДЕ

16. Прочтите отрывок из сочинения А.Н.Сахарова и укажите имя императора, о котором идёт речь.

«В соответствии со своей концепцией войны против тирана, но не против нации, он приказал освободить всех французских пленных и жестоко карать русских солдатов и офицеров за случаи мародёрства. И он сам, и русские генералы проявляли большой такт к поверженному противнику, бережно отнеслись к захваченному ими Парижу, к его архитектурным ценностям и святыням. Позднее он предпринял ряд шагов, облегчавших положение побеждённой Франции. И к самому Наполеону после его свержения более не питал личной вражды. Напротив, он проявлял к нему великую душу».

1) Павел I 3) Александр II

2) Александр I 4) Николай I

17. Прочтите отрывок из воспоминаний декабриста А.М.Муравьева и назовите монарха, о котором идёт речь.

«После краткого и несчастливого царствования Павла вступление его на престол было встречено восторженными возгласами. Никогда ещё большие чаяния не возлагались у нас на наследника власти. Спешили забыть безумное царствование. Все надеялись на ученика Лагарпа».

18. Прочтите отрывок из статьи А.И.Герцена и Н.П.Огарева о правлении одного монарха и назовите его имя.

«Всё для государства, то есть для престола, ничего для людей… Он подогревает вялое православие, гонит униат, уничтожает веротерпимость, не пускает русских за границу, обкладывает безобразной пошлиной право путешествовать, терзает Польшу за её политическое развитие, и смело ставит на своём знамени, как бы в насмешку великим словам на хоругви Французской революции: Самодержавие, Православие, Народность. Самодержавие – как цель. Вот наивная философия истории русского самодержавия».

19. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца событий и напишите название войны, с которой они связаны.

«Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истреблённого неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал всё по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить вёрст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником: без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов.

Надо отдать справедливость вождю французской армии: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудило его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голову в трудную минуту. Окружённый со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. (…)

Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили ещё брошенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал своё дело, погубив этих несчастных».

20. В 1806-1807 гг. Александру I стала очевидна необходимость выработки целостной программы преобразований. Автором такой программы и ближайшим советником императора стал М.М.Сперанский – выходец из семьи сельского священника, достигший вершин государственной карьеры благодаря трудолюбию и необычайным способностям. Сперанский по поручению царя подготовил проект реформ, носивший название «Введение к уложению государственных законов».

  1. В чём суть проекта М.М.Сперанского?
  2. Почему же этот проект, в начале поддержанный императором, не был реализован?

Реформирование политической системы при Александре 1, проекты М.М.Сперанского. Аракчеевщина

XIX век начинается с дворцового переворота, в результате которого на российский престол взошелстарший сын императора Павла Александр, открывший эру либерализма, продлившуюся, однако, недолго. Наставником Александра I был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец и противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он стремился привить своему ученику. Он призывал своего воспитанника провести “серию реформ сверху”, чтобы избежать “ужасов французской революции”. По словам поэта “дней Александровых прекрасное начало” связано именно с этими идеями.

Для подготовки проектов преобразований при императоре был создан “Негласный комитет” (1801 — 1803 гг.), в его состав вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати — Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Чарторыйский и Николай Новосильцев.

В 1802 г. произошли некоторые изменения в системе организации власти: взамен петровских коллегий введены новые органы управления — министерства: иностранных дел (до 1832 г. сохранялась иностранная коллегия), военных сухопутных дел, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел и народного просвещения и др. Министерства становились центральными органами исполнительной власти.

Министры назначались императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

В подготовке реформ политической системы страны особое место занял проект М.М. Сперанского, который по поручению Александра I практически разработал план буржуазных преобразований в стране.

По словам В.О. Ключевского, “Александра I подкупил этот ум, блестящий, твердый как лед. Это был Вольтер в богословской оболочке”. Сын сельского священника, М.М. Сперанский проложил свой путь к вершине политической пирамиды огромной работоспособностью. Приступив к реформам, он, по словам В.О. Ключевского, “взглянул на Отечество как на большую грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно правильные математические построения. Такой он и начертал”. М.М. Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей, создать ответственное министерство. Проекты М.М. Сперанского оказали громадное влияние на развитие общественной мысли. Он предлагал некоторое ограничение самодержавия представительным органом, — Государственной думой, на местах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатой будущего Российского парламента должен был стать Государственный совет. Предложения Сперанского вступали в резкое противоречие с интересами дворянской аристократии. Единственное предложение Сперанского, которое было принято Александром I, — это создание Государственного совета, который был учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г. Он назначался императором из представителей высшей дворянской аристократии и имел законосовещательные функции

Будущее экономического развития России Сперанский связывал с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. Для стабилизации денежной системы в стране по его предложению был приостановлен выпуск бумажных денег и введен серебряный рубль.Он придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности, но вопрос ликвидации крепостного права считал преждевременным.

По свидетельству современников, идеи этого политического деятеля вызывали ужас у консервативной части дворянства— “на кабинет сей смотрели все как на ящик Пандора, исполненный бедствиями, готовыми взлететь и покрыть собою все наше общество”

Поиском возможного пути ликвидации социально-экономического отставания России от Запада был озабочен и другой горячий патриот своей страны Н.С. Мордвинов. В 1812 г. он занимал пост председателя департамента экономии Государственного Совета. Выход он видел в ускорении развития капитализма и поэтому большое значение придавал развитию частной собственности, конкуренции, созданию многоотраслевой экономики, накоплению капитала как главного фактора экономического роста.Он также предлагал развивать интенсивно банковскую систему, модифицировать таможенный тариф на основе протекционизма, повысить регулирующую роль государства в экономике.

Все либеральные проекты вызывали яростное сопротивление консервативно настроенного дворянства, которое увидело в них опасность для самодержавно-крепостнической системы.Идеологом консерватизма стал известный писатель и историк Н.М. Карамзин. В записке “О древней и новой России”, адресованной царю, он отстаивал незыблемость самодержавия и крепостничества.

В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущается консервативная тенденция. По имени его проводника Аракчеева она получила название “аракчеевщина” и была направлена на упрочнение абсолютизма и крепостничества. Она выражалась в централизации и регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия. Наиболее ярким проявлением “аракчеевщины” стали военные поселения, созданные в 1815 — 1816 гг. для обеспечения самоокупаемости армии. В военных поселениях жили казенные крестьяне, солдаты с их семьями. Все жители несли военную службу и выполняли сельскохозяйственные работы.

Почему не была принята первая русская конституция

15 марта 1818 года по заданию императора Александра I началась работа по подготовке проекта первой русской конституции – «Государственной уставной грамоты Российской империи».

Еще с начала XIX века Россия могла обрести конституцию. Сначала неудачным оказался проект Сперанского, за ним и Уставная грамота. Если бы один из них был принят императором, возможно, история нашей страны развивалась бы совсем иначе. Попытаемся разобраться, что представлял собой новый проект и почему он так и остался на бумаге.

После победы над Наполеоном

С окончанием Отечественной войны 1812 года и возвращением русских войск из Заграничного похода в Европу в России появилось значительное количество людей, видевших государственное устройство и жизнь людей в западных странах. Сейчас стало модно утверждать, что Россия в эти годы сильно отставала от своих соперниц, а якобы очень прогрессивные офицеры и солдаты, насмотревшись на свободную жизнь в Европе, представляли для Александра I опасность. Истина, как всегда бывает, лежит посередине. Не следует преувеличивать влияние реформистских настроений в дворянстве на императора, хотя он и не мог их не замечать. В то же время стоит помнить и о том, что Александр I и ранее искал возможность реформирования государственного устройства. Вспомнить того же Сперанского, предложившего свой проект реформ в 1808-1809 годах. Действительно, дворяне стали создавать тайные общества и обсуждать своё видение государственного устройства России. Но свергать императора, как будущие декабристы, никто ещё не мог даже подумать. Основная масса крестьян, хоть в ней уже и находились солдаты бывшие в заграничном походе, продолжала пребывать в крепостном (а значит, в подчиненном) состоянии и решать ничего не могла.

Маршал Мармон вручает ключи от Парижа российскому императору Александру I

С другой стороны, несмотря на то что в ходе своего правления Александр I значительно менялся как личность, от молодого пылкого либерала-реформатора он проделал большой путь к российскому самодержцу, он всё же видел необходимость реформ. Война действительно далась Российской империи тяжело. Потребовалось напряжение сил всего народа, не зря она стала Отечественной. Автор великих свершений во внешней политике Александр I мог стать человеком, кардинально изменившим и внутреннее устройство России.

Замысел проекта

К 1818 году у Александра I уже был некоторый опыт в создании таких документов, которые мы сейчас называем конституциями. По решению Венского конгресса Россия получала Царство Польское, а русский император, соответственно, становился его королем. В 1815 году на Польше Александр «обкатал» первый проект конституции. Она получила название хартии Царства Польского. Впервые в истории России часть империи получала свободу вероисповедания, перемещения, равенства перед судом, представительства в сейме (парламенте). Немыслимые для Российской империи вольности. Но император пошел и дальше, он поручил князю Н. Н. Новосильцеву создать подобный проект и для остальной территории империи. Князь Новосильцев к тому времени был уже опытным государственным и военным деятелем, он осуществлял общее руководство проектом, и к разработке документа он подключил лучшие умы не только в России, но и пригласил экспертов-юристов из других стран. Французский оригинал текста грамоты был написан юристом П. И. Пешар-Дешаном. Князь Петр Андреевич Вяземский осуществил перевод грамоты на русский язык, редактировал текст и взял ответственность за его общую доработку.

Н.Н. Новосильцев

Что предлагала «Уставная грамота» и почему её не приняли?

«Уставная грамота» предусматривала создание двухпалатного парламента – Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы, и двухпалатных представительных органов (сеймов) в наместничествах (группа из нескольких губерний), разделение властей: Верховный государственный суд выделялся из Сената, становившегося верхней палатой законодательного Государственного сейма, а исполнительная власть оставалась в руках монарха. Впервые предполагалось учредить федеративное деление страны на 10 наместничеств. Они в свою очередь делились на губернии, а те – на уезды, уезды – на округа. В каждом наместничестве был свой сейм, но его полномочия не были чётко определены. Местный сейм тоже был двухпалатным: верхняя палата – это департамент реорганизованного Сената, нижняя – из числа депутатов (по 3 от каждого уезда). Разработчики грамоты впервые в истории России предполагали закрепить ряд прав человека и провозгласить свободу печати: «никто не мог быть арестован без предъявления обвинения; никто не мог быть наказан иначе, как по суду». Крепостное право и крепостные крестьяне не упоминались; таким образом, конституционные нормы на них не распространялись.

Интересно, что параллельно Уставной грамоте разрабатывался и первый в истории России секретный проект отмены крепостного права. Его предложили могущественный А. А. Аракчеев и министр финансов Д. А. Гурьев. А позднее, в 1821 году, князь Новосильцев вместе с М. С. Воронцовым и А. С. Меншиковым разработал и представил Александру I доработанную версию проекта по отмене крепостного права.

Государственная Уставная грамота являлась попыткой соединения самодержавия с конституционной системой, парламент мог отвергнуть внесённый императором закон, но был лишён права законодательной инициативы. Император обладал всей полнотой исполнительной власти и правом законодательной инициативы.

К сожалению, рост освободительного движения в Европе (восстания в Неаполе, Пьемонте, Испании и Греции), встревоживший правительства стран-членов Священного союза, а также явное сопротивление идее реформ среди высших сановников империи заставили императора Александра I отказаться от конституционных планов. «Уставной грамоте» было суждено стать последним реформаторским проектом царствования Александра I. А следующий император – Николай I и вовсе отменил курс на любые либеральные реформы. Эти, казалось бы, почти свершившиеся проекты стали лишь достоянием нашей истории.

Правительственный конституционализм Александра I: проекты реформ государственного устройства М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева и их судьба.

Правительственный реформизм в первой половине XIX в.

Истоки правительственного реформизма и его пределы. Правительственный конституционализм Александра I: проекты реформ государственного устройства М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева и их судьба. Крестьянский вопрос в царствование Александра I и Николая I.

Правительственный конституционализм Александра I: проекты реформ государственного устройства М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева и их судьба.

Март 1801 года – на престол Александр I. Наступил короткий период «просвещенного абсолютизма». К началу XIX в. административная система государства находилась в состоянии очевидного развала. Введенная Пет­ром 1 коллегиальная форма центрального управления явно себя не оправдала. В коллегиях царила круговая безответст­венность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. Местные власти, пользуясь слабостью центрального управ­ления, творили беззакония.

На первых порах Александр I надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской систе­мы центрального управления, основанной на принципе еди­ноначалия. В 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было со­здано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвеще­ния и юстиции. Эта мера укрепила центральное управление. Но решительной победы в борьбе с злоупотреблениями до­стигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государствен­ной власти, которая активно содействовала бы развитию про­изводительных сил страны, а не пожирала ее ресурсы. Тре­бовался принципиально новый подход к решению задачи.

Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им стал Ми­хаил Михайлович Сперанский (1772—1839). Сперанский происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и трудолюбие выдвинули его на важные госу­дарственные посты. В 1807 г. Александр приблизил его к себе. Присутствовал вместе с императором в Эрфурте на свидании с Наполеоном. В 1809 г. по поручению Алек­сандра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей — законодательной, исполни­тельной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рам­ках закона. Создавались представительные собрания не­скольких уровней во главе с Государственной думой — все­российским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти — законодательная, исполнительная и судеб­ная — соединялись в Государственном совете, члены кото­рого назначались царем. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государ­ственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанско­го оставалась в руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны вы­ражать «мнение народное». В этом и заключался его прин­ципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мне­ния. По проекту Сперанского избирательными правами поль­зовались все граждане России, владеющие землей или капи­талами, включая государственных крестьян. Мастеровые, до­машняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не уча­ствовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр I все более входил во вкус самодержавного прав­ления. Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского объединились все кон­серваторы, среди которых особо выделялся А.А. Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший в милость и к новому императору. Сперанский был окружен платными и добро­вольными шпионами, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. В марте 1812 г. он был арестован и сослан в Нижний Новгород.

После наполеоновских войн передовая часть русского об­щества ожидала, что в истории России начнутся новые вре­мена. Солдаты и офицеры, познакомившись с более свобод­ной жизнью европейских народов, в новом свете воспринимали печальную российскую действительность.

В марте 1818 г., в речи на открытии польского сейма, император заявил о намерении дать конституционное устрой­ство всей России. Эту речь с восторгом восприняли все пере­довые русские люди. Тогда же Александр поручил Н.Н. Но­восильцеву разработать проект российской конституции.

Работа над проектом шла под непосредственным руковод­ством князя П.А.Вяземского. За образец была взята польская конституция. Исполь­зовался и проект Сперанского. К 1821 г. работа над «Госу­дарственной уставной грамотой Российской империи» была закончена.

Как и по проекту Сперанского, намечалось создание за­коносовещательного представительного органа. Однако он должен был быть не однопалатным, как у Сперанского, а двухпалатным: верхней палатой становился Сенат. Сенаторы назначались царем, а члены нижней палаты отчасти тоже назначались, а отчасти избирались на основании многосте­пенных выборов. Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых созда­вался свой представительный орган.

Важное значение имело провозглашение в «Уставной грамоте» гарантий неприкосновенности личности. Никто не мог быть арестован без предъявления обвинения. Никто не мог быть наказан иначе, как по суду. Провозглашалась сво­бода печати. Если бы «Уставная грамота» была введена в действие, Россия вступила бы на путь к представительному строю и гражданским свободам.

В 1820—1821 гг. произошли революции в Испании и Ита­лии, началась война за независимость в Греции. Эти события не на шутку испугали царя. Немного поколебавшись, он по­ступил так, как поступал неоднократно. Проект «Уставной грамоты» был положен в дальний ящик стола и забыт.

Более того, политика Александра 1 стала меняться не в лучшую сторону. Царя давно беспокоило то, что система набора в армию («рекрутчина») не позволяла резко увеличи­вать численность армии в военное время и сокращать в мир­ное. Еще Павел замышлял устройство военных поселений. Через Аракчеева эту идею воспринял Александр. Военный министр Барклай-де-Толли был против этой затеи, но по ука­занию царя первые опыты были предприняты еще до 1812г.

В 1815 г. Александр вернулся к мысли о военных посе­лениях. От Чудова начиналась полоса военных поселений, основная часть которых развертывалась в Новгородской губернии. Ус­тройство их было поручено Аракчееву.

В селения вводились воинские части, и все жители пере­водились на военное положение. Всех взрослых крестьян, до 45 лет, одели в во­енную форму. Крестьянские избы сносились, на их месте строились одинаковые дома, рассчитанные на че­тыре семьи, которые должны были вести общее хозяйство. Весь быт военных поселян был мелочно расписан. Отступления от расписания строго карались, на что расходовались целые возы шпицрутенов. Основным занятием были военные учения. Все сельскохозяйственные работы производились только по приказу командира. Ремеслами и торговлей можно было заниматься лишь с разрешения начальства. В результате в районе военных поселений прекратилась всякая торговля. Особенно большие притеснения испытывали зажиточные крестьяне, державшиеся более независимо. В военных поселениях неоднократно происходили вос­стания (крупнейшее—в 1831 г., в районе Старой Руссы). Система военных поселений просущест­вовала до 1857 г. Примерно с 1820 г. дела постепенно сосредоточива­лись в руках Аракчеева. Доверившись Аракчееву, Александр погубил себя в об­щественном мнении.

Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 4522 ;

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: