Культура советской эпохи

Статья о культуре России советского периода, культуре СССР

Культура советской эпохи

Русская культура советского периода

Все статьи сайта → Культурология → Культура РоссииРусская культура советского периода

Культура России советского периода — явление слож­ное и противоречивое. С одной стороны, в XX веке в русской культуре заявили о себе многие талантливые художники, писатели, музыканты, режиссеры. Этот век дал России также немало гениальных ученых и иссле­дователей.

С другой стороны, в XX в России на практике ут­вердилась идеология марксизма, была создана тотали­тарная система, которая привела к уничтожению ина­комыслия. В художественной культуре господствовали примитивные оценки произведений искусства, многие писатели, художники и деятели культуры были физически уничтожены. С учетом противоречивости и от­сутствия единства культуры советского периода ука­жем на ее отдельные стороны.

В.И.Ленин еще в начале XX века сформулировал принцип партийности литературы, который лег в осно­ву политики партии в области художественной культу­ры. Согласно этому принципу, культура и искусство должны выражать интересы рабочего класса. Считалось, что именно этот класс, как революционный, выражает ин­тересы общества в целом, Октябрьская революция по замыслу ее вождей, должна была коренным образом из­менить положение в сфере духовной культуры. Культу­ра впервые должна была в подлинном и прямом смысле являться собственностью народа, выражать его инте­ресы и духовные запросы. И в тоже время эта культу­ра должна быть пролетарской. Это означало отказ от преемственности, от эволюции, от традиций культур­ного развития. Эволюция, как известно, является наи­более благоприятным путем для культурного процесса.

Первое послеоктябрьское десятилетие в истории культуры России показало, что задача формирования абсолютной пролетарской культуры невыполнима, особенно в сфере искусства. В абсолютизации классового подхода в ху­дожественной культуре особенно выделялись две твор­ческие организации — Пролеткульт и РАПП (российс­кая ассоциация пролетарских писателей). К 30-ым го­дам они прекратили свое существование.

Ряд выдающихся культурных деятелей этого периода — А.Платонов, Е.Замятин, М.Булгаков, М.Цветаева, О.Ман­дельштам активно противостояли «вульгарной» социо­логии искусства, за что были подвергнуты советской критике того периода как чуждые новой культуре эле­менты. Решительные перемены в этот период произош­ли с русским театром. Возник советский режиссерский театр, становление которого связано с именем Е.Б.Вахтангова. Его постановки пьес отличались высокой граж­данственностью и художественной активностью. В этот период большевистское правительство пыталось нала­дить контакт с творческой интеллигенцией России. К тому же многие поэты, даже такие как А.Блок и В.Брюсов, свято верили в революционный переворот во всей цивилизации. Большую роль в установлении та­кого диалога сыграл первый советский нарком просве­щения А.В.Луначарский. Блестящий оратор и эрудит, он в двадцатые годы перекинул «временной мост» меж­ду революцией и миром русской интеллигенции.

30-50-е годы русской культуры вошли в историю как годы тоталитаризма, хотя в официальной идеоло­гии они именовались как годы первых пятилеток, мас­сового трудового героизма и т.п. В СССР было введено всеобщее обязательное образование (начальное, а по­том и семилетнее). Коллективизация сельского хозяй­ства, стахановское движение, первые стройки отража­лись и переживались в общественном сознании очень эмоционально. Перед художниками появилась массо­вая аудитория слушателей, зрителей, читателей. Теат­ры, художественные музеи, концертные залы посеща­ются огромными количествами людей. Развивается ки­носеть, большими тиражами издаются книги, открыва­ются библиотеки. Официальное искусство 30-40-гг. было приподнято-утверждающим, даже пафосным, ма­жорным.

В 1934 г. начал свою работу Первый всесоюзный съезд со­ветских писателей, где основным творческим методом советской культуры был определен социалистический реализм. Этот метод предпи­сывал художникам содержание произведений искусст­ва и творческие принципы. В литературе значительно увеличивается значение исторического романа. Выходят такие романы как «Кюхля» Ю.Тынянова, «Емельян Пугачев» В.Шишкова, «Петр Первый» А.Толстого. Развивается детская литература. Широкую популярность приобретают стихи для детей, написанные В.Маяковским, С.Маршаком, К.Чуковским, С.Михалковым, повести А.Гайдара , В.Каве­рина, Л.Кассиля. В марте 1940 г. завершена публикация романа М.Шолохова «Тихий Дон». Великая Отечествен­ная война, вызвавшая огромный патриотический подъем русского народа с особой силой отразилась в поэзии и песне. Лирика М.Исаковского, Н.Тихонова, С.Щипачева, А.Твардовского, Б.Пастернака, А.Ахматовой, О.Берггольц, К.Симонова, песня В.Лебедева-Кумача «Священная война» вошли в историю художественной культуры этого периода. Кроме этого, в годы войны было написано одно из величайших произведений XX века — седьмая симфония Д.Шостаковича. Композитор на­чал писать эту симфонию через месяц после начала вой­ны, а продолжил свою работу в осажденном фашиста­ми Ленинграде. Эта музыка высекала огонь из муже­ственных сердец ленинградцев. Симфония, по словам Д.Шостаковича, была посвящена борьбе с фашизмом.

В годы войны с большим успехом в театрах России шли пьесы Л.Леонова («Нашествие»), А.Корнейчука («Фронт»), К.Симонова («Рус­ские люди»). Огромной попу­лярностью пользовались песенные концерты таких со­листов, как К.Шульженко, Л.Русланова, Л.Утесов, С.Лемешев, И.Козловский и др.

В послевоенные годы были созданы такие художественные произведения на документальной основе как «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого.

60-70-е годы в русской художественной культуре связаны с политической и культурной «оттепелью». На становление культуры этого периода большое влия­ние оказал научно-технический прогресс и социально-экономические процессы. Проза В.Шукшина, В.Распутина, Ю.Трифонова, Ч.Айтматова, драматургия А.Вампилова, В.Розова, поэзия В.Высоцкого отразили целый ряд злободневных проблем этого времени. Среди них особое место занимали экологические проблемы, нрав­ственные, эмиграция жителей в города, усложнение жизни и быта в них и др. Киноре­жиссеры Г.Чухрай, С.Ростоцкий, писатели В.Быков, Г.Бакланов, В.Астафьев создают правдивые фильмы и романы о прошедшей войне. В художественной лите­ратуре появляется так называемая «деревенская про­за» ( В.Белов, Ф.Абрамов и др.), в которой получили от­ражение мораль деревенского человека, глубокие изме­нения в его сознании, драматизм деревенской жизни в изменившихся условиях, в период вымирания русских деревень («Дом» Ф.Абрамова, «Прощание с Матерой» и «Пожар» Ф.Абрамова).

Проблеме взаимоотношения человека с природой посвящен фильм-панорама «У озера» С.Гераси­мова. Загрязнение озер, расточительство природных ресурсов, уничтожение лесов явились тя­желейшим последствием научно-технической революции. Это не могло не сказаться на духовном мире чело­века, ставшего свидетелем, а нередко и прямым винов­ником экологических проблем.

Особое место в культуре России представляет фе­номен А.Солженицына. Его рассказы «Один день Ива­на Денисовича», «Матренин двор» стали классикой ина­комыслия 60-х годов. В определенной мере эту тради­цию продолжали в своей театральной деятельности те­атры «Современник» и «Таганка», журнал «Новый мир» А.Твардовского. Таким образом, художественная культура пе­риода «хрущевской оттепели» поставила перед советс­ким обществом ряд существенных проблем.

Культура советского периода

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общие замечания

К советской культуре сегодня нет однозначного отношения. Одни исследователи считают, что этот период не представляет никакого интереса, другие говорят о советской эпохе как о значительном периоде в истории русской культуры.

Действительно, культура советская времени – это явление многоплановое, а потому очень сложное. Она пришла, уничтожив в пламени революции и гражданской войны, культуру дворянскую и культуру крестьянства. Культуры пролетариата к этому времени не сложилось. Советская культура основана на культуре военных люмпенов и культуре лагерей. На разных этапах развития советского государства соотношение между этими составляющими было различным.

Характерные черты советской культуры

Отличительной чертой культуры 20-х годов был плюрализм и склонность к диалогу культур, расцветала культура инакомыслия, проявлявшаяся в творчестве:

  • поэтов и писателей А. Блока, А. Белого, И. Бунина, Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Короленко,
  • художников В. Кандинского, М. Шагала,
  • композиторов С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, И. Стравинского.

Однако уже в 30-50гг. начинает складываться культура тоталитаризма, когда всякое инакомыслие жестоко подавляется.

Задача построения социализма требовала культурной революции, заключавшейся в ликвидации безграмотности, создании системы высших и средних специальных учебных заведений; организации научно-исследовательских институтов, библиотек, развития театров и т.п.

В результате культурной революции, развития и роста крупных городов, активного переселения в них людей из деревни постепенно возникает гибридная культура, отличавшаяся неустойчивым, динамическим неравновесным характером, основными признаками которой стали черты так называемой фабричной системы, которая отличалась тенденцией к концентрации, широкой регламентацией деятельности, планомерностью, массовостью и трудовой дисциплиной и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

По отношению к литературе и искусству в 30-50гг. происходила ликвидация различных художественных течений в связи принятием доктрины социалистического реализма (1934г.). Все другие направления были объявлены вне закона, независимые группировки художников были упразднены. Так, например, после смерти К. Малевича картины авангардистского художников-авангардистов больше не выставлялись, все, что попало в музеи, было спрятано в запасниках.

Основой массовой культуры Советского Союза стала социокультурная мифология, порожденная тоталитаризмом, основными чертами которой стали вульгаризация любого явления истории или современности, упрощенная форма для полуграмотной массы, обожествление вождя, двухцветный взгляд на мир, псевдооптимизм.

Однако произведения зачастую были глубже своего жанра, так как в рамках этого течения создавали свои произведения известные деятели искусства, среди которых писатели М. Горький, М. Шолохов, А. Фадеев, А. олстой, композиторы Д. Шостакович, Н.Я. Маяковский, режиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко.

Оттепелью была названа культура 60-х гг. К этому времени фабричная система достигла своего апогея и стала изменяться. Началом оттепели считают появление в 1954 году повести И. Эренбурга с этим названием. Нравственно-политической позицией деятелей культуры этого времени, отвергших сталинизм, стали пьесы, стихи проза А. Солженицына, В. озова, А. Аксёнова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, кинофильмы М. Хуциева постановки театра «Современник».

Читайте также  Боевые действия красной армии в чехословакии

Культура 70-80-х годов ХХ века отличается тем, что, пережив хрущевскую оттепель, советские люди стали задумываться над путями дальнейшего развития культуры, в чертах которой стала проявляться противоречивость:

  • с одной стороны, искусство обращалось к революционной романтике, стремясь найти там моральную опору,
  • с другой, – все больше проявлялись настроения безысходности, безнадежности.

Появилась официальная и неофициальная, диссидентская, культура, при этом официальная литература становилась все более догматичной.

В связи с тем, что к этому времени выросло уже несколько поколений людей, воспитанных в советское время, влияние идеологии заметно возросло, однако при этом с середины 70-х в обществе начинается процесс отторжения ценностей «развитого социализма». Вместе с тем и 70-80 гг. значительно обогатили русскую культуру – это время А. Астафьева, В. Распутина, Р. Газматова, Ч. Айтматова.

Особенности советского периода развития культуры

Основные достижения советской культуры

В развитии советского периода можно выделить три основных этапа:

1) 1917 — 1932 гг. В центре его находился поиск новой культуры и путей ее построения, проходившей на фоне широкого культурного плюрализма. Гл события — гражданская война, НЭП, коллективизация. Борьба с церковью и религией. Национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и др. Ликвидация безграмотности. Массовая эмиграция русской интеллигенции.

2) 1932 — 1956 Процесс построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма. Культ личности Сталина. Прогресс науки. Репресси против ученых

3) 1956 — 1991 Исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму с человеческим лицом, демократизации культуры и общественной жизни. Снимается железный занавес постепенно. Разоблачение культа личности Сталина. Оздоровление нравственного климата. Улучшается положение религии. Достижения в науке, художественной культуре. 1985 г — перестройка.

Основные достижения культуры России советского периода. Было создано много музеев, такие, как Музей игрушки, Музей мебели, быта 19 и других веков, морозовского фарфора и т. д. Всего только за пять лет 1918 — 1923 было создано 250 новых музеев.1925 — введно всеобщее начальное образование. Возникла сеть кружков ликбеза. В России 20-х годов существовало множество самых разных литературно-художественнх течений, школ и группировок. В одной только Москве насчитывалось более 30. Реализм в живописи представляли художники-передвижники.

30-е годы отмечены ликвидацией неграмотности. К концу 30-х годов насчитывалось около 1800 научно-исследовательских институтов. Многие советские ученые — Павлов, Жуковский, Чаплыгин, Лебедев, Иоффе получили мировую известность. Дарованы миру были роман Мастер и Маргарита Булгакова, Ювенильное море, Котлован, Чевенгур Платонова, Реквием Ахматовой, Шолохов Тихий дон. В годы войны литература пережила новый подъем (Ахматова, Берггольц, Твардовский, Сурков, Тихонов, Шолохова, Симонова, Исаковского, Полевого, Фадеева. Высокими достижениями отмечено развитие музыки — Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Хренников, Свиридов, Ковалевский. Шостакович седьмую симфонию посвятил героическим защитникам Ленинграда. Широкую популярность имели песни композиторов Александрова, Соловьева-Седого, Блантера, Новикова, Дунаевского, Мокроусова, Фрадкина. Песня Лебедева-Кумача и Александрова стала настоящим гимном война — Священная война. Расцвет переживает детская литература — Маяковский, Маршак, Чуковский, Михалков, Гайдар, Барто, Кассиль, Олеша.

1964 — академики Басов и Прохоров награждаются за создание лазера. Наша страна первой начинает использовать атомную энергию в мирных целях. 1954 — начинает работать первая атомная электростанция, 1957 — пущен первый атомный ледокол Ленин.

1957 — запуск спутника Земли, открывший эру в освоении космоса. 1961 — космический полет Гагарина. К 60-м годам уже введена система всеобщего среднего образование.

Розов В поисках радости, Традиционный сбор. Солженицын Один день Ивана Денисовича. Рыбоков Дети Арбата.Дудинцев — Белые одежды. Фильм Покаяние Абуладзе.

Фильмы — Летят журавли Калатазов, Баллада о солдате Чухрая, Судьба человека Бондорчука. Тарковский Андрей Рублев, Зеркало, Жертвоприношение.

Поэзия — Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский. Удивитнельного успеха достигла деревенская проза. В этом жанре трудулись Абрамов, Астафьев, Можаев, Белов, Носов.

Авторская песня — Высоцкий, Окуджава, Галич.

Советский театр — Современник, Театр на Таганке, Театр на Малой Бронной. Своим успехом советский театр обязан прежде всего творчеству режиссеров Любимова, Ефремова, Эфроса.

Изобразительное искусство: Реализм — Платонов, Томский, Оссовский, Моисеенко, Коржев, Яблонская, Ромадин, Глазунов, Шилов. Линию русского авангарда продолжают в своем творчестве Сидур, Калинин.

Продолжают успешно работать ярко заявившие о себе в 60-е годы художники Попков, Салахов, Андронов, Жилинский, Стожаров, Волков. В 70-е годы получают широкую известность группа молодых художников — Назаренко, Нестеров, Булгаков, Ситников, Орлов.

В скульптуре творят Аникушин, Комов, Клыков. Социально-экономические проблемы и трудности, рост бездуховности, симптомы нравственной болезни находят выражение в творчестве Шукшина, Трифонова, Распутина, Вампилова, Розова, Володина, Битова, Айтманова.

Особенности советского периода развития культуры

Культура советского периода имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, начиная с 20-х годов, власть начала бороться с безграмотностью. Строились школы (образование стало бесплатным), открывались профессиональные училища, университеты. Народ начал массово приобщаться к культуре. Возникла необходимость в доступности литературы, вследствие чего начали открываться библиотеки. А с другой стороны вся культура была подчинена советской власти и присущей ей тоталитаризму. Все направления культуры того времени проходили цензуру, где цензорами являлись представители «верхушки» КПСС.

После революции 1917 г. в культуре еще оставались отголоски Серебряного века, наблюдалось разнообразие стилей и жанров в искусстве. Начиная со второй половины 20-х годов, практически все стало подчинено сталинскому тоталитаризму. «Культурная революция» (30-е гг.) окончательно утвердила полное подчинение культуры марксистско-ленинскому учению. По заявлению Сталина, все науки должны носить политический характер. В это время, в исторической науке появилась новая отрасль – «история партии». Она и стала ведущим идеологическим предметом изучения.

Социологический реализм — это единственное художественное направление, по которому должно было следовать советское искусство. Политическим подтекстом этого направления является то, что нужно показывать не жизнь, как она есть на самом деле, а так, как при социализме (идеализированной).

30 – 50 годы стали культом личности Сталина. И соответственно официальное искусство того периода носило выраженный тоталитарный характер. В каждом учреждении висели портреты Сталина, стояли его бюсты.

Всем деятелям искусства предстояло сделать выбор: или творить в стиле социологического реализма, или «писать в стол», или мигрировать за рубеж. Тем, кто сделал свой выбор в пользу третьего, предстояло бежать из СССР. Советская власть вынуждала покидать деятелей искусств, не вписывающихся в рамки тоталитарной концепции советской власти. Репрессировали всех, чей талант не был на службе у властей. Начало было положено Лениным и его «философскими пароходами». Уезжая, они подписывали бумагу о не возвращении, тому, кто возвращался, грозил расстрел. В 90 процентов – это была вынужденная миграция. Большинство эмигрантов (деятелей искусств), являясь редкими и думающими людьми остались за «железным занавесом». Список этих людей огромный, вот некоторые из писателей: В. Набоков, Б. Зайцев, И. Бунин, И. Бродский, В. Войнович, И. Шмелев, Н. Тэффи, Б. Поплавский и многие другие. Официальную литературу в СССР представляли: М. Горький, Д. Фурманов, В. Маяковский, М. Шолохов, А. Н. Толстой и др. Немало и таких кто «писал в стол» (их публикации увидели свет после 1980 г.): А. Ахматова, М. Цветаева, А. Солженицын, М. Булгаков, Б. Пастернак и др. Надо сказать, что литература в 30-х гг. претерпевала застой. Стали закрываться творческие группы и кружки, а появился «Союз писателей», в который нужно было вступать всем вынужденно.

Стоит отметить, что многие произведения искусства в СССР, идентичны германским. Пример из кино: «Лени Рифеншталь» и «С. Эйзенштейн». Музыка: «Советский марш» и нацистский «Herbei zum Kampf..». Происходили множественные заимствования.

Взгляды на архитектуру советскими властями было неоднозначно. С одной стороны в 30-е годы разрушались памятники архитектуры, такие как Храм Христа Спасителя, Сухарева башня и др. А с другой стороны, на протяжении всего советского периода развитие архитектуры соответствовала мировым тенденциям: конструктивизм 20-х присутствовал во всем мире (Мельников, Татлин). Чечулин: гостиница «Россия», Кремлевский дворец съездов. Массовое жилищное строительство (хрущевки, сталинки) решили проблему отдельного жилья, что соответствовало всем мировым тенденциям.

После революции 1917 года Лениным закрываются частные театры, они становятся государственными. Сценическое искусство советского времени развивали: В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов и др. Сначала по всем странам СССР открываются театры разных народов для просвещения масс.

Это время дало миру таких ярких композиторов, как Губайдуллина (муз. к мультфильму «Маугли»), Шнитке, Шестакович, Прокофьев. В любой цивилизованной стране мира знают эти фамилии. Все они внесли огромный вклад в мировое искусство.

Кинематограф стал самым массовым искусством. В картинах тех лет выражалось сознание людей. Выходили как художественные, так и документальные картины. В художественных картинах преобладала историко-революционная тема: «Мы из Кронштадта», «Чапаев» и др. Выходили фильмы про воспитание советского поколения: «Путевка в жизнь». В это же время заложили фундамент детского и юношеского фильмов. Нужно не забывать и о советских мультфильмах. В 1935 году в СССР была открыта студия «Союзмультфильм». Первыми мультипликационными картинами стали: «Часовые полей», «Каштанка», «Снежная королева». С развитием техники стали появляться объемные мультфильмы, такие как «Крокодил Гена» и мультфильмы в плоском стиле «Малыш и Карлсон». Мировыми шедеврами считаются советские мультфильмы, которые выходят в это же время: «Маугли», «Вини Пух», «Ну погоди». В 80-х годах появляются: «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег», которые были выполнены из пластилина.

Читайте также  Рабочее движение на западе в период стабилизации

Культура СССР

Культура СССР (советская культура) — это официальная культура, народная и массовая культура и неофициальная культура советского периода, существовавшая в СССР.

Содержание

  • 1 История советской культуры
  • 2 Идеология и культурная политика
  • 3 Советское искусство
  • 4 Культура народов СССР
  • 5 Учреждения и мероприятия в сфере культуры
  • 6 Награды и звания в области культуры
  • 7 Образование
  • 8 Религия
  • 9 СМИ
  • 10 Спорт
  • 11 Наука и техника
  • 12 Повседневная культура
  • 13 Изучение и восприятие культуры СССР
  • 14 См. также
  • 15 Примечания

История советской культуры

Идеология и культурная политика

  • Советская идеология
    • Марксизм-ленинизм
    • Моральный кодекс строителя коммунизма
    • Советская символика
  • Советская культурная политика
    • Пропаганда в СССР
    • Цензура в СССР
    • Военно-патриотическое воспитание: Зарница (игра)
    • Лениниана

Советское искусство

  • Направления, жанры и стили советского искусства
    • Неофициальное искусство СССР
    • Сатира в СССР
    • Советская фантастика
  • Советская литература
    • Советская детская литература
  • Советская архитектура
  • Советское изобразительное искусство
    • Советская живопись
    • Советские плакаты
    • Фотография в СССР
    • Советская скульптура
    • Памятники СССР
    • Декоративное искусство СССР
    • Народные художественные промыслы
  • Музыка СССР (Академическая музыка в СССР, Советский джаз, Русский рок)
    • Песни СССР
  • Театральное искусство и танцы
    • Театр СССР
    • Танцы СССР
    • Балет в СССР
    • Опера в СССР
    • Советская художественная самодеятельность
  • Советский цирк
  • Кинематограф СССР
    • Категория:Лидеры советского кинопроката
    • Мультипликация СССР

Культура народов СССР

  • Культура народов СССР
  • Культура советских республик
    • Культура РСФСР
      • Москва: Культура и искусство
  • Язык в СССР
    • Языки СССР (Языковая политика СССР)
    • Советизмы
      • Имена советского происхождения
      • Переименование географических названий в СССР (см. напр. Переименование географических объектов на Дальнем Востоке в 1972 году)
  • Фольклор в СССР (Частушка)
  • Сатира в СССР

Учреждения и мероприятия в сфере культуры

Награды и звания в области культуры

  • Народный артист
  • Народный художник
  • Заслуженный артист
  • Заслуженный деятель культуры
  • Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры
  • Государственная премия РСФСР
  • Премия имени Ивана Ефремова
  • Премия КГБ СССР
  • Премия Министерства обороны СССР
  • Медаль имени Александра Фадеева

Образование

  • Образование в СССР
  • Ликбез

Религия

  • Религия в СССР
    • Язычество в СССР
  • Средства массовой информации СССР
    • Информационные агентства СССР
  • Советская печать
  • Радиовещание СССР
  • Телевидение СССР

Спорт

Наука и техника

  • Наука в СССР
  • Энциклопедии СССР
  • Философия СССР

Повседневная культура

  • Советский образ жизни
    • Советский человек (простой советский человек, новый советский человек (англ.) русск. , homo sovieticus).
  • Советский быт
  • Советские традиции и обычаи
    • Советские гражданские обряды: Октябри́ны (звезди́ны), красная свадьба[1][2] .
    • Праздники СССР
      • День Победы

Изучение и восприятие культуры СССР

  • Институт по изучению истории и культуры СССР
  • Культурология в СССР
  • Образ СССР в культуре и искусстве

См. также

Напишите отзыв о статье «Культура СССР»

Примечания

  1. [historylib.org/historybooks/L-I—Emelyakh_Proiskhozhdenie-khristianskikh-tainstv/24 Емелях Л. И. Происхождение христианских таинств. Советские обряды]
  2. Жидкова Е. [religion.rane.ru/sites/default/files/18.pdf Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной] // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4 (30).
Это заготовка статьи о Советском Союзе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Категория ПорталПроект

Отрывок, характеризующий Культура СССР

Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu’il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.
– Запишите, это нехорошо. Очень нехорошо, – строго сказал ему генерал с белыми усами и красным, румяным лицом.
На четвертый день пожары начались на Зубовском валу.
Пьера с тринадцатью другими отвели на Крымский Брод, в каретный сарай купеческого дома. Проходя по улицам, Пьер задыхался от дыма, который, казалось, стоял над всем городом. С разных сторон виднелись пожары. Пьер тогда еще не понимал значения сожженной Москвы и с ужасом смотрел на эти пожары.
В каретном сарае одного дома у Крымского Брода Пьер пробыл еще четыре дня и во время этих дней из разговора французских солдат узнал, что все содержащиеся здесь ожидали с каждым днем решения маршала. Какого маршала, Пьер не мог узнать от солдат. Для солдата, очевидно, маршал представлялся высшим и несколько таинственным звеном власти.
Эти первые дни, до 8 го сентября, – дня, в который пленных повели на вторичный допрос, были самые тяжелые для Пьера.

Х
8 го сентября в сарай к пленным вошел очень важный офицер, судя по почтительности, с которой с ним обращались караульные. Офицер этот, вероятно, штабный, с списком в руках, сделал перекличку всем русским, назвав Пьера: celui qui n’avoue pas son nom [тот, который не говорит своего имени]. И, равнодушно и лениво оглядев всех пленных, он приказал караульному офицеру прилично одеть и прибрать их, прежде чем вести к маршалу. Через час прибыла рота солдат, и Пьера с другими тринадцатью повели на Девичье поле. День был ясный, солнечный после дождя, и воздух был необыкновенно чист. Дым не стлался низом, как в тот день, когда Пьера вывели из гауптвахты Зубовского вала; дым поднимался столбами в чистом воздухе. Огня пожаров нигде не было видно, но со всех сторон поднимались столбы дыма, и вся Москва, все, что только мог видеть Пьер, было одно пожарище. Со всех сторон виднелись пустыри с печами и трубами и изредка обгорелые стены каменных домов. Пьер приглядывался к пожарищам и не узнавал знакомых кварталов города. Кое где виднелись уцелевшие церкви. Кремль, неразрушенный, белел издалека с своими башнями и Иваном Великим. Вблизи весело блестел купол Ново Девичьего монастыря, и особенно звонко слышался оттуда благовест. Благовест этот напомнил Пьеру, что было воскресенье и праздник рождества богородицы. Но казалось, некому было праздновать этот праздник: везде было разоренье пожарища, и из русского народа встречались только изредка оборванные, испуганные люди, которые прятались при виде французов.

ШАГ #135-138: Советская культура 1950—1980-х годов

  1. ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 1
  2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕРИОДА:
  3. ЛИТЕРАТУРА
  4. АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
  5. ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 2
  6. ЖИВОПИСЬ
  7. ТЕАТР
  8. БАЛЕТ
  9. КИНО
  10. ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ
  11. ОБРАЗОВАНИЕ
  12. ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 3
  13. НАУКА
  14. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ О НАУЧНЫХ ДЕЯТЕЛЯХ ПЕРИОДА:
  15. ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ВОСЬМОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 4
  16. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ
  17. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 1

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕРИОДА:

• 1950—1960-е гг. – «ОТТЕПЕЛЬ» в культурной жизни общества – ослабление цензуры, демократизация отношений между властью и культурой.
• 1953 г. – Создание министерства культуры СССР.
• Обращение к западным образцам культуры – международный культурный обмен ?
• Реабилитация ряда деятелей культуры и науки, репрессированных во времена сталинской власти: С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Д. Сахаров.
• После 1964 года – ужесточение контроля над культурной жизнью общества (запрет критики культа личности, прекращение процесса десталинизации).
• Жесткий контроль над деятельностью интеллигенции.
• Усиление идеологического давления на культурных деятелей.
• 1966 – 1988 гг. – массовая эмиграция ряда культурных деятелей (некоторых высылали, многие принимали решение покинуть страну самостоятельно): Э. Неизвестный, И. Бродский, А. Солженицын, В. Аксенов и другие.
• Зарождение бардовской песни.

ЛИТЕРАТУРА

?1954 г. – Публикация повести И. Г. Эренбурга «Оттепель» в журнале «Новый мир». Именно эта повесть стала символом всей эпохи.

?1957 г. – Исключение Б. Л. Пастернака из Союза писателей СССР из-за публикации за границей романа «Доктор Живаго» (был запрещен в СССР). Пастернак был номинирован на Нобелевскую премию за данное произведение. Советской правительство оказывало огромное давление на автора, из-за которого тот в скоро времени скончался.

?1962 г. – Публикация повести «Один день Ивана Денисович» А. И. Солженицына в журнале «Новый мир».

?1965 г. – М. А. Шолохов получает Нобелевскую премию в области литературы.

?1960—1970-е гг. – Появление нового жанра в литературе – «деревенская проза» (Б. Л. Васильев, В. М. Быков, В. Г. Распутин, В.П. Астафьев).

?1970—1980-е гг. – Появление в литературе размышлений на вечные темы (психология человеческой души).

В то же время:
• Расцвет «самиздата» — самостоятельный выпуск писателями запрещенной литературы.
• Появление жанра научной фантастики
• Формирование нового взгляда на прошлое.
• Изменение сформировавшегося мнения о Великой Отечественной войне (Ю. В. Бондарев «Горячий снег», К. М. Симонов «Живые и мертвые», В. В. Быков «Сотников»).

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Архитектура в основном были призвана служить бытовым целям, обслуживала массовую застройку («хрущевки»).

В скульптуре развитие получили монументальный произведения искусства: памятник Маяковскому в Москве (А. П. Кибальников).

Особую известность в СССР и за рубежом получило творчество Э. И. Неизвестного.

ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 2

ЖИВОПИСЬ

Живопись периода характеризовалась попытками художников выйти за рамки, навязанные государством (отход от методов социалистического реализма) ?
В 1970—1980-е годы появляется четкое деление искусства на официальное и альтернативное. Официальное направление работало в рамках Академии художеств СССР. Неофициальное искусство частично запрещалось.

ТЕАТР

?1956 г. – Открытие в Москве театра «Современник» (руководитель – О. Н. Ефремов).

Особой популярностью в данный период пользовались: Театр на Таганке в Москве, Большой Драматический театр им. М. Горького в Ленинграде.

С классическим музыкальным театром были связаны имена Г. П. Вишневской, И. К. Архиповой и других.

БАЛЕТ

Мировая слава русского балета была связана с творчеством:
• Г. С. Улановой
• М. М. Плисецкой
• А. С. Максимовой

?1957 г. – Кинолента «Летят журавли» (М. К. Калатозов).

?1959 г. – «Судьба человека» (С. Ф. Бондарчук).

?1964 г. – «Я шагаю по Москве» (Г. Н. Данилия).

Ряд экранизаций был основан на произведениях русской и зарубежной классики:
• «Война и мир» С. Ф. Бондарчук
• «Братья Карамазовы» И. А. Пырьев
• «Анна Каренина» А. Г. Зархи

Фильмы, посвященные Великой Отечественной войне:
• «А зори здесь тихие» С. И. Ростоцкий

Другие произведения кинематографа:
• «Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиознов
• «Калина красная» В. М. Шукшин
• «Андрей Рублев» А. А. Тарковский
• «Операция «Ы». », «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» Л. И. Гайдай.
• «Мимино», «Гараж» Э. А. Рязанов

ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ

• Л. Г. Зыкина
• И. Д. Кобзон
• Л. В. Лещенко
• Э. С. Пьеха
• М. М. Магамаев
• А. Ю. Пугачева
• С. М. Ротару

Вокально-инструментальные ансамбли:
• «Песняры»
• «Самоцветы»
• «Веселые ребята»

Бардовская песня ?
• В. С. Высоцкий
• Б. Ш. Окуджава
• А. А. Галич

ОБРАЗОВАНИЕ

В период «оттепели» были отменены все платы за образование (в том числе для студентов). В 1958 году произошел переход к обязательному 8-летнему образованию (появилось 11-летняя школа).

По Конституции 1977 года среднее получение среднего образования стало обязательным ?

?1970-е гг. – Курс на усиление профессиональной ориентации образования – СССР вышел на одно из первых мест по количеству выпускаемых специалистов.

ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 3

НАУКА

В каждой союзной республики была создана собственная Академия наук.

?1949 г. – Производство в СССР атомной бомбы (И. В. Курчатов).

?1953 г. – Производство в СССР водородной бомбы (А. Д. Сахаров).

?1956 г. – Создание первого советского реактивного самолета ТУ-104 (А. Н. Туполев).

?1957 г. – Создание первого в мире атомного ледокола «Ленин».

?1957 г. – Запуск в космос первого искусственного спутника Земли (разработкой занимался С. П. Королев).

?12 апреля 1961 г. – Первый полет человека в космос: Ю. А. Гагарин на корабле «Восток»

?1963 г. – Первый полет женщины в космос – В. В. Терешкова.

?1965 г. – Выход человека в открытый космос – А. А. Леонов.

?1975 г. – Первый международный полет в космос: советско-американская команда. Была произведена стыковка советского корабля «Союз-19» и американского «Апполона».

? НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ были удостоены:
• Л. Д. Ландау (1962 г.)
• А. М. Прохоров, Н. Г. Басов (1964 г.)
• Н. Н. Семенов (1965 г.)
• П. Л. Капица (1978 г.)

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ О НАУЧНЫХ ДЕЯТЕЛЯХ ПЕРИОДА:

«Первая советская атомная бомба»

«История Царь-бомбы»

«История С. П. Королева»

ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ВОСЬМОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 4

В этой статье мы собрали для вас самый крутой видео-материал по культуре периода

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

«Живая история. Поколение шестидесятников»

«Культ личности. Борис Пастернак»

«Слово» — документальный фильм о жизни Александра Солженицына

«Юрий Гагарин. Семь лет одиночества»

Открытый урок с Дмитрием Быковым, посвященный творчеству А. Т. Твардовского

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

«Таинственная страсть» — художественный сериал, посвященный поколению писателей-«шестидесятников». Если хочешь проникнуться атмосферой времени, то скорее смотри его

«Время первых» — художественный фильм о выходе первого советского человека в космос.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: