Государственный строй древнерусского государства. территориальное устройство киевской руси.

История государства и права России. 5. Государственный строй Древнерусского государства. территориальное устройство Киевской Руси. Правовое положение населения Руси (Коллектив авторов, 2016) Перейдите на сайт, чтобы читать книгу целиком.

Государственный строй древнерусского государства. территориальное устройство киевской руси.

История государства и права России

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «История государства и права России». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Предмет, методология и задачи истории государства и права России
  • 2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 3. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
  • 4. Возникновение и развитие древнерусского права
  • 5. Государственный строй Древнерусского государства. территориальное устройство Киевской Руси. Правовое положение населения Руси
  • 6. Общая характеристика Русской Правды
  • 7. Судебный процесс по Русской Правде
  • 8. Гражданско-правовые и семейные отношения по Русской Правде

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Государственный строй Древнерусского государства. территориальное устройство Киевской Руси. Правовое положение населения Руси

Из-за того, что процесс образования классов в Киевской Руси еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна, Киевскую Русь можно охарактеризовать как государство раннефеодального типа. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.

Таким образом, по форме правления Киевская Русь являлась типичной раннефеодальной монархией. Во главе стоял монарх — киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. В городах власть великого князя киевского осуществляли его наместники, а в сельской местности — волостели.

Можно выделить следующие основные признаки раннефеодальной монархии:

• переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования;

• отсутствие юридической ответственности правителя;

• отсутствие институтов власти и регламентации деятельности совета при князе;

• временный характер представительного органа (вече);

• ограничение власти постоянно действующим городским собранием.

Политическое устройство Киевского княжества было неустойчиво. Составленное из многих племенных и городских округов, это княжество не могло сложиться в единое государство и в XI в. распалось. Поэтому точнее всего будет определить Киевскую Русь как совокупность многих княжений, объединенных одной династией, единством религии, племени, языка и народного самосознания, которую нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным государственным устройствам. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая получила название дворцово-вотчинной.

Великий киевский князь с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств. Он стоял во главе всей Руси, тогда как во главе отдельных княжеств были собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзерен — вассалы» и закреплялись феодальными договорами.

Постепенно к XI–XII вв. власть местных феодалов значительно возросла, и образуется новый орган власти — феодальный съезд, который рассматривает вопросы ведения войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Социальное деление в Киевской Руси усложнилось — наверху общества находится княжеская дружина, с которой сливается прежний высший земский класс. Дружина состоит из старшей (бояр) и младшей (отроков, гридей), в которую входят рабы князя. Из рядов дружины назначается княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, верники).

Класс людей делится на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные назывались смердами, а зависимые — закупами.

Церковное общество имело свою иерархию (священство, монашество, церковнослужители). Политические институты на Руси отсутствовали в силу неразвитости общества. Судебных органов как особых учреждений не существовало. Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, феодального ополчения (военных отрядов и пр.).

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на:

1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. Общественный строй Древней Руси

3. Общественный строй Древней Руси Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.Рабы и холопы. Рабство на Руси получило

4. Государственное устройство Древней Руси

4. Государственное устройство Древней Руси Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был

Читайте также  Общественный строй населения в период образования централизованного русского государства.

20. Общественный и государственный порядок Руси во время монгольского завоевания

20. Общественный и государственный порядок Руси во время монгольского завоевания Золотая Орда покорила Русь в 1240 г. После разгрома Ярослав Всеволодович начал платить дань Батыю в Золотую Орду. Эта эпоха затянулась до конца XV века. Орда была сильным военным государством,

Зарождение таможенного дела в Киевской Руси

Зарождение таможенного дела в Киевской Руси В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве.Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и

5.1. Правовое положение государства в международном частном праве

5.1. Правовое положение государства в международном частном праве Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства: а) между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями (регулируются

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства В IX в. на территории современной России располагались первые государства:1) Куявия – на территории Киева;2) Славия – на территории

13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян

13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в

14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства

14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.Признаки наличия централизованной власти в конце XV—начале XVI вв.:1) наличие

3. О феодализме на Руси

3. О феодализме на Руси Около 10 лет тому назад выдвинут г. Павловым-Сильванским вопрос о том, что мысль о существовании на Руси феодализма, прежде признаваемая некоторыми (г. Павлов-Сильванский говорит главным образом о С. М. Соловьеве), впоследствии подверглась

Государственный строй древнерусского государства. территориальное устройство киевской руси.

Людмила Владимировна Дудкина, Ольга Владимировна Щербакова

Шпаргалка по истории государства и права России

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России

История государства и права России представляет собой одну из правовых наук. Наука о праве – это совокупность способов познания и определения права, его источников и принципов.

История отечественного государства и права – это самостоятельная историческая и правовая наука, изучающая процесс и причины возникновения Российского государства, его развитие на всех исторических этапах, государственный строй, государственное устройство и правовые нормы, характеризующие правовую и государственную систему Российского государства.

Самостоятельность науки истории государства и права России связывается с:

1) самостоятельным предметом;

2) специфическими методами изучения предмета истории государства и права России.

Предмет изучения истории государства и права России – совокупность исторических принципов права, правовая, государственная и политическая система Российского государства на различных исторических этапах.

Методы отечественной истории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет данной отрасли.

Методы делятся на 2 группы.

1. Общенаучные методы:

1) дедуктивный (означает, что изучение права осуществляется с помощью логических операций от общего к частному, т. е. на основании общих исторических процессов определяются частные предпосылки и явления, происходящие в праве);

2) индуктивный (т. е. выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов);

3) экзегетика (изучение права на основании толкования его исторических источников).

2. Специальные методы:

1) историко-сравнительный анализ (т. е. с помощью общего анализа идей права изучается право и его развитие на отдельных исторических этапах);

2) систематический метод (изучение истории государства и права в этом методе строится на основании деления этой науки на внутреннюю, т. е. историю развития и образования юридических норм и институтов, и внешнюю, т. е. историю источников права или властных структур);

3) периодизация (т. е. государство и право изучаются путем деления истории на отдельные временные периоды с целью наиболее полного изложения материала либо выделения формационных особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования).

Задачи истории государства и права России – это изучение исторического развития российского права с помощью всей системы методов и приемов научного исследования.

Реализация задач истории государства и права осуществляется на основании исследования:

1) исторических источников права (всех возможных источников права, изданных в различные исторические периоды либо не изданных, но содержащих в себе необходимые сведения);

2) законодательных памятников (собственно изданных официальных кодексов, законов и т. п.);

3) исторических юридических документов (договоры, документы по текущему делопроизводству, переписи населения и т. п.). Изучение вышеперечисленных источников истории государства и права России должно производиться с учетом экономики и иных социальных явлений жизни России, закономерностей развития права.

2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права

Отечественная школа права выделяет различные причины возникновения Российского государства, периоды исторического развития и т. п. Она базируется на формационном подходе к развитию истории и государства, выдвинутом К. Марксом.

Периодизация истории государства и права представляет собой специфический метод изучения предмета данной науки.

Факторы введения периодизации истории государства и права России:

1) особенности развития социально-экономического российского общества на том или ином этапе (уровень экономического и технического развития);

2) особенности государственного развития (государственно-правовые формы, факты и явления).

Критерии периодизации:

1) форма государственного устройства;

2) форма правления;

3) правовая система.

1. Рабовладельческий тип государства и права характеризуется наличием класса рабов и класса рабовладельцев; этот исторический тип представлен древним Боспорским царством, Хазарией и Волжской Булгарией и т. д.

2. Феодальный исторический тип государства и права сложился в Древней Руси и характеризуется дальнейшим распадом Древнерусского государства на самостоятельные феодальные государства и началом формирования крепостной зависимости крестьян.

3. Образование Русского (Московского) централизованного государства. На данном историческом этапе формируется собственно Российское государство, происходят процессы объединения раздробленных феодальных государств в единое.

4. Середина XVI—середина XVII вв. – период сословно-представительской монархии. Наибольшие государственные и правовые реформы этого периода связываются с правлением Ивана IV, присоединением новых территорий к Российскому государству.

5. Вторая половина XVII–XVIII вв. – период становления абсолютной монархии. Он характеризуется значительным увеличением самодержавия в России, которое главным образом связано с именами Петра I и Екатерины II, которые своими реформами не только объединили всю власть в руках государя, но и значительно ослабили влияние на общественные отношения церкви.

6. Период формирования буржуазно-капиталистических отношений в России начался с крестьянской реформы 1861 г. Он характеризуется реформами Александра II: судебной, военной, земской, городской и др.

7. Начало XX в. – период попытки становления конституционной монархии. Он ознаменовался распространением политических идей Великой буржуазной революции в дворянских кругах России, созданием первой Государственной Думы.

8. Падение феодального типа государства и права в России – Февральская буржуазно-демократическая революция.

9. Октябрь 1917 г. – Великая октябрьская социалистическая революция. Она породила новый тип государства и права – социалистический тип, который в свою очередь делится на периоды:

Читайте также  Политическая мысль в россии (конец xix - начало xx вв.)

1) социалистическая революция и создание советского государства;

2) переходный период или период НЭПа;

3) период государственно-партийного социализма;

4) период кризиса социализма.

10. Современный период развития демократического государства и становления государства и права Российской Федерации. Его начало связывается с распадом СССР и принятием 12 декабря 1993 г. действующей Конституции РФ.

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

В IX в. на территории современной России располагались первые государства:

1) Куявия – на территории Киева;

2) Славия – на территории Новгорода;

3) Арсения – ее место расположения историкам не известно.

Государственность руссов складывалась под влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятельного государства. Однако с хазарами постоянно происходили вооруженные столкновения, так как в VIII–IX вв. Хазария успешно торговала на рынке рабов, большей частью которых были – плененные восточные славяне.

Хазария, будучи государством восточного склада, во многом определила культурное развитие Русского государства не только как многонационального, но прежде всего как совмещающего в себе черты европейской правовой системы и черты восточного влияния.

Шпаргалка по истории государства и права России | Страница 2 | Онлайн-библиотека

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 38

Выбрать главу

Образ жизни славян – оседлый. Быт – соседская община. Главное занятие – земледелие.

Признаки образования Киевской Руси как государства:

1) переход от родовой общины к территориальной и соседской;

2) наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти;

3) введение налогов на поддержание государственного механизма.

Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют сброс ига норманов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате. Волнения по поводу постоянных внешних вторжений продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на землях русских. Таким образом, в Новгороде стали княжить Рюрики , впервые официально оформилась государственность на территории современной России.

Единственным правителем в Новгороде стал один из трех братьев Рюриков, который после своей смерти оставил малолетнего наследника – Игоря. Вместо малолетнего наследника (в те годы не существовало обязательного перехода власти по кровному наследию) правителем стал Олег по прозвищу Вещий.

Вещий Олег в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также другие земли на пути «из варяг в греки» – образовалась единая территория Руси. Олег присоединил к Руси еще множество территорий посредством захвата либо мирного присоединения соседских земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья – «великими киевскими».

Окончательно оформилось Русское государство – Киевская Русь.

Норманизм и антинорманизм – это две теории образования Киевского государства. Автором первой версии является Байрон , который сделал свои выводы на основе прочитанных рукописей. Автором второй версии является Ломоносов .

Обе теории сходятся во мнениях, что Киевская Русь образовалась с момента правления Рюриков, но их точки зрения расходятся в определении национальной принадлежности Рюриков:

1) норманизм отстаивает точку зрения, что Рюрик по происхождению норманн;

2) антинорманизм придерживается мнения, что Рюрики не нормандцы.

4. Источники права древнерусского государства

Источниками права являются официальный документ или документ иной формы, содержащие нормы права на том или ином историческом этапе либо вообще документально не зафиксированные нормы права.

Источники права Древнерусского государства – источники права, существовавшие в период становления и развития Древнерусского государства.

Виды таких источников права.

1. Обычай. Он существовал и использовался до 1917 г. на территории Российского государства, но только для крестьянства.

2. Письменные памятники права. Они опирались в своих положениях на обычное право, которое лишь через них получило официальное признание:

1) Первая Русская Правда (принадлежит к типу варварских правд, т. е. таких законов, которые принимались на начальном этапе существования народов, покоривших Римскую империю; такие сборники норм права были однотипны, так как все они содержали обычное право, не были структурированы и систематизированы; в них содержались нормы процессуального (формального) права, формы установления права и санкции за правонарушения);

2) Русская Правда 1016–1019 гг. и Правда Ярославичей (относятся к сборникам канонического права и представляют собой уже более структурированные и систематизированные источники древнерусского права, главным образом посвященные уголовному и уголовно-процессуальному праву в России того периода);

3) Стоглав 1551 г. (характеризуется уже более полным объемом правовых норм не только уголовного и уголовно-процессуального характера, но и всех иных сфер общественной жизни: семейных отношений, гражданских и т. п.);

4) Псковская и Новгородская судные грамоты XIV–XV вв. (приняты на основе Русской Правды, но представлены уже значительно более широким спектром норм, эти нормы отражали переход к единому Московскому государству).

3. Межгосударственные договоры:

1) договоры северорусских племен – характеризуются архаичностью, т. е. их нормы не отнесены к какой-либо отдельной отрасли права, однако при этом они более систематизированы, чем варварские правды;

2) договоры русских с греками – являются самым древним источником, они основывались на византийском праве, которое во многом имело черты римского, следовательно, структура этих договоров была схожа с современной: преамбула, основная часть и заключение; эти договоры устанавливали равное право субъектности Руси и Византии, регулировали порядок выдачи преступников друг другу, порядок торговли друг с другом, официально оформляли отношения между Византией и Русью;

3) договоры русских с немцами XII–XIII вв. (ими устанавливался торговый союз с немецкими городами, который предполагал, что представителем Руси и немцам судиться каждому по своему праву);

4. Церковные уставы. Церковь в период древнерусского государства имела значительное влияние на всю систему государственного устройства и права, эти уставы закрепляли десятину (налог церкви), компетенцию церковных судов, которые в те годы были единственными по семейным и наследственным отношениям.

5. Акты юридического быта, т. е. договоры, письма и т. п., плохо до нас дошли. Междукняжие ряды (договоры) – о браке, купле-продаже, дарственные акты.

6. Юридические пословицы и поговорки. Их историческое значение для исследователей заключается в том, что они свидетельствуют о том, как население воспринимало право и государственную систему.

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Читайте также  Боевые действия партизан

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии :

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной . Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь , во главе отдельных княжеств – собственные князья . Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд , в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на :

1) дружинников . Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых людей , высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников . Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) крестьян . Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

Система государственных органов власти Киевской Руси :

1) Великий киевский князь;

2) удельные князья;

3) представительный орган – всенародное вече;

4) совещательный орган при великом князе – совет старейшин;

5) наместники великого князя в городах, посадники (в его полномочия входили суд и расправа в городах);

6) волостели – представители Великого князя в селах (они осуществляли судебные полномочия в селах и деревнях).

Признаки государственной власти в Киевской Руси :

1) она даровалась народом;

2) органы власти не имели оформленной структуры и закрепленного объема полномочий;

3) органы власти всей Киевской Руси и отдельных ее княжеств значительно между собой отличались, удельные князья формировали собственные органы власти, которые осуществляли свою власть параллельно с органами киевского князя в соответствующем княжестве;

4) взаимодействие Великого князя и удельных князей осуществлялось в порядке подчинения всех киевскому князю.

Власть Великого князя складывалась из самодержавной власти монарха и поддержки народа. Монархия в Киевской Руси не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Основной функцией как Великого киевского князя, так и удельных князей являлось руководство дружиной и защита Русской земли от вторжений.

Князь опирался на собственную дружину. В случае военных действий формировалось народное ополчение.

Военные дружины мог иметь не только князь. Это право принадлежало всем крупным феодалам. Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих на вече, а также из крупных феодалов и их собственных дружин. Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины Великого князя и народного ополчения.

Князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу.

Вотчина князя складывалась из :

1) земли, населенной людьми князя;

2) земли всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладал и судебными полномочиями. Его суд считался лучшим, непредвзятым.

Вече – всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов: войны и мира, избрание и свержение князя и др. Вече возникло еще в догосударственный период развития восточно-славянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение (кроме Новгорода и Пскова).

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос.

Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем.

Изгнание князя осуществлялось в форме «выреда», т. е. уничтожения ранее подписанного договора. Народ по решению вече не только мог изгнать князя, но и убить или посадить в тюрьму.

Вече – институт демократии. Оно просуществовало до монголотатарского нашествия.

Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: