Дипломатические договоры и соглашения россии второй половины xviii века

Дипломатия России в период правления Петра I и Екатерины II. Обретение Россией выхода к морю. Россия между двумя правителями. Радикальные преобразования XVIII столетия. Русская дипломатия в период 1726—1762 гг. в борьбе с западноевропейской дипломатией.

Дипломатические договоры и соглашения россии второй половины xviii века

Дипломатия Российской империи в XVIII в.

Дипломатия России в период правления Петра I и Екатерины II. Обретение Россией выхода к морю. Россия между двумя правителями. Радикальные преобразования XVIII столетия. Русская дипломатия в период 1726—1762 гг. в борьбе с западноевропейской дипломатией.

Рубрика История и исторические личности
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.06.2013
Размер файла 52,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Деятельность русской дипломатии второй половины XVIII века не ограничивалась внешнеполитическими успехами. Ей принадлежит видное место в разработке принципов международного права. Акт о вооруженном нейтралитете лег в основу общепризнанного международного морского права. Конвенция с Турцией 1783 г. устанавливала принципы консульского права, также получившие международное признание.

Внешнеполитический курс России на протяжении всего XVIII века был нацелен на решение трех главных задач: достижение выхода к Балтийскому морю, обеспечение сохранности южных границ от набегов крымского хана и возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий. Россия в итоге долгой и мучительной войны русско-турецкой, русско-шведской войны, семилетней войны и войны с османской империей, заняла важнейшее место в Европе, завоевав статус великой державы.

Петр Первый укрепил международное положение государства, повысил его роль в международных отношениях. XVIII столетие и истории внешней политики России ознаменовано быстрым ростом её международного влияния, усилением роли в европейских делах. Выход к Балтийскому морю, присоединение новых земель способствовали ее экономическому и культурному развитию. В ходе войны Россия создала мощную регулярную армию, стала превращаться в империю.

Главным направлением в деятельности императрицы Екатерины Алексеевны в области внешней политики стало силовое решение территориальных и национальных проблем. Россия выиграла две русско-турецкие войны (1768 -1774 гг.; 1787 — 1791 гг.) и войну со Швецией (1788 -1790 гг.). Россия совместно с Пруссией и Австрией произвела три раздела Речи Посполитой. В состав России вошли Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, население страны достигло 36 миллионов человек, в три раза увеличился флот, доходы страны увеличились в четыре раза. Россия во второй половине XVIII века стала великой евразийской империей.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Мунчаев Ш.М., История России: Учебник для ВУЗов .- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма, 2004.-768 с.

2. Молчанов Н.Н., Дипломатия Петра Первого.- 2-е изд.- М.: Международ. отношения, 1986.- 448 с.

3. Исабель де Мадариага, Россия в эпоху Екатерины Великой. Пер. с английского Н. Л. Лужецкой.- М., 2002.- 976 с.

4. История России: Учебное пособие для вузов, о также колледжей, лицеев, гимназий и школ: в 2 т. Т. 1/ М.М.Горинов, А.А.Горский, А.А.Данилов и др.; Под ред. С.В.Леонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.-256 с.

5. Всеобщая история дипломатии.- М.,2009.- 672 с.

6. Ведение в курс истории/ Под ред. Проф. В.Плоских. Кыргызско-Российский Славянский университет. Научно-исследовательский институт славяноведения.- Бишкек: Илим, 1997.- 166 с.

7. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А.: история России с древнейших времен до конца ХХ века, Учебное пособие.- 2-е изд.- М., Право и закон, 2001.- 800 с.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22, 16.

9. Манштейн Христофор Герман фон «Отечественные записки», 1839.

4. ДИПЛОМАТИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII ВЕКЕ.

4. ДИПЛОМАТИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII ВЕКЕ.

Читайте также

4. Управление в Российской империи в конце XVIII в.

4. Управление в Российской империи в конце XVIII в. Павел I. Изменения в государственном управлении Сын Екатерины II и Петра III – Павел более 30 лет дожидался осуществления своего права царствовать. Он вступил на престол уже зрелым человеком, имея сформированный план

Глава 14. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.

Глава 14. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. § 1. Проект «Северной системы» Н. И. Панина и «диссидентский вопрос» в Польше Приход на трон Екатерины II мало что изменил в основных направлениях внешней политики России. Они в сущности остались

2. Еще и в XVIII веке правление Романовых оставалось во многих отношениях оккупацией России иностранцами Список действительных членов Российской Академии Наук XVIII–XIX веков

2. Еще и в XVIII веке правление Романовых оставалось во многих отношениях оккупацией России иностранцами Список действительных членов Российской Академии Наук XVIII–XIX веков С приходом династии Романовых, правящий слой России стал состоять в значительной степени из

2. Еще и в XVIII веке правление Романовых оставалось во многих отношениях оккупацией России иностранцами. Список действительных членов Российской Академии Наук XVIII–XIX веков

2. Еще и в XVIII веке правление Романовых оставалось во многих отношениях оккупацией России иностранцами. Список действительных членов Российской Академии Наук XVIII–XIX веков С приходом династии Романовых, правящий слой России стал состоять в значительной степени из

Глава 15. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века

Глава 15. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века § 1. Проект «Северной системы» Н.И. Панина и диссидентский вопрос в Польше Приход на трон Екатерины II мало что изменил в основных направлениях внешней политики России. Они в сущности остались

Глава XII О том, что вопреки прогрессу цивилизации положение французского крестьянина в XVIII веке было иногда хуже, чем в XIII веке

Глава XII О том, что вопреки прогрессу цивилизации положение французского крестьянина в XVIII веке было иногда хуже, чем в XIII веке В XVIII веке французский крестьянин не мог уже быть жертвою мелких феодальных деспотов. Лишь изредка он становился мишенью для посягательств со

ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ В ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XVIII ВЕКА. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ В ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XVIII ВЕКА. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ К концу XVII в. территориально-административное устройство России и соответствующая ему система управления отдельными регионами страны имели неоднородный характер.

ГЛАВА 13. КРЫМ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII–XIX ВЕКА

ГЛАВА 13. КРЫМ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII–XIX ВЕКА По указу императора Александра I от 8 октября 1802 года Новоpоссийская губеpния была pазделена на Николаевскую, Екатеpинославскую и Тавpическую. В Тавpическую губернию вошли Крымский полуостров, Днепровский,

Людмила Посохова Православные коллегиумы Российской империи (вторая половина XVIII — начало XIX века): между традициями и новациями

Людмила Посохова Православные коллегиумы Российской империи (вторая половина XVIII — начало XIX века): между традициями и новациями Дефиниция «православный коллегиум» ориентирует читателя на определенную интригу, ведь традиционно под коллегиумами понимали и понимают

Глава 3 Зубоврачевание в Российской империи в XVIII веке

Глава 3 Зубоврачевание в Российской империи в XVIII веке На рубеже XVII–XVIII вв. Россия начинает политический, экономический и культурный «дрейф» в сторону Европы, в результате чего в Московское царство хлынул поток специалистов, работавших в самых разных областях. Имелись

Андреас Каппелер Формирование Российской империи в XV – начале XVIII века: наследство Руси, Византии и Орды

Андреас Каппелер Формирование Российской империи в XV – начале XVIII века: наследство Руси, Византии и Орды «Се яз Князь великий Василей Васильевич, Московский и Новгородский и Ростовский и Пермский и иных» – это скромный титул Московского князя в договоре с королем Польши

Елена Нигметовна Марасинова. «Приключения, в свете бывающие»: Эпизоды повседневной жизни провинциального дворянина второй половины XVIII века (по Полному собранию законов Российской империи)[199]

Елена Нигметовна Марасинова. «Приключения, в свете бывающие»: Эпизоды повседневной жизни провинциального дворянина второй половины XVIII века (по Полному собранию законов Российской империи)[199] «Губерния», «деревня», «усадьба» Во второй половине XVIII века понятие

ЗНАКИ МАСОНСКИХ ЛОЖ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ второй половины XVIII — первой четверти XIX века

ЗНАКИ МАСОНСКИХ ЛОЖ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ второй половины XVIII — первой четверти XIX века Приведенный ниже справочный перечень снабжен иллюстрациями — схематическими изображениями знаков.Знаки расположены в хронологическом порядке. Если известны даты открытия и

Дипломатический словарь
СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ — 1) С.-ф. д. 1932 о ненападении — подписан 29. XI послом СССР в Париже В. С. Довгалевским и председателем Совета министров и министром иностранных дел Франции Э. Эррио.

Франция была одним из организаторов интервенции в Советской России; она позже других великих европейских держав признала Советский Союз. Локарнские договоры 1925 (см.), одним из участников которых являлась Франция, были направлены против СССР. Однако рост экономической и политической мощи Советского Союза, а также активизация ревизионистских кругов Германии заставили Францию на время изменить традиционный антисоветский курс её внешней политики.

В конце 1931 французский министр иностранных дел А. Бриан предложил Советскому правительству начать переговоры о С.-ф. д. Они были прерваны в мае 1932, после убийства белогвардейцем Горгуловым президента Франции П. Думера, но возобновились с приходом к власти во Франции правительства Э. Эррио. В результате этих переговоров и был подписан С.-ф. д. 1932.

Обе стороны обязались не прибегать к войне друг против друга ни при каких обстоятельствах (ст. I). Если бы одна из договаривающихся сторон подверглась нападению одной или нескольких третьих держав, другая сторона обязывалась не оказывать поддержки нападающим (ст. II). Все прежние соглашения, заключённые обеими сторонами до подписания С.-ф. д., оставались в силе (ст. III). Договаривающиеся стороны условились не препятствовать развитию торговли между обеими странами (ст. IV). Оба правительства взаимно обязались не вмешиваться во внутренние дела другой стороны и не поддерживать и не допускать на своей территории организаций, имеющих целью вооружённую борьбу против другой стороны (ст. V). Подтверждался принцип отказа от войны как средства разрешения споров (ст. VI).

VII, последняя, статья С.-ф. д. определяла порядок ратификации договора. Срок действия С.-ф. д. не был установлен. Договор мог быть денонсирован с предупреждением за год, но не ранее чем по истечении 2 лет со дня его подписания.

Одновременно с С.-ф. д. была заключена конвенция, предусматривавшая создание согласительной комиссии из четырёх членов (по два от каждой стороны) для разрешения всех споров, которые не могли быть улажены обычным дипломатическим путём. Решения комиссии должны были приниматься единогласно.

Обмен ратификационными грамотами С.-ф. д. и согласительной конвенции был произведён в Москве 15. II 1933.

Улучшение франко-советских отношений, нашедшее своё выражение в С.-ф. д., оказало влияние на позицию ряда европейских стран (Польши, Финляндии, Латвии и Эстонии), которые в том же 1932 подписали с Советским Союзом договоры о ненападении.

2) С.-ф. с. 1934 о взаимной заинтересованности обеих стран в заключении Восточного регионального пакта — подписано 5. XII M. M. Литвиновым и Лавалем в Женеве.

Мысль о заключении Восточного пакта (см.) принадлежала министру иностранных дел Франции Барту, по плану которого пакт должны были подписать 8 государств (СССР, Германия, Польша, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия). В случае нападения на одну из этих стран остальные участники пакта должны были немедленно оказать ей военную помощь. Франция брала на себя гарантию Восточного пакта; она обязана была выступить на стороне жертвы агрессии, если бы кто-нибудь из участников пакта не выполнил своих обязательств. Одновременно, по плану Барту, СССР должен был взять на себя гарантию Локарнских соглашений 1925 (см.).

Переговоры о подписании Восточного пакта велись в течение всего 1934. 12. IX от Германии был получен отрицательный ответ на предложение участвовать в пакте. Примеру Германии через несколько дней последовала Польша. Прибалтийские государства не давали определённого ответа, а Финляндия вообще не ответила на предложение СССР и Франции. Только Чехословакия присоединилась к проекту Восточного пакта.

9. X 1934 Барту был убит в Марселе, и портфель министра иностранных дел получил Лаваль. Он был противником Восточного пакта и выдвигал проект тройственного гарантийного договора Франции, Германии и Польши, направленного против СССР. Тем не менее советская дипломатия, проводя свою последовательную мирную политику, предложила подписать С.-ф. с. Поскольку французское общественное мнение настойчиво требовало от Лаваля продолжения внешней политики его предшественника и заключения Восточного пакта, Лаваль вынужден был дать согласие на предложение Советского правительства.

С.-ф. с. включало обязательство обеих сторон не вступать с предполагаемыми участниками Восточного пакта в переговоры, которые «имели бы целью заключение ими многосторонних или двусторонних соглашений, могущих нанести ущерб подготовке и заключению Восточного регионального пакта» (п. I). Стороны констатировали общую решимость обоих правительств добиваться заключения Восточного пакта.

9. XII к С.-ф. с. присоединилась Чехословакия.

Однако вследствие противодействия Германии и подрывной политики Лаваля планы Восточного пакта не получили осуществления, и С.-ф. с. не было реализовано.

3) С.-ф. д. 1935 о взаимной помощи — подписан 2. V полпредом СССР Потёмкиным и Лавалем в Париже.

Ввиду неудачи проекта Восточного регионального пакта и в обстановке растущей германской агрессии (16. III 1935 гитлеровское правительство издало закон о введении всеобщей воинской повинности) СССР и Франция решили заключить двусторонний договор о взаимной помощи.

Лаваль пошёл на подписание С.-ф. д. под давлением демократической общественности Франции и исходя из внешнеполитических расчётов, в которых главную роль играло стремление повысить удельный вес Франции во время будущих переговоров с Германией.

Ст. I С.-ф. д. устанавливала, что в случае опасности нападения какого-либо европейского государства на одну из договаривающихся сторон Франция и СССР приступят к немедленной консультации. Важнейшей статьёй договора была ст. II, обязывавшая обе стороны оказать немедленную помощь и поддержку той из них, которая явится объектом невызванного нападения третьей европейской державы. Ст. III и IV устанавливали, что С.-ф. д. соответствует уставу Лиги наций, а ст. V определяла порядок ратификации и продления С.-ф. д., который был заключён на 5 лет. Одновременно с С.-ф. д. был подписан протокол, уточнявший положения договора, порядок оказания взаимной помощи (вне зависимости от рекомендации Лиги наций) и сохранение в силе обязательств, ранее принятых на себя обеими странами. В протоколе указывалось также, что оба правительства считают желательным заключение регионального соглашения о взаимной помощи, которое должно заменить собой С.-ф. д.

Советское правительство считало, что С.-ф. д. «является известной преградой для врагов мира» (И. В. Сталин), и неоднократно подтверждало свою верность обязательствам, вытекающим из договора. 19. III 1936 В. М. Молотов в беседе с главным редактором французской газеты «Тан» сказал, что в случае нападения на Францию ей будет оказана вея помощь, предусмотренная С.-ф. д.

Иначе оценивала значение С.-ф. д. французская дипломатия. Лаваль затягивал ратификацию С.-ф. д. и препятствовал переговорам советского и французского генеральных штабов. Французский посол в Берлине Франсуа Понсэ по поручению Лаваля заверил Гитлера, что Франция готова пожертвовать С.-ф. д., если это понадобится для соглашения с Германией.

Ратификация С.-ф. д. Францией состоялась лишь 27. II 1936, после ухода Лаваля в отставку. Только весной 1939, после оккупации Чехословакии германскими войсками, французское правительство согласилось начать переговоры о практических мерах по оказанию взаимной помощи в случае войны. В переговорах приняло участие и английское правительство. Однако стоявшие у власти во Франции и в Англии реакционные круги не желали действенного соглашения с Советским Союзом и сорвали переговоры (см. Московские переговоры 1939).

С.-ф. д. потерял с этого времени своё значение.

4) С.-ф. д. 1944 о союзе и взаимной помощи — подписан 10. XII в Москве министрами иностранных дел В. М. Молотовым и Ж. Бидо.

В ходе второй мировой войны Советское правительство оказывало поддержку движению Свободной Франции, боровшейся против гитлеровской Германии. Как только французская территория была освобождена, Советское правительство признало временное правительство Франции (23. X 1944) и обменялось с ним послами. В декабре 1944 глава временного правительства ген. де Голль прибыл в сопровождении министра иностранных дел Ж. Бидо в Москву, где в результате переговоров с руководителями Советского правительства и был подписан С.-ф. д.

Ст. 1 и 2 договора устанавливали обязательство обеих сторон продолжать борьбу до окончательной победы над Германией, не вступать в сепаратные переговоры с ней и не заключать без взаимного согласия перемирия или мира с гитлеровским правительством. В соответствии со ст. 3 С.-ф. д. обе стороны обязались и по окончании второй мировой войны «предпринимать все необходимые меры для устранения любой новой угрозы, исходящей от Германии, и препятствовать таким действиям, которые делали бы возможной любую новую попытку агрессии с её стороны». Ст. 4 предусматривала, что в случае, если одна из сторон окажется вовлечённой в военные действия с Германией (в результате германской агрессии или в связи с применением ст. 3 С.-ф. д.), другая сторона «немедленно окажет ей всю помощь и поддержку, которые будут в её силах».

Стороны договорились также не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленной против одной из них (ст. 5). Договор предусматривал также оказание взаимной экономической помощи после войны в целях ускорения восстановления обеих стран (ст. 6). В ст. 7 указывается, что С.-ф. д. не затрагивает обязательств, взятых ранее на себя обеими сторонами по отношению к третьим державам. Порядок ратификации определён ст. 8. В этой же статье зафиксирован минимальный срок действия договора (20 лет), порядок денонсации и прекращения действия договора. Если договор не будет денонсирован одной из сторон за год до истечения 20-летнего периода, он остаётся в силе на неограниченный срок, причём каждая из сторон может прекратить его действие извещением за один год. С.-ф. д. был ратифицирован французским правительством 22. XII и Президиумом Верховного Совета СССР 25. XII 1944; обмен ратификационными грамотами состоялся в Париже 15. II 1945.

Вскоре после окончания второй мировой войны французская дипломатия стала участвовать во всех планах, продиктованных из Вашингтона и враждебных Советскому Союзу. Нанося ущерб коренным национальным интересам Франции, французские правящие круги приняли активное участие в оформлении раскола Германии и в восстановлении военного потенциала Западной Германии, в создании «западного блока» и Северо-атлантического союза (см.), направленных против СССР и стран народной демократии. Тем самым Франция нарушила дух и букву С.-ф. д.

Дипломатическая служба России во второй половине 18- начале 20 века

После Петра I сфера деятельности Посольского приказа была значительно сужена. В 1726 г. Екатерина I учредила Тайный совет. Главы иностранной и военных коллегий вошли в его состав. Коллегия иностранных дел превратилась в исполнительную канцелярию при нем.

Одновременно со штатом центрального аппарата был утвержден штат загранучреждений. Звание посла по новым штатам было присвоено лишь русскому представителю в Варшаве. Большинство же русских представителей за границей именовались министрами второго ранга.

В эти же годы большое внимание стало уделяться дипломатическому протоколу и этикету. Особое внимание уделялось вопросам дипломатической тайны. После присоединения в 1783 г. Крыма к России было положено начало институту консульств.

Наполеоновские реформы затронули и государственную службу России. Прежде всего был осуществлен переход от системы коллегий к системе министерств. 8 сентября 1802 г. Александр I издал Манифест об учреждении должностей министров.

Роль Коллегии иностранных дел в такой системе администрирования объективно стала сходить на нет. В 1832 г. по именному указу Николая I «Об образовании министерства иностранных дел» Коллегия была официально упразднена и превращена в структурное подразделение внешнеполитического ведомства. Развитие международных связей в политической и экономической сферах требовало значительного расширения сети зарубежных представительств. Отказались от практики предоставления дипломатических постов иностранцам. Повысились требования к образовательному уровню служащих.

Внешнеполитический аппарат российской империи конца 19 – начала 20 века отражал особенности в основном уже свершившегося на Западе перехода от неограниченной монархии к буржуазно-парламентской монархии, а в 1917 г. – к республике. Царская дипломатия стремилась приспособить механизм принятия государственных решений к вызовам международной политики с учетом роста напряженности между двумя блоками – Антантой и Тройственным союзом. Исторические особенности развития России придавали внешнеполитическому механизму некоторые «национальные» черты: гипертрофированная роль самодержавия; социальная однородность кадрового состава кадров дипломатической службы; ограниченное до минимума влияние общественного мнения на принятие тех или иных внешнеполитических решений.

Такая разноведомственность, а нередко и разновекторность действий, часто приводили к недоразумениям в международных делах. Первая российская революция 1905 г. внесла существенные изменения в государственное устройство страны. Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» предполагал существенную либерализацию политической системы. Постепенно формировался и новый центр управления внешней политикой, в котором ведущую роль начинал играть Совет министров. Император по-прежнему сохранял все прерогативы определения внешнеполитического курса. Он же утверждал инструкции российским послам и посланникам. Формальным заслоном практически неограниченным полномочиям российского императора в области внешней политики являлась так называемая скрепа — обязательная подпись министра или другого указанного в законе лица под законами или высочайшими указами, в том числе под международными договорами России и другими важнейшими внешнеполитическими документами. Серьезным нововведением стал усложненный конкурсный экзамен для поступления на дипломатическую службу.

Первая мировая война изменила характер деятельности Министерства иностранных дел. Его главной задачей стало обеспечение внешнеполитической обстановки, благоприятной для успешного ведения войны, а также подготовка условий будущего мирного договора. Ставка Верховного главнокомандующего стала новым центром, управляющим государственным механизмом. При Ставке была образована Дипломатическая канцелярия, в задачу которой входило осведомление Верховного Главнокомандующего по всем вопросам внешней политики, а также поддержание постоянной связи между главковерхом и министром иностранных дел. Война вынудила создать ряд новых отделов: отдел по делам военнопленных; справочный отдел о русских подданных, оставшихся за границей и в особенности в неприятельских странах; отдел денежных переводов, долженствовавший оказывать помощь людям, оставшимся вне России. Февральская революция 1917 г. создала новую систему власти. Временное правительство, пользовавшееся поддержкой большинства царских дипломатов, практически сохранило сложившуюся к тому времени структуру и личный состав МИДа.

Территориальные приобретения России во второй половине XVIII века.

«Внешняя политика – самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство»[49].

Основные задачи России, стоящие перед внешней политикой периода правления Екатерины II.

1. Борьба за выход к Черному и Азовскому морям.

2. Возможность возвращения в состав России Украины и Белоруссии.

3. Обеспечение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Первая русско-турецкая война. 1768 – 1774 гг. Военные действия велись на территории Молдавии, Валахии, Азовского побережья.
Год Ход и итоги военных действий
Турция, подстрекаемая Францией и Англией, объявила войну России. Русскими войсками взят Азов и Таганрог. Россия приступила к строительству флота на Черном море. Русская армия под командованием П.А. Румянцева одержала победы при реках Ларга и Кагул и вышла к Дунаю. Русская эскадра под командованием Г.А. Спиридонова в Чесменской бухте уничтожила турецкую эскадру. Турецкий флот блокирован в Черном море. Русские войска под командованием В.М. Долгорукова овладели Крымом. Войска под командованием А.В. Суворова одержали победу при Козлудже, открыв основным силам во главе с П.А. Румянцевым путь на Стамбул. Противник был вынужден просить мира. Подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор (Кючук-Кайнарджи – болгарская деревня). Россия получила выход к Черному морю, степи Причерноморья – Новороссию, право иметь флот на Черном море и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. К России переходили Азов, Керчь, Кубань, Кабарда. Крым объявлялся независимым от Турции (включен в состав России в 1783 г., как опорная база русского флота основан Севастополь). Турция должна была выплачивать контрибуцию.
1783 Подписан Георгиевский трактат. Россия приняла под свое покровительство Восточную Грузию.
Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Причина – стремление Турции взять реванш за поражение.
Русские войска под командованием А.В. Суворова отбили атаку противника в сражении при Кинбурне (неподалеку от Очакова). Русские под командованием Г.А. Потемкина после долгой осады штурмом овладели турецкой крепостью Очаков. Победы русских под командованием А.В. Суворова при Фокщанах и Рымнике. А.В. Суворов со своими «чудо-богатырями» взял приступом сильнейшую турецкую крепость Измаил (на Дунае). В бою за Измаил прославил себя ученик Суворова – М.И. Кутузов. Русский флот под командованием Ф.Ф. Ушакова в сражении у мыса Калиакрия (неподалеку от болгарского г. Варна) уничтожил турецкий флот. Турция обратилась к России с предложением мира. В г. Яссы подписан мир. Ясский мирной договор подтвердил условия Кючук-Кайнарджийского договора, а также владением России был признан Крым и российское покровительство Грузии.
Русско-шведская война 1788-1790 гг. Причина – стремление Швеции вернуть, утраченные в ходе Северной войны земли.
Русские войска заняли значительную часть шведской Финляндии. Сражения на море шли с переменным успехом. Основные силы русской армии участвовали в сражениях против Турции. Подписан Верельский мир (на территории Финляндии), сохранивший прежние границы.
Разделы Польши. Речь Посполитая переживала тяжелый кризис: политическая нестабильность, слабая королевская власть, борьба шляхетских группировок. Этим воспользовались более сильные соседи – Пруссия, Австрия, Россия, имевшие территориальные интересы в Польше. Поводом для вмешательства послужил вопрос о положении христиан-некатоликов в Поль. Инициатором раздела выступил прусский король Фридрих II.
Первый раздел Польши. Австрия ввела свои войска в Западную Украину (Галицию). Пруссия – в Поморье. Россия получила восточную часть Белоруссии до Минска и часть латвийских земель. Второй раздел Польши. Пруссия получила Гданьск, земли по рекам Варта и Висла. Россия – Центральную Белоруссию с Минском, Правобережную Украину. Восстание в Польше под руководством Тадеуша Костюшко за сохранение суверенитета своего государства. Подавлено войсками, направленными Екатериной II. Восстание предопределило очередной раздел Польши. Третий раздел Польши. Пруссия получила Центральную Польшу с Варшавой. Австрия – Южную Польшу с Люблином и Краковом. Россия – Литву, Курляндию, Волынь, Западную Белоруссию. Польша потеряла государственную независимость.
Политика российских властей по отношению к революционной Франции
Россия, Австрия, Пруссия подписали договор о вооруженном вмешательстве во внутренние дела Франции. Россия разорвала дипломатические и торговые отношения с Францией. Россия, Англия, Пруссия, Австрия заключили договор о помощи войсками и деньгами в борьбе против революционной Франции. Сформирована коалиция в составе России, Австрии, Турции, Англии, Неаполитанского королевства против Франции. Русские войска под командованием А.В. Суворова освободили от французов Северную Италию (героический переход через Альпы, перевал Сен-Готард). Итоги швейцарского похода обострили отношения между союзниками и привели к выходу России из коалиции. Флот под командованием Ф.Ф. Ушакова взял крепость Корфу в Средиземном море. Наполеон, ставший консулом, привлек русского императора Павла I (1796-1801) предложением обширных территориальных приобретений в Турции, Румынии, Молдавии, Индии, втянув его в антианглийскую политику.

Внешняя политика России во второй половине XVIII века способствовала дальнейшему возрастанию геополитического значения станы как великой державы. Внешнеполитические успехи были неразрывно связаны с высоким уровнем отечественного военного искусства.

Территориальные приобретения России имели отличительные особенности по сравнению со странами Западной Европы.

1. На Западе завоеванные территории не включались в состав суверенных национальных государств (метрополий). Эти территории превращались в колонии.

Россия же включала новые территории в состав своего государства.

2. В колониях не действовали законы метрополии. Для них существовали особые условия, которые ставили население колоний в неравное положение.

На территории Российской империи действовали единые законы. Господствующие слои присоединенных территорий входили в состав российской правящей элиты. Русское население жило бок о бок с присоединенными к империи народами. Совместный труд объективно способствовал их сближению.

3. Колонии являлись источниками средств, сырья, рабочей силы, рынками сбыта, способствуя быстрому обогащению метрополий.

Россия не только извлекала выгоду от присоединения новых территорий, но и вкладывала средства в их освоение.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: