Государство хорезмшахов и хорезм под властью монголов

Государство Хорезмшахов

Государство Хорезмшахов
خارزميلر دولثى
абсолютная монархия (шах)
1097 — 1231

Государство Хорезмша́хов (тур. خارزمشاهلر دولثى , перс. خوارزمشاهیان ‎ — Khwārazmshāhiyān ) — среднеазиатское государство в низовьях Амударьи. Наивысшего расцвета достигло в начале XIII века при Ала ад-Дине Мухаммеде II. Этот великий расцвет стал для империи кануном исчезновения под натиском нового врага, пришедшего с востока. Хорезмская империя пала от монголов Чингизхана.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Хорезмшах Атсыз
    • 1.2 Хорезмшах Ил-Арслан
    • 1.3 Хорезмшахи Султан-шах и Текеш
    • 1.4 Хорезмшах Текеш
    • 1.5 Хорезмшах Мухаммед II
    • 1.6 Война с монголами
  • 2 Кипчаки в Хорезмской империи
  • 3 Хорезмшахи
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Источники

История [ править ]

Известно, что титул хорезмшах был введен в 305 году нашей эры основателем династии Афригидов и просуществовал до 995 года. После некоторого перерыва титул был восстановлен. В 1097 году хорезмский губернатор тюркского происхождения Экинчи ибн Кочкар объявил о независимости от сельджуков и объявил себя шахом Хорезма. В этом же году он был убит. Сельджуки захватывают Хорезм и назначают хорезмшахом тюрка из рода бегдили Кутб ад-Динa Мухаммедa I. В течение всего своего правления он оставался вассалом сельджукского султана Санджара, сохраняя лояльность к нему.

Хорезмшах Атсыз [ править ]

Его преемник Ала ад-Дин Атсыз постоянно стремился избавиться от протектората сельджукского султана Санджара. В 1138 году он восстал против своего сюзерена, но был разгромлен Санджаром и вынужден был бежать. Ахмед Санджар же возвел на хорезмийский престол племянника Атсыза Сулейман-шаха. Однако Сулейман-шах не смог удержать власть над Хорезмом и в 1141 году султан Санджар вернул Атсыза на престол.

В том же году в Среднюю Азию с востока пришли новые завоеватели — каракитаи под предводительством Елюя Даши. Сельджукский султан Санджар вынужден был прийти на помощь Караханиду хану Махмуду, который являлся его ближайшим родственником. Битва с каракитаями при Самарканде закончилась полным поражением Санджара. Хорезмшах Атсыз тут же воспользовался поражением Санджара и зимой 1141 года захватил и разграбил Мерв, а в 1142 году уже приблизился к Нишапуру.

Однако уже в 1142 году султан Санджар снова заставил Атсыза платить дань, а кроме этого Хорезму пришлось платить дань и каракитаям.

Он продолжил политику собирания земель, начатую его предшественниками, присоединил к Хорезму Дженд и Мангышлак. Многие кочевые племена оказались в зависимости от хорезмшаха. К концу своей жизни Атсыз подчинил Хорезму всю северо-западную часть Средней Азии и фактически добился его независимости от соседей.

Хорезмшах Ил-Арслан [ править ]

В 1156 году Атсыз умер, на престоле Хорезма его сменил его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан.

Как и отец, он платит дань сельджукскому султану Санджару и каракитаям. Всего через несколько месяцев после прихода Ил-Арслана к власти, в 1157 году, Санджар умирает, что позволяет Хорезму полностью освободиться от сельджукской опеки.

В 1160-х годах Ил-Арслан присоединяет к владениям Хорезма Дехистан с окрестностями. Ему удается подчинить несколько городов Хорасана, он пытается подчинить себе часть городов Иракского султаната, Мавераннахра. В 1172 году он успешно отражает поход каракитаев на Хорезм. Вскоре после этого Ил-Арслан умирает, а его сыновья Ала ад-Дин Текеш и Джелал ад-Дин Султан-шах начинают борьбу за престол.

Хорезмшахи Султан-шах и Текеш [ править ]

После смерти Ил-Арслана престол занял младший брат Текеша Султан-шах, но Текеш отказался признать власть брата и обратился за помощью к исконным врагам хорезмшахов — каракитаям, пообещав им ежегодную дань.

С их помощью Текешу удалось сместить брата и занять трон Хорезма. Придя к власти он приказал умертвить свою мать, поддерживавшую Султан-шаха, самому же Султан-шаху удалось скрыться и ещё в течение двадцати лет тот оспаривал право на власть.

Хорезмшах Текеш [ править ]

Лишь после смерти Султан-шаха в 1183 году Текеш смог окончательно присоединить к Хорезму Мерв и Серахс (1193). Кроме того, стремясь избавиться от вассальной зависимости от каракитаев, Текеш совершил несколько походов на Мавераннахр. В 1176 году он покорил Южный Хорасан, а правителя Гора сделал своим вассалом. В 1187 году хорезмшах взял Нишапур, в 1192 году — Рей (город), а через два года захватил Ирак.

Таким образом, в период правления шаха Текеша Хорезм стал одним из самых могущественных государств в Центральной Азии. Его владения простиралась от Аральского моря и низовьев Сырдарьи на севере, до Персидского залива к югу, от Памира на востоке и до Иранского нагорья на западе, за свое правление он сумел увеличить территории Хорезма вдвое. Кроме всего прочего, сохранились также сведения о библиотеке в Гургандже, основанной Текешем.

Хорезмшах Мухаммед II [ править ]

После смерти хорезмшаха Текеша на престол вступил его младший сын Ала ад-Дин Мухаммед, ещё больше расширивший владения Хорезма.

Правление Мухаммеда II началось с войны с гуридами, которые захватили крупный город Мерв, почти без боя заняли Абиверд, Серахс и Нису, взяли Нишапур и пленили брата хорезмшаха, которого отправили в Герат. Осадив Герат, войска Мухаммеда в течение месяца пытались прорвать его оборону. Лишь после получения откупа хорезмшах снял осаду. К этому времени на помощь правителю гуридов Гияс ад-Дину из Индии подошли войска его брата — Шихаб ад-Дина. После достаточно кровопролитной битвы хорезмийцам пришлось отступить. Преследуя отступающие войска Мухаммеда II, Шихаб ад-Дин окружил хорезмийскую столицу Гургандж, обороной которой руководила мать шаха — царица Теркен-хатун. При поддержке каракитаев Мухаммеду удалось вытеснить гуридов за пределы Хорезма и заключить мир, однако они не оставляли попыток развязать войну.

Только после убийства Шихаб ад-Дина в 1206 году эта опасность исчезла. Гуридское государство распалось на части, которые вскоре попали в зависимость от Хорезма.

После победы над гуридами Мухаммед стал готовиться к войне с каракитаями. Но в первом же сражении каракитаи, подкупившие правителей Хорасана и Самарканда, разгромили армию хорезмшаха, после чего Мухаммед на некоторое время пропал из поля зрения своих приближенных. Только весной 1208 года Мухаммед вернулся в Хорезм. Укрепив свое государство, он приступил к решительной борьбе с каракитаями, опираясь при этом на поддержку мусульман каракитайского государства, воспринимавших его как освободителя. В сентябре 1210 при битве на равнине Иламиш за Сырдарьей каракитайские войска потерпели поражение.

В 1212 году в Самарканде вспыхнуло восстание под предводительством караханида ханом Османа. Оно было жестоко подавлено Мухаммедом и Западно-Караханидское ханство было ликвидировано, после чего он решил сделать Самарканд своей столицей. В 1217 году Мухаммед отправился в поход на Багдад, один из духовных центров мусульманского мира, желая стать не только светским, но и духовным властителем. Однако при переходе горного перевала его войска попали в снегопад и понесли значительные потери. Мухаммеду пришлось отказаться от своих планов и вернуться в Самарканд.

Но с востока шли монголы по предводительством Чингисхана.

Врач Абд ал-Латиф из Багдада (ум. 1231-32) писал, почему хорезмийцы уступили монголам: «Хорезмшах Мухаммад ибн Тукуш был вор и насильник, а его солдаты были сбродом большинство из них были тюрки — либо язычники, либо невежественные мусульмане . Он имел обыкновение убивать часть племени, а оставшихся брать к себе на службу, и сердца их были полны ненависти к нему. Ни по отношению к своему собственному народу, ни по отношению к врагам он не вел осмотрительной политики . И вот выступили против него эти татары, все сыновья одного отца, с одним языком, одним сердцем и одним вождем, которому они повиновались».

Война с монголами [ править ]

Однако уязвимым местом в империи Мухаммеда II было всесилие канглыйской знати, занимавшей ведущие посты в административном и военном аппарате.

Мать хорезмшаха Мухаммеда Теркен-хатун происходила из тюркского рода канглы [1] и обладала огромным влиянием при дворе, фактически сама назначая своих родственников на все ключевые государственные посты. Пользуясь их поддержкой, она фактически возглавила оппозицию своему сыну. Особенно обострились их отношения перед монгольским нашествием. Теркен-хатун даже организовала выступление кипчаков против хорезмшаха в 1216 году. [источник не указан 3663 дня] Это восстание возглавил её племянник Кайыр-хан Алып-Дерек, бывший наместником в долине Сырдарьи. Кипчаки потерпели поражение, однако Туркан-хатун не только не позволила наказать Кайыр-хана, но даже настояла на передаче ему Отрара. [источник не указан 3663 дня]

В 1218 году Чингизхан отправил к Мухаммеду посольство с предложением заключить союз для совместной борьбы с конкурентами на востоке и взаимовыгодной торговли. Хорезмшах отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр-хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану. Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но хорезмшах, боясь гнева знати, отказался, и Мухаммед вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства.

Несмотря на более чем трёхкратное превосходство своего войска над армией монголов Хорезмшах, опасаясь заговора со стороны военачальников, разделил свою армию на несколько частей и гарнизонов, чем фактически обрек её на поражение.

После победы над Кучлуком монгольское войско во главе с Субэдэй-багатуром и Тохучар-нойоном приблизилось к границам Хорезма и столкнулось с войсками хорезмшаха. Правое крыло хорезмского войска под командованием сына Мухаммеда Джелал ад-Дин Манкбурныа добилось успеха на своём фланге и помогло центру и левому крылу своего войска. К наступлению темноты ни одна из сторон не добилась решающих результатов. Ночью монголы разожгли костры и покинули место битвы. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 50-тысячную армию в Хорезм.

В 1219 году при наступлении войск Чингисхана на Хорезм Мухаммед II не решился дать генеральное сражение, оставив свою армию разбросанной отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали Отрар, Ходжент, Ташкент (Чач), Бухара, Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур, Герат, Ургенч и остальные крупные хорезмские города. Монголы истребили миллионы горожан, в одном только Мерве более 500 000 жителей, остальных продавали в рабство.

Хорезмшах с остатками армии вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в Каспийском море от приступа пневмонии. Государство хорезмшахов прекратило существование, несмотря на то, что сын и наследник Мухаммеда Джелал ад-Дин Менкбурны еще около десяти лет продолжал оказывать сопротивление монголам, находясь при этом в Дели и Малой Азии.

В XIX веке титул хорезмшах был присвоен царствовавшим в Хиве представителями монгольского племени кунграт [2]

Кипчаки в Хорезмской империи [ править ]

Хорезм в начале XIII в. был на вершине своего могущества, он объединял земли собственно Хорезма, Мавераннахра, Ирана, Хорасана, современного Южного Казахстана.

После разгрома Хорезмской империи Монголами Кипчаки стали основной силой Улуса Джучи. [источник не указан 3663 дня]

Хазария и Хорезм

Хазария и Хорезм — взаимоотношения между Хазарским каганатом и Хорезмом.

Содержание

[править] Теория хорезмийско-хазарского союза

По теории советского историка Сергея Павловича Толстова, Хорезм и Хазария были тесно связаны между собой.

С.П. Толстов считает, что в Хорезме до 712 года, когда Хорезм был завоёван арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, распространился синкретический иудаизм. Именно еврейский учёные, по мнению С.П. Толстова, возглавили антиарабское антифеодальное восстание 712 года, подавленное арабами. С.П. Толстов сделал вывод, что иудейская религия народа Хорезма была импортирована в Хазарию выжившими иудеями из Хорезма.

В доказательство своей теории С.П. Толстов приводит сообщение Табари, где мятежники фигурируют под именем «хабр» (араб. الحبر , аль-хабр, во множественном числе — аль-ахбар, араб. الاحبار ), а это имя и в древнем и в современном арабском, и в частности по словарю Абу Абд аллаха Мухаммеда ал-Хорезми имеет только одно значение «еврейский учёный, учёный раввин».

Разгромленные хорезмийские иудеи, по версии С.П. Толстова, бежали в Хазарию, где синкретический хорезмийский иудаизм становится государственной религией. Булан, первый хазарский царь-иудей, по Толстову, также выходец из Хорезма.

Единство Хазарии и Хорезма Толстов доказывает титулом хорезмшаха Шаушафара: «господин царь благословенный хазарский».

В доказательство своей теории, Толстов приводит также факт хорезмийского происхождения хазарского полководца Растархана, а также тем, в перечне христианских епископских кафедр в составе митрополии с центром в Крыму — в Доросе наряду с кафедрами, находившимися в Хазарии, значится Хвалисская, то есть Хорезмийская кафедра [1] .

С.П. Толстов полагает, что иудейско-зороастрийская религия, пришедшая из Хорезма в Хазарию при Булане, вошла в противоречие с ортодоксальным иудаизмом талмудического толка, установленным Обадией [2] . Это вызвало Гражданскую войну, и бегство кабар, которых Толстов считает халисами, то есть хорезмийцами.

Другой советский историк, Михаил Илларионович Артамонов подверг теорию С.П. Толстова критике [3] . Публицист Лев Николаевич Гумилёв также критически предположил, что «хабр», о которых говорит Толстов, это не евреи, а «джабр», «гебр» — персы-огнепоклонники.

Скепсис Л. Гумилёва и М. Артамонова тем не менее, опровергается некоторыми соображениями. Например, действительно, кабары бежали к венграм, а среди последних известен народ халисы (хвары, хвалисии), которые в 12 в. входили в состав Мадьярского государства. Эти халисы, по венгерской исторической традиции, связаны с хазарами, приглашёнными в Венгрию князем Таксони (946-972). По сведениям Киннама, халисы были одного вероисповедания с персами и «управлялись законами Моисеевыми, да и то не совсем правильно понимаемыми» [4] .

Существует так называемая летопись Бахши Имана «Джафар тарихы». Хотя данная летопись вызывает сомнения, но если она справедлива, то она подкрепляет догадки Толстова, так как утверждает, что иудаизм в Хазарию был принесён еврейкой из Бухары, ставшей женой кагана Айбата [5] [6] .

Кроме того, важно отметить тот факт, что Хорезм действительно имеет связи с евреями. Бухарские евреи издавна жили в Средней Азии, а построение Хорезма приписывался Нарсесу, сыну иранской царицы Шушандухт, еврейке по происхождению [7] [8] .

Хазарский царь Иосиф утверждает, что пределы его государства доходили до Хорезма и Гургана, что может указывать на претензии хазар на западную часть современной Средней Азии и Казахстана. По словам Кудамы (9 в.) «границы Хазарии (проходят) от Армении до Хорезма из (областей) Хорасана» [9] .

Создаётся впечатление, что связь Хазарии и Хорезма действительно существовала. Недаром, близ Бухары имелось селение Афшана, откуда был родом знаменитый врач Авиценна. Между тем, название Афшана имеет этимологическую связь с родом Ашина, правившим в Хазарии до прихода к власти еврейских царей.

Остатки разгромленных Святославом хазар, по свидетельству ибн-Хаукаля, отступили на «остров Сиях-Кух» (полуостров Мангышлак в Казахстане) под покровительство своих хорезмийских союзников и продолжают существовать в Хорезме на протяжении многих веков в качестве особой этнической группы. Существовало видимо происходящее от этих хазарских эмигрантов, туркменское племя, называвшееся в 17 в. Адаклы-Хызыр, в Адаке, на северо-западной окраине Хорезма, и именуемого сейчас Хызыр-эли [10] .

Сообщение Якута о родстве евреев, хазар и хорезмийцев, также подтверждает концепцию Толстова:

Говорит ибн-ал-Кальби: «родил Исхак, сын Ибрагима ал-Халиля, Хазара и Б-з-ра и Бурсуля и Хорезма и Филя» [11] .

Во всяком случае, теория Толстова объясняет такие факты, как мусульманская армия из хорезмийцев в Хазарии, верная иудейским царям, а также то, что именно в Хорезм обратились за помощью хазары, когда на них напали огузы и русы в 965 году.

[править] Хорезмийцы в Хазарии

Известно, что хорезмицы-мусульмане проживали в Хазарии. Они были наёмниками в хазарской армии. Численность этих наёмников хорезмийцев достигала 12 тысяч солдат. Они имели своего военачальника, свои суды, и своего визиря.

Согласно Масуди, «царская армия» Хазарии состояла из мусульман, «бежавших из области Хорезма. Давным-давно, после обращения в ислам, на их землях была война и эпидемия, и они обратились с просьбой об убежище к хазарскому царю. Когда царь хазар воюет с мусульманами, они держатся в его армии отдельно и не нападают на своих единоверцев».

То, что хазарская армия состояла из мусульман является преувеличением, которому сам Масуди противоречит несколькими строками ниже, когда говорит об «обособленности» мусульманского контингента в хазарской армии.

Ибн Хаукаль говорит о том, что «в свите царя 4 тысячи мусульман, и на службе у него 12 тысяч воинов» [12] .

Масуди называет эту гвардию Ал-ларисия. Видимо, это остатки аорсов-алан, обитавших, по словам Бируни, в нижнем течении Амударьи [13] .

[править] Захват Хазарии Хорезмом

В 965 году на Хазарию напали огузские племена и русские во главе со Святославом. Хазарский царь обратился за военной помощью к Хорезму, хорезмийцы помогли ему на условии, что хазары обратятся в ислам, и вторглись на территорию Хазарии. Хазары, за исключением царя, приняли ислам. Позднее ислам принял и хазарский царь.

Ал-Мукаддиси (до 988-989 годов) написал: «Жители города хазар… вернулись и уже больше не евреи, а мусульмане».

В ряде источников сохранились глухие сведения о непокорности хазар и об оккупации их городов хорезмийскими карательными отрядами.

Исламизацию иудеев-хазар хорезмийцами подтверждают и Ибн Хаукаль и Ибн Мисхавейх, авторитет которых позволяет считать вопрос исчерпанным. Впрочем, и другие арабские историки, например Ибн ал-Асир, подтверждают это: «И в этом (году) племя из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам».

Зависимое от Хорезма небольшое политическое образование в Нижнем Поволжье с центром в Саксине (Итиль) подверглось исламизации [14] .

Государство хорезмшахов и хорезм под властью монголов

Ургенч в это время с четырех сторон был окружен войсками монголов и, согласно Джувейни, «был похож на шатер без опорных веревок». В городе находилось 90-тысячное войско во главе с дядей Озлах-шаха Бучи Пахлаваном, Кучек Тегином, Огыл Холжибом и героем Ходжентской обороны Темур Маликом. Джалал ад-Дин с 70-тысячным войском вошел в город, где объявил завещание Хорезмшаха. Однако сторонники Туркан-хатун отказались подчиниться ему и объявили правителем брата Туркан-хатун Хумар-тегина. Они готовили план покушения на жизнь Джалал ад- Дина. Огыл Хаджиб, узнав об этом, уведомил Джалал ад-Дина, который с 300 всадниками и Темур Маликом покинул Ургенч и отправился в Газни, являвшийся центром его владений. Чингиз-хан, узнав о возвращении принцев в Хорезм, направил часть своих войск для установления контроля южных границ пустыни между Хорезмом и Хорасаном, а также для засады войск Джалал ад-Дина. Монголы окружили местность от Мерва до Шахристана, которая располагалась вблизи Нисы. Джалал ад-Дин и преданные ему люди оказались в пустынной местности вблизи Нисы, где их ожидал монгольский отряд из 700 всадников, и в произошедшем сражении победил Джалал ад-Дин. Как впоследствии рассказал ан-Насави, ему очень пригодились лошади, захваченные у монголов в качестве добычи, чтобы добраться до Нишапура.

По прибытии в Нишапур в течение месяца он отправлял гонцов правителям и амирам вокруг этого города и занимался формированием новой армии. В феврале 1221 г. Джалал ад-Дин был вынужден покинуть Нишапур и отправиться в Газни. Вблизи Кандагара правитель Герата Амин Малик с 10-тысячным войском, состоящим из племени канглы, присоединился к Джалал ад-Дину. По сведениям ан-Насави, они победили монгольское войско, осаждавшее Кандагар.

Джалал ад-Дин прибыл в Газни в 1221 г. Здесь он смог присоединить к себе 30-тысячное войско вождя племени халадж Саиф ад-Дина Аграка, правителя Балха Азама Малика, вождя афганских племен Музаффара Малика и главу карлуков Хасана.

В Газни Джалал ад-Дину удалось собрать нужное количество войска, с которым он отправился в сторону Парвана. По дороге, узнав, что крепость Валиян осаждается монголами, он напал на них. В этом сражении монголы потерпели поражение и отошли на другой берег реки Пяндж. После этого Чингиз-хан против Джалал ад-Дина отправил своего опытного полководца Шиги Хутуху с 45-тысячным войском. Однако тот в двухдневной битве потерпел поражение. Это было первое серьезное поражение монгольских войск.

После этой победы Джалал ад-Дина жители многих городов восстали против монголов, убив при этом назначенных монгольских наместников. Чингиз-хан, осознав, что Джалал ад-Дин является серьезным противником, собрал свое войско и, сам возглавив его, отправился в сторону Газни.

Джалал ад-Дина еще до сражения с войсками Чингиз-хана покинули ряд его военачальников из-за разногласий, возникших при дележе добычи, доставшейся им после Парванской битвы. Это явилось серьезной потерей для Джалал ад-Дина, возможно, определившей исход предстоящей битвы.

Джалал ад-Дин, узнав о приближении монгольского войска во главе с Чингиз-ханом, покинул Газни и двинулся в сторону реки Синд (Инд), где планировал собрать войско для решающего сражения. Однако во время подготовки судов для переправы через Синд монгольское войско догнало Джалал ад-Дина.

24 октября 1221 г. началось одно из самых ожесточенных сражений того времени. Джувейни описывал его так: «Утром, когда дневной луч поднимался на лицо тьмы, молоко рассвета просочилось с груди утренней зари, султан Джалал ад-Дин остался между огнем и водой. С одной стороны, бушующая река Синд, а с другой — войско, сжигающее, как огонь. Несмотря на это, Джалал ад-Дин не растерялся и показал свое мужество. Он зажег огонь войны и сражения; оседлал коня мести и выбрал путь сражения».

Войско Чингиз-хана атаковало правый фланг войск Хорезмшаха, которым командовал Амин Малик, и нанесло ему мощный удар, в результате которого войско было уничтожено, а сам Амин Малик бежал в сторону Пешавара. Потерпел поражение и левый фланг. Хорезмшах, руководивший центром, с небольшой группой в 700 воинов сражался до половины дня. Джалал ад-Дин метался с левого фланга на правый, с правого фланга — в центр, уничтожая при каждом переходе по несколько воинов противника и поднимая боевой дух своей армии. Предвидя плохой конец битвы, двоюродный брат Хорезмшаха Ахош Малик смог убедить его в необходимости отступления. Тогда Джалал ад-Дин вернулся в свою ставку, велел привести ему его запасную лошадь и, оседлав ее, бросился в реку, переплыв на правый берег.

По сведениям ан-Насави, в этой битве Джалал ад-Дину удалось даже ворваться в центр вражеских войск. В то время как хорезмский отряд был занят окружением монгольских войск, тумен (10 тыс.), называвшийся «богатырь» и ждавший своего часа в засаде, перешел в наступление и решил исход сражения. Во время боя монголам удалось взять в плен 7-8-летнего сына Джалал ад-Дина, который был казнен в присутствии самого Чингиз-хана. Согласно Джувейни, Джалал ад-Дин сам лишил жизни свою мать, жен и других представителей семьи, чтобы они не достались монголам.

Поданным Г. Раверти и Г.Е. Грумм-Гржимайло, данная переправа на реке Синд назвалась его именем — Чели Джалали (Джели Джалали), сохранившимся до наших дней.

Джалал ад-Дин собрал оставшихся своих воинов и создал достаточно сильную армию. Ему удалось в ряде сражений в Северной Индии нанести поражение монголам, но установить здесь прочную власть он не смог, перенеся свою деятельность на Ближний Восток. В 1224 г. он вторгся в Иран и Азербайджан, а затем в Ирак, Грузию, Византию и другие страны.

В результате открытых противостояний и секретных интриг определенных лиц многие прежние сторонники Джалал ад-Дина покинули его. Среди них особое место занимал его визирь Шарафульмульк. Так, по его вине послы халифа Мустансира и Ала ад-Дина Кайкубада вернулись безрезультатно, при этом визирь оскорбил послов Кайкубада. Вследствие этого Кайкубад заключил союз с шестью правителями против Джалал ад-Дина. В 1230 г. в битве с Джалал ад-Дином на Яссичамане он потерпел поражение. В этот период начались новые походы монголов на западном направлении. Джалал ад-Дин отправил к Малику Ашрафу в качестве своего посла его брата, который был в плену у него, и просил у него помощи. Но Шарафульмульк, отправив своего человека за послом, разрушил план Джалал ад-Дина. Такая позиция визиря не продлилась долго. После того как были обнаружены его письма, отправленные соседним правителям, в которых он просил о предоставлении ему помощи для захвата власти у Джалал ад-Дина, он был арестован и казнен.

Исмаилиты, узнавшие об ослаблении Джалал ад-Дина, уведомили об этом монголов. В августе 1231 г. монголы внезапно напали на резиденцию Джалал ад-Дина. Последний велел своему амиру Орхану отвлечь монголов, а сам ускакал в сторону гор, по дороге убив двух монголов, преследовавших его. В одной из деревень в Диярбакра он попал в плен к курдским разбойникам. Один из них не поверил, что пленник — султан Джалал ад-Дин, и поразил его копьем, отомстив тем самым за своего брата, убитого при осаде Ахлата хорезмийцами.

Полагается считать, что государство Ануштегинидов прекратило свое существование в декабре 1220 г. со смертью Ала-ад-Дина Мухаммада. Однако назначив своего старшего сына Джалал ад-Дина наследником престола, он тем самым продлил его существование вплоть до августа 1231 г. — года гибели последнего представителя династии Ануштегинидов — Джалал ад-Дина Мангуберди.

В самом деле, ожесточенная борьба против монголов, порой заканчивавшаяся победой Джалал ад-Дина, его завоевательные походы, которые он проводил на Среднем Востоке и в Закавказье, определенные территории, находившиеся под его властью, — все это свидетельство существования данного государства, хотя и в сильно «разобщенном состоянии» и далеко за пределами исторического Хорезма.

Хорезм в истории государственности Узбекистана
«Ўзбекистон файласуфлари миллий жамияти»

Государство хорезмшахов и хорезм под властью монголов

Цивилизация возникла 35 в. назад.
Цивилизация остановилась 7 в. назад.
.
Истоки цивилизации следует искать в IV тыс. до н.э..

Но собственно Цивилизация Хорезма возникла в середине II тысячелетия до нашей эры. Это произошло позднее рождения древнего Египта и Вавилона, но в очень похожих природных условиях..

Цивилизация культивировала свои основные центры в низовьях Амударьи, где располагалась область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли..

Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь..

Хорезм IV в. до н.э. — I в. н.э. — могущественное государство..

С 1220 года Хорезм оказался в составе Монгольской империи, затем в улусе Джучи, позднее в Золотой Орде..

Цивилизация утратила свои основные признаки, хотя, созданные ею государственные образования, продолжали существовать ещё несколько столетий.

Х орезм — древний регион Средней Азии с центром в низовьях Амударьи — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь.

IV–III тыс. до н.э. А рхеологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников. Ряд находок показывает, что уже в эту эпоху Хорезм играл роль посредника между миром древних цивилизаций Среднего Востока и отдаленным гиперборейским Севером. Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине II тысячелетия тазабагъябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая.

Исследователи считают, что Хорезмийская цивилизация формировалась при определенном воздействии культуры древнего Двуречья.

К середине II тысячелетия относятся стоянки суярганской культуры.

Ряд исследователей отождетвляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо». Здесь, по преданию, родился основатель зороастризма — легендарный Заратуштра.

Цивилизация Хорезма возникла приблизительно в середине II тысячелетия до нашей эры. Это произошло позднее рождения древнего Египта и Вавилона, но в очень похожих природных условиях.

В низовьях Амударьи образовался плодородный оазис у окраин пустыни Кызылкум.

Речные паводки, сезонное орошение, рыба и дичь на пастбищах побережья Аральского моря сделали эту землю колыбелью уникальной культуры, оставившей после себя грандиозные памятники — затерянные города и исполинские крепости.

Племена, обитавшие к востоку от Каспийского моря, составляли единую яфетическую семью.

Кней относятся также кавказские народы, а также создатели древних цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии.

Хорезмийские яфетиды и кавиды на рубеже II и I тыс. до н.э. выступают как одно из звеньев цепи дрввнеиндоввропеиских племен вокруг Каспийского моря.

Древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII в. до н.э.

К началу I тысячелетия до н.э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.

О коло VIII-VII вв. до н.э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII-VI вв. до н.э. грандиозные ирригационные сооружения.

В середине VI в. до н.э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Он упоминается в Бехистунской надписи Дария I.

Г еродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н.э. на Элладу.

В результате завоевательных походов Александр Македонский государство Ахеменидов было уничтожено. Хорезм в этот период отделился от Ахеменидского государства. В 329-328 гг. до н.э. хорезмийский царь Фарасман явился к Александру Македонскому для переговоров.

В это же время Хорезмийцы приняли персидский обычай вести летоисчисление по годам правления каждого царя из династии Кей-Хосрова, который правил их страной и носил шахский титул. Так было до правления Африга, одного из царей этой династии.

Его сын наследовал ему в управлении страной. Афригу традиция приписывает постройку в 305 г. до н.э. грандиозного замка позади города Ал-Фир, разрушенного Аму-Дарьей в 997 г. н.э.

Бируни перечисляет 22 царя этой династии, от 305 до 995 г., давая кое-какие хронологические указания о времени правления некоторых из них.

IV в. до н.э. Уже тогда в Хорезме существовала развитая городская культура. Только в Элликкалинском районе современного Каракалпакстана сосредоточено более двух сотен городищ, самые знаменитые из которых, например, Топрак-кала или Аяз-кала, по сложности сооружения и масштабам постройки почти не уступают египетским пирамидам.

Городище Топрак-Кала является типичным послением Древнего Хорезма. Его важнейшей частью была цитадель на кирпичной платформе многометровой высоты. Здесь располагались дворцовый комплекс с парадными залами и целый ряд подсобных строений. Залы богато украшены росписью и глиняной скульптурой. Наряду с влиянием традиций эллинистической художественной школы здесь можно усмотреть и воздействие кушанских эталонов, а в рельефах, изображающих пасущихся оленей, — даже воздействие непосредственных связей с культурой кочевых племен.

Всего на территории, некогда занимаемой древним Хорезмом, древних крепостей — около тысячи. Многие из них находились в стороне от проезжих дорог, среди непроходимых барханов и солончаков, в руслах давно пересохших рек.

Х орезм IV в. до н.э. — I в. н.э. — могущественное государство. В этот период возведено множество укреплённых городов с мощными стенами и башнями, представлявших собой единую систему крепостей, защищавших границу оазиса со стороны пустыни. Огромное количество бойниц, каждая из которых обстреливает только узкое пространство, в силу чего у каждой бойницы должен был стоять специальный лучник, говорит о том, что весь народ был ещё вооружен и ведущую роль играла не профессиональная армия, а массовое народное ополчение.

III в до н.э. В о время продвижения кочевых союзов на юг, в сторону Парфии и Греко-Бактрии, Хорезм подпадает под власть кочевых племен.

О коло 175 г. до. н.э. Хорезм восстанавливает свою традиционную власть над Согдианой и Средней Сырдарьёй.

В последней трети I в. до н.э. Хорезм выступает как могущественный союзник западных гуннов. Власть Хорезма распространяется в это время далеко на северо-запад. По сведениям «Истории младшей династии Хань», восходящим к самому началу н.э., Хорезм (который описывается здесь как Кангюй — «страна каналов») подчиняет страну аланов, простиравшуюся в то время от северного Приаралья до восточного Приазовья.

С середины I века н.э. до конца II в. Хорезм входит в систему Кушанского царства как член древней массагетской конфедерации.

В I в. н.э. выпускаются первые местные монеты, на их оборотной стороне уже помещено изображение правителя на коне.

В III в. Хорезм восстанавливает свою независимость. Для этого периода характеры крепости, воздвигнутые центральным правительством и занятые гарнизонами постоянной армии.

В начале IV в., при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят. В последующую эпоху, между IV и VIII вв., города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм — это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб.

П ервые набеги арабов на Хорезм относятся еще к VII в.

В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн-Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» ал-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».

А рабские источники почти ничего не говорят о Хорезме последующих десятилетий. Зато из китайских источников известно, что хорезмшах Шаушафар в 751 г. посылает посольство в Китай, воевавший в это время с арабами. В этот период происходит кратковременное политическое объединение Хорезма и Хазарии.

О б обстоятельствах восстановления арабского суверенитета над Хорезмом ничего неизвестно. Во всяком случае, лишь в самом конце VIII в. внук Шаушафара принимает арабское имя Абдаллаха и чеканит на своих монетах имена арабских наместников.

В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причем ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркмении и западного Казахстана, а также Поволжье — Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы. Рост роли торговли с Восточной Европой выдвигал на первое место в Хорезме город Ургенч, сделавшийся естественным центром этой торговли.

В 995 году последний афригид Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча.

Х орезм в эту эпоху был городом высокой учёности. Выходцами из Хорезма были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Ирак, ал-Бируни, ал-Чагмини.

В 1017 году Хорезм был взят султаном Махмудом Газневи, а в 1043 году завоеван тюрками-сельджуками.

С конца XI века идёт постепенное освобождение Хорезма от сельджукского протектората и присоединение новых земель.

П равитель Хорезма Кутб ад-Дин Мухаммед I в 1097 году принимает древний титул хорезмшаха. Его внук Тадж ад-Дин Иль Арслан в 1157 году полностью освобождает Хорезм от сельджукской опеки.

П ри хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше Хорезм превращается в огромную империю.

В 1194 году войска хорезмшаха разбивают армию последнего иранского сельджукида Торгул-бека и утверждают суверенитет Хорезма над Ираном; в 1195 г. багдадский халиф Насир терпит поражение в бою с хорезмийцами и признает власть Текеша над восточным Ираком. Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару.

С ын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200–1220 завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далекую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан. Армия Мухаммеда предпринимает поход на Багдад, не удавшийся, впрочем, из-за наступления ранней зимы, закрывшей перевалы, и из-за известий о появлении на восточных границах Хорезмской империи монгольских войск.

В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану. Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но в ответ Мухаммад вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства.

В есной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячную армию в Хорезм. Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив свою армию разбросанной отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено. Хорезмшах с остатками армии вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в Каспийском море. Государство Хорезмшахов прекратило своё существование.

С 1220 года Хорезм оказался в составе Монгольской империи, затем в улусе Джучи, позднее в Золотой Орде.

В этот период Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии до своего разрушения в 1388 году войсками Тамерлана.

С XVI века большая часть территории Хорезма была включена в Хивинское ханство.

Происхождение узбекского народа

Происхождение узбекского народа.

Происхождение любого народа – это всегда очень сложный процесс, который в течении веков приводит к возникновению нового народа, с новым названием, с новой культурой, с новым языком. Почти всегда новый народ впитывает в себя культуру и языки народов, живших до появления этого нового народа. А самоназвание народа часто возникает от названия местности, где проживает народ, часто название народа появляется от имени какого нибудь знаменитого правителя (или вождя), имя которого его соплеменники помнять как имя основателя нового народа (нового государства). В истории мы найдем много таких случаев. Но чтобы найти истинные корни происхождения любого народа надо начать с самых древнейших времен (с легендарных времен, которые часто современной наукой не признаются). Современная историческая и этнографическая наука все процессы, происходящие в мире с древнейших времен, любит сильно (очень сильно) упрощать.
Я занимаюсь древнейшей историей народов мира, на основании своих исследований я создал исторический атлас народов, племен, культур с 17 мл.лет днэ. (конечно этот атлас не признан наукой, хотя он в основном базируется на археологических находках, а также на основе мифов и легенд – они то и не признаются историками). Мною составлены прдробные таблицы о появления (исчезновении) любых народов Старого Света (на исследование возникновения индейских народов Америки у меня еще не хватает времени).
В этой статье я буду раскрывать историю возникновения узбекского народа, при этом я буду использовать не только научные (признанные современной наукой) материалы, но и результвты своих исследований.

Что мы знаем про узбеков по официальным источникам?
В Википедии говорится, что узбеки – тюркоязычный народ, который является коренным населением Узбекистана. Этногенез узбеков протекал в Мавераннахре. В формировании узбеков принимали участие древние народы Средней Азии – соглийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, саки, массагеты, восточные иранцы, эфталиты, тюркоязычные племена, которые стали проникать в Среднюю Азию на рубеже 1-2 веков.
Со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (6 век) численность тюркоязычного населения стала возрастать. В VII—VIIIвв. в Средней Азии проживали такие тюркские племена как: тюрки, тюргкши, карлуки, халаджи и др. В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-согдийскому симбиозу (взаимодействию, слиянию).
После вторжения монголов в Среднюю Азию в 1219 году, этногенез населения Средней Азии подвергся изменению. По последним генетическим генеалогическим тестированием из Оксфордского университета, исследование показало, что генетическая примесь узбеков имеет промежуточное положение междуиранским и монгольскими народами.
Арабское завоевание второй половины 7 – 1 пол.8 века оказало определенное влияние на ход этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к 10-му веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стал персидско-таджикский и тюркский.
В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс начала формирования этноса, впоследствии ставшего основой узбекcкой нации, особенно активизировался в 11-12 веках, когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемы династией Караханидов. Возникновению узбекской народности предшествовало образование в XII веке крупного государства Хорезмшахов, объединившего как оседлое, так и частично кочевое население Средней Азии.
Новая волна тюркоязычных племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания 13 века. В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: найманы, барласы, арлаты, катаганцы, кунграты, джалаир и др. Этноним «узбек» был привнесен в регион после завоевания и частичной ассимиляции в её среде дешткипчакских кочевников (название кочевников Золотой Орды со времен Узбек-хана, 14 век), перекочевавших в Мавераннахр на границе 15-16 веков во главе с Шейбани-ханом из степей современного Казахстана.
Тюркоязычное население Среднеазиатского междуречья, сложившееся к XI—XIIвв. составило основу узбекского народа. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района явились дешткипчакские узбеки, пришедшие в конце XV века вместе с Шейбани-ханом. Тюркоязычные кочевые племена, пришедшие в Среднюю Азию в XVIв. под предводительством Шейбани хана, застали здесь уже многочисленное тюркское и тюркизированное население, которое сформировалось на протяжении длительного периода. Дештикипчакские узбеки включились в это тюркоязычное население, передав ему свой этноним «узбек» лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.
Процесс формирования современного узбекского народа протекал не только на степных пространствах севера Средней Азии и Казахстана, но также в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров.

А что написано в Советской Исторической Энциклопедии про проихождение узбекского народа.
Литературный язык узбеков относится к тюркской группе языков. Древними предками У били согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы, саки, массагеты. С сер.1 тыс.днэ в Ср.Азию начинают просачиваться монголоидные группы млемен. Со 2-й половины
6 в., со времени вхождения Ср.Азии в состав Тюркского каганата этот процесс усилился., начался процесс отюречения по языку ираноязычного населения . Во времена государства Караханидов тюркоязычные племена переходят к оседлости. Все тюркоязычное население Междуркчья (территории между реками Сыр-Дарья и Аму-Дарья), сложившееся к
11-12 векам составило основу узбекской народности. В результате монгольских завоеваний в 13 веке в состав населения Междуречья влилась новая волна тюрко-монгольских племен. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района, явились дешткипчакские узбеки, пришедшие в кон.15 в.вместе с Шейбани-ханом.
В общем и здесь история происхождения узбекского народа похожа на ту, что описана в Википедии.

Как мы заметили, что окончательную точку в формировании узбекского народа поставили дешткипчакские узбеки (к которым уже применялось название «узбеки», так как они считали себя подданными государства Узбек-хана. По этой причине происхождение узбекского народа надо рассматривать в двух направлениях одновременно — происхождение всех народов на территории современного Узбекистана (изменение состава населения на этой территрии) с самых древнейших времен,
— происхождение дешткипчакских узбеков с самых древнейших времен.
Этим я и займусь в этой статье. Начну это делать по картам своего атласа.
Начну я с 17 млн.лет днэ – в это время территория современного Узбекистана была на дне океана. На Земле существовал всего один народ – асуры. Их современыми потомками являются бушмены, готтентоты, пигмеи, веддоиды, папуасы и аборигены Австралии. Асуры жили на одном большом материке – Лемурия (на месте современного Индийского океана).
4 млн.лет.днэ – появился новый народ – атланты (это западные асуры)
1 млн лет.днэ – появился новый народ – муанцы (это восточные асуры)
700 тыс.лет днэ – асуры как народ исчез к территории Земли, вместо его остались племена австралоидов, живших в основном на берегах Индийского океана (Вост.Африка, Юж.Азия, Индонезия, Австралия).
399 тыс.лет днэ – муанцы как народ исчезли, вместо них остались племена населявшие острова Океании, Филиппин, Тайваня, Японии (предки айнов были муанцами).
199 тыс.лет днэ – территория современного Узбекистана стала сушей, но Аральское море еще было соединено с Каспийским и Черным морем. Людей современного вида на этой территории не было. Жили там в основном неандертальцы (это не люди, а прямоходящие обезьяны похожие на людей – это неудачная попытка создать новую расу людей, предпринятая асурами и атлантами с помощью генной инженерии). В это время начинается переселение потомков атлантов на Ближний Восток и Западную Европу, так как материк Атлантида начинает уходить под воду Атлантики.
79 тыс.лет днэ – на территории Междуречья (между реками Аму-Дарья и Сыр-Дарья) начинают появляться небольшие поселения потомков атлантов. В это же время на территории Северного Китая и юга Монголии тоже появляются большие поселения потомков атлантов. Этот народ называл себя туранцами, так как жили на берегу большого Туранского моря (это на месте современной пустыни Гоби).
17500 г.днэ – на территории Междуречья появляются племена костенковской археологической культуры, которые пришли туда с территории Восточной Европы. Это предки будущих дравидоидов ( эти племена сложились в результате смешения европеодидов и австралоидов, которое произошло в окрестностях Средней Волги). Это европейский народ с темным цветом кожи.
12000 г.днэ – на севере Евразии произошло похолодание и возникли большие ледники. Это похолодание произошло по причине применения ядерного оружия атлантами против туранцев (потому, что они не подчинялись власти атлантов). В результате этой акции, Туранское море стало быстро засыхать и превращаться в пустыню Гоби. А самы туранцы, получив сильные облучения, частично погибли, а выжившие подверглись генетической мутации и приобрели монголоидные прихнаки (стали отличатьчя от остальных потомков атлантов которын жили в Европе и на Ближнем Востоке). Кроме этого туранский единый народ разделился на большие группы племен – прото-алтайцев (прото-тюрков), прото-монголов, прото-китайцев, прото-тунгусов, прото-тибетцев и т.д.). Эти все народы в последствии всегда стали иметь монголоидные признаки.
7500 г.днэ – на территорию Междуречья проникают племена культуры али-кош с территории современного Ирана, это тоже дравидоидные племена (европеоиды с темной кожей). Если кто хочет знать, на каком языке говорили в те времена жители Междуречья. Могу только предположить, что язык дравидоидов поход на эламский и шумерский языки, так как эти народы были тоже дравидоидами.
5700 г.днэ – на территории Междуречья сформировалась джейтунская культуры. Это племена тех же дравидоиов, но на них оказали влияние более северные европеоиды с Восточной Европы.
3500 г.днэ – на территоории Междуречья сформировалась культура Анау, Это тоже дравидоиды, на них также оказали влияние северные европеоиды, так как на юг их оттесняют племена индоевропейцев, которые к этому времени уже дошли до северных берегов Аральского моря.
1900 г.днэ – на севере Междуречья появилась суянгарская культура (это племена древних индо-иранцев (ариев). Южную часть Междуречья населяют племена культуры алтын-депе (это племена дравидоидов, родственные эламитятам и дравидоидам Хараппской цивилизации на северо-западе Индии).
1500 г.днэ – происходит разделение ариев на древних индийцев и древних иранцев.
Древние индийцы уже нанимают территорию южного Междуречья, а северную часть Междуречья заселяют древнеиранские племена (племена тазабагьябской культуры). К этому времени дравидоидов на территории современного Узбекистана уже нет, они оттеснены на юг – в Иран и северо-запад Индии.
1300 г.днэ – вся территория современного Узбекистана занята племенами древних иранцев. К этому времени древние индийцы уже ушли в Индию.
700 г.днэ – к этому времени на севере Междуречья (Хорезм) сформировался новый ираноязычный народ – хорезмийцы (алеирбадская культура). На остальной территории продолжали жить древнеиранские племена.
600 г.днэ – на севере Узбекистана создано государство хорезмийцев – Хорезмия, в южной части Узбекистана создано государство согдицев – Согд. Оба этих государства населены ираноязычными народами. В северо-восточной части Междуречья свормировался новый ираноязычный народ – массагеты (кочевники).
К 539 г.днэ – Хорезмия, Согдиана, Бактрия подчинены персидскому государству Ахеменидов. Попытки персов подчинить себе массагетов были неудачными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: