Дипломатия на руси 12 — 15 веков

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ Внешнеполитический курс Древнерусского государства, охватывающий период от правления первых русских князей (середина IХ века) до установления монголо-татарского ига

Дипломатия на руси 12 — 15 веков

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Внешнеполитический курс Древнерусского государства, охватывающий период от правления первых русских князей (середина IХ века) до установления монголо-татарского ига в середине XIII века.

Внешняя политика середины IX-середины Х века

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на Византию. Большую известность получил договор между ней и Русью, заключенный князем Олегом (879-911) в 911 году в результате его похода на Константинополь. Он был написан на русском и греческом языках, давал право русским купцам месяц жить за счет греков в византийской столице (однако они должны были ходить по городу без оружия и иметь при себе письменные документы, а также заранее сообщать о своем визите). Договор обеспечил возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на византийских рынках.

В княжение Игоря (912-945) в 944 году договор был вновь подтвержден, но на менее выгодных условиях. Его жена Ольга, правившая после гибели мужа (945-964), поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 году она совершила дипломатический визит в Константинополь, где приняла христианство, что, однако, не повлекло за собой массового крещения населения Руси.

Походы Святослава

Перед князем Святославом (964-972) стояла задача защиты Руси от набегов кочевников (печенегов) и прокладывания торгового пути в другие страны. С этими задачами он успешно справился. В своих многочисленных походах Святослав нанес поражение Волжской Булгарии (мусульманское государство на Средней Волге и Нижней Каме), разгромил давнего врага восточных славян — Хазарский каганат, взял его города Итиль и Саркел. Князь успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, покорив племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгов), овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Святослав старался приблизить границы Руси к Византии и включился в 967 году в болгаро-византийский конфликт на стороне Константинополя, однако затем повел борьбу уже против императора Никифора Фоки за Балканский полуостров. Во время этого конфликта князь даже хотел перенести столицу своего государства на Дунай в город Переяславец, куда свозились бы, как он предполагал, блага из разных стран: Византии, Руси, Венгрии, Чехии. Но борьба с Византией окончилась неудачно: Святослав был окружен 100-тысячным греческим войском. С трудом он смог уйти на Русь, заключив с империей договор о ненападении и вернув дунайские земли. По дороге же домой Святослав попал в засаду, устроенную печенегами у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан сделал из его черепа чашу, из которой пил на пирах, считая, что так к нему перейдет слава убитого.

Внешняя политика Руси в конце Х-первой половине XII века

При князе Владимире I (980-1015) была решена важнейшая задача: была обеспечена защита русских земель от набегов многочисленных печенежских племен, с которыми постоянно приходилось сталкиваться. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне на границе со степью был сооружен ряд крепостей.

В 985 году Владимир совершил поход на Хазарию, обложив ее данью, и Булгарию, с которой заключил договор на выгодных условиях.

Главным актом всей политики Владимира стало крещение Руси в 988 году по восточному, греческому обряду. Перед этим он осадил Херсон – центр византийских владений в Крыму. После длительной осады город сдался, князь договорился с императором Василием II о крещении и женитьбе на его сестре Анне. Крестившись сам, князь затем крестил и весь свой народ. Это имело большое международное значение. Русь, отвергнув язычество, стала на равных с другими христианскими странами, укрепила свои связи с Византией.

В 989 и 1000 годах Владимир участвовал в византийских походах против дунайской Болгарии. Во время его правления были заключены договоры с Венгрией, Польшей, Чехией.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Древняя Русь достигла наивысшего могущества. В 1020-е годы Ярослав выступал против польского короля Мешко II. В 1030 году после успешного похода на прибалтийскую чудь он основал у Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту), утвердив русские позиции в Прибалтике. В 1038 году князь совершил поход на ятвягов, в 1040, 1044 годах – на литву. Ярослав, как и Владимир, занимался защитой страны от печенежских набегов. В 1036 году он разбил печенегов, навсегда освободив от них страну.

При Ярославе Русь получила широкое международное признание. С его семьей стремились породниться крупнейшие королевские дома Европы. Сам князь в 1019 году женился на шведской принцессе Ингигерде (Ирине). Дочери Ярослава вышли замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Польский король женился на сестре великого князя, а германский император на его внучке. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха, отсюда прозвище сына Всеволода – Владимир Мономах.

В правление последнего (1113-1125) тенденции, ведущие страну к распаду на отдельные княжества, стали необратимы. Однако Владимиру Мономаху еще удавалось удерживать Русь под своей властью. Он успешно боролся с половцами, начавшими свои набеги во времена правления Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей. В 1116 году Владимир после очередного похода вынудил их откочевать от русских границ.

В 1110-е годы Мономах поддержал претендента на византийский престол – самозванца Лжедиогена и даже выступил против императора. Он смог завладеть дунайскими землями, которые Византия все же вернула себе. В 1123 году русско-византийские переговоры увенчались успехом и были закреплены династическим браком: внучка Мономаха стала женой сына византийского императора.

Сын Мономаха Мстислав Великий (1125-1132) совершил несколько походов на Полоцкое княжество (1127, 1129). Он выслал всех полоцких князей в Византию, посадив туда своего сына Изяслава.

Мстислав ходил и в Прибалтику. В 1130 году он обложил данью чудь, но через год потерпел поражение у Юрьева. Был удачен поход на Литву в 1132 году, однако на обратном пути киевляне были разбиты.

После смерти Мстислава Русь окончательно распалась на отдельные княжества-государства. Начался период феодальной раздробленности.

Борьба с внешней опасностью в XIII веке

XIII стал временем изменения политической карты Европы. В 1204 году крестоносцы завоевали Константинополь, была образована Латинская империя. Рыцарские ордена начали экспансию в Прибалтике, угрожая русским границам. Сильнейшую опасность для раздробленной и ослабленной Руси представляло образовавшееся тогда же Монгольское государство.

Монголо-татарское нашествие

В 1206 году правителем монголов стал Чингисхан (1206-1227), объединив их в единое государство. Оно отличалось силой и монолитностью. Монгольская знать была заинтересована в расширении пастбищ и организации грабительских набегов на соседние землевладельческие народы. Монгольское войско было отлично организовано, оно делилось на десятки, сотни, тысячи и тьмы (тумены), то есть десять тысяч. Основной ударной силой была конница. Также у монголов была хорошо поставлена разведка. Способствовал их завоеваниям и принцип веротерпимости к покоренным народам.

В 1215 году монголы заняли Китай, в 1218 году – Корею, в 1219 начали завоевание Средней Азии, дойдя затем и до Северного Кавказа, где нанесли поражение половцам. Те же обратились за помощью к русским князьям. В 1223 году монголы разбили русских и половцев на р. Калке. Они дошли до Днепра, но в пределы Руси не вступили. Возвращаясь в степь, кочевники предприняли неудачную попытку захватить Волжскую Булгарию. Они поняли, что вести походы на Русь и ее соседей можно путем организации общемонгольского похода. Его возглавил внук Чингисхана Батый (1227-1255), получивший в наследство территорию, которую сможет завоевать на Западе. В 1236 году монголы подчинили себе Булгарию, в 1237 – кочевников степи. Осенью 1237 года они подошли к русским территориям, перейдя Волгу.

Русь знала об опасности, но страдала от раздробленности. У нее не было единого командования. Укрепления городов не годились для отпора кочевникам. Батый обладал и численным и техническим превосходством.

Первой подверглась атаке монголов Рязань. На шестой день осады она была взята, жители и княжеская семья перебиты. В начале 1238 года кочевники двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. У Коломны они разбили русское войско. Пять дней сопротивлялась Москва, но была сожжена. В феврале был осажден Владимир, захваченный на четвертый день осады. После этого войско Батыя разделилось на отряды, которые подвергли разгрому Северо-Восточную Русь. Полки князя Юрия Всеволодвича сразились с монголами на р. Сити, но безуспешно. Кочевники двинулись на Северо-Запад. Здесь две недели оборонялся Торжок, спасший северо-западную Русь от разграбления. Монголы отступили на юг, чтобы восстановить силы. По дороге они уничтожали города. Семь недель сопротивлялся захватчикам Козельск, прозванный ими «злым городом».

Весной 1239 года Батый разгромил Переяславль Южный, осенью – Черниговское княжество. В 1240 году после длительной осады был взят Киев, в 1241 году – Галицко-Волынское княжество. На территории Руси установилось монголо-татарское иго, просуществовавшее более двухсот лет (1240-1480).

После разгрома Руси Батый двинулся в Европу, разорив Польшу, Венгрию, Чехию, Балканы. Однако в 1242 году монголов постриг ряд неудач, они решили завершить тяжелый поход и вернуться на восток. Русь, в которой завоеватели потратили большую часть сил, по сути, спасла европейские страны от ига.

Борьба с крестоносцами

В начале XIII века прибалтийские народы были язычниками. Сильное влияние на них оказывали соседние русские земли. В согласии с доктриной немецкого рыцарства «Drang nach Osten» (Натиск на Восток) началось вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западной Руси. Его санкционировали римский папа и германский император Фридрих. В крестовом походе приняли участие рыцари северных стран Европы.

Для завоевания земель латышей и эстов был создан Орден меченосцев. Он вел захватническую политику под лозунгом христианизации «Кто не желает креститься, тот должен умереть». Еще в 1201 году рыцари высадились в устье Западной Двины и основали в качестве опорного пункта Ригу. В 1219 году датские рыцари захватили часть прибалтийского побережья и основали Ревель (Таллин). В 1224 году крестоносцы взяли Юрьев. Для завоевания Литвы и русских земель в 1226 году прибыли рыцари Тевтонского ордена. В 1234 году меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, в 1236 – от литовцев и земгалов. Это заставило крестоносцев объединить силы. В 1237 году из тевтонов и меченосцев был образован Ливонский орден.

Читайте также  Приход к власти петра. достижения культуры

Русь, ослабленная борьбой с монголами, была вынуждена воевать и с рыцарями. В 1240 году ситуацией воспользовались шведские феодалы, чей флот высадился у слияния Невы и Ижоры. Шведы рассчитывали захватить Старую Ладогу и Новгород. Новгородский князь Александр Ярославич со своим войском скрыто подошел к шведскому лагерю, а затем ударил по нему, отрезав шведам путь к отступлению. Победа была полной. Сражение со шведами получила название Невской битвы, сам же Александр получил прозвище Невский. Шведская агрессия была остановлена, Русь сохранила за собой Балтику.

Летом 1240 года ливонцы вместе с датскими и немецкими рыцарями захватили Изборск. В 1241 году ими был взят Псков. Из-за конфликта новгородских бояр и Александра Невского, изгнанного из города, крестоносцы смогли подойти совсем близко к Новгороду. Но вскоре князь возвратился в него. Он освободил захваченные города, а затем перекрыл путь рыцарям, расположив войска на льду Чудского озера. 5 апреля 1242 года здесь состоялось Ледовое побоище, закончившееся разгромом крестоносцев. В результате этой победы военная мощь Ливонского ордена была ослаблена, а попытка навязать Руси католицизм сорвана. Однако в конце XIII рыцари смогли захватить значительную часть Прибалтики.

Особенности дипломатии Руси XV в.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Русь и Литва в XV веке

Конец $XIV$-начало $XV$ века характеризуется сильной позицией Великого княжества Литовского. Князь Василий I женился на дочери литовского князя Софье Витовтовне, но в результате имел больше проблем от нового родственника, чем помощи. Витовт имел свои далеко идущие планы, в которых не последнее место занимали амбиции по поводу Руси. Так, в $1395$ году он захватил Смоленск, воспользовавшись проблемами внутри местного княжеского рода.

В отношениях с Витовтом до начала $XV$ века Василий I был гибок и дипломатичен, поскольку Литва поддерживала Москву против Орды; поэтому князь принял захват Смоленска и неоднократные походы в Рязанскую землю. Но в $1405$ году Витовт совершил поход на Псков, тогда Василий повел против него войско. В $1408$ году войска около месяца простояли на реке Угре, после чего заключили мир.

Сыну Василия I Василию II могущественный дед помогал утвердиться на русском престоле. До смерти Витовта открытого сопротивления Василию Васильевичу не высказал ни один противник. В дальнейшем отношения с Литвой были также непростыми. Василий II заключил договор с Казимиром IV о взаимном признании границ, по которому Казимир обещал не поддерживать Новгород.

При Иване III отношения ухудшились, так как позиции России усилились. Казимир IV поддерживал мятежный Новгород, правда издалека, но дипломатии это не способствовало. Почти все правление Ивана III с Литвой шли войны с переменным успехом, многие города Древней Руси были присоединены к Москве.

Русь и Орда

Во время правления Василия I Русь подверглась нескольким нашествиям из Орды. После падения Тохтамыша выплата дани в Орду прекратилась, но в $1408$ году ставленник среднеазиатского правителя Тамерлана Едигей совершил набег на Русь. Ему удалось дойти до Москвы, хотя город он не взял, но разрушения в государстве были очень сильными. Василий I использовал против Едигея дипломатию: тому пришлось спешно возвращаться в Орду, где вспыхнула новая усобица.

Готовые работы на аналогичную тему

При Василии II ситуация осложнилась, так как Русь ослабляла феодальная война. Набеги ордынцев были практически постоянными. Так, великий князь даже попал в плен к Казанскому хану Улу-Мухаммеду. При этом Золотая Орда на тот момент фактически распалась, ее наследницей считалась Большая Орда. Вместе с тем, сын Улу-Мухаммеда Касим стал союзником Василия II, поступил на службу и получил земельное пожалование. Однако в целом Василий II вынужден был платить дань, а после пленения отдал несколько городов в кормление.

Преемник Василия II Иван III занял более решительную позицию в отношении ига.

Распавшаяся на несколько независимых ханств Орда уже не могла быть прежним опасным противником, поэтому претензии хана Большой Орды Ахмата были отвергнуты.

Иван III перестал выплачивать дань. Поход Ахмата $1472$ года был провальным, несмотря на то, что он сжег Алексин. Русские правители уже долгое время использовали союз с Крымским ханством против Орды, поэтому Ахмату пришлось бороться с Менгли-Гиреем. В итоге, нашествие $1480$ года поставило точку в вопросе ига. Простояв в течение двух месяцев на берегу реки Угры, Ахмат повернул обратно, его союзник Казимир IV обещанной помощи не прислал. Монголо-татарское иго, длившееся $240$ лет было сброшено.

Русь и Византия

На Руси $XV$ века пристально следили за положением в Византии.

Османский натиск на империю вынудил ее обратиться за помощью к Западной Европе, следствием чего было принятие Флорентийской унии в $1437-1438$ году. По унии признавалось главенство папы римского.

На Руси унию встретили крайне негативно. Назначенный из Византии митрополит Исидор, присутствовавший на соборе по заключению унии, был смещен и заключен в темницу, откуда, правда, вскоре бежал.

В $1453$ году падение Константинополя окончательно убедило представителей русской церкви в том, что они единственные остались проводниками православной веры. С точки зрения международного статуса и для утверждения крепкой государевой власти византийские идеи были весьма кстати. Русь стали считать преемницей Византии, этому способствовал и брак Ивана III с племянницей последнего императора Софьей Палеолог.

2.2 Дипломатия Руси XII-XV вв.

Принципы дипломатии, существовавшие на Руси в указанный период времени вносят свой вклад в развитие дипломатической службы в целом. Стоит отметить, что здесь развивается посольская служба, которая, в свою очередь обладала рядом особенностей.

Так, например, в тех случаях, когда князья не принимали личного участия в ходе переговоров, дипломатические сношения осуществлялись посредством послов. В 1229 г. в качестве посла со стороны Смоленска ходил в немецкие города «поп», священный сан которого должен был в какой-то мере оградить его личность в чужой стране, и «умный муж из города Смоленска».

При отсутствии налаженных сношений и элементарной безопасности в пути вопрос о неприкосновенности послов был одним из наиболее важных. В Смоленском договоре 1229 г. устанавливается двойная вира (плата) за убийство посла. Точно так же и Новгородский договор 1270 г. за убийство новгородского посла требует 20 марок серебра и столько же за немецкого посла вместо обычных 10 марок. Указанные оговорки не всегда были лишними. Как известно, когда в 1223 г. к русским князьям, выступившим в поход против монголо-татар, пришли татарские послы, то они были перебиты. Впрочем, в данном случае между русскими и монголо-татарами было состояние войны, что могло оправдать в глазах русских князей поступок, нарушавший основной закон международного права. Еще чаще послы подвергались насильственному задержанию. В 1142 г., например, послы новгородские были задержаны в Южной Руси, потому что не сговорились с киевским князем относительно того, кто будет князем в Новгороде. Так же поступали и владимирские великие князья. Андрей Боголюбский в 1167 г. «изымал», т.е. арестовывал, послов новгородских. При сношениях между русскими князьями послы пользовались содержанием и средствами передвижения (корм и провоз) за счет того князя, к которому были посланы, — обычай который, может быть, следует возводить к византийской традиции. Помимо исполнения своих прямых дипломатических обязанностей послы содействовали распространению различных сведений международного значения. При отсутствии каких-либо других способов внешнеполитической информации эта роль дипломатических представителей являлась довольно существенной. Поэтому Владимир Мономах и рекомендовал своим сыновьям оказывать честь и послу и купцу, «ибо они, ходя мимо, по всем землям прославляют человека либо добрым, либо злым» История дипломатии. Под редакцией Потемкина В.П. М.: ОГИЗ. — 1941. Т.1. .

Также, немаловажное значение имеет тот факт, что на Руси был разработан своеобразный порядок заключения договоров.

Тексты договоров рассматриваемого периода времени не сохранились, однако их содержание и суть могут быть переданы практически в полной мере. Договоры заключались как между князьями (т.е. междукняжеские договоры), так и между государствами (международные договоры). Они заключались в форме «крестных грамот», т.е. утверждались целованием креста, и в основном это были договоры о союзе. Из международных следует выделить договоры русских городов с немецкими, основной задачей которых было урегулирование условий торговых сношений русских и немецких купцов. Главным образом решались торговые вопросы: пути, которыми должны проезжать иноземные купцы, порядок уплаты долгов, единство мер и весов, размеры торговых пошлин и т.д. Иванова И.И. История международных отношений и внешней политики России. В.: изд-во ДВГТУ. — 2008. С.71.

Делись добром ;)

  • Введение
  • Глава 1. Дипломатия древнего мира
  • 1.1 Дипломатия Древнего Востока
  • 1.2 Дипломатия Древней Греции и Рима
  • Глава 2. Развитие дипломатии в средние века
  • 2.1 Византийская дипломатия
  • 2.2 Дипломатия Руси XII-XV вв.
  • 3. Общая характеристика дипломатии и дипломатических органов периода XVI-XVIII вв.
  • Заключение

Похожие главы из других работ:

§1. Дипломатия времен Великого переселения народов

дипломатия феодализм европа восток Римская империя и варвары. С конца 4 века нашей эры волны нашествия германских племен, давно бившиеся о границы Римской империи, прорываются внутрь и затопляют ее области.

§2. Византийская дипломатия

Дипломатия Юстиниана (527-565 гг.). Образцом для варварских королевств была дипломатическая служба в Восточной Римской(Византийской) империи. Сохранив старые римские традиции, все более изощряясь в новой, сложной и опасной обстановке.

§1. Дипломатия арабов

Франкские историки рассказывают о посольствах, которыми обменивались Карл Великий и багдадский халиф Харун-ар-Рашид, и о подарках, которые они посылали друг другу. С арабами франки были знакомы уже давно. В течение столетия.

§2. Дипломатия Киевской Руси

Международные отношения Киевской Руси IX-X веков. В IX веке в Приднепровье и примыкающих областях сложилось могущественное славянское государство Русь, которое мы IX-X века называем Киевским государством, или, употребляя терминологию Маркса.

2. Многосторонняя дипломатия

Существует множество определений понятия дипломатия. Некоторые приведены, например, в таких известных книгах, как «Дипломатия» Г. Никольсона, «Руководство по дипломатической практике» Э. Сатоу. Большинство исходит, во-первых, из того.

Глава 1. Дипломатия древнего мира

1.1 Дипломатия Древнего Востока

Дипломатия в древнем мире выполняла внешнеполитические задачи государств, экономической основой которых было рабовладение. Рабовладельческий строй не оставался неподвижным.

Читайте также  Основные направления внешней политики екатерины ii

1.2 Дипломатия Древней Греции и Рима

Более развитое рабовладение, чем на Древнем Востоке, связанное с товарно-денежным хозяйством и ростом приморских городов, лежало в основе античных государств — Греции и Рима.

2.1 Византийская дипломатия

Образцом для варварских королевств была дипломатическая служба в Восточной Римской (Византийской) империи. Сохранив старые римские традиции, все более изощряясь в новой, сложной и опасной обстановке.

4. Сила и дипломатия.

Взаимоотношение силы и дипломатии в истории всегда было неоднозначным. Гуго Гроций — голландский юрист, один из ранних кодификаторов международного права, почти четыреста лет назад утверждал.

2. Дипломатия стран Западной Европы и США

Исчезновение Советского Союза с карты мира привело к глобальным политическим и социальным последствиям. Политика двухполюсности перестала играть главенствующую роль в международных отношениях.

3. Внешняя политика и дипломатия государств СНГ

Содружество Независимых Государств (СНГ) было образовано в конце 1991 г. двенадцатью независимыми государствами, бывшими союзными республиками СССР. Государствами-членами СНГ стали Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

4. Дипломатия Республики Молдова и ее характеристика

Республика Молдова провозгласила свою независимость 27 августа 1991 г. и вместе с другими 14 бывшими союзными республиками СССР стала полноправным членом международного сообщества».

1.1 Эволюция понятия «дипломатия»

Дипломатия как профессия, то есть деятельность по поддержанию отношений между государствами, известна с самых древних времен. Раньше, в разных странах, таких как Египет, Шумеры, Вавилон, а позже в Ассирии, Персии, Индии, Китае, Греции и Риме.

1.3 Экономическая дипломатия как явление международной жизни.

Экономическая дипломатия является относительно новой областью международной деятельности в сфере общественно-политических отношений.

Дипломатия на руси 12 — 15 веков — история России

История димломатии, том 1 :: Читать книги онлайн

Дипломатия в древнем мире выполняла внешнеполитиче­ские задачи государств, экономической основой которых было рабовладение.

Рабовладельческий строй не оставался неподвижным. В про­цессе своего исторического развития он прошел несколько последовательных стадий.

Раннее рабовладение, еще не вполне отделившееся от об­щинно-родового строя, лежало в основе государственных обра­зований Древнего Востока — типа египетской деспотии, царства хеттов, Ассирии, Персии, государств Древней Индии.

В этих военно-теократических державах, опиравшихся на силу вне­экономического принуждения, внешняя политика направля­лась преимущественно завоевательными интересами: захват земель, рабов, скота, грабеж богатств, имевшихся в соседних странах, были главной целью тогдашних войн.

Международ­ные вопросы разрешались обычно вооруженной силой. Однако государствам Древнего Востока приходилось развивать и весьма оживленную дипломатическую деятельность. Дипло­матические сношения велись самими царями.

Властелины Древнего Востока почитались как боги, воплощали в своем лице все государство, имели в своем распоряжении целые армии «царских слуг» — чиновников и писцов.

В соответствии с основными задачами завоевательной внеш­ней политики военно-теократических царств Востока их цен­трализованная дипломатия разрешала сравнительно ограни­ченный круг вопросов. Наиболее сильной ее стороной явля­лась организация всепроникающей военно-политической раз­ведки.

Более развитое рабовладение, связанное с товарно-денеж­ным хозяйством и ростом приморских городов, лежало в основе античных государств — Греции и Рима.

Внешняя политика этих рабовладельческих государств-городов («полисов») определялась интересами борьбы за расши­рение территорий, за приобретение рабов, за рынки.

Отсюда вытекали: стремление к гегемонии, поиски союзников, обра­зование группировок, колониальная экспансия, которая ста­вила своей задачей образование крупных держав и вызвала столкновения у греков на Востоке, с Персидским царством, у римлян — на Западе, с богатейшей торговой республикой древнего мира — Карфагеном.

Дипломатическая деятельность античных полисов выра­жалась в оживленных переговорах, беспрерывном обмене посольствами, созыве совещаний, заключении оборонительных и наступательных союзных договоров.

Во всей полноте развертывается деятельность дипломатии государств классической Греции в период Пелопоннесской войны между двумя крупнейшими военно-политическими союза­ми — Афинским и Спартанским, — которые боролись в тече­ние 30 лет за преобладание в эллинском мире.

В дальнейшем не менее напряженная деятельность дипломатии разгорается с выступлением на общегреческую арену новой силы — Ма­кедонского царства, которое воплощало в себе объединитель­ные тенденции Греции того времени в сочетании с колониаль­ной экспансией на Восток.

На западе, в Римской республике, наибольшая активность дипломатии наблюдается в период Второй и Третьей Пуни­ческих войн. В это время крепнущая Римская республика встречает в лице Ганнибала крупнейшего противника не только в военной, но и в дипломатической области.

На организации дипломатии античных республик сказа­лись особенности политического строя рабовладельческой де­мократии. Послы республик выбирались на открытых собра­ниях полноправных граждан и по окончании своей миссии отдавали им отчет.

Каждый полноправный гражданин, если он считал неправильными действия посла, мог требовать привлечения его к судебной ответственности.

Полностью это было проведено в греческих республиках, в меньшей степени — в Риме: здесь вместо Народного собрания полновластным ру­ководителем внешней политики являлся орган римской знати — Сенат.

В последние два века Римской республики и в первые два столетия Империи рабовладение достигло наивысшего разви­тия в пределах античного мира.

В этот период римское госу­дарство постепенно складывается в централизованную форму Империи.

Внешняя политика императорского Рима пресле­довала две основные цели: создание мировой державы, вобрав­шей в себя все страны известного тогда «круга земель», и обо­рону ее границ от нападения соседних народов.

На востоке, в своей борьбе и сношениях с Парфянским царством, дипломатия Римской империи при первых импера­торах успешно разрешает наступательные задачи. В дальнейшем, вынужденная к отступлению, она переходит к искус­ному маневрированию.

На Западе, в соприкосновении с варварами на европейских границах Империи, римская дипломатия стремится ослабить напор варварской стихии и использовать ее в качестве военной и рабочей силы.

Одновременно римской дипломатии приходилось разре­шать задачу поддержания целостности Империи путем согла­шений между отдельными частями римской державы.

В связи с централизацией государственной власти все руководство внешней политикой императорского Рима осу­ществлялось главой государства — императором, при посред­стве его личной канцелярии.

Техника дипломатии императорского Рима стояла на до­вольно высоком уровне: она отличалась сложной и тонкой разработкой приемов и форм.

Уже с конца II века замечаются признаки распада Римской империи, связанного с кризисом рабовладельческого способа производства: его вытесняют новые, полуфеодальные, способы эксплоатации труда (колонат и вольноотпущенничество).

Все это обостряло внутренние противоречия, подрывало хозяй­ственную и военную мощь Империи и ослабляло активность внешней политики Рима. В соответствии с упадком политиче­ской и военной мощи римской державы понижался и уро­вень ее дипломатии.

На содержании и формах дипломатиче­ской деятельности Поздней империи заметно сильное влияние восточных государств, в особенности Персии, и варварского мира.

Междукняжеская дипломатия на Руси XII—III веков

При политической раздробленности Русской земли дипломатические сношения не могли ограничиться только теми или иными отношениями с соседними государствами. Особое значение приобретали дипломатические отношения между отдельными княжествами, на которые распалось Киевское государство.

Урегулирование мелочных споров и взаимных претензий между мелкими государями-вотчинниками составляет главное содержание этой дипломатии. Лишь временами князья объединяются перед лицом общей опасности.

Уже вскоре после смерти Ярослава установилась практика разрешения междукняжеских споров на таких же снемах (съездах), на каких разрешались международные конфликты. На снемы съезжались заинтересованные князья и в общем шатре, «сидя с братьями своими на одном ковре», совместно с наиболее доверенными дружинниками, обсуждали все очередные вопросы.

Этим путем разрешались поземельные споры. Так, на съезде в Любече в 1097 г. внуки Ярослава постановили, как правило, распределять княжества по признаку наследственного владения. На съездах решались общие военные предприятия. В 1103 г.

на Долобском съезде Владимир Мономах и его двоюродный брат Святополк Изяславич, после длительных споров, в которых принимали активное участие их дружинники, сговорились об общем походе на Половецкую землю. На съездах же принимались и общеобязательные для всех союзников правовые нормы: так, на общем съезде сыновья Ярослава утвердили дополнения к «Правде» их отца.

Таким образом, на съездах устанавливались принципы общей политики, обязательной для всех князей.

На Любечском съезде, который попытался разрешить споры из-за волостей, было провозглашено прекращение феодальных усобиц: «Почто губим Русскую землю, сами на себя котору делая?»— заявляли князья. «А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами рати.

Отныне имемся по едино сердце!» Тогда же, по-видимому, было принято решение, что князь, нарушивший это постановление, лишается волости (княженья), а боярин — головы.

Решения съездов, подобно международным постановлениям, скреплялись крестным целованием.

Участники соглашения брали на себя обязанность силой проводить его в жизнь: «если отселе кто на кого будет, и на того будем все и крест честный!» Действительно, когда после Любечского съезда один из его участников, князь волынский Давид Игоревич, вероломно захватил и ослепил галицкого князя Василька, то прочие князья, участвовавшие на съезде, во главе с Владимиром Мономахом, выступили против него и его соумышленника князя киевского Святополка Изяславича. Со Святополком они вскоре помирились, потребовав, чтобы он принял участие в карательной экспедиции против Давида, а самого Давида заставили явиться на новый снем. Здесь было решено отнять у него Владимир-Волынский, «затем, что ты вверг нож в нас, чего не бывало в Русской земле!»

Наряду со снемами в силе были и соглашения между отдельными князьями. Характерно, что и в таких случаях к дипломатическим переговорам привлекались третьи лица — союзные князья и их дружинники.

Иногда посредниками выступали женщины из княжеской семьи. Так, в 1097 г. мачеха Владимира Мономаха, вдова его отца Всеволода, по просьбе киевлян, примирила своего пасынка с киевским князем Святополком.

Владимир «преклонился на мольбу княгини, потому что чтил ее, как мать, отца ради своего».

Очень крупную роль играли при переговорах церковные феодалы — епископы и настоятели монастырей. В переговорах между Владимиром Мономахом и киевлянами, кроме его мачехи, принимал участие и митрополит, и это тоже оказало влияние на его решение, потому что он «и митрополита также чтил, сан святительский, и не преслушал мольбы его».

Епископы постоянно выступали в качестве послов. Среди них были выдающиеся дипломаты. Такие черты наблюдаются, например, у черниговского епископа Порфирия, который в 1187 г. был посредником между рязанскими князьями и владимирским великим князем Всеволодом Большое Гнездо, «милость прося у него, дабы умирить его с рязанцами».

При содействии обманутого им владимирского епископа Луки это ему удалось, и он сам, по просьбе Всеволода, поехал с его дружинниками в Рязань «с миром». Но в Рязани он повел свою линию, «утаився от Всеволодовых дружинников», так как его симпатии лежали всецело на стороне Рязани, которая входила в состав его епархии.

Он действовал, по словам владимиро-суздальского летописца, «не по-святительски, но как переветник и лжец» и «инако изворотил речь», т. е. проявил те свойства, которые в последующие века долгое время считались основными качествами настоящего дипломата.

Читайте также  Фольклор xix века

Договоры между князьями нередко заключались непосредственно в присутствии епископов или в стенах почитаемых монастырей. Все это открывало широкую возможность духовенству вмешиваться в международную политику. Характерен случай, имевший место в 1127 г.

, когда игумен одного из киевских монастырей, Григорий, при поддержке созванного им церковного собора, понудил киевского князя Мстислава Владимировича нарушить договор с черниговским князем, заявив: «на мне пусть будет грех, если преступишь крестное целование». Мстислав «сотворил волю» духовенства и, по словам летописца, раскаивался в этом всю жизнь.

Под Суздалем в «невидимом» могильнике найден загадочный всадник

Ученые сделали важное открытие: нашли погребение всадника конца X — начала XI века.

Событие настолько неординарное, что гидом для журналистов «РГ» на месте сенсации стал сам директор Института археологии академик Николай Макаров.

«Главный объект раскопок 2021 года могильника под Суздалем — результат совместной работы археологов, антропологов и геофизиков, — отмечает академик Макаров. — Наши успехи демонстрируют современную междисциплинарность наук».

Поле, русское поле

Место раскопок: пахотное поле на окраине села Гнездилово. Для того чтобы понять, почему эта находка так важна, мысленно перенесемся на тысячу лет назад. Известно, что именно княжества Северо-Восточной Руси в XII-XIV веках стали историческим ядром современного Российского государства. А благодаря раскопкам под Суздалем мы можем заглянуть в более ранние времена — в X век. Узнать, кто и как жил, что ел и пил, как и за что умирал.

При слове «курган» возникают ассоциации с большими земляными насыпями, набитыми золотом и артефактами скифов. По сути — правильно, но это не тот случай. Здесь хоронили не скифов. И до нас могильник-курган дошел в виде ровного поля. Из-за чего его и назвали невидимым.

Интересная деталь: археологи раскапывают местные курганы-захоронения уже. 170 лет. Первые находки были сделаны еще во времена правления Николая I. Правда, из-за специфики археологических практик того времени случился казус. Вы могли читать о тех открытиях и даже видеть в музеях боевые топоры и бусы из находок той эпохи. Но. при этом не могли узнать, откуда они именно. Выставлялись просто как украшения и оружие русских дружин тысячелетней давности. Нашим предкам казалось, что этих знаний вполне достаточно: и профессиональным историкам, и почтенной публике.

Сейчас все, к счастью, не так. Знаем, что и где найдено.

Итак, Гнездилово. Еще до обнаружения останков всадника здесь нашли десятки захоронений. Археологи и антропологи называют их элитными: хоронили представителей высоких сословий, хотя и не князей. Это при том, что статус поселения — селище, так археологи называют древние села, которых уже нет на картах. Их особенность: они были неукрепленными.

Отсюда интрига: что же за удивительные люди здесь жили в Средневековье, если, находясь в эпицентре военно-политических страстей и на перекрестке торговых путей, они не озаботились построить крепостные стены?

Перекресток миров — не фигура речи, в захоронениях находят монеты всех центров тогдашней цивилизации: арабские дирхемы, западноевропейские денарии, а также более редкие — драмы правителя Ирана Хосрова I (правил за пять веков до н.э.) и милиапсии византийского императора Иоана Цимисхия (969-976 год). Даже в Суздале таких монет не находили. Да и письменно упоминания о суздальских землях датированы несколько более поздними сроками.

С топором на тот свет

Впрочем, хватит загадок. Сегодня время отгадок: всадник покоится в нетипично большой (по меркам соседних захоронений) могиле — 3,3 на 1,6 метра. Останков боевого коня не обнаружено. Тогда почему он всадник? А при нем обнаружены стремена, удила, подпружная пряжка. А еще боевой топорик, нож, кресала и горшок.

Лежит на деревянном настиле. Возможно, это был не настил, а более сложная конструкция, которую время не пощадило.

По оценке завлабораторией контекстуальной антропологии Института археологии Марии Добровольской, это среднего роста мужчина от 25 до 30 лет. Рос в благоприятных обстоятельствах, по зубам не видно остановок роста (профессиональный термин означает, что жил в достатке). Скорее всего, занимал высокое положение в своем обществе.

От чего умер, пока делать выводы рано. Видимых повреждений на черепе нет. Но вообще-то круг причин неширок: боевая рана или болезнь. Доктора в Средневековье не мучили своих пациентов годами, да и болезни тогда обычно не переходили в хроническую форму: либо выжил — либо помер.

Историческая ирония: имени «гнездиловского всадника» мы никогда не узнаем, но найти его родственников (далеких прапраправнуков) можно. Это не фантастика: надо только, чтобы все согласились занести свои ДНК в глобальную базу данных.

Но даже и без такой базы ученые расскажут о всаднике немало: вплоть до цвета глаз и волос, установят с точностью до плюс-минус 25 лет время смерти.

Вероисповедание — тут сложнее. На Руси во времена язычества важных людей хоронили с оружием. Это подчеркивало статус человека. Да и вообще: кто ж знает, что его там ждет, в загробном мире? Что ж не взять на тот свет добрый боевой топор?

Но языческий обряд предполагал кремацию: покойных сжигали. А всадника похоронили — без сожжения тела. И если он христианин, то зачем топор и нож?

Академик Макаров: «Древнерусский погребальный обряд по стилю и идеологии не предполагал демонстрации статуса и положения погребенного через предметы воинского снаряжения. В отличие от ритуалов Северного Кавказа, степей, Прибалтики, где находили массу оружия, где это норма. Отсюда и ценность гнездиловского всадника».

Более того, при всаднике нашли монету, что отсылает нас к более ранней традиции. Помните античные мифы: платный вход в загробный мир. В общем, теперь полно пищи для исследователей.

Сплотила навеки великая Русь

Самый интригующий вопрос: какого он рода-племени? Антрополог Добровольская отмечает, что состояние останков среднее, отчасти катастрофическое. Но все-таки есть надежда, что генетический анализ позволит рассказать о его корнях. «К счастью, сохранилась эмаль зубов, — говорит Мария Всеволодовна. — А значит, изотопный анализ позволит понять, где он именно рос: здесь или пришел из других мест».

Изотопный состав коллагена костной ткани подскажет, какую пищу употреблял.

Впрочем, исходя из исследований близрасположенных могильников, можно сказать, что в основе питания местных лежали хлебные злаки. Удивитесь: как это так — это же элитные захоронения. А хлеб — еда бедняков. Представьте себе, все совсем не так. В Средневековье иметь лепешку на столе — это отнюдь не бедность.

Пожалуй, совершать экскурсы в древность весьма полезно. Это нам сегодня все мало, то хамона не доложили, то креветки не королевские. А когда-то и знать не брезговала краюхой хлеба.

Что же касается вопроса об этнической принадлежности, то.

«Этничность — понятие культурное, а не биологическое, — уточняет Мария Добровольская. — В Гнездилове, скорее всего, мы выявим генетическую пестроту — это определенно было не закрытое моноплеменное общество. Финские, балтские и славянские компоненты — все впитывало в себя. Как отмечается в «Повести временных лет», Древнерусское государство изначально стремилось к объединению самых разных генетических потоков».

«Войдет ли усыпальница гнездиловского всадника в список важнейших находок Института археологии в 2021 году?» — спросил я академика Макарова.

«Это яркая находка и важное открытие, — считает руководитель института. — Древнерусские захоронения X-XII веков, включая Гнездилово, — источники новых данных о средневековой Руси. Изучаем мы их на грант Российского научного фонда, что позволило использовать самые современные методы геофизики для поиска «невидимых» суздальских некрополей. Но подводить итоги года пока не будем. Все может случиться: не исключено, что найдем что-то такое, что затмит все предыдущие находки».

Гости из прошлого

15 августа археологи отмечают профессиональный праздник. Вспомним некоторые из самых удивительных, интригующих и загадочных находок последних десятилетий.

В Московском Кремле завершен монтаж экспозиции Музея археологии Чудова монастыря. Ранее здесь были обнаружены следы пребывания древнего племени. О том, что живут в центре Москвы, они, правда, даже и не подозревали. Ведь Москвы еще не было: они облюбовали Кремлевский холм в первом тысячелетии до н.э. Предположительно, это какой-то финно-угорский народ. Как их зовут, мы не знаем, письменности у них не было. Так что, наверное, и не узнаем.

Раскопки кургана Туннуг в тувинской Долине царей. Захоронение древнейшее: IX век до н.э. Туннуг в зоне вечной мерзлоты — благодаря чему совместные экспедиции Русского географического общества находят древнюю органику и уникальные артефакты, включая золотые.

«Денисовские люди» (Алтайский край): в пещере нашли останки неизвестных людей, отличавшихся от неандертальцев и Homo sapiens. Денисовские они не от имени Денис (и вообще нашли останки девочки), просто пещеру называют Денисовой: то ли в честь пастуха, то ли монаха.

В Астраханской области нашли Итиль: столицу древнего Хазарского каганата (начиная с VIII века). Правда, есть и иные версии относительно расположения столицы Хазарии. Что и неудивительно: ведь изначально это было кочевое ханство.

На дне озера Иссык-Куль (Киргизия) открыта неизвестная древняя цивилизация: на глубине до 10 метров найдены огромные стены. Им 2,5 тыс. лет.

Раскопки византийского храма у села Веселое в Имеретинской низменности. Храм IX-X веков считают первым христианским центром на территории России.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: