Доказательства идейной правоты славянофилов

Глава 1. Истоки славянофильства

Славянофилы и их роль в русской культуре

реферат по геополитике

2007
Содержание

Глава 1. Истоки славянофильства. 4

Глава 2. Идеи славянофильства. Основные представители славянофилов. 5

Глава 3. Роль славянофильства в культуре России. 13

Список литературы. 15

Введение

Начало XX века ознаменовано расцветом русской философии. Как в литературе и искусстве, это время называется «серебряным веком», который дал миру целую генерацию крупных и самобытных философов [10].

В целом, философская картина того времени имела плюралистичный характер. Так, например, влиятельным духовно-общественным движением начала XIX века было русское масонство, проявлявшееся в различных формах, примыкавших к межконфессиональному христианству, а также разного рода мистическим религиозно-этическим исканиям. Новая линия в русской философии была связана с проблемами человека, обоснованием революционной традиции, проявившейся во взглядах декабристов и революционных демократов. В России возникают философские кружки (например, “любомудров”, Станкевича, Петрашевского и др.) [5].

Соединение философских идей Гегеля с теориями западноевропейского социализма на русской почве положило начало социалистической традиции в России. Ядром этого явилась философская школа Чернышевского, обогащённая идеями гегелевской диалектики, идеями Фейербаха, утопического социализма [5].

Особенности социального развития ставят в центр внимания русской философии осмысления национальных задач, перспектив будущего России. Эти задачи решают западники, выступающие за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитию России по “западному”, т.е. буржуазному, пути [5].

Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли [12]. По сути, славянофилы представляли из себя идеалистические философское течение, стремившиеся обосновать необходимость особого (по сравнению с западноевропейским) пути развития России [5]. Ни один русский религиозный мыслитель ХIХ-ХХ вв. не был свободен от влияния этого движения. Оно является своеобразным развитием святоотеческой и русской подвижнической традиции. Поэтому славянофильство всегда интересовало и до настоящего времени продолжает интересовать исследователей русской религиозно-философской мысли [1]. Как тема исследования оно неисчерпаемо. Ученых и общественных деятелей привлекали идейно-теоретическое, литературное, культурное наследие представителей славянофильства. Учение славянофилов, актуальное в дореволюционной России, вновь приобрело свою значимость в конце второго — начале третьего тысячелетия как историко-культурный и политический феномен в связи с потребностями познания России как самоценной цивилизации, поиска оптимального для нашей страны пути развития.

В чём же заключается суть этого философского учения, и какую оно сыграло роль в развитии культуры России?

Глава 1. Истоки славянофильства

В отечественной исторической науке понятие славянофилы в разное время использовалось для определения явлений, имевших разные хронологические и идейные рамки. В конце XIX — начале XX вв. этим термином определялся самый широкий спектр славянских симпатий. Но в настоящее время принята точка зрения, в соответствии с которой славянофильство определяется как идейное течение, основанное А. С.Хомяковым, И. В.Киреевским и их ближайшими единомышленниками. Согласно этой позиции, славянофильство как целостное направление общественной мысли просуществовало с 1839 по 1875. Выделяются 4 этапа его развития: период становления славянофильства (1839-1848); период утверждения славянофильство как одного из ведущих течений русской общественной мысли (1848 — 1855); период «действенного славянофильства», активной реформаторской деятельности славянофилов (1855 – 1861); период распада славянофильского кружка и разложения самого славянофильства (1861 — 1875) [14].

Историография славянофильства стала возникать еще до того, как сформировалась сама её школа. Это утверждение не так уж парадоксально, как может показаться на первый взгляд: всякое идейное движение, находящее отзвук у своих современников, порождает свою «историографию» в качестве этого отзвука уже на первых порах своего формирования [8].

Зарождению славянофильского сознания предшествовала эпоха Александра I. Эпоха эта ознаменовалась сильным мистическим движением; но это мистицизм был почти бесплоден в истории русского самосознания, он не оставил после себя традиции, и в настоящее время трудно отыскать его следы в русской литературе и философии. Мистицизм александровской эпохи был явлением заимствованным, не связанным органически с русским национальным духом и поэтому поверхностным [3]. Определяющее же влияние на всю историю русского самосознания XIX века оказала Отечественная война 1812 года. Этот факт углубил русскую душу, заставил призадуматься, стряхнул поверхностное западничество русского барства. Отечественная война подготовила почву, на которой зародилось славянофильское самосознание. После испытаний Отечественной войны родилось поколение более глубокое, с окрепшим чувством патриотизма.

Перед русскими людьми встал о национальном самоопределении и национальном призвании. Началась переоценка петербургского периода русской истории. Блестящий, по-своему культурный и стильный век Екатерины отошел в прошлое. Все народы проходят через моменты острого осознания своего национального призвания. В таком самосознании нет ещё ничего специфически русского и славянского. Но заслуга славянофилов в том, что они сделали первые шаги в этом великом для всякого народа деле. Славянофильство первое выразило в сознании тысячелетний уклад русской жизни, русской души, русской истории [3].

Также полагают, что славянофильство возникло из проблем России 30—50-х годов XIX века экономического и социально-политического характера [8].

Ситуация 30—50-х годов была ситуацией кризиса феодализма, крепостнических отношений, когда все более и более становилось ясно, что по-прежнему Россия уже жить не может, — хочет этого господствовавший класс помещиков и его монархическое государство или нет. Экономическая и социальная необходимость требовала существенного реформирования экономических и социальных отношений. Основоположники славянофильства Киреевский и Хомяков относились к такого рода представителям и идеологам класса помещиков, которые с большей или меньшей определенностью поняли неизбежность проведения соответствующих реформ. Они думали не о том, как бы избежать их (хотя поначалу Киреевский и надеялся еще на это), а о том, как провести их с учетом интересов помещика, как приспособить необходимые исторические изменения к этим интересам. Можно сказать, что социально-политические воззрения обоих основоположников славянофильства непосредственно определялись социально-политическими интересами консервативного русского дворянства середины XIX века. Консервативными воззрения славянофилов были в том смысле, что они желали провести реформу в интересах помещиков, а не крестьян и ориентировались в теоретическом обосновании своих проектов на идеалы патриархальных отношений и на религиозную идеологию — философию, этику, культуру в целом [8].

Следует отметить, что славянофильство имело и западные влияния – идеи Ф. Гегеля, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга [8]. Но как отмечает Н.И. Цимбаев, влияние немецких классиков «не может служить основанием для сведения истории славянофильства к истории интерпретации их идей в России» [14]. Изучив наследие европейского философствования, славянофилы сумели создать основы самостоятельной, собственно русской философии.

Западники и славянофилы

Когда караван поворачивает назад, впереди оказывается хромой верблюд

Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций. Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст.

Корни появления славянофилов и западников

Принято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр 1, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате привнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее.

Истоки славянофильства

Для начала следует разобраться с корнями появления славянофилов в российском обществе:

  1. Религиозные ценности.
  2. Москва есть третий Рим.
  3. Реформы Петра

Религиозные ценности

Первый спор о выборе пути развития историки обнаружили в ХV столетии. Состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками. Авторитет местного патриарха падал, все больше было разговоров о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», а в Европе католической это происходит уже давно. Следовательно, Московское царство должно оградить себя от церковного влияния этих стран и провести очищение («исихазм») от ненужных для праведной жизни вещей, в том числе от «суеты мирской». Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь.

Москва есть третий Рим

Дальнейшее определение необходимости своего пути связано с XVI столетием, когда родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну.

Читайте также  Советско-германский фронт летом, осенью 1944 года

Реформаторская деятельность Петра

Реформы Петра начала ХVIII столетия были поняты не всеми подданными. Многие были убеждены, что это ненужные России меры. В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили, ведь «настоящий русский монарх никогда не будет перенимать чуждые порядки». Реформы Петра раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников».

Истоки западничества

Что касается корней возникновения идей западников, кроме вышеуказанных реформ Петра следует выделить еще несколько важных фактов:

  • Открытие западной Европы. Как только подданные российских монархов открывали для себя страны «другой» Европы на протяжении XVI-XVIII веков, они понимали разницу между регионами западной и восточной Европы. Они начинали задаваться вопросами причин отставания, а также путей решения этой сложной экономической, социальной и политической проблемы. Под влиянием Европы находился Петр, после «заграничного» похода во время войны с Наполеоном многие дворяне и интеллигенция начали создавать тайные организации, целью которых было обсуждение будущих реформ на примере Европы. Самой известной подобной организацией было общество декабристов.
  • Идеи Просвещения. Это XVIII столетие, когда мыслители Европы (Руссо, Монтескье, Дидро) высказывали идеи о всеобщем равенстве, распространение образования, а также об ограничении власти монарха. Эти идеи быстро попали в Россию, особенно после открытия там университетов.

Суть идеологии и ее значимость

Славянофильство и западничество, как система взглядов на прошлое и будущее России, возникли в 1830-1840 годах. Одним из основателей славянофильства считается литератор и философ Алексей Хомяков. В этот период в Москве выходит две газеты, которые считались «голосом» славянофилов: «Москвитянин» и «Русская беседа». Все статьи этих газет насыщены консервативными идеями, критикой реформ Петра, а также размышлениями о «собственном пути России».

Одним из первых идейных западников считается писатель А.Радищев, который высмеивал отсталость России, намекая на то, что это вовсе не особый путь, а просто отсутствие развития. В 1830 годах с критикой российского общества выступил П.Чаадаев, И.Тургенев, С.Соловьев и другие. Так как российскому самодержавию было неприятно слышать критику, то западникам было сложнее, чем славянофилам. Именно поэтому некоторые представители этого течения покинули Россию.

Общие и отличительные взгляды западников и славянофилов

Историки и философы, которые занимаются исследованием западников и славянофилов, выделяют следующие предметы для дискуссий между этими течениями:

  • Цивилизационный выбор. Для западников, Европа – эталон развития. Для славянофилов, Европа – пример морального падения, источник возникновения пагубных идей. Поэтому последние настаивали на особом пути развития Российского государства, которое должно иметь «славянский и православный характер».
  • Роль личности и государства. Для западников характерны идеи либерализма, то есть свободы личности, ее первичность перед государством. Для славянофилов главное – государство, а личность должна служить общей идеи.
  • Личность монарха и его статус. Среди западников было два взгляда на монарха в империи: его либо стоит убрать (республиканская форма правления), либо ограничить (конституционная и парламентская монархия). Славянофилы считали, что абсолютизм – это истинно славянская форма правления, конституция и парламент – это чуждые для славян политические инструменты. Яркий пример такого взгляда на монарха перепись населения 1897 года, где последний император Российской империи в графе «род занятий» указал «хозяин земли русской».
  • Крестьянство. Оба течения сходились в том, что крепостное право – это пережиток, признак отсталости России. Но славянофилы призывали ликвидировать его «сверху», то есть при участии власти и дворян, а западники призывали прислушаться к мнению самих крестьян. Кроме того, славянофилы говорили, что крестьянская община – это лучшая форма управления землей и ведения хозяйства. Для западников общину нужно распустить и создать частного фермера (что и пытался сделать П.Столыпин в 1906-1911 годах).
  • Свобода информации. По мнению славянофилов, цензура – нормальная вещь, если она в интересах государства. Западники выступали за свободу печати, свободное право выбора языка и т.д.
  • Религия. Это один из основных пунктов славянофилов, поскольку православие – это основа русского государства, «Святой Руси». Именно православные ценности должна защитить Россия, поэтому она и не должна перенимать опыт Европе, ведь он нарушит православные каноны. Отражением этих взглядов была концепция графа Уварова «православие, самодержавие, народность», которая стала основой построения России в ХІХ веке. Для западников религия не была чем-то особенным, многие даже говорили о свободе вероисповедания и отделении церкви от государства.

Трансформация идей в 20 веке

В конце XIX – начале XX века эти два течения прошли сложную эволюцию и трансформировались в направления и политические течения. Теория славянофилов в понимании некоторой интеллигенции начала трансформироваться в идею «панславизма». В ее основе идея объединения всех славян (возможно только православных) под одним флагом одного государства (России). Или другой пример: из славянофильства возникли шовинистические и монархистские организации «Черные Сотни». Это пример радикальной организации. Конституционные-демократы (кадеты) приняли некоторые идеи западников. Для социалистов-революционеров (эсеров) Россия имела свою модель развития. РСДРП (большевики) меняли свои взгляды на будущее России: до революции Ленин утверждал, что Россия должна пройти путь Европы, однако после 1917 года заявил о своем, особом пути страны. По-сути, вся история СССР – это реализация идеи своего пути, но в понимании идеологов коммунизма. Влияние Советского Союза в странах центральной Европы – это попытка реализации все той же идеи панславизма, но в коммунистической форме.

Таким образом, взгляды славянофилов и западников формировали на протяжении долгого периода времени. Это сложные идеологии, в основе которых выбор системы ценностей. Эти идеи на протяжении XIX-XX века пережили сложную трансформацию, стали основой многих политических течений России. Но стоит признать, что славянофилы и западники – не уникальное явление России. Как показывает история, во всех странах, которые отставали в развитии, общество делилось на тех, кто желал модернизации и тех, кто пытался оправдаться особой моделью развития. Сегодня эта дискуссия также наблюдается в государства восточной Европы.

Особенности общественных движений в 30-50 года 19 века

Славянофилы и западники это далеко не все общественные движения России 19 века. Просто они наиболее распространены и известны, ведь спорт этих двух направлений актуален и по сей день. До сих пор в России мы видим неутихающие споры о том «Как жить дальше» — копировать Европу или остановиться на своем пути, который должен быть уникальным для каждой страны и для каждого народа.Если же говорить про общественные движения в 30-50 годах 19 века в Российской империи, то они формировались при следующих обстоятельствах

Это обязательно нужно учитывать поскольку именно обстоятельства и реалии времени формируют взгляды людей и заставляют их совершить те или иные поступки. И именно реалии того времени породили и западничествои славянофильство.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Славянофи́льство — религиозно-философское течение русской общественной мысли конца 30-х — начала 70-х гг. XIX в., основанное А.С. Хомяковым, И. В.Киреевским и их единомышленниками — К.С. Аксаковым, Ю.Ф. Самариным, П.В. Киреевским, А.И. Кошелевым, И.С. Аксаковым и др.

Источники славянофильства

Важнейшими источниками славянофильства в литературе принято называть два: европейскую философию (Шеллинг, Гегель) и православное богословие. Причем среди исследователей никогда не наблюдалось единства по вопросу о том, какой из двух упомянутых источников сыграл решающую роль в формировании славянофильского учения.

Влияние на славянофилов философии Шеллинга, Гегеля, настроений европейского романтизма исследовалось в трудах А.Н. Пыпина, В.С. Соловьева, А.Н. Веселовского, С.А. Венгерова, В. Герье, М.М. Ковалевского, П.Н. Милюкова. А.Л. Блок — русский публицист и философ западной ориентации, отец знаменитого поэта А.А. Блока, даже высказывал мнение, что славянофильство в сущности представляет собой лишь некоторое своеобразное отражение западноевропейских учений, преимущественно философии Шеллинга и Гегеля.

И.С. Аксаков, Н.А. Бердяев, Г.В. Флоровский, В.В. Зеньковский, отстаивали мысль об изначальной самобытности славянофильства, выводя его из русского православия.

Архимандрит Августин (Никитин) в статье «Русские, славянофилы и немецкое лютеранство» утверждает: «Оно [cлавянофильство] является своеобразным развитием святоотеческой и русской подвижнической традиции«.

По словам И.В. Киреевского, славянофилы пытались создать такую философию, основание которой заключало бы в себе «самый корень древнерусской образованности», а развитие ее состояло бы в осмыслении всей образованности западной и в подчинении ее выводов «господствующему духу православно-христианского любомудрия«. [1]

Почву для зарождения славянофильского движения подготовила Отечественная война 1812 года, обострившая патриотические чувства. Перед русскими людьми встал вопрос о национальном самоопределении и национальном призвании. Появилась потребность определить дух России и ее национальное лицо, и славянофильство представило собой ответ на эти запросы.

Основные тезисы

Т.Н. Грановский пишет в ноябре 1839 года Н.В.Станкевичу, главе знаменитого в истории общественной мысли России «Кружка Станкевича»:

Читайте также  Михаил васильевич фрунзе – известный деятель времен гражданской войны

Основные тезисы славянофильства [2]:

  • односторонность и недостаточность рационализма как первенствующего начала западноевропейской мысли
  • вытекающая отсюда необходимость новых начал философии
  • соборность мышления и живая вера (вместо отвлеченного рассудка) как основные принципы новой, грядущей философии
  • признание в славянах вообще и в русском народе в частности особых национальных качеств как залога осуществления «самобытной русской философии» и «осуществления идеала новой универсальной жизни»

Этапы развития

Славянофильство как целостное направление общественной мысли просуществовало с 1839 по 1875 год. [3]

Период становления славянофильства (1839-1848)

А.С.Хомяков в мурмолке. Рисунок карандашом Э.А.Дмитриева-Мамонова. 1850-е годы. Музей ИРЛИ

Зародилось славянофильство в 1839 году в статье А.С. Хомякова «О старом и новом» и в полемике А.С. Хомякова и И.В. Киреевского по поводу этой статьи.

Средоточием славянофильства в 40-е гг. были московские литературные салоны Елагиных, Свербеевых, Павловых. Здесь велись острые и содержательные идейные споры, в итоге которых окончательно оформляются два идейных течения, славянофилов и западников.

Славянофилами издается журнал «Московский наблюдатель», основанный в складчину, с 1841 года — его сменил «Москвитянин». В 1846 и в 1847 годах выходят в свет два «Московских литературных и ученых сборника», обративших на себя внимание властей.

Период утверждения славянофильства как одного из ведущих течений русской общественной мысли (1848 — 1855)

Происходит превращение славянофильства в цельное мировоззрение. Историко-философская сторона славянофильства получила развитие в теории общинного быта, изложенной А.С. Хомяковым и уточненной К.С. Аксаковым. К.С. Аксаков разработал политическую теорию «негосударственности русского народа». Согласно этой теории истинное гражданское устройство возможно лишь там, где государство не вмешивается в дела народа, а народ — в дела государства. Аксаков считал, что необходимо восстановить древнее гражданское устройство, дать возможность народу жить духовной и нравственной жизнью, а не политической.

Период 1848-1855 гг. («мрачное семилетье») связан с правительственными репрессиями в отношении славянофилов. И.В. Киреевскому было отказано в кафедре философии, Ю.Ф. Самарин подвергся аресту за «Письма из Риги». В общественной жизни за славянофилами укрепилась репутация оппозиции николаевскому режиму.

Период «действенного славянофильства», активной реформаторской деятельности славянофилов (1855 – 1861)

Период характеризуется деятельным участием славянофилов в подготовке крестьянской реформы. К.С. Аксаков обратился к императору Александру II с Запиской «О внутреннем состоянии России» (1855), в которой обосновывалась необходимость отмены крепостного права, содержались требования свободы совести, снятия цензурного гнета и свободы общественного мнения. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма. Только в 1856 г. славянофилам удается добиться получения разрешения на изда­ние собственного журнала («Русская Беседа», 1856 – 1860 гг.).

В 1858 году славянофилами учрежден Славянский благотворительный комитет, занимавшийся оказанием различной помощи славянским народам, находившимся под турецким и австро-венгерским игом.

Период распада славянофильского кружка и разложения самого славянофильства (1861 — 1875)

В 1856 году умерли Иван и Петр Киреевские, 1859-м — С.Т. Аксаков, в 1860-м — Хомяков, в 1861-м — Константин Аксаков. Из корифеев оставались лишь Ю.Ф. Самарин и И.С. Аксаков.

В декабре 1865 года в последнем номере газеты «День» И.С. Аксаков публикует статью «Отчего так нелегко живется в России?».

Из ранних славянофилов в этот период только Ю.Ф. Самарин продолжал развивать философские идеи А.С. Хомякова, являясь одновременно одним из организаторов и лидеров земского движения в 1862-1864 гг. В этом периоде в среде славянофилов появляются разногласия по польскому вопросу и относительно роли православия в обновленном обществе. Как особое общественное движение славянофильство практически перестает существовать, уступая место почвенничеству (Ф. М. Достоевский, Н. Н. Страхов, Ап. Григорьев).

С.М. Сергеев в статье «Проблема позднего славянофильства» предлагает следующую хронологию развития славянофильского движения [5]:

  • 1839-1857 гг. — «теоретическое» славянофильство, когда в дискуссиях с западниками и внутри самого кружка вырабатывались основные идеологемы «московских славян».
  • 1858-1882 гг. — «практический» этап. Он связан с активными попытками славянофилов претворить свои идеалы в общественной жизни.
  • 1883-1910-е гг. — «позднее» славянофильство, период его «угасания», маргинализации. Славянофильство, несмотря на попытки обновления, постепенно превращается в замкнутую идеологическую секту с влачащими жалкое существование малотиражными и нечитаемыми газетами и журналами. Какую-то одну конкретную дату завершения славянофильства назвать затруднительно. Оно умирало вместе со своими «последними могиканами»: Н.П. Аксаковым (+ 1909), А.А. Киреевым (+ 1910), С.Ф. Шараповым (+ 1911), В.И. Ламанским (+ 1914), Ф.Д. Самариным (+ 1916), Д.А. Хомяковым (+ 1918), А.В. Васильевым (+ после 1917).

Неоторые исследователи (напр., П.Н. Милюков) относили к теоретикам позднего славянофильства Н. Я. Данилевского (+ 1885) и К. Н. Леонтьева (+ 1891). С этой позицией не соглашался Вл. Соловьев и считал, что они скорее принадлежали к особому течению отечественной политической и философской мысли, отличному от славянофильства, хотя и родственного ему.[6]

Использованные материалы

  • Алексеев А.Славянофилы в поисках идеала // Наука и жизнь, 2010, № 11, с. 46-54
  • Архимандрит Августин (Никитин). Русские, славянофилы и немецкое лютеранство
    • http://skatarina.narod.ru/lutvros/russlav.htm
  • Каменский З. А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков.
    • http://www.philosophy.ru/library/kamensky/slavian/01.htm
  • Сергеев С.М. Проблема позднего славянофильства (Часть 1)
    • http://old.portal-slovo.ru/rus/history/49/61/7672/$print_all/
  • Социальная философия русского консерватизма: учебное посо­бие / А.И. Есюков, Н.В. Честнейший, Д.А. Честнейшина; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова.- Архангельск: Поморский универ­ситет, 2009.
    • http://conservatism.narod.ru/uchebniki/Chestneyshin.doc
  • Широкова М.А.. Теоретические источники политической философии славянофильства
    • http://izvestia.asu.ru/2002/4/phls-peda/TheNewsOfASU-2002-4-. pdf

[1] Киреевский И.В. Избранные статьи, М., 1984, с. 277

[2] Никольский А. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум. Харьков, 1907.№ XX. С. 229

[3] Цимбаев Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978.

[4] А.И. Герцен. Былое и думы // Собр. соч. в 9 тт. Т. 5. М. 1956. С. 156. Мурмолки — старорусский головной убор, который носили славянофилы, демонстративно возрождавшие ношение незападного, национального платья.

[6] см. Соловьев В.С. Замечания на лекцию П.Н.Милюкова

Исторические взгляды славянофилов

Славянофилы противопоставляли народное начало государству, и требовали изучения

внутренней жизни народа. Эта «народная» тема славянофильской историографии,

значительно отличала её от государственно-правовых тенденций западничества .

Обращение к исторической традиции дворянской Руси, придавало взглядам

славянофилов консервативный оттенок .Социально-политическая концепция раннего

славянофильства сформулирована одним из его идеологов Константином Сергеевичем

Аксаковым (1817-1860). Исходным для Аксакова являлся вопрос о народе и

государстве. Размежевание их функций решалось в плоскости политической теории:

«Внешняя правда — Государству , внутренняя правда — Земле. Неограниченная

власть- царю, полная свобода жизни и духа народу. Свобода действий и закона

царю, свобода мнения и слова -народу». Политическая жизнь и Политическая

история объявлялись принадлежностью государства.От него отделался строй

народной жизни, как выражение народного духа ,с его неизменными началами .

Таким национальным началом провозглашалась община , противопоставлявшаяся

родовому строю и индивидуалистическому началу западного мира. Понимание общины

славянофилами как проявления национального духа , противостоит позднейшему

народническому учению об общине , с её резко выраженным социальным содержанием.

В вопросе возникновения Киевского государства , славянофилы приняли теорию

«призвания» князей , сформулированную Погодиным. Но славянофилы настаивали на

сохранении самостоятельной функции за народом , на своеобразном взаимодействии

государственного и земского начала. В этой связи ,деятельность Петра 1

представляется славянофилам не только нарушением исторической традиции , но и

нарушением установленных отношений Земли и Государства . » Государство

совершает переворот , разрывает союз с Землей и подчиняет её себе «. Обвиняя

Петра 1 в «европеизации » России , уничтожении ее своеобразия ,славянофилы

отрицали необходимость петровских реформ. Наиболее полно взгляды славянофилов

были изложены в статье Ивана Васильевича Киреевского (1806-1856) «О характере

просвещения в Европе и о его отношении к просвещению России». Антитеза

Восток -Запад оказывается изначальной : мистика Востока и художественная

культура Греции, противостоят рассудочной римской культуре , а православие

противостоит католичеству .Антитезе России и Запада посвящена статья Петра

Васильевича Киреевского (1808-1856) » О древней русской истории «. Ее значение

состоит в попытке отмежеваться от концепции Погодина ,утвердить самостоятельное

значение народного начала. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) в » Записках

о всемирной истории » попытался нарисовать схему всемирной истории.Философски-

религиозная антитеза православия и католичества, переносилась Хомяковым на

дохристианские времена , как противопоставление греческой и римской культуры.

Еще ранее, как антагонизм иранского и кушитского начала , объединяя все эти

противоречия в философском противопоставлении идеи «свободы «, выражающей

мистическую сущность православия ,и идеи «необходимости», воплощенной в

рационализме Запада. Одним из ярких представителей славянофильского направления

был профессор Московского университета Иван Дмитриевич Беляев (1810-1873).

Его исследование «Крестьяне на Руси»(1860) являлась первой попыткой создания

систематической истории крестьянства. В духе идеализации старой Руси , Беляев

стремился смягчить характеристику крепостного права 17 века, утверждая , что

оно ограничивалось прикреплением к земле , а закрепощение личности крестьянина

связывал с петровскими реформами.Славянофилами много сделано в области изучения

народного творчества и фольклора . В этом отношении значительна роль

П В Киреевского и А Ф Гильфердинга в качестве издателей исторических песен и

Основные идеи и мировоззрение славянофилов. Ярчайшие представители течения

Фото с сайта: krest-sobor.ru

Как ни крути, а одной из самых спорных, а также устойчиво-интеллектуальных традиций России, является бескомпромиссное и откровенное постижение собственной истории. На самом деле, всех, без исключения древних историков, а также и их последователей сегодня чрезвычайно сильно волновал вопрос особенностей исконно русского исторического пути, что в корне отличается от любого иного. Именно подобные вопросы стояли ярче всего перед людьми науки середины девятнадцатого века, причем немалый вклад в освещение вопроса внесли так называемые славянофилы, основные идеи которых мы и попытаемся сегодня разобрать и разложить по полочкам для лучшего понимания всего российского исторического процесса, как чего-то совершенно особенного и необычного.

Кем же были славянофилы: определение и краткая история течения

На самом деле, весь тайный смысл кроется в самом слове, значение которого понятно даже человеку, совершенно неимеющему исторических знаний относительно данного периода времени. Однако стоит все же дать определение, причем так, чтобы сразу стало понятно, какие же идеи выдвигали знаменитые философы-славянофилы, какие идеи поддерживали и на чем базировали собственные взгляды. Причем нужно обязательно знать, что главными идейными оппонентами славянофилов были западники, которые придерживались кардинально диаметрально противоположных взглядов на развитие державы Российской.

На самом деле, все достаточно просто, а философия славянофилов, кратко говоря, полностью оформившееся уже приблизительно к сороковым годам девятнадцатого века, имела целевую ориентацию именно на самобытный исторический путь России, ее заметных отличиях от западного образца развития. Считалось, что именно российские славянофилы способны донести до разложившегося и погрязшего в ереси Запада настоящую православную, исконную истину, вылечив его (запад) от скверны.

Итак, на самом деле ничего сложного в этом нет, мировоззрение славянофилов основывалось на том, что именно из России должно прийти спасение в западные регионы, которые отошли от истинной веры, погрязли в атеизме, разврате, и алчут лишь обогащения материальными благами. Простая и доступная идеология славянофилов прочила православию победу над скверной, однако только исключительно путем истинного православия, которое только и считалось единственно верным путем к возрождению.

Фото с сайта: aqua-rists.ru

В то же время, стоит сказать, что на то, какие идеи высказывали славянофилы, окончательно повлияла война 1812 года. Именно тогда национальный дух, идентичность, а также чувство патриотизма достигло пиковых показателей, на что никак не могли согласиться противники данного течения западники-либералы. Они также имели спорное отношение и к свершениям Петра I в развитии той самой, российской государственности, хотя роль великого деятеля они вовсе не умаляют.

Причем можно сказать, что славянофилы считали основаниями русской цивилизации две основные идеи, которые, как ни странно, пришли к нам именно с Запада. Речь идет, как многие уже поняли, про идеалистические учения Шеллинга, а также романтические творения Гегеля. Причем стоит понимать, что в основной своей массе, славянофилов можно отнести к консервативному направлению, в особенности, тех, кто изначально считал, что их философские суждения и убеждения основаны исключительно на самобытности русских-славян, имеющая в свою очередь, под собой надежный фундамент из православного вероисповедания.

Отношение славянофилов к самодержавию и не только к нему: исторические завихрения

Фото с сайта: klin-demianovo.ru

В то время, как западники полностью поддерживали политику Петра, считая, что именно он вернул Россию в лоно стран Европы, славянофилы думали несколько иначе. При этом, славянофилы отношение к самодержавию выказывали положительное, причем выступали за усиление самодержавной власти в государстве. Да и отношение славянофилов к крепостному праву было двойственным и не всем до конца понятным, хотя вклад их в развитие страны был немалый. Так какие из перечисленных положений, характеризуют взгляды славянофилов:

  • Самобытность исторического процесса России, относительно других стран.
  • Отношение к крепостному праву славянофилы выказывали отрицательное, однако требовали сохранения общинности, считая, что без нее все развалится и полетит в тартарары.
  • Принятие Россией собственной Конституции, а также самых разнообразных вольностей и свобод.
  • Отдельное развитие России по мировым законам, а не следование собственным путем.
  • Утверждение в стране буржуазного образца порядков.

Фото с сайта: klin-demianovo.ru

Путем нехитрых умозаключений, можно даже навскидку определить, какое из перечисленных положений характеризует взгляды славянофилов наилучшим образом, а какие совершенно не подходят для мировоззрения тех, кто считает православие основой развития, а славянские ценности основополагающими. Замечательно, что по поводу свержения и отмены крепостного права, славянофилы-представители были полностью согласны с западниками, считая его злом. Однако они выступали за поддержание деревенской общинности, которая по их мнению и являлась основой всего русского мира.

Причем, позиция славянофилов относительно крепостного права хоть и совпадала с теми же идеями западников, однако пути развития, а также решение проблем они видели совершенно отличные друг от друга. Славянофилы считали, что разложившаяся развратная Европа уже полностью исчерпала все свои ресурсы, и только православная идея способна поставить мир на ноги, спасти его, привести к процветанию и росту. Относительно самодержавия же, как уже и говорилось, славянофилы резко расходились во мнениях с западниками, которые смело критиковали власть и крепостничество.

«Изобретение» литератора Хомякова: идейный вождь славянофилов?

Фото с сайта: polit.ru

Понятно, что раз существовало подобное течение, что отдавало именно России мессианскую роль по спасению всего мира, то были и его последователи, ярчайшие представители из которых яростно отстаивали собственную точку зрения. Они думали, что у России действительно имеется самобытный и ни на что не похожий путь и имели право на это.

Настоящим идейным главой славянофилов являлся знаменитый литератор своего времени Алексей Степанович Хомяков, великий художник, поэт, публицист, философ, а также богослов, что вовсе немаловажно. Кроме всего прочего, именно Хомяков был членом-корреспондентом Академии Наук в Петербурге с 1856 года.

Замечательно, что в свое время Алексей Хомяков был рожден вовсе не в деревне, а в Москве на Ордынке, получил хорошее домашнее образование от отца, а также ученую степень по математике, пока дошел до выкладки основных теоретических положений нового учения – славянолюбства или же славянофильства, как его более часто принято называть.

Фото с сайта: mnogo-otvetov.ru

Однако, идеи Хомякова не остались в тени, у него сразу же появились приверженцы и адепты. К примеру, одними из первых течение славянофилов поддержали братья-критики Иван и Константин Аксаковы, известный публицист Юрий Самарин, философ, критик и вообще идеалист Иван Кириевский, общественный деятель и крупный промышленник Федор Чижов и многие другие.

Европейское славянофильство, удивившее мир

Стоит также рассказать о том, что одновременно с развитием данного философского и религиозного течения в России, некий поляк, по имени Эван Романовский услышал идеи славянофилов, начинает поддерживать и продвигать их идеи в Европе, что вызвало немалые волнения в среде западной буржуазии. Он начинает собирать вокруг себя сторонников, которые в конечном итоге организовывают общество, под названием «Европейское Общество Истории Происхождения Народов» (ЕОИПН).

Европейское общество, организованное Эваном Романовским, на самом деле полностью поддерживало идеи русских славянофилов. Причем основной своей задачей данное общество считало полное упразднение и забвение идеологии масонства, уничтожение его на корню и до основания.

Замечательно, что в один из периодов своей жизни, к течению славянофилов примкнул даже российский историк и замечательный правовед Константин Кавелин. Правда, его не хватило надолго, позже он примкнул к противникам философии. Причем главными идейными оппонентами славянофилов были МТИ-западники, к которым не преминул примкнуть Кавелин, однако со временем он покинул и их ряды, разочаровавшись в продвигаемых ими идеях.

Стоит отметить, что основной акцент все славянофилы делали именно на русское крестьянство, которое по их мнению должно было спасти погрязшую в разврате Европу, ведь именно оно – ключ национального существования, и именно в нем и содержится разгадка всех тайн мироустройства. Чаще всего, собрания групп проводились в московских салонах, литературной направленности, где всегда было шумно, но идеи славянского единства, а также русского величия было не заглушить ничем.

Фото с сайта: rusnardom.ru

Именно славянофилы, образовавшись после насильственного внедрения западного образа жизни Петром, доказывали, что такие ценности западного образца попросту не смогут прижиться на славяно-российской почве, будут выкорчеваны и сожжены на корню. Правда, свой вклад в историю нашей державы они внесли, причем немалый, пробуждая интерес интеллигенции к простому мужику из глубинки. Однако исконно русским течение славянофильства прославленные историки современности, к примеру, академик Анджей Валицкий, считают, что это был попросту обособленный вариант общеевропейского романтизма и консерватизма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: