Эволюция революционного движения в россии в xix веке

Эволюция революционного движения в России в XIX веке

1. XIX в. в России стал временем бурного роста организованного революционного движения. Меньше чем за столетие революционное движение в России прошло эволюцию от тайной деятельности небольшой группы прогрессивных дворян-декабристов до массового участия народа в революционной борьбе, создания революционных политических партий.

В.И. Лениным была дана классификация этапов революционного движения, ставшая распространенной. Так, в революционном движении XIX в. объективно выделялись этапы:

  • дворянский;
  • разночинский;
  • пролетарский.

2. Дворянский этап был характерен для первой трети XIX в. Его особенностью являлась революционная деятельность дворян-одиночек, которые не искали поддержки в широких слоях народа. Ярким примером дворянских революционеров были декабристы, потерпевшие поражение в 1825 г.

3. Разночинский этап длился с 1840-х по 1880-е гг. Его особенностями были.

  • увлечение революционными идеями не только дворян, но и представителей «среднего сословия» («разночинцев»), типичными представителями которого были писатели, публицисты, учителя, студенты, иные представители интеллигенции;
  • открытый характер их деятельности, несмотря на преследования властей;
  • первые случаи «хождения в народ», попытки привлечь к своей деятельности широкие слои простого народа.

В разночинском этапе революционного движения можно выделить два самостоятельных периода:

  • мирный (литературно-публицистический): 1840 — 1860-е гг.;
  • террористический: 1860 — 1880-е гг.

В течение первого периода (эпоха Николая I, начало царствования Александра II) революционная борьба шла преимущественно с помощью печатного слова. Наиболее видные представители данного направления:

  • А. И. Герцен — распространявший первоначально идеи французских просветителей в России, а в 1848 г. эмигрировавший за границу и издававший революционный журнал «Колокол», в котором обличал самодержавие и крепостничество, и веривший в социалистическое будущее России на основе крестьянской общины;
  • славянофилы (А. Хомяков, Н. Данилевский, братья Аксаковы, братья Кириевские) — идеализировали допетровскую Русь; видели спасение России в возрождении исконно русских порядков, защите от иностранного разрушительного влияния;
  • западники (И. Тургенев, Б. Чичерин, С. Соловьев, П. Чаадаев), наоборот, выступали за скорейшее объединение России с европейской цивилизацией, введение в России западных демократических институтов;
  • петрашевцы (группировались вокруг социалиста-утописта М. Буташевича-Петрашевского) в основном представители интеллигенции — выступали за радикальную отмену крепостного права и скорейшее строительство идеального социалистического общества.

После отмены крепостного права, ослабления реакции, начала зарождения капиталистических отношений в городе и деревне разночинное революционное движение в России вступило в террористическую фазу. Особенностями данного периода были:

  • переход от критики существующего строя и литературных публикаций к активным антиправительственным действиям, в том числе террористическим;
  • создание революционных организаций;
  • «хождения в народ»;
  • фанатизм в отстаивании своих идей, высокий уровень самопожертвования, идеализм;
  • появление новой профессии и образа жизни, в том числе среди молодых людей, — «профессиональный революционер».

Наиболее сильные и известные революционные организации того времени:

  • «Земля и воля»;
  • «Черный передел»;
  • «Народная расправа»;
  • движение анархистов и «народников»;
  • «Народная воля».

3. «Земля и воля» — одна из первых общероссийских радикальных революционно-террористических организаций, возникших в России после декабристов (конец 1861 г.). Ее основными программными требованиями были:

  • ликвидация самодержавия;
  • наказание крупных чиновников, служащих самодержавию;
  • установление в России равенства и справедливости.

Главными средствами борьбы члены «Земли и воли» избрали:

  • пропагандистскую деятельность;
  • террор.

Наиболее выдающимися революционерами, сформировавшимися в «Земле и воле», были Н. Серно-Соловьевич, М. Михайлов, Н. Обручев, В. Засулич, С. Перовская, А. Желябов, Г. Плеханов в молодые годы, М. Натансон, В. Фигнер.

Деятельность «Земли и воли» подвергалась преследованию со стороны властей. В 1878 г. состоялся открытый политический процесс над 193 народниками — крупнейший в истории России того времени.

В 1879 г. организация распалась — сторонники пропагандистской работы объединились в организацию «Черный передел» (лидер до его эмиграции — Г.В. Плеханов). Члены данной группы организовали «хождения в народ’, во время которых народники просвещали крестьян и проводили среди них революционную пропаганду. К «Черному переделу» была близка организация «чайковцев» (лидеры — Н. Чайковский, А. Желябов, С. Перовская). Члены данной организации также осуществляли «хождения в народ» и вели просветительско-пропагандистскую работу. Несмотря на самопожертвование народников-пропагандистов, их работа, в целом, оказалась малоэффективной — крестьяне проявляли инертность, были заняты своими повседневными заботами и, в своем большинстве, не пошли за народниками. Сторонники террористической деятельности в 1879 г. основали свою организацию — «Народная воля». Народовольцы видели свою миссию в проведении террора и физической ликвидации самых одиозных представителей царизма.

Крупнейшей акцией народников было вынесение смертного приговора царю Александру II и приведение его в исполнение. Несмотря на то, что именно Манифестом Александра II крестьяне были освобождены от крепостного гнета, народовольцы считали, что пос,1едовательные убийства нескольких царей подряд, высших чиновников, запугают режим и заставят царей выполнять волю народа. Однако убийство царя Александра II студентом И. Гриневицким 1 марта 1881 г. вызвало противоположный эффект — реформы были прекращены, а по стране стал возрождаться репрессивно-консервативный режим. Однако это не остановило народовольцев — попытки покушений на царя и других должностных лиц продолжались. 1 марта 1887 г. неудачную попытку убийства следующего царя — Алек­сандра III («второе 1 марта») предпринял Александр Ульянов (старший брат В.И. Ленина), за что был казнен. Другой круп­ной акцией революционеров-террористов стало покушение на ненавистного в народе губернатора Петербурга Трепова, которое осуществила В. Засулич. Сенсацией стало оправдание В. Засулич недавно введенным судом присяжных и ее бегство за границу. Близкую к народовольцам деятельность осуществляла организация «Народная расправа «, руководимая С. Нечаевым. Отличную точку зрения от народовольцев имели революциоиеры-анархисты (лидеры М. Бакунин, М. Лавров, П. Ткачев, А. Кропоткин). Анархисты считали что любая власть всегда будет порочной независимо от режима, монархии или республики, наличия или отсутствия реформ, так как порочность и антинародность заложены в самой природе власти. Взамен анархисты предлагали утопические планы безгосударственного будущего, народных коммун и прямого народного самоуправления. Несмотря на героизм и фанатизм революционеров как пропагандистов, так и анархистов и террористов их деятельность, в итоге, не привела к улучшению жизни народа — наоборот, привела к свертыванию реформ и усилению репрессий. Ставка на террор себя не оправдала. В 1880-е гг. разночинское революционное движение охватил кризис, поскольку оно не пользовалось авторитетом среди широких народных масс и не имело большего числа последователей. На смену ему в 1880-е гг. пришло пролетарское революционное движение.

4. Пролетарское революционное движение имело ряд отличий от всех предыдущих революционных движений в России:

  • оно имело самое большое число сторонников;
  • формировалось на основе общности классовых интересов быстро растущего класса наемных рабочих;
  • имело глубокие народные корни;
  • было организованным;
  • стало социальной основой для создания и деятельности революционных партий.

Особенности пролетарского революционного движения 1890-х гг.:

  • распространение идей марксизма;
  • создание марксистских и иных рабочих кружков;
  • проведение эффективных мероприятий в защиту своих прав — стачек, забастовок;
  • общероссийский характер движения;
  • появление у рабочего движения квалифицированных лидеров — Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и др.

Вершиной революционного пролетарского движения стало создание массовых революционных партий, куда вошла самая активная часть как городского и сельского пролетариата и которые возглавили революционное движение. Крупнейшими революционными партиями, возникшими в начале XX в. и возглавившими революционный процесс, стали:

  • движение (затем партия) большевиков Российской социал-демократической рабочей партии — РСДРП(б), организационно сложившееся в 1903 г.;
  • РСДРП (меньшевики);
  • партия социалистов-революционеров (эсеров), созданная в 1906 г.

5. В то же время рабочее движение в своих интересах желали ис­пользовать не только революционные силы, но и царское правительство. Новым явлением на стыке веков стал «полицейский социализм» wm «зубатовщина». Свое название данное явление получило по имени СВ. Зубатова — сначала провокатора в рабочей среде, и, впоследствии, начальника московского охранного отделения жандармерии. Суть данного явления заключалась в стремлении взять рабочее движение под контроль путем:

  • повсеместного внедрения в рабочее движение агентов охранки и продвижения их на руководящие посты (крупнейшим успехом Зубатова стало внедрение в рабочую среду Е. Азефа, ставшего одним из самых влиятельных рабочих лидеров);
  • внедрения провокаторов, которые бы направляли рабочие выступления в нужное русло (один из самых известных — поп Гапон, имевший большое влияние на рабочих Санкт-Петербурга, впоследствии разоблаченный и казненный эсерами);
  • создания подконтрольных рабочих организаций. Так, Зубатовым были созданы:
  • «Общество взаимной помощи текстильщиков»;
  • «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве»;
  • «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Пете­рбурга»;
  • иные организации.

Несмотря на все его разнообразие, главное значение революционного движения XIX в. было в том, что оно подготовило почву для трех русских революций — 1905 — 1907 гг. и двух 1917 г., и последовавших за ними революционных преобразований.

Очерки русского революционного движения XIX — нач. XX вв.

Михаил Николаевич Покровский

ОЧЕРКИ РУССКОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ XIX-XX вв.

Лекции, читанные на курсах секретарей уездных комитетов РКП(б.) зимою 1923-24 г.

М.: Главполитпросвет. Издательство «Красная новь». 1924

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция первая. План курса. Современность и история. Материалистический метод и современность. Успехи исторического материализма в наши дни. Основной стержень русского революционного движения; как возникло у нас крепостное право? Борьба крестьянина за самостоятельное хозяйство. Значение этой борьбы для нашего времени. Как буржуазия понимает русское революционное движение? Действительный смысл этого движения, как отражения борьбы торгового и промышленного капитала. Крепостное хозяйство и самодержавие, как явление эпохи торгового капитализма; когда и почему они стали не нужны? Действительный смысл «освобождения крестьян». Революция декабристов, как первый эпизод борьбы. Хлебный вывоз и крепостное право. Проект Якушкина.

Лекция вторая. Тов. М.С.Ольминский и юбилей декабристов. Исчерпывается ли «декабризм» тем, что происходило 14 декабря 1825 г.? Южные группы декабристов; «Соединенные славяне», их демократизм, их атеизм, их значение в вооруженном восстании. Пестель и национализация земли. Пестель и капитализм, П. и дворянство. Интересы какого класса представляли? Его политическая программа. Северное общество; его программа; конституция Муравьева. Его тактика; план Трубецкого. Манифестация 14 декабря и народная масса; действительный смысл 14 декабря.

Читайте также  Правители московского княжества

Лекция третья. Революционное движение после декабристов; террор и пропаганда, зародыши этих форм в «декабризме». Обычное представление о ходе социально — экономического развития России в XIX веке; что было в действительности? Рабочий вопрос и Николай I; социализм и «освобождение крестьян». Рабочий вопрос и революционное движение; корни русского социализма и его первоначальный характер. Что было объективной основой революционного движения и как себе представляли его тогдашние революционеры? Чернышевский и прокламация к «барским крестьянам»; экономическая проницательность и осторожность его тактики; «Великорусc» и зачатки меньшевизма. Зародыши большевистских настроений: «Молодая Россия». Зачатки марксизма; Ткачев, бакунинцы, Нечаев и первый план назначенной революции. Лозунг движения в народ, его действительное происхо­ждение и действительное значение этого движения; воспоминания В.Н.Фигнер и Дейча; «большевики» и «меньшевики» 70-х годов.

Лекция четвертая. Обманутые надежды на бунт обманутых крестьян; почему крестьянство было равнодушно к социалистической пропаганде? Кулак, его экономическое положение после реформы, его политическая физиономия по Энгельгардту. Деревенская беднота в изображении В.Н.Фигнер; психология пролетария и психология паупера. Рабочее движение 70-х годов и революционные организации. «Северный союз русских рабочих»; Степан Халтурин; задачи «Союза». Заславский и Южнорусский союз рабочих; живая связь двух союзов. Зачатки марксистского миросозерцания в 70-х годах; Плеханов и его статья «Закон экономического развития общества». Террористи­ческое крыло движения; ориентация на буржуазию. В чем действительный смысл и действительное значение террора? Как он в действительности развивался? «Земля и Воля» и «Народная Воля». Террор и буржуазия: «единственная задача» народовольцев по Желябову.

Лекция пятая. Попытки массовых организаций «Народной Воли»; военная организация. Рабочая программа Желябова; ее пророческие черты. Программы группы «Освобождение Труда», их отношение к крестьянству. Внешняя картина рабочего движения; таблицы К.Сидорова; необходимые поправки к ним. Три периода русского революционного движения; значение идеологии и влияние интеллигенции. Стихийная революционность и революционная идеология рабочего класса. Крестьянские корни русского пролетариата; аграрный кризис 80-90-х годов и его значение. Мелкая сельская буржуазия и ее место в революции.

Лекция шестая. Политика буржуазии и ее место в революционном движении. На каком моменте капиталистического развития застала революция Россию? Империалистические вожделения Николая II. Определение империализма по Гильфердингу и по Ленину; объективные признаки зарождающегося монополистического капитализма в России перед 1905 г.; таможенные пошлины, территориальные аппетиты. Идеология крупной буржуазии в империалистический период; промышленный капитал и самодержавие; эра Витте; золотая валюта. Торговый капитал, активный баланс и хлебные цены. Реванш торгового капитала и дальне­восточная политика. Реакция торгового капитализма во внутренней политике; Плеве и зубатовщина. Зубатовщина и промышленный капитализм; «Освобождение» и Союз освобождения; кадеты и массовое движение.

Лекция седьмая. Большевизм и неудача промышленного капитала. Кадетская легенда о столыпинщине, и почему мы ей верили. Легенда и действительность; настоящий смысл столыпинщины. Аграрное законодательство Столыпина и промышленный капитал. Разложение общины. Индивидуализация землевладения и рост пролетариата. Рост мелкой сельской буржуазии. Ответы на вопросы: как следует понимать стихийный экономизм рабочего движения в 1905 г.? Что такое «буржуазная» и «социалистическая» революция? Как мог торговый капитал одержать победу над промышленным? Что объективно представляла собою кадетская партия? Экономическая база господства торгового капитала. Непредвиденные результаты столыпинщины: разложение поместного землевладения, рост кулацкого «либерализма» и кулацкого слоя, как капиталистической силы.

Лекция восьмая. Влияние столыпинщины на развитие промышленного капитализма; промышленный подъем 1909-1913 гг. Рост туземного накопления и политическое осмеление русской буржуазии. Оборотная сторона медали; узость внутреннего рынка; неустойчивость активного баланса и ее причины; хлебная конкуренция России и Германии; «проливы». История русского империализма после японской войны; русско-английское соглашение 1907 г. Россия, Англия и Германия на Ближнем Востоке. Подготовка кампании из-за проливов: совещание 1908 г., сербско-болгарский договор и балканская война 1912 года, конфликт из-за Лимана-фон-Сандерса. Русско-английская морская конвенция 1914 г.; проекты раздела Австрии; убийстве эрцгерцога Фердинанда и роль в этом деле русского главного штаба; кто был главным виновником войны 1914 г.?

Лекция девятая. Империалистическая война и русская буржуазия; роль печати; шовинистский угар молодежи. Война и промышленный капитализм. Снарядный кризис и «особое совещание по обороне»; буржуазия становится хозяйкой тыла. Попытки смычки с рабочими; рабочее движение перед войной; военно-промышленные комитеты. Оборотная сторона военной экономики; разруха транспорта. Рост цен и настроение масс. Революционная агитация и массовое движение; рабочие и войска. Экономическая характеристика питерского пролетариата перед февральской революцией; настроения мелкой буржуазии.

Лекция десятая. Иллюзии правящих классов зимою 1916-1917 гг. Распутин и прогрессивный блок; в чем сущность конфликта? Перемена ролей промышленного и торгового капитала вместе с военными неудачами. Тайные переговоры с Германией. Заговор и контр-заговор; значение склоки наверху для успеха революции. Чем пыталась изобразить февральскую революцию буржуазия и чем в действительности она была? Революция и война; настроение пролетарских масс; настроение на фронте. Попытка временного правительства возобновить войну. Война и большевизм. Почему вторая русская революция должна была стать социалистической? «12 марта 1917 года».

Революционное движение в России во второй половине XIX в.

Радикалы.

Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвя­тившие себя служению народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой пра­вительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций). Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоре­тики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действо­вать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.

В радикальном направлении второй половины XIX в. господствую­щее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».

В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы -оформление народнической доктрины и деятельность организаций рево­люционных народников; 80-90-е годы — активизация либеральных на­родников и начало распространения марксизма, на основе которого бы­ли созданы первые социал-демократические группы.

«Шестидесятники».

Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это ак­тивизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один — вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молоде­жи того времени. Он также критиковал правительство за сущность ре­формы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел не­обходимость использования Россией опыта европейской модели разви­тия.

На основе идей Н.Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок «Великорусе» (1861-1863), «Земля и воля» (1861- 1864). В них входили Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Г.Е. Благосветлов, Н.И. Утин и др. «Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Для этого землевольцы развернули активную изда­тельскую деятельность в своей нелегальной типографии. В журнале «Земля и воля», в прокламациях «Барским крестьянам от их доброжела­телей поклон», «К молодому поколению», «Молодая Россия», «К солда­там», «Что нужно делать войску», «Великорусе» они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвида­ции самодержавия и демократического преобразования России, справед­ливого решения аграрного вопроса. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарева «Что нужно народу?», опуб­ликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Статья предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений, призывала к объ­единению всех революционных сил.

«Земля и воля».

Это была первая крупная революционно-демократи­ческая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Органи­зацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к «Земле и во­ле» примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Первые тайные организации просуществовали недолго/. Спад кресть­янского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима — все это привело к их самороспуску лли разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Черны­шевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству уда­лось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общест­венном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их рево­люционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде сто­явшие на демократических или либеральных позициях, перешли в ла­герь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверив­шись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравст­венные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил поку­шение на царя Александра II.

В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь гото­вить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительст­вом. После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюриз­мом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжени­ям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступ­ник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время ста­ла серьезным уроком для следующих поколений революционеров, пре­достерегая их от неограниченного централизма.

Читайте также  Социально-экономические предпосылки революции

На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов по­следней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направ­ления: революционное и либеральное.

Революционные народники.

Основные идеи революционных народ­ников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны — в общинном социализ­ме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразо­вания должны осуществляться революционным методом.

М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработа­ны теоретические основы трех течений революционного народничест­ва — бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщиче­ского. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничто­жению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.

ПЛ. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основ­ное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» — передовая часть интеллигенции.

П.Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина гото­вым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунис­том по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захва­тив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых ре­волюционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь под­нять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологи­ей крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

«Земля и воля» (1876-1879).

В 1876 г. уцелевшие участники «хож­дения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. при­нявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осу­ществление социалистической революции путем свержения самодержа­вия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправ­ления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеха­нов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

Было предпринято второе «хождение в народ» — для длительной аги­тации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабо­чих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонст­рация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бо­роться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приго­ворили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от по­лиции.

В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В.И. Засулич совершила покуше­ние на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества было таково, что суд присяжных оп­равдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятель­ности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к рас­колу.

«Черный передел».

В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879-1881). Они сохранили верность основным про­граммным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

«Народная воля».

В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля» (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желя­бов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет — центр и главный штаб орга­низации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в революци­онной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Про­граммные требования народовольцев включали: подготовку политиче­ского переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтоже­ние частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик — рабо­чим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи — партия социалистов- революционеров.)

Народовольцы провели ряд террористических акций против предста­вителей царской администрации, но главной своей целью считали убий­ство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительст­во усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе СЛ. Перовская организовала покушение на ца­ря. 1 марта 1881 г. Александр II бьш смертельно ранен и через не­сколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усиле­нию реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное раз- витие России.

Общественное движение России конца 19 века

Общественно-политическое движение в конце 19 века в России имело следующие направления:

  • Традиционализм (консерватизм). Всесторонняя поддержка действующей власти по принципу «жить, как жили всегда».
  • Либерализм. Реформирование страны на западный лад.
  • Народничество. Хотели изменений в стране, но часто действовали радикально, выступая за убийство чиновников (революции).
  • Анархизм. Выступали против эксплуатации человека человеком.
  • Марксизм (социал-демократизм). Говорили о гибели капиталистического уклада мира, заменить который должен был социализм.

Остановимся более подробно на каждом из этих течений, поскольку в совокупности они формировали социальный и политический фон страны.

Таблица: Общественное движение в России в конце 19 века
Направление Разветвления Представители
Традиционализм Государственный консерватизм Константин Победоносцев, Михаил Катков, Владимир Мещерский
Религиозно-философский Константин Леонтьев, Лев Тихомиров
Новое славянофильство Николай Данилевский, Николай Страхов
Либерализм Земский Иван Петрункевич
Интеллектуальный (профессорский) Петр Шереметьев, князья Трубецкие, князья Долгорукие
Народничество Революционное П.Ф.Якубович, П.В.Шевырев,
Либеральное Николай Михайловский, Василий Воронцов, Сергей Кривенко, Сергей Южаков
Неореволюционное Виктор Чернов
Анархизм Революционный Петр Кропоткин, Михаил Бакунин
Мирный Лев Толстой
Марксизм (социал-демократы) Легальные Петр Струве, Николай Бердяев, Сергей Булгаков
Революционные Владимир Ленин, Георгий Плеханов, Вера Зусилич

Традиционализм

Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.

Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.

Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:

  1. Государственный консерватизм. Ярчайшим представителем этого направления являлся обер-прокурор святейшего Синода Константин Победоносцев. Основные задачи государственного консерватизма были изложены в «Московском сборнике», изданном в 1896 году. Этот трактат в основном критиковал демократию, отмечая: власть народу может принадлежать только в небольшом обществе, власть народа в России является фикцией, свободной прессы существовать не может, поскольку так или иначе она будет зависеть от частного капитала, процветание России возможно только при укреплении власти императора и при укреплении православной веры.
  2. Религиозно-философский традиционализм. Представители этого общественного движения были убеждены, что современные цивилизации обречены, и что единственный путь к созданию лучшего мира заключается в создании новой славяно-византийской цивилизации, которая будет основываться на принципах православия и консерватизма пролетариата. Величайший представитель этого направления: Константин Леонтьев, издавший в 1875 году трактат «Византизм и славянство».
  3. Новое славянофильство. Представители этого направления были в основном философы и литературы. Они говорили о полном отрицании западной цивилизации, как в виде социализма, так и виде капитализма. Кроме того новые славянофилы говорили о том, что Россия обладает уникальной историей и культурой, а также уникальными религиозно-нравственными ценностями, которые являются благом для всех, и которые позволят создать новый лучший мир, или, как говорили представители новых славянофилов, «царство Божье на Земле».

Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.

Священная дружина

В марте 1881 года была создана тайная традиционная монархическая организация под названием «Священная дружина». Деятельность данной организации до сих пор мало изучена историей. Считается, что ее руководителями были Граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал губернатора Москвы князь Долгоруков, Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер прокурор святейшего Синода Победоносцев. По некоторым данным членами организации были Владимир и Алексей Александровичи, великие князья династии Романовых.

«Священная дружина» это классический пример того, как ограниченность мышления традиционного течения не позволяет донести эти идеи до широких масс. Одна из причин, почему традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что согласно манифесту «Священной дружины» организация должна была решать следующие задачи:

  • Создание крестового похода против врагов России и текущего порядка. Это был ответ народничеству. Для достижения этих целей использовались те же методы что и у народников — террор.
  • Стремление натравить революционные организации друг на друга.

Эти цели показывают, что «Священная дружина» не стремилась что-либо созидать, а только стремилась мешать другим. Это одна из причин, почему деятельность традиционной организации провалилась. Важно отметить еще один факт — именно с этой организации началась головокружительная карьера Витте.

Либеральные организации конца 19 века

Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:

  • Интеллектуальный
  • Земский

Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 по 1882 годы. В этот период было создано общество «Земского союза и самоуправления», а также направленно 50 ходатайств на имя императора, в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля. После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.

Читайте также  Внутренняя политика в россии в первой половине xix века

Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.

Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости». К концу 19 века либеральные организации создали кружок «Беседа», который состоял из 50 видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.

Народничество

Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:

  • Революционное народничество.
  • Либеральное народничество.
  • Революционное народничество.

Изначально наибольшей властью пользовались организации революционного народничества. Однако, после убийства Александра 2 эти организации либо начали распадаться, либо значительно утрачивали свою власть. Им на смену пришло либеральное народничество. Внутри них шла борьба между, так называемыми, «западниками» и «почвенниками». Однако, несмотря на эту борьбу, народники были едины с тем, кто является их главным политическим оппонентом — либералы. Отличие либерального народничества от революционного заключается в стремлении отказаться от террора. В истории либеральное народничество известно как «теория малых дел». Они вели каждодневную работу для того, чтобы донести свои идеи до простых людей, то есть до крестьян.

Анархисты

В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:

  • Анархизм «коммунизм». Выступали за активную стадию народной революции. Представитель — Кропоткин.
  • Анархизм «синдикализм». Пытались совместить идеи уничтожения государства с идеями создания кооперативов и коопераций. Представитель: Кирилловский.
  • Анархисты «индивидуалисты». Выступали за свободу личности, которая никем и ничем не ограничена. Представители: Городецкий и Паровой.
  • Анархисты «безначальщины». Предполагали наличие террора важнейшим фактором при образовании государства. Представители: Махно, Романов.

Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов. Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении «Учение о непротивлении злу насилием».

Марксисты или социал-демократы

Идейным лидером марксизма считается Карл Маркс, который в 1867 году издал свой знаменитый труд «Капитал». В этом труде с точки зрения теории описывается гибель капиталистической системы мира, а также создание новой социалистической или пролетарской системы. В марксизме Российской Империи принято выделять следующие основные течения:

  • Легальные марксисты. Они пересмотрели труды Маркса и отвергли идею диктатуры пролетариата, а также идеи обреченности капиталистической системы уклада мира.
  • Революционные марксисты. У них принято выделять 2 крыла: умеренные марксисты и радикальные марксисты. Первые считали социалистическую форму правления в России возможной, но в отдаленной перспективе, поэтому радикальных шагов здесь и сейчас, по их мнению, предпринимать не стоило. Вторые были уверены, что социалистическую форму правления в России можно создать достаточно быстро, поэтому нужно действовать здесь и сейчас. Активно продвигал эту идею Владимир Ильич Ленин.

В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.

Эволюция революционного движения в россии в xix веке

Название работы: Революционное движение в России в 19в (причины, особенности, этапы, крупнейшие организации)

Предметная область: История и СИД

Описание: Революционное движение в России в 19впричины особенности этапы крупнейшие организации В первой четверти 19в зародилась в России революционная идеология носителями которой были декабристы. Познакомившееся с политич движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало что основой отсталости России является крепостное право. Реакционная политика в области просвещения и культуры создание Аракчеевым военных поселений участие России в подавлении революционных событий в Европе добавили уверенности в необходимости.

Дата добавления: 2013-08-25

Размер файла: 37.5 KB

Работу скачали: 11 чел.

Билет 15. Революционное движение в России в 19в(причины, особенности, этапы, крупнейшие организации)

В первой четверти 19в зародилась в России революционная идеология, носителями которой были декабристы. Познакомившееся с политич движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало, что основой отсталости России является крепостное право. Реакционная политика в области просвещения и культуры, создание Аракчеевым военных поселений, участие России в подавлении революционных событий в Европе добавили уверенности в необходимости радикальных перемен. Крепостничество в России было оскорблением национального достоинства просвещенного человека. На взгляды декабристов оказали влияние западноевропейская просветительская лит-ра, русская публицистика и идеи национально-освободительных движений.

В 1816г в Питере возникло первое тайное политич общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции(Муравьев, Муравьевы-Апостолы, Трубецкой, Якушкин, Пестель). В 1818г в Москве создана организация Союз благоденствия, пропагандировавшая идею уничтожения крепостного права

В 1821г на Украине возникло Южное общество во главе с Пестелем(Русская правда). В Питере по инициативе Муравьева было создано Северное общество. Цель этих обществ: уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий, создание республики, разделение властей, провозглашение гражданских свобод.

Началась подготовка к вооруженному восстанию. 14 дек 1825г на Сенатской площади состоялось Декабристское восстание, которое вскоре подавили. 5 дали смертную казнь: Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол), 120 челов отправили на каторгу в Сибирь.

После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны гос-ва. Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 30-40х выделились 3 идейно-политич направления: реакционно-охранительное, либеральное и революционно-демократическое.

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения Уваров. Самодержавие, крепостничество и православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были Погодин и Шевырев.

Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов(Кириевские, Аксаковы, Хомяков, Самарин).

Центральная идея в концепции славянофилов – убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра1. Свои идеи они публиковали в журналах Москвитянин и Русская правда.

Основная идея западников – концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии. Реформатовскую деятельность Петра1 они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее приведением буржуазных реформ.

Огромную популярность в начале 40-х приобрел литературный кружок Петрашевского. Его посетили Салтыков-Щедрин, Достоевский, Глинка, Рубинштейн, Толстой.

Отцом теории русского социализма был Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм. В Лондоне Герценом была открыта Вольная русская типография. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.

Основателем революционно-демократического движения в России является Белинский. Своим взгляды и идеи он опубликовал в Отечественных записках и в Письме к Гоголю, где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.

Несмотря на проводимые реформы, Россия оставалась абсолютной монархией. Самодержавная власть становилась все более тяжелым бременем для народов России. Основная масса россиян была лишена всяких гражданских прав. Накал социальных противоречий перерастал в открытый протест. В 1883г в Женеве была основана группа Освобождение труда(Засулич, Аксельрод), кот занималась пропагандой идей Маркса и выработкой собственной программы политч борьбы.

В 1895г в Питере Лениным создан Союз борьбы за освобождение рабочего класса. В начале 19в создана РСДРП(рос соц-демократич рабочая партия). Противниками соц-демократов являлись марксисты Струве, Булгаков и Бердяев.

В середине 50х начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реорм стали причиной раскола в среде интелегенции.

В Русской культуре конца 19в выделились 3 основных течения: консервативное, демократичное и либералльное. Представители консерваторов – Боткин, Дружинин, Анненков, Майков, Фет публиковались в журналах Русский вестник и Домашняя беседа. Демократы(Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Некрасов) высказывались в Русском слове и Отечественных записках. Либералы(Кавелин, Буслаев) печатались в Русской мысли, Вестнике Европы и Северном вестнике.

В русской лит-ре наиболее ярко проявили себя: Толстой(Война и мир, Анна Каренина), Достоевский(Престпление и наказание, Идиот), Некрасов(Кому на Руси жить хорошо), Гончаров(Обломов) и др.

Революционные изменения произошли в живописи. Было образовано общество передвижников – Репин(Арест пропагандиста, Под конвоем, Бурлаки на Волге), Маковский(Осужденный, Узник), Ярошенко(Студент) и др. Суть передвижничества – популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жинзь России. В историч жанре значимые работы создали Суриков(Утро стрелецкой казни), Перов(Суд Пугачева), Репин(Стенька Разин) идр. Во второй половине 19в в России появились композиторы и исполнители Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: