Международные связи россии в 90-е годы

Конспект урока по истории на тему: Россия в системе международных отношений в 1990-е годы

Международные связи россии в 90-е годы

Россия в системе международных отношений в 1990-е годы
план-конспект по истории на тему

Конспект урока по истории на тему: Россия в системе международных отношений в 1990-е годы

Скачать:

Вложение Размер
rossiya_v_sisteme_mezhdunarodnyh_otnosheniy_v_90.docx 34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Россия в системе международных отношений в 90-е годы XX века.

— оценить изменение геостратегического положения России после распада СССР и развитие отношений России с Западом в 90-е гг.;

-способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать данные, выделять характерные и существенные черты исторических событий и явлений, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, формировать и формулировать свою оценку личностей и событий истории.
Задачи урока:

1)формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся посредством организации работы с различными источниками информации;

2) сформировать умение «переносить» приобретённые и систематизированные знания в новую ситуацию;

3) развивать интерес к актуальным проблемам истории страны

4) научить аргументировано представлять свою позицию по изучаемым проблемам.

  1. История России. 1945—2008 гг. 11 класс: учебник;
    под ред. Данилова А.А
  2. Электронное приложение к учебнику История России, 1945 — 2008 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В.)
  3. Раздаточный материал: рабочие листы, текстовая информация, документы
  4. Карта в учебнике и на доске
  5. Электронная презентация

1. Российско-американские отношения

2. Россия и Европа

3.Россия и Содружество Независимых Государств

Словарь урока: глобализация, многополярный мир, однополярный мир, Совет Европы, международное сотрудничество, ядерное разоружение, мировое сообщество, балканский кризис, СНГ, ближнее и дальнее зарубежье, русский мир, война в заливе, проблема северных территорий, партнерство во имя мира.

Форма урока: работа в группах.

Вводная часть занятия

Просмотр видеоролика (5 минут)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? В каком состоянии находился мир в период после окончания Второй мировой войны до 1991 года.

Распад СССР означал кардинальное изменение глобальной расстановки сил в мире. На протяжении 40 лет мир был биполярным. Что это означает? Его организующим принципом было противостояние США и СССР. СССР прекратил свое существование и как вы думаете, произошли ли изменения и в мире? Так о чем будет идти речь?

Завершение холодной войны поставило вопрос – каким будет теперь новый мир и какую роль будет выполнять Россия в этом мире? Повлиял ли распад СССР на систему международных отношений?

Проблема урока: Выяснить ключевые ориентиры внешней политики России в 1990-е годы.

С распадом СССР и провозглашением СНГ выделились две основные сферы внешнеполитических интересов России – традиционные отношения с зарубежными государствами и установление связей с так называемым ближним зарубежьем, которые в значительной степени определяют и современную внешнюю политику.

Мы сегодня будем работать по группам. Сегодня у нас работают три группы экспертов, отвечающие за определенное направление внешней политики России в 1990-е годы. Ваша задача- пользуясь материалами на столе, составить схему международного положения России по своему направлению.

Но также каждый из вас получает индивидуальное задание на урок: составление двух линий: линию времени, на которой по ходу занятия вы будете отмечать ключевые даты и события, связанные с внешней политикой России 1991–1999 годов

На второй линии – линии идей — формулировать собственные идеи и выводы по рассматриваемой теме. В конце занятия мы с вами обсудим получившиеся результаты.

Основная часть занятия

Работа по группам – 15 минут.

1 я группа: вам необходимо выписать в тетрадь главные изменения в российско-американских отношениях

2я группа : рассказывает об отношениях России и Европы

3я группа: – об отношениях со странами СНГ

После работы групп выступают представители групп. (10 минут)

1-я группа. Зарисовка логической схемы.

Как строились отношения России и США в 1990-е годы?

Какие факты говорят о сближении России и США в 1990-е годы? (1992г. Кэмп-Дэвидское соглашение, 1993 г. – ОСНВ 2, 1993г. – комиссия по экономическому сотрудничеству)

Каковы основные противоречия между Россией и США в 1990-е годы? (США ориентированы на однополярный мир, а СССР – сотрудничество)

Какие региональные конфликты вызывали противоречие позиций?(Косово 1999г)

ВЫВОД по выступлению 1 группы : Отношения с США занимали ключевое место во внешней политике России в 1990-е годы. В целом они заметно изменились в лучшую сторону. В то же время российско-американские связи представляли сложное переплетение взаимодействия, поиска сфер совпадающих интересов и разногласий по конкретным вопросам международных и двусторонних отношений. На взаимодействие двух государств оказывали влияние различия их экономических и политических возможностей. Новый характер российско-американских отношений получил отражение в Кэмп-Дэвидской Декларации 1992г., которая предусматривала отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников;

Активно развивалось сотрудничество в сфере сокращения вооружений.

В середине 1990-х происходит определенная эволюция российско-американских отношений. США все больше отходили от поддержки традиционных принципов международного права. Натовские бомбардировки Белграда привели к значительному охлаждению отношений России с США и их союзниками. Россия выступала против построения формирующейся системы международной безопасности на основе НАТО, принижения в международных делах роли ООН, ОБСЕ.

2-я группа. Зарисовка логической схемы.

Как строились отношения России и Европейского сообщества?

Основной вопрос: Удалось ли наладить партнерство России и НАТО?

Что вы знаете об организации НАТО?

Почему отношения России и НАТО были в 1990-е годы непостоянными? (преследовали различные цели. НАТО преследовал цель на исключительное право принимать решения в мире по самым важным вопросам обеспечения европейской безопасности в том числе в обход ООН. Россия стремилась противодействовать этим тенденциям)

Вывод по 2 группе В целом , отношения России с европейскими государствами развивались динамично, хотя сохранялись различия по некоторым подходам. Часто в центре дискуссий оказывалась чеченская проблематика, хотя Европа вела политику двойных стандартов: члены евросоюза осуждали положение с правами человека в России, а сами не желали замечать ущемление русскоязычного населения в странах Балтии.

3-я группа. Зарисовка логической схемы.

Как строились отношения России и СНГ?

Вывод по 3 группе На пространстве СНГ России предстояло выстроить на новой основе отношения с бывшими соседями по СССР, которые теперь стали независимыми суверенными государствами. Кроме того, с самого начала ставилась задача сохранения сложившихся в советское время экономических и культурных связей, а также координации действий на международной арене. Однако преобладают дезинтеграционные процессы, подтверждающиеся отношениями с Украиной, Белоруссией, и наличием горячих точек.

Совместное обсуждение по предложенным вопросам:

Распад СССР и окончание холодной войны это совпадение событий или закономерность ? ( кризис соц. системы — перестройка- распад СССР – бархатные революции – распад соц. лагеря- усиление влияния США )

Как Вы считаете, установление монополярного мира означает отсутствие противостояния стран друг другу, а значит, имеет положительный эффект? (направление дискуссии – отсутствие конкуренции таит в себе опасность диктата со стороны сверхдержавы).

Вопросы для подведения итогов

Какие события стали основными в международных отношениях 1990-х годов?

Что определяло становление отношений на международной арене?

Заключительная часть занятия

Проверка линии времени и идей. Среди ключевых дат на линии времени могут быть отмечены следующие (предлагаемый вариант не является обязательным) : 1991 г. – распад СССР, Россия становится международным правопреемником СССР; 1992г – кэмп-дэвидское соглашение – окончание холодной войны; 1994 г. – Россия – участник «большой восьмерки», — определение Россией международных приоритетов и начало их последовательного отстаивания; 1996 г. – вступление России в Совет Европы – борьба за реализацию концепции многополярного мира; 1999 г. – столкновение интересов России и Запада по событиям в Югославии.

Среди ключевых идей учащиеся могут назвать: международное сотрудничество и интеграцию, участие России в международных организациях, борьбу с международным терроризмом, отстаивание Россией своих интересов, концепцию многополярного мира, разрешение локальных конфликтов, партнерство во имя мира, ядерное разоружение, кооперацию бывших республик СССР.

По итогам работы по линиям формулируются Ключевые ориентиры внешней политики России

В 1990-е годы основными ориентирами внешней политики России были следующие:

1. Интеграция в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), проходившая неоднозначно. Эта политика была продолжена и в 2000-е годы. 10 октября 2000 г. президенты пяти стран СНГ – Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан по инициативе Н. Назарбаева в Астане подписали Договор об учреждении экономического сообщества (ЕврАзЭС). Концепция внешней политики от 28 июня 2000 г. в числе важных задач политики России в отношении государств – участников СНГ указывает на то, что практические отношения с каждым из государств-участников необходимо строить с учетом трех условий: «встречной открытости» для сотрудничества; готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации; обеспечения прав российских соотечественников.

Причины трудностей и проблем интеграции в рамках СНГ:

– различия в уровне социально-экономического развития стран;

– разное отношение лидеров к проведению экономических и политических реформ;

– опасение чрезмерного усиления влияния России;

– рост национализма и шовинизма в обществах;

– противодействие интеграции со стороны других мировых и региональных лидеров (США, Турция, Румыния и др.);

– межэтнические конфликты, которые не удалось разрешить в рамках СНГ (нагорно-карабахский, грузино-абхазский, приднестровский, киргизо-узбекский).

2. Противодействие международным террористическим угрозам в рамках ООН и других международных организаций. В Совместном заявлении, подписанном Б. Ельциным и Б. Клинтоном в сентябре 1998 г. в Москве, указывалось на необходимость мобилизации усилий всего международного сообщества в целях противодействия и отражения вызовов, связанных с угрозой безопасности на рубеже XXI века. Однако не всегда было одинаковое видение странами происходящих процессов – например, события на территории Чеченской Республики западные страны долгое время отказывались признавать в качестве проявления террористической угрозы, а Россия противодействовала попыткам обвинения лидера Сербии С. Милошевича в международных преступлениях против человечества.

3. Сотрудничество России с мировым сообществом и укрепление авторитета страны на международной арене. Вступление России в международные организации, а также создание региональных союзов и партнерств с целью укрепления международного престижа и авторитета, для разрешения острых вопросов и проблем.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ (ВЫВОДЫ УРОКА)

Внешняя политика Российской Федерации была ориентирована на интеграцию страны в мировое сообщество, установление сотрудничества с соседними государствами, разрешение существовавших десятилетиями конфликтов. При этом акцент делался на учет национальных интересов и поддержку многополярности нового мирового устройства. В 1990-е годы Россия вступила в Совет Европы, а также превратила «Большую семерку» ведущих стран мира в «Большую восьмерку», став ее полноправным участником. Разнонаправленность внешнеполитического развития помогла нашей стране постепенно возвратить утраченные с распадом СССР лидерские позиции на мировой арене .

ДЗ: заполнить сравнительную таблицу «Внешняя политика России: 1990-е годы и современность»

Книги по истории для студентов

Вопрос 68

1. Становление нового внешнеполитического курса

2. Россия и страны ближнего зарубежья.

3. Запад и Восток во внешнеполитическом курсе России.

4. Итоги внешней политики.

1. После распада СССР и создания СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация. Глубокие изменения геополитической и геостратегической обстановки потребовали переосмыслить роль и место России в системе международных отношений.

В новой геополитической ситуации Россия столкнулась с большим количеством проблем. В результате изменившейся экономической, политической и идеологической ситуации в стране резко снизилась ее внешнеполитическая активность. С сокращением экономического потенциала пострадала обороноспособность страны. Россия потеряла половину морских портов и прямой выход к мировым путям на западе и на юге. Российский флот лишился традиционных баз в Прибалтике, возник спор с Украиной о базировании Черноморского флота России в Севастополе. Бывшие республики СССР национализировали наиболее мощные ударные военные группировки, расположенные на их территории.

Основные направления внешней политики. Перед Россией встала задача интеграции в мировой рынок и гармонизации политического курса с политикой ведущих мировых держав.

После прекращения «холодной войны» заметно снизилась роль центрального противостояния, но одновременно возросла угроза региональных конфликтов, распространения оружия массового поражения и ракетных технологий. Вблизи границ СНГ образовался пояс нестабильных государств. Постепенно осознается в качестве важной задачи хотя бы частичное восстановление статуса России как влиятельной в мире державы. Основу для этого представляют еще сохранившийся значительный экономический и военный потенциал страны, ее внешнеполитические и экономические связи.

2. В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, создания границ. Главной проблемой оставался невыгодный характер экономического сотрудничества в условиях перехода на мировые цены торговли энергоносителями.

В 1992 г. начался вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. В отношениях России со странами Прибалтики остро встал вопрос о правах проживающего там русскоязычного населения. Кроме того, в 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция. Появились беженцы. В 1990—1991 гг. процесс реэмиграции русских стал повсеместным (исключение составляют Украина и Белоруссия). В отношениях с Украиной по-прежнему остается проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота, частично оговоренная в российско-украинском договоре от 31 мая 1997 г.

Ситуация в этой области усугублялась также тем, что в первые годы независимой России приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам Запада, а не ближнего зарубежья.

3. На протяжении 90-х гг. предпочтение во внешней политике продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США.

В конце 1991 — начале 1992 г. Президентом России было заявлено о том, что ядерные ракеты больше не направлены на объекты США и других западных стран. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга — в ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание «холодной войны» и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения основаны на элементах взаимного доверия и общей приверженности демократии и экономической свободе. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Согласно Договору, к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором ОСНВ-1.

Российское руководство столкнулось с новой проблемой — расширением НАТО на Восток. Российская дипломатия пыталась предотвратить вступление бывших членов Организации Варшавского Договора, а также прибалтийских стран в НАТО. С этой целью она выступила с идеей предоставления странам Центральной Европы перекрестных гарантий безопасности как со стороны России, так и со стороны западноевропейских стран. Предложение не было принято бывшими союзниками СССР. Руководство Североатлантического союза в свою очередь объявило о промежуточном варианте сотрудничества с этими странами: без предоставления статуса полноправного члена НАТО они могли подписать программу «Партнерство во имя мира». К лету 1994 г. ее подписали более 20 стран Центральной и Восточной Европы, включая членов СНГ. 22 июня 1994 г. к ней присоединилась Россия.

Россия и Япония. Летом 1997 г. руководство Японии фактически объявило о концепции новой дипломатии в отношении России, в основу которой легли принципы доверия, взаимной выгоды и долгосрочной перспективы. Отныне Токио отделяет проблему «северных территорий» от всего комплекса вопросов двусторонних отношений. Конкретными шагами в реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. Создана совместная Российско-японская комиссия по экономическому сотрудничеству, а также форум, в рамках которого будут вестись переговоры с целью заключения мирного договора между двумя странами, который так и не был заключен со времен Второй мировой войны.

Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности России. Здесь наша страна сохранила прямой выход на мировой рынок, здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай. Существуют перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей.

Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН, в том числе на рынке вооружений.

4. После 1991 г. Российская Федерация получила международное признание как наследница СССР во внешней политике. РФ подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу.

Перед Россией стоит задача подтверждения роли лидера в рамках Содружества Независимых Государств. Для этого предстоит добиваться реального интеграционного процесса по всем областям — политической, экономической, военной.

Однако обострившееся в современных условиях противоборство между ведущими торгово-промышленными центрами вытесняет Россию из всемирного разделения труда, сужает ее и без того ограниченные возможности на пути создания открытой экономики, интеграции в мировое хозяйство. Переориентация на Запад не привела к совершенствованию торгово-экономических отношений. Россия продолжает оставаться страной высокого инвестиционного риска.

Международные связи россии в 90-е годы

Россия и Европа

Европейское направление российской внешней политики в 1990-е годы являлось одним из приоритетных. С одной стороны, в Европе были особенно зримыми результаты преодоления “холодной войны”, что открывало для России благоприятные перспективы активного участия в жизни континента. С другой — происходившие в Европе глубокие перемены были способны серьезно осложнить ее объективно неизбежное взаимодействие с нашей страной. Среди них наиболее значимы объединение Германии; активизация интеграционных процессов в западной части континента; внешнеполитическая переориентация бывших советских союзников; конфликты на территории бывшей Югославии. Зарождение новой европейской политики России также было осложнено сужением пространственного ареала, значительным сокращением экономического и особенно военного потенциала государства. Все это содержало опасность оттеснения нашей страны на периферию международно-политического развития.
Для России наиболее острой проблемой формирования европейской безопасности был вопрос о роли НАТО в новых условиях. Первоначально были распространены представления о том, что этот блок ожидает та же судьба, что и Организацию Варшавского Договора, поскольку исчез главный объект противостояния альянса. Рассчитывали также, что постепенно НАТО будет трансформироваться из преимущественно военной в политическую структуру обеспечения безопасности. В декабре 1991 г. Б. Н. Ельцин заявил о готовности России присоединиться к этой организации. Однако развитие событий пошло по третьему сценарию. Произошла переориентация НАТО на новые военно-стратегические цели, взят курс на расширение круга участников, появились притязания на исключительное право принимать решения по самым острым вопросам обеспечения европейской безопасности, в том числе и в обход ООН. Россия стремилась противодействовать этим тенденциям, однако начала делать это не сразу.
Во второй половине 1993 г., в связи с обсуждением вопроса о расширении альянса путем включения в него новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), в России началась антинатовская кампания, впервые объединившая самые различные политические силы. Лидеры западных стран были проинформированы о решительном возражении России против включения государств ЦВЕ в НАТО. Кампания подогрела настроения бывших советских союзников в пользу присоединения к альянсу, однако оказала определенное влияние и на западные страны. При обсуждении вопроса о расширении стали подчеркивать, что оно не должно привести к возникновению новых разграничительных линий в Европе или оттеснению России. В связи с этим предполагалось параллельное решение двух задач: включение в НАТО новых членов и развитие отношений с Россией.
Для сотрудничества со странами, не участвующими в альянсе, в январе 1994 г. принята программа “Партнерство во имя мира” (ПРМ). Москва сдержанно отнеслась к этому проекту, присоединилась к нему лишь в мае 1995 г., но участвовала формально. Российское руководство стремилось обеспечить своей стране особый, более привилегированный статус, однако добиться этого не удалось. Ситуация серьезно осложнилась после декабря 1996 г., когда сессия НАТО санкционировала начало процесса расширения альянса. Россия была поставлена перед дилеммой: либо дальнейшее активное противостояние ему (со всеми вытекающими из него политическими и военными последствиями), либо согласие с его решением и попытка обеспечить прорыв в двусторонних отношениях Россия-НАТО.
Под влиянием российского МИД во главе с Е. М. Примаковым выбор сделан в пользу второго, более прагматичного варианта. В результате в мае 1997 г. стороны подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. В документе определялись “цели и механизм консультаций и сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий, которые составят ядро взаимоотношений между Россией и НАТО”. Был создан Совместный постоянный совет Россия-НАТО. Таким образом закладывались политико-правовые основы для превращения отношений Россия-НАТО в один из центральных элементов европейской безопасности.
Однако дальнейшие события показали, что стороны по-разному трактовали смысл достигнутых договоренностей. Если Россия склонялась к тому, чтобы созданный механизм принимал совместные решения по вопросам безопасности в Европе, то в НАТО его рассматривали лишь как форум для совместного обсуждения проблем, рекомендации которого не носили обязательного характера для руководства альянса. Эти различия в позициях ярко проявились в связи с событиями вокруг Косово в 1999 г.
Для России особенно болезненным было то, что совершен не просто акт агрессии против ее исторического союзника, а что это сделано вопреки ее активным возражениям. Бомбардировки Югославии показали неготовность лидеров ведущих западных стран превратить отношения Россия-НАТО в значимый компонент европейской безопасности. Более того, альянс претендовал на право применения силы за пределами стран-участниц без санкции Совета Безопасности ООН. В новой “Стратегической концепции НАТО”, одобренной на юбилейном саммите альянса в апреле 1999 г., в число задач организации впервые включалось “проведение операций по реагированию на кризисные ситуации”, не связанные с коллективной обороной от внешней агрессии.
Активное участие в европейских делах Россия принимала в рамках Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — наиболее представительной по составу участников и универсальной по функциям структуры. В отличие от других европейских объединений, здесь она является полноправным участником. По ее инициативе разработана и на саммите ОБСЕ в Стамбуле (1999) одобрена Хартия европейской безопасности, где анализировались вызовы, с которыми предстоит столкнуться континенту в XXI в. В документе подтверждалась приверженность Уставу и ООН и отсутствовала проблематика “нового интернационализма” по гуманитарным основаниям. Под влиянием России в Хартии нашла широкое отражение антитеррористическая проблематика. В рамках ОБСЕ велись переговоры о сокращении вооружений. В 1999 г. одобрена важная для России новая редакция Договора об обычных вооруженных силах в Европе, где учитывались возникшие после окончания “холодной войны” новые реалии.
Не менее важным для России было расширение связей с Европейским Союзом (ЕС) — едва ли не самой влиятельной организацией, в рамках которой осуществляется интеграция государств-участников. Главной областью интеграционного развития в ЕС является экономика, но объединительные усилия постепенно распространяются и на другие сферы. В 1990-е годы ЕС выступал как важнейший торгово-экономический партнер России. В 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, открывающее широкие возможности для привлечения инвестиций в нашу страну.
В 1996 г. Россия принята в Совет Европы — организацию, имеющую целью добиваться расширения демократии и защиты прав человека, развития сотрудничества по вопросам культуры, образования, здравоохранения, молодежи, спорта, информации, охраны окружающей среды. Ориентация на высокие европейские стандарты также важна для динамично развивающейся России.
В целом многосторонние и двусторонние отношения России с европейскими государствами развивались динамично, во многом конструктивно, хотя сохранялись различия по некоторым важным подходам. Помимо вопросов международной безопасности, партнеры далеко не всегда находили общий язык по внутренним проблемам России. Чаще других в центре дискуссий оказывалась чеченская проблематика.
Во второй половине 1990-х годов внешняя политика России приняла более сбалансированный характер. Российская дипломатия стала уделять больше внимания не только западным партнерам. Активнее стали контакты со странами Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, государствами Юго-Восточной Азии.
Новый характер приобрели отношения между Россией и странами Центральной и Восточной Европы. В 1992 г. глава российского МИДа А. В. Козырев формулировал задачи на этом направлении следующим образом: “С восточноевропейскими странами Россия придерживается иной, принципиально обновленной стратегии международных отношений. Она полностью избавлена от присущих бывшему СССР элементов высокомерия и эгоцентризма и основана на принципах равноправия и взаимной выгоды. Стратегическая задача на нынешнем этапе — предотвратить превращение Восточной Европы в своего рода буферный пояс, изолирующий нас от Запада. Мы стремимся также к тому, чтобы не допустить вытеснения России из восточноевропейского региона”. Однако решить эти задачи не удалось. Как отмечают специалисты, в 1990-е годы восточноевропейские страны стали для России “зоной холода и недоверия”.
Руководители государств ЦВЕ в качестве главных задач ставили укрепление экономической и политической интеграции с Западом путем постепенного присоединения к Европейскому Союзу и вступления в НАТО в качестве основы обеспечения своей безопасности. Первоначально Россия не видела в этом большой угрозы. Так, в подписанной в августе 1993 г. советско-польской декларации отмечалось, что намерение Польши вступить в НАТО “не противоречит интересам других стран, в том числе и России”, что многими было расценено как согласие на расширение альянса за счет стран ЦВЕ. Это положение, однако, вызвало критическое отношение среди большей части российской политической элиты и особенно в военной среде. В результате через некоторое время Б. Н. Ельцин направил письмо лидерам Англии, Франции, США и Германии, где он фактически дезавуировал свою прежнюю позицию.
Однако механизм вовлечения в альянс новых членов был запущен и после подготовительной работы 1992-1998 в апреле 1999 г. на юбилейном саммите НАТО в Брюсселе в союз были приняты “кандидаты первой очереди”. Ими стали Польша, Чехия и Венгрия. Характерно, что на этом, приуроченном к 50-летию создания этой организации, саммите присутствовали главы всех государств ЦВЕ, Балтии и практически все главы стран СНГ за исключением России и Белоруссии. Особую озабоченность нашей страны вызывало то, что празднования пришлись на период, когда авиация НАТО (с 24 марта) наносила ракетно-бомбовые удары по территории суверенной СРЮ. Приближение — произошедшее и намеченное — границ альянса к территории Российской Федерации при новой трактовке задач НАТО вызывало обоснованную тревогу в самых разных кругах российского общества.
В 1990-е годы намного сократились масштабы экономического сотрудничества между Россией и странами ЦВЕ. Практически свернутой оказалась производственная кооперация, связи сводились в основном к торговле, притом в относительно скромных масштабах. Исключение составляли страны Балтии, которые за счет российских грузопотоков получали до 60% своих валютных доходов. Налаживание новых отношений на рыночной основе тормозилось и таким “наследием прошлого”, как проблема взаимных долгов. После перехода в 1990 г. во взаиморасчетах со странами СЭВ с переводных рублей на твердую валюту СССР превратился из кредитора восточноевропейских стран в их должника. Россия же, приняв на себя после распада СССР его долговые обязательства, оказалась должна практически всем государствам Восточной Европы. Сумма долга варьировалась от нескольких десятков миллионов переводных рублей Румынии до 5 млрд долларов Чехословакии. Все это блокировало экономические связи между бывшими союзниками. Только во второй половине 1990-х годов переговоры о порядке погашения долгов привели к конструктивным взаимоприемлемым соглашениям.
При однозначном экономическом стремлении стран ЦВЕ в ЕС здесь в этот период происходило осознание сложности интеграции в европейские структуры. Наметился взаимный спад существовавшей в 1991 — 1992 гг. эйфории. Более строгий учет собственных возможностей и геоэкономических процессов подводил лидеров этих стран к заявлениям о своем особом пути европейской интеграции и отношениях с соседними странами, включая Россию.

внешняя политика

Внешняя политика России в 90-е годы XXвека

С распадом СССР мир кардинально изменился. Окончилась «холодная война», прекратилось идеологическое противостояние в мире. На постсоветском пространстве и в Европе появились десятки новых государств.

Россия стала правопреемницей СССР и унаследовала его место в международных организациях. В том числе, она стала членом Совета Безопасности ООН.

Однако международное положение России нельзя было назвать благоприятным. По уровню и количеству обычных вооружений и ядерного оружия Россия осталась второй державой в мире, но ее военные возможности сократились. Страна лишилась военных баз в бывших советских республиках. Из-за нехватки денег пришлось уменьшить численность вооруженных сил и финансирование развития армии. Если по численности обычных вооружений СССР превосходил европейские страны НАТО, то к концу 90-х годов Россия уступала им по военным расходам в 20 раз.

Было неспокойно вдоль границ России: в некоторых бывших союзных республиках происходили военные конфликты.

Страна потеряла традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.

В то же время изменились внешнеполитические реалии для России: страны Запада больше не являлись врагами, а страны Восточной Европы больше не являлись друзьями.

В этих условиях России пришлось разрабатывать новую внешнеполитическую концепцию и строить новые отношения с миром.

Отношения с Западом.

В 1992 году Президент Ельцин заявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на США и другие страны НАТО. Подписана декларация о прекращении «холодной войны». Взят курс на установление партнерских, дружественных отношений со странами Запада.

В 1993 году между Россией и США заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Две страны обязались к 2003 году сократить свои ядерные потенциалы на 66 %.

В 1994 году Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», предполагающая возможность военного сотрудничества.

В 1996 году Россия вошла в «Большую семерку», объединяющую группу семи самых развитых стран. Тем самым «Большая семерка» преобразована в «Большую восьмерку».

Начали выстраиваться глубокие экономические и политические отношения с Западом, Россия вошла в мировую экономическую систему.

Ради установления партнерских отношений с бывшими врагами Россия часто шла на компромиссы и односторонние уступки. Однако эти уступки нередко воспринимались на Западе как признак слабости. Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с Россией. Руководство РФ поняло это не сразу. Но во второй половине 90-х годов внешнеполитическая линия страны заметно изменилась.

С 1996 года Россия стала активно выступать против однополярного мира во главе с США и за создание многополярного мира, в котором исключена гегемония одной страны, а безопасность строится не на силе, а на праве. Переломным моментом в отношениях России и Запада стал Балканский кризис 1999 года, когда НАТО вопреки решению ООН и протестам России развернуло военную операцию против Сербии, пытавшейся силой подавить сепаратизм в населенной албанцами сербской провинции Косово. Россия выступила резко против бомбежек самолетами НАТО сербских городов. Впервые после распада СССР Россия и Запад заняли прямо противоположные позиции при решении острой международной проблемы. Кризис в отношениях углублялся и из-за позиции Запада по чеченскому вопросу. Многие западные политики и международные организации выступали за отделение Чечни от России или пытались навязать свое посредничество в урегулировании чеченской проблемы.

В этих условиях внешнеполитический курс России претерпевал серьезные изменения, становясь более адекватной существующим международным реалиям.

Отношения с Востоком.

В первой половине 90-х годов отношениям со странами Востока Россия придавала второстепенное значение. Однако вскоре российское руководство поняло ошибочность своей восточной политики. С 1996 года, после смены руководства МИД РФ, активизировались отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки.

Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России стал Китай. Расширялось сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Ираном, Японией, Южной Кореей.

В 1998 году Россия была принята в организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Это дало новый импульс развитию экономических связей России со странами региона и усилило ее политические позиции.

Балканский кризис сильнее сблизил Россию и Китай. Две страны взяли курс на стратегическое партнерство, заявили о необходимости строить многополярный мир.

Отношения с бывшими республиками СССР.

СССР распался, но сохранилась глубокая экономическая взаимозависимость, распад которой неизбежно привел бы национальные экономики к глобальным потрясениям. На базе глубокой интеграции предстояло построить новые экономические отношения. Кроме того, необходимо было принять меры, чтобы территориальные и политические противоречия не привели к войнам. Для решения этих задач в 1991 году было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ стало той площадкой, на которой бывшие союзные республики решали возникавшие противоречия и разрабатывали новые принципы сосуществования и сотрудничества. Было принято сотни совместных решений – в том числе Договор о коллективной безопасности (1992-1994), Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете и др.

Однако СНГ все же не принесло того эффекта, который от него ожидали. Многие принятые решения так и остались на бумаге. Объемы торговли в СНГ сокращались. Нарастали новые экономические и политические противоречия. Нередко их раздували из-за рубежа: многие страны Запада не желали, чтобы бывшие советские республики вновь объединились в новое мощное государство. И делали все, чтобы развести их в разные стороны, включить их в орбиту своего влияния.

В результате на постсоветском пространстве появлялись новые коалиции государств. В 1998 году при поддержке США и других западных стран образовался ГУУАМ – политический союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Он носил явно антироссийский характер, был нацелен на снижение ведущей роли России в Евразии. Однако ГУУАМ не выполнил своих задач, не оправдал ожиданий его учредителей и стоявших за ними некоторых стран Запада.

Успешно решала Россия вопрос обеспечения стабильности вдоль своих границ. С помощью российских войск и при активном участии российской дипломатии удалось погасить военные конфликты в Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Карабахе, Приднестровье.

В целом благодаря усилиям России и других стран постсоветского региона удалось сохранить основные экономические и культурные связи между бывшими союзными республиками, избежать коллапса в экономиках республик и серьезных, неразрешимых конфликтов между ними.

Россия в системе международных отношений в 90-е годы XX в. — начале XXI в.

Трансформация системы международных отношений, связанная с распадом социалистического блока и самого СССР, стала для России началом масштабных геополитических потерь.

Россия как преемница СССР, тем не менее, оказалась «дальше» от Европы в географическом смысле. Объявившие о своей независимости такие бывшие советские республики, как Украина, Молдова (не говоря уже о странах Балтии), стали идентифицировать себя в качестве европейских государств, а не как часть более широкого евразийского пространства СНГ. России не удалось стать лидером интеграционных процессов в Содружестве, и это на фоне продвижения НАТО на Восток, расширения Европейского Союза и активного освоения США просторов бывшего Советского Союза.

Процессы глобализации в постсоветском пространстве протекают медленно, а «новый российский колониализм» сталкивается с двумя серьёзными проблемами: экономическим и стратегическим ослаблением России и тем, что СНГ всё более вовлекаются в орбиту региональных интересов Запада, прежде всего, США. Бывшие республики, став суверенными государствами, стремятся стать самостоятельными субъектами политики в регионе и в мире. Россия нужна им лишь как экономический партнер в непростой для них социально-экономической ситуации.

Геополитические просчеты России в отношении «ближнего зарубежья» во многом связаны с тем, что в бывших союзных республиках к власти приходят руководители новой формации, сориентированные не на Россию, а на другие крупные державы. Этим людям близки уже другие ценности, ведь многие из них получали образование, жили и работали какое-то время в США или Европе.

С приходом в Кремль новой политической команды во главе с В. Путиным внешнеполитическая стратегия по отношению к СНГ стала официально декларироваться как программа «политического содействия и экономической помощи странам Содружества». Россия пытается строить отношения со странами СНГ с учетом «новых технологий» в международных отношениях, связанных, прежде всего, с глобализацией, играть по принципам равноправия, а не «первого среди равных».

Весьма противоречивой стороной международных отношений является взаимоотношение России и Европейского Союза. Все попытки России на протяжении 90-х гг. интегрироваться в Европу и получить статус полноправного европейского участника системы принятия решений оказались провалены. Одним из главных препятствий на «пути в Европу» явился неуспех российских реформ. Их «псевдолиберальный» характер стал причиной криминализации рыночных отношений в России, развала социальной сферы, финансового банкротства. Формирующийся характер российской экономики, её высокая сырьевая зависимость, непрозрачность банковской системы, правовой вакуум — всё это отпугивает европейцев. Сближение России и ЕС затрудняет сложная ситуация в Чеченской республике (ЕС постоянно обвиняет Россию в геноциде, нарушении прав человека и гуманитарной катастрофе) и вокруг Калининградской области.

Вместе с тем, европейское направление является одним из приоритетных. Россия должна быть в Европе, она нуждается в её поддержке, многосторонних связях и участия в интеграционных структурах.

Полны противоречий контакты России со странами Азии и Востока. Пытаясь найти союзников вне элитного западного клуба в мусульманском, индуистском и буддийско-конфуцианском мире, Россия и на этом направлении допустила не мало просчетов. Так, международное сотрудничество со стороны России в рамках «шанхайской шестерки» не идет дальше подписания деловых бумаг, по сути, ничего конкретного не содержащих. Создание общего рынка планируется только к 2020 г., причем, Россия по многим вопросам (например, допуск в Россию китайской рабочей силы) заняла весьма невнятную позицию. Аналогичная ситуация складывается в отношениях России с АТЭС (Азиатско-тихоокеанским экономическим сообществом). Китайско-российские отношения осложняются присутствием американцев в Центральной Азии, в пространстве его геополитических тылов.

Не стали равноправными и российско-американские отношения. США планомерно осваивают геополитическое пространство России, строго реализуя евразийскую стратегию 3. Бжезинского, суть которой в установлении контроля над Евразией, соединяющей потенциалы ЕС и КНР сетью коммуникаций, нефте- и газопроводов.

В российской внешней политике появился ряд новых ориентиров, направленных на равноправное сотрудничество и совпадение экономических, военных и геополитических интересов.

Самоизоляция губительна для России, а роль ведомой державы» неприемлема. Необходимо и дальше проводить диверсифицированную внешнюю политику, развивать двусторонние отношения с ЕС, Китаем, Японией, Индией, арабскими странами, государствами Латинской Америки и Африки.

Стратегический выбор России (именно таким образом его определил бывший министр иностранных дел И.Иванов) — в пользу демократического многополярного миропорядка, гарантирующего поступательное развитие и равную безопасность для всех государств, сохранение ею статуса великой державы.

[1] В.В.Фортунатов Россия в мировой истории СПб, 1998.с.98-102

[2] Н.А.Бердяев Философия неравенства. Русское зарубежье. Л. 1991. с.18.

[3] К.Ясперс Смысл и назначение истории. М. 1992.

[4] Л.И. Семеникова Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1999. С.38.

[5] См. С.М. Соловьев. Сочинения. В18кн. Кн.I. т.I-II.М.Мысль, 1988.С.33.

[6] См. В.О. Ключевский Сочинения: в 9-ти тт. Т.I. Курс русской истории. ч.I.-М.:Мысль,1987-С.51-53.

[7] Этногенез – происхождение народа: начальные этапы его возникновения и его дальнейшее формирование, это длительный процесс, занимающий несколько тысячелетий

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: