Государственные финансы, промышленность и сельское хозяйство

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: Постоянная и настоятельная нужда в деньгах на военные расходы побудила Петра изыскивать все новые и новые источники государственных доходов. K его услугам явились так называемые «прибыльщики», которые подавали царю предложения относительно ... - -

Государственные финансы, промышленность и сельское хозяйство

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Постоянная и настоятельная нужда в деньгах на военные расходы побудила Петра изыскивать все новые и новые источники государственных доходов.

K его услугам явились так называемые «прибыльщики», которые подавали царю предложения относительно возможности новых налогов.

Современник Петра Посошков справедливо замечает,

Здание 12 коллегий в Петербурге. Гравюра M. И. Махаева. 1743 г.

что от этих мелочных сборов — «токмо людям трубация великая».

Критикуя финансовую политику правительства вообще, Посошков пишет: «А и в сборе царского интереса (доходов) не весьма право дается: ибо покушаются с одного вола и по две и по три кожи сдирать, а по истинной правде не могут и единой кожи целою содрать и елико ни нудятся, токмо лоскутья сдирают».

K новым налогам присоединялись казенные монополии. K прежним монополиям (смоле, поташу, ревеню, клею) прибавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало и дубовые гробы.

Рыбные ловли отдавались из казны на откуп, вино продавалось в казенных кабаках. Соляная монополия, как отмечает С.Пушкарев, была особенно тяжела для населения, ибо соль продавалась вдвое дороже подрядной цены.

Посошков писал о соляной казенной операции: «И в тех соляных сборах в бурмистрах, и в целовальниках, и в упра- внтелях, и в работниках, н в надзирателях тысяч пять или больше есть, а всс они будто черви точат тос-ж соль и пищу себе приобретают от тоя-ж соли».

B конце царствования Петра большинство из мелочных сборов были отменены, а для увеличения государственных доходов была предпринята новая серьезная фи- иацсовая мера — введение подушной подати. Помещичьи крестьяне должны были платить «по восемь гривен с персоны» (то есть по 80 копеек) в год. Государственные крестьяне п посадские люди должны были платить (взамен помещичьих доходов) дополнительно по 40 копеек с души.

Действительный размер подати с души был значительно выше, ибо она взималась со всех мужчин, от грудных младенцев до столетних старцев.

По смете 1724 года было предположено около восьми с половиной миллионов рублей государственных доходов, из них 53 процента должна была давать подушная подать. Военные расходы составляли в конце царствования Петра от двух третей до трех четвертей всего расходного бюджета.

B годы царствования Петра была создана русская мо- негная система. Мелкая разменная монета (копейки, денежки н полушки) чеканиласьиз меди; из серебра чеканились гривенники, полтинники, полуполтинники и рубли (оставшиеся основной денежной единицей до конца Империи); из зо- лога чеканились червонцы.

Петр ясно сознавал, что для увеличения казенных доходов, в которых так сильно нуждалось государство, необходимо повысить экономический уровень всего населения, а для этого необходимо увеличить и поднять качество народного труда, усилить его производительность, а также внести в народнохозяйственный оборот новые промыслы, обратив иародный труд на разработку незатронутых еще богатств страны.

Наиболее инертной и наименее доступной правительственному вмешательству была область сельского хозяйства. IIo и в эту область Петр стремился внести (к счастью, с успехом) целый ряд улучшений.

Прежде всего он ’принял меры против традиционного в России расхищения лесных богатств. Для охраны лесов, особенно годных для судостроения, Петр учредил новое ведомство «вальдмейстеров».

Он с успехом заботился о разведении виноградников на Дону и ему обязано своим возникновением донское виноделие. Петр заботился о заведении конских заводов (для нужд кавалерии) и об улучшении породы овец (для чего выписывались из Силезии специалисты по овцеводству) и крупного рогатого скота (прекрасные холмогорские коровы произошли от «предков», выписанных Петром из Голландии).

B 1721 году он приказал обучить мужиков снимать хлеб с поля косами и граблями (вместо серпов). При этом царский указ с грустью замечает: «хотя что добро и надобно, а новое дело-то наши люди без принуждения не сделают».

Ho особенно заботился Петр о развитии в России горнозаводского дела и о насаждении крупной фабрично-заводской промышленности.

И в этой области он достиг наибольших успехов. Из- за границы вызывались во множестве «рудознадцы» и «рудоплавные мастера» для приискания и разработки горных богатств и для обучения русских горному делу. Для руководства горным делом была учреждена особая берг-коллегия.

Настойчивые и энергичные действия Петра по развитию горного дела и металлургической промышленности увенчались полным успехом.

Тульский оружейный завод с обширным арсеналом и окружавшими его слободами оружейных мастеров и кузнецов, снабжал оружием многочисленную петровскую армию. B Олонецком краю на берегу Онежского озера в 1703 году был построен чугунолитейный и железоделательный завод, ставшийоснованиемгородаПетрозаводска.

Ho особенно широко и успешно развернулось горное дело на Урале. B 1699 году Петр построил железоделательные заводы на реке Невъе в Верхотурском уезде, а в 1702 году сдал их бывшему тульскому кузнецу Никите Демидову.

B конце царствования Петра в Екатеринбургском округе было 9 казенных и 12 частных заводов. Начальником образовавшегося здесь горнозаводского округа был знаток горного и артиллерийского дела генерал Геннинг, построивший город Екатеринбург на реке Исети, где было сосредоточено управление уральскими заводами.

B XVIII веке правительство не только смогло вооружить армию и флот оружием из русского материала и русской выделки, но железо и медь даже вывозились за границу. Для развития горного дела Петр властно вмешивался в права землевладельцев, дозволяя всем и каждому отыскивать, добывать и обрабатывать металлы и минералы «во многих местах, как на собственных, так и на чужих землях».

Если землевладелец сам «не похочет или не возможет» заняться горнозаводским делом или принять в нем участие, «то принужден будет терпеть, что другие в его землях руду и минералы искать и копать и переделывать будут, дабы Божие благословенИе под землею втуне не оставалось».

Предприниматели лишь должны будут платить землевладельцу 32-ю долю от прибыли.

Пушкарев акцентирует внимание на том, что, кроме металлургических заводов, при Петре возникло много разных фабрик, особенно полотняных, парусных и суконных длянужд армии («дабы не покупать мундиру заморского») и флота.

Однако было уже немало фабрик и заводов, производивших разные товары для потребления гражданским населением.

«Петр оставил после себя 233 фабрики и завода по ca- мымразнообразнымотраслямпромышленности», — писал Ключевский. Средства и способы, которыми Петр хотел обеспечить создание в России крупной фабрично-заводской промышленности, были изложены в регламенте мануфактур-коллегии, которая должна была «иметь верхнюю дирекцию над всеми мануфактурами и фабриками».

Это были: призыв иностранных фабрикантов, инженеров и мастеров для обучения русских, а также посылка русских за границу, для обучения мастерству; освобождение фабрикантов, мастеров, работников и учеников от иных служб и повинностей; для обеспечения нужного количества рабочих рук, фабрикантам и заводчикам позволялось покупать к за- водам деревни. Ho «токмо под такую кондицию, дабы те деревнпвсегда были уже при тех заводах неотлучно»; постройка фабрик средствами казны и сдача их частным промышленным компаниям на льготных условиях; казенные с.суды и субсидии, нуждающимся в них; беспошлинная продажа изделия «на несколько лет».

Сюда же входил привоз из-за границы необходимых материалов и инструментов и защита от иностранной конкуренции таможенными пошлинами, которые повышались по мере роста собственного производства.

Наконец — систематический надзор правительства над торгово-промышленной деятельностью, контроль и регламентация производства с целыо обеспечить надлежащее количество производимых товаров.

Петр заботился также о развитии внешней торговли с Европой, стараясь при этом перевести морскую торговлю из Архангельска в Петербург, а также со странами Востока. При Петре был построен Вышневолоцский канал и начато сооружение Ладожского канала.

Тема 14. Государственное управление экономикой

Учебные вопросы:

1. Правовое положение органов управления в сфере экономики и их система.

2. Администpативно-пpавовое регулирование управления отдельными отраслями экономики Российской Федерации.

Изучив данную тему учебного курса Вы должны знать:

1. Понятие сущности организации и основных сфер экономики современной России;

2. Административно-правовые механизмы управления: промышленностью; строительством; агропромышленным комплексом; жилищно-хозяйственным комплексом; транспортом; связью; торговлей; природопользованием и охраной окружающей природной среды; финансами.

Основные понятия к теме № 14: сфера экономики; отрасль экономики; управление экономикой; промышленность; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России); Агропромышленный комплекс России; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России); фермер; жилищная сфера; жилой фонд; коммунальное хозяйство; децентрализация; транспорт; Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России);Федеральная аэронавигационная служба; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта; связь; Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России); торговля; сфера торговли; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; земельный фонд Российской Федерации; система экологического законодательства Российской Федерации; Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России); государственное управление финансами и бюджетом; Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).

Вопросы для закрепления изученного материала:

1.Что понимается под выражением «государственное управление экономикой»?

2. Основные задачи Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России).

Читайте также  Восточные славяне в vi-viii вв

3. Основные задачи Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России).

4. Основные задачи Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России).

5. Основные задачи Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России).

6. Основные задачи Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

7. Основные задачи Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

8. Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России).

Тестовые задания по теме

1. Задачами территориальных органов федеральной службы РФ по финансовому мониторингу (финансовая разведка) являются:

а) участие в сборе, обработке и анализе информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

б) производство дознания по экономическим правонарушениям;

в) производство предварительного следствия по предмету своего ведения;

г) все перечисленное.

2. К органам взимания налогов относятся:

а) Федеральная таможенная служба России;

б)министерство экономического развития и торговли России;

в) Федеральная служба по налогам и сборам РФ;

3. Какие из органов исполнительной власти вырабатывают федеральную экономическую политику, устанавливают виды и размер налогов и сборов:

а)органы местного самоуправления;

в)Министерство экономического развития и торговли России;

г) Федеральная служба по налогам и сборам РФ;

д)администрация субъектов РФ.

4. Какой из перечисленных органов исполнительной власти осуществляет межотраслевое управление:

а)министерство транспорта РФ;

б)федеральная служба безопасности;

5. Органом управления жилищно-коммунальным хозяйством является:

а) строительно-монтажное управление;

б) академия жилищно-коммунального хозяйства;

в) ремонтно-эксплуатационное управление;

г) государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является специально уполномоченным государственным органом в:

а) области племенного животноводства;

б) области семеноводства сельскохозяйственных растений;

в) аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области туризма;

г) области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

7. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области:

а) экспортного контроля;

б) контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения;

в) обеспечения соблюдения карантина растений;

г) лицензирования отдельных видов деятельности.

8. К почтовой связи относится:

а)федеральная фельдъегерская связь;

г) все перечисленное.

9. Тарифы почтовых отправлений в РФ устанавливаются:

б)министерством связи РФ по согласованию с Правительством РФ;

в)министерством связи РФ;

г) почтовыми отделениями.

10. К управлению в экономическо-хозяйственной области относится:

а)управление в области внутренних дел;

б)управление в области здравоохранения;

в)управление в области жилищно-коммунального хозяйства;

Выводы по теме № 14

1.Сфера экономики включает в себя: сферы материального производства; отрасли непроизводственной сферы.

2. Отрасли экономики: промышленность; строительство; агропромышленный комплекс; жилищно-хозяйственный комплекс; транспорт; связь; торговля; природопользование и охрана окружающей природной среды.

3. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере экономики состоят в том, что он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

5. Промышленность представляет собой важнейшую часть экономики страны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Назначение промышленности — обеспечить народное хозяйство машинами, оборудованием и другими современными средствами производства, выпускать пользующиеся спросом товары для населения.

6. Агропромышленный комплекс России охватывает все отрасли народного хозяйства, которые осуществляют заготовку и закупку, транспортировку, хранение, переработку и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции, продовольствия для населения и сырья для промышленности.

7. Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство — одна из важнейших составных частей экономики России. Эта область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

8. Транспорт является обслуживающей отраслью экономики и играет огромную роль в хозяйственном и социально-культурном строительстве любого государства. Его основной задачей является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.Общее руководство транспортным комплексом страны возложено на Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России.

9. Государственное управление в сфере связи возложено на Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России). В его состав входят: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Федеральное агентство по информационным технологиям; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральное агентство связи

10. Сфера торговли в России является преимущественно децентрализованной. Централизованное государственное управление в данной сфере осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в состав которой входит Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

11. Федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим государственное управление в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), в состав которой входят: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство по недропользованию.

12. Государственное управление финансами и бюджетом осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), в состав которого входят: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство (федеральная служба.)

Народное хозяйство РФ: особенности, основные показатели, структура

Россия относится к государствам с высоким доходом, по методологии Мирового банка. Она занимает шестое место по ВВП по паритету покупательной способности. Ее народное хозяйство является смешанным. Большинство стратегических предприятий находится в государственной собственности. Это позволяет органам власти с легкостью вмешиваться в экономику. Во время рыночных реформ, проведенных в 1990 годы, большинство промышленных предприятий были переданы в частные руки, однако энергетический и военный сектор остался в управлении государства.

Основные индикаторы

Россия находится на 15-м месте по ВВП. Его размер в 2016 году составил 1,178 триллиона долларов. В первом квартале он упал на 1,2%. ВВП на душу населения составляет 8058 долларов, по паритету покупательной способности – 23 875. В 2015 году инфляция превысила 12%. Около 13% людей живет за чертой бедности. Количество трудоспособного населения составляет 76,5 миллиона, уровень безработицы составляет 5,6%. Экспорт в первом квартале 2016-го составил 60,2 миллиарда долларов, импорт – 37,9. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов. По оценкам Мирового банка, общая их стоимость составляет около 75 триллионов долларов. Народное хозяйство сильно зависит от доходов от продажи энергетических ресурсов. Нефтегазовый сектор приносит 16% ВВП, 52% доходов федерального бюджета и 70% экспорта.

Отрасли народного хозяйства

Структура ВВП по секторам выглядит следующим образом: 4% — сельское хозяйство, 36,3% — промышленность, 59,7% — услуги. Самым производительной сферой является последняя. Трудоспособное население распределяется следующим образом: 9,7% — сельское хозяйство, 27,8% — промышленность, 62,5% — услуги.

Исторические сведения

В 1990 годы народное хозяйство испытало резкий спад. Он сопровождался огромными темпами инфляции, оттоком инвестиций, дефицитом товаров, резким увеличением внешнего долга. На этом фоне произошла бартеризация экономики из-за уменьшения покупательной способности населения. Многим людям зарплату либо не платили вообще, либо вместо денег давали продукты. В следующее десятилетие был осуществлен ряд реформ. Народное хозяйство перестало быть плановым и превратилось в рыночное. После этого в экономике начал наблюдаться стабильный рост. Негативное влияние на народное хозяйство РФ оказал мировой финансовый кризис. Когда ситуация начала постепенно стабилизироваться, возник конфликт на Украине, а вместе с ним и западные санкции. Первый квартал 2016 года характеризуется крайней нестабильностью национальной валюты из-за падения цены на нефть. От налаживания диалога с Западом во многом зависит дальнейшего развития народного хозяйства.

Промышленность

Доля этой отрасли народного хозяйства в 2014 году составила 36,3%. В ней занято 27,8% трудоспособного населения. Россия является одной из главных промышленных держав. В 1990 годы наблюдался значительный спад в этой отрасли, однако в последние 10-15 лет в ней наблюдает стабильный рост. Около 65% промышленности РФ – это обрабатывающая сфера, 24% — добыча полезных ископаемых и 11% — производство и распределение газа, воды и электроэнергии. Самыми развитыми отраслями является переработка углеводородов, металлургия, машиностроение, выпуск транспортных средств. Важное место в промышленности РФ занимает ВПК. Оборонный сектор является одним из самых высокотехнологичных в стране. Россия занимает второе место по экспорту вооружений. Страна производит большое количество уникального по своим характеристикам оружия. Исторически Россия является тем местом, где происходили самые важные изобретения в области обороны.

Сфера услуг

Российское народное хозяйство развивается не только за счет промышленности. Все большее значение приобретает сфера услуг. Она дает 59,7% ВВП. В сфере услуг занято 62,5% трудоспособного населения. Она включает 10 основных направлений. Самым большим является оборот услуг в Центральном Федеральном округе. За ним сразу следует Приволжский. Увеличение оборота в 2014 году было зафиксировано в сфере жилищно-коммунальных услуг. Их общая стоимость составила 20,22 триллиона рублей. В структуре сферы в РФ самое большое значение имеют услуги ЖКХ, транспорта, связи, здравоохранения, образования. На одного жителя страны приходится сервисов на 50 тысяч рублей. Однако если рассматривать сферу в среднем, то зарплаты в ней меньше, чем по стране. Но в отдельных сегментах они очень высоки. Самые большие зарплаты получают специалисты в области финансов, государственного управления, транспорта и связи, риелторы.

Читайте также  Обстановка на морских театрах к началу 1945 г.

Внешняя торговля

Экспорт России в первом квартале 2016 года составил 60,2 миллиарда долларов. Основными товарами является бензин и его производные, природный газ, металлы, древесина, химикаты. Основными экспортными партнерами России являются Нидерланды, Германия, Китай, Италия, Украина, Турция, Белоруссия и Япония. Импорт в первом квартале 2016 года составил 37,9 миллиарда долларов. Основными товарами являются потребительские товары, оборудование, машины, фармацевтические продукты, пластик, металлические изделия, мясо, фрукты, орехи, оптические и медицинские инструменты, железо и сталь. Главными импортными партнерами России являются Китай, Германия, Украина, Белоруссия, Италия и США. Однако более 70% экспорта – это вывоз нефти. Поэтому развитие народного хозяйства крайне зависит от цен на данное сырье. Это и показал сегодняшний кризис. Поэтому основной задачей является диверсификация экспорта и импорта, расширение торговых связей с различными регионами.

Субсидии на сельское хозяйство

Представители власти заинтересованы в развитии сельского хозяйства. Основным способом господдержки считается льготное кредитование, но в 2021 году будут действовать новые субсидии для сельского хозяйства. В этом материале мы рассмотрим основные субсидии на сельское хозяйство и дадим ответы на главные вопросы.

Государственная поддержка увеличивает количество производителей продукции, способствует снижению цен, снижает убытки аграриев при низком урожае. Кроме того, субсидии на развитие сельского хозяйства позволяют товаропроизводителям правильно распределять финансы. При отсутствии субсидирования рост в этой отрасли будет минимальным. Главные цели субсидирования:

  • обеспечение сектору АПК финансовой стабильности;
  • увеличение конкурентоспособности реализуемых товаров;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • увеличение количества аграриев в сельских местностях;
  • продвижение отечественных производителей на внешние рынки;
  • продовольственная независимость страны.

Поддержка сельского хозяйства. Виды

Объектам сельского хозяйства субсидии предложены в разных видах. Государственная помощь предоставляется организациям в форме:

  • субвенций;
  • бюджетных кредитов;
  • грантов;
  • разовых субсидий;
  • помощи при лизинге;
  • денежных средств.

Субвенция предоставляется предприятиям на определенные целевые расходы. Бюджетные средства предложены на безвозвратной основе. Выделяются субвенции на строительство объектов сельского хозяйства, приобретение жилья для аграриев.

Бюджетные кредиты направлены на обновление производственно-хозяйственной линии. Деньги могут выдаваться аграриям на возвратной основе.

Помощь при лизинге предусматривает покупку техники, оборудования для объектов сельского хозяйства.

Помощь в виде грантов предназначена для стимуляции прогресса фермерских хозяйств. Гранты выдаются на строительные цели, установку необходимых коммуникаций или приобретение земельных наделов. При этом виде субсидирования получатель должен сообщать о способах использования средств.

Разовые субсидии предназначены для покупки объектов недвижимости, прокладки коммуникационных систем. Деньги выделяются на покупку грузового транспорта, организацию крестьянско-фермерских хозяйств.

Государственная помощь предоставляется на безвозвратной основе (затраты на мелиорацию, поддержка племенного животноводства, компенсация на приобретение средств химзащиты растений). Помощь на возвратной основе — это льготное кредитование, лизинговый фонд на покупку оборудования, техники.

Виды субсидий и грантов по животноводству:

Товаропроизводителям и организациям АПК

Компенсация содержания и выращивания КРС, свиней, овец, лошадей, кроликов, рыбы и птицы

2200 руб. за единицу

Предприятиям, которые специализируются по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных

Компенсация затрат на содержание племенных быков возрастом от 16 мес., прошедших проверку качества потомства

60 тыс. рублей за 1 голову

Реализация рыбопосадочного материала

Сельскохозяйственным товаропроизводителям и предприятиям сферы АПК

Частичная компенсация расходов на покупку племенных животных

До 50% фактической цены

Предприятиям, занятым выращиванием животных

При покупке телок молочной породы, за кг живого веса

На уровне РФ — 70 руб., на уровне регионов — 60 руб.

При покупке племенного маточного поголовья, за кг живого веса

На уровне РФ — 85 руб., на уровне регионов — 20 руб.

Покупка племенных быков мясного направления, за кг живого веса

На уровне РФ — 50 руб., на уровне регионов — 10 руб.

Другие животные живым весом

Зависит от региона

Эмбрионы и семя

В зависимости от размера стада. Регионы компенсируют до 50% суммы

Основные программы поддержки сельского хозяйства

Государственная поддержка и субсидии на развитие сельского хозяйства способствуют снижению уровня безработицы, расширению рынка поставок. Правительство РФ считает, что развитие объектов сельского хозяйства перспективно в следующих направлениях:

  • животноводство;
  • растениеводческая деятельность;
  • рациональное использование земельных участков;
  • создание малых крестьянских хозяйств;
  • переработка отходов;
  • инновации в сфере изготовления продукции для производителей.

С 2021 года появляется новый государственный грант «Агропрогресс». Этот инструмент господдержки подойдет представителям малого бизнеса с опытом работы в сельской местности более 2-х лет. Денежные средства бизнесмены смогут направлять на строительство новых объектов, их комплектацию спецтранспортом, техникой и оборудованием. Предприниматели смогут потратить грант на приобретение птицы, животных, рыбы.

Программы поддержки сельского хозяйства предложены в таких видах:

  • гранты;
  • кредитование;
  • субсидирование;
  • возврат финансов, потраченных на строительство объектов.

Долгое время действует государственный проект «Лучший фермер». Участвуют в этом проекте бизнесмены, которые долгое время поставляют на рынки сельскохозяйственную продукцию. Победитель проекта может рассчитывать на повышенную субсидию, финансовую помощь. Повышенная субсидия доступна при условии модернизации производственных линий.

Решение для автоматизации бизнес – процессов в сельском хозяйстве. Для птицеводческих, животноводческих, мукомольно – крупяных, молокоперерабатывающих и других предприятий.

  • Оперативный сбор данных и контроль показателей;
  • Отраслевой учет полей, животных и продукции, расчёт себестоимости;
  • Мониторинг работы сельскохозяйственной техники;
  • Интеграция с государственными системами.

В 2021 году изменился принцип распределения государственной помощи. Единая региональная субсидия состоит из дотаций на кредиты, выплат по страховкам. В этом году вся сумма будет переведена в бюджеты субъектов РФ.

Все особенности льготного государственного кредитования:

  • деньги получают предприятия, которые дают стабильную прибыль;
  • заемщики не должны иметь просрочек по оформленным кредитам;
  • государство возмещает 100 ключевой ставки;
  • банковские организации определяет Минсельхоз;
  • самая большая сумма кредита не превышает 40 миллионов рублей;
  • сроки кредитования — до 8 лет.

На 2021 год запланирована господдержка по уплате части процентов оформленных инвестиционных кредитов. На эти цели государство выделяет 20,6 млрд рублей.

Для поддержки МСП государство предлагает развитие сельского хозяйства в регионах со сложным климатом. Будет внедрена программа по поддержке строительства объектов сельскохозяйственного назначения. Субсидирование из бюджета составит минимум 50% от стоимости строительства.

Если не обращать особенного внимания на зоны рискованного земледелия, то жителям этих регионов придется покупать дорогую продукцию. В зоне рискованного земледелия под удар попадут малые крестьянские фермерские хозяйства.

Субсидии Министерства сельского хозяйства

С 2021 года вводятся новые субсидии для поддержки сельского хозяйства. Все субсидии министерства сельского хозяйства направлены для развития предприятий, создания производственной базы. Новый вид государственной поддержки — проект «Начинающий фермер». Эта программа направлена на поддержку новичков-производителей сельхозтоваров.

Полученный грант предприниматели направляют на:

  • покупку участков сельхозназначения;
  • покупку удобрений, семян или ядохимикатов;
  • разработку документов на реконструкцию (строительство) объектов производственной базы;
  • приобретение саженцев, семян, подкормок;
  • покупку, регистрацию, ремонт производственных объектов;
  • подключение объектов к инженерным сетям;
  • покупку сельхозтехники, животных, грузового транспорта, инвентаря, оборудования.

Воспользоваться программой «Начинающий фермер» смогут бизнесмены, которые работают в аграрном секторе минимум 2 года. Самая большая сумма гранта составляет 1,5 млн рублей. Участвуют в программе россияне в возрасте 19-58 лет. Претендент должен иметь высшее или среднее сельскохозяйственное образование (специальные курсы). Начинающий фермер должен иметь не менее 100000 рублей на реализацию бизнес-плана.

Еще одна программа Министерства — субсидирование КФХ. Эта программа доступна всем начинающим фермерам. Размер субсидии зависит от региона регистрации КФХ. На размер субсидирования влияют такие факторы:

  • благоприятность климатических условий;
  • ущерб от санкций;
  • развитие объектов сельского хозяйства в конкретном регионе.

Помощь от государства составляет до 300 тысяч рублей. Деньги можно потратить на:

  • проведение коммуникаций;
  • приобретение оборудования, техники;
  • покупку или реконструкцию жилых помещений.

Для получения помощи фермер должен составить бизнес-план, зарегистрировать форму собственности предприятия. Одно из условий — указание целевых затрат.

Министерство предлагает программу «Семейная животноводческая ферма». Проект создан для поддержки семейного бизнеса, развития сельского хозяйства. Выделенные деньги фермеры смогут потратить на:

  • покупку птицы, рыбы, с/х животных;
  • модернизацию или реконструкцию объектов для производства продукции;
  • разработку проектной документации;
  • комплектацию объектов техникой, оборудованием;
  • покупку автономных источников водо-, газо-, электроснабжения.

Для получения этого гранта срок деятельности сельскохозяйственных предприятий должен составлять от 12 месяцев. Дополнительное условие — наличие статуса сельхозтоваропроизводителя. Семейная ферма должна иметь собственные деньги в размере 40% от всей суммы проекта.

Планируется повышение заработных плат в сельскохозяйственном секторе, расширение сырьевой базы, освоение неиспользуемых угодий.

Одна из основных целей государственных программ поддержки — увеличение процентного соотношения товаров отечественного производства.

Как получить субсидии на развитие сельского хозяйства

Помощь положена организациям, товаропроизводителям, предпринимателям, которые занимаются выращиванием животных. На государственное субсидирование могут рассчитывать рыболовные хозяйства, предприятия сферы АПК, фермеры, аграрии.

Читайте также  Ликвидация вассальной зависимости от золотой орды

Процедура получения грантов выглядит так:

  • предприниматель собирает необходимую документацию;
  • документы передаются координатору проекта;
  • получение положительного или отрицательного ответа;
  • получение гранта в виде денежных средств.

Каждая программа имеет свои особенности, условия. Получают субсидии на сельское хозяйство молодые фермеры, предприниматели с опытом работы. Для получения материальной помощи нужно создать бизнес-план, тщательно подготовить документы. За потраченные средства нужно предоставить отчет.

Перечень документов меняется в зависимости от региона. Отличаются не только документы, но и сроки проведения конкурсов. В большинстве случаев нужны такие документы:

  • выписка из банка;
  • план расходов;
  • документ об образовании;
  • паспортные данные;
  • выписка из налоговой;
  • справка о количестве работников.

Перечисление денежных средств будет происходить частями. После каждого поступления денег нужно уплатить налоги.

Распределением дотаций занимаются региональные органы. Предприниматели из отдаленных регионов, которые не имеют возможности обращаться лично в представительство Минсельхоза. Могут подать заявки онлайн-заявки на официальном сайте Министерства сельского хозяйства.

2.6. Особенности финансов различных отраслей экономики

Финансы предприятий сельского хозяйства

Сельскохозяйственное производство по своей природе отличается от других отраслей экономики тем, что производит продукцию животного и растительного происхождения и использует в процессе труда землю в качестве главного, ничем другим не заменимого средства производства.

Природно-климатические и естественно-биологические:

1.1. Почвенно-климатические особенности определяют:

длительность рабочих периодов в производстве;

различия в продуктивности и доходности хозяйства;

дифференциацию в себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции;

значительно ниже скорость оборачиваемости оборотных средств из-за биологических и природно-климатических факторов.

1.2. Погодные условия влияют на следующие факторы:

время проведения и темпы работ;

объем и качество продукции;

на землю не начисляется амортизация и стоимость земли не участвует в формировании себестоимости готовой продукции в сельском хозяйстве;

земля имеет различную плодородность, в результате на отдельных участках образуется дополнительный доход в виде ренты и он оказывает влияние на окончательный финансовый результат деятельности.

1.3. Естественно-биологический (природный) цикл развития растений и животных:

кругооборот финансовых ресурсов (от урожая к урожаю), сезонность производства оказывает влияние на финансовые результаты, а сами финансовые результаты определяются только в 4 квартале (в конце года), а это ведет к тому, что хозяйства вынуждены создавать страховые и резервные фонды;

сезонность производства приводит к тому, что наибольший удельный вес в источниках финансирования оборотных средств занимают заемные средства.

Технологические и организационные:

сочетание двух взаимодополняющих отраслей — растениеводства и животноводства вызывает необходимость раздельного планирования, учета и финансирования по этим отраслям;

для сельского хозяйства характерен определенный состав основных фондов. Для предприятий животноводства основное место в составе основных фондов занимает рабочий и продуктивный скот;

наличие внутрихозяйственного оборота большей части сельхозпродукции, необходимого для обеспечения непрерывности производственного цикла. Эта часть продукции, хотя и получает стоимостную оценку, но в процесс реализации не вступает (семена, корма, молодняк животных). В результате вся производимая продукция делится на 2 части: товарную продукцию (подлежит реализации) и нетоварную продукцию (остается для потребления внутри хозяйства). В результате деления выручку от реализации получают только за счет реализации товарной продукции, отсюда — затрат больше, а выручка — только от реализации товарной продукции.

3.1. Право собственности:

государственные сельскохозяйственные предприятия;

муниципальные сельскохозяйственные предприятия;

частные сельскохозяйственные предприятия (крестьянские, фермерские хозяйства);

сельскохозяйственные предприятия смешанных форм собственности.

3.2. Организационно-правовые формы хозяйствования:

предприятия акционерного типа;

предприятия кооперативного типа (колхозы, сельхозкооперативы, коллективные сельскохозяйственные предприятия).

Экономическое содержание финансов в капитальном строительстве, а также функции и основные принципы их организации, подобны тем, что существуют в промышленности. Однако имеется специфика в организации финансов, обусловленная технико-экономическими особенностями данной отрасли.

В строительном производстве участвуют два субъекта — заказчик и подрядчик. В связи с этим в строительстве существуют два вида финансов: финансы подрядчика и финансы заказчика строительства.

Финансы заказчика представляют собой совокупность средств, предназначенных для финансирования затрат во вновь создаваемые, реконструируемые и обновляемые основные фонды. Источниками формирования этих средств у заказчика являются: амортизация; чистая прибыль; прибыль и экономия от снижения себестоимости строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; долгосрочные кредиты банков; ассигнования из бюджета; прочие источники.

Строительство конкретных объектов осуществляется строительной организацией на договорных условиях по заказу инвестора. Финансирование строительства производится в пределах сметной стоимости, установленной на основе договоров.

По каждому объекту определяется стоимость строительства. Даже при типовом строительстве стоимость объекта, как правило, исключительно своя. Это связано с тем, что нулевой цикл (возведение фундамента) является в каждом конкретном случае своим в силу привязанности к местности.

Характер строительно-монтажных работ обуславливает различную степень материалоемкости и трудоемкости выполняемых работ на отдельных технологических этапах строительства, что определяет неравномерную потребность в оборотных средствах (начало строительно-монтажных работ и отделочные работы).

Продолжительность строительства объекта вызывает наличие большого объема незавершенного производства, покрываемого оборотными средствами подрядной организации, поэтому наибольший удельный вес в структуре оборотных средств занимает незавершенное производство. Выручка от сдачи выполненных работ заказчику (за готовую строительную продукцию) поступает неравномерно.

Финансы торговых организаций

Торговля является отраслью экономики, которая завершает процесс производства, т.к. доводит продукцию до конечного потребителя.

Специфика финансов сферы товарного обращения состоит в том, что предприятия торговли, являясь связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность.

В торговле не создается новой стоимости. Количество товаров, поступивших в торговую сеть от поставщиков, не увеличивается, а стоимость их растет в результате того, что затрачивается труд на их хранение и реализацию. Через торговлю происходит продолжение процесса производства в сфере обращения. Это связано с тем, что производство считается завершенным только в том случае, когда готовая продукция нашла своего потребителя.

В структуре основных фондов на долю торгово-производственного назначения приходится до 80%, в структуре оборотных средств до 90% занимают товарные запасы и товары отгруженные.

Важная особенность финансов торговли состоит в том, что в этой отрасли иначе ставится задача экономии издержек. Финансовое состояние торгового предприятия в значительной степени зависит от оптимального размера издержек обращения и времени реализации товаров покупателям, отсюда важным финансовым показателем деятельности торгового предприятия является скорость обращения оборотных средств. Торговля должна с оптимальными издержками и в короткий срок реализовать товар покупателю, поэтому важным финансовым показателем деятельности торгового предприятия является скорость оборота средств, т.е. период времени от получения товара торговым предприятием до его реализации покупателю. Однако экономия издержек обращения не должна приводить к ухудшению качества обслуживания покупателей.

В торговле, в отличие от других отраслей, денежный оборот совершается преимущественно в налично-денежной форме, поэтому важной задачей в области организации финансов является организация кассового хозяйства, контроль за инкассацией выручки (до 80% всех поступлений наличных денег в банк осуществляется от торговых предприятий) и правильное использование той части выручки, которая остается для торгового предприятия.

Велик удельный вес работников, являющихся материально-ответственными лицами и несущих личную ответственность за сохранность и использование материальных ценностей и денежных средств. Отсюда вытекает необходимость соблюдения систематического и строгого контроля, существуют свои формы финансового контроля.

Финансы предприятий транспорта

Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленных производственным процессом.

Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:

продукция транспорта не имеет вещественной формы (транспорт лишь перемещает товары, продукцию, созданные в других отраслях экономики);

транспорту не принадлежит предмет его труда — перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;

цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность на дорогах;

в составе средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительна на промышленных предприятиях.

Как всякий производственный процесс, транспорт состоит из последовательных этапов (погрузка грузов в подвижной состав (посадка пассажиров); перемещение грузов и пассажиров между пунктами отправления и назначения; выгрузка грузов из подвижного состава (высадка пассажиров) в пункте назначения).

Эффективность транспортного процесса, его непрерывность во многом зависят от согласованности продолжительности выполнения каждого этапа во времени. При перевозках элементы транспортного процесса для каждой единицы подвижного состава постоянно повторяются. Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса. Продолжительность цикла складывается из времени, затрачиваемого на выполнение всех этапов транспортного процесса. Сокращение продолжительности этого цикла является общим из факторов роста производительности труда на транспорте и снижения стоимости перевозок.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: