Причины введения опричнины

Почему Иван Грозный учредил опричнину и к чему она привела

3 февраля 1565 года Иван Грозный учредил опричнину. В течение семи лет политика царя была направлена на борьбу с изменниками и внутренними врагами. В историографии этот период называют «государственным террором», считают временем жестоких казней и репрессий. Однако историки по разному оценивают причины , ход и последствия этого события. Что стало причиной опричнины и к чему это привело — в материале altapress.ru.

Что такое опричнина и почему она появилась

В 1565 году во время правления Ивана IV Грозного страна была поделена на две части — земщину и опричнину. Под первым подразумевались государственные земли , которыми руководила Боярская Дума , а под вторым — территория , которой лично управлял царь. Столицей опричнины была Александровская слобода , а столицей государства — Москва.

По словам историка Василия Ключевского , учреждение опричнины вызвали противоречия в государственном строе.

«Ни боярство не умело устроиться и устроить государственный порядок без государевой власти , к какой оно привыкло , ни государь не знал , как без боярского содействия управиться со своим царством в его новых пределах. Обе стороны не могли ни ужиться одна с другой , ни обойтись друг без друга. Не умея ни поладить , ни расстаться , они попытались разделиться — жить рядом , но не вместе. Таким выходом из затруднения и была опричнина», говорится в книге «Курс истории России».

Историки выделяют несколько причин , что могло подтолкнуть царя к такому решению.

1. Считается. что формальным поводом для введения опричнины стало отречение Ивана IV от престола. В 1565 году он отказался возвращаться в Москву и объяснил этот поступок изменой бояр. Под угрозой остаться без царя посадские люди , представители духовенства и бояре отправились к царю в Александровскую слободу и попросили его вернуться. Царь выдвинул требование , что сделает это в случае , если ему выделят удел для личного правления без вмешательства церковных властей.

2. Другой причиной опричнины называют неудачи в Ливонской войне. Заключение в 1559 году перемирия с Ливонией предоставила врагу «передышку», в результате чего в войну втянулось несколько европейских государств. Царь не был согласен с идеями «Избранной рады» о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе и настаивал на проведении жестких мер в отношении Ливонского ордена. По мнению многих историков , разрыв с ближайшими сподвижниками , деятелями Избранной рады , и стал главной причиной введения опричнины , пишет histerl.ru.

3. В 1563 году умер московский митрополит Макарий , который «сдерживал агрессию царя , внушая ему мысли о том , что страна ему подконтрольна и никакого заговора нет», пишет istoriarusi.ru. Новый митрополит Афанасий выступал против царя.

4. Большинство историков XVIII-XIX веков считали опричнину результатом душевной болезни Ивана Грозного. На это повлияла смерть жены Анастасии Захарьиной , бегство Андрея Курбского — друга и ближайшего соратника , который участвовал в государственных реформах. Из заграницы Курбский направил царю письма , в которых осуждал его действия , обвинял его в тирании. Это стало большим ударом для Грозного.

5. Царь таким образом хотел избавиться от пережитков средневековой раздробленности , уменьшить влияние и некоторую самостоятельность вотчинников ( князей и бояр), которые могли , например , отъезжать к другому государю вместе со своими землями и т.д., а также усиление влияния поместного дворянства , зависимого от царской власти.

Задуманная Иваном Грозным опричнина должна была исправить сложившуюся ситуацию , укрепить самодержавие и вернуть подорванное доверие , пишет histerl.ru. Для этого глава государства создает специальный отряд , который подчинялся только ему и наводил в стране «нужный порядок», пишет istoriarusi.ru.

Опричники уничтожали и отправляли в ссылку людей , которые заподозрили в измене государству. Когда после земского собора в 1566 году царю передали обращение ликвидировать опричнину , он приказал казнить тех , кто был причастен к этому документу.

В 1569 году опричное войско совершило поход на Великий Новгород. «Новгородцам , судя по статейному списку об изменном деле , предъявлялись обвинения в том , что они хотели „Новгород и Псков отдати литовскому королю , а царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Руси хотели злым умышленьем извести , а на государство посадити князя Володимера Ондреевича“» пишет Александр Зимин в книге «Опричнина Ивана Грозного». По его данным , в Новгороде погибло не менее 40 тысяч человек.

В 1570—1571 годах в Москве казнили до 200 человек , пишет wiki. Осужденных кололи , вешали , обливали осужденных кипятком и проч.

Конец опричнины пришелся на 1572 году. Однако оценки этих семи лет правления Грозного разные.

К чему привела опричнина Ивана Грозного

Так как практически не осталось реальных исторических документов той эпохи , а есть только мнения отдельных историков , то результаты опричнины нельзя оценивать однозначно. В разные периоды исследователи правления Ивана Грозного делали следующие выводы:

  • Имперская Россия. Опричнина — явление , которые негативно сказалось на политике , экономике и социальном развитии страны. С другой стороны историки того времени считали , что в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.
  • Период СССР. Советские ученые всегда с энтузиазмом описывали кровавые события царского режима. Поэтому опричнина преподносилась , как необходимый элемент , который сформировал движение народных масс против угнетения боярами.
  • Современный период. В наше время историки говорят об опричнине , как о пагубном событии , в результате которого погибли тысячи невинных людей , говорится на сайте istoriarusi.ru.

В школьных учебниках истории главный итог опричнины заключается в усилении самодержавной власти. «Но о каком усилении власти мы можем говорить , если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии», пишет istoriarusi.ru. Впрочем , между смертью Ивана Горозного и Смутным временем прошел достаточно серьезный отрезок времени — два десятилетия , во время которых страной правили два других монарха.

Историк Игорь Фроянов сделал вывод , что опричнина имела положительное значение , так как была «защищена и очищена от ересей православная вера и , следовательно , укреплена церковь. Иными словами , спасена Россия , причем не только на тот момент , но и на несколько веков вперед», цитирует его Иван Иванников в статье «Опричнина: причины , содержание , последствия».

Историк Александр Зимин пишет:

«Новгородская трагедия нагляднее , чем любая другая страница русской истории 1565−1572 годы , показала противоречивую сущность , заложенную в опричнине еще при ее создании. Задачу завершения централизации государственного аппарата правительство Ивана Грозного хотело осуществить старыми методами , возвращаясь к формам дворцово-вотчинного управления. Ликвидировав удел князя Владимира Старицкого , покончив с остатками новгородских вольностей и добившись полного подчинения церкви государству , опричнина Ивана Грозного выполнила свои основные задачи.

По его словам опричнина знаменовала решительный шаг по пути укрепления централизованного аппарата власти , борьбы с сепаратистскими претензиями боярства , облегчала защиту рубежей государства. Однако опричнина также стала средством подавления угнетенного крестьянства. Русскому крестьянину пришлось на себе выносить дорогостоящий военно-административный аппарат , тяжелое время войн , неожиданные повороты репрессий царя. «Ответом на все это был новый подъем классовой борьбы , явившейся прологом первой крестьянской войны в России», резюмирует Александр Зимин.

ОПРИЧНИНА

Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 гг. во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. Также «опричниной» называлось особое административно-территориальное образование в составе Русского государства – личное владение Ивана IV и его семьи в 1565-1572 гг. Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части страны – земщины.

Причины и цели опричнины

Читайте также  Культура и архитектура xix века

Введение опричнины Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченной власти. Таким образом, основным препятствием для царя здесь становились боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Но расправиться с остатками раздробленности он решил чисто традиционными методами, т.к. опричнина по форме была возвращением к временам раздробленности.

Учреждение опричнины. Опричное войско

Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М. Курбского (апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 г. Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с. Коломенское. Царь обосновался в 65 км от Москвы в Александровской слободе. Оттуда в январе 1565 г. он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину. Во втором послании, обращенном к посадским людям, он сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государством: свои дума, приказы («кельи»), личная гвардия царя (до 1 тыс. опричников в начале и к концу опричнины – до 6 тыс.). Здесь традиционное право подменялось «словом» (произволом) монарха. На землях бояр, выселяемых на территорию земщины, селились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать это войско должно было население земщины.

Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины. При переговорах с депутацией от земщины он выговорил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.

Состав опричного войска был неоднородным: среди опричников были и князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди. Вступая в опричнину, они отрекались от семьей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе – не общаться с «земскими» людьми. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны. Связанные суровой дисциплиной, опричники орудовали в земщине, как на вражеской территории, рьяно выполняя приказы Грозного по искоренению «крамолы», безгранично злоупотребляя предоставленной им властью. Жестокости и зверства в расправе над людьми становились для опричников нормой. Особым усердием и выполнением царских указов выделялись провинциальный дворянин Малюта Скуратов, боярин А.Д.Басманов, князь А.И.Вяземский.

Ход и итоги опричнины

Стремясь уничтожить сепаратизм знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит московский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1570 г. Иван IV предприняла поход на Новгород. который якобы хотел отойти к Литве. По дороге разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь. Экономическая самостоятельность больших городов была подорвана.

Опричнина не уничтожила окончательно боярско-княжеского землевладения, но ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии,. выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Так, в годы опричнины помещикам щедро раздавались «черные» и дворцовые земли, резко увеличились крестьянские повинности. Опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не про сроку». Это коснулось почти всех земель, вело к разорению земельных хозяйств. Стремительно сокращались площади пахотных земель. Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. В ответ в 1581 г. были введены «заповедные лета», когда «временно» крестьянам было запрещено вообще уходить от помещиков даже в Юрьев день. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война явились причиной социально-политического и внешнеполитического кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван Грозный встретился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.

Опричнина могла дать лишь временный эффект, т.к. это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны.

Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в «Государев двор».

Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объективно необходимы для России. Речь шла о путях централизации и о методах ее осуществления. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, по мнению представителей этой точки зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию.

Причины опричнины Иван Грозного

  • Что такое опричнина Ивана Грозного
  • В чем заключается специфика опричнины
  • Причины введения, сущность явления
  • Основные события опричнины и развал системы
  • Итоги опричнины

Что такое опричнина Ивана Грозного

Опричнина — в Русском государстве 1565—1572 годов личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом, доходы с которой поступали в государственную казну.

Опричнина сыграла ключевую роль в политической деятельности Ивана Грозного. Построенная царем система оказала влияние не только на его приближенных, но и предопределила дальнейший ход истории страны и эволюцию развития государства.

Государь стремился укрепить самодержавие в стране, так как тогда его власть находилась под угрозой по ряду причин. Ими стали измены доверенных лиц из окружения, так же и общий оппозиционный настрой многих бояр, что в итоге привело к расправе над ними.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Смысл опричнины выражался в следующем: часть земель, которая принадлежала боярам, переходила во владение государства в лице царя.

В чем заключается специфика опричнины

Учреждение опричнины датируется 1565 годом. Тогда Иван Грозный издает две грамоты и выезжает из Москвы в Александрову слободу.

Первая грамота адресована митрополиту, в которой говорилось, что бояре и духовенство задействованы в государственных изменах, и их целью является расхищение казны государя и владение землями. Второй документ был обращен к населению. Там сообщалось, что царю пришлось выехать из-за заговорщических настроений среди бояр.

Чтобы вернуть государя в Москву, под давлением населения бояре направились в Александрову слободу. В качестве условия своего возвращения царь велел казнить врагов и организовать новое государственное устройство, называемое опричниной.

Система опричнины выражалась в разделении земель на следующие виды:

  1. Опричнина, т.е. земли, изымаемые царем под собственное ведомство.
  2. Земщина — земли, находящиеся под влиянием бояр.
Читайте также  Вопрос о престолонаследии

Чтобы реализовать задуманное, Иван Грозный организовал отряд опричников, состоящий из 1000 человек. Они выполняли функции тайной полиции государя и подчинялись ему напрямую. Также целью деятельности опричников было установление порядка в стране и борьба с инакомыслием.

Земли, которые выбрали в качестве опричных:

  • Московские;
  • Костромские;
  • Вологодские;
  • Можайские и др.

Жители других земель, которые не были признаны опричными, были вынуждены покинуть их. Взамен государство предоставило им участки в отделенных глубинках. Так, бояре были лишены прежнего экономического влияния, что и являлось одной из главных задач Ивана Грозного. Вопрос был решен через переход лучших земель страны в единоличное распоряжение царя.

Бояре, ожидаемо, были недовольны таким положением дел и проведенными методами. Противники политики Ивана Грозного отныне начали вести активную борьбу против царя, чтобы вернуть себе утраченные права. С ними и боролись опричники государя. Участь изменников и тех, кто был заподозрен в измене, оказалась незавидной: их или казнили, или отправляли в ссылку. В качестве символики опричники выбрали собачьи головы и метлы, которые они носили у седла своих лошадей.

На земском соборе, проходившем в 1566 году, к Ивану Грозному обратились с обращением упразднить опричнину. Составители документа были казнены по приказу царя. Бояре и духовенство отреагировали практически сразу. Московский митрополит Афанасий отказался от своего сана, на смену ему назначили митрополита Филиппа Колычева. Он тоже был противником опричнины. Из-за своих взглядов митрополита войска государя отправили в ссылку.

Причины введения, сущность явления

Царь Иван Грозный боялся заговоров с момента Казанского похода. Царь (тогда еще великий князь) вернулся оттуда в 1553 году. Тогда он заболел и боялся за свою жизнь, что его предадут приближенные. Иван IV приказал присягнуть им на верность своему сыну Дмитрию, который был еще младенцем. Не все согласились дать присягу, т.к. было немалое число уклонившихся бояр. Они претендовали на власть и видели реальную возможность ее захватить, ведь правитель серьезно болен, а наследник совсем мал.

Однако великий князь выздоровел, но стал более осмотрительным и подозрительным по отношению к своему окружению. Иван Грозный понимал, чем был вызван отказ бояр присягнуть Дмитрию.

События, послужившие предпосылками для создания опричнины:

  1. Смерть московского митрополита Макария в 1563 году. Его влияние на Ивана Грозного было огромным. Макарий мог удерживать гнев и подозрения государя, убеждая его в том, что нет никаких заговоров, и власть в стране принадлежит ему безраздельно.
  2. Занявший место Макария митрополит Афанасий был сторонником бояр и противником Ивана Грозного. Подозрительность царя только усилилась, а конфликт между ним и окружением усугубился.
  3. 1564 год. Князь Курбский переходит служить в княжество Литовское и забирает с собой военноначальников. Также он вычислил всех русских шпионов, находящихся в Литве.

После череды этих событий Иван Грозный еще сильнее начинает бояться за свою жизнь. Тогда царь решает лишить всех бояр независимости и укрепить самодержавие — это становится смыслом его политической деятельности. Бояре лишись всего, чем обладали: своя армия, собственные земли, помощники, двор, казна.

Основные события опричнины и развал системы

К самым значимым событиям опричнины относятся:

  1. 1569 г. По подозрению Ивана Грозного в Новгороде ведется заговор против власти. Царь собирает войско и организует поход на город. В 1570 г. он оказывается в Новгороде, где опричники грабят дома, убивают жителей, уничтожают жилища. Ежедневно происходили избиения 500 и более человек.
  2. Следующий эпизод — появление опричников в Пскове. Казнены некоторые горожане. Их имущество было конфисковано. Изначально Иван Грозный планировал разгромить Псков, однако изменил свое решение.
  3. По возвращении в столицу государь совершает казнь над сторонниками новгородцев, участвовавших в заговоре.
  4. Так, в течение двух лет (1570-1571 гг.) в стране от рук опричников происходили массовые убийства, в том числе и тех, кто был в приближении. Казнили 200 человек. Эти события остаются самыми кровавыми из всего периода опричнины.
  5. В 1571 году на Русь напал Девлет-Гирей, крымский хан. Опричники как воины оказались совершенно не подготовлены, многие из них даже не участвовали в военных действиях. Иван Грозный принимает решение отменить опричнину, а вместо нее ввести земщину. Характер и содержание новой системы практически ничем не отличались от прежней. Согласно данным, все окружение царя оставалось с ним до его кончины. Только поменялось название на «двор» вместо «опричников».

Итоги опричнины

Последствия и значение опричнины оказались существенным для всего государства и предопределили ход развития дальнейших событий в стране.

  1. Укрепление самодержавия и централизация власти в руках царя.
  2. Лишение бояр значительной части привилегий.
  3. В обществе произошел серьезный раскол после действий опричников. Это привело к экономическому кризису.
  4. Были введены заповедные лета в 1581 году. Отныне крестьяне не могли переходить от одного хозяина к другому. В результате жители центральной и северной части страны начали массово переселяться на юг, чтобы на них не распространялось действие закона.
  5. Разгром угодий, принадлежавших боярам. Опричники уничтожили все имущество, которое было в распоряжении у бояр. Впоследствии его передали государству.

Возникновение опричнины было обусловлено борьбой царя за самодержавие. Несмотря на то, что проведение этой политики оказалось временной мерой, опричнина привела страну к краху и смуте.

Опричнина Ивана Грозного: суть, причины и итоги опричнины кратко

Опричнина – государственная политика Ивана IV Грозного для борьбы с боярско-княжеской оппозицией в 1565 – 1572 гг. Это период жестоких казней и репрессий против тех, кого Иван Грозный считал своими потенциальным врагами.

Опричниной называлась часть страны, которую царь в это время взял под личный контроль (слово произошло от древнерусского опричь, что значит «отдельно», «кроме», «за пределами»), а опричниками – личная «гвардия» царя, которая уничтожала его предполагаемых противников и отличалась особой жестокостью.

Причины опричнины

Начатая царем в 1558 году Ливонская война шла не так успешно, как хотелось: Россия столкнулась с коалицией врагов, южные территории государства страдали от разорений со стороны Крымского ханства. К тому же, страну опустошали голод, засуха и эпидемии.

Неудачи натолкнули Грозного на мысли об измене со стороны Избранной рады – неофициального правительства того времени.

По мнению некоторых историков, Избранная рада придерживалась идеологии постепенных преобразований, в то время как царь желал ускоренных перемен и централизации власти.

В 1564 году царь с семьей внезапно уехал на богомолье, прихватив с собой казну, иконы и личную библиотеку. 3 января 1565 года из резиденции Грозного в Александровской слободе гонцом была доставлена грамота, что царь желает отречься от престола по причине « гнева » на бояр, церковных деятелей и воевод.

После прочтения послания тысячи москвичей, разгневанных известиями о боярских изменах, пришли в Кремль просить Ивана вернуться к правлению. В городе назревала антибоярская обстановка.

В феврале царь вернулся в Москву и объявил, что примет правление, но при условии, что ему будет вольно казнить изменников, лишать их имущества, налагать опалу и установить в государстве «опричнину».

Устройство опричнины

« Опричнина царя Ивана была дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание царского двора. Разница была лишь в том, что опричнина с дальнейшими присоединениями захватила чуть не половину всего государства», – писал историк Василий Ключевский.

Суть такой политики состояла в выделении части земли для нужд государства и его служащих, а смысл – в отделении «добрых семян православной соборности» от «плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах».

Читайте также  Общество соединенных славян. славянский вопрос в русском революционном движении

Опричнина полностью подчинялась царю и была организована по образу монашеского ордена – даже одеянием опричники напоминали монахов. При этом они носили оружие и имели право его использовать. Большое внимание уделялось молитвам и чтению Писания. Иван показывал подчиненным пример благочестия, исполнял ряд монашеских обязанностей и даже сам звонил в колокол к утренней молитве.

Опричники делились на государев полк и четыре приказа:

Постельный – ведал обслуживанием помещений дворца и бытом царя:

Сытный – занимался продовольствием;

Бронный – изготавливал оружие и броню, имел судебные функции;

Конюшенный – заведовал конным хозяйством.

Первоначально войско должно было составлять «опричную тысячу», но затем штат опричников разросся до шести тысяч. Среди них также было 500 – 900 человек, выполняющих роли доверенных. При необходимости они выполняли охранные, разведывательные и карательные функции.

На содержание опричнины были отданы Козельск, Вологда, Великий Устюг, Суздаль и Медынь, а также отдельные московские улицы.

В этот период отмечались репрессии и расправы над людьми, которых царь параноидально подозревал в измене государству и винил в военных неудачах.

Одной из жертв стал митрополит Филипп. В 1568 году Филипп отказался благословить Ивана Грозного и потребовал отмены опричнины. За это члены царского войска избили железными прутьями слуг священнослужителя, а его самого отдали церковному суду, лишили сана и отправили в Тверской Отрочий монастырь.

В том самом монастыре военный деятель и любимый опричник Грозного Малюта Скуратов задушил Филиппа за отказ благословить военный поход на Великий Новгород.

В 1570 – 1571 гг. царь заподозрил в неверности руководителей опричнины – некогда приближенных людей. Думный дьяк зачитывал приговоры, а опричники-палачи приводили их в действие с особой жестокостью и под приветственные крики войска. Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы. Всего в Москве было казнено около 200 человек.

Конец опричнины: итоги

В 1571 году опричное войско продемонстрировало неспособность участвовать в реальной войне с вторгшимся в Москву крымским ханом Девлет-Гиреем.

Этот случай вынудил царя отменить опричнину. К 1572 году Грозный физически устранил опричную верхушку при помощи казней и пыток.

Можно выделить несколько итогов проведения такой политики:

По мнению историка Ключевского, опричнина, борясь с вымышленной крамолой, породила полную анархию с грабежами и террором.

Шведские войска захватили Нарву и Копорье.

Из-за недееспособности войска крымские татары сожгли Москву.

Разорение опричных территорий ввергло страну в глубокий кризис.

Упал авторитет власти: из защитника и законотворца царь превратился в грабителя.

Причины введения опричнины

Словом «опричнина» издревле назывался особый земельный удел, который получала вдова князя, то есть земля «опричь» — кроме – основных земель княжества. Иван Грозный решил применить этот термин к выделенной ему в личное управление территории государства, собственный удел, в котором он мог бы править без вмешательства боярской думы, земского собора и церковного синода. Впоследствии же опричниной стали называть не земли, а проводимую царем внутреннюю политику.

Начало опричнины

Официальным поводом введения опричнины стало отречение Ивана IV от престола. В 1565 году, отправившись на богомолье, Иван Грозный отказывается возвращаться в Москву, объяснив свой поступок изменой ближайших бояр. Царь составил два письма, одно боярам, с упреками и отречением от престола в пользу своего малолетнего сына, второе – «посадскому люду», с заверениями, что виной его поступку боярская измена. Под угрозой остаться без царя, помазанника божьего и защитника, посадские люди, представители духовенства и боярства отправились к царю в Александровскую слободу с просьбой вернуться «на царство». Царь же в качестве условия своего возращения выдвинул требование выделения ему собственного удела, где он бы мог править по своему усмотрению, без вмешательства церковных властей.

В результате вся страна была поделена на две части – земщину и опричнину, то есть на государственные и личные царевы земли. В опричнину вошли северные и северо-западные районы, богатые плодородными землями, некоторые центральные уделы, Прикамье и даже отдельные улицы Москвы. Столицей опричнины стала Александровская слобода, столицей государства по-прежнему оставалась Москва. Опричными землями управлял лично царь, а земскими – Боярская Дума, казна у опричнины так же была отдельная, собственная. Однако Большой приход, то есть аналог современного Налогового управления, отвечавший за поступление и распределение налогов, был един для всего государства; общим оставался и Посольский приказ. Это как бы символизировало, что, несмотря на разделение земель на две части, государство по-прежнему едино и нерушимо.

Согласно замыслу царя опричнина должна была предстать неким аналогом европейского церковного Ордена. Так, Иван Грозный называл себя игуменом, его ближайший сподвижник князь Вяземский стал келарем, а небезызвестный Малюта Скуратов – пономарем. За царем, как за главой монашеского ордена, был закреплен ряд обязанностей. В полночь игумен вставал на чтение полунощницы, в четыре утра служил заутреню, затем следовала обедня. Соблюдались все православные посты и церковные предписания, например, ежедневное чтение Священного Писания и всевозможные молитвы. Религиозность царя, и прежде широко известная, в годы опричнины доросла до максимального уровня. При этом Иван самолично принимал участие в пытках и казнях, отдавал приказы о новых зверствах, нередко прямо во время богослужений. Столь странное сочетание крайней набожности и неприкрытой, порицаемой церковью, жестокости стало впоследствии одним из основных исторических свидетельств в пользу душевной болезни царя.

Причины опричнины

«Измена» бояр, на которую царь ссылался в своих письмах с требованием выделения ему опричных земель, стали лишь официальным поводом для введения политики террора. Причинами же у радиальной смены формата правления послужило сразу несколько факторов.

Первой и, пожалуй, самое весомой, причиной опричнины стали неудачи в Ливонской войне. Заключение в 1559 году ненужного, по сути, перемирия с Ливонией стало фактически предоставлением отдыха врагу. Царь настаивал на проведении жестких мер в отношении Ливонского ордена, Избранная рада считала развязывание войны с крымским ханом более приоритетным направлением. Разрыв с некогда ближайшими сподвижниками, деятелями Избранной рады, и стал, по мнению большинства историков главнейшей причиной введения опричнины.

Однако на этот счет существует и иная точка зрения. Так, большинство историков XVIII-XIX веков считали опричнину результатом душевной болезни Ивана Грозного, на ужесточение характера которого повлияла смерть любимой жены Анастасии Захарьиной. Сильное нервное потрясение стало причиной проявления самых страшных черт личности царя, звериной жестокости и неуравновешенности.

Нельзя не отметить и влияние боярства на смену условий власти. Опасения за собственное положение послужили причиной переезда некоторых государственных деятелей за границу – в Польшу, Литву, Швецию. Большим ударом для Ивана Грозного стало бегство в Литовское княжество Андрея Курбского, друга детства и ближайшего соратника, принимавшего активное участие в государственных реформах. Курбский направил царю ряд писем, где осуждал действия Ивана, обвиняя в тирании и убийствах «верных слуг».

Военные неудачи, смерть жены, неодобрение действий царя боярством, противостояние с Избранной радой и бегство – предательство – ближайшего соратника нанесли серьезный удар по авторитету Ивана IV. И задуманная им опричнина должна была выправить сложившуюся ситуацию, вернуть подорванное доверие и укрепить самодержавие. Насколько опричнина оправдала возложенные на нее обязательства, историки спорят до сих пор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: