Изменения жизни древней руси после нашествия ига

Господство татаро-монголов принесло Руси не только опустошение, но и новые веяния: в частности, во многом благодаря Орде произошло возвышение Москвы, которое в конце концов привело к образованию единого российского госуд ...

Изменения жизни древней руси после нашествия ига

Как изменилась Русь после нашествия татаро-монголов

Господство татаро-монголов принесло Руси не только опустошение, но и новые веяния: в частности, во многом благодаря Орде произошло возвышение Москвы, которое в конце концов привело к образованию единого российского государства.

Знаменитый историк Василий Ключевский считал, что именно татаро-монгольское иго принесло разрозненным русским землям единство, поскольку удельные князья постоянно враждовали между собой, а власть хана давала «призрак единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся вотчинным углам».

Помимо чувства общности кочевники востока принесли на Русь свои способы координации и управления государством, а также новое для отечественных княжеств вооружение и тактику боя. Кроме того, именно после татаро-монгольского нашествия началось активное освоение севера европейской части Руси, куда, спасаясь от кочевников, бежали переселенцы.

Возвышение Москвы

Незадолго до нашествия восточных орд одним из главных центров притяжения русских земель было великое княжество Владимирское, в то время как Москва являлась его составной частью. Татаро-монгольское нашествие сильно разорило крупные города востока Руси, а население устремилось на запад, во многом благодаря чему к началу XIV века началось возвышение Москвы и Твери.

Московские князья со времен Ивана Калиты (1325-1340) научились находить общий язык с Ордой, действуя на взаимовыгодных условиях. Татаро-монголы были заинтересованы в стабильности власти в Москве, поскольку она гарантировала исправное получение дани, а также использование русского войска в борьбе с Великим княжеством Литовским.

Орда осознала, что укрепление Москвы зашло слишком далеко, когда было уже поздно: Куликовская битва (1380) стала отправной точкой получения княжеством центральной роли в объединении Руси. Дмитрий Донской передал власть своему сыну без согласия татаро-монголов, и хотя иго продлилось еще сто лет, процесс обретения независимости стал делом времени.

По мере все большего увеличения свободы от Орды росла территория Московского княжества, что в итоге привело к формированию великоросской народности: начиная со второй половины XV века в письменных источниках понятие «Россия» начинает вытеснять название «Русь».

Связь с Востоком

До татаро-монгольского нашествия русские земли имели деловые связи преимущественно с северо-западными и южными соседями. После подчинения Руси Орде восточное направление стало не менее, а может быть даже более важным. Торговля стала значительным источником обогащения Московского государства, находящегося на стыке цивилизаций.

Воины Руси под влиянием татаро-монголов переняли азиатскую саблю, которая в XV веке окончательно вытеснила господствовавший до нашествия меч. Именно благодаря кочевникам русская армия была непохожа на тяжеловооружённых западных рыцарей, так как ставка делалась на молниеносность нападения, а не на тяжелые доспехи.

Рядовые всадники носили кольчугу вместе с луком и саблей, используя небольших лошадей. Тактика быстрой атаки и сравнительно легкое вооружение были характерными особенностями татаро-монголов.

Русские земли переняли не только военные традиции кочевников, но и другие характерные для востока особенности. Многие сторонники евразийства видели в этом сугубо положительные моменты. Так, Лев Гумилев полагал, что главная угроза для отечества исходила из Европы, в то время как татаро-монгольское нашествие не носило характер тотального разрушения, а последующее подчинение Золотой Орде на самом деле было союзом Руси и кочевников.

Хотя эту позицию опровергает большинство историков, ссылающихся на летописи и археологические памятники, она имеет право на существование в более мягкой форме: действительно, Русь могла получить ряд преимуществ от связи с Азией. На противоположном полюсе от сторонников евразийства стоят исследователи, которые видят только негативные стороны нашествия. В частности, они отмечают все более усиливающийся деспотизм из-за ордынского ига, ярко проявившийся позже в обращении к вышестоящим: «Яз холоп твой».

Ямская повинность и переписи

Татаро-монголы никогда не рассматривали в качестве полноправного союзника Русь, считая ее своим вассалом, который дает доход и рекрутов. Именно из-за этого Орда была заинтересована в качественном функционировании покоренных земель. Со второй половины XIII века татаро-монголы начали проводить переписи населения для эффективного сбора дани. До нашествия о таких ревизиях источники не сообщают.

Еще одним появившимся после нашествия кочевников нововведением стала централизованная система организации перевозок для ордынских нужд, из-за чего население было обязано нести так называемую ямскую повинность. Она заключалась в снабжении татарских чиновников лошадьми, подвозами и проводниками. Службы гонцов (ям) Чингисхан создал практически сразу же после прихода к власти, а когда империя хана растянулась на тысячи километров, эффективная связь ее разных концов стала жизненной необходимостью.

Русские земли в XIII веке существенно уступали по размерам государству Чингисхана. Хотя и до татаро-монголов на Руси были средства сообщения между княжествами, они не были столь организованными. Ямская повинность просуществовала в России до XVIII века, а название извозчичьей профессии ямщика использовалось вплоть до XX века.

Однако это не единственное слово, закрепившееся в русском языке: «базар», «ярлык», «кабала» и многие другие заимствованы из тюркского, как и использование суффикса «-щик» для обозначения принадлежности к какой-либо профессии.

Золотая Орда и Россия: влияние на быт и нравы

200 лет ордынского владычества значительно повлияли на русскую культуру. Многие традиции и бытовые привычки были переняты у завоевателей.

Татаро-монгольского нашествие и последующая зависимость от Улуса Джучи — Золотой Орды — оказали большое влияние на культурное, политическое и экономическое развитие русских земель. Это влияние отразилось и на дальнейшей истории нашей страны — проблема ордынского следа в становлении России стала одной из ключевых в спорах отечественных историков и философов вплоть до сегодняшних дней.

Ещё Николай Карамзин в своей многотомной «Истории Государства Российского» писал, что «Москва обязана своим величием ханам». Историки XIX века, такие как С. М. Соловьёв, указывали на безусловно деструктивное влияние монгольского владычества, которое отбросило русские земли в своём развитии на несколько веков назад. Поворот от негативного восприятия ордынского наследия наметился в первой половине XX века, однако лишь в эмигрантской среде. Движение «евразийцев» открыто писало о России как наследнице Монгольской империи и Золотой Орды в частности. Например, автор биографии Чингисхана, калмыцкий историк, проживавший в эмиграции, Э. Хара-Даван, писал: «влиянием монгольского владычества эти [русские] княжества и племена были слиты воедино, образовав сначала Московское царство, а впоследствии Российскую империю».

Советские историки продолжили линию своих предшественников XIX века и отмечали, что роль Золотой Орды в становлении русской государственности заключалась в том, что именно в борьбе с ордынской зависимостью ковалась та Россия, которая спустя некоторое время заняла лидирующие позиции в мире.

Споры о том, насколько сильно повлияла Золотая Орда на государственность и правовую систему России, не утихнут никогда. Всегда найдутся апологеты «евразийцев» или радикальные «патриоты». Тем не менее, влияние восточной культуры Улуса Джучи на традиции населения русских княжеств, прежде всего в быте, гастрономических предпочтениях, одежде, налицо. Некоторые заимствования можно наблюдать в нашей с вами повседневности и сегодня.

Тюркские слова в русском языке: влияние Орды

Долгое взаимодействие русских княжеств и татарских властителей неизбежно привело к заимствованиям слов. В «Словаре тюркизмов в русском языке» отечественный лингвист Е. Шипова привела полторы тысячи слов. Безусловно, не все они вошли в обиход русского человека во времена ордынской зависимости, однако сложно переоценить степень влияния татар и монгол на наш язык.

Заимствования наблюдаются лингвистами в тех сферах общественной жизни, где взаимодействие славян и татаро-монгольских захватчиков было наиболее тесным. Это касается, прежде всего, финансовых отношений и военного дела. Наверное, самым известным заимствованием можно назвать слово «деньга», прочно вошедшее в наш язык. Тюркское происхождение имеют также «казна», «тамга», от которой произошло слово «таможня». «Караул», без которого невозможно представить себе армейскую жизнь, тоже пришёл из Орды. Даже привычный русскому уху боевой клич «Ура!» позаимствован из тюркских языков: монгольское «урагша», что значит «вперёд», послужило отцом для ободрительного возгласа.

Даже многие пословицы и поговорки, которые мы часто используем в повседневном общении, зачастую являются лишь дословными переводами татарских фразеологизмов. «Дарёному коню в зубы не смотрят», «Всяк кулик своё болото хвалит», «Собака лает — караван идёт» — все эти поговорки корнями уходят в тюркскую культуру и были заимствованы славянами. Некоторые этнографы видят татарский или монгольский след даже в таких, казалось бы, исконно русских забавах, как частушки.

Гастрономические предпочтения

Ордынское влияние можно заметить и в таких вещах, о которых мы особо не задумываемся. Отличным примером таких заимствований может послужить кухня. Перец, корица, имбирь, мускатный орех — все эти пряности ввозились на территорию Европы в XIII — XIV веках через южнорусские степи, а часть торгового потока попадала и на территорию русских княжеств. Пристрастие к дыням и арбузам также корнями уходит во времена зависимости от Орды.

Читайте также  Ноябрьский переворот 1741 года

То же самое можно сказать о многих продуктах: лапша, рис, манты, лаваши, сухофрукты пришли на Русь благодаря Золотой Орде. Любимый всеми возрастами квас, без которого нельзя было представить себе выходной летний день времён позднего СССР — тоже изобретение, попавшее на наш стол благодаря транзиту через Золотую Орду.

Общественные отношения — татарский след

Золотордынское наследие отчётливо видно и в бытовых отношениях между людьми. Раболепие, почитание начальника, боязнь сказать лишнее слово против его мнения — по мнению многих исследователей, эта черта была позаимствована из политической культуры монголо-татарских завоевателей.

Патриархат, прочно вошедший в жизнь русских семей, начиная со времён Московского княжества, и с трудом, но всё же преодолеваемый в наши дни, тоже можно обусловить косвенным влиянием мусульманского обычая затворничества женщин. Конечно, в наши дни женщины могут посещать церковь, свободно появляться в общественных местах и даже видеть своего жениха до помолвки, однако тезис о том, что слабый пол обязательно должен запереться дома и заниматься обустройством домашнего очага, до сих пор можно встретить в среде наиболее радикальных противников феминизма.

Многие из нас, глубоко об этом не задумываясь, не здороваются или не передают предметы через порог. Многие исследователи указывают, что это поверье пришло в обиход русских именно под влиянием татар. Европейские путешественники XIII века, рассказывая об обычаях, принятых в ханском дворце, вспоминали, что если, например, послы из чужих стран касаются порога ханского дворца, «то тут же поражаются мечом». В то же время в домонгольских русских источниках такое значение порога в жизни простого населения не фиксируется.

То же можно сказать и об обычае качать на руках человека с целью его чествования. Этот обряд, по мнению исследователей, был позаимствован из церемониала высших татарских сановников. Так, избранных великий хан сажался сановниками на большой белый войлок, после чего его несколько раз поднимали вверх.

Многие азартные игры, ставшие популярными на Руси, тоже имеют татарскую или монгольскую природу. Зернь, чехарда, игра в бабки и даже любимые всеми шахматы появились на Руси после XIII века. В былине о Ставре Годиновиче жена главного героя, Василиса Микулишна, переодевшаяся татарским послом, обыгрывает киевского князя в шахматы и освобождает любимого мужа из темницы.

Безусловно, вопрос о происхождении тех или иных традиций, слов и повседневных обрядов в жизни русских остаётся дискуссионным. Тем не менее, влияние, которое оказала Золотая Орда на обычную жизнь населения княжеств, трудно переоценить. Многие отголоски тех далёких веков можно наблюдать в нашем бытовании и сегодня.

Влияние нашествия и ига на развитие Руси

Влияние нашествия и ига на развитие Руси

Вопрос о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшего за ним ига на развитие русского общества — один из самых сложных в истории Руси. Безусловно, что они повлияли на демографическое, хозяйственное, социальное, политическое и культурное развитие древнерусских земель. Происходит сокращение численности населения, а оставшиеся в живых после татарских набегов во избежание нового разорения вынуждены были бежать в более безопасные районы: на запад и северо-запад Волго-Окского Междуречья. Появляясь там, они пополняли армию безземельного люда, а для уплаты дани обращались к знати. Таким образом, постепенно создавался резерв феодально-зависимого крестьянства. В то же время изменяется и положение знати — особенно князей. Существуя прежде за счет даней, кормлений, полюдья, теперь эти источники доходов они теряют — все направляется в Орду. Отсюда происходит их переориентация на землю. И, действительно, в конце XIII–XIV вв. наблюдастся существенный рост крупного частного землевладения.

Возрастает значение князя и в политической сфере. Если в период Киевской Руси князья находились в зависимости от веча, которое могло указать им и «путь чист» (т. е. изгнать), то теперь они приезжали в города с ханским ярлыком, а при необходимости с татарским отрядом. Таким образом, власть князей по отношению к населению усиливается.

Однако и в этих условиях не была сломлена демократическая политическая система, не прерываются древнерусские политические традиции. Одна из них — деятельность вечевых институтов. Грозные раскаты вечевого колокола собирают теперь горожан для организации отпора ордынцам и их сообщникам. Сильные волнения произошли в 1257–1259 гг. в Новгороде в связи с переписью населения: новгородцы отказывались «даваться в число». Их негодование вызвало также и то, что бояре «творяху… собе легко, а меньшим зло». Выступление было пресечено Александром Невским, проводившим политику компромисса и полагавшим, что время открытого столкновения с Ордой еще не настало. В 1262 г. расправились с баскаками и купцами-откупщиками горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира. Выступления происходили и позднее — в 70-90-е годы XIII в. Такой широкий размах народного движения вынудил Орду смягчить систему сбора дани: часть сбора была передана русским князьям, а влияние баскачества было ограничено.

Однако, и в XIV, и в XV вв. Русь продолжала существовать под тяжелым бременем монголо-татарского ига.

Читайте также

2. Управление на Руси в период монголо-татарского нашествия

2. Управление на Руси в период монголо-татарского нашествия Образование государства у монголов С конца XII в. у монгольских племен, кочевавших в Центральной Азии, начался процесс разложения родоплеменного строя и зарождения феодальных отношений. Исследователи считают,

§ 4. Влияние войны на экономику России. Развитие хозяйственного кризиса на рубеже 1916–1917 гг.

§ 4. Влияние войны на экономику России. Развитие хозяйственного кризиса на рубеже 1916–1917 гг. Промышленность в годы войны. Первый год войны привел к потере Польши и части губерний западного края, что уменьшило общее число предприятий и отразилось на промышленном

КЛИМАТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

КЛИМАТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА Среда и климат предстают относительно устойчивой величиной. Попытки некоторых исследователей объяснить некими изменениями климата такие исторические события, как гибель Римской империи и нашествие варваров, рост европейской

LXIII. Религиозное развитие балтийских славян. — Влияние германской мифологии

LXIII. Религиозное развитие балтийских славян. — Влияние германской мифологии Ознакомившись с бытом и общественным устройством балтийских славян, мы должны теперь взглянуть на духовную сторону их жизни. Невозможно, чтобы те исторические условия, которыми определились

Европейское влияние и развитие событий в 50-х годах XIX столетия

Европейское влияние и развитие событий в 50-х годах XIX столетия Исход Трехлетней войны в глазах датской общественности представлялся блестящей победой, что породило неоправданно завышенную оценку военной мощи Дании. Но этот результат в не меньшей степени объяснялся и

4. Накануне нашествия. Обзор земель Руси

4. Накануне нашествия. Обзор земель Руси Важно подчеркнуть, что в источниках XI — начала XII в. «землями» именовались независимые государства («Русская земля», «Греческая земля», «Болгарская земля», «Лядская земля», «Угорская земля»). Термином же «волость»/«власть» в

Глава I Территория и ее влияние на развитие славянской культуры

Глава I Территория и ее влияние на развитие славянской культуры Территория, на которой, согласно гипотезе, изложенной в книге I, развивалась культура праславян, а именно область между Вислой, Карпатами и средним течением Днепра, по своему характеру была в большей своей

49. ВЛИЯНИЕ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII в. НА РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ПРАВА

49. ВЛИЯНИЕ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII в. НА РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ПРАВА Общая характеристика. Революционное право было формальным и светским, стремилось к избавлению от феодальной сословности общества. Однако на практике принцип равенства граждан (например, в

29. Экономический кризис 1974–1975 гг. и его влияние на развитие западной цивилизации

29. Экономический кризис 1974–1975 гг. и его влияние на развитие западной цивилизации В ряду послевоенных экономических потрясений особое место принадлежит кризису 1974—75 гг. Он охватил практически все развитые стран Запада и Японию.Кризис привел к стагнации традиционных

8. Монгольская держава и ее влияние на мировое развитие

8. Монгольская держава и ее влияние на мировое развитие В начале XIII в. в Центральной Азии происходило объединение монгольских кочевых племен в единую мощную державу. Монгольское раннефеодальное государство было создано Темучином, который в 1206 г. был провозглашен

Читайте также  Сравнение правлений михаила и алексея романовых

4.8. Монгольское завоевание и его влияние на историческое развитие Евразии

4.8. Монгольское завоевание и его влияние на историческое развитие Евразии Великостепная арена и в средние века продолжала оказывать огромное влияние на историю классовых обществ почти всего Старого Света. Там продолжался процесс возникновения и исчезновения кочевых

Украинские земли в период политической раздробленности Руси и монгольского нашествия (вторая треть XII — первая половина XIII столетия)

Украинские земли в период политической раздробленности Руси и монгольского нашествия (вторая треть XII — первая половина XIII столетия) В течение 1139–1239 годов в Киеве сменилось 48 отдельных управленческих периодов, причем 36 раз княжение продолжалось лишь один год или даже

Монголо-татарское иго на Руси: годы, события, последствия

Расскажем, как и почему Русь попала в зависимость от Золотой орды, почему Куликовская битва стала легендой и кто всё-таки напал на русские земли — татары или монголы.

Начало монголо-татарского ига

Первые столкновения между Золотой Ордой и Русью начались в начале XIII века — вскоре после появления монголов на Восточно-Европейской равнине.

Ведомые внуком великого Чингисхана, хана Бату (или Батыя, как называли его русские), монголы стремились захватить или уничтожить всё на своём пути. Русские князья понимали, что рано или поздно придёт очередь их земель, и решили нанести удар первыми.

В 1223 году русские войска вместе с половецкими кочевниками попытались остановить Батыя в Приазовье, на реке Калка, но проиграли. Причём со стороны монгольского войска это была лишь разведка. В последующие 14 лет монголы всё ближе подходили к русским границам, подчиняя соседние народы.

Масштабное нашествие на Русь началось в 1237 году. Один за другим пали русские города — Рязань, Коломна, Москва. Монголов не остановили даже русские морозы: зимой 1328 года были захвачены Владимир, Тверь и Торжок.

Несколько княжеств объединились, чтобы дать отпор кочевникам, но были разбиты на реке Сить. Весной того же года, после героического семинедельного сопротивления пал город Козельск — он был полностью разрушен, а жители убиты.

В 1240 году пал Киев — столица русских земель и самый укреплённый город. Большинство оставшихся в живых князей склонились перед Батыем и обязались платить монголам дань. Вассальная зависимость Руси от Золотой орды длилась более двух веков и вошла в историю под названием «монголо-татарское иго».

Что такое «иго»

Слово «иго» происходит от латинского iugum, обозначавшего сначала упряжь для скота, а затем ставшего синонимом рабства.

Впервые его использовал польский хронист Ян Длугош в 1479 году, в самом конце монгольского владычества на Руси — так он перевёл слова «плененье» и «насилье» из русских летописей. В русских источниках «иго» появляется с 1674 года.

Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY62020 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 6 класса, в котором изучается тема Золотой орды!

Кто такие «монголо-татары»

В русских и европейских летописях монгольские завоеватели называются татарами. Это название имеет китайские корни, где словом «тар-тар» именовали все кочевые племена к северу от Великой стены (подобно тому, как древние римляне называли всех чужеземцев «варварами»). Скорее всего, слово «татары» пришло на Русь и в Европу по торговым путям задолго до нашествия.

Постепенно название «татары» перешло на завоёванные монголами тюркские народы, которые пополнили армию Золотой Орды — на половцев, волжских булгар и других. От них произошли современные татары.

Термин «монголо-татары» появился в середине XIX века, чтобы устранить несоответствие между самоназванием завоевателей (монголы) и их наименованием в русских летописях (татары).

В наше время, чтобы избежать путаницы, историки договорились называть этот период «ордынским владычеством». Правда, название «монголо-татарское иго» по-прежнему широко используется.

Годы ордынского владычества

Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч.

В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть.

После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.

Сбором дани с жителей Руси занимались ордынские чиновники баскаки, пока в 1330-х годах московский князь Иван Данилович не добился от хана Узбека права собирать дань самостоятельно, за что получил прозвище Калита («кошель»). Благодаря этому, Москва стала экономическим и политическим центром Руси. С тех пор ордынцы перестали регулярно устраивать набеги на русские земли.

После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю.

В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва.

8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва.

Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.

Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.

Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.

Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов.

Свержение монголо-татарского ига

Через 100 лет после Куликовской битвы, в 1480 году, ордынскому игу пришёл конец. Золотая Орда распалась на несколько ханств, и великий князь московский Иван III отказался выплачивать дань. Хан Большой Орды Ахмат снарядил поход на Русь, но русское войско остановило его на реке Угра.

Этот эпизод вошёл в историю как «великое стояние на Угре». Несколько месяцев две армии стояли на противоположных берегах реки, не решаясь переходить в наступление. С приходом холодов Ахмат решил отступить. Больше ордынские войска на русских землях не появлялись.

Последствия монголо-татарского ига

Двухвековое монгольское владычество замедлило развитие экономики, культуры и науки, из-за чего Русь сильно отстала от западноевропейских стран.

Нашествие Батыя привело к огромным потерям населения — сотни людей были убиты или угнаны в рабство, в пожарах погибло множество книг, памятников живописи и архитектуры. Две трети русских городов было разорено, и большую часть из них так и не смогли восстановить. Население платило грабительские налоги. Многие ремёсла забылись на десятилетия и даже века — за время ордынского владычества не было построено ни одного каменного храма.

В то же время противостояние с монголами закалило русское войско и укрепило централизованную власть. Если до нашествия Русь была десятком разрозненных земель, то после окончания монголо-татарского ига вся страна объединилась под властью московского князя.

Благодаря этому впоследствии русское государство одержало немало важных побед и в конечном итоге покорило все территории бывшей Золотой Орды.

Читайте также  Причины и последствия распада золотой орды

Лукинский. Нашествие Батыя на Русь. Русский Апокалипсис. Части 16 и 17. Судный день Северной Руси и Иван Стародубский

Продолжаю публиковать великолепный цикл Лукинского посвящённый нашествию Батыя на Русь. В этих частях будет рассказано об окончательной завоевании Северо-Восточной Руси.

Содержание:

  • Судный день Северной Руси
  • Новая столица
  • Военный Совет
  • Судный день
  • Как стародубский князь обманул Батыя
  • февраль 1238 года

Судный день Северной Руси

8-10 февраля 1238 года

Битвы под Коломной, Москвой и оборона Владимира обескровили армию Владимиро-Суздальского княжества. Большая часть легла в боях. 8 000 ратников во главе с самим великим князем Юрием Всеволодовичем, маневрировали на севере ожидая подкреплений

После того как нукеры зачистили захваченный Владимир, собрав всю добычу и русских рабов, Бату — хан призывает военный совет для обсуждения дальнейших действий. Было необходимо найти последнюю угрозу – армию великого владимирского князя, захватить максимально городов до весенней распутицы. И затем уйти на восток с добычей.

Новая столица

Бату давно уже оценил задумку своего дяди Чагатая. В покоренной Бухаре Чагатаева улуса трудился рабский центр. В огромные бараки сгонялись десятки тысяч мастеров покоренных народов.16 часов в сутки они создавали для императора Угэдэя предметы роскоши, оружие и ценности. Все это отправлялось в столицу Каракорум.

Улус Джучи — его отца, сильно прирос в походе западными землями булгаров и орусутов. И теперь Бату скопировал идею Чагатая у себя. В разоренной столице Волжской Булгарии – Булгаре, младший брат Бувал распределял пленных орусутов по огромным мастерским. Темники исправно поставляли ему умелых рабов в процессе вторжения на Русь.

Пора было найти место и для новой столицы Джучиева улуса. Старая монгольская теперь слишком далеко…

Военный Совет

У шатра ларкашкаши Бату собралась толпа тургаудов, державших бунчуки всех тысячников и темников армии Западного похода. Бату зашел в свой шатер. И поприветствовав почтительных тысячников и равных ему чингизидов, передал слово командующему Субэдэю.

Все чингизиды согласились, что настало время выполнить последний этап Ясы Чингисхана. Разделить тьму на 4 стрелы и рассыпаться по всему северному княжеству, добивая оставшихся. И еще зимой уйти с богатой добычей обратно в степь.

В боях с войсками рязанского, затем владимирского царя, тьма потеряла 55 000 батыров из 140 000 перешедших границу Руси. Много. Слишком много потерь для 1 похода . Пора пожинать плоды…

Северо-востоком с градом Ярославль, где прячется владимирский царь Юрий, займутся 3 тумэна под командованием опытного Бурундая. Орусутов там немного, полтора тумэна (15 000). Главная опасность — Новгород. Там сидит царь Ярослав с 15 000 войском. Он может прийти на помощь Юрию. Поэтому к Новгороду Бату отправится сам, с частью тьмы и обозом. По пути он захватит новгородский волок со складами припасов в Твери и Торжке.

И две стрелы на легкие мишени. 1 тумэн (10 000) сына Чагатая Байдара пойдет на Стародуб и Кострому. Еще 1 кавказский тумэн аланов и монгол Гуюка пойдет на Переяславль. По пути тумэны будут лавой тысяч охватывать больше земель в поисках рабов и наживы.

Судный день

На рассвете 10 февраля 1238 года ларкашкаши Бату смотрел с холма как его тумэны расходятся от горящего Владимира в разные стороны.

Орусутские братья-цари поодиночке. И это хорошо. Волкам легче задрать медведей в отдельных пещерах. Бату выполнит задуманное. Разбив Север, следующей зимой возьмет Юг. А покончив с русами, он пойдет дальше.

Он выполнит клятву его отца, данную Чингисхану – дойти до последнего моря на Западе. И тогда его запомнят навечно, как и великого деда!

Беззащитная владимиро-суздальская земля лежала в дымчатой морозной дали в ожидании своего судного дня. Наступал финальный акт ее многовековой истории.

Как стародубский князь обманул Батыя

февраль 1238 года

Cтародуб на Клязьме был основан в XII веке Юрием Долгоруким. По наследству великого владимирского князя Всеволода Большое гнездо, он был передан в удел самому младшему сыну — Ивану Всеволодовичу Каша. Так и возникло удельное Стародубское княжество

Иван был верным вассалом брата, великого князя Юрия Владимирского. Но при этом сам себе на уме, защищая в первую очередь интересы своего крохотного народа. Поэтому когда великий брат Юрий Владимирский, призвал его с ратью, он не спешил. Отправив тому в помощь 2000 ополченцев, князь с дружиной остался на защиту своих земель.

И оказался здесь большим молодцом для своего народа. Для стародубцев он подготовил план Б…

В глухих владимирских лесах были созданы партизанские схроны. В решающий час стародубцы уйдут в лес со всем имуществом и скотом. Где в лесных избушках в глухомани будут они хорониться всем княжеством до ухода степняков. Этот час настал после новости о гибели столицы Владимир. Времени было достаточно – Стародуб находился в 4 днях пути от Владимира по Клязьме вверх.

путь движения тумэна татар к Стародубу (на его месте — Клязьменский Городок)

Князь Иван Стародубский отправил отряд в Юрьев-Польский, столицу другого удельного княжества — Юрьевского. Там правил его старший брат — Святослав, связывала их крепкая дружба и ратные походы в прошлом. Сам Святослав ушел с войском к великому князю, город был беззащитен. Иван велел забрать и спрятать в лесу княжескую казну брата, сказать юрьевцам бежать в лес самим…

Исполняя приказ совета Батыя о захвате Костромы, вверх от Владимира по Клязьме двинулся 10 000-й тумэн чингизида Байдара…

Узнав от сторожевых постов о подходе татар, Иван Стародубский приступил к плану Б. С гомоном и плачем, взяв все, что можно, бежали стародубцы в лесные базы. Была эвакуирована и княжеская семья. В столице для прикрытия отхода беженцев был оставлен заслон ратников.

И когда Байдар штурмом наконец взял Стародуб, он ничего не нашел там, кроме ворон на крышах…

В гневе Байдар приказал спалить город и рассыпать тысячи облавой по княжеству. Но все стародубские деревни встречали татар завыванием ветра в пустых избах.

справа — вал древнего Стародуба. слева- р.Клязьма. Сам Стародуб не сохранился

Несколько дней в русском лесу блуждал татарский тумэн по снегу в поисках стародубцев. И никого не нашел.

Бросив эту затею Байдар приказал идти дальше. И оставив хитрое Стародубское княжество, 10 000 татар ушли к Волге…

Разорив там Городец Радилов, тумэн Байдара двинулся по Волге на север, сжигая встречные поселения. Пройдя по лесным рекам, тумэн Байдара взял Галич Мерьский – дальний северо-восточный форт владимирского княжества на земле дикой мери.

И через Кострому вернулся к тьме Батыя, закончив свой поход…

А князь Иван Стародубский, спасший свой народ, казну 2-х княжеств и свою семью, помчался со своей маленькой дружиной в 500 конных гридней на помощь Юрию Владимирскому. Хоронясь в лесах от рыскающих монгольских дозоров, князь дошел до разоренной уже Костромы.

Внезапной атакой Стародубская дружина уничтожила в городе татарский арьергард Байдара, добиравшего последних рабов…

Узнав от пленных, что Ярославль сожжен, и владимирская армия ушла дальше, дружина Ивана Стародубского бросилась догонять их по лесным дорогам. Объезжая татарские лагеря и поселения, стародубские ратники шли скрытно, голодая и редко разводя костры. Но помочь великому князю так и не успели. Не хватило дня пути до лагеря Юрия Всеволодовича на реке Сить.

Дальнейшая судьба Ивана Стародубского и его княжества сложилась на удивление удачно. Ивану подтвердит права на трон новый великий князь Ярослав Всеволодович. Сам Иван съездит с дарами в ставку Батыя, вернется живым.

Иван станет основателем династии Стародубских князей. Еще 300 лет они будут беречь маленькую землю, отбиваясь от притязаний великих княжеств хитростью и политикой.

Стародубские князья еще сыграют свою главную роль в истории России…

Сын одного из князей получит в удел от отца волость Пожар. Так возникнут князья Пожарские, один из которых спасет Россию и династию Романовых в XVII веке. А другая ветвь Стародубских – князья Гагарины, откроют советский космос.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: