Направления политики и развития россии в начале xx века
Внешняя политика России исторический анализ начала XX века
Главная > Курсовая работа >Исторические личности
Глава I . Основные направления внешней политики в начале XX века.
1. Европейское направление. Поиск союзников
2. Дальневосточное направление российской внешней политики
3. Русско-японская война
Глава II . Исторический анализ событий и времен начала
1. Россия на окраине Европы
2. Специфические черты России
К началу XX столетия Российская империя была самым большим в территориальном отношении государством мира. Она раскинулась на значительной части Европы и Азии, от Балтийского моря до Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до среднеазиатских пустынь. Природа ее отличалась исключительным разнообразием. Хозяйственное развитие различных регионов страны оставалось неравномерным, особо выделялись развивающиеся промышленные регионы: Московский, Петербургский, Рижский, Лодзин-ский, Южно-Российский, Уральский. Начиналось интенсивное освоение Сибири и Дальнего Востока, где центрами становились Красноярск, Новониколаевск (Новосибирск) и Владивосток. Однако огромные пространства были крайне слабо связаны друг с другом транспортными артериями.
Исторические споры о путях развития России в XX веке, возможно, будут продолжаться еще десятилетия. Суммируя основные направления исторической мысли, можно выделить несколько точек зрения.
Несмотря на отдельные недочеты и ошибки власти, имелись немалые шансы сохранить Российскую империю как целостное государственное образование при одновременном сохранении основ самодержавной монархии на длительный срок. Все недостатки реальной жизни можно было бы ликвидировать или смягчить, реформируя государственный аппарат путем привлечения в него умелых, деятельных администраторов, точно и по-деловому исполняющих монаршью волю.
Индустриальная и рыночная модернизация России призвана была ускорить и политическую модернизацию. Успешное проведение одновременно политических и экономических реформ при уравнении всех подданных государства в правах, независимо от состояния и национальности, создавало определенные опасности для страны, но в то же время и давало немалые возможности для сохранения эволюционного, а не революционного типа развития. В этом варианте развития Российская империя вышла бы на передовые рубежи в разряд крупнейших развитых держав. Но этого не произошло.
Цель данной курсовой работы — рассмотреть причины такого хода исторических событий, проанализировать влияние внешнеполитического фактора на развитие государства.
Данная цель определяет следующие задачи:
— анализ основных направлений внешней политики России в начале XX века;
— выявление причинно-следственных связей в исторических событиях, происходящих в России в начале века;
— рассмотреть различные точки зрения на исторические перспективы развития России и специфические черты.
Глава I . Основные направления внешней политики в начале
1. Европейское направление. Поиск союзников.
К началу XX века Российское государство представлялось иностранным наблюдателям как мощная, но слишком изолированная от международных военно-политических интересов сила. На протяжении царствования императора Александра III (1881 — 1894) Россия не вела войн. Такую же политику публично обещал продолжить и император Николай П. Российская дипломатия стала инициатором проведения в 1899 г. международной конференции в Гааге по ограничению вооружений. Однако эта конференция так и не смогла принять каких-либо конструктивных решений. Крупные европейские державы заверяли друг друга в мирных устремлениях, но фактически начали гонку вооружений, завершившуюся через полтора десятилетия мировой войной.
В 80-х гг. продолжилось ухудшение отношений между Россией и Германией. Российская общественность обвиняла Бисмарка в антироссийской позиции на Берлинском конгрессе. К тому же Германия повысила ввозные пошлины на русский хлеб. Тем не менее, в 1881 г. был заключен новый «договор трех императоров». Договор предусматривал нейтралитет участников в случае войны одной из подписавших его стран с какой либо четвертой державой. России он позволял получить свободу действий против Англии.
Однако этот договор оказался недолговечен. Коренные интересы России и Австрии на Балканах противоречили друг другу. Между тем, во внешней политике Германии определяющую роль играл Тройственный союз (Германия. Австро-Венгрия, Италия), созданный в 1882 г. В середине 80 х гг. Австрия и Германия способствовали приходу к власти в Болгарии недружественных по отношению к России сил.
Российское государство искало союзников. Еще с начала 90-х гг. XIX века начинается русско-французское сближение, которое явилось политическим ответом на усиление в Европе позиций Германии. Это сближение было взаимовыгодным, так как Россия к этому времени находилась с Германией в состоянии «таможенной войны», подрывавшей российский хлебный экспорт в эту страну. Франция же, заключив союз с Россией, выходила из изоляции, в которой оказалась после поражения во франко-прусской войне 1870—1871 гг.
Россия, опасавшаяся чрезмерного усиления Германии, все более решительно поддерживала Францию. С 1887 г. Россия начала получать французские займы, а между Россией и Германией началась «таможенная война». Россия значительно повысила пошлины на ввоз германского угля, металла, машин.
В 1887 г. Россия и Германия подписали «договор перестраховки». Россия обязалась сохранять нейтралитет в случае французской агрессии против Германии, Германия — в случае австрийской агрессии против России. Однако в случае российского нападения на Австрию или германского — на Францию нейтралитет не гарантировался. Таким образом, становилось ясно, что война один на один между великими державами Европы становилась невозможна.
Сближение России с Францией увенчалось подписанием в 1891 г. русско французского союза, который был ратифицирован в 1894 г. Стороны обязались оказывать друг другу военную помощь в случае агрессии со стороны стран участниц Тройственного союза. Однако в первое время русско французский союз был направлен не только против Германии, но и против Англии. Сближение с Англией стало возможным лишь в начале ХХ века.
Таким образом, как бы исподволь в Европе начали складываться два военно-политических блока: Германии и Австро-Венгрии, ставшего в будущем Тройственным союзом, и России и Франции, превратившемся в Сердечное согласие (Антанту). Европейская роль России в начале XX века усиливалась также и потому, что Российская империя традиционно считала своей обязанностью выступать в защиту народов, относившихся к числу православных: сербов и македонцев, черногорцев и болгар. Более того, во многих странах, населенных славянскими народами, усиливались панславистские настроения. Центром славянского мира идеологи панславизма считали Россию, что давало российской дипломатии возможность активного проведения своей политики в Восточной и Центральной Европе.
Традиционным политическим и военным оппонентом России считалась Османская империя, которая в начале XX века находилась в глубоком кризисе. Ее слабость побуждала многих российских политиков и общественных деятелей ставить вопрос о решении важнейшей, по их мнению, политической задачи: овладения Константинополем (Стамбулом) и превращения черноморских проливов Босфор и Дарданеллы в российскую принадлежность. Закрепить свое влияние в Турции стремились также Великобритания и Германия, что создавало почву для их постоянных трений с Российской империей.
2. Дальневосточное направление российской внешней политики.
Европейское дипломатическое направление не создавало иллюзий быстрого успеха, а мечты о приобретении черноморских проливов излагались скорее в теоретической плоскости. На фоне этого дальневосточное направление российской внешней политики стало в первые годы XX века самым привлекательным. Здесь, на Дальнем Востоке, сконцентрировались дипломатические, военные и экономические интересы ряда государств.
Еще в 1891 г. началась постройка величайшей в то время магистрали — Сибирской железной дороги. С военной точки зрения российское руководство стремилось обеспечить коммуникации для переброски войск с целью обороны Амурской и Приморской областей. Экономически сооружение дороги было выгодно России, так как с окончанием строительства путь в Китай через Сибирь сокращался по сравнению с движением через Суэцкий канал в два с половиной раза. Это превратило бы в перспективе Россию, как докладывал царю министр финансов С. Ю. Витте в «крупного посредника в торговом обмене» и «крупного производителя и потребителя, ближе всего стоящего к народам Азиатского Востока». Планы самого С. Ю. Витте в этом направлении были далеко идущими: он считал, что Россия должна осуществить экономическое завоевание Китая.
С 1897 г. начинается строительство Китайско-Восточной железной дороги. Одновременно заключается российско-китайский оборонительный союз, направленный против Японии. В 1898 г. Россия арендует у Китая Порт-Артур. Все это вместе обозначило главное направление российской экспансии начала XX века — Дальний Восток. Российские войска по договору с Китаем начали располагаться в Маньчжурии.
Наиболее радикальную позицию в вопросе быстрого продвижения России на Дальний Восток занимала группа лиц из высшего света, которую возглавлял отставной офицер Кавалергардского полка Безобразов. Они имели личные экономические интересы, создав компанию по эксплуатации природных богатств Кореи. Данная группа получила название «безобразовской шайки». «Безобразовцы» требовали немедленного присоединения Маньчжурии к России.
Однако и относительно осторожная политика Витте и откровенно агрессивная политика «безобразовцев» не учитывала ряд объективных факторов. Во-первых, явно завышалась реальная экономическая мощь России. Сил у империи было недостаточно. Во-вторых, была недооценена активность Японии как основного соперника России в этом регионе. Япония соглашалась только лишь на признание «железнодорожных» интересов России в Маньчжурии, требуя в то же время полной свободы для себя. В третьих, не были верно учтены интересы в Китае таких стран, как США и Англия, поддерживавших Японию. Союзник России — Франция заявила о своем нейтралитете в русско-японских противоречиях. Неожиданно поддержку России оказала Германия. Но и это было объяснимо: германская дипломатия была заинтересована в том, чтобы Россия как можно глубже увязла на Дальнем Востоке и не препятствовала экспансионистским планам Германии уже в самой Европе. Так к началу 1904 г. Россия оказалась в дипломатической изоляции.
Следует учесть, что весь комплекс российской политики, названный «большой азиатской программой», не встречал сочувственного отклика среди значительной части образованного общества. Явно или полускрыто внешняя политика правительства подвергалась критике в самых различных кругах. В свою очередь общественность и публицистика европейских стран и США, заинтересованных в ослаблении влияния России на Дальнем Востоке, постоянно писали об «особой агрессивности» России. Тем не менее неопровержимым историческим фактом является то, что 27 января 1904 г. именно Япония стала агрессором. Почти за неделю до этого российское правительство направило правительству Японии послание, в котором шло на важные уступки Японии, настаивая лишь на том, чтобы Япония не использовала Корею в «стратегических интересах». Но Япония специально задержала передачу этого послания в русское посольство в Токио. Правительство Японии, сославшись на «медлительность» России, разорвало с ней дипломатические отношения, а японская эскадра без объявления атаковала русские корабли на рейде Порт-Артура. Началась русско-японская война.
Направления таможенной политики Российской Империи в начале 20-го века и её влияние на таможенные доходы.
Лекция: Развитие отечественной таможенной службы в начале XX века.
Тенденции развития внешнеэкономической деятельности в России в начале 20 века.
Направления таможенной политики Российской Империи в начале 20-го века и её влияние на таможенные доходы.
1. На развитие торговли России в начале 20-го века оказывали влияние различные факторы, и прежде всего особенности социально-экономического и политического развития страны.
В указанный период Россия поддерживала внешнеторговые отношения с 28 странами, причем с шестнадцатью — на основе режима наибольшего благоприятствования, а с Германией, Великобритании, Австрией, Италией, Францией — на основе конвенционного тарифа. С семью государствами имелись торговые договоры на двусторонней основе, в том числе с Китаем, Персией, Турцией.
Направленность российской внешнеэкономической политики в начале 20 века определялась протекционистскими тенденциями, что позитивно отразилось на развитии отечественной промышленности. После принятия тарифа 1903 года за последующий десятилетний период ежегодная добыча угля возросла более чем в 10 раз. Добыча железной руды — с 7,2 до 352 млн. пудов, производство чугуна с 3,1 до 174 млн. пудов, железа и стали — с 4,5 до 152 млн. пудов. Росту внешнеторгового оборота России в этот период способствовало развитие транспортной инфраструктуры.
Анализ внешнеторгового оборота России в начале ХХ века показывает, что средне годовой экспорт составил за период с 1907 по 1912гг. 1501,4 млн. руб. Основными статьями экспорта были сельскохозяйственные товары, на которые приходилось почти 90% экспорта. На долю сырьевых товаров – нефти, каменного угля, руд и металлов, приходилось 5%, изделий обрабатывающей промышленности и прочих товаров — 5,7% от совокупного объема экспорта.
Доля России в мировой торговле в период с 1907 по 1912 гг. возросла с 2,7 до 3,9%. Общий оборот ведущих стран (в млн. руб.) составил в 1913 году: Великобритания — 10422, Германия — 7546, США — 6549, Голландия -4593, Франция — 4215, Бельгия — 2792, Россия — 2533, Италия — 1941. Таким образом, в мировом товарообороте Россия занимала 7-е место.
К концу XIX — началу XX века изменилось географическое направление внешней торговли России. Если в начале XIX века основным торговым партнером была Англия, то в начале XX века в период с 1909-го по 1913 год 44% импорта и 29% экспорта приходилось на Германию. Импорт товаров из Англии составлял 13%, экспорт — 20%.
На внешнеэкономическую деятельность России заметное влияние оказывали иностранные капиталы. Важнейшие ведущие отрасли промышленности, в первую очередь горнодобывающая, металлургическая, нефтедобывающая, находились в руках французских, английских, немецких и бельгийских капиталистов. В частности, 75% каменноугольной промышленности принадлежало французским фирмам. Им же принадлежали 55% всей металлургии. Иностранный капитал в Бакинском нефтяном районе занимал 79% всех вложений. В руках иностранных предпринимателей находилось 90% добычи платины, 60% добычи нефти. В 1914 году доля иностранного капитала в акционерных предприятиях и кредитных учреждениях составляла 43%, а во всей русской промышленности — 31%.
Иностранные государства предоставляли займы России на кабальных условиях. Ежегодно Россия выплачивала около 1 млрд. руб. в счет процентов на займы (1897 год — 900 857 154 руб.) и около 200 млн. золотых рублей в виде прибыли на капитал, вложенный в промышленные предприятия и банки России.
Структура внешней торговли отражала уровень экономического развития России, которая оставалась самой промышленно отсталой среди крупных стран мира со значительным внешним долгом и крупными иностранными инвестициями, что вело к потере национальной независимости.
2. В начале XX века таможенная служба России решала основные четыре задачи:
— фискальная— пополнение государственной казны за счет таможенных сборов в форме таможенного дохода;
—экономическая –защита отечественных производителей от конкуренции иностранных компаний посредством протекционистских мер;
— статистическая;
— борьба с контрабандой.
Таможенная политика Российской Империи в концеXIX — начале XX века была рассчитана на поощрение русской промышленности. Таможенные уставы 1904 и 1910 гг. имели ярко выраженную протекционистскую направленность. Вместе с тем, экономические показатели развития российской экономики заметно уступали западноевропейским государствам. Высокие импортные пошлины на товары широкого потребления ввозимые из стран Европы негативно отражались на уровне жизни населения.
Таможенный устав 1904г. установил новую структуру таможенных органов. Таможенное ведомство России состояло теперь из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, таможенных застав, постов и пунктов. Каждой таможней и таможенной заставой руководил управляющий, в их штате состояли таможенные и канцелярские чиновники, а также вольнонаемные досмотрщики и служители. Устав 1910г. уточнил отдельные положения, связанные с противодействием контрабандному ввозу товаров, предоставив таможенным органам при необходимости производить обыски и выемку контрабандных товаров в пределах стоверстной пограничной полосы. Процесс таможенного досмотра тех лет был подчинен не столько установлению законности перемещения дозволенного к провозу через границу имущества, сколько поиску контрабандных и запрещенных предметов.
К началуXX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральное место в ней занимал Департамент таможенных сборов Министерства финансов, в задачу которого входило непосредственное руководство таможенным делом государства. В Департаменте работали члены особого присутствия по применению тарифа к товарам и таможенные ревизоры. Нижестоящее звено составляли таможенные округа — Санкт-Петербургский» Рижский, Вержболовский, Калишский, Радзивиловский, Бессарабский и Южный. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов:
— главные складочные таможни;
— таможни первого класса;
— таможни второго класса;
— таможни третьего класса;
Каждая таможня и застава состояла из чиновников таможенного ведомства, канцелярских чиновников и вольнонаемных служителей: досмотрщиков, секретарей, переводчиков, бухгалтеров, экспедиторов и т.д. Возглавлялась она управляющим, в компетенции которого находились вопросы исключительно дисциплинарного порядка.
Следует отметить, что таможенная политика России конца XIX-XX вв. показала довольно значительную результативность, что отразилось на росте таможенных доходов. В среднегодовом исчислении их сумма составила 217,4 млн. руб. в период с 1898 по 1902 гг., 235,0 млн. руб. в 1903-1907 гг., 301,9 млн. руб. в 1908-1912 гг., 370,0 млн. руб. в 1913г.
С началом первой мировой войны деятельность таможенного ведомства оказалась в значительной степени не работоспособной, так как большей части европейской границы России, велись активные военные действия.
События первой мировой войны (1914-1918гг.) и последующий крах Российской Империи привели к тому, что к осени 1917г. управление таможенными учреждениями России органами государственной власти практически не осуществлялось. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена.
Исследуя процесс становления таможенного дела с начала XIX века вплоть до 1917г., можно сделать вывод о том, что под влиянием различных факторов шел процесс планомерного, поступательного совершенствования таможенной системы Российской Империи. Принимались правовые акты, издавались указы, которые приспосабливались, видоизменялись в соответствии с внутри- и внешнеэкономическими интересами и потребностями государства. Существовавшее таможенное законодательство и структура таможенных органов в целом отвечали мировым стандартам в этой области и позволяли существенно пополнять государственный бюджет за счет таможенных доходов, регулировать внешнюю торговлю, защищать отечественную промышленность и экономические интересы страны.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте направленность российской внешнеэкономической политики в начале 20 века
Направления политики и развития россии в начале xx века
5.2. Внешняя политика России в конце XIX – начале ХХ в.
1. Отношение России со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока.
2. Обострение международных отношений на Дальнем Востоке. Русско-японская война.
3. Россия и Франция в 1905-1914 гг.
4. Англо-русский союз 1907 г.
5. Русско-германские отношения в 1905-1907 гг.
6. Боснийский кризис 1908-1909 гг. и Россия.
7. Россия и Балканские войны 1912-1913 гг.
На рубеже ХIХ-ХХ вв. произошло значительное изменение международной обстановки. Это было вызвано борьбой великих держав за передел мира, усилением тенденции к прямой аннексии различных территорий и превращению их в колонии. На международной арене возросло влияние Германской империи, созданной в 1870 г. В связи со стремлением Германии участвовать в переделе мира, резко обострились ее противоречия с Великобританией и Францией. Объясните почему? Кроме того, начали более активно действовать США и Япония, желавшие расширить сферы своего экономического влияния.
В конце ХIХ-начале XX вв. Российская империя являлась одной из ведущих стран мира. Роль России на международной арене определялась географическим положением, геополитическими, стратегическими и экономическими интересами, а также ее военным потенциалом и богатейшей ресурсной базой.
В выборе союзников и определении приоритетных направлений внешней политики наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны, часть правящей верхушки (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин) понимала опасность вооруженных конфликтов для внутренней модернизации страны. Они настаивали на разрешении противоречий мирными дипломатическими средствами. В вопросах разоружения, войны и мира (Гаагская конференция 1899 г.) в этом плане Россия проявляла особую настойчивость. С другой стороны, часть правящих кругов занимала экспансионистские позиции, выступала за новые территориальные приобретения ( А.М. Безбородко, А.И. Никольский, С.Д. Сазонов).
Во внешней политике России можно выделить следующие направления:
1) западное направление — отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880-х годов союзником России в Европе стала Франция.
2) южное направление — отношения с Турцией, Ираном. Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии. Покажите конкретные шаги российской дипломатии.
3) дальневосточное направление — отношения с Китаем, Японией. Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-х годов. Это было связано с обострением борьбы великих держав за сферы влияния в Китае. В 1891 году было принято решение о строительстве Транссибирской железной дороги, имевшей стратегическое значение. В 1896 году был подписан договор о строительстве КВЖД, позднее — о сдаче Китаем России в аренду Порт-Артура и Дайрена (Дальнего). Эти договоры сделали Россию опасным соперником Японии и Англии в Китае.
Россию, как и другие страны, интересовали зоны влияния на Дальнем Востоке. В 1895 году был учрежден Русско-китайский банк, в 1896 году между Россией и Китаем был заключен оборонительный союз против Японии, началось строительство Китайско-восточной железной дороги (КВЖД). В 1898 году Россия получила в аренду у Китая часть Ляодунского полуострова с Порт-Артуром. Военно-морское присутствие России в бухте Циньхуандо позволяло ей проводить активную политику как в Китае, так и на корейском полуострове. В 1900 году русские войска были введены в Манчжурию. Русско-японские переговоры 1903 года о судьбах Манчжурии и Кореи зашли в тупик, так как обе стороны стремились к полному господству в Манчжурии.
Борьба Японии и России за влияние в Северном Китае, Манчжурии и Корее вылилась в русско-японскую войну 1904-1905 гг. В 1902 году Япония и Англия заключили договор, направленный против России. Этим была завершена дипломатическая подготовка к войне. Военную и экономическую помощь оказывали Японии Англия и Соединенные Штаты Америки.
По вопросу о войне с Японией в российском руководстве не было единого мнения. Министр финансов С.Ю. Витте занимал осторожную позицию, говоря о желательности компромисса с противоположной стороной. Группа А.М. Безобразова и министр внутренних дел В.К.Плеве полагал, что России нужна «маленькая победоносная война. Сам царь колебался, не желая вступать в войну. В результате страна вступила в войну плохо подготовленной:
— ее флот состоял из различных типов судов;
— силы флота были рассредоточены между Порт-Артуром и Владивостоком;
— не имелось четких планов военных действий, силы противника недооценивались.
В свою очередь, Япония, готовясь к войне, с помощью английских и американских советников перевооружила армию и флот. Были тщательно разработаны планы кампании, составлены карты театра военных действий, собраны подробные разведданные о противнике. Исходя из целей обеих сторон (России и Японии) определите характер войны. Выделите основные этапы.
27 января, отклонив ответ России на свой ультиматум, японская сторона начала военные действия, напав на порт-артурскую эскадру и находившийся в нейтральном порту Чемульпо крейсер «Варяг». Затем четыре японские армии развернули наступление на суше, попытавшись перерезать железнодорожное сообщение с Порт-Артуром и взять его штурмом. Ход войны сразу же стал складываться не в пользу России. Русская эскадра оказалась блокированной в Порт-Артуре. Сухопутная армия потерпела поражение в битве под Ляопином (август 1904 г.), в декабре 1904 г. Порт-Артур капитулировал. В феврале 1905 года Россия потерпела сокрушительное поражение в битве под Мукденом , а в мае русская эскадра была разбита в Цусимском проливе.
Война, совпавшая по времени с экономическим кризисом в стране, стала важным революционизирующим фактором. Либеральные круги стали критиковать самодержавие. Считая своей главной задачей подавление начавшейся в стране революции, правительство С.Ю.Витте согласилось на посредничество американского президента Т.Рузвельта в подписании мирного договора с Японией. 23 августа 1905 года в Портсмуте (США) русская делегация во главе с Витте подписала мирный договор с Японией. Несмотря на горечь военных поражений, условия Портсмутского мира были не слишком обременительны для России. В этом проявилось дипломатическое искусство Витте, умело игравшего на противоречиях между Японией и США. Россия уступала Японии Порт-Артур и Южный Сахалин (за что Витте получил прозвище «граф Полусахалинский»). Было отвергнуто требование Японии и контрибуции.
Причинами поражения России в войне стали:
— экономическая и военно-техническая отсталость страны;
— бездарность и ошибки ряда царских военачальников;
— помощь Японии со стороны Англии и США;
— предательство Родины ее внутренними врагами (некоторыми представителями социал-демократии и так называемой «либеральной» буржуазии).
Таким образом, в результате поражения в войне влияние России на Дальнем Востоке было значительно подорвано. В этой войне, несправедливой и захватнической с обеих сторон, Россия и Япония понесли огромные финансовые затраты и людские потери. Война показала неспособность самодержавия управлять страной и привела страну к революции. Поражение России в войне с Японией оказало серьезное влияние на расстановку сил империалистических держав не только на Дальнем Востоке, но и в Европе.
Ослабление России в результате русско-японской войны и необходимость внутренней стабилизации заставили русских дипломатов избегать внешних осложнений, вести осторожную политику. Она была направлена на укрепление международного положения страны и противодействие агрессии центрально-европейских государств на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке.
В 1907 году Россия и Англия подписали соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Вслед за соглашением Франции и Англии в 1904 году, русско-английское соглашение соглашение привело к оформлению русско-франко-английского союза (Антанта). Европа окончательно раскололась на два враждебных лагеря — Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Тройственное согласие (Антанта).
На протяжении 1908-1913 годов продолжались Балканские кризисы. В 1908-1909 гг. разразился Балканский кризис. Австро-Венгрия, опираясь на поддержку Германии, используя ослабление Османской империи, вызванное турецкой революцией и поднявшимся освободительным движением на Балканах, в 1908 г. аннексировала Боснию и Герцеговину.
Аннексия этих стран вызвала сплочение балканских народов и новый подъем национально-освободительной борьбы. Османская империя потеряла фактически всю европейскую часть территории. Однако в 1913 году между балканскими государствами — Болгарией, Сербией и Грецией — разгорелся конфликт из-за территориальных споров, подогреваемый интригами австрийских и германских дипломатов. Россия не смогла предотвратить распад Балканского союза между бывшими союзниками. Мирная конференция в Бухаресте, завершившая балканскую войну, не только не сняла противоречия, но и усилила их. Особенно острыми они были между Болгарией, которую начала поддерживать Германия, и Сербией, на стороне которой выступала Россия. Балканы стали «горячей точкой» Европы.
Источники и литература
Россия и национально-освободительная борьба на Балканах. 1875-1878.: Сб. договоров. М., 1978.
Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917 / Сост. И. К. Козьменко. М., 1952.
Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917: Учеб. пособие для пединститутов / Сост. В. А. Антонов и др.; Под ред. В. Г. Тюкавкина. М., 1990. С. 213-236.
Болховитинов Н. Н. Русско-американские отношения и продажа Аляски. 1834-1867 гг. М, 1990.
Виноградов В. И. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии. М., 1978.
Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVIII — начало XX в. М., 1978.
Дебидур А. Дипломатическая история Европы. 1814-1878 / Пер. с фр.: В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д., 1995.
История внешней политики России. Вторая половина XIX века. М., 1997. История дипломатии: В 4 т. Т. 2. М., 1993.
Киняпина Н. С. История внешней политики России второй половины XIX в. М., 1974.
Манфред А. 3. Образование русско-французского союза. М., 1975. Международные отношения на Балканах. 1856-1878 гг. М., 1986. Международные отношения на Дальнем Востоке. Кн. 1 (С конца XVI в. До 1917 г.). М., 1973.
Нарочицкая Л. И. Россия и национально-освободительное движение на Балканах. 1875-1878 гг. М., 1979.
Нарочицкая Л. И. Россия и отмена нейтрализации Черного моря. 1856-1871 гг. К истории Восточного вопроса. М., 1989.
Россия и Черноморские проливы (XVПI-XX столетия). М., 1999. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. М., 1977.
Рыбаченок И. С. Союз с Францией во внешней политике России в конце XIX в. М., 1993.
Халфин Н. А. Присоединение Средней Азии к России (60-90-е гг. XIX в.). М., 1965.
Боханов А. «Руссий Бисмарк» // Родина, 1996, № 3.
Деревянко И.В. Как сдали Порт-Артур // ВИИС, 1990.- № 1.
Игнатьев А.В. С.Ю.Витте – дипломат. – М., 1989.
История внешней политики России. Конец Х1Х-начало XX века (от русско-французского союза до Октябрьской революции). – М., 1997.
История русско-японской 1904-1905 г.-М., 1977.
Кинякина М.С. Болгария в балканской политике России (1886-1996) // ОИ., 1992, № 2.
Павлов Д.Б. Российская контрразведка в годы русско-японской войны //ОИ., 1996.-№1.
Романов Б.А. Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895-1907.-М., Л., 1955.
Сметанин А.И. Оборона Порт-Артура. – М., 1991.
Извольский А.П. Воспоминания.- М., 1995.
Сазонов С.Д. Воспоминания. — М., 1991.
Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. / Сост.И.К.Козьменко. — М., 1952.
Астафьев И.И. Русско-германские дипломатические отношения. 1906-1910 гг.-М., 1961.
Бестужев И.В. Борьба в России по вопросам внешней политики. 1906-1910 гг.-М., 1961.
Бовыкин В.И. Из истории возникновения первой мировой войны. Отношения России и Франции в 1905-1912 гг. — М., 1961.
«Русский Бисмарк» // Родина, 1996, № 3.
Виноградов К.Б. Боснийский кризис 1908-1909 гг. — пролог первой мировой войны.- М., 1964.
Игнатьев А.В. Русско-английские отношения накануне первой мировой войны (1908-1914 гг.) .- М., 1962.
История внешней политики России. Конец Х1Х-начало XX века (От русско-французского союза до Октябрьской революции). — М., 1997.
Тенденции развития внешнеэкономической деятельности в России в начале 20 века
2. Направления таможенной политики Российской Империи в начале 20-го века и её влияние на таможенные доходы.
1. На развитие торговли России в начале 20-го века оказывали влияние различные факторы, и прежде всего особенности социально-экономического и политического развития страны.
В указанный период Россия поддерживала внешнеторговые отношения с 28 странами, причем с шестнадцатью — на основе режима наибольшего благоприятствования, а с Германией, Великобритании, Австрией, Италией, Францией — на основе конвенционного тарифа. С семью государствами имелись торговые договоры на двусторонней основе, в том числе с Китаем, Персией, Турцией.
Направленность российской внешнеэкономической политики в начале 20 века определялась протекционистскими тенденциями, что позитивно отразилось на развитии отечественной промышленности. После принятия тарифа 1903 года за последующий десятилетний период ежегодная добыча угля возросла более чем в 10 раз. Добыча железной руды — с 7,2 до 352 млн. пудов, производство чугуна с 3,1 до 174 млн. пудов, железа и стали — с 4,5 до 152 млн. пудов. Росту внешнеторгового оборота России в этот период способствовало развитие транспортной инфраструктуры.
Анализ внешнеторгового оборота России в начале ХХ века показывает, что средне годовой экспорт составил за период с 1907 по 1912гг. 1501,4 млн. руб. Основными статьями экспорта были сельскохозяйственные товары, на которые приходилось почти 90% экспорта. На долю сырьевых товаров – нефти, каменного угля, руд и металлов, приходилось 5%, изделий обрабатывающей промышленности и прочих товаров — 5,7% от совокупного объема экспорта.
Доля России в мировой торговле в период с 1907 по 1912 гг. возросла с 2,7 до 3,9%. Общий оборот ведущих стран (в млн. руб.) составил в 1913 году: Великобритания — 10422, Германия — 7546, США — 6549, Голландия -4593, Франция — 4215, Бельгия — 2792, Россия — 2533, Италия — 1941. Таким образом, в мировом товарообороте Россия занимала 7-е место.
К концу XIX — началу XX века изменилось географическое направление внешней торговли России. Если в начале XIX века основным торговым партнером была Англия, то в начале XX века в период с 1909-го по 1913 год 44% импорта и 29% экспорта приходилось на Германию. Импорт товаров из Англии составлял 13%, экспорт — 20%.
На внешнеэкономическую деятельность России заметное влияние оказывали иностранные капиталы. Важнейшие ведущие отрасли промышленности, в первую очередь горнодобывающая, металлургическая, нефтедобывающая, находились в руках французских, английских, немецких и бельгийских капиталистов. В частности, 75% каменноугольной промышленности принадлежало французским фирмам. Им же принадлежали 55% всей металлургии. Иностранный капитал в Бакинском нефтяном районе занимал 79% всех вложений. В руках иностранных предпринимателей находилось 90% добычи платины, 60% добычи нефти. В 1914 году доля иностранного капитала в акционерных предприятиях и кредитных учреждениях составляла 43%, а во всей русской промышленности — 31%.
Иностранные государства предоставляли займы России на кабальных условиях. Ежегодно Россия выплачивала около 1 млрд. руб. в счет процентов на займы (1897 год — 900 857 154 руб.) и около 200 млн. золотых рублей в виде прибыли на капитал, вложенный в промышленные предприятия и банки России.
Структура внешней торговли отражала уровень экономического развития России, которая оставалась самой промышленно отсталой среди крупных стран мира со значительным внешним долгом и крупными иностранными инвестициями, что вело к потере национальной независимости.
2. В начале XX века таможенная служба России решала основные четыре задачи:
— фискальная— пополнение государственной казны за счет таможенных сборов в форме таможенного дохода;
—экономическая –защита отечественных производителей от конкуренции иностранных компаний посредством протекционистских мер;
— статистическая;
— борьба с контрабандой.
Таможенная политика Российской Империи в концеXIX — начале XX века была рассчитана на поощрение русской промышленности. Таможенные уставы 1904 и 1910 гг. имели ярко выраженную протекционистскую направленность. Вместе с тем, экономические показатели развития российской экономики заметно уступали западноевропейским государствам. Высокие импортные пошлины на товары широкого потребления ввозимые из стран Европы негативно отражались на уровне жизни населения.
Таможенный устав 1904г. установил новую структуру таможенных органов. Таможенное ведомство России состояло теперь из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, таможенных застав, постов и пунктов. Каждой таможней и таможенной заставой руководил управляющий, в их штате состояли таможенные и канцелярские чиновники, а также вольнонаемные досмотрщики и служители. Устав 1910г. уточнил отдельные положения, связанные с противодействием контрабандному ввозу товаров, предоставив таможенным органам при необходимости производить обыски и выемку контрабандных товаров в пределах стоверстной пограничной полосы. Процесс таможенного досмотра тех лет был подчинен не столько установлению законности перемещения дозволенного к провозу через границу имущества, сколько поиску контрабандных и запрещенных предметов.
К началуXX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральное место в ней занимал Департамент таможенных сборов Министерства финансов, в задачу которого входило непосредственное руководство таможенным делом государства. В Департаменте работали члены особого присутствия по применению тарифа к товарам и таможенные ревизоры. Нижестоящее звено составляли таможенные округа — Санкт-Петербургский» Рижский, Вержболовский, Калишский, Радзивиловский, Бессарабский и Южный. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов:
— главные складочные таможни;
— таможни первого класса;
— таможни второго класса;
— таможни третьего класса;
Каждая таможня и застава состояла из чиновников таможенного ведомства, канцелярских чиновников и вольнонаемных служителей: досмотрщиков, секретарей, переводчиков, бухгалтеров, экспедиторов и т.д. Возглавлялась она управляющим, в компетенции которого находились вопросы исключительно дисциплинарного порядка.
Следует отметить, что таможенная политика России конца XIX-XX вв. показала довольно значительную результативность, что отразилось на росте таможенных доходов. В среднегодовом исчислении их сумма составила 217,4 млн. руб. в период с 1898 по 1902 гг., 235,0 млн. руб. в 1903-1907 гг., 301,9 млн. руб. в 1908-1912 гг., 370,0 млн. руб. в 1913г.
С началом первой мировой войны деятельность таможенного ведомства оказалась в значительной степени не работоспособной, так как большей части европейской границы России, велись активные военные действия.
События первой мировой войны (1914-1918гг.) и последующий крах Российской Империи привели к тому, что к осени 1917г. управление таможенными учреждениями России органами государственной власти практически не осуществлялось. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена.
Исследуя процесс становления таможенного дела с начала XIX века вплоть до 1917г., можно сделать вывод о том, что под влиянием различных факторов шел процесс планомерного, поступательного совершенствования таможенной системы Российской Империи. Принимались правовые акты, издавались указы, которые приспосабливались, видоизменялись в соответствии с внутри- и внешнеэкономическими интересами и потребностями государства. Существовавшее таможенное законодательство и структура таможенных органов в целом отвечали мировым стандартам в этой области и позволяли существенно пополнять государственный бюджет за счет таможенных доходов, регулировать внешнюю торговлю, защищать отечественную промышленность и экономические интересы страны.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте направленность российской внешнеэкономической политики в начале 20 века
Тема1 . Политическое развитие России в начале 20 века.
В начале 20 века завершается территориальное оформление России. Площадь- 22 млн. кв. км. (16% обитаемой суши). Россия находилась на 2 месте в мире после Британской империи.
Численность населения— 126 млн. человек (данные первой всеобщей переписи населения 1897 г.) Численность населения увеличивалась быстрыми темпами и к 1914 г. Составляла 175 млн. человек. Перепись впервые определяла национальный и религиозный состав населения страны. Многонациональное государство. Пр. 121 млн. составляли русские, украинцы и белорусы. Исповедовались все мировые религии – христианство (64,9%), ислам (11,1%), буддизм (9,2%).
Положение евреев. В 80 е. гг. 19 века по Украине, Белоруссии, Польше прокатилась волна еврейских погромов (огромны по размаху). В 1882 г. «Временные правила» запрещали евреям селиться вне городов и местечек , за пределами черты «оседлости». Исключение только для тех кто имеет высшее образование. В 1887 г. Для евреев была введена % норма приема в высшие и средние учебные заведения. Закрыт доступ в адвокатуру. В 1891-1892 гг. из Москвы было выселено 20 т. евреев. Им было запрещено жить в Москве и Московской губернии (связано с именем вел. кн. генерал- губернатора Москвы Сергея Александровича).
Социальный состав. Особенность социальной структуры заключалась в сосуществовании двух социальных структур одновременно: старая (сословная- аграрное развитие страны) и новая (классовая- индустриальное развитие страны). Идет процесс модернизации- переход от аграрного к индустриальному обществу. Сословная структура начинает разрушаться, а классовая еще только формируется.
Новая социальная структура: буржуазия (крупная-40 т, средняя-400 т) делились на новую петербургскую (Авдаков, Путилов, Давыдов …) и старую московскую (Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы …), интеллигенция (обладание высшим образованием- 870 т. человек), пролетариат— 13 млн. человек ( потомственные- 2,6 млн. человек и рабочие первого поколения).
Политический строй. Россия- абсолютная монархия, во главе династия Романовых. 21 октября умер император Александр 3 (почечная болезнь- предположительно ушиб почек во время крушения царского поезда у станции Борки под Харьковом в 1888 г). На престол вступил Николай 2 (1894-1917 гг.). Ему 26 лет. Царствование Александра 3 оказалось сравнительно тихим и спокойным. Но спокойствие это было достигнуто не ценой уступок, реформ, а путем жестокого подавления любого инакомыслия. Ужесточение внутриполитического режима помогло правительству справиться с революционным движением. Оно затихло. Вступив на престол, Николай 2 стал следовать курсу своего отца. Общество ждет перемен. В январе 1895 г. принимает в Зимнем дворце представителей от дворянства, земств и городов назвал надежды на изменения государственного строя «бессмысленными мечтаниями», заявил, что будет неуклонно охранять основы самодержавия также твердо и неуклонно как и его отец ( текст написан К. Победоносцевым). Определив общий курс, Николай 2 повел решительную борьбу с противниками самодержавия, используя механизм чрезвычайного положения, разработанный еще в период правления Александра 3. Чрезвычайное положение было распространено на все центральные губернии России. Количество дел по государственным преступлениям увеличилось в 12 раз, занимаются военные суды.Обычным явлением стало привлечение для борьбы с массовыми беспорядками полиции и жандармерии, но и войск, что само по себе чрезвычайная мера. Неспособность управлять страной обычными мерами, использование чрезвычайных мер являлось показателем кризиса власти.
Органы государственной власти. 1. Государственный Совет— совещательный орган при императоре. 2. Сенат— функции суда, надзора, толкование законов. 3. Министерства— исполнительные органы (во главе Комитет министров), подчиняется императору (нет должности премьер- министра). 4. Святейший Синод— управление Православной церковью.
В мае 1896 г. коронация императора Николая 2. 30 маянародные гуляния в Москве на Ходынском поле погибли люди. 1389 человек погибло, тяжело ранено 1300 человек.
Соперничество Плеве (министр внутренних дел) и Витте (министр финансов). Занимают 2 ключевых, в составе правительства министерства. В.К. Плеве (занял должность в 1902 г. после убийства Сипягина) выступал против преобразований: сохранение общины, административный и полицейский надзор за деревней, сохранение аграрного характера экономики страны. 1903 г.- закреплявший неприкосновенность общины (ограничение права крестьян на выход из общины). «Нам нужна небольшая победоносная война»— как способ решения внутренних проблем.
С.Ю. Витте за преобразования: разрушение общины, закрепление земли за крестьянами на правах собственности, развитие промышленности. « России нужен крепкий, предприимчивый хозяин». В 1903 г. Витте был отправлен в отставку и назначен председателем Комитета министров. 15 июля 1904 г.Плеве был убит эсером Егором Сазоновым. Министром внутренних дел стал Святополк- Мирский. Говорит о необходимости взаимного доверия между правительством и обществом. Изменения в стране. Декабрь 1904 г. Николай 2 собирает совещание высших сановников для обсуждения мер по успокоению страны. Доклад Святополка- Мирского. Предлагает ввести земских в состав Государственного Совета. Все понимают это шаг к введению Конституции. Святополк -Мирский этого не скрывает, говорит о том, что лет через 20 дойдет и до Конституции. Большинство «за». Против К.Победоносцев. 12 декабря 1904 г. одобренная Совещанием программа была опубликована в печати: 1) уравнение крестьян в правах с другими сословиями. 2) страхование рабочих. 3) введение веротерпимости. 4) уравнять в правах евреев. Пункт об участии земских представителей в законодательной работе включен не был. В последний момент Николай 2 его вычеркнул. Святополк- Мирский понимает, тем что было обещано успокоить страну нельзя (уходит в отставку). Характеризуя положение в России говорит «бочка с порохом».
Тема 2. Экономическое развитие России в начале 20 века.
Общая характеристика. К началу 20 века Россия подошла с массой нерешенных проблем и прежде всего в сфере социально- экономической. Эти проблемы в значительной степени порождались половинчатым, непоследовательным характером крестьянской реформы 1861 г. С одной стороны, реформа открыла пути к становлению новых, буржуазных отношений, проявившихся в промышленном производстве; с другой стороны- реформа законсервировала старые, крепостные отношения.
Основная характерная черта. Процесс смены традиционного основанного на крестьянском труде производства новым, буржуазным по своему характеру (наемный труд). В 1890 гг. Россия вступила в полосу бурного промышленного подъема.
1) формирование новых промышленных районов: старые- Урал, Центральный, Северо- Западный; новые- Юг (угольно- металлургический) и Баку(нефть). В новых районах промышленность развивалась наиболее быстрыми темпами. Факты:
- добыча угля выросла в 3 раза, нефти в 2,5 раза (1 место в мире), в 3 раза больше черная металлургия, и машиностроение.
2) Железнодорожное строительство. Ж/д соединили центр страны и окраины Средняя Азия, Закавказье, Прибалтика, Белоруссия. Факты:
* 2 место в мире по протяженности.
*строительство самой большой по протяженности ж/д- Транссибирской (7 т. верст- с Дальним Востоком)
3) Рост численности городского населения (17 млн. человек, 13% населения
Однако, несмотря на эти изменения, Россия по сравнению с другими великими державами оставалась аграрной страной. Причины: 1) противоречивость крестьянской реформы; 2) нехватка капиталов; 3) небольшие внешнеторговые обороты.
Предпосылки промышленного переворота.
1) Реформы Вышнеградского 1887-1892 (устойчивость финансовой системы): повышение косвенных налогов, увеличение роли государства в экономике, подчинение государству частных ж/д.
2)Реформы Витте 1892-1903 гг.: привлечение иностранных капиталов, финансовая (1897 г.- золотой рубль), протекционизм, государственные монополии- алкоголь).
Формирование капитализма.
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав