Изобразительное искусство и архитектура в ссср

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Navigation

Search

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

Details Category: Изобразительное искусство и архитектура советского периода Published on Saturday, 22 September 2018 16:17 Hits: 3677

В этот период изобразительное искусство развивалось довольно активно. Продолжало существовать множество художественных объединений со своими манифестами, появлялись новые группировки. Искусство находилось в поиске, поэтому было весьма разнообразным.

Выделялось несколько более значительных группировок: АХРР, ОСТ, «4 искусства» и др.

Ассоциация художников революционной России (АХРР)

В это объединение входили художники, графики и скульпторы, которых поддерживало государство. АХРР была самой многочисленной творческой группой 1920-х годов. Существовала в 1922-1932 гг. и явилась предтечей единого Союза художников СССР.
В идейном плане художники АХРРа были близки передвижникам. Павел Радимов, последний глава Товарищества передвижников, так определял задачи членов АХРР: опираясь на реализм поздних передвижников, создавать искусство «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда, понятный народным массам». Павел Радимов стал главой нового объединения. Авангард был объявлен «вредными измышлениями».

Члены АХРРа
В состав АХРРа вошли также уже известные живописцы, отвергавшие авангард: А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, В.К. Бялыницкий-Бируля, В.Н. Мешков, Е.И. Столица, К.Ф. Юон, В.Н. Бакшеев, М.Б. Греков, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Ф.А. Малявин, И.И. Машков, К.С. Петров-Водкин, А.А. Рылов и др.; скульпторы М.Г. Манизер, С.Д. Меркуров, Н.В. Крандиевская. Состав АХРР (позже переименован в АХР) не был постоянным, в него входило в разное время от 300 до 80 членов и экспонентов (участников выставок).

Н.Б. Терпсихоров «Первый лозунг» (1924)
За 10 лет своего существования АХРР стала самой крупной художественной организацией страны. Их лозунгом было убеждение, что «искусство должно быть понятно народу». Картина не должна была отталкивать массового зрителя своей сложностью, поэтому главным методом был реализм. Выбор тем был широк, но однообразен: революция, советский быт и труд.
Лозунгами АХРРа стали «художественный документализм» и «героический реализм».

И. Бродский «В. И. Ленин в Смольном в 1917 г.» (1930)
Следует отметить, что большинство художников АХРРа училось живописи ещё на основе программы академического рисунка, поэтому работы видных художников объединения отличаются чётким и крепким рисунком, ясной композицией, разнообразным колоритом и до настоящего времени имеют не только историческую, но и художественную ценность.

И. Бродский. «Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929)

М. Греков «Тачанка» (1925)

М. Греков «Трубачи Первой Конной» (1934)
Хотя картина написана уже после роспуска объединения, но она вполне отражает его идеологические установки.
За 10 лет существования объединения было организовано около 70 выставок в столице и других городах филиалов АХРР.

С. Малютин. «Портрет писателя Д. Фурманова» (1922). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Б. Иогансон «Рабфак идет» (1928). Киевский музей русского искусства

Б. Яковлев «Транспорт налаживается» (1923). Дерево, масло. 100 x 140 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Картина представляет собой один из первых индустриальных пейзажей в советском искусстве. Впоследствии этот жанр получил широкое распространение. Картина поэтично и точно определяет дух времени, романтику становления промышленности нового государства. Индустриальная тема у Яковлева не лишена лирики: сам пейзаж и название картины дают надежду, пробуждают мечту о прекрасном будущем.

Общество художников-станковистов (ОСТ)

Эта художественная группировка просуществовала 6 лет (1925-1931). Она была основана в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с художником Давидом Штеренбергом. Члены Общества сыграли важную роль в развитии советской станковой и монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства.
Отличительная черта творчества ОСТ: воспевание советской действительности, но с использованием приемов современного европейского экспрессионизма. То есть художники ОСТ, также, как и АХРР, предпочитали советскую тематику, но не отвергали новые, современные средства художественного языка.

Ю. Пименов «Даешь тяжелую индустрию!» (1927). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Художники ОСТ не отражали в своём творчестве темы революции, Гражданской войны, предпочитая мирные «приметы XX столетия»: индустриализация России, жизнь города и городского человека XX в., массовый спорт, который стал особенностью жизни советского общества.

А. Дейнека «На стройке новых цехов» (1926). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Произведения данной художественной группы отличаются особой лаконичностью.
Но между членами ОСТ существовали расхождения в оценке значения отдельных видов и жанров искусства, что в результате и привело к распаду объединения.

«Четыре искусства»

Художественное объединение, существовавшее в Москве и в Ленинграде в 1924-1931 гг. Было основано художниками, входившими ранее в «Мир искусства» и «Голубую розу». Объединение составляли живописцы и графики, скульпторы и архитекторы, относившиеся к старшему поколению, им всем был присущ высокий профессионализм. В послереволюционной России они были озабочены проблемой сохранения культуры, хотя очень отличались друг от друга творческой манерой.
Впоследствии объединение «Четыре искусства» влилось в АХРР.
Самыми активными художниками объединения были Павел Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Владимир Фаворский и другие выдающиеся мастера. Для общества была характерна философская основа произведений.

К. Петров-Водкин «Девушка у окна» (1928)

Общество московских художников (ОМХ)

Основано в 1928 г. В ОМХ вошли бывшие члены различных объединений: «Московские живописцы», «Маковец», «Бытие», «Бубновый валет» – Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Александр Осмеркин, Сергей Герасимов, Николай Чернышев, Игорь Грабарь. Мастера старшего поколения пытались перестроиться под новые реалии XX в., им не был чужд авангардизм.

И. Машков «Колхозница с тыквами» (1930)
Члены объединения (около 70 человек), как и предыдущие, указанные в нашей статье, разрабатывали советскую тематику. В Декларации общества было отмечено: «Мы требуем от художника величайшей действенности и выразительности формальных сторон его творчества, образующих неразрывное единство с идеологической стороной последнего».
В 1931 г. ряд членов ОМХ перешло в АХР, и общество распалось.

Графика

Иллюстрация получила новое направление: это в основном классическая литература. Стиль поначалу складывался из развития традиции иллюстративной графики «Мира искусства». Одна из лучших работ тех лет – иллюстрации к «Белым ночам» Ф. Достоевского работы М. Добужинского (1922). Другие работы этого автора: иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, сказкам Г.- Х. Андерсена, «Трём толстякам» Ю. Олеши. Детскую литературу иллюстрировали В. Лебедев, В. Конашевич, Н. Тырса и другие ленинградские графики.

М. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» (1922). Тушь

В. Конашевич. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Вот какой рассеянный»
В Москве возрождалась техника ксилографии: Владимир Фаворский, Алексей Кравченко, Павел Павлинов, Николай Купреянов.

Иллюстрация А. Кравченко к «Моцарту и Сальери» А.С. Пушкина
В этот период графика реализовывает себя в самых разных формах: иллюстрация, пейзаж, циклы портретов, листы-эстампы, экслибрисы, эмблемы, проекты денежных знаков, марки. Помимо гравюры продолжали существовать традиционные виды графики — карандаш, уголь, пастель.

Скульптура

Известными скульпторами этого периода были Иван Шадр, Вера Мухина, о творчестве которых мы рассказали в отдельных статьях.
С. Лебедева была автором скульптурных портретов, использовала традиции импрессионизма.

С. Лебедева «Робеспьер» (1920). Рельеф. Гипс тонированный
А. Матвеев оказал глубокое влияние на развитие русской и советской скульптуры и творчеством, и своей преподавательской деятельностью.

А. Матвеев в 1920-е годы
Его педагогическим кредо были слова: «Я учу, что работать надо не рукой и не глазом, а головой. Не изменять надо натуру, а осмысливать».

А. Матвеев. Скульптурный портрет художника В. Борисова-Мусатова

Советское изобразительное искусство

С. Герасимов «Колхозный праздник»

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства. Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества. Если в искусстве 19-го — начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства. Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х — 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора «Ты записался в добровольцы?» и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это «Окна РОСТА», где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды, составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России» (АХРР) «Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

Читайте также  Успехи в промышленном развитии

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др.) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер.

В эти же годы было положено начало эпопее «Лениниана», создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников.

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и др.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции, партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что «когда гремят пушки, музы молчат». Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества.

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру «Окон РОСТА» в 1941 — 1945 годах создавались многочисленные листы «Окон ТАСС». Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в «Окнах ТАСС», в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова «Не забудем, не простим!» Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова «Ленинград в дни блокады».

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы. Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины «Победа», Б.М.Неменский и его картина «Мать», крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину.

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы. Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере «Трофеи русского оружия» (1942), триптих П.Д.Корина «Александр Невский», полотно А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле».

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями. Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х — 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период — отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера.

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека. Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний. Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей.

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как»Машенька»Б.Неменского, «Письмо с фронта» А.Лактионова, «Отдых после боя» Ю.Неменского , «Возвращение» В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме.

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е. картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями («Опять двойка!» Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах («Хлеб» Т.Яблонской, «На мирных полях» А.Мыльникова). Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п. Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись — это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Д. С. Моор

Д. С. Моор

К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» (1920)

И. Д. Шадр «Булыжник-оружие пролетариата»

Герасимов — колхозный праздник 1937

С. Герасимов «Мать партизана»

Д. С. Моор

П. Кончаловский «Сирень в корзине» (1933)

Н. А. Андреев «В.И.Ленин»

М. Греков «Знамёнщик и трубач» (1934)

54. Живопись, архитектура и скульптура в Советской культуре 1950-1980-х гг

54. Живопись, архитектура и скульптура в Советской культуре 1950-1980-х гг

В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, и уже в 1950-х гг. в области изобразительного искусства утвердилась жесткая учебно-производственная система. Будущий художник обязательно должен был пройти ряд обязательных этапов:

1) художественную школу;

2) училище или институт.

Государство было главным заказчиком и покупателем его произведений. Главным стилем стал так называемый социалистический реализм (соцреализм), или соц-арт. В советской живописи конца 1950-х – начала 60-х гг. утвердился «суровый стиль». Источником вдохновения для мастеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Обобщенны и лаконичны изображения в картинах «Наши будни» (1960 г.) П. Ф. Никонова и «Плотогоны» (1961 г.) Н. Андронова.

Н. С. Хрущев на выставках критиковал художников-абстракционистов и формалистов. В частности, скульптора Э. Неизвестного, не имея представления ни о его произведениях, ни о самом авторе.

В кругах творческой интеллигенции – литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») – формировалась оппозиция официальному искусству.

Уже в конце 1950-х гг. сложилась группа художников, увлеченных европейским и американским сюрреали-зом. В полной мере они заявили о себе во второй половине 60-х и в 70-х гг.

Советские художники, работавшие вне рамок официального искусства, получили известность на Западе, так как их произведения приобретали в основном иностранцы. Западные критики называли этих мастеров «нонконформистами».

В 1970-80-х гг. среди «нонконформистов» все более популярными становились формы авангардного искусства, такие как акции, перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи.

В 1980-90-х гг. русское искусство развивалось параллельно западному. Возникли частные галереи (М. Гельмана, А. Салаховой и др.), поддерживающие «нетрадиционные» формы искусства.

В архитектуре происходили похожие процессы. Так, в 1950-х гг. руководство партии осудило «украшательство» и «излишнюю роскошь». Был взят курс на массовое строительство жилых домов. Эталонами стали аскетизм и простота. Господствующее положение среди архитектурных форм занял параллепипед, среди стройматериалов – бетон (Кремлевский дворец съездов, театр на Таганке).

А в 1970-80-е гг. стало популярным разнообразие форм, стилей, материалов. Появляются титановые и стеклянные конструкции, особенно полюбился архитекторам исторический стиль.

Читайте также  Псковское и новгородское восстания 1650 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Театр, музыка, танец, кинематограф, живопись, архитектура и декоративно-прикладное искусство в китайской культуре

4. Театр, музыка, танец, кинематограф, живопись, архитектура и декоративно-прикладное искусство в китайской культуре Существенна была роль китайского театра, все представления в котором сопровождались музыкой. Еще в I веке до н. э. в Китае было известно более 80 видов

7. Музыка, живопись, архитектура и скульптура Древнего Египта

7. Музыка, живопись, архитектура и скульптура Древнего Египта Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками

10. Живопись, архитектура, скульптура и вазопись античной культуры

10. Живопись, архитектура, скульптура и вазопись античной культуры Эпоха классики, особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.Правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской

12. Театр, живопись, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство японской культуры

12. Театр, живопись, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство японской культуры Особую эстетическую функцию выполняют в театре великолепные, роскошные одеяния актеров и маски, с глубоким психологизмом выражающие тончайшие оттенки человеческих чувств.

16. Живопись, архитектура и скульптура Средневековья

16. Живопись, архитектура и скульптура Средневековья Образцом для миниатюристов служила римская живопись. Автор средневековой миниатюры – не просто иллюстратор, он талантливый рассказчик, который в одной сцене сумел передать и легенду и ее символическое

18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения

18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Проторенессанс (XIII-начало XIV вв.) – преддверие

20. Литература, Общественная мысль, музыка, мода, живопись, архитектура и скульптура эпохи нового времени

20. Литература, Общественная мысль, музыка, мода, живопись, архитектура и скульптура эпохи нового времени Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на

22. Живопись, архитектура и скульптура ХХ в

22. Живопись, архитектура и скульптура ХХ в Живопись ХХ столетия очень разнообразна и представлена следующими основными направлениями:1) авангард (импрессионизм, модерн, кубизм, фовизм);2) реализм;3) поп-арт;4) паблик-арт и др.Термин «поп-арт» (англ. «популярное,

45. Живопись, архитектура и скульптура Золотого века русской культуры (вторая половина)

45. Живопись, архитектура и скульптура Золотого века русской культуры (вторая половина) 9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии. Оказавшись без мастерских и без

47. Живопись, архитектура и скульптура серебряного века

47. Живопись, архитектура и скульптура серебряного века В изобразительном искусстве существовало реалистическое направление, представителями которого были И. Репин, Товарищество передвижных выставок и авангардные направления. Одной из тенденций было обращение к

49. Живопись, архитектура и скульптура 20-30-х гг. XX в

49. Живопись, архитектура и скульптура 20-30-х гг. XX в Развитие искусства также характеризовалось существованием борьбы различных направлений. Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие

52. Особенности Советской культуры 1950-1980-х гг. Образование и наука

52. Особенности Советской культуры 1950-1980-х гг. Образование и наука Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу

53. Уровень жизни. Литература, общественная мысль Советской эпохи 1950-1980-х гг

53. Уровень жизни. Литература, общественная мысль Советской эпохи 1950-1980-х гг Кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 1940-х – начале 50-х гг., отрицательно сказалась на развитии литературы и искусства. Гонениям подверглись известные советские

56. Литература, кино, театр, СМИ, живопись, архитектура и скульптура России 1991–2003 гг

56. Литература, кино, театр, СМИ, живопись, архитектура и скульптура России 1991–2003 гг Продолжает развиваться литература. Появляются новые имена:1) Петрушевская (новый стиль – «серым по серому»);2) Сорокин («натурализм»);3) Пелевин (модернизм);4) Б. Акунин (детективный

Изобразительное искусство и архитектура в ссср

Определяющую роль в освоении революционной темы в живописи сыграла Ассоциация художников революционной России — АХРР (1922 г.). В состав АХРР вошли и признанные мастера-реалисты старшего поколения — Н. А. Касаткин, С. В. Малютин, В. Н. Мешков, В. Н. Бакшеев, А. Е. Архипов, К. Ф. Юон, а также молодежь — Б. В. Иогансон, М. И. Авилов, В. В. Крайнев и др. В своей декларации АХРР призывала к ориентации на передовые традиции, к отображению советской действительности как главной задачи искусства. На выставках АХРР в 1922, 1923 и 1924/25 гг. появились тематические картины: «Заседание сельской ячейки» Е. Ченцова, «Транспорт налаживается» Б. Яковлева, «Первый лозунг» Н. Терпсихорова и др.

В те же годы возникли и некоторые другие, неоднородные но составу объединения («Ост» — «Общество станковистов», «Круг художника»), в которые входили многие талантливые художники, пришедшие впоследствии к реализму.

В первой половине 20-х годов были созданы произведения, ставшие классикой советского искусства: «Сеятель» И. Д. Шад-ра, основные композиции «Ленинианы» Н. А. Андреева. В портрете Ф. Э. Дзержинского (С. Д. Лебедева), П. Л. Войкова (Л. В. Шервуд), в живописном портрете писателя Д. А. Фурманова, созданном С. В. Малютиным, в серии картин крупнейшего баталиста М. Б. Грекова, в полотнах художников И. И. Бродского, II. П. Кончаловского, Г. Г. Рижского, К. С. Петрова-Водкина, Г. К. Савицкого и других запечатлены черты новой жизни, образы борцов за дело революции, картины родной природы.

Медленнее осваивалась новая тема в графике. Наиболее распространенными в первой половине 20-х годов стали плакат, а также деревянная гравюра—доступные средства Продвижения изобразительного искусства в массы. /

В начале 20-х годов продолжалась установку ‘памятников, созданных в связи с планом монументальной пропаганды. Среди них были памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву скульптора Н. А. Андреева, открытые в 1922 г. у фасада старого здания Московского университета. В 1922—1923 гг. скульптор С. Д. Меркуров создал памятник К. А. Тимирязеву, установленный у Никитских ворот в Москве. Большую работу провели советские скульпторы и архитекторы по оформлению Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Под руководством А. В. Щусева и И. В. Жолтовского осуществлялись ее планировка и строительство. Н. А. Андреевым и В. А. Андреевым были созданы для выставки статуи «Рабочий» и «Крестьянин», И. Д. Шад-ром — трехметровая статуя «Рабочий», С. Т. Коненкову принадлежали декоративные статуи Главного павильона. Показателем успешного развития архитектуры и монументального искусства в первые послереволюционные годы было сооружение временного Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади в Москве (1924 г., архитектор А. В. Щусев, художник И. И. Ни-винский). В Ленинграде в 1924 г. был проведен большой конкурс на проект памятника В. И. Ленину на площади у Финляндского вокзала, в котором участвовали ведущие архитекторы и скульпторы.

В работе советских архитекторов в те годы все большее внимание уделялось вопросам нового жилищного строительства, начали складываться новые градостроительные принципы. Архитекторы и инженеры создавали типовые проекты жилых многоэтажных домов для рабочих, а также типовые жилые секции для малоэтажного и многоэтажного строительства. Кварталы новых жилых домов со зданиями клубов, школ, детски v и бытовых учреждений вырастали к концу восстановительного периода на бывших окраинах Москвы (улица Усачева), Ленинграда (Тракторная улица, Палевский массив), Баку. Был воздвигнут ряд зданий общественного назначения, рабочих клубов, дворцов культуры.

Продолжалась разработка проектов генерального плана реконструкции Москвы (под руководством А. В. Щусева и И. В. Жолтовского) и Ленинграда (под руководством И. А. Фомина). Составлялись первые генеральные планы реконструкции столиц союзных республик: Баку (под руководством А. П. Иваницкого, братьев Весниных), Еревана (под руководством А. И. Таманлна), Ташкента и других городов.

В 1921—1925 гг. революционная тематика и явления новой действительности, формирование нового человека и новых взаимоотношений в общественной жизни начали осмысливаться и воплощаться в художественных образах — в литературе, на сценах театров, на экранах кино, на полотнах живописи, в скульптуре, в музыкальных произведениях. Под влиянием революционных идей стала складываться новая система взглядов в архитектуре.

В приближении профессиональной художественной интеллигенции к целям и задачам, выдвинутым революцией, большую роль сыграло небывалое развитие различных форм народного творчества и самодеятельности, оказавших заметное влияние на профессиональное искусство. При непосредственном участии мастеров русской литературы и искусства в первой половине 20-х годов в советских республиках формировались национальные кадры литераторов, создавались первые студии и театры, начался выпуск фильмов, рождались произведения больших музыкальных форм.

Коммунистическая партия заботливо направляла развитие молодой советской культуры, борясь за ее идейность, правдивость, помогая художественной интеллигенции повышать свое мастерство, исправлять ошибки и недостатки на сложном пути к высотам социалистического искусства. Ведя решительную борьбу со всеми проявлениями буржуазной идеологии, партия одновременно в своих решениях подчеркивала тот вред, который наносила нарождавшемуся советскому искусству и литературе идеология Пролеткульта, ориентировавшего свои организации на разрыв с художественными классическими традициями прошлого и передовыми достижениями мировой цивилизации. Борьба В. И. Ленина с пролеткультовской идеологией и практикой имела огромное значение для всего последующего развития советской литературы и искусства. В основе всех принятых в 1921 — 1925 гг. решений партии и правительства по вопросам культуры и идеологии лежали ленинские принципы партийности, непримиримости к аполитичности и решительной борьбы как с буржуазными влияниями, так и с глубоко ошибочными пролеткультовскими тенденциями. Эта ленинская политика Коммунистической партии обеспечила успехи на всех участках культурного фронта и создала необходимые условия для превращения литературы и искусства в подлинно действенный фактор построения социализма.

Читайте также  Внутренняя и внешняя политика россии в xvii в. «бунташный» век

Три течения в искусстве СССР

Советское искусство – искусство, создававшееся в Советском Союзе и само создававшее Советский Союз. Сейчас это некая Атлантида, канувшая в истории. Но в XX веке – целый духовный континент. Континент мало изученный в силу идеологической запрограммированности советского и нынешнего – буржуазного – искусствознания. Отсюда необходимость объективного его анализа.

Прежде всего, то, что называется «советским искусством», внутри себя было неоднородно. И по социально-эстетической ориентации, и, вследствие этого, по характеру художественно-образного осмысления действительности. Обобщенно можно говорить о трех основных «течениях».

Первое, господствовавшее в культуре, осмысливало жизнь с позиций социалистического идеала «казарменного» (К. Маркс) типа. Поскольку советское общество по характеру своей – тоталитарно -уравнительной – организации было родственно такому идеалу, то и осмысливалось оно по преимуществу апологетически. Для этого искусства наиболее характерна гимническая художественно-образная концепция действительности с доминированием образов прекрасного и величественного. Официальное оформление данный тип искусства получил к середине 30-х годов в виде принципов «социалистического реализма», «коммунистической партийности» и «народности». По сути (а не по декларациям), это были обязательные к исполнению требования к искусству быть проводником идеологии правящей партии в доступных для понимания народа формах и при этом с обязательной идеализацией реальности («изображение действительности в ее революционном развитии»).

Таков был «мейнстрим» советского искусства, который включал в себя творчество и несомненно талантливых художников. В 20-е годы, захваченные послереволюционным энтузиазмом, в его русле творили и С. Эйзенштейн, и В. Маяковский, и Д. Шостакович. В живописи классическими примерами такого рода искусства являлись «Колхозный праздник» С. Герасимова, «Хлеб» Т. Яблонской, «Допрос коммунистов» Б. Иогансона; в кино – фильмы А. Александрова; в литературе – творчество Б. Пильняка («Волга впадает в Каспийское море»), М. Шолохова («Поднятая целина»), Ф. Гладкова («Цемент»), Вс.Вишневского («Оптимистическая трагедия»), Н. Островского («Как закалялась сталь»), Б. Ясенского («Человек меняет кожу») и т.д., и т.п.

Важная особенность этого «течения» искусства состояла в том, что оно сохраняло свой гимнический характер (вариант – «оптимистическая трагедия») на всех этапах истории советского общества, органично «изгибаясь с Генеральной линией» КПСС. Характерный пример: творчество живописца Д. Налбандяна, который создавал апологетические полотна, посвященные и Ленину, и Сталину, и Хрущеву, и Брежневу. Своеобразным «венцом» искусства «соц. реализма» была Всесоюзная художественная выставка в конце 1985 года (т. е. когда советская система была уже на грани краха) под девизом «Мы строим коммунизм» (!).

Прямо противоположный характер имело творчество художников,принципиально отвергавших социализм,
ориентировавшихся или на буржуазно-демократические, или на социально не конкретизированные традиционные нравственно-религиозные идеалы. Советская действительность представала в их произведениях как торжество зла и безобразия; доминирующая художественно-образная концепция – трагедия и фарс (трагический фарс). Таково творчество М. Булгакова («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»), Е. Замятина («Мы»), А. Солженицына («Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»), позднего Б. Пастернака («Доктор Живаго»), А. Тарковского («Зеркало», «Сталкер»), А. Шнитке (произведения 70х годов), изобразительное творчество И. Глазунова, О. Рабина, Э. Неизвестного и т.п.

В 20-е годы это – оппозиционное по своей сути – искусство, хотя и критиковалось, но легально существовало в культуре. В сталинский же период оно было полностью из него исключено («Записки покойника» – символическое название, данное своему произведению М. Булгаковым). И лишь в условиях относительной либерализации режима, с середины 50х годов оно вновь входит в актуальную культуру, образуя ее неофициальный, полуподпольный, андеграундный слой.

Во многом аналогична историческая судьба и третьего «течения». Его образовало творчество тех художников, которые были ориентированы на социализм, понимая под ним гуманное и демократическое общество. Реальность же в той или иной степени, но всегда противоречила их идеалу. Отсюда динамика художественно-образного осмысления советской действительности, свойственная представителям этого «течения». В 20-е годы доминирующая художественно-образная концепция – драма столкновения идеального и реального, прекрасного и безобразного или сатирическое изобличение социального зла в поэтических произведениях С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, в прозе А. Платонова («Родина электричества», «Город Градов»), И. Бабеля («Конармия»), в живописи П. Филонова. В 30–50-е годы радикальное расхождение сталинизма с идеалами демократического социализма рождает трагическую и трагифарсовую картину реальности в прозе А. Платонова («Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море»), в симфониях Д. Шостаковича, в живописи П. Филонова. Это искусство– также как и антисоциалистическое – исключается из художественной культуры, его творцы репрессируются (И. Бабель, Н. Клюев, С. Клычков, О. Мандельштам, Н Заболоцкий…). Музыка Д. Шостаковича подвергается ожесточенной критике, вплоть до постановления ЦК и изгнания композитора из Московской консерватории.

С хрущевской «оттепели» начинается новый этап в развитии данного «течения». «Оттепель» дала надежду на демократизацию социализма, «застой» ее придушил. Искусство вместе с обществом пережило цикл рождения, изживания и краха социальных иллюзий. Что выразилось в последовательности гимнической, драматической и пессимистически трагической художественно-образных концепций реальности. Такова динамика творчества Д. Шостаковича (от 11 и 12 симфоний к поздним квартетам, 2-му виолончельному концерту и альтовой сонате), А. Тарковского (от «Иванова детства» к «Сталкеру»), Ю. Трифонова (от романа «Утоление жажды» к «московским» повестям: «Обмен», «Старик», «Дом на набережной»), Ч. Айтматова (от повести «Тополек мой в красной косынке» к роману «И дольше века длится день»), В. Белова (от «Плотницких рассказов» к «Воспитанию по доктору Споку»), Е. Моисеенко (от картины «Красные пришли» к «Песне»), В. Попкова (от «Строителей Братска» к «реквиему» «Хороший человек была бабка Анисья») и т.д. В результате краха надежд на гуманный социализм многие из этих художников к началу 80х годов отрекаются от социалистических идеалов вообще, переходя на буржуазно-демократические, религиозные и даже монархические позиции.

В стилистическом плане родственность второго и третьего «течений» в советском искусстве состояла в их свободе от жестких канонов формы, характерных для «социалистического реализма». Внутренняя духовная свобода рождала в процессе творчества те способы художественного мышления и его оформления, которые позволяли глубже и незашоренно осмыслить реальность бытия и выразить к нему свое – индивидуальное, субъективно-личностное – отношение. Обобщающая сила художественного познания, интенсивность субъективного выражения нередко порождали условные,
символические, метафорические образы реальности. «Котлован» А. Платонова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Сталкер» А. Тарковского тому выразительные примеры. С другой стороны, характерной чертой оппозиционного художественного сознания был и «эскапизм».

Не принимая официальные нормы интерпретации социальной реальности, некоторые художники, по сути, вообще отказывались от ее осмысления, сосредоточивая свои творческие усилия на формально-эстетических экспериментах или же уходя от нее в сферу интимно-личностных переживаний. Что было наиболее характерно для лирической литературы (Б. Пастернак, К. Паустовский, М. Пришвин) и живописи (П. Канчаловский, К. Фальк, А. Константинов, А. Зверев и др.). И в том, и в другом случае оппозиционное искусство обогащало принципы художественного мышления и средства его выражения.

Такова была объективная реальность советского искусства.

Если же попытаться оценить его итоги, то такая оценка не может быть однозначной. Даже если учитывать только высшие достижения искусства этого периода.

Однозначно положительно, как прогресс в развитии художественного творчества, можно оценить, наверное, только советскую музыку. Шостакович, Прокофьев, Свиридов, Шнитке — это имена мирового значения. Возможно, в целом положителен итог и советского кино (Эйзенштейн,Калатозов,Чухрай, Тарковский). Неоднозначны результаты литературного творчества. Как ни странно, но высшими художественными достижениями, на мой взгляд, отмечена литература раннего (в том числе сталинского) периода: Маяковский, Есенин, Шолохов, Платонов, Булгаков. Менее значительны итоги советского изобразительного искусства. Под прессом жестких стандартов «соц.реализма» оно потеряло энергию творческого развития. В противовес этим стандартам художники андеграунда ушли в формализм, повторяли путь, пройденный западным модернизмом. Это если судить «объективно».

Субъективно же, советское искусство составляло содержание моей духовной жизни, Многие художники в своих произведениях сказали за меня то, что я лишь смутно чувствовал. Я благодарен им — тем, кто «ходит пятками по лезвию ножа // и режет в кровь свои босые души» (В.Высоцкий).

Опубликовано:И.В.Малышев 10 эссе о ХХ веке.М.,2003. Подробнее см.:И.В.Малышев,Г.В.Рыбинцева Социодинамика художественного сознания.Ростов-на-Дону,1992.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: