Конфликт на квжд

Статьи о российской истории. В июле 1929 года начался вооружённый конфликт на Китайско-Восточной железной дороге Вооружённый конфликт на КВЖД стал крупнейшим с участием СССР со времен окончания Гражданской войны в России и Советско-польской войны. Одновременно он же стал пролог. Интересно рассказываем о реальной истории России. Российское военно-историческое общество. Мы знаем правду.

Конфликт на квжд

Конфликт на КВЖД: как СССР и Китай за царское наследство воевали

В июле 1929 года начался вооружённый конфликт на Китайско-Восточной железной дороге

Вооружённый конфликт на КВЖД стал крупнейшим с участием СССР со времен окончания Гражданской войны в России и Советско-польской войны. Одновременно он же стал прологом к целой серии подобных конфликтов, периодически вспыхивавших на дальневосточных границах Советского Союза в последующее десятилетие. На их фоне события второй половины 1929 года померкли и отошли в тень. Но нельзя не признать, что для СССР конфликт на КВЖД стал первой серьезной проверкой статуса страны на международной арене. И эту проверку она выдержала с честью, доказав как способность к дипломатической игре, так и готовность с оружием в руках отстаивать советские интересы.

Летчик 19-го авиационного отряда «Дальневосточный ультиматум» в кабине своего самолета Р-1. На борту хорошо видна эмблема отряда: кулак с красной звездой и надпись «ННН’Аа!»

Дорога к конфликту

Конфликт вокруг КВЖД был неизбежен, поскольку едва-едва оправившийся от многолетней гражданской войны Китай предпринимал колоссальные усилия для восстановления своего суверенитета и сохранения территориальной целостности. Проходившая по китайской территории железная дорога, построенная по инициативе России в конце XIX – начале ХХ века, хотя и была формально совместным коммерческим предприятием двух стран, рассматривалась Китаем в лице предводителя Гоминьдана маршала Чан Кайши как несомненная угроза — если не в настоящее время, то в будущем.

Сыграло свою роль и обострение отношений между гоминьдановским правительством и Советским Союзом после того, как китайские коммунисты, которых безусловно поддерживала Москва, превратились в противников Чан Кайши. В такой ситуации любой объект, на котором присутствовали советские граждане, а тем более официальные советские представители, рассматривался правительством в Нанкине, ставшем столицей чанкайшистов, как источник вражеской пропаганды и инструмент советского влияния.

Строевые занятия в одном из подразделений Мукденской армии, Маньчжурия, 1929 год

Впрочем, подобное отношение правительство Чан Кайши демонстрировало не только к советским объектам. 27 апреля 1929 года оно направило иностранным державам особую ноту, в которой потребовало отмены права экстерриториальности. Но откровеннее всего недовольство китайской власти чувствовали на себе именно советские специалисты и сотрудники КВЖД, а также работники советских дипломатических миссий. Это давление росло постепенно, но неуклонно. Первые инциденты, вызвавшие несколько грозных дипломатических нот из Москвы, были зафиксированы в 1925 году. За ними последовал всплеск подобных ЧП в 1927 году. К примеру, китайские солдаты и полицейские захватили и разгромили советское полпредство в Пекине. А после того, как в 1928 году Чан Кайши и его правительство в Нанкине получили международное признание, в том числе и со стороны СССР, и начали процесс интеграции Маньчжурии в состав Китая, события вокруг КВЖД начали развиваться стремительно.

Белый фактор

Возможно, ситуация вокруг Китайско-Восточной железной дороги не стала бы столь катастрофической, не осядь в Маньчжурии эмигранты из России. Это были бывшие русские подданные, воевавшие на стороне белой армии и отказавшиеся жить при новой власти. Таких, по разным оценкам, к середине 1920-х годов насчитывалось около 200 тысяч человек, не считая тех русских, кто работал на КВЖД еще с дореволюционных времен. Существенная часть белой эмиграции в Маньчжурии, центром которой стал город Харбин, готова была продолжать вооруженную борьбу с советской властью, и поэтому уступки и соглашения, на которые шли китайские власти в отношении КВЖД, воспринимала в штыки.

Русское подразделение, входившее в состав Мукденской армии в Маньчжурии

Китайские власти хорошо понимали, что могут усиливать давление на персонал КВЖД и опосредованно на советское правительство за счет белоэмигрантских боевых групп. При этом китайские власти совершенно справедливо утверждали, что эти люди не являются китайскими гражданами, впрочем, как и никакими другими (такой правовой статус русские эмигранты в Китае получили после 1920 года, когда эта страна отказалась признавать экстерриториальные права граждан Российской империи), а следовательно никакие китайские власти не могут нести ответственность за действия таких персон.

В то же самое время многие бывшие русские офицеры и солдаты, оказавшиеся в эмиграции в Маньчжурии, в силу тяжелого материального положения начали вступать в национальные вооруженные подразделения, в частности, в армию маньчжурского губернатора Чжан Сюэляна. Там же служило и немалое число бывших сотрудников КВЖД, в 1925 году оставшихся без средств к существованию после китайского запрета принимать на работу людей без советского или китайского гражданства.

Личный состав бурят-монгольского кавалерийского дивизиона, входившего в состав Особой Дальневосточной армии, осень 1929 года

Все эти социальные группы откровенно поддерживали стремление Чан Кайши вытеснить Советский Союз с КВЖД и вообще из Маньчжурии, не очень задумываясь над тем, что в конечном счете успех этой затеи приведет к тому, что из Китая начнут вытеснять вообще всех иностранцев. А по оценкам западных дипломатов, именно так и должны были развиваться события. Но эскалация конфликта вокруг КВЖД завершилась совсем не так, как это планировали в Нанкине. В итоге судьба Китая пошла по совершенно другому пути.

Китай начинает…

С декабря 1928 года действия китайского правительства по отношению к КВЖД приобрели откровенно агрессивный характер. 22 декабря была захвачена и обращена в китайскую собственность телефонная станция дороги в Харбине, 29 декабря на здании управления появился флаг Гоминьдана вместо флага КВЖД, а после Нового года китайская сторона стала требовать согласования всех решений управляющего дорогой с назначенными Нанкином советниками.

Летчики и техники отряда гидросамолетов Дальневосточной военной флотилии, принимавшие участие в конфликте на КВЖД в 1929 году

После этого инциденты на дороге и вокруг нее стали регулярными. Большинство из них сопровождались арестами советских граждан: к маю 1929 года их число перевалило за 2000 человек. 31 мая Москва потребовала освободить всех арестованных и вернуть захваченное имущество, а в ответ китайские дипломаты начали покидать Советский Союз. В начале июля Нанкин перешел к открытой агрессии, начав захватывать имущество КВЖД и повально заменять советских сотрудников на китайцев или белоэмигрантов под предлогом участия граждан СССР в антигосударственной коммунистической пропаганде.

17 июля Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Китаем, возложив ответственность за это на китайские власти. А через три дня ответный шаг предпринял Нанкин. К этому времени в Маньчжурии местные власти уже вовсю вооружали белоэмигрантов китайским и японским оружием, а к КВЖД начали подтягиваться китайские войска. Ситуация достигла апогея. И замерла: обе стороны копили силы и ждали, кто нанесет удар первым.

6 августа 1929 года Реввоенсовет СССР выпустил приказ о создании Особой Дальневосточной армии (ОДВА) под командованием командарма Василия Блюхера. Именно ОДВА была отведена роль основной военной силы Советского Союза, с помощью которой Москва намеревалась решить конфликтную ситуацию вокруг КВЖД: надежд на мирные переговоры уже не осталось. В состав армии вошли два стрелковых корпуса, две стрелковые дивизии, танковые и авиационные подразделения, Дальневосточная военная флотилия и пограничные войска. Общая численность армии едва достигала 18 тысяч человек.

Бойцы Мукденской армии возле легкой полевой пушки, 1929 год

Противостоявшая им Мукденская армия, а также вооруженные подразделения белоэмигрантов были гораздо более многочисленными. Численность китайских войск, по данным советской разведки на 8 августа, составляла около 300 тысяч человек, которых поддерживали около 70 тысяч вооруженных белых эмигрантов. Правда, все эти силы были сосредоточены в шести районах, из которых только два располагались непосредственно у советско-китайской границы, а четыре других — на линии КВЖД.

При таком неравенстве сил, которое лишь отчасти уравновешивалось лучшей подготовкой и вооружением Красной Армии, единственным вариантом одержать верх в прямом боестолкновении был превентивный удар. Но решиться на него Советский Союз смог только после 3 октября 1929 года, когда были восстановлены дипломатические отношения между Москвой и Лондоном. Этот шаг на фоне эскалации конфликта на КВЖД достаточно очевидно свидетельствовал, что ведущие мировые державы готовы сохранять нейтралитет, а то и поддержать Советский Союз, поскольку понимали, что в противном случае им тоже придется поступиться своими интересами в Китае.

Командующий Особой Дальневосточной армией командарм Василий Блюхер

… и проигрывает

12 октября части Отдельной Дальневосточной армии начали Сунгарийскую наступательную операцию, 30 октября — Фугдинскую, а 17 ноября — Маньчжуро-Чжалайнорскую. В результате этого удара была окружена и разгромлена наиболее крупная и опасная группировка китайских войск на северо-западном участке КВЖД, непосредственно примыкающем к территории СССР. Разгром был сокрушительным: части ОДВА потеряли всего 123 человека убитыми и около 600 ранеными, китайские — свыше 1500 погибшими.

Такое соотношение потерь касалось и всего вооруженного конфликта на КВЖД: советские войска потеряли 281 человека погибшими и 729 ранеными, Мукденская армия и белоэмигрантские отряды — около 2000 погибшими, около 1000 ранеными и свыше 8500 пленными. Такой исход категорически отличался от планов развития конфликта, которые прорабатывались в Нанкине. Уже 19 ноября китайская сторона начала настаивать на мирных переговорах.

Читайте также  История византийской и османской цивилизации

Групповая фотография бойцов Особой Дальневосточной армии, осень 1929 года

Они прошли 13 декабря в Хабаровске и завершились девять дней спустя подписанием Хабаровского протокола. По нему Советский Союз восстанавливал все свои права в отношении КВЖД, а Китай освобождал всех задержанных советских граждан и обязался ликвидировать все вооруженные белоэмигрантские отряды в Маньчжурии. КВЖД оставалась совместным советским предприятием еще пять лет, пока в 1935 году СССР не продал ее. К тому времени экономически она стала совершенно нерентабельной, а новый рост провокаций обещал очередной приграничный конфликт, чего Советский Союз пытался избежать.

Конфликт на КВЖД. Как Советский Союз принуждал к миру

Период с момента завершения Гражданской войны до начала Великой Отечественной только формально был для Советского Союза мирным временем. Напряжение в отношениях с соседями сохранялось всегда, и противостояние грозило в любой момент перейти в «горячую фазу».

За десять лет до боев с японцами на реке Халхин-Гол Красной армии пришлось противостоять на Дальнем Востоке другому противнику – гоминьдановскому Китаю.

«Яблоком раздора» стала Китайско-Восточная железная дорога.

Дорога министра Витте

Эта трасса строилась на рубеже XIX–XX веков как часть Транссибирской магистрали. Инициатором строительства магистрали, которая соединяла Читу с Владивостоком напрямую через территорию Манчжурии, был министр финансов Сергей Витте.

Согласно замыслу Витте, железная дорога должна была помочь Российской империи мирным путем завоевать принадлежащую Китаю Маньчжурию. Южная ветка магистрали соединяла Читу с Порт-Артуром.

Китай, находившийся под серьезным давлением Японии, вынужден был в обмен на российскую поддержку согласиться на строительство дороги, которая на несколько десятилетий вместе с прилегающими территориями оказывалась под контролем Российской империи.

КВЖД была передана в эксплуатацию в 1903 году, но амбициозные планы, которые связывались с ней, вскоре пришлось подвергнуть серьезной корректировке. После поражения в войне с Японией южная ветка КВЖД перешла под контроль победителей, что резко снизило значимость маршрута для международной торговли.

«Благословенная Хорватия»

На многие годы полновластным хозяином КВЖД стал ее управляющий, генерал Дмитрий Хорват. После революции полосу отчуждения дороги начали именовать «счастливой, благословенной Хорватией», поскольку там управляющий КВЖД сумел сохранить относительный порядок.

Правда, далеко не все считали Хорвата честным служакой. Генерал Антон Деникин задолго до революционных потрясений, в 1908 году писал о КВЖД: «Грандиозное предприятие, сулившее миллионную наживу, наряду с десятками убежденных, честных деятелей притянуло представителей богемы, людей, не стеснявшихся в способах к достижению своего благополучия… Проведя в начале войны около полугода в штабе Заамурской бригады, ознакомившись с делами ее, наслушавшись множества рассказов старых охранников про постройку «маньчжурки», я был буквально подавлен теми ужасами, которыми полна маньчжурская эпопея».

В 1920 году, на фоне Гражданской войны, КВЖД перешла под контроль Китая. Впрочем, претензии на дорогу предъявляли США, Япония, Англия, Франция, мечтавшие перевести потенциально важную для перевозки товаров из Европы на Дальний Восток и обратно магистраль под международный контроль.

Необязательный договор

31 мая 1924 года СССР и Китайская республика подписали «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой», по которому между двумя странами были восстановлены дипломатические отношения. КВЖД оставалась под управлением и обслуживанием советской стороны.

При этом ситуация вокруг КВЖД была сложной. Фактически в Китае обширные территории не контролировались центральным правительством, а власть на местах принадлежала вооруженным группировкам.

Кроме того, в Маньчжурии были активны организации белоэмигрантов, для которых КВЖД стала объектом для борьбы с победившими большевиками.

Центральное правительство Китая возглавлял Чан Кайши, которому удалось взять верх над оппонентами при помощи военных советников из СССР.

Большой дружбы, однако, не получилось. Курс на отчуждение дороги, начатый местным маньчжурским «царьком» Чжан Цзолинем в 1926 году, был продолжен его сыном Чжан Сюэляном. И это несмотря на то, что Чжан Сюэлян признал центральную власть Чан Кайши.

Количество вооруженных провокаций в отношении советских граждан-работников КВЖД как со стороны китайских формирований, так и со стороны белогвардейских групп постоянно росло. Счет пострадавших шел на сотни, десятки человек погибли.

Провокация за провокацией

22 декабря 1928 года китайская полиция Харбина захватила телефонную станцию КВЖД.

29 декабря был спущен флаг КВЖД, состоящий из китайского, пятицветного наверху и советского красного внизу. Вместо него был вывешен флаг партии Гоминьдан.

27 мая 1929 года китайская полиция ворвалась в помещение советского генерального консульства в Харбине и захватила часть документов. Под предлогом того, что в консульстве проходила встреча работников Коминтерна, были арестованы 80 человек, в том числе 42 сотрудника консульства.

В начале июля 1929 года китайская сторона потребовала отстранения от всех руководящих постов КВЖД советских представителей. 11 июля президент совета директоров КВЖД Люй Чжунхуан уволил генерального управляющего КВЖД Александра Емшанова и всех начальников отделов и немедленно заменил их китайцами или русскими эмигрантами с паспортами Китая.

Заместитель народного комиссара иностранных дел СССР Лев Карахан в очередной ноте в адрес правительства Китайской республики предлагал разрешить конфликт миром, но предупреждал – в случае продолжение провокаций для Китая «наступят последствия».

Не помогло. В ответной ноте Китай возлагал всю вину за происходящее на Советский Союз, обвиняя его в «провокациях против китайских граждан».

Особая армия товарища Блюхера

17 июля 1929 года Советский Союз объявил о разрыве отношений с так называемым «нанкинским правительством».

Чан Кайши в это время, выступая на заседании ЦИК Гоминьдана, заявил об опасности «красного империализма».

Китайцы играли мускулами, судя по всему, не без влияния западных стран. Западные советники уверяли китайских правителей, что малочисленная и плохо вооруженная Красная армия не решится выступить против китайских войск.

6 августа 1929 года была образована Особая Дальневосточная Армия, командующим которой стал Василий Блюхер. На ее усиление из центральных регионов были переброшены две стрелковые дивизии.

Советские пограничные части в этот период отражали нападение китайских и белогвардейских групп практически ежедневно.

Перевес в численности был у китайской стороны. Поэтому советское командование решило действовать на упреждение, нанеся удар в тот момент, пока противник накапливает силы.

Целью был избран город Лахасусу, использовавшийся как база для нападений на СССР. 11 октября китайские корабли на реке Сунгари попытались атаковать силы Амурской военной флотилии. Советские моряки ушли, не принимая боя.

Сокрушительный удар в лютый мороз

Ответ последовал 12 октября 1929 года. Амурская военная флотилия атаковала китайские корабли, уничтожив семь из них. После того, как были также подавлены артиллерийские батареи на берегу, началась высадка советского десанта. Город Лахасусу был взят, а китайские части отступили, неся большие потери.

30 октября началась операция на 60 километров выше по течению Сунгари. Высаженный кораблями советский десант захватил город Фуцзинь, полностью разбив находившуюся в его районе группировку противника.

17 ноября 1929 года была начата Маньчжуро-Чжалайнорская операция, направленная против укрепленных регионов с центрами в Маньчжоули и Чжалайноре.

Стояли 20-градусные морозы, но части Красной армии уверенно действовали в этих сложных погодных условиях. Несмотря на бешеное сопротивление китайцев, Чжалайнор был взят 18 ноября. Красноармейцы обнаружили на улицах следы панического бегства – выбитые окна, двери, брошенное в большом количестве имущество.

На рассвете 20 ноября был окружен Маньчжоули. Китайский гарнизон капитулировал спустя несколько часов.

Общие потери Красной армии в ходе операции составили около 280 убитых и более 700 раненых. Китайцы потеряли более 2000 человек убитыми, свыше 8000 были взяты в плен. Среди тех, кто оказался в плену, был и командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжу-цзян вместе со всем своим штабом. Среди огромного количества военных трофеев оказались даже два бронепоезда.

Хабаровский протокол

Группировку в Маньчжоули еще принуждали к капитуляции, а китайское правительство уже искало контактов с Москвой.

Советский Союз объявил свои условия – восстановление советского управляющего на КВЖД и немедленное освобождение всех ранее задержанных граждан СССР. После этого Москва готова была продолжать переговоры об урегулировании.

22 декабря 1929 года в Хабаровске уполномоченный Китайской республики Цай Юаньшэнь и уполномоченный СССР, агент НКИД Симановский поставили протокол, согласно которому на КВЖД был восстановлен статус-кво в соответствии с Пекинским и Мукденским договорами.

Китайские власти обязались разоружить белогвардейские отряды в Маньчжурии и освободить арестованных советских граждан. Соглашение предусматривало незамедлительное восстановление консульств СССР в Маньчжурии и консульств Китая на советском Дальнем Востоке, а также возобновление деятельности советских хозяйственных организаций, существовавших в Маньчжурии до конфликта, и китайских коммерческих организаций в СССР.

К 25 декабря 1929 года советские части были выведены с территории Китая.

Победа, выигравшая время

Советский контроль над КВЖД продлился недолго. В 1931 году Маньчжурия была оккупирована Японией. В регионе было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го.

Полномасштабная война с японцами в планы советского руководства не входила. В 1935 году СССР продал КВЖД Маньчжоу-Го.

В 1945 году, после разгрома Японии, Советский Союз вернет полный контроль над КВЖД, включая ее южную ветку. В 1952 году СССР на безвозмездной основе передаст КВХЖД Китайской Народной республике.

Читайте также  Архитектура и культура второй половины xix века

Показательная «порка», произведенная Красной армией в 1929 году, отрезвила тех, кто мечтал о новой интервенции. Стало ясно, что военная мощь Советского Союза растет. Конечно, тягаться на равных с самыми мощными армиями мира было трудно, но у потенциальных «борцов с большевизмом» не осталось сомнений – цена вторжения в СССР в любом случае будет высокой.

Большую войну удалось отодвинуть, дав стране необходимое время на мирное развитие.

То развитие, без которого не было бы полной победы в 1945 году.

Бои 1929 г. на КВЖД: Мишаньфуская операция

17-18 ноября 1929 г. в районе озера Ханка на Дальнем Востоке силами частей Особой Дальневосточной армии (ОДВА) была проведена Мишаньфуская операция по разгрому китайских войск, сконцентрированных на советско-китайской границе. Противостояние на этом участке границы началось из-за конфликта на КВЖД. Части Красной Армии были переброшены на границу, в район станции Гродеково, для помощи пограничникам, уже в июле 1929 г. В сентябре на границе произошли бои с китайскими и белогвардейскими отрядами.

Для разгрома китайской группировки войск в районе города Мишань (Мишаньфу) были собраны части 1-й стрелковой Тихоокеанской дивизии А. И. Черепанова, 9-й отдельной кавалерийской бригады Д. Д. Вайнерха. Их поддерживали 5-я истребительная и 40-я бомбардировочная эскадрильи авиационной группы Э. П. Карклина. Силы Красной армии на этом направлении составили 2800 бойцов, 960 сабель, 36 орудий, 131 станковый пулемет и 25 самолетов. Им противостояла группировка китайских войск численностью около 4000 человек кавалерии и пехоты.

2-му Нерчинскому и 3-му Верхнеудинскому полкам Тихоокеанской дивизии была поставлена задача выступить из поселка Турий Рог на север и к вечеру 17 ноября овладеть городом Мишань. В это время 9-я кавалерийская бригада с приданными ей гаубичной батареей и посаженным на подводы батальоном Верхнеудинского полка должна была обойти город с запада и отрезать противнику пути отступления. 1-му Читинскому полку предстояло выдвинуться со стороны поселка Крайний и занять район Тайпинчжин – Цумитайза, перерезав пути подхода подкреплений противнику с юго-запада.

Все три отряда поставленные задачи выполнили, китайцы отступили на всех участках. Главные силы Тихоокеанской дивизии, пройдя с боями 40 км, сломили сопротивление китайцев и к вечеру 17 ноября взяли город Мишань. В документах ОГПУ говорилось (орфография сохранена):

«При вступлении наших частей Мишаньфу производил впечатление вымершего города. Большая часть населения, будучи напуганная китвластями «зверствами» красных отступала вместе с китвойсками. Оставшиеся жители закрылись в домах и фанзах».

Однако вскоре китайцы стали возвращаться домой. Уже 18 ноября в г. Мишань состоялся митинг личного состава Верхнеудинского полка. Потом был организован в одной из местных школ митинг для китайцев.

Китайские войска не отказались от сопротивления. Утром 18 ноября они силами пехотного и кавалерийского полков южнее Мишаня перешли в наступление, которое было остановлено огнем Читинского полка. Донесение ОГПУ от 20 ноября гласило:

«Во время возвращения эшелон главного руководства, следующий на 4-х автомобилях, был обстрелян. Ответным огнем противник был вынужден к отступлению, оставив одного убитого и раненого».

20 ноября 1929 г. все советские части Приморской группы войск покинули территорию Китая и вернулись на исходные позиции. В оперативной сводке особого отдела ОГПУ ОДВА по состоянию на 20.11.1929 говорилось:

«По последним данным в операции на Мишаньфу противника убитых 1200, много раненых, 185 пленных. Наши потери: убитых 17, раненых 57. Лошадей 40… Нами взяты трофеи: 250 лошадей… три грузовика, легковой автомобиль…»

Вооруженное противостояние на границе в районе Восточного участка КВЖД продолжалось до середины декабря. В оперативной сводке особого отдела ОГПУ от 10 декабря говорилось:

«8 декабря район Якеши Мяньдухе 3 кавбригада Мукденвойск, один из кавполков ст. Якеши ожидает якобы приказа общем наступлении Маньчжурском Гродековском направлениях одновременно… данным войск наблюдения в районах Пограничная Санчагоу течение суток 9 декабря большое оживление усиленные работы укреплению позиций. Проводилась установка проволочных заграждений. Постройка козырьков блиндажей. В течение 9 декабря ст. Пограничная прибыло 2 состава. АГД ОГПУ 10 декабря офицеры 2 кавбригады 1 кавдивизии прибыли Хулин целью вербовки солдат потерпели неудачу население армию не идет… Данным Примгруппы днем 9 декабря нашему охранению произведено 20 ружвыстрелов 4 пулеметные очереди китстороны Пограничная».

Военные приготовления китайской стороны в районе станции Пограничная были прекращены лишь 14 декабря 1929 г. Вскоре, после подписания Хабаровского протокола, части Красной армии были отведены от границы.

Конфликт за царскую дорогу. Как китайцы испытывали СССР войной

В ходе боёв на КВЖД советские войска потеряли 281 человека убитыми, а китайские — более 3000 погибшими либо пропавшими без вести. Для Красной армии это столкновение стало проверкой на прочность с учётом неравных сил противника: численность китайских войск превышала 100 000 человек, а у нас едва достигала 18 000.

Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia

Одной из самых горячих зон для молодого Советского Союза в первые годы стала граница с Китаем. 22 июля 1929 года вспыхнул конфликт из-за Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), когда губернатор Манчжурии, по территории которого она пролегала, Чжан Сюэлян при поддержке лидера Китая Чан Кайши решил установить контроль над совместной дорогой, доставшейся СССР в наследство от Российской империи.

Эту дорогу СССР «унаследовал» у Российской империи. На рубеже XIX–ХХ веков её построили, чтобы обеспечить влияние России на Дальнем Востоке. Она соединяла Читу и Владивосток коротким маршрутом через китайский Харбин, а отдельная ветка вела на юг, к Дальнему и Порт-Артуру.

Советское правительство заключило договор об использовании железной дороги, специалисты из Советского Союза и русские эмигранты обеспечивали её работу — всего на КВЖД работали до 17 тысяч подданных Китая и до 13 тысяч граждан СССР. Этот край был очень беден, коммуникаций не было, а хорошо функционирующая «чугунка» приносила много выгод обеим странам.

Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia

Согласно первоначальному русско-китайскому оборонительному договору 1896 года, земли под дорогу передавались России в аренду на 80 лет. КВЖД имела «полосу отчуждения» вдоль дороги под управлением России, которую должны были охранять пограничники Российской империи.

Сложилась уникальная ситуация — до конфликта в этом, можно сказать, российском анклаве мирно проживали белогвардейцы и иммигранты, советские служащие и китайцы. Поскольку дорогой управляло Правление общества КВЖД, юридически оно и осталось хозяином дороги, несмотря на Октябрьскую революцию.

Советский Союз, как ни странно, устраивало это двусмысленное положение. На словах советские власти требовали от китайских выдворить белоэмигрантов в СССР, но на деле не пытались менять статус-кво. Поскольку политическая обстановка в Китае была нестабильна, СССР поддерживал Коммунистическую партию Китая, а лидер этой страны Чан Каши превратился в одночасье в её врага. Поэтому русская пятая колонна в Маньчжурии устраивала СССР.

Однако во второй половине 1920-х годов отношения между СССР и китайским лидером Чан Кайши начали портиться. А в конце китайские власти начали действовать. Советские специалисты изгонялись с работы, административные учреждения захватывали. На границе постоянно шли перестрелки. Москва была настроена решить конфликт мирно, но Чжан Сюэлян видел в этом блестящий шанс сделать то, что в наше время назвали бы рейдерским захватом крайне ценной железной дороги.

Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia

Методы становились всё более жёсткими. Советы поддерживали восстания против Чан Кайши, а китайцы обыскивали и оскорбляли дипломатов. К 1929 году Чан Кайши и Чжан Сюэлян твердо готовились показать Советскому Союзу силу и выбросить русских как минимум с КВЖД. Но и в Москве намеревались защитить свои интересы всеми доступными способами.

Последняя попытка СССР разрешить конфликт дипломатическим путём провалилась. Дальше события развивались быстро. Китайцы захватили телефонную станцию КВЖД в Харбине. Вскоре полиция, уже действуя официально, от имени государства вломилась в Консульство СССР в том же городе. Работники были арестованы, один из дипломатов избит, дипломатические документы изъяты.

Затем были захвачены все значимые объекты на КВЖД, а советские служащие арестованы или изгнаны в СССР. Особого выбора у Москвы не оставалось. Началось формирование особой Дальневосточной армии под командованием Василия Блюхера. Ей и предстояло привести к спокойствию Чжан Сюэляна и Чан Кайши и вернуть контроль над дорогой. После довольно долгого периода перестрелок 12 октября 1929 года Красная армия начала операцию.

Вторжение советских войск

Китайцы располагали внушительным числом людей — точное количество неизвестно, но, даже по китайским данным, — не менее 100 000 бойцов в строю. Советы располагали поначалу только 18 000 солдат. Однако советские командиры рассчитывали на лучшую выучку и техническое оснащение войск.

Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia

Русские располагали первыми танками собственной разработки — МС-1 и 85 боевыми самолётами. В духе времени некоторые части имели своеобразные названия. Скажем, один из авиаотрядов именовался «Дальневосточный ультиматум». Имелись даже гидросамолёты — обычные бипланы МР-1, но с поплавками. План операции был довольно простым — наступление двух группировок вдоль железной дороги навстречу друг другу, ещё один отряд действовал на реке Сунгари.

Читайте также  Хронология и периодизация событий гражданской войны

Красная армия испытывала множество проблем. Антикварные французские пулемёты часто клинили после нескольких очередей, по итогам боёв их описывали как высококвалифицированную дрянь. Командирам не хватало самого простого снаряжения — вроде наручных часов и биноклей. Однако эта бедная армия в мирное время изо всех сил старалась использовать все возможности для тренировок, а теперь, в военное, — компенсировала недостатки импровизацией и передовой, по местным меркам, техникой.

Китайская авиация старалась не показываться в воздухе. Бипланы с красными звёздами гуляли по головам пехоты и конницы почти безнаказанно — огнём противника не был уничтожен ни один аэроплан. Бойцы Чжан Сюэляна (китсолдаты, как их именовали у нас) дрались отчаянно, но современной армии с танками и самолётами им нечего было противопоставить. К тому же дерзость и напор, с которыми действовали красноармейцы, оказались для китайцев неожиданными.

Хитрый план русских

В реальности план русских как раз и состоял в том, чтобы как можно быстрее разбить по частям большое, но неповоротливое китайское войско. Несмотря на численное превосходство противника, советские командиры требовали наступать — постоянные удары с земли и воздуха ломали волю китайских солдат к победе. Там, где китайцы отходили, их старались непрерывно преследовать, чтобы не дать опомниться.

Для погони использовали грузовики, поезда и даже санитарные машины. Это работало — китайские войска быстро начинали разбегаться. Попытки противника использовать речную флотилию на Сунгари кончились налётом с воздуха — самолёты утопили несколько судов и заставили остальные попрятаться. Благо по-настоящему мощных кораблей у китайцев не было: иной раз оказывалось достаточно пулемётного огня, чтобы команда начала бросаться в воду.

Бойцы РККА с захваченными гоминьдановскими знамёнами Чжан Сюэлянa.

Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia

Советские командиры и солдаты искренне верили в свою освободительную миссию и борьбу за счастье трудящихся. Среди трофеев значилось несколько десятков тысяч пудов муки, которые просто раздали населению. Кстати, к китайцам военные относились спокойно и даже доброжелательно. Речи о схватке насмерть не шло, потери были умеренными, а перепуганные пленные не вызывали озлобления. Причём командование сознательно упирало на необходимость щадить гражданских и их имущество.

А вот на противоположной стороне фронта этот «маленький блицкриг» вызвал растерянность и панику. Солдаты толпами сдавались в плен. Кое-где наступление РККА сдерживал не столько противник, сколько… встречный ветер. На самом деле, при 20 градусах мороза это действительно было серьёзной проблемой. Но надеяться на такую ненадёжную защиту китайские генералы, конечно, не могли. Требовалось договариваться, пока красноармейцы не стали хозяевами Маньчжурии.

19 ноября китайцы запросили мира. СССР пытались объявить агрессором через Лигу Наций, но там только плечами пожали. Для Чжан Сюэляна положение становилось час от часу хуже, в декабре в Хабаровске подписали протокол об урегулировании вопроса о КВЖД. Арестованные и пленные возвращались, дорога признавалась совместной собственностью.

Для СССР и Красной армии конфликт стал экзаменом на дееспособность. Советский Союз показал, что в состоянии защищать свои интересы и не остановится перед использованием силы. Эта демонстрация твёрдости потребовала жертв — с советской стороны погиб 281 человек. Китайская сторона потеряла более 3000 человек. Кроме того, до 8 тыс. солдат Чжан Сюэляна попали в плен. Авантюра обернулась трагедией, но после этого Чан Кайши и его соратники надолго потеряли охоту выяснять пределы терпения соседа с севера.

Конфликт на КВЖД

Конфликт на КВЖД

Место

Причины

Итоги

Сторона А

Участники I

Командиры I

Потери I

Сторона Б

Участники II

Командиры II

Потери II

Конфликт на КВЖД — советско-китайский вооружённый конфликт, произошедший в 1929 году после захвата Чжан Сюэляном контроля над Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД).

Предыстория [ ]

Китайскую Восточную железную дорогу построили русские инженеры и рабочие в 1897-1903 годах. Она, проходя через Маньчжурию, соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога и полоса отчуждения вдоль КВЖД принадлежали России и обслуживались её подданными.

В 1925 году политическую партию Гоминьдан возглавил Чан Кайши. Через два года он , не без помощи советских военных советников, захватил Пекин и объявил себя президентом Китайской Республики. В 1927 между идеологически близкой к СССР Компартией Китая и Гоминьданом началась война.

Начиная с декабря 1928 года китайцы начали предпринимать попытки по захвату КВЖД.После пропагандистской кампании в прессе 22 декабря 1928 года китайская полиция Харбина захватила телефонную станцию КВЖД.

В начале 1929 года китайские власти потребовали, чтобы распоряжения советского генерального управляющего дорогой согласовывались с китайскими советниками. 2 февраля 1929 года советская сторона предложила правительству в Мукдене обсудить наметившиеся разногласия. Но встреча советского генерального консула в Харбине Бориса Мельникова с Чжан Сюэляном окончилась взаимными обвинениями и ссорой.

Весной 1929 года китайскими властями были арестованы свыше 2000 советских граждан — рабочие и служащие КВЖД, сотрудники консульства в Харбине и др. Барражировали аэропланы, в районе станции Пограничной были установлены мощные прожекторы. Под Благовещенском были проведены артиллерийские учения. Приграничные районы в Китае охватила паника — жители были уверены в скором советском вторжении.

Боевые действия [ ]

С лета 1929 китайские отряды неоднократно обстреливали территорию СССР. В течение нескольких недель советская и китайская сторона обменивались депешами, что не дало результата (нанкинское правительство послушало немецких военных советников, которые утверждали, что СССР не в состоянии начать войну). Дальнейшие переговоры велись при посредничестве немецкого министерства иностранных дел.

6 августа 1929 года была образована Особая Дальневосточная Армия (ОДВА). С целью дезинформации противника, командование Забайкальской группы ОДВА провела переименование 62-го и 63-го стрелковых полков 21-й стрелковой дивизии (так, 63-й стрелковый полк временно получил наименование «36-го стрелкового полка 12-й стрелковой дивизии имени Сибревкома»), а за день до начала операции на станцию Маньчжурия по общему телеграфу был передан оперативный приказ «Подготовиться к движению на Хайлар». Этот приказ стал известен китайцам и непосредственно перед началом операции они передислоцировали одну дивизию из Маньчжурии в Хайлар, что облегчило продвижение 21-й стрелковой дивизии.

Советские танки в Китае.

12 октября началась Сунгарийская наступательная операция. Под Лахасусу огнём артиллерии Дальневосточной военной флотилии (командующий — Я. И. Озолин) были подавлены китайские береговые батареи, а советская авиация нанесла удар по кораблям Сунгарийской речной флотилии. В результате авианалёта, 5 из 11 китайских кораблей были уничтожены, а остальные отступили вверх по течению. После этого с кораблей Дальневосточной военной флотилии был высажен десант. При поддержке артиллерии, красноармейцы 2-й стрелковой дивизии овладели городом, а затем возвратились на советскую территорию.

30 октября—3 ноября в 60 км выше по течению Сунгари проведён второй этап Сунгарийской операции — Фугдинская операция.30 октября 1929 года в устье реки Сунгари вошли 8 кораблей Дальневосточной военной флотилии с десантом, которые уничтожили находившиеся здесь корабли китайской Сунгарийской флотилии, затем два полка 2-й стрелковой дивизии заняли город Фуцзинь (Фугдин), который удерживали до 2 ноября 1929 года, а затем возвратились на советскую территорию.

Красноармейцы с трофейными китайскими знамёнами.

Наступление в ходе Мишаньфусской операции началось в ночь на 17 ноября. Группа под командованием Д. С. Фролова перешла государственную границу, преодолела вал Чингисхана и, пройдя незамеченной свыше 30 километров, захватила рудник Беляно в 8 км южнее города Маньчжурия, а затем перекрыла дороги и заняла господствующие высоты южнее и западнее города; одновременно с севера к городу подошла группа Стрельцова. Кольцо окружения замкнули подошедший с востока 106-й стрелковый полк и Бурятский кавалерийский дивизион. Вслед за этим шесть советских самолётов нанесли удар по военным объектам в городе (были разбиты казармы и выведена из строя радиостанция), а три самолёта сбросили бомбы на крепость Любенсянь, вызвав здесь пожары. Воспользовавшись замешательством противника, одна из стрелковых рот группы Стрельцова под прикрытием огня артиллерии и пулемётов ворвалась в китайские окопы на северной окраине города.Когда советские части вошли в Чжалайнор, город находился в состоянии хаоса. Все окна выбиты, на улицах — брошенное военное имущество.19 ноября Красная армия повернула на Маньчжоули; китайские укрепления южнее и юго-западнее Чжалайнора были взяты через полтора часа.Утром 20 ноября силы С. С. Вострецова окружили Маньчжоули и предъявили китайским властям ультиматум. В этот же день город был занят.

22 декабря был подписан Хабаровский протокол по которому КВЖД вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: