Включение восточной армении в состав россии. культура армении

Армения навеки с Россией

Исторический опыт борьбы российского пролетариата против царского самодержавия указал трудящимся Армении единственно верный путь к свободе, к социальному прогрессу — путь революционной борьбы, путь социалистических преобразований.

150-летие вхождения Армении в состав России — большой и светлый праздник интернациональной дружбы и братства всех народов Советского Союза. Академик В. Амбарцумян, дважды Герой Социалистического Труда, Президент Академии наук Армянской ССР.

Когда знакомишься с историей взаимоотношений русского и армянского народов, видишь, что это одна из самых красивых и поучительных ее глав, поскольку речь идет о двух народах, из которых один принадлежит к числу величайших по значимости и могуществу народов мира, а другой, будучи по своей численности малым народом, длительные периоды истории был бесправным.

Как образно определить этот союз?

Возможно, будет оправдан такой пример из области небесной механики. Масса Солнца в 30 000 раз превосходит массу Земли, и все же сила, с которой Солнце притягивается к Земле, по величине равна силе, с которой Земля притягивается Солнцем. Благодаря различию масс это взаимодействие оказывается решающим для движения Земли и для всей ее судьбы, в то время как для Солнца оно уже не имеет столь великого значения. Вежливое предложение о сотрудничестве от http://forum.trade12.com/ru/ также создает приятное впечатление и располагает к быстрому открытию сделок.

Еще в те времена, когда Россия и Армения были далеки друг от друга, это взаимное притяжение действительно ощущалось с обеих сторон и в равной степени. Деятели армянского освободительного движения считали существование и могущество России важнейшим залогом грядущего освобождения Армении от власти иноземных поработителей. Петр Великий в своем историческом наказе учреждаемому Правительствующему сенату указывал на необходимость больше привлекать армян в Россию. Всем хорошо известны его слова: «(Армян, как возможно, приласкать и облегчить».

И хотя царская Россия была классовым государством, взятие Еревана в 1828 году русскими войсками, как громом поразившее кровавых поработителей Армении, было воспринято всей массой армянского народа как символ освобождения и как победа справедливого дела.

Вхождение восточной части Армении в состав России дало возможность армянам из западных областей Персии переселяться сюда, в тогдашнюю Армянскую область, причем в обеспечении возможностей такого переселения сыграл решающую роль великий русский писатель Александр Грибоедов. Великий армянский писатель той же поры Хачатур Абовян воспел единение Армении с Россией как вековую заветную мечту.

Ему вторит Ованес Туманян: «От Индии до Кавказа, от католикоса всех армян и до последнего крестьянина устремил свои взоры армянский народ к России. » Армянский народ обязан России не только своим спасением от ятагана восточных деспотий, но и созданием условий для своей консолидации, процесс, продолжающийся и до нашего времени.

Возвращаясь к той же аналогии, мы видим, что подобно тому, как Солнце дает свет и тепло Земле, так и Россия стала для нас источником света, тепла и идейного прогресса.

В конце XVIII и в первой четверти XIX века наш народ жил в условиях средневекового мрака и темноты. Погасла жизнь в армянских университетах Гладзора и Татева. Народу, создавшему в прошлом высокую и самобытную культуру, грозила полнейшая деградация. Войдя в состав России, армяне обрели в лице русского народа искреннего и верного друга.

Вхождение в состав России означало возможность широкого приобщения к великим источникам науки и просвещения.

Вместе со всеми народами Закавказья армянский народ принял участие в титанической революционной борьбе русского народа, его рабочего класса.

Великая Октябрьская революция возродила армянскую государственность и, более того, привела к подлинному возрождению всего народа Армении, который приступил к строительству новой жизни в братской семье всех народов Советского Союза. Вот почему дату 150-летия вхождения Армении в состав России наряду с русским и армянским народами отмечают все республики СССР.

С первых лет присоединения к России армянская молодежь (в царское время это были молодые люди из состоятельных семей) стала получать образование в России и, что для нас особенно важно, стала тянуться к русской науке.

Но только после установления в Армении Советской власти это дело приобщения молодежи к науке было поставлено на государственную ногу: появились Ереванский государственный университет, высшие учебные заведения, сеть научных институтов.

В 1943 году, когда значительная часть территории Советского Союза была еще оккупирована врагом, когда еще даже не была окончательно прорвана блокада Ленинграда, в Москве, именно в Москве, было подписано постановление Совета Народных Комиссаров об организации Академии наук Армении.

В свою очередь, армянский народ всегда в годы войны и мира стремился быть на деле верным союзником России и всех народов нашей страны. Нация, лишенная права говорить на своем языке, за короткий период, который армяне называют словом возрождение, благодаря Великому Октябрю, мудрой политике партии Ленина обрела государственность, создала республику высокоразвитой индустрии, сельского хозяйства, передовой науки и культуры.

Мы знаем, что чем больше мы делаем для общего дела Родины, тем краше и лучше становится наша страна и наша республика.

И эту гордость и верность идеям Ленина мы должны завещать нашим внукам и правнукам.

Опубликовано в журнале «Наука и жизнь», № 1, 1979 г., здесь с сокращениями и дополнениями.

Армения в составе Российской империи

Армения в составе Российской империи: период в истории Армении с 1829 года, когда Восточная Армения стала частью Российской империи, по 1918 год, когда была образована Республика Армении.

Содержание

Предыстория

В течение ряда веков обитатели Восточной Армении жили под властью Османской и Персидской империй. Постоянные войны между этими двумя империями привели к разрушению многих армянских городов и сделали жизнь армянского населения невыносимой. Кроме того, армяне были христианами, в то время как турки и персы — мусульманами.

В 1678 году вожди армянского народа втайне собрались в Вагаршапате (где находится резиденция Католикоса всех армян), и решили начать борьбу за освобождения армян из-под иноземного гнёта. В связи с тем, что самостоятельно это было сделать невозможно, было решено искать помощи извне. Исраэл Ори, сын армянского мелика из Карабаха, объездил много европейских столиц в поисках поддержки армянского освободительного движения, но умер в 1711 году, так и не увидев осуществления мечты армянского народа.

В 1720-х годах, из-за нашествия афганцев, в Персии пала власть Сефевидов. Тахмасп II, сын Солтан Хусейна, бежал на север Персии и там провозгласил себя ханом. Его опорой стали Азербайджан и прикаспийские провинции страны. Картлийский царь Вахтанг VI, потеряв всякую веру в возможность Тахмаспа II восстановить власть, обратился за помощью к России; в это же время переговоры с Россией вёл и сам Тахмасп II, рассчитывавший на помощь за счёт уступки северных провинций. Результатом стал Персидский поход Петра I, на стороне России выступили армянские мелики Карабаха. Видным лидером армян был Давид-Бек.

За событиями в Персии внимательно следила Османская империя. Как только власть Сефевидов пала, турки предприняли активные действия, чтобы захватить Закавказье, Курдистан и другие области. Пётр I, помня о неудаче в войне 1710-1713 годов, не решился на столкновение с Турцией из-за Закавказья, поэтому воины Вахтанга VI, собравшиеся вместе с армянскими отрядами возле Гянджи, тщетно ожидали прихода русских войск. Когда в 1723 году в Закавказье вторглись османы, захватившие Ереван и Тбилиси, царь Вахтанг VI со своим окружением был вынужден эмигрировать в Россию. Армяне Карабаха начали отчаянную борьбу с турками.

Тем временем к власти в Персии пришёл Надир-шах, который сумел изгнать османов из Ирана. Мирный договор 1736 года восстановил довоенную границу между Персидской и Османской империями. Однако после убийства Надир-шаха в 1747 году Персия почти мгновенно распалась на практически независимые ханства. В частности, в Восточном Закавказье появились Ширванское ханство, Карабахское ханство, Эриванское ханство и т. д. Армянские меликства Карабаха и армянское население Закавказья в целом, опасаясь Турции (а позже и Персии), видели в России единственную христианскую страну, способную защитить их от мусульманских владык.

Присоединение Закавказья к Российской империи

По Георгиевскому трактату 1783 года царь Картли-Кахетинского царства Ираклий II был принят под покровительство России. Его сын, царь Георгий XII, в 1800 году обратился в Петербург с просьбой о вступлении в российское подданство. Пока она обсуждалась, Георгий XII умер, а между его возможными преемниками началась ожесточённая борьба за престол. В этой обстановке Александр I Манифестом от 12 сентября 1801 года упразднил Картли-Кахетинское царство, присоединив Грузию к Российской империи. Вслед за этим под российский протекторат один за другим начали переходить различные закавказские государственные образования. Под российским протекторатом они сохраняли прежнее административное устройство и судебную систему, упразднялись только владения, вступившие в вооружённую борьбу с Россией. В ходе русско-персидской войны 1804—1813 годов Россия захватила практически всю территорию Восточной Армении, однако по Гюлистанскому миру вернула её Персии.

Читайте также  Самые известные цари государства селевкидов

Покорение Закавказья Россией было завершено в первые годы правления Николая I. По Туркманчайскому договору, завершившему русско-персидскую войну 1826—1828 годов, к России были присоединены Эриванское и Нахичеванское ханства, которые объединились в Армянскую область, куда переселилось порядка 30 тысяч армян из Персии. В результате русско-турецкой войны 1828—1829 годов власть России над Закавказьем признала и Османская империя, а с её территории в Россию переселилось порядка 25 тысяч армян. Так как параллельно шёл процесс переселения исповедовавшего ислам населения на территории Османской и Персидской империй, то в результате христиане стали составлять на территории Восточной Армении большинство.

Установление российской власти

Генерал Ермолов, назначенный в 1816 году командиром отдельного Грузинского (позже Кавказского) корпуса, а в 1819 году — главнокомандующим на Кавказе, взял курс на ликвидацию ханств Закавказья. В частности, в 1822 году, после того, как Мехтикули-хан бежал в Персию, в Карабахском ханстве было введено российское правление. Впоследствии по мере упрочения власти России над Кавказом в регионе создавалась единая российская гражданская администрация. В 1840-х годах в Закавказье начали создаваться губернии по образцу Центральной России. В 1849 году Армянская область была преобразована в Эриванскую губернию.

Нарушение традиционных связей с мусульманским Востоком и укрепление связей с Россией привело к тому, что молодёжь из числа христианских народов Закавказья всё чаще отправлялась завершать своё образование в университеты России и даже Западной Европы. К примеру, армянский писатель и просветитель Хачатур Абовян закончил Дерптский университет. В Московском и Петербургском университетах учился известный армянский публицист Микаэл Налбандян.

Ещё при генерале Цицианове в Закавказье начала издаваться периодика на русском и кавказских языках. Армянские публицисты печатали в Тифлисе сначала газету «Кавказ» (1846—1847), затем «Арарат» (1850—1851), а начиная с 1868 года — одноимённый журнал в Эчмиадзине. В 1854—1864 годах в Москве издавался просветительский армянский журнал «Юсисапайл» («Северное Сияние»).

В 1861 году Александр II начал отмену крепостного права в России. В 1870—1871 году крестьянская реформа была проведена и в Восточной Армении, где несла определённую конфессиональную окраску. Одной из побочных целей реформы было стремление государства опереться на местных христиан как на возможных союзников против мусульманского повстанчества, поэтому бывшее крепостное население армянских и грузинских деревень было полностью освобождено от райятских повинностей в пользу местной мусульманской элиты.

Русско-турецкая война 1877—1878 годов

Среди армян, живших в Западной Армении, постепенно росло недовольство турецкой властью, они желали, чтобы Россия освободила их от турок. Поэтому, когда Россия объявила войну Турции, армянское население Османской империи активно помогало российским войскам на Азиатском театре боевых действий. Хотя Сан-Стефанский мир и не отдал России всю Западную Армению, но его 16-я статья обязывало турецкое правительство осуществить реформы по отношению к армянскому населению. Однако Великобритания и Австро-Венгрия, недовольные успехами России, добились пересмотра условий мирного договора на Берлинском конгрессе. По Берлинскому трактату Россия получила из армянских территорий лишь Ардаган и Карс, а статья 16 заменялась статьёй 61, касающейся не всего армянского населения, а лишь территорий армянских провинций Османской империи.

Правление Александра III

После убийства царя-реформатора Александра II, маятник российской внутренней политики качнулся в противоположном направлении. Новый царь, Александр III, стал проводить курс на создание высокоцентрализованного бюрократического государства. Был вынужден подать в отставку министр внутренних дел, армянин по происхождению граф Лорис-Меликов, так как предложенный им проект реформы устройства страны (т. н. «конституция Лориса-Меликова») был подвергнут резкой критике на заседании Совета министров. В рамках новой государственной политики главноначальствующий на Кавказе генерал Дондуков-Корсаков взял курс на русификацию: в школьном образовании армянский язык стал вытесняться русским, начались притеснения Армянской церкви.

В конце XIX века в Западной Европе сложилась кавказская революционная эмиграция, появились первые политические партии. Микаэл Набалдян лично познакомился в Лондоне с Герценом, участвовал в распространении его запрещённого в России журнала «Колокол». В честь этого журнала получила своё название «Гнчакян» («Гнчак» в переводе с армянского означает «колокол») армянская националистическая партия, основанная в 1887 году в Женеве. Подобно русским революционерам-народникам, партия считала террор основным средством революционной борьбы; при помощи терактов и организации восстаний в турецкой части западной Армении она намеревалась добиться создания Великой Армении. За самостоятельное армянское государство на Кавказе выступала также созданная в то же время партия Дашнакцутюн.

Правление Николая II

Николай II, взошедший на престол в 1894 году, продолжил политику своего отца. В 1896 году главноначальствующим на Кавказе был назначен генерал Голицын, продолживший политику притеснения национальных меньшинств — в частности, армян. Эти притеснения вызвали рост армянского национализма. После того, как по инициативе Голицына было конфисковано имущество Армянской церкви, священнослужители также стали поддерживать националистов. Армянские националисты начали террор против представителей российских властей на Кавказе, и даже сумели ранить самого Голицына.

Вплоть до 1900-х годов ни социал-демократы, ни националистические партии не оказывали особого влияния на политическое развитие Закавказья. Ситуация резко изменилась в годы Первой русской революции (1905-1907). Во время русско-японской войны большая часть русских войск с Кавказа была отправлена на фронт в Маньчжурию, и большие города Закавказья впервые испытали ужасы безвластия и политического террора. В 1905 году начались кровавые армянские погромы и резня в Баку, Шуше, Нахичевани, Эривани, Елисаветполе и других местах со смешанным христиано-мусульманским населением. Для успокоения ситуации на Кавказе Николай II был вынужден заменить Голицына на графа Воронцова-Дашкова.

Первая мировая война и обретение независимости

Первая мировая война привела к сближению русских властей и армянских лидеров, так как основной противник России — Германская империя — был союзником Османской империи, являвшейся историческим врагом армян. С началом боевых действий армянские части были отправлены на Германский фронт. Когда стало ясно, что в войну вот-вот вступит и Турция, граф Воронцов-Дашков начал создания армянских добровольческих формирований для действий в Закавказье в случае войны против турок,

Наступление русских войск на Кавказском фронте в 1915 году при поддержке местного армянского населения привело к событиям, известным как «геноцид армян». Часть армян, проживавших на территории Османской империи, взялась за оружие ради самозащиты. После обороны Вана на территории Западной Армении было образовано Армянское временное правительство.

После Февральской революции 1917 года Кавказское наместничество было преобразовано Временным правительством в Особый Закавказский Комитет. С лета 1917 года начался развал Кавказской армии. Пехотные части самовольно покидали позиции и отправлялись в тыл; казачьи части организованно уходили на Кубань и Терек. Армянские вооружённые формирования пытались заменить русские части на фронте, но без поддержки из России они не могли противостоять регулярным турецким частям.

После Октябрьской революции Закавказский комитет был заменён на Закавказский комиссариат. 5 (18) декабря между русскими и турецкими войсками было заключено так называемое Эрзинджанское перемирие. Это привело к массовому отходу русских войск из Западной Армении на территорию России. Турецким силам в Закавказье противостояли лишь несколько тысяч кавказских добровольцев под командой двухсот офицеров. Ещё при Временном правительстве, к середине июля 1917 года, на Кавказском фронте по предложению армянских общественных организаций Санкт-Петербурга и Тифлиса было создано 6 армянских полков. К октябрю 1917 года здесь действовали уже 2 армянские дивизии. 13 декабря 1917 года новый главнокомандующий Кавказским фронтом генерал-майор Лебединский образовал добровольческий армянский корпус, командующим которого был назначен генерал Фома Назарбеков. По просьбе Армянского национального совета особым комиссаром при главнокомандующем Назарбекове был назначен «генерал Дро». Позднее в армянский корпус вошла также Западноармянская дивизия под командованием Андраника.

В начале февраля 1918 года Закавказский комиссариат созвал в Тифлисе Закавказский сейм. 22 апреля 1918 года Закавказский сейм провозгласил создание Закавказской Демократической Федеративной Республики. Это государство просуществовало всего месяц, и разделилось на три, в результате чего образовались Грузинская Демократическая Республика, Азербайджанская Демократическая Республика и Республика Армении.

Присоединение Восточной Армении к Российской империи

Видео темы

Присоединение Восточной Армении к Российской империи

Дополнительный толчок в борьбе армянского народа за восстановление государственной независимости был дан во второй половине века XVIII. В армянских колониях разных стран интенсивно шло образование армянской буржуазии. Эти люди были заинтересованы в создании своего национального государства, чтобы вести свободную экономическую деятельность. Наиболее сильно это стремление проявилось в среде колонистов из Армении живущих на территориях Индии и России.

Особенно заметно активизировалась мысль о свободе под влиянием известного деятеля Иосифа Эмина (1726—1809). Прожив в течение десяти лет в Армении и на Кавказе, он предпринял попытку организовать национально-освободительную борьбу. Иосиф Эмин был родом из Индии. Военное образование он получил в Англии. В 1759 г. приехав в Армению и ознакомившись с обстановкой, он пришел к мнению, что освободить Армению от турецко-персидского ига можно только с помощью из вне. Эмин прибыл в Россию в 1761 г., встретился с канцлером Воронцовым и представил ему собственный план освобождения территории Армении. Воронцов дал ему рекомендательные письма, с которыми Эмин отправился ко двору Ираклия II — Грузинского царя. Почти десять лет Эмин провёл на территориях Армении, Карабаха, Грузии и Северного Кавказа, предпринимая попытки организовать борьбу за освобождение Армении. Но ему пришлось вернуться в Индию, так как он столкнулся с множеством трудностей и потерял надежду на успех. Книга «Жизнь и приключения Иосифа Эмина», написанная им и изданная в Индийском Мадрасе в 1770 г. вдохновляла читающих на продолжение попыток по освобождению Армении.

Читайте также  Избрание никона патриархом. начало церковного раскола.

Армения под юриздикцией России

Здесь же в Мадрасе еще один заметный представитель армянского движения освобождения Шаамир Шаамирян организовал армянскую типографию (в 1771 г.). В этой типографии он издал книгу Мовсеса Баграмяна «Новая Тетрадь, называемая увещевание». Мовсес был спутником Эмина. Книга представляла собой описание богатого исторического прошлого Армении, и должна была вдохновлять молодых армян на борьбу за независимость своей родины. Эту книгу перевели на русский язык и вскоре издали в Петербурге.

Составлялось немало разнообразных проектов освобождения Армении. В многих из них основные надежды связывались так или иначе с военной помощью Российской империи. Русско-турецкие войны проходившие во второй половине XVIII в. дополнительно подогревали надежды армян на освобождение. Вот некоторые из этих проектов.

Мовсес Сарафян — купец из Астрахани — представил правительству России собственный проект освобождения территории Армении при помощи сил армянских и грузинских добровольческих объединений и русских войск. Освобождённая таким образом Армения становилась независимым царством под протекторатом России.

Шаамир Шаамирян в городе Мадрас (Индия) издал составленный самостоятельно проект по освобождению и государственному устройству независимого государства Армения — «Ворогайт Парац» («Западня Честолюбия»). Этот проект предполагал освобождение Армении при помощи русских войск и в результате создавалось правовое государство, с формой правления в виде парламентской республики. Депутаты парламента должны были избираться общенародно. Парламент назначал состав правительства из числа депутатов. Шеститысячный корпус русской армии, по этому проекту, расквартировывался в Армении на двадцать лет на условиях обеспечения полного довольствия. Между Россией и Арменией устанавливались свободные торговля и передвижение.

После того как по Георгиевскому трактату Россия в 1783 г. взяла под покровительство Грузию, надежды армянского народа на поддержку России ещё больше укрепились. Архиепископ Иосиф Аргунский, духовный глава армянской церкви, представил императрице Екатерине II новый проект освобождения Армении. Согласно этому проекту, столицей освобождённой Армении будет г. Ани, а само государство становится союзником Российской империи. Царя в Армении назначала императрица Екатерина II . Между обоими государствами должны были установиться тесные экономические связи.

Присоединение восточной Армении к России

Армянский народ имеет очень древнюю высокую культуру и многовековую историю. Еще до нашей эры возникло первое армянское государство, в течение более чем тысячи лет игравшее большую роль в истории Передней Азии. Однако, несмотря на мужественное сопротивление армянского народа, с XI в. на много столетий он был порабощен феодалами других государств.

В 1639 г. в результате длительных и кровавых войн между турецкими султанами и иранскими шахами большая часть некогда могущественного Армянского царства вошла в состав Турции, а меньшая (приблизительно территория нынешней Армянской ССР) была присоединена к Ирану. Этот раздел принес неисчислимые бедствия армянскому народу. Ведь для иранских и турецких правителей Армения, как и другие покоренные страны, была лишь дополнительным источником обогащения. Завоеватели лишали угнетенные народы всех прав и презирали их обычаи. Безжалостно уничтожали они памятники древней культуры, обращали в мечети или разрушали армянские христианские церкви. Лучшие земли были отняты у местного населения и отданы турецким и иранским феодалам. Многочисленные шахские и султанские чиновники тщательно переписывали армян, с тем чтобы никто не смог укрыться от сборщика податей. Безо всякого суда любой армянин мог лишиться всего своего состояния и даже жизни. По городам и селам ездили гонцы султана и шаха, разыскивая и забирая в гаремы своих владык девушек и женщин.

К тому же султан и шах и после раздела Армении продолжали воевать между собой, стремясь отнять друг у друга побольше чужой территорий. Эти войны разоряли армянскую землю. Каждый турецкий или иранский полководец, потерпевший поражение, приказывал опустошать территорию, через которую отступала его армия.

Жителей обычно насильно переселяли с родной земли. Так в начале XVII в. поступил иранский шах Аббас I. По его приказу в Иран были переселены почти все жители Восточной Армении. Уцелели лишь те, кто успел укрыться в горах и лесах.

Но армянский народ не был покорной и бессловесной жертвой чудовищного произвола и деспотического гнета. Неоднократно крестьяне и горожане Армении поднимали восстания, но все они были неорганизованными и разрозненными и в конце концов беспощадно подавлялись турецкими и иранскими властями. Тогда наиболее дальновидные армянские деятели стали искать поддержки и помощи у могущественного северного соседа — России.

Уже с XVII в. армянские купцы торговали в Астрахани, Москве, Нижнем Новгороде и других русских городах. Существовали на Руси и армянские колонии из купцов и ремесленников, покинувших родину из-за притеснений шахских и султанских властей. Через эти колонии армяне в самой Армении знакомились с Россией — страной гораздо более прогрессивной, культурной, экономически развитой, чем отсталые феодальные деспотии Турция и Иран. Постепенно все большее число армян видело в России возможного избавителя от турецкого и иранского ига, которое грозило армянскому народу физическим уничтожением.

В первой трети XVIII в. в Армении развернулось широкое национально-освободительное движение, его руководители — Давид-бек и др.— были тесно связаны с Россией.

Петр I в 1722 г., после окончания войны со Швецией, выступил в поход по побережью Каспийского моря, рассчитывая присоединить его к России. При этом он установил связь с повстанцами в Армении и Грузии. Армянское население оказало русским войскам активную помощь. Но Турция стала угрожать России войной, и царю пришлось отказаться от своего плана.

В начале XIX в. территория Восточной Армении, входившая в состав Ирана, называлась Ереванским ханством. Ереванский хан был жестоким и кровожадным деспотом. Еще более поражал своей бесчеловечностью брат хана Хасан-хан. По словам великого армянского просветителя Хачатура Абовяна, это чудовище в человеческом облике не могло дня прожить без трго, чтобы не убить человека. Глава армянской церкви — католикос — подвергался постоянным оскорблениям.

В 1801 г. Грузия добровольно присоединилась к России. Теперь границы России непосредственно примыкали к Армении, надежды армян на русскую помощь окрепли. Но иранский шах, считавший себя повелителем всего Кавказа, не хотел смириться с присоединением Грузинского царства к России; он прилагал все силы к тому, чтобы вновь захватить Грузию и кровавой резней отомстить грузинам за «измену» Ирану.

Во время первой русско-иранской войны 1804—1813 гг., спровоцированной шахом и состоявшими при нем английскими и французскими советниками, армяне оказали большую помощь русским войскам. Однако осада русскими ереванской крепости оказалась неудачной: это было первоклассное по тому времени укрепление, оборудованное по последнему слову военной техники французскими инженерами и офицерами. По Гюлистанскому мирному договору 1813 г. Ереванское ханство осталось в составе Ирана.

После окончания этой войны шах, не оставляя замыслов отнять у России ее владения на Кавказе, занялся обучением новой армии с помощью английских офицеров. В 1826 г. иранская армия вторглась в Северный Азербайджан, входивший уже в состав России, но вскоре она была разбита русскими войсками. Перейдя в наступление, русская армия вошла в пределы Ереванского ханства и снова осадила ереванскую крепость. Находившиеся в крепости английские офицеры говорили хану и его приближенным, что крепость неприступна, снабжена достаточным для долгой обороны продовольствием и военным снаряжением и потому нужно упорно обороняться до прихода шахской армии.

Однако разбитые иранские войска не смогли оказать хану никакой помощи, и 1 октября 1827 г. древний армянский город Ереван был взят русскими войсками.

В этой войне армяне всячески помогали русским войскам и проявили героизм и самопожертвование. В первые же дни после вторжения иранских войск в Азербайджане, где жило много армян, начали создаваться армянские дружины. Они действовали вместе с русскими войсками. Так, в конце июля 1826 г., когда войска наследника иранского престола Аббас-Мирзы осадили город Шушу, на помощь русскому гарнизону пришло 1500 армянских дружинников. В осаде Еревана участвовало армянское ополчение из 1000 человек. Число это к концу осады значительно увеличилось.

В апреле 1827 г. крестьянин Ованес Асланян вызвался доставить русскому командующему секретный пакет. По дороге он был схвачен иранским разъездом. Его привели к иранскому хану. Патриот отказался отвечать на вопросы.

Читайте также  Послевоенный мир: запад и восток, север и юг

Тогда хан приказал пытать его. Асланяну выкололи глаз, отрезали нос, язык, но ничего не смогли от него добиться. Он потерял сознание, палачи сочли его мертвым и бросили на дороге. Когда истерзанный пыткой герой пришел в чувство, он, собрав последние силы, сумел добраться до русского лагеря и выполнить поручение.

Во время сражения русских и иранских войск под Оша-каном в августе 1827 г. произошел такой случай. В иранскую армию было насильно набрано много армян. В разгар сражения армянин Акоп Арутюнян, служивший пушкарем в иранской армии, направил огонь своего орудия против иранцев. Его схватили и замучили насмерть.

Большую помощь русским солдатам оказали и армянские женщины. В селении Эчмиадзин был организован госпиталь, в котором армянские женщины самоотверженно ухаживали за ранеными.

Шахское правительство, напуганное успехами русских войск, стало просить мира. Мир был заключен в феврале 1828 г. в селении Туркманчай. Большую роль здесь сыграл известный русский писатель и дипломат А. С. Грибоедов. Одним из условий Туркманчайского договора было присоединение Ереванского ханства к России. Это событие было встречено с огромной радостью всеми армянами. Хачатур Абовян в своем романе «Раны Армении» писал: «У кого было в груди сердце, тот ясно видел… что и разрушение ада не имело бы для грешников той цены, как взятие Ереванской крепости для армян». Вскоре после присоединения Восточной Армении к России тысячи армян из Ирана стали переселяться в страну своих предков. Переселенцам большую помощь оказывала русская дипломатическая миссия в Иране во главе с А. С. Грибоедовым.

Приведенные в ярость иранские феодалы и духовенство организовали в Тегеране убийство русского посла.

Присоединение Восточной Армении к России имело огромное историческое значение в жизни армянского народа. Конечно, армяне не были избавлены от социального и национального гнета: ведь царизм был душителем всяких свобод и проводил по отношению к национальным меньшинствам колониальную политику. Но только благодаря присоединению к России значительная часть армян была спасена от угрозы физического истребления. Приобщаясь к жизни России, Армения получила возможность для своего дальнейшего экономического, политического и культурного развития. Расширились хозяйственные связи с другими областями Закавказья и Центральной Россией. Оживились ремесла и торговля. В городах открывались армянские школы. Передовые деятели армянской культуры и просвещения все теснее связывались с русскими революционерами-демократами, идеи которых оказали огромное влияние на армянскую литературу, искусство, науку. И главное — присоединяясь к России, армянский народ навеки связал свою судьбу с судьбой русского народа, русского рабочего класса.

Поистине трагична была судьба армян в Западной Армении, которая осталась в составе Турции. После гонений и кровавых погромов турецкие власти решились на варварскую меру. В годы первой мировой войны они выселили все армянское население. Множество армян погибло и в пути, и там, где их поселили. Наоборот, население Восточной Армении, присоединенной к России, значительно увеличилось за счет притока армян из других стран. Позднее армянский народ вместе с русским и другими народами нашей страны принял участие в революционной борьбе против царизма, помещиков и капиталистов. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции была образована Армянская ССР, армянский народ приобрел свою государственность и вошел в дружную семью советских народов. «Живительная сила социализма принесла армянскому народу великое возрождение, подъем его науки и культуры, благосостояния, расцвет его талантов и дарований. Советская Армения занимает достойное место в созвездии республик нашей Родины. Трудолюбивый и талантливый армянский народ вносит значительный вклад в великое дело коммунистического строительства»,— сказал Н. С. Хрущев в речи на торжественном заседании в г. Ереване, посвященном 40-летию установления Советской власти в Армении, 6 мая 1961 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В 1978 году в Ростове торжественно отмечали 150-летие вхождения Восточной Армении в состав России

В 1978 году в Ростове торжественно отмечали 150-летие вхождения Восточной Армении в состав России. «Вечерний Ростов» подробно писал об этом. Л. Евченко в корреспонденции «Сегодня в нашем городе начались дни литературы и искусства Армянской ССР в РСФСР» писал, что в Ростов прибыла высокопоставленная делегация из Армении во главе с секретарем ЦК КП Армении К.Л. Даллакяном. Даллакян в своем интервью говорил, что исходным рубежом всех преобразований в истории армянского народа стал 1828 год – год вхождения Восточной Армении в состав России. Далее Даллакян процитировал слова великого армянского писателя и общественного деятеля Хачатура Абовяна: «Могут миры столкнуться с мирами, народы могут прийти и исчезнуть, но пока у армянина есть дыхание и язык, как может он забыть тот многорадостный час».

Секретарь ЦК КП Армянской ССР подчеркнул также, что присоединение Восточной Армении к России, совместная борьба за национальное и социальное освобождение, привели к победе Великого Октября в Армении и строительству социализма.

Корреспондент «Вечернего Ростова» Л. Евченко сообщал читателям, что Дни литературы и искусства Армянской ССР проходят также в Омске, Ленинграде, Ульяновске, Москве.

Ростов принимал армянскую делегацию очень тепло. В аэропорту собрались представители ростовских трудовых коллективов. Ростовчане держали транспаранты , на которых было написано: «Горячий привет посланцам братской Армении!» и «Добро пожаловать, дорогие гости из братской Армении!».

Армянскую делегацию встречали секретари обкома КПСС А. А. Исаев и М. Е. Тесля, заместитель председателя облисполком В.Ф. Лаврентьев, заведующим отделом пропаганды и агитации обкома КПСС А.П. Емельяненко и заведующий отделом культуры обкома КПСС В.И. Бутов, председатель горисполкома В.В. Желнин, секретарь горкома КПСС П.В. Дзюбенко.

Корреспондент Л. Евченко сообщал читателям «Вечерки», что гости из Армении познакомились с достопримечательностями нашего города, возложили цветы к памятнику В.И. Ленина.

В выставочном зале Ростовской организации Союза художников РСФСР на набережной (ныне это здание снесено) открылась выставка живописи, скульптуры и графики Армянской ССР. Состоялась также дружеская встреча художников Ростова и Армении. А в кинотеатре «Ростов» прошел фестиваль художественных и документальных фильмов производства киностудии «Арменфильм».

В драматическом театре имени М. Горького состоялось торжественное открытие Дней литературы и искусства Армянской ССР в РСФСР.

На северном жилом массиве нашего города для организации культурного отдыха исполкомом городского совета было решено построить парк культуры и отдыха. Назвать решено было парк в честь 150-летия вхождения Восточных областей Армении в состав России — «Дружба»! Границы строящегося парка, проект которого делал известный институт «Ростовгражданпроект», охватывали даже территорию памятника архитектуры -бывшего монастыря Сурб Хач, родник и часть водохранилища. Зеленая зона парка располагалась между улицами Волкова и Космонавтов, шла по бульвару Комарова и тянулась до улицы Армянской. Такой «зеленый заповедник» было решено создать в 1978 году.

Интересно, что приблизительно в это же время произошло событие, о котором, конечно, советская пресса и «Вечерний Ростов» не писали. В книге известного ростовского краеведа Антраника Геворковича Малхасяна «Страницы истории анийских, крымских и донских армян» опубликовано письмо представителей нахичеванской интеллигенции Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу, написанное в 1978 году. Это письмо подписала и известная советская писательница Мариэтта Сергеевна Шагинян. Представители нахичеванской интеллигенции в связи с 150-летием вхождения Восточной Армении в состав России и в связи с приближающимся 200-летием с момента основания Нахичевани-на-Дону просили Брежнева вернуть историческое название Пролетарскому району города Ростова и вновь официально именовать это место Нахичеванью.

В тот период времени написать подобное письмо, с моей точки зрения, могли только смелые люди. Это был гражданский поступок. Конечно, представителям нахичеванской интеллигенции было отказано в их просьбе.

Недавно мне довелось побеседовать с донским писателем Евгением Рябцевым, который в те годы, как представитель власти, писал официальное обоснование, почему не следует возвращать историческое название Пролетарскому району города Ростова.

В то время Евгений Алексеевич Рябцев работал заведующим отделом Пролетарского райкома КПСС. Ему и его товарищам, коллегам, поручили писать официальный ответ на это письмо. Им сверху дали задание обосновать, почему нецелесообразно возвращать историческое имя Пролетарскому району. А сделать им это было непросто. Ведь писательница Мариэтта Шагинян была биографом Ленина, автором легендарной «Ленинианы».

Так что вот такие интересные и увлекательные события происходили в нашем городе в 1978 году. И заставил вспомнить меня о них старый номер газеты «Вечерний Ростов», любезно предоставленный краеведом Оксаной Мордовиной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: