Крестьяне и посадские люди по соборному уложению

Соборное Уложение 1649 года

О МЫТАХ И О ПЕРЕВОЗЕХ, И О МОСТАХ

1. В которых в государевых дворцовых селех и в черных волостях и в патриарших и в митрополичьих и в архиепископлих и епископлих и в монастырских вотчинах, и бояр и околничих и думных и ближних людей и столников и стряпчих и дворян московъских и дьяков и жильцов и дворян и детей боярских городовых и иноземцов и всяких чинов людей, в поместьях и в вотчинах, в селех .и в деревнях, мыты и перевозы, и на тех перевозех и на мытах з дворян и з детей боярских и с и(ы)ноземцов и со всяких служилых людей и с их людей и с запасов и з гонцов, которые посланы будут для государевых дел, мыта и перевозу и мостовщины нигде не имати. И велел государь о том в Московском уезде и в городех учинити заказ крепкой, и послати свои государевы грамоты, чтобы с служилых людей, з дворян и з детей боярских и с и(ы)ноземцов и со всяких служилых людей и с их людей и с запасов и з гонцов ни кто ни где мыту и перевозу и мостовщины не имал.

2. А будет по мытом мытчики, и по перевозом перевозщики, и по мостом мостовщики с служилых людей и с их людей и с запасов и з гонцов учнут имати мыты и перевозы и мостовщину, чрез сей государев указ и боярской приговор, и тем людем на тех мытчиков и на перевозщиков и на мостовщиков бити челом государю, и про то, сколко с них кто возмет мыту и перевозу и мостовщины, спрашивати их по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии крестному целованию, кто имяны мытчики и перевозъщики и мостовщики взяли с них мыто и перевоз и мостовщину, и сколько взяли. Да что которой челобитчик, дворянин, или сын боярской, или иноземец про то скажет по государеву крестному целованию сам, а не люди их и не крестьяне, и по тем их скаскам на тех мытчиках и на перевозъщиках и мостовщиках мыто и перевоз и мостовщина доправити втрое, и отдати тем людем, у кого взято будет, да тем же мытчиком и перевозъщиком и мостовщиком учинити наказанье, бить кнутом.

3. А будет служилых людей запасы везли люди их и крестьяне без них не на продажу, а с тех их людей и крестьян мытчики и перевозъщики и мостовщики возмут мыто и перевоз и мостовщину, и про то те их люди и крестьяне скажут, по государеву крестному целованью, и по тем люцким и крестьянским скаскам на мытчиках и на перевощиках и на мостовщикех мыто и перевоз и мостовщину по тому же взяти втрое, и отдать тем людем, у кого взято. А будет кто в челобитье в своем прибавит, что его на перевозе или на мыту лаяли и били и грабили, и того искати судом, и в тех делах указ учинити по суду и по сыску.

4. А будет которые московских чинов всякие люди, и городовые дворяне, и дети боярские, и иноземцы по мытом и по перевозом и по мостом учнут с собою провозить торговых всяких чинов людей с товары, а про то сыщетца, и тех людей бить кнутом, да на них же взяти мыт и мостовщину и перевоз втрое, и отдать мытовщиком и перевозъщиком и мостовщиком.

5. А которые торговые всяких чинов люди по перевозом и по мытом учнут пролыгатца имяны служилых людей, а про то сыщетца, и тем людем по тому же чинити наказание, бити кнутом и имати на государя пени по пяти рублев с человека. А имати пеню с таких людей на Москве и в городех, где на них о том будет челобитье.

6. А в головах и в целовалникех в таможнях и на кабакех и на мытах и на перевозах и на мостах, которые таможни и кабаки и мыты и перевозы и мосты в городех, и в уездех, в государевых дворцовых селех и в черных волостях, опричь посадских людей и дворцовых сел крестьян, ничьим людем и крестьяном не быти.

7. Тако же и в зимнее время на реках от берегов и около мостов для мостовщины в городех и в государевых дворцовых селех и в черных волостях и в патриарших и в митрополичьих и в архиепископлих и епископлих и в монастырьских вотчинах и в боярских и околничих и думных людей и столников и стряпчих и дворян московских и дияков и жилцов и городовых дворян и детей боярских и дворовых людей в вотчинах и в поместьях льду не окалывати, и служилым и торговым и всяких чинов людем тем убытков не делати. А кто для своей корысти учнет мосты окалывати, а про то сыщется, и тем чинити наказание, бити кнутом, и пеню имати, что государь укажет.

8. Да и постоялово в дорогах, в селех и в деревнях, с служилых людей не имати, и о том на Москве учинити заказ крепкой, и биричем велеть кликати по многие дни, и в городы послати государевы грамоты, и велеть в городех о том по тому же учинити заказ крепкой, чтобы с служилых людей однолично нигде никто постоялово не имал.

9. А в которых селех и в деревнях и по дорогам на мостах и на плотинах, и на реках, и на перевозех, и на торгех изстари мыта не бывало, и в тех местех новых мытов никому не вымышляти и не заводити ни которыми делы, опричь тех мест, в которых местех мыты и перевозы изстари были, и на которые мыты и перевозы и мосты кому жаловалные грамоты даны.

10. А кто мыт, или перевоз, или мостовщину заведет внов для своего пожитку своим вымыслом без указу, и у него то все взяти на государя.

11. А которые мосты и перевозы за кем в вотчине, или в поместье, по жаловальным грамотам из давных лет и тем людем в тех своих вотчинах по дорогам гати и мосты и плотины починивати собою, и были бы у них те гати и мосты крепки, чтобы на тех мостах и гатех проезжим всяким людем ни за чем простою и задержания и убытков не было.

12. А будет кто помещик, или вотчинник в поместьях и в вотчинах своих учнут мыт и п(е)ревоз и мостовщину збирати, а мостов и гатей и плотин починивать не велят, а у проезжих служилых и у всяких людей будет в тех местех, где худые мосты и плотины и гати, учнут какие убытки чинитися, у служилых людей будет в тех местех потонут, или погрязнут лошади, или запасы, или служилая и всякая рухлядь, а у торговых людей товары, или у кого у иного что ни буди, и те все убытки тем всем проезъжим людем взяти, по суду и по сыску, на тех помещиках и вотчинниках, у которых те худые мосты и плотины и гати будут, и велеть тем вотчинником ,и помещиком в тех местех зделати мосты и гати и плотины новые, чтобы однолично у них на тех мостах и гатях впредь проезжим людем ни за чем простою и убытков не было.

Читайте также  Сталинизм - вождь и народ

13. А будет где и на государевых мостах и на перевозах, где будут верные головы и целовалники, или откупщики, проезжим людем учнут чинитися какие убытки и простои для же того, что у них мосты и на перевозех поромы и плоты будут худы, и те убытки проезжим людем по суду и по сыску взяти на верных головах и целовалниках, или на откупщиках. И приказывати верным головам и целовалником и откупщиком о том накрепко, чтобы у них однолично мосты и на перевозех поромы и иные суды и плоты были крепки, и чтобы у них на тех мостах и на перевозех однолично никому проезжим людем ни за чем простою и убытков не было.

14. А будет кто помещики, или вотчинники старыя дороги потопят прудами, или вспашут к своей земле для своей корысти, и тем помещиком и вотчинником, вместо тех старых дорог, учинити на своей земле, блиско тех старых дорог, новые дороги таковы же, каковы старые дороги были, чтобы теми новыми дорогами всяким проезжим людем с тяжелыми возы ездити было мощно и не далеко.

15. А будет помещики и вотъчинники новыя дороги проложат хуже старых дорог, или перед старою дорогою объезд будет далеко, и тем вотчинникам и помещиком велеть очистити старыя дороги.

16. А будет в чьем поместье или в вотчине на дороге проезд худ, на грязях гатей и на грязных реках мостов нет, и изстари не бывало, и тот помещик, или вотчинник учнет бити челом, чтобы ему на тех грязных местех велеть, для проезду всяких людей, зделати мосты, а за протори его збирати ему с проезжих людей мостовщину против иных мостов, и о тех новых мостах делати указ по досмотру и по сыску.

17. А которыми реками суды ходят, и на тех реках прудов новых и плотин и мелниц не делати, чтобы по тем рекам новыми прудами и плотинами судового ходу не переняти.

18. А будет кто на такой реке плотину и зделает, и ему у той плотины для судового ходу зделати ворота, чтобы теми вороты мочно было судам ходити. Также на которых реках зделаны будут по старине, а не внов езы для рыбныя ловли, а судовой ход тою рекою бывает же, и на тех езах для судового ходу делати ворота же, а наглухо тех езов через такие реки городити не велеть для того, чтобы судового ходу не переняти, а мытов бы на тех новых езах и на прудах и на плотинах отнюд не было.

19. А которые люди всяких чинов, не бив челом государю, самовольством на своих на вотчинных и на поместных водах по дорогам завели мыты и перевозы и мостовщины, и перевоз и мыт емлют самовольством внов, в которых местех напередь сего не бывало, а иные внов поставили мелницы, и тем воду подняли, а преже сего в тех местех бывали дороги и броды, и они теми запрудами дороги и броды отняли, и со всяких чинов с людей емлют перевоз и мостовщину и мыт, и тем перевозом и мостом и мытом впредь не быти, и те мелницы и мосты и перевозы свести.

20. А будет ис тех людей, которые мелницы внов поставили, учнет кто бити челом государю, чтобы у них мелниц не ломать, и тем мелницам по их челобитью быть. А велеть им в тех местех, где бывали старые дороги, зделати для проезду всяких людей мосты и перевозы устроити добрые, а ездити теми их мостами и перевозами всяких чинов людем, чей кто ни будь, без мостовщины и бес перевозного для того, что они мелницы по дорогам устроили, и перевоз завели, где преже сего не бывало, для своего пожитку самовольством, не бив челом государю. А будет они впредь учнут мостовщину и перевоз, или мыто имать, или впредь мосту и перевозу у них не будет, и в том на них будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и те их мелницы и заплоты сломать, чтобы теми их мелницами и заплотами дорога впредь была не заперта, и служилым бы и всяким людем, чей кто ни будь, в проезде мешканья и убытка не было.

Правовое положение зависимого населения и жителей посадов по Соборному уложению 1649 года

Правовому положению крестьян посвящена в осн. глава XI СУ.

Выделяются 2 разновидности: государевы и частновладельческие. Основания – для владения крестьянами – писцовые книги, крепости, кот. должны дополнять друг друга в случае возникновения к.-л. споров.

Беглые крестьяне: основания для возврата – запись в писцовых книгах. Возвращают с семьей и им-вом.. По возвращении хозяева выдают расписку о получении. Если крестьяне были у другого владельца, то за каждого крестьянина, за год нужно отдать по 10 рублей их владельцу. При разрешении споров о беглых крестьянах большую силу имеют приписные книги, чем крепости. Вышедшие замуж девушки возвращаются владельцу с семьей. Принимая чужих крестьян, помещик д.б. узнать все о них. Если он давал им ссуды, то это не явл. основанием для того, что бы их оставить.

Наем на работу с записью или без нее не явл. осн. для закрепощения. Феодал имел право разлучать родителей и детей. Дети отдаются в собственность как приплод. Твердая цена на крестьян, если не удалось вернуть крестьянина, владельцу выплачивалась компенсация. Подробно говориться о брачно-семейном праве крестьян. Крестьяне могут выступать в суде в качестве свидетеля. За крестьян ищут и отвечают помещики, кроме дел, подвластных разбойничьему приказ. У помещиков – право феодальной юстиции.

В 20гл. представлены все виды холопства: Полное (старинное и докладное), добровольное, кабальное, а также купленные люди.

СУ сохранило прежний обычай включения полных холопов в дух., рядные, данные грамоты наряду со всем остальным им-вом. Беглый полный холоп подлежал сыску и возврату своему владельцу вместе с женой и детьми. СУ не допускало оформления служилой кабалы на чел-ка, связ. к-л формой зав-сти, в т.ч. и полной грамотой. Но СУ не исключ. оформления кабалы на полных холопов и, след-но, переход из одного состава в др. СУ подталкивало процесс отмирания полного холопства, оказывая явное предпочтение кабальному. Главн. черта прав. положения старинного холопа — передача его по наследству, основанием в таком случае служили старин. крепости. Старин. холопоство было наследственно и потомственно. Хол-во распространялось на свободного, вступившего в брак с холопом. СУ устанавливает право наследств. владения докладными холопами по прям. нисходящей линии вплоть до правнуков на основании дух., рядных, данных грамот.

Купленные люди. Права распоряжения ими были широки: их завещали, включая в дух., дарили, оформляя данные, давали в приданое, продавали. Права наследования переходили, даже если купленые люди не были указаны в духовной умершего владельца.

Читайте также  Курс лекций по отечественной истории 9 - начала 20 века

СУ знает только поступление в кабальное холопство. Осн. источник пополнения кабальных холопов составляли незакреп. эл-ты об-ва, не принятые к ни служилому сословию, ни к феод. завис. кр-ву. СУ регламентировало источник пополнения кабальн. холопства по 2 линиям: возраст.(после 15 лет) и соц.(исключались дети боярские, кр-не и бобыли, принятые временно по найму, беглые или собств.). Кабальный холоп зависел от его господина до самой его смерти. Запрещалось вкл. каб холопов в духовные и давать их в приданое. На детей каб холопов распространялся статус их родителей. За умысел убить господина следовало отсечение руки

Посадское население. Во второй половине XVI и в XVII в. продолжа­ется рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается чис­ленность посадского населения, которое прикрепляется к посаду.

Растет купечество, которое имело привилегии (освобождение от ряда повинностей). Намечается четкое разделение в городах на купе­чество и «черных» людей. К последним относились ремесленники и мелкие торговцы.

Кроме «черных» слобод в посадах существовали «белые» слобо­ды, дворы, владельцы которых не несли государева тягла, что вызы­вало протесты со стороны «черных» людей. Соборное уложение 1649 г. упразднило «белые» слободы. Свободный мог стать посадником (напр жениться)

Ограничение круга лиц, могущих торговать, во избежание конкуренции. По степени состоятельности посад делился на :лучший, средний и малодший.

Правовое положение крестьян и посадских людей по Соборному уложению 1649 года.

Крестьяне:

Окончательно закрепощены. Бессрочный сыск беглых крестьян. Крестьян возвращали феодалам на основании их записи в писцовых книгах от 1626 года.

Подразделялись на два вида: частновладельческие и государственные.

Зависимость крепостных была потомственной. По записям 1626 года крестьяне возвращались в женой и детьми, по книгам 1646-48гг. — кроме того, вместе с братьями, племянниками, внуками, их женами и детьми.

Были признаны законными «полюбовные» сделки феодалов о крестьянах.

За держание беглого крестьянина феодал уплачивал штраф в размере 10 рублей в год

Крестьяне были прикреплены к земле, а не к личности феодала. Это подтверждается такими нормами, как запрет перевода из поместья в вотчину, принадлежащие одному феодалу. Другой пример: требование мены поместьями «жилое на жилое», «пустое на пустое» и т.д.

Помещик отвечал за правонарушения, совершенные его крестьянами (кроме татьбы, разбоя и убийства).

Если феодал убивал чужого крестьянина:

— неумышленно — отдавал владельцу убитого своего лучшего крестьянина с его семьей и имуществом.

— умышленно — смертная казнь.

Крестьянское имущество защищалось законом от посягательств помещика. Так, если выяснялось, что помещик грабил крестьян, устанавливал слишком высокие налоги и т.п., и это привело к массовому бегству крестьян из тех земель, то следовало жестокое наказание, «что государь укажет».

Крестьянство запрещено было закабалять. Нельзя было накладывать кабалу ни на своих собственных, ни на беглых крестьян.

За оскорбление крестьянина полагался рубль штрафа.

— беглых крестьян возвращали с имуществом. Даже если «глухой живот», т.е. точная сумма крестьянского имущества неизвестна — она определялась по умолчанию в 5 рублей.

— закон предупреждал «корыстование» крестьянским животом, т.е. стремление феодала, принявшего беглых крестьян, оставить их имущество себе. Если феодал признавался в том, что принял беглого крестьянина, но не признавал «животы», следовало все равно доправить их с ответчика.

— крестьяне обладали правом арендовать сенокосы, бобровые и иные угодья, а также правом сервитута для прохода через чужие земли к этим угодьям

— крестьянам запрещено было иметь бизнес в посадах или торговать чем-нибудь, кроме как прямо с возов.

Процессуальные права крестьянина:

— мог быть истцом и ответчиком в суде

— мог быть призван в свидетели (при сумме иска до 20 рублей можно было ссылаться на 10 крестьян). Для него было обязательно крестоцелование.

— мог сам призывать себе свидетелей

— мог доносить на своего господина. Однако если донос не оправдывался, крестьянина жестоко били кнутом.

— если помещик привел крестьянина в суд, обвиняя его, крестьянину назначали пытку.

Посадские люди.

До Уложения существовало два типа посадов: черный и белый. Белые не несли тягло, поэтому люди из черных стремились уходить в белые слободы. Уход людей из черных слобод повлек за собой увеличение тягла для оставшихся, поскольку налог платился не с человека, а с улицы, и существовала круговая порука. Такая система вызывала недовольство как чернотяглого населения (на них возлагалось больше обязанностей), так и государства (приток денег в казну уменьшался). Поэтому Соборное Уложение упраздняет белые слободы и переводит все их население под государево тягло.

Основания принятия под тягло:

— принадлежность к территории посада

— занятие ремеслом и торговлей на этой территории

— родственные отношения с посадскими людьми

Основания освобождения от тягла

— переход в казачество, совершенный до Смоленской войны (1632-1634)

— освобождение из плена

— переход в стрельцы: если отец с сыновьями уходили в стрельцы, то отец и двое старших, отслужив, возвращались в посад под тягло, а третий и остальные младшие могли остаться на службе и не нести тягло.

— переход в приказы Москвы на государственную службу. Для этого было необходимо подать челобитную, и если государь ее подписал, то тягло снималось.

Таким образом, было осуществлено прикрепление горожан к посадам, закрепление за ними определенной деятельности, был запрещен переход из одного посада в другой или из одного сословия в другое.

Крестьяне не могли заниматься посадскими ремеслами. Если кто-либо из них имел «промыслы» в городе, должны были продать их кому-нибудь из посадских. Феодальные имения — вотчины и поместья, находившиеся в посадах — государь забирал себе, а их владельцам предоставлял взамен равноценные имения в сельской местности.

Категория служилых по прибору — податное, лично свободное население, принятое на военную службу. Не несли тягло, если не имели промыслов в городе. Стрельцы, казаки, драгуны не платили тягло даже при наличии промысла — однако должны были уплачивать таможенные пошлины и оброк. Служилые люди, в отличие от посадских, могли освободиться от тягла по своему желанию.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Вопрос 45. Правовое положение крестьян и посадских людей по Соборному Уложению 1649 года.

Уложение делит крестьян на :крестьяне государевы-дворцовые и черносошные и крестьяне вотчин и поместий служивших людей по отечеству.Подвидом частновладельческих крестьян предстают крестьяне патриарших, властелинских и монастырских вотчин. Уложение провозгласило закон о прикреплении черносошных крестьян к своим наделам наряду с прикреплением крестьян частновладельческих.
Крепостная принадлежность крестьян устанавливалась:
1) по записи отцов в писцовых книгах,если даже дети почему-то не попали в переписные
2) по записи в переписных книгах,если отцы записанных в них не значились в писцовых книгах.

Крепостное право включало в себя 2 формы прикрепления непосредственного производителя: прикрепление к земле-к феодальному владению и прикрепление к личности феодала- к вотчиннику и помещику.
Крестьяне выступают в Уложении как активно действующее в хоз-ом процессе лицо не только на своем наделе,но и во всем хоз-ом комплексе вотчины и поместья.Он имеет право задержать любую чужую скотину,потравившую его хлеб или хлеб , и потребовать возмещений ущерба. Запрещается перевод крестьян,записанных в книгах за поместьями,на вотчинные земли.
Законодательство рассматривало крестьянина и его имущество в неразрывной связи. Закон в одинаковой мере требовал возвращения крестьян с имуществом независимо от того,без каких земель они бежали-частновладельческих или черносошных.
Торговля крестьян в городах разрешалась только с возов. Женитьба беглых крестьян на дочерях посадских людей и на тяглых вдовах не влекла за собой прикрепления их к посадскому тяглу,в то время как женитьба на тяглой посадской вдове вольного человека прикрепляла его к посаду.Наряду с посадскими людьми черносошные крестьяне получали право брать на откуп таможни,кабаки. Частовладельческие крестьяне лишались этого права.
О наличии у крестьян определенных гражданских прав говорит школа штрафов за бесчестье.
Борьба с побегами крестьян была важнейшей задачей
:законодательное закрепление беглых крестьян, ,состояло в законодательном закреплении широкого круга документальных оснований сыска-писцовых,переписных. Уложение фиксировало целый ряд норм,положенных в основу сыска беглых крестьян.При обвинении кого-либо в держании беглых крестьян ему давался срок для проверки этого обстоятельства в своем имении. Процедура возврата крестьян владельцам включала составление отписей «впредь для спору»,которые в дворцовых селах и черных волостях передавались приказчиком, а в вотчинах,поместьях владельцами.

Читайте также  Предгородские центры подесенья в x – начале xi в.

Посадские люди.
Жили в городах,на гос. Землях ,занимались торговлей и несли определенные повинности (тягло) в пользу гос-ва. Посадские имели монополию на торговлю.
В посады возвращались лица,проживавшие в новых местах в качестве закладчиков,крестьян и холопов,кабальных людей и служилых людей по прибору: стрельцов,пушкарей,затинщиков,новых казаков. Не подлежали возврату в посад казаки,получающие государевы жалованье.Освобождались от посадского тягла лица,вышедшие из плена. Из посадских людей,по своей воле ставших стрельцами,в посад возвращались отец и двое сыновей,а третий сын отца-оставался в стрельцах.
Кабальные люди,родители которых были посадскими людьми или черносошными крестьянами,передавались в посад «за государя».
В отличие от посадских существенно иным было правовое положение другой категории лиц на посаде.К ним относятся занятые торгами и промыслами-определялись служилые люди по прибору (стрельцы,казаки). Стрельцы,казаки,драгуны освобождались при наличии у них лавок и мастерских от тягла и от тяжелых служб,но были обязаныплатить томоженные пошлины,а с лавок-оброк.
Пушкари,воротники,плотники,кузнецы,имевшие торги и промыслы на посаде,облагались тяглом ,государевыми податями с службами,а с торговых промыслов были обязаны платить таможенные пошлины. У всех служилых людей была общая особенность,отличавшая их от посадских людей,прикрепленных к тяглу и посаду. Они могли освободиться от тягла по собственной воли при условии продажи в посад своих лавок и промысловых заведений.
Территории посадов складывались в итоге отчуждения в посады частновладельческих белых слобод, т.е. непоношенных торгово-промышленных поселков,расположенных как внутри городов так и в непосредственной близости от них.Посадским людям принадлежало исключительное право владения городскими землялми,дворами,лавками,занятия ремесленной деятельностью,промыслами.
Монопольным правом собственности посадских людей на торгово-промысловые заведения на посаде негативно и в общей форме. Переход дворов и лавок в руки беломестцев категорически запрещалось.

Правовое положение посадских людей, крестьян, холопов и кабальных людей по Соборному Уложению 1649 г.

Посадские люди. Городское население в XVII в. Получило устойчивое наименование посадские люди. Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи).

Гости («сурожане» и «суконники») объединились в корпорации, стали пользоваться привилегиями, осуществляя финансовую службу: заведовали таможнями, распределяли статьи доходов и расходов, занимали места городских голов и дьяков в присутственных местах, были распорядителями при сборе пошлин и податей, взимали торговые пошлины с иностранных купцов, торговали государственными товарами.

Торговые люди гостиной и суконной сотен служили сборщиками при таможнях и перевозах, старостами торговых ларьков. Они не освобождались, как «гости», полностью от тягла, но и не несли общих для посадских людей повинностей.

«Черные» посадские люди проживали на земле, являвшейся собственностью государственной казны, и в полной мере несли государственное тягло, налагаемое на городскую общину. Принадлежавшие им земельные участки они могли продавать или закладывать только другим «чернотяглым» людям.

Значительная часть дворов в городе, принадлежавших духовным и светским феодалам, освобождалась от государственного «тягла» и назывались «белыми» слободами. Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных» слобод квалифицированную рабочую силу.

Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное «тягло» «белые» слободы и возвратив в посад ушедших тяглецов.

Крестьяне и холопы.

По Соборному Уложению 1649 г. крестьянин окончательно был превращен в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьей (ст. 18 гл. 11).

При изучении правового положения крестьян нужно иметь в виду, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляет полный простор для произвола вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей. За убийство крестьянина феодал подвергался тюремному заключению, а в качестве возмещения убытков пострадавшему от потери крестьянина феодалу он отдавал из своего хозяйства лучшего крестьянина с женой и детьми.

Статьи 10, 23 гл. 11 устанавливают ответственность за прием беглых крестьян. Землевладельцы, принимавшие беглых, были обязаны не только вернуть их, но и уплатить законному владельцу крестьян определенную сумму.

Соборное Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных (княжеских или боярских слуг, ведавших отдельными отраслями хозяйства, — ключников, тиунов, огнищан, конюших, старост, пашенных., старинных и кабальных, прекращалось со смертью господина, в крайнем случае его сына), старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости.

Основным источником пополнения кабальных холопов были незакрепощенные элементы общества. В статьях 7, 8, 16, 25 гл. 20 говорится этом. Вместе с тем Уложение строго регламентировало источники пополнения кабального холопства. Так, кабала оформлялась только с 15 лет (ст. 20 гл. 20). Запрещалось закабалять верстанных и неверстанных детей боярских (ст. 2 гл. 20). Кабальные холопы находились в зависимости у своих господ в течение срока, установленного кабальной грамотой. Дети кабального холопа по наследству не передавались. Уложение 1649 г. всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале. Холопий приказ обязан был строго проверять место рождения, происхождение и род занятий холопов. Лицу, ставшему кабальным холопом, выплачивалось «жалование» (ст. 78 гл. 20). Особенностью правового положения кабального холопа была зависимость от господина до его смерти (ст. 63 гл. 20). Запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передать их в приданое или по завещанию (ст. 61 гл. 20). Экономической основой бесправия холопов в отличие от крестьян было отсутствие у них собственности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: