Преобразования в экономике

История. 11 класс

Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 23.

Тема – Реформы в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах.

2. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности.

3. Появление коммерческих банков.

4. Принятие закона о приватизации государственных предприятий.

Консенсус-принятие решения на основе общего согласия без проведения голосования, если против него никто не выступает, либо при исключении мнения немногих несогласных участников.

Госагропром — Государственный агропромышленный комитет,союзно-республиканское министерство, осуществлявшее руководство пищевой промышленностью Советского Союза.

Политика ускорения — одно из ключевых направлений реформаторского курса («гласность — перестройка — ускорение»), проводившегося в СССР в 1985—1991 гг.

Инвестиции — это вложение капитала в какое-либо дело путем приобретения ценных бумаг или непосредственно предприятия (предприятий) в целях получения дополнительной прибыли.

Госприёмка – государственная приёмка, в функции которой выступала комиссия по контролю за качеством (в СССР с 1987 по 1990 гг.)

Кооперация — коллективное производственное, торговое и т. п. объединение, создаваемое на средства его членов.

Децентрализация-процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа.

Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

Приватизация-форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи государственной собственности в частные руки.

Ключевые слова

Консенсус, Госагропром, политика ускорения, инвестиции, Госприёмка, кооперация, децентрализация, инфляция, приватизация.

Основная и дополнительная литература

Горинов М.М., Данилов А.А., и др., под редакцией Торкунова А.Д.,10 класс. Ч.3. Издательство «Просвещение» — С.14 – 20

Интернет-ресурсы:

Раздел. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В апреле 1985 года новый Генеральный секретарь М.С.Горбачёв провозгласил политику ускорения социально-экономического развития страны. Реформаторская деятельность Горбачёва во многом была продолжением политики Ю.В.Андропова, но была объявлена новая цель: соединить социализм с демократией.

В мае 1985 года в стране началась антиалкогольная кампания, цель которой — повышение производительности труда, обеспечение всеобщей трезвости. В середине 1980-х годов ежегодный ущерб народному хозяйству от алкоголизма оценивался в 80-100 млрд рублей. При этом, спиртные напитки занимали около 24% товарооборота в государственном плане.

Антиалкогольная кампания способствовала некоторому подъёму производства, росту продолжительности жизни и рождаемости, уменьшению смертности. Но были и негативные последствия: вырубались виноградники, закрывались винно-водочные заводы. Это привело к росту спекуляции спиртным, токсикомании, росту преступности. Массовый характер приняло самогоноварение, из продажи исчезли кондитерские изделия и сахар. В итоге, государство недополучило значительные средства.

В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС была объявлена перестройка системы управления экономикой. Принимая решение о перестройке в экономике, Горбачёв надеялся остановить сокращение темпов развития экономического роста. Была сформулирована программа ускорения социально-экономического развития, главным звеном которого названо машиностроение. Предполагалось, что машиностроение выведет отечественную экономику на передовые мировые рубежи, поэтому большая часть инвестиций была направлена именно в эту отрасль. В сентябре 1985 года Горбачёв призвал шире использовать «скрытые резервы», к которым отнёс укрепление трудовой дисциплины, рационализаторскую деятельность, максимальную загрузку производственных мощностей, развитие соцсоревнования.

Главные пункты новой политики были сформулированы в «Основных направлениях социально-экономического развития на 12 пятилетку и до 2000 года». Предполагалось увеличить в 2 раза национальный доход и объём промышленного производства, за 15 лет удвоить потенциал страны, в 2,5 раза повысить производительность труда. Особые надежды возлагались на программы научно-технического прогресса, генной инженерии, робототехники. Для контроля за качеством продукции была введена госприёмка. Это привело к материальным затратам и росту управленческого аппарата, но качество продукции при этом не улучшилось.

Усиление эксплуатации оборудования, без подготовки новых специалистов и должного уровня технических нововведений, обернулось увеличением числа аварий. К катастрофическим последствиям привела авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. Миллионы жителей Украины, Белоруссии и РСФСР оказались в зоне радиоактивного заражения.

В руководстве страной преобладала «старая гвардия», это вынуждало Горбачёва постоянно маневрировать и искать консенсус. За традиционный путь «наведения порядка» выступали Е.К.Лигачёв, В.И.Соломенцев, В.М.Чебриков. В свою очередь Ю.Д.Маслюков, Н.В.Талызин, А.Н.Яковлев и В.А.Медведев выступали за структурные реформы и преобразование экономических отношений. В конце 1985 года было создано бюро Совета министров СССР по машиностроению. Всё управление сельским хозяйством было сосредоточено в руках Госагропрома. 15 мая 1986 года принято постановление о борьбе с нетрудовыми доходами, однако осенью того же года оно вошло в противоречие с законом об индивидуальной трудовой деятельности.

Благодаря административно-приказным мерам с апреля 1985 года по июнь 1987, прирост промышленного производства составил 4,4%. Но в целом эффективность производства и качество продукции остались на низком уровне. Уже в 1987 году началось снижение темпов роста экономики и углубление экономического кризиса. Привлечение огромных средств на устранение последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Армении в 1988 году усугубило ситуацию. Стало ясно – необходима разработка новойпрограммы экономической реформы.

В феврале 1986 года на XXVII съезде КПСС были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием. К началу 1987 года был обновлён верхний эшелон власти: Политбюро – на 70%, секретари обкомов – на 60%, члены ЦК КПСС – на 40 %. Главой Московского горкома КПСС стал Б.Н.Ельцин. Летом 1987 года новый глава правительства Н.И.Рыжков представил программу перехода к «социалистическому рынку». Основными компонентами программы стали: развитие индивидуальной и кооперативной форм собственности; перевод предприятий на полный хозрасчёт; привлечение частного капитала. При этом сохранялась социалистическая собственность.

1 января 1988 года вступил в силу закон о государственном предприятии, существенно расширивший права предприятий. В том же году был принят Закон «О кооперации в стране», окончательно легализовавший рыночные отношения в СССР. В стране появилось множество различных кооперативов. Тогда же появились первые коммерческие банки. Первым из них стал банк «Патент», открывшийся в 1988 году в г.Ленинград.

В 1988 году Горбачёв объявил об арендном подряде на селе: крестьяне и фермеры могли на 50 лет арендовать землю и распоряжаться полученной продукцией. В 1990 году были приняты законы о переводе промышленных предприятий в аренду, создании акционерных обществ, развития частного предпринимательства, децентрализации и разгосударствления собственности. Ни одна из начатых реформ положительных результатов не принесла. Более того, они привели к углублению экономического кризиса.

В 1988 году началось общее сокращение сельскохозяйственного производства, в 1990 году — промышленного. Впервые с 1947 года было введено нормированное распределение важнейших продуктов питания, резко усилилась инфляция. Летом 1990 года Г.А.Явлинским и С.С.Шаталиным была разработана программа «500 дней», предполагавшая приватизацию государственных предприятий. Согласительная комиссия программу отвергла. В июне 1991 года Президентом России был избран Б.Н.Ельцин. Уже в июле того же года Верховный Совет РСФСР принял закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Разбор типового тренировочного задания

13. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Вставьте пропущенные слова.

_________________ — принятие решения на основе общего согласия без проведения голосования, если против него никто не выступает, либо при исключении мнения немногих несогласных участников.

_______________ — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи государственной собственности в частные руки.

Правильный ответ: консенсус, Госагропром, приватизация.

10. Восстановление последовательности элементов вертикальное

Расположите в хронологической последовательности события1985-1990 гг.:

А) принятие постановления о борьбе с нетрудовыми доходами

Б) избрание Б.Н.Ельцина Президентом России

В) провозглашение политики ускорения социально-экономического развития страны

Г) вступление в силу закона о государственном предприятии

Правильные варианты: В, А, Г, Б.

1) провозглашение политики ускорения социально-экономического развития страны

2) принятие постановления о борьбе с нетрудовыми доходами

3) вступление в силу закона о государственном предприятии

Проблемы переходной экономики — Экономическая теория (Васильева Е.В.)

Общее содержание переходной экономики

Исторический характер всякой системы (становление, зрелость, умирание) обусловливает то, что в развитии общества возникают особые – переходные – состояния. Отличительными чертами таких состояний служат: сосуществование старой и новой систем; особый характер противоречий – борьба элементов отмирающей и нарождающейся экономики; неустойчивость, обусловленная самой трансформацией общества и проявляющаяся в альтернативности вариантов его будущего.

В определенной степени все страны мирового сообщества находятся в переходном состоянии, однако в силу неодинакового уровня развития различных стран переходность в современном мире сложна и многогранна, что находит свое отражение в следующих тенденциях. Во-первых, это постиндустриальные тенденции. Во-вторых, усилившиеся интеграционные процессы, проявляющиеся во все более разветвленных мировых связях. В-третьих, растущая тенденция к преодолению «разноуровневости» в развитии стран на основе ускоренного индустриального развития «отставших» стран и глобализация рыночных отношений.

Читайте также  Выдающиеся исторические личности северной войны

Сегодня в рамках стран мирового сообщества можно выделить несколько разнородных групп:

  1. страны-лидеры, демонстрирующие тенденции движения к постиндустриальному (информационному) обществу;
  2. развивающиеся страны;
  3. бывшие социалистические страны, переходный процесс которых заключается в уходе от плановой экономики к рыночной.

Таким образом, страновая переходная экономика — частица глобального переходного состояния мирового сообщества. Это означает, что, например, переходная экономика России заключает в себе и черты своей индивидуальной специфики, и черты, общие с однородными процессами в других бывших социалистических странах, и глобальные черты переходности к постиндустриальному обществу.

Отсюда переход от одной системы к другой, охватывающий ограниченный период времени и отличающийся изменчивостью и неустойчивостью, – переходная экономика. Смешанная же экономика – постоянное состояние развитых экономических систем конца XX–XXI вв.

Направления преобразований и формирование рыночной системы

Основные признаки и черты новой экономической системы в процессе преобразований переходной экономики начинают постепенно проявляться и становятся все более устойчивыми. В переходной экономике существуют два основных направления преобразований: формирование рыночной системы и преобразование структуры национальной экономики.

Главное направление преобразований на этапе реформирования – создание основ рыночной экономики. Остальные преобразования, такие как приватизация, создание нового типа государственного регулирования экономики, формирование предпринимательства и даже формирование открытой экономики, могут получить развитие лишь по мере создания рыночной основы экономики. Главная задача, решаемая в переходной экономике, – не усовершенствование уже существующей рыночной экономики, а создание новой рыночной системы в условиях взаимодействия с развитыми рыночными хозяйствами других стран. Это особая историческая задача, не имевшая ранее аналогов в истории. С одной стороны, это облегчает создание рыночной экономики, а с другой – усложняет данный процесс, так как рыночные механизмы предъявляют переходной экономике свои, рыночные критерии эффективности.

Как видно из опыта социалистических государств и структуры рыночной экономики развитых стран, очень важно различать наличие реальной рыночной системы отношений и отдельные принципы рыночной экономики.

Будучи основой всех отношений, рыночная система экономики – продукт длительных преобразований, ее нельзя свести к формальному наличию собственников, принятию законов, созданию банков и т. п.

Существует три основных метода становления рынка:

  1. структурные преобразования;
  2. институциональные преобразования;
  3. либерализация экономики.

Система мер по освобождению от государственных ограничений экономики, направленная на рыночное обращение товаров и услуг, на создание условий для свободного движения цен, предпринимательства и открытой экономики, называется либерализацией экономики.

Изменения экономики путем улучшения отношений собственности через разгосударствление и приватизацию с целью изменения огосударствленной структуры называются структурными преобразованиями.

Создание условий для функционирования рыночной системы путем формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, системы управления экономикой, преобразования правовых институтов называется институциональным преобразованием.

Особенности преобразования собственности в российской экономике

Прежняя экономическая система, существовавшая в России, характеризовалась наличием государственной и кооперативной форм собственности при господствующей роли государственной собственности и фактическом огосударствлении и контроле государства за развитием кооперативной и личной собственности. Перераспределение прав собственности, которое происходило внутри существовавших форм собственности, не затрагивало перераспределения экономической власти в целом в экономической системе. Лишь во второй половине 1980-х гг. начались интенсивные изменения собственности, затрагивающие не только перераспределение прав, но и изменения форм собственности.

Выбор направлений и форм преобразований после 1991 г. в переходной экономике России осуществлялся в ходе острых дискуссий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Приватизация происходила в России главным образом в форме акционирования государственных предприятий. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. Разгосударствление имело целью перераспределение таких правомочий, как управление, использование части дохода без смены форм собственности.

Приватизация государственной и муниципальной собственности в России начиналась под лозунгами «народной приватизации». Высшими руководителями страны не раз повторялось, что нам нужны не сотни тысяч, а десятки миллионов собственников; было обещано сделать граждан России подлинными хозяевами. Между тем, если на момент окончания ваучерной приватизации около 50 % акций находилось в собственности работников, то к концу 1996 г. таких акций было не более 20 %, которые к тому же не выплачивались, а если и выплачивались, то в чисто символических размерах.

Продать акции большинства предприятий за удовлетворительную цену тоже не представлялось возможным ввиду их неликвидности: их можно было продать (и продавали) по символической цене.

В итоге работники, которые и получили акции, стали, скорее, собственниками номинальными, а не реальными, т. е. произошло не соединение, а еще большее отчуждение работников от капитала.

Основные особенности российской приватизации

Директивностъ. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимущества. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления выбрано превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований госсобственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти социальными слоями общества.

Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель не учитывала критериев экономической эффективности осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 1980-х гг.

Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась отторжением от собственности основной массы населения и сосредоточием государственной собственности и потоков доходов у олигархических групп.

Форсирование развития фондового рынка. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился основным фактором развития фондового рынка.

Следует отметить, что акции приватизированных российских предприятий и образуемый ими фондовый рынок существенно отличаются от их классических аналогов. Особенность состоит в том, что если классические (обычные) акции являются порождением реального инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, вошедшие в фондовый рынок в переходной экономике России, обменивались на фиктивные активы в виде ваучеров, за которыми не стояло реального инвестиционного процесса. Курсовое поведение акций предприятий, акционированных в порядке приватизации, не отражало реальные инвестиционные процессы или экономическую эффективность представляемых ими предприятий.

Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить ее основные этапы.

Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала главным образом сферу социальной инфраструктуры: торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание и т. д.

Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 % стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды появления стратегических инвесторов.

Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита государственного бюджета отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.

В последние годы приватизация приобрела постепенный характер, поскольку основной массив государственных и муниципальных предприятий уже приватизирован.

Важное значение в процессе приватизации в настоящее время имеют конкурсные продажи принадлежащих государству пакетов акций крупных компаний.

Процесс перераспределения собственности в России еще не завершен, но уже сложилась новая реальность в виде социально-экономической среды функционирования экономики. Это важнейший итог приватизации.

Читайте также  Гипотезы о существовании татаро-монгольского ига

1. Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой. Выделяют следующие основные черты переходной экономики: многоукладность, неустойчивость развития, длительность.

2. Существует два основных направления преобразований в переходной экономике: формирование рыночной системы и преобразование структуры национальной экономики. Становление рынка происходит через либерализацию экономики, структурные преобразования, институциональные преобразования.

Либерализация экономики – это система мер, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики.

Структурные преобразования – это преобразования отношений собственности через разгосударствление и приватизацию.

Институциональные преобразования – это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления экономикой и т. д.

3. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие ее основные этапы: доваучерный, ваучерный (чековый), послечековый (денежный), залоговые аукционы и конкурсные продажи принадлежащих государству пакетов акций крупных компаний.

Преобразования в экономике.

В центре практической деятельности хрущевской администра­ции находились вопросы экономического развития СССР.

По решению сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС были проведены неотложные меры по подъему сельского хозяйства:

во много раз увеличены закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, усилено финансирование аграрного сектора (с 7,6% от всех капиталовложений, в 1950 г. до 18% в 1955 г.). Укреплена его материально-техническая база и кадровый потенциал. На село направляется 30 тыс. партработников и 120 тыс. специалистов-аг­рарников из различных городских управленческих структур. С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залеж­ных земель. В оборот было введено 42 млн. га пашни, где выращи­валось к концу десятилетия до 40% всех зерновых.

Новое руководство СССР обратило также внимание на отста­вание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом. Июльский (1955 г.) пленум ЦК КПСС осудил, как ошибочную, «теорию» об отсутствии морального изно­са техники в условиях социализма, получившую широкое хожде­ние, и подчеркнул; что главная линия в развитии промышленности—это «всемерное повышение технического уровня произ­водства на базе электрификации, комплексной механизации и ав­томатизации».

Благодаря сверхконцентрации материальных средств и челове­ческих усилий, на отдельных направлениях удалось добиться впе­чатляющих успехов: впервые в истории атом заработал в мирных целях (в 1954 г. построена атомная электростанция, в 1959 г. спу­щен на воду атомоход «Ленин»), выводятся на околоземную орбиту первый спутник (1957 г.) и первый космический корабль с челове­ком на борту (1961 г.), радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа, мощный рывок вперед сделала химическая промышленность, освоившая выпуск искусст­венных материалов с заданными свойствами, на транспорте паро­возы уступили место тепловозам и электровозам.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному рутинному пути, объем производства увеличивал­ся за счет нового строительства (введено в действие более 8 тыс. крупных предприятий), а не повышения эффективности использо­вания имеющегося потенциала. Нарастали структурные диспро­порции: если в 1940 г. удельный вес выпуска средств производства (группа А) составлял 61,2%, то в 1960 г. он поднялся до 72,5% при соответствующем снижении доли производства средств потребле­ния (группа Б). Во многом это определялось отказом от предлагае­мого Г. М. Маленковым курса на приоритетное развитие группы Б, который Н. С. Хрущев в 1955 г. заклеймил как «отрыжку правого уклона».

Характерной чертой экономической политики того периода бы­ло активное проведение всякого рода административных реоргани­заций. В них Н. С. Хрущев усматривал второй, не менее важный, чем НТР, рычаг подъема эффективности общественного произ­водства.

В 1957 г. вместо упраздненных отраслевых министерств появи­лись территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). В следующем году правительство ликвидировало МТС и поставило колхозы перед необходимостью втридорога выкупить сельхозтех­нику, что ощутимо подорвало финансовое положение сельских производителей. Под влиянием идеологического клише о прогрес­сивности государственной формы собственности перед колхозно-кооперативной во второй половине 50-х годов происходит массовое преобразование колхозов в совхозы, а в городах — полное огосударствление промысловой кооперации, (в 1955 г. на нее приходилось 8% всей промышленной продукции). Волна новых притеснений об­рушилась на личные подсобные хозяйства, только что (в 1953 г.) освобожденные от сталинских налогов и обязательных натурпоставок: крестьян заставляли продавать колхозам скот, обрезали при­усадебные участки.

В марте 1962 г. была перестроена система управления сельским хозяйством. Вместо прежних структур в районах учреждаются кол­хозно-совхозные управления (КСУ), а в областях и республиках — аналогичные комитеты. При них возрождается институт парторгов и комсоргов ЦК, обкомов и райкомов. Скоро очередь дошла и до самих партийных комитетов. В сельских районах они были упразд­нены (с передачей их функций парторганизациям КСУ), а в обла­стях разделены по производственному принципу (на промышлен­ные и сельскохозяйственные).

«Административная лихорадка» явно шла по нарастающей, в то время как темпы экономического развития страны катились вниз. В 5-ю пятилетку (1951—1955 гг.) промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное — на 20,5% (за счет по­следних двух лет); в 1956—1960 гг. соответственно на 64,3% и 30%;

в 1961—1965 гг. — на 51% и 11%*. ((Надо иметь в виду, что на практике два последних года 6-й пятилетки были объединены с годами следующей пятилетки и на этой основе сверстан единый се­милетний план (1959—1965 гг.) )).

Плановые задания систематиче­ски срывались.

Ситуация, сложившаяся в экономике, напрямую проецирова­лась на социальную политику хрущевской администрации. В сере­дине 50-х годов был разработан целый пакет мер, направленных на улучшение жизни населения, регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенсиях для рабочих и служащих (колхозникам пенсии устанавливаются в 1965 г.). Отменены все виды платы за обучение. Шло массовое строительство жилья. За 1956—1960 гг. новоселье справили почти 54 млн. человек, или четверть населения страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще полу­чали не комнаты, а отдельные квартиры (хотя и малогабаритные).

Однако на рубеже 50-х—б0-х годов явственно обозначилась по­пытка правительства поправить положение дел в экономике за счет трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а розничные цены на продовольствие с мая 1962 г. примерно на столько же возросли. В ряде городов произошли стихийные выступления рабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске (июнь 1962 г.), где власти применили оружие и десятки человек погибли.

В правящих кругах СССР множились сомнения в том, что административные методы управления способны обеспечить дина­мичное развитие экономики. Под руководством заместителя пред­седателя Совмина А. Н. Косыгина начинается подготовка програм­мы более глубокого реформирования хозяйственного механизма, использования методов экономического стимулирования произ­водства.

Преобразование экономики История России 11 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ.

11КЛАСС

ТЕМА: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ.

Тема урока: Преобразования в экономике.

Проанализировать преобразования в экономике в годы правления Н.С. Хрущева.

Образовательные : раскрыть достижения и просчеты экономической политики Н.С.Хрущева, показать взаимосвязь экономических проблем и политических решений;

Развивающие: развивать умение работать с документам и, анализировать высказывать свое мнение, делать выводы, обобщать

Воспитательные: воспитывать уважение к прошлому своей страны; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный материал .

Технологии: ИКТ, коммуникативно — диалоговые, здоровьесберегающие, критического мышления

Тип урока : комбинированный.

I . Организационный момент (проверка отсутствующих, эмоциональный настрой на работу)

II . Проверка домашнего задания.

1.Как изменяется политический режим после смерти И.В.Сталина?

2.Перечислите факторы, способствовавшие приходу к власти Н.С.Хрущева.

Вступительное слово учителя. Политическая фигура Н.С.Хрущева довольно неоднозначна в истории. Были достижения и были просчеты. На сегодняшнем уроке мы попробуем разобраться

Определяем цель в изучении нового материала.

III . Изучение новых знаний.

Групповая работа.

Задание для первой группы. Проанализируйте п.1 §33 с.260,с.263 о сельском хозяйстве. Ответить на вопросы (устно). Выписать даты наиболее важных событий.

Вопросы (раздаточный материал) для 3 –х групп

1.По решению, какого пленума были проведены неотложные меры по подъему сельского хозяйства?

2. Когда и как началось освоение целины?

3. Какие государственные распоряжения укрепили положение колхозов?

4. Почему реорганизованы МТС?

5. Как изменилось отношение государства к личному подсобному хозяйству крестьян в н. 60 –х годов?

Читайте также  Массовый террор против партии - последнее сопротивление

6. Почему СССР стал закупать хлеб за границей?

Просмотр фрагмента фильма о событиях в Новочеркасске

Что заставило, жителей Новочеркасска выйти на демонстрацию и чем она закончилась?

Дискуссия . Как вы считаете, а возможно ли в наши дни подобные события? Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения.

Каковы были положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйства? Ответы учащихся.

Задание для второй группы.

Прочитать материал с.261, 262 о развитии промышленности. Ответить на вопросы. Выписать даты наиболее важных событий.

1.Назовите причины беспокойства советского руководства в отношении развития промышленности?

2.Решения июльского (1955) пленума ЦК КПСС.

3.Перечислите факты, свидетельствующие о появлении новой отрасли промышленности.

4.Какие изменения происходили в управлении промышленностью?

3.Как менялись темпы промышленного производства?

4. Каких успехов достигли наука и техника? В чем были просчеты?

5. Какие выводы можно сделать по итогам развития промышленности?

Что было положительного и что отрицательного?

Задание для третьей группы.

Прочитать пункт 3§33 о социальной политике в 50 – 60 годы. Ответить на вопросы. Выписать даты важных событий.

1. Как менялась жизнь людей:

а) зарплата, б) пенсии, в) продолжительность рабочего времени, г)образование?

2. Как решалась жилищная проблема?

3. Какие можно отметить отрицательные моменты в социальной политике?

Работа с документом с.263-264 .Анализ его и ответ на вопрос с.264

Чем руководствовались судебные органы при вынесении приговора?

Какое решение в ходе судебного заседания приняли бы вы

IV . Закрепление новых знаний.

Учитель. В плане нашего урока прозвучало выражение » административная лихорадка» как вы поняли, что это означает?

Какие важные события произошли в экономической жизни страны

период правления Н.С. Хрущева? Как в целом можно оценить экономическую политику этого периода?

Начните заполнять таблицу. Внимание на доску.

С Сельское хозяйство.

С Социальная политика.

V . Оценивание. Лист самооценки. Комментарий учителя.

VII . Домашнее задание . §33, таблицу завершить, в.6 с.266 письменно.

Используя дополнительную информацию дать оценку событиям в Новочеркасске в 1962 году.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Сидорова Людмила ВладимировнаНаписать 4386 18.12.2015

Номер материала: ДВ-269953

  • Всеобщая история
  • 11 класс
  • Конспекты
    18.12.2015 299
    18.12.2015 820
    18.12.2015 496
    18.12.2015 433
    18.12.2015 492
    18.12.2015 627
    18.12.2015 4097

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Минобрнауки дали пояснения к рекомендациям для вузов

Время чтения: 2 минуты

Молодым россиянам начислят по 3000 рублей на культурное просвещение

Время чтения: 1 минута

Новосибирская область планирует досрочно внедрить доставку материалов ЕГЭ по интернету

Время чтения: 1 минута

В Петербурге создали программу для защиты детей в интернете

Время чтения: 3 минуты

Роскачество проверило производителей школьной формы

Время чтения: 2 минуты

Петербургские студенты победили на международной студенческой олимпиаде по математике IMC 2021

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Структурные реформы в экономике

Сегодня один из моих друзей на Facebook опубликовал такой вопрос:

“В России не будет роста экономики без структурных реформ. Об этом сейчас говорит почти каждая собака. Это не оскорбление, а эпитет для указания на широту распространения мысли.
Итак, у меня вопросы. 1) Что называется структурными реформами и как они связаны с ростом? 2) Какие реформы нужны России?”

Я написал следующий ответ, который хочу опубликовать и для смарт-лаба:

Структурные реформы роста – это экономические, политические, административные и другие меры, после введения в действие которых меняется соотношение в действующей структуре на более экономически выгодное в долгосрочной перспективе.
Реформы должны быть построены на следующих постулатах о соотношениях:
1) Нужно стремиться, чтобы богатство росло не распределительными методами, а созидательными. Нужно больше создавать.
2) Общество в долгосрочной (!) перспективе растет быстрее, если наблюдается равномерное распределение доходов. Нужно стремиться к созданию среднего класса.
3) Монополия в политике и экономике ведет к застою. Соотношение сил в политике и экономике должно быть конкурентным.
Вокруг этих огромных трех постулатов вращается множественное число реформ, мини-реформ, законодательных актов и прочих преобразований. Для того, чтобы все эти преобразования внедрять, контролировать, тестировать и видоизменять нужен глобальный экономический IT-модулятор. Это будет сложная IT-система, которая позволит в виртуальной реальности максимально приближенно к действительности тестировать то или иное предложение с точностью до 80-90% (что вполне хватит для принятия правильного решения).
10 точечных предложений по преобразованиям (а таких преобразований должно быть тысячи. ):
1) Реформирование тендерной системы. Текущая система без детального анализа имеет два изъяна: либо завышенная стоимость работ в итоге, либо очень низкое качество при минимальной цене. Также сплошь и рядом процветает “откатная схема” работ, которая должна быть априори сведена на нет в новой системе.
2) Заставить пенсионные и страховые деньги работать на благо экономики. Расширить число финансовых инструментов (при этом задать разумные соотношения активов), куда разрешается вкладывать деньги.
3) Создать единую систему IT и техно-парков в стране + привязать к этой системе краудинвестинг под некие гарантии (обдумать какие). Возможно, дополнительно финансировать эти проекты частично за счет пенсионных средств (малая доля, до 5%).
4) Реформировать налоговый кодекс таким образом, чтобы у местных бюджетов было больше финансовой самостоятельности.
5) Административные реформы, которые опять же на местах дадут больше свободы, но в то же самое время увеличат и ответственность и самостоятельность.
6) Использовать земельные ресурсы, чтобы дать толчок развития малоэтажному строительству, которое мультипликативно потянет на местном уровне многие отрасли экономики.
7) Использовать зарубежный опыт: посылать студентов на обучение (платит государство). После окончания обучения выпускник обязуется определенное время проработать в нужной структуре у себя в стране или будет иметь долг за обучение.
8) Внедрить уроки финансовой грамотности в качестве обязательных в школах и ВУЗах страны.
9) Создание современной экономической школы вокруг экономического IT-модулятора, которая будет использовать не только западные знания по экономике, но и разрабатывать свои. Это связано с тем, что информация и экономические законы быстро устаревают. Возможно, таргетирование инфляции или другая политика хорошо работали при определенных условиях, но не факт, что они будут работать сейчас. Это все должно проверяться на фактах, а не быть скопировано с теории.
10) Детальная перепроверка и реформирование всех ГОСТов и прочих нормативных актов, большинство из которых уже давно устарели. Внедрение современной стимулирующей системы контроля качества продуктов и услуг.

Следует повторить, что все преобразования вращаются на трех глобальных постулатах. Если в голове у элиты и экономистов наверху сидит установка “лучше и выгоднее перераспределить, чем создать новое. Пусть я и мое окружение будут сверхбогаты, а на других наплевать. Монополия – это хорошо”, то никогда этим преобразованиям не состояться.
Также хочется отметить, что сегодня ситуация похожа на лягушку в кастрюле: нас кинули в воду и мы постепенно и стабильно сваримся заживо, не успев этого заметить. Нужно выпрыгивать и жить дальше. Парадокс в том, что прыжок – это нежелательный шок для лягушки (в нашем случае для страны), но без серии шоков (преобразований) лягушка (страна) обречена на медленную смерть.

А что Вы думаете по поводу структурных реформ в экономике?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: