Реформы в россии второй половины xix века - Sogetsu-Mf.ru

Реформы в россии второй половины xix века

Великие реформы второй половины 19 века Эпоха правления Александра2 ознаменовалась для России проведением великих реформ. После Крымской войны отсталость России.В1856 г. началась подготовка

Реформы в россии второй половины xix века

Великие реформы второй половины 19 века

Эпоха правления Александра2 ознаменовалась для России проведением великих реформ.

После Крымской войны отсталость России.В1856 г. началась подготовка отмены крепостного права. Выдвигались различные проекты. 19 февраля 1861 г. был подписан манифест об отмене крепостного права. Крестьяне становились свободными, но получали часть прежних наделов. Они должны были заплатить выкуп (бесплатно они могли получить лишь четверть надела), а до перевода на выкуп оставались временнообязанными и должны были нести прежние повинности. Всё это открыло путь буржуазным отношениям, но привело к кратковременной вспышке крестьянских волнений и к земельному голоду в деревне. Судебная1864 г. вводилась новая структура судов (общие и мировые) и суд присяжных- гласный, состязательным и независимым.равенство сословий перед судом. Земская(1864). Земства — выборные органы местного самоуправления. Избирались на основе имущественного ценза по трём группам избирателей, возглавлялись местными предводителями дворянства-вопросы образ., здравоохр., благоустр. в сельской местности. Городская В 1870 г. вводились органы местного самоупр. в городах (городская дума и управа). Выбирались на основе имущественного ценза и занимались в городах теми же вопросами, что и земства на селе.

Была проведена военная реформа. — новые военные уч. заведения, перевооружена армия. В 1874 г. введена всеобщая воинская повинность вместо рекрутской. Менялась система образования, автономия университетов. Либеральные реформы сократили отставание России от Европы, поведя ее по буржуазному пути развития, но не решили главной проблемы — крестьянской.

16Россия в период правления Александра III. 1881-1894

Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию — не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движение.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

17Общественная мысль, идейно-политические течения в XIX веке.

Реформы в Российской империи в 19 веке

19 февраля 1855 г. на российский престол вступил император Александр II (1818-1881 гг.), который вошел в историю под именем «Освободителя». Он не был либералом, но понимал необходимость скорейших реформ в целях модернизации страны. Его отношение к Европе определялось желанием сохранить позиции России как великой державы.

Аграрная реформа

Начало правления Александра II ознаменовалось рядом мероприятий по либерализации режима. 19 февраля 1861 издал манифест. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельских обывателей», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». «Вы убедитесь, что все, что можно было сделать для защиты помещиков, — сделано», — сказал Александр II, подписывая манифест об освобождении крестьян.

«1. Крепостное право на крестьян, поселенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда …
3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, передают крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование крестьян приусадебный их участок и, кроме того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их перед правительством определенное в «Положениях» количество полевой земли и других угодий …
23. Крестьянам предоставляется право: осуществлять свободную торговлю; открывать и содержать фабрики, различные промышленные, торговые, ремесленные предприятия; записываться в цеха, заниматься ремеслами; вступать в гильдии, торговые разряды …
59. Пока крестьяне остаются обязанными помещику, крестьяне должны выполнять барщину, платить оброк …
187. Каждая сельская община отвечает круговой порукой за исправное отбывания казенных, земских и общественных повинностей каждым из ее членов» — из Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г.

В результате отмены крепостного права крестьяне стали лично свободными, но все еще находились в экономической зависимости от помещика и государства. Аграрная реформа 1861 г. ликвидировала крепостничество, но сохраняла помещичье землевладение.

Крестьянам зачитывают манифест об освобождении от крепостной зависимости. Художник Б. Кустодиев

Проведение аграрной реформы стало началом реформирования всех других сторон общественной и государственной жизни.

Земская реформа

В 1864 г. была проведена земская реформа. Самодержавие привлекало к сотрудничеству либеральное дворянство и буржуазию. Были созданы местные выборные органы — губернские и уездные земства. В их состав входили представители дворянства, буржуазии, духовенства, крестьян и тому подобное. Земские собрания проходили раз в год. Для постоянной работы создавались земские управы, которые действовали под наблюдением губернатора. Занимались земства исключительно хозяйственными вопросами местного значения — содержанием школ, больниц, путей сообщения и тому подобное. Земства финансировались за счет местного налога, которым облагались все население.

Городская реформа

В 1870 г. была проведена городская реформа, которая обеспечила создание системы городского самоуправления. Создавались выборные городские думы, членов которых избирали все налогоплательщики города. Городская дума избирала исполнительную власть — городскую управу во главе с председателем.

16 июня 1870 было введено «Городовое положение» — закон об органах местного самоуправления. На губернаторов отныне возлагалось лишь наблюдение за выполнением постановлений городской Думы. По Положению, право участия в выборах и право быть избранным имело все население мужского пола, достигшее 25-летнего возраста, которое владело в городе имуществом или занималось промыслами, и те, кто не был под судом и следствием.

Все избиратели делились по имущественному цензу на три разряда; от каждого разряда избиралось по 24 гласных, а полный состав Думы комплектовался из 72 гласных. В делах, касающихся благоустройства города, городского хозяйства и управления, Дума была органом совещательно-решающим, а городская управа — исполнительным; последняя во всех своих действиях подчинялась городской Думе. Председательство как в заседаниях Думы, так и в городской управе возлагалось на городского голову.

Органы самоуправления городов подчинялись губернатору или министру внутренних дел.

Реформа образования

Развитие промышленности и технический прогресс заставил правительство встать на путь реформирования системы образования. В 1864 году было введено начальное образование. Создавались классические и реальные мужские и женские гимназии, в которых право учиться предоставлялось представителям всех сословий, способных оплатить обучение. Выпускники классических мужских гимназий имели право поступать в университет, а выпускники мужских реальных училищ — в высшие технической школы. Выпускницы женских гимназий не имели права на высшее образование.

Судебная реформа

Завершение реорганизации системы судопроизводства связано с проведением в 1864 г. судебной реформы. Суд становился гласным (на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публики) и внесословным, то есть единым для всего населения. Судопроизводство происходило с участием двух сторон — обвинения и защиты. Вину подсудимого определяли присяжные заседатели, избранные населением. Суд был независимым от местных органов (судью назначало правительство, но отстранить от должности мог только суд). Предварительное следствие вели следователи, которые не подчинялись полиции. В то же время судебная реформа не ликвидировала всех пережитков крепостничества — отдельных судов для духовенства, военных, волостного суда для крестьян, наказания крестьян розгами. Но благодаря ей в политической системе России постепенно стал внедряться принцип приоритета законности и права.

Читайте также  Глобализация и россия

Военная реформа

Военная реформа проводилась в течение 1864-1883 гг. Изменения коснулись организации вооруженных сил империи. Было введено разделение территории страны на 10 военных округов, принят новый военный устав, введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 21-летнего возраста, установлены новые сроки службы: в пехоте — 6, на флоте -7 лет. Создавалась сеть военных заведений — гимназий, училищ, академий. Армия начала оснащаться современными видами оружия, строился паровой военный флот.

Итоги реформ

«Если бы Александр II в условиях общественного подъема завершил ряд реформ по созданию представительной, хотя даже законодательного учреждения вслед за земской, а еще лучше — за судебной реформой, — это было бы шагом к конституционной монархии, реализовало бы идею дворянских революционеров о «революции сверху». Но на эту высоту Александр II не поднялся. Начало преобразований в 1860-х годах не достигло своего логического финиша, самодержец до «революционера сверху» не дошел. Именно это и заставило русское освободительное движение изменить надежду на «революцию сверху» на лозунг «К топору зовет Русь!». Самодержавие потеряло уникальную возможность политической модернизации страны. На повестку дня стала подготовка революции в ее классической форме».

Эпоха Александра II вошла в историю России как «эпоха великих реформ», открывающей пути построения государства парламентского типа. Реформы Александра II, были вызваны насущной необходимостью приспособить к требованиям современного государства юридические и административные институты страны, привели в которое к укреплению изначального союза между престолом и дворянами, не сделав, в отличие от реформ Петра I, никаких существенных изменений в общественных связях.

РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА. РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА 2

18 февраля 1855г. – при загадочных обстоятельствах скончался Николай 1. На престол вступил его сын Александр 2.

Александр 2 вступил на престол в сложный период. Поражение России в Крымской войне обнаружило военно-техническую отсталость страны. Сокращение крепостного права.

Осознание данного факта поставило перед Александром вторым сложную задачу: незамедлительное проведение радикальных социально-экономических преобразований.

Январь 1853 г. – образованы Секретные Комитеты для обсуждения вопросов по устройству быта помещичьих крестьян. На местах создались Комитеты из числа помещиков для разработки местных проектов по улучшению быта крестьян.

Секретный Комитет переименовали в Главный Комитет через, год при нем учредили реакционную комиссию (1859г.) для рассмотрения проектов губернскими комитетами и создания законов для отмены крепостного права.

Подготовка к реформе происходила в обстановке высокого общественного подъёма. В обсуждении приняли участие все виды деятельности. В Главный Комитет поступали самые разнообразные реформы. После обсуждения проектов в январе 1863г. Было принято «Положение о крестьянах». Оно поступило в Государственный Совет. На первом заседании выступал сам Александр 2 с призывом скорейшего принятия положения (дальнейшее промедление могло стать пагубным).

19 февраля 1861г. – Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, подписал сам Александр 2, Прилагалось 17 законодательных актов.

Всем крестьянам даровалась личная свобода, вводилось выборное крестьянское самоуправление в виде сходов. Крестьяне получали надел земли и право самим им распоряжаться, принимать/исключать крестьянина из общины. Общее число помещичьих крестьян, освобожденных из повинности: западная часть России – 22,6 миллионов человек.

Если личная независимость была дарована сразу, отказ от феодальных экономических отношений растянулся на 20 лет. По положению, крестьяне получали надел в пользование; чтобы стать собственником, крестьянин должен был выкупить его у помещика. Крестьяне в течение двух лет должны были отбывать все те же повинности у помещика, что и до отмены(но меньше). Срок полной выплаты платежей – 49 лет, до окончания перевода крестьян на выход они находились на временно-обязанном положении. Точного срока временно-обязанного положения крестьянства закон не устанавливал.

Декабрь 1881г. – специальные положения, отмена временно-обязанного состояния крестьянства.

Правительство осознавало, что у крестьян денег на выкуп нет. Государство взяло на себя обязанность выкупа платежей у помещиков; выплачивая им большую часть надела деньгами, либо ценными бумагами, оставшуюся часть удерживали в счет долгов, кредиторов. Уплаченную государством выкупную сумму крестьяне возвращали государству в течение 49 лет. Далеко не все крестьяне могли вернуть государству выкупные платежи. К концу выкупного срока крестьянство осталось должно государству 350 миллионов рублей. Окончательно выкуп платежей был отменен в 1907г.

Крестьянская реформа не избежала отрицательных последствий. При определении нормы надела крестьян учитывались природные и жилищные условия. Территория России была разделена на 3 полосы: черноземная, нечерноземная и степная. В двух первых – высшая и низшая формы надела (низшая – 1/3 от высшей). В степной полосе – указанная норма. Если крестьянский надел превышал норму, закон их отрезал, если надел был меньше, то следовала прирезка. =>

Крестьянское надельное землепользование сократилось на 1/5 часть. Увеличивали землю в пользу помещиков. Отрезались наиболее ценные участки – луга, водопои, которые крестьяне вынуждены были арендовать у помещика (утеснение крестьянства). Но, не смотра на это, помещики считали себя ущемленными, так как потеряли монополию на дармовой крестьянский труд. Множество помещиков писали жалобы с предупреждением грядущих разорений и лишений.

Значительная часть крестьян оказалась недовольна. Крестьянское недовольство вылилось в решительные действия. Не поверив, что политики оставляют их ещё на 2 года в пользу помещиков, и, будучи уверены в том, что помещики скрывают от них волю, крестьяне бунтовали (1861-1860 – крестьянские волнения).

Положение распространилось на государственных и удельных крестьян (вместе с помещичьими). Государственные крестьяне – 19 миллионов, удельных – 2 миллиона. Поземельное устройство мало чем отличалось от помещичьего. Но условия раздела для государственных и удельных крестьян оказались более благоприятны: наделы у удельных крестьян в 1,5 раза больше, у государственных в 2, чем у помещичьих крестьян. Меньшими у них оказались и выкупные платежи.

1860-70гг. – реформа местного самоуправления, суда, просвещения, финансов, военного дела и печати. В целом, это было время, вошедшее в историю под определениями «великих реформ», кардинально изменившее облик русского государства.

Земская реформа

1 января 1864г. — Положение, положившие начало осуществления земской реформы. По нему в России вводились выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на 3летний срок, состояли из распорядительных органов (Земское собрание) и исполнительных (Земская управа). Вводились земства постепенно, и не на всей территории России (кроме тех мест, где не было помещичьего землевладелия: Сибирь, Астрахань и хххххх Губерния и национальные окраины). Выборы проводились на трех избирательных съездах по трем куриям: уездные землевладельцы, городские избиратели, выборные от сельских общин. По первым двум – прямые выборы, третье – трехступенчатые. Депутаты земских собраний – гласные, председатель – представители дворянства.

Земство собирает вопрос местного хозяйственно-культурного значения (строительство дорог, школ, больниц, приютов и так далее). Они нанимали врачей, учителей и прочее, на содержание которых были установлены сборы с населения.

Городская реформа

С лета 1870года – городская реформа. Проводилась на тех же принципах, те же цели (вводилось самоуправление). Орган самоуправления – Городская Дума (4 года). Она избирала свой исполнительный орган (Городская управа, во главе – Городская голова, он был и председателем Городской Думы). Депутаты Городской Думы – гласные (от 100 до 250). Право избрания и быть избранными имели те, кто обладал имущественным цензом. Городская дума занималась хозяйственно-культурной деятельностью.

Судебная реформа

1864 г. – Судебная реформа. Вводился новый Судебный Устав, суд становился всесословным и гласным. Вводились присяжные заседатели, адвокаты, нотариусы. Для решения мелких вопросов – мировой суд. Политические вопросы – закон, по которому производство дознания проводили жандармы, а в Сенате создавалось Особое Присутствие.

Реформа образования

Середина 60х гг. – реформа в области образования. Высшая школа. Был принят новый университетский устав (1863г.). Университету давалась широкая автономия: Совет университета получал право решать все научные, учебные, административные вопросы, в том числе присуждение научных званий и учёных степеней.

Университет получал право свободно выписывать из-за рубежа книги, журналы. Ограничение: запрещалось студентам создавать в университетах свои объединения.

Студенты делились на: своекаштных (вносившие плату за обучение) и казенокаштных (жившие на государственное обеспечение).

Новое явление – открытие в России Высших женских курсов. Особую известность принесло то, что эти курсы открыл Бестужев-Рюмин в Петербурге.

1864г. – устав гимназий и прогимназий. Все гимназии делились: классические и реальные. В классических – гуманитарное образование (обязательное изучение греческого и латинского языков), реальные – математика и естественные науки.

Прогимназии – 4 класса образования.

Печатная реформа

Одна из самых радикальных реформ. 1865г. – «Временные правила о печати». Отменялась всякая цензура для оригинальных сочинений объемом 10 печатных листов и переводов (20 печатных листов). От цензуры освобождались все печатные издания по усмотрению министерства внутренних дел и при денежном залоге издания. За нарушение «Временных правил» издания подвергались штрафу, либо закрывались.

Военные реформы

В конце 60-70х гг. – серия военных реформ (1861 – до середины 70х гг.). Инициатор – Милютин.

1874г. – Новый устав о воинской повинности. Все воинские силы Российской Империи делились на 4 разряда:

1) Регулярная армия и флот

2) Иррегулярные войска (казачество)

3) Запасные части

Новая система комплектования армии. Рекрутская система отменена, вместо неё – система всеобщей воинской повинности. Срок службы – 15 лет, срок действительной службы – 6 лет (сухопутные войска), 7 лет во флоте. После этого – в запасе.

Читайте также  Установление власти татаро-монгольского ига на Руси

Очень широкая система льгот, освобождавшая от воинской службы.

Все, находящиеся на военной службе и не имеющие образования, обучались грамоте. Те, кто был образован, служили меньше на 2-3 года.

Началось перевооружение армии: гладкострельное оружие заменили резным. Началось строительство парового флота.

Военная реформа сыграла огромную роль в повышении боеспособности русской армии и флота, обусловила в дальнейшем ряд блестящих побед русского оружия.

Но не все реформы Александра 2 имели положительные результаты. Либеральные реформы в области образования, печати и местного самоуправления поставили под угрозу государственный строй России, её будущее. Для будущего огромную роль играл университет. Он традиционно служил надежным противоядием либеральных увлечений русской интеллигенции, был способен дать мощный отпор нравственному безначалию и страсти к нововведению, которыми была охвачена общественная мысль 19 века. Университет не нуждался в либеральной реформе, требовалась лишь корректировка устава. Но университет получил право выписывать из-за рубежа книги без их проверки на таможне. Следовательно приток либеральной литературы Запада. В том же направлении действовали и Временные правила, предоставившие свободу печати.

Свобода печати необходима там, где есть политическая жизнь. Если её нет, то свобода печати приводит к нравственному и моральному разложению интеллигентного общества. В России в тот период политической жизни не было. Эта реформа принесла России помрачение разума, породила Белинского, Чернышевского, Добролюбова и их последователей.

Особую опасность либеральные опыты с университетом и периодической печатью предоставлялись для молодежи, неподготовленной к этому либеральному потоку.

Не меньшая опасность представляли реформы местного самоуправления.

Либеральные реформы Александра 2 привели к рассматриванию самих нравственных политико-правовых основ российского государства. Пагубно они сказались на социально-экономическом развитие страны. Отказ от политики протекционизма и подчинения интересов русской промышленности интересам европейских держав повлекло за собой то, что страна с каждым годом беднела, бюджет становился дефицитным.

1 мая 1881г. – Александр 2 был убит народовольцами, стал жертвой собственных либеральных реформ.

Россия во второй половине XIX века. Реформы.

Россия во второй половине XIX века. Реформы.

После Крымской войны даже в правящих сферах ясно осознавалась необходимость коренных преобразований. Александр II (1855 — 1881), тяжело переживавший военное поражение России, стал решительным сторонником отмены крепостного права. Об этом он заявил уже в 1856 г. в речи представителям московского дворянства. В 1857 — 1858 гг. царскими рескриптами (предписаниями) во всех губерниях, на которые распространялось крепостное право, были учреждены губернские комитеты из местных помещиков, получивших возможность высказать свои соображения по поводу предстоящей реформы. В черноземных губерниях помещики стремились удержать за собой большую и лучшую часть земли; в нечерноземных же они обращали внимание на выкуп, который должен был возместить им потерю крестьянских оброков. В целом проекты губернских комитетов клонились к максимальному соблюдению помещичьих выгод. Все эти проекты поступили в Редакционные комиссии (1859), орган, который должен был выработать единые для всей России «Положения» (закон) об отмене крепостного права. В них Александр II собрал лучшие силы либерально настроенной бюрократии, а также видных общественных деятелей. Во главе комиссии царь поставил свое доверенное лицо — Я. И. Ростовцева; наиболее же заметной фигурой в них был Н. А. Милюков. Члены комиссии пытались отыскать компромиссное решение, примирявшее государственные, помещичьи и крестьянские интересы. Но постоянное давление, которое дворянство оказывало в это время на власть, не могло не сказаться на работе этого органа. Большинство вопросов решалось все же в интересах помещиков. Проект «Положений», выработанных Редакционными комиссиями, поступил на рассмотрение в Государственный Совет, где он еще в большей степени был сориентирован на удовлетворение этих интересов. 19 февраля 1861г. «Положения» и «Манифест», возвещавший об освобождении крестьян, были подписаны Александром II.

Крестьяне получали личную свободу и установленный надел земли за выкуп. Они, однако, оставались в поземельной зависимости от помещиков до тех пор пока не расплатятся за землю полностью. В течение этого периода бывшие крепостные назывались временнообязанными и должны были нести прежние повинности — работать на барщине и платить оброк. Земли крестьяне получали явно недостаточно. Нормы наделов, полагавшиеся им по «Положениям», были, как правило, меньше тех, которые при крепостном праве предоставлял им помещик. Во всех губерниях происходила «отрезка» земель у крестьян; помещики старались оттягать лучшие, наиболее удобные земли. Т.о., избавляясь от внеэкономического принуждения, крестьяне попадали в экономическую зависимость от помещиков. Выкуп за землю рассчитывался по формуле «капитализация оброка из 6%», т.е. крестьянин оказывался должен помещику такую сумму денег, которая, будучи положенной в банк под 6%, приносила бы ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Чтобы помещики получили большую часть выкупа единовременно, правительство взяло на себя выплату 80% выкупных сумм; крестьяне должны были возвратить их казне в течение 49 лет в виде ежегодных платежей.

Крестьянскую реформу невозможно оценить однозначно. С одной стороны, отмена крепостного права привела к необратимым переменам во всех сферах русской жизни. В деревне полным ходом пошло расслоение крестьянства: из патриархальной среды крестьян-общинников выделялись быстро разбогатевшие хозяева — потенциальные буржуа — и бедняки, превращавшиеся в неимущих пролетариев. Фабрики и заводы получили постоянный приток дешевой рабочей силы. Ускоренное разрушение натурального хозяйства сделало более емким всероссийский внутренний рынок. Все это, вместе взятое, дало мощный импульс развитию промышленного производства. С другой стороны, реформа сохранила и законсервировала крепостнические отношения. Проводя отмену крепостного права, подрывавшую традиционное помещичье хозяйство, власть в то же время стремилась сохранить само это хозяйство, компенсировав помещикам неизбежные потери. Причем компенсацию она возложила на освобождающееся крестьянство. В результате помещики сохранили за собой лучшие земли и получили на руки огромные денежные суммы; крестьянство же в массе своей было обезземелено и обложено непомерно тяжелыми платежами. Это усугубляло черты отсталости в деревенской жизни и в конечном счете привело к глубочайшему кризису.

Реформы 1860 — 1870 гг. (земская, судебная, военная)

Крушение в 1861 г. крепостного строя диктовало необходимость дальнейших реформ.

В 1864 г. была проведена земская реформа, в ходе которой в уездах и губерниях создавалась система органов местного самоуправления. Уездные земские собрания избирались раз в три года населением уезда, губернские — формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. При этом выборы в уездные земства были организованы так, чтобы обеспечить преимущество дворянам-землевладельцам. В ведении земств находились местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права ставить на обсуждение.

Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. Важен был сам факт появления в России системы самоуправления, В корне отличной от господствующей бюрократической системы. Однако политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860 — 1870-х гг. была направлена как раз на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; земских врачей, учителей, статистиков по малейшему поводу изгоняли из земства. Центральная местная власти целенаправленно пресекали любое поползновение земств к независимой деятельности.

В том же 1864 г. была проведена судебная реформа. Старые сословные суды упразднялись. Вместо них создавались суд мировой и суд коронный. Мировой суд с упрощенной процедурой вводился в уездах для разбора дел о мелких правонарушениях. Более серьезные дела разбирались в коронном суде, имевшем две инстанции: окружной суд и судебную палату. В случае нарушения законного порядка судопроизводства решения этих органов могли быть обжалованы в Сенате.

От старых судов, которые вели дела сугубо бюрократическим порядком, новые отличались прежде всего тем, что были гласными, т.е. открытыми для публики и прессы. Кроме того, в основу судебной процедуры был положен состязательный процесс, в ходе которого обвинение — прокурор — и защитник подсудимого — адвокат — должны были выяснить все обстоятельства дела, — допрашивая свидетелей, анализируя вещественные доказательства и т.п. Решение по делу принимали присяжные заседатели, избиравшиеся по специальным спискам из лиц разных сословий. Наконец, следователи, готовившие дело к судопроизводству, и судьи, руководившие всей судебной процедурой, хотя и назначались правительством, но были несменяемы. Но как только новые суды продемонстрировали свои лучшие стороны, власть тут же начала подчинять их господствующей бюрократической системе. Особенно характерны были нововведения, касающиеся политических дел: следствие по этим делам стали вести не следователи, а жандармы; судопроизводство осуществлялось не судами присяжных, а военными судами.

В 1860 — первой половине 1870-х гг. в России была проведена серия военных реформ, центральной из которых явилось введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности, заменившей дореформенную рекрутчину. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. В мирное время на действительную службу брали не более 25㬚% от общего числа призывников по жребию. Одновременно была упорядочена система военного управления: Россия разделялась на 15 военных округов, непосредственно подчиненных военному министру. Вместо закрытых военных корпусов учреждались военные гимназии, близкие по программе к средней школе и открывавшие путь в любое высшее учебное заведение. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в специализированные юнкерские училища — артиллерийские, кавалерийские, военно-инженерные.

Читайте также  Россия в начале 20 века: территория и население

Россия во второй половине 19 века

Наследие Николая I

Годы правления Николая I считаются самыми неблагополучными со времён Смутного времени. Ярый противник каких-либо реформ и введения в стране конституции, российский император опирался на разветвленный бюрократический чиновничий аппарат. Идеология Николая I основывалась на тезисе “народ и царь едины”. Итогом правления Николая I стала экономическая отсталость России от стран Европы, неграмотность населения и произвол властей во всех сферах общественной жизни.

Необходимо было срочно решать следующие задачи:

  • Во внешней политике-восстановить международный престиж России. Преодолеть дипломатическую изоляцию страны.
  • Во внутренней политике-создать все условия для стабилизации внутреннего экономического роста. Решить наболевший крестьянский вопрос. Преодолеть отставание от западных стран в промышленной отрасли за счет внедрения новых технологий.
  • При решении внутренних задач правительству невольно приходилось сталкиваться с интересами дворянства. Поэтому настроение этого сословия тоже приходилось учитывать.

После правления Николая I России нужен был глоток свежего воздуха, страна нуждалась в реформах. Новый император Александр II это понимал.

Россия в царствование Александра II

Начало правления Александра II было отмечено волнениями в Польше. В 1863 году поляки подняли восстание. Несмотря на протест западных держав, русский император ввёл на территорию Польши армию и подавил мятеж.

Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года обессмертил имя Александра. Закон уравнял все сословия граждан перед законом и теперь все слои населения несли одинаковые государственные повинности.

  • После частичного решения крестьянского вопроса были проведены реформы местного управления. В 1864 году была проведена Земская реформа. Это преобразование позволило снизить давление чиновничьего аппарата на органы местных властей и позволило решать большинство хозяйственных проблем на местах.
  • В 1864 году были проведены судебные реформы. Суд становился самостоятельным органом власти и назначался Сенатом и царём пожизненно.
  • При Александре II было открыто много образовательных учреждений, для рабочих строились воскресные школы, появились среднеобразовательные школы.
  • Преобразования коснулись и армии: в 1874 году государь изменил 25 лет службы в армии до 6 лет на суше и 7 лет на флоте. Были отменены телесные наказания в армии и флоте.
  • В царствование Александра II Россия достигла значительных успехов во внешней политике. Был присоединён Западный и Восточный Кавказ, часть Средней Азии. Разгромив Турцию в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., Российская империя восстановила черноморский флот и овладела проливами Босфор и Дарданеллы в Чёрном море.

При Александре II активизируется развитие промышленности, банкиры стремятся вкладывать деньги в металлургию и в строительство железных дорог. Вместе с тем, в сельском хозяйстве наметился некоторый упадок, так как освободившиеся крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывших хозяев. В итоге, большинство крестьян разорялись и уходили в город на заработки вместе со своими семьями.

Рис. 1. Русский император Александр II.

Общественные движения во второй половине XIX века

Преобразования Александра II способствовали пробуждению революционных и либеральных сил в русском обществе. Общественное движение второй половины XIX века делится на три основных течения:

  • Консервативное течение. Основоположником этой идеологии выступил Катков, позднее к нему присоединились Д. А. Толстой и К. П. Победоносцев. Консерваторы считали, что Россия может развиваться только по трём критериям- “самодержавие, народность и православие” (теория официальной народности).
  • Либеральное течение. Основоположником этого течения выступал видный историк Чичерин Б. Н., позднее к нему присоединились Кавелин К. Д. и Муромцев С. А. Либералы ратовали за конституционную монархию, право личности и независимость церкви от государства.
  • Революционное течение. Идеологами этого течения изначально были А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и В.Г. Белинский. Позднее к ним присоединился Н. А. Добролюбов. При Александре II мыслители выпускали журналы “Колокол” и “Современник”. Взгляды писателей-теоретиков основывались на полном неприятии капитализма и самодержавия как исторических строев. Они считали, что благоденствие для всех наступит лишь при социализме, причем социализм наступит сразу же минуя стадию капитализма и в этом ему поможет крестьянство.

Одним из основоположников революционного движения стал М.А. Бакунин, который проповедовал социалистическую анархию. Он считал, что цивилизованные государства следует разрушить, чтобы на их месте построить новую мировую Федерацию общин. Конец XIX века принёс организацию тайных революционных кружков, самыми крупными из которых были “Земля и воля”, “Великоросс”, “Народная расправа”, “Рублёвое общество” и тд. Пропагандировалось внедрение революционеров в крестьянскую среду с целью их агитации.

Крестьяне никак не реагировали на призывы разночинцев к свержению власти. Это привело к расколу революционеров на два лагеря-практиков и теоретиков. Практики устраивали теракты и расправлялись с видными государственными деятелями. Так организация “Земля и воля” в 1879 году раскололась на две части: “Народную волю”, ставившую цель убийства и терроры, и “Черный передел”, выступающую за постепенную подготовку к революции. “Народная воля” вынесла смертный приговор Александру II. Приговор был приведён в исполнение 1 марта 1881 года после нескольких неудачных покушений. Террорист Гриневицкий бросил под ноги царю бомбу.

Россия в царствование Александра III

Александру III досталось государство глубоко потрясённое серией убийств видных политиков и полицейских чиновников. Новый царь сразу же приступил к разгрому революционных кружков, а их основных руководителей-Ткачёва, Перовскую и Александра Ульянова казнили.

  • Россия вместо почти подготовленной Александром II конституции, при правлении его сына, Александра III получила государство с полицейским режимом. Новый император начал планомерное наступление на реформы своего отца, поэтому его преобразования называют “контрреформами”.
  • С 1884 года в стране были запрещены студенческие кружки, так как главную опасность свободомыслия правительство видело в студенческой среде.
  • Были пересмотрены права местного самоуправления. Крестьяне опять лишались голоса при выборе местных депутатов. В городской думе заседало богатое купечество, а в земствах местное дворянство.
  • Судебная реформа тоже подверглась изменениям. Суд стал более закрытым, судьи более зависимыми от властей.
  • Александром III стал насаждаться великорусский шовинизм. Провозглашался любимый тезис императора-“Россия для русских”. К 1891 году с попустительства власти начинаются погромы евреев. Проводилась русификаторская политика.

Александр III мечтал о возрождении абсолютной монархии и наступлении эпохи реакции. Правление этого царя протекало без войн и международных осложнений. Это позволило ускоренно развиваться внешней и внутренней торговле, росли города, строились заводы и фабрики. В конце XIX века увеличилась протяжённость дорог в России. Было начато строение Сибирской магистрали, чтобы соединить центральные районы государства с побережьем Тихого океана.

Рис. 2. Строительство Сибирской магистрали во второй половине XIX века.

Культурное развитие России во второй половине XIX века

Преобразования, начавшиеся в эпоху Александра II, не могли не затронуть различные сферы культуры России во второй XIX века.

  • Литература. Новые взгляды на быт русского населения получили широкое распространение в литературе. Общество писателей, драматургов и поэтов разделилось на два течения-так называемых славянофилов и западников. К славянофилам себя причисляли А. С. Хомяков и К. С. Аксаков. Славянофилы считали, что у России свой особенный путь и никакого западного влияния на русскую культуру не было и не будет. Западники, к коим себя причисляли Чаадаев П. Я., И. С.Тургенев, историк Соловьёв С. М., утверждали, что Россия, наоборот, должна идти по западному пути развития. Несмотря на различия взглядов, и западников и славянофилов одинаково волновала дальнейшая судьба русского народа и государственного устройства страны. На конец XIX- начало XX века приходится расцвет русской литературы. Свои лучшие произведения пишут Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, А. П. Чехов и Л. Н. Толстой.
  • Архитектура. В архитектуре во второй половине XIX века стал преобладать эклектизм-смешение различных стилей и направлений. Это сказалось на строительстве новых вокзалов, торговых центров, многоквартирных домов и т.д. Также получило развитие проектирование тех или иных форм в архитектуре более классического жанра.Широко известным архитектором этого направления был А. И. Штакеншнейдер, с помощью которого был спроектирован Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. С 1818 по 1858 год в Петербурге возводился Исаакиевский собор. Этот проект был разработан Огюстом Монферраном.

Рис. 3. Исаакиевский собор.Санкт Петербург.

  • Живопись. Художники, вдохновленные новыми веяниями, не хотели работать под плотной опекой Академии, которая застряла в классицизме и была оторвана от реального видения искусства. Так, художник В. Г. Перов заострял своё внимание на различных сторонах жизни общества, подвергая острой критике пережитки крепостного строя. На 60-е годы пришёлся расцвет работ портретиста Крамского, В. А. Тропинин оставил нам прижизненный портрет А. С. Пушкина. В узкие рамки академизма не вписывались и работы П. А. Федотова. Его работы “Сватовство майора” или “Завтрак аристократа” высмеивали тупое самодовольство чиновников и пережитки крепостного строя.

В 1852 года в Санкт-Петербурге открылся Эрмитаж, где были собраны лучшие произведения живописцев со всего мира.

Что мы узнали?

Из кратко описываемой статьи можно узнать о преобразованиях Александра II, о возникновении первых революционных кружков, о контрреформах Александра III, а также о расцвете русской культуры во второй половине XIX века.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: