Крестьянское движение в ответ на реформу 1861 года

Многомиллионное крестьянство России встретило великую реформу 1861 г. взрывом негодования. Получив волю почти без земли, крестьяне отказывались верить случившемуся, говорили: Нас надули! Воли без...

Крестьянское движение в ответ на реформу 1861 года

Основные этапы и формы крестьянского движения в ответ на реформу 19 февраля 1861 года (1861 – 1863 гг.)

Поможем написать любую работу на похожую тему

Многомиллионное крестьянство России встретило великую реформу 1861 г. взрывом негодования. Получив волю почти без земли, крестьяне отказывались верить случившемуся, говорили: «Нас надули! Воли без земли не бывает!» «Минута разочарования», которую предвидел Александр II, растянулась на годы и вылилась в небывалый подъем крестьянского движения.

Формы протеста крестьян были различными. Очень многие не верили в подлинность царских «Положений 19 февраля», полагая, что они подложны, подменены барами, которые-де настоящую царскую грамоту утаили. Иные толмачи из крестьян доказывали, что в царских «Положениях» есть статья, предписывающая пороть всякого, кто прочтет помещичью фальшивку и поверит ей. В качестве же истинных, «взаправских» «Положений» ходили по рукам поддельные манифесты с такими пунктами: «Во время жатвы на работу к помещику не ходите, пусть убирает хлеб со своим семейством» — и даже: «Помещику оставляется земли пахотной участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего».

Пока шли толки о настоящих и фальшивых «Положениях», крестьяне почти повсеместно отказывались работать на помещиков и повиноваться властям, а местами, особенно в первые месяцы после 19 февраля, когда еще свежо было разочарование в реформе, поднимались на восстания. Самые сильные из них вспыхнули в Пензенской и Казанской губерниях. В апреле 1861 г. взбунтовались крестьяне Чембарского и Керенского уездов Пензенской губернии. Центр, «самый корень бунта», ло словам губернатора, был в деревне Кандеевка. Бунт охватил до 14 тыс. бывших крепостных и вошел в историю под названием «Кандеевское восстание» как самый громкий протест крестьян против реформы 1861 г. Многотысячные толпы кандеевских бунтарей с красным знаменем разъезжали тогда на телегах по деревням Пензенской и соседней Тамбовской губерний, всюду провозглашая: «Земля вся наша! На оброк не хотим, работать на помещика не станем!» Крестьянский вожак Леонтий Егорцев не уставал повторять, что царь направил крестьянам «взаправскую» грамоту с полным освобождением их от помещиков, но помещики ее перехватили, после чего царь через него, Егорцева, приказал: «Всем крестьянам выбиваться от помещиков на волю силою, и если кто до Святой Пасхи не отобьется, тот будет, анафема, проклят».

Бывалый, испытавший все тяготы крепостной жизни, розги, тюрьму и бега, 65-летний Егорцев еще до появления в Кандеевке, по розыскным данным, «назвался великим князем Константином Павловичем (давно, за 30 лет до того, умершим.- Н.Т.) и возмутил крестьян разных имений» на границе Пензенщины и Тамбовщины. Восставшие крестьяне боготворили Егорцева. Все окрестные села присылали за ним тройки, а наиболее восторженные почитатели водили его под руки и носили за ним скамейку.

Кандеевское восстание было разгромлено 18 апреля (как раз под «Святую Пасху») регулярными войсками под командованием флигель-адъютанта царской свиты А.М. Дренякина. Десятки крестьян были убиты и ранены, сотни — выпороты и отправлены в Сибирь на каторгу и поселение. Самому Егорцеву удалось скрыться (крестьяне бесстрашно шли под пули и на дыбу, но его не выдавали). Впрочем, через месяц, в мае 1861 г., этот колоритный вожак крестьянской вольницы умер.

Одновременно с Кандеевским разгорелось другое восстание крестьян — в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Здесь тоже выдвинулся авторитетный вожак, своеобразный идеолог восстания — молодой бездненский крестьянин Антон Петрович Сидоров, вошедший в историю как Антон Петров. Он толковал «Положения 19 февраля» желательно для крестьянства, т.е. вкладывал в них смысл, противоположный тому, который они в себе заключали: не нужно повиноваться властям, платить оброк и ходить на барщину, а надо гнать помещиков с крестьянской земли; «помещику земля — горы да долы, овраги да дороги и песок да камни, лесу ему ни прута; переступит он шаг со своей земли — гони его добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду».

Крестьяне стекались к Петрову толпами и приступили даже по его указанию к смене местных властей. Когда в Бездну прибыли карательные войска под командованием флигель-адъютанта графа А.С. Апраксина, крестьяне, предусмотрительно удалив /228/ из села женщин, горой встали на защиту Петрова и не хотели его выдавать. Казанское дворянство, напуганное восстанием, объявило Антона Петрова «вторым Пугачевым» и требовало от Апраксина решительных мер. Апраксин пустил в ход оружие. Больше 350 крестьян были убиты и ранены. Антон Петров вышел к солдатам с текстом «Положений 19 февраля» над головой.

Александр II на донесении Апраксина о расстреле бездненских крестьян пометил: «Не могу не одобрить действий гр. Апраксина». Антона Петрова царь повелел «судить по полевому уголовному уложению и привести приговор в исполнение немедленно», предрешив тем самым осуждение Петрова на смертную казнь. 17 апреля Петров был приговорен к расстрелу и 19-го казнен.

Менее значительные, чем Кандеевское и Бездненское, но тоже многолюдные и упорные выступления крестьян против реформы 1861 г. прошли во многих великорусских, а также украинских и белорусских губерниях. Иные из них властям удалось подавить только силами войск. Так, 15 мая в с. Самуйлове Гжатского уезда на Смоленщине войска атаковали двухтысячную толпу крестьянских бунтарей, которые, как это засвидетельствовано в официальном акте, «с неистовым энтузиазмом бросились на солдат, обнаружив намерение отнять у них ружья», причем погибли 22 крестьянина. Железом и кровью усмирили каратели и крестьян с. Рудни Камышинского уезда Саратовской губернии, где в роли главного усмирителя выступил еще один флигель-адъютант — Янковский.

1861 год дал невиданное в России число крестьянских протестов. Но и в 1862-1863 гг. борьба крестьян развертывалась с огромной силой, хотя и меньшей, чем в 1861 г. Вот сравнительные данные о количестве крестьянских волнений:

Показательно, что до объявления реформы, с 1 января по 5 марта 1861 г., было всего 11 волнений, а с 5 марта до конца года — 1848[2]. Большую цифру даст только 1905 год.

Небывалый за все XIX столетие размах крестьянского движения 1861-1863 гг. обнаружил его слабости, очевидные даже для современников. Оно было стихийным, без четкого руководства и организации (такие вожаки и даже «идеологи», как Леонтий Егорцев и Антон Петров, являлись исключениями). Крестьяне руководствовались наивными (зачастую царистскими) иллюзиями. Наконец, движение было локальным, захватив спорадически тысячи деревень, тогда как сотни тысяч других (иногда соседних) оставались покорными.

Тем не менее царизм с немалым трудом подавил сопротивление крестьян, отрядив против них кроме войск внутренней стражи еще 64 пехотных и 16 кавалерийских полков регулярной армии. Александр II явно обременял карательными функциями своих флигель-адъютантов. Герцен поэтому иронически предложил ему выбить по случаю освобождения крестьян от крепостного права такую медаль: с одной стороны венок из розог, связанных флигель-адъютантским аксельбантом, а с другой — надпись: «Сим освобождаю!» Лишь с конца 1863 г. крестьянское движение резко пошло на убыль.

Крестьянское движение в 1861 г.

Грабительские условия отмены крепостного права в России вызвали широкий и активный протест крестьянства. Сразу после опубликования закона 19 февраля 1861 г. с мест начали поступать тревожные сообщения властей о повсеместных волнениях крестьян. В течение только десяти месяцев 1861 г. III отделение отметило крестьянские выступления в 1176 имениях. Крестьянское движение 1861 г. отличалось исключительным упорством. В отдельных губерниях (Гродненская, Ковенская, Смоленская, Псковская, Нижегородская, Рязанская и др.), по признанию царских чиновников, в нем поголовно участвовали крестьяне целых уездов. Для подавления этих волнений в 499 случаях царское правительство посылало войска. Между карательными отрядами и восставшими крестьянами нередко происходили вооруженные столкновения, приводившие к большим жертвам.

Крестьяне требовали немедленного освобождения от власти помещиков, отказывались выполнять барщинные работы и платить оброк. Они решительно противились сокращению наделов, принудительным переселениям, лишению их леса и других угодий. При обмере и размежевании земель разгорались ожесточенные споры с помещиками. Упоминание в законе двухлетнего периода для составления уставных грамот крестьяне толковали как обещание правительств через два года дать крепостным действительную свободу с предоставлением им в собственность прежних земельных наделов. Ожидание крестьянами полного освобождения весной 1863 г. было почти повсеместным.

Село Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, стало центром крестьянского движения, охватившего десятки тысяч крепостных трех смежных уездов. Ставший во главе движения крестьянин Антон Петров разъяснял текст закона 19 февраля 1861 г. так, что крестьяне должны получить все удобные для обработки помещичьи земли. Петров призывал крестьян не повиноваться помещикам и чиновникам, не выполнять барщину и не платить оброк. К нему начали стекаться сотни крепостных, желавших услышать о «настоящей воле». Для расправы с крестьянами в село Бездна 24 апреля 1861 г. прибыли войска, которые учинили кровавое побоище. Антон Петров был арестован и по решению военно-полевого суда расстрелян.

В напряженной и острой борьбе протекало крестьянское движение 1861 г. в Пензенской губернии. Главными очагами его были селения Кандеевка и Черногай, куда собрались тысячи крепостных из окрестных деревень. Толпы крестьян с красным знаменем двигались от селения к селению, провозглашая «волю». В Черногае вооруженные кольями крестьяне напали на вызванную роту солдат и вынудили ее отступить. Восстание было здесь подавлено лишь с помощью присланного батальона солдат. С поразительной стойкостью держались и кандеевские крестьяне. Их сопротивление было сломлено только после нескольких залпов по восставшим и ареста десятков крестьян. Арестованных крестьян подвергли беспощадной порке. Но и тогда некоторые из них продолжали кричать: «Хоть убей, но на работу не пойдем и на оброк не хотим».

Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы . Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский . 1956—1565 .

  • Крестьянские восстания 1862 г. в Корее
  • Кризис континентальной блокады

Смотреть что такое «Крестьянское движение в 1861 г.» в других словарях:

Крестьянское движение — действия крест., направленные против разл. форм принуждения или на повышение своего соц. статуса. К.Д. принимало разнообразные формы в зависимости от методов борьбы (побег, подача челобитных и прошений, экономический саботаж, волнения и восст … Уральская историческая энциклопедия

«КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА» — многотомная публикация док тов о клас. борьбе крестьянства против феод. и капиталистич. эксплуатации (1796 1917). К 1964 издано 6 тт. сборника: крест. движение в 1796 1825 (М., 1961), в 1826 49 (М., 1961), в 1850 56 (М., 1962), в 1857 мае 1861 (М … Советская историческая энциклопедия

Бездненское выступление 1861 — выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). Началось в апреле 1861 в с. Бездна Спасского уезда, где крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений 19… … Большая советская энциклопедия

Читайте также  Горбачев и его реформы

Кандеевское выступление 1861 — (Кандиевское) выступление крестьян Чембарского и Керенского уезда Пензенской губернии, Моршанского и Кирсановскоro у. Тамбовской губернии в ответ на проведение крестьянской реформы 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). Началось 1 апреля с … Большая советская энциклопедия

Реализация Манифеста о трехдневной барщине (1797-1861 гг.) — Манифест о трёхдневной барщине Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797 1861 гг.) процесс практического осуществления и воплощения в жизнь правовых предписаний и норм, изложенных в тексте Манифеста императора Павла I от 5 (16) апреля… … Википедия

Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797-1861) — Манифест о трёхдневной барщине Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797 1861 гг.) процесс практического осуществления и воплощения в жизнь правовых предписаний и норм, изложенных в тексте Манифеста императора Павла I от 5 (16) апреля… … Википедия

Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797-1861 гг.) — Манифест о трёхдневной барщине Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797 1861 гг.) процесс практического осуществления и воплощения в жизнь правовых предписаний и норм, изложенных в тексте Манифеста императора Павла I от 5 (16) апреля… … Википедия

Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797—1861) — У этого термина существуют и другие значения, см. Манифест (значения). Манифест о трёхдневной барщине … Википедия

Революционные выступления в Польше 1861 г. — Политическая атмосфера в Королевстве Польском с конца 50 х годов накалялась. В Варшаве образовались нелегальные кружки польской молодежи. Часть этих кружков придерживалась умеренных взглядов и примыкала к дворянскому «Земледельческому обществу».… … Всемирная история. Энциклопедия

Народническое движение в Белоруссии — Народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции на буржуазно демократическом этапе освободительной борьбы в России. Народничество объединяло антифеодальную программу с утопическим социализмом, придерживалось теории… … Википедия

Крестьянское движение в ответ на реформы 60-х гг.

В 60-е гг. XIX в. в России продолжалось крестьянское движение, ко­торое проявлялось в самых различных формах: волнениях, выступлениях и даже восстаниях в отдельных районах страны, что свидетельствовало о не­довольстве крестьян своим правовым и хозяйственным положением. Пик крестьянского движения пришелся на 1861 г., т.е. на начальный период проведения реформы 19 февраля 1861 г. За первые пять месяцев этого го­да в России произошло 1340 крестьянских выступлений, подавляющая часть которых приходится на весенние месяцы.

Одним из основных районов значительного усиления крестьянского дви­жения весной 1861 г. стала Казанская губерния. Обнародование Манифеста и Положений 19 февраля 1861 г. повлекло за собой повсеместное неприя­тие крестьянами документов реформы, объявление их подложными. Мировой посредник Чистопольского уезда Демерт, наблюдавший реакцию народа на чтение Манифеста в одной из церквей, рассказывал, что после объявления акта сразу же в толпе начался сильный говор и шум. Духовенство запо­дозрили в явном подлоге. «Появился откуда-то слух, что будто к попу прислано два указа: один из Петербурга — взаправский, а другой из гу­бернии — поддельный, который им теперь и прочитан; что последний сочи­нили сами помещики и подкупили все духовенство, постоянно получавшее главнейший доход с помещиков». Крестьяне выражали недоверие местным священникам, помещикам, представителям государственной власти. Вслед за этим крестьяне стихийно стали отказываться от выполнения барщинных и оброчных повинностей, от подчинения помещикам и т.д. В марте 1861 г., сразу же после объявления реформы, помещичьи крестьяне нескольких деревень Лаишевского, Свияжского, Спасского уездов отказались от вы­полнения работ. Всего за три весенних месяца в Казанской губернии про­изошло 75 выступлений крестьян.

Постепенно приобретая размах и остроту, крестьянское движение переросло в восстание, центром которого стало село Бездна Спасского уезда. В начале апреля безднинские крестьяне выразили свое недовольство Поло­жениями 19 февраля. Пытаясь получить ответ, они обращались и к управля­ющему имением Мусина-Пушкина, и к попу, и к фельдшеру, и к конторщику. Однако никто из них волю не вычитал, а говорил, «что надо оставаться по-прежнему во власти помещика еще два года». Тогда безднинцы обрати­лись к своему односельчанину, грамотному крестьянину Антону Петрову (Сидорову), который стал толковать «Положения» в духе крестьянских ча­яний. Впоследствии он рассказывал на суде: «Я всем приходящим ко мне стал объявлять, что крестьяне вольные, говорил им, чтобы они не слуша­ли помещиков и начальствующих властей, приказывал крестьянам не ходить на барщину, не платить оброков, не давать подводы. Толковал, что вся земля принадлежит крестьянам, а помещику остается только одна треть». Слухи о «настоящей воле» Антона Петрова быстро распространились по со­седним селениям. Крестьяне отказывались исполнять барщину, вырубали помещичьи леса, угоняли господский скот. Только в Спасском уезде в восстании приняли участие крестьяне 75 населенных пунктов.

Популярность Антона Петрова росла с каждым днем. Он рассылал по ок­ружающим селам и деревням своих соратников, чтобы собрать в Бездну как можно больше крестьян. Среди его помощников выделялись Василий Гри­горьев, Николай Михайлов, Андрей Никифоров и др. Антон Петров призывал крестьян не бояться войск. События приобретали напряженный и острый характер. Среди тысяч крестьян, стекавшихся в Бездну и окрестные деревни, раздавались призывы: «резать, вешать, рубить дворян топорами». Мно­гие помещики, опасаясь новой пугачевщины, в ужасе бежали из района восс­тания в Казань.

Для подавления «бунтующих» в Спасский уезд срочно выехал гене­рал-майор Апраксин, направленный ранее в Казанскую губернию для надзо­ра за проведением реформы. Прибыв 11 апреля в Бездну с 12 ротами пехо­ты и двумя орудиями, Апраксин потребовал выдать Антона Петрова. Крестьяне ответили решительным отказом. На другой день, 12 апреля, ге­нерал-майор вновь вернулся в Бездну, где к тому времени собралось свы­ше пяти тысяч крестьян, и повторил свое требование. Однако на все уго­воры священников и властей крестьяне кричали: «Воля! Воля!». Получив отказ, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы, которая после четвертого залпа обратилась в бегство.

Восстание в Бездне было подавлено. Многих крестьян, искавших насто­ящую волю, расстреляли. По официальным данным было убито 51 и ранено 77, однако фактически от расстрела пало около 350 человек. Многие умерли от ран позднее, боясь обращаться к властям. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Антон Петров был схвачен и расстрелян по приговору военно-полевого суда.

После подавления восстания в Бездне крестьянское движение не прек­ратилось. Крестьяне по-прежнему отказывались от барщины, рубили поме­щичьи леса. Например, в апреле-мае 1861 г. в Казанской губернии прои­зошло 53 выступления (Спасский, Чистопольский, Лаишевский, Казанский уезды), значительная часть которых была подавлена с помощью военных команд. Эти выступления отличались массовостью, большей решимостью, стойкостью и упорством крестьян.

Осенью 1861 г. начался новый подъем крестьянского движения (продол­жавшийся до весны 1863 г.), связанный с составлением и введением ус­тавных грамот, которые значительно сокращали наделы крестьян. Так, в ноябре 1861 г. в нескольких деревнях Казанского уезда крестьяне не до­пустили мирового посредника к исполнению обязанностей по введению ус­тавных грамот. В 1862 г. протест против введения уставных грамот ярко проявился в деревнях Любимовке Тетюшского уезда, Арпаяз-Янасалы Лаи­шевского уезда, имениях князя Гагарина в Свияжском уезде и других се­лениях.

Во второй половине 60-х гг. в крестьянское движение включились го­сударственные крестьяне Казанской губернии, недовольные законами 18 января и 24 ноября 1866 г. Одной из ведущих форм движения в это время явился отказ крестьян отдельных селений и даже волостей от принятия владенных записей, определявших новое устройство крестьянского быта. Так, в марте-апреле 1867 г. ряд селений Свияжского и Тетюшского уез­дов отказались подчиняться полицейским властям при введении владен­ных записей. В том же году упорное сопротивление властям оказали крестьяне в Ядринском и Цивильском уездах.

В отчете за 1869 г. казанский губернатор был вынужден доложить в Министерство внутренних дел, что введение владенных записей не везде совершилось благоприятно, между крестьянами распространился слух, что они с принятием владенных записей будут переданы в крепостное владение и что оброчная подать будет постепенно возвышаться и дойдет до таких размеров, что крестьяне не в состоянии будут ее платить. Этот слух, наиболее распространенный между татарским населением, вызвал открытое сопротивление. Примером открытого сопротивления крестьян стали волне­ния в нескольких татарских деревнях Спасского уезда.

Одной из форм протеста многонационального крестьянства Казанской губернии стало также «отпадение» крещенных крестьян (главным образом — та­тар) от православия. Так, в 1866 г. отказались от христианства татары нескольких деревень Казанского уезда, в 1867 г. — Свияжского уезда и др.

С начала 70-х гг. XIX в. крестьянское движение резко пошло на спад, который свидетельствовал о том, что в целом крестьяне приняли аграрные реформы 60-х гг., которые все же улучшили их правовое и хозяйственное положение. Все это позволило правительству в определенной мере снять социальную напряженность в деревне.

5. Протест демократической интеллигенции. «Казанский заговор».

Драматические события в Бездне получили широкий общественный резонанс в связи с панихидой 16 апреля 1861 г. в кладбищенской (Куртинс­кой) церкви Казани, которую провели студенты Казанского университете и Духовной академии по убитым крестьянам. В эти же дни студентами уни­верситета был организован сбор денег семьям погибших крестьян.

На куртинской панихиде, являвшейся массовой антиправительственной политической демонстрацией, присутствовало около 400 человек. Перед собравшимися выступил профессор А.П.Щапов. Обращаясь к жертвам безд­ненского расстрела, он сказал: «Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас. и которая приняла вас, мучеников в свои недра, эта земля воззовет народ к восстанию и к свободе». Свое выступление он закончил требованием демократической конституции. Это было первое в XIX в. публичное выступление революционного демократа перед народом.

О панихиде было доложено Александру II, который распорядился арес­товать Щапова. Синод приговорил его к заточению в монастырь, но под давлением общественного мнения, выразившегося в протесте, организован­ном Н.Г.Чернышевским, царь был вынужден отменить это решение. А.П.Ща­пов был освобожден из-под ареста, но за ним продолжали следить. В 1864 г. его сослали в Сибирь, где он умер в 1876 г.

Осенью и зимой 1861 г. в Казани действовала нелегальная революцион­ная организация, на основе которой в начале 1862 г. оформляется ка­занское отделение всероссийской народнической организации «Земля и во­ля». Казанский комитет являлся наиболее активным местным отделением этой организации.

Одним из направлений деятельности «Земли и воли» стала поддержка польских революционеров в борьбе с самодержавием. Так, было предложено организовать «диверсии» внутри России, в том числе поднять восстание на Волге и Каме, что должно было помочь польским повстанцам, начавших освободительную борьбу в январе 1863 г. С этой целью представитель польского революционного правительства И. Кеневич через офицера акаде­мии генштаба М. Черняка установил связь с поляком-офицером Н.Иваниц­ким, служившем в Спасском уезде Казанской губернии. Иваницкий привлек к участию в заговоре поляков — подпоручика Р.Станкевича и поручика А.Мрочека, а также офицера Николая Михайлова, входивших в казанскую ор­ганизацию «Земли и воли». К ним присоединился студент Иван Орлов — член группы, находившейся под влиянием землевольцев. Эта студенческая группа, насчитывавшая около 50 человек, занималась распространением революционных листовок среди крестьян. Возглавлял группу Бургер — вы­пускник Казанского университета, участник студенческой демонстрации 1861 г.

Читайте также  Карта: российская империя в xix веке

В середине марта 1863 г. состоялось совместное собрание членов кружка и польских офицеров. Черняк и Иваницкий предложили план восста­ния, по которому предполагалось начать выступление в Казани разоруже­нием постов, захватом казарм и арестом губернатора, с последующей раз­дачей оружия восставшим. Казанские студенты поддержали этот вариант восстания, но выступили против предложения использовать подложный царский манифест.

В начале апреля, ввиду предательства одного из членов кружка, сту­дента Глассона, о заговоре становится известно властям. Дело незамед­лительно докладывается императору, который срочно поручает министру внутренних дел принять меры для предотвращения революционного выступ­ления в Казани. Все эти меры надлежало принять конспиративно, однако казанские власти были настолько напуганы, что ввели во всей губернии военное положение.

В апреле 1863 г. (в условиях военного положения) офицеры Мрочек и Иваницкий предложили новый план выступления, по которому центр тяжести предполагаемого восстания переносился из города в деревню, в частности, в село Бездну. Для этого из Москвы должны были приехать разными путями 100 человек. Намечалось обезоружить роту солдат в Спасске, захватить там казначейство, раздать ружья крестьянам и потом направиться к Ижевскому заводу, где было заготовлено 30 тысяч ружей. В попутных городах следовало забирать из казначейств деньги и раздавать по дороге лжеманифест Александра II, в котором народу даровалась земля и воля. Мрочек считал, что крестьяне якобы готовы к восстанию и что к ним присоединятся другие села и деревни.

Несмотря на то, что цели и тактика восстания остались неразработанными, студенты поддержали его и активизировали агитационную работу. Но вскоре участники заговора были арестованы. Следствие тянулось вплоть до конца 1863 г. Следственная комиссия разделила всех обвиняемых (31 человек) на две категории. В первую вошли Иваницкий, Кеневич, Мрочек, Станкевич, русский офицер Михайлов и ряд студентов, которых предали военно-полевому суду. Все, кроме Михайлова и нескольких студентов, на­казанных каторгой, были приговорены к смертной казни. Вторую категорию обвиняемых, в основном студентов, судил уездный суд и приговорил к ка­торжным работам от четырех до десяти лет. Однако по царскому указу от 17 мая 1867 г. дело о Казанском заговоре было прекращено и освобождены все участники, замешанные в нем.

Таким образом, Казанский заговор стал заметным событием в революци­онном движении 60-х гг. Это была попытка поддержки польского восстания выступлением внутри России, попытка совместных действий польских и российских революционеров.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 313 ; Мы поможем в написании вашей работы!

«Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю

3 марта 1861 года Александр II поставил свою подпись под манифестом «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и ещё рядом документов, запустивших в Российской империи масштабную крестьянскую реформу.

Крепостное право

Становление крепостного права в России историки связывают с событиями XV—XVI веков, когда начало ограничиваться право перехода крестьян из одной вотчины в другую.

«Государство в то время не имело достаточных средств для содержания крупной дружины и административного аппарата. Поэтому содержание дворян и помещиков, нёсших военную и гражданскую службу, возлагалось на крестьян. В то же самое время определённые требования предъявлялись и к помещикам — они должны были защищать крестьян, помогать им в голодные годы, выполнять судебные функции. В условиях XV века такой социальный договор в известной мере мог устраивать и государство, и помещиков, и даже крестьян, однако со временем он, конечно, стал утрачивать актуальность», — рассказал в интервью RT историк и писатель Александр Широкорад.

По его словам, крепостное право утратило свою логику в эпоху Екатерины II, которая воплощала в жизнь подписанный её мужем манифест о вольности дворянства.

«Если дворянин получил право служить или не служить, то и крестьянин должен был получить право работать или не работать. Но с крестьянами вопрос решён не был. Крепостное право превратилось в тормоз для развития России», — считает эксперт.

Как отметил в беседе с RT профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко, изначально крепостное право было фундаментом, на котором строилась Российская империя, и периода дворянской культуры без него бы не было. Но в конце XVIII века оно превратилось в отжившую традицию, раскалывающую общество и сдерживающую развитие страны.

По словам историков, крестьяне находились практически в неограниченной власти помещиков, которые их покупали и продавали, ссылали в Сибирь, подвергали телесным наказаниям, отбирали у них любое личное имущество. Крепостные долгое время были лишены даже права жаловаться властям на жестокость барина.

Первой попыткой ограничить своеволие помещиков эксперты называют указ императора Павла I, который в 1797 году запретил принуждать крепостных к работе на барина по воскресеньям и рекомендовал ограничить норму эксплуатации крестьян дворянами половиной оставшегося рабочего времени, то есть тремя днями.

Указ о вольных хлебопашцах 1803 года предусматривал освобождение крепостных по обоюдному согласию с помещиком за выкуп. В дальнейшем Александр I освободил крестьян в Прибалтике, запретил давать объявления о продаже крепостных без земли и продавать крестьян на ярмарках, лишил помещиков права отправлять людей в Сибирь или на каторгу.

Николай I называл крепостное право злом, создавал секретные комитеты и издавал указы для ограничения крепостного права, но не затрагивал его основ, считая полное освобождение крестьян преждевременным.

Крестьянская реформа

«Во второй половине XIX века возникли три основные причины для отмены крепостного права. Во-первых, это поражение России в Крымской войне, продемонстрировавшее экономическое и военно-техническое отставание от ведущих стран Европы. Во-вторых, рост социального недовольства, увеличение количества бунтов. В-третьих, либеральный настрой Александра II и общее осознание властями необходимости серьёзных реформ», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.

По его словам, ранее сопротивление дворянства было главным фактором, сдерживающим отмену крепостного права. Однако в ситуации, когда малопродуктивный труд крепостных сдерживал экономическое развитие страны и ставил под риск сам статус великой державы, мнение противников реформ перестало быть решающим.

В 1856 году Александр II на встрече с представителями дворянства Московской губернии заявил, что лучше ликвидировать крепостное право сверху, чем ждать, пока это начнёт происходить снизу. Царь стал создавать комитеты по крестьянскому делу, официально занявшиеся разработкой проекта реформы.

В 1858 году общее количество крепостных в России оценивалось примерно в 23 млн человек. Из 65 российских губерний и областей в девяти вообще не было крепостных (в Прибалтике, на Дальнем Востоке, в казачьих землях и на части Закавказья), ещё в четырёх жили всего по несколько лично зависимых крестьян.

В 1859 году для рассмотрения проектов, подготовленных губернскими комитетами, были созданы специальные Редакционные комиссии, в состав которых входили сторонники реформ. Прошедший через Редакционные комиссии и принятый Главным комитетом по крестьянскому делу проект реформы был под влиянием Александра II поддержан Госсоветом.

3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и ещё ряд документов, направленных на его практическую реализацию.

Манифест даровал личную свободу всем помещичьим крестьянам. С этого момента они могли самостоятельно приобретать имущество, вступать в брак, заключать договоры. Но помещики сохраняли право собственности на землю, предоставляя бывшим крепостным личные усадьбы за выкуп и полевые наделы в постоянное пользование. За это крестьяне некоторое время после реформы должны были отбывать барщину либо платить оброк.

Следующим этапом освобождения крестьян становился выкуп ими земельных наделов. Большую часть средств за наделы выплачивало правительство, предоставлявшее бывшим крепостным кредит примерно под 6% годовых на 49 лет. В дальнейшем это привело к возникновению у многих крестьян огромных долгов.

Размеры наделов колебались в зависимости от региона. При этом, если надел, которым ранее пользовались крепостные, был больше принятой в конкретном регионе нормы, от него отрезалась часть в пользу помещика. Нарезка земель чаще всего была произведена таким образом, чтобы сделать их обработку максимально неудобной для крестьян, заставить их арендовать дополнительные земли у помещика, спрашивать его разрешения на доступ к различным объектам сельскохозяйственной инфраструктуры.

«Как помещики, потерявшие бесплатный труд крепостных, так и сами крестьяне остались недовольны реформой. Несложно подсчитать, что с учётом срока выплат крестьянин должен был вернуть государству примерно в три раза больше, чем за его землю было уплачено помещику. Из-за сделанных в ходе реформы оговорок в 1861 году произошло около 1200 крестьянских бунтов. Этот рекорд был побит только в ходе революции 1905 года», — рассказал Захаров.

По словам Леонида Ляшенко, из-за того, что интересы крестьян не были учтены в полной мере, реформу 1861 года в историографии часто называют половинчатой, однако её нельзя оценивать без учёта условий, в которых она проводилась.

«Сегодня задним числом Александру II ставят в пример Пруссию, где крестьянам на десять лет отменили уплату налогов. Но в Пруссии не было более 20 миллионов бывших крепостных, как в России. Я не представляю, какой бы государственный бюджет выдержал отмену уплаты налогов на десять лет для такого количества людей. Правительство Александра II сделало всё, что могло. Денег на то, чтобы удовлетворить всех полностью, в бюджете не было», — подчеркнул Ляшенко.

Как заявил Виталий Захаров, в целом реформа 1861 года носила прогрессивный характер, так как покончила с феодальными пережитками и способствовала развитию в России капиталистических отношений. Но полностью снять общественные противоречия, связанные с низким уровнем жизни крестьян, она не смогла. В дальнейшем это привело к масштабным социальным потрясениям.

«Отмена крепостного права сыграла огромную роль в истории России. Реформаторы считали, что освобождённая энергия крестьянства даст возможность стране окрепнуть социально и экономически в совершенно новых условиях. Однако результаты реформы стали сказываться не сразу, а через поколение. Именно эффект от реформ Александра II позволил России сделать экономический рывок при его сыне, Александре III, и войти в пятёрку наиболее развитых стран мира», — резюмировал Леонид Ляшенко.

Почему не удалась крестьянская реформа Александра II

Освобождение крестьянства в ходе реформы 1861 года на самом деле принесло им новое, более жестокое закабаление. Стоимость выкупной земли была в 4-7 раз дороже рыночных цен, а крестьянин на десятилетие прикреплялся к участку. Основы революций 1905 и 1917 годов были заложены именно реформой Александра II.

Читайте также  Горлицкий прорыв 1915 года

Российский историк Юрий Кузовков в книге «История коррупции в России» показывает, почему провалилась реформа «царя-освободителя».

Крестьянская реформа 1861 года имевла ключевое значение для всей последующей истории России. Считается, что в 1861 году произошло «освобождение крестьян» и ликвидация крепостного права. Однако сами «освобожденные» крестьяне так не считали. Бывшие крепостные крестьяне, ставшие теперь «обязанными», пишет М.Н.Покровский, «твёрдо верили, что эта воля – не настоящая». Не верила в «освобождение крестьян» и прогрессивная интеллигенция. Не случайно массовая революционная организация, охватывавшая тысячи представителей интеллигенции, была названа «Земля и воля» – это отражало твёрдое убеждение землевольцев в том, что крестьяне после реформы 1861 года не получили ни земли, ни воли.

Как указывает историк П.А.Зайончковский, представление о том, что «эта свобода не настоящая», и что реформа 1861 года ограбила крестьян, разделялось как крестьянами, так и прогрессивной интеллигенцией: «Обнародование «Положений» сразу же вызвало мощный подъём крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность манифеста и «Положений», утверждая, что царь дал «настоящую волю», а дворянство и чиновники либо её подменили, либо истолковывают в своих корыстных интересах». Действительная задача манифеста 19 февраля 1861 года, полагает историк, «заключалась в доказательстве того, что ограбление крестьян является актом «величайшей справедливости», вследствие чего они безропотно должны выполнять свои повинности помещику. Известный общественный деятель либерального направления Ю.Ф.Самарин в своём письме к тульскому помещику князю Черкасскому именно так и оценивал значение манифеста… от которого, по его словам, «веет скорбью по крепостному праву».

Александр II начал активно продвигать крестьянскую реформу с первых дней своего царствования. Основные причины, как полагает большинство историков, состояли в резком росте крестьянских восстаний и в осознании необходимости отмены крепостного права после Крымской войны. Крымская война окончательно показала порочность рекрутской системы набора в армию, введённой в своё время «великим Петром», и необходимость возврата к полупрофессиональной армии, существовавшей до него. Лучшим вариантом данного решения было введение института резервистов и всеобщей воинской повинности (которая и была затем введена в 1874 году), то есть того же самого института, который существует в современной России. Но до его введения необходимо было отменить крепостное право.

Это, бесспорно, было одним из основных мотивов реформы 1861 года. Что касается других мотивов, выдвигаемых историками – например, таких как боязнь Александром II крестьянской революции (Н.Рожков) и «гуманитарные соображения» (Д.Блюм, Л.Захарова) – есть сомнения в том, что эти мотивы сыграли какую-то реальную, а не показную роль. Как признаёт тот же Рожков, «Александр II отлично понимал, что когда реформа будет объявлена, народ увидит, что его ожидания не сбылись». Так оно и случилось – на самом деле крестьянская революция чуть было не произошла после того как крестьянам сообщили о реформе 19 февраля 1861 года.

В течение одного только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855-го по 1860 год их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 году в 15 раз (!) превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов (причём в 718 случаях волнения были ликвидированы с помощью войска).

Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу, то есть усмирять крестьян при помощи войск, в 2115 селах. Это многим дало повод говорить о начавшейся крестьянской революции. Так, известный революционер и теоретик анархизма Бакунин был в 1861-1862 годах убеждён, что взрыв крестьянских восстаний неизбежно приведёт к крестьянской революции, которая, как он писал, «по существу уже началась». Как пишет историк П.А. Зайончковский, у правительства возникали опасения, что войска, применявшиеся для подавления восстаний крестьян, могут перейти на сторону последних.

В целом правящая верхушка в России и в середине XIX века, и в дальнейшем, вплоть до 1917 года, сильно недооценивала возможность победы в стране народной революции. Это объясняется, по-видимому, тем, что со времен Смуты 1603-1612 в России не было массовых народных движений, похожих на революцию. Вот что писал, например, Уваров, министр народного просвещения в правительстве Николая I, один из его доверенных лиц: «Наши революционеры или реформаторы произойдут не из низшего класса, а в красных и голубых лентах. Низший класс и теперь ему [правительству] предан, а бояться его ни в каком случае нечего: крестьяне могут поджечь дома, поколотить исправника, но не более. Другая оппозиция опаснее ему».

В действительности к концу царствования Николая I сложились предпосылки для быстрой отмены крепостного права, причём на условиях, весьма выгодных для крестьян. В 1850-е годы более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных душ были заложены в обеспечение взятых у государства ссуд. Поэтому освобождение крестьян могло очень скоро произойти и без единого государственного акта. Для этого государству достаточно было ввести процедуру принудительного выкупа заложенных имений – с уплатой помещикам лишь небольшой разницы между стоимостью имения и накопленной недоимкой по просроченной ссуде. В результате такого выкупа большинство имений перешло бы к государству, а крепостные крестьяне автоматически перешли бы в разряд государственных (то есть фактически свободных) крестьян. Таким образом, крепостное право могло быть отменено очень просто и без каких-либо серьёзных социальных последствий – тех, которые возникли после реформы 19 февраля 1861 года.

В соответствии с Положением от 19 февраля 1861 года крестьян заставили выкупать предоставленную им землю по цене, намного превышавшей её рыночную стоимость. По данным Н.Рожкова и Д.Блюма, в нечерноземной полосе России, где проживала основная масса крестьян, эта выкупная стоимость земли в среднем в 2,2 раза превышала её рыночную стоимость, а в отдельных случаях она ее превышала даже в 5-6 раз – что зависело от степени жадности помещиков и от степени произвола местных властей.

Суммы выкупных платежей крестьян, выплачиваемые ими в течение 49 лет, с учётом процентов (6% годовых) в 4-7 раз превышали рыночную стоимость выкупаемой ими земли. А «чтобы собственник от неё не убежал, – пишет историк Зайончковский, – чего, по обстоятельствам дела, вполне можно было ожидать, – пришлось поставить «освобождаемого» в такие юридические условия, которые очень напоминают состояние если не арестанта, то малолетнего или слабоумного, находящегося под опекой».

Как указывает Зайончковский, за пользование помещичьей землей «временнообязанные крестьяне» были обязаны отрабатывать барщину или платить оброк, которые даже выросли по итогам реформы – в расчете на десятину земли крестьянина. Они не имели права отказаться от предоставленного им помещиком надела и соответственно, от «феодальных повинностей» по крайней мере, в первые девять лет. «Это запрещение, – пишет историк, – достаточно ярко характеризовало помещичий характер реформы». В последующие годы отказ от земли был ограничен рядом условий, затруднявших осуществление этого права. А после 1881 года выкуп земли и вовсе стал обязательным.

Фактически «выкупные» крестьяне (как и «обязанные») также ничуть не изменили своего статуса и остались прикреплёнными к своему участку земли, которого не могли покинуть. Их так же секли, как и «обязанных» крестьян, и они должны были платить тот же оброк (который теперь назывался «выкупными платежами») и отрабатывать барщину на помещика (которая теперь называлась «отработкой»). Та же ложь и лицемерие, что и в случае с «обязанными» крестьянами – названия поменялись, суть явления осталась прежней, при ухудшении положения крестьян.

«Выкупных» крестьян не только заставили выкупать землю по цене, намного выше её нормальной стоимости. У них в процессе дележа земель отобрали значительную часть (в среднем – 20%, а в иных случаях – до 1/2 и даже 3/4) земель, находившихся до этого в их распоряжении. По словам Н.А.Рожкова, «то было малоземелье, часто выраженное весьма резко, доходившее до острого земельного голода».

Раздел земли был специально проведен помещиками таким образом, что, как пишет Рожков, «крестьяне оказались отрезанными помещичьей землей от водопоя, леса, большой дороги, церкви, иногда от своих пашен и лугов. В результате они вынуждались к аренде помещичьей земли во что бы то ни стало, на каких угодно условиях». «Отрезав у крестьян, по Положению 19 февраля, земли, для тех абсолютно необходимые, – пишет М.Н.Покровский, – луга, выгоны, даже места для прогона скота к водопою, помещики заставляли их арендовать эти земли не иначе, как под работу(выделено Покровским), с обязательством вспахать, засеять и сжать на помещика определенное количество десятин». В мемуарах и описаниях, написанных самими помещиками, указывает историк, эта практика «отрезков» описывается как повсеместная – практически не было помещичьих хозяйств, где бы не существовало «отрезков».

В действительности если эта реформа и была «великой», то лишь для земельной олигархии – крупных помещиков, получивших в свое распоряжение новые изощрённые рычаги установления своей власти над крестьянами. Что касается крепостных крестьян, то реформа 19 февраля не только их не освободила от принудительного прикрепления к земле и от власти и произвола помещиков, но навязала им намного худшую кабалу, чем та, в какой они находились до этого. Именно с этого момента в России началось резкое обнищание и обезземеливание крестьян – явления, практически исчезнувшие в течение царствования Николая I. Как указывает Н.А.Рожков, средний крестьянский надел в период с 1860 по 1880 год уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%) – и это было повсеместное явление.

В дальнейшем обезземеливание и пролетаризация крестьянства продолжится, и это станет одной из главных причин революций 1905 и 1917 годов. В целом, по словам Рожкова, именно «крепостническая» реформа 19 февраля 1861 года стала «исходным пунктом всего процесса происхождения революции» в России; а согласно аналогичному выводу Л.Г.Захаровой, «компромиссный и противоречивый характер» реформы «был чреват в исторической перспективе революционной развязкой».

Таким образом, реформу 19 февраля 1861 года следует называть не «отменой крепостного права», каковой она называется до сих пор, а укреплением крепостного права (и его одновременным переименованием), и не «освобождением», а закабалением крестьян. Опять приходится лишь удивиться беспомощности историков перед ложными и лицемерными штампами, однажды вбитыми им в голову правящими кругами – и чем наглее ложь, спущенная сверху, тем почему-то она прочнее застревает в головах историков.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: