Культура руси в ix - xvii веках - Sogetsu-Mf.ru

Культура руси в ix — xvii веках

Онлайн тесты ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам: Математика, Русский язык, Физика, Обществознание, Английский. Занимайтесь бесплатно.

Культура руси в ix — xvii веках

71. Культура Читать 0 мин.

71.38. Культура Руси X — XIII вв.

Особенности развития русской культуры IX—XVII вв.

Русская культура домонгольского периода характеризуется как средневековая культура. Для нее как для любой средневековой культуры характерны следующие черты:

  • замедленность темпов развития,
  • традиционализм,
  • господство в идеологии религиозного мировоззрения,
  • накопление знаний (научного объяснения многие факты и явления еще не получили).

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется общностью христианских ценностей, определяющих тип культуры.

Значительная часть памятников русской средневековой культуры не дошла до наших дней.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности.

Во второй половине XII — начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западноевропейской романской традиции.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода:

  • культура восточного славянства
  • культура Киевской Руси
  • культура княжеств периода раздробленности.

Образование и наука

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Братья-миссионеры из г.?Салоники Кирилл и Мефодий считаются создателями нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считает сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор.

Образец глаголического письма

Образец кириллического письма

Основные центры обучения грамоте — школы при монастырях и церквях, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.). Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты, на которых имеются различные свидетельства владения грамотой городского населения.

Образец берестяной грамоты

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество

От домонгольского времени до нас дошло немного книг (около 150). На данный момент древнейшей из датируемых среди них является «Остромирово Евангелие» (1056-57 гг.). Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания, в основном византийская и южнославянская (сербская, болгарская и т.п.). Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке (древнерусском).

Жанры древнерусской литературы:

  • летопись («Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в., «Псковская летопись», «Ипатьевская летопись», «Лаврентьевская летопись»);
  • жизнеописания русских святых – жития (одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба);
  • публицистика («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и?др.);
  • самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве».

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников.

Архитектура и изобразительное искусство

Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными или деревянно-земляными. Одно из первых каменных сооружений – возведенная греческими мастерами в конце X в. Десятинная церковь.

Десятинная церковь в Киеве. Реконструкция.

Во время монгольского нашествия захватчики подожгли храм. В середине XI в., при Ярославе Мудром, был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов.

Софийский собор в Киеве. Исторический вид

Софийский собор в Киеве. Современный вид.

Золотые ворота в Киеве

Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. Известно, что на территории Руси было воздвигнуто около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Различия в характере архитектуры в основном связаны с используемым строительным материалом. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани строили из плинфы (кирпича). В Новгороде самым распространенным строительным материалом был известняк.

Наиболее известные памятники Новгорода — соборы Юрьева и Антониева монастырей, церковь Спаса на Нередице.

Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде

Рождественский собор Антониева Монастыря в Великом Новгороде

Церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде

К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся сохранившиеся до наших дней (хотя порой и в перестроенном виде) Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире; остатки дворца князя Андрея в Боголюбове — одного из немногих гражданских (светских) каменных зданий, частично дошедших до нас от домонгольского времени; церковь Покрова на Нерли; соборы Переславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского и т.п.

Золотые ворота во Владимире

Успенский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Церковь Покрова на Нерли

Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками.

Фреска — живопись водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты.

В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской.

Мозаика Богоматерь Оранта в Софийском соборе в Киеве

Необходимым украшением храмов были иконы. Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее).

Икона Владимирской Богоматери

С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и используемой цветовой гаммой.

Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было формирование древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.

Культура Руси в IX — XVII веках

Основные черты культуры Киевской России в 9-12 веках формировались на основе, с одной стороны, наличия феодальной системы, особой формой производства и ведения быта, межклассовыми отношениями; а с другой стороны, внешнеполитическими обстоятельствами, историческим периодом и развитием социального и политического строя Руси.

Содержимое разработки

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ В X-XII ВЕКАХ.

Что такое культура?

Культура – «возделывание, обработка почвы»

Культура – это достижения людей в области литературы, искусства, музыки и т.д.

Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты.

Особенности древнерусской культуры

  • Культура Руси складывалась как синтетическая , т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
  • Русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.
  • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.

Архитектура

Архитектура каменная связана с Русью христианской.

Деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой.

Десятинная церковь

Сооружена между 986 и 996 годами в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В источниках Десятинную церковь нередко называют церковью Богородицы. Она представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. В начале XI века была повреждена пожаром, но вскоре её восстановили и с трёх сторон добавили галереи. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Корсуня в 1007 г. Кроме главного алтаря у церкви имелись ещё два: святого Владимира и святого Николая.

Софийский собор в Киеве

Относится ко времени правления Ярослава Мудрого. Софийский собор отразил сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма.

Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Золотые ворота с церковью Благовещения в Киеве

Золотые ворота один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.

При Ярославе Мудром территория города активно разрасталась, что требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с армированными деревянными клетями, глубокие рвы.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Он стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества, а ныне является единственным сохранившимся на левобережье Украины памятником монументального каменного зодчества периода расцвета Киевской Руси. Это величественный пятиглавый восьмистолповый храм.

Читайте также  Культура Литвы в XIX веке

О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского.

Софийский собор в Новгороде

Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора.

Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Успенский собор во Владимире

Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Живопись Киевской Руси. Смальта

Смальта (от итал. smalto — голубая краска из толчёного стекла; устар. — шмальта ) — цветное непрозрачное стекло («глухое»), получаемое по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Смальтой называют также кубики и кусочки различной формы, полученные методами колки, резки выплавленных заготовок смальтового стекла. Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно.

Фреска (от итал. frescoсвежий ) живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому).

При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

Портрет семьи Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве

Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды.

В Древней Руси мозаика появилась в 10 веке, а именно после того, как государство приняло христианство. При этом данный вид монументального искусства в тот период времени развивался медленно. Объяснялось это тем, что материал для составления мозаики стоил достаточно дорого, смальту изготавливать не умели, и ее приходилось привозить из заморских стран.

Святой Георгий Победоносец

Возникновение письменности

Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно которой письменность была принесена на Русь из Болгарии в связи с официальным принятием христианства в 988 г. Но уже в середине прошлого столетия учёным стали известны отдельные факты, в основном литературного характера, свидетельствующие о наличии христианства и письменности на Руси задолго до официального крещения.

Берестяная грамота на Руси

Создание алфавита связывают с именами Кирилла и Мефодия Будучи в качестве миссионеров в Моравии, они переводили на славянский язык церковные книги. Разрабатывая славянский алфавит, они приспосабливали уже имевшиеся славянские письмена для передачи церковных, греческих текстов. Древнейшие славянские памятники имеют два алфавита: кириллицу и глаголицу.

Изборник Святослава

Книга 1073 г. переписана в Киеве для князя Святослава Ярославича. Парадное издание. Целая энциклопедия различных сведений, содержащая более 400 разделов из истории, математики, естествознания, грамматики, философии и других областей.

Написана на пергамене кириллицей. Оригиналом для этой книги считается болгарский сборник, написанный в X в. для царя Симеона.

Одна из самых больших по размеру древних книг.

«Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов Х V.

Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

Традиция приписывает авторство «Повести временных лет» монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, жившему в XI начале XII веках.

Культура древней Руси. Христианская культура и языческие традици

Содержание:

Культура Древнерусского государства формировалась под влиянием внешних экономических связей, военных действий, христианизации в Х веке. Основным фактором развития культуры Руси были связи с Византией – могущественной империей, главным экономическим и политическим партнером.

Развитие письменности

Письменность на территории Руси появилась в дохристианский период, что подтверждается рядом источников и археологических памятников. Создателями первого алфавита считаются византийские миссионеры Кирилл и Мефодий. Памятники глаголической письменности: «Киевские листки», множество рукописей-палимпсестов.

  • Глаголица – первый алфавит ранних славян, использованный для перевода текстов для богослужений, создан в IX веке. Территория создания – Древняя Русь, Хорватия, Болгария. Древнейшая запись при помощи глаголического письма датируется 893 годом – найдена в церкви царя Симеона в болгарском городе Преславе.

Глаголическое письмо

  • Кириллица – еще один древний вариант письменности, который существенно отличается от глаголицы. Этот алфавит стал базой более чем для 100 языков, включая белорусский, украинский, русский, сербский, болгарский и другие славянские языки.

Создателем кириллицы традиционно считают Кирилла (он же создатель глаголицы), но это мнение не находит прямого подтверждения в источниках. Более вероятная версия: автор кириллицы – ученик Кирилла, Климент Охридский, что подтверждает житие этого святого. Говорится, что новая (кириллическая) письменность была создана после Кирилла и Мефодия. Дополнительное подтверждение более позднего периода создания кириллицы – при повторном использовании пергамента с него соскабливали старый текст – не встречается случаев, когда соскабливалась кириллица, она всегда идет вторым слоем.

Основной толчок к развитию письменности дало принятие христианства Древнерусским государством во время правления Владимира Великого. Богослужебные книги массово переписывались монахами с латинского и греческого языков.

Грамоте обучали при церквях, при Ярославе Мудром активно открывали библиотеки, мастерские для переписывания книг при монастырях. Владимир Великий положил начало практике открытия школ – изначально, это были учебные заведения для детей бояр, знатных лиц.

Основными целями активного использования письменности были:

  • Необходимость в получении богослужебной литературы;
  • Летописание

Развитие литературы

Археологи обнаруживали берестяные грамоты, которые говорят об активном использовании письменности. Места находок: Новгород, Псков, Полоцк.

Берестяные грамоты

Книжное дело активно развивалось после христианизации Руси. Наиболее ярко наблюдаются заимствования византийской и болгарской традиций. Но создавались и оригинальные, «местные» литературные памятники, которые не имеют аналогов.

Оригинальные литературные памятники:

  • Поучения, послания

Наиболее известное произведение — «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Иларион стал первым русичем-митрополитом, другом и советником князя Ярослава Мудрого. Датируется произведение 1038 годом.

Суть: «Слово…» — описание официальной идеологии государства, изложены догматы веры, понимание канонов, в конце помещено описание идеального правителя-христианина – похвала князю Владимиру.

Другие произведения: «Поучение к братии» (Лука Жидята, около 1035 г.), «Об опресноках» (митрополит Леонтий, первое полемическое произведение), сочинения Феодосия Печерского (вторая половина XI века), «Стязания с латиною» (важный полемический источник, митрополита Георгия).

Полемическая литература – литературные источники, написанные в форме «вопрос-ответ», относительно раскола христианской веры на православие и католицизм. Содержат размышления автора произведения по поводу слияния церквей, права верховенства одного ответвления христианства над другим, осуждения латинской (католической) веры.

Из поучений наиболее яркое – «Поучение» Владимира Мономаха (около 1117 г.). Содержится автобиография, поучение – морально-этические нормы, письмо князю Олегу.

  • Жития святых

Жития – жизнеописания святых, пример оригинальных литературных источников времен Древнерусского государства.

  1. «Служба святым мученикам Борису и Глебу» — наиболее ранний известный памятник оригинальной литературы этого типа. Датируется приблизительно 1021 годом, автор – митрополит Иоанн.
  2. «Житие князя Владимира» Иакова – описание деяний князя Владимира, крестителя Руси.
  3. Жития Феодосия Печерского, Бориса и Глеба, авторства Нестора – первая является примером идеального литературного произведения в этом жанре.

Собрание житий, созданных за несколько веков, стали основой для «Киево-Печерского патерика» — сборника жизнеописаний святых.

  • Хождения (хожения)

Изложения историй о паломничествах на святые земли. Первое известное произведение датировано началом XII века. Основные цели паломничеств – Константинополь и Афон. Кроме литературной ценности, эти описания представляют историческую ценность. Например, Антоний изложил уникальные данные о реликвиях, которые до нашествия крестоносцев хранились в Константинополе (Царьграде).

  • Сказания о военных походах

Средние века в Западной Европе – время создания рыцарских романов. Своеобразный аналог по сути, но не по форме – былины и воинские повести. Повествование не документальное, а художественное, со свойственной времени стилистикой.

Наиболее известное произведение – «Слово о полку Игореве», в которой рассказывается о походе 1185 года на половцев.

Неоригинальные памятники литературы

Первые известные книги: Остромирово Евангелие, Новгородский кодекс. Книги писали на пергаменте.

Пергамент – ценный материал для книгописания, созданный из недубленой кожи животных. Для получения пергамента подходила не любая кожа, ее нужно было немало, поэтому стоимость книги была такой, что позволить себе эту роскошь мог только очень богатый и знатный человек.

Особое место в литературе Руси принадлежит «Изборнику» 1073 и 1076 годов, написаны для Святослава Ярославича. Считается первой на Руси энциклопедией, но оригинальным произведением не является – оригиналом был сборник более раннего периода, составленный для болгарского царя. Содержал статьи о философии, природе сущего.

  • Летописи

Летописи – наиболее ценные с исторической точки зрения литературные памятники, изложение вели в хронологическом порядке. Наиболее известное литературное творение – «Повесть временных лет». Авторство приписывают Нестору, но анализ текста позволил установить, что автор не был один. Выделяют трех авторов: Нестор, Никон Печерский и монах Сильвестр.

Читайте также  Общие черты экономических мер хрущева и брежнева

Летописный свод рассказывает о древнейшей истории, расселении ранних славян, развитии и становлении Руси, особое внимание удаляется крещению Руси.

Древнерусская живопись

Основные виды живописи на Руси и их активное развитие – следствие христианизации государства. Живопись, в определенной мере, была однонаправленной: создавались фрески, мозаики и иконы. Канон в иконописи – византийский. Именно в этой культурной области византийское влияние задержалось намного дольше, чем в архитектуре.

Наиболее яркий пример следования византийскому образцу – Оранта в Софийском соборе, который также – образец византийского стиля, но в зодчестве. Редкой для Руси является светская живопись – примером служит София Киевская, на стенах башни изображены сцены охоты, фантастические существа, музыканты. На одной из фресок – портреты семьи Ярослава Мудрого.

Региональные особенности и местные школы живописи появились только в XII веке. Выделились Новгородская и Владимиро-Суздальская школы. Пример новгородского стиля – росписи в храме Георгия в Старой Ладоге. Особенность стиля – упрощение изображений.

Владимиро-Суздальская школа – частично сохранившиеся фрески в Успенском и Дмитриевском соборах в Кидекше.

Алипий (Алимпий) – святой, иконописец, ювелир, мозаичист, обучался у греческих мастеров. Он первый известный истории живописец.

Архитектура и монументальное зодчество

В языческие времена развитие архитектуры базировалось на применении наиболее распространенных материалов, которые можно было найти. Для большей части территории Руси – это дерево. Ранние славяне строили наземные и подземные дома, полуземлянки.

До принятия христианства знать строила крепости, терема тоже из дерева. Но с принятием христианства на территорию государства пришло монументальное каменное зодчество в характерном византийском стиле. Известно, что наиболее ранние христианские храмы были деревянными, они не сохранились до наших дней.

Первая каменная церковь – Десятинная, располагалась в Киеве, построена приблизительно в 989-996 гг. За время функционирования пережил ремонт и перестройку. Есть гипотеза, что храм был частично разрушен в следствие землетрясения. Во время захвата Киева татаро-монголами церковь была полностью разрушена.

Уникальный архитектурный памятник – Софиевская церковь, построена в первой половине XI века, во время княжества Ярослава Мудрого. Храм перенес перестройки в XVII-XVIII веках, но сохранил изначальный облик. На данный момент, входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

К XII-XIII векам сложилось несколько архитектурных школ:

  • Галицко-Волынская: Церковь св. Пантелеймона
  • Владимирская: Успенский собор, Владимир; Золотые Ворота Владимира; Дмитровский собор во Владимире
  • Московская: Собор Спаса Нерукотворного
  • Киевская: Софийский собор; Десятинная церковь (не сохранилась); Золотые Ворота
  • Черниговская: Пятницкая церковь (отстроена после прямого попадания бомбы во время Великой Отечественной войны); Борисоглебский собор

Также выделяют школы: псковскую, полоцкую, новгородскую,

Наиболее известные памятники древнерусского зодчества:

Древнерусская культура (X-XVII вв.)

Крещение Руси определило ее культурно-историческую судьбу. Выбор христианства был продиктован не только политикой, но и потенциальной предрасположенностью древней восточнославянской культуры к нему. Восточное христианство – православие– с его откровенным обожествлением (сакрализацией) светской власти способствовало одновременно укреплению единства страны и этноса под знаком установления сильной единоначальной государственности и сохранению идеалов первобытного родоплеменного демократизма в сфере духовно-нравственной, религиозной, культурной. Однако подобное соединение противоположных начал становилось основой и будущих противоречий русской культуры.

Важной особенностью формирования древнерусской культуры было уникальное сочетание верхнего слоя аристократической христианской культуры и древних языческих народных традиций. Христианские ценности и образы постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, но чаще перемешиваясь с ним.

С приходом христианства стала развиваться книжность. Основные проводники книжной мудрости, заказчики и ценители – князья, опирающиеся на монастыри и монахов. Литература Киевской Руси была многожанровой: летописи, житийная литература, поучения, притчи, хождения, моления, слова (речи).

Из Византии на Русь пришел крестовокупольный храм, а также искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры, ювелирное дело. В Древней Руси существовало высокоразвитое ремесленное производство.

В условиях феодальной раздробленности, распада древнерусского государства на отдельные княжества, действительное единство Русской земли сохранялось благодаря цельности древнерусской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, религиозных воззрений и церкви, общих тенденций практически всех отраслей древнерусской культуры: храмовой архитектуры, иконописи, музыки, летописания, литературы, естественнонаучных представлений. Именно благодаря единству интенсивно развивавшейся древнерусской культуры на месте распавшегося государства Киевская Русь не возникло множества стран и народов, как в Западной Европе. Сама раздробленность, ослабляя Русь как надэтническое единство, как великую европейскую державу, в то же самое время усиливала русскую средневековую культуру, рождая многочисленные культурные центры: Владимир, Тверь, Новгород, Псков и др. Отличаясь своими архитектурными, живописными, летописными, литературными стилями, они не выходили за пределы общекультурного единства и национального своеобразия.

Многообразное культурное единство Древней Руси помогло русской культуре противостоять экспансии кочевнической культуры в период монгольского завоевания и ордынского ига.

Во второй половине XIV в. был преодолен кризис, и началось возрождение русской культуры, идейным стержнем которой стали национальный подъем, идея единства. Центром объединения русских земель стала Москва. Москва выдвинула совершенно новую «программу» своего политического и культурного развития – объединение русских земель, восстановление мощной государственности.

Гражданский и нравственный подвиг преподобного Сергия Радонежского ознаменовал победу православной духовности над политическим утилитаризмом государственных деятелей, торжество культурно-религиозного единения народа вокруг русской церкви. Сергию удалось возглавить нравственное сопротивление татаро-монгольскому игу и тем самым укрепить авторитет русской православной церкви в русской истории и культуре.

Рубеж XIV-XV вв. принято считать Предвозрождением. Для Западной Европы этот этап естественно перешел в Возрождение, ставшее символом по-новому осмысленной античности. В Древней Руси в силу различных причин не оказалось условий для Возрождения. Период секуляризации культуры еще не наступил, а подъем национального самосознания на Руси проходил в рамках, прежде всего, христианской духовности.

Россия сбросила золотоордынское иго дорогой ценой, в том числе ценой культурных потерь. Были ликвидированы прежние городские вольности. Московские правители перенимали политическую культуру, методы управления Орды. Постепенно усиливалась несвобода всех слоев населения.

Формирующаяся общерусская культура в конце XV-XVI вв. была подчинена задачам служения «государеву делу». После двух с половиной веков почти полной изоляции культура молодого Российского государства вошла в соприкосновение с ренессансной культурой Запада. Достаточно сказать о приглашенных западных мастерах, построивших все главные сооружения Московского Кремля. Но в то же время с присоединением Иваном Грозным Казани и Астрахани Древняя Русь стала еще более азиатской.

Провозглашение Москвы «Третьим Римом», законной наследницей как христианской, так и всей античной культуры, а русского царя – преемником византийских императоров закрепило беспредельную власть русского самодержавия. Авторитет и нравственное влияние церкви стало падать.

XVII столетие, начавшись Смутным временем, вошло в историю под именем «бунташного века». Важнейшим его событием стал религиозный раскол. В основе раскола – спор об исторической правоте, об историческом пути России. Одна сторона настаивала на ничтожестве, другая – на величии старины. Третьей стороны не оказалось. Религиозный раскол привел к «раздвоению» единой русской культуры на противоборствующие, взаимоисключающие ее части.

Длительное господство в Средневековой Руси представлений о единой «культуре-вере» сменилось в XVII в. столкновением двух противоборствующих культур – «веры», в значительной мере отмежевавшейся от светских знаний, и культуры, по преимуществу секуляризованной, модернизованной. В это же время возникло и иное противопоставление двух культур: «мужичья» (но своя) культура «светлой Руси» и ученая (но чужая) культура «барокко». Это противопоставление во многом предвосхитило оппозицию, которая утвердилась в русской культуре с началом петровских реформ, – «исконно русское – западное, европейское».

1.4. Русская культура XVIII в.

Петровские реформы кардинально изменили не только политическую, но и культурную ситуацию в России. Смена основополагающих культурных ориентиров (Восток-Запад), подчинение церкви интересам государства, выдвижение на первое место служилого сословия вместо родовой знати – все эти факторы обусловили и необходимость кардинальных реформ в сфере образования: стране в новых условиях ее исторического бытия нужны были профессионалы. Организация в этой связи специальных профессиональных школ – Навигацкой, Горного дела и других, а впоследствии открытие Академии наук, основание Петербургского и Московского университетов, Академии художеств, Шляхетского корпуса, Смольного института – все это важнейшие вехи на пути преодоления Россией своей исторически обусловленной относительной культурной отсталости.

XVIII в. выдвинул на авансцену российской и европейской жизни новую столицу – Петербург.

Русская наука, культура, искусство совершили за этот период гигантский рывок. Постоянные контакты со странами Западной Европы, прежде всего, с Германией, Францией, Италией обусловили успешное взаимодействие и взаимопроникновение старорусской и европейской культурных традиций. В русской культуре своеобразно преломлялись западные веяния. Так, например, Д.И. Фонвизин только формально следовал канонам французской классической комедии, однако создал совершенно русскую (по языку, характерам, юмору) историю о господах Скотининых, породивших Митрофанушку. Русский скульптор, бывший крепостной, Федот Шубин, следуя канонам французского классицизма, выразил русские характеры вельмож екатерининской эпохи.

В целом XVIII в. можно считать периодом становления светской национальной культуры.

XVIII век стал временем создания в России системы светского образования. Исключительную роль в развитии русской имировой науки сыграл М.В. Ломоносов(1711–1765). Будучи энциклопедистом, он стал основателем многих направлений в физике, химии, астрономии, геологии, географии. В 1755 г. он основал первый российский университет в Москве, ставший крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия – научный центр по изучению русского языка и словесности, первым президентом которой становится княгиня Е.Р. Дашкова. Академия также сыграла огромную роль в развитии науки. Первым ее крупным достижением явился шестиатомный «Словарь Российской академии», содержащий толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед.

Читайте также  Племена сибири и казахстана в бронзовом веке

Основным стимулятором развития культуры стала официальная продворянская политика Екатерины II, нашедшая законодательное выражение в серии актов, даровавших особые права и привилегии дворянам, в первую очередь, «Жалованной грамоте дворянству». Освобожденное от обязательной воинской и государственной службы, от телесных наказаний, внесословного суда и обременительных налогов, сверхпривилегированное сословие создало в результате своего более чем столетнего особого развития уникальную по своему характеру и мировому значению культуру. Эту культуру можно назвать «барской», поскольку базисом ее было все более ужесточавшееся крепостное право, а надстройкой – формально абсолютно праздное, господствующее сословие. Но фасадная сторона этого барства была вполне европейской по самым передовым меркам, и плодотворной в условиях господствующих тогда во всей Европе устремлений просвещенного рационализма и духовного общения без национальных и конфессиональных перегородок.

2. Русская национальная культура эпохи расцвета (XIX – начало ХХ вв.)

История русской культуры в таблицах

История русской культуры в таблицах

Таблица может понадобиться для подготовки к ЕГЭ и решения многих вопросов.

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

2.Узелково – иероглифическая письменность;

4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

(Глаголица и кириллица)

  • Летопись;
  • Житие;
  • Слово (поучение);
  • Хождения;
  • Исторические повести.

Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского

монастыря, около 1113 года.

Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

-торжественное – «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион;

-нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».

  • Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
  • Собор Святой Софии в Новгороде;
  • Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
  • Золотые ворота в Киеве.

Памятники Владимиро-Суздальской земли:

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура

Литература Архитектура Живопись Церковь
— влияние ига на темпы и ход развития. Жанры: Летописи; Исторические повести;

«Повесть о разорении Рязани»;

«Повесть о Щелкане»

(о восстании в Твери в 1327г.);

«Житие Александра Невского» (О Невской битве);

Белый камень Красный кирпич

1367-1369гг. Иван III

  • Успенский собор
  • Благовещенский собор(1484-1489гг.);
  • Церковь Ризоположения

Создатели: псковские мастера;

  • Грановитая палата;

1487г.- Марко Фрязин,

1491г. – Пьетро Антонио Солари;

  • Троице-Сергиева Лавра,
  • Феофан Грек (1340-1410),

использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.

  • Андрей Рублёв

(конец 14в.- первая треть 15в.),

возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.

Иконы: «Спас», «Троица».

Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

  • Дионисий (1440-1505гг.),

предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.

Нил Сорский Иосиф Волоцкий

Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.

Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.

Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

1 .«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до);

2.«Лицевой летописный свод».

  • Исторические повести:

1. «Казанское взятие»;.

1.«Сказание о князьях Владимирских»; концепции наследственной связи

русских государей с византийскими императорами.

2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете – Салтане»: идеал государственного устройства — сильная самодержавная власть.

3.А.Курбский: «История о великом князе Московском »; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными.

4. Сильвестр «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье.

Максим Грек выступал против обогащения церкви.

Матвей Башкин — против официальной церкви, осуждал холопство.

  • Церковь Вознесения

в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.

  • Покровский собор

(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.

  • Архангельский собор,

Архитектор — Алевиз Новый , 1506-1508гг.

Фёдор Конь – Белый город

Русская культура XVII века.

наука литература публицистика архитектура живопись театр
География:

В. Поярков: экспедиция на Амур;

2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;

3.1649г.- Е. Хабаров:

4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;

1. « Сказание Авраама Палицына»

2. «Повесть об Азовском осадном сидении»

( победа над турками 1641г.)

1. «Повесть о Ерше Ершовиче»;

2. «Повесть о Шемякином суде»;

3. «Калязинская челобитная» (высмеивается монастырь)

основатель Симеон Полоцкий.

1. «О Навуходоносоре царе»;

(идея: социальный мир и смягчение угнетения);

2. С. Полоцкий:
«Политика». Идея: цель самодержавного

1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль;

2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:

г) сочетание красного и белого кирпича.

Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,

1.Кремлёвский Теремной дворец;

2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;

3. Церковь Покрова в Филях (барокко);

4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).

(стремился «выписать» детали, придать объём).

3.картина «Насаждение древа государства»

XVII век: появляются парсуны – портреты

Русская культура первой половины XVIII века

образование наука театр литература быт архитектура живопись
1. «Арифметика» Магницкого;

2. «Грамматика» Смотрицкого;

3. «Букварь» Поликарпова;

4. «Первое учение отрокам» Прокоповича.

1708-1710 г.- реформа алфавита, гражданский шрифт.

1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

2.Навигацкая школа (1701г.),

3.Морская школа (1715г.);

2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада;

3. 1707г.- первый госпиталь;

1718г. – отечественные хирургические инструменты;

4.1724г.- подводная лодка (Никонов)

5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей.

6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию.

«К уму своему» (защита петровских преобразований);

2.1703г.- газета «Ведомости»;

4. «Юности честное зерцало» (правила хорошего тона).

«Правда воли монаршей»,

«Слово о власти и чести царской».

Идея: право монарха на неограниченную власть.

изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники:

-Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов);

-здание 12 коллегий

( проект Трезини, Земцова);

(началось строительство при Петре);

Русская культура второй половины XVIII века

Наука. Изобретения. Литература. Образование. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр.
1.Ломоносов – развитие молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта.

Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.

Татищев- «История Российская»;

шлифовка оптических стёкол;

-одноарочный неразводной мост;

-суда, двигавшиеся против течения;

-протезы для инвалидов.

Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир».

Карамзин «Бедная Лиза»,

журналы «Трутень» и «Живописец».

1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)

1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).

(бюсты Ломоносова, Екатерины II);

-Дом Пашкова (Баженов);

Жемчугова – крепостная актриса;

Русская культура первой половины XIX века

Наука и образование. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура. Театр Музыка.
1811г.- Царскосельский лицей;

Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;

-1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;

доказал, что Сахалин-остров.

Зинин- синтез анилина;

-Шиллинг – электромагнитный телеграф;

Черепановы – первая ж/д

-реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

-«Отечественные записки»: Некрасов

-ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима;

обилие декоративных украшений и военной эмблематики.

-эклектика – произвольное сочетание разных стилей.

Росси: Сенат, Дворцовая площадь,

Бове: Манеж, Большой театр (ампир);

Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);

Захаров: Адмиралтейство (ампир);

Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);

Тон: Большой Кремлёвский дворец,

Храм Христа Спасителя

Монферран: Иссакиевский собор,

Брюллов: «Последний день Помпеи», «Всадница»;

Иванов: «Явление Христа народу»;

Венецианов: «Жатва», «На пашне», «Гумно»,«Пастушок»;

Федотов «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Анкор, ещё анкор!», «Завтрак аристократа»

Клодт – «Укрощение коня» на Аничковом мосту;

Русская культура второй половины XIX века

Наука. Живопись Скульптура. Архитектура. Музыка. Театр.
География. Этнография.

Математика. Чебышев, Ковалевская;

Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),

Химия .Менделеев – (периодическая система),

Бутлеров (основы органической химии).

Жуковский, Можайский, Циолковский

Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,

Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.

Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.

Перов: «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»,

Мясоедов: «Земство обедает», Пейзажи.

Шишкин: «Утро в сосновом бору»,

Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван IV и его сын», «Запорожцы пишут письмо», «Арест пропагандиста»

Серов: «Девочка с персикамиСуриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» Поленов: « Московский дворик»,

Левитан: «Март», «Золотая осень»,

Саврасов: «Грачи прилетели»,

Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», Верещагин: «Апофеоз войны».

Микешин, Опекушин «Тысячелетие России»

Антокольский: «Иван Грозный», «Ермак»,

Шервуд, Семёнов: Исторический музей,

1866г.- Московская консерватория

Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев

Бородин: «Князь Игорь»,

«Борис Годунов», «Хованщина»;

Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.

Скачать можно, нажав Ctrl+S.

Рекомендуем:

Главная » Подготовка к ЕГЭ по истории » История русской культуры в таблицах

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: